Конспект открытого занятия по коррекции дисграфии обучающихся 2 класса

конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии 2 класс

Логопедическая тема: Дифференциация “б” и “д”.

Цель: Обучение детей соотносить звуки б и д с буквами б – д и символами.

Задачи:
Знакомить детей с буквами б и д.
Учить дифференцировать буквы б и д.
Развивать фонематические функции.
Развивать графомоторные навыки.
Развивать зрительное восприятие.
Развивать мелкую и общую моторику.
Развивать зрительное внимание, память.
Развивать пространственные представлений.
Развивать логическое мышление.

Оборудование: Рабочая тетрадь, ручка, цветные карандаши, простой карандаш, карточки с буквами б и д, доска, наборы разрезных фруктов, картонные домик, индивидуальные карточки, счетные палочки, картинки с изображение будильника и лодки.

I. Организационный момент.

– Здравствуйте ребята. Проверьте, все ли готовы к уроку? У всех ли есть ручки, карандаши. Встаньте пожалуйста каждый возле своего места.
-Садитесь.

II. Основная часть.
-Ребята, начнем мы наш урок с гимнастики пальцев.
Приготовили свои ручки. Делаем:
Лодочка.
Пароходик.
Скворечник.
Замочек.
Колокольчик.

Логопед раздает конверты с разрезными фруктами.
– Внимательно посмотрите на край стола. Там лежат конверты с разрезными фруктами. Открываем и начинаем собирать. Кто готов подымает руку.

Логопед достает картонный домик.
-Посмотрите внимательно на домик. В домике три этажа. На каждом этаже по одному окошку. Есть крылечко, дверь. На крыше у нас труба. А теперь взгляните в последний раз и я убираю домик.
-Скажите пожалуйста, какого цвета окно находящиеся на первом этаже?
-Какого цвета дверь?
-Труба?

-Ребята, скажите пожалуйста, что изображено на картинке?
-Правильно, будильник. А какой мы слышим первый звук в слове будильник?
-Правильно “Б”.

-Ребята, скажите пожалуйста, что изображено на картинке?
-Правильно, лодка. А какой мы слышим третий звук в слове лодка?
-Правильно “Д”.

-Об этих звуках мы и будем сегодня говорить.

-Открываем тетради и записываем число и тему нашего урока “Различай б и д”.

-Давайте напишем в воздухе строчную б и д.
Логопед проверяет написание в воздухе у каждого ребенка за спиной.

-Вспомним из каких элементов состоит буква б ?
-Из каких элементов состоит буква д ?
-Чем эти буквы схожи?
-Чем различаются?

-Посмотрите, внимательно, на доску. На ней нарисованы заштрихованные буквы б и д. Выйдите и обведите буквы.

-Я сейчас вам раздам элементы букв б и д и вы составьте буквы.

-Ребята а сейчас проведем физминутку.

Руки вверх поднимем – раз Выше носа, выше глаз. Прямо руки вверх держать Не качаться. не дрожать. Три – опустили руки вниз, Стой на месте не вертись. Вверх раз, два, три, четыре, вниз! Повторяем, не ленись! Будем делать повороты Выполняйте все с охотой. Раз – налево поворот, Два – теперь наоборот. Так, ничуть, не торопясь, Повторяем 8 раз. Руки на поясе, ноги шире!

-Продолжаем заниматься. Я раздам вам карточки, а вы обведите буквы б- зеленым цветом и д- синим цветом.

-Ребята, будьте внимательны я сейчас буду произносить звуки и вы услышав б или д среди других звуков, поднимите карточки с изображенными на них буквами б и д.
Звуки: п,б,а,о,д,у,д,р,б.
– Сейчас я буду произносить слоги и вы услышав б или д среди других слогов, поднимите карточки с изображенными на них буквами б и д.
Слоги: па,да,уб,ви,да,ту,бэ,то.
– Сейчас я буду произносить слова и вы услышав б или д, поднимите карточки с изображенными на них буквами б и д.
Слова: доска,лодка,бобы,больница,долото,кабан.

-Ребята, посмотрите на доску, там у нас написан ряд букв. Выйдите и подчеркните букву соответствующую звуку б одной чертой, а букву соответствующую звуку д двумя чертами.
п,б,у,к,д,и,р,б,д.

-Посмотрите на доску. Там записаны зашифрованные слоги.
-Вспомним, что букву б мы обозначаем символом , а д- .

-Читаем расшифрованные слоги.
-Молодцы. Ребята, а сейчас возьмите карандаши и линейки и разделите страницу пополам вертикальной линией. В левом столбце запишите букву б, а в правом д.
-Затем записываем в тетрадь сначала шифры, а ниже записываем получившиеся расшифрованные слоги в той же последовательности.
-Посмотрите на доску там записаны зашифрованные слова. Расшифруйте их и запишите в соответствующие столбцы.

с ор, ом, за ор, оска, ко ра, ка ан.

Сначала записываем шифры, затем получившиеся слова.

-Продолжим работать. На доске записаны зашифрованные словосочетания. Прочтем их.

умажные парохо ы

-Расшифровываем и записываем в тетрадь по столбикам словосочетания, подчеркивая б одной чертой, а д двумя.
-Закрываем тетради и откладываем их в сторонку
-Молодцы.
-Ребята сядьте прямо, я сейчас пальцем буду писать на ваших спинах буквы а должны угадать что за букву я вам написала.

III. Заключительная часть.
-О каких буквах мы говорили сегодня?
–Вспомним из каких элементов состоит буква б ?
-Из каких элементов состоит буква д ?
-Чем эти буквы схожи?
-Чем различаются?
-Запишем буквы в воздухе.
-Молодцы. Все работали хорошо.
Сдаем тетради.Досвидания.

Дети повторяют за логопедом упражнения.

Дети собирают разрезные фрукты.

Дети запоминают и отвечают на заданные вопросы.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛУХА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-5 ЛЕТ

Одной из причин отклонений в развитии ребенка может быть даже незначительное снижение слуха. В связи с этим при обследовании ребенка необходимо убедиться в том, что он хорошо слышит.

Остановимся на характеристике методик обследования слуха ребенка дошкольного возраста, позволяющих выявить детей с подозрением на снижение слуха, а также оценить степень и характер его понижения.

Уже в дошкольном возрасте ребенок способен реагировать на звуковые стимулы так же, как и взрослый человек. В частности, при нормальном слухе он воспринимает шепотную речь на расстоянии до 6 м.

Выбор той или иной методики обследования зависит от того, как владеет ребенок речью.

Обследование слуха говорящих детей

Для обследования слуха говорящих детей подбирается доступный им тестовый материал. Он должен состоять из хорошо знакомых ребенку слов, отвечающих определенным акустическим параметрам. Для русскоязычных детей целесообразно использовать списки, составленные в 1954 г. Л. В. Нейманом для обследования слуха детей; шепотом и включающие равное количество высокочастотных и низкочастотных слов.

Для детей дошкольного возраста из 30 слов списка отобраны 5 низкочастотных и 5 высокочастотных слов, хорошо знакомых всем детям старше трех лет. Слова предъявляются в случайном порядке, например: 1-й вариант — дом, зайчик, чашка, окно, птичка, волк, часы, чай, мыло, рыба; 2-й вариант — птичка, дом, волк, часы, рыба, зайчик, чай, чашка, окно, мыло.

Наглядный материал: набор № 2, рис. 78—87.

Для подготовки ребенка к обследованию используется вспомогательный список, состоящий из 10 хорошо знакомых детям названий игрушек, например: кукла, мяч, шар, коляска, мишка, собака, машина, кошка, пирамидка, кубики.

Наглядный материал: набор № 2, рис. 88—97.

Эти слова не должны входить в тестовый материал основного списка. К словам основного и вспомогательного списков подбираются соответствующие картинки.

Проверяющий (как правило, учитель-дефектолог или логопед) старается расположить к себе ребенка, успокаивает его, если он волнуется. Обследование начинается только после того, как установлен контакт с ребенком. Проверяющий ставит ребенка боком. В ухо с противоположной стороны помещается ватный тампон, слегка смоченный маслом, например вазелиновым. Проверяющий отходит от ребенка на 6 м и говорит: «Послушай, какие у меня (у куклы, у мишки) картинки. Я буду говорить тихо, шепотом, а ты повтори громко». Закрыв лицо листом писчей бумаги, он произносит шепотом одно из слов вспомогательного списка, например мяч, и просит ребенка, сидящего или стоящего к нему лицом, повторить слово. Если он справляется с заданием (т. е. повторяет названное слово громко или тихо), то взрослый (или игрушка) показывает ему соответствующую картинку, хвалит и предлагает послушать второе слово из вспомогательного списка. Если ребенок повторяет и его, то это значит, что он понял задание и готов к обследованию.

