Конспект занятия для детей старшей логопедической группы по развитию лексико-грамматических категорий

Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей старшей группы «Зимующие птицы».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
zim_ptitsy.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей подготовительной группы «Зимующие птицы».

ЦЕЛЬ: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

  1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Зимующие птицы».
  2. Образование сложных прилагательных,
  3. Совершенствование грамматического строя речи.
  4. Воспитывать у детей усидчивость, желание заниматься.

Предметно- пространственная образовательно- развивающая среда: предметные картинки с изображением птиц, разрезные картинки, мяч, цветные карандаши, снежный ком.

Индивидуальная работа : Самат Ч. Алёна Т. Елизар К. Даша К.

Дети стоят в кругу.

Л. –Ребята, какое сейчас время года?

Л. – Какая зима? (передаю снежный ком)

Д. Зима морозная, снежная, холодная, метельная и.т.п.

2. Введение в тему.

1. Л.- Как называются птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях?

Д. – Это зимующие птицы.

Л. – Мы с вами сегодня будем говорить о зимующих птицах. Многих из них вы видели на улицах нашего города. Предлагаю детям поиграть.

Игра “Птички” (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

Птички прыгают, летают. (Имитируют руками взмахи крыльев

Птички прыгают, поют. и совершают повороты туловища в стороны)

Птички крошки собирают, (Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе,

Зернышки клюют постукивать по коленкам)

Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой)

Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой)

Клювики почистили, (Повороты головы вправо – влево)

Дальше полетели (Имитируют руками взмахи крыльев)

И на место сели. (Дети садятся на стульчики)

3.Беседа с детьми. Каких птиц мы называем зимующими? (зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края) Назовите известных вам зимующих птиц (дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел)

4.Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах (дети отгадывают загадки, логопед выставляет картину птицы)

К зернышкам прыг!

Кто это? (Воробей.)

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Нос как топор (Дятел)

И воркует, и клюет. (Голубь)

5. Упражнение «Найди ошибку»

– сорока сидел на заборе,

6. Игра «Пожалуйста»

7. «Скажи наоборот»: Закончи предложения:

Воробей маленький, а ворона – …

У синицы хвост короткий, а у сороки – …

Голубь тяжёлый, а воробей – …

У синицы клюв тонкий, а у вороны – …

8. Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

птица – птичка, пичужка

воробей – воробышек – воробьишко

снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

голубь – голубка, голубок

Логопед . Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

9. Игра «Снежки». Лепить будем не простые снежки из снега, а снежки из слов.

– Если у дятла длинный клюв, он какой? (длинноклювый)

– Если у сороки длинный хвост, она какая? (длиннохвостая)

– Если у вороны черная голова, она какая? (черноголовая)

– Если у синицы короткие ноги, она какая? (коротконогая)

– Если у снегиря красная грудь, он какой? (красногрудый)

– Если у сороки белые бока, она какая? (белобокая)

10. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей ритмично сжимают и разжимают кулачки

Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрестно сложенными ладонями

Две синицы, воробей, на каждое название птицы дети

Шесть щеглов и голубей, загибают по одному пальчику на обеих руках,

Дятел в пестрых перышках. начиная с больших

Всем хватило зернышек! Трут большими пальчиками об указательные

11. Какое слово лишнее? Почему?

Ворона, синица, лебедь , воробей. (Лишнее слово – лебедь, потому что это – перелетная птица, а все остальные – зимующие.)

Крыло, клюв, снегирь , хвост. (Лишнее слово – снегирь, потому что это- целая птица, а остальные – части птицы.)

Ворона , сорока, снегирь, сова. ( Лишнее слово – ворона, потому что слово начинается на звук (В), а остальные – на звук (С)

Сорока, ворона, синица , воробей. ( Лишнее слово – синица, потому что начинается на мягкий звук, а остальные на твердый звук )

12. Дорисуйте птицу. Какая птица получилась?

13. Итог: – Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах. Что нового и интересного вы узнали?

– А что мы должны сделать для зимующих птиц.

Дети: Повесить кормушку, насыпать в нее семечек, крошек.

Педразвитие

Автор: Барбосова Надежда Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Конспект занятия учителя-логопеда с использованием песочной терапии по развитию лексико-грамматических категорий у детей старшей группы на тему: «Лесные звери»
Дата публикации: 17.12.2019
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия учителя-логопеда с использованием песочной терапии по

развитию лексико-грамматических категорий у детей старшей группы на тему:

Цель: Закрепление материала по теме «Лесные звери», развитие лексико-грамматических

продолжать знакомить с песком, песочницей и правилами поведения в ней;

создавать условия для экспрессивной и импрессивной речи детей.

