Конспект занятия для детей старшей логопедической группы по развитию лексико-грамматических категорий

Занятие по развитию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР III уровня старшей группы. Тема: “Признаки зимы”

Масленникова Алена Валерьевна,

МАДОУ д/с № 92 к/в

Задачи:

Образовательные: систематизация и закрепление знаний детей о зиме, ее приметах, зимних явлениях природы.

  • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • расширение лексического запаса, активизация словаря прилагательных (признаков), глаголов (действий);
  • развитие слухового внимания, зрительного восприятия;
  • образование родственных слов к слову «снег»;
  • распространение предложения введением в него однородных членов;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
  • развитие творческой фантазии и воображения;
  • развитие диафрагмального дыхания.
  • воспитание культуры поведения на занятии;
  • совершенствование навыков работы в команде, умения действовать слаженно, сообща;
  • создание на занятии доброжелательной эмоционально-насыщенной атмосферы совместного творчества детей и педагога.
  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, отгадайте загадку: Снег идет, под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята

– Снова к нам пришла… зима!

(Презентация: слайды с музыкальным сопровождением П.И. Чайковского цикл «Времена года» – «Декабрь»)

2. Беседа. Что за время года на картинках? Как вы узнали?

Логопед: Дети, помогите мне отобрать картинки с зимними явлениями.

Игра «Бывает-не бывает».

Зимой бывает снег. Зимой не бывает травы.

Зимой бывает лед. Зимой не бывает зеленых и желтых листьев.

Зимой бывают сосульки. Зимой не бывает луж. И т.д.

(Дети выставляют картинки с зимними явлениями на доску)

3. Работа с родственными словами.

Игра «Назови родственные слова»

Дети называют родственные слова по картинкам: снег, снежки, снегирь, снежинка, снеговик, подснежник, Снегурочка.

(Логопед вывешивает картинки на доску).

Сюрпр. момент: прилетает «Мудрая Сова» приносит картинки: снегоход, снегоуборочная машина.

Игра с мячом «Вспомни слова» (картинки на доске)

Дети встают в круг. Логопед кидает мяч ребенку, тот возвращает его обратно, называя родственное слово.

Игра «Поэты» (И.Лопухина)

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …
С неба падают пушинки серебристые …
На дорогу и лужок осыпается …
вот веселье для ребят все сильнее …
Вот веселые деньки, все бегут играть ….
Словно в белый пуховик нарядился …
Рядом – снежная фигурка. Это – девочка …
А на ветку посмотри с красной грудкой …

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил .

4. Физминутка

Речедвигательная игра «Мы с тобой снежок слепили…» (Н.В.Нищева)

Раз, два, три, четыре,

Загибают пальчики начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили –

«лепят» меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий

Показывают круг, сжимают ладони вместе,

Гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий.

Подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх.

Ловят воображаемый снежок.

Роняют воображаемый снежок.

артикуляционная гимнастика

Логопед: Ребята, давайте вместе с язычком почистим снег во дворе.

«Лопатка» Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 секунд.

«Почистили лопаткой нижние зубы».

«Сдуть снежинку» (материал: маленькие бумажные снежинки из салфеток)
Взрослый показывает, как сдуть “снежинки” с раскрытой ладони. Следит, чтобы плечики у детей не поднимались, чтобы вдох производился носиком, живот при этом «надувается», выдох плавный. Вторая рука лежит на животе для контроля дыхания. Ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

Логопед: Вдыхаем носиком, надуваем животик, выдыхаем, не надувая щеки.

5 . Подбор слов-признаков и слов-действий.

Игра “Волшебная сосулька” (упр. «Подбирай, называй, запоминай».)

До кого дотронется сосулька, тот и отвечает.

Подбор слов – признаков: Зима (какая?): холодная, морозная, долгая, ранняя, поздняя, теплая, снежная, радостная, ветреная.

Подбор слов – действий : мороз (что делает?) -…

Снежинки зимой (что делают?) – …

Ветер зимой (что делает?) – …

6. Пальчиковая игра на развитие фонематического восприятия.

Логопед: ребята, вы любите кататься на лыжах? Пойдемте скорее кататься!

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на стол резьбой вверх. Указательный и средний пальцы встают в них, как в “лыжи”. Двигаемся на “лыжах”, делая по шагу на ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной поры!

7. Гимнастика для глаз «Ищем снежинки».

Логопед: – Ребята «волшебная сосулька» нас заморозила, мы только глазками можем двигать, поищите глазами снежинки в нашем зале.

8. Игра «Живые слова» (распространение предложения определениями с помощью вопросов и схем).

1 слово – снежинки.

2 слова – падают снежинки.

3 слова – тихо падают снежинки.

4 слова – тихо падают белые снежинки.

5 слов – тихо падают белые, серебристые снежинки.

(Дети считают количество слов в предложении.)

9. Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз».

Играющие встают парами, лицом друг к другу:

Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят дзинь!

Дети стоят парами и хлопают в ладоши, пока не услышат слово «Ветер». Дети разбегаются в разные стороны бегают под музыку П.И. Чайковского. На слово «Мороз» все вместе строят снежинку.

