Конспект с элементами ТРИЗ на тему: Звуки (П, Пь), (Б, Бь)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коррекция» с элементами нетрадиционной изобразительной деятельности по теме «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

«Детский сад комбинированного вида №17»

г. Уссурийска Уссурийского городского округа

непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коррекция» с элементами нетрадиционной изобразительной деятельности по теме «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».

Тема: «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».

Цель: формирование умения различать звуки [б]-[п], [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов.

– учить детей находить сходство и различие в акустико-артикуляторных характеристиках звуков, научить сравнивать звуки [б]-[п], [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов;

– продолжить работу по различению терминов «звук» и «буква», «гласный звук» – «согласный звук», «звонкий согласный звук» – «глухой согласный звук», точному употреблению этих терминов в речи детей;

– закреплять звукобуквенные связи;

– развивать умение выполнять слоговой анализ и синтез;

– закрепить умение точно произносить изолированные согласные звуки;

– развивать артикуляционную моторику при выполнении общих упражнений артикуляционной гимнастики в сочетании с движениями пальцев рук (биоэнергопластика);

– развивать мимическую моторику;

– продолжить работу по формированию слоговой структуры слова,

использованию в речи детей слов сложной слоговой структуры;

– продолжить работу по определению смысловых ошибок в предложениях и их исправлению;

– продолжить работу по формированию умения сочетать движения пальцев рук с речевым сопровождением;

– продолжить работу по развитию речевого голоса и учить детей пользоваться свойствами голоса и средствами выразительности речи.

– активизировать произвольное внимание;

– развивать коммуникативные навыки, формировать навыки работы в группе;

– развивать умение выполнять словесные инструкции;

– развивать память, мышление;

– продолжить работу по формированию пространственных представлений;

– воспитывать положительное отношение к организованной образовательной деятельности;

– воспитывать в детях желание приходить на помощь при затруднениях в выполнении заданий, принимать помощь без смущения и агрессии;

– воспитывать доброжелательность, готовность конструктивно разрешать конфликты;

– вызывать интерес к языковым явлениям.

– картинки с изображением домиков, символы звуков – Звуковички;

– сундучок, карточки с заданиями,

– картинки, названия которых начинаются на один из звуков темы –

– карточки с картинками на звуки П, ПЬ, Б, БЬ;

-карточки с изображением букв и картинок для определения места звуков в словах, карандаши синего и зеленого цвета.

I. Организационный момент.

1. (Дети под музыку входят в зал. На доске висят 4 картинки с изображением домиков. Под доской лежат символы звуков «Звуковички»).

– В городе Звуков случилось несчастье –

Туда Звукоежка послала ненастье.

Бедные звуки теперь без жилья.

Давайте мы с вами поможем друзьям.

И непременно случится здесь чудо:

Подскажем им – кто они и откуда.

Нужно задания выполнить вам,

Чтобы расставить все здесь по местам.

– Ребята, посмотрите, в городе Звуков тишина, домики пусты, хозяев нет! Вот они, бедные Звуковички, забыли – как их зовут и где их домики! А вот и задания, которые нужно выполнить, чтобы помочь нашим друзьям. (Логопед показывает сундучок, в котором лежат карточки с заданиями).

II. Знакомство с новой темой.

1. (Логопед читает стихотворение, дети договаривают концовку)

-Много звуков есть на свете, говорим мы звуки … (речи).

Гласные звуки … (поют и кричат), согласные …( перед преградой стоят).

Согласные с гласными … (подружились), вот уже …(слоги у нас получились).

Если слоги рядом поставим, сразу … (нужное слово составим).

А потом слова возьмем, … (в предложения соберём).

Мы с вами в городе Звуков.

Какие звуки знаете? (речевые и неречевые)

Что можно сделать со звуками? (говорить, слышать).

Гласные звуки (поют и кричат, нет преграды при их произношении, только голос)

Согласные звуки (не умеют петь, при их произношении возникает преграда – язык, губы, зубы)

Что помогает произносить звуки? (органы речевого аппарата –это губы, язык, зубы, голосовые связки).

Вспомним наше правило:

Если хочешь разговаривать, научись ты выговаривать.

Все правильно и внятно, что б было всем понятно.

А для этого нам необходимо выполнить весёлую мимическую гимнастику :

В зоопарке побывали,

Удивились! Так и знай:

Брови выше поднимай.

Вот бульдог – серьёзный пёс.

У него курносый нос.

Он подачек не берёт,

Челюсть выставил вперёд.

Не хотел есть кашу Паша.

Рассердилась мама наша.

Брови хмурила вот так:

Каша – это не пустяк!

Мы увидели пион.

Как чудесно пахнет он!

Воздух носом втянем дружно:

Нам цветок понюхать нужно.

Артикуляционные упражнения, совместные с движениями обеих рук, имитирующие движения челюстей, языка и губ(биэнергопластика).

Чтобы правильно и внятно говорить, мы с вами должны делать зарядку. Для чего мы её делаем? (для губ, языка, щёк)

Тренируйте язык, губы,

Плотно вы сжимайте зубы.

Зарядку мы сделали, набрались сил, и теперь смело можем браться за дело,

повторим гласные звуки, вспомним, как правильно их произносить, а в этом нам помогут нам наши гости.(выходят ребята, представляет каждый свой звук – букву)

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем:

Вот такие все они.

Нет для них нигде преграды,

Петь мы эти звуки рады.

Вызываем по порядку

Наши звуки на зарядку.

-(А)! По – шире рот открой!

Не ленись и громче пой!

Удивленно тянет он:

(У) надул капризно губки,

Их он вытянул, как трубки.

