Конспект урока-экскурсии: Экскурсия в осенний парк

Конспект занятия-экскурсии в осенний парк

Бирюкова Екатерина Валерьевн

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа № 342 Невского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия- прогулки в осенний парк для 2 класса

ТЕМА : Экскурсия в осенний парк. Золотая осень.

Образовательные:

обобщить и систематизировать знания детей об осени

закрепить знания детей о деревьях, умение узнавать их по листьям и другим отличительным признакам

расширять кругозор о природных изменениях осенью, о жизни птиц, насекомых

Развивающие:

развивать речь, внимание, мышление, воображение, память

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь ее, проявлять заботу

способствовать получению положительных эмоций.

Ход экскурсии

– Дети, куда мы сегодня пришли?

Парк «Куракина дача» – Санкт-Петербург, проспект Обуховской обороны

Станция метро:

Парк Куракина дача в Петербурге – это большая парковая зона преимущественно пейзажного вида, старинное место, которое унаследовало свое название от усадьбы первого владельца этих земель князя Бориса Куракина – дипломата, соратника Петра Великого, участника Полтавской битвы.

В пейзажной части Куракиной дачи была восстановлена историческая планировка и ценный древостой из 160 старых дубов, яблонь, вязов, которые были вылечены инженерами-лесопатологами, посажены 700 молодых деревцев из ассортимента утраченных исторических посадок – дубов черешчатых, лип мелколистных, лиственниц и сибирских, ясеней.

В современной части парка пейзаж украсили каштаны, декоративная белая и пурпурная ива, сербская ель, черемуха, маньчжурский орех. Среди обилия видов кустарников – сирень, спирея, барбарис и розовые кусты.

-Назовите сегодняшнее число, день, месяц.

– Назовите по порядку осенние месяцы.

– С чего начинается осень в природе?

-Назовите первые приметы наступающей осени.

– Какая из них главная?

– Вспомните стихи о ранней осени, которые вы знаете.

Чтение стихотворения учителем :

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

-Какое сегодня небо? Как, по сравнению с летом, светит солнышко?

(небо прозрачное, плывут облака, в небе птицы плывут стайками)

-Посмотрите на землю – трава неяркая, вянет.

– Какие изменения происходят с деревьями? (Листья желтеют, облетают и т.д.)

– Какое дерево раньше других надевает осенний наряд? (берёза)

– Слышно ли пение птиц?

– Почему произошли все эти изменения в природе?

2. Игра: «С какой ветки детка?»

Учитель подбрасывает вверх листья деревьев разного вида и цвета.

На ветру кружатся,

И на землю падают,

И ковром ложатся.

Ученики ловят и называют, с какого дерева лист.

3. Полюбуйтесь, какая красота вокруг! На каких деревьях листья только желтого цвета (береза, липа). На каких и желтые и красные и даже багряного цвета (клен, осина). Поищите и другие оттенки (оранжевые, пурпурные). Назовите деревья и кустарники, на которых сохранился зеленый цвет листьев (сирень, тополь, карагач). Как называется явление, когда падают листья? (листопад). Когда усиливается листопад? (при сильном ветре после заморозков). Рассмотрите, что остается после опадания листьев (сохраняется почка). Что вы видите еще на деревьях? (опустевшие гнезда).

– Составьте предложения – восхищения. Например, «Я восхищаюсь яркостью разноцветных осенних листьев». Придумывают и называют.

4. Дидактическая игра на развитие воображения. «Представьте, что вы лист. О чем вы думаете, находясь на ветке, сорвавшись и находясь в полете, когда упали на землю». Высказывают свои мысли.

5. Сбор осенних букетов.

Затем ученики собирают из листьев осенние букеты, считают листья – кто больше по количеству собрал листьев?

– А теперь я прошу, походите по листьям и послушайте, как они шуршат под ногами.

Учитель читает стих в заключении:

Осень длинной тонкой кистью

Красный, желтый, золотой,

Как хорош ты, лист цветной!

6. Дети возвращаются в класс.

– Дети, где мы с вами сегодня были?

– Поделитесь своими впечатлениями.

– Что вы видели в парке?

– Подумайте, как можно разделить природу на две группы?

( Живая природа – растения и животные. Неживая – небо, река, камни).

– А можно ли назвать объектами природы ложку, стол, дом?

(Нет, это предметы, которые сделал человек из объекта природы).

– Живая природа (деревья) даёт человеку возможность изготовить стол, стул. Неживая природа даёт песок, мел, воду. Природа даёт одежду, питание, материалы для жилья.

– Что нужно делать для того, чтобы в парке, лесу было красиво?

– Как нужно вести себя в природе?

Запомните правило:

– Нельзя оставлять и бросать мусор.

– Нельзя ломать ветки и деревья и качаться на них.

Конспект урока-экскурсии: «Экскурсия в осенний парк» (3 класс VIII вида)

Урок — экскурсия направлен на углубление и расширение представлений о сезонных изменениях в природе.коррекцию зрительного восприятия через наблюдение за природой, а также воспитание умения вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывает бережное отношение к животным.

  1. Углубить и расширить представления о сезонных изменениях в природе.
  2. Коррекция зрительного восприятия через наблюдение за природой.
  3. Воспитывать умение вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывать бережное отношение к животным.

Ход занятия:

Оргмомент:

– Здравствуйте, ребята! Подровнялись. Тихонько садитесь. Начинаем урок.

