Конспект урока по теме ‘Приставки в семантическом поле слова ‘Грел’

Групповое логопедическое занятие по теме “Приставки. Работа в семантическом поле слова «Бил»”. 4-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 4

Предлагаемое занятие предназначено для учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, и может быть использовано логопедами и учителями начальных классов.

Цель: Формирование и расширение семантического поля слова “бил”, развитие валентностей слов. Развитие грамматического строя речи. Формирование функций словоизменения и словообразования. Работа над словами с переносным значением.

Развивающие – развитие мелкой моторики, согласования движений и речи, развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления, развитие фонематических процессов.

Воспитательные – создание ситуации успеха, – стимулирование речевой активности.

Оборудование: Сказка “ Курочка Ряба”, плакаты, карточки с заданиями.

1. Организационный момент. Приветствие.

Прозвенел и смолк звонок –
Начинается урок.

2. Предварительная беседа (привлечение внимания к теме занятия через создание игровой ситуации).

Прослушайте отрывок из сказки.

Дед бил, бил не разбил
Баба била, била не разбила.

Из какой сказки этот отрывок? Как вы думаете, почему сказку назвали “Курочка Ряба”. Кто знает, что обозначает слово “ ряба” (ответы учеников если, ученики не знают ответа, то логопед объясняет сам значение слова).

Слово “ряба” обозначает – пёстрая (разноцветная). Ребята, какое яичко снесла курочка? (Золотое.)

3. Определение цели занятия.

Что делали бабушка с дедушкой? (ответы детей). Кто объяснит, что обозначают слова “ бил, бить?” (Ответы детей.) Логопед подводит итог: Правильно слово бить обозначает – ударять, наносить удары, причинять боль кому-нибудь, или ломать. Как вы думаете, с каким словом мы будем работать? (Со словом “бил”.) К какой части речи относится слово бил? Ребята как изменяются глаголы? (По временам.) А какие вы знаете времена глаголов?

4. Основная часть.

1) Игра “Измени слово, по временам”.

Что делает?
Бьёт.

Что будет делать?
Будет бить.

2) Приставочное словообразование. (Работа с плакатом.)

В
Вз
Вы
До
За
Из
О
От
Об
У
билНад
На
Пере
По
Под
При
Про
Раз
С
У
бил

Итог: Что вы сейчас делали? С помощью чего вы образовывали новые слова?

Задание: Объясните значение некоторых слов. Что обозначает слово…….

Вбил, – ударить по какому– либо предмету во внутрь.

Выбил – из чего-то выбил предмет.

Забил – вбить глубоко, до конца, внутрь.

Набил – вкладывать, что-нибудь внутрь.

Обил– покрыл дверь чем – либо сверху.

Отбил – покрывать чем-либо сверху, например, обить дверь.

Отбил – отразил удар

Пробил – ударом сделал в чём– либо отверстие.

Вывод: Каждая приставка имеет, своё значение и при составлении предложения необходимо правильно употреблять приставки.

4) Работа со словосочетаниями. Игра “ Ответь на вопрос”. (Работа с карточкой № 1.)

а) Задание: Составьте словосочетания, отвечая на вопрос “ Что сделал?”. Запишите полученные словосочетания, выделите корень, приставку.

Гол (что сделали?) (забил)
Чашку ……….(разбил)
Гвоздь …………. (вбил)
С головы (шапку) ………(сбил)
Картину (к стене)…… (прибил)
Собеседника ………(перебил)
Шишку (на лбу)……… (набил)
Яйца (с сахаром)…(взбил)
На (плохой ) поступок …..(подбил)
Диван (новой тканью) ….(обил)
Отверстие (в стене)……(пробил)
Ковёр (на улице)……(выбил)

Итог: Что вы сейчас делали?

б) Составьте устно из словосочетаний предложения и схематически их запишите в тетрадь.

Встанем дружно друг за дружкой.
И на школьный двор пойдём
В футбол играть начнём
В ворота мяч мы забьём, и удар отобьём
Часы пробили ровно час
Пришла, пора идти нам в класс.
Мы за парты сели дружно, нам урок дослушать нужно.

6) Работа с предложениями. (Работа с карточкой № 2.)

Задание: Прочитайте предложения. Вместо точек вставьте пропущенные приставки.

В стену гвоздик …били, а в ворота мяч ..били. Тарелку уронили, …били, а угол от стены…били. Картину к стене …били, а пыль с ковра ..били. Яйца с сахаром ..били, а в плюшевого мишку вату ..били. Часы …били полночь, соседнюю дверь …били. Шапку с головы ..били, а каблуки набойкой ….били. Вражеский самолёт ….били, а врагов всех…били и …били.

Итог: Что вы сейчас делали?

7) Работа с фразеологическими оборотами. (Работа с плакатом.)

Ребята я хочу вас познакомить с крылатыми выражениями. Они нам нужны для того, чтобы наша речь была красивой. С левой стороны крылатые выражения, а с правой стороны значения этих выражений.

Битый час – долгое время.
Бить баклуши – бездельничать.
Бить в глаза – (переносное значение) очень яркое, броское.
Бить в набат – поднимать тревогу.
Бить отбой – отступать.
Бить челом (устаревшее) – просить, жаловаться.
Бить ключом – бурно протекает жизнь.
Биться как рыба об лёд – о безуспешных стараниях, всё в пустую.

8) Работа с предложениями. (Работа с карточкой № 3.)

Задание: Замените фразеологические обороты подходящими значениями.

Мама ругала своего сына: “ Я жду тебя “ битый час”, а ты всё не приходишь ”.

Хватит Вова “бить баклуши”, приберись в своей комнате. Ночью часовой стал “бить в набат”, потому что увидел приближение врагов. Стал старик “бить челом” золотой рыбке: “Смилуйся государыня рыбка”.

Итог: Что вы сейчас делали?

9) Работа с пословицами.

Задание: Прочитайте пословицы. Объясните значение некоторых пословиц.

