Конспект урока-экскурсии: Экскурсия в осенний парк

Урок окружающего мира по теме «Осенняя экскурсия в парк». 1-й класс

Класс: 1

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ЦЕЛИ:

  • дать обучающимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширять знания детей об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц;
  • показать их связь с неживой природой;обобщить знания детей о характерных признаках осени;
  • формировать элементарную эрудицию ребёнка, его общую культуру, нравственные эстетические чувства;
  • развивать речь, внимание, память, наблюдательность, сообразительность;
  • воспитывать эмоционально положительный взгляд на мир, любовь к природе,бережное отношение к природе.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, электронная презентация, «Осень» из цикла “Времена года”, П.И. Чайковский, папки для гербария

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Введение в тему. Актуализация знаний.

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир природы. Слайд №2,3

Вы прослушали музыку композитора Вивальди, стихотворение. Какое настроение у вас вызвало это музыкальное произведение? Почему?

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся путешествовать по лесу вместе с самым красивым временем года. А какое это время года?

Об осени писали поэты, сочиняли музыку композиторы, а художники рисовали картины Слайд №4, 5,6

3. Работа по теме урока.

Назовите признаки осени. Вспомните, как называются осенние месяцы?

– В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берёз и лип.

Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвёт с ветки листок, и он, медленно кружась опускается на землю.

По утрам стелются по лесным полянам и речным лугам белые влажные туманы.

В сентябре нередки дожди, но не тёплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.

Что происходит с жизнью растений, животных, мы с вами понаблюдаем в парке. Мы будем не просто путешествовать по этому дому, а будем наблюдать за осенними изменениями в природе Но прежде, чем мы отправимся, познакомимся с планом экскурсии и правилами поведения.

4. Экскурсия в парк.

а) Осенние изменения в жизни растений.

Что происходит осенью с листьями деревьев? (Листья деревьев меняют окраску и опадают)

– Остановитесь на минутку, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам в парке. Слышите шорох, – это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.

И.Бунин, наблюдая осенний лес, был поражён его красотою. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:

Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной.

– С чем сравнивает лес И.Бунин? Почему?

Посмотрите, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается? Какие деревья раньше облетают, какие самые последние? Какие деревья не сбрасывают листву?

Вывод: С понижением температуры воздуха изменение окраски деревьев идёт всё интенсивнее. Быстрее идёт и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.

– Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?(ответы детей)

Вывод: Сбрасывая листву, растения спасаются от физиологической засухи, т.к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с тем и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствий: ветви бы ломались от снега.

– Какие лиственные деревья вы видите в парке? (Ответы детей)

– Назовите хвойные деревья .Почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелёными круглый год? (Ответы детей)

Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных растений. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть. Кроме того, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз (Рассматривают на деревьях). Поэтому даже небольшие массы снега легко соскальзывают.

Кто знает, почему это дерево назвали лиственницей?( Хвоинки дерева желтеют и опадают осенью точно так же как листья берёзы, клёна, и других деревьев.)

б) Исследовательская работа. Сбор листьев для гербария.

(Класс делится на группы. Каждой группе – карточка с а сама заданием.)

1) Собрать опавшие листья растений – берёзы, дуба, липы, клёна.

Определить их окраску.

2) Пронаблюдать, как изменился внешний вид деревьев, кустарников и травянистых растений.

3) Установить, с каких деревьев и кустарников начали опадать листья.

4) Определить, вид каких деревьев и кустарников не изменился по сравнению с летом?

5) Установить, на каких деревьях, кустарниках, травах созрели плоды и семена. Установить, на каких растениях плодов уже нет.

6) Найти в окраске листьев сходство и различие. Отложить отдельно: зелёные листья, красные, жёлтые. Назвать растения, с которых они опали.

в) Игра «Отгадай растение».

Учитель показывает осенние листья, дети отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист. Для такой игры можно использовать плоды, семена растений – гроздья рябины, семена – «вертолётики» клёна, шишки хвойных деревьев.

г) Осенние изменения в жизни животных.

– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом?

– А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

У насекомых температура тела не постоянная. Она изменяется в соответствии с изменением её окружающей среды. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинок или куколки.

– Обратите внимание, много ли в парке птиц? Чем питаются птицы?

Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях становится мало плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края – туда, где есть корм.

– Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут?

Синицы, воробьи, вороны перебираются поближе к жилью человека, т.к. здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.

