Конспект подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ФФН в подготовительной группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ФФН в подготовительной группе. Тема занятия: Звуки [А], [У], [И], [О]

Скачать:

ВложениеРазмер
Логопедическое занятие для подгруппы с ФФН (подготовительная группа)49 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ЛОГОПУНКТ)

ТЕМА: Звуки [А], [У], [И], [О]

ЦЕЛЬ: Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [А], [У], [И], [О].

– продолжать учить различать неречевые звуки;

– подготавливать к усвоению звукослогового ряда путем формирования пространственно- временных представлений;

– произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [О], [И], [У];

– формировать фонематические представления на материале звуков [А], [О], [У], [И];

– закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова);

– учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов;

– работать над навыками речевого дыхания; развития мелкой моторики (самомассаж);

– учить согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в именительном падеже, употреблению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, на основе активизации словаря по теме «Игрушки»;

ОБОРУДОВАНИЕ: «Звучащие баночки», пособие домик «Гласных», игрушки, фишки, карточки с буквами, предметные картинки, цветные квадратики, дидактическое пособие «Улиткины дорожки».

  • Приветствие
  • Разучивание рифмовки для концентрации внимания.

Слушай и смотри.

Разгибание из кулачка пальчиков (большой, указательный, средний)

Показывают на уши и глаза.

Мы начнем сейчас.

Сгибание пальчиков в кулачок (средний, указательный, большой).

Поднять главную руку перпендикулярно противоположной (как при ответе)

2. Развитие слухового внимания.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ « ПРОДАВЕЦ И ПОКУПАТЕЛЬ ».

Логопед насыпает в непрозрачные банки крупу: манку, гречиху, чечевицу и фасоль. Дети (покупатели) просят продать им какую-нибудь крупу. Логопед (продавец) предлагает детям выбрать нужную крупу по звуку (дети трясут банку и угадывают по характерному звуку, что это за крупа).

3. Уточнение пространственно-временных представлений.

Дидактическое упражнение «Перед — между — после» .

Логопед называет ряд цифр от 1 до 10 и спрашивает, какая цифра в ряду первая, последняя, какая цифра стоит перед цифрой 7, после нее, между 8 и 10? (Игра проводится без зрительного подкрепления.)

4. Объявление темы и цели занятия.

Логопед. – Ребята, сегодня мы отправимся в страну звуков. В этой стране живут разные звуки. Приглашаю в гости к гласным звукам! Гласные звуки – волшебные, их можно петь, тянуть, они произносятся всегда с голосом. Без них слова не получаются.

Демонстрация домика гласных.

А где же звуки? Нет никого! Поможем гласным звукам добраться домой?

А) Уточнение и дифференциация звуков [А], [О], [У], [И].

  • Логопед произносит имена девочек, а дети называют первый звук в каждом имени: Аня, Оля, Уля, Ира .

Дети выделяют на слух первый звук в слове, находят нужную букву и заселяют ее в домик.

Повторить вместе с детьми артикуляцию гласных звуков, обозначение (красными кружками). Почему они называются гласными?

  • Дидактическое упражнение « Разговор через стекло ».

– Логопед показывает артикуляцию знакомого гласного звука, а дети угадывают, какой это звук, например, губы вытягиваются трубочкой — звук [У].

– Логопед показывает артикуляцию звукового ряда, а дети угадывают по беззвучной артикуляции, что «сказал» логопед (например, «трубочка-улыбка» — УИ), АИУ, УИА.

  • Логопед просит детей послушать внимательно и повторить за ним серию звуков: АУОИ, ИОАУ.
  • Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука):

Аня, август, осень, апельсин; Оля, овощи, уши, окна; Ира, ива, Инна, утка; усики, утка, осень, ушки.

  • Дидактическое упражнение « Найди звук » .

Логопед произносит слово (картинку) и предлагает детям указать в нем место определенного звука (начало, середина, конец слова), используя индивидуальные карточки «Улиткины дорожки»

[ А ]: Ася, юла, шарик; [ О ]: ослик, домик, лото; [ У ]: Уля, пишу, кукла; [ И ]: Ира, мишка, мячи.

4. Динамическая пауза.

  • Упражнение для развития координации речи с движениями.

Мы в лес пошли, – Ребенок марширует.

Топор нашли, – Остановился.

Дрова рубили – Ноги — на ширине плеч, руки — в «замок»-

— Ах! Ох! Ух! Их! – Энергичные наклоны.

Упражнение « Большая стирка ».

Буду маме помогать, буду сам белье стирать: ( трем кулачками друг о друга )

Мылом мылю я носки, ( провести кулачком по ладошке )

Крепко трутся кулачки, ( трем кулачками друг о друга )

Сполосну носки я ловко ( двигать кистями рук вправо-влево )

И повешу на веревку. ( поднять руки вверх, кисти согнуть )

На своей ладошке.

Рисовать мячиком «солнышко» (прокатывание мячиком по часовой стрелке между ладонями).

Пусть оно сияет

Хоть и понарошку.

Проводить мячиком по каждому пальчику.

5. Закрепление полученных знаний.

  • Анализ звукобуквенного ряда из четырех элементов: АОУИ .

Выкладывание схем из красных квадратов; чтение (цель: формирование навыка плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных), списывание.

Упражнение «Волшебная бабочка». Логопед в воздухе с помощью бабочки, прикрепленной к указке пишет в воздухе буквы А , О , У , И , дети глазами повторяют движения бабочки и определяют, какую букву написала бабочка. Поморгали глазками 3 сек. и закрыли глазки.

6. Дыхательное упражнение .

Выполнение пары «быстрых вдохов».

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки. Нюхаем по два раза: «нюх-нюх» и отдыхаем. Смотрите на меня и слушайте, как я буду нюхать воздух».

Исходное положение : стоя, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

7. Лексико-грамматические упражнения по теме «Игрушки».

Логопед: Мы с вами совершили дальнее путешествие, давайте немного поиграем.

