Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему: Звуки (Л), (Л’), буква Л

“Звук и буква Л”
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Постановка и автоматизация звука “Л ” в словах и фразах.

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyatiezvuk_i_bukva_l.docx61.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №16 «Ласточка» Занятие учителя-логопеда2014-2015

Тема: Звук и буква Л

Цель: Знакомство с буквой Л.

  • Знакомство со звуком [Л], как согласным звуком, и его условным обозначением — синий круг;
  • Уточнить артикуляцию звука [Л].
  • Развивать речевую моторику, фонематическое восприятие и фонематический анализ,
  • Формировать зрительное восприятие, пространственную ориентировку, мелкую моторику.
  • Воспитать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.

Оборудование : зеркала, разрезные буквы (Л, У, О, А, М, С), игрушка- Лунтик синий кружочек, красный кружочек, фишки-пазлы, игрушки (лимон, лошадь, лев, ложка, яблоко, вилка, кукла, слон, тарелка, стул)

Прозвенел уже звонок,

Позвал детей всех на урок.

Друг на друга посмотрели

И за парты тихо сели.

– Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?

На доске изображение солнышка (веселое, грустное, задумчивое.)

– Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

Посмотрите, ребята , какой герой сегодня с нами будет путешествовать.

Дети слушают текст.

– Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в бассейн нашего сада не лед. Этот малыш пока многого не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

Актуализация пройденных знаний

Ребята, Лунтик нашел вот такие льдинки-снежинки. И не может понять, что на них изображено. Что это? Буквы.

– Какая еще есть сестренка у буквы? Звук.

– Чем буква отличается от звука?

Букву – видим и пишем, а звук – слышим и говорим .

Переворачивают лист и называют букву.

– Какие бывают звуки?

-Гласные и согласные

– Разбейте буквы, изображенные на листочках на 2 группы. Назовите буквы и дайте им характеристику.

м – согласный, звонкий,

с – согласный, глухой,

х – согласный, глухой,

ш – согласный, глухой,

– Скажите, с какого звука начинается имя нашего сказочного героя? Со звука Л.

– А в какую группу мы добавим эту букву? Кто-нибудь знает? Мы ее не изучали. Нет.

– С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся на занятии? Со звуком и буквой Л, л.

Итак, сегодня мы с вами знакомимся с новым звуком [Л].

-Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

Лиса, лист, лошадь, лук.

– С какого звука начинаются все эти слова?

– Дайте характеристику звуку [л]. Расскажите Лунтику о звуке [л]. Согласный, звонкий (кладут руки на горло и проверяют)

Лунтик хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится буква л, в начале, в середине или в конце слова.

Стол – ? В начале слова

– Ребята, посмотрите что изображено на снежинке? Буква

– Ребята, это буква Л. Дети отвечают

– Скажите, на что она похожа?

– Из каких элементов состоит печатная буква Л? Из двух палочек.

Буквой Л, расставим ноги

Словно в пляске-руки в боки

Наклонились влево, вправо

Получается на славу.

Вышли пальчики гулять. 1,2, 3,4,5

Вышли пальчики во двор Бабу снежную слепили

Птичек крошками кормили.

С горочки катались,

А потом в снегу валялись.

Все в снегу пришли домой

Съели суп и спать легли.

– Посмотрите, что у Лунтика лежит? Листы бумаги.

На этих листах задание для вас.

Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв. Выполняют задание

– Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

Загадки «Доскажи словечко»:

1.На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет)

2.Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

3.У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

4.Заставил плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а… (лук).

Ла-ла-ла — есть у дворника

Ла-ла-ла — над цветком жужжит ПЧЕЛА.

Ло-ло-ло – мыли с мылом мы СТЕКЛО.

Лу-лу-лу — не могу найти ПИЛУ

Ла-ла-ла сняли скатерть со СТОЛА

Ол-ол-ол- вратарю забили ГОЛ.