Вот какой он привереда –

Будет дуться до обеда!

(И) – улыбка, весельчак,

Он смеется звонко так!

На язычке широком скачет мимо окон.!

Вот в задумчивом сомненье

(Э) высказывает мнение:

«Э –э-э-.. не знаю, что сказать.

Может, лучше помолчать?»

Округлив большие губы,

(О) прикрыл немного зубы,

Язык поглубже тянул,

(Ы) хоть гласный, но тихоня,

все зевает он спросонья:

«Ы-ы-ы»..поспать еще часок…

Или, может, выпить?»

-Молодцы! Все хорошо рассказали стихи о гласных звуках. Они очень важны, потому что помогают нам читать, и служат для образования слога.

Дети, я получила письмо.

«Дорогие дети! Мы пришли к вам в гости, а по дороге встретили колдунью, которая нас заколдовала. Появимся тогда, когда отгадаете загадку колдуньи, чары ее развеются»

В гости к нам идут друзья,

Их водой разлить нельзя,

Две веселые игрушки,

Догадались кто. (Петрушки)

Логопед: Слышите, кто-то стучит..

В гости к нам пришли Петрушки,

Принесли мы вам ПАМПУШКИ,

И девчонок не забыли, Им подарки накупили:

ПИРОГИ и ПЛЮШКИ.

Угощения на славу

На столе стоят по праву

Мы Петрушки неспроста

Принесли их вам сюда!

Проведем сейчас опрос:

-Кто ответит на вопрос:

Звук, какой стоит, дружок,

Первым в слове ПИРОЖОК?

-Какой первый звук в слове ПИРОЖОК? (ПЬ)

– Этот звук, твердый или мягкий? (мягкий)

-В домике какого цвета живет этот звук? (зеленого)

на доску вывешивается

Он такой же и ПЕЧЕНЬЕ.

А у вас какое мненье?

Есть у нас еще ПИРОЖНОЕ, объеденье невозможное!

Первый звук в нем мягкий, тающий,

Словно пух в окно влетающий.

Звук немного изменился,

Перед вами извинился.

Стал другим в словах: ПАМПУШКИ, ПАПА, ПАСТИЛА и ПЛЮШКА.

Какой первый звук в слове ПАМПУШКИ, ПАПА? (П)

Этот звук твердый или мягкий? (твердый)

-В домике, какого цвета живет этот звук? (синего)

На доску вывешивается

Молодцы! Вы хорошо умеете выделять первый звук в словах и слышать твердый он или мягкий.

Давайте возьмем в руки зеркала

-голос не дрожит(глухой);

-Звуки П, Пь можно на письме обозначить….(буквой)

-Кто поможет ее правильно назвать(Буква (ПЭ) вывешивается на доске)

Логопед: Ребята, здесь еще загадка

Это что за очень страный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сет он длинный

Кто же это. БУРАТИНО.

Я – веселый. БУРАТИНО.

У меня в руках корзина.

В ней найдете вы БАНАН,

БАНКУ, БУЛКУ, БАРАБАН.

Кто же скажет быстро мне,

Звук, какой лежит на дне?

-Какой первый звук в слове БАНАН, БАНКА?(Б)

-Этот звук, твердый или мягкий? (твердый)

В домике какого цвета живет этот звук? (Синего- на доску вывешивается)

Он прорвал платину губ,

Звонким стал, как голос труб!

Раз преграда на пути-

Он согласный. Повтори!(Б)

Ба! Да здесь еще БЕРЕТ,
БИНТ, БИНОКЛЬ и БИЛЕТ!

Логопед: Какой первый звук в словах БЕРЕТ, БИНТ, БИНОКЛЬ и БИЛЕТ?(Б)

Твердый или мягкий?(мягкий)

В домике какого цвета он живет(зеленого)

Звук мягкий, живет в домике зеленого цвета – вывешивается на доске.
Логопед: Молодцы, а сейчас дадим характеристику этому звуку:

-голос дрожит(звонкий-воздушная струя горячая)

-Звуки Б и БЬ можно обозначить на письме (…Буквой БЭ – вывешивается на доске)

Буратино: Хорошо потрудились, а теперь давайте выполним зарядку:

Буратино потянулся, улыбнулся и проснулся.

Раз –нагнулся, два – нагнулся,

_Три – нагнулся. Видно, что –то потерял.

Логопед: А теперь поиграем. Сейчас мы будем упражняться различать эти звуки. У каждого из вас есть буквы БЭ и ПЭ. Я буду говорить слова, а вы поднимайте букву, которая есть в этом слове:

ПАР, БЛЕСК, БАНЯ, БОЧКА, ПАЛКА, ПАЛЬТО.

А сейчас изменим игру: я показываю картинку, а поднимаете букву, которая есть в этом слове.

Картинки: банка, сапог, кабан, лопата, собака.

Игра «Закончи слово нужным слогом».

Логопед: Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. (Достает следующую карточку)

Попугай слова кричал,

Но концовки он не знал.

Получалось у него

Ровным счетом «ничего».

Чтобы слово угадать,

Концовку вы должны сказать.

Говорите вы всегда

Где нужно – ПА, где нужно – БА.

Вот какие слова без концовки кричал попугай. Я начну, а вы договариваете нужный слог ПА или БА, чтобы получилось слово:

Следующее задание. Я произношу слоги, а вы хлопаете когда услышите слоги, где Б твердый.

БА, БЯ, БУ, БЮ, БО, БЫ, БИ( Проверка)

Составить предложения, выбирая нужное по смыслу слово:

Бревна нужно нам (белить),

Стены нужно нам (пилить).

