Конспект с элементами ТРИЗ на тему: Звуки (П, Пь), (Б, Бь)

Конспект занятия на тему “Звукобуквенный и слоговой анализ. Звуки Б-Бь. Буква Б”. (1 класс)

ЗАНЯТИЕ №47 (1 класс ОНР/НВОНР)

Тема: Звукобуквенный и слоговой анализ. Звуки Б – Бь. Буква Б.

Цели и задачи : познакомить детей со звуками Б – Б’, с нор­мой артикуляции изучаемых звуков; учить дифференци­ровать звуки Б – Б” изолированно, в слогах и в словах; развивать навыки словообразования; закреплять навыки слогового анализа, фонематического анализа и синтеза навыки работы с текстом.

Оборудование: символы для обозначения звуков Б – Б’; карточки со слогами; картинки (банка, улитка, рак, ар­буз, телефон, игла, ножницы, огурец, барабан, баран, бублики, белка, береза, грибы, яблоки); слоговые таблицы; элементы вазочек с написанными на них словами-па­ронимами; два конверта; демонстрационная картинка с изображением волшебника Бегемота; индивидуальные карточки; сюжетные картинки.

Ход занятия.

Оргмомент

1. Закрепление навыков слогового анализа и синтеза.

Дефектолог : Соберите слова (запись на карточках). Назовите сначала слова со звуком Б, а затем – со звуком Б’. Приложение 1.

БУ, МА, ГА ГЕ, МОТ, БЕ БО, ДА, РО

ЗОН, БИ ВА, БРИТ БИ, ЗА, РЮ

Дефектолог : Что общего между всеми этими словами? (В них есть звуки Б – Б’.)

2. Сформулировать и записать на доске тему занятия.

П. Основная часть

1. Сравнительная характеристика звуков Б – Б’.

Звук Б – согласный, звонкий, твердый.

Звук Б’ – согласный, звонкий, мягкий.

2. Знакомство с героем занятия.

Дефектолог : Отгадайте имя веселого человечка, который спе­шит к нам на занятие по первым звукам слов. Запись на доске.

банка, улитка, рак, арбуз, телефон, игла, но­жницы, огурец. (Герой занятия – Буратино.)

Дефектолог выставляет на доску демонстрационную кар­тинку с изображением Буратино.

3. Чтение слоговых таблиц.

Дефектолог : Прочитайте слоговые таблицы и назовите пар­ные согласные по твердости-мягкости, Запись на доске.

БА – БО – БЫ БЯ – БЕ – БИ БА – БИ – БО – БЯ

БУ – БЫ – БЭ БЁ – БЮ – БЯ БЕ – БУ – БЮ – БЫ.

4. Работа со словами-паронимами .

Дефектолог : Буратино нес вам вазочки. Споткнулся и упал, вазочки разбились на кусочки. Помогите Буратино склеить вазочки верно так, чтобы половинки ваз подходили друг другу не только по форме, но и по содержанию. Приложение 2.

БЫЛ – БИЛ БИЛЕТ – БАЛЕТ

БИНТ – БАНТ БАТОН – БИДОН

5. Дифференциация звуков. Б – Б’ в словах.

Дефектолог : Буратино благодарит вас за помощь. Он очень рад. Еще у Буратино есть два конверта и набор картинок. Он предлагает вам рассмотреть картинки и поиграть с ним в интересную игру.

Помогите Буратино разложить картинки в конверты так, чтобы в первом находились картинки с изображением пред­метов, в названии которых есть звук Б, а во втором – со зву­ком Б’.

Картинки : барабан, баран, бублики, белка, береза, гри­бы, яблоки.

6. Физминутка.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

7. Развитие звукового анализа и синтеза.

Дефектолог : О нашем занятии узнал волшебник Бегемот. Он потихоньку подкрался к карточкам со словами и заменил во всех первую букву.

«Верните» буквы на место и прочитайте слова (запись на карточках). Приложение 3.

МЫЛ – … ВАЛ* – … РАК – …

РАНКА – … КОРТ* – … ТАНЯ – …

ДУДКА – … МУРКА – … КРОШКА – …

Дефектолог объясняет детям значение слов, отмеченных звездочкой.

8. Дифференциация звуков Б – Б’ на уровне предложения.

Дефектолог : Помните, в сказке «Приключения Буратино или Золотой ключик» Мальвина пыталась научить Бурати­но писать? Вот и сегодня девочка дала проказнику задание: составить предложения по картинкам и записать их. Ука­зать положение звуков занятия в словах.

Примеры сюжетных картинок: Белка и бурундук играют в баскетбол. Белка и кабан играют в бокс. Барс борется с буйволом. Бык бодается с бараном.

9. Дифференциация звуков Б – Б’ на уровне текста.

