Конспект занятия для детей ОНР (6 лет) по развитию лексико-грамматического строя речи

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашних птицах, обогащать и активизировать словарь по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_razvitiyu_leksiko.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

Учитель-логопед Кошелева С.А

Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашних птицах, обогащать и активизировать словарь по данной теме.

Коррекционно-развивающие: развивать словесно-логическое мышление, мелкую и общую моторику, просодическую сторону речи, продолжать развивать у детей умения: образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; образовывать существительные множественного числа; закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие цветовосприятие, воображение, фантазию, интерес к рисованию в технике пуантилизма.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к домашним птицам, учить внимательно слушать собеседника, формировать навыки доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование : телевизор, иллюстрации с изображением домашних птиц, изображение картинки птичницы, картинка «птичий двор», маски-шапочки с изображением дом птиц, мяч, запись голосов домашних птиц, контурное изображение петуха, гуашь, ватные палочки, аудиозапись детской песенки «Танец маленьких утят».

Предварительная работа: Чтение сказки В.Сутеева «Петух и краски», разучивание стихотворения «Петушок».

1 -Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю образовать круг.

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к Кате, от Кати к Алеше, от Алёши к Тихону и т. далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их.

2.Сообщение темы занятия.

(на экране телевизора картинка «Птичий двор».)

-Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор.

Логопед предлагает его внимательно рассмотреть, задает ребятам следующие вопросы:

– Кто живет на птичьем дворе? Как можно назвать этих птиц? (Домашние птицы.)

– Почему их называют домашними? (Потому, что они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.)

– Как называется профессия человека, который работает на птичьем дворе? (показ. картинку птичницы). Что делает птичница? ( дает птицам корм, воду)

– Какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья.)

  1. Лексико-грамматические игры и упражнения

1. Игра «Волшебные превращения»

– Я предлагаю вам превратиться в птиц, отгадав загадки. Кто первый отгадает загадку о птице, тот станет этой птицей, а наша группа – птичьим двором.( Дети отгадывают загадки, логопед надевает им на голову маски-шапочки с изображением домашних птиц.)

1.Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Это гусь.)

2. Квохчет, хлопочет, детей созывает, всех под крылья собирает. (Это курица.)

3. Ходит, болбочет, на всех страх наводит. (Это индюк.)

4. Ходит на рыбалку неспеша, вразвалку: сама себе удочка, кто это? (Это уточка.)

5. Живу во дворе, пою на заре. На голове гребешок. (Это петушок.)

2. Узнай птиц по голосу

(Дети прослушивают аудиозаписи с голосами домашних птиц.) Отвечают на вопросы логопеда:

– Чей голос вы слышите? (Я слышу голос петуха, гуся, курицы, индюка, утки, цыплят.)

3. Кто как голос подает

Дети становятся в круг (петушок, гусь, курица, уточка, индюк). Логопед произносит следующее:

– Я по кругу иду, птичку выбрать хочу. Ты кто? (Я петушок.)

– Петушок, спой нам песенку. (Кукареку!)

– Что петух делает? (Петух кукарекает.)

(Таким же образом образуются глаголы для остальных птиц: утка крякает, индюк болбочет, курица кудахчет, гусь гогочет, шипит.)

4. Упражнение «Весёлая семейка»: Назовите папу, маму и птенца каждой птицы. (выставляется картинка с семьями)

Петух, курица, цыпленок.

Гусь, гусыня, гусенок.

Селезень, утка, утенок.

Индюк, индейка, индюшонок.

5 . Дидактическая игра “Один – много”. – Давайте поиграем в игру «Один – много». Мы волшебники немного, был один, а станет много.

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата,
6. Игровое упражнение «Назови ласково»

– Птичница очень любит своих птиц, и зовет их ласково. Дети, я буду называть домашнюю птицу, а вы будете называть их так, как зовет их птичница: (игра с мячом)

Курица – курочка, утка – уточка, петух – петушок, цыпленок – цыпленочек, утенок – утеночек, гусенок – …, птенец-птенчик, крыло – …, клюв -…, перо -…, лапа -…, хвост – … .

7. Упражнение «Кто лишний?»: Внимательно посмотри на картинку. Что перепутал художник? Какие птицы не живут в курятнике? Расскажи, где находится каждая птица и как расположены предметы в курятнике, используя предлоги на, около, у, с (со), за.

