Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] – [З]».
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе
Тип занятия: закрепление пройденного материала.
Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в словах, предложениях.
Задачи:
- закрепление знаний о механизмах организации звуков [С] – [З], в слогах, в словах и в предложениях;
- упражнение в употреблении слов со звуками [С] – [З]». в свободной речи.
- развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики;
- развитие звукового и слогового анализа и синтеза;
- совершенствование фонематического восприятия и слуха;
- обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] – [З];
- развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- воспитание интереса к играм со звуками и словами;
- развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.
Материалы: карточки с буквами С, З, наборное полотно, картинки с изображением девочки и мальчика; стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор собака, заяц; зелёный и синий домики, мяч.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Введение в тему занятия.
4. Артикуляционная гимнастика.
5. Развитие фонематического восприятия.
6. Дифференциация в слогах.
7. Пальчиковая гимнастика.
8. Дифференциация в словах.
9. Дифференциация в предложениях.
10. Итог занятия.
11. Оценка деятельности детей.
12. Домашнее задание.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Цель этапа: Создать положительный настрой и расположить детей к занятию.
– Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжать знакомится со звуками [C] и [З].
2. Проверка домашнего задания.
– Открываем тетради и проверяем домашнее задание.
Цель этапа: Выяснить, насколько сформировано произношение звуков с-з в слогах, отличающихся одним звуком.
Дети поочередно произносят слоги.
3. Введение в тему занятия.
– Дети, давайте вспомним песенки – звуки, которые вы хорошо знаете: С –С – С – песня холодного ветерка, З – З – З – песня комара.
Цель этапа: Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.
4. Артикуляционная разминка.
Цель этапа: Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков [З], [С].
Дети выполняют упражнения («Часики», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим нижние зубки», «Конфетка» и т.д. (контроль через индивидуальные зеркала).
5. Развитие фонематического восприятия.
Цель этапа: Формировать умение различать на слух звуки [З], [С].
Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил.
– К нам в гости пришли Света и Захар. (Выставить на наборное полотно картинки с изображением девочки и мальчика.)
– С какого звука начинается имя девочки? (мальчика)?
– Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)
– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)
– Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
в) Упражнение «Слушай внимательно».
– Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – З или С – слышится в слове: роза, насос, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.
Дети выполняют задание. На слово со звуком С – называют картинки: насос, сок, коса, оса. На слово со звуком З – называют картинки: роза, коза, газон, забор, зуб, золото.
6. Дифференциация в слогах.
Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в слогах.
– А теперь мы немного поиграем в игры со слогами, и первая наша игра называется «Скажи наоборот» (с мячом).
За-са, сы-зы, со-зо, ус-уз, зы-сы, су-зу
а) Игра «Назови лишний слог».
– Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:
7. Пальчиковая гимнастика.
Цель этапа: Развивать мелкую моторику.
– «Забор» (ладони соединены кончиками пальцев встык, большие пальцы подняты вверх; пальцы двигаются «от себя» и «на себя»).
Мы построили забор, это наш с тобою двор.
Вот калитка для друзей, заходи сюда скорей.
И калитку – на замок, чтобы волк войти не смог.
Дети выполняют упражнение в соответствии с текстом.
8. Дифференциация в словах.
Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах.
– Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.
– санки, забор, сова, сок;
– роза, коза, ваза, нос;
– самолет, сумка, стрекоза, суп.
– В каком слове встречаются оба звука?
Логопед выставляет картинки на наборное полотно.
– Немного поработаем у доски. Я помещаю два домика на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенит колокольчик.
– А вам необходимо расставить картинки в домики: если картинка со звуком С – она будет жить в зелёном домике, со звуком З – в синем (стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор).
9. Дифференциация в предложениях.
Цель этапа: Проверить навык сформированности правильного произношения и различения звуков [С], [З] в предложениях.
– Последнее задание – это повторение за мной скороговорок. При этом необходимо следить за произношением звуков [С] и [З].
– Идет козел с козой, а коза идет с косой.
– Змея змеилась, змея смеялась, смеясь, змеилась, змеясь, смеялась.
10. Итог занятия.
Цель этапа: Дети называют звуки, уточняют правильную артикуляцию звуков с-з.
– Ребята, вам понравилось занятие?
– Какие звуки мы сегодня сравнивали?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Что было самым трудным?
11. Оценка деятельности детей. Логопед оценивает работу детей и дарит всем звездочки за хорошую работу.
12. Домашнее задание. Логопед предлагает детям контролировать произношение звуков [С] и [З]. (прятать язычок за нижние зубки) в слогах, словах и предложениях.
Дети закрепляют пройденную тему во время домашних занятий.
Список используемой литературы:
1 Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [З], [З’], [Ц]. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, – 2003. – 64 с.
2 Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, – 1991. – 204 с.
3 Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005. – 16с.
Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] – [З]».»
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе
Тема занятия: «Дифференциация звуков [С] – [З]».
Тип занятия: закрепление пройденного материала.
Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в словах, предложениях.
закрепление знаний о механизмах организации звуков [С] – [З], в слогах, в словах и в предложениях;
упражнение в употреблении слов со звуками [С] – [З]». в свободной речи.
развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики;
развитие звукового и слогового анализа и синтеза;
совершенствование фонематического восприятия и слуха;
обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] – [З];
развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности;
воспитание интереса к играм со звуками и словами;
развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.
Материалы: карточки с буквами С, З, наборное полотно, картинки с изображением девочки и мальчика; стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор собака, заяц; зелёный и синий домики, мяч.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Введение в тему занятия.
4. Артикуляционная гимнастика.
5. Развитие фонематического восприятия.
6. Дифференциация в слогах.
7. Пальчиковая гимнастика.
8. Дифференциация в словах.
9. Дифференциация в предложениях.
10. Итог занятия.
11. Оценка деятельности детей.
12. Домашнее задание.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Цель этапа: Создать положительный настрой и расположить детей к занятию.
– Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжать знакомится со звуками [C] и [З].
2. Проверка домашнего задания.
– Открываем тетради и проверяем домашнее задание.
Цель этапа: Выяснить, насколько сформировано произношение звуков с-з в слогах, отличающихся одним звуком.
Дети поочередно произносят слоги.
3. Введение в тему занятия.
– Дети, давайте вспомним песенки – звуки, которые вы хорошо знаете: С –С – С – песня холодного ветерка, З – З – З – песня комара.
Цель этапа: Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.
4. Артикуляционная разминка.
Цель этапа: Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков [З], [С].
Дети выполняют упражнения («Часики», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим нижние зубки», «Конфетка» и т.д. (контроль через индивидуальные зеркала).
5. Развитие фонематического восприятия.
Цель этапа: Формировать умение различать на слух звуки [З], [С].
а) Игра «Подвижные ладоши».
Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил.
б) Игра «Звуки С-З».
– К нам в гости пришли Света и Захар. (Выставить на наборное полотно картинки с изображением девочки и мальчика.)
– С какого звука начинается имя девочки? (мальчика)?
– Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)
– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)
– Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
в) Упражнение «Слушай внимательно».
– Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – З или С – слышится в слове: роза, насос, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.
Дети выполняют задание. На слово со звуком С – называют картинки: насос, сок, коса, оса. На слово со звуком З – называют картинки: роза, коза, газон, забор, зуб, золото.
6. Дифференциация в слогах.
Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в слогах.
– А теперь мы немного поиграем в игры со слогами, и первая наша игра называется «Скажи наоборот» (с мячом).
