Конспект занятия для детей ОНР (6 лет) по развитию лексико-грамматического строя речи

План-конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка для детей старшего дошкольного возраста с ОНР – III уровня
Тема «Посуда»

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по лексической теме.

  • Активизировать у детей предметный, глагольный словарь, словарь признаков и обобщающих понятий по теме «Посуда»;
  • Развивать умения образовывать относительные прилагательные;
  • Закрепить навык образования имён существительных ед.ч. с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -чк- ;
  • Развивать умение образовывать существительные мн.ч., Р.п.
  • Развивать зрительное внимание (игра «Где какая?»);
  • Развивать умение координировать речь с движениями;
  • Развивать общую моторику.
  • Формировать навык сотрудничества и доброжелательности;
  • Прививать бережное отношение к посуде.

Оборудование: картинка Федоры, картинки посуды на магнитах, медали для детей, картинки “один-много”.

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня в гости к нам пришла Федора. Посмотрите, какая она грустная, что же у неё случилось, как вы думаете?

Дети: от неё сбежала посуда

Логопед: верно! От неё сбежала вся посуда, а почему?

Дети: потому что она её не мыла.

Логопед: правильно, она за ней не ухаживала, не мыла. А как мы должны ухаживать за посудой?

Дети: мыть, протирать и складывать в шкаф.

Логопед: правильно ребята, поможем с вами Федоре, чтобы посуда к ней вернулась? Тогда напомните ей, какая бывает посуда? Если посуду используем для чаепития, то она какая?

Дети: чайная.

Логопед: а как называется посуда, в которой мы готовим?

Дети: кухонная.

Логопед: молодцы, а из какой посуды мы с вами едим?

Дети: столовая.

Логопед: верно, вот сейчас ребята, мы с вами поиграем в игру.

1.1. Игра «Где какая?»

(Дети поочереди подходят к столу и распределяют картинки посуды на соответствующую полку.)

Логопед: ребята, а посуда сделана вся из одного материала?

Дети: нет

Логопед: верно, посуда может быть из разных материалов, например чашка из фарфора, какая чашка? – фарфоровая.

(Проводится игра “Что из чего”.)

1.2. Игра «Что из чего?»

Тарелка из дерева (какая тарелка?) – деревянная;

Стакан из стекла (какой стакан?) – стеклянный;

Кувшин из глины (какой кувшин?) – глиняный;

Тарелка из пластмассы (какая тарелка?) – пластмассовая;

Кружка из керамики (какая кружка?) – керамическая;

Кастрюля из метала (какая кастрюля) – металлическая.

Логопед: молодцы ребята! Давайте мы с вами отдохнём вставайте в круг. (Выполняют движения по тексту.)

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Голова на тонкой ножке,

Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес (сделать большой круг).

Логопед: молодцы! Мы с вами научили Федору как надо любить посуду и теперь она её ласково называет. Кружку она называет кружечка, а вы как назовёте ласково?

1.4. Игра «Назови ласково»

Логопед: молодцы ребята! А если к Федоре мы придём в гости, ей понадобится много посуды, например, одна чашка, а много будет чего?

Дети: чашек

1.5. Игра «Один-много»

Одна тарелка – много тарелок;

Один чайник – много чайников;

Одна кастрюля – много кастрюль;

Одна сковородка – много сковородок;

Один стакан – много стаканов;

Одна ложка – много ложек;

Одна кружка – много кружек.

III. Итог занятия

Логопед: ой ребята, посмотрите какая Федора стала весёлая, добрая. К ней вернулась вся посуда, теперь она будет её любить и ухаживать. Тётушка Федора благодарит вас за помощь и дарит вам вот такие красивые медали.

Конспект занятия для детей с ОНР 6–7 лет по развитию лексико-грамматического строя речи «Относительные прилагательные»

Ульянова Анастасия
Конспект занятия для детей с ОНР 6–7 лет по развитию лексико-грамматического строя речи «Относительные прилагательные»

Конспект занятия для детей с ОНР (6-7 лет) по развитию лексико-грамматического строя речи по теме «Относительные прилагательные»

– Закрепление навыка образования и употребления относительных прилагательных.

– Закрепление навыка согласования относительных прилагательных с именами существительными.

Развитие и активизация словаря по темам «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Посуда».

Развитие внимания, мышления, памяти, быстроты реакции.

Оборудование: мяч, магнитофон, корзина с овощами и фруктами, баночки с крупами (манка, греча, рис, геркулес, горох, игрушка би-ба-бо Поваренок, изображения деревьев (клен, рябина, дуб, осина, каштан, разноцветные листочки с этих деревьев (по 4-5 каждого вида, изображение стола, тарелки, вилки, салфетки, супа, салата, чашки, конфет.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Игра с мячом «Что бывает?».

Логопед кидает мяч детям и предлагает назвать:

Что бывает овощным?

– что бывает фруктовым?

– что бывает шерстяным?

– что бывает стеклянным? И т. д.

Л. Сегодня мы поговорим о том, из чего сделан предмет.

II. Основная часть.

1. Игра «Дары осени».

Логопед выставляет на стол корзину с овощами и фруктами.

Л. Осень – время сбора урожая! Посмотрите, сколько в корзине овощей и фруктов!

Что можно приготовить из овощей? (супы, запеканки, салаты.) Из фруктов? (соки, пироги.)

Логопед раздает каждому ребенку фрукт или овощ.

Л. Скажите, что вы приготовите из того, что я вам дала и какое будет ваше блюдо. Я приготовлю из картофеля картофельный суп.

2. Игра «Вкусная каша».

