Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему ‘Прощай, Букварь’

Прощай, Букварь!
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Материал к празднику Букваря.

Скачать:

ВложениеРазмер
презентация к праздничной программе “Прощай, Букварь!”2.87 МБ
Праздник “Прощание с Букварем!”49.44 КБ

Подписи к слайдам:

Праздничная программав 1 классе
Спасибо тебе, Букварь!

Предварительный просмотр:

( празднично- игровая программа с родителями)

Цель: в игровой форме совместно с родителями провести прощание с букварем по окончании учебного курса;

развить коммуникативные способности первоклассников , закрепить основные понятия букваря;

воспитывать умение общаться , совместно трудиться на общее благо.

Классная комната украшена шарами, парты для каждой команды, на столах фломастеры, карандаши, учебник «Букварь»,

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы закончили первую школьную книгу – «Букварь». За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд, как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря стараниям, трудолюбию и желанию учиться.

Много праздников прекрасных
На листках календаря,
А меж ними тоже праздник
Школьный – праздник Букваря.

К нам на праздник пришли веселые человечки. Отгадайте картинный кроссворд и определите, по какой книге они научились читать. – слайд 2

Оказывается, это тоже Букварь!

Ребята, а что же это за волшебная книга – букварь?

С этой книжкой – самой первой –
Каждый путь свой начинал,
Чтоб пройти маршрутом верным
На заветный перевал.
2 ученик:
В день осенний, в день чудесный
Мы в поход ушли не зря.
Было очень интересно

На страницах букваря.
3 ученик:
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
4 ученик:
Край родной, родные дали,
Реки, рощи и моря,
Целый мир мы открывали
На страницах букваря.
5 ученик:
Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоты начало –
На страницах букваря.
6 ученик:
Мы прочтем любые книги,
Разберемся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в букваре.

Букварем букварь назвали,

Потому что учит он

Буквой – видимым значком.

Ведущий: А ну-ка, буквы, стройтесь в ряд! Я – командир, вы – мой отряд!

Всем известна буква «А» –

Буква очень славная.

Да к тому же буква «А»

В алфавите главная.

Буква «Б» проснется рано,

Буква «Б» бочонок с краном!

Умывайся! Будь здоров!

Богатырь Борис Бобров.

Вот буква «В» видна вдали,

Как будто крендель испекли,

Перед вами буква «Г»

Стоит подобно кочерге.

И подобно кочерге

Горбит спину буква «Г».

Видны за окнами дома

И дети на дорожках.

А вот и буква «Д» сама

На самоварных ножках.

«Е» и «Ё» — родные сестры,

Различать сестер непросто.

Но у буквы «Ё» две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук: «ж-ж-ж».

«3» не просто завитушка,

«3» — пружина, крендель, стружка.

На калитку посмотри –

Чем она не буква «И»?

Между двух прямых досок

Она легла наискосок.

Букву «Й» зовут «и кратким».

«Й» как «И» в твоей тетрадке.

Чтобы «Й» не путать с «И» –

Сверху палочку пиши.

Сигнальщик держит два флажка.

С флажками он — как буква «К».

Алфавит продолжит наш

Буква «Л» — лесной шалаш.

Взявшись за руки, мы встали

И на «М» похожи стали.

На букве «Н» я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла,

До того она кругла –

Покатиться бы могла.

На хоккее, на футболе

Буква «П» — ворота в поле.

Буква «Р» — на мачте парус,

Вдаль плывет, небес касаясь.

Полумесяц в небе темном

Буквой «С» повис над домом.

Буква «Т» стоит на крыше:

Телевизор в доме том.

«Т» — в антенну превратилась

И на рынке очутилась.

Ты найдешь сучок в лесу

И увидишь букву «У».

Филин, в книжку залетев,

Притворился буквой «Ф».

«X» — забавная игрушка,

Ветру вольная подружка.

Буква «Ц» — внизу крючок,

Точно с краником бачок.

Да, вы правильно решили:

«Ч» мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя!

Посмотри на букву «Ш»

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

Буква «Щ» поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик — твердый знак,

Чтобы не облиться!

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо.

Получилась буква «Ы» –

Все мы знать ее должны.

Буква «Р» перевернулась –

Мягким знаком обернулась.

Буква «Э» на «С» дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка.

Чтобы «О» не укатилось,

Крепко к столбику прибью,

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква «Ю»!

Буква «Я» шагает гордо.

Всем на свете буква «Я»

А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я?

Я не только буква «Я» –

Я буква, слог и слово.

Вы очень хорошо знаете буквы русского алфавита. Отныне и навсегда они ваши верные друзья. А сейчас вас ждут еще испытания. Стихи вы читаете отлично. А чему еще вы научились? Вот это мы сейчас проверим. Перелистаем страницы Букваря в последний раз.

Наша первая станция называется «Угадай-ка» – слайд 3. Сейчас я задам каждой команде по 4 вопроса, отвечать надо быстро и правильно. Жюри будет подсчитывать правильные ответы. За каждый правильный ответ вы получите по 1 баллу. Подсказывать в нашем конкурсе строго запрещается! За подсказки команда будет наказываться штрафными баллами. Штрафными баллами будет наказываться и недисциплинированность команд. Будьте очень внимательны, думайте!

1 команда . 1) Прилетели галки в поле и уселись на снегу,
Стану я учиться в школе – разобраться в них смогу. (Буквы)
2 команда . 1) Как называется ящичек или папка для хранения карандашей и ручек? (Пенал)
3 команда .1) То я в клетку, то в линейку, написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь)
4 команда . 1) Новый дом несу в руке, дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные, все ужасно важные. (Портфель)
1 команда. 2) Назовите последнюю букву алфавита? (Я)

2 команда . 2) Если ей работу дашь- зря трудился карандаш (Стир. Резинка)

3 команда . 2) Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничкам. (Кисть)

