Конспект подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе, у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи.

Тема: Звук С.

Цель:закрепление навыка различения на слух и правильного произношения звука С; упражнения в звуковом анализе и синтезе.

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Дети стоят вокруг логопеда. Логопед показывает картинки и просит назвать одну лишнюю:

Помидоры, лук, слива клен, ива, сова

Яблоко, груша, капуста волк, медведь, миска

Платье, рубаха, стакан голуби, ворона, лиса

Дети объясняют, почему данная картинка – лишняя.

Логопед сажает детей на места, отобранные картинки стоят на фланелеграфе. Дети определяют, какой звук повторяется во всех этих словах(с) и дают ему характеристику.

Логопед с детьми отправляется в «полет на самолете». Надо придумать, какие вещи брать с собой. В их названии должен присутствовать звук С. При входе в «самолет» стоит «стюардесса» и проверяет, правильно ли выбраны вещи- картинки. Ребенок, входя в «самолет», говорит: «Я взял с собой в самолет: сок, сумку, сапоги и т.д.» . Дети садятся на места. Оказывается, что самолет не простой, а волшебный. Чтобы он взлетел, надо произнести волшебные слова:

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Дети хором произносят стихотворение, а затем выбирают слова со звуком С.

3. Игра «Найди нужное слово».

Логопед показывает и называет картинки: лес, лиса, собака, усы, коса, санки.

Далее читает предложения, в которых слова перепутались. Дети заменяют слова в предложениях, используя опорные картинки, выставленные на доске:

Грибы растут в огороде (лесу).

Заяц убегает от мышки (лисы).

Дом стережет кошка (собака).

Траву косят сапогом (косой).

У дяди Саши длинные косы (усы).

4. Физкультминутка. Игра «Сова».

Дети хором произносят стихотворение:

Сова, сова, сова. Совиные глаза,

Сидит сова на суку

Во все стороны глядит.

Да как слетит!

Один из детей назначается совой. После последних слов «сова» летит и ловит кого- то из детей. Пойманный ребенок становится «совой».

5. Игра «Придумай слово».

Выбирается ведущий. На столе лежат кубики со слогами: СА, СУ, СО, СЫ. Ведущий берет любой кубик и с этим слогом придумывает слово: (сад, суп, сок, сын).

6. Логопед просит ребят внимательно послушать рассказ:

«Наступила зима. Выпал снег. Саня и Соня идут гулять. У них совок и санки. Саня лепит снеговика. А Соня катается на санках».

У детей на столах лежат по две картинки:

Зима и снег. Лето.

Саня и Соня зимой. Саня и Соня летом.

Санки. Самолет.

Совок. Лопата.

Саня и снеговик. Саня и удочка.

Соня и санки. Соня и мяч.

После повторного чтения рассказа дети выбирают те картинки, которые подходят к тексту, а затем выставляют их в нужной последовательности. По желанию отдельные дети рассказывают текст с опорой на картинки.

7. Ведущий раздает детям конверты, в которых находятся 3 картинки и схема слова.

Дети должны выбрать ту картинку, которая подходит к схеме:

Стул, сом, носки.

Стакан, маска, нос.

Миска, фикус.

Дети называют звук, который учились правильно произносить (С).Затем называют слова со звуком С из рассказа. Выигрывает тот, кто правильно отобрал самое большое количество слов.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе.

Тема:Звук З.

Цель:Знакомство со звуком З, формирование правильного произношения звука З.

Оборудование:предметные картинки, полоски и кружочки, пособие «Угадай слово».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет слово со звуком С, СЬ.

2. Сообщение темы занятия.

Показываю картинки. Назови картинку. Какой звук есть во всех этих словах?

3. Артикуляция звука.

– Давайте произнесем этот звук. Положили правую ладошку на горлышко. Произносим. В каком положении:

Язык- за нижними зубами;

4. Введение понятия «характеристика звука».

Звук З- согласный, твердый. Это характеристика звука.

Если я попрошу дать характеристику звука, то вы должны мне сказать какой этот звук: гласный или согласный; если согласный- то какой- твердый или мягкий.

– Дайте характеристику звуку З, С, СЬ.

5. Проговаривание слогов со звуком З.

ЗА- ЗА- ЗА ЗЫ- ЗУ- ЗЫ

ЗО- ЗО- ЗО ЗА- ЗУ- ЗО

ЗУ- ЗУ- ЗУ ЗЫ- ЗУ- ЗО

6. Выделение на слух слогов со звуком З.

Я буду называть слоги, а вы если услышите слог со звуком З- поднимите руку.

СА- ЗА- ЖА ЗУ- ЖУ- СУ

СО- ЗО- ЖО ЖУ- СЫ- ЗЫ

7. Проговаривание слов со звуком З.

Показываю картинку, дети по очереди называют предмет, определяют место звука в слове.

8. «Полоски и кружочки». Определение места звука в словах: коза, заяц, зал, зонтик, язык, мимоза, морозы.

9. Звуко- слоговой анализ слов.

10. Игра «Угадай слово».

По картинкам: произнести слова, выделить первый звук, какое из этих звуков получится слово?

1) волк, астра, заяц, аист, ваза.

2) Рояль, окна, замок, автомобиль, роза.

Какой звук мы сегодня изучили?

Покажите артикуляцию звука.

Дайте характеристику звука.

Назовите слова со звуком З в начале, середине слова.

Данное занятие проводилось с подгруппой детей, имеющих фонетико- фонематическое недоразвитие речи.

