Конспект занятия: Дифференциация согласных К – Г в устной и письменной речи

конспект логопедического занятия Дифференциация звуков К и Г
план-конспект на тему

Как различать в устной и письменной речи парные согласные К и Г

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_differentsiatsiya_zvukov_k_i_g.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация звуков [К] –[ Г]».

Цель: закрепление навыка различать согласные [ к ]-[г ] в устной и письменной речи .

– уточнение и сравнение характеристики звуков [ к] – [г];

-развитие навыков фонематического анализа и синтеза на материале слогов, слов, предложений;

-уточнение и активизация словаря;

-отработка умения формулировать свой ответ;

-развитие памяти, внимания;

-воспитание бережного отношения к хлебу.

Оборудование: зеркала, ручки, карандаши, буквы, предметные картинки, домики, тетради, лягушка Квака.

1. Организационный момент.

Каждый день всегда везде,

На занятиях в игре,

Смело четко говорим-

Никуда мы не спешим.

При этом ладони держим параллельно, одну кисть сжимаем в кулак, а другую раскрываем. Делаем попеременно.

2. Артикуляционная гимнастика.

Помогает выполнять упражнения для языка лягушка Квака.

Детям раздаю зеркала, и выполнение упражнений они контролируют сами.

Чередуем упражнения «улыбка», « трубочка»,

Каждое упражнение повторяем 5-6 раз. При выполнении упражнений лопатка и иголочка язык удерживаем под счет до 10-и.

3. Повторение прошлого занятия.

Послушайте внимательно стихотворение.

– Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?

Кукареку! – кричит петух.

У рыбаков костёр потух.

Дети хором отвечают:»К».

– Дайте характеристику звуку [ к]. Он какой?

Отвечает тот у кого имя начинается со звука «К».

Дети хором отвечают :»Ксюша».

Ксюша дает характеристику «К»: согласный, глухой, может быть мягкий, а может быть и твердый.

Послушайте ещё одно стихотворение.

– Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?

Га, га, га! – гогочет гусь

– Я семьёй своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Всё гляжу, не нагляжусь!

Дети хором отвечают:»Г».

– Дайте характеристику звуку [г]. Он какой?

Отвечает тот у кого фамилия начинается со звука «Г».

Галямов Артур дает характеристику «Г»:согласный, звонкий, может быть твердым, а может быть и мягким.

– Что общего у звуков [к ]-[г]?

«Одинаковая артикуляция»-отвечают дети.

– Чем различаются звуки [к ]– [г]?

«Когда произносим звук «Г»,то работает голос, вибрируют голосовые связки»-отвечают дети.

– Как вы догадались, что звук[ г] – звонкий?

– Какие звуки мы сегодня будем различать?

– Чем различаются звуки [к] – [г ]?

– Что между ними общего? Как думаете?

1. «Кто самый внимательный»

Хлопни в ладоши, если в слове услышишь звук [г] , подними руку, если услышишь звук [ к].

Кирпич, магазин, берега, берлога, сказал, бумага, рукавицы.

2. Чтение слогов:

..Все вместе читаем слоги.

– чтобы в них был глухой звук;

– чтобы в них был звонкий звук.

3. «Помогите собрать слово из слогов»:

Лисичка – это гриб. А кого еще называют лисичкой? Почему?

4. «Помоги расселить животных в домик»:

– в первом домике будут жить животные с глухим звуком, во втором – со звонким звуком:

Снегири, гусь, голубь, кролик, собака, корова, коза, кенгуру.

– Чем отличаются птицы от животных?

5. Работа в тетради.

– Объясните слово кости .

Сделайте звуковую схему к слову кости.

– Сколько звуков в слове кости? Назовите каждый звук и охарактеризуйте его.

– Сколько слогов в слове? Почему?

– Замените первый глухой звук звонким, запишите слово в тетрадь.

– Какое слово получилось? Объясните слово гости.

– Каким звуком отличаются слова кости – гости.

– Если меняется хоть один звук, то меняется смысл всего слова.

– Добавьте слово кости, гости в моё предложение.

У Бобика в конуре .

У Васи за столом .

6. «Назови место звука»

Пригорок – что это такое?

Запишите числа от 1 до 10.

– Определите место звуков [к] – [г].

– Зачеркните цифру, соответствующую [ к ] – синим цветом, [ г] – зеленым.

– На каком месте по счету находится [к];[г]?

– Назовите звук, который стоит перед [к], за [ г].

Гриша шел, шел, шел

Белый гриб нашел.

Положил все в кузовок.

7. Запишите в тетрадь словосочетание громкие голоса.

– Звонкий звук подчеркните двумя чертами, глухой – одной.

8. Запись на доске.

– Вставьте букву К- синим цветом, Г-зеленым цветом

Не вели_ _ усо_ пиро_ а , а стоит большо_ о труда.

– Как понять слово «не велик»?

– Почему стоит большого труда.

Беседа о хлебе: «Как хлеб попадает в магазин»

-Чему мы научились?

– Какое задание больше всего понравилось?

Ребята, вы сегодня молодцы! Мне понравилось как вы занимались. Похлопаем друг другу в ладоши.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема логопедического занятия: “Дифференциация звуков С-Ш”. В процессе занятия ученики закрепят знания о механизме образования звуков; кинестетические ощущения на артикуляционные образы звуков [С.

Цели занятия:- сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам.- совершенствование фонематического восприятия.- развитие звукового анализа, тактильных ощущений, мелкой моторики.- формиров.

Конспект логопедицеского занятия на тему “Дифференциация звуков с-ц в слогах и словах” предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида.

Представлен конспект логопедического занятия по теме ” Дифференциация звуков и букв Ч-Щ”. Форма организации занятия: подгрупповая.

Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков и букв П – Б”.

Занятие расчитано на детей 2-го года обучения (подготовительная к школе группа). В занятии использовалась интерактивная доска.

Цель: 1. Формировать умение дифференцировать звуки Ч и Ш;2. Соотносить их с буквами Ч, Ш;3. Развивать слуховое и речевое внимание;4. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.Материал к занят.

Логопедическое занятие для 3 класса «Различение на письме букв Г и К»

Автор: Агафонова Ирина Анатольевна, учитель-логопед
Место работы: МКС(К)ОУ школа-интернат V вида №13, г. Ижевск
Описание работы: данное логопедическое занятие ориентировано на коррекцию навыков письма и является составной частью предыдущих занятий.
Цель: коррекция устной и письменной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
– закрепить умение выделять и дифференцировать звуки [г-к] и буквы Г, К.
Коррекционно-развивающая:
– развивать артикуляторно–акустические дифференцировки;
– развивать фонематическое восприятие
Коррекционно-воспитательная:
– воспитывать самостоятельность, инициативность;
-развивать функции самоконтроля и самооценки
Материал и оборудование: кукла Буратино; буквы Г и К; таблицы-опоры для артикуляции и характеристики звуков; слоговая таблица; карточки со схемами слов; слова – паронимы; карточки с предложениями; тетради , ручки; смайлики для рефлексии.
I. Орг.момент.
Ребята, сегодня к нам на занятие пришел Буратино.
Ему нужна наша помощь. Ведь чтобы спасти своих друзей от Карабаса-Барабаса надо быть грамотным. Но как вы помните, азбуку свою он продал, и остался безграмотным. Буратино узнал, что в нашей школе все дети очень трудолюбивые и не пропускают ни одного логопедического занятия.

