Конспект урока (Формирование связного высказывания по теме Весна)

Конспект НОД по развитию связной речи по теме «Весна»

Анна Ивановна Корнилова
Конспект НОД по развитию связной речи по теме «Весна»

Структура НОД

Цель НОД: развитие связной речи у детей по теме «Весна»

Интеграция:

Познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Задачи:

-Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников; любознательность, желание узнать новое; любовь к природе, умение чувствовать ее красоту.

-Развивающие: Развивать связную речь; эмоционально-волевую сферу детей, умение понятно для окружающих выражать свои мысли; развивать интонационную сторону речи; развивать зрительное восприятие, память;

-Образовательные: Закрепить умение составлять рассказ по картине; упражнять в подборе прилагательных к существительным, учить из слов единственного числа составлять слова множественного числа; упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце); активизировать и обогащать лексический словарь по теме: «Весна».

Предварительная работа:

Наблюдения за весенними изменениями в природе, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о весне, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: проталина, капель, яркое, весеннее, теплое, ласковое, блестящее, веселое, большое, радостное, нежное, голубое, высокое, яркое, ясное, безоблачное, легкие, белые, пушистые.

Материалы и оборудование:

Доска с изображением солнца с отдельными лучами, мяч, мягкая игрушка сердце, иллюстрации с изображением капели, проталин, подснежников, конверт с текстом, магнитофон, кассета с музыкой для физ. минутки, схема для определения звука (в начале слова, в середине или в конце).

Использованная литература:

Г. С Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. ,1988.

А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. Учите, играя. М. ,1983.

У. М. Сидорова. Учим слова и предложения. М., «ТЦ Сфера», 2013.

Е. Н. Михина. Развивающие игры. Волгоград: Учитель, 2013.

Вводная часть.

Восп. – Что это за мелодия? Это музыка Весны. Весна-это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждут от весны радости, тепла и чудесных превращений.

-Ребята, скажите пожалуйста, после какого времени года наступает весна? (Весна наступает после зимы)

Какие весенние месяцы вы знаете? (Весенние месяцы: март, апрель, май)

Как называются первые весенние дни? (Первые весенние дни называются ранней весной).

Основная часть

Восп. – Ой, кто это пришел? (Подходит к двери, берет конверт). Ребята, это был почтальон, он принес письмо от Солнца. Садитесь на стулья, давайте прочитаем письмо. (Пытается открыть конверт, но он не поддается). Ой, конверт не открывается, по-моему надо прочитать стихотворение про Весну. Давайте послушаем весеннее стихотворение в исполнении Полины Блиновой. (Полина читает стих-е Тютчева «Зима не даром злилась».) – Спасибо большое Полине.

Восп. (открывает конверт) – Это не простое письмо, а рассказ про весну.

Наступает весна. Солнце пригревает сильнее. Тает снег, появляются проталины, звенит капель, бегут ручьи. День становится длиннее, а ночь короче. На деревьях набухают почки и появляются первые листочки. Из – под снега прорастают подснежники. Перелетные птицы возвращаются из теплых стран и вьют гнезда. Люди снимают шубы, надевают куртки и плащи.

В этом рассказе, есть малознакомые нам слова, это слово КАПЕЛЬ и ПРОТАЛИНА. Давайте узнаем, что они означают. (Восп. показывает иллюстрацию ПРОТАЛИН). Ребята, ПРОТАЛИНА-это место, где стаял снег, и открылась земля. На проталинах можно увидеть первую травку и первые цветы подснежники. Повторите ПРО-ТА-ЛИ-НА. (Восп. показывает иллюстрацию КАПЕЛИ). КАПЕЛЬ-это падающие капли оттаявшего снега с крыш или деревьев. (повторяет с детьми КА-ПЕЛЬ)

Восп. – Ребята, ответьте мне на вопросы:

1. Солнце весной как пригревает?

2. Какие изменения происходят весной в природе?

3. Что происходит с деревьями весной?

4. А что делают птицы весной?

Посмотрите какие у меня есть картинки про Весну. Кто составит свой рассказ про весну? (Т. Андрей, П. Настя, О. Амина, А Катя). Всем огромное спасибо за замечательные рассказы про весну.