4 команда . 2) В каком месяце бывают зимние каникулы? (Январь)
1 команда . 3) Что за чиж на черном поле чертит клювом рыхлый снег?
У чижа ни ног, ни крыльев, ни пера, ни пуха нет? (Мел)
2 команда . 3) Как называется перерыв между уроками? (Перемена)
3 команда . 3) 33 сестрички, ростом невелички,
Если знаешь их секрет, они покажут целый свет. (Буквы)
4 команда. 3) Я все знаю, всех учу, но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться, надо грамоте учиться. (Книга)
1 команда . 4) Отгадай, что за вещица? Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она сеет-сеет семена.
Не на поле, не на грядке, а на листах твоей тетрадки. (Ручка)
2 команда . 4) Стоит дом, огромный дом, ребятишек много в нем.
Кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа)
3 команда . 4) Как называется комната для занятий в школе? (Класс)
4 команда . 4) Назовите первую букву русского алфавита. (А)

2 . Убери из каждого слова по одной букве. Она может находиться в начале слова, в конце или середине. Оставшиеся буквы должны образовать новое слово. Запиши его. Вот так:

Полк —
Склон —
Экран —
Беда —
Спрут —
Тепло —
Краска —
Уксус —
Лампа —
Учебник —

Ответ: Пол, слон, кран, еда, прут, тело, каска, укус, лапа, ученик.

Учитель: Наша следующая станция «Смекалка» ( ребусы). – слайд 4 – 6

Учитель: Станция «Собирай-ка!» – слайд 7.

Каждая группа получает по набору букв, из которых составляет слово, а затем читает его. Слова для составления: школьник, учебник, карандаш, ученица, букварь. . Кто выполнит это задание первым, получит 4 балла, следующая команда – 3 балла и т.д. Молодцы!

Учитель: Станция «Найди ошибку!» – слайд 8.

Ведущий: Молодцы ребята! Скажите мне, пожалуйста, кто собирает вам портфель? А я сейчас проверю, как вы собираете дома портфель!
Игра для вас «Собери портфель» . Если я называю предмет, который нужно взять в школу, вы хлопаете в ладоши. А если этот предмет не нужен, то топаете ногами. Готовы?

Вечером, вечером,
Делать уже нечего.
Портфель я соберу
Всё, что нужно положу:
Учебники и книжки,
Игрушечную мышку,
Паровозик заводной,
Пластилин цветной,
Кисточки и краски,
Новогодние маски,
Ластик и закладки,
Ручки и тетрадки,
Карандашики цветные,
И матрёшки расписные
Прописи и папки,
Конфетки, шоколадки,
Воздушные шары,
Спортивные штаны,
Кеды и футболку
Нитки, ножницы, иголку.
Расписание, дневник,
Собран в школу ученик.

Учитель: Станция «Перепутово» – слайд 9-10.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Очень странные дела

1. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

“Там ползёт зелёный лук ,

С длинными усами”

2. Не учил уроки Коля,

А играл в футбол,

Оттого в его тетрадке

3. На остров налетел ураган,

Остался на пальме последний баран.

4. Ехал дядя без жилета ,

Заплатил он штраф за это .

5. У вратаря большой улов,

Влетело в сетку пять волов .

Учитель: Станция «Собери алфавит!» . Дети собирают из рассыпавшихся букв алфавит.

Учитель: Вы сегодня молодцы! Пора подвести итоги! Я попрошу первоклассников сказать добрые слова мудрой книге «Букварь».

(Выходят дети с букварями в руках)

Ты, Букварь наш, отдохни.

Ты на полке полежи.

В школу в сентябре опять первоклассники придут.

И страницами твоими в царство грамоты войдут.

Ученик : Мы все, букварь, сказать хотим:
За всё тебя благодарим.
И всё, что сделал ты для нас,
Мы это помним, это знаем:
И вот взволнованно сейчас
Тебя мы с честью провожаем
«Спасибо» тебе, букварь!

Ученик: Он верным другом был для нас,
Прощаясь с ним, грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя,
Ведь ждут нас новые друзья!

Ученик : Мы простимся с Букварём,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

Учитель: Ну вот и перевернута
Последняя страница,
Теперь уже не с Букварем
Будем мы учиться.

Мы доброе слово сказать букварю
Сегодня должны все, ребята

Давайте же песню подарим ему,
Споём её вместе с друзьями. (Слайд 11)

(Все Буквы выходят на сцену)

Исполняется песня «Прощай, Букварь!» ( Слова и музыка Людмилы Мельниковой)

Дети прощаются с Букварём.

ЧИТАЛОЧКА В. Берестов

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушке трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай еще страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и почитать!

Учитель: А сейчас самый звездный момент. Каждому умному первокласснику вручается Грамота за то, что он прошел полный курс мудрой книги «Букварь».

– Сегодня Букварь не прощается с вами. Он говорит вам «До свидания». Здравствуй, книга для чтения «Капельки солнца».

(Под музыку «Выглянуло солнышко» детям вручается книга для чтения «Капельки солнца».)

Был наш путь не очень долгим,

Незаметно дни бегут.

А теперь на книжной полке

Нас другие книжки ждут.

– В народе говорят: «Азбука – это ступенька к мудрости». Вот вы и преодолели самую первую, самую трудную, самую важную ступеньку! Поздравляю вас!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совмещённое мероприятие для первоклассников.

Прощай, букварь! Сценарий составила Тернова В.Н.

Это полностью разработанный сценарий праздника.

Сценарий празника “Прощай Букварь!”.

Праздник – Прощай, Букварь.

Цель: провести праздник прощания с 1-м классом, подвести итоги за год.Задачи:- привитие любви к книге, развитие интереса к чтению; расширение кругозора;- коррекция и развитие познавательного инт.

Прощай, букварь!
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Сегодня у нас праздник. Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы познакомились со всеми буквами русского алфавита, живущими в городе Алфавитинске.

Скачать:

ВложениеРазмер
праздник “Прощай, букварь!”24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник “Прощай, букварь !”

Цель: обобщить знания, полученные в ходе обучения по Букварю;

систематизировать умение выделять главное, обобщать, анализировать и делать выводы на начальном этапе знакомства с текстом;

развивать творческие способности;

воспитывать любовь к чтению, доброту, отзывчивость.

Учитель: Сегодня у нас праздник. Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы познакомились со всеми буквами русского алфавита, живущими в городе Алфавитинске. (Слайд №1)

Теперь вы можете прочитать любую книжку, а книг великое множество. Вы будете читать книгу за книгой. Но помните свою первую книгу, которая научила вас читать.