Логопед просит детей подойти к столу, где стоят баночки с крупами – манка, греча, рис, геркулес, горох. Дети называют крупы.

Л. Каждый из вас должен придумать, какую кашу он сварит из этих круп. Ответ должен быть не одним словом, а полным предложением (я хочу сварить. я сварю. я приготовлю.)

3. Игра «Да – нет».

Логопед достает игрушку БИ – БА- БО (поваренка).

Л. Дети, поваренок хочет угостить нас вкусным блюдами.

П. Из огурцов мы сделаем огурцовый салат.

Л. Дети, правильно ли сказал поваренок? Какой салат можно приготовить из огурцов?

Л. Поваренок, ты рассказывай, что будешь готовить, а ребята будут тебя поправлять, если ты ошибешься.

П. Кабачёчная икра, ананасовый пирог, морковочный салат, банановый йогурт, томатный сок, яблоковый компот, мармеладный десерт, картошечное пюре, лимоновая конфета, капустовый салат, луковый

суп, шоколательная конфета, рыбная запеканка, грибовый суп и др.

Если сказанное соответствует действительности,то дети отвечают: Да. Если нет,то говорят: Нет и дают правильный вариант ответа.

Игра «Осенние листочки».

Логопед назначает ведущих.Дети-ведущие держат над собой картинки с изображениями деревьев: клен, рябина, дуб, осина, каштан.

Логопед разбрасывает по полу разноцветные листочки с этих деревьев (по 4-5 каждого вида).

Л.Сейчас мы поиграем в такую игру: я включу музыку, вы будете собирать листочки. Лиза, Ваня – с клена, Алена и Костя – в дуба и т. д. Как только я выключу музыку, вы должны подбежать к своему дереву.

Л. Назовите, какие листочки вы собирали («мы собирали кленовые листочки».).

Игра проводится 3-4 раза, ведущие постоянно меняются.

5. Игра «Скажи по-другому».

Логопед зовет детей к доске. На доске – изображение стола.

Л. Я убедилась, что вы знаете много разных вкусных и полезных блюд. Значит, пора приглашать гостей! Я буду рассказывать о том, как мы накроем на стол, а вы мне поможете.

Вот стол, он из дерева, значит, он какой? (деревянный) Накроем его красивой скатертью из хлопка. Скатерть какая?

На стол поставим тарелки из стекла. Тарелки какие?

И вилки из серебра. Вилки какие?

Положим салфетки из бумаги и ткани. Они какие?

Сначала угостим гостей салатом из фруктов. Салат какой?

После салата подадим суп из овощей. Суп какой?

Предложим гостям чай. Поставим чашки из фарфора.

На десерт подадим конфеты из шоколада. Они какие?

Логопед поочередно выставляет на доску изображения стола, тарелки, вилки, салфетки и т. д.

III. Итог занятия.

О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи «Домашние животные и их детеныши» Конспект нод по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР «Домашние животные и их детеныши».Подготовила.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей среднего дошкольного возраста «Огород. Овощи» Конспект по развитию лексико- грамматического строя речи для детей среднего возраста. Тема. «Огород. Овощи» 1. Расскажите ребёнку, что овощи.

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Дикие животные наших лесов» Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Дикие животные наших лесов» для детей подготовительной.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе на тему «Профессии» Форма организации: фронтальное Тип занятия: тематическое Категория детей: дети подготовительной группы речевого детского сада Цель: Закрепить.

Консультация для педагогов «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников» Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Консультация для родителей «Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей» Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР У детей с общим недоразвитием речи в пятилетнем.

Развитие грамматического строя речи посредством экологических знаний для детей с ОНР Аннотация Грамматический строй в онтогенезе развития речи изучается ребенком независимо и самостоятельно, в процессе копированию речи тех,.

Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей. Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект занятия для детей с ОНР (6 лет) по развитию лексико-грамматического строя речи «Мальчик-наоборот»

Александрова Н.Б
учитель-логопед, ГБОУ СОШ №349

Тема: Использование в речи детей глаголов в разной форме

Возраст детей: 6лет

Диагноз: Общее недоразвитие речи

• Учить образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида;

• Активизировать в речи детей употребление глаголов

• Учить составлять предложение по картинке с действием

• Учить детей правильно подбирать глаголы-антонимы

• Учить употреблять сложносочинённые предложения

• Учить детей соотносить движения с глагольными формами

2. Коррекционные задачи:

• Закрепить чёткое произнесение поставленных звуков в спонтанной речи

• Провести работу по профилактике дисграфии

• Развивать зрительное и слуховое восприятие

• Развивать связную речь

3. Воспитательные задачи:

• Развивать у детей чувство языка

• Воспитывать дружеское отношение друг к другу

1. Организационный момент.

Сегодня к нам пришли в гости ваши родители и воспитатели. Скажем им «Доброе утро».

Ребята будьте внимательны, сядет тот, кто назовёт действие, которое мы совершаем в детском саду.

2. Игра «Кто больше»

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто больше». Вы будете называть слова, а я вам давать жетоны. Кто больше соберёт жетонов, тот будет победителем.

– Что делает мама дома?

– Что можно делать с куклой?

– Что делает врач?

– Что делает продавец?

Посчитайте жетоны. Сегодня в нашей игре победил …

3. Сказка о мальчике – наоборот.

Сейчас я вам расскажу одну историю. Жил-был мальчик, упрямый, непослушный. Он всё делал наоборот. Велит мама ему ложиться спать, а он встаёт. Просит повернуться, а он отворачивается, просит собрать игрушки, а он раскидывает. Мама очень огорчилась и назвала сына мальчиком –

Наоборот (вывешиваю картинку мальчика) Когда мама один раз сделала всё наоборот, сын сразу понял как это неприятно и исправился.