Для птиц, оставшихся на зиму, уже сейчас надо делать кормушки, готовить корм.

5. Итог экскурсии.

– Что нового вы узнали на экскурсии?

– Понравилась ли вам экскурсия? Чем именно?

В заключение мне хочется сказать об охране лесов. Каждую минуту на Земле люди вырубают примерно 20 га леса. Может случиться так, что в недалёком будущем на Земле совсем не останется лесов. Поэтому давайте будем охранять леса.

-Оцените свою работу на уроке. (Рефлексия “Смайлик”)

-Наш урок закончим рассказом Аксакова «Осень» Слайд №9.

-Урок окончен. До свидания!

1. Учебник А.А. Плешаков Окружающий мир 1 класс Школа России. Москва. Просвещение. 2016.

2. Рабочая тетрадь А.А. Плешаков Окружающий мир 1 класс Школа России. Москва. Просвещение. 2016.

3.1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

4. Сборник мои любимые стихи. Дивная пора Просвещение 2002.

Конспект экскурсии в осенний парк

Ирина Губа
Конспект экскурсии в осенний парк

Конспект экскурсия в осенний парк.

Воспитатель: Губа И. И.

Тема: «Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора…» Ф. Тютчев

Приоритетная образовательная область: «Познание».

Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая.

1. развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать представления об объектах окружающего мира, о их свойствах и отношениях, об особенностях природы.

2. формировать основы безопасного поведения в природе

3. обогащать активный словарь (сравнения, эпитеты, развивать речевое творчество

4. развивать умения видеть и чувствовать красоту родной природы; прививать основы экологической культуры;

5. формировать оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетическое переживания и укрепление физического здоровья;

– Беседы о временах года, о их признаках,

– Чтение художественной литературы о природе, стихотворений об осени. -Заучивание пословиц и поговорок об осени.

-Рассматривание картин И. Левитана «Золотая осень», И. С. Остроухова «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень». И. И. Бродский «Опавшие листья»,С. Ю. Жуковский «Осень. Веранда».

– Рассматривание альбомов с деревьями, различными растениями, встречающимися в природе.

– Наблюдение за погодой, работа с календарем природы,

– Рисование осенних пейзажей.

– ручной труд (поделки из природного материала)

– обследование воспитателем объекта для экскурсии (безопасность, интересные объекты для рассматривания (трухлявый пень с насекомыми и паутиной, дупло, сосна, каштан) .

Ход экскурсии:

1. Вводная беседа: воспитатель читает стихотворение Ф. Тютчева

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

О каком времени года говорится в стихотворении?

Скажите, а какое сейчас время года?

С чего начинается осень в природе?

Воспитатель: об осени часто говорят: художник-осень. Сегодня я проходила по парку. Всего за несколько дней осень: “перекрасила” пейзаж. Раньше парк был зеленым, но пришла осень и изменила зеленый на множество цветов и оттенков. Сейчас наступила самая необыкновенная и загадочная пора осени – золотая и сегодня мы отправимся в парк, чтобы посмотреть, как он изменился, и действительно ли он стал золотым.

2. Основная часть экскурсии парке)

Наблюдение за деревьями: что изменилось?

1. Рассматривание деревьев и кустарников.

2. Рассматривание листьев разных деревьев (обратить внимание, что поверхность листа у всех разная): Дидактическая игра “Лети листок, ко мне в кузовок. ”

Цель: Закрепить умение детей различать и называть деревья по форме их листьев, развивать память, внимание.

3. Любование детьми красотой деревьев.

Дети читают стихи:

Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший сделаем из них,

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла

Золотой дождь М. Лесовой «Золотой дождь»

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Потекли и полетели,

Зашуршали по кустам,

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит,

Золотым дождем шумит!

Воспитатель. Чтобы понять и почувствовать строки стихотворения Ф. Тютчева

Пустеет воздух, птиц не слышно боле

Ребята, закройте глаза и послушайте осенние звуки и запахи. Какие звуки услышали? (Шуршание листвы, шум ветра) Почему не слышно пения птиц?

Подвижная игра «Перелет птиц»

Речевое упражнение: «Скажи красивые слова об осени»

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

(осень)

Читайте также:  Мастер-класс 'Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО'

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки?.

1. Найдите насекомых

2. «Самая интересная находка».

3. Выберите самые красивые листья для букета

4. Найдите плоды и семена для поделок.

