Конспект внеклассного мероприятия: В волшебной стране слов

Внеклассное мероприятие “В стране волшебных слов”.
классный час (2 класс) на тему

Мероприятие проводилось во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
v_strane_volshebnykh_slov.doc1009 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая цель: создать условия для повторения и закрепления знаний учащихся о формах вежливого обращения друг к другу.

Тип занятия: решение частной задачи.

Личностные: мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

  • принимать и сохранять информационные знания;
  • планировать своё действие в соответствии с ними;
  • осуществлять внутренний контроль по результату;

Познавательные: используют сюжетные картинки, материал собственных наблюдений для решения учебной задачи.

Коммуникативные: умение слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении.

1. Образовательные задачи:

  • обобщать и расширять знания детей о значении вежливых слов;
  • формировать у детей представление и потребности в доброжелательном общении с окружающими;
  • активизировать словарный запас детей по данной теме: “Спасибо”, “Здравствуйте”, “Пожалуйста”, “Волшебные слова” и т.п.
  • познакомить ребят с правильной манерой произношения «волшебных слов» – голосовой интонацией.
  • Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

2. Раз вивающие задачи:

  • развивать коммуникативные способности, умение отвечать на вопросы;
  • развивать доброжелательное отношение друг к другу;
  • развивать звуковую культуру речи;

3. Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
  • способствовать формированию положительных эмоций;
  • воспитывать непосредственно культуру общения;

Оборудование: карточки с вежливыми словами, костюм Феи, картинки, плакат с городом, цветы, бабочки, солнышко

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Ну-ка, дети, соберитесь,

И друг другу улыбнитесь!

-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

– Начиная занятие, давайте еще улыбнемся нашим гостям и пожелаем им здоровья.

Дети хором: Здравствуйте!

– Тихо сели, спинки выпрямили.

– Ребята, сегодня мы продолжаем путешествовать по удивительной « Стране Этикета » и очень хочу, чтобы вы сегодня на занятии не только узнали много нового для себя, но и с удовольствием провели время. И пусть на занятии царят радость, доброта, согласие и хорошее настроение.

– На прошлом занятии мы начали разговор о вежливости.

-Давайте вспомним, что же такое вежливость?

-А вот что написано в толковом словаре Ожегова нам рассскажут ребята.

Вежливость – это готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается.

Вежливость- это соблюдение правил приличия, норм поведения.

-Откуда же взялось это слово?

До 16 века в русском языке широко употребляли слово «вежа». Вежа – человек, который знает, как себя вести в той или иной обстановке. Отсюда и слово «вежливо», которое позднее превратилось в «вежливость».

– Попробуем определить, знаете ли вы правила вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо» . Я буду называть ситуацию, а вы определять вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливы – кивок, если нет, то хлопок.

  • Поздороваться при встрече … ( вежливо ).
  • Толкнуть, не извиниться … ( невежливо )
  • Помочь поднять упавшую вещь .. ( вежливо )
  • Не встать, обращаясь к учителю … ( невежливо ).
  • Не уступить место в транспорте пожилому человеку, женщине с ребёнком … ( невежливо )
  • Сидеть в шапке за столом. ( невежливо )
  • Поздравить родных с праздником. ( вежливо )

-Ребята, а как вы понимаете, что значит быть вежливым, хорошим человеком?

-Да, вежливый человек соблюдает правила приличия, он очень культурный, доброжелательный, учтивый, обходительный, любезный, хорошо воспитан.

-Поэтому каждый вежливый человек, независимо от его возраста, умеет вежливо прощаться, приветствовать, извиняться, спрашивать. А для этого, в обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем волшебными.

-Что же это за волшебные слова и в чём их волшебство?

-Волшебные слова –это добрые, вежливые слова. С помощью них можно даже грустному и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

-Давайте вспомним историю, которая произошла с мальчиком в рассказе В.Осеевой «Волшебное слово».

-Какое волшебное слово сказал старичок Павлику? ( пожалуйста )

-А помогало ли ему это слово? В каких случаях?

-Но ведь старичок сказал Павлику только одно волшебное слово, а на самом деле их много.

Сценка «Слушай хорошенько».

(Девочка сажает перед собой куклу и разговаривает с ней.)

Слушай хорошенько, – кукле я сказала.

Полно наряжаться, это баловство.

Ты уже большою девочкою стала.

А ещё не знаешь ровно ничего.

«Здравствуйте» при встрече взрослым говорят,

За подарки, помощь всех благодарят,

Вежливые дети все так поступают.

Будь и ты такою, – и тебя тотчас

Попрошу зачислить в вежливый наш класс.

-Теперь я не сомневаюсь, что все вы вежливые и воспитанные ребята. Я хочу обратиться к вам за помощью.

-Сегодня к нам на занятие прилетела Фея Вежливости из города Волшебных слов. Но она чем-то опечалена .

У нас большая неприятность. Все волшебные слова и правила вежливости унёс и спрятал злой Волшебник. В городе стало очень грустно. Не светит солнце, не цветут сады, не распускаются цветы. И теперь люди в нашем городе ходят печальные и унылые, а дети плачут, потому что их мамы не говорят им нежных, добрых, ласковых слов.

-Дети, помогите, пожалуйста, вернуть хорошее настроение.

А для этого вам нужно узнать, где же спрятаны все волшебные слова.

(вывешивается ватман, на котором нарисованы только домики.)

-Посмотрите, какой грустный город. Посмотрим, каким он станет, когда мы вернём ему все вежливые слова.

-Итак, в путь на поиски волшебных слов.

-Вашим домашним заданием было выучить стихотворения о вежливых словах, давайте некоторые из них расскажем, может быть там спрятаны волшебные слова.

-Добрый день! – тебе сказали.

-Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали-

Теплоты и доброты.

Нам желают: «Доброго пути!»

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

-Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

-Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку.

И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «Спасибо»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали, сколько раз?

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И что обещал – забывать.

Но если я всё же забуду –

Простите, я больше не буду.

Эти слова всем известны давно,

Видишь – они и просты, и не новы.

Но я ещё повторю всё равно:

-Добрые люди, будьте здоровы!

– Какие вежливые слова вы услышали в стихотворениях?

-Вот сколько мы нашли волшебных слов.

– А как вы думаете, от чего зависит сила вежливых слов?

-Всё верно, вежливые слова зависят от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть «волшебными».

– А теперь мы продолжим искать слова вежливости и поиграем в игру «Доскажи словечко». Вам нужно внимательно выслушать меня и в конце стихотворения подсказать всем вместе потерянное слово.

1. Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома,

Не молчите, не стесняйтесь

И немым не притворяйтесь.

Громко «здравствуйте» скажите.

Слово «Здравствуйте» – слово очень старое. А связано оно со словом «дерево». Когда- то давно, люди, произнося это слово, желали другим быть здоровыми, сильными, крепкими, могучими, как дерево- дуб. И теперь мы произносим это слово, желая близким, родным, знакомым – быть сильными, здоровыми.)

– Какие слова – приветствия вы знаете? ( Добрый день, доброе утро, добрый вечер, привет ).

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Спасибо. Откуда явилось это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

Спаси Бог превратилось в короткое спасибо . Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!».