– Вспомните слова с противоположным значением?

4. Игра «Зеркальные буквы»

Ребята посмотрите на доску,

Мальчик – наоборот перепутал все буквы. Подумайте, можно ли исправить буквы?

Прочитайте, какое слово получилось?

Кто такая бабушка? А вот и наша бабушка идёт!

5. Игра «Путаница»

Старенькая я ребятки и всё перепутала, что надо делать сначала, а что – потом.

Давайте поможем бабушке! Если бабушка сказала правильно сидите ровно, а если не правильно, то поднимайте две руки вверх. Слушайте внимательно.

«Сначала я сажусь за стол, а потом помою руки»

«Сначала я мою посуду, потом её вытираю»

Читайте также:  Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука (ш) в словах

«Сначала я застёгиваю пальто, а потом его надеваю»

«Сначала я варю суп, а потом его ем»

«Сначала я бельё вешаю сушить, а потом его стираю»

Пошла я ребятки, стирать бельё.

А мы сейчас поиграем и отдохнём.

Подвижная игра «Делай сам»

Один из участников игры – водящий, остальные, взявшись за руки, образуют круг.

Водящий (идя по кругу) говорит

На слова «Тебя хлопну по плечу» круг останавливается. Водящий слегка ударяет ребёнка и называет действие, которое он должен выполнить. Тот, кто правильно выполнит задание, становится новым ведущим.

7. Игра «Картинки – перевёртыши»

-У вас на столе лежат картинки. Рассмотрите их. Я называю слово, а вы говорите противоположное. Если вы угадаете, о чьей картинке идёт, я вам покажу свою картинку.

– Составьте предложения по картинкам.

8. Игра «Что делал, что сделал»

– Разделимся на две команды.

– Первая команда выбирает картинки, которые отвечают на вопросы (что делает?) Вторая команда выбирает картинки, которые отвечает на вопрос (что делал?).

9. Подведение итогов

– Что интересного узнали на занятии?

Я гуляю, я занимаюсь, я играю и т.д.

Стирает, убирается и т.д.

Куклу можно причёсывать и т.д.

Врач выписывает лекарства и т.д.

Продавец взвешивает товары и т.д.

Вставать- ложиться, поворачиваться, отворачиваться, убирать – разбрасывать

Буквы можно перевернуть наоборот.

Это мамина мама. Это папина мама.

Сначала надо мыть руки, а потом садиться за стол.

Сначала надо надеть пальто, а потом его застёгивать

Сначала надо бельё постирать, а потом вешать его сушить.

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи для детей 6-7 лет с ОНР.
план-конспект занятия на тему

Конспект коррекционного занятия по развитию лексико – грамматического строя речи для детей 6-7 лет с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyatie_po_razvitiyu_leksiko.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР.

Направление деятельности : «Познавательное. Социально-личностное» Доминирующая образовательная область «Коммуникативная».

Тема: «Плывет, плывет кораблик…»

Возрастная группа : дети 6-7 лет.

Подготовила: Дубинина Людмила Дмитриевна,

учитель – логопед I квалификационной категории

ГБОУ АО «Малышок», г. Астрахань

– тренировать навыки словоизменения и словообразования;

– практически использовать в речи глаголы с разными приставками (от, у, при, за, про, до)

– стимулировать функции речедвигательного аппарата.

– развивать диалогическую речь и мелкую моторику;

– закрепить знания и представления о яйце;

– расширять, активизировать словарь по теме;

– развивать мышление, наблюдательность, слуховое внимание;

– развивать умение подбирать имена прилагательные к существительным.

– учить использовать кухонное оборудование;

– воспитывать элементарные правила поведения на кухне;

– удовлетворять потребность детей в ощущении себя умелыми, как взрослые.

Работа над словарем : заплыл, приплыл, доплыл, уплыл, кипеть, вкрутую, электрическая плита, омлет, яйцо-яйца, кок.

Виды детской деятельности в НОД :

  • Игровая.
  • Коммуникативная.
  • Трудовая.
  • Познавательно-исследовательская.
  • Продуктивная.
  • Физическая.

Оборудование: Ножи, разделочные доски, фартуки, шапочки, зубочистки, тарелки (мелкие), вилки, ложки (столовые), кусочки хлеба, скатерти, салфетки бумажные, маски «столовые приборы», ширма, электрическая плита, продукты питания (яйца, сыр, колбаса, болгарский перец, петрушка), аудиозапись А.Зацепина «Море, ты слышишь, море», бумажные кораблики, ёмкости с водой, часы.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

На предыдущем занятии дети сделали бумажные кораблики путём оригами. Перед детьми ширма, оформленная в морской тематике (за ней всё необходимое к занятию, руки у детей чистые).

Физкультминутка. Текст детям знаком.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

И работать начинаем.

(на столе стоят ёмкости с водой, дети берут свои кораблики и под песню А.Зацепина «Море, ты слышишь, море….) проводится дыхательное упражнение «Ветер надувает паруса», где предлагается детям с разной силой подуть на парус своего кораблика – слабый ветерок, ветер усиливается, сильный ветер, ураган. Следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.

Логопед. Ребята, на каждом корабле есть свой кок, а по-нашему повар.