Дефектолог : Буратино так понравилось учиться и писать, что он решил самостоятельно написать стихотворение. Но его знаний пока маловато для такого сложного задания. Веселый человечек сделал множество ошибок, которые теперь необхо­димо вам найти и исправить (запись на доске).

Бил у бябюшки бяран,

Был он бёйко в бярябян.

И плясали бябёчки

Под окном у бябюшки.

III . Итог занятия

Дефектолог : Назовите слова, в которых слышится твердый согласный звук занятия. Теперь назовите слова, где слы­шится только мягкий согласный занятия, а затем такие слова, где эти звуки встречаются вместе.

МЫЛ – … ВАЛ* – … РАК – …

РАНКА – … КОРТ* – … ТАНЯ – …

ДУДКА – … МУРКА – … КРОШКА – …

Приложение 1.

БУ, МА, ГА ГЕ, МОТ, БЕ БО, ДА, РО

ЗОН, БИ ВА, БРИТ БИ, ЗА, РЮ

БУ, МА, ГА ГЕ, МОТ, БЕ БО, ДА, РО

ЗОН, БИ ВА, БРИТ БИ, ЗА, РЮ

БУ, МА, ГА ГЕ, МОТ, БЕ БО, ДА, РО

ЗОН, БИ ВА, БРИТ БИ, ЗА, РЮ

БУ, МА, ГА ГЕ, МОТ, БЕ БО, ДА, РО

ЗОН, БИ ВА, БРИТ БИ, ЗА, РЮ

БУ, МА, ГА ГЕ, МОТ, БЕ БО, ДА, РО

ЗОН, БИ ВА, БРИТ БИ, ЗА, РЮ

БЫЛ, БАНТ, БАЛЕТ, БИЛЕТ, БИНТ, БИДОН, БАТОН.

БЫЛ, БАНТ, БАЛЕТ, БИЛЕТ, БИНТ, БИДОН, БАТОН.

БЫЛ, БАНТ, БАЛЕТ, БИЛЕТ, БИНТ, БИДОН, БАТОН.

БЫЛ, БАНТ, БАЛЕТ, БИЛЕТ, БИНТ, БИДОН, БАТОН.

БЫЛ, БАНТ, БАЛЕТ, БИЛЕТ, БИНТ, БИДОН, БАТОН.

Конспект занятия «Играем и говорим»

Конспект занятия по развитию речи с элементами артикуляционной гимнастики и рисования

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории Пряхина Елена Николаевна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад №9 «Незабудка» города Дубны Московской области.

Закрепить у детей правильное и четкое произношение звукоподражаний и слов со звуком [п] ([пь]); развивать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность; закрепить название органов артикуляции, развивать артикуляционную моторику; развивать мелкую моторику руки; упражнять детей в раскрашивании.

Материал к занятию:

1-2 пенька; домик-теремок, корзина; игрушки для игры: поезд (паровоз), пирамидка, погремушка, птичка, пистолет, пингвин; игрушка-малышка; листочки с заданием, цветные карандаши.

Ход работы:

1. Воспитатель зовет детей к себе и говорит:

— Послушайте, малыши, и посмотрите, мои губы будут петь песенку «п-п, п, п…». А теперь вы спойте эту песенку (хоровые и индивидуальные ответы детей). Сегодня ваши губы будут часто повторять эту песенку. Ну, а сейчас мы с вами поиграем. Я буду паровозом, а вы вагончики. У нас получится поезд, и мы поедем на нем путешествовать.

Воспитатель с детьми, имитируя движения поезда, двигаются по группе со словами:

Паровоз, паровоз,
Новенький, блестящий,
Он вагончики повез,
Будто настоящий.
Чух-чух-чух… Ту-ту-ту-ту-ту…у…

2. Приближаемся к пенькам, около которых стоит корзинка с игрушками.

Воспитатель говорит: — Малыши, я вижу что-то интересное. Давайте остановимся и посмотрим, что же тут такое. Да здесь корзинка с игрушками! Сейчас я их достану. Воспитатель достает игрушки по одной, а дети называют их (индивидуальные и хоровые ответы детей).

— Ну, вот все игрушки достали, теперь можно и поиграть. А игра наша называется «Прятки». Вы будете закрывать глазки ладошками, а я буду прятать игрушки. Потом вас спрошу, какую игрушку я спрятала. Поиграли, а теперь пора ехать дальше. Садитесь в поезд /или спросить у детей, на чем поедем дальше/. /Проводится следующая игра «Поезд»./

3. — Малыши, а что это за домик вижу я впереди. Идите ко мне поближе. Это какой-то сказочный теремок. А чтобы узнать, кто в нем живет, надо рассказать сказку. Давайте расскажем и покажем сказку про язычок (воспитатель вместе с детьми рассказывает и показывает сказку).

