Конспект подгруппового занятия: Знакомство со звуком и буквой Ч

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе «Звук и буква [У]»

Автор-составитель:

учитель-логопед

Волкова Татьяна Андреевна

Цель:

  • Знакомство со звуком и буквой У
  • Четкое произнесение звука У
  • Выделение начального ударного гласного
  • Развитие фонематического восприятия
  • Знакомство с буквой У

Ход занятия:

  • Дыхательная гимнастика

Ребята, встаньте в круг, сейчас мы будем заниматься дыхательной гимнастикой.

Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.(3 раза)

А теперь давайте глубоко вдохнем и медленно выдохнем. Молодцы!

  • Подведение к теме

— Ребята, я сейчас вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. Но я буду спрашивать только тех, кто поднимает руку.

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе её везёт,

Очень медленно ползёт. (Улитка)

На ниточке крючок,

Для рыбки — червячок. (Удочка)

На доску вывешиваются картинки.

— Какой звук слышится в начале слова улитка, удочка?

— Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой У.

  • Уточнение артикуляции

-Посмотрите в зеркало. Сделайте губы трубочкой и протяните: «Ууууууу».

-Какой у нас звук получился? (Звук «У»)

-Этот звук гласный или согласный? (гласный)

-Как вы определили что он гласный? -Правильно, потому что мы можем его пропеть.

Каким цветом будем обозначать этот звук? (красным)

  • Посмотрите на картинки, скажите, что на них изображено? Какая из них лишняя и почему? (утка, улитка, автобус, утюг)
  • Развитие фонематического восприятия

-Ребята, сейчас я буду называть вам слова, и если вы услышите в слове звук У, хлопайте в ладоши.

Улица, умывальник, ложка, уксус, малина, утро, соль, лошадь, удача.

  • Определение места звука в слове

-Я сейчас буду показывать картинки со звуком «У», а вы должны будете определить место звука в словах. (начало.середина, конец)

улитка, лук, лягушка, удочка, туфли, утка, паук, утюг

  • На доску вешается буква У.

-Дети, а вы знаете чем отличаются звук и буква?

-Ребята, а вы знаете из каких частей состоит буква «У»?

— А на что она похожа? Нарисуйте пальчиками в воздухе букву У.

  • написание буквы в прописях
  • Я раздам вам листочки с разными буквами, но вы должны будете найти среди них букву «У» и обвести её в кружок!
  • Итоги: -Какой звук и букву мы сегодня проходили? (он какой? Гласный?)

Картинки:

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А УА О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А УА О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

Конспект подгрупповой НОД по теме “Звук и буква Ч” для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Данное занятие для детей с ФФНР в подготовительной к школе группе. Его цель: знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
zvuk_ch_i_bukva_ch.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого подгруппового занятия в

для детей с ФФНР

Цель: знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч.

– познакомить со звуком [Ч], его артикуляцией и характеристикой; с буквой Ч;

– совершенствовать навык ЗБА;

– учить образовывать уменьшительную форму существительных;

– закреплять умение составлять предложение с опорой на картинку.

– развивать общую, тонкую и артикуляционную моторику;

– развивать фонематические процессы;

– воспитывать умение слушать своих товарищей, отвечать полным ответом.

Оборудование: игрушка Чебурашка, индивидуальные зеркала, замки звуков, мячики из бумаги и флажки, рисунок Чебурашки, буква Ч, разрезная буква Ч, цветные карандаши, значки для ЗБА, мяч, предметные картинки со звуком Ч.

1. Организационный момент.

Прислушайтесь, что это за звук? Кто к нам пришел в гости?

Помните, Чебурашка очень хотел учиться в школе. С 1 сентября он учится в самой настоящей школе, которую построили его друзья и многому уже научился. Чебурашка знает уже все буквы и умеет читать. Он пришел сегодня к вам, чтобы и вас многому научить и, конечно же, поиграть с вами.

– Ребята, вспомните, с какого звука начинается имя Чебурашка?

– Правильно, это звук “Ч”. Давайте поиграем с этим звуком, ведь он очень красиво звучит, послушайте как: ч, ч, ч… Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч…

Попробуйте изобразить с помощью звука [ч], как:
– кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч…
– человек чихает: пчхи, пчхи;
– так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);
2. Подготовительная работа

– Сегодня нам будут помогать наши глазки. Подготовим их к занятию:

1. Наши глаза смотрят и всё видят.