Мы сегодня превратимся в коков (даёт каждому ребёнку белый фартук и поварской колпачок), будем готовить и правильно накрывать на стол. А из чего будем готовить? Отгадайте, загадку:

«Может и разбиться,

Может и свариться,

Если хочешь, в птицу

Логопед. Давайте, ребята, мы проведём эксперимент с яйцами, но сначала скажите: «Какое бывает яйцо?

Дети. Белое, овальное, светло-коричневое, свежее, несвежее, варёное, сырое.

На столе лежат 2 яйца (одно из них вареное, другое сырое) как можно это определить, не разбивая их?

Дети высказывают предположения.

1 опыт. Да, яйца нужно покрутить на столе как волчки и понаблюдать, что одинаковые по виду яйца крутятся совершенно по-разному.

Объяснение: есть такое физическое явление – как центр тяжести.

В вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса и центр все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.

2 опыт: «Плавающие яйца» Свежее или Несвежее? Надо опустить яйцо в воду, если тонет, то свежее, если плавает, то какое? (ответ)

Логопед. Для того, чтобы сварить яйцо, какие действия будете делать?

Логопед. Пока яйца будут вариться, вы расскажите о правилах безопасности работы с электричеством и ножом.

• Не подносить нож к лицу, не играть им.

• Использовать нож по назначению.

• Не включать электроприборы без взрослого.

Логопед. Что происходит с водой?

Дети. Она греется и кипит.

Логопед обращает внимание на часы: через сколько минут яйцо сварится вкрутую и предлагает запомнить эту цифру.

Логопед. Пока яйца кипят в кастрюле на плитке, мы поиграем в одну игру

«Где используются яйца?»

Дети. В яичнице, в омлете, в салате, в супе, в тесте.

По окончании варки, каждый кок делает кораблики из готовых продуктов. Перечисляют и указывают действия: яйцо резать пополам, колбасу, сыр, болгарский перец – на ломтики.

Логопед. Для того, чтобы кораблики получились правильными и не утонули, давайте разогреем наши пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика «Кораблик»

А нам пришло время поиграть, наши пальчики размять. А поможет нам в этом стихотворение Агнии Барто «Кораблик».

По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
(Из ладоней сложить лодочку и имитировать как она плывет-раскачивается)

На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
(Показать одной рукой четыре пальца и раскачивать кистью этой руки в такт)

У них ушки – на макушке,
(Руки приставить к голове, показывая ушки)

У них длинные хвосты.
(Одну руку отвести назад за спину, показывая хвост волнообразными движениями всей рукой)

И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!
(Сделать из пальцев кошачьи коготки и имитировать царапанье)

Практическая деятельность. Дети готовые кораблики ставят на тарелку, на которой лежит голубая салфетка, олицетворяя собой море.

Логопед: Ребята, хотите послушать одну историю о королевстве столовых приборов. Присядьте ко мне на диванчик.

Сказка «Королевство столовых приборов»

…Было это или не было, а если было, то очень давно. В королевстве столовых приборов среди всякой посуды жили не тужили ложки, вилки, ножи. А королевством тем правил король Беспорядок и королева Ленивица. В таком королевстве, где правит беспорядок, как правило, нет никакого порядка. Поэтому вилки, ножи, ложки располагались на столе как хотели. Но однажды они так перемешались, что не нашли себе места и перепугались. Стали спорить и кричать, где кому из них лежать. Долго спорили они и решили идти за советом к тарелке.

Дети с атрибутами (вилка, нож, ложка): Подошли и с поклоном обратились: «Ты, тарелка, умна. Рассуди нас, кому какое место занимать на столе?» И, конечно же, умная тарелка дала им совет:

Ребенок с маской тарелки:

Для вас центром буду я.

Место справа дам ножу.

Рядом ложку положу,

Вилку положу я слева,

Чтоб зубцами вверх смотрела.

Логопед. Вилки, ложки и ножи поблагодарили умную тарелку и разошлись. И с тех пор из королевства исчезли король Беспорядок и королева Ленивица. Там воцарились порядок и уют. Ложки и ножи всегда лежат справа от тарелки, а вилки зубцами вверх слева.

Пусть съедобные кораблики постоят в порту, вы снимите фартуки подойдите ко мне. Возьмите свои бумажные кораблики и поиграем в игру «Принеси кораблик».

Дети находятся на одной стороне группы. На противоположной стороне на расстоянии 3-4 метров раскладываются бумажные кораблики. Педагог предлагает добежать до игрушки по дорожке, обозначенной линиями, взять одну и принести ему, а потом громко и ясно произнести, изменив слово, плыл, например: доплыл. Усложнение. Можно составить предложение (Кораблик отплыл от берега и поплыл). Так все дети по очереди образовывают новые слова. В конце игры дети «выходят в море», двигаясь по всей группе. Педагог помогает, хвалит детей за сообразительность, подводит итоги.

Логопед (приглашает всех к столу). Угощайтесь, угощайтесь, милые ребята! Всем спасибо за внимание! Приятного аппетита!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий и связной речи по теме «Семья».

Формирование лексики и грамматики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности.

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексичес.

Занятие по лексической теме: “Посуда”.

Занятие по лексической теме: “Посуда”.

Основная цель дошкольного образования – полноценное формирование и всестороннее развитие личности каждого ребёнка. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в усло.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Тема «Осень».

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в логопедической группе

Программное содержание

1) Познавательная задача:

  • уточнить представления детей о зимующих птицах, уметь по описанию узнавать их, правильно называть их.

