Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности

Открытое занятие «Скоро в школу нам шагать – что там будем изучать?»

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе, тема: «Скоро в школу нам шагать – что там будем изучать?»

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Давыдова Светлана Алексеевна.

Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.
Развивать интерес к исследованию и экспериментированию.
Определить наиболее эффективные способы растворения веществ в воде.
Установить связь между строением птичьего пера и его функцией.
Подвести детей к выводу о необходимости стереоскопического зрения для человека, формировать знания о правильном уходе за глазами, научить снимать усталость с глаз (от аккомодационного напряжения).
Установить зависимость удаленности от Солнца и температурой планет.
Объяснить детям с помощью опыта, что земля обладает силой притяжения.
Закрепить знания о свойствах песка.
Обогащать активный словарь детей.
Развивать умение делать выводы из результатов исследований и четко излагать свои мысли.
Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Мотивировать детей к обучению в школе, заинтересовать различными школьными предметами.

Оборудование:

Аудиозапись школьного звонка.
Картины «Солнечная система», «Пустыня».
Учебники «биология», «химия», «физика», «география», «анатомия», «астрономия».
Лупы, перья маховые и пуховые.
По два стаканчика с водой на каждого ребенка, шпатели, пипетки, емкости с растворенной краской.
Листы бумаги, ручки с колпачком, картинки с изображением детей правильно и неправильно сидящих за столом, ухаживающих за глазами.
Настольная лампа.
Ранец, тетрадь, ручка, линейка, ластик, дневник, карандаш, учебник, альбом, цветные карандаши, кукла, бутылочка с соской.
Пластиковые тарелки с песком, пустые тарелки, деревянные шарики, мячики для настольного тенниса, скатанные из салфеток шарики, клеенка.

Ход занятия:

– Здравствуйте, ребята! Скажите пожалуйста, вы из какой группы? (Ответы детей). Из подготовительной группы. Значит вы самые взрослые среди детей детского сада. Расскажите, какие у вас бывают занятия? (Ответы детей). Но, совсем совсем скоро придет пора прощаться с детским садом. Почему? (Ответы детей). Потому что вы станете школьниками. В школе нет занятий. Вместо них – … уроки. Много разных школьных предметов предстоит вам изучить на уроках.

– А что это за звук?

Он звенит, звенит, звенит,
Очень многим он велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.
А что это звенело?

– Это школьный звонок. Он сообщает о начале и конце урока. А сейчас мы с вами перенесемся в будущее: представьте, что вы — уже школьники, учитесь в школе и изучаете на уроках много интересных школьных предметов.

– Звонок зовет нас на урок химии. (Показ учебника). Химия — наука о веществах, о том как они ведут себя в разных условиях. На уроках химии вы узнаете почему одни вещества не хотят смешиваться, а другие растворяются, а третьи при смешивании взрываются.

– Сейчас вы сможете почувствовать себя учениками на уроке химии.

Урок химии – «Как вещества растворяются в воде?»

В один стакан с водой капните с помощью пипетки краску. Что вы видите? (Ответы детей). Капля медленно и неравномерно растворяется в воде.
В другой стакан с водой также капните краску и с помощью шпателя размешайте. Что вы видите? (Ответы детей).Краска растворилась быстро.
Какой вывод можно сделать из увиденного? (Ответы детей). Если мы хотим быстро и равномерно растворить вещество в воде, нужно размешать его.
В обычной жизни как мы используем знание этой особенности растворения веществ в воде? (Ответы детей). Размешиваем сахар в чае или соль в супе.

– Звонок зовет нас на урок биологии. (Показ учебника). Биология — наука, которая изучает все живые существа. На уроках биологии вы узнаете много интересного о разных растениях, о самых больших обитателях планеты — китах и самых маленьких — микробах.

А сейчас представим себя на уроке биологии и поговорим о птицах.

Урок биологии – «Как устроены перья у птиц?»

– Птицам нужны разные перья. Перед вами перо маховое и перо пуховое. Давайте рассмотрим их. Что можно сказать о размерах перьев? (Ответы детей). Маховое перо намного больше пухового.

– Дайте упасть маховому перу и проследите за его падением. Как оно падало? (Ответы детей). Медленно, плавно кружась. А теперь проделайте то же самое с пуховым пером. Как оно падало? (Ответы детей). Еще медленней.

– А теперь рассмотрим стержень каждого пера. Чем они отличаются? (Ответы детей).У махового пера толстый и пустой внутри стержень. У пухового пера тонкий, мягкий стержень.

– Взмахните маховым и пуховым пером. Что вы ощутили? (Ответы детей). Маховое перо рассекает воздух резко, со звуком. Пуховое перо не рассекает воздух.
Рассмотрите перья через лупу. Обратите внимание как волоски перьев расположены относительно друг друга. У махового пера волоски сцеплены между собой, а у пухового волоски расположены по отдельности.

– Давайте порассуждаем, для чего птицам такие перья? (Ответы детей).

Вывод: маховое и пуховое перо отличаются. Маховое перо помогает птице летать, а пуховое — сохранять тепло.

– А этот звонок зовет не на урок, а на перемену!

Динамическая пауза «Перемена»

Дети выстраиваются в колонну, у первого ребенка — ранец, у последнего набор предметов, которые он передает по одному впереди стоящему. Когда предмет доходит до первого ребенка, он принимает решение: класть этот предмет в ранец, или он не нужен школьнику? Собранный ранец передается в обратном порядке.

– Звонок зовет нас на урок анатомии. (Показ учебника). Анатомия — наука, изучающая тело человека. На уроках анатомии вы узнаете, от чего зависит цвет волос у ребенка, сколько у человека костей, как работает сердце.

– Представьте себя на уроке анатомии.

Урок анатомии – «Зачем человеку два глаза?»

– Вот интересно, зачем человеку два глаза? А если бы был один большой глаз?
Давайте выясним, сколько глаз лучше, два или один?
Положите перед собой чистый лист бумаги, возьмите ручку и поставьте на листе точку. А теперь встаньте и попробуйте быстро попасть ручкой в нарисованную точку. Получилось? (Ответы детей). Это сделать легко.

– А теперь проделайте то же самое, закрыв рукой один глаз. Что скажете? Легко ли было выполнить это задание?
Попробуем другой эксперимент: снимите колпачок с ручки и быстро наденьте его обратно. У вас возникли трудности? (Ответы детей). Нет. Это простое задание. А теперь снимите колпачок с ручки, зажмурьте один глаз и быстро наденьте колпачок на ручку. А как на этот раз? (Ответы детей). Задание выполнить оказалось не так уж просто.