– Как называется этот учебник?

Недавно вы переступили порог нашей школы не умеющие читать. Вам вручили первый учебник “Букварь”. Прошел сентябрь, и вы с гордостью рассказывали своим мамам, папам, бабушкам, дедушкам

(ученики хором: Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики).

Стихи читают ученики.

1. В день осенний, в день чудесный

В класс несмело мы вошли.

Буквари для всех подарок

На столах своих нашли.

2. Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам – строчкам шли.

Ах, как много мы узнали,

Ах, как много мы прочли!

3.Был наш путь не очень длинным,

Незаметно дни бегут.

И уже на книжной полке

Нас другие книжки ждут.

Песня “Чему учат в школе”

Учитель. Сегодня мы покажем родителям и всем гостям, чему же мы научились, работая по учебнику “Букварь”. Давайте вспомним, как все начиналось. Многие не умели читать. На первых уроках учились слушать и слышать слова, а помощниками нашими были. Кто? (Звуки)

Будем собирать пирамидку. Итак, 1-й этап ЗВУКИ.

Я читаю слова, а вы внимательно слушайте и выделяйте 1-й звук в каждом слове. Из этих звуков получится слово.

Шоколад, Корона, Ослик, Лось, Астра.

Праздник, Арбуз, Ракета, Танец, Аист.

Краски, Нитки, Иголка, Гром, Абрикос.

Ранец, Урок, Чайка, Клубок, Игра.

Кукла, Рак, Анна, Сказка, Кегли, Индюк.

Слайды. (школа, парта, ручки, краски)

– Что общего в этих словах?

(2 слога, ударение, отвечают на вопрос «Что?» на тему «Школа»)

Песня “Кто дежурные?”

– Почему наш учебник называется Букварь?

Жук-буквоед постарался на славу. Он подъел буквы. Восстановим их.

1) Дописать буквы и правильно их назвать.

Разделите буквы на 3 группы. (Гласные, согласные, буквы, не имеющие звуков)

1. Гласные тянутся в песенке звонкой.

Могут заплакать и закричать.

могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и рычать.

Шелестеть, шептать, скрипеть.

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

3. Я – мягкий знак.

И в слове «дождь».

2 ) Из данных букв составить слова.

  1. Из слогов составить слова (У – РО – КИ, НЕ – ЗНАЙ – КА)
  2. Составить как можно больше слов со слогом – НА –

Букварь учила нас не просто читать, а читать выразительно, читать по ролям, разыгрывать сценки.

В) «Заботливая внучка»

Г) «А я могу писать»

  1. Из букв составить слова К О Л У М А Н

Самое длинное слово – победитель.

Пеня «Я на скрипочке играю»

5-й этап. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

  1. К нам на праздник прислали телеграммы. Надо их прочитать и отгадать от кого.

(Детям раздаются тексты – телеграммы.)

№1 «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. Скоро буду у вас».

№2 «Спасите! Нас съел серый волк».

№3 «Дорогие гости, помогите! Паука зодея зарубите»

№4 «Всё кончилось благополучно, только хвост мой остался в проруби»

№5 «Сяду на пенек, съем пирожок»

№6 «Я очень расстроена. Нечаянно разбила яичко»

№7 «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы, за синие реки»

Стихи читают ученики:

  1. Букварь прочли до корки

Нам по чтению пятерки.

Позади нелегкий путь

  1. Нам сегодня выдают удостоверения

В том, что букварь прочли

Полный курс наук прошли.

И теперь без передышки

Мы прочтем любые книжки.

Вручение удостоверений об окончании курса букваря.

Стих. «Как хорошо уметь читать». (читает ученик)

А теперь поиграем в игру «Угадайка».

Вспомним героев прочитанных вами книг.

  1. Девочка хорошая по лесу идет,

Но не знает девочка, что опасность ждет.

За кустами светится пара злющих глаз.

Кто — то страшный встретится девочке сейчас. (Красная Шапочка)

  1. Сидит в корзине девочка

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад № 98 «Хрусталик»

Музыкальный трек: Песня “Дождь”

На стихи О. Фокиной /студия авторской песни”Доверие”/

Занятия на тему о Родине, Вологде, достопримечательностях родного города очень актуальны, приоритетны в школах, детских садах. Очень важно с малых лет прививать любовь к малой родине, к культурно-историческому наследию предков.

Личностные особенности данной подгруппы детей:

Наиболее распространённым дефектом речи при слабовидении у младших школьников является нарушение звукопроизношения разного характера от сигматизма до ламбдацизма и ротацизма. Дети с нарушениями зрения не имеют возможности в полном объёме воспринимать артикуляцию собеседника, не имеют чёткого образа движения губ во время разговора, из-за чего они часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении. Трудности, связанные с овладением звуковым составом слова и определением порядка звуков, нередко проявляются в письменной речи.

Нарушение соответствия между словом и образом, вербализм знаний (Л.С. Волкова, М.И. Земцова, А.И. Зотов, С.Н. Костючек, Н.А. Крылова, Л.И. Плаксина, Т.И. Свиридюк и др.)- весьма характерная черта слабовидящих, которая преодолевается коррекционной работой, ставящей задачу по предотвращению формализма при употреблении слов.

У данной подгруппы детей логопедическое заключение: ФФН. Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (Р.Е.Левина)

Конспект занятия в 1 классе

Тема: «Путешествие по городу Вологда».

Цель: создать условия для закрепления знаний обучающихся о родном городе, для предупреждения ошибок на письме, связанных с недостаточным развитием языкового анализа и синтеза, способствовать совершенствованию речевых умений, формированию слухового внимания.

Возраст: 7 лет (1 класс).
Логопедическое заключение обучающихся данной подгруппы: ФФН.

– развивать языковой анализ и синтез;
– закреплять знания детей о любимом городе.

– расширять и активизировать запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, проводить работу над заучиванием стихов о «Любимом городе Вологда»;
– развивать фонематическое восприятие;
– закреплять выделение ударной гласной буквы в словах, деление слов на слоги, учить соотносить схемы ударных слогов с данными словами;
– формировать лексико-грамматические категории по данной теме;
– совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы;
– совершенствовать мелкую моторику;
– развивать творческую фантазию, мышление, воображение, память, умение ориентироваться в пространстве и на плоскости;
– формировать музыкальный вкус, кругозор.