(Физминутка под музыку)

Восп. – Солнышко посмотрев как мы танцуем стало светить еще ярче и веселее и решило заглянуть к нам в гости. (Восп. на доске выставляет иллюстрацию СОЛНЦА). Посмотрите, какое оно лучистое. Эти лучи солнышка приготовили для нас задания. Ребята, постараемся выполнить задания СОЛНЦА? (Да). Тогда, встаньте пожалуйста в круг. (Восп. отрывает лучи, по мере решения заданий)

И так, первое задание, 1 ЛУЧ (Восп. из центра круга бросает мяч ребенку):

-Солнышко хочет узнать какое оно весной? Солнце весной КАКОЕ? (Яркое, весеннее, теплое, ласковое, блестящее, веселое, большое, радостное, нежное)

-А небо весной какое? (Голубое, высокое, яркое, ясное, безоблачное)

-Облака какие? (Легкие, белые, пушистые)

-А сама весна какая? (Ранняя, поздняя, долгожданная, красивая) Молодцы ребята, вы справились с этим заданием, теперь мы знаем какой бывает весна.

2 ЛУЧ – Солнце передает частичку своего тепла в виде сердца и хочет, чтобы вы сказали ЛАСКОВО. (Восп передает игрушку сердца ребенку, он сказав слово, отдает сердце обратно воспит).

-Проталина-проталинка, лужа-лужица, льдина-льдинка, ручей-ручеек, гнездо-гнездышко, лист-листочек, поле-полюшко, солнце-солнышко). И это задание вас не остановило, молодцы! Теперь вы можете изменить любое слово и сказать его ласково.

А теперь ребята, садитесь на стулья.

3 ЛУЧ – Это задание очень простое, все слова, которые написало СОЛНЦЕ надо сказать со словом ВЕСЕННИЙ. (День, погода, солнце, гроза, настроение, месяцы, лес, небо, трава).

4 ЛУЧ – А теперь, солнце хочет, чтобы вы ей подсказали как будут произносится слова во множественном числе, т. е когда их МНОГО. Подснежник (один)-подснежники- много подснежников, трава-травы-много трав, сосулька-сосульки-много сосулек, ручей-ручьи-много ручьев, льдина-льдины- много льдин, гнездо-гнезда-много гнезд, почка-почки-много почек, лист-листья-много листьев, цветок-цветы-много цветов, облако-облака-много облаков. Даже Солнце затруднялось, а вы справились с заданием, молодцы!

5 ЛУЧ – Солнце просит вас ребята, ПРОДОЛЖИТЬ предложения, поможем? Поможем

На дереве гнездо, а на деревьях (гнезда)

На ветке сук, а на ветках. (сучья)

На дворе дерево, а в лесу… (деревья)

У дерева ствол, а у деревьев (стволы).

Восп. – Ребята вы молодцы, справились со всеми заданиями Солнца. Солнце благодарит вас за это и дарит вам свои теплые лучи.

А сейчас, отгадайте загадку, слушаем внимательно:

Из – под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник). Правильно ребята, это подснежник, первый весенний цветок. (Восп демонстрирует иллюстрации подснежников). Вот какие подснежники бывают. Стихотворение «Смелый подснежник» прочитает Полина Родина.

-Скажите мне ребята, сколько слогов в слове подснежник? (3) Правильно, 3.

-Какой первый звук слышен в слове подснежник? (П)

-Какой последний звук слышен в этом слове? (К)

-Придумайте мне слова, чтобы звук «К» было слышен в начале слова. (Восп. показ схему расположения буквы в начале, в середине, в конце слова).

Теперь придумайте слова, чтобы звук «К» был в конце слова.

А теперь придумайте слова, чтобы звук «К» был в середине слова.

Молодцы ребята, от того что вы ответили на все вопросы правильно, подснежники на картинках все распустились.

Заключительная часть.

Наше занятие подошло к концу, Что нового и интересного узнали сегодня?

Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

А в чем вы затруднялись?

Спасибо за внимание!

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Посуда» Закрепить и обобщить знания детей о посуде через составление описательных рассказов. Тема: Посуда. Составление рассказа о предмете посуды.

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи «Фрукты» Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, ориентированной на детей с НОНР. Тема занятия: Фрукты.

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема: Составление рассказа «Зимние заботы» по картине с проблемным сюжетом.

Конспект НОД «Насекомые» по развитию связной речи в старшей группе «Насекомые» (итоговое занятие по развитию речи с использованием мнемосхем в старшей группе) Цели: Образовательная: закрепить знания о жизни.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Весна» в подготовительной группе. Конспект НОД по развитию речи «Лексико-грамматические игры по теме Весна» в подготовительной группе. воспитатель первой квалификационной.

