Конспект Приметы осени, Звук и буква А и У

Для педагога

Автор: Попкова Любовь Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГОБУ Шкотовская КШИ
Населённый пункт: пгт. Шкотово, Приморский край
Наименование материала: конспект
Тема: Звук и буква [ш]. Осень.
Дата публикации: 10.10.2017
Раздел: начальное образование

Звук и буква [ш]. Осень.

Цели занятия:
1. Коррекционно-образовательные: – обогащать активный и пассивный словарь с помощью игр. 2. Коррекционно-развивающие: – развивать артикуляцию и мелкую моторику через игровые упражнения; – развивать речевое дыхание, слуховое внимание, мышление, память. 3. Коррекционно-воспитательные: – воспитывать любовь к окружающему миру; – воспитывать учащихся аргументированно и доброжелательно оценивать свой ответ.
Оборудование:
полотенце, классная доска, цветные мелки, доска с прищепками, ручки (с красной и синей пастой), клей, картина «Лебедь-шипун», листья (натуральные), листья нарисованные (берёзы, рябины, осины, дуба, калины, клёна), корзинка с яблоком, грушей, мандарином.
ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент
Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года» – спросим, Нам ответят «Это …» (Осень). Какое время года сейчаc ? Какой месяц? Какое число? День недели?
II. Артикуляционная гимнастика
Игра с полотенцем: «Самовар, чашечка и т.д.».
III. Уточнение артикуляционного уклада звука [ш]

При произнесении звука [ш]:
а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед; б) зубы сближены; в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ними щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад; г) посередине языка идет теплая, широкая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту; д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот; е) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

IV. Автоматизация звука [ш]

1. Изолированно:
а) Загадка: Гордая птица, Воды не боится. Очень пригожа, На двойку похожа, Как зовут её ответь? Это белый … (лебедь). б) Как шипит лебедь? Ш. ш. ш. в) Какую букву я написала по ладошке?
2. В словах:
а) Работа с картиной «Лебедь-шипун». Подчеркните букву «Ш» синей ручкой. В слове «шипун» вставьте гласную букву «И», подчеркните её. б) Игра «Эхо». Ши-ши-ши, ши-ши-ши, С буквой «И» всегда пиши.
V. Работа над словарём

Загадка
Листья клёна пожелтели, Птицы к югу улетели. Дождику идти не лень, И всю ночку и весь день. Кто догадался: как называется тема урока? (Осень). Какое небо осенью? (Хмурое). Какие дары приносит нам осень? (Фрукты, овощи).
VI. Дыхательная разминка

Загадка
Летают, кружатся. Хороводом на землю ложатся, С земли они не встают – Почернеют и пропадут. (Листья осенью)
Упражнение «Ветерок»
Подул осенний ветерок и листочки полетели (дуют на листочки на ниточке).
VII. Пальчиковая разминка