10. Итог занятия: Что Вам сегодня особенно понравилось?

  1. Теремкова Н.Э. – Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. – М.: издательство ГРОМ, 2012. 32 с.
  2. Нищева Н.В. – картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80с.
  3. Лопухина И.С. – Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995. – 384с.
  4. ВоробьеваТ.А., Крупенчук О.И. – Логопедические игры с мячом. – СПб.: Издательский Дом «Литера»», 2009. – 64 с.
  5. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР – Москва: Просвещение, 1988. – 239 с.
  6. 24avtomama.com›t323-topic
  1. Новая тема. Беседа. Что за время года на картинках? Как вы узнали?
  2. «Отбери картинки», «Чего не бывает зимой?»
  3. «Волшебная сосулька»
  4. «родственные слова» Сова, сложные слова.
  5. Игра с мячом «Вспомни слова»
  6. Поэты

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …
С неба падают пушинки серебристые …
На дорогу и лужок осыпается …
вот веселье для ребят все сильнее …
Вот веселые деньки, все бегут играть ….
Словно в белый пуховик нарядился …
Рядом – снежная фигурка. Это – девочка …
А на ветку посмотри с красной грудкой …

  1. Мы с тобой снежок слепили.
  2. Арт. Гимн.
  3. Снежинки
  4. Гимнастика для глаз
  5. «живые слова»
  6. «льдинки, ветер и мороз» разд. Карандаши.
  7. Итог.

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000848, дата отправки 11 января 2013 г., № квитанции 62502658075213

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности

Татьяна Демченко
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме «Транспорт»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности

Цели: формирование лексико-грамматических категорий языка

Коррекционно-образовательные: Расширение и закрепление представлений о транспорте, о профессиях людей, работающих на транспорте. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме “Транспорт”. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного и творительного падежах, согласование числительных с существительными). Автоматизация правильного произношения звуков (Л)

Коррекционно-развивающие: Развитие связной речи, зрительного внимания, восприятия, мышления, тонкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные: Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: предметные картинки с изображением транспорта, макет водоема, воздушный транспорт в техники оригами

Ход занятия:

Сообщение темы. Вводная беседа. Я предлагаю отправиться в сегодня в путешествие на автомобиле по стране Транспортландия.

Из-за дверей слышен шум, плач.

– Что это за шум, сейчас посмотрю.

– Незнайка, что случилось?

-«Да я из школы иду, там про машины, корабли, самолеты говорили и каким-то странным словом называли, я и не запомнил даже, а вы знаете, дети?»

– Кто из вас подскажет Незнайке это слово? – Это транспорт.

– Знаешь, что, Незнайка, а хочешь с ними в путешествие отправиться. Мы как раз отправляемся в сегодня в путешествие в страну Транспортландия. И ты много узнаешь транспорте. Но прежде,чем двинуться в путь нужно выучить одно правило:

Внимательно слушай, другим не мешай,

Когда тебя спросят – тогда отвечай.

Согласны? Итак, отправляемся в путь.

Едем, едем на машине, (имитация движения рулем)

Нажимаем на педаль, (имитация нажимания ногой на педаль)

Скорости переключаем, (“рычаг” поворачивают рукой к себе, от себя)

Смотрим пристально мы в даль. (приставляют ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли (руки сгибают в локтях перед собой, ладони

Вправо, влево чистота! (наклоняют руки вправо, влево)

Волосы ерошит ветер. (над головой шевелят пальцами)

Мы – шоферы хоть куда! (поднимают вверх большой палец)

– Ребята, посмотрите, мы прибыли с вами в порт. Какой транспорт вы видите?

Катер, лайнер, яхта, пароход, относится к какому виду транспорта?

– Почему его называют водным.

Упражнение «Пароходы».

-Какие разные по размеру пароходы плавают по морям и океанам, и звуки которые они издают тоже разные. Как вы, думаете как гудит большой пароход, маленький, средний. Автоматизация правильного произношения звука [л] (обратить внимание на положение губ и языка).

– Ребята, отгадайте о каком транспорте загадка?

Братцы в гости снарядились,

Друг за другом уцепились,

И помчались, в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд)

– Как вы догадались, что это говорится о поезде?

– К какому виду транспорта относится поезд?

– Почему его называют железнодорожным транспортом?

– Какой железнодорожный транспорт вы можете еще назвать?

Игра: «Какой» – относительные прилагательные

Наш вагон очень комфортный, современный

Читайте также:  Формирование произносительной активности у детей раннего возраста общепедагогическими и специальными методами

У него окна из стекла, значит они какие….(стеклянные)

Сиденья из кожи, значит они какие….(кожаные)

Поручни из пластмассы, они какие? ….(пластмассовые)

Крыша из металла (металлическая)

Стены из железа, значит они какие….(железные)

Двери из дерева…они какие? …. (деревянные)

Ручки из олова какие. (оловянные)

– Продолжаем наше путешествие. Мы приехали на аэродром. К какому виду транспорта относятся самолет, вертолет?