создавать условия для получения детьми сведений об окружающей дикой природе

(жилища животных, питание, детеныши);

воспитывать любовь к окружающему миру;

закреплять знания о способах передвижения различных животных;

расширять словарный запас.

развивать умение следовать установленным правилам.

Автоматизировать звуки Р и Рь в словах;

Уточнять значения простых предлогов места (в , под);

Закрепить знания по теме;

взаимодействие детей с песком;

– Ребята, вот мы опять оказались в удивительной Песочной стране. А встречает нас здесь

(кто?) хранительница песочного мира – Черепашка. Она добрая волшебница, охраняет

песок от всяких недобрых гостей, знает много, сказок, но поделится всем этим только с

тем, кто будет соблюдать её правила. Давайте вспомним их!

Правила Черепашки: (дети вспоминают правила, кладут камешек на песок)

1.Береги песчинки – старайся их не выбрасывать из планшета.

2.Песчинки не любят, когда их берут в рот или бросаются ими.

3.Поиграл с песком – помой руки или вытри влажной салфеткой.

Чтобы погрузиться в мир песка Черепашка предлагает произнести заклинанье:

Черепашка, мы с тобой

В мир песочный войдем!

И песок не высыпать.

Упражнение «Здравствуй песок!»

Педагог просит детей «поздороваться» с песком:

– дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми

– дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней;

– перетереть песок между ладонями.

– Ребята, давайте развеселим песок, пощекочем его. Покажите!

пощекочем двумя руками. Давайте его пощекочем между ладонями. Вот мы и развеселили

2. Основная часть.

Педагог. Сегодня нам Черепашка предлагает совершить путешествие в лес, ведь кто-то в

лесу нуждается в помощи. А скажите мне, пожалуйста, чего в лесу много? (деревьев,

листьев, грибов, ягод, кустов, пеньков и т. д.).

попрятались, давайте их поищем! (дети по одному кисточкой раскапывают песок)

Вот – вот я вижу чей-то хвостик, как вы думаете, чей это хвост (беличий) (ответы

Правильно, а вот еще чей – то хвостик, посмотрите рыжий, пушистый, как вы думаете,

чей? (лисий) (ответы детей).

Молодцы, а вот еще маленький, коричневый, чей это хвост? (медвежий) (ответы детей).

Педагог. Молодцы ребята мы спасли с вами всех зверей, но теперь надо помочь им найти

свой домик. Где живет белочка? (в дупле). Ребенок приносит дерево с дуплом.

Правильно, иди (имя ребенка) проводи белочку до дома. Следы у белочки маленькие делай

дорожку указательным пальчиком.

Где живет лиса? (в норе под деревом, правильно, иди (имя ребенка) проводи лисичку до

дома. Следы у лисички побольше, делай их тремя пальчиками.

Где живет Медведь? (в берлоге). Правильно, иди (имя ребенка) помоги мишке добраться до

своей берлоги. Следы у медведя большие, делай их кулачком.

Следы у медведя большие, поэтому делай дорожку большим пальчиком.

Физкультминутка. Ребята, отойдите от песочницы и покажите как ходит медведь, как

бегает лиса, как прыгает белочка.

Дети бегают на носках, скачут и прыгают на двух ногах, подражая животным. В ходе выполнения

физкультминутки Мудрая Черепаха отмечает тех, кто наиболее удачно сымитировал животных.

Педагог. Ребята, а скажите как называются детеныши этих животных?

у белки бельчонок-много бельчат

у лисы лисенок-много лисят

у медведя-медвежонок-много медвежат

Педагог. Ой, слышите, к нам кто то спешит. Это же маленький бельчонок.

Бельчонок. «Здравствуйте ребята! Мама белка попросила меня помочь ей собрать запасы

на зиму, может быть вы поможете их собрать?

Воспитатель. Ребята, поможем бельчонку? (да, а что белочки заготавливают на зиму?

(грибы, орехи, шишки, рябину, кедр) правильно!

Бельчонок. Мне нужно 5 грибов и 5 шишек, а я еще маленький и не умею считать.

(Педагог в это время раскладывает грибы, шишки, орехи в песочнице)

Педагог: (имя ребенка) иди, помоги бельчонку собрать 5 грибов.

(ребенок собирает грибы, складывая в корзинку с проговариванием)

1 гриб, 2 гриба, 3 гриба, 4 гриба, 5 грибов

Молодец, теперь (имя ребенка) иди, помоги бельчонку собрать орехи.

1 орех, 2 ореха, 3 ореха, 4 ореха, 5 орехов.

Молодец, теперь (имя ребенка) иди, помоги бельчонку собрать шишки.