-На нашем птичьем дворе начинаются танцы, я приглашаю всех танцевать.( Дети изображают движения домашних птиц, исполняют танец «Веселые утята».)

IY. ИЗО-терапия ( техника рисования палочками, пуантилизм)

-Дети, посмотрите, какой необычный петушок пришел к нам в гости. Вы узнали, из какой он сказки? (Да, он из сказки «Петух и краски» В.Сутеева.)

-Как вы думаете, хорошо ему гулять нераскрашенным? Сможем ему помочь?

-Конечно, поможем ему! Он станет разноцветным, когда мы выполним различные задания.

– Вспомним правила работы с ватными палочками и гуашью. Рисунок создается при помощи отдельных точек (или мазков) разного цвета. При этом краски физически не смешиваются между собой. Точки можно ставить близко друг к другу или, наоборот, оставлять больше свободного места. Правильно держать стержень ватной палочки тремя пальцами, обмакивать ватную палочку в краску. Много краски на палочку не набираем, примакнули к листу бумаги и отпустили.

В краску палочкой макнем
Точки рисовать начнем.
Можно рисовать их в ряд
Или тыкать наугад.
Контур обведем сначала,
Чтобы легче было нам.
Точками, теперь известно,
Рисовать всем интересно.
Увлекательно, забавно
И немного своенравно!

Лист бумаги и палочки ватные,
Краска, водичка и карандаш
Вот, что нам нужно. И время приятное,
Чтоб получился рисуночек наш.

-Берите «волшебные палочки» и приступайте к работе.

– Давайте скажем волшебные слова.

– Ты немножко покрутись в разноцветного петушка превратись.

(нераскрашенный петух «превращается» в разноцветного).

– Вы, дети, молодцы.!

Y. Чтение стихотворения « Петушок».

(Оксана С. и Тихон Б. рассказывают стихотворение.)

К нам в гости петушок пришёл

И семью свою привёл:

Курочку – пеструшку и цыплёнка Дюшку.

Как украшен петушок!

Острый клюв и гребешок,

Яркий хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Любит Петя рано встать

И ку-ка-ре-ку кричать!

Громко петушок поёт,

Спать детишкам не даёт.

По двору он важно ходит,

В травке зернышки находит.

Как же петушок хорош –

Лучше Пети не найдёшь!

Есть у петушка подружка –

Это курочка – Пеструшка.

Есть у петушка сынок –

Цыплёнок – желтенький комок.

Весёлая семейка в курятнике живёт,

Дремлет на насесте

Да зёрнышки клюёт.

YI. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

– Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами. Скажем им и птичнице спасибо и до свидания.
– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были?
– Кого из домашних птиц встречали?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем? (Они дают мясо, яйца, перо, пух)
– Надо ли человеку ухаживать за птицами?
– Почему?
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы!.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе ” Небесные прятки” по теме : Перелетные птицы.

Вид занятия: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи;Тип занятия: подгрупповое;Тема занятия: признаки осени.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме “Что мы знаем о птицах”.

Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей средней группы ОНР.

Логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности.

Обогащение знаний дошкольников по формированию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Грибы. Ягоды&raquo.

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи для детей 6-7 лет с ОНР.
план-конспект занятия на тему

Конспект коррекционного занятия по развитию лексико – грамматического строя речи для детей 6-7 лет с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyatie_po_razvitiyu_leksiko.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР.

Направление деятельности : «Познавательное. Социально-личностное» Доминирующая образовательная область «Коммуникативная».

Тема: «Плывет, плывет кораблик…»

Возрастная группа : дети 6-7 лет.

Подготовила: Дубинина Людмила Дмитриевна,

учитель – логопед I квалификационной категории

ГБОУ АО «Малышок», г. Астрахань

– тренировать навыки словоизменения и словообразования;

– практически использовать в речи глаголы с разными приставками (от, у, при, за, про, до)

– стимулировать функции речедвигательного аппарата.

– развивать диалогическую речь и мелкую моторику;

– закрепить знания и представления о яйце;

– расширять, активизировать словарь по теме;

– развивать мышление, наблюдательность, слуховое внимание;

– развивать умение подбирать имена прилагательные к существительным.