Предварительная беседа в классе:

– Мы продолжаем изучать сезонные изменения в природе. Скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).

– Какое время года сейчас? (Осень).

– Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

– А что происходит с деревьями, травой, цветами? (Деревья сбрасывают листву, трава и цветы увядают)

– Как ведут себя осенью животные, птицы, насекомые? (Делают запасы пищи, утепляют жилища и т.д.)

– Молодцы! И что бы нам поближе познакомиться с осенней природой, мы с вами проведем наш урок в парке. Итак, мы отправляемся на экскурсию.

– На улице вы должны будете соблюдать некоторые правила поведения:

  • Не отходить далеко от группы;
  • Не сорить;
  • Внимательно слушать учителя;
  • При переходе через дорогу остановиться, посмотреть сначала налево, потом на право, и убедившись, что дорога свободна, переходить.

Экскурсия:

– Итак, ребята, вот мы и пришли в парк. Что мы видим вокруг? (Деревья, клумбы, газоны и т.д.).

– А может кто – нибудь знает названия деревьев, которые здесь растут?

– Ребята! Скажите, что изменилось в парке по сравнению с летом?

(Листья на деревьях пожелтели и осыпались, трава завяла, цветы тоже и т.д.)

– А как вы думаете, зачем осенью деревья сбрасывают свои листья? (Так они готовятся к зиме)

– А почему именно так? Деревья берут вещества, необходимые для жизни из земли. Осенью их становится меньше. И чтобы не тратить лишние вещества на свои «наряды», деревья их сбрасывают. Но не все деревья такие. Хвойные деревья стоят зелеными круглый год, потому что вместо листьев у них иголочки – хвоя. В ней за лето накапливается достаточно питательных веществ для того, чтобы дерево оставалось зеленым и зимой.

– А теперь прислушайтесь хорошо. Что вы слышите? (Шум дороги, шаги прохожих и т.д.)

– А слышите ли вы птиц? (Нет)

– А почему? (Они улетели в теплые края)

– А почему осенью птицы улетают? (Становится холодно. Мало корма)

– А каких перелетных птиц вы знаете? (Ласточки, грачи и т.д.)

– Правильно. А какие птицы зимуют у нас? (Снегири, синицы, голуби и т.д.)

– Хорошо. Как мы с вами уже сказали, в холодное время в лесу становится меньше корма, поэтому птиц нужно подкармливать.

– А теперь еще раз оглянитесь вокруг, прислушайтесь, глубоко вдохните.

– Каким стал воздух с приходом осени? (Более холодным).

– Нравится вам осенняя природа?

– А какое время года вам нравится больше?

– Что вы чувствуете? Может кто – то вспомнил какую – нибудь песню или стихотворение?

Наблюдение:

– А сейчас, ребята, пронаблюдайте за небом. Посмотрите внимательно, какое оно? (Голубое, чистое, безоблачное)
Ребята, а солнце светит так же ярко и греет, как и летом? (Нет. Светит не так ярко и не греет.)

Практическая работа:

– А теперь в своих тетрадях зарисуйте что – нибудь из того, что вы видите, что вам больше всего понравилось.

– А сейчас выполните еще одно задание. Каждый из вас должен собрать листья, веточки, травинки. Но не берите все подряд, выбирайте более красивые.

– Теперь, ребята, все подходим ко мне. Вам понравилось наше сегодняшнее занятие?

– Итак, листочки, которые мы собрали, не выбрасывайте, берите их с собой. Возвращаемся в класс.

– А сейчас давайте немножко поиграем. Разделитесь на две команды. Теперь каждая команда по очереди будет называть признаки осени. Кто больше назовет, тот и победил.

Обобщающая беседа в классе:

– Давайте вспомним по порядку, что нового вы сегодня узнали об осени.

– Что происходит с природой осенью? (Воздух становится холоднее, птицы улетают в теплые края, деревья сбрасывают листву)

– А почему они это делают? (Потому что становится мало веществ, необходимых для жизни.)

– А все деревья так делают? (Нет. Хвойные деревья остаются зелеными круглый год)

– А почему? (Потому что вместо листьев у них хвоя, в которой находится необходимое количество питательных веществ).

Домашнее задание:

– Дома вы должны будете составить осенний букет из листьев, которые вы собрали сегодня. Завтра мы устроим конкурс на самый лучший осенний букет.

Демина Олеся Васильевна,
логопед, олигофренопедагог,
МБОУ ООШ №1,
г. Слюдянки Иркутской области

Урок окружающего мира по теме «Осенняя экскурсия в парк». 1-й класс

Класс: 1

Презентация к уроку

ЦЕЛИ:

  • дать обучающимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширять знания детей об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц;
  • показать их связь с неживой природой;обобщить знания детей о характерных признаках осени;
  • формировать элементарную эрудицию ребёнка, его общую культуру, нравственные эстетические чувства;
  • развивать речь, внимание, память, наблюдательность, сообразительность;
  • воспитывать эмоционально положительный взгляд на мир, любовь к природе,бережное отношение к природе.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, электронная презентация, «Осень» из цикла “Времена года”, П.И. Чайковский, папки для гербария

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Введение в тему. Актуализация знаний.

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир природы. Слайд №2,3

Вы прослушали музыку композитора Вивальди, стихотворение. Какое настроение у вас вызвало это музыкальное произведение? Почему?