Гимнастика для глаз (на слайде).

Не поворачивая головы, проследите за полетом Пчелки.

– Поможем язычку стать сильным и послушным.

Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»:

Погулять язык собрался (открываем рот)

Он умылся (облизать верхнюю губу),

Причесался («расчесать» язык верхними зубами)

На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу),

Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),

Вниз упал ( вытащить язык вперед-вниз),

Наверх залез (потянуть язык к носу),

Раз и в ротике исчез (закрыть рот)!

Чебурашке очень понравились наши упражнения, он обязательно научит своих друзей делать такие же.

  1. Повторение пройденного материала .

Расскажите Чебурашке, на какие две большие группы делятся звуки? (гласные и согласные)

Гласные это те звуки, которые мы можем петь и тянуть, и они не встречают препятствий.

Согласные – это те звуки, которые мы не можем петь и тянуть.

Какие бывают согласные? (твердые и мягкие). А еще? (звонкие и глухие).

  1. Изучение нового материала. Артикуляция и характеристика звука Ч.

А сейчас, так как мы сегодня играем со звуком Ч, давайте с вами расскажем Чебурашке,

– что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы округлены)

– зубы не смыкаются.

– где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)

– поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая)

Положите ладошку на горло и произнесите звук Ч. Горлышко звенит или нет? (нет, звук Ч глухой)

– В каком замке будет жить звук Ч? (в замке согласных). Почему?

– Звук Ч звонкий или глухой? Почему?

– Запомните звук Ч всегда мягкий (у него нет старшего твердого братца)

5. Развитие фонематических процессов.

Чебурашка на принес много мячиков. Сейчас он вам их покажет. Когда услышите звук Ч хлопайте в ладоши, а Чебурашка будет их доставать, затем их подсчитаем.

Ч, Л, Р, Ч, Ш, Ч, Г, Ш, Ч, С, Ч, З

– Сколько мячиков нашли? (пять)

Теперь я буду вам говорить слоги и слова, если услышите в них Ч – поднимайте флажок.

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть

7. Знакомство с буквой Ч.

У Чебурашки есть фотография и он ее принес с собой. Вот какой чебурашка. Но у нашего звука Ч тоже есть фотография. (Буква Ч).

Это буква Ч. На что она похожа?

Ребята, у меня было много фотографий буквы ч, но их кто-то порвал, давайте их соберем. (Дети собирают из частей букву Ч).

Чебурашка вам принес листочки, на которых написана буква Ч, ее надо заштриховать. Давайте возьмем карандаш зеленого цвета. (зеленый, потому что буква Ч, обозначает звук Ч, а он всегда мягкий, а мягкие согласные мы обозначаем зеленым цветом).

Давайте сначала разомнем пальчики, и потом вы примитесь за работу. (Пальчиковая гимнастика).

8. Звуко-буквенный анализ.

А сейчас Чебурашка хочет поиграть с вами в другую игру. Он вам говорит слог «ЧА». Давайте расскажем ему, какой в этом слоге первый звук? (звук Ч) Какой это звук – гласный или согласный? (согласный, потому что он не тянется и не поется). А что еще мы сегодня узнали про звук Ч? Он всегда какой? (всегда мягкий).

Следующий звук в слоге какой? (звук А). А это какой звук – гласный или согласный? (гласный, потому что мы можем его петь и тянуть).

Аналогично со слогом «ОЧ»

9. Игра «Большой-маленький» (игра с мячом)

Чебурашка вам хочет рассказать, что у нас звук Ч – волшебный. Он превращает все большое в маленькое. Была большая река, но пришел звук Ч и получилась маленькая – речка.

Давайте сейчас поиграем, я вам кидаю мячик с большим словом, а вы превращаете его в маленькое. (слова: яблоко, чашка, рука, книга, стул, коробка, цветок)

10. Составление предложений

Сейчас вас Чебурашка раздаст картинки. Вас нужно со своей картинкой составить предложение.

Картинки: чайник, ручка, чеснок.

Чебурашке очень понравилось играть с вами, он говорит, что вы сегодня многому научились.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Что вам сегодня понравилось делать на занятии?

Что для вас было сложным?

А сейчас мы с вами попрощаемся с Чебурашкой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ• Закреплять знания о диких животных, знакомить с их жилищами.• Расширять и активизировать словарный запас по темам «Дикие животные». «Зима».• Формировать практические навыки правиль.