1 шишка, 2 шишки, 3 шишки, 4 шишки, 5 шишек

Педагог. А чтобы другие животные не расстроились, давайте им приготовим пироги.

воспитатель в это время опрыскивает песок из пуливизатора)

Ну, вот, теперь можно приступать к работе (дети лепят пироги, приговаривая:)

Мы сегодня не ребята, мы сегодня поварята

Тесто сладкое возьмем, и ватрушек испечем!

Педагог. Посмотри мишка нравятся тебе наши пироги?

Медведь. Спасибо вам ребята, чудесные получились пироги. До свидания!

Педагог. Ребята, вы сегодня очень помогли лесным жителям. Расскажите что вы делали?

Мы в песочек поиграли, (гладим песочек)

Наши пальчики размяли, (сжимаем, разжимаем ладошки)

Мы песочек отряхнём, (трем ручки, отряхивая песочек)

Наши пальчики потрём. (трем каждый пальчик)

Педагог предлагает попрощаться с Черепашкой и произнести прощальное заклинание:

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

Татьяна Сайботалова
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

Сайботалова Татьяна Андреевна

Специальный детский сад №13 «Алтынай»

Павлодарская область, г. Экибастуз

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

«Путешествие по лесным тропинкам».

Образовательная область : «Коммуникация»

Раздел: «Развитие речи»

Тема : «Составление рассказа по картинкам с опорой на графическую схему. Образование однокоренных слов»

Коррекционно-образовательные цели. Расширять знания детей о диких животных; дать знания о внешних признаки, повадках, как передвигаются, чем питаются, где живут. Учить составлять предложения по картинкам с помощью наглядных моделей. Продолжать учить образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные; согласовывать числительные с существительными; упражнять в употреблении однокоренных слов и упражняться в подборе эпитетов согласование прилагательных с существительными; подбирать определения к существительным.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением диких животных и их детёнышей, модели слов-действий и предлогов, СD проигрыватель с записью звуков леса, рисунки с изображением диких животных, цветные карандаши, пластилин, краски, ножницы, клей всё по количеству детей.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, чтение рассказов В. Бианки.

Словарная работа:

Предметный: заяц, зайчонок, лиса, детеныши диких животных, белка, волк, медведь, лиса, заяц,нора, логово, берлога, дупло, корм, клык, мех, шерсть,

туловище, брюхо, голова, морда, шея, хвост, копыта, рога, лапы, ноги, когти, зубы, клыки.

Бегать, прыгать, скакать, лазать, спать, кормить, запасать, ловить, нападать, добывать (пищу, собирать, сушить, прятаться, дрожать, убегать, догонять, искать, выслеживать.

Жить, лежать, плавать, нырять, ловить, греться, возить, помогать, ползать, бежать, прыгать, добывать, купаться, греться, выслеживать (добычу, притаиться, рычать.

Дикий, хищный, слабый, сильный, хитрый, осторожный, быстрый, ловкий, трусливый, пугливый, пушистый, лохматый, бурый, косолапый, неуклюжий, страшный, злой, голодный, рыжий, серый, белый, короткий, длинный, заячий, беличий, медвежий, полезный.

Ход занятия :

Логопед проводит с детьми круг радости, затем обращает внимание на следы на полу группы. Дети по проложенным следам проходят в центр группы. Логопед обращает внимание детей, что в группе что-то изменилось. –Ребята, посмотрите вокруг, куда это нас привели следы? Правильно, мы с вами оказались в зимнем лесу (в группе стоят плоскостные деревья- ели). –

Д игра «Кто знает больше слов?» Логопед бросает мяч и называет любое дикое животное дети должны подобрать слова – определения. Белка какая? Ловкая, шустрая, запасливая. Лиса какая? Хитрая, быстрая, осторожная и т. д. Медведь какой? Неуклюжий, косолапый, бурый, сильный. Волк какой? Сильный, злой, серый. Заяц какой? Трусливый, быстрый, длинноухий, белый.

-Молодцы. Сколько много слов назвали!

Посмотрите, здесь под ёлкой что-то лежит, дети находят «волшебные очки». Логопед : – Я поняла -это волшебные очки, если в них смотреть, то можно попасть в волшебный лес и познакомиться с его жителями! –Давайте с вами оправимся в лес и захватим эти очки!

-Давайте посмотрим вокруг в волшебные очки, посмотрите, я вижу цифры, где здесь цифра один? Дети проходят к табличке с цифрой «1». Логопед : – Здесь что-то лежит, давайте посмотрим (ребёнок поднимает карточку, на которой графически изображена школьная доска и стулья)

Логопед : – Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать? Правильно, пройти к доске и сесть на стульчики. Посмотрите, здесь даже есть следы, которые указывают нам путь, давайте пройдём по следам. Дети проходят по следам к большой магнитной доске.

