Конспект подгруппового занятия: Знакомство со звуком и буквой Ч

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7 лет
«Звуки [Ч] – [С]. Буквы «Ч» – «С»

Задачи:

1) Образовательная область «Коммуникация» (доминирующая):

  • Продолжать развивать у детей фонематический слух, как одно из средств формирования произносительной стороны речи;
  • Закреплять навыки правильного произнесения звуков: [С] и [Ч];
  • Закреплять умение характеризовать звуки по артикуляционным и акустическим признакам;
  • Содействовать развитию обще речевых навыков (ритма, темпа, интонации);
  • Участвовать в эмоционально-речевом общении с взрослыми и сверстниками в ходе непосредственно-организованной деятельности.

2) Образовательная область «Здоровье»:

  • Способствовать развитию у детей познавательной сферы с двигательно-координационными упражнениями;
  • Способствовать развитию произвольной памяти и внимания, словесно-логического мышления и различных видов восприятия;
  • Развивать навыки зрительного восприятия и оптико-пространственных представлений.

3) Образовательная область «Познание»:

  • Совершенствовать навык чтения.

4) Образовательная отрасль «Социализация»:

  • Развивать навыки позитивного социального поведения.

5) Образовательная отрасль «Физическая культура»:

  • Обогащение двигательного опыта и снятие напряжения в ходе непосредственной образовательной деятельности.

Оборудование, игровые материалы:

  • таблица слов (с пропущенными буквами);
  • карточки к играм: «Слово рассыпалось», «Буква потерялась»;
  • наглядное пособие «Ребусы»;
  • магнитная доска;
  • мячи (красный и синий);
  • волшебная палочка;
  • карточка со словом «Чебурашка».

Ход занятия:

1) Логопед: Сегодня, на логопедическом занятии, мы будем различать звуки [ч] и [с].

Логопед: Сядут на стульчики девочки, которые назовут слова, начинающиеся на звук [ч], а мальчики назовут слова, которые заканчиваются на звук [с].

2) Упражнение на развитие внимания и координации движений кистей рук и языка: «Кошка ловит мышку». Руки на столе: одна сжата в кулак, другая лежит ладонью вниз. По очереди дети меняют положение рук, одновременно с движениями языка влево и вправо. Логопед выполняет упражнение вместе с детьми.

3) Дети сели за столы.

Сопоставление звуков [ч] и [с] по характеристике и артикуляции (сходства и различия)

По характеристике звуки [ч] и [с] – согласные и глухие, но звук [ч] – бывает только мягким, а звук [с] может быть и мягким, и твёрдым.

[c] – губки в «улыбке», зубки «заборчиком», язычок за нижними зубками «горочкой».

[ч] – язык за верхними зубами «чашечкой», зубки приоткрыты, губы «рупором».

4) Воспроизведение слоговых рядов.

Дети повторяют цепочки слогов за логопедом.

5) Преобразование слогов (слов). Замена [ч] на [с]:

Логопед: ЧА-ЧА Дети: СА-СА

Логопед: АЧ-АЧ Дети: АС-АС

Логопед: АЧ-ОЧ Дети: АС-ОС

Логопед: ЧУ-ЧА Дети: СУ-СА

Логопед: НОЧИ Дети: НОСИ

Логопед: ОЧИ Дети: ОСИ

Логопед: ЧЕМ Дети: СЕМЬ

6) «Слоги перепутались»:

ДО-ЧУ КА-ЧАЙ ЛОК-ЧУ

КИ-ОЧ СИ-ГУ ХАР-СА

7) Физ. минутка «Девочки и мальчики, прыгают как мячики…»

8) «Буква потерялась». Чтение слов по таблице.

Две команды (девочки и мальчики). Первый столбик читают – девочки, второй – мальчики.

9) «Слово рассыпалось»

10) «Разноцветные мячики» (красный, синий).

Красный мяч – ребёнок считает в слове гласные звуки

Синий мяч – ребёнок считает в слове согласные звуки.

ЛИСА ЧАШКА САНКИ СОК ЧУДО

11) Дидактическая игра «Волшебная палочка».

Дети подбирают слова, начинающиеся на звук [C]. Первый ребёнок говорит своё слово, второй ребёнок говорит слово первого ребёнка, потом своё, третий ребёнок повторяет слова первого, второго ребёнка, потом своё и т.д.

12) «Закончи слово» (с мячом).

ЧА-ЧАЙ, ЧАЙНИК, ЧАШКА, ЧАСЫ

СА-САД, САХАР, САНКИ, САМОЛЁТ

ЧЕ-ЧЕРЕПАХА, ЧЕБУРАШКА, ЧЕРТЁНОК, ЧЕЛОВЕК

13) Дидактическая игра «Кто больше увидит и запомнит».

Логопед считает до 10, дети должны за это время увидеть и запомнить предметы, в названии которых 2 слога.

14) Игра «Сигнальщик».

Правила игры рассказывает ребёнок. Если звук [с] в начале слова, руки поднимаем вверх, если в середине слова, хлопок перед собой, если в конце слова, руки опущены вниз.

Логопед произносит слова, дети ловят хлопками звук [c].

Логопед: САД, ЛИСА, КОСА, СОБАКА, ЛОСЬ, ЛИСТ, РЫСЬ, СОК, ПАСТА.

15) Из букв слова ЧЕБУРАШКА составить новые маленькие слова (РАК, РАБ, ШАР, БРАК, КРАБ, ЧЕК, КАША, КУЧА, БАРАШЕК, ШУБА, РУБАШКА, ЧАШКА и т.д.)

16) Скороговорки со звуком [ч] и [с]:

  • Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
    Чертили чёрными чернилами чертёж.
  • Часы стучали и стучали

Час за часом отбивали.

  • Черепаха, не скучая час сидит за чашкой чая.
  • У киски в миске сливки скисли.
  • Пёс шагает в гости к киске,

Как букет, несёт сосиски.

  • У насоса длинный нос,
    Он свистит, как пылесос.
  • У Сени и Сани в сетях сом с усами.

ЧАЙКА’’ (ЧАЙ) ЧАЙКА (МАЙКА)

Логопед: Вспомните, какие звуки сегодня на занятии мы с вами различали.

Логопед: Какие задания вам показались интересными, трудными?

Логопед: Молодцы! Все ребята были активными и внимательными. Вы меня очень порадовали своими ответами.