Воспитатель:

— Жил-был Язачок-говорилка в своём уютном домике, который называется,… (дети помогают «Рот»). Язычок проснулся в хорошем настроении, и поэтому улыбнулся (артикуляционное упражнение «Улыбка»). Потом Язычок умылся и сел пить чай с вареньем. Варенье было очень вкусное, и Язычок облизывался (артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»). После завтрака Язычок решил пойти погулять. На улице было очень тепло, светило солнышко, и Язычок увидел, как на травке лежит и греется на солнышке его друг Котёнок. Язычку тоже захотелось полежать на травке вот так! (артикуляционное упражнение «Лопаточка»). Вот такая сказка. (Воспитатель звукоподражает мышке.) Ой, /пи-пи-пи…/ ребята, слышите, кто-то в домике поёт свою песенку. Воспитатель достаёт из теремка мышку, спрашивает у детей, кто это, какая у неё песенка. (Ответы и звукоподражания детей.)

4. Воспитатель продолжает: — Малыши, а мышка принесла вам на подносе разноцветные /что?/… /

Дети: — Пуговки/ (индивидуальные и хоровые ответы).

Воспитатель:

Я тоже принесла вам сегодня пуговки, но только они нарисованы на бумаге, и хочу, чтобы вы их раскрасили в разные цвета, чтобы у каждой пуговки был свой цвет, все они были разноцветные. Но сначала покажите мне, в какой руке вы будете держать карандаш (ответы и показ детей). А как эта рука называется? (Ответы хоровые и индивидуальные.) Малыши, чтобы правая рука послушно держала карандаш, давайте с ней поиграем и вспомним, как пальчики играют в «Козу».

Игровое упражнение «Коза»

«Коза» – игровое упражнение на развитие пальчиковой моторики

Идёт коза рогатая,
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест,
Молочко не пьёт?
Забодаю, забодаю…

Воспитатель:

Ну, вот теперь можно приступать к раскрашиванию. Садитесь, пожалуйста, на свои места. Вот какие красивые пуговки получились у вас. Вы сегодня молодцы. А сейчас можете идти и поиграть.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Читайте также:  Конспект подгруппового занятия для закрепления правильного произношения звука (Р)

Конспект занятия. Звуки П,Т,К (подготовительная к школе группа)

  • Сидим дома (19)
  • Практический материал для занятий по развитию речи (1)
  • Родителям о развитии ребенка (3)
  • Развиваем речь ребенка вместе (8)
  • Практический материал для занятий по подготовке к обучению грамоте (2)
  • Игры и игровые упражнения в коррекционной работе (1)
  • Практический материал для автоматизации звуков (10)

Конспект занятия. Звуки П,Т,К (подготовительная к школе группа)

Цель : дифференциация звуков и букв П, Т, К.

Образовательные задачи:

  • закреплять навык четкого произношения звуков П, Т, К и их дифференциации в слогах, словах и предложениях;
  • упражнять в звуковом анализе и синтезе обратного слога;
  • закреплять навык определения согласного звука в конце слова;
  • упражнять в составлении предложений с глаголами единственного и множественного числа настоящего времени;

Развивающие задачи:

  • развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать зрительный анализ и синтез;
  • развивать внимание, память;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательная задача:

  • совершенствовать коммуникативные качества.

Оборудование: предметные картинки (паук, танк, сноп, самолет, самокат, тыква, капуста, туфли); схема для характеристики звуков; символы для обозначения звуков (демонстрационные и индивидуальные); таблицы с буквами для индивидуальной работы; счетные палочки; демонстрационные буквы на шариках; игрушка « Тутуляк»; портрет игрушки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Проведение коммуникативной игры « Здравствуйте»

Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! ( «Пружинка»)

Топ-топ-топ! (Топают ногами)

Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам)

Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево)

Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево)

Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, здравствуй, язычок! (3 раза наклоняют голову вперед)

Чок-чок-чок! (3 раза щелкают языком)

Здравствуйте, гости! (протягивают руки вперед)

1.Постановка цели занятия

Логопед: «А где же Тутуляк? Здесь только его портрет. Наверно, его заколдовал злой Волшебник. Нам надо выполнить задания, чтобы Тутуляк к нам вернулся».

-Мы будем говорить о звуках и буквах П, Т, К.

-Какие это звуки? (согласные)

-Почему они так называются? (когда мы их произносим, во рту есть преграда)

-Что образует преграду? (губы, зубы, язык)

2.Произнесение звуков П, Т, К:

а) звук П – губы смыкаются и размыкаются

б) звук Т – язык толкается в зубы

в) звук К – язык комочком отодвигается назад

Произнесение сопровождается показом работы губ и языка с помощью кистей рук.

