Конспект Приметы осени, Звук и буква А и У

Конспект занятия для подготовительной группы на тему: “Приметы осени”
план-конспект занятия по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
tsel.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка» г.Сельцо Брянская обл.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»

на тему: «Приметы осени»

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях .

Задачи интегрируемых образовательных областей:

– обобщить и систематизировать знания детей об осени;

-уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе

– расширить знания детей о изменениях в жизни животных, птиц осенью, о труде взрослых.

2. Речевое развитие:

– Закрепить навык образования прилагательных от существительного.

-учить отвечать на вопросы по содержанию, активизировать словарь.

Пассивный словарь – «лететь клином», «стайкой», «косяком».

3. Социально-коммуникативное развитие:

– воспитывать у детей доброжелательное отношение ко всему живому в природе.

4. Физическое развитие:

– закрепить умение выполнять движения в соответствии с текстом.

– наблюдение на участке детского сада за живой и неживой природой.

– заучивание стихов и пословиц об осени .

– рисование осенних пейзажей.

компьютер, проектор, презентация, мяч.

1 слайд – Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мне на электронную почту пришло сообщение, как думаете от того? Да, от незнайки! Он просит вас помочь ему выполнить задания. Поможем? А еще он приглашает нас отправиться в путешествие, а куда вы узнаете из стихотворения.

Поспевает брусника
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только грустнее
Стаи птиц улетают – прочь
За синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе!

2 слайд Угадайте, какому времени года оно посвящено? Совершенно верно! Мы отправляемся с Вами в осеннее путешествие.

По каким приметам вы догадались, что это осень?

Какие приметы осени ещё вы знаете? ( называют )

Почему деревья сбрасывают листву?

А почему природа изменяет свой цвет именно осенью?

Осень длится целых три месяца, а вы знаете какие?

Назовите мне осенние месяцы?

После какого времени года наступает осень? что наступает после осени?

Ребята, а давайте вспомним, какие бывают периоды осени? (Ранняя осень, золотая, поздняя)

3 слайд – 1й осенний месяц сентябрь .А опишите мне раннюю осень- ( Листья начинают менять свой окрас, идёт теплый дождь, утром бывает туман, дуют ветра,трава желтеет и высыхает.)

4 слайд – 2й месяц октябрь. Назовите приметы золотой осени. (Листья на деревьях желтые, красные; холодает; иней, листопад, солнце светит, но не греет, насекомые спрятались)

5слайд – 3й осенний месяц ноябрь. Что бывает поздней осенью? (Листья опали, деревья голые, погода пасмурная, холодная, заморозки, снег, птицы улетели, день стал короче) .

– А скажите, какая осень вам больше нравится? Почему?

Игра “Да или нет” (дайте правильный ответ):

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто — часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загореть?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?

6слайд – А какими словами вы бы описали осеннее небо? (Пасмурное, серое, хмурое, грустное, печальное, дождливое и т.д.)

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Он с весны висел на ветке,

Был зеленый – пожелтел,

Только дунул слабый ветер,

Он уже и полетел.

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

Он холодный, проливной,
По пятам бежит за мной.
Убегаю — только хуже,
Потому что всюду — лужи! (дождь)

Игра «Осенние слова»

Я предлагаю вам передать друг другу волшебный осенний листик и сказать по одному красивому слову об осени.

«Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая»

Ребенок читает стихотворение

Дмитрий Кедрин

Бабье лето

Наступило бабье лето —
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше
После зябкого денька.
Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, бабье лето:
Паутинки эти — мы.

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.

(покачивание руками над головой)

Дунул ветер – полетели, мы летели, мы летели

И на землю тихо сели (присели)

Ветер снова набежал и листочки все поднял

(покачивание руками над головой)

Закружились, полетели и на землю снова сели.

(покружились, спокойно сели на место)

Ребята, а сейчас я хочу узнать у вас, знаете ли вы, какая погода бывает осенью .

Игра “Погода осенью ” с мячом

– Когда идет дождь – дождливая,

-Когда дует ветер – ветреная,

Ребята, почему с приходом осени не слышно весёлых птичьих голосов?

Почему они от нас улетели?

Как называются птицы, которые улетели?

Назовите этих птиц?

А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.

Во время переплета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.

Ребята, Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают « стайками » все вместе (соловь,скворцы); некоторые выстраиваются « клином» в виде треугольника(гуси) ; другие выстраиваются «косяком »(журавли) впереди летит вожак, который показывает дорогу, в конце наиболее сильные птицы и в середине наиболее слабые)

А как называются птицы, которые у нас зимуют?

Назовите зимующих птиц?

Пословицы об осени

-А как изменилась жизнь животных в лесу? ( медведь, еж, барсук будут спать, зайчик и белочка меняют окрасшерстки) Многие обитатели леса делают запасы на зиму (белки, мыши, кроты), готовят зимнее жильё.

-Чем занимаются люди в эту пору .Что собирают на огороде? В саду? В лесу?

Осень называют заготовительницей. Почему? (Осенью все дружно запасают себе пропитание на зиму – люди собирают урожай в саду, огороде, в лесу;животные и птицы так же.

-Как заготавливают овощи на зиму? (Сушат, солят, маринуют, морозят. )

Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку» слайд 11,12,13

– Скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? Что нового вы узнали?- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии (отметить тех, кто работал хорошо или плохо)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему “Краски осени”.

Конспект НОД в старшей группе по аппликации “Зимушка-Зима”.

В данном конспекте представлен полезный материал для закрепления и расширения представлений детей средних групп доу о приметах ранней весны.

Конспект занятия в старшей группе на тему: “Приметы осени”.

Презентация занятия в старшей группе на тему: “Приметы осени”.

Конспект занятия в подготовительной группе .

Обобщающее занятие: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»

Содержимое публикации

Конспект ООД

(подготовительная группа)

Обобщающее занятие:

«Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»

Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Закреплять знания детей о гласных звуках.

Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

Познакомить детей с новым словом «артикуляция».

Продолжать учить определять количество слогов в слове.

Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

Обучать звукобуквенному анализу слова АУ.

Учить составлять предложение.

Развивать речь, внимание, мышление.

Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

Словесный(вопросы, объяснение).

Наглядный(картинки, показ артикуляции).

Игровой(Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек»).

Практический(упражнения).

Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков (звуковички), кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звукобуквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

– Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (Дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Улыбаются гостям)

– Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

– Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра.

– Ребята, какое сейчас время года? (осень)

– Назовите приметы осени? (желтеют листья. )

– Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (Фон – звуки осеннего леса)

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

– Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

– Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)

– Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

– Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

– Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

– Посмотрим, что же Маша нам несла. (Дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

– Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (Воспитатель вместе с детьми рассматривает звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

– Что нам помогло узнать звуковичков?