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся путешествовать по лесу вместе с самым красивым временем года. А какое это время года?

Об осени писали поэты, сочиняли музыку композиторы, а художники рисовали картины Слайд №4, 5,6

3. Работа по теме урока.

Назовите признаки осени. Вспомните, как называются осенние месяцы?

– В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берёз и лип.

Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвёт с ветки листок, и он, медленно кружась опускается на землю.

По утрам стелются по лесным полянам и речным лугам белые влажные туманы.

В сентябре нередки дожди, но не тёплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.

Что происходит с жизнью растений, животных, мы с вами понаблюдаем в парке. Мы будем не просто путешествовать по этому дому, а будем наблюдать за осенними изменениями в природе Но прежде, чем мы отправимся, познакомимся с планом экскурсии и правилами поведения.

4. Экскурсия в парк.

а) Осенние изменения в жизни растений.

Что происходит осенью с листьями деревьев? (Листья деревьев меняют окраску и опадают)

– Остановитесь на минутку, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам в парке. Слышите шорох, – это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.

И.Бунин, наблюдая осенний лес, был поражён его красотою. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:

Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной.

– С чем сравнивает лес И.Бунин? Почему?

Читайте также:  Самомассаж в логопедической практике

Посмотрите, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается? Какие деревья раньше облетают, какие самые последние? Какие деревья не сбрасывают листву?

Вывод: С понижением температуры воздуха изменение окраски деревьев идёт всё интенсивнее. Быстрее идёт и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.

– Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?(ответы детей)

Вывод: Сбрасывая листву, растения спасаются от физиологической засухи, т.к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с тем и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствий: ветви бы ломались от снега.

– Какие лиственные деревья вы видите в парке? (Ответы детей)

– Назовите хвойные деревья .Почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелёными круглый год? (Ответы детей)

Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных растений. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть. Кроме того, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз (Рассматривают на деревьях). Поэтому даже небольшие массы снега легко соскальзывают.

Кто знает, почему это дерево назвали лиственницей?( Хвоинки дерева желтеют и опадают осенью точно так же как листья берёзы, клёна, и других деревьев.)

б) Исследовательская работа. Сбор листьев для гербария.

(Класс делится на группы. Каждой группе – карточка с а сама заданием.)

1) Собрать опавшие листья растений – берёзы, дуба, липы, клёна.

Определить их окраску.

2) Пронаблюдать, как изменился внешний вид деревьев, кустарников и травянистых растений.

3) Установить, с каких деревьев и кустарников начали опадать листья.

4) Определить, вид каких деревьев и кустарников не изменился по сравнению с летом?

5) Установить, на каких деревьях, кустарниках, травах созрели плоды и семена. Установить, на каких растениях плодов уже нет.

6) Найти в окраске листьев сходство и различие. Отложить отдельно: зелёные листья, красные, жёлтые. Назвать растения, с которых они опали.

в) Игра «Отгадай растение».

Учитель показывает осенние листья, дети отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист. Для такой игры можно использовать плоды, семена растений – гроздья рябины, семена – «вертолётики» клёна, шишки хвойных деревьев.

г) Осенние изменения в жизни животных.

– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом?

– А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

У насекомых температура тела не постоянная. Она изменяется в соответствии с изменением её окружающей среды. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинок или куколки.

– Обратите внимание, много ли в парке птиц? Чем питаются птицы?

Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях становится мало плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края – туда, где есть корм.

– Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут?

Синицы, воробьи, вороны перебираются поближе к жилью человека, т.к. здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.

Для птиц, оставшихся на зиму, уже сейчас надо делать кормушки, готовить корм.

5. Итог экскурсии.

– Что нового вы узнали на экскурсии?

– Понравилась ли вам экскурсия? Чем именно?

В заключение мне хочется сказать об охране лесов. Каждую минуту на Земле люди вырубают примерно 20 га леса. Может случиться так, что в недалёком будущем на Земле совсем не останется лесов. Поэтому давайте будем охранять леса.

-Оцените свою работу на уроке. (Рефлексия “Смайлик”)

-Наш урок закончим рассказом Аксакова «Осень» Слайд №9.

-Урок окончен. До свидания!

1. Учебник А.А. Плешаков Окружающий мир 1 класс Школа России. Москва. Просвещение. 2016.

2. Рабочая тетрадь А.А. Плешаков Окружающий мир 1 класс Школа России. Москва. Просвещение. 2016.

3.1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

4. Сборник мои любимые стихи. Дивная пора Просвещение 2002.

Конспект занятия по экологии «Экскурсия в осенний парк» (средняя группа)

Елена Шульгина
Конспект занятия по экологии «Экскурсия в осенний парк» (средняя группа)

Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.

• Закрепить знания детей об осени.

• Закрепить знания детей о характерных особенностях данного времени года.

• Обратить внимание детей на первые признаки осени.

• Обратить внимание детей на красоту осеннего парка.

Развивающая: развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.

• Воспитывать у детей любовь к родному краю.

• Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

• Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.

• Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.

Предварительная работа: наблюдение за окраской листьев на участке, рассматривание иллюстрации осеннего леса, листопада, чтения стихов об осени.

Ход занятия

(при входе в парк остановимся, чтобы показать детям его изменившийся вид)

Восп: Ребята, какое время года?