– Это потому, что наши глаза передают в мозг две картинки, немного отличающиеся друг от друга.
Так сколько же глаз нужно человеку? (Ответы детей). Два глаза.

Дидактическое упражнение «Правильно и неправильно»

– Глаза надо беречь. Посмотрите на картинки.

– Кто правильно ухаживает за глазами? Почему? (Ответы детей). Почему нельзя тереть глаза руками? Руки могут быть грязными и грязь попадет в глаза. Зачеркните неправильную картинку.
А теперь скажите, кто правильно сидит за столом, мальчик или девочка? Почему? (Ответы детей). Зачеркните неправильную картинку. Нельзя наклоняться близко к книге или тетрадке. Глаза быстро устают, когда смотрят на то, что расположено близко к ним. А если глаза устанут смотреть на близкое, значит нужно посмотреть на … (ответы детей) – далекое. На что например? (Ответы детей). На небо за окном, на потолок.

Звонок зовет нас на урок астрономии. (Показ учебника). Астрономия, о чем же эта наука? «Астра» в переводе с греческого языка означает «звезда». Так что же изучает наука астрономия? (Ответы детей). Астрономия — наука о звездах и всех небесных телах: планетах и их спутниках, кометах и многих других.

Представьте себя на уроке астрономии.

Урок астрономии – «Далеко-близко»

Взгляните на картину. (Показ).

– Так выглядит Солнечная система. Вот наша планета, которая называется как? Земля. А Солнце — это звезда.

Что такое солнце,
Если спросят вас,
Отвечайте смело –
Раскаленный газ.

– Представим, что включенная лампа — это раскаленное Солнце. Сожмите два кулака — это будут планеты. Теперь поднесите один кулак близко к лампе-Солнцу, а другой кулак — подальше от лампы. Что вы почувствовали? (Ответы детей). Чем ближе кулак к лампе, тем ему теплее. Чем дальше от лампы, тем больше расходятся в стороны лучи и тем меньше их попадает на кулак.

– А как же с планетами? На каких жарко и тепло, а на каких холодно. (Ответы детей).

– Чем ближе планета к Солнцу, тем жарче на ней, а чем дальше планета от Солнца, тем холоднее на ней. Покажите самую горячую планету. (Показ). Покажите самую холодную планету. (Показ). А наша планета расположена не очень близко и не очень далеко от Солнца. И только милая Земля во всем пригодна для жилья.

Урок физкультуры

– На уроках физкультуры вы познакомитесь с разными видами спорта, станете сильными, ловкими, быстрыми. А сейчас потренируемся.

Физминутка «Будем спортом заниматься»

(Дети выполняют движения под музыку соответственно тексту и показу воспитателя).

– Звонок зовет нас на урок физики. (Показ учебника). Физика — наука о законах природы. На уроках физики вы узнаете, почему летают самолеты, почему одни предметы плавают, а другие тонут.

– Сейчас представим себя на уроке физики и попробуем разобраться, почему все падает вниз.

Урок физики – «Почему всё падает на землю?»

– Земля обладает силой притяжения. Все, что мы подбросим вверх, упадет вниз на землю. Подпрыгнув, мы тоже опустимся вниз. А вот как земля притягивает разные предметы, мы с вами постараемся сейчас выяснить.

– Встаньте рядом с наполненной песком тарелкой. Возьмите в руку три шарика: деревянный, пластиковый, бумажный. Какой из них самый тяжелый? Самый легкий? (Ответы детей).

– Поднимайте повыше и отпускайте шарики по очереди, так, чтобы они упали на песок. Обратите внимание, какой из них быстрее упадет — притянется к земле, а какой медленней. Также обратите внимание на след, оставленный шариком на песке в месте падения.

– Расскажите о результатах своих наблюдений. (Ответы детей).
Чем легче предмет, тем медленней он падает — притягивается к земле. Тяжелые предметы ударяются сильнее. Удар сильнее, если предмет падает с большей высоты, тогда в песке увеличивается углубление.

Вывод: все предметы притягиваются землей и падают, но с разной силой и скоростью.

– Звонок зовет нас на урок географии. (Показ учебника).

Урок географии

– «Гео» в переводе с греческого языка означает «Земля». География – наука о Земле, о поверхности планеты Земля. На интереснейших уроках географии вы сможете познакомиться со всеми уголками планеты – с жаркой Африкой, ледяной Антарктидой, загадочной Австралией.

– Ребята, знаете ли вы, что это такое? (Показ. Ответы детей). Это глобус.

Города, моря найдём,
Горы, части света.
Умещается на нём
Целая планета.

– А что означают цвета на глобусе? Зеленый цвет? (Ответы детей). Зеленый цвет означает леса. Белый цвет? (Ответы детей). Льды и снег. Коричневый цвет? (Ответы детей). Горы. А желтый? (Ответы детей). Пустыни.

– Покажи на глобусе большую Африканскую пустыню Сахара. (Вызывается ребенок).

– Вот о песчаных пустынях мы с вами и поговорим.

Что такое пустыня? (Ответы детей). Часть земли, покрытая песком. От какого слова произошло это название «пустыня». Прислушайтесь к слову. (Ответы детей). От слова «пусто». А почему? Потому что в пустыне почти ничего не растет и не живет. Но почему же? В пустыне нет воды. Много песка, который умеет течь. Как это? Попробуем разобраться.

– Пересыпьте песок в пустую тарелку. Только старайтесь сыпать струйкой в одно место. Что получилось? (Ответы детей). В месте падения песка образовался песчаный холм. Песок сползает, как-бы стекает со склонов холма.
А теперь попробуем изобразить ветер. Как это можно сделать? (Ответы детей). Подуть на песок? (Ответы детей). Подуйте слегка на песок. Что произошло? (Ответы детей). Песок стал двигаться.

– Попробуем разобраться, почему по пустыням не текут реки. С помощью пипетки налейте воду на песок. Что произошло? (Ответы детей). Песок впитал воду. Даже если в пустыне бывает дождь, вода мгновенно поглощается песком.
Так почему же в пустыне почти нет воды, растений и животных? (Ответы детей). Песок постоянно движется, вода быстро впитывается песком.

– Наше занятие подошло к концу. Мы с вами не успели поговорить еще о многих интересных науках, которые вам предстоит изучать в школе. Впереди у вас много интересных открытий. Желаю вам получит в школе много знаний и много хороших оценок. Спасибо! До свидания!

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Конспект открытого занятия экспериментально-исследовательской деятельности «Тайны мыльных пузырей» в средней группе

Елена Кононова
Конспект открытого занятия экспериментально-исследовательской деятельности «Тайны мыльных пузырей» в средней группе

Цель: Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла: может растворяться в воде, образует пленку.

