Конспект внеклассного мероприятия: В волшебной стране слов

“Путешествие в волшебную страну красивой речи”

Конспект НОД с использованием интеграции образовательных областей “Речевое развитие” и “Художественно-эстетическое развитие”

Просмотр содержимого документа
«”Путешествие в волшебную страну красивой речи”»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема: “Путешествие в волшебную страну красивой речи”

ФИО: Ермошко Ольга Юрьевна

Должность: музыкальный руководитель, педагог доп.образования

Учреждение: МБДОУ «ДСКВ №116» муниципального образования города Братска

Форма проведения: путешествие

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие + Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие:

-совершенствовать правильное звукопроизношение и связную речь

-закреплять умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; развивать умения пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.

– способствовать овладению речи как средством общения и культуры

– формировать интерес к родному языку, желание получать новую информацию и использовать её в повседневной жизни

Художественно-эстетическое развитие:

-учить детей образно-игровым способом переводить выраженные в словах мысли в чувственные образы;

– формировать отношение детей к окружающему миру средствами музыкально-творческой игры;

-совершенствовать чувство ритма, пластику движений под музыку

-способствовать творческим проявлениям в музыкальной деятельности

Предварительная работа: разучивание на музыкальных занятиях движений танца «Рыбачок», коммуникативной игры «Здравствуй!», придумывание с детьми движений под песню «Маленькая страна», закрепление слов и движений пальчиковой игры «Цветы», повторять движения муз. композиции «Волшебный цветок» и импровизировать на данную музыку; составление рассказов по картинкам, заучивание скороговорок, стихов, упражнять с помощью речевых игр в различении звуков на слух, подбирать пропущенные звуки в словах.

Оборудование: замок, полянка из зеленой ткани, цветки с заданиями, 2 тучки, дерево , голубая ткань для реки, сердечко для игры, муз. центр, диски с музыкой звуков леса, воды, веселой танцевальной; карточки с картинками по составлению рассказов на каждого ребенка, игрушка ежик, рыбачок, музыкальные инструменты.

Дети под музыку входят в зал под песню «Маленькая страна», выполняют несколько движений, останавливаются. На переднем плане возвышается замок, с вывеской “Страна Красивой речи”, подальше расположена полянка из зеленой ткани с цветами, а также, озеро из синей ткани, дерево.

Ведущий: Далеко-далеко на земле есть прекрасная страна, где все друг другу улыбаются, говорят комплименты, приветствуют друг друга вежливыми словами, разговаривают негромко и ласково и страна эта называется “Красивая речь”.

-Ребята, а вы бы хотели побывать в этой стране? (Ответы детей)

Входит Фея волшебных слов.

Фея волшебных слов: Я рада Вас приветствовать, дорогие ребята! Я пролетала мимо и услышала, что вы хотели бы побывать в моей волшебной стране. Но в нее не так просто попасть. Нас защищают реки, озера, леса и поля, они не пропускают людей, которые говорят громко и неправильно. И поэтому, чтобы к нам попасть, нужно выполнить много трудных, но интересных заданий. А для начала давайте поучимся красиво здороваться.

Коммуникативная игра «Здравствуй!»

Фея: Если вы не боитесь трудностей, тогда отправляемся в путь! В Добрый путь, мои маленькие друзья!

Дети с ведущей и Феей проходят по залу под музыку звуков леса, останавливаются возле полянки.

Фея: Ребята, а вот и первое задание для вас. Слышите, жужжат пчелы, стрекочут кузнечики, радостно поют птицы, свежий запах трав наполняет наше дыхание, видите волшебная полянка, на которой растут замечательные цветы, и на каждом из них задание, я вам их сейчас прочитаю. Вы должны выполнить задания на каждом цветочке, и тогда полянка нас пропустит дальше.

Задание на цветах (ведущая и Фея читают по очереди)

1. Расскажи стишок так, чтобы все услышали звук “ж”

Жаба жабе говорит: у меня живот болит

Жаба жабе отвечает: жжет живот, залейте чаем!

2. Рассказать стишок вначале громко, затем тихо, а потом снова громко (стишок на выбор ребенка)

3. Рассказать скороговорку быстро – медленно – быстро

Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

4. Найти противоположные по смыслу слова в стишке

Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко).

Скажу я слово далеко, а ты ответишь (близко).

Скажу я слово трус, а ты ответишь (храбрый).

Теперь начало я скажу, ну отвечай (конец).

5. Подбери слова- рифмы:

Фея. Ребята, а чтобы полянке было приятно, мы сейчас для неё сделаем цветы из наших пальчиков.

Цветок распустился, смотрит на солнце, лишь его лепестки слегка трепещут от легкого ветерка, (пальцы расходятся полностью, даже немного прогибаются; чуть-чуть шевелятся кончики пальцев). Вечером, когда на землю начинают опускаться сумерки, цветок медленно закрывает лепестки и засыпает (пальцы вновь медленно смыкаются). Каждый раз можно представлять себя новым цветком – ведь ромашка, роза или тюльпан раскрываются, по-разному. Давайте все вместе распустим свои цветы.

Пальчиковая игра «Цветы»

Наши красные цветки

Ветерок чуть дышит,

Наши красные цветки

А этот волшебный цветок вы встретите только в сказке (показывает красивый цветок возле замка)

Музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок»

муз. Чичкова («Ритмическая мозаика», Буренина)

Фея. Ну, вот ребята и закончились цветочки с заданиями на нашей волшебной полянке, я очень довольна, как вы справились с этими заданиями и в благодарность за это, я хочу преподнести вам вот это волшебное сердечко. Это сердечко вы будете передавать друг другу, и петь ласковые слова.

Игра “Ласковая песенка”

Все встают в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и, передавая сердечко, поют ласковое слово своему соседу (сопровождение – спокойная музыка)

Фея: Ребята, после ваших ласковых и добрых слов в зале стало радостнее, веселее и теплее, спасибо вам за эти слова. Ну, а нам надо продолжать наше путешествие. (Звучит музыка, дети идут змейкой, воспитатель раскладывает “озеро” из ткани на ковёр, где сидит игрушка “Рыбачок”). У нас на пути большое, глубокое озеро, давайте посмотрим в бинокль, кто же сидит на том берегу? Да это же весёлый рыбачок! Давайте и мы попробуем поймать рыбку!

Дети исполняют игровой ритмический танец “Рыбачок”

Вед.: Мы так громко пели, что вся рыба уплыла, и мы не поймали ни одной рыбки. Ну, что ж оправляемся дальше. Идут гуськом за Феей. Фея находит букву.

Фея: Посмотрите, буква заблудилась.

Игра “Буква заблудилась”

(На дереве находятся буквы, которые дети должны найти и заменить.)