Битьём дело не поправишь.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Кто бьёт, тому не больно.

Лежачего не бьют.

5. Заключительная часть.

Итог урока: Какую тему мы сегодня проходили? С каким, словом вы работали?

Что обозначает слово “бил”? Что вы нового узнали на этом занятии?

Какое задание вам больше понравилось?

  1. Русские народные пословицы и поговорки. (редактор А.Дугинец) М – 1965 г.
  2. “Устойчивые сравнения русского языка” В.М.Огольцев. М – 1999 г.
  3. Ожегов. “Толковый словарь”.
  4. “Фразеологические словарь” В.Волина. С-П – 2000 г.
  5. Л.Г.Парамонова “Стихи для развития речи” С-П – 2000 г.
  6. Н.М.Шанский, В.И.Зимин, А.В.Филиппов “Школьный фразеологический словарь русского языка” М-2002 г.
  7. А.Н.Тихонов “Школьный словообразовательный словарь русского языка”. М– 2002 г.
  8. В.П.Жуков “Словарь русских пословиц и поговорок”. М – 2000 г.
  9. З.Е.Александрова “Словарь синонимов русского языка” М – 2001 г.
  10. К.С.Горбачевич “Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке” М – 2004 г.
  11. М.Р.Львов “Школьный словарь антонимов русского языка” М – 2000 г.

Работа со словосочетаниями. Игра “ Ответь на вопрос”. (Работа с карточкой № 1.)

а) Задание: Составьте словосочетания, отвечая на вопрос “ Что сделал?”. Запишите полученные словосочетания, выделите корень, приставку.

Гол (что сделал?) забил
Чашку ……… .разбил
Гвоздь …………. вбил
С головы (шапку) ……сбил
Картину (к стене)……прибил
Собеседника ……… перебил
Шишку (на лбу)…… набил
Яйца (с сахаром)…взбил
На (плохой ) поступок ..подбил
Диван (новой тканью) …. обил
Отверстие (в стене)……пробил
Ковёр (на улице)……выбил

Работа с предложениями. (Работа с карточкой № 2.)

Задание: Прочитайте предложения. Вместо точек вставьте пропущенные приставки.

В стену гвоздик …били, а в ворота мяч ..били. Тарелку уронили, …били, а угол от стены…били. Картину к стене …били, а пыль с ковра ..били. Яйца с сахаром ..били, а в плюшевого мишку вату ..били. Часы …били полночь, соседнюю дверь …били. Шапку с головы ..били, а каблуки набойкой ….били. Вражеский самолёт ….били, а врагов всех…били и …били.

Работа с предложениями. (Работа с карточкой № 3.)

Задание: Замените фразеологические обороты подходящими значениями.

Мама ругала своего сына: “ Я жду тебя “ битый час”, а ты всё не приходишь ”.

Хватит Вова “бить баклуши”, приберись в своей комнате. Ночью часовой стал “бить в набат”, потому что увидел приближение врагов. Стал старик “бить челом” золотой рыбке: “Смилуйся государыня рыбка”.

Итог: Что вы сейчас делали?

Работа с пословицами.

Задание: Прочитайте пословицы. Объясните значение некоторых пословиц.

Битьём дело не поправишь.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
Кто бьёт, тому не больно.
Лежачего не бьют.

Использование технологии семантических полей в развитии связной речи дошкольников

Ирина Оськина
Использование технологии семантических полей в развитии связной речи дошкольников

Сема – это знак, обозначение смысла.

Речь является основным системообразующим фактором процесса познания. Посредством вербализации приобретаемый опыт структурируется в единое смысловое пространство. Это семантическое поле принимает, классифицирует и отправляет в коммуникативный мир осознанную и обозначенную словом информацию. Осмысление исследуемого предмета или явления проходит три этапа:

1. восприятие и согласование невербальных и вербальных ощущений в процессе апробации представления анализа события и высказывания о нем;

2. интериоризация и семантизация комплексного образа, созданного по следам опытных сведений, т. е. оречевление события в сказуемых, несущих информацию о суммарных свойствах познаваемого объекта (о сущности, признаках и действиях);

3. экстеоризация осознанного смысла средствами фонетических, морфологических и синтаксических конструкций внешней речи.

Психолингвистика (К. Ф. Седов, И. Н. Горелов) и логопедия

(З. А. Репина, Т. В. Васильева) представляют семантическое поле как комплекс ассоциаций, возникающих вокруг слова. Ключевое слово называют ядерным, а ассоциации – реактивными словами. Включение педагога в процесс построения и функционирования семантических полей открывает колоссальные возможности для коррекции недостатков и развития речевых способностей детей, в том числе и в развитии связной речи.

В структуру семантического поля входят два слоя: смыслонаполняющий (I) и формообразующий (II, взаимоотно

шения которых можно определить как отношения,хозяина и слуги,

Смыслонаполняющий слой семантического поля можно структурировать в виде последовательно сменяющих друг друга концентрических окружностей.

Наполнение определенного слова содержанием проис

ходит сначала в пяти пространствах внешней речи:

1 – коренной смысл или суть понятия;

2 – родственный смысл (образование однокоренных слов, изме

нение по числам, временам)

3 – противоположный смысл (образование антонимов)

4 – близкий смысл (создание синонимов, образных выражений)

5 – смежный смысл (словоизменение по типу согласования)

Освоение содержания слова заканчивается во внутренней речи:

6 – обобщенный смысл (конкретное понятие в значениях слов)

7 – осознанный смысл (осмысленное понятие в информационном поле личности).

Формообразующий слой (план выражения) включает в себя три категории слов, создаваемых от корней с помощью приставок, суффиксов и окончаний:

1 предметные (существительные, местоимения)

2 действенные (глаголы, деепричастия)

3 признаковые (прилагательные, наречия, причастия).