Подвижная игра «Поймай листок»

Упражнение на развитие мелкой моторики: «Составь узор» (составление узоров из осенних листьев, семян, шишек, каштанов)

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе «Экскурсия в детский парк им. А. Г. Николаева» Цель: Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней. Задачи: Напомнить детям название города, в котором они живут.

Конспект НОД в младшей группе «Путешествие в осенний парк» Интегрированное занятие во второй младшей группе на тему “Осень Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Интеграция.

Конспект экскурсии для детей старшей группы «Экскурсия в летний парк» Тема: «Экскурсия в летний парк». Цель: «Уточнить представления детей о первых признаках наступления лета, сформировать элементарные представления.

Конспект-экскурсия в парк в средней группе Экскурсия в парк средняя группа. Эту экскурсию проводят в той части парка, где много разнообразных лиственных деревьев и есть хвойные, в.

«Прогулка в осенний парк». План-конспект ОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» с детьми подготовительной группы Тема недели: «Мой город. Осень, осень в гости просим» «Прогулка в осенний парк». Приоритетная образовательная область: «Художественно –.

Занятие по экологическому воспитанию «Экскурсия в осенний парк» «Экскурсия в осенний парк». ЦЕЛЬ: учить детей различать наиболее характерное состояние осенней погоды: холодно, идут дожди, дуют ветры,.

Экскурсия в осенний парк (фотоотчет) Мы с детьми старшей группы недавно ходили на экскурсию в парк. Любовались красками осени, красотой природы родного края в Амурской области.

Экскурсия в осенний парк (фотоотчёт) В один из солнечных и погожих деньков мы решили совершить прогулку в парк, чтобы посмотреть – какие же изменения произошли в природе с приходом.

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий «Экскурсия в осенний парк» Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий воспитатель: Солдатова Е. В. Тема: «Экскурсия в осенний.

Конспект экскурсии в осенний парк «Знакомство с белоствольной красавицей — берёзой» Знакомство с белоствольной красавицей (экскурсия в осенний парк). Задачи: – Дать детям представления о дереве, как представителе живого.

экскурсия в осенний парк
план-конспект занятия (4 класс)

Экскурсия в осенний парк
“Деревья в осеннем лесу”

Цель: организовать коллективную прогулку; понаблюдать за осенними изменениями в парке; расширить и углубить знания о деревьях осеннего парка; воспитывать в детях эстетические чувства.

Задачи:

  • Расширить представления детей о характерных признаках деревьев , растущих в парке.
  • Сформировать умения различать окружающую природу в связи с временем года.
  • Укрепление коллективных отношений.
  • Воспитывать у детей интерес и любовь к месту в котором он живет.

Скачать:

ВложениеРазмер
ekskursiya_v_osenniy_park.docx821.41 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в осенний парк
“Деревья в осеннем лесу”

Цель: организовать коллективную прогулку; понаблюдать за осенними изменениями в парке; расширить и углубить знания о деревьях осеннего парка; воспитывать в детях эстетические чувства.

  • Расширить представления детей о характерных признаках деревьев , растущих в парке.
  • Сформировать умения различать окружающую природу в связи с временем года.
  • Укрепление коллективных отношений.
  • Воспитывать у детей интерес и любовь к месту в котором он живет.

1. Подготовительная беседа с учащимися .

3. Возвращение в группу.

4. Подведение итогов.

1. Подготовительная беседа с учащимися в группе.

Накануне экскурсии ребята читают стихи об осени, разгадывают загадки, знакомятся с народными приметами, пословицами и поговорками.
Дети рассказывают стихотворения: А. Плещеев ” Скучная картина” ; А. Плещеев “Осенняя песенка”.
Учитель читает загадки:
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? ( Осенью)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто . (Листопад)

Осенью он часто нужен –
Если лупит дождь по лужам,
Если небо в черных тучах,
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой! (Зонтик)

Воспитатель: сегодня мы с вами совершим осеннее путешествие в парк.
Но перед этим я должна вас спросить : Помните ли вы как себя нужно вести?
Учащиеся: Да, нельзя без разрешения никуда уходить, идти нужно парами друг за другом, не уходить далеко от учителя, не кричать, не мусорить, не рвать растения, не дразнить встретившихся животных, слушать команды учителя и его речь.
Учитель: Молодцы, помните эти правила сами и напоминайте другим!