Логопед: – Ребята, а вы знаете, кто живёт в лесу? А как называют животных, которые живут в лесу? Правильно, дикие животные. Давайте вспомним, какие дикие животные обитают в лесу.

Составление рассказов по картинкам с опорой на графическую схему.

Дети с помощью предложенной схемы составляют рассказ о животных.

Послушайте загадку и ответьте, что это за зверь :

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Логопед вывешивает картинку на доску.

Послушайте вторую загадку:

Рыжая с пушистым хвостом, живет под кустом. (Лиса)

-Правильно, это лиса! (выставляется картинка с изображением лисы).

А вот ещё одна загадка:

Зимой белый, летом серый,

Никого не обижает, а сам всех боится. (Заяц)

Молодцы, отгадали – это заяц! (выставляется картинка с изображением зайца)

А эту загадку вы отгадаете?

Серый, зубастый, по полям рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

И эту загадку вы правильно отгадали, это волк!

А вот ещё одна загадка :

По деревьям скок-поскок!

Мех тёплый, как грелка.

Кто же это? (Белка)

Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками (Ёж)

Логопед по очереди вызывает детей и они выбирают понравившуюся картинку и по схеме составляют рассказ.

Логопед: – Молодцы, вы хорошо знаете наших диких животных, но нам надо продолжать наш путь, давайте посмотрим ещё раз в наши волшебные очки, нужно найти задание под номером «2».

Дети находят карточку с номером «2», там нарисованы конверты.

Логопед: – Смотрите, ребята, как интересно, нам надо найти конверт с заданием, посмотрите вокруг. Дети находят конверт с заданием под ёлкой.

Упражнение в образовании и употреблении однокоренных существительных.

Д/игра “Угадай, кто чей детёныш?”.

Логопед: Детеныши диких животных потерялись. Давайте поможем им отыскать их мам.

(На панно рядом с дикими животными расположены детеныши других диких животных).

Дети: У медведя – медвежата.

– Молодцы, вы хорошо знаете детёнышей диких животных! А теперь опять посмотрите в волшебные очки, какой номер карточки вы видите? Правильно, номер «3». Дети находят картинку с изображением детей, делающих зарядку.

Логопед : – Ну вот, наступило время сделать нам зарядку, но не простую, а лесную.

Звучит музыка в записи МП3 Суворовой «Лесная зарядка» Дети выполняют движения в соответствии со словами песни.

– Молодцы, ребята, а сейчас нам нужно идти дальше по нашему волшебному лесу. Надевайте очки и находите следующую цифру с заданием! Дети находят задание под номером «4».

На табличке изображены дети, сидящие за столом.

Логопед: – О чём говорит эта картинка? Правильно, нужно пройти к столам, там для вас есть задания.

Составление предложений по опорным схемам-моделям.

Дети распределяются по подгруппам. Выполняется задание на составление предложений с использованием слов-моделей. Например – Заяц живёт в лесу.

-Молодцы, ребята, вы все хорошо справились с заданием! Ну, а теперь нам нужно возвращаться в детский сад! Давайте опять наденем наши волшебные очки (звучит музыка). – Ну, вот мы и вернулись с вами в детский сад, в нашу группу! Вам понравилось путешествие? Мне тоже понравилось. Ой, а это что такое? – Посмотрите -это краски, кисточки, ножницы и бумага, а здесь вот и пластилин лежит, давайте с вами по желанию нарисуем животных или может быть кто-то хочет вырезать и наклеить понравившееся животное? Дети проходят к столам и выбирают по своему усмотрению, что они будут делать, лепить, рисовать или вырезать.

Логопед вносит в группу воздушные шары синего, красного и зелёного цвета, олицетворяющие настроение. Дети выбирают, какой им больше всего нравится шарик и объясняют свой выбор.

Комплексно-тематическое планирование по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей логопедической.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий «Транспорт» Видео Ход занятия 1. Орг. Момент Кондукторам езда везде, С большою сумкой кожаной. Ему всегда, ему весь день В трамваях ездить можно. Большие.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «Домашние животные» Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема:.

Конспект занятия по НОД в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи «Посуда» Конспект занятия по НОД в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Посуда» (взаимодействие специалистов).

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР Занятие по развитию лексико-грамматических категорий. Тема: Сложносочиненное предложение с союзом А. Цели: – обучающая: • научить детей.