Концентры с 1 по 4 существуют на уровне парадигм (система форм одного и того же слова). Концентр 5 занимает уровень синтагм (словосочетания и предложения). В пространс

тве 6 и 7 концентров морфологические категории интегрируются в предикативный союз, не имеющий четких грамматических очертаний. Пример – закономерность формирования разных уровней общения ребенка:

Самоощущаемость (сущность) – родные (семья, родственники) – неродные (чужие, незнакомые, враги) – близкие (друзья, соседи, знакомые, одногрупники по д. саду) – ситуативные встречи с разными людьми (горожане, сограждане, иностранцы).

Какой бы понятийный блок мы не заполняли (морфологический, синтаксический, грамматический строй или связное высказывание) нам предстоит раскручивать родственные противоположные, близкие, смежные связи. По такому же пути ребенок продвигается в осмыслении познаваемого объекта или явления и формирует связное высказывание о нем.

1 Ребенок (молча рассматривает солнце, играет с ним ладошками и глазами, затем просит объяснений. Это что? Солнце? Солнце… солнце!

2 Солнце – солнышко. Ой, два солнца: солнышок и солнище! А вот реснички солнышкины…. Как – как? Солнечные? Солнечные – молничные….

3 А не солнышко – это темно? Когда день – солнышко, а когда ночь – луна.

Читайте также:  Использование массажного шарика в коррекции дефектов речи

4 (Дома глядя на горящую лампочку и ее отражение в зеркале) Ой, и тут солнышко, и тут! Лампа – солнышко. А где мое маленькое солнышко мама? Ну какое, какое? Фонарик же!

5 Помнишь, мне солнышко глаза жмурило? А потом его туча съела! А оно опять выродилось на небе и укатилось вниз. Еще за дерево спряталось.

6 Замолчал потом взял карандаши и стал рисовать солнце.

Любой вид работы по развитию речи, в том числе и по развитию связной речи у детей следует проводить на общетема

тической основе, т. е. в структуре семантического поля как целостного, системно заполняемого познавательного пространства Принцип семантической организации речи необходимо использо

вать при решении речеразвивающих задач на занятиях разного типа, в специально организованной и свободной деятельности детей, т. е. в различных коммуникативных и познавательных ситуациях.

Для примера предлагаю конспект занятия по развитию связной речи семантическое поле слова,Рыба, который вы можете использовать в своей работе.

Так же представляю вашему вниманию систему лексико – грамматических игр, которые способствуют приобрете

нию детьми умений и навыков по созданию семантических полей.

1. Игры с ядерными словами

Задача ядерных игр – согласование звучащей формы слова с его содержанием и закрепление их совместного образа. Новое слово требует всесторонней апробации его содержания через проживание естественных или смодулированных ситуаций. Знакомые слова предпологают уточнение или углубление его смысла. Сюда входят игры:

– поиск истоков словообразования (подберезовик – под березой, земляника – к земле никнет);

– наполнение смыслом звукового состава слова в соответствии с его содержанием (по ассоциациям детей). В слове жук звук [ж] жужжит при взлете, [у] – гудит в полете, [к] – хлопок крыльев, жук сел на ветку.

Повторы с обыгрыванием

– игры с кулачками. Дети должны,бросить, слово в кулачок, отпустить в любом направлении, опять,поймать, в кулачок, поднести кулачок со словом к ушку, одновременно проговаривая данное слово.

– формирование телесности слова. Дети произносят строку из слов, в то же время проводя мелом линию на доске.

– закручивание слова по спирали, изображаемой рукой.

– отработка рисунка слова с,ударным молоточком,

– деление слова на слоги с ним же.

2. Игры с однокоренными словами (это родные слова).

Задача однокоренных игр – поиск корневого смысла и добавочных значений путем изменения формы слова с помощью приставок, суффиксов и окончаний. Словообразование разных частей речи идет по соответствующим вопросам и символам. Т. е. обрабатывается формообразующий слой семантического поля (1- сущ., слова – предметы, 2 – глаголы, слова-действия, 3- прлагат., слова-признаки) Схема 1.

3. Игры со словами – антонимами (слова наоборот).

Задачи антонимических игр – осознание смысла и оттенков значений через противопоставлений; привлечение внимания к звуковому составу и структуре противоположных слов. Сюда входят игры:

Ощущение противопоставлений – противоречий на разных категориальных формах. Схема 2.

– ,Федот, да не тот,

-, Я вижу не, …. а наоборот,

– ,Третий (четвертый, пятый) лишний,

Игры – мостики (подбор промежуточных слов для посте

Пенного перехода от одного антипода к другому: жара – тепло- холод.

4. Игры со словами – синонимами (разные слова об одном и том же).

Задача синонимичных игр – поиск общности значений в лексемах, различных формах. Сюда входят игры:

Игры с образными выражениями

– определение переносного значения слов (руки – это ветви деревьев)

– придумывание сравнений (руки – лапы, вилы, крылья).

Игры с загадками, пословицами, поговорками.

– отгадывание загадок, синонимичных слову – отгадке

– подбор разных высказываний об одном и том же (пословицы)

– истолкование своими словами фраз, пословиц, поговорок.

Игры на звуковые связи слов

-, Братья – путаники, Подмена значений слов, близких по звучанию (дом- дым, вошел- вышел).

5. Игры с ситуативными словами (связанные слова)

Задача ситуативных игр – состыковка отдельных слов, выражаю

щих относительно законченную мысль, в виде словосочетаний и предложений.

– ,Дополнялки, Подбор эпитетов, действий, признаков к предло

Жженному слову. Схема 3.

– загадки с перечислением предметов, свойств или действий (серый, зубастый, злой – волк)

– ,Цепочки слов, (кошка лакает молоко. Молоко дает корова. Корова пасется на лугу и т. д.)

– ,Посиделки – повязалки, Раскрутка сюжета по одному слову или группе слов, составление рассказа.

– ,Сочинение, Придумывание общего сюжета на основе слов из смежных (трамвай – автобус, далеких (трамвай – лес, противопо

Ложных (день – ночь) семантических полей.