Конспект НОД по развитию связной речи у детей с ОНР (старшая группа) по теме «Насекомые» Цель:Учить составлять описательный рассказ. Задачи: Коррекционно – образовательные: – учить логически последовательно выстраивать свое высказывание;.

Конспект занятия по формированию лексико — грамматических категорий и связной речи для детей 7 года жизни по теме: Весна Цели занятия. Обучающие: *обобщить и закрепить знания детей о весенних изменениях в природе; *учить устанавливать простые причинно-следственные.

Конспект Занятия по обучению грамоте и развитию связной речи по теме: «Зимушка-зима» Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы Возрастная группа подготовительная, логопедическая.

Конспект занятия по развитию связной речи «Путешествие в страну знаний» Программное содержание: • Продолжать учить детей пересказывать небольшие произведения. • Составлять сложные предложения по опорным схемам.

Читайте также:  Родительское собрание о пользе сказок

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе «Лунтик» Воспитатель: Готовцева Марина Артемьевна Тема: В гостях.

Конспект занятия по развитию связной речи “Весна”
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Ранняя весна»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_ranyaya_vesna.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Составление рассказа по картинкам «Ранняя весна»

– уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», учить знать и называть признаки весны, расширить и активизировать словарь детей по данной теме; закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; существительных с числительными;

– обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок;

– развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание;

– упражнять в правильном дыхании;

– развивать мелкую моторику,

– упражнять в развитии координации речи с движениями;

воспитывать у детей познавательный интерес, желание приходить на помощь

Оборудование: картинки с изображением признаков весны, конверт с письмом, рисунок грача, мнемосхемы, мяч.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке ; чтение и обсуждение художественных текстов о весне; отгадывание загадок по лексической теме: «Весна»; разучивание стихотворений о весне; разучивание подвижной игры на координацию речи с движениями, разучивание пальчиковой гимнастики «Ласточка».

Лексико –грамматические игры по теме: «Подбери признак» Какой (снег…)? Какая (весна)? Какое (солнце)? «Телефон» (подбор «весенних» слов), «Подбери действие».Составление предложений о весне по картинке.

Словарная работа : набухают почки, теплые страны, вить гнезда, засвищут соловьи, проталины, пригорок, капель.

1. Орг. момент (психонастройка):

Дети стоят в кругу на ковре, взявшись за руки. Ребята, к нам на занятие заглянуло солнышко. Какое оно? ( Весёлое, лучистое, желтое, весеннее) Давайте улыбнёмся друг другу, как солнышко нам, подарим друг другу хорошее настроение. И с таким настроением на занятии будем чётко отвечать, проговаривать все звуки.

2. Отгадайте загадки :

Когда это бывает? (весной)

Когда это бывает?

3.Беседа по теме:

– Какое время года наступило?

-Какая сейчас весна? (ранняя)

-После, какого времени года пришла весна?

– Какое время года наступит потом?

4. Обогащение словаря по теме. Словарная работа.

Игра «Назови весенние слова»

Объяснение значений слов и выражений :

Ой беда! Ой беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

на снегу… (проталинки)

проталины, пригорок, капель, набухают почки, теплые страны, вить гнезда, засвищут соловьи, повеяло весной, веет ветер.

Дыхательная гимнастика: Покажем, как дует ветер сильный, а теперь тихий ветерок.

Дети садятся на стульчики.

5. Чтение стихотворений.

Много писателей и поэтов очень любили весну, любовались ею, писали о ней рассказы и стихи. Послушайте стихотворение И.Токмаковой:

К нам весна шагает

Отшумели все метели

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели

И сосульки в ряд висят.

Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.

Стук в окно. Слышите кто – то стучит в окно. Кто же это? Да это же к нам грач прилетел? Давайте представим, как летят грачи и посчитаем их.

6. Игра «1,2,3,4,5» с существительным грач.

7. Беседа о птицах . Как вы думаете, откуда грач прилетел? (Из тёплых стран)

Что он там делал? (зимовал) Грач прилетает к нам самым первым. Какие ещё птицы к нам прилетают весной? (Скворец, соловей, стриж, ласточка и другие). Когда станет совсем тепло к нам прилетят ласточки. Давайте для них вспомним пальчиковую гимнастику про ласточек.

8. Пальчиковая гимнастика «Ласточка».