II. Определение темы занятия:
– Давайте вспомним, какие буквы на письме мы учились различать на прошлом занятии?
– Правильно это буквы Д и Т.
– А какие буквы мы будем различать сегодня, вы узнаете, отгадав следующие загадки:

На одной стоит ноге
Любят гуси букву …(Г)

Половинку от жука
Составляет буква…(К)

III. Постановка цели и задач:
-Вы верно отгадали буквы. А для чего нам нужно уметь различать звуки и буквы?
– Да, для того чтобы правильно произносить, писать и читать.

IV. Основная часть
Артикуляция и характеристика звуков
-Назовите артикуляцию и характеристику этих звуков, используя таблицы-опоры.
– В чем сходство этих звуков?
– В чем различие?

После выполнения задания, ученики обмениваются карточками для взаимопроверки.

Игра со словами-паронимами
– А как вы думаете, ребята, может ли один звук или буква изменить целое слово? Давайте проверим. Ученикам предлагается игра «Закончи предложение», где нужно выбрать из двух предложенных слов одно – подходящее по смыслу

Весь чердак уже в …
Бьются голуби в … (окне, огне)

Раздался детский…
Золотился на солнце каждый… (колосок, голосок)

Футболист забил в ворота…
В землю вбили острый …(кол, гол)

Тащит мышонок в норку огромную хлебную…
Зимой в парке заливают снежную…(горку, корку)

– Скажите, какой вывод можно сделать из этого задания?
Ученики делают вывод, что неправильно произнесенный звук, или неправильно написанная буква могут изменить целое слово.

Физ. минутка
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре руки шире
Пять – руками помахать,
Шесть за стол тихонько сядь.

Словоизменение (преобразование слов в множественное число)
– Согласный звонкий звук [г] в конце слова превращается в глухой [к]. Для проверки слово надо изменить так, чтобы после неясного звука стоял гласный, например:
кру (г/к) – круги.
– Вставьте согласный г или к в конец слова. Запишите полученные пары слов:

носоро (г/к) – …
бере (г/к) – …
хлопо (г/к) – …
вну (г/к) – …
сапо (г/к) -…
поро (г/к)
вра (г/к)

Ученики по очереди читают слова и объясняют написание слов.

Работа над предложением.

-В следующем задании надо расшифровать предложения и расставить слова на свои места. Каждый ученик разбирает вслух по предложению.
– Теперь запишите его в тетрадь и подчеркните буквы Г и К

1) Под гадюкой затаилась ядовитая коряга. 2) В попугае звонко пела клетка. 3) Корзины складывали Гошу в груши. 4) На гвоздиках зацвели красные клумбы.

Ученики зачитывают расшифрованные предложения.
– Под корягой затаилась ядовитая гадюка.
– Попугай звонко пел в клетке.
– Гоша складывал груши в корзину.
– На клумбах зацвели красные гвоздики.

V. Рефлексия.
– Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии?
– Чему научились?
– Что повторили?
– Что нового узнали?
– Что было самым трудным на занятии?
– Покажите смайлики соответствующие вашему настроению.
– Молодцы, ребята, вы очень помогли Буратино, думаю, что он еще не раз захочет прийти к нам на занятие!

Методическая разработка: Интеллектуально-речевая игра «Что? Где? Когда?»

Интеллектуально-речевая игра «Что? Где? Когда?» может проводиться как самостоятельное досуговое мероприятие, может быть использована как форма проведения фронтального логопедического занятия.

Интеллектуально-речевая игра «Что? Где? Когда?» (старший дошкольный возраст)

Цель: развитие познавательной активности, формирование словаря.

  1. Побуждать детей интересоваться значением слова.
  2. Активизировать и расширять словарный запас детей, уточнять значения отдельных слов.
  3. Совершенствовать умение использовать слово в точном соответствии с его значением и целью высказывания.
  4. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях, грамотно строить высказывание.
  5. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
  6. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
  7. Приучать детей к самостоятельности суждений.
  8. Учить подчиняться правилам в групповой игре
  9. Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
  10. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, дисциплинированность, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры. Воспитывать культуру честного соперничества в игре.
  11. Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.
  12. Развивать в игре сообразительность, внимание, память, умение слушать других игроков, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
  13. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, эмоциональной отзывчивости, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Материалы и оборудование:

1) Волчок (юла) со стрелкой – указателем, песочные часы (1 минута),
2) Бейджики для игроков «Знаток Клуба «Что? Где? Когда?», «Капитан команды Клуба «Что? Где? Когда?».
3) карточки со словами (формата А5) и отдельно изображения (формата А4): наличник, печник, плотник, солонка, соусник, кушак, манжет, раковина, коровник, виноградник, спутник, гребешок.
4) магнитола, запись музыкальной темы волчка из телевизионной игры «Что? Где? Когда?»;
5) мяч;
6) колокольчик.
7) Медали «Лучший игрок Клуба «Что? Где? Когда?», «Победитель Клуба «Что? Где? Когда?».

Ход игры

Организационный момент

Ведущий (учитель – логопед): Сегодня я приглашаю вас в Клуб знатоков «Что? Где? Когда?»

Вы знаете, кто такие знатоки?

– Знатоки это те, кто всё (много) знают.

Ведущий:- Каким должен быть настоящий знаток?

– Знаток должен быть умным, внимательным, любознательным (всем интересоваться), задавать много вопросов и много читать.

– Кто хочет стать знатоком?

– Давайте проведём разминку.

Разминка

1 задание: Нужно подобрать слова, связанные со словом

а) «вокзал»: поезд, электричка, касса, билет, кондуктор, зал ожидания, платформа, железная дорога, путешествие, туристы, чемодан, рюкзак;

б) «аптека»: лекарство, таблетки, мазь, йод, бинт, шприц, пластырь, градусник, капли, микстура, больной, врач, рецепт, аптекарь;

• Какой мяч называют футбольным? (Мяч, которым играют в футбол.)
• Какой стол называют дубовым? (Стол, который сделан из дуба.)
• Какую змею называют ядовитой? (Змея, которая выделяет яд.)
• Какой сок называют томатным? (Сок, который сделан из томатов/ из помидоров.)
• Какую одежду называют домашней? (Одежда, которую носят дома.)
• Какие цветы называют комнатными? (Цветы, которые растут в комнате в горшках.)
• Какие очки называют солнцезащитными? (Очки, которые защищают от солнца.)
• Какие лыжи называют горными? (Лыжи, на которых катаются с горы.)
• Какие носки называют шерстяными? (Носки, которые связаны из шерсти.)
• Какое платье называют бальным? (Платье, в котором танцуют на балу.)

3 задание: Догадайся, какое слово будет следующим?

Корова – телёнок, собака — …; (щенок)
Лётчик – самолёт, шофёр — …; (автомобиль)
Рыба – удочка, бабочка – …; (сачок)
Коза – козёл, курица — …; (петух)
Ворона – гнездо, муравей — …; (муравейник)
Мыло – мыльница, перец — …; (перечница)
Гитара – гитарист, скрипка – …; (скрипач)
Курица – цыплёнок, свинья — …; (поросёнок)
Гвоздь – молоток, шуруп — …; (отвёртка)
Мышь – нора, пчела — …; (улей)

Основная часть

Ведущий: Теперь настало время разделиться на команды. Подумайте, с кем вы хотите играть в одной команде? Дети делятся на команды (возможно с помощью педагога): в команде – 6-8 игроков.

– В каждой команде необходимо выбрать капитана.

– Кто такой капитан команды? (Командир, самый главный)

– Капитан принимает решения, отвечает за всю команду, следит за дисциплиной.

– Какими качествами должен обладать капитан команды знатоков?