– Правильно, по положению губ. А по-другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

– Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

– Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

– Каким цветом обозначаются гласные?(красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

– Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

– Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (Если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)

– Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

– Ребята, чем отличается буква от звука?(звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим)

III. Введение в тему занятия.

1. Игра «Найди пару»

– Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

– А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

– Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте, с какого звука начинается данное слово.

– А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.

– Держите картинки так, чтобы их было видно. (Дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо))

– Алина и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

– Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)

– Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

2. Игра «Найди звук»

– Ветерок принёс нам ещё листочки. (На столах)

– А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?

– Правильно! Это листопад.

– Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы)

– С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим – [э], . [и], . [ы].

– На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать?(ответы детей)

– Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий круг.

(Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)

– Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

– Докажите! Что нужно сделать?

– Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

– Ребята, как ещё узнать, сколько слогов в слове?

– Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.

– Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»

– Ребята, переверните листья, какие они на ощупь?

– Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (На тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)

IV. Физкультминутка «Дождик».

– Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (Дети выходят на ковёр)

– Ой, смотрите, закапал дождь.

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

(то же самое)

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

(изображается над головой вид «зонтика»)

V. Звукобуквенный анализ слова АУ.

– Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно, она заблудилась.

– Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])

– Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)

– Правильно! Это слово АУ.

– Произнесём это слово тихо. а теперь громко.

– Никто не откликается.

– В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (Дети садятся за столы)

– Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я – на доске.

– Сколько слогов в слове АУ? (2)

– Из скольких звуков состоит это слово?

– Какой первый звук?

– Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

– Какой второй звук в слове АУ?

– Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.

– Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы – протяжно поёте каждый звук в слове.

– А теперь обозначим звуки буквами.(Воспитатель вызывает ребёнка)

– Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?

– Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

– Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)

– Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается, они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.

– Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.

– Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)

– Кто это? (Маша, Медведь)

– А сейчас я добавлю буквы, посмотрим, что же получится?

– Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)

– Предложение – это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

– Попробуем поменять слова в предложении.(Дети сами меняют слова и читают предложения)

VI. Итог занятия.

– Какие звуки мы вспомнили?

– Какие это звуки? Почему?

– С каким новым словом познакомились?

– Чем звуки обозначаются на письме?

– Чем звуки отличаются от букв?

– Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

– Что вызвало трудности?

VII. Рефлексия.

– Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

– Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

– Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.

Конспект ООД в старшей группе по обучению грамоте и развитию речи на тему «Осенняя грамматика»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности

по обучению грамоте и по развитию речи

(итоговое интегрированное занятие)

Вид занятия: познание (обучение грамоте, развитие речи)

Тип занятия: подгрупповое

Тема: «Осенняя грамматика»

Цель: обобщить, закрепить и систематизировать представления детей об осени и пройденных звуках.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени;

· закреплять пройденные звуки, уметь подбирать к ним слова, умение делить слова на слоги.

Развивающие задачи:

  • развивать наглядно-образное мышление;
  • продолжать развивать память, речь;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать;
  • развивать связную речь;
  • развивать умение выполнять различные игровые задания;
  • развивать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми и сверстниками;
  • здоровьесберегающие: содействовать сохранению и укреплению здоровья;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой природы;
  • воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы, любовь к ней;

· воспитывать коммуникативные способности, способствовать проявлению активности,

  • воспитывать умение самостоятельно выполнять задания;

· воспитывать доброжелательность, чувство сопереживания к тем, кто нуждается в помощи;

· воспитывать самостоятельность, поощрять инициативу.

Предполагаемый результат: дети называют отличительные признаки осени, делят слова на слоги, общаются между собой и со взрослым; активно участвуют на ООД, проявляя интерес и инициативу.

Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, игровая.

Методы и приемы:

· Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение, описание);

· Наглядный (мультимедийная презентация);

· Практический (рассматривание картин с изображением осени, деление слов на слоги, дорисовывание элементов букв);

· Игровой (игровой сюжет);

· Методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности).

Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными, существительными, глаголами.

Оборудование: стулья детские – 4, магнитная доска (1 шт.), магниты, стол для пособий-1, макет деревьев (клён, 2 ели).

Демонстрационный материал: предметные картинки утки, иголки, апельсина, малины, осени, картинки с приметами осени, картина с заданием на определение количества слогов, осенние листочки, разрезные буквы А,О, У, И, ы, М

Раздаточный материал: картинки с дорисовыванием элементов букв, фломастеры, простые карандаши (4 шт.)

Предварительная работа педагогов:

Составили конспект, приготовили демонстрационный и раздаточный материал.

Предварительная работа с детьми:

  • Наблюдения за изменениями природы осенью,
  • Прогулки по детскому саду,
  • Знакомство с гласными буквами, упражнения на подбор слов с заданным звуком и на деление слов на слоги,
  • Проговаривание скороговорок,

· Беседа об осени, составление простых предложений,

  • Чтение художественной литературы.

Индивидуальная работа на занятии:

Наблюдать за поведением гиперактивных детей;

Организация занятия:

На протяжении всего занятия дети выполняют задания, которые находятся по всему кабинету.

Структура занятия:

Ⅰ Организационный момент – 1,5 мин.

1. Вход детей в группу. – 0,5 мин.

2. Игра «Да-нет» – 1 мин.

Ⅱ Основная часть – 15 мин.

1. Беседа о приметах осени.

2. Просмотр презентации.

3. Игра «Поймай звук».

4. Физкультминутка «Зайцы»

5. Игра на определение первого звука.

6. Игра «раскрась столько кружков , сколько слогов»

7. Задание «Буквы сломались».

Ⅲ Заключительная часть – 4 мин.

Раздача угощения. Итог занятия.

Давайте, поиграем в игру «Да или нет»:
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Туманы осенью плывут?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто – часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?

II . Основная часть.

-Наступила пора прощания с осенью. А давайте с вами вспомним, что же такое осень? (время года). После какого времени она наступает? (после лета).Назовите осенние месяцы. Какие приметы осени вы знаете? (солнце светит, но не греет, небо серое и хмурое, часто идут дожди, становится холодно, птицы улетают в тёплые края, звери готовятся к зиме, желтеют и опадают листья).

– А теперь скажите, ребята, осень – это грустно. Почему? (становится холодно, часто идут дожди и поэтому не всегда можно гулять, опадают листья и деревья стоят голые, желтеет и засыхает трава).

-А осень- это хорошо. Почему? (Деревья стоят красивые, с разноцветными листьями, бывает листопад, в лесу много грибов, ягод, собирают урожай, можно играть с листьями, делать поделки из овощей, природного материала).