– учить использовать кухонное оборудование;

– воспитывать элементарные правила поведения на кухне;

– удовлетворять потребность детей в ощущении себя умелыми, как взрослые.

Работа над словарем : заплыл, приплыл, доплыл, уплыл, кипеть, вкрутую, электрическая плита, омлет, яйцо-яйца, кок.

Виды детской деятельности в НОД :

  • Игровая.
  • Коммуникативная.
  • Трудовая.
  • Познавательно-исследовательская.
  • Продуктивная.
  • Физическая.

Оборудование: Ножи, разделочные доски, фартуки, шапочки, зубочистки, тарелки (мелкие), вилки, ложки (столовые), кусочки хлеба, скатерти, салфетки бумажные, маски «столовые приборы», ширма, электрическая плита, продукты питания (яйца, сыр, колбаса, болгарский перец, петрушка), аудиозапись А.Зацепина «Море, ты слышишь, море», бумажные кораблики, ёмкости с водой, часы.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

На предыдущем занятии дети сделали бумажные кораблики путём оригами. Перед детьми ширма, оформленная в морской тематике (за ней всё необходимое к занятию, руки у детей чистые).

Физкультминутка. Текст детям знаком.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

И работать начинаем.

(на столе стоят ёмкости с водой, дети берут свои кораблики и под песню А.Зацепина «Море, ты слышишь, море….) проводится дыхательное упражнение «Ветер надувает паруса», где предлагается детям с разной силой подуть на парус своего кораблика – слабый ветерок, ветер усиливается, сильный ветер, ураган. Следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.

Логопед. Ребята, на каждом корабле есть свой кок, а по-нашему повар.

Мы сегодня превратимся в коков (даёт каждому ребёнку белый фартук и поварской колпачок), будем готовить и правильно накрывать на стол. А из чего будем готовить? Отгадайте, загадку:

«Может и разбиться,

Может и свариться,

Если хочешь, в птицу

Логопед. Давайте, ребята, мы проведём эксперимент с яйцами, но сначала скажите: «Какое бывает яйцо?

Дети. Белое, овальное, светло-коричневое, свежее, несвежее, варёное, сырое.

На столе лежат 2 яйца (одно из них вареное, другое сырое) как можно это определить, не разбивая их?

Дети высказывают предположения.

1 опыт. Да, яйца нужно покрутить на столе как волчки и понаблюдать, что одинаковые по виду яйца крутятся совершенно по-разному.

Объяснение: есть такое физическое явление – как центр тяжести.

В вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса и центр все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.

2 опыт: «Плавающие яйца» Свежее или Несвежее? Надо опустить яйцо в воду, если тонет, то свежее, если плавает, то какое? (ответ)

Логопед. Для того, чтобы сварить яйцо, какие действия будете делать?

Логопед. Пока яйца будут вариться, вы расскажите о правилах безопасности работы с электричеством и ножом.

• Не подносить нож к лицу, не играть им.

• Использовать нож по назначению.

• Не включать электроприборы без взрослого.

Логопед. Что происходит с водой?

Дети. Она греется и кипит.

Логопед обращает внимание на часы: через сколько минут яйцо сварится вкрутую и предлагает запомнить эту цифру.

Логопед. Пока яйца кипят в кастрюле на плитке, мы поиграем в одну игру

«Где используются яйца?»

Дети. В яичнице, в омлете, в салате, в супе, в тесте.

По окончании варки, каждый кок делает кораблики из готовых продуктов. Перечисляют и указывают действия: яйцо резать пополам, колбасу, сыр, болгарский перец – на ломтики.

Логопед. Для того, чтобы кораблики получились правильными и не утонули, давайте разогреем наши пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика «Кораблик»

А нам пришло время поиграть, наши пальчики размять. А поможет нам в этом стихотворение Агнии Барто «Кораблик».

По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
(Из ладоней сложить лодочку и имитировать как она плывет-раскачивается)

На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
(Показать одной рукой четыре пальца и раскачивать кистью этой руки в такт)

У них ушки – на макушке,
(Руки приставить к голове, показывая ушки)

У них длинные хвосты.
(Одну руку отвести назад за спину, показывая хвост волнообразными движениями всей рукой)

И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!
(Сделать из пальцев кошачьи коготки и имитировать царапанье)

Практическая деятельность. Дети готовые кораблики ставят на тарелку, на которой лежит голубая салфетка, олицетворяя собой море.