2) Коррекционно-речевая задача:

  • упражнять детей в умении использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательным значением;
  • закреплять правильное употребление предлога НА;
  • добиваться правильных и полных ответов;
  • активизировать словарь детей существительными, обозначающими названия птиц, их внешний вид; глаголами, обозначающими действия птиц; прилагательными, описывающими внешний вид птиц, их повадки;
  • развивать произвольное внимание, расширять объём памяти через игру «Кого не стало?».

3) Воспитательная задача:

  • учить выслушивать ответы товарищей;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам.

Подготовка

Панно «Зимний парк»; картинки с изображением зимующих птиц (голубь, сова, воробей, ворона, ворона, сорока, синица, снегирь, дятел) – большие и маленькие; кормушка; ёлочки; ворона – игрушка; забор; птичьи пёрышки; раскраски; карандаши; аудиозапись (с голосами птиц, с голосом вороны).

Предварительная работа

  • рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц;
  • наблюдение за птицами на прогулке;
  • беседы о зимующих птицах;
  • дидактическая игра «Назови птицу ласково»;
  • дидактическая игра «Подбеги к птице, которую назову»;
  • дидактическая игра «Улетает – не улетает»;
  • дидактическая игра «Узнай по описанию»;
  • дидактическая игра «Кто как кричит».

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед. Ребята, вы хотите послушать, как весело поют птицы? (Ответы)

– Вы знаете этих весёлых птиц? Назовите их. (Предполагаемые ответы.) Пойдёмте с вами в парк и послушаем голоса птиц.

– Давайте скорее одеваться в путь-дорогу собираться.

Игра с движениями, соответствующими словам игры.

Я надел пальто в прихожей.
Раз, два, три.
И я прохожий.
Я по улице иду
У прохожих на виду.
Не толкаюсь, не кричу.
Быть я вежливым хочу.

– Куда же мы с вами, ребята, пришли? (Ответы. Дети осматриваются несколько секунд.)
– Но почему не слышны весёлые птичьи голоса? (Ответы детей.)

2.

Вдруг слышится воронье карканье (аудиозапись «Карканье вороны»).

– Кто это каркает? Посмотрите, ребята.

Логопед читает стихотворение.

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы.
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей! Настоящее горе!
Ведь ни зёрнышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.

– Бедная ворона, холодно и голодно тебе. Почему ты не улетела в тёплые края? (Ворона-игрушка на руке у логопеда.)

Ворона. Карр! Карр! Догадайтесь, ребята, почему я не улетела в тёплые края? (Предполагаемые ответы детей.)

3.

Ворона. Я для вас зарыла клад. Когда вы его разроете, то узнаете, какие у меня есть друзья – зимующие птицы.

Логопед. Интересно…, где же этот клад? (Поисковая деятельность детей.)

Дети находят клад (птичьи перышки под бумажными снежинками), рассматривают пёрышки, рассуждают, кому какое пёрышко может принадлежать.

4.

Логопед. По пёрышкам вы узнали зимующих птиц, а загадки про зимующих птиц сможете отгадать.

А у нас игра сейчас.
Я прочту стихи для вас.
Я начну, а вы кончайте.
Дружно вместе отвечайте.

Вещунья – белобока,
А зовут её …
(Сорока)

Жёлтое брюшко у маленькой птички,
А зовут её …
(Синичка)

Чёрная, как вар,
Кричит: «Карр!»
(Ворона)

Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)

Всю ночь летает.
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать ляжет в дупло.
(Сова)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)

Белый бок, серый бок
Воркует нежно …
(Голубок)

– Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.

5.

Логопед обращает внимание на кормушку, висящую в группе.

– Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку. Выберите себе по птичке, которая больше всего вам нравится, но только это должна быть зимующая птица. Давайте сядем и хорошенько рассмотрим своих птиц.

– Саша, кого ты выбрал? Почему?

6.

– Ребята, вы все правильно выбрали зимующих птиц. Давайте назовём птиц ласково.
– Миша, как можно ласково назвать воробья? (Дети поочерёдно называют своих птиц ласково: ворона – воронушка, снегирь – снегирёк, и т.д.)

7.

Логопед обращает внимание детей на картину, нарисованную на магнитной доске. На ней нарисованы: сосна, ель, берёза, скамейка, пень, снег.

– Какие из нарисованных деревьев называют хвойными? Почему? (Ответы детей.)
– К каким деревьям: лиственным или хвойным относится берёза? (Ответы.)

8.

– Посмотрите, ребята, на картину. Какая она вам показалась? Весёлой или скучной? (Ответы.)
– Как можно оживить картину? (Предложения детей.)

Если дети затрудняются, логопед подсказывает.

– Если на эту картину прилетят наши птицы, она сразу изменится. Давайте поможем нашим птицам найти себе место на картине.
– Настя, куда ты хочешь, чтобы прилетел твой снегирь? Выбери ему место и расскажи, где он сидит.

При необходимости логопед может дать образец: Моя сова сидит на суку.

9.

Дидактическая игра «Кого не стало?»

– А сейчас, ребята, я проверю, какие вы внимательные. Я уберу какую-нибудь птичку, а вы догадайтесь, кого не стало и где?

Образец ответа детей: «Не стало снегиря на ветке берёзы».

10.

– Вот какая весёлая получилась у нас картина, даже захотелось немного поиграть.

Игра с движением

Тук, тук! Тук, тук!
Раздаётся чей-то стук!
Это дятел на стволе
Долбит клювом по сосне.
Рядом прыгает синица
Ей на месте не сидится.

Игра проводится по желанию детей 2-4 раза.

– Ребята, вы хотите ещё поиграть?

11.

Дидактическая игра «Подбеги к птице, которую назову»

Раз, два, три
Воробья найди.

12.