За-са, сы-зы, со-зо, ус-уз, зы-сы, су-зу
а) Игра «Назови лишний слог».
– Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:
7. Пальчиковая гимнастика.
Цель этапа: Развивать мелкую моторику.
– «Забор» (ладони соединены кончиками пальцев встык, большие пальцы подняты вверх; пальцы двигаются «от себя» и «на себя»).
Мы построили забор, это наш с тобою двор.
Вот калитка для друзей, заходи сюда скорей.
И калитку – на замок, чтобы волк войти не смог.
Дети выполняют упражнение в соответствии с текстом.
8. Дифференциация в словах.
Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах.
– Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.
– санки, забор, сова, сок;
– роза, коза, ваза, нос;
– самолет, сумка, стрекоза, суп.
– В каком слове встречаются оба звука?
Логопед выставляет картинки на наборное полотно.
– Немного поработаем у доски. Я помещаю два домика на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенит колокольчик.
– А вам необходимо расставить картинки в домики: если картинка со звуком С – она будет жить в зелёном домике, со звуком З – в синем (стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор).
9. Дифференциация в предложениях.
Цель этапа: Проверить навык сформированности правильного произношения и различения звуков [С], [З] в предложениях.
– Последнее задание – это повторение за мной скороговорок. При этом необходимо следить за произношением звуков [С] и [З].
– Идет козел с козой, а коза идет с косой.
– Змея змеилась, змея смеялась, смеясь, змеилась, змеясь, смеялась.
10. Итог занятия.
Цель этапа: Дети называют звуки, уточняют правильную артикуляцию звуков с-з.
– Ребята, вам понравилось занятие?
– Какие звуки мы сегодня сравнивали?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Что было самым трудным?
11. Оценка деятельности детей. Логопед оценивает работу детей и дарит всем звездочки за хорошую работу.
12. Домашнее задание. Логопед предлагает детям контролировать произношение звуков [С] и [З]. (прятать язычок за нижние зубки) в слогах, словах и предложениях.
Дети закрепляют пройденную тему во время домашних занятий.
Список используемой литературы:
1 Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [З], [З’], [Ц]. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, – 2003. – 64 с.
2 Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, – 1991. – 204 с.
3 Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005. – 16с.
Тема: Одежда. Согласование числительных с существительными в родительном падеже множественного числа
Цель занятия: совершенствование навыков согласования числительных с существительными в родительном падеже.
- совершенствование навыков в разгадывании загадок;
- совершенствование логического мышления;
- совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- закрепление произношения [ш] в слогах;
- закрепление понятия «одежда»;
- совершенствование навыков употребления существительных в уменьшительно-ласкательной форме;
- введение в словарь существительных нового слова – гардероб;
- совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слова;
- воспитание бережного отношения к одежде;
- воспитание коммуникативных навыков.
По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел. (Брюки)
Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят. (Варежки)
Варежки для ног.
Не галстук он, не воротник. А шею обнимать привык. Он помогает нам всегда, когда приходят холода. (шарф)
Я как зонт — не промокаю, от дождя вас защищаю, и от ветра вас укрою, ну, так что же я такое? (плащ)
Логопед. Скажите, как одним словом можно назвать все эти предметы? (одежда)
Логопед. Умнички. Хотите послушать сказку:
– Рано утром проснулся наш язычок, открыл окошко («Окошко»)
– Выглянул, посмотрел вниз на землю, нет ли там луж. А потом на небо, светит ли солнце? (Качели)
– Посмотрел на часики, который час? («Часики»)
– Быстренько напек блинчики («Блинчик»)
– Попил чайку («Чашечка»)
– Не забыл подуть на чаек («Чашечка, дуем на язычок»)
– Стал одеваться, пуговка оторвана, нужно ее пришить («Иголочка»)
– Застегнулся («Накажи язычок»)
– Пришил еще пуговицу, застегнулся, и еще одну…
В этот момент язычок прислушался, за окном раздавались какие-то звуки:
Шта-што-шту
Шту-што-шта
Што-шта-шту
Ашт-ошт-ушт
Ушт-ашт-ошт
Ошт-ушт-ашт
Оказалось, это по лужам шлепала лягушка. Язычок весело запел:
Ша-ша-ша-как погода хороша
Шо-шо-шо-погуляю хорошо
Шу-шу-шу-лягушку в гости приглашу
Логопед. Какие вы молодцы, ребята! А теперь, давайте одежду посчитаем, а помогут нам в этом наши пальчики:
Мы одежду изучаем сжимаем и разжимаем кулаки
И ее вам называем:
Плащ, пальто, ветровка, куртка, пиджак, (сгибаем пальцы по порядку, на одной руке)
Жилет, брюки, платье, шарф, жакет. (сгибаем пальцы другой руки)
Рассеянный. Ох! Ах! Здравствуйте, дети!
Логопед. Рассеянный, а что же брюки на тебе на левую сторону? И шапка задом наперед?
Рассеянный. Мой брюки, мои шапка…
Логопед. Ты что-то путаешь. Ребята, как нужно сказать — это чьи брюки?
Логопед. А чья шапка?
Рассеянный (берет в руки мяч и кидает каждому). Так, а куртка, тапки и так далее.
Игра «Назови ласково»
Рассеянный. Все понял.
Логопед. Рассеянный, нужно любить свою одежду, бережно к ней относиться, и даже уметь ее называть ласково!
Рассеянный. Это как?
Логопед. А вот как!
Логопед вместе с детьми подходят к магнитной доске, проводится игра «Назови ласково»
Кофта-кофточка
Брюки-брючки
Тапки- тапочки
Шарф-шарфик и т.д.
Логопед. Рассеянный, ты знаешь, а ведь у меня есть две шапки (показывает картинку, на ней с обратной стороны цифра — 2). А у тебя?
Рассеянный (берет картинку с брюками, на обороте цифра -3). А у меня нет двух шапок, но есть трое брюк. А у тебя, Сергей? (обращается к ребенку)
Сергей. А у меня нет трех брюк, но есть четыре шапки (показывает картинку)
Игра продолжается, пока не ответят все дети.
Звуко-буквенный анализ слова.
Логопед. Ну вот. Все эти вещи, одежда составляют наш гардероб.
Гардероб — это одежда одного человека или семьи; а также гардеробом могут называть шкаф для одежды.
Дети при помощи логопеда выполняют анализ слова, в нём- 3 слога, 8 букв, 8 звуков.
Игра «Кто быстрее»
Логопед. Рассеянный, тебе понравилось у нас?
Рассеянный. Да, конечно.
Логопед. А ты не хочешь переодеться? А дети тебе помогут?
Игра-соревнование, кто быстрее оденется.
Дети одевают – гостя и ребенка.
Рассеянный благодарит детей, угощает конфетами и удаляется.
Сучкова Валентина Викторовна,
учитель-логопед
МБДОУ д/с №4 «Теремок»,
г. Искитим НСО
§ 193. Определение при существительном, зависящем от числительных два, три, четыре
1. При существительных мужского и среднего рода, зависящих от числительных два, три, четыре (а также от составных числительных, оканчивающихся на указанные цифры), определение, находящееся между числительным и существительным, в современном языке ставится, как правило, в форме родительного падежа множественного числа: два высоких дома, три больших окна, двадцать четыре деревянных стола. Например:…Офицеры ели жадно, без разговоров, наверстывали за два потерянных в боях дня (Шолохов); Два крайних окна в первом этаже закрыты изнутри газетными листами… (А. Н. Толстой).