6. Игры с мыслеобразными словами

Задачи мыслеобразных игр – мысленный подбор слов, формули

ровка ответов, составление рассказов.

Особенности организации игр:

– учить детей находить мысль в любых предметах и действиях окружающего мира, используя наблюдения, вопросы и опору на схемы. Схема 4.

– поэтапно переводить слова и фразы во внутреннюю речь: громко – норма – тихо – шепот – про себя с внутренним прогова

– создать условия для речевого уединения: дети беседуют сами с собой

– предоставлять место и время для самостоятельного речевого творчества детей.

Т. о. вы увидели усложнение лексико – грамматических игр, которые способствуют приобретению детьми умений и навыков по созданию семантических полей. Работа началась со слов, далее работа с предложениями и пришли к составлению рассказов.

Наличие семантического поля позволяет ребенку более быстро производить отбор слов в процессе общения. Но ребенок не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле. Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определенными ситуациями, затем оно расширяется.

Организация семантических полей и лексических систем включает задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложе

ниях и связной речи. В результате такой работы ребенок запоминает большее количество новых слов. При этом происхо

дит систематизация значений слов и между словами возникают ассоциативно связи. Все это создает основу для развития речи детей естественным путем, как в онтогенезе.

Предлагаю конспект занятия по развитию речи,Рыба, с использованием семантических полей.

1. формирование и расширение семантического поля слова,рыба, и развитие валентности слова;

2. развитие зрительного восприятия детей на основе упражне

ний на различение, соотнесение и узнавание. Развитие фонематического слуха и восприятия, развитие слуховой памяти;

3. воспитание у детей умения выслушивать до конца товарища, не перебивая его.

Ход занятия:

Работа с ядерным словом. Словоизменение. Падежные конструкции. Развитие зрительного восприятия.

Педагог: я загадала слово. Какое – вы узнаете, выполнив задание и ответив на мои вопросы. (см. фото). Кто нарисован на картинке.

Дети: на картинке нарисована рыба.

Педагог: кого нет во втором аквариуме? (см. фото).

Дети: во втором аквариуме нет рыбы.

Педагог: кому мы нашли пару? (см. фото).

Дети: мы нашли пару рыбе.

Педагог: кого мы увидели сквозь волны? (см. фото).

Дети: мы увидели сквозь волны рыбу.

Педагог: о ком мы будем сегодня говорить? (см. фото).

Дети: мы будем говорить о рыбе.

Педагог: кого или что можно назвать рыбой?

Дети: есть рыбы, которые плавают в воде.

Развитие фонематического слуха.

Педагог: ребята, перед вами лежат листы голубого картона и фигурки рыбок. Представьте, что картон – это аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком Р вы услышите: рак, вода, волна, ракушка, галька, водоросли, чайка. (услышав слова со звуком Р, дети кладут на картон рыбку). Сколько рыбок у вас в аквариуме?

Педагог: почему только три?

Дети: потому что мы услышали только три слова со звуком Р.

Образование родственных слов.

Педагог: а как мы называем маленькую рыбу?

Педагог: назовите рыбу ласково. А как мы назовем большую рыбу?

У воды росла рябина,

А река текла, рябила.

Педагог: как называется суп из рыбы?

Дети: рыбный суп.

Педагог: а жир рыбы какой?

Далее можно использовать картинки – подсказки.

Педагог: как называют человека, который ловит рыбу?

Дети: рыбак, рыболов.

Педагог: куда ранним утром пошел рыболов?

Дети: на рыбалку.

Педагог: какой крючок нужен для ловли рыбы?

Педагог: что делает на рыбалке рыболов?

Педагог: мы придумали много слов – родственников. А без какого короткого слова не было бы всех этих слов?

Дети: всех этих слов не было бы без слова,рыба,

Называние слов, обозначающих действие предмета.

Педагог: что рыбы делают в воде?

Дети: рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвяться, играют, прячутся, дышат, питаются, размножаются и т. д.

Гимнастика для глаз.

Дети,рисуют, глазами волну на стене сначала в одну сторону, затем в другую:

Рыбки весело резвяться,

В чистой, тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся (частое моргание глазами)

То зароются в песке.

Динамическая пауза: игра,Море волнуется раз,

Педагог: а теперь поиграем в другую игру. Я буду говорить, что делать, а вы поступайте наоборот. Руки вверх! Поднять вверх правую, левую руку! Похлопали в ладоши! Встали! Сели! И т. д.

Называние слов признаков предмета. Слова,наоборот,

Педагог: мы делали все наоборот, а теперь будем придумывать слова наоборот. Во всех этих словах должны быть звуки Р и РЬ. Итак, начали – рыба уродливая, страшная.

Педагог: рыба крошечная.

Дети: огромная, громадная.

Дети: быстрая, стремительная.

Педагог: тихая, спокойная.

Дети: игривая, резвая, шустрая.

Педагог: какие мы называли слова?

Дети: мы называли слова – признаки предметов.

Согласование прилагательного с существительным. Работа над фразой.

Педагог: рыбы, которые живут в аквариуме, называются…

Педагог: в реке живут какие рыбы?

Педагог: а в озере?

Педагог: а в море?

Работа над многозначностью слова.

Педагог: все рыбы очень разные, но у всех у них есть одинаковые части тела. Что есть у всех рыб?

Дети: у всех рыб есть тело, голова, жабры, плавники, чешуя, хвост.

Педагог: а зачем рыбам нужны жабры, плавники, хвост?

Дети: последовательно отвечают на вопросы.

Педагог: но хвост есть не только у рыб (показ схемы Е. дети выясняют, что хвост есть не только у рыб, но и у лисы, у самолета, у девочки, у птички, у кометы).

Словесные логические задачки.

Педагог: мы сегодня хорошо потрудились на занятии. Но ведь,как известно, ,Без труда не выловить и рыбку из пруда, как вы понимаете эти слова? (дети рассуждают, о чем эта пословица). Какие еще пословицы и поговорки вы знаете?