– Какие слова благодарности вы ещё знаете? ( Благодарю вас ).

Благодарю. Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».

Оно состоит из двух частей — благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово благодарю.

  1. Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не молчите,

Долго не тяните, скажите … ( извините! )

Извините – э то простое русское слово значит – простите мою вину, в душе и на словах освободить от ответственности за совершённое дурное действие.

-Какие ещё вежливые слова говорят, если извиняются? ( Прошу прощения, простите, я виноват ).

4. Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать … ( пожалуйста ).

Словом «пожалуйста» вежливые люди пользуются для обращения, выражения просьбы или согласия. Оно тоже происходит от двух слов: «пожалуй» и «ста». В устах древнерусского человека слово «пожалуй» означало: «сделай милость», «окажи любезность». Что касается маленького словечка «ста», то оно является устаревшей формой обращения, обычно в качестве приставки к имени

-Какие вежливые слова говорят, если обращаются с просьбой? (Будьте добры, будьте любезны, прошу Вас)

5. Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите … ( до свидания ).

-Расставаясь друг с другом, и надеясь ещё встретиться, свидеться, люди говорили «до свидания».

-Какие ещё слова говорят при расставании? ( До встречи, пока, всего доброго, всего хорошего, прощайте ).

-Посмотрите, сколько волшебных слов мы с вами нашли.

-А теперь мы отдохнём и поиграем в игру «Будь внимательным!» (Может провести Фея Вежливости)

Если вы услышите волшебное слово, то выполняете просьбу, если нет – то не выполняете.

  • Встаньте, пожалуйста .
  • Поднимите руки.
  • Поднимите, пожалуйста , руки.
  • Будьте добры , опустите руки.
  • Поднимите, пожалуйста , правую руку.
  • Опустите, пожалуйста , правую руку.
  • Похлопайте.
  • Будьте добры, хлопните 3 раза.
  • Тихонько сядьте.
  • Тихонько сядьте, пожалуйста .

-Спасибо, ребята! Молодцы! Все были внимательными!

– А сейчас мы поищем вежливые слова в этом волшебном зеркале. Вы должны внимательно посмотреть на картинку и отгадать, какое волшебное слово спрятано в ней.

-Как вы думаете,что скажет бабушка? (Приятного аппетита)

-А что ответит внук? (спасибо)

-Расскажите, как надо вести себя за столом. (За столом нельзя разговаривать, нужно говорить приятного аппетита, после еды сказать спасибо).

Встреча на улице.

-Что говорят при встрече? ( Здравствуй ).

-Если встретились два друга, что они могут сказать? (привет)

-А если надо поздороваться со взрослым, кто здоровается первым? (младший со старшим).

Спит в кроватке.

-Когда ложатся спать, какие слова говорят друг другу? А когда встают? ( Спокойной ночи; Приятных снов;Доброе утро )

-Как вы думаете, что произошло с девочкой? Почему она плачет? (Её обидели.)

-А что должен сделать воспитанный мальчик? (Пожалеть)

-А если её обидел этот мальчик, что он должен сказать? (Должен сказать прости пожалуйста, извини ).

– Что должен сказать мальчик? ( Садитесь, пожалуйста )

-Какие ребята были в волшебном зеркале? (Вежливые).

– Ну и в завершении нашего занятия «Блиц-опрос».

  • Какое первое слово вы должны сказать, когда встретили друзей, учителей, пришли в школу? ( Здравствуйте )
  • Вы шли по школьному коридору и нечаянно толкнули кого-то. Что надо сказать? ( Простите )
  • Кто-то сделал вам доброе дело, вы хотите его отблагодарить. Какое слово скажите? ( Благодарю )
  • Если вы хотите, чтобы вам помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово. Какое? ( Пожалуйста )
  • Если вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину, какое слово вы скажете? ( Извините )

-Ребята, мы с вами поговорили об очень важных и нужных для человека словах, без которых мы не сможем обойтись, если хотим быть воспитанными, вежливыми людьми. А также мы выполнили просьбу Феи.

-Посмотрите, как много слов мы смогли с вами отыскать. (Открывается доска, на которой написаны вежливые слова.)

-А теперь подарим эти слова Фее. У вас на столе лежит цветок. Возьмите его и напишите на нём любое вежливое слово. А теперь посадим эти цветы в нашей волшебной стране.

-Посмотрите, как она засияла. (Украсить ватман цветами и бабочками).

-Волшебные слова очень приятны и согревают всех теплом, как солнышко в тёплый день. Давайте приклеим ещё и солнышко.

-Спасибо вам, ребята! .

-Благодаря вам, вернулись все вежливые слова в мою страну, засветило солнышко, кругом стало весело и радостно.

В благодарность я хочу подарить вам памятки «Вежливые слова».

-Я надеюсь, что вы всегда будете помнить эти вежливые волшебные слова. Но не забывайте, что «волшебные» слова могут потерять своё волшебство. « Вежливые слова», сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть вежливыми. Старайтесь произносить вежливые слова глядя в глаза собеседника, с теплотой в голосе и улыбкой на лице. И не забывайте, что добрыми должны быть не только слова. Они должны сочетаться с добрыми поступками.

Привыкайте к доброму, к доброму, друзья!

Без добра на свете нам жить никак нельзя!

Хамство, зло и ненависть исключить пора!

Говори с улыбкою добрые слова!

(Звучит песня «Улыбка»)

-Спасибо вам за помощь. Вы меня сегодня порадовали.

Ребята, один мой школьный товарищ сочинил рассказ. Но, так как он был не очень воспитанным мальчиком, то в рассказе некоторые слова отсутствуют. Может быть, вы поможете их расставить?

Рассказ. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина маленьким ребенком. Вова встал и сказал женщине: Садитесь, пожалуйста. Женщина обрадовалась и очень вежливо поблагодарила Вову: Спасибо. Вдруг трамвай неожиданно остановился – чуть не упал и сильно толкнул, какого- то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу, же сказал: Извините, пожалуйста . Трамвай подошел к остановке и Вова стал пробираться к выходу говоря: пропустите, пожалуйста !

Конспект: Внеклассное мероприятие “Путешествие в страну сказок”

Конспект внеклассного мероприятия отлично подходит для проведения открытого внеклассного мероприятия. Четко поставленные цели и задачи способствуют четкому восприятию учаимися материала. Материал подходит как для обучаюихся одаренных детей, так и для детей 2-3 класса с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Конспект: Внеклассное мероприятие “Путешествие в страну сказок”»

Тема: «Путешествие в волшебную страну сказок»

Цель: Обогащение знаний детей о сказках и воспитание интереса к ним.

1.Уточнение, обогащение и активизация знаний учащихся о сказках и их героях.

1.Развитие наглядно-образного мышления.

2.Развитие кратковременной зрительной памяти.

3.Развитие произвольного внимания.

4.Коррекция мелкой моторики пальцев рук.

1.Воспитывать интерес к сказкам.

2.Воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: пособие « Чудо – карта», «цветы», канат, кегли, «кочки», следы человека, картинка Красной шапочки, «Волшебный ковер», карточки с изображением героев из сказки «Репка», «Волшебный мешочек», предметы для обозначения их формы(мыльница, мяч, пенал).