Логопед: Ребята, хотите послушать одну историю о королевстве столовых приборов. Присядьте ко мне на диванчик.

Сказка «Королевство столовых приборов»

…Было это или не было, а если было, то очень давно. В королевстве столовых приборов среди всякой посуды жили не тужили ложки, вилки, ножи. А королевством тем правил король Беспорядок и королева Ленивица. В таком королевстве, где правит беспорядок, как правило, нет никакого порядка. Поэтому вилки, ножи, ложки располагались на столе как хотели. Но однажды они так перемешались, что не нашли себе места и перепугались. Стали спорить и кричать, где кому из них лежать. Долго спорили они и решили идти за советом к тарелке.

Дети с атрибутами (вилка, нож, ложка): Подошли и с поклоном обратились: «Ты, тарелка, умна. Рассуди нас, кому какое место занимать на столе?» И, конечно же, умная тарелка дала им совет:

Ребенок с маской тарелки:

Для вас центром буду я.

Место справа дам ножу.

Рядом ложку положу,

Вилку положу я слева,

Чтоб зубцами вверх смотрела.

Логопед. Вилки, ложки и ножи поблагодарили умную тарелку и разошлись. И с тех пор из королевства исчезли король Беспорядок и королева Ленивица. Там воцарились порядок и уют. Ложки и ножи всегда лежат справа от тарелки, а вилки зубцами вверх слева.

Пусть съедобные кораблики постоят в порту, вы снимите фартуки подойдите ко мне. Возьмите свои бумажные кораблики и поиграем в игру «Принеси кораблик».

Дети находятся на одной стороне группы. На противоположной стороне на расстоянии 3-4 метров раскладываются бумажные кораблики. Педагог предлагает добежать до игрушки по дорожке, обозначенной линиями, взять одну и принести ему, а потом громко и ясно произнести, изменив слово, плыл, например: доплыл. Усложнение. Можно составить предложение (Кораблик отплыл от берега и поплыл). Так все дети по очереди образовывают новые слова. В конце игры дети «выходят в море», двигаясь по всей группе. Педагог помогает, хвалит детей за сообразительность, подводит итоги.

Логопед (приглашает всех к столу). Угощайтесь, угощайтесь, милые ребята! Всем спасибо за внимание! Приятного аппетита!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий и связной речи по теме «Семья».

Формирование лексики и грамматики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности.

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексичес.

Занятие по лексической теме: “Посуда”.

Занятие по лексической теме: “Посуда”.

Основная цель дошкольного образования – полноценное формирование и всестороннее развитие личности каждого ребёнка. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в усло.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Тема «Осень».

Конспекты логопедических занятий.

Конспект занятия для детей с ОНР (6 лет) по развитию лексико-грамматического строя речи «Мальчик-наоборот»

Александрова Н.Б
учитель-логопед, ГБОУ СОШ №349

Тема: Использование в речи детей глаголов в разной форме

Возраст детей: 6лет

Диагноз: Общее недоразвитие речи

• Учить образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида;

• Активизировать в речи детей употребление глаголов

• Учить составлять предложение по картинке с действием

• Учить детей правильно подбирать глаголы-антонимы

• Учить употреблять сложносочинённые предложения

• Учить детей соотносить движения с глагольными формами

2. Коррекционные задачи:

• Закрепить чёткое произнесение поставленных звуков в спонтанной речи

• Провести работу по профилактике дисграфии

• Развивать зрительное и слуховое восприятие

• Развивать связную речь

3. Воспитательные задачи:

• Развивать у детей чувство языка

• Воспитывать дружеское отношение друг к другу

1. Организационный момент.

Сегодня к нам пришли в гости ваши родители и воспитатели. Скажем им «Доброе утро».

Ребята будьте внимательны, сядет тот, кто назовёт действие, которое мы совершаем в детском саду.

2. Игра «Кто больше»

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто больше». Вы будете называть слова, а я вам давать жетоны. Кто больше соберёт жетонов, тот будет победителем.

– Что делает мама дома?

– Что можно делать с куклой?

– Что делает врач?

– Что делает продавец?

Посчитайте жетоны. Сегодня в нашей игре победил …

3. Сказка о мальчике – наоборот.