Конспект занятия по развитию речи и развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ЗПР Тема: «Путешествие в страну Гномию». Цели занятия: 1. Закрепление предлогов в, на, под, к, у, над, от, за. 2. Умение составлять предложения.

Конспект занятия в старшей группе с общим недоразвитием речи «Домашние животные» Тема: «Домашние животные» Цель: Учить детей составлять предложения с использованием имен существительных в творительном падеже единственного.

Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи старших дошкольников Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи. Планета «Детство» Цели занятия – Совершенствовать.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе «Продукты питания»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе по теме: « Продукты питания».

Цели занятия: 1.Уточнение представления о продуктах питания, их значения для здоровья человека.

2.Обучение образованию относительных прилагательных.

3. Активизация употребления близких по значению глаголов (жарить, варить, печь, кипятить)

4.Совершенствование умения самостоятельно задавать вопросы, участвовать в диалоге.

5. Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, логического мышления.

Оборудование 1.Крупа в прозрачных пакетиках. (манка, гречка, рис, горох)

2.Предметные и сюжетные картинки, муляжи овощей и фруктов.

3. Игрушки – Машенька.

Организационный момент. Речевая игра “Здравствуй”

Логопед читает стихотворение, дети действуют согласно тексту:

Я здороваюсь везде – дома и на улице,

Даже “Здравствуй” говорю я соседской. курице (Дети показывают “крылышки”).

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце).

Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо).

Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают “ветерок”).

Здравствуй, маленький дубок! (Показывают “дубок”).

Здравствуй, Утро! (Жест вправо).

Здравствуй, День! (Жест влево).

Нам здороваться не лень! (Разводят обе руки в стороны).

Логопед. К нам сегодня в гости пришла Маша и принесла с собой загадки, отгадайте их ребята

1. «Теплый, мягкий и блестящий,

С корочкой такой хрустящей!

Спросим мы у детушек:

«Что же это? … (хлебушек)

2. Из крупы ее сварили,

Эй, ну где же ложка наша!

Так вкусна на завтрак (каша)

3. Сделан он из молока,

Но тверды его бока.

В нем так много разных дыр.

Догадались? Это …сыр.

-Хлеб, каша, сыр – как мы это всё можем назвать одним словом? ( продукты )

Ребята Маша говорит, что ей надо приготовить обед, а для этого нужно купить продукты, но она не знает где их продают. Ребята поможем Маше.

– А где можно приобрести продукты ? В магазине, а точнее в гастрономе. Гастроном – это магазин, где продают продукты .

Логопед: А как называется профессия человека, который продает продукты ? ( продавец )

Сумку в руки мы берем,

Наклоняются и берут воображаемую сумку.

В магазин с тобой идем.

Шагают на месте.

В магазине же на полках

Не шарфы и не футболки.

Поднимают руки вверх и отрицательно покачивают голо вой.

Вкусно пахнет здесь всегда,

Поворот головы вправо, затем влево с вдыханием воздуха.

В доме — вкусная еда.

«Дом» над головой.

Логопед: Ну вот, ребята мы и пришли в магазин. И Маша говорит, что ей надо купить крупу для каши.

Ребята, какие крупы вы знаете (рис, гречка, манка, пшено, кукурузная крупа, перловка, геркулес и т д. Крупы относятся к сыпучим продуктам, к ним относятся и макароны, вермишель, горох, фасоль.

Логопед: Назовите свои продукты и скажите , какая каша из них получится?

На столах у детей в пакетиках сыпучие продукты .

Д/игра «Из чего, какой, какая?»

каша из манки – манная

каша из гречки – гречневая

каша из риса – рисовая

каша из пшена – пшенная

каша из перловки – перловая

каша из кукурузы – кукурузная

Логопед: Какая ещё может быть каша? (горячая, холодная, вкусная, густая, жидкая, молочная, рассыпчатая)

Логопед: Ребята, а если мы варить суп. Назовите свои продукты и скажите , какой суп из них получится?

суп из гороха – гороховый

суп из фасоли – фасолевый

суп из вермишели – вермишелевый

суп из геркулеса – геркулесовый

суп из риса – рисовый

Логопед: Какой ещё может быть суп? (горячий, холодный, теплый, солёный, пересоленный, недосоленный, полезный, вкусный)

Логопед: А сейчас нужно купить рыбу и мясо. Ребята где мы будем искать рыбу в магазине (в рыбном отделе) а мясо (в мясном).

Дети, а какая рыба продаются в рыбном отделе (речная, морская, свежая, соленая, копченая, сушеная). Как можно приготовить рыбу. (можно пожарить, запечь, посолить.) Молодцы ребята.