– Должен быть умным, внимательным, уметь слышать всех игроков, должен быть честным, справедливым, смелым.

– Кто из вас обладает такими качествами? Как вы думаете? Кто сможет быть капитаном? Предлагаю выбрать капитана вашей команды. Даю одну минуту на обсуждение.

Дети предлагают кандидатуры. Можно использовать считалку:

«Раз, два, три, четыре, пять!
Нам друзей не сосчитать!
А без друга в жизни туго!
Берегите же друг друга!»

За столом 6-8 мест (по количеству игроков в команде). В центре стола — волчок, вокруг которого разложены карточки со словами.

Ведущий: Итак. Мы разделились на команды. Выбрали капитанов наших команд.

Теперь послушайте правила игры: команда садится за стол, по звонку колокольчика капитан раскручивает волчок. Остановившись, волчок укажет на карточку, на которой написано слово. Команда должна объяснить значение этого слова. На обсуждение даётся одна минута. Капитан, выслушав все версии своих игроков, выбирает правильный на его взгляд вариант, после чего может сам сформулировать ответ, а может дать право ответа одному из игроков.

Одна команда играет два раунда.

Ведущий: За стол приглашается первая команда.

Очерёдность игры команд можно определить между капитанами команд считалочкой или жеребьёвкой (капитанам предлагают в закрытую выбрать картинку (лук, стол, кошка), назвать слово и определить количество звуков в слове. У кого в слове больше звуков, та команда играет первой).

Команда располагается за игровым столом. Игрокам надевают бейджики.

Ведущий объявляет «1 раунд»

По звонку колокольчика капитан команды крутит волчок. Звучит музыкальная тема волчка из телевизионной игры «Что? Где? Когда?».

Ведущий выбирает карточку со словом, на которую указывает остановившийся волчок и зачитывает слово.

Команда должна объяснить значение слова.

Например, что обозначает слово «печник»?

Даётся одна минута на обсуждение. Игроки команды предлагают свои варианты.

По истечению минуты (по песочным часам) звенит колокольчик.

Ведущий просит капитана команды выбрать наиболее правильный вариант ответа и сформулировать значение слова или передать право ответа одному из игроков.

Если у команды нет правильного ответа, то ведущий предлагает выбрать изображение (из 3 вариантов), которое соответствует данному слову.

С опорой на выбранное изображение игроки должны сформулировать значение заданного слова.

  • Правильный ответ – 1 очко.
  • Ответ с опорой на изображение 0,5 очка.
  • Неправильный ответ – 0 очков.

Каждая команда играет два раунда.

Между играми команд проводится ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

Игра «Делай то, что слышишь, не делай то, что видишь»:

Педагог даёт детям команду, например: «Похлопайте в ладоши», а сам при этом выполняет другое действие, например, топает ногами.

Тот, кто неправильно выполнил команду, садится на стул.

После динамической паузы за стол приглашается другая команда.

В конце игры подводится ИТОГ.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Можно выбрать и наградить лучших игроков.

Мальцева Алла Витальевна,
учитель-логопед

Конспект интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?”

Содержимое публикации

Конспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»

(Подготовительная группа)

Цель: Развитие интеллектуальных способностей детей, быстроты реакции, сообразительности, находчивости. Развитие социально-коммуникативной компетентности.

Материал: черный ящик, волчок, листы бумаги, ручки, видео- и аудио вопросы, конверты с цифрами и вопросами.

В.: Добрый день дорогие гости. Мы рады приветствовать вас в нашем интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?»

Встречайте наших знатоков (представление детей и капитана команды).

Знатоки против телезрителей.

Игра идет до 6 очков. На обсуждение каждого вопроса дается одна минута, после истечения которой, знатоки должны дать ответ. Если ответ правильный, очко уходит к знатокам, если ответ не верный, то очко уходит телезрителям.

В.: Итак, мы начинаем I раунд.

Крутите барабан. Конверт №1. Вопрос пришел от воспитателя гр.41 Елены Михайловны.

Во дворе гуляли куры и собаки.

Мальчик посчитал их лапы – получилось 10.

Сколько могло быть кур и собак?

Минута на рассуждение.

В.: Время вышло. Кто будет отвечать? (Капитан называет игрока)

А сейчас внимание правильный ответ:

1 собака и 3 курицы

2 собаки и 1 курица

Счет становится 1-0 в пользу… (знатоков или телезрителей)

II раунд (Ребенок крутит барабан.)

Внимание на экран. Видео вопрос для вас прислал ученик 1 класса Балев Егор.

Здравствуйте дорогие знатоки. Я ученик 1 класса гимназии № 89. Я приготовил для вас вопрос. Через одну минуту ответьте: Сколько концов у 2 с половиной палок?

В.: Время закончилось. Ваш ответ знатоки. (Ответы детей.)

А сейчас внимание, правильный ответ!

У 2-х с половиной палок 6 концов.

(Звучит музыка, ассистент вносит черный ящик.)

В.: Внимание, черный ящик! Через минуту вам необходимо назвать предмет, который лежит в черном ящике.

На голове пупок,

Всего одна рука

Что лежит в черном ящике?

В.: Время вышло. Кто будет отвечать? (Капитан называет игрока.)

– Внимание правильный ответ.

(Под музыку ассистент открывает черный ящик.)

В черном ящике находится чайник.

Знатоки приглашаются на свои места, игра продолжается.

В.: Напоминаем, что игра идет до 6 очков.

Счет 3-0 и мы продолжаем игру.

IV раунд. (Игроки крутят барабан.)

Следующий вопрос пришел от преподавателя развивающего обучения Лидии Петровны.

Внимание на экран.

Это удивительный квадрат! Говорят, его придумали китайские ученные 3 тыс. лет назад.

Внимание! За одну минуту подумайте и скажите, что в нем удивительного.

В.: Время закончилось. Уважаемые знатоки, кто будет отвечать?

В.: Внимание! Правильный ответ.

Это магический квадрат и удивителен он тем, что сумма чисел в рядах и в столбиках равна 15.

В этом раунде победа присуждается знатокам. Счет 4-0.

В.: И мы переходим к V раунду. Крутите барабан.

V раунд. Блиц игра.

В.: За одну минуту вы должны будите ответить на 3 вопроса. На обсуждение каждого у вас будет 20 сек. Победа присуждается вам лишь в том случае, если вы ответите правильно на все 3 вопроса.

Приготовились! Первый вопрос.

1.Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 мин.)

2.Карандаш разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2 разреза.)

3.Что будет с красным носовым платком, если его опустить на 5 мин. на дно черного моря? (Намокнет.)

И снова для вас уважаемые знатоки видео вопрос от преподавателя английского языка Светланы Николаевны.

Здравствуйте, уважаемые телезрители!

Я очень люблю игру «Что? Где? Когда?» и знаю, что вы тоже ее любите и постоянно играете. Вот какой вопрос я для вас приготовила.

Отец с сыном катятся на двух- и трех- велосипедах. Всего у их велосипедов было 7 колес. Внимание вопрос.

Сколько сыновей у отца?

В.: Время закончилось. Кто будет отвечать. (Капитан называет игрока. Ответ знатоков.)

– А сейчас внимание, правильный ответ.

– И победу в этом раунде одержали зрители.

Счет 5-1. Игра идет до 6 очков.

В.: Вопрос прислали дети старшей группы.

На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол.

Сколько стаканов на столе?

В.: Время на обсуждение.

Итак, кто отвечает. (Ответ детей.)

А сейчас правильный ответ. (3 стакана.)

В.: И со счетом 6-1 выигрывает команда знатоков.