Представлен авторский конспект НОД учителя-логопеда с элементами оздоровления по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ОНР.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения.

Цель: формировать фонетико – фонологическую компетенцию у детей, обобщить их знания о гласных и согласных звуках языка, совершенствовать их умения дифференцировать на слух речевой материал.

Цель: Развитие лексико-грамматической категории языка.Задачи:1.Образование существительных в Р.П. и П.п.2. Образование притяжательных прилагательных.3. Образование существительных, обозначающих детены.

Материал данного конспекта по дифференциации сонорных звуков и описанные в нем пособия, будут полезны как для логопедов логопедических пунктов, так и логопедических групп для детей, имеющих различные .

Конспект занятия Знакомство со звуком [И], буквой [И]

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Знакомство со звуком «И» и буквой «И»

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «И».

2. Учить выделять звук из ряда гласных.

3. Развивать слуховое внимание, зрительное внимание, мышление.

4. Познакомить с буквой «И».

5. Развивать мелкую моторику.

Материалы:

Кукла, сюжетная картинка «Жеребенок зовет маму», символ (карточка) звука «И», красный круг, карточка с буквой «И»

(из азбуки), палочки, рабочая тетрадь, цветные карандаши.

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет фрукты.

1. Логопед: – Вспомните, с какими звуками мы уже познакомились?

– Какие это звуки?

– Каким цветом обозначаем?

2. Игра «Живые звуки»

Логопед : – Ты будешь звук «А», а ты – звук «У». Когда я произнесу звуки, вы должны встать в нужном порядке (слева направо).

II. Основная часть.

3. Упражнение «Поезд»

Логопед: – Едет поезд близко и сильно гудит: УУУУУ.

А теперь поезд едет далеко и тихонько гудит: ууууу.

4. Знакомство со звуком «И»

Инна, Нина и Марина,

Лиза, Игорь и Ирина,

Вышли в прятки поиграть,

Букву И в словах искать.

Логопед: Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

5. Артикуляция звука.

– Давайте вместе произнесем звук «И».

Губы растягиваем в улыбке, открываем рот и произносим «И».

Давайте вместе произнесем этот звук.

(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

– Как вы думаете, звук «И» гласный? Почему?

6. Речь с движением «Садовник»

Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали. «Выкапывают» яму.

Яблони белили мы белилами Движение руки вверх, вниз.

Починили мы забор, «Ударяют» молотком.

Завели мы разговор: В центр выходит 1 ребенок.

– Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам в награду дашь? Загибают по одному пальчику

– Дам в награду слив лиловых, на правой руке.

Груш медовых, самых крупных,

Спелых яблок, вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам.

7. Услышишь звук «И» – подними флажок»

У, А, И, У, У, И, А, А, У.

8. – Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

(Работа в тетради Коноваленко).

– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «И».

– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «И».

– Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «И». Так мы его будем обозначать.

9. Знакомство с буквой «И»

– Посмотрите вот она буква «И». (Выставляется карточка с изображением буквы «И»).

– Найдите букву «И» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

– Потому что звук «И» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

10. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

– Вы потрудились, и пальчики устали, давайте их разомнем.

Палец толстый и большой Поочередно загибать палец,

В сад за сливами пошел. о котором рассказывается.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Сливы он сбивает с ветки.

А мизинчик – господинчик

В землю косточки сажает.

11. Выкладывание буквы «И» из палочек, рисование в воздухе.

12. Напечатайте букву «И» в своих тетрадях.

13. «Что лишнее?»

Логопед: – Посмотрите на картинки, назовите их и скажите, какая картинка лишняя. В названии этой картинки нет звука «И».

14. Чтение слогов.

АУ УА ИА АИ ИУ УИ

Назови первый звук, назови второй звук.

Какие это звуки?

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Конспект подгруппового логопедического занятия тема: «Звук и буква Э»

Конспект подгруппового логопедического занятия

Тема: «Звук и буква Э»
(можно разбивать на 2 занятия)

Цель: формирование фонематического восприятия, знакомство с буквой Э.

Задачи:
1. Познакомить со звуком и буквой Э.
2. Закреплять понятие «гласный звук».
3. Формировать фонематическое восприятие.
4. Выделять звук [Э] из начала слова.
5. Формировать графические навыки и умение ориентироваться на листе бумаги.
6. Развивать внимание, память, просодическую сторону речи.