Проверяющий предлагает ребенку в разной последовательности слова из основного списка. Если ребенок не повторяет слово, произнесенное шепотом с расстояния 6 м после двукратного предъявления, то следует приблизиться к нему на 3 м и еще раз повторить слово шепотом. Если и в этом случае ребенок не услышал слово, то оно произносится шепотом около ребенка. Если и в этом случае слово не воспринято, то оно повторяется голосом разговорной громкости около ребенка, а затем шепотом с расстояния 6 м. Аналогично учитель-дефектолог предлагает ребенку следующие слова, которые произносит шепотом с расстояния 6 м от него. При необходимости (если слово не воспринято) он приближается к ребенку. В конце обследования вновь повторяются шепотом с расстояния 6 м названия картинок, в восприятии которых ребенок затруднялся.

Возможен и иной вариант обследования. Учитель-дефектолог предъявляет слово шепотом с расстояния 6 м. Если ребенок не дает правильного ответа, он повторяет это же слово голосом разговорной громкости, при правильном ответе вновь переходит на шепот. Слово, вызвавшее затруднение, предъявляется еще раз после прослушивания ребенком двух-трех следующих слов из списка или в конце проверки. Этот вариант позволяет сократить время обследования.

Затем ребенку предлагают встать другим боком к проверяющему и аналогично обследуют второе ухо.

Ребенок может и не справиться с заданием, когда с расстояния 6 м ему предъявляются произносимые шепотом слова из вспомогательного списка. Это необязательно связано с нарушением его слуха: он может просто не принять задание, отказываться от повторения слов, его речь может быть столь невнятной, что непонятно, какое слово он называет. В этом случае нужно изменить методику проверки. Перед ребенком кладутся картинки, соответствующие десяти словам из вспомогательного списка, и предлагается показывать картинку, которую шепотом с расстояния 6 м называет проверяющий (игрушка). Если ребенок не справляется с заданием, то взрослый садится рядом с ним, произносит слова голосом разговорной громкости и учит его показывать соответствующую картинку. Ребенок может затрудняться в выборе из десяти картинок, тогда их количество сокращается до пяти-шести штук. После того как ребенок начал выполнять задание при произнесении слов голосом разговорной громкости, его просят показывать картинки, которые проверяющий называет шепотом около него.

Ребенок нуждается в обследовании с помощью методики, предусмотренной для неговорящих детей, в том случае, если он не справляется с заданием даже при произнесении слов голосом разговорной громкости.

Если ребенок узнает слова из вспомогательного списка, произнесенные шепотом около него, то перед ним кладутся картинки, соответствующие словам основного списка. Учитель-дефектолог отходит на расстояние 6 м, произносит контрольный речевой материал шепотом и просит ребенка показать соответствующие картинки. Если набор картинок был ограничен до пяти-шести, то он остается таким же, но составляется из слов основного списка. Важно, чтобы одно и то же слово было предложено для восприятия не один раз, а два-три, иначе постепенно будет сокращаться выбор за счет уже названного слова. Например, при выборе из шести последовательность предъявления слов может быть такой: птичка, дом, часы, птичка, зайчик, рыба, дом, часы, мыло, мыло, зайчик, рыба.

Результаты педагогического обследования слуха заносятся в личное дело ребенка (карту). Если ребенок воспринимает все контрольные слова, произнесенные шепотом с расстояния 6 м (включая те, которые первоначально вызывали затруднения), то его реакции на звуковые стимулы находятся в пределах физиологической нормы.

Если в ходе подготовки к проверке слуха ребенок узнает слова, произносимые голосом разговорной громкости около него или на определенном расстоянии, и затрудняется в их восприятии при предъявлении шепотом на этом же расстоянии, это говорит о снижении у него слуха.

Для того чтобы определить, в какой степени у ребенка снижен слух, нужно провести специальное обследование на материале слов (или звукоподражаний), имеющихся в речи данного ребенка. Педагог определяет, при каком наглядном выборе ребенок может различать на слух хорошо знакомые слова (например, из трех, пяти, десяти или более). Фиксируются расстояние и интенсивность речевого сигнала (голос, шепот).

Тем детям, которые успешно справляются с различением материала на слух, предлагается узнать разные слова (хорошо знакомые, малознакомые и незнакомые) на слух вне ситуации наглядного выбора. Это значит, что перед ребенком нет предметов, картинок, письменных табличек и пр. Педагог определяет расстояние, на котором ребенок повторяет слова, предъявляемые голосом и шепотом.

Глухие дети, как правило, могут различать хорошо знакомые слова на слух при небольшом выборе (из двух-трех), произносимые голосом разговорной громкости у ушной раковины. Те из них, с которыми проводилась до этого интенсивная работа по развитию слухового восприятия, могут узнавать на слух хорошо знакомые слова и фразы вне ситуации и вне выбора, однако не могут воспринимать малознакомые или незнакомые слова.

Слабослышащие дети уверенно различают хорошо знакомые слова, предъявляемые голосом разговорной громкости, а иногда и шепотом, при большом выборе (более пяти) на разном расстоянии. Они могут повторить малознакомые и незнакомые слова и даже фразы, воспроизводя их точно или приближенно. Расстояние, на котором они слышат, различно и зависит от степени снижения слуха. Это показано в таблице, составленной Л. В. Нейманом в 1961 г. (см. табл. 8).

Методы оценки состояния слуха у детей различного возраста

ЖУРНАЛ “ПРАКТИКА ПЕДИАТРА”

Опубликовано в журнале:
«ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»; сентябрь-октябрь; 2018; стр. 10-15.

И.В. Рахманова, д.м.н., профессор, А.Г. Матроскин.,
ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ, ГБУЗ «Морозовская ДГКБ ДЗМ», г. Москва

Ключевые слова: дети, исследование слуха, тугоухость
Keywords: children, hearing research, deafness

Значение слуха очень важно в нашей жизни. Благодаря ему развивается речь, ставшая неотъемлемой частью нашей повседневности. Способность человека говорить и слышать речь позволяет человечеству обмениваться информацией, тем самым расширяя возможность научного познания.

В детском возрасте наличие нормальной слуховой функции важно еще в большей степени, чем у взрослого, в связи с активным формированием вторичной сигнальной системы – речи. Благодаря ей происходит нормальная социальная адаптация ребенка, а также формирование его когнитивных навыков, адекватного психо-эмоционального и психо-речевого развития [1, 2].

Эпидемиологические исследования, проводимые в России в последние 10 лет, свидетельствуют о том, что более 1 млн детей и подростков страдают различными нарушениями слуховой функции, при этом каждый 2-3-й ребенок из 1000 вновь рожденных уже имеют тугоухость той или иной степени или же она развивается на 1-2-м году жизни, т. е. до развития речи в период ее становления [3].

К факторам риска по тугоухости и глухоте относятся [4]:

1) неблагоприятное течение беременности (врожденная тугоухость и глухота): токсикоз беременности, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, гестозы, опухоли матки, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.), прием матерью ототоксических антибиотиков, алкогольная и иная интоксикация, воздействие радиации;
2) патологические роды: преждевременные, стремительные, затяжные роды; наложение щипцов, кесарево сечение, частичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и другая патология, приводящая к асфиксии или внутриутробной травме плода;
3) патология раннего неонатального периода: гипербилирубинемия (свыше 200 мкмоль/л), связанная с гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, врожденные пороки развития;
4) факторы риска раннего возраста: сепсис, лихорадочные заболевания после родов, вирусные инфекции (скарлатина, ветряная оспа, корь, эпидемический паротит, скарлатина, грипп), менингоэнцефалит, болезни ЛОРорганов, применение ототоксических антибиотиков, черепно-мозговые травмы;
5) наследственная патология: у 35-50% новорожденных тугоухость и глухота имеют наследственное происхождение, причем у 1/3 из них носят синдромальный характер, т. е. сочетаются с другими аномалиями.

В связи с вышеперечисленным очевидна актуальность ранней диагностики слуховых расстройств в детском возрасте с целью их дальнейшей адекватной реабилитации, способствующей нормальному формированию высших корковых функций, в том числе второй сигнальной системы, следовательно, речи.

В настоящее время исследование слуховой функции у детей различных возрастных групп имеет свои особенности. Это касается как объёма применяемых методов, так и особенностей их проведения, а также интерпретации полученных результатов.

В настоящее время все методы исследования слуха у детей можно распределить на субъективные, основанные на речевом отчете ребенка («что и как он слышит») и объективные, связанные с регистрацией различных рефлекторных или электрофизиологических реакций организма, возникающих в ответ на звуковую стимуляцию.