Ты с чем пришла?

– За морем бывала

( Правая рука: на каждую строчку большой пальчик «здоровается» со всеми пальчиками, начиная с указательного; затем левая рука)

В клюве грача какой – то необычный конверт, а в нём письмо. Давайте прочтём.

9 . Сообщение темы:

Дорогие дети старшей группы! Пишет вам Весна. Я попала в беду: зимний ветер все тропинки перепутал, и я не могу прийти к людям. Чтобы выручить меня,

составьте рассказ обо мне по картинкам. Очень надеюсь на вашу помощь.

Помочь вы мне сможете, если сумеете говорить выразительно, чётко, ясно. Очень прошу вас поторопиться. Надеюсь на вас друзья!»

Поможем, ребята весне, составим рассказ.

Ну, что же, начнём выручать весну? Не забудьте, как надо говорить.

10. Коллективное составление рассказа.

Наступила весна. Солнце светит ярко и начинает пригревать. Небо стало голубым. На небе появились лёгкие, белые облака. Снег уже потемнел. Появились первые проталины. На деревьях набухают почки. Из тёплых стран прилетели птицы. Они будут вить гнезда.

Что мы составили? (рассказ)

Что должно быть у рассказа? (название, заголовок)

11. Озаглавливание рассказа . Придумайте название рассказу. Ранняя весна.

12. Дети в круг. Речевая подвижная игра «Клён»

За окном сосулька тает (4 прыжка)

Ветер тучи рвёт в клочки. (Руки вверх, наклоны влево –вправо)

Разжимает, разжимает клён тугие кулачки (разжимаем кулачки)

Прислонился он к окошку (4 прыжка)

И едва растает снег (наклоны вперёд – назад)

Мне зелёную ладошку

Клён протянет раньше всех. (поворачиваются друг к другу, протягивают руки, делают рукопожатие.)

13. Игра «Подбери признак»

14.Составление рассказа индивидуально.

Очень хорошие рассказы у вас получились. Помогли мы распутать дорожки по которым к нам придёт весна – красна.

– А почему в народе говорят весна – красна?

15. В старину, чтобы весна народ радовала, поскорее тепло приносила, люди кричали «заклички» и так зазывали весну. Давайте и мы зазовём весну:

С ясным солнышком

В наш родимый край!

Вот и пришла весна. Теперь с каждым днём будет становиться теплее и радостнее. Весна так рада, что вы помогли ей, приготовила каждому из вас подарок. Это картинки, которые вы после сна раскрасите и вспомните наш рассказ.

Итог: Молодцы! Чем мы сегодня занимались?

Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с. – (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

Тема: «Весна» (конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и обучению грамоте )

    Филипп Мукаев 2 лет назад Просмотров:

1 Тема: «Весна» (конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и обучению грамоте ) Провела: учитель-логопед МДОУ «Детский сад 97 комбинированного вида» г.о.саранск Батина Т.Н.

2 Цель: 1. Расширить активный словарь детей по теме «Весна». 2. Закрепить навыки звуко-слогового анализа слов, чтения слов. 3. Работа над деформированным предложением, подбор предложений к данной схеме. 4. Развитие связной речи. 5. Развитие мышления, памяти, внимания. Оборудование: мультимедийный проектор, карточки со словосочетаниями, схемы слова и предложения, деформированные предложения, ребусы.

3 I. Организационный момент. 1. Биоэнергопластика. 2. Д/и «До, между, за». Л.: – Назовите месяц до февраля? Д.: – До февраля январь ( и т.д.). II. Сообщение темы. Л.: – Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, группа хоть куда, Занятие начнем, друзья! Л.: – Сегодня мы будем говорить, а вот о чем, вы узнаете, если отгадаете загадку: (Звучит весенняя музыка и загадка): Шагает красавица, Легко земли касается. Идет на поле, на реку И по снежку, и по цветку. (Выставляется картинка с изображением девушки-весны).

4 Л.: – Скажите, какая весна? Д.: – Весна долгожданная, (и т.д.: музыкальная, поющая, ранняя, запоздалая, теплая, веселая, красивая, восхитительная, замечательная). Л.: – Сегодня мы поговорим о том, какие изменения в природе происходят с приходом весны. Какие периоды весны вы знаете? Д.: – Ранняя весна, середина весны, поздняя весна. Л.: – Представьте, что экран наш альбомный лист, на котором попробуем нарисовать весеннюю картину. Назовите признаки весны? Что происходит с солнцем?