Упражнение «Осенние листья»
Будем листья собирать / сжать и разжать кулачки/
Листья березы, Листья рябины, Листья клёна, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. (Загибают пальцы, начиная с большого). – А теперь посмотрите листья каких деревьев залетели к нам? (Подобрать слова- признаки к именам существительным). Лист берёзы — берёзовый лист. Лист рябины — рябиновый лист. Лист осины — осиновый лист. Лист дуба — дубовый лист. Лист клёна — кленовый лист. Лист калины — калиновый лист. – Падающие листья всю землю покрыли, а как об этом можно красиво сказать, какие слова подобрать? (Ковёр из листьев). – Какой у осени цвет? (Красный, жёлтый, коричневый, разноцветный).
Работа с картиной «Лебедь-шипун»
– Листики упали на «пруд» к нашему лебедю. Наклейте их.
VIII. Викторина «Прощание с осенью»
– Слушаем вопросы и даём положительные или отрицательные ответы. Вспомните приметы осени. «Да» – «Нет». – Осенью растут цветы? (Нет). – Осенью растут грибы? (Да). – Тучки солнце закрывают? (Да). – Жаркий ветер прилетает? (Нет). – Ну а птицы гнёзда вьют? (Нет). – К нам букашки прилетают? (Нет). – Звери норки закрывают? (Да). – Урожай все собирают? (Да). – Птичьи стаи улетают? (Да). – С деревьев листья опадают? (Да). – Часто-часто льют дожди? (Да). – Достаём мы сапоги? (Да). – Солнце светит очень ярко? (Нет). – Можно детям загорать? (Нет). – Ну, а что же можно делать — шорты, шляпки надевать? (Нет). – Или лучше в тёплой куртке погулять по переулку? (Да). – Осень, осень подожди, ты от нас не уходи, Ведь холодная зима Нам пока что не нужна, да? (Да). Дети задают вопросы учителю.
Вместе: Ах, какая была осень! А какая? Мы вас спросим: – Погода осенью какая? (Дождливая, хмурая, туманная). – Лес осенью какой? (Золотой, разноцветный) – На юг какие птицы улетают? (Журавли, аисты, цапли, скворцы, грачи).
IX. Итог
– Молодцы! Дружно занимались, весело играли. Похлопаем себе в ладоши. Погладим себя по голове и скажем: «Я умница!» – А теперь посмотрите, какие подарки вам приготовила осень. Осенние подарки нам принесли дети. Прочитайте их имена. (На карточках имена детей). До свидания, ребята! – До свидания!
Список использованной литературы:
1. Богомолоаа А. И. Нарушение произношения у детей. «Просвещение»;М.:1979. 2. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков «Ш, Ж». №Том-Пресс»; М.: 1998. 3. Лопухина И. С. Логопедия (550 занимательных упражнений для развития речи). «Аквариум»; М.: 1995. 4. Машкова Н. П. Формирование у дошкольников правильного звукопроизношения с использованием условных знаков-символов. //Логопед. 2010, № 1. 5. Портнова И. М. Весёлые истории о язычке. Артикуляционная гимнсмтика длядетей 3 — 7 лет. //Логопед. 2017, № 6. 6. Соколенко Н. И. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. «Просвещение»; М.: 1978.

Конспект логопедического занятия
Тема: «Осеннее путешествие звука О»

Цель:

1. Уточнить звукопроизношение звука [О].

2. Учить выделять звук[О] из состава слова в ударной позиции.

3. Обучать звуковому анализу ряда гласных звуков.

4. Развивать интонационную выразительность речи

5. Развивать внимание, память, мелкую моторику.

Оборудование. Картина с изображением Осени, символ звука [О], зеркала, схема для анализа артикуляции звука, индивидуальные схемы, «листья», предметные картинки.

Конспект занятия

1. Организационный момент.

– Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.

В зал входит почтальон Печкин.

  • Что же ты нам принес, Печкин?
  • Я принес вам посылку!
  • Спасибо, Печкина! (дети прощаются с почтальоном). Посылка, но не простая, а золотая, волшебная. Откроем посылку и посмотрим, что же в ней лежит?! Ребята, а посылка с сюрпризом! Послушайте внимательно загадку и вы узнаете кто нам прислал посылку.

Листья желтеют, с деревьев слетают,

Прячутся звери в лесу.

Ветер холодный всех продувает,

Тучи нам дождик несут.

Солнце хоть светит,

Но все же не греет.

Не зеленеет трава.

Птицы все в стаи собрались скорее.

Что за пора к нам пришла?

Подумайте! О каком времени года говориться в загадке. Правильно в этом стихотворении говориться об Осени. Произнесем вместе слово Осень. Какой первый звук в слове осень? Правильно звук [О]. Сегодня мы с вами отправляемся в осеннее путешествие вместе со звук [О].

2. Основная часть.

Ребята! Присядьте на стульчики.

Сегодня на занятии мы познакомимся с звуком О.

Возьмите в руки зеркала.

А) Артикуляционная гимнастика в сопровождении картинок (бегемот, слон, лягушка, рыбка).

Осень подарила нам картинки, посмотрите, кто изображен на картинках

А теперь давайте мы с вами попробуем изобразить, слушайте внимательно мои слова:

  • Открывает бегемот широко огромный рот (картинка бегемота);
  • Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца (картинка лягушки);
  • Подражаю я слону губы хоботом тяну (картинка слона);
  • Открывает рыба рот и не слышу, что поет (картинка рыбки).

При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть.

Ребята посмотрите, кто-то с нами играет в прятки, посмотрим? Перед детьми на доске Звуковичок звук [О].

Поиграем с звуком “О”,

Пропоем его легко!