Тема логопедического занятия «Звук и буква Ч»

Цели занятия:

– познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву;

– научить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;

-закреплять правильный графический образ буквы.

-развивать общую, мелкую моторику и артикуляционную моторику; упражнять в делении слов на слоги;

-развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

-развивать внимание, память;

-упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов.

-воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей; создавать атмосферу дружеского общения.

Оборудование: дидактическое пособие «Поезд»; дидактическое пособие Чемодан»; дидактическое пособие «Тучка» и капельки с буками; предметные картинки, в названии которых есть звук Ч; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; магнитная доска; индивидуальные зеркала.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Слайд1.

2. Массаж лица:

Учила мама дочку умываться:

– Надо, надо умываться ( Поглаживающие движения. )

По утрам и вечерам, ( Растирающие движения.)

А детишкам неумытым ( Пощипывающие движения. )

Стыд и срам! ( Поглаживающие движения.)

3. Развитие артикуляционной моторики.

Возьмите зеркала. Сделаем несколько упражнений.

«Улыбочка» Губы плотно растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать на счет до 5-10.

« Трубочка» Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. Удерживать на счет до 5-10.

« Вкусное варенье» Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать.

«Качели» Рот открыт. Кончик языка ставить за нижние, затем за верхние зубы. Менять положение 6 раз .

4. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятия спешит гость. Но он покажется, если мы отгадаем загадку.

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит и ноги.

Дети: Черепаха. Слайд 2.

Логопед: Какой звук слышим в начале слова?

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [Ч] и буквой, которая обозначает его на письме. На магнитной доске прикрепляется изображение черепахи.

5. Уточнение артикуляции звука. Слайд 4.

Логопед: Посмотрите в зеркала.

Как мчится паровоз?

Дети произносят звук [Ч].

Логопед: Расскажем черепахе, как двигаются наши губы и язык при произнесении звука [Ч].

Дети отраженно повторяют за логопедом.

Что делают губы? Губы принимают положение «Трубочки».

Как расположены зубы? Зубы сближены.

Как расположен язык? Кончик языка наверху, боковые края языка плотно прижаты к корневым зубам.

Поставьте ладошку перед ртом. Воздушная струя тёплая сильная прерывистая.

6. Характеристика звука Ч. Слайд 5.

Логопед: Ещё раз произнесите звук Ч. Можно его пропеть? Что мешает воздуху выходить свободно?

Дети: Зубки, язык.

Логопед: Звук Ч – гласный или согласный?

Логопед: Положите руку на горлышко. Определите, звук Ч – звонкий или глухой.

Дети: Горлышко молчит. Значит, звук Ч – глухой.

Логопед: Молодцы, ребята. А ещё вам нужно запомнить, что звук Ч – всегда мягкий. Черепаха принесла нам зеленый кружок – обозначение звука Ч.

7. Определение звука в слове.

Логопед: Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук Ч.

Чай, чайка, майка, чашка, кашка, песня, печка, точка, ночь, нож, дочь, меч, мел, калач.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ Слайд 6.

8. Определение места звука в слове.

Логопед: Черепаха готовится в путешествие и просит нас помочь ей сложить чемоданы. В первый чемодан нужно сложить вещи, в названии которых звук Ч стоит в начале слова, во второй – в середине слова, в третий – в конце слова.

Дети отбирают картинки: чашка, ключ, удочка, мяч, очки, тапочки, ручка, чайник, мочалка.

9. Пальчиковая гимнастика.

– Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)

Выполняется сначала правой, затем левой рукой, затем двумя руками вместе. Пальчики руки поочередно дотрагиваются подушечками до большого пальца.

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

10. Упражнение на словообразование «Скажи ласково».

Логопед: Наша черепаха отправляется к своим друзьям в зоопарк. Она очень любит детенышей этих животных и называет их ласково. Давайте и мы попробуем это сделать.

У волчицы – волчёночек.

У ёжихи – ежёночек.

У лошади – жеребёночек.

У медведя – медвежёночек.

У львицы – львёночек.

У белки – бельчёночек.

11. Деление слов на слоги.

Дидактическая игра «Поезд».

Логопед: Черепаха собирается в путешествие не одна. С ней поедут её друзья. Кто это, мы узнаем, если отгадаем загадки.

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком

– Он поделится медком. (пчела)

Червякам враг. (грач)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Логопед: Отхлопайте слова по слогам и узнайте, кто в каком вагоне поедет. А в каком вагоне поедет черепаха?

Дети отхлопывают слова по слогам и прикрепляют изображения к соответствующим вагонам.

12.Физкультминутка Слайд 8.

Захотела рыба-меч руки в стороны , перед собой, вверх ,

Воду на двое рассечь руки соединить над головой;

Раз – сечет, два – сечет , ритмично опускать и поднимать руки

А вода себе течет плавно опустить руки вниз через стороны

покачать из стороны в сторону.

13. Знакомство с буквой Ч. Слайд 9.

Логопед: Дети, черепаха привезла нам букву, которой на письме обозначается звук Ч – это буква Ч.

Посмотрите, на что похожа эта буква?

Ч похожа на четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Дети выкладывают букву Ч из счетных палочек. Отыскивание в алфавите.

Слайд 10. Логопед:

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки – малые ребятки
Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А , прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный О , прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый У , прочитали дети… ЧУ
Прибежал милёнок И , прочитали дети… ЧИ
Прибежал красавчик Е , прочитали дети… ЧЕ
Прибежал серьёзный Ё , прочитали дети… ЧЁ

14. Проговаривание чистоговорок с движением. Слайд 11.

Дети под руководством логопеда произносят чистоговорки:

«Наша печка горяча».

На ракете я лечу!

Что-то давит на плечо.

Испекли мы калачи.

15. Игра «Договори словечко».

Логопед: Черепаха поиграть захотела с вами,

Не приходится скучать с верными друзьями.

Она начнет, а вы кончайте,

Слово нужное вставляйте.

Поскорей наливай Мне в стакан горячий … (чай).

Мы по узенькой дощечке Побежим купаться в … (речке).

Мёд в лесу медведь нашёл – Мало мёда, много … (пчел).

Наша Таня громко плачет, Уронила в речку … (мячик).