Сейчас я вам расскажу одну историю. Жил-был мальчик, упрямый, непослушный. Он всё делал наоборот. Велит мама ему ложиться спать, а он встаёт. Просит повернуться, а он отворачивается, просит собрать игрушки, а он раскидывает. Мама очень огорчилась и назвала сына мальчиком –

Наоборот (вывешиваю картинку мальчика) Когда мама один раз сделала всё наоборот, сын сразу понял как это неприятно и исправился.

– Вспомните слова с противоположным значением?

4. Игра «Зеркальные буквы»

Ребята посмотрите на доску,

Мальчик – наоборот перепутал все буквы. Подумайте, можно ли исправить буквы?

Прочитайте, какое слово получилось?

Кто такая бабушка? А вот и наша бабушка идёт!

5. Игра «Путаница»

Старенькая я ребятки и всё перепутала, что надо делать сначала, а что – потом.

Давайте поможем бабушке! Если бабушка сказала правильно сидите ровно, а если не правильно, то поднимайте две руки вверх. Слушайте внимательно.

«Сначала я сажусь за стол, а потом помою руки»

«Сначала я мою посуду, потом её вытираю»

«Сначала я застёгиваю пальто, а потом его надеваю»

«Сначала я варю суп, а потом его ем»

«Сначала я бельё вешаю сушить, а потом его стираю»

Пошла я ребятки, стирать бельё.

А мы сейчас поиграем и отдохнём.

Подвижная игра «Делай сам»

Один из участников игры – водящий, остальные, взявшись за руки, образуют круг.

Водящий (идя по кругу) говорит

На слова «Тебя хлопну по плечу» круг останавливается. Водящий слегка ударяет ребёнка и называет действие, которое он должен выполнить. Тот, кто правильно выполнит задание, становится новым ведущим.

7. Игра «Картинки – перевёртыши»

-У вас на столе лежат картинки. Рассмотрите их. Я называю слово, а вы говорите противоположное. Если вы угадаете, о чьей картинке идёт, я вам покажу свою картинку.

– Составьте предложения по картинкам.

8. Игра «Что делал, что сделал»

– Разделимся на две команды.

– Первая команда выбирает картинки, которые отвечают на вопросы (что делает?) Вторая команда выбирает картинки, которые отвечает на вопрос (что делал?).

9. Подведение итогов

– Что интересного узнали на занятии?

Я гуляю, я занимаюсь, я играю и т.д.

Стирает, убирается и т.д.

Куклу можно причёсывать и т.д.

Врач выписывает лекарства и т.д.

Продавец взвешивает товары и т.д.

Вставать- ложиться, поворачиваться, отворачиваться, убирать – разбрасывать

Буквы можно перевернуть наоборот.

Это мамина мама. Это папина мама.

Сначала надо мыть руки, а потом садиться за стол.

Сначала надо надеть пальто, а потом его застёгивать

Сначала надо бельё постирать, а потом вешать его сушить.

Конспект занятия для детей с ОНР 6–7 лет по развитию лексико-грамматического строя речи «Человек. Наше тело»

Ульянова Анастасия
Конспект занятия для детей с ОНР 6–7 лет по развитию лексико-грамматического строя речи «Человек. Наше тело»

Конспект занятия для детей с ОНР (6-7 лет) по развитию лексико-грамматического строя речи по теме «Человек. Наше тело»

Закрепление навыка образования имен существительных множественного числа.

Формирование навыка согласования притяжательных местоимений мой, моя, мои с именами существительными.

Формирование навыка согласования притяжательных местоимений мой, моя, мои с именами существительными.

Развитие внимания, мышления, памяти, пространственного восприятия.

Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Знакомство детей с частями тела человека.

Закрепление словаря по данной теме.

Формирование навыка ориентировки в собственном теле, различения правой и левой руки, ноги и т. д.

Воспитывать правильное отношение к человеку и своему телу.

Оборудование: предметные картинки (мальчик, парень, мужчина, дедушка, девочка, девушка, женщина, бабушка); изображение человека, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Поднимите вверх правую руку, левую руку, дотроньтесь правой рукой до правой коленки, дотроньтесь левой рукой до правой пятки и т. д.

Логопед. Рука, коленка, пятка, щечки – это части нашего тела. Сегодня мы поговорим о человеке и частях тела.