Читайте также:  Презентация: Обучение звуковому анализу слова детей старшего дошкольного возраста

К первой группе относятся такие методы, как: регистрация безусловных ориентировочных рефлекторных реакций, исследование слуха при помощи шепотной и разговорной речи, тональная пороговая аудиометрия, камертональное обследование слуха, а ко второй – тимпанометрия (акустическая импедансометрия), вызванная отоакустическая эмиссия (ВОАЭ), регистрация слуховых вызванных потенциалов.

Субъективные методы исследования слуховой функции.
Исследование слуха с помощью безусловного ориентировочного рефлекса выполняется в основном у детей до 1 года. Для этого применяют различные звучащие игрушки, звукореактометры, воспроизводящие прерывистые звуки одной частоты. При этом фиксируют различные реакции ребёнка, такие как безусловно-ориентировочный рефлекс МОРО – обнимающие движения рук; изменения дыхания, пульса, зрачковый рефлекс, вздрагивание, мигание век; замирания или «застывания» ребенка; повороты головы или глаз в сторону источника звука или от него и др.

Исследование слуха при помощи шепотной и разговорной речи должно проводиться у детей начиная с 5-летнего возраста в относительно звукоизолированном помещении, длина которого не менее 6 м. Оно основано на способности человека с нормальным слухом в условиях тишины воспринимать шепотную речь на расстоянии 6-20 м, а разговорную – 60-100 м.

Количественная оценка результатов исследования слуховой функции речью сводится к определению того максимального расстояния, выраженного в метрах, с которого обследуемый ребенок слышит шепотную или разговорную речь. Точность и правильность выполнения данного исследования зависит от запаса слов, возраста ребенка и понимания им методики обследования.

Слова, используемые для проверки слуховой функции у ребенка шепотом и речью, должны быть простыми для понимания.

При нарушении звукопроведения разница между восприятием шепота и разговорной речи невелика, а при нарушении – она очень значительна.

Слуховую функцию у детей старше 7 лет можно исследовать с помощью набора камертонов.

В основу этого исследования положены особенности проведения звука по воздуху и по кости. Оценка результатов исследования слуха камертонами сводится к определению времени (в секундах), в течение которого максимально раздражённый камертон воспринимается обследуемым через воздух и кость.

Тональная пороговая аудиометрия – это основной метод исследования слуха у детей старше 7 лет.

Принцип этого обследования заключается в определении самой минимальной (пороговой) интенсивности звука, выраженной в децибелах (дБ), при которой звук воспринимается в виде слухового ощущения.

Для исследования применяется прибор аудиометр.

Аудиометрию следует проводить в специальной звукозаглушённой камере, предназначенной для исследования слуха у детей. Проводимое обследование начинают с лучше слышащего уха, в то время как противоположное ухо необходимо заглушить (маскировка) с помощью специального белого шума.

Полученные результаты записываются в виде аудиограммы на специальный бланк в виде графика-аудиограммы.

Аудиограмма – это характеристика зависимости остроты слуха от интенсивности звука и его частоты (рис. 1).

Рис. 1. Вид нормальной аудиограммы

Еще одним методом исследования является игровая аудиометрия. Обследование слуховой функции этим методом проводится у детей с 4-летнего возраста.

Суть метода заключается в том, что после подачи ребёнку тонального сигнала ребенок должен нажать кнопку ответа. У маленьких детей предварительно вырабатывается условный рефлекс на звук, для этого привлекаются один из родителей или медсестра. Легче достигнуть эффекта, если менять картинки, чтобы не было угасания у ребёнка интереса.

Объективные методы исследования слуховой функции.

Тимпанометрия – это метод исследования слуховой функции, позволяющий оценить состояние среднего уха и выявить такие заболевания, как экссудативный средний отит и тубоотит, которые в свою очередь могут приводить к снижению слуха у детей любого возраста.

При этом обследовании автоматически записывается кривая, тимпанограмма, отражающая нормальность подвижности барабанной перепонки и слуховых косточек, а также работу слуховой трубы.

Оценка тимпанограмм осуществляется по классификации Дж. Джергера, Лейдона (1970), которая основана на представлении различных кривых в виде латинских букв А, В, С, D и др.

Так тип «А» (рис. 2) – графическое изображение, отображающее состояние среднего уха у человека в норме, т. е. когда давление внутри среднего уха и атмосферное одинаково.

Рис. 2. Типы тимпанограмм по Джергеру и Лейдену (1970)

Тип «В» наблюдается при повышении давления внутри барабанной полости чаще всего из-за жидкости. При этом график уплощен с отсутствующим пиком – прямая линия (рис. 2).

Тип «С» образуется при формировании отрицательного давления внутри барабанной полости и втяжении барабанной перепонки. Чаще возникает при блоке или дисфункции слуховой трубы. При этом варианте тимпанограммы графическое изображение кривой имеет пик, как и при тимпанограмме тип «А», но смещенный влево (см. рис. 2). Также имеются другие кривые, встречающиеся реже [5].

Еще одним исследованием слуховой функции у детей является метод вызванной отоакустической эмиссии, который в настоящее время является основным аудиологическим обследованием у новорождённых детей в роддоме.

Отоакустическая эмиссия представляет собой акустический ответ наружных волосковых клеток улитки при воздействии звукового раздражителя, что является отражением их нормального функционирования. Существуют 2 метода исследования:

  • отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения – это акустическая энергия, регистрируемая в наружном слуховом проходе в ответ на стимуляцию двумя тонами (см. рис. а).
  • задержанная вызванная отоакустическая эмиссия представляет сигнал, возникающий на 8-12 мс, после включения стимуляции, и продолжающийся 10-30 мс (см. рис. б) [5, 6].

Рис. 3. Вызванная отоакустическая эмиссия: а – на частоте продукта искажения, б – задержанная

При исследовании вырисовывается график ответа наружных волосковых клеток улитки при применении звуковой стимуляции. Важно отметить прямую зависимость регистрации отоакустической эмиссии от состояния среднего уха и чистоты наружного слухового прохода.

Исследование слуха методами слуховых вызванных потенциалов.

Эти современные методы обследования слуховой функции позволяют определить порог слуха у ребенка практически от 0 лет жизни.

Принцип всех этих исследований основан на регистрации вызванной электрической активности слуховой системы.

Наиболее часто применяемыми в настоящее время, методами обследования состояния слуха у детей являются определение слухового вызванного потенциала постоянного тона (ASSR) и регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП).

У детей до 5 лет включительно компьютерная аудиометрия проводятся во время физиологического сна, а старше – в спокойном состоянии лежа на спине с закрытыми глазами.

После наклеивания электродов и подсоединения проводов аппарата, через специальные наушники подается звуковой раздражитель, в ответ на который в центральных отделах слухового анализатора появляется возбуждение (рис. 4).

Рис. 4. Вид обследуемого при выполнении исследования слуха методом вызванных слуховых потенциалов

Объективным порогом слуха при ASSR является та минимальная интенсивность звука, при которой регистрируется слуховой вызванный потенциал.

По окончании регистрации, после того как определены все минимальные пороги ответа головного мозга в ответ на звук, появляется аудиометрическая кривая (рис. 5).

Рис. 5. Аудиограмма ребенка первого года после исследования слуха методом компьютерной аудиометрии (ASSR)

Сущность метода КСВП такая же, как и при проведении ASSR, однако, в отличие от первого метода, второй позволяет более подробно проследить работу проводящих путей слухового анализатора от внутреннего уха и вплоть до четверохолмий продолговатого мозга (рис. 6). Оценка результатов проводится по более выраженному V пику КСВП (латентности) [4-6].

Рис. 6. Коротколатентные слуховые вызванные потенциалы у ребенка 9 мес. (КСВП).
V – пятый пик

Все вышеперечисленные методы исследования слуховой функции направлены на выявление у детей различного возраста снижения слуховой функции, которое представлено двумя нозологическими видами: тугоухостью или глухотой.

Тугоухость – понижение слуха различной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при создании определенных условий (приближение говорящего к тугоухому, аппаратное слухопротезирование), а глухота – полное отсутствием слуха, при котором страдает разборчивость речи даже при применении слухового аппарата.

Тугоухость делится в зависимости от топики поражения на кондуктивную, сенсоневральную, смешанную.

Сенсоневральная тугоухость – возникает при поражении периферического (улитка) и/ или центральных отделов слухового анализатора (слуховой нерв, проводящие пути, продолговатый мозг, кора головного мозга) (рис. 8).