I Вводная часть:

Дети сидят на стульях. Внесение картинки сказочного героя «Колобок». Сообщение темы мероприятия.

II Основная часть:

1.Беседа о сказках:

-Ребята, а что такое сказки?

-А вы читаете сказки?

-Какие вы знаете сказки?

2.Отправление в путешествие страну сказок.

1. Сказка «Волк и семеро козлят» на развитие наглядно – образного мышления.

2. Сказка «Колобок» на развитие логического мышления, обогащение знаний учащихся о героях сказки.

3. Сказка «Теремок» на развитие логического мышления, кратковременной зрительной памяти.

4.Физ.минутка «Буратино» на развитие общей моторики, произвольного внимания.

5. Сказка «Красная шапочка» на развитие логического мышления.

6.Работа за столом (Раскрась цветок) на развитие мелкой моторики.

7. Сказка «Дюймовочка» на развитие наглядно-образного и логического мышления.

8. Сказка «Репка» на развитие кратковременной зрительной памяти, логического мышления.

III Заключительная часть:

1. Подведение итогов: оценка деятельности учащихся, домашнее задание (раскрасить рисунок одного из сказочных героев), поощрение.

Учитель: Здравствуйте дети, сегодня нас ждет интересное приключение, мы отправимся в путешествие по сказкам. А в этом нам поможет чудо карта. Ах! Да совсем забыла, когда я шла к вам на занятие, я встретила «Колобка», и в помощь он передал вам «Чудо-карту», которая поможет пойти вам в правильном направлении. Ребята, вы готовы?

Учитель: А сейчас все вместе встанем на волшебный ковер, закрываем глазки и отправляемся в чудесную страну сказок. Смотрите, ребята, что это за следы, в какую же сказку они нас привели?

Дети: Это козлята.

Учитель: Посчитаем их?

Учитель: Правильно. Кто догадался, из какой они сказки?

Дети: Волк и семеро козлят.

Учитель: Молодцы. Скажите, кто напугал козлят?

Учитель: Правильно волк. А как закончилась сказка?

Учитель:Молодцы! А что нас ждет дальше, давайте посмотрим на нашей чудо – карте?

Учитель: Правильно кочки, по ним нужно пройти так, чтобы наши ножки не намочились, и мы не заболели. Хорошо, ребята?

Учитель: Молодцы у всех ножки сухие, значит, не заболеете. А чтобы, узнать в какой мы теперь сказке, отгадайте загадку.

На сметане мешан

На окошке стужен

Учитель: Правильно колобок, а какой он формы?

Учитель: А сейчас я вам покажу фигуры, а вы скажите какой они формы?

Дети: Называют показанные предметы(квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).

Учитель: Молодцы, вы удачно справились с заданием. А теперь, кто нам расскажет, чем закончилась сказка колобок?

Учитель: Ну что, продолжим наше путешествие?

Учитель: А что нас ждет дальше, посмотрим в чудо – карте.

Учитель: Вы правы это канатик, он нам поможет добраться до следующей сказки, но нужно пройти по канатику, так чтобы не упасть в пропасть. Шагайте осторожно, спинку держим прямо.

Но перед нами опять препятствие, нам нужно отгадать волшебные загадки, и если вы их отгадаете, попадете в новую сказку.

Зеленые мы, как трава

Наша песенка «Ква-ква»?

Дети: Лягушка(выносится на доску).

Пышный хвост – краса.

Дети: Лиса(выносится на доску).

Учитель: Зимою спит,

Летом улья ворошит?

Дети: Медведь(выносится на доску).

Учитель: Серый, страшный и зубатый

Все зверята разбежались

Напугал зверят тех…

Дети: Волк(выносится на доску).

Учитель: Комочек пуха,

Дети: Зайчик(выносится на доску)

Учитель: Живет в норке,

Дети: Мышь(выносится на доску).

Учитель: Ребята, как называется сказка, в которой все эти звери живут в одном домике?

Дети: Это теремок.

Учитель: Правильно это теремок. Дети, а что случилось, когда в теремок захотел поселиться медведь?

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел,

Повернулся и пошел.

Учитель: Продолжаем наше путешествие, и карта нам показывает. Что перед нами стоит густой лес. Ребята, давайте представим, что мы деревья и изобразим густой лес (изображают деревья). А кто нам встретился, узнаете, отгадав загадку.

Бабушка девочку очень любила

Шапочку красную ей подарила

Девочка имя забыла свое

А ну подскажите имя ее

Дети: Красная шапочка(выносится на доску)

Учитель: Правильно. Но красная шапочка печальна и расстроена из-за того, что все цветы заколдовал злой волшебник и они потеряли свой цвет. Вы готовы помочь Красной шапочке их расколдовать?

Дети: Да (дети раскрашивают цветы)

Учитель: Красная шапочка говорит вам большое спасибо за помощь.

В: А в какой сказке живет- эта девочка?

Дети: Красная шапочка.

Учитель: Правильно, молодцы. А что же нас ждет впереди, спросим у нашей чудо – карты.

Отправляемся дальше, на пути нашем встречается река, чтобы пройти ее закройте глаза.

Дети: Закрывают глаза.

Учитель: Открывайте глаза, речка исчезла. Перед нами открылась картина, из какой она сказки?

Учитель: Какие герои живут в этой сказке?

Дети: называют героев.

Учитель: Правильно. Чтобы продолжить наше путешествие, обратимся к нашей чудо – карте.

Посмотрим, что нас ждет дальше?

Учитель: Правильно, лабиринт, по которому мы должны пройти и не задеть ни одной кегли, чтобы попасть в сказку, а чтобы узнать в какой мы сказке, из моего волшебного мешочка достаем героев этой сказки по – очереди.

Дети: вытягивают героев сказки.

Учитель: Что это за сказка?

Учитель: Правильно. А теперь расставьте героев сказки, кто за кем был, когда они тянули репку.

Учитель: Молодцы, вы все правильно сделали.

Вам понравилось путешествие?

Учитель: А кто вам больше всего понравился из героев сказки?

Дети: Дети, говорят, кто больше всего им понравился.

Учитель: А теперь встаем на волшебный ковер, закрываем глазки и отправляемся на свои места! А дома я попрошу вас раскрасить одного из сказочных героев(лиса,зайчик,медведь, «Красная шапочка», « Дюймовочка»).

Внеклассное мероприятие ” Путешествие в страну Вежливость”

Мероприятие ” Путешествие в страну вежливость” предназначено для учащихся 4 класса с ОВЗ, способствует воспитанию вежливости и закреплению в речи учащихся вежливых слов, обращений. Технология: урок – путешествие.

Содержимое разработки

Куцева Л.В. воспитатель ГКОУ РО Пролетарская школа- интернат

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие в страну Вежливость»

формирование элементарных этических представлений, умений, навыков и привычек вежливого обращения с окружающими людьми;

– обучение умению видеть и исправлять ошибки своего поведения, просить прощение; раскрыть значение слов «нельзя», «можно», «надо»;

– содействовать накоплению умения согласовывать свое поведение с этими словами;

– развитие речи, логического мышления, зрительной и слуховой памяти;

– воспитание вежливости, внимательности к другим людям.