2. При существительных женского рода в указанных условиях определение чаще ставится в форме именительного падежа (или совпадающего с ним винительного при неодушевленных существительных) множественного числа. Например: две большие комнаты выходили окнами в сад; купила четыре фарфоровые чашки; на изгороди из трех жердей сидели три женские фигуры (А. Н. Толстой); По этим дорогам двигаются две большие колонны немцев (М. Бубеннов).
При наличии перед всем оборотом предлога возможны варианты; ср.: на две равные части — по две столовых ложки.
Если формы именительного падежа множественного числа существительных женского рода отличаются по ударению от формы родительного падежа единственного числа (ср.: го́ры — горы́, слёзы — слезы́), то определение в рассматриваемой конструкции обычно ставится в родительном падеже множественного числа: две высоких горы, две крупных слезы. Например: Три серых струны натянулись в воздухе (Горький); Две сильных мужских руки подхватили ее (А. Коптяева).
На выбор формы определения может оказать влияние форма сказуемого; ср.: Разыграны три золотые медали. — Разыграно три золотых медали.
3. Притяжательные прилагательные на — ин и — ов обычно ставятся в родительном падеже множественного числа независимо от грамматического рода имени существительного: два бабушкиных сарафана, три сестриных подруги, два чертовых ущелья.
Притяжательные прилагательные на — ий, — ья, -ье, а также порядковое числительное третий согласуются в зависимости от рода определяемого существительного: два лисьих хвоста, два вороньих гнезда, две медвежьи берлоги; два третьих приза — две третьи премии.
4. Если определение стоит перед счетным оборотом, то оно ставится в форме именительного падежа независимо от рода имени существительного: каждые два часа, последние два предложения, лучшие две песни. Например: Первые три года она только урывками наезжала в Заболотье (Салтыков-Щедрин); Последние два слова были написаны крупным и размашистым, решительным почерком (Тургенев); Остальные три лошади… шли сзади (Шолохов).
Однако прилагательные целый, полный, добрый и некоторые другие обычно употребляются в этом случае в форме родительного падежа: целых два месяца, целых две недели, полных два ведра, добрых двое суток, лишних три часа. Например:…Принужден был иногда целых три часа стоять, прижавшись к стене (Пушкин); Да и бил он меня каких-нибудь месяца два (Достоевский).
В сочетаниях с пол- и полтора (полторы) возможны обе формы согласования: добрых полчаса — добрые полчаса (см. также § 168, п. 2), целых полторы недели — целые полторы недели.
5. Если определение (обычно обособленное) стоит после счетного оборота, то чаще оно ставится в форме именительного падежа множественного числа, например: Направо от двери были два окна, завешенные платками (Л. Толстой); Последние два письма, писанные карандашом, меня испугали (Чехов);…Два огромных осмоленных корыта, привалившиеся друг на друга… торчащие у самого выхода в открытую воду (Федин); Подкатили к колхозному амбару два грузовика, груженные мукой (Ю. Лаптев).
6. При субстантивированных прилагательных мужского и среднего рода определение ставится в форме родительного падежа множественного числа: двое случайных прохожих, три диетических вторых (о блюде), четверо опытных рабочих.
При субстантивированных прилагательных женского рода возможны обе формы согласования: две соседние столовые — две соседних столовых, три большие котельные — три больших котельных. Если определение препозитивно, то используется форма именительного падежа: соседние две булочные, лучшие три кондитерские.
Если субстантивированное прилагательное женского рода употреблено без определения, то оно чаще принимает форму именительного падежа множественного числа: имеются две ванные, дополнительно запроектированы три прачечные. В роли прямого дополнения возможна форма родительного падежа: нужно открыть еще три столовых, оборудовать четыре прачечных. При разных предлогах тоже возможны варианты; ср.: оборудование рассчитано на три прачечные, на четыре парикмахерские — в каждом микрорайоне будет открыто по три прачечных, по четыре парикмахерских.
Как и при выборе формы определения, здесь может сказаться влияние формы сказуемого; ср.: Были зафиксированы две ничьи. — Было зафиксировано две ничьих.
7. При назывании дробного числа (знаменатель — субстантированное порядковое числительное женского рода) используется форма родительного падежа: Две пятых Луны скрыты от нашего взора.
На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.
Урок I (стр. 2 )
![]() | Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 |
стул (стулья) – стульев семья (семьи) – семей
брат (братья) – братьев друг (друзья) – друзей
сын (сыновья) – сыновей
пять часов, пять минут
пять рублей, пять копеек
Именительный падеж (множественное число)
Родительный падеж (множественное число)
моих, твоих, наших,
Грамматический материал: 1. Склонение числительных. 2. Согласование числительных с существительными и прилагательными. 3. Собирательные числительные. 4. Чтение дробных числительных.
1. СКЛОНЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Числительные в русском языке склоняются. Некоторые числительные при склонении имеют такие же окончания, как существительные, другие – как прилагательные.
Формы числительных при склонении разнообразны, но практически чаще всего употребляются две формы: именительно-винительный падеж и родительный падеж.
1. Числительное один имеет формы всех трех родов: один, одно, одна, и склоняется, как прилагательные твердого склонения.
Мужской и средний род
один, одного, одно
2. Числительное два имеет две формы: для мужского, среднего рода два и для женского рода две.
3. Склонение числительных 3, 4 (числительные 3, 4 имеют одну форму для всех трех родов).
4. Числительные от 5 до 20 и 30 склоняются как существительные женского рода, оканчивающиеся на –ь. Так же склоняются числительные 50, 60, 70, 80, при этом изменяются обе части.
Примечание: Эта группа числительных имеет только три формы: пять, пяти, пятью.
5. При склонении числительных 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900 изменяются обе части.
6. Числительные 40, 90, 100 имеют только две формы.
7. Числительные тысяча, миллион, миллиард склоняются как существительные с соответствующими окончаниями.
2. СОГЛАСОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ
1. Числительное один и составные числительные, имеющие в конце один, согласуются в роде, числе и падеже с существительным и прилагательным, к которому относятся:
Двадцать один новый студент; двадцать одна новая студентка; сегодня нет одного студента; сейчас без одной минуты пять; все взвешивали на одних весах.
Один употребляется во множественном числе в значении только, некоторые и с существительными, не имеющими формы единственного числа.
2. После остальных числительных, стоящих в именительном или винительном падеже, существительные стоят в родительном падеже (в единственном или во множественном числе), например:
На столе лежало два учебника и две ручки. Он взял два учебника и две ручки. Она принесла пять учебников и шесть ручек.
3. После числительных, стоящих в именительном или винительном падеже, прилагательные стоят во множественном числе в родительном падеже (с существительными женского рода после числительных 2, 3, 4 – обычно в именительном падеже, но возможен и родительный падеж), например:
На столе лежало два новых учебника и две красные ручки. Он купил пять новых учебников и шесть красных ручек.
4. Если числительное стоит в родительном, дательном, творительном или предложном падеже, то существительное и прилагательное согласуются с ним, т. е. стоят в том же падеже множественного числа, например:
Кроме двух новых аспирантов, все работают в клинике. Декан разговаривал с пятью новыми аспирантами. Он говорил о пяти новых аспирантах.
3.СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
1. Собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро употребляются с одушевленными существительными мужского рода, а также с существительными, которые имеют форму только множественного числа.
У него двое детей.
У нее двое сыновей.
Прошло трое суток.
После собирательных числительных двое, трое и т. д. существительное стоит в родительном падеже множественного числа.
2. Собирательные числительные оба (мужской и средний род), обе (женский род) употребляются в сочетании с любыми существительными мужского, женского и среднего рода.
