Конспект подгруппового занятия с использованием ЭОР в старшей логопедической группе

Конспект занятия в логопедической группе с использованием ЭОР «В гости к Смешарикам»

Оксана Мальцева
Конспект занятия в логопедической группе с использованием ЭОР «В гости к Смешарикам»

Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых

Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные», «Насекомые»

Совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно – падежных конструкций, согласование числительных

с существительными мужского, среднего, женского рода, согласование прилагательных, обозначающих цвет, с существительными)

Стимулирование речевой активности.

Развитие связной речи

Развитие фонематических представлений

Развитие слухового, зрительного внимания, умения вслушиваться в речь педагога,подбирать рифмы в двустишьях

Развитие тонкой и общей моторики

Формировать взаимопонимание, самостоятельность, активность, инициативность.

Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: запись музыки В. Я. Шаинского «Голубой вагон», фигурки домашних животных и их детенышей, насекомых; предметные картинки (аист, ананас, арбуз, автобус, апельсин, утюг, утка, утенок, удочка, улитка); картинки с изображением облаков (синий, красный, желтый, зеленый цвет,картинки с изображением домиков для насекомых, презентация.

Ход занятия

Воспитатель: Я приготовила для вас сюрприз. К нам в группу пришло письмо от наших друзей Смешариков. Они приглашают нас в гости, и сегодня мы все вместе поедем к ним. Я загадаю загадку, а вы отгадайте, на чем мы вами отправимся в путь.

«Братцы в гости снарядились,

Друг за другом уцепились.

И помчались, в путь далек –

Лишь оставили дымок.»

Воспитатель: Правильно. Садимся в поезд и отправляемся в путь.

Звучит музыка В. Я. Шаинского «Голубой вагон»

Показ слайда 1 -2-3

II. Дом зайца Кроша

Воспитатель: Вот мы с вами и приехали в гости к Смешарикам. Давайте сделаем гимнастику для язычка.

«Бабочка летает вокруг цветка», «Комарик кусает», «Кузнечик».

А вот и дом Кроша. Посмотрите, какие красивые цветы вырастил Крош, только они почему – то без лепестков. Видимо был сильный ветер и сдул лепестки. Вам нужно собрать цветы, но они не простые, а музыкальные. На 1 цветке живет звук [ а ], на 2 звук [ у ]. На каждый цветок прикрепите лепестки с нужным звуком.

Дети собирают 1 цветок со звуком [ а] из лепестков с картинками (аист,автобус, апельсин, арбуз, ананас) и 2 цветок со звуком [ у ] из лепестков с картинками (улитка, утюг, удочки утка,утенок)

Пальчиковая гимнастика «Цветы».

Утром алые цветки

Распускают лепестки Ладони рук соединены, затем дети медленно разводят в сторону пальцы.

Ветерок подует – цветики волнует Двигают ладонями влево-вправо.

А под вечер все цветки

Закрывают лепестки Смыкают ладони.

Головой качают, Покачивают бутоном.

Тихо засыпают. Подкладывают сложенные ладони под щёку.

Воспитатель: Дети, посмотрите какую красивую картину, нарисовал Ежик.

Воспитатель показывает картину «На полянке».

Воспиттаель: Посмотрите на картину. Каких насекомых вы видите?

Дети: Бабочку, жука, гусеницу, божью коровку, кузнечика, пчелу.

Воспитатель: Расскажите, что делают насекомые?

Ребенок: Божья коровка сидит на желтом одуванчике.

Ребенок: Пчела сидит под синим колокольчиком.

Ребенок: Жук сел на травинку.

Ребенок : Муравей сидит на камушке.

– Ребята давайте расскажем Ежику чистоговорку «Жук».

V. «Где летает жук?»

Я – жук, я – жук, я здесь живу.

Я всё жужжу, жужжу, жужжу.

Логопед: Проснулся жук и решил полетать над цветком.

V.Физминутка «Гусеница».

Этот странный дом без окон у людей зовется «кокон». Дети лежат на спинах ногами в центр круга.

Свив на ветке этот дом, дремлет гусеница в нем. Поворачиваются на левый бок, положив руки под щеку.

Спит без просыпа всю зиму. Переворачиваются на другой бок.

Но зима промчалась мимо — Ложатся на спину, потягиваются.

Март, апрель, капель, весна. Медленно садятся.

Просыпайся, соня – сонюшка! Потягиваются сидя.

Под весенним ясным солнышком Встают, потягиваются стоя.

Гусенице не до сна. Стала бабочкой она! Бегут по кругу, машут руками, как крылышками.

Воспитатель: А теперь мы отправимся в гости к Лосяшу.

VI. «Разноцветные облака»

Воспитатель рассказывает детям о том, как однажды утром Лосяш увидел, как из разноцветных облаков падали разноцветные предметы.

Воспитатель:Перед вами облака четырех цветов: красного,синего, зеленого и желтого. Подумайте и подберите к каждому облаку предметы такого же цвета.

Ребенок: Желтый лимон

Ребенок: Синие тапки

Ребенок: Красный помидор

Ребенок: Зеленое яблоко

Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. А теперь мы по дорожке идем в гости к Нюше.

VII. «Чьи же это малыши?»

Воспитатель: Ребята! У Нюши есть друзья – домашние животные, которые потеряли своих детенышей. Мы должны им помочь. Вы должны отгадать детенышей по голосам и назвать их мам.

– И-го-го,- заржал ребенок

Значит, это (жеребенок).

Ребенок: Это жеребенок. Его мама – лошадь.

Воспитатель: Му – у, – мычит в хлеву ребенок

Значит, это маленький (теленок).

Ребенок: Это теленок. Его мама – корова.

Воспитатель: Хрю,хрю, – захрюкал ребенок

Значит, это (поросенок).

Ребенок: Это поросенок. Его мама – свинья.

Воспитатель: Ме-е, – заблеял вдруг ребенок

Это маленький (козленок).

Ребенок: Это козленок. Его мама – коза.

Воспитатель: Чей – то маленький сынок

Вдруг залаял: Гав, гав!

Ребенок: Это щенок. Его мама – собака.