– Почему его называют воздушным?

один самолет, два самолета, … пять самолетов;

один воздушный шар-…

– Я знаю очень веселую игра про самолет. Давайте поиграем?

Смотрите в небе самолет,

А в самолете том пилот

Штурвалом ловко управляет,

И между облаков летает.

Под самолетом то гора,

То лес дремучий, то нора,

То в небо дивится народ,

То зайцы водят хоровод

Игра “Один – много ”

– Ребята, мы возвращаемся с вами в город.

Игра «Чего не стало?»: – Давайте поиграем с этими картинками. Я будуубирать по одной картинке, а дети догадаются, чего не стало.

Игра “Кто, чем управляет?”

– Ребята, мы с вами увидели и услышали разнообразный транспорт. Давайте вспомним, кто же управляет транспортом. Еще раз внимательно рассмотрите свои картинки и ответьте на вопрос «Как назвать человека, который управляет вашим транспортом»

«Кто чем управляет?»

Итог. Ребята, о чем мы сегодня разговаривали? Для чего людям транспорт? Логопед предлагает расставить картинки по видам транспорта.

Конспект логопедической НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей с ТНР Конспект фронтальной логопедической НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе «О пожаре и пожарных» «О пожаре и пожарных» Задачи Образовательные: – познакомить детей с профессией пожарного и правилами безопасного обращения с огнем; – учить.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Поможем Герде спасти Кая» учителя-логопеды: Андреева А. П., Щвецова Г. Н. Цель: создать условия для уточнения и расширения представлений о зиме и зимних явлениях..

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе «Зимующие птицы» Данная образовательная деятельность раскрывает интеграцию образовательных областей: «познавательного развития», «физического развития» и.

Конспект ООД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Деревья» в старшей логопедической группе Цель: обобщить знания по теме «Деревья». Задачи: Образовательные: продолжать учить составлять описательный рассказ о ели по схеме; Развивающие:.

Конспект по развитию лексико-грамматических категорий речи детей подготовительной группы «Зимующие птицы» Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей подготовительной группы «Зимующие птицы». ЦЕЛЬ: развитие лексико-грамматических.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи детей подготовительной группы «Моя Семья» Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей подготовительной группы «Моя семья» Цели: Коррекционно-образовательные:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «День матери» Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «День матери». Наталья Сюй Конспект.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме «Продукты питания» Цель: систематизировать знания детей о продуктах питания Коррекционно – образовательные задачи: актуализировать знания детей о продуктах.

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Путешествие в весенний лес» ирина скомаровская ООД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Путешествие в весенний лес» Тема: «Путешествие.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: “Овощи” в старшей группе для детей с ОНР

Цели:

1. Образовательные

  1. Активизация пассивного и активного словаря по теме : “Овощи”
  2. Учить составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану.
  3. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.

2. Коррекционные

  1. Развивать пространственный гнозис , внимание и мышление.
  2. Развивать мелкую, общую моторику.

3. Воспитательные

  1. Продолжить учить правильно и аккуратно пользоваться подручным материалом.

Оборудование:

  • демонстрационный материал – картинки овощей;
  • наглядное пособие “Как растут овощи”, наглядное пособие для развития пространственного гнозиса (собери овощи в корзинку);
  • свежие овощи;
  • картинно-графический план;
  • пчелиный воск;
  • салфетки.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Релаксация.

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)

2. Новый материал.

Дидактическая игра “Что лишнее”

Морковь, лисичка, огурец, капуста

– Что лишнее? (Лисичка)

Морковь, огурец, капуста-это овощи

– Сегодня мы поговорим об овощах.

– Какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей)

– Где растут овощи? (На огороде)

В огороде много гряд
Тут и репа и салат.
Тут свёкла и горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.

(Выставляются картинки овощей.)

– Овощи на огороде растут по-разному:

– У моркови, свёклы, картофеля, репы – плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй;

– У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле;

– У помидора, гороха, перца. баклажанов- плоды растут на веточках (наглядное пособие “Как растут овощи”)

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредить. У нас Крайнем Севере нет огородов, потому что лето короткое и овощи не успеют созреть, а где в нашем городе можно взять овощи ? (Правильно можно купить в магазине)

– Как будет называться магазин, в котором продают овощи? (Овощной)

По пути в детский сад я зашла в овощной магазин и купила свежие овощи.

(Свежие овощи на подносе)

3. Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану.

– Что это? (Помидор)

– Помидор – это фрукт или овощ?

– Где растёт? В саду или на огороде?

– В каком виде употребляем в пищу?

Кто попробует рассказать об луке по плану? (Ребёнок рассказывает о луке. с помощью картинно-графического плана)

5. Физминутка

В огород пойдём
Урожай соберём,
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем
Срежем мы кочан капусты
Круглый сочный ,очень вкусный
Щавеля нарвём немножко
И вернёмся по дорожке.

6. Развитие пространственного гнозиса.

– Посмотрите на доске картинки овощей и фруктов, нужно собрать только овощи в корзину, что находится справа от вас.