Мы поздравляем победителей. Сегодняшнюю игру выиграли……(Дети выходят из-за стола. Аплодисменты.)

Деловая интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?”
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Данная игра была разработана для методического объединения логопедов.

Все вопросы были сняты на видео и преподносились в оригинальной форме и отображались на экране.

В данном конспекте представлен лишь “скелет” вопросов с четкой целью и формой выполнения.

Игра зрелищна по своему оформлению, увлекательна и познавательна по наполнению.

Будет интересна детям старшего и школьного возраста.

В случае интереса, в ходе личной переписки, могу предоставить видеовопросы.

Формат данного сайта, к сожалению, не позволяет загрузить (даже в архив).

Надеюсь, данный материал будет не только интересе, но и полезен.

Конспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»

Тип занятия: организованная образовательная (игровая) деятельность для дошкольников старше-подготовительной логопедической группы.

Вид: развлекательное мероприятие – логопедический досуг.

Тема: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» – «Осенняя карусель»

Программное содержание:

1. Образовательные цели:

o познакомить детей с назначением интеллектуальной игры,

o закрепить знания детей по теме «Осень».

2. Развивающие цели:

o формировать навыки учебной деятельности у детей: слушать воспитателей, выполнять поставленную умственную задачу;

o совершенствовать грамматический строй речи: образовывать притяжательные прилагательные, дифференцировать предлоги, подбирать «слова-неприятели» – антонимы;

o совершенствовать связную речь: умение составлять рассказы по картинкам, рассказы с элементами творчества;

o закреплять навыки фонематического анализа и синтеза: выделять заданный звук в слове, определять его местоположение;

o формировать умения выделять предметы одинаковой формы, умение сравнивать группы предметов;

o закрепить навык работы с «нелепицами»;

o развивать память, внимание, воображение.

o развивать образное и вариативное мышление, воображение, формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

3. Воспитательные цели:

o воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, приучать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний;

o воспитывать умение считаться с мнениями других, выдвигать свои варианты ответов;

o развивать чувство товарищества, ответственности, умения взаимодействовать и сотрудничать;

o развивать командный дух.

Оборудование:

Игровой стол, игровой круг, волчок, вопросы в конвертах, чёрный ящик, поднос, демонстрационный материал (дидактическая игра «Дольки», предметные картинки, тыква, скрипичный ключ «Музыкальная пауза»), табло со счетом, часы, декоративное оформление зала (плакаты, сова), дипломы и подарки для участников.

Техническое оснащение: экран, проектор, ноутбук, видеозаписи вопросов, музыкальное сопровождение.

Предшествующая работа:

Написание конспекта, подбор оборудования и материала, изготовление карточек с заданиями, видеозапись.

Предварительная работа с детьми:

Обучение правилам командной игры, развитие чувства товарищества, ответственности, умения взаимодействовать и сотрудничать.

Развитие и активизация словаря по темам «Осень», «Сад. Огород», «Деревья», «Грибы», развитие связной речи: навыка самопрезентации, составления рассказа по картинке, заучивание стихотворений, загадок, работа над фонематическим анализом, решение логических задач (ребусы), работа на сравнение предметов, на дифференциацию предлогов.

Методический прием: игровая мотивация, знакомство с правилами игры, проведение конкурсов, выполнение заданий участниками, подведение итогов, поощрение детей.

Структура занятия:

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

Выполнение заданий – ответы на присланные вопросы.

3. Музыкальная динамическая пауза.

4. Выполнение заданий – ответы на присланные вопросы.

5. Заключительная часть.

Подведение итогов – награждение лучшего игрока команды «Знатоков».

Награждение участника игры за лучший вопрос.

Награждение всех участников команды «Знатоков» памятными призами.

Перед каждым вопросом следует музыкальное сопровождение из телепередачи «Что? Где? Когда?»: звучит музыка «гонга», «волчка».

После ответа команды звучит соответствующая музыка (победителя или побежденного).

При победе вопроса от «Воспитателей» звучит фраза «Повышенная премия уходит ФИО воспитателя».

Черный ящик вносится под соответствующую музыку на подносе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» Тип занятия: организованная образовательная (игровая) деятельность для дошко71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 26 «СВЕТЛЯЧОК»

Конспект интеллектуальной игры

На тему «Осенняя карусель»

Ефимова Анна Сергеевна

Конспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»

Тип занятия : организованная образовательная (игровая) деятельность для дошкольников старше-подготовительной логопедической группы.

Вид: развлекательное мероприятие – логопедический досуг.

Тема : интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» – «Осенняя карусель»

  1. Образовательные цели :
  • познакомить детей с назначением интеллектуальной игры,
  • закрепить знания детей по теме «Осень».
  1. Развивающие цели:
  • формировать навыки учебной деятельности у детей: слушать воспитателей, выполнять поставленную умственную задачу;
  • совершенствовать грамматический строй речи: образовывать притяжательные прилагательные, дифференцировать предлоги, подбирать «слова-неприятели» – антонимы;
  • совершенствовать связную речь: умение составлять рассказы по картинкам, рассказы с элементами творчества;
  • закреплять навыки фонематического анализа и синтеза: выделять заданный звук в слове, определять его местоположение;
  • формировать умения выделять предметы одинаковой формы, умение сравнивать группы предметов;
  • закрепить навык работы с «нелепицами»;
  • развивать память, внимание, воображение.
  • развивать образное и вариативное мышление, воображение, формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
  1. Воспитательные цели:
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, приучать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний;
  • воспитывать умение считаться с мнениями других, выдвигать свои варианты ответов;
  • развивать чувство товарищества, ответственности, умения взаимодействовать и сотрудничать;
  • развивать командный дух.

Игровой стол, игровой круг, волчок, вопросы в конвертах, чёрный ящик, поднос, демонстрационный материал (дидактическая игра «Дольки», предметные картинки, тыква, скрипичный ключ «Музыкальная пауза»), табло со счетом, часы, декоративное оформление зала (плакаты, сова), дипломы и подарки для участников.

Техническое оснащение: экран, проектор, ноутбук, видеозаписи вопросов, музыкальное сопровождение.

Написание конспекта, подбор оборудования и материала, изготовление карточек с заданиями, видеозапись.

Предварительная работа с детьми:

Обучение правилам командной игры, развитие чувства товарищества, ответственности, умения взаимодействовать и сотрудничать.

Развитие и активизация словаря по темам «Осень», «Сад. Огород», «Деревья», «Грибы», развитие связной речи: навыка самопрезентации, составления рассказа по картинке, заучивание стихотворений, загадок, работа над фонематическим анализом, решение логических задач (ребусы), работа на сравнение предметов, на дифференциацию предлогов.

Методический прием : игровая мотивация, знакомство с правилами игры, проведение конкурсов, выполнение заданий участниками, подведение итогов, поощрение детей.

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

Выполнение заданий – ответы на присланные вопросы.

3. Музыкальная динамическая пауза.

4. Выполнение заданий – ответы на присланные вопросы.

5. Заключительная часть.

Подведение итогов – награждение лучшего игрока команды «Знатоков».

Награждение участника игры за лучший вопрос.

Награждение всех участников команды «Знатоков» памятными призами.

Перед каждым вопросом следует музыкальное сопровождение из телепередачи «Что? Где? Когда?»: звучит музыка «гонга», «волчка».

После ответа команды звучит соответствующая музыка (победителя или побежденного).

При победе вопроса от «Воспитателей» звучит фраза «Повышенная премия уходит ФИО воспитателя».

Черный ящик вносится под соответствующую музыку на подносе.