Неизвестно, как случилось.

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Очень странные дела

Ой! Двери гонятся за мной! (Звери). Правильно ли, ребята? (ответы детей)

– Найдите на волшебном дереве ту букву, которая должна стоять в слове.

Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

– Там ползет зеленый лук

С длинными усами (Жук)

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом (Сом)

Раки выросли на грядке (Маки)

Тает снег, течет ручей.

На ветвях полно врачей (Грачей)

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (Лес)

Мы собирали васильки,

На головах у нас – щенки. (Венки)

На болоте нет дорог.

Я по кошкам – скок да скок. (По кочкам)

Фея. Молодцы, и с этим заданием вы очень хорошо справились. Посмотрите, на кочке ежик сидит, задание нам приготовил. Давайте с вами присядем на полянке, рассмотрим картинки и попробуем составить по ним как можно больше красивых предложений.

Дети составляют предложения по предложенным картинкам.

Фея. Я очень довольна тем как, замечательно вы умеете составлять предложения, а теперь нам надо продолжить путь дальше (Звучит музыка «Добрый жук», дети поскоками двигаются по кругу)

Вед.: Ой, ребята, посмотрите, над нами появились две весёлые тучки, давайте с ними поиграем!

Тучки, тучки, полетайте,

Тучки с нами поиграйте!

Дети встают к музыкальным инструментам.

Речевое и инструментальное музицирование “Две тучки” ( «Игры звуками», Т.Э.Тютюнникова)

Фея. Вот теперь можно продолжать наш путь! Следующее задание очень интересное и смешное. Послушайте внимательно предложение и найдите слова, которые перепутались – поменялись местами:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить, коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Крыши испугались, сели на ворон.

Лошадь подгоняла мужика кнутом.

Звучит музыка, и из-за стены замка вылетают три воздушных шарика

Фея. Посмотрите, эти шарики не простые, а с буквами, из которых вам нужно будет составить слова. Попробуйте это сделать. (Мир, Дом, Добро)

Фея. Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями, и незаметно попали в страну Красивой речи.

Красиво, чисто, ясно,

Чтобы было всем понятно

Не картавить, шепелявить

Звуки все произносить.

В подарок вам от жителей страны Красивой речи эти шарики.

Ведущий. Спасибо дорогая Фея, за такое интересное и увлекательное путешествие, нам так понравилось в вашей стране Красивой речи, что мы обязательно сюда еще придем.

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся,

И какие же слова,

Говорим мы, уходя? До свидания, друзья!

Под музыку песни «Маленькая страна» дети выходят из зала.

Методическое оснащение.

– «Программа воспитания и обучения в детском саду»- Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева.

– «Развитие речи» – О.С Рудик

– «Теория и практика развития речи дошкольника» – О.С.Ушакова

– «Развиваем фонематическое восприятие» – Н.И.Миронова

– «Ритмическая мозаика» – А.И. Буренина

– «Конспекты логоритмических занятий» – М.Ю.Картушина

-«Игры звуками», учебно-методическое пособие – Т.Э.Тютюнникова

–>Коллеги – педагогический журнал Казахстана –>

Цель: Закрепить знания учащихся о прочитанных сказках, загадках, пословицах, поговорках.
Прививать интерес к народному фольклору.
Развивать творческие и артистические способности учащихся.
Воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, к друг другу.
Ход мероприятия:
1.Диалог учителей.
2.Презентация кружка.
3.Вступительное слово учителя.
4. Феи с заданиями: загадки, скороговорки, считалки, потешки, пословицы, сказки.
5.Инсценировка сказки «Репка».
6.Музыкально – театрализованное представление для участников семинара.
7. Подведение итогов.
Ведущая: Конечно же, ребята, давайте сначала поприветствуем гостей, подарите им свои улыбки.
У меня для Вас приятная новость. Мы приглашены с вами в волшебную страну семицветной радуги, самой королевой радуги.
– А что такое радуга?
Слайд 1. Радуга.
В радуге семь дужек,
Семь цветных подружек
Красная дужка – оранжевой подружка!
Желтая дужка – зеленой подружка!
Фиолетовая дужка –всем дужкам подружка!
А пойдут как обниматься,
Разноцветных семь подружек,
Начинают тут сливаться,
В белый цвет – семь ярких дужек!
Семицветная дуга – наша радуга!
Ведущий: Какое чудесное волшебство сотворили краски!
Слайд 2. Мерцание, смешение цветов.
Слайд 3. Сигнал SOS с текстом.
Ведущая: Кто – то просит помощи, что же написано? Давайте прочитаем.
– Злой, презлой волшебник, пролетая над счастливой страной детства, решил отнять у детей разноцветные краски радуги и закрыл ее своим волшебным плащом.
– Нам, ребята, помогите разноцветную радугу спасите!
Жители волшебной страны.
Ведущая: Чтобы помочь, ребята, вы должны правильно расположить слова как расположены цвета в радуге. Начальные буквы в каждом слове подскажут вам, в каком порядке надо расположить слова.
Слайд 4. Охотник, каждый, знать, желает, сидит, фазан, где.
Ведущая: Молодцы, ребята!
Вы помогли феям разноцветной радуги правильно расположить цвета.
Ну а теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Мы отправляемся с вами в волшебную страну детства, где встретят нас феи разноцветной радуги. (музыка).
Слайд 5. Фон голубого цвета.
Ведущая: Но что такое? Никто не встречает нас в волшебной стране. Что это, ребята? Какой – то необыкновенный предмет (шар) и записка. Давайте прочитаем.
Чтобы появились феи радуги вам необходимо повернуть этот шар и сказать волшебные слова.
Шарик, шарик повернись,
Засверкай и заискрись,
Фея красного цвета радуги – появись!
(Дети выполняют движения).
1 фея. А вот и я, здравствуйте мои, друзья!
Спасибо вам, что решили помочь мне. А теперь для вас загадки, назовите мне отгадки.
Слайд 6. Загадки.

Пока они не зрелые,
На привязи лежат,
Как только поспевают,
Арканы обрывают.
(Арбуз)

Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь,
Желта, как мышь,
Да вкус не тот.
(Репа).