Чуть мы губки округляем

И вперед их выдвигаем,

Не мешает ничего

Ветерку со звуком “О” –

Мимо язычка, зубов,

Без усилия, трудов

Полетать с собой зовет

Посмотрите, как я его произношу. (Губы округлены и немного выдвинуты вперед.) Произнесите звук [О]. Посмотрите на картинку (схема произнесения звука О).

Дети, наблюдая в зеркале за артикуляцией, хором и индивидуально произнося звук [О], при произношении звука ладонь лежит на горле.

Дети по схеме анализируют артикуляцию звука [О](рот открыт, губки круглые, дыхание свободное). Делают вывод: Звук [О] гласный. Осень подарила нам стишок, послушайте ребята:

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать

Звук мы говорим, а букву пишем. Перед детьми выставляется звук [О], изображаем руками звук.

Ребята, скажите какое настроение бывает у осени:

Дождливое, пасмурное – солнечное, холодное – теплое, грустное – веселое, ветреное, разноцветное. Осень так же может менять свое настроение как и человек.

Читайте также:  Лексическая тема: Одежда. Обувь. Головные уборы

Б) Психогимнастика (картинки Эмоции).

В нашей замечательной посылке есть еще один сюрприз. Рассмотрите картинки и расскажите, какое настроение изображено:

– Страх, потому что на прогулке детей застал дождь, гроза и гром;

– Удивление, мальчик нашел грибы, очень обрадовался находке;

– Радость, девочка весело бежит по дорожке, погода теплая, солнечная, улыбчивая……….

В) Дыхательная гимнастика:

Ребята подул ветер, листики опадают с деревьев, на небе появились тучи. Какой ветер бывает сильный – тихий, холодный – теплый. Покажите мне свои ладони и представьте, что подул ветер- с начало тихий, а потом сильнее и сильнее. Попробуем подуть, как ветер. Изображаем ветер, сдувание с ладошек, надувание щек.

3. Физминутка «Листопад».

Осень часто дует ветер, листья опадают с деревьев. Ребята как это называется опадение листьев с деревьев– Листопад (хором).

Все лето листики грелись на солнышке, загорали, пожелтели, покраснели и полетели осенью «золотым дождем». А теперь представьте, что мы с вами листики и мы сыграем в игру под названием Листопад.

(Выполнение движений с речевым и музыкальным сопровождением.)

Мы – листики осенние.

На ветках мы сидели.

Ветер дунул – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

И на землю снова сели. (Под музыкальное сопровождение.)

4. Игра «Веселая дорожка»:

Ветер затих, тучки исчезли, погода стала без ветреная, тихая, спокойная, солнечная. Но что же осталось после дождя?

Что нужно делать, чтобы не намочить ноги?

-Аккуратно обходить лужи

Посмотрите на нашем пути появились волшебные дорожки, но чтобы по ним пройти и не промочить ноги, вы внимательно должны меня слушать. Идете только тогда, когда услышите звук [О], если звук [О] я не произношу стойте на месте.

– Выделение звука [О] из ряда гласных: о, а, у, о…

– Выделение звука [О] из ряда слогов: ох, ам, на, фо.

– Выделение звука [О] из состава слова: осень, листья, тучи, зонт.

Молодцы ребята! Внимательно слушали, каждый из вас услышал звук [О].

5. Выделение звука [о] из состава слова.

Наше осеннее путешествие продолжается. Посмотрите куда же нас привели волшебные дорожки (картинка огород, картинка ослика):

– Мы пришли в гости к ослику;

– У ослика есть огород;

– На огороде у ослика растет лук, помидоры, тыква;

– Одним словом все называем овощи;

– Чтобы вырастить овощи ослик поливает, полит, овощи;

– Из овощей можно приготовить салат, борщ, картошку жарят, варят, капусту тушат…………………

Ослику нужна помощь, послушайте какая:

Ослик вышел в огород за овощами.

Ослик очень огорчен.

Со звуком [О] он не знаком.

Кто же ослику поможет –

Овощи в ведро положит

Помнить надо вам одно –

Овощи со звуком [О].

Давайте поможем ослику собрать овощи, в названии которых есть звук [О].

(Дети называют овощ – называют какой это овощ, цвет, форму.)

Молодцы! Мы помогли собрать урожай! Ослик благодарит вас за помощь, попрощаемся с осликом.

6. Звуковой анализ.