Дети: Осень.

Восп: Правильно. Осень. А осенью на улице холодно или тепло?

Восп: Люди как начинают одеваться?

Восп: Да, правильно. Ребята, видите опадают листья, стало красиво, нарядно. Скажите, где лежат листья?

Дети: На земле, дорожках, скамейках, на ветвях деревьях.

Восп: Правильно, ребята. Дети, посмотрите, А вы знаете, почему листья осенью желтеют и падают

Дети: Потому, что наступают холода и земля промерзает, а корни деревьев не могут впитывать влагу и листья желтеют и падают.

Воспитатель: Ребята, а какие самые главные правила поведения в лесу?

Дети: Не шуметь, не бегать, не топтать маленькие саженцы.

(Воспитатель читает пословицы)

От осени к лету повороту нету.

Осень хвастлива, а весна справедлива.

Упал с дерева один лист — жди осени.

Листья осенью расцвечиваются, когда падает много листьев. Это…

Воспитатель: Когда на деревьях желтые, красные, оранжевые листья – это какая осень?

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Фартук розовый — осинке,

Бусы красные — рябинке,

Зонтик жёлтый — тополям,

Фрукты осень дарит нам.

Утром небо было хмурым,

И казалось все понурым.

Осень очень любит плакать,

Дождиком на землю капать.

Любит листьями шуршать,

И с деревьев их срывать.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень:

– Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Воспитатель: Здесь много деревьев. А какие деревья вы знаете? (ответы детей)

Игра «Какой лист?»

У березы – березовый

У клена – кленовый

У дуба – дубовый

У осины – осиновый

Воспитатель: Тихо постойте. Что слышите?

Дети: Ветер шумит, листья шуршат.

Воспитатель: Что они говорят? (ответы детей)

Покружитесь, полетайте, как листочки.

Сядем, отдохнем немного, полюбуемся осенним пейзажем.

Будем листья собирать

Листья березы, листья рябины

Листья тополя, осины

Листья дуба соберем

Маме осенний букет отнесем.

Игры «Золотые ворота», «Карусели»

Загадки об осени

Шляпка да ножка

Он подрастет (гриб)

Солнышко застлала (туча)

Дождь прошел, а я остался

На дорожке во дворе

Воробьи во мне купались

На потеху детворе

Но до завтрашнего дня

Солнце высушит меня (лужа)

Игра «Так бывает или нет?»

1. Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках.

2. Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем скворечники!» – предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, стало опять весело детям.

3. Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках» – сказала Света. «А я люблю купаться в реке» – сказала Люда – мы с мамой будем ездить на речку и загорать.

Осень! Роща золотая!

А над рощей пролетает

Высоко под облаками

С дальним озером, с полями

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Воспитатель: Что растет осенью в лесу? (грибы)

Вова расскажет, как собирал грибы.

Сто грибов в лесу найдем,

В кузовок мы не возьмем

Мы обшарим все дубы,

И хорошие грибы

Соберем в корзинки.

Игра «У медведя во бору»

Воспитатель: Кто улетает осенью в теплые края?

Воспитатель: Почему (ответы детей)

Игра «Перелет птиц»

Вам понравилась прогулка?

Когда наступит поздняя осень.

Конспект занятия «Экскурсия в летний парк» Конспект экскурсии для детей в младшей группе Тема: «Экскурсия в летний парк». Цель: «Уточнить представления детей о первых признаках наступления.

Фотоотчет «Экскурсия в осенний парк» Знакомить детей с характерными признаками осени: разноцветная листва – листья красные, желтые; листопад. Упражнять детей в различении.

Фотоотчет «Экскурсия в осенний парк». Экскурсия в осенний парк. Осень – это самое подходящее время, чтобы отправиться с детьми на экскурсию в парк. Цель экскурсии: расширять.

Конспект занятия по познавательному развитию «Экскурсия в зимний парк» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия «Экскурсия в парк» в старшей группе Задачи: 1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени; Закреплять знания детей о деревьях, кустарниках, и умение узнавать их по.

Экскурсия средней группы в осенний парк «Знакомство с этажами леса» Тема: Знакомство с этажами леса. Цели: Научиться ходить парами. Учить переходить улицу на зеленый сигнал светофора. Уточнить знания названий.

Конспект занятия «Экскурсия в городской парк ранней весной» Конспект экскурсии в парк ранней весной (средняя группа) ЦЕЛЬ: расширять представления о изменениях в природе ранней весной, закреплять.

Конспект занятия «Экскурсия в осенний лес» (старшая группа) Экскурсия в осенний лес. Дидактические игры по теме: Осенний лес. Задачи: 1. Предоставить детям возможность побывать в осеннем лесу, создать.

Экскурсия в парк «Путешествие по экологической тропе» (старшая группа) Экскурсия в парк старшая группа: «Путешествие по экологической тропе» Образовательная ситуация 1. Весна (апрель) Задачи: Формировать умение.

Конспект занятия по экологии и рисованию «Зеленая служба Айболита. Весенний уход за комнатными растениями» (средняя группа) МДОУ «Детский сад № 97» Подготовила воспитатель: Назарова С. Н. Конспект занятия по экологии и рисованию «Зеленая служба Айболита – весенний.

«Унылая пора! Очей очарованье!» Осенняя экскурсия в парк. Конспект занятия по экологическому воспитанию.