– воспитывать любовь к русскому языку, родному городу, обучение навыкам межличностного взаимодействия;
– продолжать работу по воспитанию любви к Родине, к родной Вологде, чувство гордости за людей, живущих в ней – вологжан;
– формировать добрые взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа: в подготовительной группе: посещение музеев города, экскурсия на выставку кружевных изделий объединения «Снежинка», автобусная экскурсия по г. Вологда, пешая экскурсия по микрорайону «Бывалово», беседы о Вологде, рассматривание фотографий о Вологде, репродукций картин художника В. Корбакова, просмотр мультимедийных презентаций «Вологда кружевная», «Улицы Вологды», «Главные достопримечательности г. Вологда», «Вологда сегодня и в будущем», документального фильма «Вологда – город добрых дел».
Словарь: Вологда, вологжане, вологжанка, вологжанин, памятник архитектуры, кружева, подшипник, Бывалово, спортивный, театральный.

Оборудование: указка, аудиозапись песни «Дождь» на стихи О. Фокиной, карта путешествия, карточки со слогами для составления и чтения слов, карточки для индивидуальной работы, карточки, для определения места звука в слове, карточки-схемы слов, фоны, проектор, демонстрационный экран, ноутбук, презентация в программе Power Point «Мой микрорайон», презентация к занятию «Путешествие по городу Вологда».

Ожидаемый результат (для учителя-логопеда):
Организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний о родном городе Вологда и совершенствование умений детей выполнять языковой анализ и синтез.

Ожидаемый результат (для обучающихся):
Закрепить знания о городе Вологда, совершенствовать языковой анализ и синтез на материале данной темы.

Ход проведения занятия:

1. Организационный момент.
Дети под музыку /студия авторской песни «Доверие» песня «Дождь» на стихи О. Фокиной/ входят в кабинет и встают возле учителя-логопеда. Слайд № 1.
Учитель-логопед: – Здравствуйте, дети! /учитель-логопед читает стихотворение «С чего начинается Родина?» М. Матусовского//Приложение № 1/.

2. Объявление темы:
Учитель-логопед: О чём это стихотворение?
Дети: Это стихотворение о Родине.
Учитель-логопед: Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии? (предп. ответ: о Родине, с чего она начинается для каждого человека, о нашем любимом городе).
Учитель-логопед: А с какой целью? Зачем?
(ответы детей)

3. Вводная беседа:
Самое прекрасное слово на свете – Родина, Родина-мать. У каждого человека есть Родина и все любят её. Любит место, где он родился и живёт. Как называется наша Родина? Правильно – Россия. Много городов в России – Москва, Санкт-Петербург, Архангельск. А как называется наш город?
Дети: Вологда. Слайд № 2.
Учитель-логопед: О чём ещё мы поговорим сегодня на занятии?
Дети: О нашем любимом городе Вологда.
Учитель-логопед: А как называют жителей нашего города?
Дети: вологжане. Слайд № 3.
Учитель-логопед:
Саша, ты живешь в каком городе? Как тебя называют, если ты живёшь в Вологде?
Саша: вологжанка.
Учитель-логопед:
А тебя Миша?
Миша: вологжанин.
Учитель-логопед:
Настоящие вологжане, такие, как Вы, должны знать свой родной город, микрорайон. На занятии вас ждёт много интересного.
Лес, ручей, машина, руки…
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные.
Какие?
Дети: гласные и согласные.
– А теперь сядет тот, у кого первый звук в имени гласный, затем – у кого – согласный.

4. Основная часть:
Учитель-логопед: Ребята, а куда мы с Вами ездили в прошлом году на экскурсию?
Дети: Мы ездили на экскурсию по Вологде. Слайд № 4.
Учитель-логопед: Правильно. Вологда очень красивый, цветущий, спортивный, театральный город. А какие достопримечательности есть в нашем городе?
Дети: Театры, памятники архитектуры, парки. Слайд № 5-6.
Учитель-логопед: Ребята, а какие парки есть в нашем городе?
Дети: Парк ВРЗ, парк Ветеранов, Осановская роща. Слайд № 7-8.
Учитель-логопед: В каком микрорайоне находится наша начальная школа-детский сад?
Дети: В микрорайоне Бывалово. Слайд № 9-10.
Выполнение детьми пальчиковой гимнастики «Дом на горе» /Приложение № 1/.
Учитель-логопед: – Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие.
Но сначала я проверю ваши знания, хватит ли сил вам совершить это путешествие.

Блиц-опрос:
– Что такое звук?
/Звук это то, что мы слышим и произносим/.
– Как узнать гласный звук?
/Гласный можно петь, нет преграды воздуху/.
– Какие бывают согласные?
/Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие/.
– Что такое буква?
/Букву мы видим и пишем. Буква обозначает звук/.
– Как по-другому называют азбуку? /Алфавит/.
– Сколько букв в русском алфавите? /33/
– Сколько гласных? /10/
– Какие буквы не обозначают звуки? /Ъ, Ь/.
– Какие звуки всегда твёрдые? /Ж, Ш, Ц/.
– Какие звуки всегда мягкие? /Ч, Щ, Й/.
Ребёнок читает стихотворение:
– Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишним,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку,
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.

Учитель-логопед: – Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда – в путь! Я для Вас нарисовала карту путешествия /показ карты/. Куда мы направимся – направо или налево? /налево/. Что это? Дорога. Значит мы пойдем по /чему?/ по дороге. Какая это дорога? /длинная, узкая/. Закройте глаза и представьте себе:

«Осеннее солнышко иногда пригревает Ваши носики. Зажмурьтесь, улыбнитесь, подышите свежим воздухом. Там такой чистый воздух. Давайте подышим /вдох-носом, выдох-ртом/. Откройте глаза. Что это впереди? Это пруд. В пруду живут разные звуки. Игра «Собери слово из звуков»: [В-о-л-о-г-д-а], [Б-ы-в-а-л-о-в-о], [в-о-л-о-г-ж-а-н’-э], [с’-э-м’-й-а].
«Бежал ежик по дорожке
От начала до конца
И найти не может ежик
Место звука – беглеца!»
Игра «Угадай место звука [в] в словах»: Вологда, Бывалово, вологжанин, кружева, Осаново, вологодский, вокзал.