По мере того, как дети называют детенышей,воспитатель показывает им соответствующую фигурку и спрашивает: «Чей это детеныш?». Получив правильный ответ, отдает фигурку детеныша тому ребенку, у которого находится фигурка мамы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Пришло время нам отправляться в обратный путь. А повезёт нас лошадка.

Дети становятся друг за другом и «скачут» на лошадке, при этом высоко поднимая ноги и цокая языком.

Подведение итогов занятия, оценка работы детей.

Дети вспоминают, у кого в гостях они были. Воспитатель положительно оценивает работу каждого ребенка.

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из “Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
zima._differentsiatsiya_zvukov_d_-_d.doc96 КБ
prezentatsiya_sneg.ppt1.61 МБ

Предварительный просмотр:

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической непосредственно образовательной деятельности

для детей старшей группы с ФФНР

(с использованием ИКТ).

Тема «Зима. Дифференциация звуков Д – Дь».

Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» ( метель, снег, снежинка, вьюга, буран, снегопад, заснеженный ).

Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами).

Закрепление представлений о зиме и ее признаках.

Закрепление правильного произношения звуков Д, Дь, уточнение их артикуляции и характеристики.

Развитие умения дифференцировать звуки Д – Дь по твёрдости – мягкости на слух и в произношении.

Закрепление в пассивном и активном словаре ребёнка понятий: «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

Подготовка к обучению грамоте: формирование навыков слитного чтения слогов и коротких слов; закрепление правила об имени собственном (имена пишутся с большой буквы)

Формирование навыков звуко-слогового анализа коротких слов ( дом, Дима ).

Закрепление знания буквы Д, а также других ранее изученных букв (А, У, О, И, Т).

Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова) и навыков слогового анализа трёхсложных слов.

Развитие умения составлять предложения с заданным словом.

Закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, размер).

Развитие силы голоса, формирование направленной воздушной струи.

Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [д] и [дь] в словах).

Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Развитие мышления, внимания.

Развитие общих речевых навыков.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование : компьютер; диск с презентацией «Образование родственных слов»и слайдами («Вьюга», «Метель»); магнитная доска; картинки-символы звуков Д, Дь; синие и зелёные кружочки по количеству детей; мяч; фонограмма пьесы А. Стоянова «Снежинки»; индивидуальные зеркала по количеству детей; лицензионная компьютерная игра «Лунтик. Хочу всё знать»; дидактическое пособие «Снеговики»; атрибуты к авторской игре «Снеговики»; снежинки с буквами; магнитные буквы; цветные магниты (красные, синие, зелёные) для звукового анализа слов; снежинки для сюрпризного момента.

1. Организационный момент – авторская презентация на тему «Образование родственных слов»

2. Характеристика звуков Д и Дь по артикуляционным и акустическим признакам:

3. Артикуляционная гимнастика «Язычок на зимней прогулке» (авторская разработка).

4. Дидактическое упражнение «Что бывает зимой?» (с использованием части развивающей компьютерной игры «Лунтик. Хочу всё знать»).

5. Дидактическое упражнение «Посвети фонариком»

6. Дидактическое упражнение с мячом «Скажи наоборот»

7. Игра «Метель и вьюга».

8. Дидактическое упражнение «Большие и маленькие».

9. Динамическая пауза «Снеговик».

10. Авторская разработка – игра на развитие фонематических представлений «Снеговики».

11. Упражнение «Прохлопай слова».

12. Пальчиковая гимнастика «Снежинки».

13. Слитное чтение слогов и слов. Звуко-слоговой анализ слов дом, Дима .

14. Окончание занятия – сюрпризный момент.

1. Организационный момент – авторская презентация на тему «Образование родственных слов» [Объявление темы занятия, создание эмоционально положительного фона. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов)

Логопед приглашает детей в кабинет. В кабинете тихо звучит запись пьесы А. Стоянова «Снежинки». Показ презентации проходит под музыку.

Л о г о п е д. Рассмотрите и назовите картинки.

1-й р е б ё н о к. Снежинка.

2-й р е б ё н о к. Снеговик.

З-й р е б ё н ок. Снегурочка.

4-й р е б ё н о к. Снежок.

Л о г о п е д. Вы правильно назвали картинки. Подумайте, от какого слова образованы слова снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок .

Д е т и. Эти слова образованы от слова снег .

Л о г о п е д. Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег.

Если детям трудно выполнить задание, логопед оказывает им помощь, продолжая просмотр презентации.

Л о г о п е д. Как называются первые цветы, появляющиеся из-под снега?

Д е т и. Подснежники.

Л о г о п е д. Какую бабу слепили из снега?

Д е т и. Снежную.

Л о г о п е д. Каким станет парк, если его занесет снегом?

Д е т и. Заснеженным.

Л о г о п е д. Когда идет сильный снег, как мы это называем?

Д е т и. Снегопад.

Л о г о п е д. Дети, как вы думаете, почему сегодня занятие началось с разговора о снеге?

Д е т и. Потому что наступила зима.

Л о г о п е д. Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о зиме, а также вспомним звуки, с которыми познакомились на прошлом занятии.

2. Характеристика звуков Д и Дь по артикуляционным и акустическим признакам:

Логопед демонстрирует картинки-символы звуков Д, Дь и раздаёт детям индивидуальные зеркала.

– Вспомните, с какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?

Перед зеркалом, когда мы произносим звук Д:

-губки в свободном положении;

-кончик языка стучит за верхними зубами;

Символ звука Д – большой дятел долбит дерево: ДДДД.

Звук Д петь нельзя, т.к. язычок создаёт преграду воздуху. Этот звук согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук Д синим кружком с колокольчиком.

А это символ звука Дь – маленький дятел долбит дерево: дь-дь-дь-дь-дь

Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий.

Обозначение-зеленый кружок с колокольчиком.

– Молодцы, дети! А теперь послушайте новую историю о Язычке.

3. Артикуляционная гимнастика «Язычок на зимней прогулке» (авторская разработка).