Воспитательные: воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.

Образовательные: продолжать формировать у детей умения самостоятельно проводить исследование, подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов. Помочь детям освоить новый способ рисования и правильно пользоваться материалом: дуть в трубочку, прикладывать лист бумаги к пузырькам, не касаясь края стаканчика.

Развивающие: развивать у детей мышцы рта, тренировать дыхание, а также развивать быстроту мышления, развивать творческое воображение. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.

Оборудование: стаканчики с раствором из моющего вещества и глицерина, набор для опытов.

Ход мероприятия

I. Вводно-мотивационная часть:

Воспитатель: Ребята, мне сегодня приснился дивный сон, а о чем он, вы узнаете, если отгадаете мои загадки:

1. Мы их, лёгких и красивых,

В очень ярких переливах,

Через трубку надуваем

И на волю отпускаем…

2. В мыльной воде родился,

В шарик превратился.

К солнышку полетел,

Да не долетел – лопнул!

3. Взлетает шар надутый,

Внутри его как будто

Сверкают зеркала….мыльные пузыри

Воспитатель: правильно ребята, какие вы молодцы! Во сне я путешествовала в сказочную страну мыльных пузырей. Там днем спят звезды, а ночами играют облачка, там одновременно можно увидеть веселое лето и плаксивую осень, завьюженную зиму и вечно молодую весну. Пузыри очень любят прилетать к нам на землю и играть с ребятами.

Воспитатель: Ребята, а вы очень любите сказки? А я люблю их рассказывать. Хотите, я помогу сегодня попасть в одну чудесную сказку, где вы сможете превратиться в добрых волшебников и своими руками сотворить чудо.

II. Основная часть:

Воспитатель: Итак, слушайте. «В некотором царстве, в некотором государстве, в одном сказочном королевстве жили маленькие человечки – пузырьки. Эти человечки были очень добрыми, они совершали добрые и хорошие поступки – исполняли желания, помогали в различных хлопотах и делах, веселили и радовали, отвлекали от злых и неприятных историй, играл с детьми и животными. Еще они могли непогоду обратить в погожий денёк, примирить ссорящихся, напоить в засуху, устроить праздник, когда всем грустно, успокоить и развеселить плачущего ребёнка, вылечить больного, подарить небу радугу. Всё! И даже больше! Потому что они были волшебными!

Читайте также:  Итоговая беседа по теме Спортивная Олимпиада с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Но вот в один страшный день, на пузырьков напал злой великан, и съел всех пузырьков. Но в этой стране была добрая фея. Фея взмахнула своей волшебной палочкой, и превратила великана в тысячу мыльных пузырей. Даже сейчас фея может взмахнуть палочкой и по всей земле полетят мыльные пузыри. Которые веселят и радуют взрослых и детей»

Воспитатель: А вы любите мыльные пузыри?

Воспитатель: А хотите побыть сегодня в роли волшебников, и научится делать мыльные пузыри?

Воспитатель: Давайте сейчас вспомним, как пускают мыльные пузыри.

Упражнение на развитие дыхания

– Делаем глубокий вдох через нос, и медленно выдуваем пузыри, стараемся дуть как можно дольше, чтобы получились большие пузыри (дети дуют)

Воспитатель: Ой, слышите, а это Фея манит нас в свою сказку, обещая чудо (звучит музыка).

А для того, чтобы совершить чудо, она нам прислала вот такой замечательный набор из различных трубочек и других приспособлений. С их помощью можно творить волшебство, и даже стать волшебниками.

Воспитатель: Для начала, я предлагаю сейчас, взять стаканчик с водой и подуть в трубочку. Что же мы с вами сейчас наблюдаем?

Воспитатель: А почему пузыри, которые получаются, тут же лопаются?

Воспитатель: Значит, для пузырей очень важно, чтобы они не лопались и держались дольше. Для этого надо добавить в воду особый мылящийся раствор и тогда мы с вами сможем поиграть с пузырями.

Воспитатель добавляет в стаканчик с водой этот раствор.

Воспитатель: мыльный раствор у нас есть, теперь можно и поиграть

В стаканчик наберу

– Пускать из мыльной пены

Я буду пузыри.

Сейчас возьму я в рот,

Воды в нее втяну я,

Потом слегка подую

В соломинку – и вот,

Сияя гладкой пленкой,

Выходит нежный, тонкий,

Раскрашенный пузырь.

Затем предлагает подуть в соломинку и другим детям.

Воспитатель: Давайте теперь поиграем в другую игру.

Опыт 2. «Буря из пузырей»

• Сначала нальём немного мыльного раствора в контейнер. (Предлагается кому – ни будь помочь в этом.)

• Затем опустим в контейнер решето так, чтобы оно полностью погрузилось в раствор.

• Ну, а потом вытащим решето изводы и подуем на него. А теперь проделаем тоже самое вот с этими приспособлением (палочка с кольцом) (выбираем 2 других детей).

Старайтесь подуть сильнее.

Вылетают пузыри и лопаются.

Он, воздухом надутый,

По воздуху плывет,

Но и одной минуты

На свете не живет.

Он лопнул навсегда,

Растаял без следа.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает и рассуждает:

-что такое мыльный пузырь? (это воздух, заточенный в тонкую мыльную

– что получается, когда дуешь в решето? (вылетает несколько пузырей или один большой);

-что получается, когда дуешь в другое приспособление? (вылетает 1 пузырь);

-какие мыльные пузыри (воздушные, красивые, разноцветные, прозрачные);

-почему увеличиваются в размере пузыри? (Туда проник воздух);

-откуда взялся воздух? (Я его выдохнула из себя);

-почему пузыри маленькие и большие? (Разное количество воздуха).

Воспитатель: Ребята, а хотите узнать, что происходит, когда дуешь в двойную трубку?

Воспитатель: А теперь давайте не много отдохнём.

Физкультминутка «Мыльные пузыри»

Мы надуем все пузырь – (дети дуют на ладони, сложенные вместе)

Мыльный и воздушный – (разъединяют ладони, держа кончики пальцев

В небо быстро он взлетит – (поднимают руки вверх)

И разгонит тучки – (машут руками из стороны в сторону)

Побежим мы по дорожке, захотим его догнать – (бег на месте)

Но пузырь летит так быстро – (покружиться на месте)

И его нам не поймать – (разводят руки в стороны).

Опыт 3. «Ты всё увидишь дважды»

Воспитатель предлагает очередному ребёнку взять двойную трубочку, окунуть оба конца в раствор и подуть в верхнюю часть.

Воспитатель: что же, ребята, происходит?

Воспитатель: а почему?

Дети пытаются сделать предположения.