16. А давайте мы с вами послушаем одну песенку про звук Ч. Слайд12.

17. Итог занятия. Слайд 13.

Логопед: С каким звуком мы познакомились с вами на занятии? Какой это звук? Что вам понравилось?

Черепахе тоже очень понравилось с вами заниматься и играть.

Конспект подгруппового занятия: Знакомство со звуком и буквой Ч

автор: Алиева Наида Дагировна

воспитатель МБДОУ «ДС Ёлочка» г. Новый Уренгой

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Черемуха» Тема: Звук [ч’], буква Ч.

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение «ДС «Елочка».

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Черемуха»

Тема: Звук [ч’], буква Ч.

Воспитатель: Алиева Наида Дагировна

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Звук [ч’], буква Ч.

Цель: познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч.

1) закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;

2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);

3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Читайте также:  Підготовка артикуляційного апарату до постановки звуку (С)

4) закрепить в речи детей понятие «слог»;

5) совершенствовать звуковой анализ;

6) познакомить детей с правописанием ЧА, ЧУ;

7) совершенствовать навык чтения слогов, слов;

Развивающие задачи : развивать фонематический слух, внимание.

воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

Оборудование:

предметные картинки (банан, утка, коса, валенки); сюжетные картинки; мяч; листы с изображением черепахи; предметная картинка (черепаха); пособие для звукового анализа; пособие «Часы»; тетради, ручки; коробка; карточки с изображением букв (Ч, А, Т, У, С, Ы).

Ход занятия

  1. Организационный момент:

Воспитатель : Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.

Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию, где живут…

А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.

Ваша новая буква»

Воспитатель : Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии?

Показываю детям изображение банана.(интерактивная доска)

Воспитатель : Ребята, что изображено на этой картинке?

Дети: На этой картинке изображен банан.

Воспитатель: Какой первый звук в слове банан?

Дети: В слове банан первый звук б.

Воспитатель: Молодцы, ребята. (буква Б)

Аналогичная работа с картинками: утка, коса, валенки, буква Ы .

Воспитатель : Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?

Дети: Буквы.

Воспитатель : Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой.

Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Дети: Звук [ч].

Воспитатель : Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.

Давайте дадим характеристику звуку [ч]. Произнесите звук ч.

Воспитатель : Звук ч можно пропеть?

Дети: Звук ч нельзя пропеть. Он согласный.

Воспитатель : Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук ч. Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко спит.

Воспитатель : Если горлышко спит, значит звук ч какой?

Дети: Звук [ч] глухой.

Воспитатель : Молодцы, все правильно. А еще звук [ч] всегда мягкий.

Вика, дай полную характеристику звука [ч].

Вика: Звук [ч] согласный, глухой, всегда мягкий.

  1. Основная часть

Воспитатель : Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Воспитатель : Молодцы, все были очень внимательными.

  1. Работа с раздаточным материалом

Воспитатель : Ребята, посмотрите на эту картинку.

Будь внимательным, смотри:

Слова со звуком [ч] назови

И место звука в слове укажи.

Дети: На этой картинке изображен ключ. В слове ключ звук [ч] находится в конце слова.

(аналогично со словами: бочка, чайник, , черепах, печка, чеснок,). Давайте теперь узнаем сколько слогов в этих словах.

Воспитатель : Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.

А сейчас поиграем в игру «Назови ласково» (игра с мячом)

Выходите в круг.

Воспитатель : Стул.

Дети: Стульчик.

(Слова: замок, вилка, пенек, яблоко, бык, помидор, внук, блин, тапки, ветка, диван, батон, шнурок).

  1. Беседа

Воспитатель : Ребята, что такое слог?

Дети : Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Воспитатель :

Буду я сейчас водить,

Буду слоги говорить.

Слоги нужно так поставить,

Чтобы слово получить.

Воспитатель : СЫ, ЧА

(ЧА, ДА КА, ЧАЙ КА, ТОЧ ЧА,ТУ ЧА, СВЕ НИК,ЧАЙ

ЧОК, СУ КА, ЧАШ ЧО, ПЛЕ КА, ТОЧ)

Давайте теперь узнаем сколько слогов в этих словах(хлопкам по ладоши)

Воспитатель : Молодцы! А сейчас встаньте, отдохнем: физ минутка

Кто, скажите, сможет, дети

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

Д: Это тоже я могу.

Д: Это тоже я могу.

И как птица полечу.

Д: Это тоже я могу.

Д: Это тоже я могу.

А потом присяду, встану.

Д: Это тоже я могу.

И нисколько не устану.

Д: Это тоже я могу.

Я попрыгаю немного.

Д: Это тоже я могу.

И пешком пойду в дорогу.

Д: Это тоже я могу.

Если надо, побегу.

Д: Это тоже я могу.

Все на свете я могу.

Сейчас сядет тот, кто произнесет чистоговорку:

Ча-ча-ча-дай мне калача.

Чу-чу-чу-я гулять хочу.

Чо-чо-чо-ох, как горячо.

Уч-уч-уч-у меня ключ.

Чи-чи-чи-пироги в печи.

  1. Знакомство с буквой Ч

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это буква Ч.

воспитатель: На что похожа буква Ч ?

Дети: на вешалку, на крючок, на цифру 4.

Воспитатель :

Да, мы правильно решили,

Ч мы пишем как 4

Только с цифрою, друзья

Буквы путать нам нельзя.

Напишите букву Ч в воздухе.

А сейчас отгадайте загадку:

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги.

Дети: Это черепаха.

Воспитатель : Правильно. Возьмите листочки, на которых нарисована черепаха. На панцире у черепахи написаны буквы Ч . Но написаны они правильно и неправильно. Обведите те буквы Ч , которые написаны правильно.

(дети выполняют задание)

Воспитатель : А сейчас откройте тетради и напишите букву Ч.

(дети работают в тетрадях)

  1. Составление слогов с буквой Ч

Показываю плакат с изображением часов.

Воспитатель :

Посмотрите на часы:

С одной стрелочкой они.

Буква Ч на стрелку встала

И по кругу побежала.

Она к гласным подошла,

С ними слоги назвала.

(дети называют слоги: ЧИ, ЧА, ЧУ, ЧЕ)

Воспитатель : Ребята, на часах нет гласных букв Я и Ю, которые обозначают мягкость согласных. Буква Ч с ними не «дружит», потому что сама всегда обозначает мягкий звук.

