Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком подготовительной к школе группе, имеющим ФФНР. Тема: «Автоматизация звука [р] в звукосочетаниях ТР И ДР»
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком подготовительной к школе группе, имеющим ФФНР.
Тема: «Автоматизация звука [р] в звукосочетаниях ТР И ДР».
Цель: формирование навыка правильного произношения звука [р] в звукосочетаниях тр-, др-.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Закреплять правильность артикуляционного образа звука [р].
2. Формировать понятия о звуке [р], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать артикуляционную моторику и правильное речевое дыхание
2. Закреплять навык правильного произношения звука [р] в сочетаниях –тр, – др изолировано, в слогах, в словах, в предложениях
3. Развивать фонематические процессы
4. Закреплять навыки словоизменения
5. Развивать память, внимание.
Коррекционно-воспитательные:
1. Формировать навык самоконтроля за речью
Оборудование: зеркало, следы тигра; 12 предметных картинок, иллюстрирующих слова со звукосочетаниями ТР или ДР, карточки с травяным фоном, снежинка.
1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Мы – в «Долинке» учимся.
Все у нас получится!
2. Пальчиковая гимнастика
Мы развешали игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят.
3. Работа над развитием дыхания
Подуй на снежинку, чтобы она улетела далеко-далеко.
4. Объявление темы занятия.
Язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик язычка, при этом он дрожит. О каком звуке мы сегодня будем говорить?
Правильно, сегодня мы будем учиться говорить звук Р красиво и правильно в слогах и словах
Недавно собака Дружок научилась рычать: р-р-р. А помогли ему специальные упражнения, которые он выполнял каждый день. Покажем Дружку, что мы тоже умеем их выполнять.
На качелях я качаюсь:
Выше крыши поднимаюсь
Я лошадка серый бок!
(цок, цок, цок, цок)
Я копытцем постучу,
(цок, цок, цок, цок)
Если хочешь – прокачу!
(цок, цок, цок, цок)
Красить потолок пора
Челюсть ниже опускаем,
Язык к небу поднимаем,
Проведем вперед – назад
Наш маляр работе рад.
Представь, что ты гонщик. Рот приоткрыт. Язычок на верхних бугорках. Произносим др-р-р и дуем на кончик язычка, и пальцем ведем по линии.
6. Анализ артикуляции звука.
Скажи, в каком положении находятся губы, когда мы произносим звук Р? Где находится язык?
Определи, какой это звук.
– Согласный (язык создаёт преграду выходу воздуха).
– Проверь, какой это звук: звонкий или глухой? Приложи ладошку тыльной стороной к горлышку, и произноси звук [р].
– Звонкий.
– Этот звук твёрдый или мягкий?
– Твёрдый.
– Какой фишкой мы его обозначим?
– Фишкой синего цвета.
– Правильно, звук [р] согласный, звонкий, твёрдый.
7. Автоматизация звука в слогах
Чьи тут следы, посмотри? Ага, это же следы нашего тигра. Если пройдешь по его следами правильно повторишь слоги (тра, тро, тру, тры, дра, дру, дро, дры), то узнаешь, куда пошел наш тигр.
Давай назовем членов семьи тигра. Мама кто? Папа кто? Детеныш кто?
Тигр какой? (сильный, полосатый, быстрый, свирепый…)
Если это хвост тигра, то он чей?
Тигр наш пошел искать ватрушку в «трын – траве». Поможем ему?
Чтоб усталость быстро снять,
Попрошу вас тихо встать.
Наш мышонок потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Рано утром умывался,
Полотенцем обтирался.
Вправо, влево наклонялся
И обратно возвращался.
Ногами топал,
Ладошками хлопал.
Руки в стороны,
В локтях сгибаются
А в плечах вращаются.
Руки в стороны,
В кулачок и на бочок.
Вот здоровья в чём секрет!
Всем друзьям физкульт – привет!
9. Автоматизация звука в словах. Игра «Трын-трава».
Дети хором читают языколомку:
Три матрешки Петрушке
Несли по ватрушке.
Но вместо трех ватрушек, продолжает логопед,- матрешки донесли только две. Средняя матрешка уронила свою ватрушку в трын – траву. Давайте ее поищем. Но будьте внимательны: волшебная трава специально вводит вас в заблуждение, показывая изображения не тех предметов, которые прячет. Поэтому матрешки и не смогли ее найти.
Игрок говорит: «Один, два, три, что в траве – смотри!» и делает три шага своей фишкой по картинкам в любом направлении. Логопед приподнимает травку там, где остановилась фишка, и игрок говорит, например: «В траве – трубка». Игра заканчивается, когда найдется ватрушка.
10. Автоматизация звука в словах и предложениях.
Логопед читает стихотворение, а ребенок за него договаривает звукосочетание ТРЫ. Потом повторяет каждое предложение.
Их лапки быс… ТРЫ,
Их когти ос… ТРЫ,
Их шубки пес… ТРЫ,
Котята предлагают выучить скороговорку: «Трое трубачей трубили в трубы».
11. Итог занятия.
Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук [р]. Тигру понравилось на нашем занятии. Он тебя благодарит за помощь в поиске ватрушки. Как ты оценишь свою работу на занятии? Что было интересно? Где возникли затруднения? До свидания!
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р]
Цели занятия:
- Продолжать автоматизировать (закреплять) звук [Р] изолированно, в прямых слогах, в слогах со стечением согласных; в словах с этими слогами; в предложениях.