Оборудование: предметные картинки, конверт с текстом письма, изображения мальчика и девочки, фей Графики и Фонетики, красные кружочки (символ гласного звука), маркеры «звук», «буква», зеркала, буквы Э из различного материала и разных размеров, красные карандаши, тетрадь логопедических заданий, магнитная доска.

Конспект подгруппового логопедического занятия

Леншина И.В., учитель – логопед МБДОУ детский сад № 9, город Новочеркасск Ростовская область

Тема: «Звук и буква Э»

(можно разбивать на 2 занятия)

Цель:формирование фонематического восприятия, знакомство с буквой Э.

Познакомить со звуком и буквой Э.

Закреплять понятие «гласный звук».

Формировать фонематическое восприятие.

Выделять звук [Э] из начала слова.

Формировать графические навыки и умение ориентироваться на листе бумаги.

Развивать внимание, память, просодическую сторону речи.

Оборудование: предметные картинки, конверт с текстом письма, изображения мальчика и девочки, фей Графики и Фонетики, красные кружочки (символ гласного звука), маркеры «звук», «буква», зеркала, буквы Э из различного материала и разных размеров, красные карандаши, тетрадь логопедических заданий, магнитная доска.

– Сядет на место тот, кто угадает звук по беззвучной артикуляции ([А], [У], [И]).

Упражнение«Письмо от феи Фонетики».

– Фея Фонетика прислала нам письмо. Послушайте, какую историю она нам написала. (Звук [ Э ] произносить длительно, утрированно.)

Однажды Э-эмма и Э-эдик пошли в лес за грибами. Не заметила Э-эмма, как отстала и заблудилась. «Э-эдик, Э-эдик», – позвала Э-эмма. «Э-эдик», – кто-то повторил высоко над деревьями. «Кто это?» – удивилась Э-эмма. «Э-эдик, Э-эдик», – опять крикнула Э-эмма. «Э-эдик», – кто-то опять повторил высоко над деревьями. «Эй!» – крикнула Эмма. «Эй!» – отозвалось в вышине. И тут из-за деревьев показалса Эдик с полной корзинкой грибов. «Кто это все повторяет за мной?» – спросила Эмма. «Э-это? Э-это э-эхо!» – объяснил Э-эдик. Вот послушай: «Э-эмма!» – крикнул Эдик. «Э-эмма», – послышалось северху. «Э-электричка». – «Э-электричка», – повторило эхо. «Э-этаж». – «Э-этаж». – «Э-эскалатор». – «Э-эскалатор», – повторяло за Эдиком эхо.

Эмме эта игра понравилась. Когда дети вернулись домой, Эмма рассказала, как она разговаривала с эхом, своей подруге Э-элле.

– Мы сегодня познакомимся с новым звуком. (Выставить маркер.)

Повторить, что такое звук.

Уточнить артикуляцию звука [Э]. Произнести звук перед зеркалами громко, тихо, долго, коротко. Спеть звук [Э].

– Какой звук [Э]? Почему? (Выставить символ гласного звука.)

3.Упражнение«Поднимите символ, когда услышите звук [Э]».

Дать задание детям поднимать красный кружочек, когда они услышат звук [Э] среди других гласных.

Предложить детям вспомнить и назвать имена ребят и слова, которые они кричали в лесу, определить, с какого звука начинаются эти слова. По мере ответов детей выставлять на доску соответствующие предметные картинки.

5. Физкультминутка «Плясовая» (3 – 4 раза).

Эдик, Элла и Эмиль весело плясали.

Вот так. Вот так весело плясали.

Дети дружно покружились,

А потом все поклонились,

Вот так. Вот так низко поклонились.

Дети выполняют движения по тексту.

6.Упражнение«Знакомство с буквой Э».

– Фея Графика прислала письмо с буквой.

– Что такое буква? (Выставить маркер.)

Рассмотреть букву Э и прочитать стихотворение про неё:

Буква Э с открытым ртом

И большущим языком.

Дети поочередно достают буквы Э из «чудесного мешочка», называют их и обводят указательным пальцем ведущей руки по контуру.

Покатать карандаш между большим и указательным (средним, безымянным, мизинцем) пальцами ведущей руки, затем удерживая карандаш тремя пальцами, как для письма, написать букву Э в воздухе по показу логопеда.