Оба его сына учатся в МГУ.
Обе его дочери замужем.
Обе статьи уже написаны.
После собирательных числительных оба, обе существительное стоит в родительном падеже единственного числа.
4. ЧТЕНИЕ ДРОБНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
1. Если в числителе стоит 1 или 2, то для обозначения такого числителя употребляется форма женского рода, например: – одна вторая.
Знаменатель обозначается порядковым числительным при числителе 1 в единственном числе, в остальных случаях – во множественном числе, например: – одна пятая;
– две пятых;
2. Целые числа, которые входят в состав дроби, обозначаются прилагательными целая, например: – одна целая, три пятых;
– две целых, четыре пятых; – 5,06 – пять целых, шесть сотых.
3. После дробного числительного существительное стоит в родительном падеже единственного числа, например:
м – три пятых метра.
4. В разговорном стиле речи в значении некоторых дробных числительных употребляются:
а) существительные половина – ; четверть –
.
б) числительные: полтора (1.5) – для мужского и среднего рода, полторы – для женского рода.
1. Напишите предложения по образцу, употребите данные словосочетания вместо выделенных в образце.
а) Образец: Я купил две новые книги.
настольная лампа, большая линейка, общая тетрадь, большая пачка бумаги, грамматическая таблица, черная папка для бумаг, большая коробка карандашей, почтовая открытка, свежая газета.
б) Образец: Я купил два технических журнала.
новый учебник, первый том справочника, политехнический словарь, большой альбом для марок, кожаный портфель для себя и для товарища, большой чемодан.
в) Образец: Я купил шесть новых тетрадей.
спортивная куртка, большая сумка, красивая коробка для подарков, большая пачка бумаги, почтовая открытка, столовая салфетка, чайная чашка, серебряная ложка, серебряная вилка, фарфоровая тарелка, маленькая бутылка фруктовой воды.
г) Образец: Я купил несколько почтовых конвертов.
новый справочник, красивый альбом, интересный журнал, маленький чемодан, цветной карандаш.
2. Укажите время и количество приблизительно.
Образец: Он пришел в два часа. Он пришел около двух часов.
1. Аспирант работал в лаборатории 2 часа. 2. Он отсутствовал 2 дня.
3. Товарищ был в Петербурге 2 недели. 4. Каникулы продолжались 2 месяца. 5. Я ждал его 2 минуты. 6. Товарищ болел 3 дня. 7. Брат вернулся дамой рано, в 3 часа дня. 8. Опыт продолжался 3 недели. 9. Он говорил по телефону 20 минут. 10. Она написала очень быстро 15 страниц. 11. Мы ждали его 30 минут. 12. Они получили 10 поздравительных открыток.
3. Составьте предложения по образцу.
Образец: Он жил здесь 2 года. Он жил здесь около двух лет.
2 года, 3 года, 4 года, 5 лет, 21 год, 22 года, 1 месяц, 2 месяца, 3 месяца, 4 месяца, 11 месяцев, 1 неделя, 2 недели, 4 недели, 5 недель.
4. В данных предложениях количественные числительные замените собирательными:
Образец: У него два сына.
У него двое сыновей.
1. В нашей группе 4 студента. 2. В этой группе 3 иностранца. 3. Здесь работает 3 аспиранта. 4. В этой лаборатории 4 ассистента и 3 лаборанта.
5. Прочитайте предложения, вместо точек поставьте собирательное числительное оба или обе.
1. У меня 2 дочери,… они учатся в школе. 2. У вас две сестры? Да,… уже взрослые. 3. У сестры две подруги живут в Киеве,… они замужем. 4. У моего товарища 2 дочери учатся в медицинском институте, сейчас… на практике. 5. У него два сына,… учатся в школе. 6. У тебя 2 сына? Да,… еще маленькие. 7. В этой группе 2 студента из Болгарии,… учатся хорошо. 8. У моего брата два друга служат в армии,… скоро вернутся домой.
6. Дайте на каждый вопрос несколько ответов, используйте количественные и собирательные числительные.
Образец: Сколько у него детей?- У него один ребенок. У него пятеро детей. У него двое детей
1. Сколько в этом отделении больных? 2. Сколько иностранных аспирантов сегодня работает? 3. Сколько иностранных студентов проходит практику? 4. Сколько ассистентов присутствует на конференции?
7. Прочитайте дробные числительные.
0,1; 0,2; 1,03; 2,005; 1/3; 2,5; 3,02; 4,05; 0,001; 0,02; 3,07; 2,08; 1/8; 3/5; 2/5; 1/2; 1/3; 2/3; 1/4; 1/7.
8. Прочитайте предложения. Слова, данные в скобках, поставьте в родительном падеже.
1. В нашей группе несколько… (иностранные студенты). 2.Они приехали из… (различные страны мира). 3. В институте 3… ( разные факультеты) и больше 28 (кафедры).
От прилагательных с помощью разнообразных суффиксов и префиксов образуются наречия:
правильный – правильно, произвольный – произвольно,
практический – практически, русский – по-русски
Грамматический материал: 1.Окончания существительных, прилагательных и формы местоимений в дательном падеже единственного числа. 2. Основные значения дательного падежа.
1.ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ФОРМЫ МЕСТОИМЕНИЙ В ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА
Игры для развития грамматического строя речи. Согласование числительных с существительными
Дина Фомина
Игры для развития грамматического строя речи. Согласование числительных с существительными
Цель: Формировать и развивать навык согласования количественных числительных с существительными в роде и падеже.
Игра «Один — два»
В игре подбираются слова сначала мужского, затем женского рода, с использованием любых предметов.
Ход игры: показать пальцами правой и левой руки поочередно существительные мужского рода: один пальчик — два пальчика; один зайчик — два зайчика; один петушок — два петушка; один гусь — два гуся;
существительные женского рода: одна курочка — две курочки; одна коза — две козы; одна кошка — две кошки; одна собака — две собаки; одна мышка — две мышки.
Эту же игру можно использовать при изучении лексической темы «Человек. Части тела». Инструкция: «Что у нас по одному?» (Один нос (лоб, рот, язык, живот). Одна спина (голова). «Что у нас по два?» (Две руки (ноги, щеки). Два глаза (уха)
Игра «Посчитай-ка до пяти»
Ход игры: просим ребенка посчитать предмет (устно или по картинке) от одного до пяти.
Считаем любые слова мужского, женского, среднего рода.
Вариант 2. «Было-стало»
Ход игры: Взрослый дает ребенку по одной картинке одного и того же предмета, ребенок отвечает: «У меня был один карандаш, а стало два карандаша. Было два карандаша, а стало три карандаша…. Стало пять карандашей»
Или предлагаем ребенку собрать ряд (два, три ряда) одинаковых картинок. Картинки лежат перемешанные лицевой стороной вниз. Ребенок достает по одной картинке, добавляет их в свой ряд, повторяя: «У меня был один карандаш, а стало два карандаша. Было две мышки, а стало три мышки. Было Два карандаша, а стало три карандаша и т. п.»
Игра «Веселые числа»
Ход игры: Взрослый задает вопросы. Ребенок отвечает полным ответом.
Сколько у человека носов? (Один нос.)
Сколько у человека ног? (Две ноги.)
Сколько на ладошке пальцев? (Пять пальцев.)
Сколько у зайца ушей? (Два уха.)
Сколько у собаки глаз? (Два глаза.)
Сколько у кошки лап? (Четыре лапы.)