Однажды утром Язычок выглянул в окошко (упражнение для губ «Окошко») и увидел, что на улице выпал снег. Язычок обрадовался и выбежал из домика на улицу (упражнение для язычка «Иголочка» – высунуть язычок изо рта и сделать его «острым»). Снега было много, поэтому Язычок взял лопату (упражнение «Лопата» – широкий расслабленный язык лежит на нижней губе) и решил расчистить дорожки (упражнение «Чистим нижние зубки»). Получилась огромная горка из снега (упражнение для язычка «Горка»). С такой горки можно было даже кататься на санках (упражнение «Скатимся с горки» – кончик языка упирается в нижние резцы; напряжённый язык горкой выкатывается изо рта; верхние резцы, прижимая спинку языка, как бы поглаживают язык). Потом Язычок решил слепить снеговика. Он скатал снежные шары (упражнение «Орешки» – напряжённым языком водить то по одной, то по другой щеке изнутри) и вылепил из них большого снеговика. Язычок славно повеселился на зимней прогулке и решил пойти домой, чтобы выпить горячего чая (упражнение «Чашечка»).

Логопед собирает индивидуальные зеркала и включает компьютер. На экране появляется Лунтик в зимней одежде и предлагает детям поиграть с ним в игру.

4. Дидактическое упражнение «Что бывает зимой?» (с использованием части развивающей компьютерной игры «Лунтик. Хочу всё знать»).

В ходе игры происходит закрепление знаний о признаках зимы.

Л о г о п е д. А теперь давайте снова вернёмся к изучаемым нами звукам Д и Дь. Мы с вами уже говорили о том, что день зимой короткий, темнеет очень рано. Поэтому давайте все вместе посветим разноцветными фонариками.

Логопед раздаёт детям синие и зелёные кружочки.

5. Дидактическое упражнение «Посвети фонариком» (дифференциация звуков Д – Дь).

Логопед называет ряды звуков, слогов, слов, а дети поднимают синие или зелёные кружочки в зависимости от того, какой звук слышится: твёрдый Д («светят синим фонариком»), мягкий звук Дь («светят зелёным фонариком»)

Да, Ди, Дю, Ды, Дя, Ду, Дё, До.

Дом, дыня, дело, диван, душ, дым, девочка, дрова.

Логопед собирает кружочки и предлагает поиграть в мяч. Дети с педагогом становятся в круг.

  1. Дидактическое упражнение с мячом «Скажи наоборот»

Логопед, бросая ребёнку мяч, произносит слог с твердым согласным

звуком Д, а ребёнок, возвращая мяч, произносят слог с мягким согласным звуком Дь:

Затем меняются ролями:

Логопед убирает мяч и загадывает детям загадку:

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает,

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

Д е т и. Это вьюга.

Л о г о п е д. Правильно!

Логопед демонстрирует слайд с изображением вьюги на экране компьютера.

7. Игра «Метель и вьюга» [Формирование направленной воздушной струи. Развитие силы голоса. Расширение и уточнение словаря по теме «Зима».]

Л о г о п ед. Эта картина называется «Вьюга». Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга?

Д е т и. Метель, буран, сильный ветер со снегом.

Л о г о п е д. Давайте покажем, как воет ветер во время вьюги. Вы будете произносить звук [у] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.

Логопед медленно и плавно поднимает, а затем опускает руку, следит за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а голосоподача у них была мягкой.

Л о г о п е д. Молодцы! От такого сильного ветра началась метель. (логопед демонстрирует слайд с изображением метели на экране компьютера)

Давайте устроим метель в бутылочках.

Логопед предлагает детям встать около стульчиков и раздает им маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тертым пенопластом. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.

Л о г о п е д. Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щёк. Вот так.

Логопед показывает, как правильно выполнять упражнение. Оно выполняется детьми 3—4 раза.

Логопед собирает бутылочки и предлагает детям посмотреть, каких красивых снеговиков можно слепить зимой ( демонстрация дидактического пособия «Снеговики» ).

8. Дидактическое упражнение «Большие и маленькие». [Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами).]

Л о г о п е д. Я буду говорить, что есть у большого снеговика а вы будете говорить про эти же части у маленького снеговика называя их ласково. Например, у большого снеговика красный нос, а у маленького снеговика красненький носик. У большого снеговика чёрные глаза.

Д е т и: У маленького снеговика чёрненькие глазки.

Л о г о п е д. У большого снеговика лохматая метла.

Д е т и: У маленького снеговика лохматенькая метёлочка.

Аналогично логопед дает еще два-три задания по образованию словосочетаний, состоящих из прилагательных и существительных (( жёлтый шарф – жёлтенький шарфик; зелёное ведро – зелёненькое ведёрко ).

Л о г о п е д. Чудесно! Вы выполнили очень трудную задачу. Давайте мы с вами тоже попробуем вылепить снеговиков.

9. Динамическая пауза «Снеговик». [Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.]

Логопед приглашает детей пройти на ковер и сделать уже знакомое упражнение.

Кати по снегу свой снежок.

( Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.)

Он превратится в толстый ком, («рисуют» руками большой круг)

И станет ком снеговиком. («рисуют» снеговика из трех комков)

Его улыбка так светла! (улыбаются широко)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.)

Но солнце припечет слегка —

Увы! И нет снеговика. ( Разводят руками, пожимают плечами.)

Логопед предлагает детям познакомиться с двумя подружками – Дашей и Диной, которые тоже лепили снеговиков.

10. Авторская разработка – игра на развитие фонематических представлений «Снеговики».

Цель игры: закреплять умение детей правильно произносить звуки Д, Дь; дифференцировать их на слух и в произношении; развивать фонематическое восприятие; закреплять знание сенсорных эталонов (цвет, форма, размер); обогащать словарный запас детей; закреплять знание признаков зимы.

Оборудование: магнитная доска; плоскостные изображения девочек – Даши (в синей шубке) и Дины (в зелёной шубке); плоскостные изображения частей двух снеговиков (на каждой их частей картинки, названия которых начинаются со звуков Д, Дь:

* дом, дым, дрова, дракон, душ;

* дятел, девочка, дельфин, дерево, диван).

Л о г о п е д. Даша и Дина – подружки. С какого звука начинается имя Даша ?

Д е т и: Со звука Д.