– Вы любите осень? (да).почему? а сейчас какая осень? ( поздняя осень).Как вы догадались?

Поздняя осень еще не зима,

Но легкий снежок покрывает дома.

Ветки искрятся белым пушком,

Светло и нарядно у нас за окном.

Важно ворона по снегу гуляет,

А воробьишек он возмущает,

Как крошки и зерна искать на земле,

Их не достать, ведь не время зиме!

Зря не сердитесь мои воробьишки,

Снег в ноябре часто тает малышки,

Просто зима шлем напоминание:

Скоро приду-не досвидание!

– Попробуем вместе рассказать об осени

-Но, чтобы вы красиво и правильно рассказывали, нам поможет в этом наша схема-помощница. Я вам напомню, что в схеме каждое окошко помогает рассказывать о чем-то одном, что связано с осенними явлениями, а вместе получается один большой и красивый рассказ:

* первое окошко – солнце. Кто скажет, как солнце греет и освещает землю осенью? (ранней осенью солнышко еще светит ярко, но греет не так жарко, как летом, а поздней осенью – солнце уже не поднимается так высоко, и не согревает землю своим теплом).

* второе окошко – небо. А что вы расскажете об осеннем небе? ( ранней осенью небо еще голубое, но появляются тучки, моросит мелкий дождик, а поздней осенью – небо низкое, хмурое, пасмурное, дожди все чаще, ветер холоднее, по ночам бывают даже небольшие морозцы, а по утрам туман).

* третье и четвертое окошко – земля и деревья. Что происходит осенью с травой и деревьями?( ранней осенью трава желтеет и постепенно исчезает, вянут цветы, листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холодней, а потом и на нижних ветках, в золотую осень все деревья надевают свой яркий наряд: березы и липы – желтеют, осины – краснеют, а поздней осенью листья с деревьев совсем облетают, только елочки до сосны стоят зеленые).

* пятое окошко – одежда людей. Как одеты осенью люди? (постепенно люди одеваются все теплее и теплее – надевают куртки, плащи, сапоги в дождливую погоду, часто берут с собой зонт от дождя).

* шестое и седьмое окошко – изменения в жизни зверей и птиц. Расскажите, что вы знаете об этом. (осенью дикие звери готовятся к зиме: заяц меняет серую шубку на белую, чтобы прятаться на снегу от лисы, белка тоже меняет цвет своей шубки, чтобы ее не было заметно среди деревьев и запасает на зиму орехи, грибы и ягоды, ежик ложится спать до самой весны; а птицы улетают в теплые края остаются только зимующие птицы – воробьи, вороны, синички, клесты). ,

* восьмое окошко – игры и занятия детей осенью. Чем мы занимаемся осенью? (Осенью школьники идут в школу; ранней осенью дети помогают взрослым собирать урожай в садах и огородах, в детском саду на прогулке собираем красивые осенние листья в букеты для украшения группы, делаем кормушки на зиму для птиц).

-Рассказ получился очень интересный, спасибо.

– Ребята, посмотрите, что лежит на столе? (Листочки). Когда листики желтеют, что с ними происходит? Опадают. Они медленно кружатся и падают на землю. Как называется это явление природы? (Листопад). Скажите, со всех ли деревьев опадают осенью листья?

– Какие знаете хвойные деревья? Назовите и объясните, почему с хвойных деревьев не опадает листва?Как иначе еще называют иголки у хвойных деревьев?

– Осень – это удивительное время года. В садах созревают фрукты, на грядках – овощи. Давайте посмотрим, что выросло на дереве(Буквы).. Назовите их. (ответы детей). Это гласные или согласные? (Гласные). А что вы ещё можете про них сказать? (они поющие, протяжные, могут стоять в начале, в середине и в конце слова). А какие ещё бывают звуки? (согласные). Почему их так называют? Какой звук не бывает в начале слов?

– На какой звук начинается слово Осень? (О). Он какой звук?

Давайте поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить ряд звуков, а вы хлопните в ладоши когда услышите звук У. И, А, У, А, У, Ы, И, А, У… . Молодцы!

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Повернись вокруг себя.

Руки кверху все подняли.

Раз, два, раз, два,

Заниматься нам пора.

– На доске картинки. Вы должны узнать, на какой звук они начинаются и соединить с этим звуком. (Дети выполняют задание). Какой звук не бывает в начале слов? (Звук Ы).

– Ребята, а что получается, когда звуки соединяются? (ответы детей). Слоги.

Игра «раскрась столько кружков , сколько слогов»

– Приготовила еще одно задание «Буквы сломались». На столе у вас лежат полоски бумаги, где написаны гласные буквы, но они «сломались». Возьмите фломастеры и «почините» их.

(Дети берут фломастеры и дорисовывают линии к недописанным буквам).

III . Заключительная часть.

– Вот и подошло к концу наше занятие. О каком времени года мы сегодня вспомнили. Какие звуки мы уже с вами знаем. Их много. На следующих занятиях мы познакомимся и с другими звуками. Осень оставила вам угощения.

  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека – методическая копилка для учителей © 2021

Конспект познавательного занятия “Приметы осени

Автор: Конева Наталья Леонидовна

    Дошкольное образованиеКонспекты 08-11-2018 323

Конспект познавательного занятия “Приметы осени”

Цель: закрепление знания у детей о представлении характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о приметах осени, изменениях в природе, связанных с приходом осени.

2. Развивать речь, память, внимание, мышление, познавательную активность.

3. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Материалы : картины, альбомы “Осень”, “Времена года”. рисунки с различными явлениями во все времена года. Листья от различных деревьев, гербарий.

Ход занятия.

Орг.момент.
Воспитатель. Отгадайте, кто сегодня к нам придет в гости.
Загадка.
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима. (Осень)
Основная часть
Воспитатель. Правильно мы сегодня будем говорить об Осени. Посмотрите на картинки и покажите, где изображена Осень. Почему вы так думаете? (Дети по очереди делают рассуждения, называют приметы осени, изображенные на разных картинках и рисунках).
Воспитатель. Я сегодня по телевизору смотрела прогноз погоды, диктор рассказывал про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? ( Дождь, снег, туман, град и другое.)
Воспитатель. А как можно узнать какая будет погода?
Ответы детей (Посмотреть прогноз погоды, посмотреть на улицу. И другие варианты)
Воспитатель. А какая бывает погода осенью?
Воспитатель. Какие периоды осени вы знаете? (ранняя, золотая, поздняя)
Воспитатель. Какое время года было перед осенью? Какое придет после осени? (лето, зима)
Воспитатель. Что происходит с природой осенью? (световой день уменьшается, температура воздуха падает, летит паутина, идут дожди, меняет цвет листва, желтеет и высыхает трава, дозревают некоторые фрукты, ягоды и грибы, наступают первые заморозки и др.)
Воспитатель. Как можно назвать осеннюю погоду? (хмурая, пасмурная, дождливая, теплая, солнечная, ветреная)
Воспитатель. Какие краски природе дарит осень?
Воспитатель. Какие цветы цветут осенью? (гладиолусы, флоксы, астры, хризантемы, розы и др.)
Воспитатель. Какую одежду и обувь люди носят осенью, почему? (плащи, куртки, пальто, кофты, шапки, перчатки. Люди носят одежду, которая может защитить от ветра, дождя и холода.)
Воспитатель. Молодцы вы точно рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы.

Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.
Береза желтеет снизу – зима будет поздней, а если с верха – ранней.
Теплая осень — к долгой зиме.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
В лесу много рябины — осень будет дождливая, если мало — сухая.
Повторить, кто какие приметы Осени запомнил.
Воспитатель. А вот, что я подслушала, когда гуляла в парке, сейчас вам расскажу разговор осенних листьев
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
“Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришёл!”
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под тёмной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нём сила для новой весны.
А.Майков
Воспитатель. Как вы понимаете разговор листьев?

Физминутка
Давайте теперь вы представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались «Листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Воспитатель. Мы сегодня много говорили об осени, и она прислала нам послание. Давайте посмотрим, что нам приготовила Осень, она прислала нам листочки (дубовые, кленовые и березовые), которые потерялись или может улетели с деревьев. С каких деревьев улетели листья?
Игра «Угадай дерево» (береза, клен, дуб)
Итог занятия.
Воспитатель. Итак, чем мы сегодня занимались? Что запомнили? Какие приметы осени? Кто, что узнал для себя нового? Что интересного было на занятии?
Рассматривание картин с изображением осени в ноутбуке.

Знакомство со звуком и буквой И. Осень

закреплять и уточнять представления детей по теме «осень», продолжать формировать умение составлять предложение;

познакомить детей с правильной артикуляцией звука «И»;

Просмотр содержимого документа
«Знакомство со звуком и буквой И. Осень»

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Знакомство со звуком и буквой И. Осень»

Цель: знакомство с буквой и звуком И.

закреплять и уточнять представления детей по теме «осень», продолжать формировать умение составлять предложение;

познакомить детей с правильной артикуляцией звука «И»;

развивать у детей фонематический слух, фонематическое восприятие, общую и мелкую моторику. Формировать навыки звукового анализа, синтеза.

расширять у детей представления об окружающем мире.

содействовать сохранению и укреплению здоровья детей.

Оборудование: игрушка-сканер, картинки с осенней тематикой на каждого ребенка, конверты наполненные водой, дидактическое пособия для звукового анализа, дидактическое пособие домик для нахождения места звука в слове, разборная буква И, алфавит, зашумленные картинки на каждого ребенка, карандаши, фломастеры, карандаши декоративные.

Создание мотивационного поля (организационный момент):

Вот мы дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Мы друзей не обижаем,
На занятиях играем.
Никого в беде не бросим,
Коль о помощи попросит.
В группе будет хорошо,
Будет радостно, светло.

Дети входят в группу и видят гостей.

Логопед: Дети, как вы уже догадались у нас сегодня не обычный день, к нам пришли гости.

Дети: Здравствуйте гости!

На столе стоит странный предмет.

Логопед: Ребята, посмотрите, что это? Какие знаки на этом странном предмете, как вы думаете, что они означают?

Раздается сигнал.

Входит инопланетянин.

Здравствуйте земные обитатели!

Меня зовут Илли. Космические пираты похитили информацию о земной Осени.

А нам нужно обязательно знать об этом времени года, чтобы получше познакомиться с планетой Земля.

Соберите, пожалуйста, информацию.

Торопитесь друзья.

Отдаю вам супер-сканер, который поможет передать для нас собранную информацию. До свидания.

Логопед: Ребята, поможем собрать информацию об осени для инопланетных жителей?

Логопед: Выберите картинку и присядьте на стульчики. Хорошо подумайте и составьте предложение об осени. Отвечать нужно красиво, полным ответом.

Дети (возможные ответы детей):

Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными или бардовыми. Поздней осенью листья с деревьев опадают. Осенью часто идут дожди, на дорогах становится много луж. Осенью становится холодно, люди одевают осеннюю одежду. Осенью люди отправляются в лес за грибами. Осенью птицы улетают в теплые края. Животные начинают менять летнюю шубку на зимнюю.

Начинают делать запасы на зиму. Осенью на полях созревает урожай, люди начинают готовиться к зиме, собирают фрукты, овощи.

Логопед: Вы составили хорошие предложения о приметах осени. Молодцы!

Логопед: Осенью появляются лужи, покрытые корочкой льда. Обувайте сапоги, пойдемте играть с ледяной лужицей.

Лужа мокрая скучала.
Было грустно ей сначала.
Хоть лежала на пути,
Все старались обойти!

А одной-то, если честно,
Мокрой быть неинтересно!

Что же было с ней потом?
Затянулась лужа льдом!

Вот щенок на пузо – плюх!
Вот мальчишки едут – ух!

Чудо странное случилось:
Даже тётя прокатилась!

Лужа весело блестела:
– Это то, что я хотела!

Возвращаются на стульчики.

Раздается сигнал.

Входит инопланетянин:

Спасибо, что прислали информацию об осени. Предлагаю вам познакомиться с любимым звуком и буквой жителей нашей планеты Иллиада. Этот звук встречается в моем имени и других словах, послушайте внимательно: Илли, иллюминатор, инопланетянин. Пока.

Логопед: Ребята, вспомните слова, которые сказал Илли еще раз: Илли, иллюминатор, инопланетянин.

Дети: Слышится звук И.

Логопед: Давайте придумаем свои слова, которые начинаются со звука И.

И вспоминаем без труда

С этого звука слова:

Дети: (придумывают слова).

Логопед: Давайте скажем этот звук шепотом, посмотрите друг на друга, какие добрые у вас стали лица. Почему?

Дети: При произнесении звука И губы растягиваются в улыбку (выставляется профиль звука, звуковик)

Логопед: Этот звук можно петь? Почему?

Дети: Воздух выходит изо рта свободно.

Логопед: Значит это звук какой?

Дети: Гласный!

Логопед: Каким цветом его обозначаем?

Ребята, послушайте сказку об этом звуке.