Лы-лы-лы- стали туфли мне МАЛЫ

Лу-лу-лу – нитку вденем мы в ИГЛУ.

А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

Соединяют картинки с буквой.

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискарь Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать, а на следующем уроке с ним встретимся.

Посмотрите, как ярко светит солнышко. Посмотрите еще раз на наши солнышки и скажите, какое сейчас у вас настроение?

– С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Со звуком [л] и буквой Л.

– Какая это буква? Она согласная и звонкая.

Занятие по грамоте «Звуки [л], [л’]; буква Л»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Цел ь : закрепить навык различения и ч ё ткого произношения звуков [л], [л’]; знакомство с буквой Л.

Скачать:

ВложениеРазмер
zvuki_l-l_bukva_l.odt95.05 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по грамоте: «Звуки [л], [л’]; буква Л»

Цель: закрепить навык различения и чёткого произношения звуков [л], [л’]; знакомство с буквой Л.

Систематизировать знания детей о согласных звуках [Л], [Ль], вспомнить их характеристики, обозначения. Знакомство с буквой Л.

Обеспечить применения на практике умения находить место этих звуков в словах /начало, середина, конец слова/ д/и «Домики».

Умение придумывать слова с этими звуками в разных позициях / в начале , в середине, в конце слова/.

Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Л] – [Ль],(дифференциация твёрдых и мягких согласных) д/и « Семафорчики». Совершенствование навыка составления и чтение слов из слогов, умение записывать слов а в тетради, а также делать полный звуковой разбор этих слов..

Заучивание стихотворения про букву Л.

Совершенствование навыка чтения: односложных и двусложных слов.

Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Способствовать развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование : предметные картинки, « домики» «,семафорчики», тетради, карандаши

I. Организационный момент

Игра с мячом « Моя, моё, мой, мои»(использовать слова со звуками [л], [л’])

II. 1.Логопед объясняет: Звук [л] — губки слегка в улыбке; зубки сближены; узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам и язык упирается в верхние зубы; — горлышко «работает».

Символ звука : большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ. (см. цветную вклейку).

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Звук [Л’]: Символ звука: маленький самолетик летит: льльль. (см, цветную вклейку).

Характеристика звука [Л’]: согласный, мягкий, звонкий.

Обозначение : зеленый кружок с колокольчиком.

Логопед дает сравнительную характеристику звуков [л], [л’]:

звук [л] — согласный, звонкий, твердый; обозначение-синий кружок с колокольчиком

звук [л’] — согласный, звонкий, мягкий; обозначение -зелёный кружок с колокольчиком.

Логопед проговаривает,что на письме эти звуки обозначаются буквой Л Знакомство с буквой Л

*Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?» О.Гофман

*-Алфавит продолжит ваш

Буква Л — лесной шалаш. В.Степанов

2. Дид/упр-е «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л’], топни ногой если услышишь звук[Л]»:

ль, мь, бь, л. ; ля, лю, ми, ал, ла . ; аль, амь, пла, улы. ; лист, Поля, машина, угол .

3. Вспомнить как можно больше имен, заканчивающихся на слог

ЛА: Мила, Анжела, Алла, Камила

ЛЯ: Коля, Ва. Га. То.

Вспомнить как можно больше имен, начинающихся на слоги ЛИ, ЛЁ, ЛЮ:

Лиза, Лина. ; Лёша, Лёня. ; Люда, Люся.

4. Повторить чистоговорки:

Ло-ло-ло — на улице тепло.

Лу-лу-лу — стол стоит в углу.

Ул-ул-ул — у нас сломался стул.

Ля-ля-ля — зеленые поля.

Ли-ли-ли — малину мы несли.

Лю-лю-лю — малину я люблю.

Ле-ле-ле — еду на осле.

5 .Отгадать загадки, назвать, какой звук в отгадке ([Л] — [Л’]), и определить его место в слове.