Конспекты и анализ посещенных занятий.

Конспекты фронтальных логопедических занятий в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.(посещенные и проанализированные студентом).

Тема: Одежда. Ткани.

Цели:уточнить названия одежды; закрепить понятия: верхняя, нижняя (белье), праздничная, повседневная, летняя, зимняя, демисезонная одежда; уметь называть детали одежды; познакомить детей с названиями материалов; уточнить, кто шьет одежду, где и какие инструменты необходимы; учить согласовывать числительные с существительными.

Оборудование:демонстрационный материал – детская одежда, виды ткани.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто назовет вещи, которые надеты на вас.

– Как можно назвать все это одним словом? (Одежда).

2. Рассказ логопеда.

А) Одежду придумали люди в давние – давние времена. Ее делали из шкур животных, убитых на охоте. Одежда помогала людям согреться. Постепенно они научились делать ткани, и одежда стала меняться. Особенно женщины уделяли одежде большое внимание, хотели, чтобы она их украшала. Они шили одежду для улицы, для дома, для праздников, для девочек и мальчиков.

– А мы сейчас с вами назовем эту одежду.

– Какую одежду надевают на улицу? Какая это одежда? (Верхняя).

(Выставляются картинки с изображениями трусов, майки, футболки, ночной сорочки, пижамы).

– На что мы ее надеваем? (На тело).

– Какая это одежда? (Нижняя). А по-другому можно сказать – белье.

– Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник? (Праздничная, нарядная).

Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (Повседневная).

– Летом и зимой мы носим одинаковую одежду?

– Летом какую одежду мы носим? (Летнюю). А зимой? (Зимнюю).

– А демисезонную одежду мы надеваем весной и осенью. Между сезонами, между летом и зимой.

3. Физминутка (см. картотеку).

4.Б) Рассматривание рубашки.

– Что это? (Рубашка).

Обговаривание с детьми деталей одежды. У рубашки есть спинка и две полочки. Воротник может быть – круглым, отложным, стоечкой, широким, длинным, узким, вышитым, кружевным и т.д.

Рукав может быть – длинным, коротким, широким, узким, прямым, расклешенным.

Манжета – широкой, узкой, большой, маленькой, кружевной, вышитой.

Карман – большим, маленьким, глубоким, мелким, накладным, внутренним, ложным. Застежки могут быть разные: пуговицы с петельками, молнии, кнопки, клепки, крючки, шнуровка, липучка.

Планка – длинная, короткая, широкая, узкая, вышитая, кружевная и т.д.

В) Рассматривание платья. Уточнение дополнительных деталей: пояс, ремешок, подол, хлястик, складки и т.д.

Г) Знакомство с тканями: шелк, ситец, сатин, вельвет, капрон, фланель, шерсть, байка, бархат, трикотаж, драп, хлопок, кашемир, атлас и т.д.

– Знаете ли вы, из чего делают одежду? Из ткани. Ткани бывают разные: шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные, искусственные. Их изготавливают из ниток на ткацких фабриках специальные машины. А люди, которые работают на этих машинах, называются ткачами. После этого ткани раскрашивают специальными красками. И уже потом из них шьют одежду.

5. Д.и. «Закончи предложение».

Это желтая рубашка, а в шкафу лежат пять… (желтых рубашек).

Это нарядное платье, а на вешалке висят пять… (нарядных платьев).

Это кожаный плащ, а в магазине продаются пять … (кожаных плащей).

Это шерстяные носки, а мама купила пять пар … (шерстяных носков).

Это драповое пальто, а портниха сшила пять… (драповых пальто).

Тема, цель и содержание занятия соответствуют программе коррекционно-речевого развития и перспективному плану работы учителя-логопеда. При организации занятия учитывается возраст детей, а также их индивидуальные особенности. Проведена подготовка детей к предстоящему занятию, мобилизовано их внимание при помощи занимательного сюжета. В достаточном количестве на занятии используется демонстрационный и раздаточный материал. Структура занятия не нарушена, все этапы находятся в логической последовательности. Наблюдается разнообразие использования приемов привлечения внимания детей, которое успешно сочетается с коррекционно-развивающей ценностью этих приемов для педагога. На занятии присутствуют как фронтальные, так и индивидуальные формы работы. Весь процесс обучения строится на основе личностно-ориентированной модели. Педагог умело устанавливает контакт с группой детей, тактичен и в то же время требователен во время занятия. Предъявляет требования к детям с учетом их речевых возможностей и особенностями личности каждого ребенка. Цели занятия достигнуты, дети усвоили материал, данный на занятии.

Тема: « Транспорт».

Цели:закрепить знания детей о транспорте; уточнить понятия: транспорт, наземный, подземный, грузовой, пассажирский, железнодорожный, легковой, специального назначения; уточнить детали транспорта; образовывать прилагательные от существительных, приставочные глаголы; составлять описательные рассказы; развивать словарь.

Оборудование:демонстрационный материал – картинки с изображением транспорта; раздаточный материал – картинки с изображениями разных видов транспорта, карточки с изображением частей машины и материала, из которого они сделаны.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто назовет свою картинку. (У детей картинки с изображениями разных видов транспорта).

– Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О транспорте).

2. Беседа о транспорте.

Логопед выставляет картинки наземного транспорта и уточняет его виды. (Грузовой, легковой, пассажирский).

Логопед загадывает загадку:

Полный и пузатый.