Оборудование занятия: магнитофон, аудио-кассеты: «райский сад» (музыка для релаксации), «rondo Veniciano» (произведения мировых классиков – Моцарта, Вивальди, Баха), рисунки: корабль, острова; конверты с заданиями, карточки «вежливые слова», подзорная труба.

– Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями! – Дети поворачиваются лицом к гостям, здороваются.

– Прозвенел звонок, начался урок, садимся ровно и ведем себя достойно. Ребята, а достойно – это как? (ответы) Т.е., соблюдая правила поведения.

Сегодня на занятии я предлагаю вам путешествие на волшебном корабле в страну Вежливости. Во время плавания мы с вами вместе повторим правила поведения, волшебные слова. Ну, что, вы готовы отправиться в путь в далекую страну?

– Отдать швартовые! Полный вперед! (трубой сигнал отправления отдает учащийся, в течение одной минуты звучит музыка для релаксации).

– Ребята, займите свои места на корабле, сядьте поудобнее, закройте глаза. Наше путешествие начинается.

Воспитатель читает стихотворение:

– В морях вечно дожди и туманы:

Дождь как из сита льет, моросит,

Ну, а туманы – гуще сметаны,

В воздухе шляпу повесишь – висит.

Часто блуждая в этом тумане,

Плыли совсем не туда моряки

И открывали порой в океане

Новые страны и островки.

Воспитатель дает сигнал остановки корабля. На доске крепится магнитом надпись: «Остров Волшебных слов».

– Дети, куда это мы прибыли? Что за остров перед нами? – Дети читают название острова вслух. – Ребята, мы с вами не можем дальше продолжать наш путь, так как остров встал на нашем пути. Чтобы двигаться дальше, нужно выполнить следующее задание: из предложенных слов найти вежливые, волшебные слова. Тот, кто находит нужное слово, должен прикрепить магнитом на еще пустой остров. Все поняли задание?

Воспитатель каждому ученику раздает слова, а дети выбирают волшебные слова и заполняют ими остров. Можно все слова вывесить на доску, а ребята сами выбирают нужное и проговаривают его вслух, затем прикрепляют на остров. Слова острова Волшебных слов: «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «будьте добры», «до свидания», «доброго пути», «разрешите, пожалуйста», «простите», «школа», «книга», «дом», «класс», «правила», «доска», «кот», «учитель».

Учащиеся комментируют каждое выбранное ими слово, которое будет на острове (при каких обстоятельствах употребляются эти слова).

– Молодцы, ребята, отлично справились с заданием. Вежливые слова, вижу, вы знаете, употреблять умеете, значит, можно покинуть этот остров и отправиться в путь в страну Вежливости.

– Сели поудобнее, отдать швартовы, полный вперед! Закройте глаза. Представим, что мы поплыли.

Звучит спокойная музыка в течение одной минуты.

– Ребята, земля, земля! Это, наверно, страна Вежливости?

– К сожалению, нет. Мы снова сбились с курса. А что это за остров впереди?

Дети читают название «Загадочный остров».

– Что же здесь нас ждет? Давайте сойдем на берег. Смотрите, на берег волной вынесло письмо. Давайте его откроем и прочтем.

Воспитатель читает, что написано в письме.

Чтоб продолжить путь,

Очень внимателен ты будь,

Разгадайте все загадки,

И – счастливого пути.

Я – первое слово вашего дня, поэтому сразу скажите меня (здравствуйте).

Ты на урок сегодня опоздал, значит, это слово ты сказал (извините; разрешите, пожалуйста).

Когда тебя благодарят, то это слово говорят (спасибо, благодарю).

Последнее слово при расставании друзей говорите мне, скорей (до свидания).

Если взять у друга что-то я хочу, то это слово обязательно скажу (разрешите, пожалуйста).

– Молодцы, ребята, справились с этим заданием. Загадки разгаданы, значит, мы можем продолжить путешествие дальше. Заняли свои места, и в путь.

Сигнал отправления. Спокойная музыка.

– На горизонте показался остров. Давайте внимательно посмотрим вперед (учащиеся и воспитатель складывают руку козырьком и смотрят вперед). Что там впереди? Да ведь это «Остров правил»! Мы должны причалить к этому острову. Ребята, давайте сойдем на берег, нам нужно отдохнуть от долгого плавания по морю.

– Давайте разомнем тело, руки.

Заложить руки за голову, руки в замок, наклоны влево и вправо.

Повороты туловища влево и вправо, руки на поясе.

На морской волне: руки в замок на уровне груди, делаем руками морскую волну, ноги врозь, покачиваемся всем телом влево и вправо.

Упражнение «птица»: разводим руки в стороны, имитируем взмахи крыльев птиц.

Упражнение для глаз: смотрим на кончик носа, влево, вправо, вверх, вниз. Садимся на место.

– Итак, мы на острове Правил. Как думаете, о чем мы с вами будем сейчас говорить? Верно, о правилах поведения учащихся. Ребята, я прошу вас внимательно слушать, не мешать друг другу, думать, приводить примеры о своих поступках. Сегодня мы с вами расскажем значение слов «нельзя», «можно», «надо». Будем учиться применять их на практике.

Цель: раскрыть детям значения слов «нельзя», «можно», «надо»; научить применять их на практике, оценивать поступки людей; формировать умение согласовывать свои поступки и поведение с этими словами.

Воспитатель проводит игру с детьми, приводят примеры с указанными словами.

Дети рассказывают стихи:

– Что такое «здравствуй»?

Потому что «здравствуй» –

Значит – будь здоров.

Правило запомни, знаешь – повтори,

Старшим это слово говори.

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Чтоб никого не обижать,

Друг друга надо уважать,

И не дразнить, и не грубить,

И «здравствуй» говорить.

А если спросишь что-нибудь,

То очень-очень вежлив будь

И говори волшебное «пожалуйста»,

И не забудь волшебное «пожалуйста».

Перед словом вежливым

Пусть оно почаще всюду повторяется.

Помните, как азбуку и как дважды два:

«Спасибо» и «пожалуйста» –

– Молодцы, ребята, с правилами поведения знакомы все, значит, теперь всегда будем соблюдать эти простые правила. Ну, а теперь нам пора в путь! Нас ждут новые приключения.

– Дети, вы уже долго путешествовали, узнали много нового, интересного, важного. Куда же сейчас несет нас корабль? Ребята, я вижу землю. Что же это? Справа по борту «Остров частых ошибок».

Друзья мои, наш корабль не может отправиться в плавание, нам необходимо выйти на берег. Оказывается, на этом острове живут дети, которые часто нарушают правила поведения, допускают много ошибок, а иногда не знают, как правильно себя вести. Мы должны помочь этим детям стать вежливыми и послушными. Дорогие путешественники, дети с острова Частых ошибок передали мне письмо. Оно называется «Путешествующим в страну Вежливости». Давайте прочтем, что здесь написано.

Письмо с заданиями:

Помогите разобраться, мы здесь что-то не поймем! Как же правильно сказать, чтобы ничего не перепутать?

Извини, что ты дал мне краски. Скажите, какое слово изменить? Прочтите предложение вслух (спасибо, что ты дал мне краски).