Сколько у птицы крыльев? (Два крыла.)
Сколько в комнате окон? Сколько в комнате шкафов? Сколько в комнате стульев? Сколько в комнате столов? Сколько чашек на столе?
Игра «Рыбалка»
Ход игры: на картинки с изображением различного количества предметов прикрепить скрепки. Доставать картинки с помощью магнитной удочки и называть сколько предметов ты поймал: «Я поймал одну рыбку». «Я поймал пять рыбок». «Я поймал три ведра» и т. п.
Игра «Я увидел»
Ход игры: Ребенок пересчитывает предложенные картинки, повторяя: «Я увидел. одну куклу, две куклы, пять кукол». Можно использовать недлинную трубку вместо подзорной трубы или приложить к глазам руки в виде бинокля для игрового сюжета.
Родительный падеж
Игра «Чего не стало»
Ход игры: взрослый демонстрирует изображение картинок, затем прячет одну из них. Ребенок отвечает полным ответом «Чего не стало?»
Вариант 1.
Взрослый демонстрирует разное количество контурных изображений предметов. Сообщает, что эти предметы пропали. Просит назвать полным предложением чего не стало на картинке. «Нет двух зайцев», «Не стало четырех бабочек».
Вариант 2.
На доске выставляется ряд картинок с изображением на каждой из них множества однородных предметов. Сначала дети называют выставленные картинки. Потом закрывают глаза. Взрослый убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны ответить на вопрос «Чего не стало?». Картинки или предметы можно менять, дополнять. Затем игра проводиться с указанием количества предметов. Например, не стало трех тарелок, двух ложек.
Задание будет проще выполнять, если количество предметов на картинке будет подписано.
Вариант 3. «Чего не хватает на рисунке?»
Детям показываются рисунки «Что забыл нарисовать художник?». На рисунках – стол на двух ножках, стул на одной ножке, машина с одним колесом, кошка с двумя лапами, курица без ног и т. д. Дети отвечают на вопрос: «Чего не хватает и сколько?», употребляя родительный падеж числительных. Например: «У стула не хватает двух ножек» и т. п.
Творительный падеж.
Лото «С кем?»
На больших картах изображены разные детеныши (два котенка, три щенка, четыре зайчонка). На маленьких картах изображены взрослые животные. Большие карты раздаются детям. Логопед предъявляет им маленькие карты. Ребенок, у которого на карте изображены соответствующие детеныши, получает изображение их мамы и говорит: «У меня зайчиха с четырьмя зайчатами».
Игра «С кем повстречался?»
Ход игры: Ребенок перечисляет представленные картинки, проговаривая, с кем повстречался герой в пути: «Колобок повстречался с одним зайцем, с двумя зайцами, с тремя зайцами…»
Игра «Что с чем?»
На столе лежат разные предметы группами по 4 штуки, стоят: коробка, ящик и лежит пакет. Взрослый на глазах у детей кладет в пакет два грибка, в коробку – три картинки, а в ящик – четыре кубика. Меняет коробку, пакет и ящик местами и предлагает детям вспомнить, что с чем /с чем пакет, с чем коробка, с чем ящик/. Отвечая, дети должны указать количество предметов в пакете, в коробке, в ящике. Например: «Пакет с двумя грибками, ящик с 4-мя кубиками» и т. д. Тот, кто правильно вспомнит все и не ошибется в окончаниях, получает фишку.
Игра «Чем работать?»
Ход игры: Ребенку предлагает выбрать из предложенных картинок и назвать, чем может работать тот или иной человек:
«Повар может работать тремя кастрюлями, одним половником. Строитель работает тремя пилами, одним молотком. Врач лечит четырьмя таблетками, пятью прививками».
Дательный падеж.
Игра «Кому отдать?»
Ход игры: ребенок называет предмет и кому он его отдает. Число тех, кому нужно отдать предмет указывается цифрой, либо картинки подобраны с разным количеством людей.
Варианты:
1. Отдать рабочие инструменты людям разной профессии.
«Расческу и ножницы я дал двум парикмахерам, книгу и указку трем учителям» и т. п.
2. Накормить кашей предложенных животных: «Кашу дам двум петухам, одному зайцу, шести лисам» и т. п.
3. Дать подарок предложенным картинкам: «Дам подарок двум кошкам, одной девочке, трем слонам» и т. п.
Предложный падеж.
Игра «Мечты»
Ход игры: Ребенок составляет предложения по картинке. «Щенок мечтает о двух косточках». «Заяц мечтает о пяти морковках». «Маша мечтает о трех куклах» и т. п.
Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи Дидактические игры и упражнения на формирование грамматического строя речи (Средняя – подготовительная группы) Игрушки Образование прилагательных.
Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены.
Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм.
Логопедическое занятие в старшей группе «Согласование числительных «один», «одна» с существительными» Муниципальная казенная дошкольная образовательная организация «Центр развития ребенка – детский сад №7» города Калача Воронежской области.
НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: – упражнять детей в подборе действий к предметам, – развивать логическое.
Обследование грамматического строя речи ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НАПРАВЛЕННОГО НА ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ. Адекватная.
Открытый просмотр НОД по теме «Дидактические игры и приемы в построении грамматического строя речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 «Улыбка» г. Феодосии Республики Крым» Открытый просмотр.
Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.
Занятие по формированию грамматического строя речи для развития речевой культуры детей среднего возраста «Урок вежливости» Программное содержание: Цель: помочь воспитанникам освоить формулы словесной вежливости (обращение, благодарность, извинение) для развития.
Тема: Одежда (согласование числительных с существительными в родительном падеже множественного числа)
Обучение детей с нарушениями речи согласованию числительных с существительными
Дорофеева Ирина Александровна,
учитель- логопед
МДОУ №108 г. Петрозаводска
Проблема формирования грамматических компонентов является одной из самых важных и актуальных проблем у детей страдающих речевой патологией. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается отставание в развитии лексико-грамматических категорий по сравнению с нормально развивающимися детьми.
В процессе логопедической работы по развитию лексико-грамматических средств языка решается ряд задач, среди которых выделяется и обучение согласованию числительных с существительными.
В данной статье, изложены некоторые упражнения, цель которых – помочь детям усвоить нормы согласования числительных с существительными. Материал адресован педагогам как специализированных, так и массовых дошкольных учреждений.
Сначала остановимся на том, что такое имя числительное.
Имя числительное – это часть речи, обозначающая количество или порядок предметов при их счёте и изменяющаяся по падежам (количественные) или по родам, падежам и числам (порядковые). Числительные делятся на : количественные, собирательные и порядковые. Количественные – обозначают собственно количество или число: один, два, пять, десять и т.д.; с обирательные – обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и т.д.; п орядковые – числительные со счетно-порядковым значением: первый, пятый, шестой, десятый [5].
На этиологию затруднений в усвоении навыков счета в литературе существуют различные точки зрения.
Установлено, что на первое место выступают заболевания первых трех лет жизни, родовые травмы, травмы головного мозга в раннем возрасте, неблагоприятное микросоциальное окружение (неполные семьи, алкоголизм родителей, недостаточный культурный уровень семьи, равнодушие к успехам ребенка и наоборот, его излишняя опека) также отрицательно влияет на развитие ребенка [1].
Для детей с затруднениями в усвоении навыков счета характерны: низкая работоспособность, инертность, нарушения внимания, зрительной и слуховой памяти [1].