Весной вспахали плугом (пашню).

Построили из камня (башню).

Огурцы солят в (бочках).

Весной на деревьях распускаются ( почки).

Ребята, мы с вами выполнили все задания Звукоежки, помогли Звуковичкам найти свои домики. Давайте ещё раз произнесём звуки, которые они обозначают. (Логопед называет характеристику звука, дети называют звук).

Конспект урока по русскому языку на тему «Звуки П,Пь-Б.Бь».

Конспект урока по русскому языку на тему «Звуки П,Пь-Б.Бь».

Читайте также:  Дифференциация звуков (б-п) в сильной позиции

Цель: научить различать звуки «П,Пь-Б,Бь» и буквы«П-Б» в устной и письменной речи.

Задачи: а). Уточнение и сравнение артикуляции звуков «П,Пь,Б,Бь».

б). Дифференциация звуков «П,Пь-Б,Бь» в словах.

в). Развитие фонематического восприятия.

г). Развитие навыков языкового и слогового анализа и синтеза.

д). Развитие зрительного внимания, мышления, мелкой моторики рук.

е). Закрепление в танце простых хореографических шагов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему «Звуки П,Пь-Б.Бь». »

Конспект урока по русскому языку на тему

Цель: научить различать звуки «П,Пь-Б,Бь» и буквы«П-Б» в устной и письменной речи.

а). Уточнение и сравнение артикуляции звуков «П,Пь,Б,Бь».

б). Дифференциация звуков «П,Пь-Б,Бь» в словах.

в). Развитие фонематического восприятия.

г). Развитие навыков языкового и слогового анализа и синтеза.

д). Развитие зрительного внимания, мышления, мелкой моторики рук.

е). Закрепление в танце простых хореографических шагов.

Учитель: у нас сегодня необычный урок, у нас сегодня бал (слайд 1).

Бал – это, прежде всего, «развлекательное мероприятие». Тут и общение, и встречи, и знакомства с интересными людьми. И, конечно, танцы (слайд 2).

Волшебный бал – мечта Принцесс,

Прекрасных принцев взгляд желанный.

И сказка воплотится здесь

Для вас подарком долгожданным.

1. Исполнение танца «Падеграс».(видео)

2. Сообщение темы урока.

Учитель: посмотри, какая красивая пара сейчас танцевала. Но ведь пары могут образовывать не только люди, но и звуки, буквы. Сегодня на уроке мы будем работать с одной из таких пар звуков и букв «П-Б» (слайд 3).

II. Основная часть.

1.Сравнительная характеристика звуков. Выбор символов для обозначения звуков (слайд 4).

П – согласный, глухой, твёрдый, для обозначения используем наушник.

Пь – согласный, глухой, мягкий, для обозначения используем наушник.

Б – согласный, звонкий, твёрдый, для обозначения используем звонок.

Бь – согласный, звонкий, мягкий, для обозначения используем звонок.

2. Дифференциация звуков «П,Пь-Б,Бь» в словах. Развитие мышления, зрительного внимания.

А). Учитель: во время бала были не только танцы, но и различные игры (слайд 5). Сейчас мы представим себя светскими особами и поиграем в игру «4-й лишний».

Шляпа, кепка, шапка, брюки.

Поезд, лодка, парусник, пароход.

Стол, стул, шкаф, велосипед.

Юбочка, платье, блузка, ботинки.

(определить позицию звуков «П,Пь,Б,Бь»)

Б). Дифференциация звуков «П-Б», «Пь-Бь» в словах. Развитие языкового и слогового анализа и синтеза. Игра «Вальс с цветком».

Учитель: на столе находятся карточки с написанными слогами. У меня в руках цветы, на которых тоже написаны слоги. Мы должны правильно подобрать слоги, чтобы получились слова. Давай соберём букеты со словами, в которых есть звуки П, Пь и цветы со звуками Б,Бь (анализ каждого получившегося слова).

Пуш (ка), ре(па), ба(нан), бу(кет), бе(рёза), пи(ла), пес(ня), зу(бы), ба(бочка), паль(то).

В). Развитие фонематического восприятия и слуха.

Учитель: на балу всегда звучит красивая музыка. Давай вспомним, с какими музыкальными инструментами мы познакомились на уроках музыки. В названии каких из них слышатся звуки П,Пь,Б,Бь? (слайд 6). А сейчас мы прослушаем звуки и определим, какой инструмент звучит.

-Скрипка (слайд 10)

-Погремушка (слайд 12)

-Балалайка (слайд 14)

3. Танцевальная физминутка (слайд 15). Выполнять движения в соответствии со словами.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

А потом вприсядку

И снова по-порядку.

Побежим мы по дорожке

И похлопаем в ладошки

И покрутим головами

Все танцуйте вместе с нами

Г). Развитие языкового анализа.

Учитель: люди, приходившие на бал, готовили свои наряды за несколько месяцев. Они придумывали разнообразные костюмы, украшения, т.е. без специальной подготовки вряд ли можно было обойтись. И мы сейчас попробуем нарядить наших дам, принцесс на бал.

Игра «Королевская игра» (слайд 16).

Королева нам прислала

На наряды сто рублей.

Что хотите покупайте,

Но наряды выбирайте

Лишь со звуком Б в названьи…

Приготовились. Вниманье! (отвечать нужно одним словом)

Ваша принцесса наденет юбочку с блузкой или платье?

Вы выберете её шубу или пальто?

На голове будет берет или шляпа?

На шею наденете её бусы или цепочку?

На юбочке будет бахрома или петельки?

Что вы выберете – брошь или клипсы?

Блузку украсят бантики или пуговицы?