Увидимся завтра! Здравствуй! (Увидимся завтра, до свиданья).

Спасибо меня пожалуйста, что взял твою ручку. (Извини меня).

Подай мне до свидания учебник. (Пожалуйста).

Будьте добры, благодарю мне пройти. (Разрешите).

Дети с острова Ошибок написали советы наоборот. Давайте, все исправим.

На перилах мы катались, очень весело играли. Дима с лестницы упал, ничего он не сломал.

– Ребята, как вы думаете, можно ли кататься на перилах?

2. Нет приятнее занятия, чем в носу поковырять.

– Можно ли так себя вести?

3. Когда в столовую идем, ты любишь потолкаться, на ноги наступить, пообзываться.

– А вы знаете таких детей?

4. Если ты пришел к знакомым, не здоровайся ни с кем, слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.

– А мы поступаем именно так?

5. Разговаривают взрослые – ты подойди, их перебей, не извиняйся никогда.

– А кто из вас поступает именно так? Ребята, мы учтем ошибки детей и сами всегда будем вежливыми, послушными и выполнять правила поведения.

Итак, продолжаем наше путешествие к нашей цели в страну Вежливости.

Звучит сигнал отправления и музыка.

Мой кораблик быстрый,

Друг семи морей!

Видишь эту пристань?

К ней пристань скорей!

На доску крепится рисунок «Страна Вежливости».

– Ребята, посмотрите, что впереди? Это же страна Вежливости!

В класс входит Королева страны Вежливости:

– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья! В день осенний рада вас увидеть я!

Играет музыка (Моцарт), Королева приглашает на танец ребят, кружится с ними и рассаживает по местам.

– Знаю, знаю, как долго вы добирались в мою страну. Я приглашаю всех остаться в этой чудесной стране. Если вы останетесь жить в стране Вежливости, то:

Королева Вежливость читает «Вежливый вальс»:

Настанет, друзья, счастливое время,

Настанут чудесные дни:

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет детей нехороших,

Придут золотые года,

И в комнату в грязных ботинках

Не будут входить никогда.

Пусть грубость исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали пилюли –

Он принял и вежливым стал.

Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей,

И станут все на свете

Любить таких детей.

Подует ветер свежий,

Исчезнут все невежды,

– Ну, что, вы согласны последовать за мной?

-Жить в стране Вежливости совсем не трудно, нужно лишь знать и выполнять правила поведения.

Правило первое: никогда не грубить старшим.

Правило второе: друг друга уважать.

Правило третье: слушать учителей и воспитателя.

И запомните главное правило: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость», – это высказывание Мигеля Сервантеса.

– К сожалению, наше путешествие подошло к концу. Мы с вами проделали долгий путь, узнали много нового, интересного. Давайте вспомним, какие острова мы увидели по пути.

Учащиеся повторяют острова.

Итак, подведем итог нашего путешествия:

Когда люди пользуются вежливыми словами?

Для чего нам нужны вежливые слова?

Какой волшебный остров Вам понравился больше всего и почему?

– Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. Надеюсь, что после нашего занятия вы всегда будете вежливыми, добрыми, послушными.

Как вы оцениваете свою работу на занятии? Испытываете ли эмоциональный подъем и чувство удовлетворения? Что Вам дало сегодняшнее мероприятие? Спасибо за работу!

Королева страны Вежливости:

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив,

Ведь это-основа основ.

– Вы порадовали меня своими знаниями и умением себя вести. Вы добрые, вежливые и послушные дети. Я вас беру в свою страну.

Королева дает руку детям и вместе с ними выходит из класса.

Конспект НОД «Путешествие в волшебную Страну вежливых слов»

Ход занятия

В группу входит педагог в образе Феи и приглашает детей в путешествие в волшебную Страну слов.

Фея. Здравствуйте, мои милые дети! Спасибо, что откликнулись на моё приглашение и пришли ко мне в гости. Я – Фея из Страны слов! Попадая в эту страну, люди немного меняются. Хотите узнать как?

Дети. Хотим!

Педагог. Тогда я предлагаю вам совершить путешествие по моей стране. Так как моя страна необычная, то и путешествие мы отправимся необычным образом – с помощью фантазии. А что это такое, вы знаете?

Фея. Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что — то выдумываем, представляем, то, чего на самом деле нет.

Фея. Итак, в мою волшебную страну мы попадем с помощью фантазии. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху мы видим леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем свежий запах воздуха после дождя. (Звучит «волшебная музыка»). Вот мы и прибыли. Откройте глаза. Чтобы узнать, куда мы отправимся в гости, вы должны отгадать загадку:

Резеда

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались?

Дети. Это — солнце!

Вместе с Феей дети, взявшись за руки идут по «тропинке» и обращают внимание на изображение солнца.

Фея. Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. А теперь теплыми ладошками дотроньтесь до вашего лица. Давайте погладим его.

Массаж лица: Личико солнце согрело, потеплело, потеплело.

Дети выполняют поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей.

Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись.

Медленно тянут руки вверх, улыбаются.

Фея. Как можно сказать о солнышке? Какое оно?

Фея. Давайте с ним поиграем.

Пальчиковая гимнастика.

Дети встают в круг.

Эмиль

Солнышко, солнышко, погуляй у речки… Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу

Солнышко, солнышко, разбросай колечки! Быстро сжимают и разжимают кулаки

Мы колечки соберем, золоченые возьмем. Выполняют хватательные движения с щепотью

Покатаем, поваляем… Круговыми движениями трут ладонью о ладонь

И назад тебе вернем. Поднимают руки вверх раздвинув пальцы.

Фея. Молодцы! А что вы можете сказать о небе? Каким оно бывает?

Фея. Прекрасно! А теперь присядьте, отдохните, на облака посмотрите.

Звучит аудиозапись песни « Облака – белогривые лошадки».

Фея. Как быстро по небу бегут облака. Похоже одно на Конька – горбунька.

Другое распахнуто, словно пальто. А третье похоже не знаю на что.

А вы когда – нибудь видели облака? На что или на кого они были похожи?

Рассказы детей. Фея очень внимательна к детям: улыбкой, поощрительными жестами поддерживает речевую инициативу и речевую самостоятельность детей.

Фея. А вы знаете, что слова можно найти везде?

Раиль

Я слова найду везде – и на небе, и в воде,

На полу, на потолке, на носу и на руке.

Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово!

Найдите слова на небе, прохлопайте их. ( Солнце, облака) Сколько раз хлопнули? Значит, столько слогов в этих словах? ( Два, три.) Теперь найдите слово на земле и также прохлопайте его( дети выполняют задание) Назовите предметы, изображенные на панно, прохлопайте их по слогам.

Какие интересные слова! Скажите что делает река?

Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

За каждое названное слово Фея дает детям камешки.

Фея. Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали , а теперь представьте себе, что мы плывём по теплой речке.

Мы плывём по тёплой речке, тихо плещется река. Дети имитируют движениями рук плавание в воде.

В небе тучки, как овечки, Разбежались кто куда. Выполняют потягивания – руки вверх и в стороны.

Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой. Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями.

Наконец она садится на корягу под водой. Садятся на несколько секунд в глубокий присед.

Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть – погуляем. Выполняют ходьбу на месте.