Сказка про звук И

Звук «И» жил в красном домике гласных. Это был очень милый, мелодичный звук, его можно было петь: и-и-и-и!

Звук И был самым мирным и дружелюбным, и всегда всех мирил.

Однажды звуки «М» и «Р» поссорились и хотели даже драться. Но тут прибежал «И», взял за одну руку «М», за другую руку звук «Р» и сказал им:

– Миритесь, миритесь и больше не деритесь!

Вот так: М И Р и получилось слово «мир», и звуки сразу же поняли, как это некрасиво, ругаться и обижать друг – друга, и сразу помирились.

Еще звук И обладал волшебством, оно заключалось в том, что когда он хотел дружить с согласными, вставал за согласным, брал за руку. То согласные сразу добрели и превращались в мягкие.

Логопед: Ребята, вам понравилась сказка о звуках?

Логопед: Присаживайтесь за столы. Давайте вспомним какие звуки помирил звук И?

Дети: М и Р.

Логопед: Какое слово получилось в сказке?

Логопед: Возьмите карточки с волшебными бусинами, сделаем звуковой анализ слова мир.

Логопед: Назовите первый звук в этом слове

Логопед: Какой это звук? Гласный или согласны?

Дети: Согласный, мягкий, обозначаем зеленым,

Логопед: Поставьте в первое окошко зеленую бусинку.

– Какой второй звук в этом слове ?

Дети: звук И

Логопед: Какой это звук?

Дети: Гласный.

Логопед: Почему?

Дети: Когда мы его произносим, то воздух во рту не встречает преграду и выходит свободно.

Логопед: Поставьте красную бусину во второе окошко.

– Какой последний звук в этом слове? Какой это звук?

Дети: согласный, твердый, обозначаем синим.

Логопед: – Сколько всего звуков в слове мир? (3)

– Сколько твердых согласных? (1) Какой он по счету?(3)

– Сколько мягких согласных? (1) Какой он по счету? (1)

– Почему он мягкий? (Потому что после него стоит звук, который придает мягкость согласным звукам) .

Молодцы! Замечательно справились с заданием.

Логопед: А давайте споем песенку про звуки, которую мы не так давно разучили.

Логопед: А теперь давайте определим место звука И в словах. В окошках домика изображены предметы, что нарисовано в первом окошке слева? (иголка) Где находится звук И в слове иголка?

Дети: В начале слова.

Логопед: Как мы его обозначим?

Дети: Кругом красного цвета.

Логопед: Что нарисовано во 2 окошке? Где находится звук И в слове очки?

Дети: В конце.

Логопед: Что изображено в 3 окошке? Найдите место звука И в этом слове. Где находится звук И, Ваня? У всех так? Молодцы!

Логопед: Ребята, на письме звук И обозначается буквой И.

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
– Три!
А какая буква?
– И!

Давайте еще раз посчитаем, сколько элементов у буквы И.

Дети: 3 элемента

Логопед: правильно – две вертикальных палочки и одна наискосок.

Логопед: Придумайте, на что похожа эта буква?

Дети: (придумывают).

Логопед: Найдем букву И в алфавите. Саша, иди покажи, где она находится.

Логопед: (на столе лежат зашумленные картинки)

– Посмотрите ребята, какое интересное задание.

– Найдите и обведите на картинках букву И. Постарайтесь выполнить задание быстро и аккуратно.

Дети: (находят и обводят все буквы и на рисунках).

Логопед: Ребята, вы замечательно справились с этим заданием, собирайте карточки, пойдемте, отнесем их в сканер, пусть Илли полюбуется на ваши работы.

А теперь давайте вспомним, какой звук и букву поручил нам изучить инопланетянин?

Вспомним, какая это буква (гласная, волшебница, делает согласные мягкими).

Кто обратился к нам за помощью? Какую информацию для него мы сегодня собирали?

Раздается сигнал. Дети находят коробку с карандашами.

Ребята, наверное, это Илли позаботился о том, чтоб мы научились правильно и красиво печатать букву И.

Давайте оденемся и пойдем на прогулку, и там, на песке поучимся красиво печатать букву И.

Конспект логопедического занятия: Использование метода сказкотерапии в обучении детей рассказыванию

Конспект логопедического занятия на тему:
«Использование метода сказкотерапии в обучении детей рассказыванию»
в подготовительной школе группе для детей с ОНР

1. Закрепить представления о правилах смысловой связи предложений в рассказе.

2. Формировать умение пересказа текста цепной структуры с опорой на графическую схему.

3. Закрепить умение детей пользоваться простыми предлогами в предложении.

4. Развитие словарного запаса по лексическим темам «Весна», «Насекомые».

5. Развивать зрительную и вербальную линейную память.

Оборудование: Картинно-графический план; предметные картинки; схемы предлогов — «солнечные зайчики»; раздаточный материал: предметные картинки, схема,обозначающее слово-действие; персонажи театра марионеток (муравей, пчела).

Логопед: Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы.

Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох по три раза)

1. Упражнения фонетической ритмики.

Солнце ярче светит,
Дует теплый ветер,
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла… (Весна)

Тает снег: ыыы (логопед) ЫЫЫ (дети)
Бегут ручьи: ууу (логопед) УУУ (дети)
С юга птицы прилетели иии (логопед) ИИИ (дети)
Мать-и-мачехи цветок качает желтой головой: ооо (логопед) ООО (дети)
Его гладит лучик солнца золотой ааа (логопед) ААА (дети)

Звучит запись «Звуки весны».

2. Работа над схемой предложения с использованием предлогов.

Логопед: Ребята, посмотрите, здесь солнышко рассыпало своих солнечных зайчиков. Давайте соберем их.

Дети берут «солнечных зайчиков» и видят, что на них нарисованы схемы предлогов.

Логопед: Ой, да это необычные «солнечные зайчики», на каждом из них нарисовано какое-то маленькое словечко. (Дети называют их)

Ребята, давайте придумаем предложения, используя маленькие словечки.

Дети садятся за столы. На столах схематические изображения предметов и схема, обозначающее слово-действие. (Дети составляют предложения).

Логопед: О ком говорилось во всех этих предложениях? (Каждый ребенок называет) Как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, муравья, божью коровку, кузнечика? (Насекомые).

Послушаем об одном из них историю.

3. Знакомство с текстом цепной структуры.

Ветер сорвал с дерева листок. А на листке том сидел муравей. Муравей с листком покружился в воздухе и упал в пруд. В пруду жила огромная жаба. Жаба захотела съесть муравьишку. Муравей громко закричал. На крик прилетела пчела. Пчела отнесла муравья в муравейник.