Жилетка будет из бархата или плюша?

-Какие же слова со звуком «Б» нам встретились? (слайд17)

– В названии каких слов мы услышали звук «П,Пь»? (слайд18)

4. Работа в тетрадях. Дифференциация «П-Б»в словах на письме.

Учитель: на балах всегда царила праздничная и таинственная обстановка. Там были почтальоны, которые готовы были передать послания любой ценности. Вот и мы сейчас напишем свою информацию. Но сначала проведем пальчиковую гимнастику (слайд 19).

– Пальчиковая гимнастика «Звонкий день» (выполняются движения пальчиками в соответствии со словами).

В барабаны – стук да стук

Зайцы на лужайке,

Ёжик – дед и ёжик – внук

Взял Топтыгин контрабас:

-Ну-ка, все пускайтесь в пляс!

Тут и волки на поляне

Заиграли на баяне…

Чудеса! Чудеса! За роялем – лиса,

Лиска-пианистка, рыжая солистка!

-Запись числа, задания в тетрадях (слайд 20).

Задание 1: вставить пропущенный слог ПА или БА.

Жа(ба), шай(ба), ры(ба), тум(ба), шля(па), сту(па), ли(па), ре(па), шу(ба), ла(па).

Задание 2: вставить пропущенную букву П или Б.

Са…оги, ру…ашка, ры…а, ре…а, …анан, ка…уста, шай…а, лам…а.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки Б-Бь, П-Пь, буквы Б-П».

Светлана Петренко
Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки Б-Бь, П-Пь, буквы Б-П».

• Способствовать развитию звуко- буквенного анализа, развитию фонематического слуха.

• Познакомить со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными.

• Познакомить с буквами Б-П и звуками Б- Бь, П-Пь.

• Учить писать печатные буквы Б-П.

• Учить читать слоги Б+10 гласных, П+10 гласных.

• Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

• Способствовать развитию зрительной и слуховой чувствительности;

• Способствовать развитию внимания, памяти, воображения и мышления.

• Порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.

Оборудование: Азбука, буквы, интерактивная доска IQBoard., компьютер, рабочие тетради Колесниковой Е. В. «От А до Я», мягкий мяч.

Использование современных образовательных технологий:

– Элементы психогимнастики (релаксационное упражнение «Приветствие»).

– Здоровьесберегающая технология (Гимнастика для глаз, физкультминутка «Буратино»).

– Элементы сказкотерапии (массаж точки здоровья).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель: – Ребята. Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

2. Актуализация темы. Знакомство с буквами Б-П и звуками Б- Бь, П-Пь.

I. Работа со звуком Б.

Воспитатель: Ребята, мы продолжаем с вами знакомиться со звуками и буквами для успешного обучения в школе. Посмотрите, наша азбука скоро совсем заполнится буквами. И сегодня мы добавим в нее еще две. Для того чтобы узнать о каких звуках и буквах мы сегодня будем говорить надо разгадать загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел-

Он вспорхнул и улетел.

Воспитатель: Итак, слово бабочка с какого звука начинается?

Дети: Звука Б

Воспитатель: Сколько звуков Б в слове бабочка? Покажите на пальчиках. Правильно два. Где находятся звук Б?

Дети: В начале слова и в середине.

Воспитатель: Произнесите, пожалуйста, звук Б. Гласный или согласный? Почему? Голос участвует? Какой это звук – звонкий или глухой? Бывает твердым или мягким? Назовите твердый, мягкий.

Правильно. Звук Б – согласный, звонкий. Может быть твердым и мягким.

Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам отрывок из нашей любимой книги «Букварик-Смешарик» о букве Б. А вы запоминайте слова со звуками Б, Бь. (Развитие фонематического слуха.)

3. Массаж точки здоровья.

Воспитатель: Но для того, чтобы лучше запомнить все слова, сделаем массаж «точки ума» (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2001.)

Чтение отрывка из книги (с использованием мягких игрушек смешариков).

4. Игра с мячом. «Назови слово». (Дети говорят слова со звуками Б, Бь, Делят слова на слоги. Показывают на пальчиках. Определяют место звука в слове.)

Воспитатель: Вы помните, что звуки мы говорим и слышим, а буквы пишем и читаем. Посмотрите на букву Б. На что она похожа? Она есть заглавная большая и маленькая прописная. Где живет заглавная буква Б?

Дети: В именах и фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, стран.

II. Работа со звуком П.

Он с хвостом резиновым,

Как загудит его мотор

Глотает он и пыль и сор.

Воспитатель: С какого звука начинается слово пылесос? Звук П. Где находится звук П? Произнесите, пожалуйста, звук П. Что слышится?

Дети: Слышится только шум.

Воспитатель: Гласный или согласный? Почему? Какой это звук – звонкий или глухой? Бывает твердым или мягким? Назовите твердый, мягкий.

Правильно. Звук П – согласный, глухой. Может быть твердым и мягким.

Дети, некоторые звонкие и глухие звуки очень похожи друг на друга – постоянные двойняшки. Их произносят почти похоже, одинаково складываются губы, одинаково движется язык. Только при произношении глухих не подключается голос. Их называют парными согласными. И наши звуки Б и П- парные согласные.

Давайте найдем слова со звуком П в тексте о смешариках.

5. Игра с мячом. «Назови слово». (Дети говорят слова со звуками П, Пь, Делят слова на слоги. Показывают на пальчиках. Определяют место звука в слове.).

Воспитатель: Посмотрите на букву П. На что она похожа?

Воспитатель: Устали? Давайте вместе с Буратино разомнемся.