А теперь глубокий вдох – и садимся на песок. Садятся на ковер.

Фея. Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке.

Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?

Дети. В реке могут жить рыбы.

Фея. Ах, дети, дети, у меня случилась беда – моих рыб заколдовали. Без вашей помощи мне не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.

Фея открывает картинки, прикрепленные к мольберту. Дети называют их хором или индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке.

Фея. А какие рыбы у нас остались?

Дети. Дельфин, скат, рыба – молот.

Фея. Почему они не могут жить в реке?

Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.

Стихи индивидуальные про рыб

Боится идти на рыбалку рыбак

Чего ты робеешь скажи мне чудак

К реке не подходит трусишка Федот

С тех пор как услышал что рыба клюет.

Никита

Щука в речке жила

Щеткой воду мела

Щи варила для гостей

Вероника

Плавниками водят рыбу

Воду чистую мутят

Никогда не говорят

Так живут они веками

И куда не бросишь взгляд

Рыбы только плавниками благодарно шевелят

Почему такие рыбы, да во рту у них вода

И они сказать спасибо не сумеют никогда.

Молодцы, ребята! Вы мне очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).

Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),

Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина),

Если это рыбище – у неё… (улыбище)

Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.

(Берет корзину с конфетти)

Дует теплый ветерок, у меня есть кузовок.

В нем прекрасные слова, слова любви, слова добра.

Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Тогда добавьте их в мой кузовок.

Дети передают кузовок друг другу называя «прекрасные слова».

Фея. А кузовок – то мой – волшебный. Все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие: вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот.

Дети достают из корзинки конфетти и сдувают с ладоней.

Ребята посмотрите наши частички добра превратились в одно целое , а давайте что нибудь придумаем из них, что мы можем из них сделать?

А давайте подарим в волшебную страну немного волшебного.

Дети из конфетных обверток делают бабочки и цветочки, и дарять волшебную страну Феи.

Фея. Вот наше путешествие и подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза. Вот мы и дома. Откройте, пожалуйста, глаза. Где вы были? Что вы узнали нового?

Дети делятся своими впечатлениями.

Фея. Теперь вы знаете, друзья, что есть чудесная страна! Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. А на память о нашем путешествии я дарю вам «ключики» от «Волшебной Страны слов». Возьмите эти волшебные «ключи» и фантазируйте. Уверена, что вы узнаете ещё очень много новых и добрых слов.

Автор: Мингазова Гульнур Наримановна,

воспитатель 1 категорий МБДОУ «Солнышко»

г. Заинск, Татарстан

Статья размещена в авторской редакции

Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме

http://planetadetstva.net/forum/forums/30/

Конспект внеклассного мероприятия «Путешествие в мир слов». Возрастная группа 3–4 классы

Таня соловьева
Конспект внеклассного мероприятия «Путешествие в мир слов». Возрастная группа 3–4 классы

Мероприятие «Путешествие в мир слов».

Цель: Обратить внимание детей на свойство различных слов выражать одну и ту же мысль, закрепить знания детей об антонимах, учить детей употреблять в речи фразеологизмы. Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интереса к предмету.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

– Ребята, мы с вами с первого класса начали изучать планету Знаний. На этой планете есть чудный океан Лексика. Лексика – это наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – это строительный материал языка, из них на этом острове созданы прекрасные речевые здания. И сегодня мы с вами сами попробуем что-нибудь создать. Помните: самое главное здесь то, что каждое слово имеет свое значение, им оно отличается от других слов языка. [1]

– Послушайте, какое недоразумения случилось с маленькой Леночкой, которая не знала значение одного слова.

«Леночка, – говорит мама, – вымой руки: они у тебя грязные». «Но ведь ты же сама говорила, что нельзя расти белоручкой».

– Какое слово не поняла девочка? Что означает слово «белоручка»?

-Всему название дано – и зверю, и предмету

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас – означено словами:

Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,

Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.

Слова, слова, слова…. Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно

– В огромном море, море слов

Купаться ежечасно! [1]

2. «Слова – друзья». (синонимы)

– Мы отправляемся с вами в плавание по океану к Марье – царевне сразу на 3 кораблях. Какая команда быстрее справится со всеми трудностями и найдет Марью – царевну, то по праву она будет называться самой ловкой, самой любознательной и самой внимательной и дисциплинированной, т. к. именно эти качества помогают справиться с разными трудностями. А их немалое количество ждет нас в пути.

Но расслабляться во время плавания нельзя, потому что за вами внимательно следит строгое жюри. Итак, команды заняли свои места на кораблях? Жюри разрешает отправиться нам в плавание на поиски Марьи – царевны? Тогда в путь!

Посмотрите внимательно. Перед нами остров. Может быть здесь находится Марья – царевна? Давайте сойдем с корабля и узнаем.

А) – Вот перед нами старинный замок. Этот замок построен в 1557 году. Какой это век? В этом замке живет людоед. Он сейчас спит, но если проснется, то нам не поздоровится.

Надо быстро закрыть окна шторками – словами, близкими по смыслу из 4 букв.

Солдат – воин, боец.

– Как называются слова близкие по значению? (синонимы).

Б) – Мы благополучно миновали замок людоеда. Но на пути топкое болото. Посмотрите, там сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдете синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на карточках с изображением кочек)

Бураны, вьюги и мeтели,

Как многo c ними канитeли,

Kак мнoгo шума, толкoтни,

Кaк надоели мнe они! –

Так проворчал мopoз угpюмый

И речкy в лeд cковал без шума. [В. Берестов, «Мороз»]

Дрожит на ветpy,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жapу. [И. Токмакова, «Осинка»]

Дуб дождя и вeтpа вовсе не боитcя.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленым,

Значит, дуб выносливый, значит, закаленный. [И. Токмакова, «Дуб»]

(Посоветовавшись, каждая кoмaнда отвeчаeт и защищaeт свoй ответ).

– Почему вы peшили, чтo это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному. Является однoй и тoй же частью речи).

– Kaкoй частью peчи являются синонимы в первой группe? Во второй? В тpeтьeй? (сущеcтвитeльные, глaгoлы, прилaгательные).

– Что cильнеe – метель или буpaн?

– Чем отличаются мeтeль, пурга, бypан, вьюга как явлeниe природы? (силою ветpa)

– Какое слово ещe можно поставить в этoм синонимическом ряду? (пyргa)

В) – На доске записаны слова: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.

– Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т. к. синонимы являются одной и той же частью речи)

– Подберите глагол – синоним с корнем «печаль» (запечалиться).

– Итак, какими частями речи могут быть синонимы? [3]

Г) – Ребята, а вы знаете, какие животные обитают на нашем острове? Хотите узнать?

– Тогда внимание! Каких животных называют так: косой, косолапый, рыжая, серый, сохатый.

(Дети подбирают пары слов: косой заяц, косолапый медведь, рыжая лисица, серый волк, сохатый лось. Одновременно на доске появляется картинка с изображением данного зверя).

Д) – Мы с вами на поляне «зри в корень». Побывав на этой поляне, вы узнаете происхождение некоторых слов и много интересного о словах.

(Учитель показывает картинки, а дети называют 2 слова – синонимы.)