Педагог знакомит детей с незнакомыми выражениями: ,Биться, как рыба об лед, ,Ни рыба, ни мясо, ,Как рыба в воде, ,Рыбак рыбака видит издалека, ,Нем как рыба,

Развитие связной речи.

Педагог: интересно, а что было бы, если бы рыбы заговорили? Что они смогли бы рассказать? Давайте вспомним все, что мы сегодня узнали о рыбах и составим рассказ о них.

Играем и занимаемся с блоками Дьенеша. В нашем детском саду накоплен положительный опыт работы по развитию интеллектуально-творческих способностей детей средствами математики.

Развитие речи Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку.

Конспект урока по русскому языку на тему: “Приставка”
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
pristavka.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока на тему: Приставка

Цель урока : создание на уроке условий для активной познавательной деятельности обучающихся по усвоению понятия приставка.

– познакомить учащихся с приставкой, как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов;

– учить выделять приставку в слове.

– развивать мышление, внимание, речь учащихся, умение аргументировать свой ответ;

– развивать познавательный интерес к родному языку;

– формировать навыки самоконтроля.

– воспитывать нравственные качества личности;

– активизировать познавательную деятельность учащихся.

По характеру учебно-познавательной деятельности : проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности : словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя : методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Система контроля на уроке за достижением промежуточных и конечных результатов : сочетание контроля учителя, самоконтроля и взаимоконтроля.

Русский вас язык зовёт.

Организация фронтальной работы учащихся.

– Профессор Самоваров спрятал «ключ» к минутке чистописания. Помогите Ане и Ване его найти. Почитайте слова.

РЕЗАТЬ РЕЗКА РЕЖЕТ

– Какую информацию получили? Какие слова называются родственными? Что такое корень?

– Выделите голосом корни слов.

– РЕЗ -, – РЕЗ -, – РЕЖ-.

– Какое явление в корнях слов наблюдали? Какие буквы чередуются? Они и попадают на минутку чистописания ( зж ).

– Дайте друг другу рекомендации (советы) по написанию букв.

– Обведите то сочетание букв, которое соответствует заявленным требованиям.

– Какие знания помогли вам найти «ключ» к минутке чистописания?

– Какие части слова знаете?

Организация фронтальной работы учащихся.

– А хотели бы больше узнать о составе слова?

– Совёнок спрятал новую информацию в минутке чистописания.

Организация парной работы. Организация индивидуальной работы у доски.

– Переверните конверты, рассмотрите цепочку( зжзж вы зжзжзж о тзжзж над зжзж раз ).- Поделитесь информацией друг с другом, с классом-

Какую информацию получили?

– Сочетания букв, предлоги, приставки.

Мотивация и целеполагание.

Организация фронтальной работы учащихся.

– Что такое приставка? (Информация фиксируется на доске).

– Достаточно ли вам информации?

– А можем узнать больше?

– Как назовём тему нашего урока?

– Поставим перед собой цель.

УЧИТЬСЯ ОБРАЗОВЫВАТЬ … … (новые слова)

ПРИ ПОМОЩИ … (приставок).

– Как достичь данной цели?

Первичное восприятие и закрепление нового материала.

– Приглашаю вас на несколько минут на урок технологии к Ане и Ване.

– Мы сейчас будем выполнять действия с бумагой.

– Ваша задача рассказать, что вы делаете.

– Возьмите бумагу, начнём резать.

– Отрежьте кусочек бумаги.

– Давайте вырежем кружок.

– А теперь разрежем пополам.

– Перечислите действия, которые мы совершили.

РЕЗАТЬ, ОТРЕЗАТЬ, ВЫРЕЗАТЬ, РАЗРЕЗАТЬ.

– Разные или одинаковые действия мы выполняли?

– Что меняет приставка в слове?

– Какую новую информацию о приставке получили? (Информация фиксируется на доске).

Встраивание нового материала в систему знаний.

Организация фронтальной работы учащихся.

– А где можем получить новую информацию?

– Обратимся к учебнику с. .

– Прочитайте, что нам сообщает профессор о приставке.

– Какую новую информацию получили?

– Сравним информацию. Прочитаем наши опорные слова.

– Какую информацию можем добавить?

– О какой части слова получили информацию?

– Что такое приставка?

– Какую цель перед собой поставили? Учиться образовывать новые слова при помощи приставок.

– Зачем образовывать новые слова? Зачем нам это умение?

– Прочитайте упражнение рт с.87 4пр.145.

– Какую информацию получили?

– Образовать от данных слов новые слова при помощи приставок.

Работа по вариантам. Взаимопроверка.

Образовать новые слова при помощи приставок.

– Какую новую информацию получили?

– Приставка влияет на значение слова, но не все приставки подходят для образования слов

Организация групповой работы (4 слова – 4 группы).

На листах : слова – лететь, читать, рисовать, бежать; приставки.

Образовать новые слова при помощи приставок.

– Какую новую информацию получили?

– Приставка влияет на значение слова, но не все приставки подходят для образования слов.

Организация парной работы.

– Много собрали информации о приставке, поделитесь друг с другом, с классом.

– Расскажите родителям о приставке, поделитесь с ними своими знаниями.

XII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Организация парной работы.

Конверт. Игра «Пословица рассыпалась».

Мудрым никто не родился, а научился.

– А вы чему учились на уроке?

– Какую цель перед собой поставили? Достигли?

– Зачем образовывать слова с приставкой?

Приставка – это часть предложения.

Приставка – это часть слова.

Приставка стоит после корня.

Приставка стоит перед корнем.

Приставка пишется слитно.

Приставка пишется раздельно.

Приставка – это главная общая часть родственных слов.

Приставка служит для образования новых слов.

Оцените свою работу на уроке.

На доске смайлики – указать уровень усвоения материала

(всё понятно, остались вопросы по теме).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме: Приставка как часть слова.Задачи:- образовательные:1. Сформировать понятие приставки, как части слова, которая стоит перед корнем и служит.