Ребята, теперь садитесь на стульчики, закройте глаза и послушайте музыку. Теперь откройте глаза, какие звуки вы услышали:

– Шорох падающих листвы.

Осень нам подарила картины. Скажите, какие любимые цвета у Осени:

– Желтый, красный, коричневый, оранжевый, багровый, бордовый;

Как люди одеваются осенью:

– Одевают сапоги, туфли, ботинки;

– Одевают куртки, пальто, шарфы;

– Одевают шапки, платки……..

Какие изменения происходят:

– Дует холодный ветер;

– Дни короче, а ночи длиннее.

Посмотрите, какие разноцветные, волшебные листья принес осенний ветер, он сорвал их с деревьев. А мы соберем из них букеты. Но эти букеты не простые, а с загадкой. В первый букет соберем листья со звуком [О] в начале слова, во второй – в середине слова, в третий – в конце слова. Получаются букеты из листьев одного цвета. Что происходит с листьями осенью они опадают, как это называется –Листопад.

(На ковре лежат листья трех цветов. На обороте листочка – картинка. На красных листьях – звук [О] в начале слова, на желтых – в середине слова, на зеленых – в конце.)

7. Музыкальный хоровод «Овощи» (под руководством музыкального руководителя)

Есть у нас огород, там своя морковь растет

Вот такой ширины, вот такой высоты

Ты морковь поспеши и немного попляши

А потом не зевай и в корзину полезай

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Ты лучок поспеши и немного попляши

А потом не зевай и в корзину полезай

Есть у нас огород, там капуста растет

Ты капуста к нам спеши и немного поспеши

А потом не зевай и в корзину полезай

8. Итог.

Ребята с каким звуком мы с вами познакомились:

– Мы познакомились со звуком [О].

А теперь вместе с нашими гостями сыграем в игру

Есть у нас капуста, большая капуста.

Мы капусту режим режим, мы капусту трем трем

Мы капусту солим солим

Мы капусту мнем мнем.

Ритуал прощания: Дети берутся за руки и говорят: «Мы молодцы!»

Осень на прощание вам ребята приготовила подарок.

Поблагодарим наших гостей за внимание и скажем до свидания!

Конспект логопедического занятия «Осень. Звук и буква [У]»

наталья омельченко
Конспект логопедического занятия «Осень. Звук и буква [У]»

Цель: Обогащение словаря по теме «Осень».

• учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существи-тельные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

• -Развитие фонематического слуха на звук «У» .

• Знакомство с артикуляцией и характеристикой звука.

• Знакомство с буквой.

— развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на во-просы полным предложением;

— уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

— закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;

— упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

— воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

— формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением осени, на которой допущены неточности (изображены приметы лета, зимы и весны); предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов, звуковая куколка «Уля» ,картина «Осень» ,картинки: утюг, улитка, утка, буква «у», семена, зеркала.

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Логопед: Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то как называется это время года? (Ответы детей.)

2. Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы отправляемся в царство золотой осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания. Мы должны выполнить все задания и вернуться обратно в детский сад. Вы согласны? (Ответы детей.)

3. Вводная беседа.

Логопед: Сейчас я вам расскажу, что же такое осень.

Осень

Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый вид. Золотой осенью называется это время. До трескучих морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!

Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта — промокнешь. Да и без куртки и сапог уже холодно.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Ребята! Королева Осень прислала нам рисунок, на котором нарисована осень. Она очень недовольна, что художник неправильно изобразил ее царство и дает нам задание исправить ошибки художника.

Игра «Чего не бывает осенью. Дети рассматривают картину и говорят о том, чего не бывает осенью.

Осенью не растут подснежники. Осенью не купаются в речке. Осенью не загорают. Осенью не надевают шубы. И т. д.

Логопед: Ребята! Королеве Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она прислала нам загадки и просит отгадать, о чем идет речь. А чтобы нам было легче, у меня есть подсказки. (Логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра.)

Игра «Узнай по описанию». Логопед предлагает детям ответить на вопросы. Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что) —. (Солнце.)

Тяжелые, серые, темные, дождливые (что) —. (Облака.)

Долгий, моросящий, холодный, затяжной, осенний, мелкий (что) —. (Дождь.) Холодный, пронизывающий, колючий, порывистый (что) —. (Ветер.)