Луна – месяц. Собака – пес. Бегемот – гиппопотам. Резинка – ластик. Глаза-очи. Алфавит – азбука. [ 2]

-Да, на самом деле, некоторые предметы имеют два и более названия. Вот послушайте стихотворение.

Ученик: Уговорились я и мама

Дождаться выходного дня.

И пocмотpеть ги-па-потама.

Пусть мама скажeт за меня!

Вошли в откpытые ворота

И побежали мы вдвoем

Взглянуть на ги. на бeгемота,

Мы чаще так егo зовем. [2]

(Вывешивается тaбличка со словом гиппопoтам под рисунком изображающем бегемота).

– А знаете ли вы, почему рeзинку называют ластиком? Послушaйте.

Ученик: У pезинки, обычной школьной резинки, есть еще одно название: ластик.

Почему резинка – понятно: делается из резины. A из чегo делaется резина? Из каучукa. Ну, a каучук по-латыни нaзывается “ryмми эластикум». Отсюдa – ластик, что значит упругий, хорошо pастягивающийcя.

-Да, что-то на этом острове не видать Марьи – царевны. Пора отправляться далее.

3. «Все наоборот» (антонимы)

– Посмотрите, какой необычный остров перед нами. Что в нем особенного?

Этот остров называется «Все наоборот». На этом острове не так-то просто отыскать нашу Марью – царевну. Я думаю, что вашим командам придется столкнуться с новыми трудностями. На каком интересно языке здесь разговаривают? Как называются слова с противоположным значением? Правильно, здесь говорят на языке антонимов.

А) – Внимательно рассмотрите наш остров и найдите пары предметов с противоположным значением.

(на доске картина, на которой изображены предметы с противоположным значением)

Б)– Посмотрите на эту знакомую иллюстрацию.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том;

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит…

– Кто автор этих строк? (А. С. Пушкин.) – Как называется произведение? (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). – Есть ли в этом отрывке антонимы? Назовите их.

В) – На нашем дубе вырос необычный плод. Какой? Почему этот плод необычный?

Открытое внеклассное мероприятие «Путешествие в страну “Вежливости и Доброты”». 3-й класс

Класс: 3

Цели: формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим; развитие представлений учащихся о добре и зле; развивать умение работать с проблемными ситуациями; развитие познавательного интереса, самооценки; воспитание стремления совершать добрые дела.

Оборудование: пословицы о доброте; фонограммы песен: “Если добрый ты”, “Улыбка”, “Настоящий друг”, “Ты, да я..”, “Дорога добра”. Кружки: синие и красные, ларец, чашечные весы. Капельки: чёрные – зло и белые – добро. Карточки с ситуациями и с пословицами, глобус, компьютер, проектор. Презентация

Ход внеклассного мероприятия

I. Организационный момент

– Уважаемые гости, ребята. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека. О каких?

Послушайте всем известную песенку и спойте вместе. (Песня “Если добрый ты”)

– Чему учит нас эта песня?

Тема нашего классного часа: Путешествие в страну “Вежливости и Доброты”.

– Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века “вежа” означало “знаток” – тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям и окружающему миру.

– А вы знаете что-нибудь о вежливости? Какие правила вежливости вы знаете?

Давайте прочитаем вот эти правила.

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек не причиняет другим неприятностей и обид.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.

Доброта – это стремление человека
Сделать счастливым других людей.

Понять и исполнить желание другого –
Одно удовольствие, честное слово.

Вежливость – это умение вести себя так,
Чтобы другим было приятно с тобой.

Достаётся недёшево счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог?

Этой мерой измеряются все земные труды,
Может, вырастил деревце на земле Кулунды?

Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету плавок мирным трудом?

Иль под снежной порошей жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее, хорошеть самому.

– Сегодня мы совершим путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений. Мы с вами сделаем остановки на станциях:

  • “Сказочных героев”
  • “Доброй Феи”
  • “Волшебных слов”
  • “Внимательных ребят”
  • “Космическая планета Добра”
  • “Фантазеров”

– И должны добраться до остановки “Доброты”.

– А на чем мы будем путешествовать, чтобы всё услышать и хорошенько всё разглядеть?

– Возьмемся крепко за руки и улыбнёмся друг другу, подпевая, отправляемся в путешествие со станции “Добрых улыбок”

(Звучит песня сл. М. Пляцковского, музыка В.Шаинского “Улыбка”).

– Много славных дел ждёт вас в будущем, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми.

Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта делают их стойкими и весёлыми.

– А как вы думаете, каких людей называют добрыми? Вежливыми? (Чтение с плакатов: Доброта – это … Вежливость – это…).

II. Остановка “Сказочных героев”

Мальвина: Здравствуйте, дети!

Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к плакату) Здрасте!

Мальвина: Что ты такой невесёлый, Буратино?

Буратино: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?

Мальвина: (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?

Буратино: А что я тебе такого сказал?

Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?

Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.

Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже и с Папой Карло.

Буратино: Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?”

А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал?

Мальвина: (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро.

Почему ему неприятна “шутка” Буратино?

Буратино: А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. А давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто станем все лучше. Хорошо я придумал?

Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться.

Друг всегда меня может выручить
Если что-нибудь приключиться вдруг
Нужным быть кому-то в трудную минуту
Вот что значит настоящий, верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту
Вот, что значит настоящий, верный друг.

– Ребята, а когда очень хочется сделать добро, оно всегда исполняется.

Такова волшебная сила добра.

III. Остановка “Доброй Феи”

(Входит Фея с коробкой и с волшебной палочкой)

– Ребята, здравствуйте. Я Добрая Фея. Я слышала, о чём вы тут говорили. Послушайте мои слова и запомните:

Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта – не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

– Фея: А это ларец Феи Доброты с ее дарами. Как вы думаете, что в нем?

Девочка открывает ларец, а в нем ничего нет.

Фея: Нет, нет! Он не пустой! Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Что же это?

– Скажите, ребята, легко ли быть добрым и вежливым? Почему?

Этому нужно учиться.

– Фея: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание.

Поиграем в игру “Вежливо – невежливо”.

(Если вежливыми были действия, то поднимаете – синий кружок, если невежливыми – красный).

  • Поздороваться при встрече …
  • Толкнуть, не извиниться …
  • Помочь подняться, поднять упавшую вещь …
  • Не встать, обращаясь к учителю …
  • Не уступить место пожилому человеку …
  • Сказать: “До свидания!”

– Много славных дел ждёт вас, но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми, добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с самого детства.

Песня кота Леопольда

Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день – это хорошо,
А, когда наоборот, плохо.

Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты, то всегда легко,
А, когда наоборот – трудно.

С каждым поделись песенкой своей,
Рассыпая смех звучный.
Если песни петь с ними веселей.
А, когда наоборот, скучно.

Стихи читают дети:

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

И, ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
И, ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.

И, ежели вы вежливы, тому, кто послабее
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
И, ежели вы вежливы, поможете вы маме,
И помощь ей предложите без просьбы, то есть сами.

IV. Остановка “Волшебных слов”

– А сейчас давайте поиграем. Игра “Не ошибись, пожалуйста”

– Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

  • Встаньте, пожалуйста!
  • Поднимите руки!
  • Будьте добры, похлопайте в ладоши!
  • Потопайте.
  • Попрыгайте, пожалуйста.
  • Руки вперед.