Шел долговяз,
В землю увяз.
(Дождь)

Ползун ползет,
Иголки везет.
(Еж)

Разноцветное коромысло,
Над рекою повисло.
(Радуга)

СЛАЙД 7. ПОЯВЛЕНИЕ РАДУГИ – КРАСНЫЙ ЦВЕТ.
Фея: Спасибо, дети, что помогли мен вновь разместиться в правильном порядке. Но мне пора, до скорой встречи, детвора!
Ведущая: До свидания милая фея!
Шарик, шарик повернись
Засверкай и заискрись,
Фея оранжевого цвета радуги – появись!
(Дети выполняют движения).
2 фея. А вот и я, здравствуйте, мои друзья!
Кто из вас скороговорки
Повторить сумеет звонко.
СЛАЙД 8. СКОРОГОВОРКА.
Кошка Крошка на окошке,
Кашку кушала по крошке.
(читают хором тихо, громче, 2-3 человека в быстром темпе).
СЛАЙД 9. РАДУГА – ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ .
Фея: Молодцы, ребята! Спасибо вам, но мне пора.
Шарик, шарик повернись
Засверкай и заискрись,
Фея желтого цвета радуги – появись!
(Дети выполняют движения).
Фея 3. А вот и я, здравствуйте, мои друзья!
А теперь мы посчитаем,
И в считалки поиграем,
Но сначала прочитаем.

Читайте также:  Логопедическое занятие: Дифференциация животных

На золотом крыльце сидели
Царь, Царевич,
Король, Королевич
Сапожник, портной,
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей:
Не задерживай добрых
И честных людей (1 группа)
Аты –баты шли солдаты (2 группа)
Вышли мышки . (3 группа)
СЛАЙД 10 – ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ.
Молодцы! Славно вы умеете играть, но мне пора.
Шарик, шарик повернись
Засверкай и заискрись,
Фея зеленого цвета радуги – появись!
(Дети выполняют движения).
Фея 4. Здравствуйте, мои друзья,
Вы потешку расскажите,
Спойте, всех развеселите.
Ну, скорее же, вставайте,
Улыбнитесь, начинайте!
Потешка.
Уж как шла лиса по травке,
Нашла грамоту в канавке,
Она села на пенек,
И читала весь денек.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И. ох устала!
СЛАЙД 11 – ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ.
Фея: Спасибо, вам, помогли вы мне друзья.
Шарик, шарик повернись
Засверкай и заискрись,
Фея голубого цвета радуги – появись!
(Дети выполняют движения).
Фея: Добрый день, друзья, мои!
В гости к вам спешила,
И задания принесла «Закончи пословицу»
Мир освещается солнцем, а человек. (знанием).
Землю красит солнце, а человека . (труд).

Когда считают цыплят? (по осени).
Без чего не вынешь и рыбку из пруда? (без труда).
В какие сани не следует садиться? (не в свои).

Кто больше знает пословиц?
(Пословицы о дружбе, труде, знаниях).
СЛАЙД 12 –ГОЛУБОЙ ЦВЕТ.
Фея: Спасибо, вам, помогли вы мне разместиться в радуге!
Шарик, шарик повернись
Засверкай и заискрись,
Фея синего цвета радуги – появись!
(Дети выполняют движения).
Фея: Я знаю вы любите игры, песни, загадки, потешки,
Но нет ничего интереснее,
Чем эти чудесные сказки.
Слайд 13.
1.Угадайте, из какой сказки эти персонажи?
2.А кто сможет позвать Сивку – бурку?
(Сивка – бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой).
3.Что пела коза своим семерым козлятам? (Козлятушки, детятушки, отопритися, отворитися, ваша матушка пришла молочка принесла).
4. Работа в группах. Из каких сказок эти отрывки?
«Вижу, вижу, вижу!
Не садись на пенек, не ешь пирожок!» (Маша и медведи).
«Обрадовался бай, снял шубу и отдал коня.
Надел Алдар – косе шубу, сел на коня и помчался как ветер» (Чудесная шуба).
Кто засел так крепко?
Кто – то за кого-то ухватился цепко,
Ух, никак не вытянуть.
(репка).
Инсценировка сказки «Репка».
СЛАЙД 14 – СИНИЙ ЦВЕТ.
Фея: Молодцы, много вы знаете сказок, но мне пора, до свидания, детвора!
Шарик, шарик повернись
Засверкай и заискрись,
Фея фиолетового цвета радуги – появись!
(Дети выполняют движения).
Слайд 15 – Музыкально – театрализованное представление.
Фея: Чтобы стало веселей,
Приглашаем мы гостей,
Гости, гости, помогите, нам вы сказку покажите,
Не смущайтесь, не стесняйтесь,
И в артиста превращайтесь.
Ведущий: Спасибо, молодцы все. Закрыли глаза, взялись за руки.
Я думаю, в душе у всех останется частичка сегодняшнего тепла, света, любви, а дети наши пополнили свои знания новыми сказками, пословицами, загадками, поднялись еще выше на одну ступеньку знаний, ступень творчества и самое важное научились любить, уважать, ценить друг друга.

Внеклассное мероприятие “Путешествие в страну занимательной Грамматики” (2 класс

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ИГРА – ВИКТОРИНА

«Путешествие в страну занимательной Грамматики»

учитель начальных классов

Приходько Ирина Михайловна

через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса учащихся к русскому языку.

– обобщить знания детей, полученные на уроках чтения и русского языка, учить применять их на практике;

– развивать творческие способности учащихся;

– способствовать сплочению детского коллектива.

– карточки с заданиями и словами-помощниками;

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

– Ребята! Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы провести внеклассное мероприятие по русскому языку. Язык, на котором мы с вами говорим, очень красив и богат. Но чтобы он был красивым мы должны много знать и любить свой язык! Тема нашего мероприятия «Путешествие в страну занимательной Грамматики»

Девиз нашего мероприятия: «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает» (записан на доске, читают)

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.

В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

(Класс делится на 4 команды, представляют команды, представляются капитаны)

1 команда «Знайки»

2 команда «Букварята»

3 команда «Интересульки»

4 команда «Почемучки»

II. КОНКУРСЫ

Конкурс 1 . «Разминка»

33 родных сестрицы

На одной живут странице

И повсюду славятся. (Буквы алфавита)

К вам сейчас они спешат

Очень просят всех ребят

С ними подружиться.

Подружитесь с ними, дети,

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

– Назовите правильно буквы.

( команды по очереди называют правильно буквы по одному человеку)

АБВГДЕЖ – прикатили на еже.

ЗИКЛМНО – дружно вылезли в окно.

ПРСТУФХ – оседлали петуха.

– Мы закончили, друзья!

Задание: назвать буквы алфавита, которые не были названы? ( Ё Й Ъ Ы Ь )

(Записывают на листочках. Побеждает команда, которая назовет первой не названные буквы. Вручаются медали.)

Конкурс 2 . «Играем в алфавит»

– Собрались однажды в лесу звери и захотели устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Как тут быть? И тогда обезьяна предложила установить очередь в порядке алфавита. Все согласились. Но только они его не знали. Поможем им, ребята?

Задание: установите очередь зверей в алфавитном порядке.