Рис. 8. Вид аудиограммы пациента с сенсоневральной тугоухостью

Смешанная тугоухость – возникает при комбинации поражений звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата (рис. 9).

Рис. 9. Аудиограмма пациента со смешанной тугоухостью

Кондуктивная тугоухость – возникает при поражении звукопроводящего аппарата, т. е. при поражении наружного или среднего уха (рис. 7).

Рис. 7. Вид аудиограммы пациента с кондуктивной тугоухостью

Для определения степени поражения слуховой функции в настоящее время пользуются международной классификацией тугоухости [5-8] на основе усредненных значений порогов звуковосприятия 500 Гц, 1, 2, 4, 6, 8 кГц.

Так, снижение порогов слуховой функции I степени соответствует – 26-40 дБ, II ст. – 4155 дБ, III ст. – 56-70 дБ, IV ст. – 71-90 дБ. Глухота ставится при порогах выше 91 дБ.

Достижения аудиологии последних десятилетий позволяют провести с достоверной долей вероятности исследование слуховой функции у детей любого возраста, что очень важно для ранней диагностики, лечения и их реабилитации при наличии различных форм снижения слуха.

Список литературы

1. Корсунский А.А. и др. Организация аудиологической помощи недоношенным детям различного гестационного возраста в условиях поликлинических отделений: Методические рекомендации. М., 2012.
2. Рахманова И.В., Зинкер Г.М. Организация специализированной аудиологической медицинской помощи и совместного медико-педагогического сопровождения недоношенных детей в условиях амбулаторно-поликлинической службы крупного стационара // Вопросы современной педиатрии. 2014. № 2. Т. 13. С. 117-188.
3. Савенко И.В., Бобошко М.Ю. Слуховая функция у детей, родившихся недоношенными // Вестник оториноларингологии 2015. Т. 80. № 6. С. 71.
4. Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оториноларингология. М., 2005. Т. 1. С. 22-30.
5. Сапожников Я.М., Богомильский М.Р. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей. М., 2001.
6. Таварткиладзе Г.А. Руководство по клинической аудиологии. М., 2013. С. 249-258.
7. Лопотко А.И. и др. Практическое руководство по сурдологии. СПб., 2008.
8. Лятковский Я.Б. Руководство по аудиологии и протезированию. М., 2009.

Вопрос. Педагогические методики проверки слуха.

1)“горохов метод”, где в кач-ве источника звука служат пластмас коробочки, заполнен на 1/3 различ крупой: горохом (источник звука 70 – 80 дБ), гречей (источник звука 50 – 60 дБ), манкой (источник звука 30 –40 дБ).

По рез-там исслед-я можно предположить НС, если у ре в возр до 3-х мес. Отсут-ет р-ция на звук баночки с горохом, в 4 – 5 мес. отсут р-ция на звук баночки с гречей, а в 6 мес. и старше – на звук баночки с манкой.

Важно отметить недостат эффек-сть этого метода при обслед-ии де с патологией ЦНС т. к. отсут-ие двигат реакции на звук у них м/быть след-ем наруш-я как слух ф-ции, так и ЗПР

2)Обследование слуха речью. Слух де, уже влад-щих в той или иной ст-ни речью, следует проверять при предъяв-ии им хорошо знаком слов шепотом с расст-я 6 м. Наиб труд-ти возникают при обслед-ии ре 2го-3го годов жизни. Если малыш уже говорит, то, наладив с ним контакт, проверить слух можно в ходе выполнения им прост игров упр-ий. Можно поместить перед ре игрушки: куклу, зайку, мишку, собачку и шепотом произносить фразы типа: Покажи мишку; Где собачка?; Покажи у куклы ручки (рот, глазки); Покажи у собачки хвостик. Сначала фразы произнос-ся около ре, а затем с расст-я 6 м (или 3 м , если ре стоит спиной). Если при произ-ии шепотом заданий (или назыв-ии игрушек, предметов) малыш их не выполняет, то поруч-ия (слова) произн-ся голосом разговор гром-ти на небольшом расстоянии от него. В случае успеха аналогичная фраза произнос-ся шепотом опять с расстояния 6 м .

Слух детей старше 3-х лет провер-ся хорошо знакомыми им низко- и высокочаст словами, н-р, предложенными Л.В.Нейманом (1954). Из этих слов сост-ны два списка, в каждом — 5 низкочастот и 5 высокочастот слов:

зайчик, дом, Вова, шишка, рыба, часы, птичка, ухо, чай, волк;

мыло, дым, чашка, окно, щи, Саша, город, чайка, море, спичка.

При обслед-ии слуха детей слова каждого списка предъявляются в случайной послед-ти.

Ре ставят боком к проверяющему. В противополож ухо вставляют ватн тампон, поверх-ть к-рого слегка смочена к-либо маслом, н-р, вазелиновым.

Провер-щий просит ре повтор слова, к-рые он будет произносить шепотом. 1ые два слова произносятся около него, а затем с расстояния 6 м (или 3 м , если ре стоит спиной). Ре может упрямиться, стесняться и не повторять слова. В этом случ следует предл-ть ему показывать соотв-щие картинки, к-рые помещ-ся на столе перед ним. Если ре не узнал слово, произнесенное шепотом, оно повтор-ся голосом разговор гром-ти, а затем — шепотом. После предъяв-я следующ слов вновь повтор-ся то слово, к-рое вызвало затруднение. Аналогично вторым списком слов проверяется другое ухо.

3) Музык инстр-ты. В кач-ве звуков стимулов исп-ся звучащ игрушки: низкочастот (барабан), среднечастот (дудка, гармошка), высокочастот (шарманка, погремушка). Звуков стимулы предла-ся в случайной послед-ти то справа, то слева.

Безуслов ориентировочн р-ция на звук прояв-ся в замирании (двигат тормож-ии) или, наоб-от, активиз-я движ-ий, повороте головы или глаз в сторону звука, плаче, расшир-ии глаз, прекращ-ие или активиз-ия сосания и т.п.

В спец протоколе отмеч-ся: наличие или отсут-ие р-ции; расстояние, на к-ром она обнаружена;способ-ть ре локализовать звук.

При тугоухости ре также реагирует на все предъявляемые стимулы, но расстояние, с которого отмечаются реакции, нестабильно, оно изменяется в пределах 0,5-5 м. Де способны локализовать источники звука, но лишь в тех случаях, когда стимул воспр-ся на расстоянии не менее 1 м.

При значит тугоухости ребенок воспринимает, как правило, неполный набор предъявляемых неречевых стимулов. Сокращ-е их числа происходит за счет звучаний, имеющих наиболее выраженные высок частоты. Расстояние, с к-рого ре реаг-ет на разн звуч-я, нестабильно и колеблется от 0,1-0,3 м при воспр-ии высокочастот стимулов до 2,5-5 м. при воспр-ии средне- и низкочастотных. Ре способен локализовать звучания, к-рые ощущает на расстоянии не менее 1 м.

38 вопрос. Психолого-педагогическое обследование ребенка с нарушениями слуха (принципы, задачи, содержание).

При обследовании особенностей психического развития детей и взрослых с нарушениями слуха реализуются основные принципы психологической диагностики, (А. Р.Лурия, С.Д.Забрамная, В.И.Лубовский, Т.В.Розанова).

Принцип комплексности— это составная часть обследования ребенка, в его процессе используются сведения, полученные специалистами других направлений — медиками, педагогами, социальными работниками. Для психологического изучения ребенка с нарушением слуха необходимо располагать сведениями о семье — составе, уровне образования, трудовой деятельности родителей, наличии других детей в семье, о нарушениях слуха у родителей или других родственников.

Принцип целостного системного изучения ребенка дает возможность обнаружить не отдельные проявления нарушений психического развития, а установить связи между ними. Иссл-я в проц-е эмоционального общения, предметной, игровой, учебной, трудовой.

Принцип динамического изучения, согласно которому важно выяснить не только то, что дети знают и умеют в настоящее время, но и их потенциальные возможности, «зону ближайшего развития». Результаты самостоятельного решения задач разной степени сложности и оценка влияния оказываемой помощи позволяют судить не только об уровне развития познавательных процессов ребенка, но и о возможных путях их дальнейшего совершенствования в условиях специально организованного обучения и воспитания.

В период младенчества обращают внимание на развитие двигательной сферы — умение держать головку, развитие прямо-стояния. Раннее нарушение слуха часто сопровождается небольшой задержкой развития прямостояния, скомпенсированной к 1,3— 1,4 годам.

В раннем детстве, дошкольном и младшем школьном возрасте особое внимание следует уделять особенностям развития речи и познавательной сферы, в первую очередь — формированию взаимоотношений между мышлением и речью, а также развитию движений.