Л о г о п е д. Правильно. Даша в синей шубке, потому что твёрдый звук Д мы обозначаем синим кружочком. А с какого звука начинается имя Дина ?

Д е т и: Со звука Дь.

Л о г о п е д. Правильно. Дина в зелёной шубке, потому что мягкий звук Дь мы обозначаем зелёным кружочком. Даша и Дина играли во дворе и скатали из снега шары, чтобы сделать снеговиков. Потом девочек позвали обедать и, когда они снова вышли во двор, то поняли, что их снежные шары перепутались. Нужно помочь каждой из девочек собрать своего снеговика. На шарах Даши картинки, названия которых начинаются с твёрдого звука Д, а у Дины снеговик с картинками, названия которых начинаются с мягкого звука Дь.

Сначала дети определяют, от чьих снеговиков детали, а затем раскладывают эти детали в правильном порядке.

11. Упражнение «Прохлопай слова».

Л о г о п е д. Вот каких замечательных снеговиков вы помогли слепить Даше и Дине. Давайте еще раз четко произнесем это слово снеговик по слогам и прохлопаем его. На ударный, самый «сильный» слог мы еще и топнем ногой.

Д е т и. Сне-го-вик.

Л о го п е д. А теперь давайте произнесем это слово по очереди, прохлопывая его.

Дети по очереди проговаривают и прохлопывают слово.

Л о г о п е д. Молодцы! Сколько слогов в слове снеговик?

Д е т и: Три слога.

Л о г о п е д. Верно! Составьте предложение со словом снеговик . (Дети составляют предложения)

Л о г о п е д. А сколько слогов в слове снежинка ?

Д е т и: Сне-жин-ка. Тоже три слога.

Л о г о п е д. Молодцы. Давайте поиграем с пальчиками в игру «Снежинки».

12. Пальчиковая гимнастика «Снежинки». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

(Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.)

и снежинки люблю.

(Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.)

Но где же снежинки?

(На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать.)

Куда же исчезли снежинки? Куда?

(На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать.)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи.

Как видно, ладошки мои горячи.

(Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.)

13. Слитное чтение слогов и слов. Звуко-слоговой анализ слов дом, Дима .

Л о г о п е д. Ребята, посмотрите, какие снежинки прилетели к нам (помещает на магнитную доску снежинки, в серединках которых изображены уже знакомые детям буквы А, О, У, И, Д, М, Т). Это волшебные снежинки с буквами. Давайте все вместе вспомним уже изученные нами буквы.

(Дети называют буквы)

Л о г о п е д. Наши снежинки будут танцевать (выкладывает рядом друг с другом снежинки с буквами Д, А). Давайте прочитаем, какой слог получился в этом танце?

Л о г о п е д: А сейчас? (выкладывает рядом друг с другом снежинки с буквами Д, У)

(таким же образом дети читают слоги ДО, ДИ и слова дом, Дима ).

Л о г о п е д: Ребята, назовите звуки, из которых состоит слово дом (на магнитной доске проводится звуко-слоговой анализ слова. Таким же образом анализируется слово Дима ). Почему слово Дима написано с большой буквы?

Д е т и: Потому что это имя.

Л о г о п е д: Совершенно верно.

14. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Л о г о п е д: Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо потрудились, и я хочу вам всем подарить вот такие красивые блестящие снежинки.

Литература, используемая при разработке занятия:

Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СП6.:

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. —528 с.

Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.— СП6.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.— 704 с.

3. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей логопедической группе с использованием ИКТ (продолжительность:25 мин.)

Дорогие друзья, мы рады представить вам Макееву Галину Николаевну, учителя-логопеда МБДОУ комбинированного вида города Мурманска, Мурманской области. Галина Николаевна очень любит свою работу и широко использует современные технологии. Является членом творческой группы детского сада. Все мы знаем, что информационно-коммкникационные технологии на данный момент играют очень большую роль в жизни людей. Педагоги дошкольных образовательных учреждений осваивают ИКТ для повышения эффективности образовательного процесса. Сегодня Галина Николаевна с удовольствием предлагает вашему вниманию конспект продгруппового занятия по развитию речи в старшей логопедической группе с использованем ИКТ, тема “Дикие животные зимой”. Статья будет интересна логопедам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Галины Николаевны:

“Главная задача обучения детей заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают “открытия”, узнают что-то новое путем решения проблемных задач.”

Познавательного чтения.

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей логопедической группе с использованием ИКТ (продолжительность:25 мин.)

Тема: «Дикие животные зимой»

Расширение и уточнение словаря по теме «Дикие животные».

Совершенствование грамматического строя речи (притяжательные прилагательные).

Коррекционно-развивающие цели.

Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания.

Коррекционно-воспитательные цели.

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности.

Оборудование.

Демонстрационный: компьютер, презентация к занятию «Живая и неживая природа».

Направление работы: логопедическая.

Предварительная работа: проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок. Знакомство с дикими животными на занятиях по ознакомлению с окружающем миром чрез дидактические игры. Через подвижные игры, имитации движений животных.

Ход занятия

Логопед. Сегодня я получила письмо от Снегурочки. Баба Яга заколдовала лес и все звери куда-то подевались, она очень просит ей помочь. Ребята, вы хотите помочь и отправиться в зимний лес, чтобы найти зверей?

На экране появляется картинка зимнего леса. (2 слайд) Звучит музыка метели.

Логопед. Вот и первая преграда, мы не сможем попасть в заколдованный лес, пока не отгадаем загадки. Ну что ребята вы готовы?

Силуэтные картинки животных. При правильном отгадывании загадки на силуэте, появляется картинка самого животного (3 слайд)

Логопед читает загадки.

Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)

Комочек пуха, длинное ухо,
прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк)

Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёжик)

Логопед. Молодцы ребята. Правильно все отгадали. А как вы думаете, про каких животных мы с вами отгадали загадки? Правильно про диких. А почему они так называются? Конечно, потому что они живут в лесу и у каждого из них есть свой дом. Давайте сейчас поищем их дома.

Найти дома животных (4 слайд)

Логопед. Вы сейчас посмотрите внимательно, на экран и пожалуйста найдите дома животных. (Дети выполняют задание). А почему вы думаете, что это дом медведя? Как он называется? (Берлога). Значит, где живёт медведь? (В берлоге).