( За 2 мин. Нужно как можно больше слов записать в алфавитном порядке)

Слова: слон, лев, тигр, обезьяна, гепард, волк, жираф, медведь, белка, заяц, енот, ёж, носорог, антилопа.

Сценка “Словечки-колечки”.

Грустный, сонный, невеселый
Женя наш пришел из школы.

(Входит с ранцем ученик)

Сел к столу. Разок зевнул.
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка
“АПЕЛЬСИН”, “СОСНА”, “КОЛЕЧКО”.

(Входят три девочки. В руках держат рисунки: апельсин, сосна, колечко.)

Что ты Женя сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!

Я не какой не “ОПЛЬСЫН”!

Я – никакая не “КАЛЕЧКА”!
Я до слёз возмущена!

Можно только лишь со сна
Написать, что я – “САСНА”!

Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Женя! Женя! Брось лениться!
Так учиться, не годиться!

Невозможно без вниманья
Получить образованье.
Будет поздно! Так и знай:
Станет неучем лентяй!

Если ты ещё хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас –
Мы с тобой поступим круто:
Нашей честью дорожа
Имя Женя в полминуты
Переделаем в ежа.

Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!

Женя вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту
Взялся за работу.

Конкурс 3. «Кто в каком домике живет?»

– Из чего состоит слово? (из слогов)

– Как определить количество слогов в слове?

Сколько в слове гласных,

Столько и слогов.

Это знает каждый

Задание: расселить животных в домики, согласно количеству слогов в его названии.

– Кто в каком домике живёт?

слон белка носорог антилопа

лев жираф собака черепаха

(Побеждает команда, которая быстрее и правильно справится с заданием)

Конкурс 4. «Цепочка»

Задание: составить цепочку из 6 слов так, чтобы каждое следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего.

Конкурс 5. «Найди слово»

Команды получают карты с предложениями, в которых пропущены слова.

Задание: вставить правильно в предложение слово.

(Выигрывает команда, которая быстрее справиться с заданием)

Серёжа …. не боится ….

У … в саду выросли …

Слова: Розы, Снежок, Морозов, шарик, розы, Шарик, морозов, снежок.

– Какие слова написаны с большой буквы?

1 Прыгай ножка по дорожке.

Прыгай и другая.

Все девчонки и мальчишки

в классе отдыхают.

Побежали все трусцой,

дружный бег на месте.

А теперь наклон большой,

Руки вверх, глубокий вдох.

А теперь ещё разок

А теперь за дело.

Вот и день уже прошёл.

Конкурс 6. «Вперед, капитаны!»

Задание: вставьте пропущенные слоги так, чтобы получились стихи.

Жили на____ мы____

За трубой на крыше.

Там __ десное местечко,

Потому что рядом печка.

Жили в хижине чижи,
Мы , ё ки, стрижи.
В гости едут к ним моржи,
И жирафы , и у .

№ 3
Чайкин й из чашки пил,
Щукин к в реке ловил,
Мишкин с мишкою игра,
Чушкин шку рисовал.

Вот шмель пу стый, жирный

в шиповнике жуж т.

нектаром он спе т.

(Пока капитаны выполняют задание, с командами проводится конкурс

1.То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать

Называюсь я ….(тетрадь)

2. Я люблю прямоту

Сделать ровную черту

Что-нибудь без меня

Кто же я. (линейка)

3. Я с собой её ношу,

Не играю, а пишу.

4. Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? ….(карандаш)

5. В узенькой коробке

Ручки, ластик, скрепки, кнопки.

Всё один в себя вобрал

Школьный маленький …(пенал)

6. В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу.

Как тетрадка, невелик

Называюсь я …(дневник)

7. Хоть не прачка я, друзья,

Стираю старательно я …(ластик)

– Как называются отгадки? (школьные принадлежности)

(Командиры зачитывают выполненное задание)

Вывод о написании сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Я пишу, и ты – пиши

Жи-ши– с буквой И,

Ча-ща – с буквой А,

Чу-щу – с буквой У.

Конкурс 7. «Кто что делает»

Задание: соедините пары слов.

Конкурс 8. «Рыбалка»

Задание: вылови тех рыбок, названия которых обозначают слова, которые нельзя переносить.

Карп, лещ, окунь, карась, сазан, сом.

Конкурс 9. «Поезд»

Задание: расставь вагоны по порядку.

Пускай по кухне бегает

и принесли домой.

колючий и смешной.

Нашли мы ёжика в лесу

Конкурс 10. Игра «Наоборот».

– Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь …(низко)

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь…(близко)

– Скажу тебе я слово «трус»

Ответишь ты …(храбрец)

Теперь «начало» я скажу

– Ну отвечай …(конец)

– Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)

Задание: найти слова, противоположное по значению и соедините их.

III. ИТОГ МЕРОПРИЯТИЯ.

Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в викторине отличился?

(По количеству медалей определяется команда – победитель. Вручаются грамоты.)

– Что нового узнали на нашем занятии?

– Какие конкурсы были самыми трудными?

– А какие самыми занимательными?

– Вам было интересно?

Ребята! Вы все сегодня доказали, что любите русский язык и хорошо его знаете. Молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Кузьмина Александра ВасильевнаНаписать 26 04.02.2020
  • Начальные классы
  • Конспекты
    30.12.2020 0
    30.12.2020 0
    30.12.2020 0
    30.12.2020 0
    30.12.2020 0
    30.12.2020 0
    30.12.2020 0
    30.12.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

✅ На балансе занятий — 1

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект бинарного занятия по художественно-эстетическому развитию “А предания старины забывать мы не должны”
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Уважаемые коллеги! Представляю вам конспект бинарного занятия в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию.

Этот нетрдиционный вид занятия способствует в увлекательной форме закрепить у детей имеющиеся знания о русском народном творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_binarnogo_zanyatiya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект бинарного занятия по художественно-эстетическому развитию Тема: А предания старины забывать мы не должны

Цель: обобщить первоначальные представления детей о творчестве русского народа

Воспитательные: Воспитывать отзывчивость, трудолюбие, дружеские взаимоотношения, чувство гордости за свою родину.

Развивающие : развивать самостоятельную творческую деятельность, художественно-эстетический вкус, мышление, память, глазомер, мелкую моторику, интерес к жизни русского народа

Образовательные : продолжать формировать образную речь посредством пословиц, поговорок, закрепить прием кругового ткачества.

Задачи музыкального руководителя:

Воспитательные задачи : Воспитывать культуру исполнения хороводной песни и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.

Развивающие задачи : Развивать музыкальный слух, голос, память, тембровое и ритмическое восприятие, воображение.