Игра « Опиши свою игрушку »

  • Назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? – выделяя ведущие признаки предмета (цвет, размер, форму, материал и пр.)

Мишка – какой? – …(коричневый, маленький, плюшевый, мягкий, …)

Собачка – какая? …(серая, большая, лохматая, пушистая, …)

Кукла – какая? – …(красивая, большая, нарядная, …)

Ведро – какое? – …(зеленое, маленькое, железное, …)

У Ани большая красивая кукла, а у Оли – маленькая …(куколка).

У Алеши есть большая машина, а у Игоря маленькая …(машинка).

Уля собрала большую пирамиду, а Ира маленькую …(пирамидку).

В магазине Андрей купил большой мяч, а Илья – маленький …(мячик).

• Импровизация движений. Дети выполняют движения в такт стихотворения

Подними вверх руки.

А потом их опусти,

Красным цветом обведи:

А-О-У-И (по немой артикуляции логопеда дети озвучивают звуки ).

9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед спрашивает: Домик, каких звуков мы посетили? Дается объяснение: ЗВУКИ А-У-О-И – ГЛАСНЫЕ, ИХ МОЖНО ПЕТЬ, ТЯНУТЬ. Подсчет фишек и поощрение .

Учитель-логопед МАДОУ детский сад комбинированного вида № 61, дер.Таширово., Наро-Фоминского района., Московской области.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект этого занятия показывает как на одном логопедическом занятии можно интегрировать несколько направлений в работе по темам: грамота, труд и музыка.

Цель: Развитие лексико-грамматической категории языка.Задачи:1.Образование существительных в Р.П. и П.п.2. Образование притяжательных прилагательных.3. Образование существительных, обозначающих детены.

Автоматизация звука [ж] в словах и словосочетаниях.

Сотавление описательного рассказа.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи.

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ОНР, в подготовительной группе детского сада Звуки [С] и [С`].

Конспект подгруппового логопедического занятия по ознакомлению с грамотой для детей 6–7 лет с ФФН (подготовительная группа)

Жанна Ванина
Конспект подгруппового логопедического занятия по ознакомлению с грамотой для детей 6–7 лет с ФФН (подготовительная группа)

Тема. Согласный звук «Ж», буква «Ж».

Цели: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Знакомство детей с буквой и звуком Ж.

– учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

– формировать лексико-грамматический строй;

– упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;

– автоматизировать звука «Ж» в слогах, словах, словосочетаниях;

– развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

– развитие логического мышления, внимания;

– развитие тонких движений пальцев рук;

– формирование положительной установки на участие в занятии;

– умение слушать сверстников и логопеда;

– воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости.

Ход ЗАНЯТИЯ

Сегодня у нас будет не простое занятие, я расскажу вам сказку.

В жаркой жаркой стране живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (гласные звуки). Другие звуки при произношение встречают преграду. Какие это звуки? (согласные звуки).

Сегодня мы познакомимся с новым звуком, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

Какой звук повторялся?

Введение в тему занятия

И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в

путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и

Нас ожидает много нового: интересные задания, и

Но, чтобы наше путешествие удалось, давайте посмотрим как правильно

произносится звук Ж.

2. Характеристика звука Ж

Давайте произнесем звук Ж.

– Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?

Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

– Согласный, твердый, звонкий.

– А почему, как вы определили что он согласный, звонкий?

– Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках, да, значит мы правильно определили, звук Ж – звонкий.

– Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

– Нет, мы видим и пишем буквы.

– Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?

– Давайте станем волшебниками и превратим звук Ж в букву Ж.

Вместе с детьми произносим стихотворение:

Платья звукам надеваем,

звуки в буквы превращаем.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Упражнение на развитие внимания.

Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком. Карточки на каждого ребенка.

5. Зкук Ж очень любит прятаться, и хочет, чтобы ребята поиграли с ним в эту игру.

по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]:

в начале, в середине или в конце слова?

6. Упражнение для образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок и увеличительными –ище.

Большой жук называет большие предметы, а дети – маленькие

жуки и называют маленькие предметы.

Например: луг – лужок.

флаг – флажок шаг — шажок

снег – снежок пирог — пирожок

берег – бережок круг — кружок

друг – дружок утюг — утюжок

сапог – сапожок творог — творожок

7. Упражнение для запоминания зрительного образа буквы и развития мелкой моторики рук.

Чтобы лучше запомнить буквы, давайте с ними поиграем.

Дети выкладывают буквы Ж из ниток на бархатной бумаге.

8. Автоматизация звука Ж в слогах и словах.

– Давайте пожужжим вместе с веселым жучком

– А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»:

В чистоговорках не договаривается последнее слово.

9. Упражнение на балансире с проговариванием чистоговорок со звуком Ж.

10. Итог занятия.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. А теперь давайте повторим, чем мы сегодня занимались?

– Что вам больше всего понравилось?

– Как мы играли со звуком Ж?

– А в чем были трудности?

Ребята, вы сегодня молодцы, и все буквы, которые вы выложили нитками, просятся к вам, чтобы вы их показали родителям, и рассказали, как вы с ними играли сегодня. (для закрепления материала дома).

почему то нет картинок, они не копируются, а жаль, они такие красивые, красочные, ничего искать не надо было бы.

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по сказке «Снежная королева» в старшей группе для детей с ТНР Конспект индивидуально – подгруппового логопедического занятия по сказке «Снежная Королева» в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект подгруппового логопедического занятия для дошкольников 6–7 лет «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Солнышко» Конспект подгруппового логопедического.

Конспект подгруппового логопедического занятия для дошкольников с ОНР «Мы живем в Самаре» (старший дошкольный возраст) Конспект подгруппового логопедического занятия для дошкольников с ОНР старшего дошкольного возраста на тему «Мы живем в Самаре» составила.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Родственные слова» для учащихся начальных классов с ТНР Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Родственные слова» для учащихся начальных классов с ТНР Лексическая тема: Масленица.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6 лет с ОНР «Пришла весна» Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР Тема: «Пришла весна» Цель: Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»,.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Одежда. Звуки [Д], [Т]» Тема: «Одежда». Звуки Д, Т Цель:Закрепление представлений об одежде, ее назначении Задачи: 1. Расширение и активизация словаря по теме.