Логопед: Ну, пойдемте в мясной отдел за мясом. Посмотрите, что еще продается в мясном отделе (колбаса, сосиски, сардельки, котлеты… Продукты из мяса какие (мясные) …

Логопед: Ребята, какие блюда можно приготовить из мяса. (котлеты, тефтели, отбивные, суп, плов. Молодцы!

Пальчиковая гимнастика «Повар»

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

(ребром ладони стучат по столу)

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье.

Мешает суп кочергой,

Угли бьёт поварёшкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень доволен он!

(загибают пальчики, начиная с большого)

То, то был винегрет, когда починили свет

Логопед: Ребята, а где нужно искать молоко в магазине (в молочном отделе) А какие молочные продукты вы знаете (молочные продукты : масло, сыр, кефир; йогурт, ряженка, творог).

Логопед: Ну а теперь нам нужно купить овощи и фрукты, где мы будем их искать ( в овощном отделе). Ребята, что можно приготовить из овощей ( винегрет, салат, суп, …) а из фруктов ( компот, варенье, кисель..)

Игра: Скажи по образцу:
Персик большой, а яблоко еще больше.
Абрикос маленький, а слива ……………
Груша сладкая, а банан ……………
Мандарин сочный, а апельсин ……………
Абрикос мягкий, а слива …………….

Логопед: А теперь нам нужно купить хлеб, где мы будем его искать ( в хлебобулочном отделе) А что еще продается в этом отделе ( булочки, хлеб, баранки, пряники, печенье, пироги..) А из чего сделаны хлеб, булочки…( из муки).

Игра «Скажи наоборот».

Черствый хлеб — свежий хлеб
густая каша — жидкая каша
горячий чай — холодный чай
сырое яйцо — вареное яйцо
грязная морковь — чистая морковь.

Логопед: Ребята, а Маша очень любит конфеты и шоколад. Где мы можем найти эти продукты (в кондитерском отделе).

Игра «Составь словосочетание».

Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник, чайник?

С чем стакан, если в нем. (вода, молоко, компот, сок)?

С чем кастрюля, если в ней. (суп, борщ, картошка)? С чем чашка, если в ней. (чай, кисель, кофе, молоко)? С чем банка, если в ней. (капуста, варенье, мед, мука)?

Игра с мячом « Думай и отвечай»

Логопед: (бросает мяч ребенку и задает вопрос). Котлеты жарят или варят? Скажите, что еще варят?

Дети: Рыбу, яйца, картофель.

Логопед: Хлеб пекут или тушат? Что еще пекут?

Д. Пироги, торты, печенье.

Логопед: Компот кипятят или варят?

Д. Кашу, суп, макароны.

Подбор обобщающего слова.

Логопед: (Показывает изображения) Как назвать одним словом капусту и морковь?

Логопед: Начинка из овощей какая?

Логопед: Как назвать одним словом клубнику и малину?

Логопед: Начинка из ягод какая?

Логопед: Молодцы! Все хорошо справились с заданием!

Логопед предлагает детям повторить считалку.

«Жили-были сыр, котлеты,

Мармелад, зефир, конфеты,

Соки, овощи и фрукты,

Называем их – продукты ,

Называем их – еда,

Очень любим их всегда!

Логопед: Ребята кому мы сегодня помогали? Где мы сегодня побывали? Что мы делали? Вам понравилось? Молодцы ребята!

Занятие по развитию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР III уровня старшей группы. Тема: “Признаки зимы”

вс., 23.12.2012

Масленникова Алена Валерьевна,

МАДОУ д/с № 92 к/в

Задачи:

Образовательные: систематизация и закрепление знаний детей о зиме, ее приметах, зимних явлениях природы.

  • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • расширение лексического запаса, активизация словаря прилагательных (признаков), глаголов (действий);
  • развитие слухового внимания, зрительного восприятия;
  • образование родственных слов к слову «снег»;
  • распространение предложения введением в него однородных членов;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
  • развитие творческой фантазии и воображения;
  • развитие диафрагмального дыхания.
  • воспитание культуры поведения на занятии;
  • совершенствование навыков работы в команде, умения действовать слаженно, сообща;
  • создание на занятии доброжелательной эмоционально-насыщенной атмосферы совместного творчества детей и педагога.
  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, отгадайте загадку: Снег идет, под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята

– Снова к нам пришла… зима!

(Презентация: слайды с музыкальным сопровождением П.И. Чайковского цикл «Времена года» – «Декабрь»)

2. Беседа. Что за время года на картинках? Как вы узнали?

Логопед: Дети, помогите мне отобрать картинки с зимними явлениями.

Игра «Бывает-не бывает».

Зимой бывает снег. Зимой не бывает травы.