9.Работа в тетради логопедических заданий.

Обвести красным карандашом образцы, данные пунктиром в тетради.

Живет без тела, говорит без языка.

Никто его не видит, а всякий слышит.

Неясно, зверь он или птица.

Есть перья. А летать боится.

Быть может, ты решишь проблему:

Зверь или птица страус… (эму).

Предложить детям подумать и ответить на вопрос, почему загаданы такие загадки.

Тема логопедического занятия «Звук и буква Ч»

– познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву;

– научить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;

-закреплять правильный графический образ буквы.

-развивать общую, мелкую моторику и артикуляционную моторику; упражнять в делении слов на слоги;

-развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

-развивать внимание, память;

-упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов.

-воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей; создавать атмосферу дружеского общения.

Оборудование: дидактическое пособие «Поезд»; дидактическое пособие Чемодан»; дидактическое пособие «Тучка» и капельки с буками; предметные картинки, в названии которых есть звук Ч; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; магнитная доска; индивидуальные зеркала.

I. Организационный момент. Слайд1.

Учила мама дочку умываться:

– Надо, надо умываться ( Поглаживающие движения. )

По утрам и вечерам, ( Растирающие движения.)

А детишкам неумытым ( Пощипывающие движения. )

Стыд и срам! ( Поглаживающие движения.)

3. Развитие артикуляционной моторики.

Возьмите зеркала. Сделаем несколько упражнений.

«Улыбочка» Губы плотно растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать на счет до 5-10.

« Трубочка» Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. Удерживать на счет до 5-10.

« Вкусное варенье» Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать.

«Качели» Рот открыт. Кончик языка ставить за нижние, затем за верхние зубы. Менять положение 6 раз .

4. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятия спешит гость. Но он покажется, если мы отгадаем загадку.

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит и ноги.

Дети: Черепаха. Слайд 2.

Логопед: Какой звук слышим в начале слова?

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [Ч] и буквой, которая обозначает его на письме. На магнитной доске прикрепляется изображение черепахи.

5. Уточнение артикуляции звука. Слайд 4.

Логопед: Посмотрите в зеркала.

Как мчится паровоз?

Дети произносят звук [Ч].

Логопед: Расскажем черепахе, как двигаются наши губы и язык при произнесении звука [Ч].

Дети отраженно повторяют за логопедом.

Что делают губы? Губы принимают положение «Трубочки».

Как расположены зубы? Зубы сближены.

Как расположен язык? Кончик языка наверху, боковые края языка плотно прижаты к корневым зубам.

Поставьте ладошку перед ртом. Воздушная струя тёплая сильная прерывистая.

6. Характеристика звука Ч. Слайд 5.

Логопед: Ещё раз произнесите звук Ч. Можно его пропеть? Что мешает воздуху выходить свободно?

Дети: Зубки, язык.

Логопед: Звук Ч – гласный или согласный?

Логопед: Положите руку на горлышко. Определите, звук Ч – звонкий или глухой.

Дети: Горлышко молчит. Значит, звук Ч – глухой.

Логопед: Молодцы, ребята. А ещё вам нужно запомнить, что звук Ч – всегда мягкий. Черепаха принесла нам зеленый кружок – обозначение звука Ч.

7. Определение звука в слове.

Логопед: Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук Ч.

Чай, чайка, майка, чашка, кашка, песня, печка, точка, ночь, нож, дочь, меч, мел, калач.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ Слайд 6.

8. Определение места звука в слове.

Логопед: Черепаха готовится в путешествие и просит нас помочь ей сложить чемоданы. В первый чемодан нужно сложить вещи, в названии которых звук Ч стоит в начале слова, во второй – в середине слова, в третий – в конце слова.

Дети отбирают картинки: чашка, ключ, удочка, мяч, очки, тапочки, ручка, чайник, мочалка.

9. Пальчиковая гимнастика.

– Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)

Выполняется сначала правой, затем левой рукой, затем двумя руками вместе. Пальчики руки поочередно дотрагиваются подушечками до большого пальца.

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

10. Упражнение на словообразование «Скажи ласково».

Логопед: Наша черепаха отправляется к своим друзьям в зоопарк. Она очень любит детенышей этих животных и называет их ласково. Давайте и мы попробуем это сделать.