- Развитие артикуляционной моторики через умение чётко выполнять артикуляционные упражнения.
- Продолжать учить ребёнка правильно произносить изолированный звук [Р] через подражания, давать чёткую артикуляцию звука [Р] , давать правильную характеристику звука [Р] .
- Развитие фонематического слуха через умение правильно воспроизводить слоговые ряды за логопедом, определять наличие звука [Р] в словах.
- Развитие фонематического анализа через умение находить место звука [Р] в словах (начало, середина, конец).
- Развитие навыка составления предложения по опорным картинкам.
- Закрепить знания ребёнка о продуктах, одежде, домашних-диких животных. Закрепить соответствующие обобщающие понятия.
- Развитие пространственной ориентировки через практическое употребление простых предлогов: за, перед, между.
- Воспитание интереса к занятию.
Оборудование:изображение медвежонка с мёдом на машине, индивидуальное зеркало, картинки с изображением паруса, гриба, гармошки, дятла (для артикуляционной гимнастики), изображение моста, картинки сизображением продуктов: баклажаны, лимон, свекла, рыба, горох, помидоры, творога, макароны, шпроты, груши, кефир, сыр, сахар; картинки с изображением одежды: носки, галстук, шуба, сарафан, рубашка, трусы, свитер;картинки с изображением животных: лиса, лев, слон, волк, корова, жираф, рысь, крот, зебра, тигр; кукла Айболит, изображение домика.
1. Организационный момент:
-Ваня, посмотри, кто к тебе пришёл в гости.
-Кто это? (Медвежонок).
С Медвежонком случилась такая история. Он получил письмо от Доктора Айболита. Доктор пишет, что у него в лесу заболели животные и ему срочно нужен мёд. Он попросил Медвежонка, чтобы тот привёс ему немного мёда. Давай поможем Мишке и Доктору Айболиту.
Ваня, в дороге ты должен будешь помогать Медвежонку.
И прежде чем отправиться мы выполним гимнастику для языка.
2. Арикуляционная гимнастика:
-Первое упражнение, которое мы будем выполнять это упражнение
«Парус». (показываю картинку с изображением паруса, ребёнок сам называет упражнение)
Упражнение «Парус».
Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10.
Лодочка под парусом по реке плывёт,
На прогулку лодочка малышей везёт.
-Следующее упражнение называется «Гриб». (показ картинки)
Упражнение «Гриб».
Улыбнуться, открыть рот, приклеить (присосать) язык к нёбу. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10.
Под берёзой, у дорожки
Гриб растёт на толстой ножке.
Мимо мы пройти не можем,
Гриб в лукошко мы положим.
— Посмотри, какое следующее упражнение? (Гармошка)
Уражнение «Гармошка».
Улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу. Не отпуская язык, сильно отпустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть. Под счёт от1 до 10.
Ну-ка, рот пошире, крошки.
Поиграем на гармошке!
Язычок не отпускаем,
Только ротик открываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам не трудно повторять!
— И последнее упражнение «Дятел». (показ картинки).
Упражнение «Дятел».
Улыбнуться, рот открыт, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» за верхними зубами и произносить: «д-д-д…»
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук-
Раздаётся громкий звук.
3. Изолированное произношение звука:
— Ну а теперь, можно отправляться в дорогу.
— А поедет наш Медвежонок на автомобиле.
-Давай поможем ему завести мотор в машине.
-Давай улыбнись, широко открой рот, подними язык за верхние зубы и
произнеси песенку мотора. (Ребёнок изолированно произносит звук [р] ).
— А сейчас произнеси песенку мотора, как будто машина едет близко, и мы хорошо слышим, как гудит её мотор.(Ребёнок произносит громко звук [Р] ).
— А теперь, произнеси песенку мотора так, как будто машина едет далеко, и мы плохо слышим как гудит её мотор. (Ребёнок тихо произносит звук Р).
4. Уточнение артикуляции звука Р. Характеристика звука [Р]
— Посмотри на себя в зеркало, произнеси звук [Р] .
— А теперь расскажи, как ты произносишь звук [Р] ? (Ребёнок рассказывает артикуляцию звук
Рот открыт, зубы приоткрыты, кончик языка напряжён, ударяется об верхние зубы, воздушная струя идёт по середине языка. Звук согласный, потому что мы его не поём; звонкий, потому что голосовой моторчик работает.
4. Игра «Мостик».
Ехал-ехал Медвежонок и на пути у него мост.
-Ваня, посмотри на мост, он сломан.
-На нём не хватает досок.
-Эти досточки перед тобой и на них задания.
-Тебе нужно на досках написать букву Р сначала по точкам, а затем
самостоятельно. (ребёнок прописывает букву Р).
-А теперь давай прочитаем, что получилось? (Читает слоги с буквой Р, чётко проговаривая звук Р)
Оценка.
А теперь почини мост и пусть Мишка едет дальше.
5. Игра «Продуктовый магазин».
Ехал-ехал Медвежонок и заехал в магазин, решил купить продукты.
-Ваня, как называется магазин, в котором продаются продукты? (Продуктовый магазин).
-Посмотри на картинки и назови, что продаётся в магазине. (Ребёнок называет картинки по порядку). Логопед следит за чётким произношением.
-Ваня, как это всё можно назвать одним словом? (Продукты).
-Ваня, Медвежонок решил купить только те продукты, в которых есть звук [Р] .