«Унылая пора! Очей очарованье ! » Осенняя экскурсия в парк.

Конспект занятия по экологическому воспитанию.

Программные задачи:

  • Отметить дальнейшие осенние изменения в парке (листья с деревьев и кустарников спали, ковром лежат на земле. На некоторых кустах и деревьях остались только семена и плоды – рябины липы; Вместо листьев на ветках маленькие почки, зелеными остались только ель и сосна; цветы отцвели, трава пожелтела и увяла).
  • Уточнить представления детей о подготовке насекомых к зиме (многие спрятались под листья, в трещинах коры деревьев и т. п.).
  • Отметить особенности поведения птиц (воробьи держатся стаями, отыскивают корм на земле, синицы ищут корм на деревьях, они отыскивают насекомых и личинки).
  • Дать представление о том, какие работы идут в парке (подготовка к посадке молодых деревьев и кустов, утепление многолетних цветущих растений, например – роз).
  • воспитывать интерес к экскурсии, любовь к природе.
Читайте также:  Примерное перспективное планирование работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей 5-7 лет

Предшествующая работа: Чтение сказки Н. Павлова «Зимние игрушки» в книге «Четыре времени года».

Ход экскурсии

Организационный момент. Придя в парк

Унылая пора! Очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природа увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы

И отдаленные седой зимы угрозы.

– О каком времени года говорится в стихотворении?

– Как вы догадались?

– Какое сейчас время года на дворе?

– Какая погода бывает осенью?

– Какая погода сегодня во дворе?

– Какая погода была на дворе в прошлый раз, когда мы были с вами на экскурсии в парке?

– Да, еще светило солнце, было тепло, дорожки были сухие. Разная погода бывает осенью. Недаром в народе говорят: «В осеннее ненастье – семь погод на дворе – сеет, веет, кружит, мутит, и ревет, и льет, и внизу метет».

– Ребята, какие осенние месяцы вы знаете.

– Молодцы, хорошо. Сентябрь – это начало осени, октябрь – середина, ноябрь – конец осени.

– Ребята, послушайте стихотворение и отгадайте, о каком месяце осени в нем говорится.

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села,

Мчатся птицы за моря –

И открылась школа.

– Да, в этом стихотворении говорится о месяце сентябре.

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе,

На лугах мертва трава,

На зиму для печек.

– В октябре чаще идут дожди, вянет трава на лугах, и совсем не слышно кузнечика, не поют уже так весело и звонко птицы.

– А какой сейчас месяц осени?

– Ноябрь. Это самый последний месяц осени. После ноября наступит зима.

Стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…».

– Поэтому в нарде и говорят «В ноябре зима с осенью борется».

– Ребята, обратите внимание на деревья, что с ними произошло? (дети наблюдают и рассматривают деревья)

– Как называется период осени, когда с деревьев опадают листья?

– Период листопада (закрепление)

– Почему опадают листья у деревьев? (листопад спасает ветки деревьев от механического повреждения при сильном снегопаде, т. е. если бы листья остались на деревьях и выпал бы снег, то ветки у деревьев обломились бы от большой тяжести и погибли бы).

Угадай, как звать наш дом?

Все расскажем мы о нем:

Он окрашен в белый цвет

И на ветках шишек нет,

А кудрявятся на нем

Листья мелкие кругом. (береза)

– Какое это дерево?

– По каким признакам можно определить это дерево осенью?

– Да, по белоснежному стволу и веткам. Возле дерева можно найти опавшие листья.

– Много поэтов писали стихи о нашей русской красавице. Ребята, кто знает стихотворение о березе?

– Не только поэты писали стихи о березе, но и композиторы сочиняли песни, художники писали картины, вот посмотрите (показать).

– Послушайте еще одну загадку.

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (сосна, ель)

– Как называется это дерево. Да, это сосна. (рассмотреть)

Е. Головин. Собрались и полетели

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый,

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в дупло.

Рыщут волки ночью темной

За добычей по лесам.

Меж кустов к тетерке сонной

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари,

Зимовать к нам прилетели

– Какие изменения происходят в животном мире осенью?

– Куда же девались птицы?

– Какие птицы улетают на юг первыми?

– Да, это насекомоядные птицы.

– Это ласточки, стрижи, кукушки (показ иллюстраций).

– Почему они улетают первыми? Потому что с наступлением холодов исчезают все насекомые, птицам нечем питаться, поэтому им приходится улетать на юг, преодолевая большие расстояния.

– Какие птицы улетают последними? Да, это водоплавающие птицы.

– Осенью, замерзают все пруды, озера, болота.

– Каких водоплавающих птиц вы знаете? (гуси, утки, лебеди, журавли).

Журавли летят курлычут

Шлют последнее прощай!

За собою лето кличут

Забирают в теплый край.

– Ребята, а каких птиц вы видите сейчас в парке.

– Да, это голуби, воробьи, вороны, галки (показать иллюстрации, если нет птиц).

– Ребята, отгадайте, о какой птице говорится в загадке.

Ты с модницей этой,

Вертушке никак не сидится –

Синим своим сюртуком

И шапочкой синей гордится …. (синица)

– Да, это синица. Посмотрите, какая она проворная, шустрая, быстрая.

– Когда мороз скует землю и выпадет снег, прилетят к нам кочующие птицы с севера. Это снегири, клесты (показать иллюстрации).