Учитель-логопед: Куда двигаемся дальше? /направо/. Мы идём дальше по узкой дороге и зашли мы куда? /в рощу/. Какая это роща? /берёзовая/, в нашем микрорайоне есть роща. Какая? /Осановская роща/. Какая роща? /Осенняя, унылая/. Слайд № 8.

Учитель-логопед: Мы не будем унывать а посмотрим на солнышко.
(Дети выполняют зрительную гимнастику «Солнышко»). Слайд № 11-12.
В роще живёт Буквоед.
Скажу Вам по секрету:
ест он буквы на обед и говорит:
«Вкуснее их ничего на свете нет.
Они такие сладкие
Слова без них невнятные…»

Поможем вернуть буквы на место в слова /инд. работа на карточках на выбор обучающегося/
/Синяя карточка – пишут только изученные письменные буквы, красная карточка – все буквы/.
_ологда п_рк
Быв_лово музе_
волог_анин дом_к
л_н м_ст
кр_жево вок_ал
мас_о ав_обус

Помогли мы буквам найти своё место в словах, они продолжат жить в нашем городе. Физкультминутка «Мы по городу гуляем…» / Приложение № 1 /.

Учитель-логопед: Наше путешествие продолжается, впереди забор.
Лучше умственной зарядки,
Нет для взрослых и детей.
Отгадаете загадки,
Сразу станете умней.
«Нитка тонкая тянись, паутинкою плетись,
Под коклюшками кружа, появились …» /кружева/
«Что за синие цветочки на ветру качаются?
Вот сошьют из них платочки для северной красавицы» /лён/
«Чиста, да не вода, бела, да не снег, сладка, да не мёд,
От коровы берут и деткам дают» /молоко/
«Круг большой и маленький, а внутри железные шарики.
Весь в машинном масле, двигает машинные части» /подшипник/
«Шумят повсюду поезда и едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов, кто ждёт прибытье поездов,
Того мы приглашаем в зал, что называется …» /вокзал/
«Соединяет берега широченная дуга,
Бежит дорога высоко, под нею – воды глубоко» /мост/

Поберите какой из схем соответствует слово-отгадка: /схемы с разным количеством слогов и разным местоположением ударения в слове/.

Учитель-логопед:
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Слово делать из частей.
Дети складывают слова из 2-х, 3-х слогов и читают. Слайд № 13.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в 1 классе для детей с ТНР

Лада Павловская
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в 1 классе для детей с ТНР

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в 1 классе для детей с ТНР.

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, С (СО, ИЗ.

Упражнять детей в правильном употреблении предлогов НА, В, С (СО, ИЗ.

Учить выделять эти предлоги в тексте и составлять предложения с заданным предлогом

(по двум опорным словам и схеме-предлога).

Учить подбирать глаголы, противоположные по значению.

Упражнять детей в составлении схем предложений с предлогами.

Развивать навыки анализа и синтеза предложений.

Развивать внимание, память, активизировать мыслительную деятельность детей.

Воспитывать отзывчивость, умение выслушивать собеседника, не перебивая.

Оборудование: письмо Незнайки, зеркала на каждого ребенка, домики со схемами предлогов, картинки для домиков, мяч, трафарет шкафа, картинки с одеждой

Ход занятия:

I- Организационный момент:

– Ребята, сегодня, когда я шла в школу, встретила почтальона. Он передал мне письмо от Незнайки. Хотите узнать, что в нем?

II- Основная часть.

– Незнайка пишет, что его друзья из Цветочного города не умеют делать гимнастику для язычка. Вы можете его научить?

1. Выполнение артикуляционной гимнастики:

«Улыбка» (улыбнуться, губы сомкнуты, зубки не видны, удерживаем такое положение от одного до пяти-десяти)

«Трубочка» (губы вытянуть вперед в виде трубочки, удерживаем такое положение от одного до пяти-десяти)

«Улыбка»«трубочка» (поочередное выполнение упражнений с удержанием артикуляционной позы)

«Заборчик» (улыбнуться, зубы сомкнуты и видны, удерживаем такое положение от одного до пяти-десяти)

«Лопаточка» (улыбнуться, рот приоткрыт, широкий передний край языка лежит на нижней губе. Удерживать такое положение под счет от одного до пяти – десяти.)

«Грибок» (улыбнуться- зубы видны, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к небу и открыть рот)

-Ну, вот теперь Незнайка научит своих друзей делать гимнастику для язычка!

2. – А еще Незнайка написал про свой город! Хотите послушать?

– «(Под) нашем городе новые дома. (За) окон виден прекрасный вид. (Под) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за) современных автомобилях. (Под) реке водятся щука (на) карасем. Наш город лучше всех!»

Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки –неверное употребление предлогов. Прочитывая еще раз (по одному) предложения из письма, логопед просит детей исправить Незнайкины ошибки.

– Посмотрите, какие это маленькие слова, а какую важную роль они имеют. Сегодня мы с вами поупражняемся в правильном употреблении предлогов. (Сообщение темы занятия)

Каждое маленькое слово имеет свое значение, они помогают нам понять, где находится предмет.

– Вы знаете, что обозначает предлог В? (вопросы к детям)

– Предлог В появляется тогда, когда предмет находится внутри;

НА – когда предмет находится сверху;

С (СО)– когда два предмета находятся совместно с кем- то или с чем-то;

ИЗ – выражает движение изнутри, источник сведений, причину, материал

3. – Незнайка не знает куда правильно складывать свои вещи, давайте поможем ему их разобрать!

детей плоскостной шкаф (с прорезями) с картинками- вещами, которые надо разложить: шапку с шарфом- на шкаф, брюки- в шкаф, сандалии с ботинками под шкаф).

Внезапно открылось окно, подул ветер и шапка с шарфом слетели со шкафа!

-Где они оказались? (на полу)

– Брюки вылетели откуда? (из шкафа)

– Где они оказались? (на полу)

Молодцы, справились с заданием!