II. Основная часть.

1. Игра «Разложи по порядку».

Дети и логопед стоят у доски.

Логопед. Разделимся на две команды – мальчики и девочки. Расставьте по порядку картинки.

Логопед дает мальчикам четыре картинки (мальчик, парень, мужчина, дедушка) и девочкам четыре картинки (девочка, девушка, женщина, бабушка).

А теперь расскажите мне, как же мы взрослеем.

2. Игра «Части тела».

Логопед выставляет на доску картинку с изображением человека.

Л. Давайте назовем части тела человека (логопед акцентирует внимание и просит детей показать на себе такие части тела, как подбородок, локти, колени, ладоши, плечи).

Л. (показывая на картинке): Это глаза. Давайте скажем, зачем человеку глаза (уши, рот, нос, зубы, шея, руки, ноги).

3. Игра с мячом «Один – много».

Хороши у нас игрушки:

Дети стоят на месте, разводят руки в стороны

Куклы, мишки и хлопушки,

С ними весело играть,

Но не надо забывать:

Игрушки – не люди,

Но все понимают

Наклоны вправо – влево

И очень не любят,

Когда их ломают.

Пусть игрушки дружат с нами,

Берутся за руки, идут по кругу в одну сторону

Обижать мы их не станем,

Идут в другую сторону

Поиграем и потом

Поднимают руки вверх

Все на место уберем.

5. Игра «Будь внимателен!».

Л. Я буду называть, и показывать разные части тела. Слушайте внимательно. Я могу назвать часть тела, а показать другую. Вы должны по казать только ту часть тела, которую я назову. Это глаз (логопед дотрагивается до носа). Нос, рука, плечо, губы, нога.

6. Игра «Мой, моя, мои».

Л. Посмотрите на себя и скажите, про какие части тела мы скажем моя? (рука, голова, нога.) мой? мои?

III. Итог занятия.

О чем мы говорили сегодня на занятии? Какие части тела есть у человека?

Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи «Домашние животные и их детеныши» Конспект нод по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР «Домашние животные и их детеныши».Подготовила.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей среднего дошкольного возраста «Огород. Овощи» Конспект по развитию лексико- грамматического строя речи для детей среднего возраста. Тема. «Огород. Овощи» 1. Расскажите ребёнку, что овощи.

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Дикие животные наших лесов» Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Дикие животные наших лесов» для детей подготовительной.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе на тему «Профессии» Форма организации: фронтальное Тип занятия: тематическое Категория детей: дети подготовительной группы речевого детского сада Цель: Закрепить.

Консультация для педагогов «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников» Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Консультация для родителей «Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей» Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР У детей с общим недоразвитием речи в пятилетнем.

Развитие грамматического строя речи посредством экологических знаний для детей с ОНР Аннотация Грамматический строй в онтогенезе развития речи изучается ребенком независимо и самостоятельно, в процессе копированию речи тех,.

Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей. Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи [Наш Дом]

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР

Горбанева Светлана Валерьевна ,

учитель-логопед высшей категории,

МДОУ ДСКВ №22 г.Ейска МО Ейский район

ТЕМА: «Наш дом»

Коррекционно-образовательные цели:

Обогащение словаря по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о назначении, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с различными материалами; употребление родственных слов).

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие связной речи, внимания, мышления; умения сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование:

Игра «Кто где живет?», картинки с изображением жилища человека, одноэтажный и многоэтажный дома, игра «Строительные профессии».

Ход занятия:

Дидактическая игра «Кто где живет?».

– Ребята, давайте с вами вспомним, кто где живет?

– Где живет лиса? ( Лиса живет в норе)

( волк, заяц, белка, еж, медведь, свинья, корова, собака, овца, лошадь, ласточка, скворец и т.д.)

2. – А где живет человек? (В доме)

– Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

– О большом доме? (домище)

– Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)

– Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)

– Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)

– Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка – это семья слов, слова-родственники.

Игра с мячом «Назови родственные слова к слову ДОМ».

3. – В каком еще жилище может жить человек? (в замке, во дворце, в шалаше, в избе, в тереме, в крепости, в палатке)

– Кто строит дома? (строители)

– Люди каких профессий участвуют в строительстве дома? (каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, паркетчик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, электрик, плотник)

4. Дидактическая игра «Кто что делает?» (логопед показывает картинки с изображением людей разных строительных профессий, а дети называют слова-действия)

– Что делает каменщик? (Каменщик строит, возводит стены) и т.д.