Люди в нем сидят,

Смотрят и стоят. (Троллейбус).

– Из каких частей состоит троллейбус? (Кабина, салон, колеса, руль, фары, двери…).

– Как называются люди, едущие в троллейбусе? (Пассажиры).

– Значит, троллейбус – какой транспорт? (Пассажирский).

– Пассажирский транспорт может быть наземный и подземный.

– Назовите наземный пассажирский транспорт.

– Назовите подземный пассажирский транспорт.

Сравнение пассажирского транспорта: электричка и такси.

Транспорт может быть не только пассажирским, но и грузовым. Как вы думаете, почему он называется грузовым транспортом? Логопед выставляет картинки (грузовик, фургон, цистерна). Сравнение этих видов транспорта.

(Выставляются картинки – пожарная машина, скорая, милиция). Логопед с детьми обговаривает назначение каждой машины и уточняет понятие «транспорт специального назначения».

– Какой легковой транспорт вы знаете? (Жигули, Волга, Москвич, Запорожец…). Почему этот транспорт называется легковым? Уточняется назначение легкового транспорта.

Читайте также:  Использование театрализации в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Мы в автобус дружно сели, Дети садятся,

И в окошко посмотрели. Смотрят по сторонам,

Наш шофер педаль нажал, «нажимают» на педаль,

И автобус побежал. Убегают.

4. Игр. упражнение «Подбери слова».

А) Автобус (какой?) – быстрый, полный, мчащийся, красивый.

Троллейбус – веселый, разноцветный, гудящий…

Б) Автобус (что делает?) – едет, идет, мчится, стоит, обгоняет, ползет.

Троллейбус – перегоняет, летит, подъезжает…

В) Образование прилагательных от существительных (игра проводится на раздаточном материале):

Колесо из резины – …, кабина из железа – …, руль из пластмассы – …, сиденье из кожи – …, кузов из дерева – …, фургон из брезента – …, рельсы из железа – …, окно из стекла – ….

Г) Употребление приставочных глаголов.

Логопед выставляет игрушки: гараж, машина, мост, стоянка. Дети дополняют предложение.

Машина из гаража (выезжает). Машина вокруг гаража (объезжает). Машина к мосту (подъезжает). Машина с моста (съезжает). Машина перекресток (переезжает). Машина от стоянки (отъезжает). Машина в гараж (въезжает).

Составление описательных рассказов по картинкам.

– Какой вид транспорта?

– Из каких частей состоит? (Форма, веет, размер, детали).

– Назначение данного транспорта.

Тема, цель и содержание данного занятия строится с учетом возраста детей, а также перспективного плана работы и коррекционно-развивающей программы. В процессе занятия дети активны, заинтересованы. При подготовке занятия логопед учла такие важные моменты, как санитарно-гигиенические условия, эстетичность оформления материала занятия, его количество и качество. Прослеживаются все основные этапы занятия, их четкая последовательность. Логопед постоянно использует разнообразные приемы привлечения внимания детей, активизации их познавательной деятельности, умело сочетает индивидуальные и фронтальные формы работы с дошкольниками. Педагог в процессе занятия контролирует речь детей, направляет их высказывания в правильное русло, добивается ответа полным предложением. Дети усвоили материал. Цель занятия достигнута.

Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми с ФФНР в подготовительной группе. Тема: “Дифференциация звуков [С] – [З]”

Разделы: Логопедия

Цель занятия:

  • автоматизация звуков [с] и [з] в словах, фразах, предложениях, скороговорках;
  • закрепление правильного, отчётливого произношения свистящих звуков и их различение на слух.

Задачи:

  • Образовательные:
    • закрепление знаний о механизмах организации данного звука, изолированного, в слогах, в словах и в предложениях;
    • упражнение в употреблении слов со звуком в свободной речи.
  • Развивающие:
    • совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
    • развитие фонематического восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
  • Коррекционные:
    • развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, речевого дыхания (сильного выдоха);
    • развитие звукового и слогового анализа и синтеза;
    • формирование умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам;
    • совершенствование фонематического восприятия и слуха;
    • обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С – З;
    • развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Воспитательные.
    • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности;
    • воспитание интереса к играм со звуками и словами;
    • развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Материалы: карточки с буквами С, З, наборное полотно, картинки с изображением девочки и мальчика; стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор собака, заяц; зелёный и синий домики, мяч.

1. Организационный момент

– Дети, давайте вспомним песенки-звуки, которые вы хорошо знаете: С-С-С – песня холодного ветерка, З-З-З – песня комара.
– Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил.

2. Игра «Звуки С-З»

– К нам в гости пришли Света и Захар. (Выставить на наборное полотно картинки с изображением девочки и мальчика.)
– С какого звука начинается имя девочки? (мальчика)?
– Какой звук «С»? («З»).
– Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)
– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)
– Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З . Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

3. Упражнение «Слушай внимательно»

– Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – З или С – слышится в слове: роза, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.

4. Физкультминутка

Ветер осенний щёки надул (Дети надувают щёки)
И на деревья сильно подул. (Делают сильный выдох)
Ветки качнулись и затрещали. (Качают поднятыми вверх руками)
Листья давно все на землю упали (Приседают на корточки, ладони кладут на пол)
Медведи в берлогах скоро уснут (Кладут руки под щёку)
Снежинки кружась легко упадут (Поднимаются, кружатся и приседают на корточки)

5. Отгадай загадки

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди –
Лучше в дом не заходи. (Собака)

– Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся. (Заяц)

(Выставляю картинки: собаки и зайца).