Учащиеся: в осенний парк

Какие изменения произошли в осеннем парке с прошлого посещения? Почему?

Учащиеся : наступила осень.
Дети вспоминают, какая погода была летом, как выглядели растения. Отмечают изменения, которые произошли с растениями (многие отцвели, дали семена, засохли, потеряли листву, погибли и т. д.).

Как называется явление, когда опадают листья?

На деревьях почти не осталось листьев, они лежат на земле, под деревьями. Они покоробились, и порывы ветра носят их по дорожкам сада. Но в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью – они образуют покров на земле, чтобы корни не промерзали, в них зимуют насекомые. А разлагаясь, они превращаются в прекрасное удобрение.
Учитель предлагает походить по осеннему парку и рассмотреть деревья.

Ребята, какие деревья вы увидели?

Учащиеся: Дуб, Осина, Береза, Ель.

Давайте рассмотрим эти деревья.

В белом сарафане стала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы. ( Береза )

Народ с любовью называет ее березонькой, кудрявой, белоствольной, нарядной. Береза широко распространена в наших лесах. Она часто растет на вырубках, на брошенных полях. Живет она долго. К 80 годам дерево может достичь высоты 30 м. Широкое распространение березы объясняется тем, что она не прихотлива к климату, может расти на любых местах.

Как размножается береза?

Ранней весной появляются на березке длинные сережки. Осенью созревают семена, и плод березы разносится ветром.

У березы ствол с темными крапинками. Листья вырезные, они летом зеленые, осенью желтые.

Теперь отгадайте следующую загадку:

И гадать не надо даже –
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет
То, что жёлуди на нем! (Дуб)

Дуб достигает 40 м. Буро-серая кора молодых дубков гладкая, но с возрастом темнеет и на ней появляются продольные трещины. Листья обратнояйцевидные с заметными лопастями. В лесу дуб образует небольшую крону, но на свободе раскидывает свои толстые извилистые сучья далеко в стороны.

Захожу я в зимний лес
Встретил Чудо из чудес.
Зелёное, могучее,
Но чересчур колючее (Ель)

Ель одно из самых распространенных деревьев. Живет она до 300 лет и в зрелом возрасте (120 — 150 лет) иногда достигает высоты 50 м. Ствол ее круглый и прямой. Ель — дерево исключительное по своим свойствам. Одним из таких свойств является музыкальность. Из ели с древнейших времен делают музыкальные инструменты, в том числе струнные. Новгородские гусли средневековой Руси чаще всего делали из ели.

Отгадайте последнюю загадку:

Хоть неплохо я одета,
Бьет озноб меня всегда.
И весной, и жарким летам
Вся дрожу, как в холода. (Осина)

Осина. Ствол серовато – зеленый, высотой 25-30 м. Жесткие округлые листья приходят в движение при малейшем ветерке. Неустойчивое положение листьев объясняется тем, что их длинные черешки сплюснуты и посередине заметно тоньше.

А теперь давайте, я вам буду описывать дерево из нашего волшебного, осеннего парка , а вы по описанию ,должны будите мне сказать, что это за дерево.

1. Это дерево широко распространено в наших лесах, часто растет на брошенных полях. Это дерево не прихотливо к климату и ранней весной на ней появляются длинные сережки.

2. Это дерево живет 300 лет, ствол круглый прямой. В старину из него получались самые лучшие музыкальные инструменты?
Учащиеся: Ель

3. У этого дерева ствол серовато – зеленый, жесткие округлые листья , приходящие в движение от малейшего дуновения ветерка.
Учащиеся: Осина

4. Это дерево достигает в длину 40 м. Листья у него обратнояйцевидные с заметными лопастями. Когда это дерево молодо, то кора у него гладкая, а со временем появляются трещины.
Учащиеся: Это Дуб.

Молодцы! Наша экскурсия подходит к концу. Поэтому давайте с вами возьмем листики каждого описанного нами дерева и отправимся назад в группу. Я помогу вам в сборе листочков.

Сбор листьев деревьев.

3. Возвращение в интернат.

Ребята отправляемся в группу. Еще раз напоминаю вам правила поведения: Идти парами, не отставать, не кричать, идти дружно , рядом со мной.

При приходе в класс, учитель просит положить собранные листья на парту, для дальнейшего использования.

4. Подведение итогов.