«В гостях у насекомых». Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе (6–7 лет) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 12 «Березка» города Стародуба Брянской.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме «Комнатные растения» Коррекционно-образовательные цели: – уточнение,активизация и актуализация словаря по теме; – совершенствование грамматического строя речи;.

Конспект подгруппового занятия «Красная Шапочка идет в гости к бабушке» подготовительная группа для детей с ОНР 3 уровня Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словами. Задачи: Обучающие: – стимулировать.

Примерный конспект подгруппового логопедического занятия для детей 5–6 лет с ТНР по теме «День защитника Отечества» Цель: расширение представлений детей о Дне Защитника Отечества. Коррекционно – образовательные задачи: расширять и активизировать словарь.

Моя библиотека (методическое пособие для воспитателей логопедических групп, логопедов),презентации, конспекты

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Мультфильмы, аудиосказки (16)
  • Творческая страничка или творим вместе с детьми (5)
  • Копилка моих творческих работ (1)
  • Картотека игр (разное) (6)
  • Материалы к проектам (1)
  • Домашнее задание для родителей по лексическим темам (35)
  • Методическая копилка. Материалы по лексическим темам (33)
  • Презентации по лексическим темам (38)
  • Логопедическая страничка для заинтерисованных родителей и педагогов (7)
  • Воспитателям на заметку (8)
  • Заботливым родителям (5)
  • Как сделать пластилиновый мультфильм своими руками (1)
  • Виртуальные экскурсии (18)
  • Картотеки (разное) (1)
  • Методическое обеспечение (18)
  • Методическая копилка ( опыты, эксперименты, фокусы) (2)
  • Меодическая копилка по ОБЖ “Азбука безопасности” (4)
  • Методическая копилка по ЗОЖ (3)
  • Для вас, девчонки и мальчишки! (9)

Моя библиотека (методическое пособие для воспитателей логопедических групп, логопедов),презентации, конспекты

Ссылки на литературу (Помощь логопеда)

Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи С. Н. Сазонова. — 3-е изд

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.

Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного
возраста Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников

Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии.- Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. — М.: Просвещение, 1989. — 239 с.: ил.

Программное обеспечение воспитательно – образовательного процесса

Н. В. Нищева
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)

Конспекты логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР

1-ый период обучения

Конспекты логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР

2-ой период обучения

Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР

Нищева Н.В. Играйка 7. Собирайка: Игры и упражнения для развития речи, мышления, тонкой моторики детей среднего и старшего дошкольного возраста

Т.В. Пятница, “Организация и содержание логопедической работы в группе детей с нарушением речи”

Т.В. Пятница, “Справочник дошкольного логопеда”, часть 1
Т.В. Пятница, “Справочник дошкольного логопеда”, часть 2

“Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида”

Логопед №03 2009 научно-методический журнал

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи

Т.В. Волосовец, С.Н. Сазонова, “Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида”

Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, “Основы логопедии”

О.А. Степанова, “Организация логопедической работы в ДОУ”

Т.В. Волосовец, “Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников”

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание»
. –– М.: Просвещение, 1989, – 239 с.: ил

Иванова Ю.В.
Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы.
М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.

Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М
. — М.: Теревинф, 1997

Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович

Особенности психического развития детей с моторной алалией (в сравнительном плане с умственной отсталостью) (стр.90)

Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии(таблица)

Список полезной литературы

Моторная (экспрессивная) алалия: речевая и неречевая симптоматика.

Диагностическая карта (исследование ребенка первых двух лет жизни
при предположении у него раннего детского аутизма

Тео Питерс Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию
СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999, — 192 с.
Редакторы: д-р. мед. наук, профессор Д.Н.Исаев, д-р. биол. наук, профессор Л.М.Шипицына
http://pedlib.ru/Books/3/0289/3_0289-1.shtml

Презентация. “Ранний детский аутизм”

Презентация. Аутизм и расстройства аутистического спектра у детей раннего возраста

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе, у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи.

Тема: Звук С.

Цель:закрепление навыка различения на слух и правильного произношения звука С; упражнения в звуковом анализе и синтезе.

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Дети стоят вокруг логопеда. Логопед показывает картинки и просит назвать одну лишнюю:

Помидоры, лук, слива клен, ива, сова

Яблоко, груша, капуста волк, медведь, миска

Платье, рубаха, стакан голуби, ворона, лиса

Дети объясняют, почему данная картинка – лишняя.

Логопед сажает детей на места, отобранные картинки стоят на фланелеграфе. Дети определяют, какой звук повторяется во всех этих словах(с) и дают ему характеристику.

Логопед с детьми отправляется в «полет на самолете». Надо придумать, какие вещи брать с собой. В их названии должен присутствовать звук С. При входе в «самолет» стоит «стюардесса» и проверяет, правильно ли выбраны вещи- картинки. Ребенок, входя в «самолет», говорит: «Я взял с собой в самолет: сок, сумку, сапоги и т.д.» . Дети садятся на места. Оказывается, что самолет не простой, а волшебный. Чтобы он взлетел, надо произнести волшебные слова:

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Дети хором произносят стихотворение, а затем выбирают слова со звуком С.

3. Игра «Найди нужное слово».

Логопед показывает и называет картинки: лес, лиса, собака, усы, коса, санки.

Далее читает предложения, в которых слова перепутались. Дети заменяют слова в предложениях, используя опорные картинки, выставленные на доске:

Грибы растут в огороде (лесу).

Заяц убегает от мышки (лисы).

Дом стережет кошка (собака).

Траву косят сапогом (косой).

У дяди Саши длинные косы (усы).

4. Физкультминутка. Игра «Сова».

Дети хором произносят стихотворение:

Сова, сова, сова. Совиные глаза,

Сидит сова на суку

Во все стороны глядит.