Логопед обращает внимание детей на ворону.

– А наша ворона нам хочет что-то сказать.

Ворона. Мне понравилось, ребята, что вы хорошо знаете моих друзей – зимующих птиц. Вы будете помогать им зимой? А как вы сможете им помочь? (Ответы детей.)

– Чтобы вас отблагодарить, я открою вам секрет: у меня есть ещё один клад, но найти его не просто. Когда его найдёте, сами узнаете, что нужно делать. А мне нужно лететь в лес, проверить, что там делается.

Дети по группе разыскивают клад: раскраски с зимующими птицами.

Система ранней помощи ребенку с отклонениями речевого развития и его семье

Цель этой работы — обратить внимание педагогов, медработников и родителей на необходимость ранней диагностики нарушений речи и личностно-ориентированного подхода при коррекции и профилактике этих нарушений, и на тесную взаимосвязь в работе родителей и специалистов.

Система ранней помощи ребенку можно изобразить в виде круга специалистов: женской консультации, детской поликлиники, детских садов и конечно же родителей. Причем родители должны стоять на одном уровне со специалистами. А это можно добиться только через просветительскую деятельность о развитии ребенка в норме и возможные патологии.

Взаимодействие специалистов и родителей:

1. Просветительский блок
2. Практический блок

Просветительский блок

  • Выступление на родительских собраниях всех возрастных групп с ознакомлением родителей с нормами речевого развития и логопедической литературой
  • Проведение родительских собраний с родителями детей, нуждающихся в логопедической помощи
  • Создание памяток для родителей с играми, упражнениями
  • Оформление стендов с общими рекомендациями

Практический блок

  • Демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях и занятиях (индивидуальных и групповых)
  • Открытые занятия и мероприятия для родителей, с участием родителей
  • Проведение тематических семинаров-пратикумов, гостиных и т.д.

Цель этой работы — обратить внимание педагогов, медработников и родителей на необходимость ранней диагностики нарушений речи и личностно-ориентированного подхода при коррекции и профилактике этих нарушений, и на тесную взаимосвязь в работе родителей и специалистов.

Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом большую роль играет языко-речемыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.

Если в силу каких-либо причин имитационная или языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или степени тяжести.

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;

б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.

Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса — определения этих понятий смотрите ниже) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

Об особенностях психо-речевого развития всегда можно судить, сравнив достижения малыша с показателями развития детей этого возраста. Важно понять, на сколько эпикризных сроков отстает малыш в развитии. Эпикризный срок у детей до года — каждый месяц, от года до 3 лет — каждый квартал.

Нормальное развитие и группа внимания (отставание на один эпикризный срок) — развитие в пределах физиологической нормы. Развитие с отставанием на два эпикризных срока — состояние, пограничное с патологией, нижняя граница физиологической нормы — группа риска, так как ребенок рискует ухудшить свое развитие. Отставание на три эпикризных срока — состояние, пограничное с патологией; и патология, когда отстование на четыре — пять эпикризных сроков. Отставание на пять и более эпикризных сроков всегда коррелирует с патологией центральной нервной системы. Эти дети отнесены к диспансерной группе, которая сигнализирует о вероятности сочетанного неблагополучия. Эти дети должны быть взяты на диспансерный учет даже в том случае, если, кроме глубокого отставания в развитии, врачам пока не удалось выявить каких-либо отклонений в состоянии здоровья детей. Чрезмерное опережение выделено в группу внимания, поскольку оно может быть прогнозом психического заболевания.

Специалисты (которых слишком мало!) в области раннего выявления и ранней медико – психолого – педагогической помощи детям с выявленными отклонениями в развитии указывают на то, что в этом возрасте «диагностическая работа логопедов, коррекционных педагогов и специальных психологов … требует чрезвычайной профессиональной корректности и внимания, чтобы избежать, с одной стороны, гипердиагностики, и, с другой стороны, не пропустить, вовремя выявить и скорректировать ранние признаки» особенностей развития.

Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития непросто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с детским неврологом. Ведь существует много различных причин, которые влияют на нарушение речевого развития. А следовательно способы коррекции и лечения в разных случаях существенно отличаются.

Такие дети (группы риска) должны наблюдаться в детской поликлинике у невропатолога, для родителей должны проведены консультативные беседы по пролечиванию ребенка.

Детская речь, особенно речь детишек первых трех лет жизни из-за несовершенства артикуляционных способностей, имеет много особенностей: малыши искажают и пропускают некоторые звуки, какие-то звуки не произносят вообще. Нередко только мама может понять детское бормотание, когда малыш, захлебываясь, очень быстро, проглатывая слоги, делится с ней своими впечатлениями о чем-то для него очень важном или же, наоборот, растягивает слова так, что утрачивается смысл произносимого. Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью для данного возраста, что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам.

Что необходимо в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?

Понаблюдать за ребенком и обратить внимание на его поведение. Играет ли он так же, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми?

Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?

Из беседы с родителями и наблюдений выясняют, каким образом ребенок сообщает о своих потребностях. В отличие от общей задержки развития и аутизма, при снижении слуха, моторной апраксии мышц лица и первичных нейрогенных расстройствах речи дети способны выражать свои нужды.

Выясняется, нет ли моторной апраксии мышц лица, что выявляется в виде затруднений при кормлении и неспособности повторять движения языком.

Сведения о домашнем окружении ребенка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития.

Изучение медицинских карт, которые, по договоренности, родители приносят на встречу, индивидуальная беседа с мамой позволяют собрать подробный анамнез, что способствует уточнению диагноза, дает возможность отдифференцировать функциональные причины речевых нарушений речи от органических и с учетом компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности сориентировать родителей на оказание посильной, а главное — своевременной помощи нуждающимся детям.