Ребята о каких деревьях мы с вами узнали, которые растут в нашем парке?
Учащиеся: Дуб, Осина, Береза, Ель.
Что вам показалось наиболее интересным? ( ответы учащихся)
А теперь давайте каждый из вас сделает свое волшебное осеннее дерево.

Конспект занятия по экологии «Экскурсия в осенний парк» (средняя группа)

Елена Шульгина
Конспект занятия по экологии «Экскурсия в осенний парк» (средняя группа)

Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.

• Закрепить знания детей об осени.

• Закрепить знания детей о характерных особенностях данного времени года.

• Обратить внимание детей на первые признаки осени.

• Обратить внимание детей на красоту осеннего парка.

Развивающая: развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.

• Воспитывать у детей любовь к родному краю.

• Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

• Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.

• Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.

Предварительная работа: наблюдение за окраской листьев на участке, рассматривание иллюстрации осеннего леса, листопада, чтения стихов об осени.

Ход занятия

(при входе в парк остановимся, чтобы показать детям его изменившийся вид)

Восп: Ребята, какое время года?

Дети: Осень.

Восп: Правильно. Осень. А осенью на улице холодно или тепло?

Восп: Люди как начинают одеваться?

Восп: Да, правильно. Ребята, видите опадают листья, стало красиво, нарядно. Скажите, где лежат листья?

Дети: На земле, дорожках, скамейках, на ветвях деревьях.

Восп: Правильно, ребята. Дети, посмотрите, А вы знаете, почему листья осенью желтеют и падают

Дети: Потому, что наступают холода и земля промерзает, а корни деревьев не могут впитывать влагу и листья желтеют и падают.

Воспитатель: Ребята, а какие самые главные правила поведения в лесу?

Дети: Не шуметь, не бегать, не топтать маленькие саженцы.

(Воспитатель читает пословицы)

От осени к лету повороту нету.

Осень хвастлива, а весна справедлива.

Упал с дерева один лист — жди осени.

Листья осенью расцвечиваются, когда падает много листьев. Это…

Воспитатель: Когда на деревьях желтые, красные, оранжевые листья – это какая осень?

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Фартук розовый — осинке,

Бусы красные — рябинке,

Зонтик жёлтый — тополям,

Фрукты осень дарит нам.

Утром небо было хмурым,

И казалось все понурым.

Осень очень любит плакать,

Дождиком на землю капать.

Любит листьями шуршать,

И с деревьев их срывать.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень:

– Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Воспитатель: Здесь много деревьев. А какие деревья вы знаете? (ответы детей)

Игра «Какой лист?»

У березы – березовый

У клена – кленовый

У дуба – дубовый

У осины – осиновый

Воспитатель: Тихо постойте. Что слышите?

Дети: Ветер шумит, листья шуршат.

Воспитатель: Что они говорят? (ответы детей)

Покружитесь, полетайте, как листочки.

Сядем, отдохнем немного, полюбуемся осенним пейзажем.

Будем листья собирать

Листья березы, листья рябины

Листья тополя, осины

Листья дуба соберем

Маме осенний букет отнесем.

Игры «Золотые ворота», «Карусели»

Загадки об осени

Шляпка да ножка

Он подрастет (гриб)

Солнышко застлала (туча)

Дождь прошел, а я остался

На дорожке во дворе

Воробьи во мне купались

На потеху детворе

Но до завтрашнего дня

Солнце высушит меня (лужа)

Игра «Так бывает или нет?»

1. Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках.

2. Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем скворечники!» – предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, стало опять весело детям.

3. Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках» – сказала Света. «А я люблю купаться в реке» – сказала Люда – мы с мамой будем ездить на речку и загорать.

Осень! Роща золотая!

А над рощей пролетает

Высоко под облаками

С дальним озером, с полями

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Воспитатель: Что растет осенью в лесу? (грибы)

Вова расскажет, как собирал грибы.

Сто грибов в лесу найдем,

В кузовок мы не возьмем

Мы обшарим все дубы,

И хорошие грибы

Соберем в корзинки.

Игра «У медведя во бору»

Воспитатель: Кто улетает осенью в теплые края?

Воспитатель: Почему (ответы детей)

Игра «Перелет птиц»

Вам понравилась прогулка?

Когда наступит поздняя осень.

Конспект занятия «Экскурсия в летний парк» Конспект экскурсии для детей в младшей группе Тема: «Экскурсия в летний парк». Цель: «Уточнить представления детей о первых признаках наступления.