Зимой бывает лед. Зимой не бывает зеленых и желтых листьев.

Зимой бывают сосульки. Зимой не бывает луж. И т.д.

(Дети выставляют картинки с зимними явлениями на доску)

3. Работа с родственными словами.

Игра «Назови родственные слова»

Дети называют родственные слова по картинкам: снег, снежки, снегирь, снежинка, снеговик, подснежник, Снегурочка.

(Логопед вывешивает картинки на доску).

Сюрпр. момент: прилетает «Мудрая Сова» приносит картинки: снегоход, снегоуборочная машина.

Игра с мячом «Вспомни слова» (картинки на доске)

Дети встают в круг. Логопед кидает мяч ребенку, тот возвращает его обратно, называя родственное слово.

Игра «Поэты» (И.Лопухина)

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …
С неба падают пушинки серебристые …
На дорогу и лужок осыпается …
вот веселье для ребят все сильнее …
Вот веселые деньки, все бегут играть ….
Словно в белый пуховик нарядился …
Рядом – снежная фигурка. Это – девочка …
А на ветку посмотри с красной грудкой …

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил .

4. Физминутка

Речедвигательная игра «Мы с тобой снежок слепили…» (Н.В.Нищева)

Раз, два, три, четыре,

Загибают пальчики начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили –

«лепят» меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий

Показывают круг, сжимают ладони вместе,

Гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий.

Подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх.

Ловят воображаемый снежок.

Роняют воображаемый снежок.

артикуляционная гимнастика

Логопед: Ребята, давайте вместе с язычком почистим снег во дворе.

«Лопатка» Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 секунд.

«Почистили лопаткой нижние зубы».

«Сдуть снежинку» (материал: маленькие бумажные снежинки из салфеток)
Взрослый показывает, как сдуть “снежинки” с раскрытой ладони. Следит, чтобы плечики у детей не поднимались, чтобы вдох производился носиком, живот при этом «надувается», выдох плавный. Вторая рука лежит на животе для контроля дыхания. Ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

Логопед: Вдыхаем носиком, надуваем животик, выдыхаем, не надувая щеки.

5 . Подбор слов-признаков и слов-действий.

Игра “Волшебная сосулька” (упр. «Подбирай, называй, запоминай».)

До кого дотронется сосулька, тот и отвечает.

Подбор слов – признаков: Зима (какая?): холодная, морозная, долгая, ранняя, поздняя, теплая, снежная, радостная, ветреная.

Подбор слов – действий : мороз (что делает?) -…

Снежинки зимой (что делают?) – …

Ветер зимой (что делает?) – …

6. Пальчиковая игра на развитие фонематического восприятия.

Логопед: ребята, вы любите кататься на лыжах? Пойдемте скорее кататься!

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на стол резьбой вверх. Указательный и средний пальцы встают в них, как в “лыжи”. Двигаемся на “лыжах”, делая по шагу на ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной поры!

7. Гимнастика для глаз «Ищем снежинки».

Логопед: – Ребята «волшебная сосулька» нас заморозила, мы только глазками можем двигать, поищите глазами снежинки в нашем зале.

8. Игра «Живые слова» (распространение предложения определениями с помощью вопросов и схем).

1 слово – снежинки.

2 слова – падают снежинки.

3 слова – тихо падают снежинки.

4 слова – тихо падают белые снежинки.

5 слов – тихо падают белые, серебристые снежинки.

(Дети считают количество слов в предложении.)

9. Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз».

Играющие встают парами, лицом друг к другу:

Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят дзинь!

Дети стоят парами и хлопают в ладоши, пока не услышат слово «Ветер». Дети разбегаются в разные стороны бегают под музыку П.И. Чайковского. На слово «Мороз» все вместе строят снежинку.

10. Итог занятия: Что Вам сегодня особенно понравилось?

  1. Теремкова Н.Э. – Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. – М.: издательство ГРОМ, 2012. 32 с.
  2. Нищева Н.В. – картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80с.
  3. Лопухина И.С. – Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995. – 384с.
  4. ВоробьеваТ.А., Крупенчук О.И. – Логопедические игры с мячом. – СПб.: Издательский Дом «Литера»», 2009. – 64 с.
  5. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР – Москва: Просвещение, 1988. – 239 с.
  6. 24avtomama.com›t323-topic
  1. Новая тема. Беседа. Что за время года на картинках? Как вы узнали?
  2. «Отбери картинки», «Чего не бывает зимой?»
  3. «Волшебная сосулька»
  4. «родственные слова» Сова, сложные слова.
  5. Игра с мячом «Вспомни слова»
  6. Поэты

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …
С неба падают пушинки серебристые …
На дорогу и лужок осыпается …
вот веселье для ребят все сильнее …
Вот веселые деньки, все бегут играть ….
Словно в белый пуховик нарядился …
Рядом – снежная фигурка. Это – девочка …
А на ветку посмотри с красной грудкой …

  1. Мы с тобой снежок слепили.
  2. Арт. Гимн.
  3. Снежинки
  4. Гимнастика для глаз
  5. «живые слова»
  6. «льдинки, ветер и мороз» разд. Карандаши.
  7. Итог.