– Какие еще здания строят строители? (библиотеки, школы, детские сады)

– Давайте поиграем в игрушечную стройку.

Получили мы подарки: Дети изображают, как выкладывают

Кирпичи, бруски и арки. предметы из коробки.

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро, Дети садятся на корточки,

Без цемента из раствора. постепенно выпрямляясь,

Дом растет все выше, выше, а потом встают на носки.

Есть карниз, труба и крыша.

6. – Ребята, а как называется жилище Бабы-Яги?

– Надоело Бабе-Яге жить в своей избушке на курьих ножках. Села она в ступу и полетела в город, посмотреть в каких домах живут люди.

– В городе много разных домов: одноэтажных и многоэтажных. Сравните одноэтажный и многоэтажный дом. Найдите отличия. (сравнение домов)

– Какие еще дома увидела Баба-Яга? (детям раздаются картинки домов с разным количеством этажей)

– Посчитайте, сколько этажей в доме, скажите какой дом?

(В этом доме 5 этажей. Он пятиэтажный.)

7. – Понравились Бабе-Яге эти дома и решила Яга построить себе новый дом, а из чего не знает.

– Подскажите ребята, из чего можно построить дом? (из кирпича, из бетона, из камня, из дерева, из глины, из бумаги, из веток, из пластмассы, из металла, из соломы)

– Дом из бумаги, дом из соломы, дом из кирпича. Какой вы думаете дом будет прочным? Почему вы так думаете?

8. Дидактическая игра «Назови какой дом?»

Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.

из бетона – из пластмассы – из бумаги –

из камня – из металла – изо льда –

из глины – из стекла – из дерева –

9. – Прилетела Баба-Яга в лес и стала рассказывать Лешему, что она видела.

-Правильно ли она говорила, если нет, то исправьте.

Около школы строит (кирпич) дом.

Оля живет в (бетон) доме.

На опушке леса стоит (дерево) дом лесника.

Мама сделала для куклы (бумага) дом.

В (стекло) домике живут разноцветные рыбки.

Конспект занятия для детей ОНР (6 лет) по развитию лексико-грамматического строя речи

Автор: учитель – логопед Хисматуллина Зиля Хизбулловна

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Непоседы».

Город Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ

Тема: «Весна пришла»

Цель: Формировать представления детей о весне, обогащать кругозор и активизировать словарь детей.

Коррекционно-образовательные задачи:

Расширить словарь детей по лексической теме, упражнять в подборе глаголов, закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными, продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением и совершенствовать навыки деления слов на слоги.

Коррекционно-развивающие задачи:

Совершенствовать фонематическое восприятие, развивать мелкую и общую моторику, память, внимание, мышление и художественно-эстетический вкус.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе и друг другу.

Оборудование:

Слайдовое сопровождение на тему: «Весна пришла», экран, мячи Су-джок, дидактическое пособие «Солнышко», прищепки, картинки по лексической теме.

Предварительная работа:

Беседа о временах года, рассматривание иллюстраций, наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов и рассказов о весне.

Ход НОД

1.Организационный момент

(На столе лежит дидактическое пособие «Солнышко», обращаю на неё внимание).

Логопед: Ребята, кто заглянул к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: Да, ребята, только что-то тут не то.

– Как вы думаете? (пропали лучики).

– Солнышко по секрету мне сказало, что лучи его находятся в волшебной корзиночке. Выполнив одно важное задание, вы сможете их вернуть (ответы).

Логопед читает:

Чтобы солнце засияло,

Нам собрать лучи все надо.

Ты заданье выполняй,

Лучи солнца собирай!

Чтобы лучики зажглись,

Друг другу улыбнись! (мимическая гимнастика).

Давайте, поприветствуем солнышко, друг друга и гостей:

Здравствуй, солнце золотое, (дети раскрывают ладони в сторону солнца).

Здравствуй, небо голубое (поднимают руки вверх)

Здравствуй, все мои друзья! (касаются ладонями друг друга)

Логопед:

А теперь слушайте важное задание, о котором я вам говорила: если вы отгадаете загадку, наше солнышко снова засияет золотыми лучами.