– Какой первый звук в отгадках?
– Как они произносятся?

Уточнить положение язычка, губ, зубов.

6. Артикуляционная разминка

– Произнести на одном дыхании.

Вдох – СА-СО-СУ-СЫ – выдох.
Вдох – ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ – выдох.

7. Игра « Скажи наоборот» (с мячом)

За-са, сы-зы, со-зо, ус-уз, зы-сы, су-зу

8. Игра «Назови лишний слог»

– Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:

Са-са-са-са-за
Со-со-со-со-зо
Су-су-су-су-зу
Зы-зы-зы-зы-сы
Зи-зи-зи-зи-си
Зу-зу-зу-зу-су

9. Пальчиковая гимнастика “Забор” (ладони соединены кончиками пальцев встык, большие пальцы подняты вверх; пальцы двигаются «от себя» и «на себя»).

Мы построили забор, это наш с тобою двор.
Вот калитка для друзей, заходи сюда скорей.
И калитку – на замок, чтобы волк войти не смог.

10. Игра «Закончи слово нужным слогом»:

СЫ, ЗЫ: ва. но. ко. та. бу. гро. бере. ча.
Какое из слов можно закончить слогом -сы и слогом -зы?

11. « Четвёртый лишний» (по наличию звуков «С» и «З»):

санки, забор, сова, сок;
– роза, коза, ваза, нос;
самолет, сумка, стрекоза, суп.

В каком слове встречаются оба звука?

12. Дидактическое упражнение «Составь слово» (составить слово из слогов): са, мо, лет; зо, ло, то; ско, во, ро, да; зо, о, парк.

13. Игра «Найди свой домик»

Помещаю два домика на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенит колокольчик. Дети расставляют картинки в домики: если картинка со звуком С – она будет жить в зелёном домике, со звуком З – в синем (стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор).

14. Игра «Измени фразу по образцу»

– Следи за произношением звуков [с] и [з].

Я катаю Соню на санках.
Ты … катаешь Соню на санках.
Он…катает Соню на санках.
Она… катает Соню на санках.
Мы … катаем Соню на санках.
Вы … катаете Соню на санках.
Они… катают Соню на санках.

15. Выучить скороговорки:

– Идет козел с козой, а коза идет с косой.
– Змея змеилась, змея смеялась, смеясь, змеилась, змеясь, смеялась.

16. Итог занятия

– Ребята, вам понравилось занятие?
– Какие звуки мы сегодня сравнивали?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Что было самым трудным?

Конспект подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

Представляю для публикации конспект подгруппового занятия в логопедической группе для детей с ФФН по лексической теме «Органы пищеварения». Занятие также направлено на автоматизацию звука «С».

Тема занятия: «Чудо-завод внутри меня».

  • Познакомить со строением и функцией пищеварительной системы человека.
  • Уточнять и обобщать знания детей об органах пищеварения их работе и взаимодействии между собой.
  • Закреплять в речи названия органов пищеварения( пищевод, желудок, кишечник, язык, зубы .
  • Показать значение питания в жизни человека.
  • расширять и активизировать словарный запас по теме « Органы пищеварения»;
  • совершенствовать глагольный словарь (пережёвывать, перетирать, сжимать, разжимать, глотать, продвигаться), навыки словообразования ( пищевод, пищеварение), согласования существительных с прилагательными и числительными.
  • воспитывать познавательный интерес к своему организму.

Ход занятия.

Логопед: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Я приглашаю вас на экскурсию по чудо-заводу, который находится внутри каждого из нас. Хотите?

Логопед: Прежде чем мы отправимся в путешествие, я хочу, чтобы вы вспомнили и назвали мне героев сказок, которые имели маленький рост или вес ?

Дети: Дюймовочка, Мальчик с пальчик, Гномы и т.д.

Логопед: Вы все молодцы, скорей занимайте свои места.

Дети рассаживаются перед интерактивной доской, за столы

Логопед: А скажите мне , пожалуйста, почему названные вами герои были такие маленькие?

Дети делают свои предположения. Логопед анализирует их ответы.

Логопед : наверное вы правы, и они очень плохо кушали. А зачем человеку вообще нужно кушать, может мы прекрасно жили бы без еды?

Дети: Нет, нам нужно кушать, чтобы бегать, играть, ходить в детский сад и т.д.

Логопед: Вы правы, человеку нужна еда, чтобы жить! А кто из вас знает, что происходит с пищей внутри нас?

Дети делают свои предположения.

Логопед: да, еда проходит очень длинный , сложный и интересный процесс, но это мы увидим чуть позже. А сейчас давайте потренируемся и выполним пальчиковую разминку.

Логопед: Теперь я вижу, что вы готовы отправиться в путь. А сопровождать нас будет – сдобный и румяный пирожок.
Именно с ним будут происходить удивительные превращения. В самом начале пирожок, как и любая другая еда попадает …

Логопед: Правильно, и там его встречает строгий охранник-…

Логопед: А строгий он, потому, что пробует всех гостей на вкус. Кто ты? Сладенькая конфетка или горький перец? Для того, чтобы язык был чувствительным, давайте выполним гимнастику для языка.

Логопед: Наш язычок размялся, давайте сейчас поиграем в игру « Определи на вкус» и проверим наших охранников на деле. Вы согласны?

Логопед вызывает несколько детей, завязывает им глаза и проводит игру. Детям предлагается определить на вкус следующие продукты: соль, сироп, сахар, сыр, сок.