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.Планируемые результаты:·.

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить с приставкой, ее ролью, алгоритмом нахождения приставок в словах;Планируемые результаты:·.

Конспект урока по русскому языку тема “Приставка”,2 класс УМК “Перспектива&quot.

Тема: Приставка и её роль в слове.Цели: Познакомить с ролью приставок, основными правилами.

Конспект урока русского языка по теме “Приставка&quot.

Знакомство учащихся 3 класса с приставкой , как значимой частю слова.

Конспект урока по логопедии. Тема: Приставки в семантическом поле слова «Грел»

Представленный конспект урока по теме «Приставки в семантическом поле слова «Грел» проводится на II этапе работы с детьми с ОНР.

Система языка располагается в семантических полях, в определённо организованной системе, связанной множеством ассоциативных связей. Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, называется «семантическим полем» (Л.А. Лурия) Наличие семантического поля и позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения. У детей с ОНР процесс систематизации лексики и формирования семантических полей осуществляется в более поздние сроки и имеет качественные особенности по сравнению с нормой. В этой связи актуально применять методику, которая отвечала задаче формирования семантических полей у детей с ОНР. Это обеспечивает развитие качественной стороны лексики, возможности сознательного выбора для каждого высказывания наиболее адекватных языковых средств, т.е. собственно языковое развитие. Задачами этого направления работы являются, обучение ребёнка пониманию многозначности слова, овладение синонимами и антонимами, умению правильно понимать, выбирать и употреблять слова в различных контекстах. Эта работа начинается в дошкольном и наиболее интенсивно проводится в школьном возрасте. Денни учатся распознавать многозначность слов с использованием одновременно синонимов и антонимов. Для этого в логопедические занятия включают специальные лексические упражнения по подбору синонимов к словосочетаниям, составлению предложений с отдельными словами и со словами синонимического ряда. Данный урок построен по этой методике. У детей формируется представления о функционально-семантическом значении приставок.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по логопедии. Тема: Приставки в семантическом поле слова «Грел» »

Латыпова Рита Вафиевна, учитель-логопед,

Республика Башкортостан, с. Бураево, МОБУ СОШ №1

Представленный конспект урока по теме «Приставки в семантическом поле слова «Грел» проводится на II этапе работы с детьми с ОНР.

Система языка располагается в семантических полях, в определённо организованной системе, связанной множеством ассоциативных связей. Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, называется «семантическим полем» (Л.А. Лурия) Наличие семантического поля и позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения. У детей с ОНР процесс систематизации лексики и формирования семантических полей осуществляется в более поздние сроки и имеет качественные особенности по сравнению с нормой. В этой связи актуально применять методику, которая отвечала задаче формирования семантических полей у детей с ОНР. Это обеспечивает развитие качественной стороны лексики, возможности сознательного выбора для каждого высказывания наиболее адекватных языковых средств, т.е. собственно языковое развитие. Задачами этого направления работы являются, обучение ребёнка пониманию многозначности слова, овладение синонимами и антонимами, умению правильно понимать, выбирать и употреблять слова в различных контекстах. Эта работа начинается в дошкольном и наиболее интенсивно проводится в школьном возрасте. Денни учатся распознавать многозначность слов с использованием одновременно синонимов и антонимов. Для этого в логопедические занятия включают специальные лексические упражнения по подбору синонимов к словосочетаниям, составлению предложений с отдельными словами и со словами синонимического ряда. Данный урок построен по этой методике. У детей формируется представления о функционально-семантическом значении приставок.

Тема: Приставки в семантическом поле слова «Грел»

Цели: Формирование представлений о функционально-семантическом значении приставок

Показать детям, как приставки в глаголах придают значения полноты и неполноты действиям.

Овладение детьми способом словообразования с помощью приставок.

Развитие лексики через расширение семантического поля слова «Грел»

Совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетанием и связью слов в предложении.

Дальнейшее развитие внимания, памяти, мышления, способности переключаться с одного вида деятельности к другому.

Создание ситуации успеха, повышенной речевой активности;

Оборудование: проектор, экран, карточки.

Определение темы урока.

На экране запись:

Ребята, посмотрите на экран. Где записаны слова: справа или слева?

Прочитайте слова с приставками.

Со словом вязал, какие еще можно составить слова с другими приставками?

Выясняем смысл каждого слова.

Подвожу к выводу, что смысл слов разный, это различие придает приставка.

Сегодня вы убедитесь, как приставка определяет полноту или неполноту действия, при образовании новых слов с приставками и со словом «Грел».

Образование новых слов с помощью приставок.

На экравне запись.

при пере

вы грел из грел

Ребята, посмотрите что вы должны делать?

Составить всевозможные слова с приставками и корнем грел.

Что такое приставка? Как пишутся приставки?

Приставка-часть слова, пишется слитно.

Для образования какой части речи служат приставки?

Для образования глагола. Глагол обозначает действие предмета.

Слова записаны столбиком, а напротив слова, для составления словосочетаний

Подогрел на плите

Нагрел на солнце

Перегрел у костра

Дети составляют словосочетания. Выбираем наиболее удачные. Сравниваем смысл слов. Делаем вывод.

Полноту действия обозначают слова: прогрел, перегрел, согрел…

Неполноту действия обозначают слова: подогрел, пригрел…

Раз- обед подогрели

2- у костра нагрелись

3- под солнцем перегрелись

4- горчичниками прогрели

На экране запись:

Весной солнце … грело землю, и … явились первые цветы –

… снежники.

Что написано на доске? Что нужно делать?

Дополнить слова в предложении подходящими приставками.

Дети выполняют упражнение устно, обосновывая, почему выбрана данная приставка.

Раздаю карточки каждому:

Доброе слово сердце …греет.

После школы мальчик …грел обед.

Горчичниками …грели грудь.

Что нужно делать?

Подобрать подходящие приставки.