Запомните: ЧА – пишется с А.

ЧУ – пишется с У.

Воспитатель : Выкладываем схему слова ЧАСЫ.

(дети выполняют задание).

Воспитатель: Ника , выйди к доске и составь схему слова часы. А вы, ребята, проверяйте.

Ребенок выкладывает схему слова на доске.

Воспитатель: Саша, почему ты поставил первым зеленый квадрат ?

Саша: Звук ч мягкий согласный звук, поэтому обозначаем его зеленым кружком.

Аналогичная работа со звуками: а,с,ы.

Воспитатель : Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием. Ребята, так как мы находимся в волшебной стране Букварии, то нас ожидает сюрприз. Это — волшебная коробка, но открыть мы ее сможем только тогда, когда выполним еще одно задание.

Составьте слово из букв.

(дети выполняют задание у доски).

  1. Подведение итогов занятия

Воспитатель : Молодцы, ребята.

(открываю коробку, достаю буквы Ч).

Ребята, а почему буквы зеленого цвета?

Дети: Букву Ч обозначает звук [ч], а он всегда мягкий.

Воспитатель : Правильно, ребята. Назовите еще раз характеристику

Дети: Звук [ч] – согласный, глухой и всегда мягкий.

Воспитатель : Правильно, ребята, молодцы! Эти буквы — вам. Может быть, вы еще придумаете слова со звуком [ч], о которых мы не говорили сегодня на занятии. И если придумаете, то обязательно расскажите мне.

Все очень хорошо занимались. Можете идти поиграть.

Конспект подгруппового занятия: Знакомство со звуком и буквой Ч

Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса, имеющими трудности в овладении письмом

Тема: « Звук и буква Ч».

Цель: актуализировать и закрепить знания детей о звуке [ч], и познакомить с буквой Ч.

– закрепить знания детей о звуке [ч];

– учить различать понятия «звук» и «буква»;

– совершенствовать фонематическое восприятие и представление;

– развивать навыки слогового анализа и синтеза слов;

– сформировать в памяти детей четкий зрительно-двигательный образ прописной и строчной буквы Ч;

– научить детей правильно писать букву Ч;

– развивать навыки словообразования.

Оборудование и материалы: ножницы, картинка с изображением буквы Ч, коробка с предметными картинками (см. п. 9); наклейки «звездочки» либо самодельные звездочки из какого-либо материала для вручения детям в качестве приза.

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед, произнося стихотворение, настраивает детей на предстоящую работу, дети в это время проверяют организацию своего рабочего места.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись от души-

До чего ж мы хороши!

2. Знакомство с темой:

– Ребята, посмотрите, что я держу в руке? – Ножницы. – Верно. А как чикают ножницы? – Чик-чик-чик. – Правильно. Назовите-ка мне первый звук в слоге ЧИК. – Ч. – Вот именно с этим звуком мы и будем сегодня работать. А потом даже узнаем, как он обозначается на письме.

3. Характеристика звука:

– Вы, наверняка, слышали такую скороговорку:

«Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас».

– Докажите, что это скороговорка. (Дети доказывают, что это скороговорка).

– Какой звук в ней часто встречается? (Ч).

– Дайте характеристику этому звуку. Какой он: согласный или гласный? Звонкий или глухой? Мягкий или твердый? ([ч] – согласный, глухой, мягкий. Обращается внимание детей на то, что [ч] всегда мягкий).

– И так, если он у нас согласный да к тому же мягкий, каким цветом мы будем его обозначать? (Зеленым).

4. Называние слов с заданным звуком:

– Ребята, какие вы знаете слова со звуком [ч]? Давайте называть их по очереди. Чур, не повторяться! (Дети называют слова со звуком [ч]).

5. Определение позиции звука в слове:

– Теперь я буду называть вам слова, а вы скажите, где находится звук [ч] – в начале, середине или конце:

Чашка, почка, чайник, мяч, чудо, бочка, грач, печёт, трубач, чайка и т.д.

6. Слоговой анализ и синтез слов:

(Чтобы дети имели какой-то зрительный образ слова, необходимо записать на доске схему и объяснить: «Слово состоит из кирпичиков – слогов, сколько в слове слогов, столько кирпичиков мы и рисуем».)

– Ребята, медленно вместе со мной произнесем слово ЧУ-ДО. Сколько слогов в этом слове? Значит, сколько кирпичиков нужно нарисовать в тетради? Какой первый слог? Какой второй? В каком слоге есть звук [ч]? А какой последний звук во втором слоге?

Далее по этому приблизительному плану работаем с другими словами: МЯЧ, БОЧКА, ЧАЙКА, ТРУБОЧКА.

– Я буду говорить вам слоги, а вы назовите слово целиком: че-ре-па-ха, Че- бу-раш-ка, чай-ник, ли-сич-ка.

7. Знакомство с буквой:

– Помните, в начале урока я говорила, что мы узнаем, как звук [ч] обозначается на письме? Так вот, вы уже взрослые ребята, поэтому вам я могу сказать. Только нужно помнить, что звук – это то, что мы слышим и произносим, а буква – то, что мы видим и пишем. Некоторые дети путают это и делают много ошибок. В начале занятия о чем мы говорили, о букве или о звуке? Правильно, о звуке, ведь мы его произносили и слышали.

– Каждый звук, как вы помните, обозначается своей буквой. И вот какая буква у нас сегодня – буква Ч (логопед пишет на доске прописную букву Ч):

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре .

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

– Ну, что, у всех получается? Сейчас попробуем соединить эти два элемента, чтобы получилась буква целиком. Сначала пишем пальчиком на парте. Затем возьмите ручки и пропишите букву в воздухе. Потренировались? Теперь можно и в тетради попробовать. Пишите аккуратно, не спеша.

Физкультминутка:

Баба Яга.
В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд,
(поворот)
В той избушке есть старушка,
(наклоны)
Бабушка Яга зовут. (поворот обратно)
Нос крючком
, (показать нос)
Глаза большие, (
показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая!
(грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят!
(руки вверх)


Первый класс.
На зарядке первый класс.
Мы присядем пару раз.
Высоко поднимем руки,
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо, влево,
Вновь работать будем смело.

Далее продолжается знакомство с буквой. Учимся писать строчную букву Ч сначала поэлементно, с прорисовыванием ее в воздухе, затем в тетрадях.