Для обучения согласованию числительных с существительными значимыми являются:
· овладение лексико-грамматическим строем речи
· понимание последовательности счета
· формирование представления об образе предмета
· называние итогового счета и соотнесение его с количеством предметов
· развитие зрительной и слуховой памяти
· развитие слухового восприятия
· формирование восприятия цвета, формы, величины.
Для формирования у детей интереса к счету предметов необходимо развивать умение рассматривать, ощупывать, сравнивать, сопоставлять, наблюдать за увлеченной деятельностью взрослого.
В процессе обучения согласованию числительных с существительными дети закрепляют навыки прямого счета. Учатся соотносить количество пальцев с определенным количеством предметов, развивают зрительную слуховую память, пальчиковую моторику, внимание и мышление, овладевают различными речевыми умениями и навыками, что создает предпосылки для формирования навыков учебной деятельности.
При обучении детей пересчету предметов необходимо обращать внимание на согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе. В связи с этой задачей, при показе образования каждой новой количественной группы для первого знакомства с числом подбирают предметы мужского рода, на следующем занятии – только женского рода, а при последующих пересчетах в знакомых уже числовых пределах используют любые предметы.
Коррекционную работу по обучению согласования числительных с существительными можно осуществлять через систему специальных игр и упражнений, так как эта деятельность наиболее адекватна возможностям детей и их интересам. Так коррекции формирования представлений о количестве способствуют игры с пальчиками.
Для первого знакомства с числом подбираются слова мужского рода, затем женского рода, а затем используют любые предметы.
Показываем пальчиками правой и левой руки поочередно:
Существительные мужского рода :1 пальчик – 2 пальчика; 1 зайчик – 2 зайчика;
1 петушок – 2 петушка; 1 гусь – 2 гуся;
Существительные женского рода: 1 курочка – 2 курочки; 1 коза – 2 козы; 1 кошка – 2 кошки; 1 собака – 2 собаки; 1 мышка – 2 мышки [6].
Эту же игру можно использовать при изучении лексической темы «Человек. Части тела».
Что у нас по одному? Один нос (лоб, рот, язык, живот).
Одна спина (голова).
Что у нас по два? Две руки (ноги, щеки).
Игра «Веселые числа»
А теперь слушайте эти вопросы показывайте пальчиками и называйте ответы (правильные ответы – в скобках).
Сколько у человека носов? (1 нос)
Сколько у человека ног? (2 ноги)
Сколько на ладошке пальцев? (5 пальцев)
Сколько у зайца ушей? (2 уха)
Сколько у собаки глаз? (2 глаза)
Сколько у кошки лап? (4 лапы)
Сколько у птицы крыльев? (2 крыла)
Сколько в комнате окон?
Сколько в комнате шкафов?
Сколько в комнате стульев?
Сколько в комнате столов?
Сколько чашек на столе?
Игра «Прямой и обратный счет «1-10» со словами и словосочетаниями [3]
Для этой игры не обязательно использовать предметные (сюжетные) картинки или предметы, а можно применить пальчики ребенка. Левая ладонь ребенка на ребро на себя. Большой палец вверх, указательный, средний и мизинец на небольшом расстоянии друг от друга. Дотрагиваясь указательным пальцем правой руки до каждого пальчика левой руки, ребенок считает названный предмет.
Например: «Посчитаем уток»: 1 утка, 2 утки, 3 утки, 4 утки, 5 уток. Сжали кулачок: 5 уток. И т.д.
Игра «Покажи число»
Если вашему ребенку уже исполнилось 5 лет, можно поиграть в такую игру. Назовите любое число от одного до десяти и попросите ребенка показать его с помощью пальчиков.
Игра «Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать!
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хотя не очень… чистые.
(на первую строчку – по очереди загибаем пальчики на правой руке.
на следующие четыре строчки – ритмично сжимать и разжимать кулачки. на шестую строчку – загибать поочередно пальцы на левой руке. на последние строчки – помахать пальчиками обеих рук)
Развивая навык согласования числительных с существительными с использованием наглядного материала, дети учатся соотносить заданное количество с количеством пальцев, называя его после пересчета и итогового обобщения движения рукой.
Педагог воспитывает умение вести счет предметов слева направо, в процессе счета указывать предметы, по порядку называя числительное и существительное.
Упражнения могут иметь строго дидактический характер (ответ на вопрос), а могут носить эмоциональный оттенок (придумывание сказочного сюжета).
На столе стоят пять однородных игрушек, например, 5 самолетов, 5 грибочков.
Вопрос: Сколько самолетов?
Дети пересчитывают игрушки: 1 самолет, 2 самолета, 3 самолета, 4 самолета, 5 самолетов.
Логопед: Сколько всего самолетов?
Дети: Пять самолетов.
Логопед и дети вслед за ним, пересчитывают вновь образованное количество. В процессе пересчета педагог дотрагивается до каждого предмета. Перед тем как назвать новое числительное логопед делает небольшую паузу и, дотрагивается до предмета, называя его.
Для того, чтобы у детей не сложилось впечатление, что последний предмет и есть «пять», педагог круговым жестом очерчивает всю группу и называет: «Пять самолетов».
А можно придумать игровую ситуацию: «К белке на день рождение пришли ежата. Сколько? 1 ежик, 2 ежика. ». Кроме того, следует практиковать самостоятельное придумывание детьми сюжетов.
Для проведения работы по автоматизации звуков в словах (для детей старшего и подготовительного к школе возраста) можно использовать игру «Сосчитай!».
Дети учатся порядковому счету и установлению карточек разных цветов, на которых изображены однородные предметы, в нужной последовательности:
1 машина, 2 машины, 3…, 4…, 5…, 6…, 7…, 8…, 9…, 10 машин.
1 ежик, 2 ежика, 3…, 4…, 5…, 6…, 7…, 8. 9…, 10 ежиков.
Для игры необходимо приготовить от пяти до десяти карточек. Например: пять карточек: красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового цветов с изображением (цветным или черно-белым) маски, сумки, собаки для автоматизации звука (С), замка, зонтика – для автоматизации звука (З) и т.д. Ребенок раскладывает первый ряд и считает: 1 маска, 2 маски… Второй, и последующие ряды необходимо раскладывать и одновременно считать картинки, т.е. согласовывать числительное с существительным; красный цвет под красным, желтый – под желтым и т.д.
Игра «Один, два, три, четыре, пять». Эта игра учит детей согласованию количественных числительных со словосочетаниями (плюшевый мишка, красный шарик, зеленое яблоко и т.д.):в роде и числе.
1 красный шарик, 2 красных шарика, 3…, 4…, 5…, 6…, 7…, 8…, 9…,10 красных шариков.
Игра «Один, два, три, четыре, пять». Эта игра учит детей согласованию количественных числительных со словосочетаниями (плюшевый мишка, красный шарик, зеленое яблоко и т.д.):в роде и числе.
1 красный шарик, 2 красных шарика, 3…, 4…, 5…, 6…, 7…, 8…, 9…,10 красных шариков.
Игра «Количественные числительные 1,2,3,4,5 + существительные» [2]
Данная игра направлена на практическое усвоение и закрепление навыков образования и употребления в речи существительных в форме родительного падежа множественного числа и поможет усвоить детям особенности сочетания количественных числительных один, два три, четыре, пять с существительными.
Игре должна предшествовать индивидуальная работа с детьми. Логопед показывает ребенку пары карточек и вместе с ним проговаривает названия картинок по образцу: один карандаш –…. – четыре карандаша – пять карандашей.
По мере усвоения грамматического материала основной формой работы становится коллективная игра.