Один из детей назначается совой. После последних слов «сова» летит и ловит кого- то из детей. Пойманный ребенок становится «совой».

5. Игра «Придумай слово».

Выбирается ведущий. На столе лежат кубики со слогами: СА, СУ, СО, СЫ. Ведущий берет любой кубик и с этим слогом придумывает слово: (сад, суп, сок, сын).

6. Логопед просит ребят внимательно послушать рассказ:

«Наступила зима. Выпал снег. Саня и Соня идут гулять. У них совок и санки. Саня лепит снеговика. А Соня катается на санках».

У детей на столах лежат по две картинки:

Зима и снег. Лето.

Саня и Соня зимой. Саня и Соня летом.

Саня и снеговик. Саня и удочка.

Соня и санки. Соня и мяч.

После повторного чтения рассказа дети выбирают те картинки, которые подходят к тексту, а затем выставляют их в нужной последовательности. По желанию отдельные дети рассказывают текст с опорой на картинки.

7. Ведущий раздает детям конверты, в которых находятся 3 картинки и схема слова.

Дети должны выбрать ту картинку, которая подходит к схеме:

Стакан, маска, нос.

Дети называют звук, который учились правильно произносить (С).Затем называют слова со звуком С из рассказа. Выигрывает тот, кто правильно отобрал самое большое количество слов.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе.

Тема:Звук З.

Цель:Знакомство со звуком З, формирование правильного произношения звука З.

Оборудование:предметные картинки, полоски и кружочки, пособие «Угадай слово».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет слово со звуком С, СЬ.

2. Сообщение темы занятия.

Показываю картинки. Назови картинку. Какой звук есть во всех этих словах?

3. Артикуляция звука.

– Давайте произнесем этот звук. Положили правую ладошку на горлышко. Произносим. В каком положении:

Язык- за нижними зубами;

4. Введение понятия «характеристика звука».

Звук З- согласный, твердый. Это характеристика звука.

Если я попрошу дать характеристику звука, то вы должны мне сказать какой этот звук: гласный или согласный; если согласный- то какой- твердый или мягкий.

– Дайте характеристику звуку З, С, СЬ.

5. Проговаривание слогов со звуком З.

ЗА- ЗА- ЗА ЗЫ- ЗУ- ЗЫ

ЗО- ЗО- ЗО ЗА- ЗУ- ЗО

ЗУ- ЗУ- ЗУ ЗЫ- ЗУ- ЗО

6. Выделение на слух слогов со звуком З.

Я буду называть слоги, а вы если услышите слог со звуком З- поднимите руку.

СА- ЗА- ЖА ЗУ- ЖУ- СУ

СО- ЗО- ЖО ЖУ- СЫ- ЗЫ

7. Проговаривание слов со звуком З.

Показываю картинку, дети по очереди называют предмет, определяют место звука в слове.

8. «Полоски и кружочки». Определение места звука в словах: коза, заяц, зал, зонтик, язык, мимоза, морозы.

9. Звуко- слоговой анализ слов.

10. Игра «Угадай слово».

По картинкам: произнести слова, выделить первый звук, какое из этих звуков получится слово?

1) волк, астра, заяц, аист, ваза.

2) Рояль, окна, замок, автомобиль, роза.

Какой звук мы сегодня изучили?

Покажите артикуляцию звука.

Дайте характеристику звука.

Назовите слова со звуком З в начале, середине слова.

Данное занятие проводилось с подгруппой детей, имеющих фонетико- фонематическое недоразвитие речи.

Конспекты и анализ посещенных занятий.

Конспекты фронтальных логопедических занятий в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.(посещенные и проанализированные студентом).

Тема: Одежда. Ткани.

Цели:уточнить названия одежды; закрепить понятия: верхняя, нижняя (белье), праздничная, повседневная, летняя, зимняя, демисезонная одежда; уметь называть детали одежды; познакомить детей с названиями материалов; уточнить, кто шьет одежду, где и какие инструменты необходимы; учить согласовывать числительные с существительными.

Оборудование:демонстрационный материал – детская одежда, виды ткани.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто назовет вещи, которые надеты на вас.

– Как можно назвать все это одним словом? (Одежда).

2. Рассказ логопеда.

А) Одежду придумали люди в давние – давние времена. Ее делали из шкур животных, убитых на охоте. Одежда помогала людям согреться. Постепенно они научились делать ткани, и одежда стала меняться. Особенно женщины уделяли одежде большое внимание, хотели, чтобы она их украшала. Они шили одежду для улицы, для дома, для праздников, для девочек и мальчиков.

– А мы сейчас с вами назовем эту одежду.

– Какую одежду надевают на улицу? Какая это одежда? (Верхняя).

(Выставляются картинки с изображениями трусов, майки, футболки, ночной сорочки, пижамы).

– На что мы ее надеваем? (На тело).

– Какая это одежда? (Нижняя). А по-другому можно сказать – белье.

– Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник? (Праздничная, нарядная).

Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (Повседневная).

– Летом и зимой мы носим одинаковую одежду?

– Летом какую одежду мы носим? (Летнюю). А зимой? (Зимнюю).

– А демисезонную одежду мы надеваем весной и осенью. Между сезонами, между летом и зимой.

3. Физминутка (см. картотеку).

4.Б) Рассматривание рубашки.

Обговаривание с детьми деталей одежды. У рубашки есть спинка и две полочки. Воротник может быть – круглым, отложным, стоечкой, широким, длинным, узким, вышитым, кружевным и т.д.

Рукав может быть – длинным, коротким, широким, узким, прямым, расклешенным.

Манжета – широкой, узкой, большой, маленькой, кружевной, вышитой.

Карман – большим, маленьким, глубоким, мелким, накладным, внутренним, ложным. Застежки могут быть разные: пуговицы с петельками, молнии, кнопки, клепки, крючки, шнуровка, липучка.

Планка – длинная, короткая, широкая, узкая, вышитая, кружевная и т.д.

В) Рассматривание платья. Уточнение дополнительных деталей: пояс, ремешок, подол, хлястик, складки и т.д.