9. Упражнение на словообразование.

– Ребята, наши руки сегодня хорошо поработали, теперь дадим им отдохнуть. Закрываем тетради, они нам сегодня уже не понадобятся. Сейчас мы поиграем в такую игру: в этой волшебной коробке (логопед показывает детям коробку с картинками) лежат картинки, вы по очереди будете вытаскивать одну картинку и называть то, что на ней изображено так, чтобы в названии обязательно была буква Ч.

Читайте также:  Положительный эмоциональный фон как основа успеха в реабилитации речевой деятельности

В коробке лежат следующие картинки : собака, кошка, лиса, стул, окно, рука, носок, коса, огурец, заяц, подушка, палец, ложка, нитка, шапка, майка, куртка, шишка, блюдце, полотенце.

(Ответы детей: собачка, кошечка, лисичка, стульчик и т.д.)

10. Итог занятия:

– Ребята, какой звук и какую букву мы сегодня изучали?

– Что больше всего вам понравилось на занятии?

– Вы молодцы, отлично поработали сегодня, поэтому я всем вручаю приз – вот такую звездочку!

Домашнее задание для родителей средней группы по темам: «Грибы», «День защитника Отечества», «Детский сад»

Татьяна Клюева
Домашнее задание для родителей средней группы по темам: «Грибы», «День защитника Отечества», «Детский сад»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

На этой неделе мы работаем над темой

«ГРИБЫ»:

— какие бывают грибы, чем они отличаются, где растут;

— основные виды съедобных и несъедобных грибов, способы обработки и заготовки грибов;

грибы размножаются спорами, а не семенами, как растения и не цветут;

Дети должны уметь:

— отличать съедобные и несъедобные грибы (наиболее распространенные в данной местности, называть их, рассказывать об отличительных особенностях;

— обобщать главные признаки грибов, сравнивать их особен-ности, выделять основные части.

В этом вам помогут слова, обозначающие

Предметы: гриб, белый, подберезовик, подосиновик, лисичка, волнушка, опенок и т. д. ; поганка, мухомор; лес, земля, шапка, ножка; осень.

Действия: собирать, искать, мыть, чистить, варить, жарить, солить, сушить; прятаться, вырастать.

Признаки: съедобный, ядовитый, грибной;цвет: коричневый, серый, рыжий, красный с белыми пятнами, белый;размер: большой, маленький, высокий, низкий, толстый, тонкий…

Поиграйте с детьми:

(не менее трех признаков):

мухомор (какой) – …

подберёзовик (какой) – …

опята (какие) – …

«Один – много»

гриб — грибы

мухомор – нет мухомора

один гриб, два, три, четыре, пять …;

одна волнушка, две …, три, четыре, пять… .

Предложите ответить на вопросы:

Где растут грибы:

под березой – подберезовик

Что можно делать с грибами?

Как называется суп из грибов?

Как называют человека, собирающего грибы?

В какое время собирают грибы?

«Что лишнее и почему?»

Поганка, волнушка, шишка, мухомор.

Подосиновик, масленок, мухомор, лисички.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

• Пока дети — каждый в берете. Повзрослели — шляпы надели. (Грибы.)

• Что за гриб стоит на кочке в красном бархатном платочке? (Подосиновик.)

• Этот гриб красивый, красный. Но, поверьте, — он опасный. (Мухомор.)

• Возле пня и на лужайке мы всегда гуляем стайкой. Очень дружные ребята, называют нас. (опята).

• В шляпках серебристых и слегка волнистых прячутся подружки, зовут их. (волнушки).

• Словно маслицем покрыты наши шляпки. Под сосной растут открыто крепкие. (маслятки).

• В рыжих шапочках сестрички, называют их. (лисички).

• Очень к дождику привык пухлый, круглый. (дождевик).

• Шляпка белого гриба, только ножка лишь тонка. И расту в другой я роще. Но найти меня не проще. (Подберезовик.)

• Шляпку видно за версту, с гордостью ее ношу. Только вот синеет ножка, как осинка на ветру. (Подосиновик.)

• Рыжий цвет, но нет хвоста. Это вовсе не лиса. Словно вол-ны, шапки край. Ты скорей нас собирай. (Лисички.)

Выучите одно из стихотворений:

Грибы

По тропинке тихо шла,

Белый гриб я вдруг нашла.

Проходила по опушке –

Отыскала три волнушки.

Моховик под листком.

А шагнула напрямик –

Вышли дети спозаранку

По грибы в далекий бор

И наткнулись на поганку

Да на красный мухомор.

Знай, стоит среди полянки,

А вокруг – одни поганки.

Говорит сестрица братцу,

Раскрасневшись от ходьбы:

“К ним не надо прикасаться, –

Это скверные грибы!

Ни на завтрак, ни на ужин

Мухомор совсем не нужен”.

Это мальчики-грибки

Разыгрались в прятки.

Вон, какая шляпа!

Наблюдает за детьми

Строгий гриб — папа.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ

«ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»

Поговорите с детьми о военных профессиях, значение армии

в жизни каждой страны.

-Как называется наше Отечество, наша Родина?- Наша Родина – Россия.

-Кто такие защитники отечества?- Защитники Отечества — это солдаты.

-От кого солдаты защищают наше Отечество?- Солдаты защищают наше Отечество от врагов.

-Кого поздравляют в День защитников отечества?- В День защитников Отечества поздравляют дедушек, пап, мальчиков.

В этом вам помогут слова: Родина, Отечество, армия, войска;моряки: матросы, капитаны, радисты, штурманы;летчики: пилоты,

штурманы; бесстрашные, геройские, смелые, отважные; защищать, воевать, стрелять, заряжать; смело, метко, быстро.

Поиграйте с детьми в игры:

«Четвертый лишний»

(назови, кто лишний объясни свой выбор)

Танк, истребитель, вертолет, самолет – бомбардировщик

Артиллерист, снайпер повар, десантник.

Барабан, пулемет, автомат, миномет.

Тельняшка, шинель, джинсы, китель.