Образовательные задачи : Эмоционально воспринимать музыку, высказывать свои впечатления о характере музыкального произведения.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Методы: Словесный , наглядный ,практический

– прием активизации деятельности детей

-приемы поддержания интереса у детей

Технологии: здоровьесберегающая технология, технология развивающего обучения

Материалы и оборудование : ТСО, ИКТ, пряжа, иголка и основа для ткачества на каждого ребенка, по две деревянные ложки на каждого ребенка.

Предварительная работа воспитателя: работа над проектом “Народная культура и традиции” , знакомство с традицией ткачество, проведение цикла занятий по круговому ткачеству.

Предварительная работа воспитателя: работа над проектом “Народная культура и традиции” , знакомство с народным костюмом, экскурсия в Тоцкий краеведческий музей, проведение цикла занятий по круговому ткачеству

Связь с предыдущим занятиям воспитателя: Коллективное изготовление коврика круговым ткачеством

Связь с предыдущим занятием музыкального руководителя: Занятие “Народные песни и хороводы”

Мир Вам, гости дорогие!

Вы явились в добрый час –

Встречу тёплую такую

Мы готовили для Вас.

Но ещё не все собрались – жду я ребятишек – девчонок и мальчишек!

Под весёлую русскую народную музыку в зал входят дети.

Х: Здравствуйте, ребята ( с поклоном) , я рада видеть вас таких нарядных, красивых с хорошим настроением.

Д : Здравствуй, хозяюшка с поклоном

Все дети гостям : Здравствуйте, гости, дорогие!

Х: Проходите, садитесь.

Дети проходят садятся.

Ребята, а скажите как называется комната, в которой я вас встречаю?

И одеты мы с вами по особому, в народные костюмы, потому что сегодня на занятии поговорим о том, как люди на Руси трудились, рукодельничали, веселились.

-А ну-ка, ребятки, отгадайте загадку

Я сижу на берегу
Живописного пруда.
Без чего я не смогу
Вынуть рыбку из пруда?

Х: А в загадке спряталась пословица, догадались какая?

Правильно, ведь всякое уменье трудом дается .

слайд . трудились люди

Х: Издавна русский народ славился трудолюбием. Почему так говорят?

Ответы детей: Потому что русский народ любил трудиться .

Правильно, ребята, а еще люди помогали друг другу.

-Как они помогали друг другу?

Дети: вместе строили дома, вместе косили траву, вместе сажали рожь и пшеницу, вместе убирали урожай.(слайды..)

Хозяйка: Правильно, вместе делали одно дело. Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда друг другу в помощи не отказывал.

– А если они помогали друг другу, значит они были какие?

Дети: дружные, добрые, отзывчивые.

Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде, о дружбе.

/Дети говорят пословицы и поговорки/

Х : И я тоже прошу вас о помощи, задумала как-то подарки для гостей сделать, соткать коврики-подставочки , да вот беда не успела. Поможете?

Тогда, пожалуйста, садитесь за стол. (дети проходят и садятся за столы)

– Ребятушки, а скажите пожалуйста, как называется этот вид рукоделия?(показ изделия)

Дети : Этот вид рукоделия называется круговое ткачество.

Ткачество – старинный вид рукоделия. Талант рукодельничать передавался из поколения в поколение, и сегодня у нас есть возможность прикоснуться к истокам народного мастерства.

-Как называется ниточка, которая помогает создавать красивое плетение?

Дети: Ниточка называется “уточка”

Но сначала, давайте вспомним технику безопасности при работе с иголкой, ножницами. Дети проговаривают.

Не бери иглу без дела

правила ты не забудь: не колоть себя, соседа и в игольницу вернуть.

Ножницы также используем по назначению.

А перед рукоделием разомнем пальчики

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

И работать захотели.

Хозяюшка : За дело смело принимайтесь,

Творите чудо, не стесняйтесь.

Помнить, детки, вы должны-

Умельцы нам всегда нужны.

Самостоятельная деятельность детей.

Какие замечательные коврики у вас получились. Спасибо вам, ребята, за помощь.

А сейчас мы дружно встанем

И подарочки подарим.

Дети под музыку проходят и дарят подарки гостям , садятся на стульчики.

М.Р. -Здравствуйте, пустите к себе в избу?

Х: Зачем пожаловали?

М.Р.: хозяйку повеселить.

—Рассказать, послушать, посмеяться, поплясать, да себя показать.

Музыкальный руководитель : Здравствуйте, добрые молодцы, да красные девицы! Дети : Здравствуйте! (с поклоном)

В старину после долгого трудового дня выходили красны девицы да добры молодцы хороводы водить, добрым словом перемолвиться. Вот и сейчас мы с вами и заведем наш хоровод.

Хоровод -танец «..На горе-то калина. »

Музыкальный руководитель : Молодцы ребята! Как вы хорошо исполняли этот хоровод, словно мы оказались в том времени, когда без хоровода жизнь русского народа была невозможна.

Музыкальный руководитель : Какой характер у этого хоровода?

Дети : Веселый, озорной

Музыкальный руководитель : Правильно, дети! И характер у русского народа веселый, озорной!

Но на Руси не только хороводы водили, но и песни народные пели.

Слушание народных песен, определение видов песен

Виды песен: колыбельные, плясовые, хороводные .

Вот ложки точеные, ручки золоченые.

Хочешь – ими щи хлебай, а не хочешь – так играй!

(Берет ложки, ударяет друг о друга, затем раздает ложки)

Подходите, подходите, ложки все себе берите.

Игра на ложках (сели )

Музыкальный руководитель : Очень хорошо, что эта музыка радует нас сейчас так же, как и наших предков много-много лет назад.

Х: Вам интересно было сегодня на занятии? Что для вас было особенно интересно? А мне приятно было с вами общаться, рукодельничать. Вы трудолюбивые, добрые, отзывчивые ребята.

М.Р.Я с восхищением смотрела на вас, когда вы водили хоровод, с удовольствием откликались на слушание народных песен, играли на ложках. Спасибо вам, ребята.

М.Р : Желаем вам, ребята чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни, но предания старины, забывать мы не должны.

Под музыку дети и педагоги выходят к гостям.

Дети и педагоги: Благодарны всем гостям, что пришли сегодня к нам.

«Преданья старины далёкой». Данную разработку можно использовать и для проведения обобщающего урока по теме: «Устное народное творчество».

Янченко Любовь Андреевна,
ЯНАО, п. Ханымей,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ№ 2»

Конспект интегрированного мероприятия
(литература + музыка + изобразительное искусство, 5 класс)

Тема внеклассного мероприятия в 5 классе : «Преданья старины далёкой». Данную разработку можно использовать и для проведения обобщающего урока по теме: «Устное народное творчество».

Цель : Закрепить и расширить знания учащихся, полученных на уроках, на которых изучалось устное народное творчество (далее УНТ), продолжить работу по развитию творческих и речевых способностей учеников; воспитывать у них любовь к культуре нашего народа и желание пополнять свои знания в этой области самостоятельно.