Потребуется достаточно детальная диагностика для выявления причин патологии развития речи.

Детям с задержкой речевого развития (ЗРР) показана оценка слуха (обследование у сурдолога)

Для оценки развития используют соответствующие возрасту тесты: денверский тест психомоторного развития, шкалу раннего речевого развития (Early Language Milestone Scale), шкалу Бейли для оценки развития грудных детей (Bayley Scales of Infant Development).

Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу. Могут потребоваться специализированные анализы работы мозга.

Так, с помощью нейросонографии и электроэнцефалографии можно выявить степень зрелости мозга, диффузные нарушения его биоэлектрической активности, измерить внутричерепное давление.

Транскраниальное доплеровское обследование (допплерография головного мозга) позволяет определить скорость и объем кровотока в сосудах шеи, головного мозга, а также оценить степень влияния родовых повреждений позвоночника, костей черепа, головного и спинного мозга на состояние нервной системы ребенка, его психическое развитие.

Спондиллографическое исследование шейного отдела позвоночника (спондиллография) позволяет выявить нарушения в шейном отделе, являющиеся следствием родовой травмы или травмы, полученной в раннем возрасте и являющейся причиной нарушений мозгового кровотока.

Электромиография помогает определить снижение или повышение мышечного тонуса.

Практически 100 % детей с ЗПРР и ЗРР необходимо медикаментозное лечение.

Занятия надо начинать как можно раньше.

Необходимо подчеркнуть, что речь идет о детях с сохранными двигательными функциями и нормальным физическим слухом, у которых отмечается задержка темпов речевого развития.

Если ребенок, имеющий сохранный физический слух, к З годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер.

К сожалению, в соответствии со сложившейся у нас традицией, родители и педагоги не используют возможности организации ранней помощи детям с речевыми проблемами и ждут, пока ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное можно наверстать позже, но сделать это несколько сложнее.

Как правило, отсутствие речи или ее недоразвитие сказываются в школьном возрасте, когда недостатки речевого развития не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.

Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.

Необходимо отметить, что еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования зачатков речи и избежать вторичных наслоений.

Чем раньше обратить внимание на уровень развития речи ребенка, чем раньше оказать ему помощь, тем эффективнее она будет. И в этом в первую очередь должны заинтересованы родители.

Методы коррекционной работы

Немного о методах коррекционной работы.

– В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.

– Необходимо активно используются пальчиковые игры.

Рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.

Необходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, паззлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышивки.

– Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.

– Использовать подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.

Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.

– Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.

Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста. Как правило, малышу 3 лет достаточно посещать дефектолога 1 раз в неделю, если родители готовы в полном объёме проделывать дома заданное специалистом.

Дети со значительной задержкой речевого развития должны посещать не общее дошкольное заведение, а специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад.

СИСТЕМА РАННЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
статья (логопедия) по теме

В статье раскрывается актуальность логопедической работы с детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
ran.log_._pom._aktualnost.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАННЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

Шаповалова Е. В., магистрант.

Российская Е. Н., научный руководитель.

Возраст с рождения и до трех лет, который принято называть ранним, является одним из важнейших этапов в развитии ребенка: этот период является сензетивным для развития многих функций. Наиболее активно развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Именно поэтому вопросы ранней диагностики и абилитации младенцев, форм и методов работы с детьми раннего возраста приобретают особую актуальность. По данным медицинских исследований, с каждым годом уменьшается количество рождения здоровых детей: в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют диагностированную родовую энцефалопатию, которая при отсутствии своевременной коррекции приводит к развитию в будущем стойких нарушений.

Нормальное развитие отмечается у 15—20% детей. Но длительные наблюдения специалистов (Л. Ю. Александрова, Л. Н. Михайловна , А. Е. Филипповна, Н. Ю. Григоренко и др.) показывают, что и эти дети в возрасте 4—5 лет характеризуются различными речевыми нарушениями: ОНР, ФФН, стертые дизартрии — минимальные дизартрические расстройства (МДР) и другие.

Наиболее частыми являются речевые расстройства — 50,5%, расстройства эмоционально-волевой сферы — 29,2%. Все чаще встречается диагноз «ранний детский аутизм» — 12,3%; нарушения поведения и внимания — 7,7 %; повышенная утомляемость, истощаемость нервных процессов — 9,2%.

Целью данной работы станет показать, насколько важны ранняя диагностика, коррекция и профилактика речевых нарушений.

Проанализировав ряд статей, посвященных теме нашего исследования, мы обнаружили, что авторы, на основе изученного в методической литературе, выделяют основные особенности организма ребенка раннего возраста. Выяснилось, что, в этот период развития ребенка, идет наиболее интенсивное развитие процессов. По мнению педагогов – психологов (М.Д. Ковригиной, Борисенко М.Г, Камышниковой О.Е. и др.) [1;2] период раннего детства имеют ряд психофизиологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных периодов:

  • Наиболее быстрый темп развития.
  • Неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков.
  • Большая физическая и психическая ранимость детей, лабильность их состояния.
  • Взаимозависимость и единство физического и психического развития. Высокая пластичность и лёгкая обучаемость.
  • Богатый потенциал развития.
  • Скачкообразность и неравномерность процесса развития.
  • Зависимость реакций детей от характера их эмоционального состояния.
  • Потребность в получении сенсорных раздражений и в движениях.
  • Потребность в общении с взрослыми.