4. -Теперь давайте встанем и поиграем в игру «Скажи наоборот!» (с мячом)

– Я надеваю кофту, (а я снимаю кофту)

– Я застегиваю молнию, (а я расстегиваю молнию)

– Я надеваю брюки, (а я раздеваю брюки)

– Я вешаю шубу, (а я снимаю шубу)

– Я одеваюсь, (а я раздеваюсь)

– Я пачкаю рубашку, (я а стираю рубашку)

5. – Еще Незнайка послал нам заколдованные домики! Он не знает, что на них нарисовано! Поможем ему разобраться?

(Даю детям трафареты домов со схемами предлогов и картинки)

-Что же за окошки в этих домах? (Так записываются предлоги)

– Какие предлоги вы видите? (НА, С, ИЗ, В)

-Давайте попробуем закрыть окошки нужными картинками. (Дети выбирают нужные картинки, обосновывают свой выбор)

Вот Незнайкина зарядка –

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь

Вы, надеюсь, не устали?

6. – Еще Незнайка просил научить составлять его предложения.

– Посмотрите, у вас у каждого есть карточка с картинками. Там две картинки и схема предлога. Вам нужно каждому составить предложение со своим предлогом, а затем мы запишем схему предложения в тетрадь.

(Составление схемы предложения, его анализ)

– Первая прямая линия с заглавной буквы! Почему?

– Двумя линиями что обозначаем?

– Как запишем предлог?

– Назовите первое слово в предложении! (Второе, третье, четвертое)

– Назовите слово- предлог в предложении! Каким оно стоит по счету?

(Опрос детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения).

– Ребята, Незнайка очень рад, что вы помогли ему: научили его раскладывать вещи, правильно составили рассказ о его городе, заполнили окошки его заколдованных домов, научили его верно употреблять предлоги, правильно составлять и записывать предложения. Я запишу все ваши ответы и отправлю ему письмо!

– На память он дарит вам портреты себя и своих друзей!

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей 6–7 лет с ТНР по лексической теме «Почта» Лексическая тема «Почта». «Сказка про письмо». Цель занятия: продолжать учить употреблять названия предметов, названия действий, названия.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи Задачи: 1. Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; 2. упражнение в образовании относительных.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Профессии. Библиотека» Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи, в подготовительной группе ОНР. Тема: Профессии. Библиотека. Цель:.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР Тема: День защитников Отечества Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи. Задачи: 1. Расширение словарного запаса по данной теме.

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Путешествие в зимний лес» Программные задачи: Расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных. Учить составлять по образцу сложносочиненные предложения с.

Конспект НОД с логопедом в подготовительной группе для детей с ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи Конспект НОД с логопедом в подготовительной группе для детей с ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи. Тема: «Все профессии.

Контрольная работа «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группы» Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм.

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у младших дошкольников «Во саду ли, в огороде» Открытое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста на базе лексической.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме “Звук [ж]”

Разделы: Логопедия

Нарушения у детей с недостатками речи своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. Вместе со зрительным дефектом они определяют неподготовленность детей с нарушением зрения к обучению в школе. Раннее выявление нарушений речи и организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии детей (в том числе и в формировании письменной речи). На занятиях по формированию правильного звукопроизношения у детей с ФФНР (конспект прилагается) дети учатся правильно произносить звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполняют звуковой анализ и синтез слогов, слов, упражняются в употреблении лексико-грамматических категорий языка, составляют предложения. Особенностью данной работы является то, что она проводится с опорой на имеющееся зрение и с использованием всех сохранных анализаторов: слухового, речедвигательного, тактильного. В результате проводимой коррекционно-логопедической работы удается устранить фонетические нарушения речи, сформировать фонематические представления у дошкольников и устно-речевую базу для овладения элементами грамоты, а также частично компенсировать последствия зрительной патологии.

Цель занятия: автоматизация звука [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках.

Коррекционно-образовательные задачи: научить детей характеризовать звук [ж] по акустическим и артикуляционным признакам, закрепить навык правильной артикуляции звука [ж] с включением всех анализаторов.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, слуховое внимание и память, зрительное восприятие, мышление, интонационную сторону речи, межполушарные связи, совершенствовать навыки проведения звукового анализа и синтеза слов, анализа предложений, через опору на вспомогательные средства, упражнять в словообразовании, развивать координацию, ориентировку на плоскости, мелкую моторику.

Воспитательные задачи: воспитание активности, творческой инициативы, желания говорить красиво и правильно.

Оборудование: фланелеграф, картинки-символы, индивидуальные зеркала, профили артикуляции звуков, предметные и сюжетные картинки, звуко-слоговые схемы слов, наборы цветных полосок для составления схемы предложения, мяч, тетради, карандаши, ТСО (магнитофон).

1. Организационный момент

Логопед: Катя подойдет к стульчику, на спинке которого нарисован круг. Наташа подойдет к стульчику, на спинке которого нарисован треугольник.

Дети занимают свои места.

2. Отгадывание загадки

Логопед:

Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и листы,
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет,
И польет нам огород!

Дети: Дождик.

Логопед: Назовите третий звук в слове. Показывает схему слова дождик.

Дети: Звук [ж].

Логопед: Кто издает такой звук?

Дети: Жук.

3. Сообщение цели занятия

Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие со звуком [ж]. Будем учиться правильно его произносить.

На фланелеграфе логопед прикрепляет картинку-символ: изображение жука

4. Уточнение правильной артикуляции звука [ж] с включением всех анализаторов. Характеристика звука

Логопед: Возьмите зеркала. Прижмите правую ладошку к горлышку. Произносим вместе звук [ж]. По одному. Скажите, в каком положении губы?

Дети: Окошечком.

Логопед: В каком положении зубы?

Дети: Сближены.

Логопед: В каком положении язык? Поднимает кисть руки «чашечкой».

Дети: Чашечкой.

Логопед: Касается ли кончик языка потолочка?

Дети: Нет.

Логопед: Поднесите ладошку ко рту, произносим звук [ж]. Какой воздух выходит теплый или холодный?

Дети: Теплый.

Логопед: Дайте характеристику звуку [ж].

Дети: Звук [ж] – согласный, звонкий, твердый.

Логопед: Почему звонкий?

Дети: Работает голосок.