Где живёт волк? (В логове).

Где живёт белка? (В дупле).

Где живут ёж, лиса? (В норах).

Где живёт заяц? (Под кустом).

Где живет медведь? (В берлоге).

Логопед. Отлично вы и с этим заданием справились. Мы нашли все дома животных. Теперь вам хочу предложить найти самих животных. Они спрятались вот за этой сосной.

Определить чей хвост или голова видна (5 слайд)

Чей хвост? (Лисий хвост)

Чья эта голова? (Медвежья голова.)

Чьи уши? (заячьи уши.)

Логопед. Вы устали? Давайте немного отдохнем.

Игра “Теремок”. (Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики).

Выполняют движения под стихи, которые читает логопед.

Дети открывают теремок: разводят руки в стороны.

Стоит в поле теремок, теремок, Поднимают руки над головой.

Он не низок не высок. Приседают и подымаются на носочки.

На двери висит замок. Пальцы рук складывают в замок.

Кто его открыть бы смог? Делают движения запястьями вперёд – назад.

Слева – зайка, справа – мишка – Поворачивают голову.

Отодвиньте-ка задвижку! Пробуют потянуть замок в стороны.

Слева – ёжик, справа – волк – Делают повороты головой.

Нажимайте на замок! Сжимают, разжимают запястья.

Зайка, мишка, ёжик, волк открывают теремок. Разводят руки в стороны.

Логопед. Мы с вами отдохнули, но есть еще задание у Снегурочки, а называется оно “Угадай и повтори”.

Злой, голодный, серый .. (волк)

Трусливый, длинноухий, серый ..(заяц)

Хитрая, рыжая, быстрая..(белка)

Большой, бурый, неуклюжий..(медведь)

Составление предложений с предлогом “у”: дидактическая игра “Помоги детёнышам найти свою маму”. Дети должны запомнить названия животных и их детёнышей.

Логопед. Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Помогите детёнышам найти своих мам и назовите их! (слайд 6).

Лисёнок (лисята) – у лисицы;

Зайчонок (зайчата) – у зайчих;

Волчонок (волчата) – у волчицы;

Медвежонок (медвежата) – у медведицы.

Молодцы, помогли детёнышам найти своих мам!

Логопед. Ну, вот ребята, мы с вами и не заметили, как побывали в лесу и познакомились с их обитателями, лесными жителями, дикими животными. Снегурочка очень благодарна нам за помощь.

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях “В гости к Мишке в осенний лес”

Разделы: Логопедия

Задачи:

  • Образовательные:
    • уточнить представления детей о звуке (Ш);
    • закрепить лексическую тему “Осень”;
  • Коррекционные:
    • закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в словах, коротких предложениях.
    • развитие артикуляционной и мелкой моторики;
    • развитие фонематического слуха;
    • развитие речевого дыхания.
  • Развивающие:
    • закрепить умение определять место звука в слове;
    • развивать внимание, память, мышление и воображение;
    • упражнять в умении грамматически правильно изменять предложение.
  • Воспитательные:
    • формировать положительную мотивацию на занятии;
    • воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать;
    • воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту.

Оборудование: игрушка медвежонок Мишка, домик мишки, лесные деревья, 4 зеркала, прищепки с насекомыми, вырезанные из картона дерево, норка, осенние листья, вырезанные из цветной бумаги, поднос, лесные орехи, 12 пеньков из картона, картинки на звук Ш, лукошко с шишками, предметные картинки со звуком (Ш), проектор, экран, музыкальное сопровождение.

1. Организационный момент

– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. (Установление эмоционального контакта).

Дети и логопед встают в круг.

Логопед:

Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?

– Ответь мне, назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Мишенька – М. )

В гости в лес нас приглашает,
Поиграть там предлагает.

Логопед: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?

Логопед находит письмо и читает его:

«Ребята, пишет вам Медведь Миша. У меня потерялся звук Ш. Теперь я говорю вот так: Сыска, мыска, саик. Помогите мне найти потерявшийся звук».

Собирайтесь скорее
В необычный поход,
Ждут вас тайны лесные,
В лес тропинка зовет.
Жду вас в домике лесном
Поиграем, отдохнем.

– Ребята, поможем Мише? (Да!). Давайте отправимся в лес, и поиграем в интересные игры. Но чтобы найти звук Ш необходимо выполнить интересные игры и задания.

По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.

Дети садятся на стулья. Логопед показывает изображение лесного домика.

Логопед: Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Это первое задание.

2. Артикуляционная гимнастика

«Лопаточка»

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

Описание:Методические указания:
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении.следить, чтобыгубы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должныкасаться углов рта.

«Качели»

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

Описание:Методические указания:
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

«Вкусное варенье»

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

Описание:Методические указания:
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону.следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

«Маляр»

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.

Описание:Методические указания:
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

«Чашечка»

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

Описание:Методические указания:
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

Логопед: Молодцы, ребята, справились с первым заданием! Но нас ждет следующее испытание.

3. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Чтобы четко говорить надо с пальцами дружить!

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять(загибать пальчики, начиная с большого на одной руке)
Будем листья собирать(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
(загибать пальчики, начиная с большого на другой руке)
Маме осенний букет отнесём.(«шагать» по столу средним и указательным пальчиками)

4. Массаж пальцев лесными орехами

(Дети выполняют движения с орехами по стихотворному тексту.)

– Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
– Научился я орешек между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
– Я орешек свой возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орешек сложно удержать!
– Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

Логопед: И с этим заданием справились, молодцы. Дети, посмотрите какие красивые в коробочке прищепки. Кто там сидит на них? (Насекомые и лесные звери). Наступила поздняя осень. Какой месяц осени у нас сейчас? (Ноябрь). А как готовятся к зиме насекомые и ежики? (Насекомые прячутся в кору деревьев, ежики в норку). Давайте мы им поможем. Прицепите прищепки с героями туда, где они будут зимовать (звучит музыка).

5. Массаж лица

– А теперь приготовимся к путешествию и сделаем массаж лица.