(Дети выходят по цепочке и собирают овощи в правую корзинку)

7. Образование относительных прилагательных от существительных.

Дидактическая игра “Повар и овощи”

– Собрали овощи в корзину, приготовим из них что-нибудь вкусное.

– Сделаем из овощей салат

– Какой получился салат? (Получится овощной салат)

– Салат из капусты? (Капустный)

– Из свёклы? (Свекольный)

– Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)

– Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре ? (Картофельное)

– Из помидор сделаем сок – томатный сок.

Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.

8. Развитие мелкой моторики.

А сейчас поработаем с воском , разомнём наши пальчики. Сегодня будем лепить овощ, а какой вы узнаете, если доскажите словечко –

– Ох,ох,ох – слепим мы горох!

– Поднесите воск к носу сделайте глубокий вдох носом. Плечи не поднимаем.

– Сейчас мы вдыхаем очень полезные вещества – которые защищают от простуды.

– Слепите две горошины.

– Ребята давайте расскажем нашим гостям о пчелином воске.

– Наверное все любят мёд?

Мёд хранится у пчёл в сотах (показ), соты строят пчёлы из воска, который выделяется у них из специальных желез на брюшке. Воском пчёлы закрывают ячейки заполненные мёдом. Мёд- это еда которой пчёлы питаются всю зиму.

– Положите горошины на салфетки.

9. Итог

– О чём мы говорили на занятии?

– Что вы нового узнали об овощах?

– Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии

– А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание:

За обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме “Мой город Псков”

Содержимое публикации

Лексическая тема: «Мой любимый город Псков »

конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы

по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи.

Активизировать и расширять словарь детей по теме;

подбирать слова, противоположные по значению (антонимы);

употребление существительных в Р.п и В.п.;

учить подбирать прилагательные к существительным.

учить составлять простое распространённое предложение с союзм «и».

Коррекционно – развивающие: – Развитие мелкой моторики;

– Развитие зрительного и слухового внимания, памяти.

Развитие логического мышления.

Развитие диалогической и монологической речи;

– Формирование положительной установки детей на участие в занятии, навыков сотрудничества, инициативности и самостоятельности.

– Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.

– Систематизировать представление о достопримечательностях г. Пскова

Оборудование: ноутбук, картинки с изображением города Пскова, достопримечательностей Пскова, карта г. Пскова

Предварительная работа: разучивание названий достопримечательностей г. Пскова». Рассматривание открыток «Город Псков».

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед игрет с детьми в игру с мячом «Один-много» .

Звучит песнека Гриши из мф «Домики» . Дети подходят к ноутбуку и смотрят заставку из мф «Домики».

Логопед: Вы узнали, из какого мультфильма песня? (Ответы детей) Как зовут главного героя? Что в мультфильме делает Гриша? (Путешествует) Как вы думаете, какой следующий город посетит Гриша? (Ответы детей) Давайте посмотрим. (изображение на ноутбуке). Как называется город? (Псков)

1. «Скажи какой?» . (Подбор прилагательных к существительным) С мячом.

красивый, древний, зелёный, чистый, уютный, родной.

Как называются жители г. Пскова?

Добрые, веселые, вежливые, дружелюбные, отзывчивые.

Логопед: Что поможет путешественнику Грише не заблудиться в нашем городе? (Ответы детей)

– В нашей группе есть карта г. Пскова? (ответы детей) Подходят к карте (на фланелеграфе). Садятся на стулья.

Какая самая главная достопримечательность нашего города? (Псковский кремль)

Кремль какой? Если он построен в древности? (древний) Если он построен из камня? (каменный) Если он стоит в г. Пскове? (псковский)

Все ли места на карте нам известны? (ответы детей)

– Найдите цифру 1 в группе и выполните задание. (ищут в группе цифру 1)

2. Упражнение «Скажи наоборот и закончи предложение» Употребление антонимов. (Размещены на доске)

Читайте также:  Совместная деятельность логопеда с детьми (ОНР-III, второй год обучения)

Логопед: «Посмотрите на фотографии, с видами города Пскова и сравние их» ( картинки на мольберте)

В нашем городе есть улица узкая, а есть … (широкая)

Есть дорога длинная, а есть. (короткая)

Есть река мелкая, а есть . (глубокая)

Есть тропинка прямая, а есть. (кривая)

Есть путь далекий, а есть … (близкий)

Есть дом высокий, а есть . (низкий)

Есть мост широкий, а есть … (узкий).

Дом старый, а есть (новый).

Автобус быстрый, а есть ещё (медленный).

Парк тихий, а есть ещё (шумный).

Логопед: молодцы, вы справились с заданием, получаете фотографию Что на ней изображено? (Детскй парк). Степа, прикрепи картинку к карте.

3. «Найди и назови» (Недостающие фрагмены). Составление предложений с союзом «и».

Логопед: Найдите в группе цифру 2. (ищут в группе. Садятся за столы) Посмотрите на фотографии зданий нашего города. Вы их узнали? (ответы детей)

Логопед: Вам нравятся такие фотографии? (Ответы детей) Найдите недостающий фрагмент вашей фотографии.