Инсценировка текста с помощью театра марионеток.

4. Беседа по тексту.

Логопед: Вам понравился рассказ? (Да) О ком он? (О муравье) Где висел листок? (На дереве) Что с ним случилось? (Сорвал ветер) Кто сидел на листке? (муравей) Куда упал листок? (В пруд) Кто жил в пруду? (Жаба) Что она хотела сделать с муравьишкой? (Хотела съесть) Как муравьишка закричал? (Громко) Кто спас муравья? (Пчела) Как она его спасла? (Отнесла в муравейник)

5. Словарно-сенсорная работа.

Детям предлагается выбрать из банка представленных картинок нужные, те, которые относятся к данному тексту. На столе у логопеда набор предметных картинок.

Логопед: Ребята, помогите мне найти картинки, которые подходят к нашему рассказу. Каждый выберет одну картинку.

После выбора нужных картинок проводится словарная работа. Проговариваются слова (хором и 2-3-я детьми индивидуально) сложные по слоговой структуре (сорвал, муравей, пруд, пчела, муравейник). Уточняется семантика слов: сорвал – оторвал, сдернул, что еще можно сорвать; муравейник – жилище муравья.

Дети садятся на места.

6. Знакомство детей с предметно-графическим планом.

Логопед: Ребята, посмотрите, здесь записан наш рассказ. Но записан он не словами, а картинками. Это первое слово, какое? (ветер). Далее стрелка – это слово-действие (сорвал). Потом еще одно слово (листок). Все вместе они составляют предложение. Ветер сорвал с дерева листок. Это первое предложение нашего рассказа.

Но в нашем рассказе много предложений, давайте назовем их.

Далее «прочитывается» каждое предложение детьми с помощью логопеда.

Логопед: Ну вот, наш рассказ составлен. Сколько предложений в нашем рассказе? (Восемь)

Речедвигательная гимнастика: русская народная песня «Как на нашем на дворе».

8. Моделирование «поломки».

Под музыку появляется отрицательный персонаж – жаба и нарушает предметно-графический план (часть плана закрывается).

Логопед: Дети, посмотрите, что случилось? (Некоторые картинки исчезли) Каких картинок не хватает? Если мы не вернем картинки на место, наш рассказ не получится. Давайте вспомним, о чем говорилось в этом предложении. (Дети вспоминают)

Значит, какая картинка здесь должна быть? (Дети читают те предложения, в которых исчезли картинки) Дети постепенно восстанавливают текст.

Логопед: А теперь послушайте этот рассказ еще раз. Логопед прочитывает рассказ с опорой на предметно-графический план.

9. Пересказ рассказа с опорой на предметно-графический план.

Логопед: А сейчас вы расскажите мне этот рассказ.

2-3 ребенка пересказывают рассказ.

Подводится итог занятия.

Логопед: Молодцы, дети, вы сегодня хорошо поработали, рассказали историю про муравья, жабу и пчелу. За это добрая пчелка приготовила вам сюрприз: вот эти вкусные медовые пряники. Сюрпризный момент.

Ткачук Ольга Сергеевна, учитель-логопед;
Большакова Елена Сергеевна, учитель-логопед,
МДОУ д/с № 31 компенсирующего вида, г. Орехово-Зуево

Сказкотерапия для детей и взрослых: практическое применение в психологии и педагогике

Сказка для большинства людей на всю жизнь остаётся одним из лучших воспоминаний детства. Это захватывающая история с волшебством и специфическими персонажами, которая всегда заканчивается победой добра над злом. Но мало кто знает, что в последнее время этот фольклорный жанр активно используется в психологии и педагогике как составляющий элемент коррекционного курса. В 1997 году официально было зарегистрировано новое направление в этой области — сказкотерапия, которая на сегодняшний день активно развивается и показывает неплохие результаты.

Что это такое

В психологии есть направление арт-терапии, основанное на применении искусства и творчества в качестве коррекционных методик, так как они мощно влияют на психоэмоциональное состояние пациентов. Она владеет разными приёмами: библио-, музыко-, драма-, танц-, кукло-, глино- и сказкотерапиями.

Сказкотерапия — это психологическое воздействие на человека через сказки. Способствует развитию положительной и многогранной личности, помогает скорректировать некоторые проблемы, устранить страхи и внутренние комплексы.

В основе лежит процесс построения мысленных, подчас даже неосознанных связей между персонажами, сюжетом и действиями в сказке и тем, что происходит в реальности. Это своеобразная подсказка, как поступить правильно, какой путь выбрать и оценить себя со стороны. Не имеет возрастных ограничений. Максимальному влиянию подвержены дети, но при работе со взрослыми обнаруживаются подчас более глубинные результаты.

В психологии это прежде всего один из многочисленных инструментов, позволяющих личности разобраться в клубке собственных проблем и найти правильные решения в сложной ситуации. Именно здесь сказкотерапия — это метод, который часто используют для работы со взрослыми людьми.

Почему мужчины даже в солидном возрасте называют своих женщин принцессами, а последние всю жизнь ищут своего принца на белом коне? Психологи считают, что срабатывают мифологизированные стандартные образы из сказок. Если их правильно использовать, они помогают решить самые сложные и запутанные психологические проблемы.

В педагогике это метод, позволяющий скорректировать развитие личности ребёнка, направить его в нужное русло. Считается, что без этого жанра у детей формируются неправильные жизненные ценности и приоритеты. Для совершенствования внутреннего «я» обязательно нужно проводить грань между добром и злом. И проще всего это сделать с помощью сказкотерапии.

Особое значение она приобретает в раннем дошкольном возрасте, когда все эти образы ложатся на подкорку сознания ребёнка. Если они будут тщательно подобраны специалистами, в дальнейшем такие дети имеют гораздо меньше проблем с социализацией и определением своего места в жизни.

Для работы с пациентами чаще всего используются тексты новых сказок, специально разработанных для устранения той или иной проблемы, ориентированных на определённый возраст. Они обычно патентуются в многочисленных авторских школах. Однако некоторые специалисты используют и общеизвестные истории «Репки», «Теремка», «Курочки Рябы», хотя данный подход активно критикуется и не всегда находит поддержку.

В зависимости от того, в какой именно науке применяется сказкотерапия и для человека какого возраста, она может преследовать разные цели.