(Ребёнок выбирает и называет продукты, в которых есть звук [Р])
Оценка..
Игра «Магазин одежды».
Пока Мишка ехал, он очень замёрз, поэтому он решил заехать в магазин одежды.
-Ваня, назови вещи, которые продавались в магазине. (Ребёнок называет картинки).
-Ваня, как можно все эти предметы назвать одним словом? (Это одежда).
-А теперь помоги Медвежонку выбрать одежду, в названии которой слышим звук [Р]. (Ребёнок выбирает и называет одежду).
7. Игра «Кто живёт в лесу?»
Купил Медвежонок продукты, одежду и поехал дальше, едет-едет и подъехал к лесу, смотрит кто-то под большим деревом сидит, присмотрелся он, а это Доктор Айболит. А рядом с ним зверей видимо- невидимо и, все пришли к нему лечиться.
-Ваня, назови животных, которые пришли лечиться? (Ребёнок называет картинки с изображением животных).
-Назови домашних животных? (Корова)
-Назови диких животных? (Тигр, лев, зебра, слон, жираф, лиса, рысь, волк)
-Назови животных, которые живут в жарких странах? (Тигр, лев, зебра, слон, жираф, рысь)
-Назови животных, которых мы можем встретить в наших лесах? (Волк, лиса, крот).
— Теперь, назови животных, в названии которых есть звук [Р] ( Тигр, зебра, жираф, рысь, корова, крот).
7. Игра «Что, у кого болит?»
-Ваня, давай, послушаем, что у кого болит.
-Я тебе показываю на что жалуется животное, а ты называешь.
(Например, у тигра болит хвост. У зебры болит нога. И жирафа болит шея.и т.д.)
8. Игра «Кто за кем?»
Давай с тобой скажем, в каком порядке стоят животные к доктору на приём.
-За кем стоит крот? (Крот стоит за коровой)
-Перед кем стоит зебра? (Зебра стоит перед жирафом)
-Между кем стоит рысь? (рысь стоит между жирафом и тигром)
-Где стоит жираф? (Ребёнок даёт свой ответ).
9. Игра «Где живёт звук?»
— Ваня, а теперь выбери три животных, которые тебе нравится.
— Вот тебе дом, рассели животных.
(Ребёнок называет картинки, определяет место звука [Р] в слове)
10. Итог занятия:
Медвежонок увидел, что к Айболиту пришли лечиться много зверей, и подал ему бочонок мёда, и сказал ему: «Вот тебе, Айболит, мёд. Лечи своих зверей, ведь мёд-это хорошее лекарство от многих болезней».
Айболит поблагодарил медвежонка: и от себя и от зверей, передал тебе, Ваня, и ребятам из вашей группы, вот эти сладкие конфеты.
Автор: Дементьева Юлия Геннадьевна,
учреждение детский сад «Сказка» г. Иркутска.
Статья размещена в авторской редакции
Больше интересной и познавательной информации
вы можете почитать и обсудить на нашем форуме
http://planetadetstva.net/forum/forums/30/
Игры с предметами при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте
Аннотация: Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития.
Статья:
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитие речи и фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.
Процесс обучения грамоте предлагает разнообразные формы: в одном случае это игра, в другом – занятие-спектакль, где дети – и участники спектакля, и зрители, в третьем они учителя, а не ученики и т.д. Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно; сюжетов сказок; элементов сюжетно-дидактической игры; сюжетных картин и т.д.
Такие формы работы позволяют добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей-логопатов. А это немаловажно, если учесть, что, с одной стороны, у детей неустойчивая психика, с другой – в условиях продолжительной зимы у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.
Сюжетно-тематическая организация обучающего процесса и разнообразие в преподнесении учебного материала способствовала спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительными моментами является то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем.
Рассмотрим более детально варианты использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте.
Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.
Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.
Знакомство со звуками речи следует начинать с рассматривания положения органов артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесения собственных кинестетических ощущений с изображениями на речевых профилях. Затем детям предлагается дать характеристику изучаемого звука, отбирая необходимые символы.
Девочка в красном платье символизирует гласный звук, в синем – твердый согласный, в зеленом – мягкий согласный. Молоточек – твердый согласный, перышко – мягкий. Ушко – глухой согласный, колокольчик – звонкий.
Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [а] обозначается кружочком красного цвета с широко открытым ртом, звук [у] – кружочком с маленьким круглым ртом, звук [и] – губы растянуты в улыбке. На символах звуков [ы] и [э] дается указание на положение языка в ротовой полости.
Использование данного наглядного материала целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к “зашифрованным” словам.
Предлагая данный вид работы, мы идем от простого к сложному. На начальном этапе нужно выбрать, какая картинка подходит к схеме. В дальнейшем задача усложняется: добавляются картинки и схемы. Более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций. Например, опираясь на схемы, изображенные на каждом пароходе, дети определяют, какие фрукты на них привезли; узнают, кого или что увидели на полянке цыплята; что перевозит в контейнере шофер; рассаживают на тумбы дрессированных животных в цирке и т.д.
Пособие “Паровоз”, “Домик” так же используется с целью определения позиции звуков в слове. Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й – с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й – с данным звуком в конце слова.
При дифференциации звуков дети не только выделяют предметы, но и группируют их по определенным признакам: твердости – мягкости, глухости – звонкости.