Фотоотчет «Экскурсия в осенний парк» Знакомить детей с характерными признаками осени: разноцветная листва – листья красные, желтые; листопад. Упражнять детей в различении.

Фотоотчет «Экскурсия в осенний парк». Экскурсия в осенний парк. Осень – это самое подходящее время, чтобы отправиться с детьми на экскурсию в парк. Цель экскурсии: расширять.

Конспект занятия по познавательному развитию «Экскурсия в зимний парк» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия «Экскурсия в парк» в старшей группе Задачи: 1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени; Закреплять знания детей о деревьях, кустарниках, и умение узнавать их по.

Экскурсия средней группы в осенний парк «Знакомство с этажами леса» Тема: Знакомство с этажами леса. Цели: Научиться ходить парами. Учить переходить улицу на зеленый сигнал светофора. Уточнить знания названий.

Конспект занятия «Экскурсия в городской парк ранней весной» Конспект экскурсии в парк ранней весной (средняя группа) ЦЕЛЬ: расширять представления о изменениях в природе ранней весной, закреплять.

Конспект занятия «Экскурсия в осенний лес» (старшая группа) Экскурсия в осенний лес. Дидактические игры по теме: Осенний лес. Задачи: 1. Предоставить детям возможность побывать в осеннем лесу, создать.

Экскурсия в парк «Путешествие по экологической тропе» (старшая группа) Экскурсия в парк старшая группа: «Путешествие по экологической тропе» Образовательная ситуация 1. Весна (апрель) Задачи: Формировать умение.

Конспект занятия по экологии и рисованию «Зеленая служба Айболита. Весенний уход за комнатными растениями» (средняя группа) МДОУ «Детский сад № 97» Подготовила воспитатель: Назарова С. Н. Конспект занятия по экологии и рисованию «Зеленая служба Айболита – весенний.

Конспект урока . Осенняя экскурсия в парк. 2 класс

Тема. В гости к осени.

Цели : познакомить с осенними изменениями в природе; расширять знания учащихся о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость бережного отношения к природе;

Научаться наблюдать изменения в живой и неживой природе и устанавливать взаимосвязь между ними.

Предварительная подготовка к экскурсии: нужно выбрать место проведения экскурсии – участок парка; побывать учителю на этом месте, отметить места остановок, объекты изучения; дети заранее готовят стихи об осени, рассказы о животных и растениях; экскурсия должна проводится в тёплый и солнечный день.

Ход урока – экскурсии.

1.Организационный момент. В классе учитель делит детей на группы. Каждая группа в парке получит своё задание на цветных карточках в форме листьев .

II. Актуализация знаний

Учитель читает стихотворение:

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.

III. Формулирование темы и целей урока

– Ребята сформулируйте тему урока по прочитанному стихотворению.
– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Изучим изменения в природе осенью) (слайд 5)

– Учитель .Прежде чем мы отправимся на экскурсию, давайте повторим правила поведения в парке.

1.Не ломать деревья и кустарники, не рвать травянистые растения.

2.Не обрывать паутину и не убивать пауков.

3.Не распугивать птичьи стаи.

4. Не ловить и не уносить животных домой.

5.Не шуметь, не пугать птиц и животных!

–Учитель. Это очень хорошо, но давайте вспомним и закрепим тему прошлого урока.

IV. Работа по теме урока. Экскурсия в парке.

1.Повторение и закрепление изученного материала

– Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)
– Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.)
– Как греет солнце? (Ответы детей.)
– Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно; Осадки, без осадков; Ветрено, безветренная погода; температура воздуха.)
– Когда вы выходили сегодня из дома, смотрели ли вы, какую температуру показывал ваш термометр?(слайд 6)
– А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: в программе «Новости» сообщили, что в Якутии температура – 50°, а в Арктике – 57°. Где теплее?

2.«Открытие» новых знаний.

Самостоятельная работа в группах по инструкционным картам.

1 группа . Внимательно посмотреть вокруг и перечислить деревья и кустарники у которых пожелтели и покраснели листья.

2 группа. Собрать коллекцию опавших листьев с деревьев и кустарников .

3 группа. Соберите семена и плоды различных растений .

5. Осенние изменения в неживой природе

– Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.) Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения.

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно (слайд 7).

Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе (слайд 8).

6. Как меняется осенью жизнь растений

– А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений. Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.
– Давайте вспомним нашу экскурсию, как мы остановились на минуту и прислушались к звукам в лесу. Слышали шорох – это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.
И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:

Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной .

– С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?
– А теперь подумаем, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается?
– Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листву? (слайд 10)
Обратите внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.
– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
– Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.

3. Игра «Отгадай растение»

Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, семена растений – гроздья рябины, семена – «вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев.

4. Осенние изменения в жизни животных

– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? (Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки, и т. д.)
– А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?
– У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки. С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
– Чем еще питаются птицы? (Семенами, плодами, зеленым побегами растений; журавли, цапли – лягушками; хищные птицы – мышами, другими мелкими животными.)

Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.
– Кто сможет рассказать о перелетных птицах?
Учитель рассказывает о перелетных птицах (слайд 13).
– Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?

Дети могут рассказать, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Корме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых (слайд 14).
Необходимо заострить внимание на вопросе охраны природы. Учитель рассказывает детям, что перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.
Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

Контрольная карта №1

Контрольная карта №2

Контрольная карта №3

Солнце ниже поднимается над горизонтом по сравнению с летом. Световой день становится короче.

Становится меньше солнечных дней; преобладает пасмурная погода, чаще идут моросящие прохладные дожди. По утрам – туманы, иногда бывают и первые заморозки с инеем на траве. Чаще дуют ветры средней силы.

Вода в водоемах стала холодной. Почва также становится холодной

Листья меняют окраску. Начинается листопад. На некоторых деревьях и кустарниках сохранились плоды.

Цветущих трав не наблюдается. Травы начинают увядать.

Все меньше становится насекомых (одни забираются поглубже в почву, другие – под кору).

Слышны редкие голоса птиц. Улетают на юг последние перелетные птицы: скворцы, грачи, гуси, утки …

5.Физкультминутка .Подвижная игра.

6. Продолжение работы по теме экскурсии. Игра «Отгадай животное»

Учитель рассказывает о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из учеников быстрее отгадает, о каком звере идет речь? Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. (Медведь)

А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (Лиса)

Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (Бобер)

Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно, и спать ложиться на всю зиму! (Барсук)

Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые», вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей. (Заяц)

7. Возвращение в класс.

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. ( Бабочка)

Осенью в щель заберётся,

А весной проснётся. ( Муха).

– Оцените свои достижения.

– Что удалось вам?

_ В чём испытывали затруднения?

– Ребята, давайте проверим, что получилось у нас в таблицах

КОНСПЕКТ ЭКСКУРСИИ

КОНСПЕКТ ЭКСКУРСИИ В ОСЕННИЙ ПАРК

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема: «Осенний парк»

Цель: Обогащение и систематизация знаний детей об осени.

– закреплять знания детей о деревьях, кустарниках;

– формировать умение узнавать деревья и кустарники по листьям;

– формировать представления об экологических взаимосвязях в природе;

– знакомить с правилами поведения в парке (нельзя шуметь, чтобы не спугнуть живущих там птиц и зверей, нельзя сорить).

– развивать эмоционально — эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту природы осеннего парка;

– развивать речь детей;

– развивать внимание, мышление;

– развивать воображение, память.

– воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы;

– воспитывать умение детей играть вместе, сообща;

– воспитывать доброе, заботливое отношение ко всему живому.

Предварительная работа: ежедневное наблюдение за изменениями в природе и ведение календаря природы, рисование нетрадиционным способом (ладошками) на тему «Осенняя сказка», чтение рассказов на природоведческую тему об осени, рассматривание картин В. Поленова и А. Остроухова «Золотая осень», наблюдение во время прогулки за деревьями (рябина, береза, осина), совместная работа детей и родителей на тему «Ох и чудо эта осень» (поделки из бросового материала).

Подготовительная работа: проведение инструктажа с детьми, определение места экскурсии (парк) и его подготовка: очистка от мусора, опасных предметов, выбор места для игр с детьми, выбор места сбора природного материала.

Оборудование и материал: лупы, бинокли, фотоаппараты, корзина, шапка гриба Боровичка,

Обогащение словаря: красные рябины «светятся».

Активизация словаря: сентябрь, октябрь, ноябрь, золотая осень.

Методические указания и приёмы.

Перед началом экскурсии

объявляю: куда пойдут дети, что интересного могут увидеть, как следует себя вести. Предлагаю взять с собой фотоаппараты, бинокли.

Вводная беседа.

Ребята, мы с вами в парке гости, поэтому вести себя нужно хорошо.