Воспитатель: воздух выходит из 2 трубочек и формирует сразу 2 или несколько пузырей, смотря, как подуешь.

Опыт 4. «Маленькое джакузи»

Воспитатель: Мыльные пузыри имеют шарообразную форму. А что же произойдёт, если они дотронутся до мокрой поверхности?

Дети делают свои предположения.

Воспитатель: А давайте проверим, ваши предположения?

Перельём наш раствор в маленький контейнер и закроем его крышечкой;

Теперь вставим трубочку и подуем в неё.

– Что же произошло?

Воспитатель: Значит, стоит дотронуться пузырям до мокрой поверхности, они принимают форму купола.

– А вот ещё ребята одна интересная игра.

Опыт 5. «Необыкновенные формы»

Давайте, сначала нальем мыльный раствор в наш маленький контейнер и погрузим в него формочку (приглашается кто ни будь из детей).

Теперь медленно покрутим её в растворе.

Вытащим формочку и посмотрим на необычный слой жидкости, образовавшейся по краям.

Воспитатель: Ребята, какой он формы?

Воспитатель: – Давайте попробуем проткнуть трубочкой эту плёночку. Что произошло с ней?

Воспитатель предлагает опять окунуть формочку в мыльный раствор, а затем

окунём и трубочку в раствор и попробуем аккуратно проткнуть ей этот слой.

Воспитатель: Что же теперь ребята произошло? Образовавшаяся плёночка лопнула в этот раз?

III. Рефлексивный этап

Игра «Хорошо – плохо»

Воспитатель: Ребята, скажите, так что же хорошего в пузырях?

Ответы детей (Они красивые, ими можно играть, они нас радуют).

Воспитатель: А, что плохого в пузырях?

Ответы детей (Они лопаются, могут попасть в глаза и защипать).

Воспитатель: Молодцы, все вы знаете!

Воспитатель: Вот и получилось у нас с вами настоящее волшебство, настоящее чудо.

– Что для вас было самым трудным?

Дети делятся своими впечатлениями.

Конспект совместной деятельности «Сказочное превращения мыльных пузырей» КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования «Сказочное превращения мыльных.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект ОД по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Носы нужны не для красы» Носы нужны не для красы».Задачи: -формировать у детей представления о работе носа; познакомить с функциями носа; дать представление о важности.

Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Волшебница водица» Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). 2. Уточнить значение её для всего живого. 3. Познакомить.

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Лёд — вода» Программное содержание: Цели: развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете, формирование действия.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «В королевстве мыльных пузырей» Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе: «В королевстве мыльных пузырей» Цель: Создание для детей условия.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержения вулкана» открытое занятие “извержение вулкана” 07 декабря 2017 Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержение вулкана».

Лэпбук по исследовательской работе на тему: «Волшебство больших мыльных пузырей» Лэпбук по исследовательской работе на тему: «Секреты больших мыльных пузырей» Дидактическое пособие лэпбук на тему «Секреты больших мыльных.

Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Методическая разработка открытого мероприятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха».

Перспективное планирование по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Живая природа № Объект Название опыта Цель.

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Путешествие с Капелькой»

Юлия Култашёва
Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Путешествие с Капелькой»

Конспект

открытого занятия по экспериментально – исследовательской деятельности

Тема: «Путешествие с Капелькой»

Култашёва Юлия Александровна

п. Оленино, 2018г.

Программное содержание. Познакомить детей со свойствами воды (вода – это жидкость, она имеет вес, безвкусна, прозрачная). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни: для кого она нужна и для чего она нужна. Побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на неё. Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение, делать простые выводы.

Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой; любознательность, мышление, речь, зрительное и слуховое восприятие; формировать двигательные навыки. Воспитывать бережное отношение к воде.

Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, тяжелая, безвкусная, прозрачная.

Предварительная работа: Серия игр – экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.

Чтение художественной литературы (К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», А. Барто «Девочка –чумазая», Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»).

Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде.

Сюжетные игры «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы».

Методы и приёмы: игровой (приход игрового персонажа, наглядный (Презентация «Вода», практический (опыты, словесный (вопросы, краткая беседа, художественное слово)

Материал. Капелька – игрушка, колокольчик, проектор, стаканчики по 2 на каждого ребенка, кипяченная вода, стакан с подкрашенной водой, кружки с кипяченой водой по количеству детей, салфетки, большая салфетка, стакан, ведерко, ложечка, бутылка с водой, тарелочки.

Ход занятия.

В.: «Колокольчики звенят,

Пригласить они хотят,

Где ребятам интересно?

Ну а там где неизвестно!»

В. А вы, ребята, хотите узнать куда сегодня нас колокольчики приглашают? (Да)

В.: А приглашают они вас в путешествие. А вот куда, вы сейчас узнаете. Закройте глаза и прислушайтесь.

(Звучит аудиозапись «Журчания ручейка».)

В.: Да, действительно, мы услышали, как плещется вода. Это журчит ручей и сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды. Но, чтобы мы не заблудились, я пригласила Капельку тоже попутешествовать вместе с нами.

«Кап – кап капелька – дождевая сабелька

Ты скорее выходи,

Нас в дороге проводи»

В.: Кажется я её слышу!

«Закройте быстро глазки,

Попадаем в чудо-сказку.»

(Дети закрывают глаза. Звучит запись воды. Появляется Капелька)

В.: А вот и Капелька. Давайте с ней поздороваемся. Эта Капелька много видела, много интересного знает о воде.

«Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране…»

В. Как вы думаете откуда взялась наша Капелька? (Ответы детей). Давайте посмотрим откуда она к нам пришла.

(Дети смотрят презентацию «Вода»)

В. Капелька – это маленькая частичка воды. Скажите, для чего нам нужна вода? (Ответы детей)А кому нужна вода? (Ответы детей)

В. Правильно ребята. Молодцы. Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Вода – это реки, озёра, моря. А еще, вода необходима всем, кто живет на нашей планете Земля. Она как волшебница умеет превращаться в росу, лёд, снег, а может политься дождиком.

В. Капелька хочет с нами поиграть. Встаньте на ноги.

Беленькое облако (Округленные руки перед собой)

Поднялось над крышей (Поднять руки над головой)

Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть). (2 раза)

В. Понравилась вам играть с Капелькой? (Да)

В. Капелька приготовила для вас сюрприз.

(Дети проходят к столам, на которых стоят стаканчики с водой)

В. Давайте выясним, что же такое вода?