Немаловажную роль использование наглядного материала имеет при работе над слогоделением. При членении слов на слоги мы используем приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов. Например, в упражнении “Телега” дети читают слово, делят его на части, загружают в телегу столько мешков, сколько слогов в прочитанном слове. Таким же образом дети упражняются в делении слов на слоги, играя в магазин, где первый слог в названии товара равен одной монетке.
При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы – это то, что звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Для достижения данной задачи используются различные варианты заданий.
Помимо общепринятых приемов детям больше всего нравится изображать буквы из цветного песка, рисовать их на песке пальчиком и палочкой, обводить пальцем буквы, изготовленные из наждачной бумаги или наклеенной на бумагу манной крупы, конструировать из рук, выкладывать из палочек, ниток, плодов, мозаики.
Кроме того, составлять и прочитывать слова из известных “рассыпанных” букв или слогов, необходимо дописывать пропущенную букву – игра “Дай таблетку деду Буквоеду”, собирать слово из переставленных или перепутанных букв – игра “Расшифруй слово”, читать слова из начальных букв предложенных предметов – игра “Прочитай по первой букве”, а также слова, в которых одна буква заменялась на другую с целью изменения фонетического звучания и смысла (кошка – кашка, галка – палка, почка – бочка).
Более сложные задания для детей – кроссворды, ребусы – игра “Веселые ребусы” и игры типа “Поле чудес”, игра “Счастливый случай”, викторины.
При обучении синтезу слогов из букв на занятиях создаются различные игровые ситуации: накормить Карлсона вареньем из двух банок (в одной из них находятся клубнички с согласными, в другой – с гласными буквами); принять участие в цирковом номере, в котором клоун жонглирует желудями, и т.д.
При составлении слов из букв дети выполняют задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой, и раскладывают картинки в порядке возрастания и убывания; составляют слова из заданных букв и слогов.
С целью пропедевтики зеркальности на письме дошкольников учат различению правильно и зеркально написанных букв. Дети отыскивают заданную букву из ряда других букв, в словах и фразах. Вычленяют и обводят правильно написанные буквы, составляют из них слова и предложения, дописывают элементы до полного образа буквы.
Приемы работы над предложением разнообразны. На начальном этапе – это ответы на вопросы с опорой на картинки. В дальнейшем, используя игра “Фразовый конструктор”, где решаем разнообразные задачи.
Дети знакомятся с понятиями “слова-предметы”, “слова-действия “, “слова-признаки”, “предлоги”. Каждое понятие обозначается определенным символом. Слова-предметы изображены на белых карточках, слова-действия – в движении, слова-признаки – полосатые. Каждая картинка может иметь несколько интерпретаций. Например, “девочка, сестра, дочка”. Картинка со стаканом может обозначать “чай, сок, компот” и т.д.
В ходе игры дети составляют различные предложения сначала из двух слов, в дальнейшем добавляют слова-признаки, обозначающие цвет, форму, величину, эмоции, однородные дополнения, союзы и предлоги.
Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложениями необходимо проводить работу по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом сначала использовать полоски-домики (на начальном этапе), позднее полоски для обозначения слов, делать зарисовки схем в тетрадях. С огромным интересом дети строят предложения в игре “Живые предложения”, придумывают предложения с помощью кубика, на сторонах которого указывается количество слов в предложении.
При усложнении работы над фразой детям предлагается восстановить деформированное предложение. В зависимости от игровой ситуации, созданной на занятии, они читают слова, написанные на картинках, и составляют из них предложения. Особый акцент при выполнении данного вида задания делается на поиск первого слова, написанного с заглавной буквы, и постановку точки в конце предложения.
Игра для ребенка – это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию (зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.
К.Д. Ушинский считал, что развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным. Развитие речи Ушинский рассматривал как формирование навыка. “В каждом слове, которое мы произносим, в каждом движении руки на письме. есть непременно своя доля навыка, доля рефлекса более или менее укоренившегося”. Для прочности навыка, по его мнению, требуются время, терпение, затраты усилий, постепенность и последовательность. Следуя установкам педагога-классика, мы в первую очередь должны заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно поэтому использование наглядного материала в процессе обучения грамоте детей дошкольного возраста является одним из основных требований в работе со старшими дошкольниками.
Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи
Рубрика: Педагогика
Дата публикации: 05.12.2014 2014-12-05
Статья просмотрена: 4299 раз
Библиографическое описание:
Сорокина, Т. В. Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи / Т. В. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 629-631. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14158/ (дата обращения: 07.01.2021).
У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра.
При нормальном развитии ребенка, процесс обучения письму осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых психических функций, таких как языковой анализ и синтез, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, зрительно-пространственное восприятие и представление, наглядно-образное мышление, внимание (концентрация, распределение и переключение), память, графо-моторные навыки. Недостаточный уровень развития этих психических функций может явиться причиной специфических нарушений письма.
Детей с общим недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма. Раннее начало систематической, целенаправленной работы по преодолению этих нарушений способствует более успешному обучению грамоте.
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике.
Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием речи очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходят игровые технологии. В игре часто сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.
От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности.
Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Задача учителя-логопеда состоит в том, что бы совместно с педагогами ДОУ и родителями, обеспечить каждому ребенку с нарушениями речи того уровня развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе, удовлетворять тягу ребенка к знаниям и стимулировать его.
Игра — является одной из форм детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера. Систематическое применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми с ОНР по обучению грамоте значительно повышает качество обучения, а так же они помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника — игре.