3.Проговаривание слоговых рядов:

а) с различной позицией ударного слога

па-па-та ту-ту-ку па-та-та ку-ту-ту

б) проведение игры «Телефон»: каждый ребенок называет один слог из слогового ряда друг за другом

4.Анализ и синтез обратного слога

а) слоги ап, ут, ик (ладошки сложены перед собой – ап; раскрываем ладошки – левая звук «а», правая звук «п»);

-Сколько звуков произнесли? (два)

-Какой первый звук? (а)

-Какой второй звук? (п)

-Сложим ладошки, что получилось? (ап) и т.д.

б) проведение игры «Живые звуки» с демонстрационными домиками:

красный домик – гласный звук

синий домик – согласный звук

Два ребенка называют поочередно гласный и согласный звуки, держа в руках соответствующие домики; остальные дети называют получившийся слог.

в) составление схемы обратного слога из символов

5.Работа с предметными картинками:

а) определение картинок, в названии которых есть звуки П, Т, К

б) определение последнего согласного звука в составе слова (сноп, танк, паук, самолет, самокат) в игре «Поймай звук»;

в) проведение игры «Что изменилось» – запоминание последовательности картинок в ряду и определение изменений в этой последовательности;

г) проведение игры «Назови картинки, которые я показала» – запоминание показанных картинок и называние их.

6.Составление предложений по данному образцу.

Инструкция: «Я говорю про один предмет, а вы – то же самое о нескольких предметах».

Мальчик копает яму. (Мальчики копают яму.)

Девочка покупает конфеты. (Девочки покупают конфеты.)

Папа купает коня. (Папы купают коня.)

Капля капает кап. (Капли капают кап-кап.)

7.Выполнение речевого упражнения: проговаривание скороговорки с изменением темпа.

-Как капают капли? (поднятые вверх руки плавно опустить на стол)

Как? (плечи поднять, опустить)

Капли капают (поднятые вверх руки плавно опустить на стол)

Кап-кап (2раза стукнуть по столу ладошками)

8.Подведение итога: о каких звуках мы говорили? (п, т, к); какие это звуки? (согласные).

9.Появление тифлопедагога с Тутуляком и шариками под музыку.

Выполнение логоритмической гимнастики с музыкальным сопровождением: дети маршируют по кругу, сходясь к центру, хлопают в ладоши.

10.Рассматривание шариков и называние букв П, Т, К.

11.Выполнение заданий по таблицам с буквами за мольбертами:

а) упражнение в сличении изображений по принципу сходства и различия: соединение линиями одинаковых букв больших с маленькими;

б) определение пространственных соотношений элементов букв: дописывание незаконченных букв;

в) узнавание контурных наложенных изображений.

12.Выполнение гимнастики для глаз:

Раз – налево (соответствующие движения глазами)

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

А теперь нажмем немножко (надавливающие движения

Точки возле своих глаз, указательными пальцами вокруг глаз)

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в «тыщу» раз.

13.Конструирование букв П, Т, К из палочек.

14.Конструирование букв П, Т, К с помощью рук.

15.Проведение игры «Угадай букву»: дети встают друг за другом, каждый пишет пальцем букву (П, или Т, или К) на спине товарища, а тот должен угадать, какая буква была написана.

3.Подведение итогов занятия, какие буквы мы повторяли? (П, Т, К).

Конспект фронтального логопедического занятия “Новые приключения Буратино”. Дифференциация звуков и букв Б – П.

Цели: Развитие фонематического слуха. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Дифференциация звуков и букв Б…

Конспект фронтального логопедического занятия “Новые приключения Буратино”. Дифференциация звуков и букв Б – П.

Цели:

  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
  • Дифференциация звуков и букв Б – П.
  • Развитие логического мышления с помощью загадок и ребусов.
  • Закрепление знаний о животных.
  • Развитие зрительного и слухового внимания, воображения.
  • Развитие чёткой дикции.
  • Формирование положительного отношения к логопедическим занятиям.

Оборудование: сигнальные карточки с буквами Б, П; компьютер; слйды с картинками персонажей: Буратино, Папа Карло, Карабас Барабас; картинки с изображением одежды, обуви, продуктов; 2 корзинки; картинки – отгадки к загадкам про животных.

1. Логопед: Ребята, вы все конечно знаете и любите сказку “Приключения Буратино или Золотой ключик”. Я предлагаю сегодня на занятии вместе со мной сочинить свою сказку о новых приключениях Буратино.

— Жил-был на свете шарманщик Папа Карло. Однажды его друг принёс ему полено и предложил выстрогать что-нибудь из него. Папа Карло выстрогал из него…

2. Логопед: Ребята, скажите, скажите, с каких звуков начинаются имена наших героев? Буратино?

Дети: Со звука [Б].

Логопед: Правильно, а слово “Папа”?

Дети: Со звука [П].

Логопед: Ребята, давайте дадим характеристику звукам [Б] и [П].