Желтые, золотистые, красные, багряные, разноцветные, пестрые, красочные (что) —. (Листья.)

Логопед: Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки осени. А теперь давайте расскажем, какая же сама осень.

Игра «Подбери признак». Дети подбирают признаки к слову «осень».

Осень (какая) —. (Холодная, дождливая, золотая, багряная, щедрая, красочная и т. д.)

Читайте также:  Протокол обследования речи

Логопед: Ребята! Королева Осень хоть и строгая, но щедрая. Щедра осень на урожай.

Сядет тот, кто назовет слово- действие: иду, бегу, стою, рисую…

7. Ребята, какие звуки мы произносим- речевые

Что нам помогает произносить звуки- губы, зубы, язык, небо, альвеолы- это органы речи.

а) В гости к нам пришла девочка Уля

Гладит всё, чего касается, а дотронешься- кусается (утюг)

Две антенны на макушке, а сама сидит в избушке,

На себе её везет, очень медленно ползёт. (улитка)

Пёстрая крякушка ловит лягушек, ходит в развалочку. (утка)

б) Какой первый звук слышится в словах: утюг, удочка, утка.

Уля обозначает «У»

Чтобы звук «У» произнести нам помогают губы.

Губы сложи в трубочку, на дудочку похожи.

Подудеть на дудочке без дудочки мы можем. У-у-у-у

Характеристика звука.

У- произносится легко, во рту ничего не мешает, произносить можно долго.

У-у-у- громко клубочек

– Воздух свободно идёт ч/з рот

Нет препятствий разных

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный (красный)

Для пения гласные звуки важны,

Они очень напевные, и очень важны.

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватки баюкать ребёнка.

Но не желают свистеть и ворчать.

в) Хлопки на звук «У»

г) Выбрать имя со звуком «У»

Аня, Арина, Уля, Алёна.

д) Какое слово лишнее?

усики, мак, улитка, уголь.

8. Знакомство с буквой «У»

а) Звуки мы слышим и произносим

А букву видим и пишем.

Звук «У» живёт в домике (буква «у», благодаря этому люди могут читать и писать.

На что похожа буква.

«У» как у зайчонка ушки. Эти ушки на макушки.

П/г. Зайки белые сидят и ушами шевелят. Вот так, вот так.

б) Выкладывание буквы (семена, палочки)

Итог: Таблица звуки- буквы У- гласный, красный. В чьем царстве мы побывали? Какая она, королева Осень?

Назовите приметы осени.

Детско-родительский проект «Дружные слова» в старшей группе с ОНР «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в.

Календарно-тематический план логопедических занятий (1-й год обучения, ОНР — III уровень) КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (1-й год обучения, ОНР – III уровень) I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Занятие Знакомство со звуком [А] и буквой [А]

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «а».

2. Учить выделять звук из ряда гласных.

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «А».

5. Развивать мелкую моторику.

Материалы:

Кукла, сюжетная картинка «Девочка качает куклу», символ (карточка) звука «А», красный круг, карточка с буквой «А»

(из азбуки), палочки, рабочая тетрадь, цветные ручки.

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет примету осени.

1. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья»:

Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук.

В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.

Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная с

Лист дубовый, лист рябинки, большого, на обеих руках одновременно

Рыжий тополиный лист на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши.

2. – Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

арка, антенна, арбуз, акробат.

– Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА».

II. Основная часть.

– Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

4. – Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

(Работа в тетради Коноваленко).

– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «А».

– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «А».

5. – Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «А». Так мы его будем обозначать.

6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

6. Знакомство с буквой «А».

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

– Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).

– Найдите букву «А» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

– Потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

7. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

– Посмотрите как можно сложить букву «А» из пальчиков:

Указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные пальчики сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует перекладинку.

Давайте попробуем сложить вместе.

8. Выкладывание буквы «А» из палочек, рисование в воздухе.

9. Напечатайте букву «А» в своих тетрадях.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Знакомство со звуком и буквой И. Осень

закреплять и уточнять представления детей по теме «осень», продолжать формировать умение составлять предложение;

познакомить детей с правильной артикуляцией звука «И»;

Просмотр содержимого документа
«Знакомство со звуком и буквой И. Осень»

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Знакомство со звуком и буквой И. Осень»

Цель: знакомство с буквой и звуком И.