В (Воспитатель переливает воду из бутылки ведерко, из ведерка в кружку, из кружки в стакан) .Посмотрите, что я делаю с водой? (Переливаю) Правильно, воду можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в кружку. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Вода течёт. Давайте попробуем перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду). Вот мы с вами и выяснили что вода – это жидкость. (Индивидуальные и хоровые повторения)

В – А сейчас возьмите в одну руку пустой стакан, а в другую руку стакан с водой. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей). – Правильно, он тяжёлый, а пустой стакан лёгкий. Вода имеет вес, она тяжёлая.

В – А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Горькая? Солёная? Сладкая? (Ответы детей).

В – Вода не имеет вкуса, она безвкусная.

В. Ребята, вы любите играть в прятки? А сейчас Капелька хочет поиграть с вами в прятки. Давайте попробуем спрятать в воде ложку. Вот у меня два стакана с водой. Попробуйте найти куда я спрячу ложечку. (С начало ложку опустить в чистую воду, затем в подкрашенную) Почему вы первый раз быстро увидели ложечку? (Потому, что вода чистая)

В. Да, в первом стакане вода была чистая, прозрачная. Вода прозрачная.

В. Капельке очень понравилось наше путешествие. Вы сегодня были как настоящие ученые, делали опыты, но вы наверное устали, давайте немножко отдохнем и поиграем в игру «Капелька и тучка»

Игра «Капелька и тучка»

«Раз, два, три,четыре, пять

Больше нету здесь детей,

Превратились в капельки поскорей

В.: Пришла весна, засветило ярко солнышко, запели птички, вдруг набежала тучка и пошел дождик. Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками (взявшись за руки парами образуют ручейки). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились одной цепочкой). Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла -текла речка и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали- плавали в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме тучке.

В. Нашей Капельке тоже пора возвращаться к своей маме – тучки, ей очень понравилось с нами путешествовать. Капелька обещает еще к нам прийти и приготовит для нас новые сюрпризы. Давайте скажем Капельке до свидания.

Нас позвать они хотят,

«Возвращайтесь в детский сад,

Игры заждались ребят!»

В. Ну вот и закончилось наше путешествие. Ребята, с кем мы сегодня путешествовали? Что мы узнали о воде?

(Вода – это жидкость, она безвкусна, прозрачная, имеет вес – тяжелая)

В.: Ребята, как вы думаете, воду надо беречь? (Да)

В.: А как мы с вами можем беречь воду? (Закрывать кран)

В.: Ну, что ж молодцы ребята, вы теперь многое знаете о воде и я думаю будете беречь воду и дома и в детском саду.

Элементы экспериментально-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда 1.(слайд 1)Цель работы логопеда : красивая, правильная речь всех детей нашего детского сада, а не только детей с речевыми нарушениями.

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Прогулка к морю» Цель: создать условия для формирования познавательной активности детей в процессе эксперементирования с разным материалом. Задачи: • Развивать.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Путешествие с Капелькой» Цель: познакомить детей с водой, ее свойствами, сформировать умения и навыки по использованию воды, закрепить представления, что вода смачивает.

Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе. Цель: Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

Конспект занятия по коммуникативной деятельности в подготовительной группе «Путешествие с капелькой воды» Цель: учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным; замещать при отборе требуемого количества предметов (без использования.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана» для детей 4–5 лет Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Извержение вулкана» Для детей 4-5 лет Подготовила: Шарапова.

Читайте также:  Конспект занятия: Автоматизация звука (Л) на материале лексической темы 'Птицы'

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана» для детей 5–7 лет Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Извержение вулкана» Для детей 5-7 лет Подготовила: Шарапова.

Конспект занятия по экспериментально исследовательской деятельности «Свойства воды» Цель. Познакомить детей со свойствами воды Задачи: 1. Учить детей проводить несложные опыты, и делать выводы по проведенным опытам 2. Развивать.

Перспективное планирование по экспериментально-исследовательской деятельности № Тема Программное содержание Материалы, оборудование Дата Сентябрь 1 «Удивительный песок» Познакомить со свойствами и качествами песка,.

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница — вода» Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «волшебница — вода» Воспитатель Панкратова Н. В Задачи: Образовательные:.

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительные свойства магнита»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_otkrytogo_zanyatiyapo_opytno-issledovatelskoy_eksperimentalnoy_deyatelnostitema.udivitelnye_svoystva_magnita.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности

во 2 подготовительной группе

Тема: «Удивительные свойства магнита»

Воспитатель: Лаптева Н. Л.

Г. Зеленогорск 2018г.

Конспект открытого занятия

по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности

во 2 подготовительной группе

Тема: «Удивительные свойства магнита»

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.

Образовательные: закрепить у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»; познакомить об использовании магнита человеком.

Развивающие: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.

Оборудование и материалы: магниты разной величины (на каждого ребенка), металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы, стаканы с водой, автомобильные трассы нарисованные на картоне формата А 4, тарелки одноразовые, мяч.

Предварительная работа: беседа о научно-исследовательских институтах (чем занимаются, кто работает…).

Ход опытно-исследовательской экспериментальной деятельности:

(Дети заходят в лабораторию, где уже находятся педагоги д/с, здороваются)

– Ребята, мы с вами пришли кто знает куда? (В лабораторию). Это научные сотрудники данной лаборатории, а вы хотите не на долго стать младшими сотрудниками?

Давайте узнаем над какой темой работают сотрудники, присоединимся к ним!

Один из педагогов скажет: (Ел. М.)

– Ребята, вчера поздно вечером к нам в лабораторию привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать, что же это за предмет?

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним.

– Правильно, магнит! Спасибо Е. М.!

Воспитатель достает из коробки магнит и показывает

Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.

– А кто знает, что такое магнит?

(Это камень, который притягивает к себе железные предметы…)

– А вы знаете, почему этот камень так называют?

– Тогда я предлагаю вам послушать одну старинную легенду о необычном камне…

(Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле)

В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой – притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был – возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает. Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.

– Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?

– Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?

(Снял доспехи, сделанные из металла, железа…)

– Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я предлагаю вам провести несколько опытов.

– Ребята, что вы видите на столах?

(Магниты, металлические скрепки, монеты, гвоздики, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткани…)

– На столах, находятся предметы из разных материалов. Давайте проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.

– Старшие научные сотрудники выполнили эту работу по разделению материалов. Но они не учли того, что один сотрудник пришёл со своим маленьким сыном и тот поиграл за столами, перемешав все предметы. Ребята, давайте выполним эту работу заново.

– Что нам понадобится для этого?

– Как мы это сможем сделать?

(Возьмём магнит и с помощью него разделим предметы на две группы: в первой группе будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе – предметы, которые не притягиваются.)

– Приступим. Ребята, те предметы, которые притягивает магнит, вы положите на белую тарелочку, а те которые не притягивает – на жёлтую.

Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам

– Назовите, какие предметы притянул магнит.

(Скрепки, монеты, гвоздики…)

– Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?

(Из металла, железа)

– Они какие? (Металлические)

– А какие предметы не притянул магнит?

(Счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки…)

– Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?

(Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)

Работа над словарём (пластиковые, тканевые, бумажные… )

– Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики…?

(Потому что они металлические, железные)

– Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

– Давайте при помощи карточек зафиксируем вывод.

На доске дети выставляют карточки. А старшие научные сотрудники фиксируют результаты в тетради.

– Запомните, ребята, свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.

– Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, стекло, воду?

– Хорошо. Давайте проверим.

– А как мы можем проверить?

– Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку, скрепку) с помощью магнита через преграду – картон.

Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку

– Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.

(Скрепка двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.)

– Отчего так происходит?

(Магнит действует на металлическую скрепку через преграду – картон…)

– Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Магнитная сила действует через преграду – картон.

Вывод фиксируется карточками на доске.

– Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду – картон, действует ли он через другие преграды, например – стекло, воду и другие препятствия?

Перед вами загрязнённый пруд (стаканы с водой, на дне которых, металлические предметы). Наша задача – очистить этот пруд от мусора с помощью магнита.

– Как мы это сможем сделать?

(Взять магнит и опустить его в воду.)

– Что же мы видим?

(Предметы притягиваются через воду…)

– Вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили пруд!

– Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнитная сила действует через преграду – воду.

Вывод фиксируется карточками на доске.

– Ну, что пора немного отдохнуть, и я приглашаю вас поиграть в игру «Притянет – не притянет».

Воспитатель приглашает детей на ковер

Игра с мячом «Притянет – не притянет»

(Мяч – это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии – ловят или не ловят мяч).

Итог опытно-экспериментальной деятельности

– На этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним:

– С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? (Магнитом)

– Какие предметы притягивает магнит? (Металлические)

– Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)

– Какие свойства магнита вы запомнили?

(Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду…).

– Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?

(Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами…)

Старший научный сотрудник Е. М. благодарит ребят за работу и говорит:

– Все хорошо, но есть еще одна проблема – не можем разобраться – и показывает фокус со скрепками.

– Как скрепки, которые не являются магнитом – магнитятся.

Ответ на этот вопрос вы подготовите к следующему разу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей. .

Сформировать представления детей о свойствах воздуха и способе его обнаружения; подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и облада.

Удивительное свойства воды.

Цель: обобщить и расширить знания детей о свойствах воды. Задачи. 1. Образовательные:Учить на практике выявлять физические качества воды и льда. Формировать познавательные интерес.

Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды.

Материал для воспитателей подготовительной группы детского сада.

Конспект по экологии с элементами познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»Цель: систематизировать знания дете.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие на остров»

Климина Юлия
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие на остров»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №42 «Пингвиненок»

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе А «Путешествие на остров»

Подготовила:

, Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.

• Уточнить и закрепить представления о свойствах твёрдых веществ (дерево, металл, бумага, пластмасса, ткань, резина)

• Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.

• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы и фиксировать их на бумаге.

• Продолжать учить детей использовать в своей работе схемы, алгоритмы.

• Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.

• Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.

• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

• Учить выдвигать гипотезы.

• Создавать условия для выявления и проверки своих гипотез.

• Вызвать радость от открытий, полученных от опытов.

• Воспитывать, желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.

• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.

• Создать у детей радостное настроение.

• Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.

• Пополнить словарный запас детей за счет слов: материал, свойства, исследование, карточки схемы, подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи, уточнить значение слова эксперимент.

Материал и оборудование для опытов:

Бутылка с запиской алгоритмом; поднос, тазик с водой, различные материалы: дерево, металл, бумага, пластмасса, поролон); сундук с различными материалами: ткань, бумага, резина, металл, дерево, пластмасса; сундук с монетами, записка со схемой алгоритмом.

На каждого ребёнка: поднос, пипетка, магнит, ложечка, ножницы, фломастер, камень, стакан с водой, образцы различных материалов: ткань, бумага, резина, металл, дерево, пластмасса, белый халат, карта – схема.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: Ребята, я хочу вам сегодня предложить отправиться на прогулку к морю, посмотреть, как оно встречает новый день, хотите? Тогда закрывайте глазки и мы отправляемся.

(включается фонограмма «шум моря», на экране появляется изображение моря)

Посмотрите, вот мы и на месте. Скажите, какое море? (ответы детей)

(слайд: бутылка,вынесенная волной)

Ой, ребята, что это? (обращает внимание на бутылку, которую вынесло морем) В бутылке, какая то записка, как вы думаете, что это может быть? Разворачивает листок, на нём изображена схема.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что нам хотели этим сказать? (предположения детей) Вы правильно догадалась, нас просят о помощи, жители одного далёкого острова. Хотите помочь? Но, как же мы туда доберёмся? (Дети высказывают предположения). Если среди ответов детей появляется высказывание о том, что можно изготовить лодку, то воспитатель развивает эту идею. Дети, подскажите, пожалуйста, как и из чего можно сделать лодку.

• Какими свойствами должна обладать лодка?

(Держаться на воде и не тонуть)

• Какие материалы отвечают этим требованиям, из чего мы можем построить лодку?

(Из железа; из пластмассы; из картона, он прочнее бумаги; можно попробовать поролон.)

• Как узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства лодки?

Дети выдвигают предложения о способах проверки этих материалов.

Воспитатель уточняет цели деятельности детей и подводит их к планированию эксперимента: «Что мы будем делать и для чего?», «Что нам для этого потребуется?»

Дети подходят к столу, на котором находятся предметы из дерева, пластмассы, металла, картона, поролона и тазик с водой, проводят эксперимент.

в ходе работы воспитатель организует диалог детей с целью осмысления их действий и прогнозирования результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить?» (Я взял железо, дерево и т. д., чтобы проверить, тонет оно или нет.)

Индивидуальная работа с детьми по формулировке выводов:

• Какие выводы ты сделал?

• А как это получилось?

• Из чего бы ты посоветовала сделать лодку?

Примерные выводы детей:

• Я бы сделал лодку из дерева — у меня деревяшка не утонула.

• А у меня пластмассовый кубик не утонул: наверное, можно и из нее построить.

• Железка сразу пошла ко дну, значит, не подходит.

• А поролон сильно намокает — это плохо.

• Нам лучше строить лодку из дерева или пластмассы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь деревянных предметов, они нам должны пригодится для постройки лодки. (Дети строят лодку из стульев и большого деревянного строительного материала.) Ну, а чтобы мы стали настоящими моряками, я предлагаю надеть бескозырки. Готовы? Тогда в путь!