– Зимой птицам холодно и голодно, человек всегда должен заботиться о них.

– Как же вы заботитесь о птицах?

– Давайте покормим птиц (детей подкармливают птиц в парке заранее приготовленными семенами).

– Дети, какие работы люди выполняют в парке осенью? (обратить внимание на клумбу).

– С клумбы убирают сухие листья, выкапывают клубни георгинов, пересаживают нарциссы, тюльпаны, укрывают розы и хризантемы, пионы.

– Садовники в садах и парках готовят деревья к зиме, высаживают саженцы.

Конспект занятия по экологии «Экскурсия в парк»

(средняя группа)

Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста

Задачи: Образовательная:

  • Закрепить знания детей о зиме.
  • Закрепить знания детей о характерных особенностях данного времени года.
  • Обратить внимание детей на первые признаки зимы.
  • Обратить внимание детей на свойство снега в морозную погоду.

Развивающая: развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.

Воспитательная:

  • Воспитывать у детей любовь к родному краю.
  • Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
  • Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.
  • Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.

Методические приемы: беседа, загадка, художественное слово, рассматривание и сравнение березы с елкой, стихи, хоровод, пословицы о зиме, игра в Снежки.

Словарная работа: активизация и обогащение словаря: сильный мороз, снег скрипит, снег падает хлопьями, ветряная и безветренная погода.

Предварительная работа: рассматривание картины «Зимний лес», беседы о зиме.

Материал: снег в лесу, картина «Зимний лес», елка, береза, загадка.

Ход занятия

(при входе в парк остановимся, чтобы показать детям его изменившийся вид)

Восп: Ребята, какое время года?

Восп: Правильно. Зима. А зимой на улице холодно или тепло?

Восп: Люди как начинают одеваться?

Восп: Да, правильно. Ребята, видите выпал снег, стало красиво, нарядно. Скажите, где лежит снег?

Дети: На земле, дорожках, скамейках, на ветвях деревьях.

Восп: Правильно, ребята. Дети, посмотрите, снег белый, пушистый. Как он падает на землю хлопьями, быстро покрывая окружающие предметы и ваши шубки.

Сегодня сильный мороз. Солнце светит ярко, а греет мало, ветра нет. Дети, во время ветра снег кружится, а в безветренную теплую погоду медленно опускается на землю.

(Воспитатель читает пословицы)

Восп: «Невелик мороз, да краснеет нос»

«Береги нос в большой мороз»

Восп:: Дети, давайте постоим тихо, послушаем как падает снег.

(Предложив детям стоять тихо, воспитатель прохаживается по снегу и обращается к детям)

Восп: Ребята, когда мы ходим, снег что делает?

Восп: А снег когда скрипит?

Дети: Когда мороз.

Восп: Правильно, ребята. Снег скрипит, потому что в мороз снег сухой.

(Подкрепляя свои слова, воспитатель предлагает детям играть в снежки. Дети и воспитатель берут снег, сжимают его, но снег рассыпается, снежка не получается. Воспитатель объясняет, почему снег рассыпается)

Восп: Ребята, сегодня сильный мороз, снег сухой. Из него нельзя ничего слепить.

Если завтра будет солнечный день, хорошая погода, поиграем в снежки. В солнечный день снег блестит на солнце. В теплую погоду снег липкий. В морозную рассыпается. Дети, а что случилось с лужами?

Дети: Лужи замерзли.

Восп: Правильно, лужи замерзли, покрылись тонким льдом. Дети, давайте попробуем раздавить лед на небольших лужицах ногами.

(Дети ломают лед)

Восп: Посмотрите, он тонкий и ломается под ногами, послушайте как он хрустит.

(Воспитатель предлагает одному ребенку рассказать стих о зиме. После чего, рассмотрев снег, воспитатель подходит с детьми к деревьям)

Восп: Посмотрите, дети, какие теперь деревья?

(ответы детей: белые, в снегу)

Восп: А какие были раньше?

Восп: А где же наша береза?

(Дети находят и показывают)

Восп: А покажите, где еще береза растет?

Восп: Ребята, у березы ствол белый, веточки тонкие. Посмотрите, веточки у березы остались совсем без листьев. Давайте поиграем, березку нашу теплой песенкой согреем.

(Воспитатель поют хоровод вокруг березки)

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Некому березку заломати,

Некому кудрявку заломати,

Как пойду я в лес погуляю,

Белую березку заломаю,

Восп: Молодцы, дети. Нашей березке стало тепло. А сейчас я загадаю загадку, а вы отгадываете. Загадка: «Зимой и летом одним цветом». (елка)

Восп: Правильно, это елка. А здесь есть елка?

(ответ детей и подходят к елке)

Восп: Дети, скажите, а на елке листочки растут?

Восп: Правильно. А что растет на елке?

Дети: Зеленные иголки и шишки.

Восп: Правильно, ребята. Давайте подойдем поближе и рассмотрим ветки с зеленными иголками. Посмотрите, иголки зимой в серебре, на шишках ледышки стучат. Дети, а какого цвета елка?

Восп: А на какую фигуру похожа елка?

Дети: На треугольник.

Восп: Правильно, ребята. А кто хочет рассказать стихотворение про елку?