Вид мероприятия : интегрированное (литература + музыка + изобразительное искусство) с использованием информационных технологий

Форма проведения : конкурс на лучшего знатока УНТ

Оборудование: проектор, презентация, диски, выставка работ учащихся, выставка книг, иллюстраций к произведениям УНТ, жетоны за правильные ответы, квадраты для рефлексии, призы для победителей.

Примечание: презентация прилагается.

Ход мероприятия:

1-й слайд. Преданья старины далёкой

Учитель литературы: Вы не так давно изучали произведения УНТ.

Как ещё их можно назвать?

Ответы детей: Фольклор. Коллективная мудрость народа.

Учитель литературы: Сегодня мы проверим, как вы знаете произведения фольклора, умеете ли вы их отличать и исполнять. Мы проведём нашу проверку в форме игры на лучшего знатока УНТ.

2-й слайд. Лучший знаток УНТ?

Учитель литературы: Вы, ребята, разделились на команды. Придумайте название своей команде и девиз. В течение игры будете зарабатывать жетончики за каждый правильный ответ. В конце мероприятия посмотрим, сколько жетонов собрала каждая команда. У кого их будет больше, тот и победит. Победителей ждёт награда.

Итак, начинаем наше мероприятие!

Вступительное слово учителя .

Учитель литературы: Произведения УНТ – это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времён люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках.

Учитель музыки: Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребёнком обращались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Потом ребёнок учился закличкам и приговорам.

Учитель ИЗО: Чтобы ребёнок различал предметы по признакам и действиям, ему загадывали загадки. Загадки проверяют сообразительность человека. Чтобы ребёнок хорошо и чисто говорил, разучивали с ним скороговорки и чистоговорки. В играх дети использовали весёлые считалки.

Учитель литературы: УНТ существовало тогда, когда не была ещё изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора, как вы знаете, передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха.

Учитель музыки: Когда человек запоминает со слуха, он может немного забыть первоначальный вариант, может изменить его, добавить что-то своё. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, одни и те же пословицы, потешки и считалки исполняются немного по — разному. Например, существует 24 варианта сказки «Царевна-лягушка».

И с появлением книг произведения фольклора продолжали жить в народе.

Итак, начинаем наше состязание!

1-е задание : Просмотр эпизода «Масленица» из сказки «Снегурочка».

Учитель музыки: Вы, ребята, просмотрели эпизод из сказки «Снегурочка», а сейчас ответьте на вопросы. 1) Как называется данный обряд? 2)Когда проводился этот праздник? 3) Какова тема масленичных песен?

Ответы детей.

2-е задание . Учитель ИЗО: Не только композиторы, писатели, режиссёры фильмов, но и художники обращались к теме УНТ. Назовите этих художников.

Ответы детей: Васнецов, Врубель, Кустодиев, Билибин

Учитель ИЗО: Какие произведения они иллюстрировали?

Ответы детей: Васнецов — сказки, былины; Билибин – сказки; Кустодиев – обряды.

Сценарий Мы – Россияне

Вика: Мы приветствуем вас на нашей ассамблее «Мы – Россияне!»
Дима: Ассамблея – это приём гостей, веселье, танцы, интересные и увлекательные беседы.
Катя: Наша гимназия сохраняет традиции, и уже в третий год мы принимаем гостей в нашей школе.
Максим: Сегодня ассамблея «Мы – Россияне!» посвящена единению русского народа!

Дима: Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.

Катя: У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.

Максим: Один – рыбак с рождения,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.

Вика: Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.

Максим: Все мы живём на одной земле.
Катя: Мы разные, но нас объединяет Родина!
Вика: Очень многое вмещает понятие «Родина!. Это и страна, в которой живёт твой народ.
Дима: Город, в котором живут твои родные.
Катя: Это и улица, на которой ты живёшь, это и школа, в которой ты учишься.
Максим: Чем больше мы будем знать о своей Родине, тем больше будем её любить!
Вика: Сегодня мы встречаем гостей из четырёх регионов нашей бескрайней Родины.
К нам прибыли представители: Севера, Кавказа, Центральной России и Поволжья.
Дима: Они продемонстрируют нам некоторые обряды, танцы своего народа, расскажут о традициях и обычаях.

Дима: На Кавказе любят
Музыку и пляски.
На конях джигиты
Скачут без опаски.

Вика: На Кавказе любят
Делать украшенья.
Славятся чеканкой
Местные селенья.

Максим: На Кавказе любят
Пить кефир – айран.
Надевает бурку
В дальний путь чабан.

Катя: На Кавказе любят
Сладкий виноград.
Здесь хозяин гостю,
Как родному, рад.

Вика: Первыми нашу ассамблею открывают народы Кавказа. Об обычаях этого народа рассказывает 9а класс, а традиционный танец покажет …. класс.

(Выступление Кавказского района, 9а и …. классы)

Дима: Очень интересны, красочны обряды и традиции калмыкского народа.
Катя: На нашу сцену мы приглашаем 10в класс с их обрядом (традицией)………..

(выступление 10в класса, калмыки)

Вика: Где кончается Волга?
Где такие места.
Волга – удаль России
И её красота.

Максим: Волга – слава России:
В колыбели своей
Многих Волга растила
Знаменитых людей.

Вика: Волга – песня России
И её тишина.
Где кончается Волга?
Бесконечна она.

Максим: Поволжские народы богаты своими обычаями и традициями.
Вика: Вот, например, у татар очень красив и необычен свадебный обряд. Он заинтересовал не только нас, но и 10а класс.
Максим: Мы приглашаем на сцену представителей татарского народа.

(Выступление 10а класса, свадебный обряд татар)

Дима: Татарский народ ценит и берёжёт своё культурное наследие.
Катя: Есть у них народный праздник «Сабантуй», он проводится обычно осенью. На нём все люди развлекаются и выселяться. Готовят и едят национальные традиционные блюда, играют, поют и, конечно же, танцуют!
Дима: Сейчас на сцену мы приглашаем 7в класс с народным татарским танцем.

(Выступление 7в класса, танец татарского народа)
Вика: Одни из самых близких друзей-соседей татарского народа – это Чувашская Республика.
Максим: Разумеется, они близки не только территорией, но и другими культурными особенностями.
Вика: Только что мы с вами просмотрели выступление татар, а сейчас увидим чувашский танец в исполнении 7б класса.
Максим: Встречаем!
(Выступление 7б класса с их танцем татарского народа)

Дима: Может только богатырь
Прошагать пешком Сибирь:
Через горы перебраться,
Через лес густой продраться,
Одолеть ручной поток
И домой вернуться в срок.