(звучит шум моря, крик чаек) (слайд: море)

Воспитатель: Вот оно какое море!

С небом обнимается,

(слайд: остров)

Воспитатель берёт подзорную трубу и смотрит вдаль.

Воспитатель: Кажется, я вижу землю, мы совсем близко.

(Звучит музыка папуасов)

Воспитатель: Ну, вот мы и на острове.

Воспитатель: Это что?

Дети: сундук, который был нарисован на схеме.

(Воспитатель берёт сундук и открывает его). Посмотрите, в этом сундуке находятся различные материалы. Перечислите какие. Как вы думаете, какую помощь хотели попросить туземцы? (предположения детей) Я тоже думаю, что они просто не знают, что это такое, и просят нас объяснить. А для того чтобы жителей острова познакомить с этими материалами, нам необходимо определить их свойства. Как это можно сделать? (Провести опыты с ними).

Воспитатель: В сундуке находятся различные материалы, каждый пусть выберет себе по одному.

Петя, что ты выбрал для исследования? Полина, а ты что взяла? Я предлагаю вам стать исследователями, и пройти, в нашу передвижную лабораторию. Как называют, людей работающих в лаборатории? Во что они одеты? Ребята, обратите внимание, что на разных столах находится разный материал для исследования. Вам нужно найти своё место в соответствии с тем материалом, который вы выбрали. (Дети расходятся по своим рабочим местам). Я предлагаю вам надеть халаты.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание у каждого на столе есть карточки-схемы. Напомните, пожалуйста, что они обозначают. (Дети совместно с воспитателем комментируют каждый символ)

Воспитатель: Для того, чтобы вы всё запомнили и могли рассказать о своём материале, я предлагаю вам зарисовать результаты ваших открытий в этих карточках. Приступайте, пожалуйста, к опытам.

(звучит спокойная, тихая музыка и шум моря)

(Проведение самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности воспитанниками).

Воспитатель Мы работу завершили,

Всё на место положили!

Мы друг другу не мешали,

И друг другу помогали!

Воспитатель: После того, как вы хорошо поработали, я предлагаю немного размяться.

Поиграем в игру «Веселые человечки. Если человечки крепко держатся друг с другом, то вещество какое? Дети: твердое вещество.

Воспитатель: например? Дети перечисляют (кирпич, камень, дерево). В жидкостях стоят рядом, но не держатся друг за друга (молоко, компот, вода, а воздух они разбегаются друг от друга и двигаются. Я начну называть слова, а вы покажете, как будут вести себя эти веселые человечки. (Камень, молоко, кислород, дерево, вода, металл, компот, воздух и т. д)

Воспитатель: Ребята, вы немного отдохнули, а сейчас подойдите, пожалуйста, ко мне и присаживайтесь по кругу на тёпленький песочек. Давайте расскажем о проделанной вами работе. Воспитатель обращается к ребенку с вопросом: Какой материал ты исследовал? Расскажи, какие данные ты получил, опираясь на свои схемы (каждый ребёнок рассказывает о свойствах материала, который исследовал).

Ребята, у нас получились вот такие зарисовки о свойствах природных материалов. Для чего мы это делали? (ответы детей) Скажите, а что можно придумать, чтобы наши листочки не разлетелись по одному, ведь они важны для туземцев. (предположения детей)

Воспитатель: Давайте ребята, сделаем книгу, чтобы её было удобно хранить. (скрепляем степлером листы, изготавливая книгу)

Воспитатель: А теперь мы подарим эту книгу жителям острова, что бы они научились использовать эти материалы в своей жизни. Для этого мы положим её в сундук. (дети кладут книгу в сундук, и закрывают его). Ой, ребята, посмотрите, здесь ещё одна корзина, в ней золотые монетки и какая то записка

(Слайд со схемой)

(дети стараются расшифровать послание) Это вас благодарят жители этого острова, за помощь (угощает детей).

Воспитатель: А нам пора назад в детский сад. До свидания остров. Садитесь в лодку, нам пора отправляться в обратную дорогу.

(звучит шум моря, слайд: море)

Мы опять плывём по морю

И резвимся на просторе.

И дельфинов догоняй.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, вот мы и на месте. Скажите, для чего мы делали книгу? Какую информацию мы приготовили для жителей острова? Испытывали ли вы трудности в работе? Как вы с ними справились? Понравилось ли вам путешествие? Как вы считаете, справились ли мы с заданием?

Желаю вам ребята, продолжать исследовать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «В гости к Архимеду» Цель: Развивать познавательно – исследовательскую активность детей в игровой ситуации. Задачи: – Создать условия для получения знаний по.

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Путешествие с Капелькой» Конспект открытого занятия по экспериментально – исследовательской деятельности Тема: «Путешествие с Капелькой» Разработала.

Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Чем мы дышим?» Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения. 2. Дать детям элементарные представления.

Конспект занятия по математике «Путешествие на остров знаний» в подготовительной группе Занятие по математике «Путешествие на остров знаний». Подготовительная группа Автор: Ломаш Светлана Владиславовна. Занятие по математике.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебница вода» Конспект открытого занятия НОД по экспериментально – исследовательской деятельности (ФЦКМ) во второй младшей группе на тему «Волшебница.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Эволюция одежды» Цель: Развитие детского дизайна в процессе познавательной деятельности по формированию представлений об эволюции одежды Задачи: • познакомить.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Цветик-Семицветик». Старший возраст Конспект занятий по эксперементально-иследовательской деятельности «Цветик -Семицветик Черкасова Екатерина Евгеньевна Конспект занятий по.

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности

1. Возраст детей: подготовительная группа.

2. Форма: экспериментально-исследовательская.

3. Проблема: «Продукты можно не только есть».

4. Игровая мотивация: «Разгадать загадки и тайнопись капитана».

5. Цель: продолжать развивать познавательную активность детей через создание проблемных ситуаций.

1. Создавать условия для практических и умственных действий в процессе экспериментирования.

2. Продолжать знакомить детей со свойствами растительных продуктов.

3. Расширять словарный запас: тайнопись, кристаллы, раствор.

4. Развивать познавательный интерес и умение делать выводы.

5. Формировать опыт выполнения правил безопасности при проведении экспериментов.

1. Для капитана: одежда; сундук; 1 мешок – варёная свёкла, лук, варёная луковая шелуха в банке, детали костюма Деда Мороза; 2 мешок – сахар, яблоки, бананы; 3 мешок – лимон, йод, карта-схема: «Тайнопись», «Продуктовая краска».