В последнее десятилетие проблемы ранней помощи раннего возраста все сильнее привлекают внимание специалистов в области педагогики, психологии, медицины и других смежных наук (М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, Ю.А. Разенкова, Е.С. Стребелева). Коррекционно-развивающая помощь детям от 0 до 3 лет признана в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в их развитии. Организации коррекционно-педагогической помощи нуждающимся детям уделяется большое внимание.

Работая в службе ранней помощи, логопеду важно помнить, что его деятельность не может сводиться лишь к исправлению звукопроизношения, а также понимать, что начало работы по формированию звукопроизношения еще до трехлетнего возраста предполагает построение работы с учетом принципа семейноориентированности [5;10] .

Изучение ребенка должно начинаться с анализа социальной ситуации его развития. При этом выделяют три области, которые нуждаются в системном подходе при организации педагогического процесса:

  • характер взаимодействия взрослого и ребенка;
  • предметно-развивающая среда;
  • организация системной и комплексной педагогической работы с ребенком в среде его сверстников.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Именно поэтому очень важно помнить, что речь взрослого в общении с малышом должна быть грамотной, логичной и последовательной. Так же стоит избегать сюсюканья и искаженных слов.

То есть, можно сделать вывод, что основным направлением ранней логопедической помощи будет являться профилактика и обучение грамотной речи.

Анализ литературы по теме исследования свидетельствуют о необходимости комплексного профилактического развивающего воздействия на соматическую, психомоторную сферы и речь детей раннего возраста. Формирование внимания, восприятия, памяти, мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики параллельно с развитием речи будет способствовать моторному, познавательному и речевому развитию ребенка раннего возраста.

Логопедическую работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста следует строить с учетом основных положений специальной педагогики в области раннего вмешательства (раннее целенаправленное и дифференцированное «пошаговое» обучение; использование специфических методик, приемов, средств обучения; более глубокая дифференциация и индивидуализация обучения; обязательное включение родителей в развивающий процесс (А.А. Семенович, 2002).

Кроме того в основу работы должны быть положены следующие принципы:

– принцип комплексности, заключающийся в медицинском и психолого-педагогическом воздействии на весь комплекс речевых и неречевых отклонений ребенка, основанном на согласованной деятельности всех специалистов (невропатолога, психолога, логопеда) и родителей;

– принцип опоры на различные анализаторы, предполагающий участие в формировании высших психических функций зрительной, слуховой, кинестетической и двигательной функциональных систем;

– принцип поэтапности, обеспечивающий преемственность и непрерывность этапов профилактической работы;

– принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), предполагающий предоставление ребенку заданий определенного уровня, выполнение которых возможно с дозированной помощью со стороны взрослого. При этом следует учитывать уровень психомоторного и речевого развития ребенка;

– принцип усложнения материала, предполагающий постепенное включение трудностей в развивающую работу;

– принцип наглядности, предполагающий использование наглядных средств на занятиях с детьми, что обеспечивает усвоение содержания задания и достижение конкретного результата;

– принцип онтогенетический, требующий учета последовательности формирования психомоторной сферы и видов деятельности ребенка (в том числе речевой деятельности) в онтогенезе;

– принцип реализации деятельностного подхода, предполагающий в раннем возрасте опору на ведущий вид деятельности – предметную деятельность, способствующую психическому развитию ребенка в целом: развитию моторики, восприятия, мышления, речи и т.д. (А.А. Венгер, Ю.С. Шевченко, 2004).

Таким образом, по результатам, теоретического анализа литературы можно определить основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста.

1. Формирование моторной сферы .

2. Развитие высших психических функций .

3. Развитие импрессивной речи.

4. Развитие экспрессивной речи .

5. Работа с родителями . (Т.Н. Гирилюк, 2007).

Коррекционно – логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Начальным этапом в работе с детьми раннего возраста считается комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика ребенка и изучение социальной ситуации его развития. Однако отсутствие официального заключения о состоянии здоровья ребенка, невозможность проведения его обследования профильными специалистами не может служить поводом для отказа от осуществления комплекса педагогических мероприятий. Самое большое место в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности.

  1. Актуальные проблемы развития логопедической науки //Г. В. Чиркина, Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
  2. Борисенко М.Г., Камышникова О.Е., Кирьянова Т.Ф., Рачковская Н.Н. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего возраста. – СПБ., 2002.
  3. Коррекция моторных предпосылок артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Диагностика и основные направления.//Е.В. Шереметьева, Челябинский государственный педагогический университет// Дефектология №4 2008
  4. Логопедическая работа в системе ранней комплексной помощи детям с отклонениями развития (на базе службы ранней помощи)// Н. Ю. Григоренко; Москва, Россия// Специальное образование 2011. № 1 34-41
  5. Организация работы логопеда с детьми 1—3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта Самойлова И.М., учитель-логопед ДОУ № 33 «Дюймовочка», г. Каменск-Уральский, Свердловская обл.
  6. Основные направления совершенствования системы дошкольной логопедической помощи // Г.В. Чиркина, Е.Л. Черкасова , Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
  7. Особенности неречевого ритма у детей в норме и при заикании// Ю. О. Филатова. Московский государственный педагогический университет
  8. Сестра-воспитательница яслей и младших групп детских садов / под ред. М.Д. Ковригиной. – М. 1977.
  9. Система дифференцированной логопедической помощи детям раннего возраста в условиях материнской депривации различной степени выраженности / /Л. Ю. Александрова, Новгородский государственный университет имени Я. Мудрого
Ссылка на основную публикацию