Изучив и обобщив литературу по использованию игровых технологий, в работе с детьми по обучению грамоте я выделила несколько групп:
1. Использование на образовательной деятельности игровых и литературных персонажей. Для усиления взаимосвязи между этапами образовательной деятельности вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это могут быть Незнайка, Буратино, Карлсон, Вини Пух, Утенок Утя (при ознакомлении со звуком У), Клоуны Бом и Бим (Звуки Б, Бь), кот Леопольд (звук Ль).
2. Создание игровой ситуации. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом нередко сюжетная линия проходит через все этапы образовательной деятельности. Детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Занятия-путешествия, экскурсии. Например: путешествие в сказочную страну, экскурсия по селу, путешествие в зимний лес на самолете, полет в космос, путешествие в страну Голубой феи. Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе для детей с нарушениями речи.
3. Использование наглядного занимательного материала: При ознакомлении со звуками дети знакомятся с мальчиками-Звуковичками, определяют их характер, находят Звуковичка соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, и определяют в каком звуковом домике он будет жить. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.
4. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов. При знакомстве со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У — гудит паровоз, А — плачет Аленка, Р — рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира.
5. Использование дидактических игр и игровых упражнений. Большое значение в процессе логопедической работы имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель — обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. Важно чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры.
В соответствии с основными задачами подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи к усвоению грамоты, материал по использованию игровых технологий я разделила на направления:
1. Формирование фонематического анализа и синтеза слов, слогового анализа.
2. Ознакомление детей с буквами и формирование первоначальных навыков чтения.
3. Ознакомление со словесным составом предложения. Анализ предложений.
Грамотная, четкая, чистая, ритмичная и правильная речь — это дар, она приобретается благодаря совместным усилиям учителей-логопедов, воспитателей, всех специалистов детского сада, родителей и многих других людей, в окружении которых ребенок растет и развивается.
Спланированная работа с воспитателями логопедических групп, музыкальным руководителем, педагогом — психологом, инструктором по физической культуре, позволила мне целенаправленно и комплексно осуществлять коррекционный процесс.
Применяемые мною игровые технологии используют воспитатели в образовательной деятельности режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми. Совместно мы работаем над формированием предметно-развивающего пространства в группе, создаем благоприятные условия для полноценного развития наших воспитанников.
В результате грамотно спланированной и систематической коррекционной работы у детей были развиты и доведены до нормы речевые, познавательные и психические процессы.
Поставленная таким образом работа обеспечивает высокий уровень интеллектуального, речевого, физического и психического развития ребёнка.
Считаю, что наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, можно добиться только при активном взаимодействии с родителями. При планировании работы ставлю цель — повышение интереса к коррекционной работе и заинтересованность семьи в успешном решении коррекционно-развивающих задач. Самое важное в работе с родителями — создание максимально благоприятных условий для коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Для поддержания интереса родителей к данной теме и активного включения их в работу группы использовала разнообразные формы: анкетирование, семинары –практикумы, консультации.
Родители и педагоги — это, прежде всего союзники и единомышленники, у нас одна цель: вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе.
Мною организована коррекционно-развивающая образовательная среда, стимулирующая речевое развитие и творческую активность детей.
Такая разнообразная коррекционно-развивающая среда позволяет проводить групповые и подгрупповые образовательные деятельности в игровой форме с детьми и решать различные коррекционные задачи.
Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: «Послушай, как поет синичка!».
Дети в месте со сказочными героями путешествуют в страну Звуков, в страну Азбуку. Путешествовать на образовательной деятельности по обучению грамоте помогает наглядное пособие, которое дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На образовательной деятельности в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Наглядное пособие — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Таким образом, игра для ребенка — это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Я как педагог, стараюсь всегда заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками с нарушениями речи и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу обучения, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.
1. Журова Л.Е, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская «Обучение дошкольников грамоте»
2. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста»
3. Е. В. Бородина «Использование моделирования и символики при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада»
4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под редакцией Ю. Ф. Гаркуши. — М.: Секачев В. Ю., ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008.
5. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.
6. Александрова Т. В. Живые звуки или фонетика для дошкольников.
7. Борисова Е. А. Играя звуки исправляем — играя звуки закрепляем. Биробиджан: Обл. ИУУ, 2005.
Игры с предметами при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте
При нормальном развитии ребенка, процесс обучения письму осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых психических функций, таких как языковой анализ и синтез, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, зрительно-пространственное восприятие и представление, наглядно-образное мышление, внимание (концентрация, распределение и переключение), память, графо-моторные навыки. Недостаточный уровень развития этих психических функций может явиться причиной специфических нарушений письма.
Детей с общим недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма. Раннее начало систематической, целенаправленной работы по преодолению этих нарушений способствует более успешному обучению грамоте.
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике.
Грамота – довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием речи очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходят игровые технологии. В игре часто сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.
От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному При нормальном развитии ребенка, процесс обучения письму осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых психических функций, таких как языковой анализ и синтез, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, зрительно-пространственное восприятие и представление, наглядно-образное мышление, внимание (концентрация, распределение и переключение), память, графо-моторные навыки. Недостаточный уровень развития этих психических функций может явиться причиной специфических нарушений письма.
Детей с общим недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма. Раннее начало систематической, целенаправленной работы по преодолению этих нарушений способствует более успешному обучению грамоте.