(дети рассказывают стихотворения)

Восп: Молодцы, ребята. Вы сегодня все были активны, отвечали на вопросы, рассказали стихотворение, пели хоровод. А теперь нам пора. Давайте пойдем на наш участок и там поиграем в разные игры.

(воспитатель на участке закрепляет знания детей о том, какова зависимость состояния снега от погоды, предлагая им рисовать и печатать на снегу, составлять узоры, отгадывать что напечатано)

Сценарий мероприятия “Осенняя экскурсия в природу”

ОСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ (3 класс)

Цель: наблюдение за осенними изменениями в природе.

  1. Учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев.
  2. Развивать умение различать кустарники, деревья, травы.
  1. Воспитывать бережное отношение к природе.
  2. Закрепить правила поведения в природе, на экскурсии, вспомнить изменения в неживой природе.
  3. Продолжить формирование эстетического отношения к природе, интереса к ее изучению.
  4. Повышать уровень экологической культуры учащихся.
  1. Развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
  2. Обогатить представления детей конкретными наблюдениями за осенними явлениями в жизни растений, животных.
  3. Осуществлять наблюдения за природными явлениями, устанавливать зависимости в природе.
  4. Сравнить летнюю природу с осенней.
  5. Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование: осенние ветки лиственных и хвойных растений; плоды, смена, осенние листья различных растений.

Ход экскурсии.

I. Организационный момент.

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя окружают гурьбой.
Одно «Почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышью шныряет под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «От чего?» на зеленом листке,
«Куда?» полетело верхом на жуке,
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.

II. Сообщение темы и целей экскурсии.

– Ребята, я сейчас опишу время года, а вы попробуйте догадаться, что это за сезон.

Солнце скрылось за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду.

– Определите, какое это время года. Сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в живой и неживой природе, о приметах осени и о том, как разные животные готовятся к наступлению суровой зимы.

Читайте также:  Применение игровых технологий на логопедических занятиях

III. Повторение.

– Назовите первые признаки осени.

– Отметьте, какие работы выполняют люди в эту пору в парках, садах, в поле, на лугу.

– Изменился ли по сравнению с летом внешний вид леса?

– Понаблюдайте, как одеты взрослые и дети осенью по сравнению с летом.

– Объясните причину более раннего, по сравнению с другими деревьями, пожелтение и опадание листьев некоторых деревьев, например, тополей.

– Назовите черты сходства и отличия у деревьев, кустарников, травянистых растений.

– Назовите характерные признаки кроны деревьев и кустарников, ее цвет, форму, величину плодов, стволов.

IV. Работа в группах.

Учащиеся разбиваются на группы по три-четыре человека и работают самостоятельно. Задание учитель составляет заранее на отдельных карточках. Перед выполнением самостоятельной работы учитель напоминает о том, какое количество материала нужно собрать и как это сделать. Подчеркивается необходимость соблюдения элементарных правил охраны природы. Собирать можно только опавшие листья, веточки, кору.

Задание для 1 группы.

  1. Измерьте температуру воздуха на месте проведения экскурсии, сравните с летними измерениями. (Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно). Как повлияла температура воздуха на жизнь растений?
  2. Соберите опавшие листья. С помощью учителя определите, с каких деревьев они опали.
  3. Задача: Сейчас охота в наших лесах запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. Сколько всего видов животных находится под охраной?

Задание для 2 группы.

  1. Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему? (Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.)
  2. Найдите два-три цветущих травянистых растения. С помощью учителя определите их название. (Акцентируется внимание на том, что цветы рвать нельзя, их красотой могут наслаждаться другие люди.)
  3. Задача: В сутки автомобиль способен выбросить в воздух 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?

Задание для 3 группы.

  1. Отметьте, как светит солнце по сравнению с летом. Почему?
  2. Проведите наблюдение за кустарниками. Какие на них листья, на каких кустарниках есть плоды? Соберите опавшие плоды, также листья кустарников различной окраски.
  3. Задача: Бамбук вырастает за сутки на 1 метр. Сколько времени ему потребуется, чтобы вырасти на 20 метров?

Задание для 4 группы.

  1. Понаблюдайте, изменились водоемы по сравнению с летом. Почему?
  2. Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Соберите листья различной окраски, опавшие с деревьев.
  3. Задача: определите количество воды, даваемое родником, если туристы заметили, что двухлитровая банка наполняется за 4 секунды. Сколько воды дает родник за 1 час? (Акцентируется внимание на сохранении чистоты родника.)

Задание для 5 группы.

  1. Понаблюдайте, какой дует ветер в день экскурсии. (Холодный, теплый; слабый, сильный.)
  2. Каких птиц вы заметили на экскурсии?
  3. Задача: Сова уничтожает за год 1000 полевых мышей. Сколько кг хлеба сохраняет в год одна сова, если полевая мышь запасает в год 1 кг зерна?

V. Беседа о перелетных птицах.

– Чем питаются птицы? (Семенами, плодами, зелеными побегами растений; журавли, цапли – лягушками; хищные птицы – мышами, другими мелкими животными.)

Вывод: птицы питаются разнообразным кормом. Для многих основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.

Дети могут рассказать, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются поближе к жилью человека, так как здесь легче найти корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.

Необходимо заострить внимание детей на вопросах охраны природы. Учитель рассказывает, что птицы преодолевают большие расстояния, летят без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях. Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

Задание для 6 группы.

1. Посмотрите, что стало с почвой с приходом осени. Почему?