Чего нет у э того здания , Ваня? (Не хватало крыльца и окон).

Что ты нашел, Степа? Я нашёл окно и дверь.

Чего не хватало на твей фотографии, Даня? (не хватало крыши и окон).

Какие части здания ты нашел, Илья? Я нашёл крыльцо и дверь.

Что ты прикрепил? Я прикрепил крышу и окна.

Логопед: Вы получаете фотографию. Что на ней изображено. (Памятник княгине Ольге). Прикрепляем к карте.

Логопед: найдите цифру 3.

4.Вопросы о городе по типу игры «Четвертый лишний» (развитие логического мышления) . Стоят у мольбертов.

Илья, какое из э тих деревьев не растет в нашем городе? (Береза. дуб, клен, пальма) (Зачеркиваю маркером)

Какое из э тих животных не обитает в псковских лесах? (Медведь, ёж, волк, лев)

Какая из этих птиц не живёт в Псковских краях? (Ворона, воробей, голубь, пеликан)

Какого пассажирского транспорта нет в нашем городе (Автобус, такси, троллейбус)

Какого здания нет в нашем гроде? (Дс «Чебурашка», кукольный театр, рижская гостиница, цирк).

Логопед: Вы получаете еще одну фотографию. (Памятник Пушкину и няне. (Прикрепляем к доске.)

5. Составление рассказа о городе Пскове по карте по плану:

Какие реки протекают в г. Пскове?

Как называются жители города Пскова?

Какие есть достопримечательности?

За что что я люблю свой город?

Куда бы вы пригласили Гришу? (Открываем последнюю картинку на карте). Наш детский сад

Подведение итога занятия

Логопед: Дети подходят к ноутбуку. Гриша говорит вам спасибо.

План-конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка для детей старшего дошкольного возраста с ОНР – III уровня
Тема «Посуда»

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по лексической теме.

  • Активизировать у детей предметный, глагольный словарь, словарь признаков и обобщающих понятий по теме «Посуда»;
  • Развивать умения образовывать относительные прилагательные;
  • Закрепить навык образования имён существительных ед.ч. с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -чк- ;
  • Развивать умение образовывать существительные мн.ч., Р.п.
  • Развивать зрительное внимание (игра «Где какая?»);
  • Развивать умение координировать речь с движениями;
  • Развивать общую моторику.
  • Формировать навык сотрудничества и доброжелательности;
  • Прививать бережное отношение к посуде.

Оборудование: картинка Федоры, картинки посуды на магнитах, медали для детей, картинки “один-много”.

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня в гости к нам пришла Федора. Посмотрите, какая она грустная, что же у неё случилось, как вы думаете?

Дети: от неё сбежала посуда

Логопед: верно! От неё сбежала вся посуда, а почему?

Дети: потому что она её не мыла.

Логопед: правильно, она за ней не ухаживала, не мыла. А как мы должны ухаживать за посудой?

Дети: мыть, протирать и складывать в шкаф.

Логопед: правильно ребята, поможем с вами Федоре, чтобы посуда к ней вернулась? Тогда напомните ей, какая бывает посуда? Если посуду используем для чаепития, то она какая?

Дети: чайная.

Логопед: а как называется посуда, в которой мы готовим?

Дети: кухонная.

Логопед: молодцы, а из какой посуды мы с вами едим?

Дети: столовая.

Логопед: верно, вот сейчас ребята, мы с вами поиграем в игру.

1.1. Игра «Где какая?»

(Дети поочереди подходят к столу и распределяют картинки посуды на соответствующую полку.)

Логопед: ребята, а посуда сделана вся из одного материала?

Дети: нет

Логопед: верно, посуда может быть из разных материалов, например чашка из фарфора, какая чашка? – фарфоровая.

(Проводится игра “Что из чего”.)

1.2. Игра «Что из чего?»

Тарелка из дерева (какая тарелка?) – деревянная;

Стакан из стекла (какой стакан?) – стеклянный;

Кувшин из глины (какой кувшин?) – глиняный;

Тарелка из пластмассы (какая тарелка?) – пластмассовая;

Кружка из керамики (какая кружка?) – керамическая;

Кастрюля из метала (какая кастрюля) – металлическая.

Логопед: молодцы ребята! Давайте мы с вами отдохнём вставайте в круг. (Выполняют движения по тексту.)

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Голова на тонкой ножке,

Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес (сделать большой круг).

Логопед: молодцы! Мы с вами научили Федору как надо любить посуду и теперь она её ласково называет. Кружку она называет кружечка, а вы как назовёте ласково?

1.4. Игра «Назови ласково»

Логопед: молодцы ребята! А если к Федоре мы придём в гости, ей понадобится много посуды, например, одна чашка, а много будет чего?

Дети: чашек

1.5. Игра «Один-много»

Одна тарелка – много тарелок;

Один чайник – много чайников;

Одна кастрюля – много кастрюль;

Одна сковородка – много сковородок;

Один стакан – много стаканов;

Одна ложка – много ложек;

Одна кружка – много кружек.