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике.
Грамота – довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием речи очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходят игровые технологии. В игре часто сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.
От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности.
Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Задача учителя-логопеда
состоит в том, что бы совместно с педагогами ДОУ и родителями, обеспечить каждому ребенку с нарушениями речи того уровня развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе, удовлетворять тягу ребенка к знаниям и стимулировать его.
Игра – является одной из форм детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера. Систематическое применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми с ОНР по обучению грамоте значительно повышает качество обучения, а так же они помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника – игре.
Изучив и обобщив литературу по использованию игровых технологий, в работе с детьми по обучению грамоте я выделила несколько групп:
1. Использование на образовательной деятельности игровых и литературных персонажей. Для усиления взаимосвязи между этапами образовательной деятельности вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это могут быть Незнайка, Буратино, Карлсон, Вини Пух, Утенок Утя ( при ознакомлении со звуком У), Клоуны Бом и Бим (Звуки Б, Бь), кот Леопольд (звук Ль).
Создание игровой ситуации. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом нередко сюжетная линия проходит через все этапы образовательной 1. деятельности. Детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Занятия-путешествия, экскурсии. Например: путешествие в сказочную страну, экскурсия по селу, путешествие в зимний лес на самолете, полет в космос, путешествие в страну Голубой феи. Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе для детей с нарушениями речи.
2. Использование наглядного занимательного материала: При ознакомлении со звуками дети знакомятся с мальчиками-Звуковичками, определяют их характер, находят Звуковичка соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, и определяют в каком звуковом домике он будет жить. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.
3. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов. При знакомстве со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У – гудит паровоз, А – плачет Аленка, Р – рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира.
4. Использование дидактических игр и игровых упражнений. Большое значение в процессе логопедической работы имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель – обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. Важно чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры.
В соответствии с основными задачами подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи к усвоению грамоты, материал по использованию игровых технологий я разделила на направления:
1. Формирование фонематического анализа и синтеза слов, слогового анализа.
2. Ознакомление детей с буквами и формирование первоначальных навыков чтения.
1. Ознакомление со словесным составом предложения. Анализ предложений.
Грамотная, четкая, чистая, ритмичная и правильная речь – это дар, она приобретается благодаря совместным усилиям учителей-логопедов, воспитателей, всех специалистов детского сада, родителей и многих других людей, в окружении которых ребенок растет и развивается.
Спланированная работа с воспитателями логопедических групп, музыкальным руководителем, педагогом – психологом, инструктором по физической культуре, позволила мне целенаправленно и комплексно осуществлять коррекционный процесс.
Применяемые мною игровые технологии используют в оспитатели в образовательной деятельности режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми. Совместно мы работаем над формированием предметно-развивающего пространства в группе, создаем благоприятные условия для полноценного развития наших воспитанников.
В результате грамотно спланированной и систематической коррекционной работы у детей были развиты и доведены до нормы речевые, познавательные и психические процессы.
Поставленная таким образом работа обеспечивает высокий уровень интеллектуального, речевого, физического и психического развития ребёнка.
Считаю, что наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, можно добиться только при активном взаимодействии с родителями. При планировании работы ставлю цель – повышение интереса к коррекционной работе и заинтересованность семьи в успешном решении коррекционно-развивающих задач. Самое важное в работе с родителями – создание максимально благоприятных условий для коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Д ля поддержания интереса родителей к данной теме и активного включения их в работу группы использовала р азнообразные формы: анкетирование, семинары –практикумы, консультации.
Родители и педагоги – это, прежде всего союзники и единомышленники, у нас одна цель: вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе.
Мною организована коррекционно-развивающая образовательная среда, стимулирующая речевое развитие и творческую активность детей.
Такая разнообразная коррекционно-развивающая среда позволяет проводить групповые и подгрупповые образовательные деятельности в игровой форме с детьми и решать различные коррекционные задачи.
Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”.
Дети в месте со сказочными героями путешествуют в страну Звуков, в страну Азбуку. Путешествовать на образовательной деятельности по обучению грамоте помогает наглядное пособие, которое дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На образовательной деятельности в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Наглядное пособие – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Таким образом, игра для ребенка – это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Я как педагог, стараюсь всегда заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками с нарушениями речи и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу обучения, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.
1. Журова Л.Е, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте»
2. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста»
3. Е.В.Бородина «Использование моделирования и символики при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада»
4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под редакцией Ю. Ф. Гаркуши. – М.: Секачев В. Ю., ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008.
5. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
6. Александрова Т. В. Живые звуки или фонетика для дошкольников.
7. Борисова Е. А. Играя звуки исправляем – играя звуки закрепляем. Биробиджан: Обл. ИУУ, 2005.
Портал педагога
Автор: Павлив Елена Рудольфовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска детский сад № 78 “Серебряное копытце”
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область.
Наименование материала: Опыт работы
Тема: “Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР”
Дата публикации: 20.04.2019
Раздел: дошкольное образование
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №78
«Серебряное копытце»
Из опыта работы
«Использование игровых технологий при
подготовке к обучению грамоте детей
старшего дошкольного возраста с ОНР»
г. Нижневартовск 2016 г.