После выполнения проверяем.

Что вы делали сейчас?

– Ребята, что мы делали сегодня на уроке?

– Какие слова обозначают полноту (неполноту) действия? Назовите их.

Конспект урока, проведённого с учащимися 3-х классов, имеющих нарушение чтения и письма при ФНР по теме «Словообразование и словоизменение слов. Семантическое поле слова «Море»

Цель урока: Формирование, развитие и коррекция навыка словообразования и словоизменения на основе слова «Море»

Коррекционно-развивающие задачи: Обогащение словаря учащихся, коррекция и формирование двигательных навыков, закрепление знаний учащихся о частях слова.

Коррекционно-воспитательные задачи: Развитие личного интереса и углубление знаний в определённой области,
развитие в себе активности и инициативности.

1. Актуализация опорных знаний.

А). Найди лишнее слово, почему оно лишнее?
Шторм, штормить, штурмовать , штормовой;
Волна, волнуется, волнистый .
Море, матрос , моряк.
Берег, бережёт , прибрежный.

Б). Развитие мелкой моторики пальцев.
Пальчиковая гимнастика “На море”
На морском песке сижу,
И в бинокль весь день гляжу,
Как крабы ползут,
Как рыбки плывут,
Как дельфины ныряют, рыбок пугают.
Как кит над водой выплывает
И фонтан голубой выпускает,
Как чайки над морем снуют,
Рыбную мелочь клюют.
Сколько чаек, как узнать?
Помогите сосчитать!
Раз, два, три, четыре, пять.

2. Работа над творческим мышлением и звуковым анализом слова.

Отгадай загадку.
Оно, шумит, бурчит, поет,
Здесь волны водят хоровод,
И любит отдыхать народ,
Здоровье каждый обретет.
А, может, просто отдохнет.
Тут лучший климат для ребят,
Приехать летом каждый рад.
Ответ: Море

-По каким словам догадались, что это море?
-Какие ещё загадки о море знаете? Загадайте их.
(Ученики читают загадки о море, которые приготовили к уроку).

Направо вода и налево вода
Плывут здесь суда и туда и сюда
Но если захочешь напиться, дружок,
Соленым окажется каждый глоток.
Ответ: Море

Его не вычерпать ложкой,
И не засыпать песком,
На нём не сделать дорожки,
Чтобы пройти пешком.
Оно бескрайнее, синее,
И ветры его стерегут,
А корабли красивые,
По водной глади идут.
Ответ: Море

Радует вода, а с питьём беда.
Ответ: Море

-Молодцы, ребята, много загадок вы придумали.
Загадки про море имеют давнюю историю. Скорее всего, первые загадки про море возникли в ту же пору, когда мы узнали о Морском Царе и Марье Моревне, острове Буяне и море-окияне. Во все времена люди опасались моря. «Море, что горе: и берегов не видно» — не скупилась на тревожные слова народная молва. Морская пучина во всеобщем представлении была олицетворением чего-то необъятного, бескрайнего, неисчерпаемого. «Море радостей», «море забот», — такие словосочетания нередко употребляем мы в разговоре. Не испытывал радости русский народ сидеть у моря и ждать погоды. И в то же время море – что рыбачье поле. Нередко оно нас своими дарами потчует.

Беседа с учащимися о морях.

– Посмотрите на карту. Большая часть нашей планеты занята водой (морями, реками, озёрами, океанами).
– Что такое море? (Море-это большое водное пространство, часть Мирового океана, ограниченное с одной или нескольких сторон сушей).
– Какие моря знаете?
– Почему моря так назвали: Чёрное море, Красное море, Мёртвое море?
– Сколько звуков в слове (МОРЕ)? (4 звука) .
– А теперь назовите звуки в слове «море» по порядку. (М, О, Рь, Э)
– Назовите только гласные звуки. (О, Э) .
– Назовите только согласные звуки. (М, Рь) .
– Сколько в слове слогов? (2, так как в слове 2 гласных звука) .
– Когда будем писать это слово, где будем сомневаться? (Безударная гласная О)
– Как проверить безударную гласную в корне слова? (Нужно подобрать однокоренное слово, чтобы эта безударная гласная стала ударной).

3. Развитие навыков образования слов с помощью суффикса и приставок.

– Ответь на вопросы, запиши ответы и выдели корень и части, с помощью которых образовались слова.
– Как назвать страны, которые расположены далеко за морем? (Заморские) .
– Как назвать человека, который служит на военном корабле или на специальном судне в море? (Моряк-это и капитан, и штурман, и лоцман) .
– Кто такой капитан? (Это лицо, возглавляющее экипаж) .
А штурман? (Это человек, вычисляющий ход корабля) .
А лоцман? (Это моряк или речник, проводящий суда в опасных районах, на подходах к портам, хорошо знающий береговую обстановку) .
– Моряк-это он. А если это женщина? (Морячка) .
– Если ракушку нашли в море, то ракушка какая? (Морская) .
– Назови район, который расположен рядом с морем. (Приморский или взморье) .
– Как называли человека, который ходил в далёкие моря. Эти слова состоят из 2-х слов. (Мореход, мореплаватель) .
– Как называли коренной народ российского севера, живущий по берегам северорусских морей и занимающихся рыбным промыслом? (Поморы) .

Поморы – это морской, древний народ. Корабли поморов были приспособлены к плаваниям среди льдов. Поморы – народ отважных арктических мореплавателей, зверобоев и рыбаков- единственный коренной морской народ в Западно-Сибирской части Арктики.

Поморы – это жители Поморья . А Поморье – всё побережье Северного океана и Белого моря.
А теперь назовите все слова, которые выросли из слова «море».
– Выделите в них приставку, суффикс и окончание.

Поднимемся на корабль и займемся уборкой.
Грамзапись «Бескозырка белая…».
Дети под музыку выполняют движения, имитирующие уборку палубы корабля: берут ведро, опускают его за борт, набирают воду, выливают на палубу, с помощью швабры драят палубу, вытирают её. Потом показывают движениями, что устали, смахивают пот со лба. Один из учеников играет роль капитана. Дети, увидев его, встают «смирно» и отдают честь.