«Скажи правильно»

Снаряд – много (чего) снарядов (пушка, автомат, патрон, орудие, пистолет, мина, ракета, каска, орден, медаль, ремень, флаг, вертолет, танк, самолет, пулемет)

«Назови профессию»

(согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):

Один танк, три танка, пять танков

(самолет, вертолет, корабль, флаг, пистолет, автомат, матрос, пилот, разведчик, орден, медаль, десантник, каска, тельняшка, фуражка)

Предложите детям составить предложение из слов :

На, истребитель, военный, пилот, летать.

Граница, на, Родина, пограничники, наша, служат.

Цель, ракета, в, попала.

Дорога, танк, по, большой, едет.

Получил, за смелость, разведчик, орден.

Цветы, дети, подарили, ветераны, война.

Предложите рассказать о том,

кем был в армии папа или дедушка.Рассказ должен начинаться с фразы: «Мой папа был. танкистом (моряком. пограничником и т. д.)»

Поговорите о том,

как называли защитников Отечества в древние времена (богатыри).Спросите детей:

4. Каких русских богатырей ты знаешь?

5. С кем они сражались?

Выучите стихотворение к пальчиковой гимнастике:

Пальцы эти — все бойцы,

Два — больших и крепких малых,

Солдаты в боях бывалых.

Два — сметливых молодца.

Два — героя безымянных, но в работе очень рьяных.

Два мизинца – коротышки — очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять – будем молодцев считать.

Уважаемые родители!

На этой неделе мы работаем над темой «Детский сад»:

Пожалуйста,закрепите с детьми:

• имена, отчества воспитателей и других работников

детского сада;

• названия предметов мебели, игр, игрушек, пособий,

место их нахождения и правила обращения с ними;

• расположение, назначение и название комнат и групп

в детском саду: кухня, музыкальный зал, физкультурный

зал, кабинет логопеда, кабинет врача, прачечная;

• названия профессий работников детского сада: логопед, воспитатель, няня, медицинская сестра, повар, завхоз и т. д.

В работе с детьми по данной теме Вам помогут слова:

названия: группа, спальня, коридор, раздевалка, туалет, кабинет и др. ;

признаки: большая, маленькая, светлая, чистая, широкая, узкий, высокий, низкий;

действия: играть, кушать, заниматься, рисовать, лепить, резать, клеить, считать, писать, читать, спать, гулять и т. д.

Поиграйте с детьми в дидактические игры и упражнения

«Кто и что делает?»

• Что делает воспитательница? — учит, объясняет, помогает, показывает, заботится и т. д. ;

• что делает няня? — моет, убирает, протирает, помогает и т. д. ;

• что делает повар? — жарит, варит, моет, режет, печет и т. д. ;

• что делает медицинская сестра? —.

«Один – много»

• Комната — комнаты — много комнат,

• спальня — спальни — много спален,

• коридор — коридоры — много коридоров,

• раздевалка — раздевалки — много раздевалок,

• кабинет — кабинеты — много кабинетов,

• зал — залы — много залов,

• площадка — площадки — много площадок,

• веранда — веранды — много веранд,

• игра — игры — много игр,

• кухня — кухни — много кухонь,

• игрушка — игрушки — много игрушек.

• Моя — комната, веранда, спальня, площадка, столовая, группа, раздевалка, кухня, игра и т. д. ;

• мой — зал, бассейн, кабинет, коридор и т. д.

«Какая – какой»

• Комната — большая, светлая, чистая, красивая;

• спальня — большая, светлая, красивая, уютная;

• кабинет — маленький, уютный, красивый и т. д.

• Комната широкая, а коридор узкий;

• зал большой, светлый и спальня большая, светлая;

группа большая, а кабинет маленький.

Составьте вместе с ребёнком рассказ «Что мы делаем в детском саду (с помощью наводящих вопросов).

«Лесные модники — грибы». Конспект открытого занятия для старших дошкольников «Лесные модники – грибы». Совместная деятельность воспитателя и детей старшего дошкольного возраста по технологии развития критического.

Проект «Грибы» нацелен на то, что бы расширить знания о съедобных и несъедобных грибах. раткая аннотация проекта: Проект нацелен на то,чтобы расширить знания о съедобных и несъедобных грибах. Какие грибы видели и собирали этим.

Конспект занятия по лексической теме: «День защитника Отечества. Виды войск».

Цель: учить образовывать существительные в творительном падеже множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы.

Задачи:

– развитие умения употреблять имена существительные в творительном падеже множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголом;

– закрепление навыков согласования числительных с существительными;

– закрепление навыков употребления антонимов.

– активизация и обогащение словарного запаса по теме «День защитника Отечества. Виды войск»;

– развитие умения отвечать на вопросы полным предложением;

– развитие навыков языкового анализа и синтеза на уровне предложения;

– развитие мышления, слухового восприятия, внимания.

– воспитание чувства патриотизма;

– воспитание у детей самоконтроля за собственной речью.

Ход занятия:

I. Изучение новой темы.

1. Беседа по теме:

-Ребята, а вы знаете какой приближается праздник?

– Как называется наше Отечество, наша Родина?

– Кто такие защитники Отечества?

– От кого солдаты защищают наше Отечество?

– Кого поздравляют в День защитников Отечества?

– А какие виды войск вы знаете?

2. Игра: «Кем хотят стать мальчики?»

– Кем станут мальчики, если они хотят:

охранять границу — пограничниками

плавать на корабле — моряками

летать на самолёте — лётчиками

плавать на подводной лодке — подводниками

управлять танком — танкистами

запускать ракеты — ракетчиками

летать на вертолёте — вертолётчиками

прыгать с парашютом — парашютистами

разведывать обстановку — разведчиками

служить в армии — солдатами

Пограничник – пограничника – пограничников.

4. Игра “Кем или чем управляют?”

– Я кидаю мяч одному из вас и называю профессию. А вы ловите мяч, говорите, чем или кем управляют эти люди, и возвращаете мяч.

-Летчики управляют чем?.(самолетами)

– Капитаны военного корабля управляют чем?. (кораблями)

-Танкисты управляют чем?.(танками)

– Подводники управляют чем?. (подводными лодками)

-Парашютисты управляют чем? (парашютами)

– Вертолетчики управляют чем?. (вертолетами)

– Летчики истребители управляют чем? … (истребителями)

– Генерал управляет кем?. (солдатами)

– Ракетчики управляют чем? … (ракетами)

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри, не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Раз, два – дружно в ногу,

Три, четыре – тверже шаг.