Правила игры : карточки, на которых изображен один предмет логопед раздает детям, а карточки с большим количеством предметов кладет на стол картинками вниз.
Ведущий (взрослый или дети по очереди) берет по одной карточке со стола, показывает ее играющим детям, не называя изображенные на ней предметы. Тот ребенок, у кого есть парная карточка (с одним предметом), должен выполнить трехступенчатую инструкцию:
– правильно назвать предмет, изображенный на своей карточке в сочетании с количественным числительным ОДИН (один карандаш);
– глядя на карточку в руках ведущего, составить словосочетание по следующей модели: «числительное два (три, четыре) + существительное в форме родительного падежа единственного числа» (три карандаша).
– сосчитать предметы и составить словосочетание по следующей модели: «числительное пять + существительное в форме родительного падежа множественного числа» (пять карандашей).
Игра продолжается до тех пор, пока на столе у ведущего не закончатся карточки.
Педагог может усложнить игру, предложив детям составить по картинкам три предложения. В предложениях должны использоваться числительные один, два, три, четыре, пять.
Игра «Количественные числительные 1,2,3,4,5 + существительные» [2]
Данная игра направлена на практическое усвоение и закрепление навыков образования и употребления в речи существительных в форме родительного падежа множественного числа и поможет усвоить детям особенности сочетания количественных числительных один, два три, четыре, пять с существительными.
Игре должна предшествовать индивидуальная работа с детьми. Логопед показывает ребенку пары карточек и вместе с ним проговаривает названия картинок по образцу: один карандаш –…. – четыре карандаша – пять карандашей.
По мере усвоения грамматического материала основной формой работы становится коллективная игра.
Правила игры : карточки, на которых изображен один предмет логопед раздает детям, а карточки с большим количеством предметов кладет на стол картинками вниз.
Ведущий (взрослый или дети по очереди) берет по одной карточке со стола, показывает ее играющим детям, не называя изображенные на ней предметы. Тот ребенок, у кого есть парная карточка (с одним предметом), должен выполнить трехступенчатую инструкцию:
– правильно назвать предмет, изображенный на своей карточке в сочетании с количественным числительным ОДИН (один карандаш);
– глядя на карточку в руках ведущего, составить словосочетание по следующей модели: «числительное два (три, четыре) + существительное в форме родительного падежа единственного числа» (три карандаша).
– сосчитать предметы и составить словосочетание по следующей модели: «числительное пять + существительное в форме родительного падежа множественного числа» (пять карандашей).
Игра продолжается до тех пор, пока на столе у ведущего не закончатся карточки.
Педагог может усложнить игру, предложив детям составить по картинкам три предложения. В предложениях должны использоваться числительные один, два, три, четыре, пять.
Аналогичные игры «Лепестки», «Колокольчики», «Рыбки», «Мячики» и т.д.
В игре «Точки» следует уделить внимание развитию целостного восприятия структур точек, обозначающих количество [4].
– «Хлопни столько раз, сколько точек на карточке (один – много)»,
– «Нарисуй столько палочек, сколько кругов лежит перед тобой».
Игра «Исправь ошибку»
Логопед: К нам пришел Буратино. Он принес телеграммы. (У Буратино несколько листков, на которых печатными буквами написаны тексты.) Педагог предлагает помочь правильно составить телеграммы.
Тексты для телеграмм : Прислать книга 5. Выслать посылка 4. Мама купить шуба 2. Приехать папа через день 6.
Для развития общей моторики можно проводить игры с движением.
Логопед показывает карточки, а дети составляют словосочетание: числительное + существительное и выполняют нужное упражнение в соответствии с количеством предметов, изображенных на карточках.
Мы присядем столько раз
Сколько карандашей у нас. (1)
Наклонились столько раз
Сколько капелек у нас. (4)
Мы подпрыгнем столько раз
Сколько яблочек у нас (2)
Повернемся вправо, влево,
Сколько тучек пролетело? (3)
На наборном полотне рядами расположены картинки, например: две бабочки, три зайчика, пять собачек, шесть яблок, семь шариков. Дети считают предметы в первом ряду наборного полотна, во втором и т.д. и ставят рядом с ними карточки с нужными цифрами (2,3,5,6,7). Затем педагог предлагает детям встать и посмотреть на эти цифры.
Логопед: Мы подпрыгнем столько раз, сколько бабочек у нас.
Мы нагнемся столько раз, сколько зайчиков у нас. И т.д.
В целях закрепления знаний о согласовании числительных с существительными можно рекомендовать «Сухой бассейн», наполненный фасолью или горохом. В «бассейн» прячем ракушки, камушки или различные мелкие игрушки. Затем считаем, согласовывая числительное с существительным: Сколько игрушек в бассейне? Сколько ракушек собрали?
Положительно влияет на закрепление знаний чтение сказок «Три поросенка», «Волк и семеро козлят». Очень помогает в этом кукольный театр «Теремок», «Три медведя», «Колобок». В играх-драматизациях по этим сказкам дети закрепляют порядковый счет, развивают память, внимание.
Поскольку на практике, как правило, логопед имеет дело с различными нарушениями речи у детей, то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с детьми должен быть сугубо индивидуальным. Игра имеет большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Демьянов Ю.Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков: Автореф. дис. …канд. мед. наук. Л., 1970.
2. Коноваленко В.В. «Количественные числительные 1,4,5 + существительные». Дидактическая игра для детей 5-7 лет. М., 2006.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., 2001.
4. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Дидактический материал. М., 1997.
5. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. – М., 2004.
6. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.
Поиск ответа
Всего найдено: 52
Вопрос № 305041 |
Здравствуйте! Подскажите, как правильно склоняется слово вылет с числительными . К примеру: 72 вылета или 72 вылетов? 181 вылет или 181 вылетов? От чего будет зависеть окончание?
Ответ справочной службы русского языка
Числительные, которые оканчиваются на 1 (но не на 11), требуют формы именительного падежа единственного числа: 181 вылет. Те, что оканчиваются на 2, 3 и 4, требуют формы родительного падежа единственного числа: 72 вылета. Остальные числительные употребляются с существительными в форме родительного падежа множественного числа: 75 вылетов.
Вопрос № 304776 |
Доброго времени суток. Подскажите, пожалуйста, могу ли я в нижеследующем предложении использовать раздельное напи-сание «не верны», подразумевая при этом противопоставление? Само предложение: В этом случае остальные названия не верны, учитывая даже все технические моменты. Здесь я хотел придать более яркий оттенок отсутствия «верности или правильности»! Правила написания: Частица “НЕ” пишется раздельно: • с глаголами (не был); • с числительными (не раз); • с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хо-чет); • со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица); • с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше); • в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах). Или другой источник: 1. Если есть или подразумевается противопоставление: Не большой, а маленький. Не плохой, а хороший. Река мелкая? Река не мелкая. 2. Если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается отрицат. местоимениями и наречиями: отнюдь не верное нисколько не радостное
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 302914 |
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно: . три этих главы. или . три эти главы. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Правило таково. Если формы именительного падежа множественного числа существительных женского рода отличаются по ударению от формы родительного падежа единственного числа (ср.: го́ры – горы́, слёзы – слезы́), то определение в конструкции с числительными два, три, четыре обычно ставится в форме родительного падежа множественного числа.
Вопрос № 301235 |
Здравствуйте, Скажите, пожалуйста, как склоняется слово “трусы” с числительными ? Как сказать “тридцать четыре труса”, “тридцать четыре трусов”, “тридцать четверо трусов”? Никак не выходит. Только “тридцать четыре пары трусов”, но это немного ломает логику, как будто по 2 шт плюс это разговорный вариант.