Дети: Звук [Б] – согласный, звонкий, твёрдый.

Логопед: У Буратино был звонкий голос, это нам поможет запомнить, что звук [Б], с которого начинается его имя – звонкий звук.

Дети: Звук [П] – согласный, глухой, твёрдый.

Логопед: У Папы Карло был тихий, глухой голос. Это нам поможет запомнить, что звук [П], с которого начинается слово “Папа” — глухой.

— А какими буквами на письме мы обозначаем звуки [Б] и [П]? Запишите их в своих тетрадях (дети записывают буквы Б, П).

3. Логопед: Давайте дальше сочинять сказку. Выстрогал Папа Карло Буратино, но ведь у него не было одежды. Вот тогда они вместе отправились за покупками в магазин. В магазине Буратино захотел, чтобы Папа Карло купил ему одежду и обувь, в названии которой был звонкий звук [Б]. А себе Папа Карло приобрёл одежду и обувь, в названии которой был звук [П]. Сейчас я буду показывать вам картинки с изображением одежды и обуви, а вы поднимите карточку с буквой Б, если эти вещи купили Буратино, а карточку с буквой П – если приобрели вещи для Папы Карло.

Картинки: шляпа, ботинки, сапоги, брюки, рубашка, бейсболка, пальто, футболка.

Логопед: Ребята, а теперь давайте запишем на доске и у вас в тетрадях названия одежды и обуви в 2 столбика. В 1-й столбик – слова со звуком [Б]-это покупки для Буратино, во 2-й — слова со звуком [П]-это покупки для Папы Карло (работа детей у доски и в тетрадях).

4. Логопед: Продолжаем нашу сказку. После того, как Папа Карло и Буратино вышли из магазина с новыми вещами, Буратино почувствовал, что проголодался. Тогда Папа Карло повёл его в булочную.

В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетёнки и пампушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И, конечно же, помадка.
Называйте, не стесняйтесь,
Заходите, угощайтесь!

Логопед: Ребята, давайте распределим еду, которую купили Буратино и Папа Карло по двум корзинкам, учитывая то, что Буратино любит всё, где встречается звонкий звук [Б], а Папа Карло любит продукты, в названии которых встречается глухой звук [П].

(2 ребёнка распределяют еду по корзинкам, остальные дети помогают им, поднимают нужные буквы.)

5. Логопед: Пока Папа Карло доедал свою еду, Буратино быстро перекусил и побежал на улицу. Его внимание привлекла красочная вывеска. Это был зоопарк. Буратино очень захотелось посмотреть на животных. Но, как вы думаете, кто сидел у ворот зоопарка и продавал билеты?

Дети: Карабас Барабас.

Логопед: Но у Буратино не было денег, чтобы купить билет. Тогда Карабас Барабас сказал Буратино:

— Если ты справишься с моими заданиями, то я пущу тебя в зоопарк. Карабас Барабас был уверен, что Буратино не выполнит задания, так как он никогда не учился в школе.

Читайте также:  Звук (В), буква В - конспект открытого занятия

— Ребята, давайте поможем Буратино выполнить задания и попасть в зоопарк.

1 задание. Нужно отгадать загадки .

Громким криком не пугай
Нас, красивый…(попугай)

Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят…(черепахи)

Он решил, что он жираф
И ходит, голову задрав.
Говорят, из разных блюд лишь колючки ест…(верблюд)

Во дворе поставлен дом,
На цепи хозяин в нем. (собака)

Был белый дом, чудесный дом.
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, —
Такое теплое,
такое — Пушистое и золотое! (цыплёнок)

Водяные мастера
Строят дом без топора… (бобры)

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (пчела)

Над цветом порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (бабочка)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (цапля)

Надели коняшки
морские тельняшки. (зебра)

Если дети правильно отгадывают загадки, на экране компьютера появляются картинки-отгадки.

6. Логопед: Ребята, а пока Буратино отгадывал загадки, его тем временем искал Папа Карло. Давайте встанем из-за парт, покажем вместе, как Папа Карло искал Буратино.

Физминутка

Папа Карло оглянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Буратино не нашёл.
Чтоб Буратино увидать,
Надо на носочки встать!

Дети выполняют движения вместе с логопедом.

7. Вот Папа Карло и нашёл Буратино, а Карабас Барабас, тем временем приготовил новые задания.

Нужно заменить в словах букву Б на П и отгадать, какие слова получатся.

Бар – (пар) робот – (ропот)
Балка — (палка) банки – (панки)
Забор- (запор) блошки – (плошки)
Быль – (пыль) бабочка — (папочка)
Блеск – (плеск) бока – (пока)
Башня – (пашня) быль – (пыль)

8. Логопед: Молодцы, ребята. Но Карабас Барабас не сдаётся и приготовил последнее задание.