Диагностика уровня психического развития ребенка с нарушенным слухом в младенчестве, раннем детстве и дошкольном возрасте продолжает оставаться сложной проблемой. Сложности отграничения глухоты от частичной потери слуха, от снижения интеллекта, от речевых нарушений зачастую приводят к тому, что, например, глухие дети квалифицируются как умственно отсталые, слабослышащие — как сенсорные и моторные алалики.

Читайте также:  Конспект 'Транспорт'

При проведении психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха первых 3 — 4 лет жизни необходимо учитывать:

1. Развитие общения — сначала его дословесных форм (вокализации, мимика, естественные жесты, взгляды, движения тела).

2. Степень развития слухового восприятия. Реакция ребенка на погремушку рано позволяет судить о том, воспринимает ли он звуки. В дальнейшем нужно обращать внимание на интерес ребенка к звучащим игрушкам, звукам радиоприемника и телевизора.

3. Особенности развития движений. Кроме указанных ранее особенностей, таких, как задержка прямостояния, у детей с нарушениями слуха в раннем детстве и дошкольном возрасте отмечаются некоторая неустойчивость сохранения равновесия, недостаточная координация движений, отставание в развитии мелкой моторики, дифференцированных движений.

4. Характер подражания. Его развитие замедлено.

5. Реакция на одобрение и неудачу. До двух лет меньше реакций на оценку их действий, дети не ждут одобрения. В дошкольном возрасте реакция на одобрение становится адекватной.

6. Представления о самом себе. У детей с нарушениями слуха выделение себя и собственных качеств формируется позднее: они начинают указывать на себя, выделять части своего тела позже, чем слышащие дети (хотя могут это делать в отношении взрослых и игрушек).

38 вопрос (2 часть). Психолого-педагогическое обследование ребенка с нарушениями слуха (принципы, задачи, содержание).

При проведении обследования детей с нарушениями слуха Т. В. Розанова советует использовать предварительное аналогичное задание, относительно более легкое, но по существу такое же, как основное. Только после того как ребенок выполнит предварительное задание, можно переходить к основному. В более старшем возрасте возможно письменное предъявление инструкций.

Большое значение при обследовании детей с нарушениями слуха имеет анализ продуктов деятельности, в этом случае изучению подлежат материальные или материализованные результаты разных видов деятельности — изобразительной, конструирования, учебной, трудовой. Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка с нарушением слуха имеет некоторые особенности.

Методы диагностики нарушения слуха
статья на тему

Данная статья подробно раскрывает медицинские и педагогические методы исследования слуха, которые позволяют проводить успешное слухопротезирование, которое является основой для развития, обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
metody_diagnostiki_narusheniya_sluhovoy_funkcii.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы диагностики нарушения слуховой функции

Человек и окружающая среда находятся в постоянном взаимодействии. Это взаимодействие осуществляется с помощью различных анализаторов: зрительного, слухового, кожного, вкусового, обонятельного, двигательного.
Слуховой анализатор в ряду других анализаторов имеет одно из первостепенных значений (И.М.Сеченов). У большинства людей, вследствие условий воспитания их чувств, слуховые ощущения несравненно сильнее зрительных.

Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью слуха ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно, говорить. Кроме того, слух дает возможность слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать коммуникативные навыки. Еще слух играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка.

По данным Министерства здравоохранения в России в настоящее время насчитывается более 600 тысяч детей и подростков, страдающих нарушениями слуха различной степени тяжести. Из общего числа только 150 тысяч детей состоят под диспансерным наблюдением. Значительную часть – 64% – составляют дети и подростки в возрасте от 10 до 18 лет. По мнению Загорянской М.Е. число детей-инвалидов по слуху за последние 2-3 года выросло на 20%. Кроме того, данные российской статистики являются неполными, т.к. отсутствует национальный регистр инвалидов по слуху.

Дети с нарушенным слухом после рождения постоянно находятся в условиях слуховой депривации. Как свидетельствуют исследования отечественных дефектологов (Л.В.Неймана (1951), Р.М.Боскис (1963), Л.П.Назаровой (1976), Е.П.Кузьмичевой (1981)), отклонения в развитии детей, связанные с нарушением слухового анализатора сказывается на их устной речи. Главные трудности детей с нарушенным слухом – это усвоение слов на слух и понимание речи в целом. Слабослышащие дети поступают в специальные (коррекционные) учреждения, где одним из важнейших направлений обучения на начальном этапе является развитие слухового восприятия, и, на этой базе, формирование речи. Раннее выявление снижения слуха и обеспечение качественной звукоусиливающей аппаратурой в первые два года жизни способствуют более успешному формированию слухоречевых ассоциаций. В том случае, если сензитивный период развития речи закончился, а речь не начала формироваться, даже если ребёнок будет успешно слухопротезирован, вторичной задержки речевого и интеллектуального развития избежать не удастся.

Данные медицинских методов диагностики слуховой функции чрезвычайно важны, в первую очередь, для качественного слухопротезирования, которое является одним из первых условий реабилитации лица с нарушенным слухом.

Медицинские методы исследования делятся на субъективные и объективные. В процессе проведения субъективных методик регистрируются различные поведенческие реакции на звуки. Объективные методики позволяют провести регистрацию физиологических реакций разных отделов слуховой системы на звуки.

К субъективным методикам относятся такие, как:

  1. регистрация безусловно-рефлекторных реакций ребенка на различные звуки;
  2. условно-рефлекторная аудиометрия со зрительным подкреплением;
  3. игровая аудиометрия;
  4. тональная аудиометрия.

Условно-рефлекторная аудиометрия (метод Сузуки) регистрирует реакции в виде поворота головы (с 5-6 месяцев), а также глаз в сторону зрительного подкрепления при предъявлении звуков в свободном поле или через головные телефоны. Метод начинают использовать, когда у ребенка начинает формироваться умение локализовать звуки в плоскости «право-лево» и достаточно развиты мышцы шеи.

Устройство для проведения такого обследования состоит из аудиометра, двух динамиков (расположенных на расстоянии 75 см справа и слева от ребенка) и приспособления для демонстрации картинок. Сначала подается достаточно громкий звук, чтобы вызвать безусловно-ориентировочную реакцию (движения головы или глаз в сторону источника звука, мимические движения, позу замирания и др.). С небольшой задержкой подается зрительное подкрепление, на основе которого у ребенка формируют безусловно-рефлекторную реакцию на звук путем после 2-3 предъявлений. При дальнейшем тестировании зрительное подкрепление включают только после правильной реакции. Между предъявлениями звука отвлекают внимание ребенка с помощью игрушки. Данный метод позволяет оценить состояние слуха на разных частотах [9. 88].

Главными недостатками данного метода является:

  1. небольшая эффективность при обследовании детей с неврологическими расстройствами;
  2. не позволяет определить уровень поражения слуховой системы;
  3. не позволяет оценить слух на каждом ухе при подаче звука в свободном поле [9. 85].

Для детей старше 1,5 лет используют игровую аудиометрию с выработкой условно-рефлекторной двигательной реакции на звук. В качестве двигательной реакции используют бросание различных предметов в коробку, надевание колец на пирамиду.

Дети старше 2,5 лет могут в ответ на звук нажимать кнопку. В данной методике тестируется отдельно правое и левое ухо с помощью телефонов.

Детей старше 4 лет обследуют, подавая сигналы через телефоны костной проводимости для диагностики сенсоневральной или кондуктивной тугоухости. Для получения точной аудиограммы ребенок проходит процедуру несколько раз [13. 32-33].

Слух ребёнка старше 5 лет может быть проверен с помощью тональной пороговой аудиометрии . Данный метод исследования слуха проводится с помощью чистого тона (неречевого звучания).

Преимущества данного метода следующие:

  1. есть возможность определить восприятие широкого диапазона частот;
  2. колебания постоянные, незатухающие;
  3. звук можно усиливать до определенного предела;
  4. Недостатками являются:
  5. требуется специальная аппаратура;
  6. аппаратура немобильна;
  7. требуется специальное заглушение помещений.

Исследование проводится по костному и воздушному проведению, имеется кнопка-прерыватель и каждый звук отмечается цветом.

В настоящее время в оториноларингологии и аудиологии все большее развитие получают объективные методы исследования слуховой функции для диагностики различной ушной патологии, среди которых выделяют:

  1. импедансометрию;
  2. аудиометрию по слуховым вызванным потенциалам;
  3. регистрацию вызванной отоакустической эмиссии.

Акустическая импедансометрия используется для оценки состояния среднего уха и слуховой трубы, а также выявления некоторых порогах слуха. Для проведения данной процедуры необходим импедансометр.