Логопед: Все ребята справились с заданием и правильно отгадали, и назвали продукты. А какой звук одинаковый во всех этих словах?

Логопед: Правильно, давайте все вместе произнесём этот звук.

Дети длительно произносят звук «С».

Логопед хвалит детей за правильно произнесённый звук.

Логопед: Находясь во рту, еда не только пробуется на вкус, но и тщательно перетирается зубами. Вот почему зубки нужно беречь и следить за их состоянием. От их дружной работы зависит дальнейшее продвижение нашей пищи. Итак, все работы во рту завершены, мы делаем глотательное движение и пережёванная пища попадает в узкий туннель? Который называется пищевод. Это слово новое, поэтому давайте проговорим его вместе и по слогам.

Читайте также:  Лексические упражнения по обогащению словаря детей прилагательными

Дети вместе с логопедом повторяют это слово по слогам.

Логопед: Вот какое интересное слово. Кто был внимательным и посчитал, сколько слогов было в этом слове?

Логопед: Молодцы. Двигаемся дальше. А чтобы узнать, как же кусочки пищи продвигаются по пищеводу, я предлагаю вам взять тюбики с зубной пастой. Да, да, не удивляйтесь. Давайте потихоньку будем сжимать и разжимать их. Что происходит?

Дети: появляется зубная паста.

Логопед: Да, вот такую же работу совершает пищевод, сжимаясь и разжимаясь, проталкивая кусочки пищи вниз.

Дети несколько раз повторяют это упражнение

Логопед: Таким образом, продвигаясь вперёд, наш кусочек пирожка дошёл до входа в таинственную пещеру — желудок. Желудок вначале маленький и похож на сдутый воздушный шарик. Но стоит пище попасть во внутрь этой пещеры, как она начинает раздуваться. Представляете, в желудке взрослого человека может уместиться целая банка солёных огурцов. Вот до каких размеров может растянуться наш желудок. Давайте и мы сейчас возьмём воздушные шарики и попробуем их надуть.

Дыхательная гимнастика «Надуй воздушный шар».

Логопед хвалит детей .

Логопед: В желудке происходит очень сложная работа. Стенки в этой пещере шершавые и они могут сжиматься и перетирать размягчённую пищу. Сейчас я предлагаю вам взять в руки пластилин и попробовать сжимать его до тех пор, пока он не станет мягким и эластичным.

Дети выполняют упражнения с пластилином.

Логопед: Вот так работает и наш желудок. Весь этот процесс называется пищеварением, то есть пища как бы переваривается. Становится мягкой и жидкой.

Логопед вместе с детьми проговаривает это слово и предлагает самостоятельно попробовать произнести его.

Логопед: Ребята, нам с вами осталась всего одна остановка и мы закончим наше путешествие, кто сможет сейчас повторить все этапы нашего пути .

Логопед: Молодцы, я вижу, что вам было интересно. И вы хорошо запомнили новые слова. А теперь вперёд!

Логопед: Пережёванная, перетёртая, и превращённая нашим желудком в жидкую кашу, пища попадает в другой тоннель. И длина его … 7 метров. Удивлены? Нет, я не ошиблась, именно столько метров находится внутри, несмотря на то, что ваш рост чуть больше метра. Этот тоннель называется – кишечник. Он напоминает змею, такой же изогнутый и тонкий. Вот почему легко помещается внутри даже маленьких детей. Так вот именно кишечник кормит нас. Внутри кишечника находятся тысячи малюсеньких ворсинок, которые день и ночь трудятся и всасывают жиденькую кашку, питая нас самыми полезными веществами. Такая «насосная станция» кормит нас, а всё ненужное выводит наружу. Вот так постепенно, не спеша работает наш чудо-завод.

– А наше путешествие подошло к концу. Но прежде, чем мы попрощаемся, я бы хотела узнать «Кто был самым внимательным?» Проведём конкурс загадок, за правильные ответы вы будете получать фишки. И у кого их будет больше, тот и будет победителем.

1. Первым пробовать привык
Угощенья все … (язык)

2. Где находится «насосная станция?» (в кишечнике)

3. Пещера, которая может сдуваться и раздуваться? (желудок)

4. Узкий туннель, по которому пища попадает в желудок? (пищевод)

5. Дом, где наш язык живёт,
Называем все мы … (рот)

– Давайте посчитаем фишки и узнаем, кто же стал победителем в нашем конкурсе загадок (подводятся итоги).

Абрамова Ольга Васильевна
учитель-логопед
МДОУ ЦРР — детский сад № 30
Пермский край, г. Чайковский

Конспект подгруппового занятия для детей с ФФНР.

Содержимое публикации

Цель: Познакомить детей со звуком О.

Оборудование: Сюжетная картинка «Девочка охает» для звукоподражания, схема для характеристики звуков и составления схем, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем ,зеркала по количеству детей, предметные картинки со звуком О в начале слова: окна, осы, обруч, осень, ослик, очки, огурец, осьминог, дом, дождь, ботинки, чеснок, зонт.

Картинки овощей: картофель, морковь, лук, помидор, свекла, кабачок.

Картинки фруктов: апельсин, ананас, персик, лимон, яблоко, груша, слива.

Предметные картинки: Окунь (окунь живёт в воде), облако (облако белого цвета), осень (Какая погода осенью? Осенью холодная погода), бабушка в очках (Что носит бабушка? Бабушка носит очки), Осы, сидящие на цветах (Кто сидит на цветах?) На цветах сидят осы.