Он хочет проверить, сможете ли вы правильно, чётко и быстро произнести скороговорку.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.

Дети по очереди проговаривают скороговорку, затем определяют, кто из ребят произносит лучше других.

9. Логопед: Ребята, вот вы и помогли Буратино выполнить все задания, а Папе Карло помогли найти сына. Карабасу Барабасу ничего не оставалось, как пустить Буратино в зоопарк, о котором он так мечтал. А вы обратили внимание, какие звуки и буквы сегодня встречались наиболее часто при выполнении заданий?

Дети: Звуки и буквы Б, П.

Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Использованная литература: И. Лопухина “ 550 занимательных упражнений для развития речи” М., Аквариум, 1995. Лапина Е.В., учитель-логопед

ЗВУКИ С, З, Ц

Порушення вимови свистячих звуків

Сигматизм – вади вимови звуків с, с’, з, з’, ц, ц’
міжзубний сигматизм, коли кінчик язика просувається між верхніми та нижніми різцями;
губно-зубний сигматизм, коли нижня губа піднімається до верхніх різців і утворюється звук подібний до ф, в;
призубний сигматизм, коли кінчик язика упирається верхні та нижні різці, і заважає струменю повітря пройти вільно крізь зубну щілину;
боковий сигматизм, коли кінчик язика упирається в альвеоли, а струмінь повітря проходить між кутніми зубами та боковими краями язика;
носовий сигматизм, коли корінь язика піднімається до м’якого піднебіння, яке опускається та утворює прохід для повітряного струменя, що видихається через ніс;
Парасигматизм – заміна звуків с, с’, з, з’, ц, ц’ іншими звуками
• заміна свистячих звуків звуками ш, ж (сумка – “шумка”, зима – “жима”);
• заміна свистячих звуків звуками т, д (собака – “тобака”, зуби – “дуби”)

Виправлення вад вимови свистячих звуків с, с’, з, з’, ц, ц’

Підготовчий етап є обовязковим на шляху виправлення звуковимови, та включає в себе важливі компоненти, а саме: розвиток слухового сприймання, слухової уваги та памяті, розвиток фонематичного сприймання, розвиток дихання, розвиток артикуляційної моторики.
Для того щоб навчити дітей правильно вимовляти звуки нашої мови, необхідно перш за все навчити їх уважно слухати та чути мовлення оточуючих, тобто розвивати слухове сприймання. Розвиток слухового сприймання – важлива передумова формування звуковимови.
Починати слід з розвитку слухової уваги. Для розвитку слухової уваги доцільно використовувати найдоступніші для дитячого сприймання навколишні звуки: сигнали машин, голоси тварин, музичні звуки та ін. На прогулянках, під час ігор, на екскурсіях діти слухають, про що “говорять” вулиця, кімната, ліс, парк, музичні іграшки. (див. Логопедичні ігри та вправи)

Важливе місце в підготовчій роботі на шляху розвитку правильного мовлення повинна займати, так звана, артикуляційна гімнастика. Метою її є – відпрацювання правильних, чітких рухів органів мовлення, необхідних для правильної вимови даних звуків.

Вправи для підготовки артикуляційного апарату до постановки свистячих звуків

• “Лопатка” . Широкий язик висунути, розслабити, покласти на нижню губу. Слідкувати, щоб язик не тремтів. Утримувати 10-15 с.
• “Неслухняний язичок”. Широкий язик покласти на нижню губу та промовляти “пя-пя-пя”, неначе похлопувати свій “неслухняний язичок” верхньою губою.
• “Чисті зуби”. Посміхнутися, трохи відкрити рот. Кінчик язика за нижніми зубами виконує рухи праворуч-ліворуч, наче чистить зубки. Повторити 10-15 раз.
• “Гірка”. Рот відкрити. Бокові краї язика притиснути до верхніх кутніх зубів. Кінчиком язика доторкнутися до нижніх передніх зубів. Утримувати в такому положенні 15 с.
• “Трубочка”. Висунути широкий язик. Бокові краї язика завернути угору. Подмухати в отриману трубочку. Виконувати в повільному темпі 10 разів.
• “Язичок-футболіст”. Запропонуйте дитині подути на ватний чи паролоновий мячик, так, щоб він покотився у ворота (їх можна зробити з дроту, або намалювати Дитина повинна посміхнутися та покласти широкий язик на нижню губу, і, неначе вимовляючи звук [ф] дути на кінчик язика.