Музыкальная пауза после 4 раунда.

Дети поют песню «Тучка» и танцуют. Ход игры

Блики зеркального шара.
Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости!
Мы рады приветствовать вас в нашем элитарном клубе «Что? Где? Когда?»!
Итак, мы начинаем прямую трансляцию осенней серии игр «Что? Где? Когда?»

Сегодня против команды «Знатоков» играет команда «Воспитателей детского сада № 26».
Уважаемые члены клуба и зрители!
Я вас попрошу внимательно следить за ходом игры и в конце выбрать лучшего игрока и назвать лучший вопрос от команды «Воспитателей».
В клуб приглашаются наши «Знатоки»!

  1. самая загадочная – Пятакова Катя
  2. самый спортивный – Марченков Кирилл
  3. самая активная – Ларионова Валя
  4. самый предусмотрительный – Тресков Арсений
  5. самая старательная – Сидорова Ариша
  6. самый наблюдательный – Ворфоломеев Леша
  7. самая задумчивая – Дементьева Даша
  8. самый сообразительный – Киракосян Артем
  9. самая собранная – Скрипкина Яна
  10. самый улыбчивый – Сердобенцев Рома
  11. самая скромная – Колокольчикова Света
  12. и самый-самый ответственный – капитан команды Хрипливый Валера

Команда берется за руки – настраивается на победу.

Дети рассаживаются по своим местам за игровым столом.

Ведущий: Я попрошу внести поднос с вопросами.

МУЗЫКА
Наши уважаемые гости выберут 10 конвертов с вопросами, которые я положу на игровой стол.

А теперь я напомню всем правила игры!
Вы видите игровой стол с волчком.

На игровом столе конверты, в них вопросы.

На какой конверт укажет волчок, тот вопрос зачитываем.

Внимание: все вопросы будут показаны на этом экране.

Время на раздумье ровно 1 минута.

Перед вами песочные часы, как только весь песок пересыплется, вы даете ответ.

За каждый правильный ответ команде дается 1 балл.

Перед вами табло, на котором будет фиксироваться счет игры.

Счет игры идет до 6 очков.

Вы имеете право на повтор вопроса и помощь воспитателя, для этого нужно поднять руку и заявить об этом.

У нас есть сектор Блиц – это зеленый конверт – в нем несколько коротких вопросов, на которые надо быстро дать ответ.

Красный сектор – это сектор Черный ящик. В черном ящике находится предмет, который нужно будет отгадать.

Команда берется за руки – настраивается на победу.

Итак, мы начинаем игру!

Внимание! 1 (2, …) раунд.

1. Блиц-опрос, игра «Скажи наоборот»

Умение подобрать подходящее слово-антоним.

  • Летом дни теплые, а осенью – холодные.
  • Летом небо ясное, а осенью – пасмурное .
  • Клен дерево лиственное, а ель – хвойное .
  • У сосны иголки длинные, а у ели – короткие .
  • Грибы бывают съедобными, а бывают – ядовитыми .
  • Летом дождь теплый, а осенью – холодный .
  • Камень тяжелый, а лист – легкий
  • У березы ствол тонкий, а у дуба – толстый .
  • Летом день длинный, а осенью – короткий .
  • У клена листья большие, а у березы – маленькие.

В черном ящике находится тыква.

Даем загадку-описание (тыквы), задача детей отгадать, что в черном ящике.

Как вариант – можно задавать вопросы, на которые ведущий может ответить либо ДА, либо НЕТ.

Для золушки карета,
Для нас же всех еда.
Раскроем все секреты,
Узнаем овощ навсегда.
И рыжая такая,
И вкусная, большая.
Все вместе ее назовем,
И овощ снова с грядки сорвем.

Очень вкусная она,
Рыжий цвет и так нежна,
Можно кашу делать даже,
Не найти ее вновь краше.
Пусть тяжелая, большая,
Радуемся все ее срывая.
Есть на грядке, угадаем,
Дружно хором называем.

3. Закрепление навыка владения детьми многозначностью слова.

Задание: Найти в стихотворениях слово, которое звучит одинаково, но имеет разное значение. Назовите и объясните это слово.

Шел я с сумкой за плечом,

Вижу бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

уронил я в воду ключ.

4. «Веселый поезд»

Выделение заданного звука в начале, в середине, в конце слова.

Перед детьми поезд с тремя вагонами, в которых поедут картинки-пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом – те, в названиях которых заданный звук «К» в начале слова, во втором – в середине слова, в третьем – в конце слова.

Слова-картинки: кот, кабан, курица, коза, лягушка, утка, белка, индюк, паук, жук.

5. Игра на закрепление и дифференциацию предлогов «на», «под», «между», «за», «перед»

На доске карточки с изображением схем предлогов.

Задание: расположите предметы, согласно схемам, скажите, где лежит маленький брусок по отношению к кубу. Во время ответа используйте подходящие предлоги.

6. Сравни предметы.

Задание: скажите, что общего и чем они отличаются береза и ель?

Например: огурец и помидор. Общее то, что они оба овощи и растут на грядке, внутри есть семечки – семена, их можно консервировать, солить, можно приготовить первое блюдо (борщ, рассольник), а отличаются тем, что огурец – длинный и зеленый, а помидор – красный и круглый (чаще всего, бывают и исключения), огурец имеет кожицу– шершавую и колючую, а у помидора кожица – гадкая.

Скажите, что общего и чем они отличаются береза и ель?

Перед командой картинка, на которой перепутаны хвосты зверей.

Задача детей правильно ответить на вопрос: «Чей хвост?»

Образец: это заячий хвост.

Медведь – медвежий хвост, лиса – лисий хвост, волк – волчий хвост, белка – беличий хвост.

Картинка с нелепым сюжетом.

Предлагаем команде рассмотреть картинки с изображением “нелепицы”. Задание: рассказать, что неправильно нарисовал художник и объяснить, как должно быть.

9. Письмо от Незнайки

Рассказ с элементами творчества.

На экране сюжетные картинки (6 шт.)

Задача детей составить рассказ и придумать самим окончание данной истории.

Составить слово из первых букв слов-картинок.

Определить первый звук в словах, соединить их, назвать получившееся слово:

М – морковь, А – арбуз, К – капуста = МАК (картинка)

11. На экране сюжетная картинка.

Задача детей найти и назвать слово со звуком «Т».

Слово со звуком «Т» на картинке не одно, важно, чтобы команда смогла договориться, какое именно слово они будут озвучивать.

12. Дидактическая игра «ДОЛЬКИ»

Задача детей соотнести образ целого фрукта/овоща с его долькой (частью).

Детям выдаем части от целого (пазл), необходимо как можно скорее найти недостающую часть пазла среди участников команды и дать название овощу/фрукту.

Ведущий: Задания выполнены, на многие вопросы получены ответы.

Каждый из вас сегодня старался и все достойны победы.

Но кто будет лучшим Знатоком и какой вопрос был самым интересным узнаем через некоторое время.

Гости совещаются и выбирают лучшего игрока команды «Знатоков» и лучший вопрос от команды «Воспитателей».

Ведущий: Я напоминаю, какие вопросы прозвучали в нашей игре:

Это вопрос от … перечисляем разыгранные вопросы.

У нас еще осталось много не разыгранных вопросов,

Команда, вам понравилось играть?

Тогда я вас приглашаю принять участие уже в ЗИМНЕЙ серии игры «Что? Где? Когда?»

Пока гости совещаются

Ведущий: Я попрошу победителей игры «Что? Где? Когда?» выйти для награждения.