У волчицы – волчёночек.

У ёжихи – ежёночек.

У лошади – жеребёночек.

У медведя – медвежёночек.

У львицы – львёночек.

У белки – бельчёночек.

11. Деление слов на слоги.

Дидактическая игра «Поезд».

Логопед: Черепаха собирается в путешествие не одна. С ней поедут её друзья. Кто это, мы узнаем, если отгадаем загадки.

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком

– Он поделится медком. (пчела)

Червякам враг. (грач)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Логопед: Отхлопайте слова по слогам и узнайте, кто в каком вагоне поедет. А в каком вагоне поедет черепаха?

Дети отхлопывают слова по слогам и прикрепляют изображения к соответствующим вагонам.

12.Физкультминутка Слайд 8.

Захотела рыба-меч руки в стороны , перед собой, вверх ,

Воду на двое рассечь руки соединить над головой;

Раз – сечет, два – сечет , ритмично опускать и поднимать руки

А вода себе течет плавно опустить руки вниз через стороны

покачать из стороны в сторону.

13. Знакомство с буквой Ч. Слайд 9.

Логопед: Дети, черепаха привезла нам букву, которой на письме обозначается звук Ч – это буква Ч.

Посмотрите, на что похожа эта буква?

Ч похожа на четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Дети выкладывают букву Ч из счетных палочек. Отыскивание в алфавите.

Слайд 10. Логопед:

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки – малые ребятки
Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А , прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный О , прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый У , прочитали дети… ЧУ
Прибежал милёнок И , прочитали дети… ЧИ
Прибежал красавчик Е , прочитали дети… ЧЕ
Прибежал серьёзный Ё , прочитали дети… ЧЁ

14. Проговаривание чистоговорок с движением. Слайд 11.

Дети под руководством логопеда произносят чистоговорки:

«Наша печка горяча».

На ракете я лечу!

Что-то давит на плечо.

Испекли мы калачи.

15. Игра «Договори словечко».

Логопед: Черепаха поиграть захотела с вами,

Не приходится скучать с верными друзьями.

Она начнет, а вы кончайте,

Слово нужное вставляйте.

Поскорей наливай Мне в стакан горячий … (чай).

Мы по узенькой дощечке Побежим купаться в … (речке).

Мёд в лесу медведь нашёл – Мало мёда, много … (пчел).

Наша Таня громко плачет, Уронила в речку … (мячик).

16. А давайте мы с вами послушаем одну песенку про звук Ч. Слайд12.

17. Итог занятия. Слайд 13.

Логопед: С каким звуком мы познакомились с вами на занятии? Какой это звук? Что вам понравилось?

Черепахе тоже очень понравилось с вами заниматься и играть.

Конспект подгруппового занятия: Знакомство со звуком и буквой Ч

Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса, имеющими трудности в овладении письмом

Цель: актуализировать и закрепить знания детей о звуке [ч], и познакомить с буквой Ч.

– закрепить знания детей о звуке [ч];

– учить различать понятия «звук» и «буква»;

– совершенствовать фонематическое восприятие и представление;

– развивать навыки слогового анализа и синтеза слов;

– сформировать в памяти детей четкий зрительно-двигательный образ прописной и строчной буквы Ч;

– научить детей правильно писать букву Ч;

– развивать навыки словообразования.

Оборудование и материалы: ножницы, картинка с изображением буквы Ч, коробка с предметными картинками (см. п. 9); наклейки «звездочки» либо самодельные звездочки из какого-либо материала для вручения детям в качестве приза.

Логопед, произнося стихотворение, настраивает детей на предстоящую работу, дети в это время проверяют организацию своего рабочего места.

Прозвенел и смолк звонок,

Мы за парты тихо сели,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись от души-

До чего ж мы хороши!

2. Знакомство с темой:

– Ребята, посмотрите, что я держу в руке? – Ножницы. – Верно. А как чикают ножницы? – Чик-чик-чик. – Правильно. Назовите-ка мне первый звук в слоге ЧИК. – Ч. – Вот именно с этим звуком мы и будем сегодня работать. А потом даже узнаем, как он обозначается на письме.

3. Характеристика звука:

– Вы, наверняка, слышали такую скороговорку:

«Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас».

– Докажите, что это скороговорка. (Дети доказывают, что это скороговорка).

– Какой звук в ней часто встречается? (Ч).