III. Итог занятия

Логопед: ой ребята, посмотрите какая Федора стала весёлая, добрая. К ней вернулась вся посуда, теперь она будет её любить и ухаживать. Тётушка Федора благодарит вас за помощь и дарит вам вот такие красивые медали.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы по теме ” Зимушка-Зима”.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Логопед здоровуется с детьми и просит их встать в круг прослушать зимнююю распевку, по ходу распевки дети показывают руками различные вида зимней одежды( пуховик, шапка).Далее загадывается загадка о зиме: ” белоснежная красавица детям взрослыи очень нравится?-( ЗИМА).Коллективное составление звуко-слоговой схемы слова ЗИМА.

2. Логопед начинает игру ” СНЕЖКИ” Пословицы и поговорки о зиме.ДЕКАБРЬ ГОД КОНЧАЕТ, И ЗИМУ.

3.Дети проходят за столы и начинают играть в игру” Какой-какая?” подбирая слова признаки к предметам и явлениям природы: ЗИМА-какая. СНЕГ-какой.

4.Далее идет игра” Выложи схему предложения” дети составляют по одному предложению о зиме и выкладывают схему

5.Дыхательная гимнастика ” Запах нового года”.

6. Дети выходят в круг, где проводится игра с мячом ” Скажи наоборот” ( одеваться-раздеваться, замерз-. отогрелся)

7.Пальчиковая гимнастика ” Снежинки”

8.Игра ” Подбери родственное слово”( ЗИМА, ЗИМУШКА, ЗИМОВЬЕ, ЗИМНЯЯ, ОЗИМЫЕ)

Дети встают и проходят к столу для коллективного составления из разрезанных частей большой картинки, где изображен медведь, затем составляются предложения, где зимуют звери.

Скачать:

ВложениеРазмер
zimushchka_zima_no_3.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-образовательные цели. Актуализация словаря по теме “Зима”. Обогащение словаря прилагательными и однокоренными словами. Развитие навыка чтения.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков звукового анализа слов и анализа предложений, речевого дыхания, артикуляционной и тонкой моторики, координации речи с движением.

Воспитание инициативности, самостоятельности, любви к зиме и зимним явлениям.

Материал. Наборы для выкладывания звуковой схемы и схемы предложений, карточки-снежинки для чтения предложений, мячик, карточки-шифровки слов зима, снег, лед , мороз ; блюдца с дольками мандаринок.

1. Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина:

Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам.

Песни севера петь

По лесам и степям.

Называние зимних месяцев детьми.

2.Упражнение “Выложи схему”. Педагог просит детей составить о зиме по одному предложению и выложить схемы составленных предложений. После этого каждый ребенок по схеме анализирует своё предложение. Дети убирают наборы на место.

3. Игра “Какой, какая?” Педагог называет слова, а дети подбирают признаки к предметам и явлениям.

Зима (какая?) – холодная, морозная, снежная, веселая, радостная, долгая, ледяная…

Снег (какой?) – белый, пушистый, мягкий, чистый, серебристый, сверкающий…

Мороз (какой?) – сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий …

4. Упражнение “Запах Нового года”. Педагог задает детям вопрос: “Что вам нравится зимой больше всего?” Когда дети ответят “Новый год”, предлагает им вспомнить запах Нового года. Дети перечисляют запахи. Потом им раздаются дольки мандаринок на блюдцах, и проводится игра. Дети глубоко вдыхают запах мандарина и на выдох произносят “Ах! Как вкусно пахнет!”

5. Упражнение “Сравни и расскажи”. Педагог предлагает детям сравнить лед и снег. (Снег мягкий, а лед …твердый; снег пушистый, а лед… гладкий; снег белый, а лед… прозрачный; снег тает быстрее, а лед… медленнее).

6.Подвижная игра “Зима” на координацию речи с движением:

Вот снежинки вниз летят, (Руки подняты вверх, постепенно опускающиеся

На дома и на ребят. кисти рук изображают падающие снежинки.)

Мы на улицу пойдем. (Ходьба по кругу с размахиванием руками)

И в снежки играть начнем. (Наклониться, “слепить снежок”, бросить.)

Падай снег, веселей! (Руки поднять вверх, постепенно опускать и поднимать.)

Будет все кругом белей. (Круговые движения руками).

Мы снежинки, мы пушинки (руки в стороны, повороты влево, вправо)
Покружиться мы не прочь (кружимся вокруг себя, руки вверх “фонарики”)
Мы снежинки – балеринки
Мы танцуем день и ночь (пружинка, взмахи руками)
Мы деревья побелили (работают кисти вытянутых вперед рук)
Крыши пухом замели (взмахи рук над головой)
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли. (пружинистые приседания с плавными движениями рук перед собой)

7. Игра “Семейка слов”. Педагог называет слово зима, а дети подбирают однокоренные слова. Зима- зимушка- зимовать- зимующие- зимовье – зимовка- зимняя- озимые. Если дети будут затрудняться, педагог помогает вопросами:

Как ласково называют зиму? Зачем медведь в конце осени впадает в спячку? Как называются птицы, которые не улетают в тёплые края? Как называется одежда, которую носят зимой? Как называются злаки, которых сеют осенью? Как называется сказка о том, как звери зимовали?