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000848, дата отправки 11 января 2013 г., № квитанции 62502658075213

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: “Овощи” в старшей группе для детей с ОНР

Цели:

1. Образовательные

  1. Активизация пассивного и активного словаря по теме : “Овощи”
  2. Учить составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану.
  3. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.

2. Коррекционные

  1. Развивать пространственный гнозис , внимание и мышление.
  2. Развивать мелкую, общую моторику.

3. Воспитательные

  1. Продолжить учить правильно и аккуратно пользоваться подручным материалом.

Оборудование:

  • демонстрационный материал – картинки овощей;
  • наглядное пособие “Как растут овощи”, наглядное пособие для развития пространственного гнозиса (собери овощи в корзинку);
  • свежие овощи;
  • картинно-графический план;
  • пчелиный воск;
  • салфетки.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Релаксация.

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)

2. Новый материал.

Дидактическая игра “Что лишнее”

Морковь, лисичка, огурец, капуста

– Что лишнее? (Лисичка)

Морковь, огурец, капуста-это овощи

– Сегодня мы поговорим об овощах.

– Какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей)

– Где растут овощи? (На огороде)

В огороде много гряд
Тут и репа и салат.
Тут свёкла и горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.

(Выставляются картинки овощей.)

– Овощи на огороде растут по-разному:

– У моркови, свёклы, картофеля, репы – плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй;

– У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле;

– У помидора, гороха, перца. баклажанов- плоды растут на веточках (наглядное пособие “Как растут овощи”)

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредить. У нас Крайнем Севере нет огородов, потому что лето короткое и овощи не успеют созреть, а где в нашем городе можно взять овощи ? (Правильно можно купить в магазине)

– Как будет называться магазин, в котором продают овощи? (Овощной)

По пути в детский сад я зашла в овощной магазин и купила свежие овощи.

(Свежие овощи на подносе)

3. Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану.

– Что это? (Помидор)

– Помидор – это фрукт или овощ?

– Где растёт? В саду или на огороде?

– В каком виде употребляем в пищу?

Кто попробует рассказать об луке по плану? (Ребёнок рассказывает о луке. с помощью картинно-графического плана)

5. Физминутка

В огород пойдём
Урожай соберём,
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем
Срежем мы кочан капусты
Круглый сочный ,очень вкусный
Щавеля нарвём немножко
И вернёмся по дорожке.

6. Развитие пространственного гнозиса.

– Посмотрите на доске картинки овощей и фруктов, нужно собрать только овощи в корзину, что находится справа от вас.

(Дети выходят по цепочке и собирают овощи в правую корзинку)

7. Образование относительных прилагательных от существительных.

Дидактическая игра “Повар и овощи”

– Собрали овощи в корзину, приготовим из них что-нибудь вкусное.

– Сделаем из овощей салат

– Какой получился салат? (Получится овощной салат)

– Салат из капусты? (Капустный)

– Из свёклы? (Свекольный)

– Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)

– Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре ? (Картофельное)

– Из помидор сделаем сок – томатный сок.

Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.

8. Развитие мелкой моторики.

А сейчас поработаем с воском , разомнём наши пальчики. Сегодня будем лепить овощ, а какой вы узнаете, если доскажите словечко –

– Ох,ох,ох – слепим мы горох!

– Поднесите воск к носу сделайте глубокий вдох носом. Плечи не поднимаем.

– Сейчас мы вдыхаем очень полезные вещества – которые защищают от простуды.

– Слепите две горошины.

– Ребята давайте расскажем нашим гостям о пчелином воске.

– Наверное все любят мёд?

Мёд хранится у пчёл в сотах (показ), соты строят пчёлы из воска, который выделяется у них из специальных желез на брюшке. Воском пчёлы закрывают ячейки заполненные мёдом. Мёд- это еда которой пчёлы питаются всю зиму.

– Положите горошины на салфетки.

9. Итог

– О чём мы говорили на занятии?

– Что вы нового узнали об овощах?

– Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии

– А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание:

За обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.

Читайте также:  Аттестация учителей-логопедов - ТЕСТЫ для логопедов
Ссылка на основную публикацию