5 Д.: Солнце чаще появляется, греет, припекает, ярко светит. Л.: – Какое небо весной? Д.: – Небо весной голубое, высокое, чистое. Л.: – Какие облака весной?

6 Д.: – Облака весной легкие, воздушные, белые. Л.: – Что происходит с деревьями? (деревья оживают, просыпаются, набухают почки).

7 Л.: – Что происходит со снегом? (Снег тает, темнеет, появляются проталины, бегут ручьи, на реках ледоход). Л.: – Какой день весной? (День длиннее, а ночь короче). Л.: – Какую одежду одевают люди весной? (Люди одевают демисезонную одежду). Л.: – В какие игры весной играют дети? (Пускают кораблики). Л.: – Какие изменения в жизни птиц и диких животных происходят с приходом весны? (Возвращаются перелетные птицы и вьют гнезда. Просыпаются еж, барсук, медведь. У медведицы появляются медвежата. Заяц, лиса, белка, волк линяют.) Л.: – Посмотрите, какая весенняя картина у нас получилась.

8 III. Звуко-слоговой анализ слова. Л.: – Отгадайте названия весенних месяцев по первым звукам картинок (выставляются ребусы: март, апрель, май). Л.: – К названию какого весеннего месяца подходит данная звуко-слоговая схема? Д.: – К весеннему месяцу апрель (полный звуко-слоговой анализ слова «апрель»). Л.: – Молодцы! Вы правильно выполнили задание! IV. Чтение слов и словосочетаний. 1. Д/и «Слова рассыпались». Л.: – поставьте буквы по порядку так, чтобы получились слова. Исключите лишнее слово (Весна, лето, грач, зима).

9 2. Д/и «Составление словосочетаний». Л.: – На карточках соедините слова так, чтобы получилочь правильное словосочетание. (Дети читают: солнце лучистое, капель звонкая и т.д.). Л.: – Молодцы! С заданием справились отлично!

11 V. Работа над деформированным предложением. Л.: – Для того, чтобы выполнить следующее задание, вспомните, на какие вопросы отвечают слова-предметы? Д.: – К живым предметам задаем вопрос кто это? К неживым что это? Л.: – Какой графической линией они обозначаются? (Одной прямой линией). Л.: – На какие вопросы отвечают слова-действия? (Что делать? Что делает?) Л.: – Какой графической линией они обозначаются? (Двумя прямыми линиями). Л.: – На какие вопросы отвечают слова-признаки? (Какой? Какая? Какие? Какое?) Л.: – Какой графической линией они обозначаются? (Волнистой линией). Л.: – Что такое предложение? Д.: – Слова в предложении дружат между собой и выражают законченную мысль. Л.: – Составьте предложение к данной схеме. (Работа на магнитной доске: Светит яркое солнце. Дует теплый ветерок. Бегут веселые ручейки.)

12 Л.: – О каком времени года эти предложения? Д.: – О весне. VI. Физ/минутка (Из серии «Расскажи стихи руками» – «Гусеница» (выполняется под музыку). VII. Составление сложных предложений с противительным союзом а. Л.: – Закончите предложения: Зима уходит, а весна Д.: – А весна приходит. Л.: – Река зимой замерзла, а весной Л.: – Зимой солнце тусклое, а весной Л.: – Зимой снег чистый, а весной Л.: – Зимой дни холодные, а весной Л.: – Зимой погода часто пасмурная, а весной Л.: – Медведь осенью засыпает, а весной Л.: – Птицы осенью улетают, а весной Л.: – Молодцы! С заданием справились отлично! VIII. Развитие связной речи. Л. Читает рассказ «Апрель» (подходящий к нарисованной картине). Л.: – Ответьте на вопросы: О каком месяце говорится в рассказе? C кем шел Саша домой? О чем Саша спросил маму? Что ответила мама? Как меняются деревья весной? Куда исчезли снеговики? На чем можно кататься весной? О каких признаках весны говорится в рассказе? (Пересказ текста по цепочке и одним ребенком.) Л.: Молодцы! С заданием справились отлично! IX. Подведение итогов. Л.: – О чем мы сегодня говорили на занятии?

13 Д.: – Мы говорили о весне, читали слова, предложения, пересказывали рассказ.