Ручки растираем(дети потирают ладони)
И разогреваем(хлопают в ладоши)
И лицо теплом своим
Нежно умываем
(проводят по лицу сверху вниз)
Пальчики сгребают все плохие мысли(граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем,
Сверху вниз мы быстро
Их вперед сгибаем,
Тянем вниз за мочки,
(растирают ушки)
А потом руками,
Трогаем мы щечки.
(трогают щечки)

Логопед: Теперь мы готовы идти дальше. Давайте, возьмемся за руки, чтоб не потеряться.

В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком.
Тропинка, тропинка, ты нас проводи
Пойдем за тобою, а ты впереди.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь, мы свои!

Логопед: В какой лес мы с вами пришли? (Осенний, красивый, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный. ). И снова нас ждет испытание.

6. Дыхательное упражнение.Листопад

Логопед: В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад) Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я положу вам на поднос осенние листики, а вы должны будете их сильно сдуть с подноса, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носиком а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 3 раза).

Звучит музыкальное сопровождение.

Логопед: Молодцы, сядем на пенечки, и поиграем немножко.

7. Развитие фонематического слуха

Игра называется “Поймай звук Ш”. Логопед: приготовьте ушки и слушайте внимательно я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышишь звук Ш:

шиповник, – кепка, – шляпа, – корова,– рубашка,– хлеб,
шорты, – куртка,– кошка, – собака,– книга, – лягушка,
шоколадка,– ручка, – карандаш, – пенал.

8. Произношение изолированного звука (Ш)

Логопед: Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш-ш-ш …).

Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).

9. Анализ артикуляции звука (Ш)

Логопед: Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (Ш)? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)

10. Характеристика звука (Ш)

Логопед: Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке (Ш):

  • Звук (Ш) – согласный или гласный? (согласный);
  • Звонкий или глухой? (глухой);
  • Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
  • Каким цветом обозначаем? (синим).

Логопед: Найдите на экране символ звука (Ш).

Дети показывают цветовое обозначение звука (Ш) (мальчик в синей футболке без колокольчика).

11. Физминутка. (Координация речи с движением)

Логопед: Встанем в круг разомнемся.

Вдруг закрыли небо тучи(поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки)
Начал капать дождь колючий(прыжки на носочках, руки на поясе)
Долго дождик будет плакать(прыжки на носочках)
Разведет повсюду слякоть(приседаем и держим руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге(идут по кругу, высоко поднимая колени)
Поднимай повыше ноги.

12. Упражнение “К какой схеме относится слово”

Определи место звука Ш в названиях картинок. Звук Ш в начале слова, в середине слова или в конце слова. Например: кошка

Звук Ш находится в середине слова. Начинаем с первой картинки:

(Дети определяют к какой схеме относятся слова).

И вот что у нас получилось:

13. Автоматизация произношения звука «Ш» в словах

Логопед: Поиграли, отдохнули, пора в путь и нас ждет следующее испытание.

Посмотрите сколько пенечков. Они с сюрпризом. Под каждым пенечком притаилась картинка. Каждый из вас должен поднять по три пенечка и произнести слово с картинки правильно три раза.

(Дети выполняют задание)

Логопед: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!

14. Автоматизация звука Ш в предложениях

Игра «Чьи игрушки?»

Логопед: Посмотрите на экран и познакомьтесь: это Даша, Паша, Маша, Миша и Наташа. Они очень любят играть. Назови их игрушки и расскажи, чьи они. Например. У Светы кувшин. Это Светин кувшин.

У Даши лошадка. Это .
У Паши машина. Это .
У Маши мышь. Это .
У Миши шары. Это .
У Наташи петушок. Это .

Итог занятия

Логопед: Вот мы и пришли к домику нашего Мишки. Мишка мы шли к тебе и преодолевали испытания, выполняли задания, но со всем справились наши дети и нашли то, что ты потерял. Ребята, какой звук потерял наш Мишка? (Ш).

– Теперь он будет говорить правильно.

Давайте исправим его (Слайд с картинками слов: шишка, мышка, шарик. Дети называют.)

Логопед: Вам понравилось занятие?

Вы все были молодцами и Мишка приготовил для вас гостинцы. А чтобы вы его не забывали – подарит вам по лесной шишке. Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и тихонько отправимся в нашу группу.

Конспект подгруппового занятия с использованием ЭОР в старшей логопедической группе

  • Главная
  • Этапы развития речи в норме
  • Причины и виды нарушений речи
  • Исправление звукопроизношения
    • Артикуляционная гимнастика
    • Родителям: работа над звукопроизношением
    • Лингвистический материал
  • Формирование лексико-грамматических операций
  • Предупреждение и преодоление нарушений письма
  • Авторские находки
    • Проекты
    • Презентации
    • Конспекты занятий
    • ПУБЛИКАЦИИ КОЛЛЕГ
  • Развитие фонематических процессов
  • Отзывы и предложения
  • Заикание. Как поставить развернутое заключение

КОНСПЕКТЫ И ПРЕЗЕНТАЦИИ КОЛЛЕГ

  • Артикуляционная гимнастика для мальчиков

Автор: Черкашина Светлана Ивановна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 8 им. Сибирцева А. Н. г.Сургут

Автор: Черкашина Светлана Ивановна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 8 им. Сибирцева А. Н. г.Сургут

Авторы: Черкашина Светлана Ивановна, Новосёлова Людмила Анатольевна, учителя-логопеды МБОУ СОШ № 8 им. Сибирцева А. Н. г.Сургут

Автор: Шиманчук Юлия Николаевна, учитель-логопед МДОУ ДСКВ № 15 г. Ейска МО Ейский район

Автор: Мухаметзянова Рафиса Рафисовна, учитель-логопед МБДОУ Большеатнинский детский сад Атнинского района РТ

Автор: Лаптева Дарья Вениаминовна, учитель-логопед МБОУ “Солонцовская СОШ”, п. Солонцы, Емеляьновский район, Красноярский край

Автор: Лаптева Дарья Вениаминовна, учитель-логопед МБОУ “Солонцовская СОШ”, п. Солонцы, Емеляьновский район, Красноярский край

  • Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: “Домашние животные”