Подготовила :
Павлив Елена Рудольфовна
учитель-логопед
Сделать серьезное занятие для
О б у ч е н и е
с в о е о б р а з н ы й
д о ш к о л ь н и к о в
и з у ч е н и и
воспитанников
приобретают
содержание начального обучения. Школа заинтересована в
поступающие
хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы
развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную
речь, правильно поставленные первоначальные навыки в
составлении и анализе предложений, в делении слов на
слоги, умели держать карандаш и различать строчки в
свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.
важных мест в развитии детской речи, особенно если это
дети с речевыми нарушениями.
Использование игровых
технологий в развитии
фонематического
восприятия, звукового
анализа и синтеза у детей
старшего дошкольного
возраста с ОНР.
Формировать
необходимую
Активизировать навыки фонематического восприятия, анализа,
синтеза в процессе ознакомления со звуковым составом слова.
Формировать
развивать коммуникативные способности на основе общения.
коррекционную
деятельность
воспитанников
взаимодействия
Активизировать познавательную деятельность детей,
развивать логическое мышление, память, внимание.
Игры и упражнения на развитие
фонематического слуха, навыков звукового
анализа и синтеза, зрительного восприятия,
речи и мышления.
Интерактивные игры.
Кроссворды, ребусы, загадки.
Игровой и занимательный материал по
изучению букв.
Тетрадь дошкольника «Игровые задания
и упражнения»
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
предназначена
учителя-логопеда,
воспитателей и детей подготовительной группы
(от шести до семи лет) с общим недоразвитием речи.
Предлагаемые задания и упражнения направлены на развитие фонематического
слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза, внимания, памяти, мышления,
индивидуальные занятия.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
ИГРЫ И ПОСОБИЯ СВОИМИ РУКАМИ
ИГРЫ И ПОСОБИЯ СВОИМИ РУКАМИ
р о д и т е л я м и
Консультации
Тетрадь по обучению грамоте «Игралочка»
Картотека дидактических игр
Буклет «Обучение грамоте как средство
развития ребенка»
Мастер-класс «Подготовка к обучению
Проект «Маленькие грамотеи»
ТЕТРАДИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
БУКЛЕТ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ КАК
СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА»
МАСТЕР-КЛАСС
«ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ЧЕРЕЗ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И
ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА»
ПРОЕКТ «МАЛЕНЬКИЕ ГРАМОТЕИ»
п е д а г о г а м и
Дневник взаимодействия учителя-
логопеда с воспитателями по
коррекционной работе с детьми
Консультации
Консультации
Картотека дидактических игр
Картотека дидактических игр
Выставка развивающих игр
Выставка развивающих игр
Выставка «Забавные буквы» к развлечению
«Наум-грамотник»
Выставка «Забавные буквы» к развлечению
«Наум-грамотник»
Дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, умеют
выделять звуки в словах, подбирать слова на звуки.
Дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, умеют
выделять звуки в словах, подбирать слова на звуки.
Владеют навыками звукового анализа, умеют определять количество
звуков в слове, устанавливать последовательность звуков в слове,
разделять слова на слоги, предложения на слова.
Владеют навыками звукового анализа, умеют определять количество
звуков в слове, устанавливать последовательность звуков в слове,
разделять слова на слоги, предложения на слова.
Проявляют любовь и интерес к родному языку.
Проявляют любовь и интерес к родному языку.
Логопедический игровой тренинг “Обучение старших дошкольников грамоте”
Автор-составитель:
Кривошеина Юлия Юрьевна
МАОУ Новотарманская СОШ
Логопедический игровой тренинг для воспитателей на тему :
«Обучение старших дошкольников грамоте в рамках реализации основной образовательной программы».
Цель тренинга : уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.
Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, в соответствии задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.
-Как вы считаете, необходимо ли обучение грамоте детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении и почему?
(Требования начальной школы стали выше. Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе. Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой. Увеличивается число детей с фонетико-фонематическим нарушениями речи, с ОНР)
Чтобы предотвратить многие проблемы обучения в школе, мы начинаем готовить детей к О.Г. в детском саду.
Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поют птички!”, когда мы уже играем с малышами в игру «Молчанка» (раз, два,три, четыре , пять, начинаем мы молчать и тихонько слушать звуки)
Грамота – довольно сложный предмет для дошкольников. Детям сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Наша задача, раскрыть перед ними эти сложные вопросы.
От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
На помощь приходят различные приемы и методы, основанные чаще всего на игровых технологиях. В игре часто сложное становится понятным и доступным.
Давайте мы вместе в игровом тренинге в сравнении разберем основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте в старшей и подготовительной группах:
1 Сформированность звуковой стороны речи;
2. Сформированность фонематических процессов;
3. Сформированность звукового анализа и синтеза слов
Предлагаю разделиться педагогам на 2 группы (старшая, подготовительная) и уточнить их представление о процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте по предложенным компонентам.
IСформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров)
к 5 г. сформированы все свистящие и шипящие звуки(с,з,ц, ш,ж,щ,ч)
К 6г. звуки л, р.
Методы и приемы:
- Артикуляционная гимнастика
(выполняем с воспитателями комплекс упражнений для звуков л,р).
2.Работа над речевым дыханием
3.Сказка о язычке знакомит с артикуляционным аппаратом
4.Анализ особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи (используют зеркало!)
Я использую таблички для артикуляционной характеристики звуков; (показ профили звуков)
Допустимо формирование звука р к 6.5 г.
4.Анализ произнесения звука могут производить без зрительного контроля.