Вверх идет она отлого,

Что ни шаг — то овраг. (Лестница)

Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки. (Луна)

Золотые монетки. (Листья)

Под крышей — четыре ножки,

А на крыше — суп и ложки. (Стол)

В деревне кур крадет. (Лиса)

В дупле живет, Орешки грызет. (Белка)

Буквой л расставим ноги,

Словно в пляске, — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

Влево, вправо, влево, вправо.

7. Д/и «Синий — зеленый»./работа со семафорчиками/

Дети показывают «семафорчик », выделив зв у ки [л], [л’] в стихотворении:

— Ежик, еж, ты что колючий?

— Это я на всякий случай,

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи. Б.Заходер

Дети должны разложить картинки по домикам (синий и зеленый): со звуком [л] — в синий, со звуком [л’] — в зеленый; разделить все слова на слоги, определить место звуков [Л] и [Л ’ ] в словах.

9. Пальчиковая гимнастика:

Руки вверх, в кулачок,

Разжать, на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжать, на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разжать, на бочок.

10.Дети повторяют написание буквы л, вспоминают стихотворение.

Выкладывают в кассе слова: лук, лимон, лиса и записывают их в тетради.

Дети проводят звуковой анализ слов лук, лимон, лиса.

Конспект занятия по развитию речи «Звуки «Л» и «Ль»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки «Л» и «Ль»

Автор занятия: учитель-логопед: Самсонова А. П., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» автозаводского района городского округа Тольятти.

Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.

Задачи:

Дифференциация звуков Л и ЛЬ;
Совершенствование навыка деления слов на слоги;
Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;
Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;
Координация речи с движением.

Продолжительность занятия:

Вид занятия:

Тип занятия:

Ход занятия:

I. Организационный момент

Артикуляционная гимнастика: «Покусаем язычок: та-та-та и пя-пя-пя», «Лошадка». Дыхательное упражнение «Пароход гудит».

II. Основная часть занятия

Игра «Доскажи словечко»

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!

Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)

Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)

Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)

Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)

Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)

Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)

Характеристика звука «Л»

Звук «л» – согласный, твёрдый, звонкий. Язычок находится между зубами.

Отличие согласных звуков от гласных

Гласные поются, тянутся и, когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.

Игра «Чей самолёт дальше улетит?»

«Л» – песенка самолёта, который летит высоко за облаками.
Расправив руки – крылья, «полетать», произнося звук «л».

Игра «Большой и маленький самолёты»

Складывание из бумаги двух самолётиков разного размера.
Объяснить, что большой самолёт гудит громко – «л»,
а маленький самолётик гудит тише и нежнее – «ль».
а) Дети поднимают большой самолёт – называют звук «л».
Поднимают маленький самолётик – произносят звук «ль».
б) Логопед показывает большой или маленький самолёты – дети произносят соотвествующие звуки.
в) Логопед произносит мягкие и твёрдые звуки, дети поднимают самолёты разной величины.

Игра «Повтори за мной»

Воспроизведение пар и цепочек слогов.

ЛА-ЛЯ ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА-ЛЯ
ЛО-ЛЁ ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО-ЛЁ
ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛУ-ЛЮ
ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ-ЛИ
ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЕ-ЛЭ-ЛЕ

Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»

Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?
Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.

Игра «Определи, где находится звук «л» в словах»

Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:
лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.

Игра «Слоговой аукцион»

Придумайте как можно больше слов со слогом:
ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.
ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.
лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.

Подвижная игра «Самолёты»

Самолёты загудели. (Вращения руками перед грудью)

Самолёты полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)

На поляну тихо сели.
(Присели, руки на коленях)

Вновь над лесом полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)

Звуковой анализ слов

Используются слова: лапа, липа.

а)
Работа со звуковыми линейками. Интонирование каждого звука в слове.

б)
Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой второй звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)
Сколько гласных звуков? (Два)
Сколько согласных звуков? (Два)

в)
Аналогичная работа со словом «липа».