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

7. Просмотр презентации по теме занятия.

Воспитатель: Дети, для того, чтобы быстро и правильно сделать все задания в рабочей тетради и получить наклейку, нужно хорошо вместе со мной поработать. Внимание на доску! (презентация сделана по материалу рабочей тетради).

Читайте также:  Пособие 'Профилактика ошибок языкового анализа и синтеза'

7. Гимнастика для глаз в середине просмотра.

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

8. Самостоятельная работа в тетрадях.

9. Подведение итогов. Игра «Правильно-неправильно»

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в любимую игру «Правильно-неправильно». Правила вы знаете. Если вы со мной согласны – хлопайте в ладоши.

Мы сегодня с вами говорили о животных.

Мы говорили о звуках и буквах.

Гласные звуки можно петь.

Звуки Б и П- гласные.

Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.

Звук П- мягкий.

Буквы мы слышим и читаем.

Вы умные дети, много знаете, почти все умеете.

Вы молодцы! Похлопайте себе. И подходите за наклейками, кто все сделал.

Методические приёмы при исправлении дефектов оглушения и озвончения Методические и игровые приёмы при исправлении дефектов озвончения и оглушения согласных звуков. Для формирования правильного звукопроизношения.

Проект «Формирование фонематического восприятия у детей» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Название «Формирование фонематического восприятия у детей». Автор проекта: Мацупа Галина Григорьевна Продолжительность.

Методическая разработка «Интегрированной занятие по подготовке обучению» грамоте» Тема: «Звуки «П», «Пь» «Б» «Бь».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Методическая разработка «Интегрированной занятие по подготовке обучению» грамоте» Тема: «Звуки «П», «Пь» «Б» «Бь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Методическая разработка «Интегрированной занятие по подготовке обучению» грамоте» Тема: «Звуки «П», «Пь» «Б» «Бь».22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

«Интегрированной занятие по подготовке обучению» грамоте»

Составила: воспитатель с/п 11 1 квалификационной категории Клепикова О.Н

Непосредственно образовательная деятельность. 2 . Реализация образовательных областей : «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»:

1. Цель: « Дифференциация звуков П’, П, Б, Б’ в слогах, словах» 2.Задачи: 1. Обучение акустико-артикуляционной характеристике звуков П,П’, Б,Б’ 2. Сравнение, различение и произношение звуков в слогах, словах. 3. Определение позиции звука в слове. 4. Звуковой анализ слова, различение звуков по твердости, мягкости. 5. Упражнять в составлении предложения с заданными словами. 6. Закрепление понятия «согласный мягкий – твердый звук» 7. Развитие мелкой моторики

3. Предварительная работа : Дидактические игры: «Запомни, повтори» ( развитие слухового внимания), «Дед буквоед», «Доскажи словечко», составление предложений из заданных слов, составление схем предложений, звуковой анализ слов. 4. Оборудование и материалы : Ноутбук. Раздаточный материал для составления звукового анализа слова, схемы предложения. Пластилин.

5. Методы и приёмы: Игровые приемы, поощрение, оценка детских ответов.

6. Литература: 1. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000. 2. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000. 3. Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте». Для занятий с детьми 3-7 лет. 2012. 4. Интернет ресурсы.

Структура проведения: 1 часть: (вводная) Восп: Ребята, настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, приветливы и добры. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и красоту, а выдохните плохое настроение. 2 часть (основная) Восп: Я вам буду называть слова, а вы мне скажите какой звук повторяется чаще всего. ( бочка, бублик, батон, бинокль, барабан) отв детей: звук «Б». ( паровоз, почка, пилот, пила, пилюля) отв детей: Звук «П». Губки мы смыкаем, звук П без голоса называем. Губки мы смыкаем звук Б с голосом называем. Как выходит звук плавно или отрывисто? (отрывисто) . Какую преграду встречает воздух, когда мы произносим эти звуки (губы) . Если воздух встречает преграду, значит это какие звуки ? (согласные) . Какую разницу вы почувствовали при произнесении звуков П и Б . ( Звук П произносится без голоса, а звук Б с голосом ). Звуки П и Б мы можем произносим твердо, в можем произнести их мягко Пь, Бь. Давайте дадим хар-ку звуку П (дети дают хар-ку звука: звук П согласный, глухой, твердый) Каким цветовым символом будем обозначать этот звук? (синим) (Далее тоже со звуками Б, Бь, Пь) Давайте поиграем я буду называть слова если вы услышите звук «Б» покажите колокольчик, если «П» закроете ушки руками.( пух, перо, библиотека, булочка, Буратино, пульт, кепка, кабан, тряпка, каблук) Мы с вами знаем что звуки «Б», «П» бывают твердыми и мягкими. Давайте с вами поиграем: Замените твердый звук П на твердый звук на Б (Па-па-па, По-по-по, Пу-пу-пу) А теперь звук мягкий звук Бь на мягкий звук Пь (Бя-бя-бя, Бе-бе-бе,Би-би-би). Д.игра «Преобразование слов. Измени звук П на звук Б» Пар – бар, пыль – быль, пух – бух, порт – борт, пашня – башня, пока – бока, плеск – блеск. Физ. минутка. Все движения разминки, повторяем без запинки! . Раз! Подпрыгнули на месте . Два! Руками машем вместе . Три! Прогнули ловко спинки . Посмотрели на ботинки. А теперь нагнулись ниже, Наклонились к полу ближе. На 4 разогнулись Вправо, влево повернулись И друг другу улыбнулись Вот и стали мы сильнее, здоровее и веселее!