IIСформированность фонематических процессов,т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка
( фонематический слух)
Проигрываю с воспитателями
Игра «Поймай звук ладошками»
Звук [р]: папа, мама, рама, дома, Рома, ком, сом, дом, ром, коза, роза, роса, стул, стол, топор, заноза, забор, засор, том, торт и т.д.
Назови повторяющийся звук. Какой звук я загадала?
(шар, шуба, мешок, каша, душ, карандаш – [Ш]).
Все эти игры целесообразно применять на занятиях по подготовке к обучению грамоте, индивидуальной работе, свободной деятельности, различных досугах, так как они являются эффективной профилактикой акустической дисграфии.
Игра «Замени звук»
Оборудование: ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.
Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове. Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово. Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка – чашка, гайка – чайка, масть – часть) или последний звук (враг – врач, клюв – ключ, мел – меч).(на р последний звук: кеды, сок,боб, удав)
По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.
IIIСформированность звукового анализа и синтеза слов
Этап посвящается изучению гласных звуков. Дети при обучении навыкам звукового анализа нуждаются в слуховой и зрительной опоре : в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми.
- Для гласных я использую систему символов, разработанную Т. А. Ткаченко Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука.(показ)
Использую сказочные сюжеты ((показ замки Гласных и согласных, феи из методического пособия Пожиленко «Волшебный мир звуков»)
Игра с воспитателями с гласными символами «Рассели гласные звуки в домики»
Выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия;
На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах.
- Следующая ступень в обучении – это знакомство с согласными звуками .
Мы с детьми учимся многократно произносить согласные, озвучивая картинки-символы: “мычим”, “пыхтим”, “свистим” и т.д.(символы Ткаченко)
Использование наглядного занимательного материала: При ознакомлении со звуками дети знакомятся со Звуковичками, город Звуков.
Что определяют о звуке с помощью Звуковичка?
(определяют их характер,
находят Звуковичка соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий,
определяют в каком звуковом домике он будет жить)
Сравнивая гласные и согласные звуки , находим различия в артикуляции. Дифференцировать звуки по звонкости-глухости, твердости и мягкости я учу детей, опираясь на слуховое восприятие и тактильные ощущения.
-Покажите приемы, основанные на тактильных ощущениях.
Определите звонкость-глухостьзвуков Щ-Ж
(Так, например, глухость и звонкость мы контролируем при помощи гортани (руку надо положить на горло), а твердость-мягкость – с помощью кисти руки: если звук твердый – рука сжата в кулак «Камень», а если мягкий – расслаблена»Вата»
(С воспитателями провожу прием: Давайте, проверим звуки Щ и Ж данными способами)
В ходе второго этапа дети учатся
– выделять звук в ряду других звуков,
–слог с заданным звуком в ряду других слогов,
– определять наличие или отсутствие звука в слове,
-выделять сначала начальный согласный, затем последний.
–Предлагаю обыграть “домики слова”. для определения места звука в слове
Используя способ: интонационное выделение, протягивание звука, давайте поиграем. (Игра «Выберите картинки со звуком Л и «Посели слово в домик», где стоит звук Л (провожу с воспитателями).
На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Осваивают способ слияния звуков в слоги.
Здесь особенно широко используется прием «живые звуки».
Игра Дружные звуки («живые звуки»)
(проиграть с воспитателями обеи хгрупп) Слово СУП
Выходят дети по количеству звуков в слове, берутся за руки. Педагог каждому из них шепчет звук, который ребенок должен будет произнести. Затем педагог поочередно на каждого ребенка кладет руку – «нажимает на кнопку», а дети произносят заданный звук. Остальные дети в это время внимательно слушают и пытаются понять, какое слово получилось.
Выполните Звуковой анализ слова МАК На данном этапе вводятся упражнения с фишками (мы используем фишки, камушки марблс, пуговицы, кубики: красные для обозначения гласных звуков, синие для обозначения согласных твердых звуков, зеленые — мягкие согласные звуки).
(выполняют с камушками марблс на данной звуковой линейке по алгоритму
1. Произнести слово медленно, четко, так, чтобы был слышен каждый звук (мммаааккк)
2. Выделить голосом и назвать первый звук в слове (мммак). Какой это звук? (согласный, твердый)
3. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (мааак). Какой это звук? (гласный)
4. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (маккк). Какой это звук? (согласный, твердый)
5. Назвать все звуки в слове по порядку (м-а-к)
6. Сосчитать и назвать количество звуков в слове (в слове «мак» – 3 звука). Сколько гласных? Сколько согласных?)
4 ступень Знакомство с буквой.
Цель: определить связь звука с его графическим образом.
Буквы являются графическим символом звуков. В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний.(Рекомендую книгу Цукермана)
Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
Подбирайте много слов на заданную букву. И чтобы написание не расходилось с произношением. (Н-р, во многих настенных азбуках возле буквы О- обезьяна, вводит ребенка в заблуждение)
Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендую следующие
– «На что похожа буква?»
– В ряду букв обвести в круг заданную букву.
– Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т. п.
– Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
В подготовительной группе умение анализировать усложняется.
-Как с помощью линейного алгоритма могут охарактеризовать звук? «Характеристика звука»
-временно исключается пользование словами с другими сходными звуками, могущими привести к смешению.
Так, например, если вводится в анализ и синтез слово со звуком С, то исключаются слова со звуками 3, Ш, Ж, Ц, Ч, Щ.
-берем слова, написание и произношение которых не расходится.
Берем за обозначение фишки трех цветов