Конспект занятия по речевому развитию по теме
«Весна пришла»

Цель:

Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно – эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Образовательные задачи:

Расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие задачи:

Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитательные задачи:

Воспитание активности, инициативности, самостоятельности,

творческих способностей, воображение.

Оборудование:

Предметные картинки (солнышко, ручей, проталина, травка, почки, насекомые, птицы), картины из серии «Птицы» (кукушка, соловей, грач, скворец, ласточка, дятел, снегирь), «Первоцветы» (подснежник, мать-и-мачеха, крокус, прострел, медуница, ветреница), кукла Снеговичок, аудиозаписи: П. Чайковский «Времена года. Весна», «Голоса птиц», картина «Ранняя весна».

Ход занятия:

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. В это солнечное утро, я надеюсь, у вас хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и начнем занятие. А поговорим мы сегодня о прекрасном времени года – о весне.

(Звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Весна».)

Посмотрите, а у нас гость – Снеговичок. Ребята, он ни разу не видел весны. Расскажем ему, что же это такое?

Какая в наших краях весна? (Холодная и теплая, дождливая, солнечная, веселая и т.д.)

Весной хочется говорить только ласковые слова.

Игра «Скажи ласково».

Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка -…, дерево -…, лист -…, ручей – …, лужа – …, туча -…, трава -…. Молодцы!

А сейчас давайте отправимся в весеннее путешествие. На каком бы нам поехать транспорте, чтобы все хорошо рассмотреть? Ответы детей. Конечно же, на поезде.

Итак, отправляемся. И нашего гостя зовем с собой.

Пока мы едем с помощью язычка вспомним некоторые приметы весны.

солнышко пригревает все сильнее, на крышах домов вырастают длинные сосульки («иголочка»), всюду слышна звонкая весенняя капель (дэн-дэн-дэн), появились лужицы («блинчик»), лопаются почки на деревьях («лошадка»), птицы вьют гнезда («чашечка»).

Первая станция – «Хорошая погода».

Выйдем погулять. Нас встречает весеннее солнышко. А какое солнце весной? (Круглое, желтое, золотое, ласковое, теплое…)

Скажите, ребята, а кого солнышко весной разбудит? А помогут вам мои картинки. Разложите их по порядку.

Первая картинка – «солнышко».

Дети выкладывают на полу картинки: солнышко-проталина-травка- почки-насекомые-птицы. Дети составляют рассказ: Солнышко пригреет – снежок растает – побегут ручьи – появятся первые проталины – вырастет молодая травка – набухнут почки – появятся насекомые – прилетят птицы.

Вы хорошо справились, молодцы! А ты, Снеговичок, всё запомнил?

Весной природа пробуждается от зимнего сна. Что делаете вы, когда просыпаетесь? Правильно, умываетесь. Земля, растения, травка тоже хотят умыться. Но как? Они ждут теплого весеннего дождя. Он все вымоет и напоит всех.

Пальчиковая игра «Дождик»:

Кто по улице идет?

Эту песенку поет?

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей.

Будем рады я и ты.

Спрячемся от дождика в вагончиках. Поехали дальше.

Следующая станция – «Лесная».

Мы, ребята, попали в весенний лес. А какие деревья растут в лесу? Дети перечисляют. На одной ножке покрутись и в любое дерево превратись.

Дети выполняют задание.

Я вижу стройные березки, могучие дубы, аккуратные елочки. Милые деревья, почувствуйте, как ласково греет солнышко, как вы просыпаетесь после долгой зимы, набираетесь весенних соков из матушки-земли, на ваших веточках набухают почки и появляются первые нежные листочки и молодые хвоинки. Чему вы порадовались? Что вы почувствовали? Ответы детей.

На одной ножке покрутись и в себя ты превратись.

А вот и первые цветы! (На доске – картинки с изображением первоцветов.) Назовите их. Ответы детей.

Давайте с вами вдохнем аромат этих цветов. Посмотрите, как я это сделаю. Медленно вдохнуть воздух через нос, задержать дыхание, и на выдохе скажем: «Как вкусно пахнут цветы». (Повторить еще раз.)

Ребята, закройте глаза, прислушайтесь, что это за звуки? (Звучит аудиозапись «Голоса птиц».)

В лес прилетело много птиц. Как мы называем птиц, вернувшихся обратно из теплых краев? Ответы детей. Выберите картинки с изображением перелетных птиц.

Дети выбирают картинки – грач, кукушка, скворец, ласточка, соловей и объясняют свой выбор.