Поэтическая игра “Словарь вежливых слов”.

Растает ледяная глыба
От слова тёплого … (Cпасибо).

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (Добрый день).

Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы … (Спасибо).

Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь … (Здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (Прости, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (До свидания).

V. Остановка “Внимательных ребят”

– А сейчас мы посмотрим, как вы знаете правила уважительного отношения друг к другу.

Ситуации для обсуждения:

1. В классе – четверо: два мальчика и две девочки – второклассники. Мальчики что-то пишут, девочки вытирают доску.

– Чем вы тут занимаетесь? – спрашиваю.

– Мы доску моем, а они двойки получили. Их заставили переписывать. Костылёв 5 ошибок сделал. Ему двойку поставили, а мне пятёрку!

– Пятёрка – хорошо. Только зачем хвастать?

– Вот идите, посмотрите, – потянула меня за полу пиджака хвастунья.

Она бесцеремонно взяла у Костылёва тетрадь и стала показывать:

– Смотрите: раз, два, три . пять ошибочек! Видите, двойка стоит? А у меня пятёрка!

Девочка очень рада пятёрке, но, пожалуй не меньше и тому, что у Костылёва двойка.

– Какие качества характера проявились в поступках девочки?

– Как вы их оцениваете?

– Наблюдали ли вы такие ситуации в жизни?

2. Алик всегда любил быть первым: когда строились в столовую, когда кончались уроки. Он первым выбегал из-за парты, и, если кто-нибудь стоял уже впереди него, то он отталкивал их, а сам вставал вперёд, громко крича, что это его место. И многие старались с ним не спорить, он был сильным мальчиком, мог и кулаками доказать право на первое место в строю.

– Каким растёт Алик?

– Наблюдали ли вы подобные поступки у ребят вашего класса?

– Как вы боретесь с ними?

3. Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: “Елена Петровна”.

– Какую ошибку вы заметили?

– Что бы вы посоветовали девочке?

– Если мы будем соблюдать правила вежливости – у нас будет много друзей, и тогда нам не страшны никакие неприятности. Вместе мы справимся со всеми трудностями!

Игра “Не попади впросак”.

– Если да, то надо сказать: “Это я, это я, это все мои друзья”. Если нет – промолчать.

Кто из вас, проснувшись бодро,
“С добрым утром!” скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?

У кого из вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки?

Кто из вас в маршрутке тесной,
Уступает старшим место?

Кто из вас молчит как рыба,
Вместо доброго “спасибо”?

Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?

– Молодцы! Хорошо справились с заданием.

VI. Путешествие на Космическую планету Добра

– Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились на ракете в космическое пространство. Итак, мы приземлились с вами на Планету Добра. Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем.

– А теперь вернёмся на родную планету, чтобы делать добрые дела.

– Какого же человека можно назвать добрым? (Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.) Добрый человек бережет природу.

Кто любит собак.
Или прочих животных,
Серьезных котят,
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла –
Тот людям вовеки,
Не делает зла. (Р. Сеф).

– Ну вот, “волшебные слова” мы вспомнили. А как вы думаете — от чего зависит их сила?

Их сила зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом — спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Если вы будите говорить вежливые, добрые слова с безразличным лицом, то человек не поверит в вашу доброжелательность и искренность.

– Всю жизнь, с самого детства, человек познает “что такое хорошо и что такое плохо”. Люди понимают: за все, что для тебя делают хорошего, надо платить добром и душевным теплом.

– Доброта — признак силы, великодушия. Но добру противостоит зло, и между ними постоянно идет борьба. Цель жизни каждого человека состоит в том, чтобы победить зло и принести в мир добро.

Добро и зло на чашах весов.

– Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Нам в этом помогут узнать старинные весы?

– На одной чаше весов лежит зло. (Капли с надписями: зависть, жадность, грубость, предательство, ложь, война).

– Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы чаша весов с добром перевесила. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили и совершают люди вокруг вас, и по капельке положим на чашу весов с добром. (Дети подходят и говорят о своем добром деле и кладут на чашу свою капельку). Вскоре чаша весов с капельками добра перевешивает чашу с капельками зла.
– Вот видите, ребята, как можно победить зло, так и в жизни: капельки добра сливаясь, превращаются в ручейки, ручейки в реки, реки в моря, моря в океаны.

– А что же такое доброта?

Что такое доброта? (Стихотворение)

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

– В нашей речи много теплых слов. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям?

– Не только слова, но и дела должны быть добрыми.

– Ведь как гласит пословица: “Не одежда красит человека, а его добрые дела”.

– Какие пословицы знаете вы о добре? Пословица рассыпалась, соберите её.

  • Доброе слово лечит, злое калечит.
  • Злой не верит, что есть добрый.
  • Добрая слава лежит, а худая бежит.
  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  • VII. Остановка “Фантазёров”

    Оформление домика “Добрых слов” (по группам).

    – Сегодня мы с вами создадим городок, который будет состоять из домиков вашей мечты.

    Закройте глазки. Подумайте, какое доброе дело ты можешь сделать. Может быть, для друга, а, может, для незнакомого человека, для котенка, для птичек. Кому ты сможешь подарить свою доброту? (Звучит тихая музыка “Дорога добра”).

    Подумали? А теперь возьмите цветные карандаши, нарисуйте свой домик и раскрасьте их. Выбирайте тот цвет, который лучше всего подойдет для твоей доброты.

    – Какие чувства вызвал у вас ваш домик? (восторг, восхищение, радость, красота). Как мы назовем наш чудесный городок? Это будет Городок Доброты.

    VIII. Остановка “Доброты”

    – Вот мы и добрались до станции “Доброта”.

    Дети читают стихи:

    Добрым быть совсем не просто
    Не зависит доброта от роста.
    Не зависит доброта от цвета,
    Доброта не пряник, не конфета.
    Если доброта, как солнце, светит,
    Радуются взрослые и дети.

    Ах, как нам добрые слова нужны.
    Не раз мы в этом убеждались сами.
    А может не слова — дела важны?
    Дела — делами, а слова — словами.
    Они живут у каждого из нас,
    На дне души до времени хранимы,
    Чтоб их произнести в тот самый час
    Когда они другим необходимы.

    Как бы жизнь не летела –
    Дней своих не жалей,
    Делай доброе дело
    Ради счастья людей.
    Чтобы сердце горело,
    А не тлело во мгле
    Делай доброе дело –
    Тем живём на земле.

    Я говорю “спасибо” вам
    За добрые слова.
    Пусть на земле от добрых слов
    Прибавится добра.
    Пусть будет добрым каждый день,
    А так же каждый час,
    И солнце светит на земле
    Для каждого из нас.

    – Наше занятие подходит к концу.

    – Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

    – В заключении хочется сказать такие слова:

    Надо, надо добрым быть
    И в беде друг друга не забыть,
    И завертится Земля быстрей,
    Если станем мы хоть чуточку добрей!

    Дети исполняют песню “Если добрый ты. ” .

    Читайте также:  Конспект урока по теме 'Приставки в семантическом поле слова 'Грел'
    Ссылка на основную публикацию