Г) Знакомство с тканями: шелк, ситец, сатин, вельвет, капрон, фланель, шерсть, байка, бархат, трикотаж, драп, хлопок, кашемир, атлас и т.д.

– Знаете ли вы, из чего делают одежду? Из ткани. Ткани бывают разные: шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные, искусственные. Их изготавливают из ниток на ткацких фабриках специальные машины. А люди, которые работают на этих машинах, называются ткачами. После этого ткани раскрашивают специальными красками. И уже потом из них шьют одежду.

5. Д.и. «Закончи предложение».

Это желтая рубашка, а в шкафу лежат пять… (желтых рубашек).

Это нарядное платье, а на вешалке висят пять… (нарядных платьев).

Это кожаный плащ, а в магазине продаются пять … (кожаных плащей).

Это шерстяные носки, а мама купила пять пар … (шерстяных носков).

Это драповое пальто, а портниха сшила пять… (драповых пальто).

Тема, цель и содержание занятия соответствуют программе коррекционно-речевого развития и перспективному плану работы учителя-логопеда. При организации занятия учитывается возраст детей, а также их индивидуальные особенности. Проведена подготовка детей к предстоящему занятию, мобилизовано их внимание при помощи занимательного сюжета. В достаточном количестве на занятии используется демонстрационный и раздаточный материал. Структура занятия не нарушена, все этапы находятся в логической последовательности. Наблюдается разнообразие использования приемов привлечения внимания детей, которое успешно сочетается с коррекционно-развивающей ценностью этих приемов для педагога. На занятии присутствуют как фронтальные, так и индивидуальные формы работы. Весь процесс обучения строится на основе личностно-ориентированной модели. Педагог умело устанавливает контакт с группой детей, тактичен и в то же время требователен во время занятия. Предъявляет требования к детям с учетом их речевых возможностей и особенностями личности каждого ребенка. Цели занятия достигнуты, дети усвоили материал, данный на занятии.

Тема: « Транспорт».

Цели:закрепить знания детей о транспорте; уточнить понятия: транспорт, наземный, подземный, грузовой, пассажирский, железнодорожный, легковой, специального назначения; уточнить детали транспорта; образовывать прилагательные от существительных, приставочные глаголы; составлять описательные рассказы; развивать словарь.

Оборудование:демонстрационный материал – картинки с изображением транспорта; раздаточный материал – картинки с изображениями разных видов транспорта, карточки с изображением частей машины и материала, из которого они сделаны.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто назовет свою картинку. (У детей картинки с изображениями разных видов транспорта).

– Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О транспорте).

2. Беседа о транспорте.

Логопед выставляет картинки наземного транспорта и уточняет его виды. (Грузовой, легковой, пассажирский).

Логопед загадывает загадку:

Полный и пузатый.

Люди в нем сидят,

Смотрят и стоят. (Троллейбус).

– Из каких частей состоит троллейбус? (Кабина, салон, колеса, руль, фары, двери…).

– Как называются люди, едущие в троллейбусе? (Пассажиры).

– Значит, троллейбус – какой транспорт? (Пассажирский).

– Пассажирский транспорт может быть наземный и подземный.

– Назовите наземный пассажирский транспорт.

– Назовите подземный пассажирский транспорт.

Сравнение пассажирского транспорта: электричка и такси.

Транспорт может быть не только пассажирским, но и грузовым. Как вы думаете, почему он называется грузовым транспортом? Логопед выставляет картинки (грузовик, фургон, цистерна). Сравнение этих видов транспорта.

(Выставляются картинки – пожарная машина, скорая, милиция). Логопед с детьми обговаривает назначение каждой машины и уточняет понятие «транспорт специального назначения».

– Какой легковой транспорт вы знаете? (Жигули, Волга, Москвич, Запорожец…). Почему этот транспорт называется легковым? Уточняется назначение легкового транспорта.

Мы в автобус дружно сели, Дети садятся,

И в окошко посмотрели. Смотрят по сторонам,

Наш шофер педаль нажал, «нажимают» на педаль,

И автобус побежал. Убегают.

4. Игр. упражнение «Подбери слова».

А) Автобус (какой?) – быстрый, полный, мчащийся, красивый.

Троллейбус – веселый, разноцветный, гудящий…

Б) Автобус (что делает?) – едет, идет, мчится, стоит, обгоняет, ползет.

Троллейбус – перегоняет, летит, подъезжает…

В) Образование прилагательных от существительных (игра проводится на раздаточном материале):

Колесо из резины – …, кабина из железа – …, руль из пластмассы – …, сиденье из кожи – …, кузов из дерева – …, фургон из брезента – …, рельсы из железа – …, окно из стекла – ….

Г) Употребление приставочных глаголов.

Логопед выставляет игрушки: гараж, машина, мост, стоянка. Дети дополняют предложение.

Машина из гаража (выезжает). Машина вокруг гаража (объезжает). Машина к мосту (подъезжает). Машина с моста (съезжает). Машина перекресток (переезжает). Машина от стоянки (отъезжает). Машина в гараж (въезжает).

Составление описательных рассказов по картинкам.

– Какой вид транспорта?

– Из каких частей состоит? (Форма, веет, размер, детали).

– Назначение данного транспорта.

Тема, цель и содержание данного занятия строится с учетом возраста детей, а также перспективного плана работы и коррекционно-развивающей программы. В процессе занятия дети активны, заинтересованы. При подготовке занятия логопед учла такие важные моменты, как санитарно-гигиенические условия, эстетичность оформления материала занятия, его количество и качество. Прослеживаются все основные этапы занятия, их четкая последовательность. Логопед постоянно использует разнообразные приемы привлечения внимания детей, активизации их познавательной деятельности, умело сочетает индивидуальные и фронтальные формы работы с дошкольниками. Педагог в процессе занятия контролирует речь детей, направляет их высказывания в правильное русло, добивается ответа полным предложением. Дети усвоили материал. Цель занятия достигнута.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме “Домашние животные”

Цель: актуализация словаря детей подготовительной к школе группы по теме “Домашние животные” на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры.

1. Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.

Предметный словарь: кошка, корова, собака, пес, лошадь, конь, коза, овца, кролик; обитатели; сыр, сметана, сливки, творожок, молоко; шерсть; пух; подвал, чердак; конюх, хозяйка, хозяин; хулиганы; овес; сад; лисица; жилище, коровник, сарай, конюшня, клетка, будка (конура), курятник; детвора: ягнята, жеребята, козленок, щенок, поросята; мышки; село; стадо; двор; ферма; лужок; рога, лапы (лапка), копыта; раздолье; груз; польза; глазищи, усищи; шерстка.

Словарь признаков: скотный, хозяйский (двор), домашний, рогатый, крупный, овечий (хор), верный, серенькие (мышки), теплая (шерсть), бабушкин, полезный, нужный, чудесный, теплый (пух), тяжелая (работа).

Глагольный словарь: мяукать, мычать, ржать, блеять, мекать, гавкать (лаять), кормить, ухаживать, заготавливать, прогуляться, выпускать (стадо), поить, причесывать, мыть, постригать, стеречь, переправлять (груз), вязать, приносить, трется, резвиться, пробираться, ловить (мышей), кивать (головами).

2. Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие связной речи через использование компонентов театрализованной деятельности в сочетании с показом (сказка “Спор животных”). Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, глаголов от звукоподражаний: “Собака – (гав-гав) загавкала. Корова – (му-му) замычала. Лошадь – (иго-го) заржала. Коза – (ме-ме) замекала. Овца – (бе-е-е) заблеяла. Кошечка – (мяу-мяу) замяукала”).

Развитие зрительного (игра “Что забыл нарисовать художник”), слухового внимания (прослушивание стихотворения “Скотный двор”); логического мышления (игра “Подарки гостей”); творческого воображения; подражательности; мимики; жестов (изображение детьми домашних животных); артикуляционной (“Улыбка”, “Лесенка”, “Маляр”, “Заборчик”), тонкой (движения, сочетаемые с речью “Прищепки-Кошечки”) и общей моторики (физкультминутка “Кошка”).

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества в коллективном выполнении задания (игра “Что забыл нарисовать художник?”), положительной установки на участие в логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры (“Прищепки-Кошечки”, мягкие игрушки (лошадь, кошка), предметные картинки (головы животных: собачья, лошадиная, овечья, козлиная, коровья)). Воспитание любви к домашним животным. Индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом логопедического заключения.

Оборудование:

  • иллюстрации (плакат с изображением домашних животных, картинки голов домашних животных),
  • пальчиковый театр (прищепки: кошечки, коза, овца, корова, собака),
  • мягкие игрушки (лошадь, кошка).

I. Организационный момент.

Логопед: “Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к вам на занятие. Давайте с ними поздороваемся”.

Логопед: “Вспомните слова Правителя Города красивой речи: как надо правильно говорить”.

II. Самомассаж лица.

Логопед: “Молодцы! Но, перед тем как приступить к основной части нашего занятия, давайте сделаем массаж мышц лица, лба, щек, ушей, губ, шеи” (под счет).

Звучит магнитофонная запись любой бодрой музыки, и дети делают самомассаж.

Дети потирают ладони.

Хлопают в ладоши.

Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз.

Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.

Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз.

Сгибают руками ушные раковины вперед.

Тянем вниз за мочки,

Оттягивают уши вниз за мочки.

А потом руками
Трогаем мы щечки.

Легко похлопывают щеки ладошками.

Щечки разминаем, чтобы надувались

Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями.

Губки разминаем, чтобы улыбались

Большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу.

Как утята к утке, клювики потянем

Вытягивание обеих губ вперед.

Разомнем их мягко, не задев ногтями

Большие и указательные пальцы разминают обе губы.

Уголками губ мы щечки подниманием

Средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта.

А потом от носа мы к губам стекаем

Спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам.

Губки пожуем мы, шарики надуем

Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щек с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух.

И губами вправо-влево потанцуем

Указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый – на верхнюю губу, а левый – на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу.

Язык под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе.

Язык – под нижней губой и поколачивание по нижней губе.

Разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам.

А потом по шейке ручками стекаем

Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами.

III. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: “А теперь, чтобы правильно произносить звуки, выполним зарядку для губ и языка. Повторяйте за мной”:

Дети выполняют упражнение “Улыбка”.

Логопед: “Ребята, отгадайте загадку”.

Логопед: “Правильно! Это кошка. Кошечка пришла к нам в детский сад! У нее сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей-животных. Как вы думаете, кто придет к нашей имениннице?”

Дети: “К кошечке придут корова, собака, лошадь, коза, овца”.

Логопед: “Как этих животных можно назвать одним словом?”

Дети: “Это домашние животные”.

Логопед: “Почему они так называются?”

Дети: “Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает”.

Логопед: “Молодцы! Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных”.

IV. Игра “Кто спрятался?” (образование притяжательных прилагательных)

Логопед (показывает картинку). “Все гости уже пришли, но спрятались, чтобы сделать кошечки сюрприз. Для того чтобы животные вышли к ней, вы должны отгадать и назвать их”.

Дети: (составляют предложения по картинке). “Пришла корова, потому что видна коровья голова. Пришла собака, потому что видна собачья голова. Пришла лошадь, потому что видна лошадиная голова. Пришла коза, потому что видна козлиная голова. Пришла овца, потому что видна овечья голова”.

V. Образование глаголов от звукоподражаний.

Логопед: “Итак, все животные вышли и начали поздравлять именинницу”.

Дети: (образуют глаголы от звукоподражаний). “Собака – (гав-гав) загавкала. Корова – (му-му) замычала. Лошадь – (иго-го) заржала. Коза – (ме-ме) замекала. Овца – (бе-е-е) заблеяла. А кошечка им в ответ – (мяу-мяу) замяукала”.