Картинки: сом в реке, горох в огороде, бегемот в зоопарке, мальчик пьёт сок.

Картинка буквы О.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Перед детьми картинки с овощами и фруктами. Сядет тот, у кого фрукт. Сядет тот, у кого овощ. Дети по очереди называют фрукт или овощ.

2. Объявление темы занятия.

– Ребята, посмотрите, Оля заболела и охает: «О-о-о». Какой звук она произносит? (Звук О). Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком О.

3. Основная часть. Артикуляция звука.

Хоровое и индивидуальное произнесение звука О, с соблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы вытянуты вперёд, воздух выходит свободно, не встречает преграду.

– Звук О – гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.

4. Развитие артикуляционной моторики.

– Ребята, давайте возьмем зеркала и послушаем сказку о веселом язычке.

Сказка «О Веселом Язычке»

«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание ребенка, что потолок – это нёбо. Просим погладить нёбо языком)

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый Язычок.

5. Развитие фонематического слуха.

Дети называют картинки, которые выставлены на доске. После этого часть детей поочерёдно выходят к доске и выбирают только картинки, в названии которых звук О находится в начале слова. Если ответ правильный, ребёнок забирает картинку и возвращается на своё место.

6. Закрепление звука О в слогах. Логопед утрированно произносит слог Оп и вместе с детьми проводит его анализ.

– Сколько звуков я произнесла? Назовите первый звук. (О). О – это какой звук? (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета). Назовите второй звук. (П). А звук П – какой? (Согласный, обозначаем фишкой синего цвета).

– Выложите из фишек слог ОП (дети выкладывают схему слога ОП). Покажите пальчиком звук О на схеме. Покажите пальчиком звук П на схеме. Сколько в этой схеме гласных звуков? (Один). Сколько согласных звуков? (Один). Аналогично проводится анализ звукосочетаний Оу, Оа.

7. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

8. Закрепление звука О в словах. Дети, у которых на столах картинки со звуком О в начале слова, меняются ими с товарищами. Дети по очереди называют картинки и говорят, в какой позиции находится звук О. (Окунь. Звук О находится в начале слова окунь).

9. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений по предметным картинкам. Дети отвечают на вопросы логопеда: «Где живёт окунь?» (Окунь живёт в воде). Какого цвета облако? Что собирают в огороде? Кто плачет от боли?

10. Закрепление звука О в тексте. (По сюжетным картинкам).

Ом-ом-ом- плывёт по реке сом.

Ок-ок-ок- выпил Ваня вкусный сок.

От-от-от- в зоопарке бегемот.

Ох-ох-ох- вырос на грядке горох.

11.Связь звука и буквы. Дети рассказывают, на что похожа буква О.

Складывание буквы О из пальцев. Сложить большой и средний пальцы.

12. На дом. Раскрашивание буквы О красным цветом.

13. Итог занятия: Как охала Оля? (о-о-о). Какой это звук? Какой звук О? Каким цветом он обозначается? Назовите слова, которые начинаются на звук О.

– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо занимались на занятии. До свидания!

Конспект подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

В утренние часы в группах для детей с ФФН проводится ежедневно по 2 фронтальных занятия (логопедические и воспитательские):

I занятие с 9 ч. до 9 ч. 30 мин;

II – с 9 ч. 40 мин до 10 ч. 10 мин.

После второго занятия воспитатель ведет часть детей на прогулку, остальные занимаются с логопедом.

Во второй половине дня воспитатель ежедневно (с 15 ч до 15 ч 30 мин) проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по заданию логопеда, а с 16 ч 30 мин до 17 ч одно из занятий (4-5 раз в неделю) согласно специально разработанной сетке.

Подгрупповые занятия

В подгруппы подбирают детей со сходными недостатками речи. Состав подгрупп в течение года может изменяться в зависимости от конкретных целей и задач того или иного периода обучения и индивидуальных успехов каждого ребенка.

Рекомендуется отдельно проводить занятия с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие при достаточном уровне развития грамматического строя речи. Занимаясь с этими подгруппами, логопед сосредоточивает свое внимание на постановке и закреплении произношения звуков, на дифференциации их и анализе звукового состава речи. В другие подгруппы объединяют детей, речевые недостатки которых касаются не только фонетики, но и лексики, и грамматики, т.е. детей с элементами лексико-грамматического недоразвития речи. На занятиях с этими подгруппами, кроме всего перечисленного, логопед уделяет много времени и внимания развитию словаря и грамматического оформления речи. Таким подгруппам следует отводить значительно больше времени, чем подгруппам только с фонетико-фонематическим недоразвитием.

С детьми, страдающими особо тяжелыми недостатками произношения (ринолалия, стертая форма дизартрии и т. п.), кроме подгрупповых занятий, могут проводиться на всем протяжении обучения индивидуальные занятия.

Воспитатель планирует свои занятия с учетом всех поставленных задач. Совместно с логопедом планируются занятия по развитию речи и по закреплению произносительных навыков

Читайте также:  Конспект индивидуального занятия (Автоматизация звука (Ц) в словах и предложениях)

Индивидуальные занятия

Постановка и закрепление правильного произношения звуков проводится в часы, выделенные для индивидуальных и групповых занятий.