Автор: Николаева Галина Викторовна, учитель-логопед логопедического пункта при ДНЗ№98 г.Мариуполь

Автор: Николаева Галина Викторовна, учитель-логопед логопедического пункта при ДНЗ№98 г.Мариуполь

Автор: Люсова Анна Валерьевна, учитель-логопед МБДОУ “Детский сад №257” г.Новокузнецк, Кемеровская область

Автор: Грачёва Елена Александровна, учитель-логопед МКДОУ ДСКВ №14 «Дельфин»

Автор: Гаева Светлана Филипповна, учитель – логопед логопедического пункта при ДДУ №108 г.Мариуполь, Донецкой области, Украина

Автор: Люсова Анна Валерьевна, учитель-логопед МБДОУ “Детский сад №257” г.Новокузнецк, Кемеровская область

  • Презентация к занятию по лексической теме “Мебель” для детей 6 – 7 лет с ОНР

Автор: Гришина Марина Владимировна, учитель-логопед МКДОУ детского сада компенсирующего вида № 22 г.о. Самара

Автор: Долганова Светлана Сергеевна, учитель-логопед МБОУ СОШ №53 г.Набережные Челны

Автор: Бокова Лина Илгизовна, учитель-логопед МДОУ ДСКВ №14 «Дельфин» г. Трёхгорный, Челябинская область

Автор: Жук Марина Константиновна, учитель-логопед логопедического пункта при ДНЗ № 150 г. Мариуполя

Автор: Жук Марина Константиновна, учитель-логопед логопедического пункта при ДНЗ № 150 г. Мариуполя

Автор: Жук Марина Константиновна, учитель-логопед логопедического пункта при ДНЗ № 150 г. Мариуполя

Автор: Головина Анастасия Ивановна, учитель-логопед МБОУ Тесинской СОШ №10 (Красноярский край, Минусинский район, с.Тесь)

Автор: Назарова Ирина Николаевна, воспитатель логопедической группы МБДОУ д/с №87 г.о. Самара

Автор: Азаренко Ю лия Степановна, учитель-логопед ГБДОУ №24 Приморского района г. Санкт-Петербурга

Авторы: Дубровская Елена Олеговна, учитель-логопед, Сафаргалиева Алина Вячеславовна, воспитатель ГБДОУ №24 Приморского района г. Санкт-Петербурга

Автор: Туркина Наталья Владимировна, учитель-логопед НДОУ «Детский сад № 141 ОАО «РЖД» г. Пермь

Автор: Хомутская Елена Николаевна, учитель-логопед ЛГ МАДОУ ДСОВ №1 «Теремок», город Лангепас, Тюменская область, ХМАО-Югра

Автор: Стаценко Татьяна Петровна, учитель-логопед МБДОУ “Детский сад комбинированного вида № 67” (город Энгельс Саратовской области)

Автор: Крюкова Марина Сергеевна, учитель-логопед ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 12 г. Гуково

Автор: Романцова Наталья Юрьевна, учитель-логопед МБДОУ детского сада комбинированного вида №87 г.о. Самара

Авторы: Дубровская Елена Олеговна, учитель-логопед, Сафаргалиева Алина Вячеславовна, воспитатель ГБДОУ №24 Приморского района г. Санкт-Петербурга

  • Презентация на тему “Приемы развития орфографической зоркости учащихся начальных классов” (скачать)

Автор: Метальникова Нина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №168 г.о. Самара

Автор: Бухарина Ксения Евгеньвна, учитель-логопед ГБОУ детского сада комбинированного вида № 1655 (г. Москва)

Автор: Бухарина Ксения Евгеньвна, учитель-логопед ГБОУ детского сада комбинированного вида № 1655 (г. Москва)

Автор: Бухарина Ксения Евгеньвна, учитель-логопед ГБОУ детского сада комбинированного вида № 1655 (г. Москва)

Уважаемые коллеги!

На этом сайте Вы можете скачать авторский материал по проблемам коррекционно-логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также разместить собственные разработки и получить сертификат, подтверждающий публикацию.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР “В зоопарке”

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «В зоопарке»

Программное содержание:

Закреплять представления детей о домашних и диких животных; уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «В зоопарке»; совершенствовать грамматический строй речи.

Развивать умение понимать поставленную задачу, способы её достижения; развивать умение составлять алгоритм собственной деятельности; совершенствовать умение ориентироваться на игровом поле, понимать смысл пространственных отношений, двигаться в заданном направлении, используя ЛогоРобота Пчелу; развивать словесно-логическое мышление, зрительное восприятие, слуховое внимание, воображение.

Формировать коммуникативные навыки и самостоятельность в выполнении задания в парах, индивидуально, коллективно; выполнять с помощью взрослого игровые действия, объединённые сюжетом; формировать желание действовать электронными игрушками.

Ход занятия

1.Организационный момент

Логопед: Сегодня к нам в гости прилетели волшебные Пчёлки, они узнали, что открылся необычный зоопарк. Ребята, кто может сказать, что такое зоопарк?

Логопед: Оказывается, зоопарк получилось из двух слов – зоологический и парк. Зоология – это наука о животных. Значит, зоопарк является парком для животных.

Логопед : Ребята, пчёлки зовут нас посетить зоопарк.

Логопед включает звук «Жужжание пчёл».

Логопед : Побежали, ребята. Вот мы и оказались в зоопарке. Посмотрите, сколько здесь животных, пчёлки очень хотят с ними познакомиться.

Логопед демонстрирует игровое поле с изображением животных.

Логопед: Давайте, расскажем пчелкам, как нужно вести себя в зоопарке. Какие нужно соблюдать правила поведения?

Правила поведения при посещении зоопарка:

НЕ кормите. НЕ дразните. НЕ пугайте животных. НЕ бросайте ничего в животных. НЕ заходите за ограждение, НЕ прислоняйтесь к нему, НЕ просовывайте руки. Соблюдайте чистоту и тишину.

Логопед : Давайте, отгадаем загадки и поможем нашим пчёлкам. Ребята, слушайте внимательно мою загадку.