Логопед: “Но некоторые из гостей решили не только поздравить нашу именинницу, но и преподнести ей подарки. Посмотрите на картинку. Кто на ней изображен? Как называются их домики? Как вы думаете, что подарил каждый из гостей кошечке?”

Дети: “На картинке изображены: лошадь, корова, собака, кролик. Лошадь живет в конюшне. Корова живет в коровнике. Собака живет в будке. Кролик живет в клетке. Корова подарила кошечке цветы. Собака подарила кошечке косточку. Лошадь подарила овес. Кролик подарил морковку”.

VI. Движения, сочетаемые с речью “Прищепки”. (Бельевой прищепкой поочередно “кусаем” ногтевые фаланги от указательного у мизинцу и обратно на ударные слоги стиха).

Логопед: “А сейчас разогреем наши пальчики. Повторяйте за мной”.

Кусается сильно кошка-глупышка,
Думает, что это не палец, а мышка.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”

VII. Сочинение сказки “Спор животных”.

Логопед: “Вышли животные на лужок погулять, и вдруг между ними возник спор: кто самое полезное животное. Каждый из них доказывал, что именно он – самое полезное. Мы сейчас с вами вместе вспомним, какую пользу приносит каждое животное, и попробуем сочинить сказку “Спор животных”. (Раздает детям животных из пальчикового театра). Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить, кто из них самый нужный для человека”.

Дети: (по цепочке придумывают сказку).

Собака сказала: “Гав-гав. Я охраняю дом, хозяйку с хозяином, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.

Кошка не согласилась: “Мяу-мяу. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я – самое нужное домашнее животное.

В спор вмешалась корова: “Му-у-у. Я даю молоко, сливки, творожок и сметану хозяйке. Я – самое нужное домашнее животное.

Коза возмутилась: “Ме-е-е. Я тоже даю молоко, да еще чудесный теплый пух. Я – самое нужное домашнее животное.

Овца заблеяла: “Бе-е-е. А я даю замечательную теплую шерсть. Я – самое нужное домашнее животное.

Лошадь, дослушав овцу, сказала: “Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я – самое нужное домашнее животное”.

Логопед: “В это время вышел хозяин и сказал: “Все вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу”. И все животные дружно закивали головами”.

VIII. Физкультминутка “Кошка”. (Психоречевая гимнастика).

Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.

Логопед: “А сейчас мы с вами превратимся в кошечек. Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!”

Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом).

Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
Встала кошка, потянулась,
Ее шерстка развернулась.

IX. “Что забыл нарисовать художник?”

Логопед: “Ребята, посмотрите внимательно на картинку. На ней изображены наша именинница и ее друзья-животные. Но вот беда, художник забыл нарисовать некоторые части тел животных. Давайте дорисуем и скажем, чего не хватает у каждого животного?”

Дети: (дорисовывают недостающие части тела и говорят чего у каждого из них не хватает). “У кошки не хватает хвоста. У козы не хватает рогов. У собаки не хватает лапы. У коровы не хватает копыта”.

Логопед: “Итак, ребята, лошадь, кошка, корова, коза, кролик, собака, свинья, овца. Кто это?”

Дети: “Эти животные – домашние. И для человека они очень важные!”

Логопед: “Правильно! Домашние животные живут рядом с людьми. Люди заботятся о них. Коровы, бараны, козы, лошади и другие крупные домашние животные – это скот. Послушайте стихотворение и ответьте, как называется место, о котором в нем рассказывается”. (Дети, прослушав стихотворение до конца, отвечают на заданный вопрос)

Что за шум стоит вокруг?
Громко лает старый пес,
Вот заржали кони вдруг:
Конюх им овса принес.
Здесь мычит корова: “Му-у”,
Вторит ей овечий хор.
И никак я не пойму,
Что за странный это двор?
Там сарай, за ним – конюшня,
Место есть для конуры
И лужок для непослушной,
Очень шумной детворы,
Где ягнята, жеребята,
И козленок, и щенок,
И смешные поросята –
Все резвились, кто как мог.
Летом там для всех раздолье,
Прогуляться за село
Выпускают стадо в поле,
А зимой назад – в тепло.
Их накормят, и напоят,
И жилище приберут,
И причешут, и помоют,
Если нужно – постригут.
Человек заботлив очень,
Верный пес на то в ответ
Стережет жилище ночью
Вот уж много, много лет.
А корова нам подарит
Сыр, сметану, молоко.
Лошадь грузы переправит,
Хоть ей это нелегко,
Из овечьей теплой шерсти
Люди вяжут свитера…
Сколько пользы нам приносят
Обитатели двора!

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР «Пришла весна»

Конспект подгруппового логопедического занятия

в подготовительной к школе группе

детского сада для детей с ОНР

Тема «Весна пришла».

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширение и активизация словаря детей по данной теме, словаря антонимов. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами). Совершенствование навыка звукового анализа слов. Совершенствование навыка составления и чтения предложений.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и тонкой моторики, координация речи с движением, упражнение в правильном дыхании. Развитие памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности. Воспитание у детей чувства любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны; предметные картинки: торт, радуга, апельсин, ваза, арбуз; солнышко; конверты с заданием; звуковые символы, буквы, мячик, рисунки цветов для штриховки, карандаши, CD-проигрыватель, CD с записью музыки к занятию.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание логоритмических и пальчиковых упражнений по теме «Весна».

Оргмомент. (Дети встают с логопедом в круг, у логопеда в руках солнышко. Звучит лирическая музыка).

Если птицы прилетели,

Песни весело запели,

А медведь в лесу дремучем

Пробудился ото сна,

Значит, к нам пришла … (д: весна)

– Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.

. У нас хорошее настроение, ведь наступила долгожданная весна. Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам? (дети: солнышко)

-А какое весной солнышко? (д: солнышко – весеннее, яркое, тёплое, большое, ласковое, весёлое…т.д.)

О чём мы будем говорить на занятии?

– Догадались, о каком времени года мы будем говорить? (д: о весне)

– Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова…

– Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой… Давайте мы все вместе позовём весну и каждый попросит кто что пожелает.