Приемы коррекции звуков – общепринятые в логопедии. В то же время учитывается, что при фонетико-фонематическом недоразвитии недостатки речи выражаются в неправильном произношении звуков, а также в недостаточном различении звуков и затрудненном звуковом анализе слова.

Таким образом, перед логопедом стоят две задачи – воспитание артикуляционных навыков и развитие слухового восприятия. Как только логопед сумеет добиться правильного произношения звука, включается третья задача – выделение звука из состава слова. В педагогическом процессе эти три задачи не существуют изолированно, и на всех этапах логопедической работы так или иначе взаимосвязаны.

В тех случаях, когда у детей имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, воспитание плавного, правильного произношения слов различной слоговой сложности и словосочетаний выделяется как специальная задача.

Планируя работу по постановке звуков, логопед учитывает следующее:

общую последовательность логопедической работы;

общепринятую последовательность постановки звуков.

Если у ребенка нарушено произношение нескольких групп звуков, например свистящих и шипящих, Р и Л, и в то же время нарушено озвончение, то рекомендуется начинать работу одновременно над всеми указанными группами, но при этом соблюдая последовательность каждой группы. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: С, С’, 3, 3′, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ. Озвончение начинается с 3 и Б, в дальнейшем от 3 ставится Ж, от Б – Д, от Д – Г. Последовательность постановки соноров Р и Л индивидуализируется в зависимости от того, какой из этих звуков будет легче поддаваться коррекции. Только при условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к различным фонетическим группам, логопед сможет подготовить детей, неправильно произносящих большое количество звуков, к фронтальным занятиям.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка – строение и подвижность артикуляционного аппарата, степень развития слухового восприятия, количество неправильно произносимых звуков, уровень звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи, работоспособность. В зависимости от всех этих данных планируются индивидуальные занятия с каждым из детей. Содержание работы будет различным. С одними детьми придется проводить больше артикуляционных упражнений и больше времени планировать на постановку звуков, с другими – больше внимания уделять развитию слухового внимания, звукового анализа, воспитанию грамматически правильной связной речи.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе у детей с ффнр.

Тема: Звук Щ.

Цель: закрепление навыка различения и правильного произношения звука Щ в самостоятельной речи. Чтение слов.

Ход занятия:

Дети входят в группу и выбирают любой конверт с разрезными картинками. Обмениваясь карточками, складывают на доске щенка, плащ, щетку, щуку. Четко проговаривают эти слова, выделяя звук Щ.

Игра «Угадай мою игрушку».

Каждый ребенок берет три игрушки (картинки), среди которых одна- обязательно со звуком Щ.

Заяц, белка, щенок; щетка, мыло, паста;

Виноград, вишня, овощи; пирамида, щука, кот;

Ворона, воробей, щегол; ботинки, шапка, плащ.

Правильно отгаданные игрушки раскладываются на столе. Один из детей называет их, не видя.

Игра «Кто ищет, тот всегда найдет».

Выбирается ведущий; он выходит за дверь. В это время дети убирают свои игрушки (щенка, овощи, щегла, щетку, щуку). Входит ведущий и начинает искать спрятанные игрушки. Организуется диалог типа: «Что (Кого) ты ищешь?- Я ищу щенка!» «Ты ищешь овощи?- Я ищу не овощи, я ищу щуку».

Дети встают в круг с найденными игрушками. Логопед предлагает детям закончить предложения:

Я ищу (щетку). Мы ищем (щетку).

Ты ищешь (щенка). Вы ищете (щуку).

Игра «Собери предложение».

В гости к детям приходит Хрюша, который перепутал слова в предложении. Он предлагает детям исправить его ошибки:

Колхозники, овощи, выращивать. (Что делают колхозники?)

Мороз, дети, щеки, румянить. (Что делает мороз?)

Рыбак, ловить, щука, лещ. (Что делает рыбак?)

Искать, клещи, я. (Что я делал?)

Игра «Кто самый внимательный?»

К доске выходит ведущий. Дети повторяют для него составленные предложения. Он выбирает из них слова со звуком Щ, откладывает нужное количество фишек. Все остальные проверяют правильность выполнения задания.

На столах у детей лежат картинки (щенки, щетка, щавель, мама, уголь, клей, щи, собака, цветы, веник и т.д.).

Логопед читает стихотворение, а дети отбирают картинки, которые подходят к данному сюжету:

Два щенка- щека к щеке- щиплют щетку в уголке.

Ты нас, мама, не ищи, щиплем щавель мы на щи.

Стихотворения проговариваются и заучиваются всеми детьми.

Дети достают из конвертов картинки с надписями, где указана только первая буква. Они называют слова, вписывают недостающие буквы.

Дети еще раз четко проговаривают звук, который учились правильно произносить.

Появляется плачущий Незнайка. Он придумал слова со звуком Щ, а этот звук выскочил у него из слов. Незнайка просит детей поймать звук Щ и вернуть его на место в слова:

.епки, .ель, я. ик, ле., плю., пи.ать, ро.а .

В конце занятия логопед дает оценку работы каждого ребенка.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе. (Этап автоматизации звука).

Тема: Звук Ц.

Цель: закрепление навыка различения и произношения звука Ц в самостоятельной речи.

Ход занятия:

Дети вместе с логопедом проговаривают потешки и определяют, какой звук в них часто встречается:

Ца- ца- ца- вот пасется овца.

Цу- цу- цу- дети стригут овцу.

Цы- цы- цы- нет рогов у овцы.

Це- це- це- дайте сена овце.

Игра «Умный поезд».