-Ребята я вам буду называть слова, а вы мне будете говорить слова “наоборот”.

Солдат защищает, а враг. (нападает)

Корабль плавает по воде, а самолёт летит в. (воздухе)

Вертолёт взлетает, а подводная лодка. (погружается)

Солдат смелый, а предатель … (трусливый)

Самолет летит высоко, а вертолет … (низко)

Пули из ружья вылетают редко, а из автомата … (часто)

Пистолет легкий, а пулемет … (тяжелый)

Сильный, а наоборот … (слабый)

Близко, а наоборот … (далеко)

7. -Ребята сейчас я вам назову слова. Составьте из них предложение.

Прыгать, с, парашютисты парашюты. (Парашютисты прыгают с парашютами).

-Докажите, что вы составили предложение. (Предложение состоит из слов. Слова в предложении согласуются)

-Давайте составим схему предложения.

Читайте также:  Почему ребенок отказывается заниматься с логопедом?

-Как обозначается предложение?

-С какой буквы начинаем писать предложение? Что ставим в конце предложения?

-Посчитайте количество слов в предложении?

– Назовите первое слово в предложении.

-С какой буквы мы пишем первое слово?

-Как обозначим первое слово в предложении? (полоской с уголком)

– Назовите второе слово в предложении. Как его обозначим (полоской)

– Назовите третье слово в предложении.

-Как обозначаем маленькое слова предлог? (короткой красной полоской)

– Назовите четвертое слово в предложении.

-Как его обозначим? (полоской)

– Что мы ставим в конце предложения?

II. Закрепление

Ребята, вы молодцы. Работали сегодня хорошо. Давайте выполним упражнение “Исправь ошибку” и посмотрим все ли вы запомнили.

-Послушайте предложения. В них допущены ошибки. Ваша задача их исправить и произнести предложение правильно.

Корабль служат на моряках.

Вертолеты управляют вертолетчиками.

Снаряды стреляют артиллеристами.

Моря плавают в подводных лодках.

Собаки защищают Родину с пограничниками.

Снаряды стреляют пушками.

Пули стреляют пистолетами.

Танк управляет танкистами.

Солдат командует генералами.

Итог занятия:

-Ребята о чём мы сегодня с вами говорили?

-Какие задания выполняли?

-Какие вам понравились, какие вызвали затруднения?

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по лексической теме: «День защитника Отечества. Виды войск».»

Конспект занятия по лексической теме: «День защитника Отечества. Виды войск».

Цель: учить образовывать существительные в творительном падеже множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы.

– развитие умения употреблять имена существительные в творительном падеже множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголом;

– закрепление навыков согласования числительных с существительными;

– закрепление навыков употребления антонимов.

– активизация и обогащение словарного запаса по теме «День защитника Отечества. Виды войск»;

– развитие умения отвечать на вопросы полным предложением;

– развитие навыков языкового анализа и синтеза на уровне предложения;

– развитие мышления, слухового восприятия, внимания.

– воспитание чувства патриотизма;

– воспитание у детей самоконтроля за собственной речью.

Ход занятия:

I. Изучение новой темы.

1. Беседа по теме:

-Ребята, а вы знаете какой приближается праздник?

– Как называется наше Отечество, наша Родина?

– Кто такие защитники Отечества?

– От кого солдаты защищают наше Отечество?

– Кого поздравляют в День защитников Отечества?

– А какие виды войск вы знаете?

2. Игра: «Кем хотят стать мальчики?»

– Кем станут мальчики, если они хотят:

охранять границу — пограничниками

плавать на корабле — моряками

летать на самолёте — лётчиками

плавать на подводной лодке — подводниками

управлять танком — танкистами

запускать ракеты — ракетчиками

летать на вертолёте — вертолётчиками

прыгать с парашютом — парашютистами

разведывать обстановку — разведчиками

служить в армии — солдатами

Пограничник – пограничника – пограничников.

4. Игра “Кем или чем управляют?”

– Я кидаю мяч одному из вас и называю профессию. А вы ловите мяч, говорите, чем или кем управляют эти люди, и возвращаете мяч.

-Летчики управляют чем? . (самолетами)

– Капитаны военного корабля управляют чем? . (кораблями)

-Танкисты управляют чем? . (танками)

– Подводники управляют чем? . (подводными лодками)

-Парашютисты управляют чем? (парашютами)

– Вертолетчики управляют чем? . (вертолетами)

– Летчики истребители управляют чем? … (истребителями)

– Генерал управляет кем? . (солдатами)

– Ракетчики управляют чем? … (ракетами)

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри, не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Раз, два – дружно в ногу,

Три, четыре – тверже шаг.

-Ребята я вам буду называть слова, а вы мне будете говорить слова “наоборот”.

Солдат защищает, а враг . (нападает)

Корабль плавает по воде, а самолёт летит в . (воздухе)

Вертолёт взлетает, а подводная лодка . (погружается)

Солдат смелый, а предатель … (трусливый)

Самолет летит высоко, а вертолет … (низко)

Пули из ружья вылетают редко, а из автомата … (часто)

Пистолет легкий, а пулемет … (тяжелый)

Сильный, а наоборот … (слабый)

Близко, а наоборот … (далеко)

7. -Ребята сейчас я вам назову слова. Составьте из них предложение.

Прыгать, с, парашютисты парашюты. (Парашютисты прыгают с парашютами).

-Докажите, что вы составили предложение. (Предложение состоит из слов. Слова в предложении согласуются)

-Давайте составим схему предложения.

-Как обозначается предложение?

-С какой буквы начинаем писать предложение? Что ставим в конце предложения?

-Посчитайте количество слов в предложении?

– Назовите первое слово в предложении.

-С какой буквы мы пишем первое слово?

-Как обозначим первое слово в предложении? (полоской с уголком)

– Назовите второе слово в предложении. Как его обозначим (полоской)

– Назовите третье слово в предложении.

-Как обозначаем маленькое слова предлог? (короткой красной полоской)

– Назовите четвертое слово в предложении.

-Как его обозначим? (полоской)

– Что мы ставим в конце предложения?

II. Закрепление

Ребята, вы молодцы. Работали сегодня хорошо. Давайте выполним упражнение “Исправь ошибку” и посмотрим все ли вы запомнили.

-Послушайте предложения. В них допущены ошибки. Ваша задача их исправить и произнести предложение правильно.