Данная методика основана на измерении акустического сопротивления наружного, среднего и внутреннего уха в ответ на звук. В норме человеческое ухо имеет низкий акустический импеданс. При патологии среднего уха, отрицательном давлении в барабанной полости, утолщении барабанной перепонки подвижность этой системы уменьшается, затрудняя проведение звуков через среднее ухо, что приводит к повышению акустического сопротивления.

Чаще всего используются два вида данного метода – тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.

Тимпанометрия – измерение значений акустического сопротивления при измерении давления воздуха в наружном слуховом проходе с помощью миниатюрного насоса, что позволяет оценить подвижность барабанной перепонки и давления в полости среднего уха. Величина сопротивления зависит от состояния среднего уха, а также частоты и интенсивности подаваемого сигнала .

На высоких частотах импеданс больше зависит от массы системы проведения звука, а на низких – от жесткости структур среднего уха.

Акустическая рефлексометрия – регистрация изменений сопротивления структур наружного и среднего уха при сокращении стременной мышцы, вызванном громкими звуками. Акустический рефлекс – защитная физиологическая реакция, которая направлена на предохранение рецепторов улитки от повреждающего действия громких звуков.

Регистрация различных классов слуховых вызванных потенциалов. Сущность метода заключается в регистрации электрических потенциалов, возникающих в разных структурах слуховой системы (от слухового нерва до коры головного мозга) в ответ на звуковой сигнал, что определяет его объективность. Наиболее широкое применение в аудиологии имеют коротколатентные (или стволомозговые) слуховые вызванные потенциалы (КСВП).

Преимущества данного метода:

  1. КСВП можно зарегистрировать у детей с первых часов жизни, в том числе у недоношенных и детей с патологией ЦНС;
  2. регистрация КСВП является неинвазивной (безопасной и безвредной);
  3. регистрация КСВП предоставляет объективную информацию о состоянии слуховых путей и ЦНС.

Характеристики КСВП стабильны и не зависят от состояния пациента (бодрствует он или спит, естественный это сон или медикаментозный).

Одной из разновидности методики КСВП является методика ASSR ( Auditory Steady – State Response) – способ регистрации слухового ответа на постоянный модулированный тон. Такие слуховые ответы вызываются частотно-специфическими стимулами у спящих детей.

Вызванный слуховой потенциал – это ответ мозга на постоянные акустические стимулы, которые оптимизированы частотной специфичности и более сопоставимы с чистыми тонами, чем акустические щелчки или тональная посылка. Применяемые стимулы являют собой модулированные тоны в диапазоне 250-8000 Гц, которые модулируются по амплитуде (АМ) и по частоте (ЧМ). Ответ возникает, когда стимулы находятся возле или выше порога и волосковые клетки активизируются в области, которая соответствует частоте тона. Затем, нейральная активность, распространяясь вдоль восходящего слухового пути, вызывает синхронизацию ЭЭГ активности с частотой амплитудно-частотной модуляции. Таким образом, синхронизация активности слухового пути и последующая синхронизация активности ЭЭГ лежит в основе возникновения последующей ASSR. ASSR – низкоамплитудный вызванный потенциал, который можно выявить лишь у спящего ребенка [17.86-88].

Важной особенностью анализа ответа является отсутствие необходимости расшифровки специалистом графиков записи пиков потенциала и изменения латентных периодов. Вся обработка осуществляется компьютером, исключая возможность ошибочной субъективной оценки.

При аудиологическом обследовании новорожденных наиболее востребованной методикой на сегодняшний день является регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) — точный, информативный метод. Целесообразно абсолютно всем детям на первом году жизни проводить ОАЭ. Если она регистрируется, слух у ребенка не нарушен. Если ОАЭ не регистрируется, то это является показанием к дальнейшему обследованию ребенка у сурдолога.

Отоакустическая эмиссия представляет собой акустический ответ, являющийся отражением нормального функционирования слухового рецептора. Это чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые улиткой, которые могут быть зарегистрированы в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного малошумящего микрофона. Данные колебания являются результатом активных механических процессов, протекающих в органе Корти, а именно в наружных волосковых клетках.

ОАЭ больше подходит для скрининга, так как занимает мало времени. Это важно еще и потому, что добиться мобилизации ребенка на долгое время порой оказывается невозможно. Существует несколько разновидностей данной методики, но на практике наиболее часто используются две: задержанная вызванная отоакустическая эмиссия (ЗВОАЭ) и отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения (ПИОАЭ) [19].

Основной задачей педагогических методик исследования является выявление нарушения слуха, определение сурдопедагогом возможной степени потери слуха, доступных слуховому восприятию ребенка звуковых и речевых сигналов с учётом возраста, а также индивидуальных особенностей ребёнка.

Педагогические методы оценки слуха правильнее всего будет разделить в соответствии с возрастом детей, для которых они предназначены:

  1. методики исследования слуха у детей от рождения до полутора лет;
  2. методики исследования слуха у детей от полутора до трех лет;
  3. методики исследования слуха у детей дошкольного возраста;
  4. методики исследования слуха у детей школьного возраста.

Педагогическое исследование слуха у детей до полутора лет основывается на регистрации безусловных ориентировочных реакций ребёнка на звук. Исследование проводят два человека: один подает звуковые сигналы, другой наблюдает за реакциями ребенка [22.28].

Безусловно-ориентировочные реакции выражаются:

  1. в слуховом сосредоточении;
  2. активизации или торможении общих или сосательных движений;
  3. в расширении глазных щелей;
  4. в повороте глаз или головы в сторону источника звука или наблюдателя, крике [6.18].

Для исследования используются разночастотные неречевые (барабан – низкочастотный звук, дудка – среднечастотный звук, шарманка – высокочастотный звук) и речевые звучания (слоги, слова). Звуки подаются на расстоянии от 1 до 3-4 метров (в зависимости от возраста ребенка – чем младше ребенок, тем меньше расстояние). Внимание ребенка обращается на яркую игрушку, а помощник подает сигналы слева и справа. В ходе исследования выявляется наличие нарушения и предполагается его тип [22.28-37].

После полутора лет в ходе исследования используются неречевые звучания и 10 речевых единиц, которые есть в словаре ребенка. Это могут быть лепетные и усеченные слова или звукоподражания. Речевой материал предъявляется голосом шепотной и разговорной громкости.

Таким образом, в ходе диагностического обследования выявляются реакции ребенка на звучащие игрушки, голос и шепот [6.20-22].

В дошкольном и школьном возрасте простым и доступным методом является исследование слуха речью.

Достоинства этого метода заключаются в отсутствии необходимости в специальных приборах и оборудовании, а также в его соответствии основной роли слуховой функции у человека — служить средством речевого общения. При исследовании слуха речью применяется шепотная и громкая речь. Практически в обычных условиях исследования слух считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 6—7 м. Восприятие шепота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значительное понижение слуха. Полное отсутствие восприятия шепотной речи указывает на резкую тугоухость, затрудняющую речевое общение.

При исследовании слуха говорящих дошкольников используют 3 списка по 10 слов, автором которых является Нейман. Каждый список содержит 5 низкочастотных и 5 высокочастотных слов. Исследования проводят на каждом ухе отдельно и бинаурально. При отсутствии или резком понижении восприятия шепотной речи переходят к исследованию слуха громкой речью. Исследование шепотной речью начинают проводить на расстоянии 6 метров, приближаясь при отрицательной реакции на 0,5 метра. В протоколе около каждого слова фиксируется количество метров, на котором ребенок услышал данное слов. С помощью этих данных предполагается степень потери слуха ребенка.

При исследовании слуха говорящих дошкольников, не вступающих в контакт, используют те же списки слов, но также подбирается наглядность. При исследовании ребенок не повторяет услышанное слово, а показывает соответствующую картинку.

Для исследования слуховой функции неговорящих дошкольников используют условно-рефлекторную методику с двигательным подкреплением, в ходе которой проводится предварительная работа по выработке условного рефлекса, и лишь затем приступают к исследованию, которое проводится с использованием неречевых разночастотных звучаний и речевых единиц (слогов, лепетных и усеченных слов) разговорной и шепотной громкостью на расстоянии 0,5 метра, постепенно отдаляясь от ребенка до того момента, пока он не перестанет давать реакцию на звук [15. 35-37].

При исследовании слуха у школьников используют 3 списка по 20 разночастотных слов, автором которых является Нейман. Исследование проводят шепотной и разговорной речью на расстоянии 6 метров бинаурально, на каждое ухо отдельно, со слуховыми аппаратами и на голое ухо  6.20-22  .