Когда это бывает? (весной.)

– Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: О весне.

2. Основная часть

1) Презентация

Логопед: Давайте вспомним, что же происходит в природе с приходом весны? ( Слайды «Весна пришла!»)

Вопросы по слайдам:

  1. Что можно сказать о снеге? Что делает снег весной? (падает, кружится, блестит, тает).
  2. Что происходит с сосульками весной? (тают, капают, падают).
  3. Что делают почки весной? (наливаются, набухают, раскрываются, появляются первые листочки).
  4. Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, выводят птенцов).
  5. Что делают звери весной (просыпаются из зимней спячки, появляются детеныши).

Логопед: Все рады весне и ждут её с нетерпением. Раньше весну зазывали, в гости приглашали…

Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!

Давайте вместе скажем закличку о весне, чтобы она скорее к нам пришла.

2) Фонематическая зарядка

Логопед: Ребята, а теперь встаньте возле стульчиков и внимательно слушайте условие игры. Я назову слово, а вы хлопните в ладоши, если оно относится к весне, а если нет – присядете на корточки.

Слова: сосулька, зима, карандаш, мороз, луч, самолет, почки, птицы, солнышко, капель.

-Поделим слова на части – слоги? Из скольких частей состоит слово: луч, тепло, солнышко.

Логопед: Весной оживает вся природа: прилетают птицы, раскрываются почки, просыпаются звери. Какие звери просыпаются весной? (Предполагаемые ответы детей). А теперь послушайте сказку и повторяйте движения.

3) Су-джок терапия « Путешествие Ежика»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож

(дети катают Су-джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

Очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

Нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

На ежа похожи (дети катают Су-джок между ладонями).

Логопед: Ребята, давайте поиграем в весенние слова. Я называю слово, а вы подбираете признак к заданному слову.

4) Игра «Подбери слово»

– Как можно назвать весну? Какая она, опишите ее (ранняя, красивая, теплая, долгожданная, веселая, поздняя…)

– День какой? (солнечный, ясный…)

– Весной солнце какое? (яркое, лучистое, теплое, ласковое…)

– Настроение весной, какое? (радостное, весёлое, счастливое. )

3. Итог НОД

Рефлексия

– А сейчас у вас какое настроение? Вам понравилась наша сегодняшняя встреча? Что вам понравилось? Что запомнилось? (ответы детей)

Логопед:

– Нашему Солнышку, мне и нашим гостям тоже понравилось, как вы дружно отвечали и все лучики собрали! Это яркое, веселое и лучистое Солнышко останется вместе с нами и будет нам дарить радость и тепло! Чтобы солнышку было веселее, мы нарисуем ему хорошее настроение и яркие лучи!

План-конспект НОД

по формированию лексико-грамматического строя речи

в старшей логопедической группе

Тема: «Весна пришла»

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Формировать представления детей о весне, обогащать кругозор и активизировать словарь детей.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • расширить словарь детей по лексической теме;
  • упражнять в подборе глаголов, согласовании существительных с прилагательными;
  • продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями;
  • совершенствовать навыки деления слов на части.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствовать фонематическое восприятие;
  • развивать мелкую и общую моторику, память, внимание, мышление, художественно-эстетический вкус.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе и друг другу.

Оборудование: слайдовое сопровождение на тему: «Весна пришла!», экран, мячи Су-джок, дидактическое пособие «Солнышко», прищепки, картинки по лексической теме.

Предварительная работа:

Беседа о временах года, рассматривание иллюстраций, наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов и рассказов о весне.

Ход НОД

1. Организационный момент (мимическая гимнастика, мотивация).

2. Основная часть.

– Слайдовое сопровождение «Весна пришла!»

Цель: активизация словаря детей по лексической теме, совершенствование знаний в согласовании глаголов с существительными.

– Дидактическая игра «Поймай слово» (фонематическая зарядка).

Цель: совершенствование фонематического восприятия, развитие общей моторики.

– Су-джок терапия « Путешествия Ежика».

Цель: развитие мелкой моторики, стимулирование речевых зон коры головного мозга

– Игра «Подбери слово».

Цель: совершенствование знаний детей в правильном поборе прилагательных к существительным и в согласовании слов.

Читайте также:  Профессия логопед, стать логопедом, получить специальность Логопед
Ссылка на основную публикацию