Катя: Жители Сибири тоже захотели приехать к нам на ассамблею и продемонстрировать свои обычаи, традиции и обряды.
Дима: Об обрядах Бурятии нам расскажет 10д класс.

(Выступление 10д класса, Республика Бурятия)

Вика: Есть ещё один очень интересный народ в Сибири, это эвенки. Они живут на территории Западной Сибири, по соседству с Красноярским краем.
Максим: У них существуют свои многовековые традиции и о них нам сейчас расскажут ребята из 10д класса, которые являются представителями эвенского народа.
Вика: Встречаем!

(Выступление 10д класса, эвенки)

Катя: Собачьи упряжки,
Оленьи упряжки,
Сверкают на мАлицах
Медные бляшки.

Дима: Охотник кричит рыбаку:
– Э-ге-гей!
Моя-то упряжка
Твоей побыстрей!

Катя: Над чумами вьются
Дымки-непоседы,
Пекут здесь хозяйки
Лепёшки к обеду.

Дима: Шаманского бубна
Удары слышны,
Сегодня здесь праздник –
Начало весны.

Катя: Народы Севера имеют свои особые, отличающиеся от других, обычаи, обряды танцы.
Дима: На нашу сцену мы приглашаем представителей северного народа 7г класс со своим традиционным танцем.

(Выступление 7г класса, народ севера)

Вика: Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,

Максим: То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…

Вика: Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Максим: И, наконец, мы хотим вам представить обычаи и традиции русского народа.
Вика: Первыми на эту мы приглашаем 9б класс с обрядом колядования.
Максим: Встречаем!

(Выступление 9б класса, колядки)

Катя: Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Дима: Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Катя: На сцену мы приглашаем 8а класс.
Дима: С колхозной песней.
Катя: Встречаем!

(Выступление 8а, колхозная песня)

Вика: Масленица, масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!

Максим: Сейчас на сцену мы приглашаем 9в класс, с традициями, касающимися масленицы!
(Выступление 9в класса, масленица)

Катя: Это был последний номер, подготовленный и представленный русскими народами.
Дима: Вы увидели, что в чём-то мы похожи, а в чём-то и нет.
Максим: Вы узнали много нового о разных народах нашей Родины.
Вика: О татарском, чувашском, кавказском, северном, калмыкском народах; об обычаях эвенков, бурят, и, конечно же, русских.

Дима: Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им, борцам суровым!

Катя: Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.

Максим: Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережёт.

Вика: А преданья старины
Забывать мы не должны!

Спортивно-речевое педагогическое мероприятие на тему: Но приданья старины забывать мы не должны

Автор: Макарова Т.С.

формирование познавательного интереса и положительной мотивации к изучению литературы;

— повторить материал по теме «Фольклор»; проверить умение определять жанры фольклора, знание литературоведческих терминов; привить любовь к родной речи.

— развитие коммуникативных навыков;

—воспитание чувства ответственности за принятые в группе решения.

Оборудование: выставка книг (На стенде разместить книги: Меркурьев И.С. «Так говорят Кольские поморы», Пантелеева Л. Т., Лявданский Э. К. «Храни огонь родного очага», Пантелеева Л. Т. «С любовью к родному краю», Парфёнцева Ю. А. «Чудеса Заполярья», Криничная Н. А. «Предания Русского Севера»), картина Н.Морозова «Песня»

Подготовительная работа и оборудование:

формирование команд из учащихся 8 класса;

– подбор вопросов для игры, изготовление карточек с вопросами, бочонка;

Ход игры:

Игра включает разминку и шесть геймов.

Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите краткости здоровой силы, которая создаёт образ двумя – тремя словами.

Учитель сообщает тему, и этапы игры. Знакомит с эпиграфом.

Разминка.

Учитель: Разминка, которую мы проведём перед геймами, напомнит нам значение фольклора в жизни человека. У нас две команды. Каждая команда получает по одному вопросу.

На доске записана цитата фольклориста, профессора Ю.М. Соколова. 1. Задание команде: вставьте в цитату слово, подходящее по смыслу. «______ – это отзвук прошлого и вместе с тем громкий голос настоящего». (Фольклор)

Кому принадлежат эти слова? «Слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». (А.С.Пушкин)

1-й гейм «Дальше, дальше, дальше».

Слово учителя: Ваша задача: за 1 минуту дать максимальное количество ответов. Если вопрос вызывает затруднение, то необходимо сказать «дальше» (каждой команде предлагается по 8 вопросов).

  1. Что в переводе с английского обозначает слово «фольклор»? (Народная мудрость, народное творчество)
  2. Кто первый употребил термин «фольклор» в одной из своих статей, после чего этот термин поддержали в других странах? (Английский историк Вильям Томсон)
  3. Как называется наука, изучающая фольклор? (Фольклористика)
  4. Каково значение слова «скоморох»? (Народный артист)
  5. Кто является автором словаря «Живая речь Кольских поморов»? (Меркурьев И.С.)
  6. Главный былинный богатырь, любимец народа. (Илья Муромец)
  7. Как называется исполнение песни без сопровождения музыкального инструмента? (Акапелла)
  8. Определить жанр выражения «Не мало ли вас, не надо ли нас»? (Присловье)
  9. Символом чего в фольклоре является мутная вода, холод? (Символом печали, тоски)
  10. Символом чего в фольклоре являются образы свежего цветка, травки, весёлой молодой берёзки? (Символом счастья)
  11. Какова роль загадки в древности? (Испытание мудрости человека)
  12. Жители каких селений Кольского полуострова чаще других пользовались рукописными книгами? (Умба, Варзуга)
  13. Укажите название рубахи, которую носила поморская девушка целую неделю перед венцом. (Убивальница)
  14. Как называют учёного, специалиста в области народного творчества? (Фольклорист)
  15. Героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях. Укажите этот жанр. (Былина)
  16. Коротенькая, четырёхстрочная (реже – шестистрочная) песня. Укажите жанр. (Частушка)

2-й гейм «Я в коробочке лежу».

Слово учителя.

Я в коробочке лежу,

Своей очереди жду.

Счастливый случай, подвернись,

На глаза мне попадись!

(Учащиеся поочерёдно вытаскивают номера вопросов. Отвечают. Команде, вытащившей подкову «Счастливый случай», засчитывается 3 балла.)

Одинаково или по-разному понимают термин «фольклор» в разных странах? Докажите. (По-разному. Западноевропейские и американские учёные фольклором называют все виды народного искусства. В России фольклором называют словесное искусство народа. Если речь идёт о музыкальном творчестве, о народной музыке, то так и говорят: музыкальный фольклор.)

Назовите не менее десяти жанров русского фольклора.
(Сказка, былина, бывальщина, песня, загадка, пословица, поговорка, частушка, байка – колыбельная, скороговорка, легенда, прибаутка, заговор, дразнилка, считалка.)