Педагогическое обследование слуха у детей. Особенности логопедической работы на диагностическом отделении детского сурдологического центра

В данной статье описывается специфика работы логопеда в сурдологическом центре. Даны критерии оценки общего речевого развития по возрастам, которые необходимо учитывать при снижении слуха. Обосновывается необходимость педагогического обследования слуха, описываются виды и приемы этого обследования. В статье обосновывается необходимость совместной работы сурдолога и логопеда. В статье предложены соотношения степени снижения слуха с реакцией на речевые и не речевые звуки. Предлагается сравнительная таблица детей с нарушениями слуха и других нарушений. В статье отмечается важность работы с родителями и описаны виды взаимодействия с ними.

Городской детский сурдологический центр принимает детей от нуля до восемнадцати лет по направлению из детской поликлиники от лор-врача в целях выявления нарушений слуха.

Центр делится на два отделения: диагностическое и реабилитационное.

На диагностическом отделении проводится обследование слуха, отслеживается динамика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, составляются заключения о состоянии слуха в различные учреждения здравоохранения и народного образования, в том числе для оформления инвалидности.

Реабилитационное отделение проводит курс реабилитации детей с нарушением слуха [8].

Логопед диагностического отделения принимает активное участие в приеме детей [6]. Задача логопеда — помочь врачу-сурдологу составить мнение о развитии ребенка, степени сформированности речи, оценить насколько снижение слуха повлияло на общее развитие, а также отдифференцировать наличие недоразвития по причине снижения слуха от других причин. Также логопед принимает участие в обследовании слуха детей, помогает решить вопрос необходимости слухопротезирования, эффективности уже спротезированных детей, помогает решить вопрос с образовательным маршрутом ребёнка.

На детей, вставших на учёт в сурдоцентре, заводиться карточка, где логопед фиксирует результаты обследования, что помогает наблюдать детей в динамике.

Кроме консультативно-диагностической деятельности логопед составляет заключение о состоянии речи для медико-социальной экспертизы [7]. В этом заключении необходимо отразить как ребенок вступает в контакт, фиксирует ли взгляд во время общения на собеседнике. Оценивается уровень понимания речи и наличие собственной, насколько ребенок сохранен в моторном развитии, есть ли у него патология строения артикуляторного аппарата. Необходимо отметить состояние звукопроизношения, просодические компоненты речи, уровень сформированности представлений об окружающем.

Для школьников важно выявить степень сформированности навыков письма и чтения. В диагнозе указывается степень недоразвития речи, наличие дизартрии, ринолалии, а для школьников наличие дисграфии и дислексии (МСЭ при расстройствах развития речи и языка п 3.7).

При обследовании ребёнок тестируется для оценки общего и речевого развития:

  • от рождения до года главными критериями будут выступать общее моторное развитие ребенка, развитие мелкой моторики, наличие или отсутствие паталогии строения общего и артикуляторного, наличие вокалаизаций, гуления, лепета. Так же необходимо отметить вступает ли ребёнок в контакт и есть ли зрительный контакт, реагирует ли он на речь или различные звучащие игрушки [3].
  • от года до трёх-четырёх лет необходимо отследить умение ребёнка выполнять простые задания: собрать пирамидку, вкладыши, подобрать парные картинки. Отмечается насколько сформированы социально-адаптивные навыки. Наблюдается умение ребёнка играть и насколько развита игровая деятельность [3].
  • от четырёх до семи лет ко всем вышеизложенным критериям добавляется обследование степени сформированности обобщающих и пространственно-временных понятий. В этом возрасте заканчивается формирование артикуляторного аппарата, поэтому проверяется состояние звукопроизношения. Также проверяются грамматические (согласования слов, падежные окончания, сохранность слоговой структуры слова, понимание предлогов) и лексические (понимание речи в полном объёме, умение составлять и пересказывать рассказ и т.д.) категории речи.
  • от семи до восемнадцати (школьный возраст) необходимо отслеживать формирование навыка письма и чтения и выявлять нарушения [5].

Важным моментом в обследовании является оценка просодических компонентов речи: сила голоса, наличие носового оттенка, монотонность речи, темп речи, интонационная окрашенность. Чем сильнее нарушен слух, тем более страдает речевая просодика [1]. В результате обследования выявляется фонетико-фонематическое, общее недоразвитие речи и его уровень [2], состояние звукопроизношения, уровень сформированности понятий об окружающем.

Кабинет логопеда имеет в длину шесть метров, что важно при проверке слуха (восприятие шепотной речи на расстоянии шести метров считается нормой слуха). Педагогическое обследование слуха проходит бинаурально, то есть восприятие звука идет сразу двумя ушами. Отследить тугоухость с одной стороны таким способом невозможно. Но важным остается насколько ребенок может воспринимать речь и как это повлияло на общее развитие. Педагогическое обследование слуха является субъективным методом, но в то же время оно помогает составить мнение о практическом восприятии звуков и речи ребенком.

Часто прием логопеда совмещен с приёмом сурдолога в целях полноценного обследования слуха. Особенно это актуально для детей до семи лет, когда ребёнка необходимо положительно расположить, и, если ребёнок не понимает, как реагировать на предлагаемые звуки, помочь отследить его реакцию на звуковой раздражитель. Звуковые раздражители могут быть двух видов: неречевые и речевые.

Под неречевыми раздражителями понимаются все звуки, исключая звуки человеческой речи. Чаще используются музыкальные инструменты: барабан, трещотка, бубен, гармонь, погремушка громкая и тихая, колокольчик, а также различные пищащие игрушки. Неречевые звуки в проверке слуха используют, если ребенок не реагирует на речь.

Проверка с помощью речи зависит от возраста ребенка. Если возраст до двух лет, то чаще зовут ребенка по имени нормальным голосом и шепотом, отслеживая на каком расстоянии ребенок отзовется. С двух до шести ребенку предлагается показывать картинки, лежащие на столе, в произвольном порядке называемые проверяющим. С семи лет ребенок повторяет слова за проверяющем вслух или отвечает на его вопросы. Например: «Как зовут маму?», «В каком городе ты живешь?». Таким образом проверяется не только слух, но и понимание услышанного. Примерно с 10 лет вместо слов можно предлагать повторять цифры и отвечать на вопросы. Конечно, учитывание возрастных параметров во время обследования условно. Так как это действительно при норме общего развития.

Обычно логопед сидит с ребенком за столиком в одном конце кабинета так, чтобы испытуемому не было видно проверяющего слух, то есть спиной, вступает в контакт, добиваясь ответной реакции. В это время проверяющий, отходя от ребенка в другой конец кабинета начинает вызывать реакцию на речевые и неречевые звуки. По необходимости, в случае отсутствия реакции, приближаясь к ребенку. Важно, чтобы звуковые раздражители были неожиданным для ребенка. Момент реакции фиксируется и определяется расстояние.

Таблица: Реакция детей с разным слухом на звучащие игрушки и речь [4].

Степень снижения слухаПогремушкаРазговорная речь/шепотСвисток, игрушка-пищалкаБарабан
норма≥ 3 м5 м / 3-4 м≥ 4 м≥ 6 м
I3 м5 м / 2-3 м≥ 4 м≥ 6 м
II0,5 м — нет0,3 – 1,5 м / нет3 – 4 м5 – 6 м
IIIНет1м- у уха /нет0,5 – 2 м2 – 5 м
IVНетНетНет – у уха0,5 – 1,5 м

Бывает, что ребенок не поворачивается на услышанный звук, но определить, что ребенок слышит, можно по изменению мимики, замиранию, вздрагиванию, расширению зрачка и др. Вначале идет проверка реакции на тихие звуки, затем на громкие.

Прием проходит в присутствии родителей. Очень важно, чтобы родители спокойно реагировали на удачи и неудачи своего ребенка. Логопеду необходимо параллельно общаться с ребенком и корректно комментировать и объяснять, что и для чего делается.

Важно, чтобы родители не мешали проведению обследования, но в то же время ребенок должен чувствовать поддержку с их стороны. Все это необходимо объяснять им педагогу. Зачастую реакция родителей на выявленные нарушения слуха бывает крайне болезненной: отчаяние, вплоть до слез, или наоборот протест, возмущение, несогласие, агрессивная реакция. Задача логопеда разъяснять особенности детей с нарушениями слуха, давать консультацию по особенностям общения с таким ребенком, предлагать посещать образовательные, медицинские и муниципальные учреждения, где с таким ребенком можно заниматься.

Порой родители, имеющие ребенка с нарушениями речевого или психического развития, считают, что у него тугоухость. Важно знать основные отличия тугоухости от других нарушений.