В Африке живёт.
Траву жуёт.
Носит матроску
В чёрно – белую полоску. (Зебра)

Логопед: Правильно. Сейчас наши пчёлки познакомятся с зеброй. Ребята, давайте я попробую проложить маршрут до зебры, а вы посмотрите, как это правильно делать. Пчелке нужно пройти 3 шага вперёд, повернуть направо, сделать один шаг вперёд. Сейчас я запрограммирую пчёлку, и она отправится по маршруту.

Педагог демонстрирует, как он задаёт маршрут.

Пчёлка добралась до места, она очень рада, что познакомилась с зеброй.

Логопед : Ребята, слушаем следующую загадку.

Несмотря на строгий вид,

Он к охоте не привык,

На носу растут два рога,

Вы узнали… (Носорога)

Логопед : Сейчас Илья поможет второй пчёлке дойти до носорога.

Логопед задаёт вопросы ребёнку: Посмотри на игровое поле, где находится носорог? Скажи, сколько нужно сделать шагов, чтобы дойти до носорога.

Ребёнок проговаривает алгоритм передвижения и затем программирует пчелу.

Логопед : Ребята, слушаем внимательно следующую загадку.

Я иду, когда хочу,

И стою, когда хочу,

И копытцами стучу. (Ослик)

Логопед : Сейчас Кирилл поможет второй пчёлке дойти до ослика.

Логопед задаёт вопросы ребёнку: Посмотри на игровое поле, где находится ослик? Скажи сколько нужно сделать шагов, чтобы дойти до ослика.

Ребёнок проговаривает алгоритм передвижения и затем программирует пчелу.

Педагог поощряет детей после каждого выполненного задания.

Логопед: Пчёлки познакомились с животными в зоопарке и очень довольны.

Логопед: Наступил обед и пора кормить животных, живущих в зоопарке.

Педагог проводит игровое упражнение «Кто что ест?». Демонстрируются карточки с изображением корма для животных, дети определяют «Кто что ест»

Кости и мясо – собаке

Логопед: Ребята, пчёлки уже готовы отправиться к вольерам с животными, чтобы покормить их.

Логопед: Малика, какое животное накормит твоя пчёлка?

Логопед задаёт вопросы ребёнку: Посмотри на игровое поле, где находится собака? Скажи, сколько нужно сделать шагов, чтобы дойти до ослика.

Ребёнок проговаривает алгоритм передвижения и затем программирует пчелу.

Логопед: Вот и накормили мы животных. Все довольны, у них поднялось настроение, и все звери решили, потанцевать.

Педагог проводит физкультминутку «У жирафа пятна-пятна…»

Логопед : Присаживайтесь, ребята .

Дети присаживаются на свои места.

Логопед : Ребята, такой добрый танец у нас получился, и все животные подружились, теперь они хотят пойти друг к другу в гости. Василиса, к кому хочет пойти в гости слон?

Логопед : Помоги слону дойти до зайца.

Логопед задаёт вопросы ребёнку: Посмотри на игровое поле, где находится собака? Скажи, сколько нужно сделать шагов, чтобы дойти до ослика.

Ребёнок проговаривает алгоритм передвижения и затем программирует пчелу.

Логопед: Слон дошёл за зайца, они подружились и очень рады.

6 . Пчелки вас благодарят, что вы познакомили их с различными животными, но теперь им пора улетать.

Тема занятия: «Звук [б] – [бь]»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Тема занятия: “Звук [ б ] – [бь].

Цель занятия: познакомить детей со звуками [б] – [бь].

Скачать:

ВложениеРазмер
log.zanyatie.docx366.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Звук [Б] и [Б’]»

Цель: познакомить детей со звуками [б] – [бь]

  • Учить характеризовать звуки [б], [бь].
  • Учить выделять изучаемый звук на фоне слова.
  • Учить звуковому анализу слов.
  • Учить выделять звук в слове.
  • Учить четко, произносить изучаемые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении.
  • Расширять и уточнять словарный запас по теме «Дикие животные» и «Домашние животные»
  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать внимание и память.
  • Развития артикуляционной моторики.
  • Содействовать воспитанию интереса к занятиям, умения контролировать себя, воспитание аккуратности, дисциплинированности.

1. Организационный момент.

Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)

2. Сообщение темы.

Сегодня на занятие к нам придут два гостя, а кто они, вы должны отгадать.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. ( Белка )

-А кто ещё, отгадываем.

Носит он крутые рожки.

У него копытца-ножки.

Тёплый шерстяной кафтан.

“Бе-е” нам скажет кто? ( баран )

-Баран и белка это кто?

– Белка – это, какое животное?

-Давайте с вами, определим, с какого звука начинаются эти слова?

– Вы догадались какие звуки мы с вами сегодня будем изучать? – познакомимся со звуками [б] и [бь]

3. Фонетическая зарядка.

Работа перед зеркалом.

– Какой орган участвует в произнесении звука –[б]?- губы

Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

– Какой он, гласный или согласный, почему?

– Закрой ушки и послушай, звонкий он или глухой.

Звук [б]: согласный; твердый, звонкий.

Звук [бь]: согласный, мягкий, звонкий.

4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши»

-Хлопните в ладоши, если услышите звук [б-бь].

б, т, в, б, к; да, ба, ду, ка, би, ру; баран, корова, бык, забор, сорока…

5. Физминутка

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

6. Поиск слов, которые начинаются на звуки [Б] и [Бь] .

– На листочке изображены картинки, вам нужно определить на какой звук начинаются эти предметы, если на [б], то мы обводим их синим карандашом, а если на [бь], то зеленым карандашом.

-Молодцы! Вы, всё правильно определили.

7.Звукобуквенный анализ слова.

  • Давайте с вами разберем слова (белка и баран).
  • Делим на слоги.
  • Считаем сколько букв в слоге.
  • Определяем буквы.

-Определяем позицию звука в слове.

С каким звуком мы сегодня познакомились и работали на занятии?

Что мы узнали про звуки [б]-[бь]?

Что общего у них?

Кому было трудно?

Что больше всего получалось на занятии?

Вам понравилось занятие?

Вы очень постарались. Спасибо вам большое за занятие.

Читайте также:  Характеристика речи воспитанника
Ссылка на основную публикацию