Игра «Магазин игрушек»

Детям даётся задание – купить в магазине игрушку, в названии которой два или три слога. Игрушки, имеющие название из двух частей, дети раскладывают на полках слева, из трёх частей – справа.

Игра «Узнай пословицу»

В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.

Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.
Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.
Волки, лес: волков бояться – в лес не ходить.
Камень, вода: под лежачий камень и вода не течёт.
Пчела, мёд: одна пчела много мёду не наносит.

Игра «Проговори чистоговорку»

Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Яблоко, дятел, палатка, пчела,
Ласточка, платье, ложечка, стол,
Лампа, малышка, кукла, футбол.

Игра «Повтори скороговорку»

Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо, голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):

Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла,
Мила мыло не любила,
Не любила, но не ныла.

Итог занятия

Воспитатель подводит итог занятию и раздаёт призы.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [л]-[л’]» и буква Л в старшей группе

Татьяна Погодина
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [л]-[л’]» и буква Л в старшей группе

Название занятия: «Звуки «Л,Ль» и буква «Л,Ль».

Цель: Познакомить детей со звуком «Л,Ль» и буквой «Л,Ль». Продолжать учить детей внимательно слушать текст и подбирать подходящие слова по смыслу. Продолжать учить детей проводить фонетический разбор слов и различать твёрдость и мягкость согласных. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание говорить красиво, правильно;

Материал: картинки (лук, луна, лопата, лужа, лиса, музыка для физминутки, карточки букв и квадраты для воспитателя и детей (красные, синие, зеленые, мяч.

Воспитатель: начинаю занятие стихотворения:

Есть одна игра для вас,

Я прочту стихи сейчас,

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно добавляйте.

1. Прежде, чем его мы съели,

Все наплакаться успели (лук). Показываю картинку.

2. Светит ночью нам она

Это желтая (луна). Показываю картинку.

3. В огород пришли ребята

Срочно им нужна (лопата). Показываю картинку.

4. В дождь гулять не чуть не хуже,

Если есть большие (лужи). Показываю картинку.

5. Вы не видели в лесу

Ярко рыжую (лису). Показываю картинку.

Воспитатель: Молодцы! Какой первый звук вы слышали, когда добавляли слова?

Воспитатель: А сейчас я буду говорить слова, а вы за мной повторяйте (выделяя звук «Л»).

Слова: лампа, лыжи, лук, лопата, луна, лупа, ласты, лось, лошадь, лоб.

Молодцы! Какой первый звук вы слушаете? А теперь назовите слова на звук «ЛЬ». Молодцы! Какой первый звук был твердый или мягки? А какой второй?

А теперь мы отдохнем немножко (физминутка под музыку)

Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.

Ла-ла-ла – мама клещи принесла.

Лу-лу-лу – бабушка дала пилу.

Ли-ли-ли – папа строит корабли.

Ле-ле-ле – он их строит на земле.

Ли-ли-ли: в синем море корабли.

Ля-ля-ля: мачта корабля.

Ле-ле-ле: гнезда на скале.

Лю-лю-лю: мамочку люблю.

Воспитатель: загадываю загадки:

1. Ночью страшно и темно

Я гляжу свое окно

Льется с неба тусклый свет

Это чудо или нет?

Золотиста и бледна,

Освещает мир она?

Воспитатель: правильно, это луна. (показываю картинку и загадываю).

2. Посмотрите, какая

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой?

Воспитатель: Правильно, лиса. (показываю картинку).

Ребята, а сейчас нам нужно составить звукобуквенные схемы из этих слов, которые мы отгадали при помощи квадратов, которые у вас лежат на столе. Первое слово, которое мы отгадали, это?

Воспитатель: на доске картинка и слово из букв «ЛУНА», разбираем слово:

Л (Л) – согласный, твёрдый (синий квадрат).

У (У) – гласный (красный квадрат).

Н (Н) – согласный, твердый (синий квадрат).