  • искоренение страхов;
  • воздействие на личность посредством неосознанных ассоциаций;
  • активация защитных механизмов психики;
  • помощь в выборе правильного решения;
  • программирование жизненного плана человека на будущее;
  • борьба с комплексами и расстройствами личности, причём даже такими серьёзными, как анорексия, булимия и склонность к суициду.
  • как метод психологической коррекции девиантного поведения у подростков для формирования правильных ценностей;
  • устранение таких детских проблем, как фобии и неуверенность в себе;
  • коррекция характера;
  • улучшение внутреннего состояния;
  • внушение правильных общественных стереотипов на примере положительных сказочных героев;
  • выстраивание «морально правильного» поведения;
  • развитие творческих способностей;
  • повышение заниженной самооценки;
  • формирование веры в позитивное разрешение проблем.

Кроме того, сказкотерапия используется даже в логопедии (на занятиях по развитию речи). Считается, что она помогает развивать и совершенствовать у дошкольников:

  • звуковую и смысловую речь;
  • фонематическое восприятие;
  • артикуляцию;
  • дифференциацию звуков, введение их в речь;
  • слоговую структуру слов;
  • структуру предложений;
  • умение формулировать связные высказывания (распространённые предложения, диалогическую речь, пересказ).

При использовании её как средства формирования развития речи, деткам даются примерно такие задания:

  • досочинять предложенную сказку;
  • придумать и рассказать свою от начала до конца;
  • повторять за сказочными героями какие-то звуки, слова или целые предложения;
  • изображать звуки природы.

В любом из вышеописанных случаев цель сказкотерапии — формирование правильного образа (морального, речевого, поведенческого) в соответствии с сюжетом и персонажами выбранной истории.

Принципы

Вся технология сказкотерапии базируется на 4 основных принципах.

Принцип 1. Ценности

Главное — донести до сознания человека информацию о правильных жизненных ценностях, которыми он должен руководствоваться в любой ситуации при принятии решений. После прочтения сказки обязательно нужно обсудить такие из них, как взаимопомощь, любовь, дружба, сострадание, истина, вера, достоинство, гуманность, доброта.

Принцип 2. Жизненная сила

После того, как человек усвоил базовые ценности, проводится работа по осознанию того, что для любого поступка необходима внутренняя сила. Она есть у каждого, но у большинства словно дверь, заваленная камнями (проблемами, сомнениями, разочарованиями, психологическими травмами). Можно понимать, что любовь, вера, надежда — оплот существования, но при этом ничего не предпринимать для того, чтобы они вошли в жизнь. Сказкотерапевт помогает пациенту осознать собственную внутреннюю силу и освободиться от подобных завалов.

Принцип 3. Многогранность

Каждую сказку психолог раскладывает по полочкам, освещая сюжет и героев с разных позиций. Это делается для того, чтобы человек понял, что нельзя видеть в мире только плохое. Любое событие можно рассмотреть с разных сторон и найти в нём положительные моменты.

Принцип 4. Две реальности

Сказкотерапия создаёт в сознании человека две реальности: сказочную (психическую) и бытовую (социальную). Задача специалиста — посредством ассоциаций вплести ресурсы первой в жизненную практику пациента.

Методы

Для реализации этих принципов используются следующие методы.

Сначала сказку рассказывает психолог. Спустя какое-то время он просит своего собеседника пересказать ему то, что тот запомнил. Те моменты, которые он будет более ярко и подробно описывать, позволят понять, какие наболевшие акцентуации и паттерны у него существуют.

Обычно используется в работе с детьми, хотя порой и для взрослых. После прочтения сказки психолог просит нарисовать иллюстрацию к ней. Либо произвольно, либо какого-то конкретного события (которое было вплетено специально для раскрытия внутренних проблем пациента), либо персонажа. Здесь оценивается выбор сюжета, героя, оттенков, динамики изображённого. Если добрый принц будет нарисован схематически и совершенно не ярко, а Кощей — в мельчайших подробностях и по центру картины, смещение ценностных ориентиров будет налицо.

  • Сказкотерапевтическая диагностика

Один из самых сложных методов, чаще всего используемых в работе со взрослыми. Психолог предлагает неожиданные вопросы по, казалось бы, совершенно простым сюжетам. Если брать известные русские народные сказки, можно привести следующий пример.

Если к психологу обратился человек, у которого рушится семья из-за жилищных проблем (молодые супруги вынуждены жить с родителями и постоянно конфликтуют с ними). Читается «Теремок». Проговариваются положительные моменты (как в большом лесу в маленьком теремке нашли кров и ужились совершенно разные звери). Во время анализа проводится аналогия с общежитием. Почему животные смогли в сказке найти общий язык друг с другом, а люди подчас не могут этого сделать?

Есть и другие методы — сочинение собственной сказки (учитываются те моменты, на которых ставится акцент, а также концовка), мастерская кукол (похоже на рисование), театральная постановка или хотя бы чтение по ролям (здесь психолог смотрит, какого персонажа примерил на себя человек, как обосновал свой выбор, как отыграл).

Психологические школы

Несмотря на то, что сказкотерапия как отдельное направление в психологии оформилась только в 1997 году, уже до этого влияние данного жанра на развитие личности рассматривалось в различных психологических школах.

Карл Юнг

Швейцарский психиатр, психолог, педагог. Школа аналитической психологии. Доказал, что в своём поведении и при принятии ответственных решений человек нередко поступает неосознанно (не может объяснить, почему сделал именно так), но руководствуясь мифологизмами и архетипами из сказок.

Читали мальчику в детстве постоянно одну и ту же сказку — про Рапунцель. И в будущем он выбирал себе женщин только с длинными волосами. Вырос ребёнок на страшных сказках — и стал впоследствии увлекаться экстремальными видами спорта, чтобы снова и снова испытывать чувство страха и всплеск адреналина.

Эрик Берн

Американский психолог, психиатр. Школа трансакционного и сценарного анализа. Разрабатывал авторские сказки, называя их контрсценариями. Действовали они следующим образом. Берн считал, что каждый человек запрограммирован с детства идти по типичной дороге, и редко кому удаётся свернуть с неё самостоятельно. У некоторых этот путь позитивный, приводящий к успеху (психически и морально здоровые люди), а у других — негативный (под действием психотравм, внутренних комплексов).

Например, у девушки все парни, с которыми она начинала встречаться, в итоге злоупотребляли алкоголем. Всё потому, что её отец пил и тем самым словно запрограммировал жизненный путь своей дочери на такую судьбу. Бёрн с помощью сказок показывал своим пациентам возможную альтернативу развития событий.

Д. Б. Эльконин

Советский психолог, работавший в русле детской и педагогической психологии. Теория деятельностного подхода. Подбирал сказки для проблемных детей таким образом, чтобы они могли сформировать у них «морально правильное» поведение, которое бы вписывалось в рамки социума. Чтобы ребёнок не уходил из дома и слушался родителей — читайте «Колобок», чтобы понимал успешность коллективного труда и взаимопомощи — «Репку», был добрым и душевным — «Морозко».