Давайте поаплодируем команде Знатоков:

Под музыку команда встает из-за стола и выстраивается перед гостями.

  1. самая загадочная – Пятакова Катя
  2. самый спортивный – Марченков Кирилл
  3. самая активная – Ларионова Валя
  4. самый предусмотрительный – Тресков Арсений
  5. самая старательная – Сидорова Ариша
  6. самый наблюдательный – Ворфоломеев Леша
  7. самая задумчивая – Дементьева Даша
  8. самый сообразительный – Киракосян Артем
  9. самая собранная – Скрипкина Яна
  10. самый улыбчивый – Сердобенцев Рома
  11. самая скромная – Колокольчикова Света
  12. и самый-самый ответственный – капитан команды Хрипливый Валера

Идет награждение участников.

Ведущий благодарит участников, гостей, организаторов за участие в игре.

Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра “Что, где, когда?”

Цель:

-развивать познавательные способности обучающихся.

-активизировать познавательную деятельность, расширять объем природоведческих знаний;

-формировать навыки овладение правилами игры, развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание, интеллект, любознательность, правильную конструктивную речь;

-воспитывать любовь к природе, желание охранять и беречь её;

-воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Оборудование: игровое поле: название секторов, динамическая стрелка, конверты с заданиями, изображения животных, черный ящик с заданиями, таблички с названиями игры и команд, эмблемы, аудикассета “голоса животных”.

Содержимое разработки

ОКОУ «Обоянская школа – интернат»

Воспитатель: Костина О. А.

-развивать познавательные способности обучающихся.

-активизировать познавательную деятельность, расширять объем природоведческих знаний;

-формировать навыки овладение правилами игры, развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание, интеллект, любознательность, правильную конструктивную речь;

-воспитывать любовь к природе, желание охранять и беречь её;

-воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Оборудование: игровое поле: название секторов, динамическая стрелка, конверты с заданиями, изображения животных, черный ящик с заданиями, таблички с названиями игры и команд, эмблемы, аудикассета “голоса животных”.

I. Организационный момент

Подготовить игровое поле: разложить название секторов, конверты с заданиями и установить вращающуюся стрелку. Подготовить игроков: команды придумывают название, выбирают эмблемы (заранее). Команды усаживаются за столом вокруг игрового поля.

II. Сообщение цели и темы игры. Слайд1.

Здравствуйте, уважаемые игроки и гости! Желаю всем сегодня отличного настроения и радостных побед! Мы проводим интеллектуальную игру для знатоков природы “Что? Где? Когда?” За столами собрались участники игры – это ребята из других классов. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Давайте с ними познакомимся.

III. Представление команд Слайд 2-3.

Команда “Человек и природа”.

Капитан: Кудрявцева Настя.

Команда “Юные натуралисты”.

Капитан: Петросов Росим.

IV. Сообщение правил игры.

Приветствую всех членов команд и желаю вам победить. Итак, игроки готовы? Внимательно послушайте правила игры.

Игра состоит из 10 раундов. Каждый раунд соответствует указанному стрелкой названию сектора на игровом поле.

В каждом секторе располагаются конверты с заданиями: письма ваших друзей – животных.

На обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время, когда игрокам разрешается общаться между собой.

После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.

Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы будет компетентное жюри (представление членов жюри).

Разрешается вращать барабан капитанам команд по очереди.

– Итак, начнем игру!

V. Игра по заданиям

(Гонг. Вращается стрелка)

Внимание! Уважаемые знатоки! Вам выпал сектор №1 “Зеленая аптека”. Слайд 4.

(Открывается конверт под сектором 1, на котором изображен медведь).

– Мудрый Медведь, хозяин лесов, предлагает вам в своем письме несколько вопросов под названием “Зеленая аптека”. Каждая команда получает вопросы.

На подготовку ответов дается 3 минуты.

1) Ты натер в пути ногу. Как облегчить боль? (приложить лист подорожника)

2) Какие лекарственные травы помогут тебе избавиться от кашля? (календула, мать-и-мачеха, шалфей, сосновые почки, душица)

3) Весной организм человека истощается. Ему не хватает витаминов. Чай из каких лекарственных растений восполнит силы? (чай из шиповника, мяты, крапивы, листьев смородины, земляники)

4) Пословицы, поговорки, высказывания о здоровом образе жизни .

1) Лист какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах насекомых? (лист подорожника).

2) “Жгуча крапива родится, да в щах пригодится”. Почему так говорят в народе? (крапива богата витаминами А, С, К)

3) Ты простудился. Какие лекарственные растения тебе помогут быстрее избавиться от простуды? (лук, чеснок, лимон, малина, алоэ, ромашка).

4) Пословицы, поговорки, высказывания о здоровом образе жизни .

Сектор 2 “Лесные ягоды” Слайд 5.

Попугай Кеша предлагает вам свои веселые загадки о своих лесных друзьях. Каждой команде – по 3 загадки. Отгадайте загадку – напишите отгадку.

1) Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)

4) Просклонять слово воробей.

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (Журавли)

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя:
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

3) В воде родилась, а в ней мало бывает. (Лягушка)

4) Просклонять слово лиса.

Сектор 3 “Отгадай по описанию” Слайд 6.

Забавный пес Барбос прислал для вас, уважаемые знатоки, интересное задание. Оно называется “Отгадай по описанию”. Каждой команде предлагается по 2 текста – описание животного и растения. Догадайтесь по описанию, о ком идет речь?

1) Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро “с жиров”. Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру – уснул, не закрыв глаза. (Заяц)

2) Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые “головки”, а с “головок” сметают легкие пушинки. (Одуванчики)

Назвать как можно больше растений.

1) Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых – просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри – настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. Кто жители этого “города”? (Муравьи)

2) Верхняя сторона листьев этого растения – холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать. Как называется этот цветок? (Мать-и-мачеха)

Назвать как можно больше животных.

Сектор 4 “Звуковая пауза”. Слайд 7.

В игру со знатоками вступает Поросюшка Дуня, которая прислала нам звуковое письмо с заданиями:

1) Внимание, знатоки! Возьмите лист бумаги и ручки. Сейчас вы услышите голоса различных животных. Ваша задача – услышать и записать как можно больше названий животных, голоса которых вам знакомы.

2) Вспомнить, как можно больше песен о животных и растениях.

Сектор 5 “Экологические задачи”. Слайд 8.

В этом секторе в борьбу с игроками вступает царь зверей – Лев. Он предлагает командам знатоков обсудить и решить экологические задачи.

Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который появился после их отдыха. В Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак.

– Что ты носишься с этой банкой? – услышал он. – Брось ее в воду – и дело с концом.

Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните.

Рассказать таблицу на «4»

– Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, – предложил Алик.

– Зачем здесь? Идемте вот под то дерево, там удобнее, – возразили девочки.

Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, а землю откинули подальше, чтобы не мешала.

Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните.

Рассказать таблицу на «5».

Сектор 6. Конкурс капитанов. Слайд 9.

“Петушки распетушились, но подраться не решились!” В секторе 6 соревнуются в знаниях 2 капитана – 2 петушка. (Можно надеть маски – шапочки)

– Капитаны бьются в блицтурнире “Вопрос – ответ”. Кто из петушков даст больше верных ответов?

Вопросы для капитана команды №1.

У каких деревьев осенью листья красного цвета? (клен, рябина, осина)

Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)

Какой осенний месяц следует за августом? (сентябрь)

Сколько ног у паука? (8)

Умываются ли звери? (да)

Какие грибы получили название деревьев, под которыми растут? (подосиновик, подберезовик)

Какое ядовитое растение ты знаешь? (вороний глаз, вех, белена, дурман)

Какой цветок весной появляется из – под снега? (подснежник)

Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (едкая жидкость)

Расшифруй слова . Слайд 10.