А (А) – гласный (красный квадрат).

Воспитатель: У всех так получилось как на доске. (проверяю)

Воспитатель: А теперь разберем второе слово, которое мы отгадали и это?

Л (Л) – согласный, мягкий (зеленый квадрат).

И (И) – гласный (красный квадрат).

С (С) – согласный, твердый (синий квадрат).

А (А) – гласный (красный квадрат).

Воспитатель: у вас так получилось как у меня на доске (проверяю).

Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы свами сделаем кружок и поиграем в игру, которая называется: «Скажи словечко на букву «Л, Ль»».

Игра начинается с таких слов:

Мячик маленький поймай,

да словечко называй.

А сейчас, давайте вспомним, чем мы занимались.

Молодцы! Вы меня тоже очень порадовали своими знаниями. Я горжусь вами.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: – Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки [Р] и [Р’] Буква Р» в подготовительной группе Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная группа) Цель: • закрепление навыка чёткого.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Грамоты. Буква р. Звуки [р]-[р’]» Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение детский сад № 17 «Журавушка» Конспект открытого занятия в подготовительной.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква М» Образовательная область: «Коммуникация» Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’]. Знакомство со звуками.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Сюрпризы от Маши и Миши». Звуки [м]-[м’]. Буква М» Тема. «Сюрпризы от Маши и Миши». «Звуки «М», «Мь». Буква М. Цель. Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ Мь], знакомство.

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звуки [С], [С’]. Буква С» Тема: «Звуки С, СЬ, буква С». Цель: формировать умение определять особенности звука: согласный, глухой, твёрдый, мягкий, свистящий, выполнять.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [П]-[П’]. Буква П» в подготовительной к школе группе Тема: Звуки П-П’ и буква П У нас в гостях поросята Пак и Пик Цель: Закрепить знания детей о согласных звукахП-П’, сформировать зрительный.

Конспект занятия с презентацией по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звуки [Б], [Б’]. Буква [Б]» ЦЕЛЬ: Закрепить знание звуков [Б], [Б’]. и буквы [Б]. ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательные: *Уточнить артикуляцию звука Б, *Познакомить.

План-конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дом для Дюймовочки. Звуки [Д]-[Д’], буква Д» Тема: «Дом для Дюймовочки. Звуки [Д] – [Д’], буква Д». Задачи: Коррекционно-образовательные: • закрепить умение давать характеристику звуков.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Согласные звуки» Занятие № 7 по грамоте в старшей группе. Тема: «Согласные звуки» Цель: Дать понятие «согласный звук», развивать умение отличать гласные.

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы

Цель: познакомить детей со звуком Л (Л’). Учить определять на слух место звука Л (Л) в трех позициях, закреплять умение в определении слогов в словах, тренироваться в чтении слогов по слоговой таблице, с последующим составлением слов из слогов

Оборудование: Иллюстрации в названиях, которых встречается звук Л (лампа, молоток, стол)

Касса букв, слоговая таблица

Непосредственно – организованная деятельность:

Чтение слогов по слоговой таблице

Д.у. «Найди слово и проверь себя»

Д.У. «Раскрась картинку и найди все слова со звуком Л»

Д.У. «Изобрази букву»

Составление слогов по разрезной азбуке большого формата

I. Знакомство со звуком Л (Л’)

1. Артикуляционная гимнастика

– Какой звук слышится чаще всего? (Л)

– Давайте произнесем этот звук и посмотрим в зеркало, с помощью чего мы его произносим. (дети берут зеркала и определяют как произносится это звук)

– При произношении звука Л язык упирается в верхние зубы или десны. Язык нам помогает произнести этот звук. Раз язык помогает нам произносить этот, к какой группе мы отнесем его? (Это согласный звук)

Вывешивается буква Л л и картинка на звук, обозначающий букву Л

2. Определение место звука в словах

– Сейчас давайте вспомним и назовем слова, где встречается этот звук, в начале, середине, конце слова. (дети приводят свои примеры, где есть звук Л (Л’)) – (раздаточный материал «Слова на звук Л»)

Начало: Лампа, лодка, луна, лыжи, лиса, лук, лев, лопата и т.д.