закреплять и уточнять представления детей по теме «осень», продолжать формировать умение составлять предложение;

познакомить детей с правильной артикуляцией звука «И»;

развивать у детей фонематический слух, фонематическое восприятие, общую и мелкую моторику. Формировать навыки звукового анализа, синтеза.

расширять у детей представления об окружающем мире.

содействовать сохранению и укреплению здоровья детей.

Оборудование: игрушка-сканер, картинки с осенней тематикой на каждого ребенка, конверты наполненные водой, дидактическое пособия для звукового анализа, дидактическое пособие домик для нахождения места звука в слове, разборная буква И, алфавит, зашумленные картинки на каждого ребенка, карандаши, фломастеры, карандаши декоративные.

Создание мотивационного поля (организационный момент):

Вот мы дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Мы друзей не обижаем,
На занятиях играем.
Никого в беде не бросим,
Коль о помощи попросит.
В группе будет хорошо,
Будет радостно, светло.

Дети входят в группу и видят гостей.

Логопед: Дети, как вы уже догадались у нас сегодня не обычный день, к нам пришли гости.

Дети: Здравствуйте гости!

На столе стоит странный предмет.

Логопед: Ребята, посмотрите, что это? Какие знаки на этом странном предмете, как вы думаете, что они означают?

Здравствуйте земные обитатели!

Меня зовут Илли. Космические пираты похитили информацию о земной Осени.

А нам нужно обязательно знать об этом времени года, чтобы получше познакомиться с планетой Земля.

Соберите, пожалуйста, информацию.

Отдаю вам супер-сканер, который поможет передать для нас собранную информацию. До свидания.

Логопед: Ребята, поможем собрать информацию об осени для инопланетных жителей?

Логопед: Выберите картинку и присядьте на стульчики. Хорошо подумайте и составьте предложение об осени. Отвечать нужно красиво, полным ответом.

Дети (возможные ответы детей):

Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными или бардовыми. Поздней осенью листья с деревьев опадают. Осенью часто идут дожди, на дорогах становится много луж. Осенью становится холодно, люди одевают осеннюю одежду. Осенью люди отправляются в лес за грибами. Осенью птицы улетают в теплые края. Животные начинают менять летнюю шубку на зимнюю.

Начинают делать запасы на зиму. Осенью на полях созревает урожай, люди начинают готовиться к зиме, собирают фрукты, овощи.

Логопед: Вы составили хорошие предложения о приметах осени. Молодцы!

Логопед: Осенью появляются лужи, покрытые корочкой льда. Обувайте сапоги, пойдемте играть с ледяной лужицей.

Лужа мокрая скучала.
Было грустно ей сначала.
Хоть лежала на пути,
Все старались обойти!

А одной-то, если честно,
Мокрой быть неинтересно!

Что же было с ней потом?
Затянулась лужа льдом!

Вот щенок на пузо – плюх!
Вот мальчишки едут – ух!

Чудо странное случилось:
Даже тётя прокатилась!

Лужа весело блестела:
– Это то, что я хотела!

Возвращаются на стульчики.

Спасибо, что прислали информацию об осени. Предлагаю вам познакомиться с любимым звуком и буквой жителей нашей планеты Иллиада. Этот звук встречается в моем имени и других словах, послушайте внимательно: Илли, иллюминатор, инопланетянин. Пока.

Логопед: Ребята, вспомните слова, которые сказал Илли еще раз: Илли, иллюминатор, инопланетянин.

Дети: Слышится звук И.

Читайте также:  Семинар-практикум для педагогов Организация и планирование занятий по звукопроизношению и обучению грамоте

Логопед: Давайте придумаем свои слова, которые начинаются со звука И.

И вспоминаем без труда

С этого звука слова:

Логопед: Давайте скажем этот звук шепотом, посмотрите друг на друга, какие добрые у вас стали лица. Почему?

Дети: При произнесении звука И губы растягиваются в улыбку (выставляется профиль звука, звуковик)

Логопед: Этот звук можно петь? Почему?

Дети: Воздух выходит изо рта свободно.

Логопед: Значит это звук какой?

Логопед: Каким цветом его обозначаем?

Ребята, послушайте сказку об этом звуке.

Сказка про звук И

Звук «И» жил в красном домике гласных. Это был очень милый, мелодичный звук, его можно было петь: и-и-и-и!