Работа с раздаточным материалом. Сейчас мы с помощь звуковых символов (квадратиков синего, зеленого и красного цвета) выложите схему слова. (пух, пир, бык, Бим) Попутно спрашивается, сколько слогов в слове, определение места звука в слове. Послушайте и отгадайте загадку. С ветки на ветку, быстрый, как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка) Сколько слогов в слове( два). Где слышится звук «Б» (в начале слова). Как звучит звук ( мягко). Составьте предложение с словом «белка».

Очень ловкая хозяйка!

Не грязнуля, не лентяйка,

Чистит, моет от души.

С ней дружите, малыши.

Вот сторонница порядка

Королева мойки . ( Тряпка) Сколько слогов в слове? (два) Где вы слышите звук? ( в середине слова) Как звучит звук? (твердо) Составьте предложение с словом «тряпка»

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела, дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб….. ( Пила) Сколько слогов в слове? (два) Где вы слышите звук? ( в начале слова) Как звучит звук? (мягко.) Составьте предложение с словом «пила»

Давайте вспомним, какой буквой на письме обозначаем звук П? звук Б? Давайте возьмем пластилин и на дощечках вылепим буквы «Б», «П».

3 часть (заключительная) О каких звуках мы сегодня говорили? («Б», «Бь», «П», «Пь»). Какие это звуки? (согласные, бывают -твердыми мягкими, глухими – звонкими. ) Какие буквы мы сегодня лепили из пластилина? («Б», «Бь», «П», «Пь»).

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Дифферециация звуков «П», «Пь» и «Б», «Бь»» для детей старшего дошкольного возраста

МБ ДОУ ТР детский сад №2

Конспект непосредственной образовательной деятельности по (развитию речи)

тему: Дифферециация звуков «П», «Пь» и «Б», «Бь»

для детей старшего дошкольного возраста.

Составила учитель-логопед: Корнева Ирина Юрьевна

1.Создание условий для развития умения различать звуки «п», «пь» от звуков «б», «бь» посредством игровой деятельности.

1.создать условия для детской инициативы, для развития способности совместно решать поставленную задачу (социально-коммуникативное развитие);

2.Создать условия для развития у детей навыков межличностного взаимодействия, умения договариваться (социально-коммуникативное развитие);

3.Создать условия для побуждения детей к речевой активности, для развития способности логично оформлять собственное высказывание (речевое развитие);

4.Создать условия для развития мышления (познавательное развитие);

5.Создать условия для развития нравственных качеств;

6.Создать условия для развития умения различать звуки «п», «пь» и «б», «бь» (коррекционная задача).

закрепить знания детей по дифференциации звуков «п», «пь» и «б», «бь»,

учить различать звуки «п», «пь» и «б», «бь», в изолированном виде, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи.

Формировать умение правильно выполнять задания предложенные логопедом.

развивать, фонематический слух, память, внимание, мышление, словарь детей, органы артикуляции, сенсорную сферу.

1.воспитывать интерес к правильно звучащей речи, интерес к предмету через использование разных методов и приемов.

2.Воспитывать организованность, контроль и взаимоконтроль, темп.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: мяч; предметные картинки персонажей (Бегимотик Плюх, Бурундук. Белочка, Бармалей, поросёнок Пак, собачка Булька, доктор Айболит и Пилюлькин), Картинка с изображением леса. замок Бармалея,план-схема к замку Бармалея, зеркала, чупа-чупс;

Логопед: Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнётесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнёмся друг другу и начнём наше занятие.

Повторение пройденного материала.

Логопед: Ребята, давайте вспомним какие звуки, мы изучали на прошлом занятии?

Дети: Мы изучали звук «Б».

Логопед: Давайте придумаем слова на этот звук.

Дети придумывают слова и говорят, где спрятался (в начале, середине, конце) слова.

Логопед: Молодцы. Дети, я получила письмо. Давайте его прочитаем и узнаем, кто нам написал. Логопед вскрывает конверт и читает: «Дорогие дети, мы в плену у Бармалея. Выручайте. Поросёнок Пак и собачка Булька.» Сегодня мы пойдём выручать из плена Пака и Бульку, но сначала скажите какие первые звуки, вы слышите в их именах?

Дети: звуки «П» и звук «Б».

Логопед: Верно. Но перед тем как мы с вами отправимся выручать наших друзей из беды, давайте выясним, чем эти звуки отличаются друг от друга.

Дети: Один звук глухой- это звук «п», потомучто мы его произносим без голоса, а другой звук «Б» – звонкий, потому что мы его произносим с голосом.

Логопед: Правильно, ну я чем они похожи?

Дети: Оба звука согласных, потому что их нельзя пропеть, протянуть струя воздуха встречает преграду.

Логопед: Что нам мешает их пропеть?

Дети: Губки. Они плотно сжимаются и под напором воздуха разжимаются, (работа с зеркалами)

Логопед: Молодцы. Вот перед вами план, по которому мы должны пройти. Куда показывает стрелка.

Картинка с изображением леса.

Логопед: Пойдёмте. Ой, я слышу чью-то песенку:

Логопед: Давайте повторим. (Сначала хором, потом по одному). Это песенка зверька, в названии которого первый звук «Бь», а последний звук «А». Отгадайте кто это?

Логопед: Как называют её детёнышей?

Логопед: Какой первый звук слышится в этих словах?

Дети: Звук «бь», братец звука «Б».

Логопед: Верно, а где живут бельчата?

Логопед: Какой изучаемый звук слышим в слове «дупло»

Дети: Звук «п» в середине слова.

Логопед: Давайте у белочки спросим, где живёт Бармалей.

– Белочка ты нам не подскажешь, где живёт Бармалей?