Середина: молоток, белка, полка, павлин, апельсин, молния, пальто, цыпленок и т.д.

Конец: стол, стул, пол, пенал, дятел, бинокль, самосвал и т.д.

3. Знакомство с буквой Л.

– Мы назвали много в которых встречается звук Л, а сейчас, давайте посмотрим на саму букву, из чего она состоит?

– Пропишем букву в воздухе, кто попробует изобразить эту букву?

– В каких именах встречается этот звук? (Луша, Лена, Люба, Лёня)

– Есть имя девочки Луша. Давайте определим сколько слогов в этом имени? (два, как определить сколько слогов)

– Зарисуем схему слова, один на доске, остальные в рабочих тетрадях.

5. Составление предложения с данным словом (Луша)

– Сейчас придумаем предложение со словом Луша

(Дети высказывают свои предложения)

1. Работа с кассой букв

– Открываем кассы букв, поселим в кассу еще одну букву Лл. теперь попробуем составить слоги. Какие бывают слоги? (прямые и обратные, первый ряд детей составляет прямые слоги, второй ряд – обратные).

Прямые слоги: ЛА; ЛО; ЛУ

Обратные слоги: АЛ; ОЛ; УЛ

2. Чтение слоговой таблицы

Чтение слоговой таблицы(сначала читаем слоги, составляем из слогов слово, зарисовываем схему полученного слова)
МАУШ
ЛУША
ШУЛА

– Читаем слоги, затем из слогов составляем слова, с одним из слов составляем предложение.

3. Схема предложения

– Мы с вами составили предложение. МАША УШЛА. (На заранее приготовленном листе написано, возможно написать на доске)

– Сколько слов в предложении получилось? (Два) Какое первое? Второе?

– Что должно стоит в конце предложения? (точка)

– В предложении два слова в конце предложения стоит точка. Сейчас мы с вами зарисуем схему этого предложения.

Вводится понятие схема предложения. Первое слово в предложении пишется с большой буквы, каждое слово обозначается горизонтальной чертой, в конце предложения ставится точка. Она обозначает, что мысль закончена.

III. Итог ННОД

– Как называется звук, с которым мы познакомились? Какой он? Приведите примеры слов с этим звуком?

– (обратить внимание детей на схему слова) Что обозначает схема? Придумайте мне слова, которые состоят из двух слов (согласно схеме).

– (обратить внимание на схему предложения) Что обозначается такой схемой? (предложение). Приведите примеры предложений по схеме.

IV . Работа с родителями.

– Докрасить картинку с предметами на звук Л.

– Составление схемы предложение.

Львенок любит читать.

(подчеркните все буквы Л, составьте схему предложения)

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук -Л- обозначаем буквой -Л-».

Цель: – познакомить со звуком и буквой Л, л и научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности.

– познакомить с буквой и со звуком Л,л;

– автоматизировать правильное произнесение [Л]

– формирование умения определять местоположение звука в слове.

– воспитание положительной мотивации в учебной деятельности; – воспитывать познавательный интерес к уроку через использование игровых приёмов;

– воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование: компьютер, проектор, иллюстрации (лиса, лист, лошадь, лук), слайдовая презентация, листочки с буквами (а, о, у, м, с, ш, л, х), кувшинка с буквой Л, камушки, блокноты, ручки, листы с индивидуальными заданиями

– Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?

На доске изображение солнышка (веселое, грустное, задумчивое.)

– Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

Посмотрите на экран и скажите, какой герой сегодня с нами будет путешествовать.

На экране Лунтик.

Дети слушают текст.

– Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в пруд на лугу. Этот малыш пока еще ничего не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

Давайте нырнем вместе с ним в пруд.