(Логопед передаёт картинку – солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети повторяют закличку и просят принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).

– Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 4 картинки времён года: весна, лето, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег…, с крыш капают сосульки, … прилетели птицы, …дети надели весеннюю одежду и т.д.).

3. Игра «Подбери словечко».

– Я напомню вам признаки весны, а вы мне поможете. (Логопед говорит предложение, а дети его заканчивают, подбирая нужное слово. Появляются подобранные логопедом картинки).

Закончилась долгая, холодная… (зима).

Наступила тёплая, долгожданная… (весна).

Всё ярче светит весеннее… (солнышко).

Появляются первые… (проталины).

С крыш домов капают… (сосульки).

На деревьях набухают… (почки).

С тёплых краёв прилетают… (птицы).

Ребята строят для скворцов… (скворечники).

Мы очень любим первые весенние… (цветы).

– Молодцы, вы правильно подобрали слова, и составили предложения, у нас получилась весенняя картина.

4. Игра «Хлопни в ладоши».

– Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слова: проталины, половодье, капель, ледоход).

5. Массаж лица. (Выполняем стоя)

– На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

Светит яркое весеннее солнышко – поглаживание

и ласкает нам лицо.

Дождик ещё холодный. – постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё иногда пощипывает морозец. – пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее. – снова поглаживание

6. Упражнение «Что лишнее?».

– Посмотрим, как вы знаете приметы ранней весны. Слушайте меня и определите, какая из примет лишняя, и объясняйте почему.

-Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины.

– Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха.

– Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнезда.

– С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь.

7. Упражнение «Подбери слова-действия».

– Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких, вспомним вместе. Подберите слова – действия и закончите предложения.

Весной солнце … (греет, припекает, ласкает…)

Весной сосульки под солнцем… (тают, капают…)

Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…)

Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются…)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят…)

Весной птицы… (возвращаются, прилетают…)

Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают …)

Весной лёд на реке… (тает, трещит, ломается, плывёт…)

Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)

Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет…)

8.Игра «Назови ласково».

– У весны много друзей. Давайте назовём их ласково (Логопед называет первое слово, а дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательным значением).

Солнце – солнышко, (дождь, ветер, туча, трава, лужа, проталина, скворец, дерево, почка, ручей, цветок…)

9. Дыхательное упражнение «Цветочек).

– Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах. » с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

10. «Составь предложение».

– Весенний ветерок принес в нашу группу конвертики, а в них задание для каждого составить предложение из предложенных слов.

– Прочитайте, что у вас получилось.

11. Вспомните, как называются весенние месяцы?

– Давайте их назовём по порядку.

(Дети называют месяцы, логопед вывешивает соответствующие картинки)

Назовите 1-ый месяц весны? 3-ий месяц?

Какой месяц находится между мартом и маем?

Какой месяц впереди апреля? Мая?

12. Игра «Скажи наоборот».

– Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (д: нет) Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Скажи наоборот».

Зимой снег белый, а весной… (серый).

Зимой снег чистый, а весной… (грязный).

Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)

Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).

Зимой небо серое, а весной … (голубое).

Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).

Зимой солнце низкое, а весной… (высокое).

Зимой похолодало, а весной… (потеплело).

13.Подвижная игра «Веснянка».

А уж ясно солнышко идут по кругу, взявшись за руки, и

Припекло, припекло. медленно поднимают руки.

И повсюду золото идут по кругу, взявшись за руки. И

Разлило, разлило. медленно опускают руки

Ручейки по улице бегут на носочках в противоположную сторону

Все журчат, журчат руки на поясе

журавли курлыкают меняют направление движения

И летят, и летят. Идут высоко поднимая колени и взмахивая руками.

. А я предлагаю вам выполнить ещё одно задание и помочь мне разгадать зашифрованное слово. (Логопед вывешивает картинки. Дети собирают слово из первых букв в названии каждой картинки: торт, радуга, апельсин, ваза, арбуз, буквы вывешиваются на доске, получается слово трава, далее выкладывают его звуковую схему).

– Отвечайте на мои вопросы полными предложениями.

– Сколько звуков в слове «трава»? (д: 5 звуков).

– Произнесите их по порядку. (д: [т], [р], [а], [в], [а]).

Сколько гласных звуков в слове «трава»? Назовите их. (д: 2 гласных звука: [а]).

– Сколько согласных звуков? Назовите их и дайте им характеристику.

– Сколько гласных звуков в слове «трава»? Назовите их. (д: 2 гласных звука: [а]).

– Сколько слогов в слове трава?

15. Рассказ «Наступила весна».

– С наступлением весны мы чаще выезжаем в леса. Сейчас я хочу прочитать вам рассказ о том, что случилось с ребятами весной.

«Наступила весна. Снег растаял, и лес стал одеваться в зеленую листву. Прилетели из далеких краев перелетные птицы. Было тепло, и мы с другом Колей отправились в лес. Коля взял с собой нож. Он подошел к березе, надрезал ее ствол, и мы стали пить березовый сок. Он был очень вкусный. Скоро нам надоело пить сок, и мы стали бегать и кричать. Мы стучали палками по деревьям так громко, что птиц не стало слышно. В лесу было много цветов, и мы нарвали по огромному букету. А потом мы отправились домой. Как мне понравилось в лесу!». (Далее проводится беседа.)

– Правильно ли вели себя ребята в лесу? Чего нельзя делать в лесу? Какой вред они нанесли окружающей среде? Можно ли так поступать? (Ответы детей)

– Я предлагаю вам не рвать цветы, как это сделали мальчишки. Давайте мы с вами, наоборот, создадим цветочную полянку. Наши весенние цветы заштрихуем и создадим весеннюю полянку. Я думаю, что она получится замечательной и красивой. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, мать-и-мачеха. Дети их раскрашивают и развешивают на доске, образуя весеннюю, цветочную поляну). Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась.

– Ребята, какие вы молодцы. О чем мы сегодня говорили на занятии?

Читайте также:  Маленькие секреты учителя-логопеда
Ссылка на основную публикацию