8. Педагог предлагает детям поиграть со снежинками. Пальчиковая гимнастика “Снежинки”:

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладошке)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладошке)

Но где же, снежинки? В ладошке вода.

(На 1 вопрос сжать, а на 2 разжать кулачки)

Куда же исчезли снежинки? Куда?

(На 1 вопрос сжать, а на 2 разжать кулачки)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи…

(Ритмичные потряхивания ладошками)

Как видно, ладошки мои горячи.

(Ритмичные потряхивания ладошками)

9. Упражнение “Шифровки”. Педагог предлагает детям карточки-шифровки слов: зима, снег, лед и просит угадать, какие слова там зашифрованы. Если дети затрудняются, сначала коллективно выкладывается звуковая схема слова зима , находят это слово на шифровке, а после звуковые схемы слов лёд, мороз, снег .

10. Упражнение “Волшебные снежинки”.

С неба падают снежинки,
Не спеша, они летят.
Ты поймай снежинку в руки,
Прочти предложение для ребят.

Детям раздаются карточки в форме снежинок, напечатанными предложениями. Дети читают предложения: Вот и зима! Везде снег. Снег идет. На дубе сидит сова. А под дубом – снеговик. На сосне тоже сидит сова. Снег падает с неба. И под сосной снеговик.

11. Итог и окончание занятия. Педагог спрашивает у детей о том, какие задания понравились, что было трудным, что лёгким. Просит оценить работу сверстников на занятии и подводит итог.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Родной край».

Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?».

Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос».

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно – ласк.

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова.

Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: “Продукты питания”.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: ” Мой город – Саранск”.

Конспект занятия для детей старшей логопедической группы по развитию лексико-грамматических категорий

автор: Филиппова Ирина Леонидовна

учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 93 Фрунзенского района

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе

для детей с ОНР по теме «Путешествие на голубом вагоне»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе

для детей с ОНР по теме «Путешествие на голубом вагоне»»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.
Задачи:

  1. Образовательные задачи:
  2. Закрепить знания детей о транспорте.
  3. Уточнить понятия: транспорт, виды транспорта: воздушный, водный, наземный.
  4. Учить согласовывать числительные с существительными.
  5. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме творительного падежа, составление предложений с предлогами «в», «на» с использованием схем)
  6. Упражнять в употреблении простых глаголов-антонимов, в образовании глаголов при помощи приставок при, вы, у, по, под.

6.Продолжать учить составлять предложения с противительным союзом а.

7.Корректировать нарушения слоговой структуры слова. Развитие динамического праксиса.

  1. Развивающие задачи:
  2. Активизировать и обогащать словарный запас по теме.
  3. Развивать словесно-логическое мышление, слуховое внимание, воображение.
  4. Развивать у детей смекалку, сообразительность.
  5. Развивать координацию речи с движением.

III. Воспитательные задачи:

1.Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах.

2.Воспитывать интерес к познавательным знаниям.

Предварительная работа:

— на музыкальных занятиях (прослушивание и разучивание детских песен из мультфильмов о транспорте, игра «Едим -Летим-Плывём»); разучивание загадок о транспорте.

-на занятиях воспитателя (чтение художественных произведений о транспорте, выполнение на занятиях физкультминуток и игровых зарядок по теме);

-наглядные (картинка с изображением транспорта, предметные картинки, опорная схема с обозначением видов транспорта: водный , воздушный , наземный );

-словесные (беседа, вопросы, загадки);

-практические (подвижные игры «Едем-Летим-Плывем», «Поезд», «Автобус», упражнение «Собери из частей»).

Оборудование: столы, стулья по количеству детей, картинка с изображением поезда, картинки с разными видами транспорта, опорная схема с обозначением видов транспорта, музыкальная игрушка крокодил Гена, модели для игры «Посчитай-ка», мяч, схемы предлогов «в», «на»; газета «Правда», письмо Гены.

  • Орг. Момент.

1.Дети встают в круг. Игра « Назови соседа ласково»

«Встаньте , дети ,встаньте в круг.

Ты- мой друг, и я –твой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся»

Логопед: Ребята ,сегодня утром к нам в детский сад приходил почтальон. Он принес вам письмо. Давайте я его вам прочитаю.

Письмо Крокодила Гены:«Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на свой день рождения. Приезжайте, пожалуйста, на поезде с голубыми вагонами. С нетерпением жду, крокодил Гена»

-Сегодня мы с вами отправимся в гости к крокодилу Гене на поезде. Откуда отправляются поезда? Дети называют, что с железнодорожного вокзала. Демонстрация картинки поезда с вагончиками.

-До вокзала мы поедем на машине.

4.Координация речи с движением «Ехали ,мы ехали»

Ехали мы, ехали, ( дети ходят и вращают воображаемый руль

К мосту подъехали. перед собой)

На мост въехали. ( поднимают руки вверх и встают на носочки)

С моста съехали, ( приседают)

Снова поехали . (ходят и вращают воображаемый руль)

К елке подъехали,

Елку объехали ( совершают поворот вокруг своей оси)

И на вокзал приехали.