5. Развитие навыка работы со стихотворным текстом.

(Работа по иллюстрациям).
Послушайте, как красиво говорит о море поэт Валерий Брюсов.
«волна набегает, узорно извивами чертит песок; и снова отходит покорно, горсть раковин бросив у ног».
– Какие слова использует автор, чтобы показать красоту моря? (Узорно извивами чертит песок, отходит покорно т. е. тихо, смирившись).
А вот стихотворение, которое приготовил Егор. Это стихотворение знаменитого поэта Жуковского В.
Безмолвное море, лазурное море,
Стою, очарован, над бездной твоей.
– Назовите слова, с помощью которых автор описывает МОРЕ.

(Безмолвное, лазурное. Оно бездонное. Автор очарован им).

– Эти слова помогают автору передать всю красоту и величие моря.
– А теперь попробуйте описать море сами. Каким оно может быть? (Голубым, синим, чёрным, спокойным и беспокойным,тихим, ясным, безбрежным-это имена прилагательные. Они отвечают на вопрос какое? И являются прилагательными).
– Запишите эти слова и выделите окончания. Как определить окончание прилагательного? (Нужно поставить вопрос от существительного к прилагательному).
– Посмотрите на эту иллюстрацию. Море не всегда бывает спокойным. Поднимется ветер и море что делает?
– Подберите слова, отвечающие на вопрос что делает?
– Как называются эти слова? (Это глаголы. Они называют действия).
(Море бушует, волнуется, играет, беспокоится, пенится, шумит, рычит).
– Если море такое, что происходит на море? (Шторм, море штормит).
– На чём можно передвигаться по морю? ( На корабле, на яхте, на катере, на лайнере, на пароходе, на судне).
– На какой вопрос отвечают все эти слова? (Что? Это существительные).
– Мы с вами садимся на…. белоснежный лайнер.
– Каким он ещё может быть? (Огромным, быстрым, красивым).
– Давайте представим, что можно увидеть вокруг. ( Волны, дельфинов, небо, солнце, берега, пальмы на берегу).

6. Развитие творческого мышления.

Игра в рифму.
Игры-загадки.
Стою у карты и мечтаю:
Я хочу стать ….(моряком).
К этой мысли привыкаю,
Все моря я изучаю
И указочкой вожу.

Вот волна качает дом
С чистой палубой на нём,
Думал я, что это ……вот,
Ну, конечно,…. ( пароход).

Море, море, покачай-ка!
Попросила море ….(чайка).

7. Наблюдение за изменением слова МОРЕ.

– Прочитайте рассказ.
– Какая часть слова МОРЕ изменяется? (Окончание).
– Выпишите словосочетания со словом МОРЕ. Выделите окончание.
– Придумайте сами предложение с одним из словосочетаний.
Море (Что делало?) плескалось, дул (Откуда?) с моря, ходили (Где?) по морю, заметались (Над чем?), поднялась (На чём?) на море.
С утра море тихо плескалось. Лёгкий ветерок дул с моря. По морю ходили катера. В полдень над морем заметались чайки. К вечеру на море поднялась буря.
-Какая часть в слове МОРЕ изменялась? (Окончание).

-Какое слово было сегодня на уроке главным?

Конспект урока ” Приставка и её роль в слове”

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Школа № 13 города Донецка»

Конспект открытого урока по русскому языку

в 3 –А классе

на тему:

« Приставка, её роль в слове»

Учитель: Кобец Ольга Валерьевна

Тема: « Приставка, ее роль в слове»

Вид урока: комбинированный

Тип урока: урок изучения нового материала

Технология: на деятельной основе

Система обучения: традиционная

Цели:

  • Образовательные :
    • уточнить понятие «приставка» и её роль в словообразовании
  • Развивающие :
    • развивать учебно-организационные навыки (определять тему урока, ставить задачи, намечать пути реализации, анализировать свою деятельность, оценивать свою работу);
    • развивать речь, орфографическую зоркость, зрительную память;
    • продолжить развивать умение отвечать полным ответом, сравнивать, проводить анализ, делать вывод, выражать своё мнение.
  • Воспитательные :
    • воспитывать бережное отношение к русскому языку, опирающееся на грамотную речь, поддерживать интерес к русскому языку;
    • развивать умение работать в группах, согласуя свои действия и мнения.

Задача: научить определять приставку в слове и правильно её применять.

Оборудование: карточки, листы,

ТСО: проектор, ноутбук, демонстрационный экран.

Ход урока

1.Организация класса. Эмоциональный настрой. (слайд 1)

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбкою вздохнём,

Дружно наш урок начнём .( слайд 2 )

2. Сообщение темы урока .

-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование
– Все вы станете исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре )

« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». ( слайд 3 )

– Сегодня мы с вами отправимся по океану Знаний в страну….

– А вот в какую страну послушайте.

В нашей стране мы ждём вас с нетерпением.

Познаете вы много разных тайн.

Морфемы тут живут и здесь, и там.

– Что за страну мы посетим? (слайд 4)

– Чем интересна эта страна? ( она состоит из островов ).

– Какие острова находятся в этой стране? (остров Корень, суффикс, приставка, окончание).

– Мы с вами уже начали изучать страну Морфемику. И исследовали два острова. Что это за острова? (окончание, корень)( слайд 5,6 )
– Расскажите об этих островах :
Ученица:

Корень слова – значимая часть. (слайд 7)

Над словами родственными

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова

– С какой морфемой мы уже знакомы?( с корнем )

Ученик:

Часть слова, которая изменяется,

Остальную же часть слова

Именуем мы основой .

– Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.

– Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы.

3. Чистописание.

-Под каким девизом пройдет наша минутка чистописания? ( слайд 8)

– Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. ( слайд 9)

Ссылка на основную публикацию