Отгадайте 3 поморские загадки.

Еду – еду – следу нету.
Режу – режу – крови нет. (Лодка)

Утка в море,
Хвост на угоре. (Ковш)

Четыре четырки да две растопырки,
Один верток да два прутышка. (Кот: 4 ноги, 2 уха, хвост, пара усов)

Каково значение литературоведческого термина «песня»? Назовите группы песен. (Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения. Песни бывают:

лирические: любовные, ямщицкие, разбойничьи, рекрутские, обрядовые и т. д.)

Какую картину воссоздаёт поморская песня? (Просмотр фрагмента видеозаписи).
(Девушка ждёт своего парня с моря, она плачет, грустит, а когда видит судно в море, радуется.)

Определите жанр произведения, исполнительницей которого была сказительница Марфа Крюкова.

Как подуют – то ветры буйные,
Растревожится тогда да море Белое,
Никуда от шуму морского да не уйдёшь никак.
На круты горы зайдёшь – да всё слыхать его,
За тобой море гнается да настигает тебя.
(Былина.)

Вставьте слово, подходящее по смыслу.
А какие _______. пели! Говорят, когда, бывало, жёнки _______ заведут – мужики работать бросают: слушать хочется ________, они здесь были особые – долгие, как тундра, и широкие, как душа. (Песня.)

Название какого жанра пропущено в тексте?

Много чудесных . ходит об этой женщине (о Татьяне Ивановне Куковеровой, жительнице Поноя). Она безвозмездно лечила и лопарей, и поморов, возглавляла
рыбацкие промысловые артели. Лопари называли её «царицей». (Легенда.)

О каком жанре идёт речь?
Здесь может рассказываться как о всякой нечистой силе, неправдоподобных происшествиях, так и об исторических событиях. (Бывальщина.)

Укажите жанр.
Чудак – покойник: умер во вторник, стали гроб тесать, а он вскочил, да и ну плясать. (Прибаутка.)

Что необходимо, чтобы стать хорошим сказителем?
(Надо иметь хорошую память, хорошее знание текстов и напевов, умение художественно передавать их, обладать даром импровизации.)

Когда началось научное собирание и изучение фольклора? (30-е годы 19-го века.)

«Счастливый случай». (Подкова.)

3-й гейм «Ты – мне, я – тебе».

Команды задают друг другу по 1-му вопросу.

4-й гейм «Тёмная лошадка».

Слово учителя.Попробуйте угадать, кто проведет этот гейм. Вторая часть слова, обозначающего место работы «Тёмной лошадки», в переводе с греческого означает «хранилище». (Библиотекарь, библио – книга, тека – хранилище.)

(Библиотекарь знакомит учащихся с выставкой книг, задаёт вопросы)

Как относились к народному творчеству во времена правления царя Алексея Михайловича?
(В это время борьба властей и церкви с народным творчеством усилилась. За исполнение народных песен и сказок наказывали, высылали из городов.)

Укажите эпитеты в песне «Охота на тюленей».

Сила земна,
Сила водяна,
Земна толщина,
Морска глубина.
Зверь идёт,
Зверя ведёт!
Стрела калёна,
Тетива шелкова,
Зверь идёт,
Зверя ведёт!

5-й гейм «Мы очень любим сочинять».

Мы очень любим сочинять,
Творить, мечтать, придумывать.
Судьбу фольклора нам решать,
Работу эту продолжать!

Командам было предложено подготовить ответ на вопрос: будет ли жить фольклор в 21 м веке?

6-й гейм «Гонка за лидером».

Каждая команда получает по 3 вопроса.

Назовите художника, написавшего картину «Песня». (Николай Морозов.)

Какой новгородский писатель, автор исторических романов: «Ветер времени», Святая Русь», «Отречение», прошёл пешком по всем сёлам Терского берега, чтобы услышать, как звучит чистая новгородская речь 13-го – 15-го веков? (Дмитрий Балашов.)

Творчество каких поэтов питала поэзия частушек?
(С. Есенин, М. Исаковский, А. Твардовский, Д. Бедный.)

Наши – то поморы стеной стояли,
Родину свою хранили,
Врага на Белое море не пущали,
Да и Москву сберегли.

О какой войне идёт речь в рекрутской песне?
(Война 1812-го года. В ней участвовал полк, сформированный из северян.)

Где исполнялись плачи и причитания?
(Свадьба, проводы рекрутов на царскую службу, похороны.)

Отгадайте поморские загадки.

50 поросят в один голос голосят. (Печка в бане «каменка».)

Мать толста, дочь красна,
Отец горбоватый, сын кудреватый. (Печь, огонь, кочерга, дым.)

Жюри подводит итоги игры

Слово учителя. Пусть не станете вы фольклористами, но любовь к родной речи, к родным песням и преданиям пронесите через всю жизнь. На протяжении всей русской истории фольклор был национальным сокровищем, и это сокровище мы должны знать, беречь и любить с юных лет.

  • СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    • ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
    • СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОО
    • ДОКУМЕНТЫ
    • ОБРАЗОВАНИЕ
    • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    • МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕННОСТЬ
    • СТИПЕНДИИ И ИНЫЕ ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
    • ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
    • ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    • ВАКАНТНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ПРИЁМА (ПЕРЕВОДА)
  • О школе
    • Визитка
    • Реквизиты и контакты
    • Публичные отчеты
    • Управляющий совет
    • Коллектив
    • История школы
    • Новости
    • Приказы
    • Методическая работа
    • Фотоальбом
    • Аттестация педработников
    • Наш профсоюз
    • Дистанционное обучение
    • Организация питания
  • Обучение
    • Достижения
    • Независимая оценка качества
    • Методическая копилка
    • ЕГЭ и ГИА
    • ФГОС
    • Олимпиады
    • Расписание занятий
    • Обеспечение информационной безопасности школьников
    • Объявления
    • Школьная библиотека
    • Мониторинг качества знаний
    • Инклюзивное обучение
  • Внеучебная и творческая деятельность
    • Положения и локальные акты
    • Детские объединения
    • Спортивные секции
    • Мероприятия
    • Воспитательная работа
    • Наше творчество
    • Нормативное обеспечение сайта
    • Моя безопасная дорога
    • Курский край – без наркотиков!
  • Сервисы
    • Архив материалов
    • Социальная сеть
    • Поиск по сайтам школ
    • Каталог сайтов
    • Карта сайта
  • Главная
  • Новости
  • Блог
  • Контакты

Авторские права © 2010 Информационно-аналитический центр Курской области
Сайт разработан Региональным ресурсным центром Курской области
Все права защищены

Ссылка на основную публикацию