Дети строят «поезд» из трех вагонов. Пассажиры отправляются в путешествие. По дороге им встречаются разные предметы и игрушки. Дети из первого вагона отбирают себе предметы, в которых звук Ц- в начале слова, из второго- где звук Ц- в середине слова, из третьего- где звук Ц- в конце слова (цапля, цепь, кольцо, яйцо, колодец).

Игра «Курица и цыплята».

Дети встают в круг. В центре- ведущая в шапочке курицы. Дети-цыплята идут по кругу со словами:

«Курица на улице едва не пропала, потому что курица ходит где попало.- Лови нас. »

Цыплята разбегаются, курица их догоняет.

4.Дети выбирают предметы (расческу, полотенце, мыло, ванночку, самокат и т.д.) и придумывает действия, которые можно

выполнять с их помощью: «Я буду купаться, кататься,

причесываться, умываться» и т.д.

5.Игра «Волшебный колодец».

В центре группы оборудуется «колодец». Дети гуляют по группе, находят спрятанные картинки, а затем опускают их в колодец. Выбирается ведущий, который с помощью магнитной палочки вылавливает из колодца картинку. Если в названии есть звук Ц, он отдает ее любому ребенку, который составляет с этим словом предложения:

Курица снесла яйцо. У мамы красивое кольцо. Собака сидит на цепи. У сони болит палец. Скворец вьет гнездо. Синица клюет зерно.

Дети повторяют звук, который учились правильно произносить, придумывают слова со звуком Ц. Один ребенок называет предмет в единственном числе, а другой этот же предмет во множественном числе: боец- бойцы, овца- овцы, колодец- колодцы и т.д.

Конспект занятия: «Развития фонематического восприятия, фонематического слуха»

Конспект занятия: «Развития фонематического восприятия, фонематического слуха».

Конспект занятия «Путешествие по сказкам»

Цель: развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, умение дифференцировать звуки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом и пожелаем друг другу хорошего настроения. Сегодня в гости к нам пришел …, а кто пришел вы сейчас попробуете догадаться сами. На доске вывешиваются картинки, детям предлагается назвать их и выделить в названиях первый звук. (лампа, утюг, ножницы, телевизор, индюк, крыша).Правильно ребята, к нам пришел Лунтик.

2. Основная часть.

Ребята, Лунтик предлагает вам выполнить его интересные задания. Он хочет посмотреть, как вы умеете выполнять задания. Вы согласны показать Лунтику, что вы умеете делать? (ответы детей). Ну, тогда начнем. Первое задание, которое приготовил Лунтик, называется «ПОЙМАЙ ЗВУК»

Ребята, внимательно послушайте слова которые я вам назову, если в названном слове слышится звук С, вы должны хлопнуть в ладоши слова:

―сова, ―зонт, ―лиса, ―лес, ―коза, ―слон, ―жук, ―коса, ―ѐжик, ―нос, ―стакан.

Справились с этим заданием.

Переходим к следующему и это задание называется «КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХСЛОВАХ?»

Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах.

Дети называют звук «ш».

Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах:

жук, жаба, лыжи – «ж»;

чайник, ключ, очки – «ч»;

щетка, ящик, щавель – «щ»;

селедка, Сима, лось – «сь»;

коза, замок, зуб – «з»;

зима, зеркало, вазелин – «зь»;

цветок, яйцо, курица – «ц»;

лодка, стул, лампа – «л»;

липа, лес, соль – «ль»;

рыба, ковер, крыло – «р»;

рис, крепость, букварь – «рь».

Логопед следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

Ребята, у Лунтика было день рождение. Мила решила подарить ему свой рисунок. Но пока она его несла, начался дождь и смыл половину рисунка. Давайте мы с вами поможем Миле дорисовать рисунок.

Упражнение «Продолжи узор».

Инструкция: посмотрите внимательно на рисунок. Здесь изображен сложенный пополам платочек. Как вы думаете, если платочек развернуть, какой у него вид? Дорисуй платочек так, чтобы он выглядел развернутым. Помните, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая.

4. Физкультминутка.

– Молодцы, ребята и с этим заданием вы отлично справились. А теперь давайте мы немножко отдохнем, а поможет в этом нам Лунтик.

5. Ребята, Лунтик на чердаке у бабы Капы нашел интересные предметы и среди них он увидел интересные картинки. Картинки были перепутаны. Давайте поможем Лунтику разобрать их.

Игра «Найди картинки»

Игра проводится в виде эстафеты. Дети делятся на 2 команды. Одна команда собирает картинки, например со звуком Л, другая со звуком Р. Один игрок может взять одну картинку.

Когда все дети возьмут по картинке, они поворачиваются друг к другу и называют картинки, выделяя голосом свой звук. Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее соберет картинки.

6. Ребята, Лунтик очень часто теряет звуки, давайте поможем найти эти звуки и отдадим их Лунтику, чтоб он их больше не терял.

Игра «Какой звук выпал из слова?».

Дети слушают слова и называют «выпавший» звук (крот — кот, лампа — лапа, пилка — пила).

3. Заключительная часть.

– Молодцы, ребята. Вы сегодня помогли Лунтику справиться с заданиями. Наше занятие подошло к концу. Скажите мне, пожалуйста, чему вы научились на занятии? (ответы детей). А где вы можете применять знания, которые вы сегодня получили на нашем занятии?

Составила
учитель-логопед:
Неугодникова Яна Юрьевна

Ссылка на основную публикацию