Постановка свистячих звуків

Починати роботу над корекцією свистячих звуків треба з постановки звуку с.
• При міжзубному сигматизмі, коли кінчик язика просувається між верхніми та нижніми різцями, треба запропонувати дитині зблизити зуби, губи розтягнути в посмішку та в такому положенні спробувати вимовити подовжений звук с. Логопед при постановці звуку с користується спеціальним зондом, яким натискує на кінчик язика, опускаючи його таким чином за нижні різці. Утримуючи язик в такому положенні дитині пропонується подовжено повторити звук с.
• При губно-зубному сигматизмі, коли нижня губа піднімається до верхніх різців і утворюється звук подібний до ф, в, треба запропонувати дитині розкрити губи, дещо розкрити зуби, утворивши щілину між різцями та подовжено вимовити звук с. Можна допомогти дитині, притримуючи своєю рукою її нижню губу, оголивши таким чином її різці.
• При призубному сигматизмі, коли кінчик язика упирається верхні та нижні різці, і заважає струменю повітря пройти вільно крізь зубну щілину, слід запропонувати дитині тримати передній край язика між нижніми та верхніми різцями, широко розпластавши його. У такому положенні язика , видихаючи повітря, дитина відчує його струмінь на кінчику язика, та відтворить звук, схожий на шепеляве (міжзубне) с. Після цього, широкий передній край язика, за допомогою шпателя або спеціального логопедичного зонду треба відсунути за нижні різці.
• При боковому сигматизмі, коли кінчик язика упирається в альвеоли, а струмінь повітря проходить між кутніми зубами та боковими краями язика, треба спочатку навчити дитину дути з просунутим між губами широко розпластаним переднім краєм язика. Після цього вчити дитину дути перемістивши передній край язика у міжзубне положення. І тільки тоді, коли дитина навчиться спрямовувати повітряний струмінь посередині язика, за допомогою шпателя або спеціального логопедичного зонду треба відсунути широкий передній край язика за нижні різці.
• При носовому сигматизмі, коли корінь язика піднімається до мўякого піднебіння, яке опускається та утворює прохід для повітряного струменя, що видихається через ніс, треба добре попрацювати над формуванням правильного видиху повітряного струменю через середину ротової порожнини (див. Вправи на розвиток дихання). Треба навчити та закріпити вміння дитини відчувати повітряний струмінь на кінчику свого язика, просунутого між зубами. Коли язик достатньо закріпиться в такому положенні, можна поступово переводити його кінчик за нижні різці, після чого тимчасова шепелява вимова заміниться на правильну артикуляцію звука с.
• При шиплячому парасигматизмі дитину необхідно відучити від звички напружувати язик та відтягувати його у глиб рота. З цією метою рекомендується якомога довше затриматися на стадії міжзубної вимови звука с у складах, словах та фразах. Коли язик остаточно закріпиться у такому положенні, можна поступово переводити кінчик язика за нижні різці, що зазвичай відбувається автоматично.

Коли звук с буде поставлено, слід переходити до постановки звука з. При постановці звука з слід звернути увагу дитини на участь голосу при вимовлянні цього звуку. Це легко зробити поклавши долоню дитини на свою шию і вимовивши подовжено спочатку звук с-с-с, а потім звук з-з-з. Таким чином дитина відчує вібрацію ваших голосових зв’язок при вимові звука з.
При постановці звука ц можна запропонувати дитині пограти в гру “Всі сидіть тихо!” Для цього розтягнути губи в посмішку, прикласти вказівний пальчик до губ і вимовити звуки “тс-тс-тс”, а потім швидше “тс-ц-ц”.

Артикуляционная гимнастика для звука [С]
материал

Артикуляционная гимнастика для звука [С]

Скачать:

ВложениеРазмер
artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_zvuka_s.docx125.28 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для звука [С]

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  • Упражнения следует выполнять только в присутствии взрослого и при его участии, потому что неправильное выполнение не даст никаких результатов.
  • Артикуляционная гимнастика должна выполняться перед зеркалом, ребенок должен видеть в нем и взрослого и себя. Таким образом, он сможет повторять за взрослым, копируя его технику.
  • Упражнения повторяются до 10 раз в зависимости от сложности.
  • Гимнастика не должна выполняться быстро, главное не скорость, а четкость движений.
  • Артикуляционная гимнастика должна выполняться каждый день! по 5-10 мин.

Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Уголки губ максимально разведены. Обращаем внимание на положение верхних и нижних зубных рядов: при правильном прикусе верхние зубы слегка перекрывают нижние. Счет до 10.

Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

1. Следить, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.

2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук “и”: “и-и-и” – и губы растянутся в улыбке.

Вытягиваем губы вперед при сомкнутых зубах – “трубочкой”. Удерживать под счет до 10.

Цель: Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

1. Следить, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот.

2. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру “Кто сильнее?” когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его.

3. Можно вместе с ребёнком пропеть звук [у]: “у-у-у” – и губы примут положение трубочки.

Чередовать ” Заборчик” – ” Трубочка”.

Упражнения выполнять поочередно ” Заборчик” – ” Трубочка”. Губы удерживать в каждой позиции 3-5 секунд.