Звук И был самым мирным и дружелюбным, и всегда всех мирил.

Однажды звуки «М» и «Р» поссорились и хотели даже драться. Но тут прибежал «И», взял за одну руку «М», за другую руку звук «Р» и сказал им:

– Миритесь, миритесь и больше не деритесь!

Вот так: М И Р и получилось слово «мир», и звуки сразу же поняли, как это некрасиво, ругаться и обижать друг – друга, и сразу помирились.

Еще звук И обладал волшебством, оно заключалось в том, что когда он хотел дружить с согласными, вставал за согласным, брал за руку. То согласные сразу добрели и превращались в мягкие.

Логопед: Ребята, вам понравилась сказка о звуках?

Логопед: Присаживайтесь за столы. Давайте вспомним какие звуки помирил звук И?

Логопед: Какое слово получилось в сказке?

Логопед: Возьмите карточки с волшебными бусинами, сделаем звуковой анализ слова мир.

Логопед: Назовите первый звук в этом слове

Логопед: Какой это звук? Гласный или согласны?

Дети: Согласный, мягкий, обозначаем зеленым,

Логопед: Поставьте в первое окошко зеленую бусинку.

– Какой второй звук в этом слове ?

Логопед: Какой это звук?

Дети: Когда мы его произносим, то воздух во рту не встречает преграду и выходит свободно.

Логопед: Поставьте красную бусину во второе окошко.

– Какой последний звук в этом слове? Какой это звук?

Дети: согласный, твердый, обозначаем синим.

Логопед: – Сколько всего звуков в слове мир? (3)

– Сколько твердых согласных? (1) Какой он по счету?(3)

– Сколько мягких согласных? (1) Какой он по счету? (1)

– Почему он мягкий? (Потому что после него стоит звук, который придает мягкость согласным звукам) .

Молодцы! Замечательно справились с заданием.

Логопед: А давайте споем песенку про звуки, которую мы не так давно разучили.

Логопед: А теперь давайте определим место звука И в словах. В окошках домика изображены предметы, что нарисовано в первом окошке слева? (иголка) Где находится звук И в слове иголка?

Дети: В начале слова.

Логопед: Как мы его обозначим?

Дети: Кругом красного цвета.

Логопед: Что нарисовано во 2 окошке? Где находится звук И в слове очки?

Логопед: Что изображено в 3 окошке? Найдите место звука И в этом слове. Где находится звук И, Ваня? У всех так? Молодцы!

Логопед: Ребята, на письме звук И обозначается буквой И.

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
– Три!
А какая буква?
– И!

Давайте еще раз посчитаем, сколько элементов у буквы И.

Дети: 3 элемента

Логопед: правильно – две вертикальных палочки и одна наискосок.

Логопед: Придумайте, на что похожа эта буква?

Логопед: Найдем букву И в алфавите. Саша, иди покажи, где она находится.

Логопед: (на столе лежат зашумленные картинки)

– Посмотрите ребята, какое интересное задание.

– Найдите и обведите на картинках букву И. Постарайтесь выполнить задание быстро и аккуратно.

Дети: (находят и обводят все буквы и на рисунках).

Логопед: Ребята, вы замечательно справились с этим заданием, собирайте карточки, пойдемте, отнесем их в сканер, пусть Илли полюбуется на ваши работы.

А теперь давайте вспомним, какой звук и букву поручил нам изучить инопланетянин?

Вспомним, какая это буква (гласная, волшебница, делает согласные мягкими).

Кто обратился к нам за помощью? Какую информацию для него мы сегодня собирали?

Раздается сигнал. Дети находят коробку с карандашами.

Ребята, наверное, это Илли позаботился о том, чтоб мы научились правильно и красиво печатать букву И.

Давайте оденемся и пойдем на прогулку, и там, на песке поучимся красиво печатать букву И.