Белочка: Постараюсь помочь, но сначала поиграйте со мной в игру «Скажи, наоборот» (с мячом).

Белочка: Вы молодцы, я не знаю, где живёт Бармалей, но знаю, кто может вам помочь. Это Бурундук. Идите налево там его и увидите.

Логопед: Вот и он. Здравствуй, Бурундук. Наши друзья попали в плен к Бармалею, ты не подскажешь нам дорогу.

Бурундук: Подскажу, если вы выполните мое задание. Я буду вам кидать мяч и говорить слово, а вы должны первый звук заменить на «Б» или «Бь», чтобы у вас получилось новое слово.

Бочка- почка. В магазине (Бочки). На ветках (почки).

Пел бел Чижик звонко (пел). Голубь мира (бел).

Пить бить Мы хотим (пить). Собаку не надо (бить).

Пашня-башня Трактор стоит на (пашне). Пожарные дежурят на (башне)

Бурундук: Молодцы! Вы выполнили моё задание. Слушайте внимательно. Направо пойдёте до болота дойдёте – там живёт бегимотик Плюх, он вам покажет дорогу.

Логопед: А вот и сам бегимотик. Давайте с ним поздороваемся.

Дети: Здравствуй, бегимотик Плюх. Мы ищем дорогу к замку Бармалея, помоги нам, пожалуйста.

Бегимотик Плюх: Помогу, но только сначала помогите мне разобраться со звуками «П» и «Б», а, то я их путаю.

Дети: Хорошо, мы тебе поможем.

Игра «Узнай, звук» (если в словах слышится звук «п» хлопаем в ладоши, если звук «Б», то поднимаем руку).

Боты, паук, бант, будка, пастух, буквы, снопы, блузка, бузина, поезд, бумага, пила, платье, брат, блин, баба, папа, пыль, буря, пуля.

Бегимотик Плюх: Спасибо, друзья, теперь я эти звуки не перепутаю. А теперь я расскажу, как найти дорогу к замку Бармалея. Болото обойдёте, направо пойдёте. Потом увидите забор. За забором живут два доктора – Пилюлькин и Айболит. Они вам покажут, куда идти дальше.

Логопед: Вот мы и пришли. Здравствуйте. У нас к вам большая просьба, помогите нам выручить наших друзей. Они в замке у Бармалея.

Доктора: Хорошо. Только у нас одна просьба к вам, поможете нам исправить некоторые слова в двустишье?

Дети: С удовольствием.

Доктора: Ну, слушайте:

Вода бежит в прохладной печке

Поленья полыхают в речке.

Все уселись мы на песенку

И поём мы дружно лесенку.

Я нажимаю на медали,

Чтоб первым получать педали.

На пляже тёпленький лесок

Вдали берёзовый песок.

Далеко идти мне пень

Лучше сяду я на лень.

Лечит от болезней пекарь

Хлеб печёт умелый лекарь.

Доктора: Умницы, ну а теперь идите прямо, там увидите замок, где живёт Бармалей. И будьте осторожнее.

Логопед: Вот и замок Бармалея. Здравствуй, Бармалей. Долго мы тебя искали, освободи наших друзей, пожалуйста. Ты же не такой злой, как кажешься.

Бармалей: Здравствуйте, если вы хотите, чтоб я подобрел и отпустил поросёнка Пака и собачку Бульку, вы должны научить меня сочинять чистоговорки и стихи.

Дети: Мы попробуем.

Во дворе стоит … (петух)

С тополей слетает …(Пух)

Вот и всё…(стихотворенье).

Закрой калитку на …(запор)

Не лезь больше на …(забор)

Так сказала бабушка Полина,

Собирая в кузовок…(малину).

Бармалей: Спасибо, ребята. Я теперь совсем добрым стал. Забирайте своих друзей и на меня не обижайтесь. А в знак своей доброты я хочу вас угостить всех чупа-чупсами.

Логопед: Дети Что же мы сегодня сделали?

Дети: Выручили наших друзей из беды. Помогли Белки, бегимотику, докторам, самому Бармалею различать звук «П» от звука «б».

Поросёнок Пак и собака Булька: Спасибо, вам ребята, что выручили нас из беды. Мы вас никогда не забудем. Удачи вам во всех ваших делах. До свидания.