Ответ справочной службы русского языка
При соединении составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (22, 23, 34, 43 и т. д.), со словом трусы возникает синтаксическая несочетаемость. Нормативного варианта нет.
Следует строить предложения так, чтобы не использовать именительный и винительный падеж. Например, выбирать другие падежные формы (в зависимости от контекста): не более тридцати четырех трусов и т. д.
Сочетание пара трусов для обозначения одного предмета (а не двух) уместно только в разговорной речи.
Вопрос № 300991 |
Здравствуйте! Хотели бы уточнить как правильно склонять слово “дней” в сочетании с числительными , оканчивающимися на единицу. Пример: “предоставить отпуск продолжительностью 21 календарных/ый ДНЕЙ/ДЕНЬ”. Заранее благодарим за ответ.
Ответ справочной службы русского языка
Существительное ставится в форме единственного числа: ...продолжительностью 21 календарный день.
Вопрос № 300369 |
Добрый день, уважаемые эксперты. Я патрулирующий русской Википедии. В своей работе нередко сталкиваюсь с числительными , а именно с денежными наименованиями. Постоянно возникают трудности с десятичными дробями. Не знаю как склонять существительные рядом с ними. Например, 2,89 миллиардА или миллиардОВ доллара(-ов). Обычно проверяю себя, проговаривая дробное число: “Две целых восемьдесят девять сотЫХ миллиардОВ долларОВ”, но не знаю, правильно ли это. Можете, пожалуйста, объяснить и просклонять данное число и, например одна целая тридцать одна сотая. Благодарю.
Ответ справочной службы русского языка
Правило простое: при дробных числительных существительное употребляется в форме единственного числа родительного падежа: 4,3 рубля, 67,84 километра, 2,89 миллиарда. Слово доллар уже не зависит напрямую от числительного, поэтому ставится во множественном числе: 2,89 миллиарда (чего?) долларов.
Поэтому верно: Две целых восемьдесят девять сотых миллиарда долларов; одна целая тридцать одна сотая миллиарда долларов.
Вопрос № 300207 |
в каком числе употребляется существительное с числительным “Прошли курсы 184 педагога или педагогов”?
Ответ справочной службы русского языка
Правилен первый вариант. Числительные два, три, четыре (в том числе в составных числительных) в им. падеже требуют постановки после себя существительного в форме род. падежа ед. числа. С числительными от пяти и далее используется форма род. падежа мн. числа.
Вопрос № 298988 |
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста: почему мы говорим 2 года, но 5 лет?
Ответ справочной службы русского языка
Числительные два, три, четыре в им. п. требуют постановки после себя существительного в форме, совпадающей с формой р. п. ед. ч. С числительными от пяти и далее используется форма р. п. мн. ч.
Вопрос № 298952 |
Как правильно склоняется слово “веретено” во множественном числе? Словарь утверждает, что форма “веретёна” существует. Хорошо. Но как тогда сказать веретено в количестве четырёх штук? “Четыре веретена” или всё же “четыре веретёна”? Вот как склоняется слово веретёна по падежам: И.: Веретёна Р.: Веретён Д.: Веретёнам В.: Веретёна Т.: Веретёнами П.: Веретёнах Интуиция подсказывает, что правильно без ё, но правила утверждают, что ё необходима. Или существуют какие-то условия, позволяющие в счёте от одного до четырёх игнорировать правила? Помогите решить дилемму.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: четыре веретенА (ср.: два ведрА, три гОда). В сочетании с числительными два, три четыре используется форма, совпадающая с р. п. ед. ч.
Вопрос № 298427 |
Как правильно: “множество людей пришли” или “множество человек пришли”
Ответ справочной службы русского языка
Верно: пришло множество людей. Форма “человек” употребляется лишь с числительными .
В сочетании с числ. пять, шесть (и далее) слово человек во всех падежах выступает в формах мн. ч., образованных от основы человек-, а не от супплетивной основы форм мн. ч. лю|д’|-: человек, человекам, человеками, о человеках (пять человек, с семью человеками).
В сочетании с числ. два, оба, три, четыре перечисленные словоформы мн. ч. выступают во всех падежных формах, кроме формы им. п. (не было и двух человек, речь идет о трех человеках).
При сочетании с формой им. п. этих числительных выступает словоформа род. п. ед. ч. (два человека, три человека, оба человека).
При наличии определения в сочетаниях с числ. пять, шесть (и далее) во всех падежах и с числ. два, три, четыре в косв. пад. может употребляться слово люди: пять незнакомых человек и пять незнакомых людей, не было и трех взрослых человек и не было и трех взрослых людей.
Вопрос № 298267 |
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какая форма окончания верна: сбросить пару килограммОВ / пару килограмм / обе равнозрачно допустимы. Мы уже читали ответы на разные контексты ( с числительными , со словом “несколько”), но в данном случае важен именно контекст со словом “пара”. Заранее благодарю!
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 296421 |
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разрешить спор. Эти два психическ** явления могут встречаться вместе или по отдельности. Как правильно, психических или психические? И, если можно, чем в таких случаях руководствоваться?
Ответ справочной службы русского языка
В подобных сочетаниях с числительными два, три, четыре прилагательное обычно ставится в форме родительного падежа, если существительное относится к мужскому или среднему роду, и в форме именительного, если существительное женского рода. Таким образом, верно: Эти два психических явления.
Вопрос № 294377 |
Добрый день! Как правильно написать: “Пока в отеле только два номера, оформленные художниками” или “Пока в отеле только два номера, оформленных художниками”? Большое спасибо! Иван
Ответ справочной службы русского языка
Если определение (обычно обособленное) стоит после счетного оборота с числительными два, три, четыре, то чаще оно ставится в форме именительного падежа множественного числа: Пока в отеле только два номера, оформленные художниками.
Вопрос № 291327 |
Как правильно употреблять слово “манты” в единственном числе и с числительными ? например, один мант? два манта?
Ответ справочной службы русского языка
Форма ед. числа этого слова неупотребительна. Однако «Большой толковый словарь» под ред. С. А. Кузнецова фиксирует ед. число: (один) мант, (два) манта.
Вопрос № 290915 |
Здравствуйте! Ответы номер 290812 и 290847, данные недавно, противоречат друг другу. Как всё-таки правильно? Занимайте обе сто́роны или стороны́? Вижу две сто́роны или стороны́ (света)?
Ответ справочной службы русского языка
Вот, что об этом пишет М. А. Штудинер в послесловии к «Словарю трудностей русского языка для работников СМИ» (М., 2016): «Современный русский язык унаследовал из древнерусского языка ударение на окончании в существительных, сочетающихся с числительными два, три, четыре, оба: два час а , два шаг а , два ряд а , две сторон ы . Это реликтовые формы именительного падежа двойственного числа, воспринимаемые современным языковым сознанием как формы родительного падежа единственного числа. Сейчас варианты с ударением на окончании, как в приведенных примерах, постепенно вытесняются вариантами с ударением на корне. В наибольшей степени это касается словосочетания обе стороны, часто звучащего в информационных программах, но, как правило, произносимого журналистами по-новому – с ударением на корне. Мне кажется, что в данном случае еще можно удерживать старую норму».
Добавим, что в корпусе словаря М. А. Штудинера варианты две сторон ы и две ст о роны, обе сторон ы и обе стор о ны даны как равноправные, однако для журналистов рекомендовано ставить ударение на окончании.