Логопед: Выберите мне схему артикуляции звука [ж]. Объясните свой выбор.

На фланелеграфе – профили артикуляции трех разных звуков, выполненные из бархатной бумаги. Дети обводят их руками и выбирают соответствующую схему.

5. Игра «Чуткое ушко»

Логопед: Сейчас мы узнаем у кого из вас самое чуткое ушко? Я буду называть слова, вы вставайте каждый раз, когда услышите в словах звук [ж].

Слова: жалко, поземка, кружево, дедушка, заноза, мороженое, пушок, порошок, слушать, дружба, макушка, этажи.

6. Подвижное упражнение «Слоговые дорожки»

На полу – «дорожка» из трех цветных квадратов.

Логопед: Хотите побегать по слоговым дорожкам? Запоминайте слоги: жа-жо-жу.

Ребенок идет по «дорожке» и повторяет цепочку слогов.

Логопед: Поставь третий слог первым, а первый третьим. Какая получится дорожка?

Ребенок: Получится жу-жо-жа.

Логопед: Что общего в этих слогах?

Ребенок: Звук [ж].

Логопед: Чем отличаются?

Дети: Гласными звуками.

7. Произношение звука [ж] в словах

Игра: «Из нескольких слов – одно»

Логопед на фланелеграфе показывает перевернутые изображения предметов.

Логопед: Сегодня мы будем учиться составлять одно слово из нескольких слов. Назовите предметы на картинках.

Дети: Жираф, утка, кот.

Логопед: Произнесите первый звук в каждом слове.

Дети: Звуки [ж], [у], [к].

Логопед: Соедините звуки [ж], [у], [к]. Какое слово получится?.

Дети: Жук.

Логопед: Назовите следующие предметы на картинках.

Дети: Жакет – аист – радуга – арбуз.

Логопед: Произнесите первый звук в каждом слове.

Дети: Звуки [ж], [а], [р], [а].

Логопед: Соедините звуки [ж], [а], [р], [а]. Какое слово получится?

Дети: Жара.

Далее работа проводится над следующим рядом слов: желуди – автобус – бочка – автомобиль (жаба); утюг – жилет – ананас – тапочки – антенна (ужата).

Логопед: Припомните и назовите все слова, которые вы составили.

Дети: Жук, жара, жаба, ужата.

Логопед: Назовите одинаковый звук в словах. Подберите звуко-слоговую схему к слову жаба. Почему эту схему?

Дети: В этом слове два слога, а слово состоит из четырех звуков.

Логопед: Какой по счету звук [ж] в слове?

Дети: Звук [ж] по счету первый.

Далее дети подбирают звуко-слоговые схемы к остальным словам.

8. Зрительная гимнастика

Логопед: Теперь пусть ваши глазки отдохнут. Проведем зрительную гимнастику. Вам надо внимательно следить глазами за полетом жука.

Логопед перемещает картинку-символ по фланелеграфу: вверх, вниз, по центру, налево, направо.

9. Произношение звука [ж] в словосочетаниях

Игра: «Составь слово»

Логопед: Вы, наверное, обратили внимание, сколько новых домов построено в нашем городе. Дом, в котором один этаж – какой?

Дети: Одноэтажный дом.

Логопед: Дом, в котором два этажа – какой?

Дети: Двухэтажный дом.

Логопед: Дом, в котором много этажей – какой?

Дети: Многоэтажный дом.

Игра с мячом: «Посчитай правильно»

Логопед: Я предлагаю вам посчитать одноэтажные дома. Встаньте в круг. Один…

Дети: Одноэтажный дом.

Логопед: Два…

Дети: Одноэтажных дома.

Логопед: Пять…

Дети: Одноэтажных домов.

10. Произношение звука [ж] в предложениях.

Логопед: Давайте и мы представим себя строителями. Только строить мы будем не дома, а мостик из предложений. У каждого на столе картинка. Составьте по ней предложение. Повторите предложение с вопросительной интонацией, восклицательной интонацией. Дети составляют предложения по картинкам.

Логопед: Назовите сколько слов в предложении. В каком слове слышится звук [ж]. Составьте схему предложения. Разделите слова на слоги. Звук [ж] поставьте в слог на свое место.

Дети составляют схему предложения и проводят его анализ.

11. Игра «Медвежата» (на релаксацию)

Логопед: Я предлагаю вам превратиться в маленьких медвежат, которые готовятся к зимней спячке. Сейчас вы услышите прекрасную музыку (П. Чайковский «Сладкие грезы») под которую медвежата засыпают. Но как только запоет жаворонок («Песня жаворонка») вы проснетесь. После отдыха логопед предлагает медвежатам снова превратиться в детей.

12. Работа в тетрадях

Логопед: Вы знаете, как зовут детенышей у медведицы. А как зовут детенышей у ежихи?

Дети: Ежата.

Логопед:

Сейчас мы с вами выучим чистоговорку.

Не знали медвежата,
Что колются ежата,
И давай с ежатами
Играть, как с медвежатами.

Дети проговаривают чистоговорку в умеренном темпе и одновременно двумя руками обводят контурное изображение ежа в тетради.

13. Итоги

Логопед: Наше путешествие со звуком [ж] закончилось. Чему мы научились?

Дети: Мы научились правильно произносить звук [ж]

Логопед: Дайте характеристику звуку [ж]

Дети: Звук [ж] – согласный, твердый, звонкий.

Логопед оценивает работу каждого ребенка на занятии.

Литература:

1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера» 2007.
2. Плаксина Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) – М.: Изд- во «Экзамен», 2003г.
3. Чистякова М.И. Психогимнастика – М.: Просвещение, 1990.
4. Шаховская С.Н. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушением речи. – Москва, 1992.

Конспект занятия «Прощай, Букварь!»

Автор: учитель начальных классов Еремеева Инна Владимировна

Адресат: обучающиеся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель: Организовать праздник прощания с букварем.

Закрепить знания учащихся об алфавитном порядке букв. Повторить изученные буквы; закрепить навык составления и чтения слов.

Развивать познавательный интерес к урокам чтения и русского языка. Развивать осознанное восприятие и внимание.

Воспитывать доброту, чувство коллективизма, ответственность.