Вопросы командиру II команды.

Кто на себе свой дом носит? (улитка)

У каких деревьев вместо листьев иголки? (сосна, ель, кедр, пихта, лиственница)

Птенцы какой птицы не знают свою мать? (кукушка)

У какого растения семена напоминают парашюты? (одуванчик)

Назови животное леса, у которого есть рога? (лось, олень, лань)

Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму свои листья? (лиственница)

Какие ягоды мы собираем в лесу? (землянику, бруснику, чернику, костянику)

Какие несъедобные, ядовитые грибы ты знаешь? (мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб, свинушка)

Назови всеядное животное? (медведь)

Ответ: снегирь.

Сектор 7 “Край родной”. Слайд 11.

Свои вопросы в родном крае для знатоков прислала в письме рыжая красавица Лисица, каждая команда получает свои вопросы и задания.

1. Кого называют хозяином тайги? (медведь)

2. Смола каких деревьев обладает лекарственными свойствами? (лиственница, кедр)

3. Каким грибом лечится лось? (мухомором)

4. Составить как можно больше слов из слова «природа».

1. Каких змей можно встретить в наших краях? (уж, гадюка)

2. Назовите древесные грибы, которые растут на деревьях в нашем лесу? (гриб чага, березовый кап, трутовик)

3. Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем в народе. (лютик)

Составить как можно больше слов из слова «природа».

Сектор 8 “Черный ящик”. Слайд 12.

Внести черный ящик! Что же в нем? Откроем! Это запасливая белочка для вас приготовила задания:

На стол игрокам ставится кастрюля (без крышки).

1.Вопрос: «Представьте себе, что эта кастрюля – самая большая в мире. В неё поместятся не только щи и каша, но и всё на свете: столы, стулья, дома, трамваи, города и даже все планеты. Но, всё-таки есть один предмет, который никогда не поместится в эту кастрюлю. Что за предмет в чёрном ящике?»
Ответ: крышка от кастрюли.

Об этом предмете известно следующее:

«Незнайка утверждал, что она меньше солнца.
Для Дюймовочки она была не меньше озера.
А для нас с вами она не больше блина.
Что находится в чёрном ящике?»
Ответ: тарелка.

Сектор 9 “Загадочные кроссворды”. Слайд 13.

Умный Слоненок приготовил для вас кроссворды. Читайте загадки по порядку и вписывайте отгадки в клеточки по буквам. Прочитайте ключевое слово.

Команда 1 Команда 2

– Определить род, число, склонение имен существительных.

Итоги игры. Слайд 14.

Наша игра подошла к концу. Знатоки сегодня держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями своих удивительных друзей. Молодцы!

Жюри подводит окончательные итоги, и мы узнаем победителей сегодняшней игры “Что? Где? Когда?”

Сценарий интеллектуальной игры для педагогов «Что? Где? Когда?» по теме «Познавательно — речевое развитие детей»

Ирина Погорелова
Сценарий интеллектуальной игры для педагогов «Что? Где? Когда?» по теме «Познавательно — речевое развитие детей»

• Привлечь внимание педагогов к рассматриваемой проблеме, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать.

• Способствовать творческому поиску.

• Формировать навыки позитивного общения воспитателей, умение работать в коллективе.

Методы активизации педагогов:

– блицтурнир (разминка) – метод мозгового штурма;

– ответы на вопросы;

Игровой реквизит: волчок со стрелкой, игровое поле, конверты и игровые карточки с заданиями или презентация, черный ящик, музыкальная запись «Дикая лошадь», магнитная доска с цифрами.

Ход педсовета.

1. Вступительное слово ведущего.

Уважаемые педагоги, работа по познавательно – речевому развитию детей должна занимать одно из центральных направлений деятельности педагогов детского сада, так как дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для познавательно – речевого развития детей, развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с развитием мышления ребенка, осознания им себя и окружающего мира.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда.

Вед: Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю Вашему вниманию одну из нетрадиционных форм работы с педагогами – интеллектуальную игру «Что? Где? Когда. (Звучит музыка из передачи).

Сначала мы проведем разминку для всех. Вам будут предложены вопросы на эрудицию и смекалку.

Блиц – турнир: Вопросы на эрудицию и смекалку. (для всех)

1. Он ходил, но обувь не снашивал. Я решил ему помочь, но сделал только хуже, теперь он даже с моей помощью ходить не может. (Будильник)

2. Вы командир самолёта, который летит из Москвы в Нью-Йорк, с остановкой в Амстердаме. Сколько лет командиру самолёта? (Сколько Вам)

3. У человека одна, у коровы две, у медведя ни одной. (Буквы О)

4. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено)

5. Чем сильнее его бьют по нужному месту, тем он лучше выполняет свою функцию. (Гвоздь)

7. Какое слово состоит из пол буквы КА? (Полка)

Разминка прошла успешно, но самыми эрудированными оказались наши гости.

Команда знатоков сегодня будут состоять из гостей детского сада «Колокольчик» прошу вас пройти за игровой стол.

Ведущий представляет команду знатоков. До начала игры давайте познакомимся со знатоками в стихотворной форме.

Знакомство. Уважаемые знатоки сочините двустишие в котором фигурирует Ваше имя (Меня зовут Нина, я люблю играть на пианино, (Меня зовут Елена мне море по колено, (Меня зовут Ирина люблю я апельсины). Мы узнали много интересного о знатоках, теперь вам предстоит выбрать капитана команды.

Игроки выбирают капитана команды.

Вед: Правила нашей игры следующие: Знатоки выбирают вопрос путем вращения волчка. На обдумывание и обсуждение вопроса дается одна минута, затем капитан или любой из игроков дает ответ. В случае затруднения знатоки могут обратиться за помощью зала. Прошу капитана крутить волчок.

(Крутится волчок, звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи).

Вед: Объявляю 1-й раунд.

Внимание на экран под этим номером вопрос от заведующей детским садом: «Какие формы работы по формированию познавательно – речевого развития детей вами используются при работе с педагогами, детьми и родителями в детском саду?». Вам дается 1 минута на обсуждение.

Отлично знатоки счет 1:0 в вашу пользу.

(Крутится волчок, звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи).

Итак, против знатоков играет учитель – логопед.

Учитель – логопед: Уважаемые знатоки, известно, что дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех компонентов речи (фонетической, лексической, грамматической).

Вопрос: Каковы основные задачи развития речи в дошкольном возрасте?

Обсуждение вопроса, знатоки дают ответ.

Вед: Внимание! Правильный ответ.

Логопед: Основными задачами развитияречи в дошкольном детстве является:

А). Воспитание звуковой культуры речи;

Б). Обогащение и активизация словаря;

В). Формирование грамматического строя речи;

Г). Обучение связной речи.

Счет 2:0 в пользу знатоков.

Вед: Пока команда отдыхает блиц – турнир для зрителей. По результатам двух блиц – турниров будет выбран лучший игрок из зала.

Блиц – игра. «И в шутку и всерьез»

Правила простые: быстро отвечать на поставленные вопросы, предварительно подняв руку. Вопросы для блиц – игры.