Корабль служат на моряках.

Вертолеты управляют вертолетчиками.

Снаряды стреляют артиллеристами.

Моря плавают в подводных лодках.

Собаки защищают Родину с пограничниками.

Снаряды стреляют пушками.

Пули стреляют пистолетами.

Танк управляет танкистами.

Солдат командует генералами.

Итог занятия:

-Ребята о чём мы сегодня с вами говорили?

-Какие задания выполняли?

-Какие вам понравились, какие вызвали затруднения?

Наша армия

http://www.solnet.ee/parents/log_25.html – дополнительный материал по теме “День защитника Отечества”

Существительные: пограничник, солдат, защитник, армия, Отечество, пехота, танкист, дозор, служба, истребитель.

Глаголы: охранять, защищать, стеречь, воевать, сражаться, служил

Прилагательные: смелый, храбрый, отважный.

Координация речи с движением «Дозор»

Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение.

(Сводят и разводят

кулаки перед грудью.)

кулаками друг о друга.)

(Ставят руки на пояс.)

(Маршируют на месте, ритмично двигая руками .)

(Останавливаются, «держат автомат» двумя руками справа.)

(Делают поворот головы вправо.)

(Прикладывают правую руку к виску — «отдают честь».)

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

Подрасту и вслед за братом

Тоже буду я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять свою. (страну).

Брат сказал: «Не торопись!

Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником —

Моряком ты можешь

Чтоб границу охранять.

И служить не на земле,

А на военном. (корабле).

Можешь ты солдатом стать,

Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота —

Ждет тебя, солдат. (пехота).

Самолёт парит, как птица,

Там — воздушная граница.

На посту и днем, и ночью

Наш солдат — военный. (лётчик).

Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Любой профессии военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было. ( войны ).

Игра « Подбери признак »

Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных.

Защитник Отечества (какой?)— Храбрый, смелый, отважный.

Служебная собака (какая?) — Верная, преданная, смелая, умная.

Игра «Какой праздник?»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи, словообразование, развивать связную речь, мышление.

Ход игры. Воспитатель читает детям рассказ-загадку. Дети дополняют его. Затем воспитатель читает дополненный рассказ

ещё раз, задаёт вопросы и просит детей пересказать его.

Сегодня у нас в саду праздник. К нам в гости пришли только мужчины: папы, дедушки и братья. Они рассказывали нам о

своей службе. Васин дедушка рассказал о том, что во время войны он пешком прошёл от Москвы до Берлина. Он служил в

пехоте, был (кем?). (пехотинцем). А Вовкин дед — старый такой, маленького роста — а управлял огромным танком. Он был

(кем?) . (танкистом). И ещё Мишкин дедушка приходил, он в разведку ходил, был (кем?). (разведчиком). Это вообще очень

опасно. А Мишкин старший брат служит сейчас в армии, в десантных войсках. Он (кто?) . (десантник). А сам Миша, когда

вырастет, тоже в армию пойдёт. Он хочет на подводной лодке служить, будет (кем?). (подводником). И совсем мы не ожидали,

что Юлькин папа на границе служит, охраняет нашу Родину, он (кто?). (пограничник). Мы её даже больше уважать начали! Ну

что, вы догадались, какой праздник был у нас в саду?

С. Чешева, И. Михеева

Игра «Составь схему»

Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и начертить схемы.

Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» — предлоги, что первое слово в предложении пишется с

большой буквы, в конце предложения нужно поставить точку.

Наши солдаты отважные .

Пограничник несёт службу Родине.

Лётчик совершает перелёт.

Игра «Военные профессии»

Цели: обогащать и активизировать словарь детей по теме, закреплять умение делить слова на слоги, развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворения о военных профессиях. Предлагает назвать профессии, о которых

говорится в стихотворениях, и вспомнить другие названия военных профессий.

Охранять границу — важно!

С верным псом они отважно

Службу Родине несут.

Лётчик знает своё дело,

В небе водит самолёт.

Над землёй летит он смело,

Плывёт моряк на корабле,

Он не тоскует по земле.

Он с ветром дружит и волной,

Ведь море — дом его родной.

Далее воспитатель предлагает детям разделить слова — названия профессий на слоги.

Например: лёт-чик, мо-ряк, тан-кист, по-гра-нич-ник, сол-дат, о-фи-цер.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Пусть плачут сосульки,

Пусть плачут туманы,

И грустная шляпа,

Что в дождик намокла:

Но мы не сосульки,

Но мы не туманы,

Не медные краны,

Ведь мы же с тобой,

Как известно, мужчины,

И нам же нельзя

Безо всякой причины —

На горах высоких,

На степном просторе

Охраняет нашу Родину солдат.

Он взлетает в небо ,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

У родной страны.

Скоро я в дозоре

Встану на границе,

Чтобы только мирные

Снились людям сны.

За тёмным оврагом

В дозор от заставы

Над бегущим ручьём.

В дозор от заставы

Текст для пересказа

Маленький истребитель заваливался то на одно крыло, то на другое и всё ниже и ниже клонился к земле. Второй большими

кругами летал над ним, как одна птица над другой, подбитой. Лётчику, наверно, стоило больших сил удержать самолёт от

падения. Ему удалось наконец посадить машину на торфяном болоте за околицей. При посадке самолёт переломился, но

пилот успел выпрыгнуть из кабины.

Второй самолёт приземлился рядом, на лугу. Лётчик не бросил друга в беде. Они переночевали, а утром оба улетели на

«Сам погибай, а товарища выручай».

Из рассказа Ю. Гагарина

Что случилось с истребителем?

Что делал второй истребитель?

Где лётчик посадил самолёт?

Что случилось при посадке?

Как поступил пилот второго самолёта?

Какую пословицу вы услышали в конце рассказа?

Текст для пересказа

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна

— Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.

А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что же сказать, — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки,

плещется вода, ломит спину.

Вдруг на встречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит, любуются им женщины. Другой

песню поёт — соловьем заливается, заслушались женщины. А третий — к матери: взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

—Ну, что? Каковы наши сыновья?

—А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу .

Что делали женщины у колодца?

Что говорила каждая из женщин о своём сыне?

Что делали сыновья, когда встретили своих матерей?

Почему старик сказал, что видит только одного сына?

Ссылка на основную публикацию