Сравнительная таблица дифференциации тугоухости от других нарушений часто принимаемых за нарушение слуха.

ТугоухостьМоторная алалияСенсорная алалияЗПРАутистические расстройства
Порог слухаПовышенныйN слухаОбычно 1-2 ст.т/у (вторичная)N слухаN слуха (у 20% т/у)
Невербальный интеллектN (бывает немного снижен)N (бывает немного снижен)Немного сниженсниженСнижен в разной степени, N
Восприятие речиНарушено, но компенсируется при усилении звукаСохранноРезко нарушеноНарушено в разной степени.Нарушено в разной степени
Невербальные коммуникацииХорошо развитыХорошо развитыРезко нарушеноРазвиты в разной степениРезко нарушены
Вербальные коммуникацииНарушены в разной степени(зависит от степени т/у)НарушеныНарушены. В речи эхолалаииРечевая активность пониженаРезко нарушены. Спонтанные эхолалии

Часто приходят дети с сочетанной патологией. Например, задержка психического развития и тугоухость. Важно определить кто ведущий специалист в коррекционной работе с ребенком и сориентировать родителей.

Если степень нарушения слуха незначительная, то нет необходимости проводить слухопротезирование. Родителям объясняется, что, занимаясь с таким ребенком, необходимо обязательно учить фиксировать взгляд на лице собеседника, так как это поможет ребенку подключать и подкреплять слуховой анализатор зрительным. Если тугоухость односторонняя или одно ухо слышит лучше другого, то необходимо во время общения находиться с более сохранной стороны по слуху [4].

Родителям, имеющим детей с нарушением слуха, важно объяснять как, где и с кем заниматься такому ребенку. Если нарушение слуха соответствует 1 или 2 степени и не отягощено задержкой психического развития, то возможна индивидуальная логопедическая работа по коррекции речевых нарушений. Если на первый план выступают психические расстройства с той же степенью тугоухости, то необходимы занятия с дефектологом. При 3 и 4 степени тугоухости ребенку необходимы занятия с сурдопедагогом.

Таким образом, педагогическое обследование слуха позволяет логопеду составить более полную картину состояния общего и речевого развития ребенка, правильно составить план коррекционной работы, определить образовательный маршрут.

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЛУХА ДЕТЕЙ

Чем раньше будет начато воспитание и обучение ребенка с на­рушенным слухом, тем более высоких результатов можно достиг­нуть в общем и речевом его развитии, в сближении его с уровнем, характерным для детей с нормальным слухом.

В настоящее время проблеме ранней (с первых месяцев жизни) помощи детям с нарушениями слуха уделяется большое внимание. Введены в действие Приказ Минздравмедпрома России № 108 от

23.03.96 г. «О введении аудиологического скрининга новорожден­ных и детей 1-го года жизни» и Указание Минздрава России № 103 от 05.05.92 г. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденное™ и их реабилитации». В соответствии с этими документами предложе­на государственная система раннего выявления детей с подозре­нием на снижение слуха, которая предусматривает:

·в роддомах — выявление детей, относящихся к группе риска
по тугоухости и глухоте; при этом отмечается наличие у новорож­
денного фактора (факторов) риска из тех, что перечислены выше
(см. с. 94),

·в детских поликлиниках по месту жительства — обследование
слуха детей с факторами риска в 1, 2, 4 и б месяцев по специально
предложенной скрининг-методике с использованием звукореак-
тотеста (ЗРТ) — специального портативного аудиометра; в случа­
ях, если реакция младенца на сигналы звукореактотеста не соот­
ветствуют возрастной норме, то это дает основание подозревать у
ребенка снижение слуха, в связи с чем он направляется в специа­
лизированное медицинское учреждение — сурдологический каби­
нет (центр, отделение),

·в сурдологических кабинетах — проведение комплексного ме­
дико-педагогического обследования с целью установления диаг­
ноза (или снятия подозрения на снижение слуха) и организации
дальнейшей коррекционной помощи (в стране около 120 сурдока-
бинетов, которые расположены во всех республиканских, крае­
вых, областных центрах, во многих крупных городах).

Каждый ребенок с подозрением на снижение слуха нуждается в своевременном комплексном медико-педагогическом обследо­вании слуха.

Медицинское обследованиепредполагает отиатрический осмотр (осмотр врачом-отоларингологом) и аудиологическое исследование. Если отиатрический осмотр, как правило, не вызывает каких-либо затруднений, то аудиологическое исследование детей, особенно первых трех лет жизни, в силу их возрастных особенностей сопря­жено с определенными трудностями. Однако существуют специаль­ные методики исследования слуха, которые позволяют установить факт его снижения и оценить уровень и характер его нарушения у детей, начиная с периода новорожденности. К ним относятся:

регистрация вызванной отоакустической эмиссии, позволяю­щей зафиксировать даже незначительное — на уровне 10 —15 дБ — снижение слуха;

регистрация акустического рефлекса, позволяющего определить наличие снижения слуха и выявить порог неприятных ощущений на громкие звуки — порог дискомфорта; эти данные крайне важ­ны при слухопротезировании;

тимпанометрия, позволяющая оценить состояние среднего уха, что дает возможность определить форму тугоухости: кондуктивная, смешанная, сенсоневральная;

регистрация слуховых вызванных потенциалов — объективная аудиометрия, в результате которой определяются пороги сниже­ния слуха (слуховой чувствительности).

Эти методы исследования слуха называются объективными и не зависят от возраста и состояния ребенка, в том числе и уровня его общего и речевого развития. Однако они требуют использова­ния специальной дорогостоящей аппаратуры, которой, к сожале­нию, не всегда оборудованы сурдологические кабинеты. Поэтому при затруднениях в обследовании ребенка по месту жительства его направляют в крупные сурдологические центры, например, Мос­квы, С.-Петербурга, Екатеринбурга и др.

С 2—3 лет, по мере выработки у ребенка условной двигательной реакции на звук (при подаче звука он выполняет какое-либо игро­вое действие, например, надевает кольцо на стержень пирамиды), становится возможным аудиометрическое обследование дошколь­ника широко используемым методом игровой пороговой тональ­ной аудиометрии по условнорефлекторной методике. Этот метод относится уже к субъективным методам, так как основан на дея­тельности самого ребенка.

Педагогическое обследованиеслуха предполагает:

• регистрацию поведенческих реакций ребенка на звучание низ­
ко-, средне- и высокочастотных игрушек и речи (произносится
имя ребенка, слоги типа папапа, пупупу, сисиси), при этом:

в первые 1,5 года регистрируются реакции на уровне безус­ловно-ориентировочного рефлекса: вздрагивание, торможе­ние движений, раскрытие глаз, поворот головы в сторону источника звука и т. п.,

с 1,5 лет у неговорящих детей регистрируется условная дви­гательная реакция: в ответ на звук ребенок выполняет опре­деленное игровое действие;

• у говорящих детей выявление возможности воспринимать на
слух произносимые голосом разговорной громкости и шепотом

звукоподражания (типа .у ‘, ква-ква-ква, пи-пи-пи), лепетные слова

(типа ляля, утя, бобо), полные слова и фразы 2 .

Все педагогические методы исследования слуха детей относят­ся к субъективным, так как основаны на непроизвольных или про­извольных реакциях самого ребенка.

1 Черта обозначает длительное произнесение звука.

2 При слухе в пределах физиологической нормы ребенок воспринимает шепот-

ную речь на расстоянии не менее 6 метров.

ПО

Данные объективного и субъективного исследований сопостав­ляются между собой, и в том случае, если они согласуются, мож­но быть уверенным, что состояние слуха ребенка оценено верно.

Педагогическое обследование слуха проводит учитель-дефек-толог (сурдопедагог) сурдологического кабинета. Он же обследу­ет и уровень общего и речевого развития ребенка. Кроме того, в функции учителя-дефектолога сурдологического кабинета входит подготовка ребенка (старше 1,5 лет) к игровой пороговой то­нальной аудиометрии, уточнение режима работы индивидуаль­ных слуховых аппаратов, рекомендованных врачом-сурдологом и разработка индивидуальной программы коррекционной помощи ребенку (совместно с психологом, работающим в сурдологичес-ком кабинете). Педагог знакомит родителей с особенностями раз­вития детей с нарушенным слухом и обучает их общению с ре­бенком, приемам и методам его воспитания и обучения в усло­виях семьи. Он также проводит диагностические занятия с детьми, не посещающими специальные учреждения, участвует в работе ПМПК по отбору детей в специальные дошкольные и школьные учреждения для глухих, для слабослышащих и позднооглохших.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Ссылка на основную публикацию