Читаю отрывок из стихотворения К.Бальмонта «Осень».

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Спрашиваю у детей: о каком времени года идет речь в этом стихотворении.

А какое сейчас время года?

Назовите по порядку осенние месяцы.

С чего начинается осень в природе?

Ребята, мы уже с вами знакомы с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая необыкновенная и загадочная пора осени — золотая и сегодня мы отправимся в парк, чтобы посмотреть, как он изменился, и действительно ли он стал золотым.

– Сентябрь, октябрь, ноябрь.

– Листья желтеют и опадают. Начинается листопад.

Инструктаж. Орг. Момент.

Коллективное наблюдение «Какими стали деревья в парке?»

1. Рассматривание деревьев и кустарников вблизи и издалека, на солнце и в тени (на солнце краски становятся ярче, наряднее, а желтые осины и березы, красные рябины «светятся» даже в тени).

2. Рассматривание листьев разных деревьев через лупу (обратить внимание, что поверхность листа у всех разная: у березы — шершавая, у осины — гладкая и т.д.).

3. Рассматривание семян деревьев и кустарников (сравнить между собой, определить, с какого они дерева)

4. Любование детьми красотой деревьев.

Предлагаю детям вспомнить стихи об осени.

Пополняю сенсорные ощущения детей: прошу погладить ствол дерева и ощутить его поверхность, прижаться щекой к нему и почувствовать тепло, вдохнуть запах, идущий от осины, березы, рябины, закрыть глаза и послушать шелест листвы

и осенние звуки.

Какие звуки слышите?

Сейчас я вам буду показывать листочки, а вы будете называть от какого они дерева.

Д/и «Угадай листочек».

Индивидуальное наблюдение по парам:

1. Витя и Катя выберите самое красивое дерево для вас.

2. Артем и Максим найдите самое красное (желтое) дерево.

3. Вероника и Яна найдите лист, который упал сегодня, вчера, давно. Расскажите, чем они отличаются?

4. Подгруппа детей найдите деревья, на которых есть плоды-ягоды.

«Скажи красивые слова об осени»

Ребята отгадайте загадки:

Пришла без красок

И перекрасила все листья.

И воды не всколыхнул.

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется,

Только ноги на земле.

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

Никто не пугает,

Платье потерялось — пуговки остались.

Ребята, давайте с вами поиграем.

П/и «Догонялки с Боровичком»

Роль Боровичка может исполнять как взрослый, так и ребёнок. На голову одеть шапочку грибочка. Дети и Боровичок стоят по разные стороны. Боровичок отворачивается спиной, присев на корточки («за пеньком»).

(в конце игры Боровичок догоняет детей, дети убегают).

Игра малой подвижности «Собери листочки»

Необходимо собрать красивые листья разных деревьев.

Ветер сильный задувал,

Все листочки раскидал.

Мы не будем унывать,

Будем их мы собрать.

Инд. работа с Софьей, Максимом.

Ребята мы с вами собрали много листьев, посмотрите сколько их. Все они разные. Яркие. Мы их возьмем с собой в дет. сад и оформим красивый осенний букет.

1.деревья и кустарники вблизи и издалека, на солнце и в тени.

2. листья разных деревьев через лупу.

3. семяна деревьев и кустарников, сравнивая их между собой.

4. любуются красотой деревьев.

Один из детей рассказывает:

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Ветер листья с веток

Разогнал по свету,

– Шуршание листвы, шум ветра, чириканье воробьев и т.д.

Дети угадывают листочки.

Дети выполняют задания.

– Золотая. Яркая. Расписная. Красная. Разноцветная и т.д.

Дети говорят текст и подходят к Боровичку:

Старичок – Боровичок Затаился за пеньком.

А мы ближе подойдём

И сейчас тебя найдём!

В догонялки поиграем,

От тебя мы убегаем!

Дети собирают листочки в корзинку.

Софья и Максим выполняют задания.

Д/и «Угадай листочек».

Индивидуальное наблюдение по парам.

«Скажи красивые слова об осени» Цель: формирование умения детей подбирать прилагательные к заданному слову.

П/и «Догонялки с Боровичком»

Игра малой подвижности «Собери листочки»

Цель: закрепление умения ходить размашистыми шагами, перепрыгивать через препятствие.

Читайте также:  План урока: Дифференциация (с)-(ц)
Ссылка на основную публикацию