5.Прослушивание и отгадывание звуков транспорта

-Чтобы получить билет на поезд, вам нужно отгадать звук транспорта

Дидактическая игра «Угадай на слух транспорт»

Логопед по очереди включает детям запись сигналов, производимых различными видами транспорта — скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.

Мотивация: за правильно угаданный звук ребенок получает билет на поезд, на котором указан номер вагона.

  • Основная часть.

-Ребята , наш путь будет интересен и сложен. На каждой станции вам нужно будет выполнить интересное задание.

Дети встают друг за другом «паровозиком» в соответствии с номером билета.

– Наш поезд отходит от станции и начинает набирать скорость.

Дети хлопками повторяют ритмический рисунок.

Поезд трогается, набирает скорость (дети выполняют ритмический рисунок движения поезда хлопками)

Далее дети «едут», повторяя стих «Мчится поезд»

Мчится поезд во весь дух.

Первая станция «Загадай-ка»

Загадки о транспорте. Дети загадывают друг другу разученные загадки.

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька (машина)

Не машет крылом, а летает.
Не птица, а птиц обгоняет (самолет)

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Носит обувь из резины.

А питается бензином (автобус)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет винтокрылый … вертолет

Пятнадцать Братцев
Любят кататься.
Первый с трубой
Ведёт всех за собой (поезд)

Очень рано за окном

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорогам

Ходят красные дома (трамвай)

Паровоз без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл —
Прямо по морю пошёл! (пароход)

— Наш поезд отправляется в путь и следующая станция «Называй-ка»

-Мы с вами говорили, что транспорт бывает воздушный, водный, наземный.

Показ опорной схемы с обозначением видов транспорта.

— У вас в руках картинки, назовите, что на них нарисовано и прикрепите к подходящей схеме.

Дети называют транспорт и соотносят со схемой.

— Мы продолжаем путешествие и следующая станция «Угадай-ка»

ИГРА «Угадай, что это? »

— руль, фары, кабина, колёса — это детали машины

— два колеса, руль, фара — это детали мотоцикла

— крылья, хвост, корпус — это детали самолёта

— палуба,каюта, штурвал — это детали корабля

— рельсы, труба, кабина — это детали паровоза.

А следующая станция « Помогай-ка»

Игра «Скажи наоборот» (игра с мячом)

Я назову предложение, а вы скажите наоборот.

Моя машина в гараж заехала. — А моя машина из гаража … выехала.

Мой самолет прилетел. — А мой самолет … улетел.

Мой поезд от станции отошел. — А мой поезд к станции … подошел.

Мой корабль подплыл к пристани. — А мой от пристани … отплыл.

Мой трамвай подъехал к цирку. — А мой от цирка … отъехал

Мой автобус заехал на мост. — А мой съехал с моста.

— Наш поезд приближается к станции «Отдыхай-ка».

— Ребята выходите из поезда поиграть .

Игра «Едим –летим—плывем» Если на картинке воздушный транспорт изобразите, как летим, водный – плывем, наземный – едем. Примерный набор картинок: машина, самолёт, пожарная машина, корабль, ракета, вертолет, скорая помощь, троллейбус, поезд.

— Садимся в вагончики, едем дальше, следующая станция «Посчитай-ка».

— Нужно посчитать от 1 до 5 любой транспорт, следите за окончаниями (с использованием модели)

Например, одна лодка, нет лодки, две лодки, пять лодок, маленькая лодочка.

— На пути станция «Подбирай-ка».

Игра «Кто чем управляет?» (профессии на транспорте)

Следующая станция «Придумай-ка»

Перед детьми на магнитной доске картинки транспорта.

Составление предложений с использованием схем предлогов в, на.

Сейчас мы будем составлять предложения о транспорте ,используя при этом схемы предлогов. Схемы каких предлогов вы видите на доске?

Дети отвечают, что это схемы предлогов в и на.

Составьте предложение с предлогом в или на

В троллейбус сел дедушка. В грузовике кирпичи. Я еду на легковой машине.

Молодцы! Вы грамотно построили предложения!

— Наше путешествие продолжается, мы на станции «Шутил-ка».

— Ребята, давайте я в киоске куплю газету «Правда» Пока есть время на станции, мы её и почитаем. Перед детьми газета «Правда»-свежие новости от старухи Шапокляк . Дети исправляют предложения.

  • Дом подъехал к машине.
  • К вокзалу подплыл поезд.
  • Стемнело , и фары включили водителя.
  • У винта отвалился вертолет.
  • По лодке медленно плывет река.
  • По машине ехала дорога.
  • Пожар тушит пожарную машину.
  • Самолет управляет пилотом.

И последняя станция «Рисовал-ка»

Дети заштриховывают голубым карандашом поезд, дарят рисунки Крокодилу Гене под мелодию «Пусть бегут неуклюже»

— Наше путешествие подошло к концу. Беседа. Похвала детей, вручение медалей за старание.

Ссылка на основную публикацию