Конспект фронталного логопедического занятия на тему сад-огород. Образование относителныкх прилагателныкх. Звук и буква а

Разработка непосредственной образовательной деятельностив старшей группе
Учителя-логопеда Рябовой Н.Г.
МБДОУ «Детский сад № 48»
г. Рязань
Занятие: «Фрукты-Овощи. Образование относительных прилагательных. Звук и буква А»
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Уточнение и активизация словаря по теме «Фрукты и овощи», Совершенствование грамматического строя речи. Познакомить с механизмами образования звука А.
Коррекционно-развивающие: Развитие навыков анализа и обобщения, фонематического и зрительного восприятия, общей артикуляционной моторики, координации речи с движениями. Учить диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса. Развивать самоконтроль за речью.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать навыки сотрудничества на занятии, самостоятельность и инициативность, бережное отношение к окружающей среде.
Материалы и оборудование: предметные картинки «Приметы осени», «Фрукты и овощи», игрушки Ежик и Белка, корзинки с муляжами овощей и фруктов, магнитная доска, карточки и фишки для звукового анализа (по количеству детей), карандаши (по количеству детей), листы для печатания буквы А (по количеству детей), зеркала (по количеству детей).
Ход занятия:
Организационный момент:
Ребята послушайте стихотворение и скажите, о каком оно времени года?
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая — куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река —
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом уж, жди не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь —
Значит наступила осень.
Давайте скажем, какие приметы осени вы запомнили из стихотворения? А какие еще признаки осени вы знаете? (отвечают с опорой на картинки)
Логопед: Посмотрите, к нам пришли Ежик и Белочка, они принесли с собой припасы, скажите что у белки? Что у белочки лишнее? Скажите что у Ежика? Что лишнее у Ежика? Итак, Белка запасла овощи, а Ежик фрукты. Свои припасы они принесли нам в подарок. Что можно приготовить из фруктов и овощей? (Сок и варенье), давайте с вами скажем какой сок и варенье мы будем готовить? (Дети берут поочереди фрукт и говорят: «Я буду готовить яблочное варенье», Другой ребенок берет овощ и говорит «А я приготовлю огуречный сок»)Молодцы, ребята.
Физкультминутка:
Приходите в огород,МаршируемПосмотреть как все растет,Руки вверхВсе растет, все цветет,Потрясти рукамиНикому не тесно.Руки в стороныПриходите в огород,МаршируемОчень интересно!Наклон вперед
Логопед: Ребята, посмотрите, что выросло у нас в саду-огороде? Картинки Ананас, Абрикос, Апельсин. На какой звук начинаются эти слова. (Дети: А) Мы с вами сегодня в саду-огороде будем искать звук А.
Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем,
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Садитесь. Посмотрите в зеркало.

Как хорошо, когда ты улыбаешься, Как хорошо, когда ты удивляешься,Как же нам невесело,Когда ты огорчаешься.
Развитие артикуляционной моторики: Открыть-закрыть рот, Трубочка, почмокать губами, пошлепать губами, удерживать язык у нижних зубов под счет до 5.
Голосовые упражнения: беззвучная артикуляция А, шепотом – А, тихо – А, громко – А, затем наоборот ослабление голоса.
Логопед: А – это какой звук? (Гласный). Как определили? (Он поется). Давайте споем: АААА.
Логопед: Давайте, найдем место звука А в словах, и составим схемы.
Апельсин, Груша, Гранат. Репа, свекла, редиска, помидор.
Логопед: Молодцы, не поддались!
Теперь давайте вспомним, чем звук отличается от буквы? (ответы детей). Давайте напишем букву А. Сначала пальчиком воздухе.
Буква А, буква А. Алфавиту голова,
Знает Вова, знает Света,Она похожа на ракету.
Теперь правильно возьмем карандашик и напишем букву А на бумаге.
Итог: Про какое время года мы сегодня говорили? Что собирают люди осенью в саду-огороде? Что можно приготовить из овощей? А из фруктов? Сок из фруктов какой? А Сок из овощей Какой? С каким звуком мы познакомились? Какой он? Какую букву мы написали? Кто написал аккуратней всех? Приклеиваем смайлики.
Список литературы:
Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей —М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
Комплексные занятия по программе “От рождения до школы” под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа. – М.: «Учитель», 2014.
Осень в картинках. Наглядное пособие – М.: «Гном», 2014
Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий 1 период. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2009.
Занятия является авторским, из источников взяты отдельные фрагменты.

  • konspekt_frontalnogo_logopedicheskogo_zanyatiya_na_temu_sad-ogorod._obrazovanie_otnositelnykh_prilagatelnykh._zvuk_i_bukva_a
    Размер файла: 76 kB Загрузок: 0

Ссылка на основную публикацию