Цель: Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Переход от одной позиции к другой осуществляется плавно.

«Загони мяч в ворота»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Можно подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу.

Цель: Вырабатывать длительную направленную воздушную струю.

1. Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.

2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой

“Накажем непослушный язычок”

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя. ». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет до 10.

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет до 10.

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок»

«Дуем на лопаточку»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Можно дуть в бутылочку, на вертушку, шарики.

Цель: Вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.

1. Губы растянуты в улыбке, нижняя губа не подворачивается внутрь

2. Боковые края языка касаются уголков рта.

3. Не сжимать язык зубами.

4. Выдох спокойный

“Почистим нижние зубки”

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

Цель: Научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик язык развивать подвижность языка.

1. Губы неподвижны, растянуты в улыбке.

2. Двигая кончиком язы из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у дёсен.

3. Упражнение рекомендуется выполнять как можно чаще при «межзубном произношении свистящих», в процессе речи язык ребёнка находится между зубами.

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать под счет до 10. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).

Цель: Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук «и»: «и-и-и» — и язык примет нужное для «горки» положение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современным детям (даже дошкольникам) интереснее заниматься с компьютером. Конечно много интересных пособий, ярких заманчивых карточек, но. И поэтому решила я отложить карточки с картинками к артику.

Буклет для родителей.

Артикуляционная гимнастика для предварительной работы перед постановкой звука Р.

Презентация “Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р” представляет собой использование здоровьесберегающих технологий на коррекцонно-развивающих логопедических занятиях.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р,РЬ.

Комплекс гимнастики направлен на подготовку артикуляционного аппарата для постанови звука “Л&quot.

Упражнения направлены на подготовку органов артикуляционного аппарата для постановки звука “Р&quot.

Комплекс упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению свистящих звуков [с]-[с’], [з]-[з’], [ц]

Екатерина Морозова
Комплекс упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению свистящих звуков [с]-[с’], [з]-[з’], [ц]

Комплекс упражнений, подготавливающих артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков с-с’, з-з’, ц.

Продолжительность артикуляционной гимнастики — 5 – 10 минут ежедневно (в несколько подходов). В комплекс должны входить 4-5 упражнений (2-3 статических (без движения, 2 – 3 динамических упражнения (с движением).Например: 1. «Блинчик», «Заборчик», «Иголочка»; 2. «Почистим зубы», «Катушка». Каждое упражнение повторять 4 – 5 раз.

Цель: Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Описание: Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Указания: Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы.Язык не высовывается далеко: он должен накрывать только нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Цель: Вырабатывать умение удерживать вне рта узкий язык.

Описание: На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. На счет «два» вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

Указания: Следить за тем, чтобы язык вне рта был острым и слегка напряженным, недопустимо сильное напряжение.

Цель: Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение длительно удерживать сомкнутые челюсти.

Описание: На счет «один» улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет от 1 до 10. На счет «два» вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.

Указания: Следить, чтобы, на счет «один», зубы были сомкнуты и обнажены, губы неподвижны.

4. Почистим зубы.

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу вверх.

Указания: Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Цель: Вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживать кончик языка у нижних зубов.

Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

Указания: Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Этапы постановки свистящих звуков Постановка обычно начинается с глухого твердого с. При губно-зубном сигматизме нужно снять губную артикуляцию. Это достигается демонстрацией.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков «Заборчик» «Заборчик» – растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя.

Артикуляционные гимнастики для свистящих звуков Покусаем язык. Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покрывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка. 3. Покусывать.

Конспект занятия «Комплекс артикуляционных упражнений для произнесения свистящих звуков [С, С’], [З. З’], [Ц]» Первый комплекс упражнений, подготавливающих артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков с-с’, з-з’, ц Продолжительность.

Автоматизация свистящих звуков Карточки по автоматизации звуков С № 1 автоматизация звука С в прямых слогах и словах Са – со – су – сы су – сы – со – са Со – су – са.

Занятие по дифференциации свистящих и шипящих звуков «Звуки [С] и [Ш]» Занятие № 1. Тема: Звуки [С] и [Ш]. Цель: Закрепить знания детей о звуках, продолжать знакомить с цветовым обозначением согласных звуков,.

Картотека заданий для автоматизации и дифференциации свистящих звуков «Звуки [С], [С’]» Звук С № 1 Звук С 1. Слоги: са-са, са-са-са (медленно и длительно). 2. Слова: сам, сало, сапоги, салат, сажа, сахар, садик, салют, сарай,.

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [Р] у детей дошкольного возраста с ТНР Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука (Р) у детей дошкольного возраст с ТНР «Тигр Брыська и его друзья» История эта.

Развитие моторики артикуляционного аппарата ребенка Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих.

Занятие «Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия» Занятие на тему: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия для детей 4-5.

Ссылка на основную публикацию