– Дайте характеристику этому звуку. Какой он: согласный или гласный? Звонкий или глухой? Мягкий или твердый? ([ч] – согласный, глухой, мягкий. Обращается внимание детей на то, что [ч] всегда мягкий).

– И так, если он у нас согласный да к тому же мягкий, каким цветом мы будем его обозначать? (Зеленым).

4. Называние слов с заданным звуком:

– Ребята, какие вы знаете слова со звуком [ч]? Давайте называть их по очереди. Чур, не повторяться! (Дети называют слова со звуком [ч]).

5. Определение позиции звука в слове:

– Теперь я буду называть вам слова, а вы скажите, где находится звук [ч] – в начале, середине или конце:

Чашка, почка, чайник, мяч, чудо, бочка, грач, печёт, трубач, чайка и т.д.

6. Слоговой анализ и синтез слов:

(Чтобы дети имели какой-то зрительный образ слова, необходимо записать на доске схему и объяснить: «Слово состоит из кирпичиков – слогов, сколько в слове слогов, столько кирпичиков мы и рисуем».)

– Ребята, медленно вместе со мной произнесем слово ЧУ-ДО. Сколько слогов в этом слове? Значит, сколько кирпичиков нужно нарисовать в тетради? Какой первый слог? Какой второй? В каком слоге есть звук [ч]? А какой последний звук во втором слоге?

Далее по этому приблизительному плану работаем с другими словами: МЯЧ, БОЧКА, ЧАЙКА, ТРУБОЧКА.

– Я буду говорить вам слоги, а вы назовите слово целиком: че-ре-па-ха, Че- бу-раш-ка, чай-ник, ли-сич-ка.

7. Знакомство с буквой:

– Помните, в начале урока я говорила, что мы узнаем, как звук [ч] обозначается на письме? Так вот, вы уже взрослые ребята, поэтому вам я могу сказать. Только нужно помнить, что звук – это то, что мы слышим и произносим, а буква – то, что мы видим и пишем. Некоторые дети путают это и делают много ошибок. В начале занятия о чем мы говорили, о букве или о звуке? Правильно, о звуке, ведь мы его произносили и слышали.

– Каждый звук, как вы помните, обозначается своей буквой. И вот какая буква у нас сегодня – буква Ч (логопед пишет на доске прописную букву Ч):

Да, вы правильно решили:

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

– Ну, что, у всех получается? Сейчас попробуем соединить эти два элемента, чтобы получилась буква целиком. Сначала пишем пальчиком на парте. Затем возьмите ручки и пропишите букву в воздухе. Потренировались? Теперь можно и в тетради попробовать. Пишите аккуратно, не спеша.

Баба Яга.
В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд,
(поворот)
В той избушке есть старушка,
(наклоны)
Бабушка Яга зовут. (поворот обратно)
Нос крючком
, (показать нос)
Глаза большие, (
показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая!
(грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят!
(руки вверх)


Первый класс.
На зарядке первый класс.
Мы присядем пару раз.
Высоко поднимем руки,
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо, влево,
Вновь работать будем смело.

Далее продолжается знакомство с буквой. Учимся писать строчную букву Ч сначала поэлементно, с прорисовыванием ее в воздухе, затем в тетрадях.

9. Упражнение на словообразование.

– Ребята, наши руки сегодня хорошо поработали, теперь дадим им отдохнуть. Закрываем тетради, они нам сегодня уже не понадобятся. Сейчас мы поиграем в такую игру: в этой волшебной коробке (логопед показывает детям коробку с картинками) лежат картинки, вы по очереди будете вытаскивать одну картинку и называть то, что на ней изображено так, чтобы в названии обязательно была буква Ч.

В коробке лежат следующие картинки : собака, кошка, лиса, стул, окно, рука, носок, коса, огурец, заяц, подушка, палец, ложка, нитка, шапка, майка, куртка, шишка, блюдце, полотенце.

(Ответы детей: собачка, кошечка, лисичка, стульчик и т.д.)

– Ребята, какой звук и какую букву мы сегодня изучали?

– Что больше всего вам понравилось на занятии?

– Вы молодцы, отлично поработали сегодня, поэтому я всем вручаю приз – вот такую звездочку!

Читайте также:  Конспект урока-экскурсии: Экскурсия в осенний парк
Ссылка на основную публикацию