• Какой камень науки грызут студенты? (Гранит)

• Кто автор трактата о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманноличностной педагогики? (Ш. Амонашвили)

• Куда прибывает поезд? (На вокзал)

• Какое женское имя помогло советским солдатам в войне с фашистами? (Катюша)

• В какой стране был придуман светофор? (В Англии, 1868г)

• Как называется программа для дошкольников, главная идея которой состоит в том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований? (Радуга)

• Кто из мультипликационных героев совершил кругосветное путешествие? (Капитан Врунгель)

Кому принадлежат слова: «Чтобы воспитывать ребёнка, надо его знать, чтобы его знать, надо за ним наблюдать, чтобы за ним наблюдать, надо ему дать свободу»? (М. Монтессори).Подсказки: Дружила с Жаном Пиаже; именем этого педагога названы метод, центры и детские сады.

• Как называется один из драматических жанров, в котором отражается смешное и несообразное в жизни? (Комедия)

• Назовите нижегородского мастера-самоучку, создавшего телескоп, часы, микроскоп. Александр Васильевич Суворов говорил о нём: «У этого человека так много ума! Он ещё изобретет нам ковёр – самолёт!» (Иван Петрович Кулибин, 1735-1818)

• Назовите поэта,которому принадлежат слова: «Даже маленький ребёнок, не умеющий читать, только выйдя из пелёнок, просит книжку показать».

• Как называется программа, цель которой – развитие изобретательной смекалки, творческого воображения, диалектического мышления? (ТРИЗ)

Вед: 3-й раунд. Теперь настроимся на работу.

(Крутится волчок, звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи).

Вед: В этом раунде против знатоков играет учитель калмыцкого языка.

Вопрос: Уважаемые знатоки, сколько букв в калмыцком алфавите нужно выбрать верный ответ из 3 – х предложенных вариантов?

4-й раунд. (Крутится волчок, звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи).

Под этим номером сюрприз. (Звучит музыка вносится черный ящик).

Вед: Внимание! Черный ящик!

Вед: В черном ящике находятся 2 разных предмета, и знатокам предстоит ответить на 2 вопроса. Дается по 1 минуте на размышление на каждый вопрос. За каждый правильный ответ знатокам засчитывается по очку.

Внимание тишина в зале 1 вопрос.

Раньше этот предмет был свинцовым. Вся беда в том, что он сильно пачкал руки. Он прошел стадию обновления и доработки. Им теперь пользуются взрослые и дети. Что находится в черном ящике? (Минута на размышление). Звучит музыка. Знатоки отвечают на вопрос.

2 вопрос. В первобытные времена люди об этом предмете и слыхом не слыхивали. Затем на помощь к ним пришла железная пластина, которую называли трутом. В 80-е годы в магазинах это был самый дешевый предмет.

Что находится в черном ящике? (Минута на размышление).

Звучит музыка. Знатоки отвечают на вопрос.

Вед: Внимание! Откроем черный ящик. В черном ящике находятся спички и карандаш.

Счет становится 4 :0 или 3 : 1

(Крутится волчок, звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи).

5-й раунд.Вед: В этом раунде против знатоков играет педагог – психолог.

«Уважаемые знатоки расшифруйте загадочное послание».

Счет 5 :0 или 3 : 2

Физкультминутка. «ДЛЯ ГЛАЗ»

6 – раунд. (Крутится волчок, звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи).

Вед: Итак, против знатоков играет заместитель заведующей по ВМР.

Ст.воспитатель: Уважаемые знатоки! Нашу речь обогащают «крылатые выражения» цитаты из известных произведений.Мой вопрос: Ответьте, кому принадлежат эти слова.

1. Счастливые часов не наблюдают. (Грибоедов)

2. Да, были люди в наше время. (Лермонтов)

3. Человек – это звучит гордо. (Горький)

4. Чему смеётесь? Над собой смеётесь, господа! (Гоголь)

5. Умом Россию не понять, аршином общим не измерить. (Тютчев)

6. И вечный бой! Покой нам только снится. (Блок)

(Минута на обсуждение, ответ знатоков).

Вед: Внимание! Правильный ответ.Счет 6 :0 или 3 : 3

Музыкальная пауза. (Звучит музыка из телепередачи)

Исполняется песня музыкальным руководителем.

Конкурс на лучшего игрока из зала. «Дальше, дальше, дальше…»

(за 1 мин. Если на вопрос не знают ответов,говорят: «Дальше»)

• Самая маленькая мера длины? (мм.)

• Мера измерения жидкостей. (Литр)

• Что нужно сделать, чтобы увеличить на.? (Сложить)

• Что тяжелее 1кг воды или 1 кг железа? (Одинаково)

• В каком слове 5 букв «О» (Опять)

• Сколько лет прожил старик со своею старухой у самого синего моря? (33)

Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда он выглядывает из окна)

• Что будет с козой, когда ей исполниться 7 лет? (Восьмой пойдёт)

• Какими нотами можно измерить расстояние (Ми Ля)

• Заяц вытащил 8 морковок и съел все, кроме 5. Сколько морковок осталось? (5)

• Ношу их много лет, а счёта не знаю. (Волосы)

• В воде купался, а сух остался? (Гусь)

• Что случилось 31 февраля? (Такого числа не бывает)

• Что нужно сделать, чтобы уменьшить в.? (разделить)

• Самоходка Емели (Печь)

• Сколько нужно букв, чтоб получилась большая куча сена (Стог)

• Вывод, который ученик знает наизусть. (Правило)

• Цитрус с шестью нулями (Лимон)

• Какой самый короткий месяц в году (Май)

• Самая холодная и жестокая героиня сказки (Снежная королева)

• До какого места заяц забегает в лес (До середины. Дальше он бежит из леса.)

• Умеют ли слоны плавать (Да)

• Отчего гусь плавает? (От берега)

• Белочкина родина? (Лес)

• Яйцо всмятку варится 3 мин. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 5 яиц? (3 мин.)

• Из какой посуды нельзя есть? (Из пустой)

• Если в 12ч. дня идёт дождь, то можно ли ожидать через 12 часов солнечную погоду? (Нет, будет полночь)

• На что похожа половина яблока (На другую половину)

• Официальный жених Дюймовочки (Эльф)

• Обладательница хрустальной туфельки (Золушка)

7-й раунд. (Крутится волчок, звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи).

Вед: Против знатоков играет мама воспитанника нашего детского сада.

Вопрос. Уважаемые знатоки! Мой ребенок посещает подготовительную группу детского сада. Я хотела бы узнать, какие требования предъявляются к речи выпускников детского сада?

(Минута на размышление, знатоки отвечают на вопрос).

Вед: Внимание! Правильный ответ.

К речи выпускника детского сада,согласно программе предъявляются следующие требования:

– владение литературными нормами и правилами родного языка;

– свободное владение лексикой, грамматикой, фонетикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

развитие культуры общения;

– умение вступать в контакт со взрослыми, сверстниками (умение слушать, высказывать мысль);

– знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;

– элементарное владение грамотой.

Счет становится 7 : 0

8-й раунд. (Крутится волчок, звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи).

Дополнительный раунд. Блиц турнир для знатоков. «Узнай по объявлению».

Подведение итогов игры. (Звучит музыка победа знатоков)

Вед. : Уважаемые знатоки! Вы справились с заданием отлично. Надеюсь, что предложенная тема была интересной, а информация, которую вы сегодня получили, окажется для вас полезной. Большое спасибо всем участникам игры. А теперь, самое приятное награждение знатоков.

(Звучит музыка награждение знатоков.)

Семинар-практикум для педагогов «Сказка — ложь, да в ней намек…» Одна из основных задач современной системы дошкольного образования – повышение качества воспитательно- образовательной работы, создание.

Читайте также:  Обследование мышц артикуляционного аппарата
Ссылка на основную публикацию