Конспект по логопедии Дифференциация звуков б, бь — п, пь

Конспект группового логопедического занятия № 38
Дата:
Ф.И.О. учителя: Бартко Ольга Николаевна
Класс: 2
Тема: Дифференциация звуков [б], [б’] – [п], [п’]
Цели и задачи: закреплять знания о звуках [б] – [б’] – [п] – [п’], учить дифференцировать звуки по глухости-звонкости, мягкости и твёрдости изолированно в слогах, словах, предложениях и тексте; написании имён собственных с большой буквы;
развивать зрительное и слуховое внимание, произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, фонематические процессы; навыки слогового анализа и синтеза, логическое мышление; проводить работу по предупреждению дизорфографии, орфографическу зоркость
прививать любовь к природе и животному миру, интерес к логопедическим занятиям, формировать усидчивость
Средства обучения: буквы Б – П (запись на доске); письменные буквы Б – П, «профиля» звуков; символы для обозначения звуков Б – Б’, П – П’ (наушники и колокольчики); презентация по теме, зашумлённые картинки, индивидуальные карточки с заданиями, дидактическая игра «Город звуков», листики в клеточку на каждого учащегося, простые карандаши, ноутбук.
Ход занятия
I. Оргмомент.1. Приветствие.
– Сядет тот, кто первым назовёт животных, которые спрятались в картинке.
2. Запись даты.
II. Основная часть занятия
1 . Введение в тему занятия.
(Повторение чистоговорок (слайд 2,3)).
Ба-ба-ба — на избе была труба.
Бу-бу-бу — побелили мы трубу.
Бе-бе-бе — белый голубь на трубе.
Бы-бы-бы — голубь улетел с трубы.
-Какой звук встречался чаще всего?
– Выложите из палочек букву «бэ».
Па-па-па — на пол сыплется крупа.
Пу-пу-пу — подмету сейчас крупу.
Пы-пы-пы — больше нет у нас крупы.
4177665108585- Какой звук встречался чаще всего?
– Выложите из палочек букву «пэ».
2. Сообщение темы занятия.
3. Работа в тетрадях
а) графический диктант «Белка».
– Кто у вас получился?
– Какую букву будем писать в начале слова?
– Охарактеризуйте его?
б) запись темы занятия
в) объяснения написания букв
г) письмо букв б, п с проговариванием до конца строчки.
4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
а) уточнение артикуляции звуков (губные, взрывные);
б) показывается «профиль» звуков на рисунке;
в) уточнение акустических признаков звуков:
Б – согласный, звонкий, твердый, для обозначения используем синий звонок, на письме обозначаем синим незакрашенным кружком.
Б* – согласный, звонкий, мягкий, для обозначения используем зеленый звонок, на письме обозначаем зелёным незакрашенным кружком.
П – согласный, глухой, твердый, для обозначения используем синий наушник, на письме обозначаем синим закрашенным кружком.
II’ – согласный, глухой, мягкий, для обозначения используем зеленый наушник, на письме обозначаем зеленым закрашенным кружком.
г) находится образное сравнение звука6 п – пароход пыхтит
б – барабан играет
д) определяется их место в звуко-буквенном городе.
5. Дифференциация звуков.
Развитие фонематического восприятия.
– Поднимите символы, если услышите соответствующие им звуки.
Звуки: б, б, п, б, п, п, б, п, п, б.
Слоги: БА, БО, ПО, ПЫ, ПИ, ПЕ, БЕ, ПЯ, БЫ, БИ.
Слова: БАК, БОК, ПЕНА, СПАЛ, ПАСТЬ, ЯБЛОКО, БИНТ, БЕРЕГ.
Выделение звуков [б] – [б’] – [п] – [п’] в начале слова (слайд 4,5,6,7,8,9,10,11)
– Ответьте на вопросы и определите первый звук в словах.
– Что остаётся от спиленного дерева? (Пень.)
– Как называется музыкальный инструмент, который «бьют»? (барабан)
– Как называется дерево с белым стволом? (Береза.)
– Что приносит почтальон? (Почту.)
5.3. Развитие фонематического восприятия.
– Отгадайте загадки и запишите из отгадок только тот слог, в котором слышится звук занятия (слайд 12-29)
Шевелились у цветка На малину налетели,
Все четыре лепестка. Поклевать ее хотели
Я сорвать его хотел, А увидели урода –
А он взял и улетел. И скорее с огорода.
(Бабочка) Пугало

Посадили зернышко, Что на сковороду налью
Вырастили солнышко. И вчетверо сверну?
(Подсолнух) (Блины )
5.4. Подвижная физминутка
5.5. Самостоятельная работа в тетрадях.
(Убежала буква (слайд 30,31))
– Вставьте пропущенные буквы «б» и «п».
…ок, …ар, …ыл, …усы, … ара, …арта, …оты, …оря, …оля, …ант, …лот, …укет, …акет, …еда, …ол, за…ыл, за…лыл, с…ал, с…росил.
(Убежали слоги.(слайд 32,33)).
– Вставить пропущенные слоги «ба» или «па».
Лю…, ры…, ла…, ли …, тру …, лам …, сдо …, …. ран, … латка, … лец, …зар, … бушка, …рус.
Ло…та, при…вил, за…вы, ….кет, …лет, ….намка.
5.6. Упражнение «Исправь предложения».
(Работа на индивидуальных карточках)
– Исправьте предложения:
Паутина плетёт паука.
Бутон сидит на пчеле.
Ботинки купили брата.
На почках появилась берёза.
5.7. Дидактическая игра «Город звуков»
– Перед вами лежат картинки. Назовите их.
– Определите первый звук в начале слова и поселите картинку в соответствующий домик.
– Мягкие звуки будут жить в зелёном домике под буквами «бэ» или «пэ», а твёрдые звуки в синем домике под буквами «бэ» или «пэ».
5.8. Работа по карточкам. Работа с текстом.
– Вставьте пропущенные буквы б или п.
За_лудились _оря и _оля _ошли _о гри_ы. Весь день _родили _о _ору и за_лудились. В руках _олные корзинки с _елыми гри_ами, _од_ерезовиками и о_ятами , а тро_инку _отеряли. Стали они аукать. В друг ре_ята услышали голос и лай со_аки. Ре_ятам повезло. Вскоре вместе с соседом _етром Архи_овичем и со_акой _улькой _ришли в _осёлок.
III. Итог занятия
Вопросы логопеда
Что мы с вами делали на занятии?
Какие звуки учились различать?
Какие задания выполняли на занятии?
2. Игра «Зашумлённые животные»
– Рассмотрите внимательно картинку.
– Разукрасьте только тех животных, в названиях которых присутствуют звуки [б] – [б’] или [п] – [п’],
– Как нужно относиться к животным?

  • WebUrokCom_3532f98e4bd118
    Размер файла: 82 kB Загрузок: 5

Читайте также:  План – конспект логоритмического занятия на тему Детский сад (старшая группа)
Ссылка на основную публикацию