Для коррекции используются разные виды сказок.

  • Художественные

Фольклорные, национальные, чаще всего всем известные. Универсальны. При правильном обыгрывании могут быть адаптированы специалистом буквально под любого человека. Например, «Сказка о рыбаке и рыбке» используется для коррекции ненормального поведения избалованного ребёнка, который ещё не понимает, к чему могут привести необузданные желания. Это же произведение применяется в сказкотерапии для тех взрослых, у кого материальные проблемы рушат семейную жизнь, для подкаблучников и жён, которые не могут остановиться в своих требованиях. Однако для решения глубоких проблем такие сказки неприменимы.

  • Психокоррекционные

Используются в педагогике для коррекции определённой черты характера: трусости, лени, капризности, агрессивности. Отличаются от художественных тем, что разрабатываются и подбираются под конкретного человека.

  • Психотерапевтические

Основной инструмент сказкотерапии для дошкольников. Используются для многостороннего воздействия на личность проблемного ребёнка, чтобы устранить фобии и сгладить последствия психотравмирующих факторов. Они могут быть универсальными (например, для борьбы с боязнью темноты или грозы) и индивидуальными, разработанными для отдельного случая.

Иногда у человека отсутствуют ярко выраженные отрицательные черты характера, комплексы или фобии. При этом ценности и приоритеты сформированы правильно. Однако постоянно возникают проблемы с социальной адаптацией, он не может преодолеть депрессивное состояние. Такое бывает и у детей, и у взрослых. Чтобы понять причину происходящего, психолог подбирает такой вид сказок. В них нет конфликтов и зла. Они философские, направлены на расслабление, в рамках которого получается раскрыть, что гнетёт пациента.

  • Дидактические

Являются частью учебно-воспитательной программы в детских садах и школах. Помимо выявления и решения психологических проблем, направлены на всестороннее развитие ребёнка. Могут выполнять сразу несколько задач.

На сегодняшний день разработаны десятки авторских программ по сказкотерапии — для детей, подростков, взрослых. Их используют в своей работе не только психологи. Они помогают работать в школах, детских садах, реабилитационных центрах для инвалидов и детей с дивиантным поведением, исправительных учреждениях, вузах. Самые знаменитые — Сакович, Лисиной.

Особое распространение получила программа доктора-психолога Зинкевич-Евстигнеевой под названием комплексная сказкотерапия. Была запатентована в 1998 году. Обеспечивает быструю, долгосрочную и глубокую психологическую помощь детям, подросткам и взрослым. На сегодняшний день Центры Комплексной Сказкотерапии открыты и успешно работают в Великобритании, Эстонии, Германии, Швейцарии, Китае.

Возрастные особенности

Для дошкольников

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста — обязательная часть воспитательного процесса в детском саду. Она учит разграничивать добро и зло, формирует правильные ценностные установки.

Для детей 2-3 лет

Сказки для сказкотерапии помогают им адаптироваться к детскому саду, отвыкнуть от постоянного присутствия родителей, снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить чувство страха и тревожности. Попутно они направлены на развитие речи, внимания, воображения и восприятия. Пример сказки — «Как слонёнок Стёпка пошел в детский сад».

Для детей 3-4 лет

Цель сказкотерапии в этом возрасте — развитие навыков полноценного общения с окружающими через совершенствование речи и умение договариваться со сверстниками и взрослыми. Детки учатся слушать, пересказывать, а самое главное — сопереживать героям, отличать плохих от хороших. Здесь можно использовать знаменитые сказки «Гуси-лебеди», «Колобок», «Репка».

Для детей 5-6 лет

В этом возрасте начинают формироваться первые комплексы и страхи. Задача сказкотерапии — справиться с ними. Попутно сказки расслабляют, позволяют ребёнку осознать, что он не один испытывает подобные проблемы, а самое главное — все они преодолимы. Пример сказки: «О Темноте-Темноте».

Для младших школьников

Сказкотерапия для детей 6-7 лет решает уже более глобальные задачи. Во-первых, нужно помочь адаптироваться к новым условиям существования в стенах школы. Во-вторых, в более игровой и близкой детям форме продолжить развивать память, речь, внимание, воображение. В-третьих, научить целеполаганию. На начальной ступени обучения всё это ещё актуально: ребята с интересом вслушиваются в авторские, незнакомые сказки и открыты для их восприятия.

Школьные психологи обязательно должны включать в работу с учениками начальных классов сказкотерапию. Причём работа может быть как коллективной (дать всем задание сочинить сказку), так и индивидуальной (с трудными детками, отличающимися девиантным поведением или плохо адаптирующимися к новым условиям).

В дальнейшем для школьников среднего звена сказкотерапия всё реже используется в качестве коллективной работы. Там психологи начинают подбирать тексты в соответствии с проблемой и личностью каждого отдельного ребёнка.

Для подростков

Подростковый возраст — это один из самых сложных и непредсказуемых периодов, когда дети пытаются найти и обрести самого себя. Суициды, анорексия, неформальные группировки, запрещённые вещества, девиантное поведение — со всем этим поможет справиться сказкотерапия. На данном этапе она способствует развитию самоинтереса, стимулированию творческого самовыражения, рефлексии.

Если подростки не захотят слушать сказку, не обязательно настаивать на этом термине. Назовите текст притчей или интересной историей. Примеры: «Фламинго, или Скала Желаний» (преодоление неуверенности), «Повесть о настоящем цвете» (избавление от суицидальных мыслей), «Щёчка» (борьба с низкой самооценкой).

Что касается сказкотерапии для взрослых, в данном направлении ведётся исключительно индивидуальная работа с узко направленным специалистом.

Рекомендуемые книги

  1. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.
  3. Козлова Е. Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка.
  4. Ломакина Г. Сказкотерапия.
  5. Прохоров В., Рубанова С., Отраднова А. Исцеляющая сила сказки.
  6. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии.
  7. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.
  8. Стишенко И. В. Сказкотерапия для решения личных проблем.
  9. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем.
  10. Ткачёва Т. Психотерапевтические сказки для взрослых и детей.

В вышеуказанных книгах можно найти и примеры сказок, и методические рекомендации, как их лучше использовать в работе со взрослыми и детьми. Несмотря на то, что далеко не все психологи разделяют восторг от эффективности данного направления, оно пользуется невероятной популярностью по всему миру и за 20 лет помогло десяткам тысяч людей обрести гармонию в душе и избавиться от фобий.

Читайте также:  Дидактические игры на развитие лексико-грамматических категорий
Ссылка на основную публикацию