Оборудование: ПК, экран, презентация, карточки с заданиями «Составь слова», «Зеркальные буквы», «Собери слова и картинки», кораблики, кружки красные и синие, корзинки, сюжетные картинки с изображением морских и речных жителей, грамоты с напутствием от пиратов, тарелочки с пшеном.

I . Организационная часть.

Ученики входят в класс под песню «Чему учат в школе?»

Над страной весенним утром занялась заря.

В школе праздник, славный праздник –

Первоклассники рядами стройными идут

Первой книге, мудрой книге отдают салют!

Хороша сегодня школа!

Класс горит огнём!

Мы на праздник наш весёлый

Всех друзей зовём!

Путь свободен, освещён!

Приглашаем всех сегодня

Попрощаться с букварём!

Учитель : Праздник у нас с вами необычный – единственный, который никогда не повторится, потому что мы его посвящаем удивительной книге – Букварю. А вы знаете, что букварю более 400 лет. Эта самая старая книга во всём мире. И много лет учит она читать детей. И вам букварь помог: открыл для вас светлый путь в увлекательный мир знаний.

Беру букварь в последний раз,

Несу букварь в просторный класс.

И дорогому букварю

Я говорю: “Благодарю!

Ты книга первая моя,

Теперь читать умею я,

На свете много книжек есть,

Все книжки я могу прочесть!”

Дети исполняют песню.

Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём!

Мой букварь, мой друг надёжный,
Расстаёмся мы теперь.
В новый мир большой и сложный
Для меня открыл ты дверь.

Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)

Много радостных событий
Ты мне щедро подарил.
К миру радостных открытий
Ты ступенькой послужил.

Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)

Раскрывал тебя как чудо,
Наступил прощанья срок.
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок.

Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)

– А давайте-ка вспомним, как вы познакомились с этой книгой:

В день осенний, в день чудесный
Мы в поход ушли не зря.
Было очень интересно

На страницах букваря.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Край родной, родные дали,
Реки, рощи и моря,
Целый мир мы открывали
На страницах букваря.

– Ребята, школу нашу можно сравнить с морем знаний, в школе вы откроете для себя еще много нового и интересного, познакомитесь с разными учебниками и книгами. А Букварь – это ваша первая книга, самая важная, которая помогла вам освоить буквы и звуки, благодаря которой вы научились складывать слоги и слова.

– Ребятки, вы заканчиваете 1 класс, ой, посмотрите-ка, в нашем море знаний появился остров, а кто мне прочитает, как он называется?

– А вы готовы отправится на этот остров за новыми знаниями?

– А на чем можно путешествовать по морю?

– Внимание, матросы, приготовиться к плаванию, надеть форму, задраить люки, распустить паруса.

Игра «Отгадай, напиши и посади букву»

– Ребята, а давайте возьмем с собой в плавание буквы, с которыми вы познакомились в 1 класс, ведь они пригодятся нам и во 2 и во всех последующих класса. Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете буквы. Отгадайте загадку, а отгадку пальчиком напишите на крупе в тарелочке. Это игра-молчанка.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла. (О)

О – гласная или согласная буква. А сейчас посадим букву О в каюту на корабле, определите место буквы в слове: ГНЕЗДО.

На эту букву посмотри –

Она совсем как цифра 3. (З)

З – гласная или согласная буква. А сейчас посадим букву З в каюту на корабле, определите место буквы в слове: ЗОНТ.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук. (Ж)

Ж – гласная или согласная буква. А сейчас посадим букву Ж в каюту на корабле, определите место буквы в слове: ЖУК.

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква … (А)

А – гласная или согласная буква. А сейчас посадим букву А в каюту на корабле, определите место буквы в слове: РАК.

– Ой, ребята, а кто это преградил нам путь к острову 2 класса?

Подплывает тут фрегат

Пиратский парус развивается

И спускается пират,

К нам с вами направляется…

– Не хотят пираты пропускать ребят к острову 2 класс, видимо, хотят проверить, все ли знания усвоили ребята на острове 1 класса, достойны ли они стать учениками-второклассниками.

– Посмотрите-ка, на моем столе чудесным образом оказались пиратские конвертики с заданиями.

Игра «Зеркальные буквы»

– Распределите буквы в группы: буквы «правильные» и «неправильные». «Неправильные» буквы положите в корзинки, а из правильных букв составьте слова.

ДОБРО СМЕХ УЛЫБКА

– Посмотрите, какие красивые, добрые слова у нас получились. Давайте улыбнемся друг другу.

– Ребята, пираты предлагают нам подвигаться вместе с ними под веселую музыку.

– Ребята, посмотрите-ка, пираты никак не успокаиваются, подбросили нам еще один конверт с заданиями. Ну что ж, выполним и это задание.

Игра «Собери слово»

– Соберите слова из букв и узнаете, как называется рыбка.

– Ребята, а вы знаете, есть жители морские и речные.

– А давайте-ка распределим жителей в группы: морские и речные. Запомните свою рыбку, подойдите к моему столу, отыщите рыбку ту, которая у вас оказалась и выпустите ее в речку или в море, в зависимости от среды обитания.

– Какие морских обитателей мы отпустили в море?

– А какие речных обитателей вы знаете?

– Пираты, ребята довольны вашей работой, они видят, что вы смекалистые, умные и добрые ребятки, посмотрите, они уплыли, путь свободен нашему кораблю.

– Пираты оставили вам напутствие, послушайте:

Позади первый год твой школьный,
Остальное же все впереди.
Пусть учитель будет довольным,
Ты ответы на все найди!
Пусть учеба всегда будет в радость,
А поддержка поможет во всем.
Не приходит к тебе пусть усталость,
Ты умней становись с каждым днем!

– А ребята наши еще и частушки знают о школе, вот послушайте их.

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке –
расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!

Тыщу слов в минуту нынче,
Как машина, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом проглочу!

Я чернилами сначала
Только палочки писала,
А теперь в Букварь гляжу,
Буквы смело вывожу

III . Заключительная часть.

Учитель:
До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Наш Букварь читать научит
Тех, кто в первый класс придёт!

Читайте также:  Конспект логоритмического занятия для детей с ОНР в средней группе на тему (Зима, Путешествие снежинок)
Ссылка на основную публикацию