Сколько гнезд появилось! Давайте посчитаем.

Одно – гнездо, два – гнезда, три – гнезда, четыре – гнезда, пять – гнезд.

Почему люди любят птиц? Как мы можем помочь птицам весной? Ответы детей.

А почему же не видно животных? Все они очень заняты. Как вы думаете, чем? Ответы детей.

Возвращаемся в город, садимся в поезд.

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Давайте поиграем со словом «весенний»: например, месяц (какой?) весенний, день -…, солнце…, лучи-…, небо-…, ручьи-…, погода-…, дождь-…, цветы-…

Следующая станция «Детский сад».

Усаживайтесь на стульчики. Давайте расскажем о том, как все изменилось весной в городе.

Беседа по картине «Ранняя весна».

Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?

Что вы можете рассказать о деревьях, птицах?

Кого вы видите на картине? Куда пришли дети, чем они занимаются?

Какое настроение у детей?

Какое у вас вызывает настроение эта картина?

Заключение.

О каком времени года мы сегодня с вами говорили?

Давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались, где побывали?

Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями. Я думаю, наш гость Снеговичок доволен, он теперь знает, какое прекрасное время года – весна. А он для вас приготовил небольшой сюрприз – цветные льдинки – напоминание о его любимой зиме, но они такие яркие, как будто их раскрасила своими красками весна. Угощайтесь. А с нашим гостем мы прощаемся до будущей зимы.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Весна

Автор: Еремина Анастасия Николаевна, педагог дошкольного образования, воспитатель ГБДОУ д/с №14 г. Санкт-Петербург.

Занятие рассчитано на детей 5-6 лет, воспитателей и логопедов.

Развитие речи, несомненно, тесным образом, связано с общим развитием мышления и памяти ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, упражнения, направленные на развитие мышления, а так же чтение книг так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

ЦЕЛЬ: закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения я природе, связанные с этим периодом.

ЗАДАЧИ:
* Обогащение и активизация словаря: март, апрель, май; капель; оттепель; скворцы; долгожданная весна; ранняя весна; “Матушка Весна”; ворота; воскресает.
* Развитие связной речи через построение логической цепочки;
* Развитие познавательных процессов – мышления, памяти, внимания;
* Воспитание интереса к изучению природы и природных явлений.

МАТЕРИАЛЫ:
* Фотоиллюстрации с изображением весенних пейзажей в разное время;

Организационный момент:

Ребята, внимательно послушайте стихотворение и вы поймёте, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.

Михаил Пляцковский.
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе – солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.

-Правильно, о весне, теперь можно смело закончить стихотворение:

Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей – весеннее!

Игра на развитие речи «Какой? Какая? Какое?»

-Давайте встанем в круг, я буду бросать каждому мячик и задавать вопрос:

-весна какая? (теплая, солнечная, яркая, долгожданная)
-солнышко какое? (теплое, желтое, радостное)

– настроение весной какое?

-Молодцы, вот сколько хорошего, светлого и доброго мы можем сказать о весне. А сейчас, расскажите мне, какие признаки весны вы знаете.

Предполагаемые ответы детей:
– Солнце стало ярче и дольше светить;
– На улице стало теплее, пропал мороз;
– Снег растаял, появляется капель, проталины;
– Прилетают птицы из теплых стран;
– Появляются почки на деревьях;
– Появляется первая трава.

– Молодцы, вы хорошо знаете признаки весны! А как называется первый весенний месяц?
– Март
– А какая весна, когда она только «наступает»?
– Ранняя
– Назовите мне все весенние месяцы?
Дети называют.

А теперь давайте поиграем, у меня на доске есть картинки, они перепутаны местами, кто поможет их расставить.

На доске/фланелеграфе в разброс, расположены картинки, дети должны выстроить их по порядку, проследив закономерность и объясняя почему именно так, а не иначе. Например, первая картинка — на улице лежит снег, дети тепло одеты, играют. Далее будет картинка, где снег подтаял, появились проталины, с крыш капают сосульки, светит солнце. Затем, картинка, где уже солнечно, снега практически нет, дети одеты более легко. Далее, картинка без снега, солнечно, прилетают птицы. В конце может быть картинка с поздней весной.
Дети должны точно проследить закономерность, что птицы не прилетают, пока лежит снег; что проталины и капель — это результат яркого и теплого весеннего солнца и т.д.

-Пришла пора нам отдохнуть, приглашаю вас, друзья в середину группы.