2. Как изменилось поведение насекомых с приходом осени? Почему?
– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было?
У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры окружающей среды. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки и куколки. С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

3. Задача: Для образования в природе слоя почвы толщиной 1 см требуется, по подсчетам ученых, 400 лет. Сколько лет потребуется для образования слоя почвы в 5 см?

Задание для 7 группы.

  1. Понаблюдайте, какие растения остаются зелеными, на каких много желтых, красных листьев? Почему?
  2. Соберите листья травянистых растений различной окраски и формы. Положите их в папку, сделайте гербарий.
  3. Задача: 60 кг собранной макулатуры сохраняют от вырубки 1 дерево, растущее в лесу свыше 50 лет. Сколько деревьев сохранят учащиеся одной школы, собрав 720 кг макулатуры? Сколько макулатуры надо собрать, чтобы сохранить 27 деревьев?

VI. Беседа о деревьях осенью.

– Летом деревья и кустарники были зелеными, некоторые цвели, а затем на них появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад.

Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам в лесу. Слышите шорох? Это осенние листья срываются с веток и, кружась, падают на землю. Опишите свои ощущения и чувства.

– Писатель И.А. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание на то, какие краски он увидел в лесу:

Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.

– С чем сравнил лес И.А. Бунин? Почему?

– А теперь посмотрите, как начинается листопад. На всех ли деревьях он начинается одновременно?

Обращается внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идет интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают литья после заморозков.

– Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?

Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, так листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствий: ветви ломались бы от снега.

– Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают хвою, а остаются зелеными круглый год?

Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей, поэтому испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засухи. Кроме этого, снег на узкой игольчатой хвое не может удерживаться так, как удерживается на широких листьях, а значит, он не сможет скопиться на кронах хвойных деревьев и сломать сучья. Хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.

Задание для 8 группы.

  1. Проведите наблюдение за облаками. Какие они осенью? Чем отличаются от летних?
  2. На каких травянистых растениях созрели семена? Рассмотрите их внешний вид, соберите в пакеты для подкормки птиц зимой.
  3. Задача: Один хомяк запасает на зиму 800 г зерна. Сколько зерна уничтожают за зиму 2 хомяка? 20 хомяков?

Игра «Отгадай животное».

Учитель рассказывает о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из учеников быстрее отгадает, о ком идет речь?

1. Осенью у нас забот немало. Во – первых, мы линяем. Во – вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начала осени, когда много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос –сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир –это запас пищи на всю зиму. (Медведь)

2. А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле не хитрее других животных. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасла бы нас от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу- мышей полевок- находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка. (Лиса)

3. Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, потому увидеть меня не просто. Тело мое покрыто серебристо- серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато- белые полоски, а через глаза и уши проходит черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир- готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накапливаю столько, что можно и спать ложиться на зиму. (Барсук)

VII. Привал «Думаем, вспоминаем».

Фенологический рассказ.
– Слушайте внимательно, ищите ошибки.

Катюша начала готовиться к походу в лес еще с пятницы. В сентябрьское воскресенье Катюша с дедушкой вышли из дому и пошли краем села к лесу. Прошло минут пятнадцать. Вот и лес. Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Но у Катюши глаза зоркие. И вот уже полно лукошко сморчков и строчков. А вот дружная семейка опят на старом пне, и рядом в траве желтеют их шляпки. Слышно кукование кукушки, поет, заливается зяблик, из кустов доносится трель соловья. Хорошо в лесу!

Накануне прошел дождь, и солнце блестит на листьях люпина, еще краше оттеняя его синие цветы. В небольших водоемах резвятся головастики, скоро они превратятся во взрослых лягушек. Катюша захватила с собой и ведерко. Щедрый лес не подвел ее. Набрала Катюша земляники и малины. Обедали с дедушкой на лесной вырубке, рядом росла рожь, и было видно, как там подкармливаются перед отлетом на юг белые журавли.

С полным лукошком и ведерком возвращались домой. Вышли к полю и увидели – высоко в небе стремительно пролетают ласточки. «Видно, к дождю», – сказал дедушка.

  1. Сморчки и строчки встречаются в конце апреля- мая, но не в сентябре.
  2. Кукушка, зяблик и соловей прекращают петь в июне, иногда в начале июля.
  3. Люпин отцветает в июле.
  4. Головастиков, как правило, в сентябре уже нет.
  5. Земляника кончается в начале июля, малина – в конце июля.
  6. Рожь в сентябре бывает неубранной лишь у нерадивых хозяев.
  7. Белые журавли обитают в тундре.
  8. Ласточки летают высоко – к хорошей погоде, а не к дождю.

VIII. Итог экскурсии.

Лес – наш зеленый друг, наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. Поэтому оздоровительные лагеря, дома отдыха, санатории стоят чаще всего в лесу. Лес украшает нашу землю. В лесу у нас всегда хорошее настроение. А еще лес является хранителем влаги и защитником почвы от размыва. Он оберегает реки от обмеления, поля – от засухи.

С какими явлениями в жизни растений вы познакомились?

По каким признакам различают деревья, кустарники и травы?

Опишите внешний вид наиболее интересных птиц, насекомых или растений, с которыми вы познакомились на экскурсии.

Что интересного вы узнали на экскурсии? Что запомнили?

Ссылка на основную публикацию