Дыхательная гимнастика «Ныряльщики»: делаем глубокий вдох носом, зажимаем нос и ныряем под воду, задержали дыхание, выныриваем и выдыхаем ртом. (2-3 раза).

Ну вот мы и под водой вместе с Лунтиком.

Дети встают и выполняют дыхательную гимнастику.

Актуализация пройденных знаний

Ребята, Лунтик нашел вот такие листочки. И не может понять, что на них изображено. Что это? Буквы.

– Какая еще есть сестренка у буквы? Звук.

– Чем буква отличается от звука?

Букву – видим и пишем, а звук – слышим и говорим

Гласные и согласные

Переворачивают лист и называют букву.

– Какие бывают звуки?

– Разбейте буквы, которые на листочках на 2 группы. Назовите буквы и дайте им характеристику.

м – согласный, звонкий,

с – согласный, глухой,

х – согласный, глухой,

ш – согласный, глухой,

– А в какую группу мы добавим эту букву? Кто-нибудь знает? Мы ее не изучали. Нет.

– Скажите, с какого звука начинается имя нашего сказочного героя? Со звука Л.

– С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся на занятии? Со звуком и буквой Л, л.

Физминутка «Рыбки»

Дети выполняют гимнастику

Рыбки плавают, ныряют в тихий солнечный денек.

То согнутся, разогнутся, то зароются в песок.

– Посмотрите, кто плывет к нам на встречу? Стая пиявок.

-Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

Лиса, лист, лошадь, лук.

– С какого звука начинаются все эти слова?

– Дайте характеристику звуку л. Расскажите Лунтику о звуке л.

Согласный, звонкий (кладут руки на горло и проверяют)

– Кто-то дергает за водоросли. Давайте поднимемся на сушу и посмотрим кто это? Жаба Клава.

– Жабе Клаве стало скучно. Она хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится буква л, в начале, в середине или в конце слова.

Стол – ? В начале слова

Жаба Клава осталась довольна и пошла дальше.

– Ребята, посмотрите что изображено на кувшинке? Буква

– Ребята, это буква Л. Дети отвечают

– Скажите, на что она похожа?

– Из каких элементов состоит печатная буква Л? Из двух палочек.

– Посмотрите, Лунтик принес много морских камушек. Выложите из них букву Л.

Выкладывают из камушек букву Л.

– Лунтику понравились все ваши буквы.

– Посмотрите, кто ползет по песку? Покажите пальчиками краба.

Пальчиковая гимнастика «Краб»

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

(Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.)

Краб что-то тянет за собой. Это ваши блокноты. Напечатайте в блокнотах печатную букву Л. И Лунтик с вами тоже будет печатать букву на песке.

Крабу очень понравились ваши буквы. К нему в гости ползет улитка. Печатают в блокнотах букву Л.

Физминутка «Улитка»

Ползёт улитка по тропе

Свой домик носит на спине.

Ползёт тихонько, не спешит

По сторонам всегда глядит.

Ну, а когда устанет очень

И отдохнуть она захочет,

То может быстренько свернуться

И шаром круглым обернуться.

– Посмотрите, что у улитке в домике лежит? Листы бумаги.

На этих листах задание для вас.

Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв. Выполняют задание

Улитка и краб прощается с нами. Помашите им рукой.

– Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

Загадки «Доскажи словечко»:

1.На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет)

2.Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

3.У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

4.Заставил плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а… (лук).

А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

Соединяют картинки с буквой.

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискуль Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать, а на следующем уроке с ним встретимся.

Посмотрите, как ярко светит солнышко. Посмотрите еще раз на наши солнышки и скажите, какое сейчас у вас настроение?

– С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Со звуком и буквой Л

– Какая это буква? Она согласная и звонкая.

Читайте также:  Автоматизация звука (Р) - фронтальное занятие в подготовительной группе
Ссылка на основную публикацию