Подвижная игра «Матушка Весна».

Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота. Все дети говорят:

Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май –
Сколько хочешь гуляй!

Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

-Ребята, а вы знаете какие — нибудь приметы, пословицы или поговорки о весне?
Дети отвечают,рассказывают, что они знают.

-А я вам тоже расскажу! А вы знали, что если в начале весны, в марте рано начал таять снег – значит, долго не растает, а то и подвалит новый. Или, когда грачи прилетают сразу на гнезда, то весна теплой будет. Или если услышали кукушку – больше не будет морозов.

-Скажите пожалуйста, как называются эти приметы и кто их придумал?
-Народные, придумал народ, люди годами наблюдали за природой.
-Скажите, что значит поговорка «Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает». Выслушиваем ответы детей.
-Правильно, это значит, что с появлением солнышка, вся природа просыпается.

Заключение:
-Пришла пора нам с вами прощаться, но прежде, отгадайте мою загадку:

Я всегда со светом дружен,
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.

-Конечно, это солнечный зайчик, предлагаю вам всем вместе его поискать!

Обобщающий урок чтения по разделу «Весна в окно стучится» (3 класс)

Автор: Мазунова Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

I квалификационная категория

Адрес: город Кувандык Кувандыкского района

Название учреждения: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Урок чтения и развития речи

Учебник : «Книга для чтения» 3 класс, авторы З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева

Чтение. Н. Смирнова, Г. М. Гусева. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.

Тема: Обобщающий урок по разделу

«Весна в окно стучится»

Класс: 2/3 класс малокомплектный

Продолжительность урока 40 минут

Используемые информационные технологии: компьютер, мультимедиапроектор, экран, Музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года».

Класс: 2/3 класс В (малокомплектный).

Количество уч-ся: 8 человек (2 класс- 2 учащихся:1 мальчик +1 девочка; 3 класс- 6 учащихся: 5 мальчиков + 1 девочка).

По социальному паспорту: 5 полных семей и 2 неполные семьи, 1 опекаемая. С 1 ребёнком – 5 семей, с 2 детьми – 3 семьи, Образование родителей: высшее – нет, средне специальное – 2отца и 4матери, среднее – 2 отца и 4 матери, без образования – 1 отец и 2 матери. Социальное положение родителей: рабочие – 4 отца и 3 матери, без работы –4 матери, домохозяйки – 1 мать,. Малообеспеченных – 7 чел.

Характеристика класса по уровню развития: учащихся можно разделить на 2 группы.

1 группа – Учащиеся достаточно успешно обучаются в классе. Они понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать выводы и обобщения не в состоянии. При выполнении сложного задания они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Таких учащихся – 7.

2 группа – Учащиеся с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты).

Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Таких учащихся – 1.

Программа: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1—4 классы. Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации 4-е издание. М.: «Просвещение» 2006.

Учебник : «Книга для чтения» 3 класс, авторы З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева

Чтение. Н. Смирнова, Г. М. Гусева. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.

2 класс – «Весенние страницы»

3 класс – «Весна в окно стучится»

2 класс: В год – 170 часов, в неделю – 5 часов.

3 класс: В год – 170 часов, в неделю – 5 часов.

Аппаратура: компьютер, мультимедиапроектор, экран

Активные формы обучения: групповая, работа в парах, форма сотрудничества учеников с учителем, игровая деятельность, поисковая деятельность.

Этапы работы, задачи каждого этапа, представлены в Приложении 1 КОНСПЕКТ УРОКА

Урок: чтение и развитие речи

Тип урока : урок – обобщение, комбинированный

Тема : Обобщение раздела «Весенние страницы» и «Весна в окно стучится…»

Задачи : закрепление представлений о весне;

-развитие выразительного чтения целыми словами;

-воспитание бережного отношения к природе, интереса к чтению книг и

– устному народному творчеству.

-совершенствование навыков осознанного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений, выстраивать логическую последовательность описываемых событий, навыков выразительного чтения.

корригировать и развивать связную речь; корригировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно – следственных связей;

-коррекция высших психических функций, активизация словарного запаса, формирование функций речи.

-воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

-воспитание положительных нравственных качеств личности. Привитие любви к чтению, родной природе.

-развитие творческих способностей учащихся.

Методическая цель : показать приёмы и способы по формированию навыка чтения и развития речи .

Читайте также:  Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
Ссылка на основную публикацию