2. Центр изо: подложки, ножницы, пласт. вилки и ножи, тарелки, влажные салфетки, детали костюма Д. Мороза, открытка, ёмкости для луковой шелухи, кисточки, контейнер для мусора

3. Центр кулинарии: печь; противень для печи; масло подсолнечное; ватные палочки; тарелка- менажница; доски разделочные; ножи, чайные ложки и вилки пластмассовые; ёмкость для подсолнечного масла; прихватка-рукавичка; шпажки для канопе; ёмкость под сахар.

4. Центр науки: глубокая прозрачная пиала; мерная чашка; пипетка; йод; на каждого ребёнка: маленькие мерные стаканчики, кисточки, листок. Фен для быстрого высыхания.

III. Предварительная работа.

1. Знакомство с глобусом.

2. Понимание и значение слов: материк, остров, страна; океан, море, река.

3. Местоположение материков и их климатические условия.

4. Население, национальности.

5. Жилища и бытовые условия.

6. Растительность, продукты питания.

*Приветствие: с помощью мимики, жестов, пантомимы.

*Игровое упражнение: «Путешествие корабля»

(Дети встают вокруг круглого стола, на котором в середине стоит глобус. Со словами стихотворения «Материки», дети передают клубок с кораблём по кругу, при этом оставляя нить от клубка у себя, в колечке из пальчиков.)

*Вос-ль: -Наш корабль совершил кругосветное путешествие вокруг Земного шара.

-Как называется наша планета? (Земля)

*Появляется персонаж «Капитан» с сундуком в руках:

-Я весёлый капитан, повидал я много стран, а вот в этой стороне не бывал.

Так куда же я попал?

*Вос-ль: –Капитан, наши дети тебе подскажут, где ты находишься.

-Дети, как называется наш материк, на котором мы живём?(Евразия. Ребёнок показывает на карте).

*Капитан:- А может вы и название реки знаете, которая протекает в вашем городе, по которой я к вам добрался? (Волга)

-Ребята, я много путешествовал, побывал во многих странах. Много узнал интересного о жизни других народов. В этом сундуке вещи, которые мне подарили в разных странах.

*Капитан достаёт 3 мешочка по очереди:

1 мешок – Это краска.

? – Какие краски вы знаете?(гуашь, акварельная).

У меня не акварельная, а растительная, т. е. из растений. (Показывает свёклу, лук и луковую шелуху).

Если не верите, то проверите. Попробуйте раскрасить что-либо моими красками, посмотрим, что получится (в центре лежит конверт: детали рукавичек, шапки, шубы Деда Мороза).

2 мешок -Сахар. Вы знаете, из чего добывают сахар? (Сахарная свёкла, сахарный тростник).А как?(Выжимают сок, вода испаряется, остаются кристаллы сахара). Что с ним можно сделать? (Ответы детей)

*Вос-ль:– Уважаемый, капитан, мы любим проводить опыты, у нас есть картотека опытов. Если Вы разрешите, мы приготовим для Вас сюрприз с использованием сахара.

3 мешок– Чистый лист (на котором заранее изображен рисунок с помощью лимона).

-Вы, что-нибудь видите на листе? На этом листе есть надпись, но её не видно. Вам знакомо слово «тайнопись»? Это слово состоит из двух слов: тайна и письмо. С помощью этого продукта (показывает лимон) я пишу тайные письма( которые могут прочесть только те, кто знает мою тайну письма.) Сегодня я поделюсь тайной с вами, эти карточки будут вам помощниками (картотека опытов).

*Вос-ль: Уважаемый капитан, в нашей группе существует центр экспериментирования, где мы проводим различные опыты. Но сегодня наша лаборатория расширяется, т. к. Вы привезли нам много интересного.

1. У нас будет работать художественная мастерская, а в ней художники. (Показываю пиктограмму с изображением свеклы, лука, кисти. Пиктограмму закрепляю на «центре» и отношу туда 1 мешок).

2. Кондитерская фабрика, на фабрике будут трудиться кондитеры. (Пиктограмма : «мешочек с сахаром» размещаю на центре и оставляю там 2 мешок)

3. Научная лаборатория, где будут работать учёные. (Пиктограмма: «Лимон, пузырёк йода»; отнести 3 мешок)

-Дети подумайте, где вы будите сегодня трудиться. Не расстраивайтесь, если вам не хватит рабочего места в каком-либо центре, пройдите в другой, а завтра вы поменяетесь рабочими местами.

Работа в центрах.

1. Центр искусства «художественная мастерская».

2. Центр науки «научная лаборатория».

3. Центр кулинарии «кондитерская фабрика».

Памятка ассистенту в центре искусства.

У Вас на столе материал для работы:

1. Карта-схема «Растительные краски».

2. Мешочек со свёклой, луком, луковой шелухой;

3. Конверт с деталями костюма Деда Мороза, плакат для открытки;

4. Тарелки, пласт. ножи и вилки (или одноразовые перчатки) – на каждого ребёнка;

5. Баночки под луковую шелуху, кисточки – на каждого ребёнка, пинцет;

6. Ножницы на каждого ребёнка;

7. Влажные салфетки, контейнер под мусора.

8. Краски акварельные, гуашь (для сравнения);

*Покажите детям краски (акварельную, гуашь), закрепите название.

*Рассмотрите, что находится в мешочке капитана. Краска – растительная

*Рассмотрите карту-схему «Растительные краски», разберите последовательность работы по схеме.

*Для подтверждения, что в банке луковая шелуха, предложите 1ребёнку достать пинцетом из баночки немного шелухи, положите на тарелку, сравните с сухой шел.

*?- Что можно разукрасить свёклой? (ответы детей)

* Напомните, что наступил Новый год. Предложите детям подарить капитану открытку с Дедом Морозом.

*Достаньте из конверта детали костюма Д. Мороза, обратите внимание детей, что на обратной стороне деталей двухсторонний скотч для их закрепления на открытке.

*? – Что можно раскрасить свёклой? (рукавички, шапку, шубу);

? – Луковой шелухой? (мешок, посох).

*Предложите детям выбрать себе детали.

*Ещё раз можно обратиться к карте-схеме.

*Объясните последовательность работы:

– вырезать детали костюма Д. Мороза;

– свёклу порезать на кружки, взять на вилку и приступить к работе;

– воду с шелухи слить в баночку, работать кистью;

– дать деталям подсохнуть;

– снять защит. ленту со скотча на обратной стороне деталей;

– закрепить детали в правильной последовательности на открытке.

* По окончании работы задайте детям вопрос:

? -Что нового вы узнали?

Краски могут быть растительными.

Памятка ассистенту в центре кулинарии:

Перед работой в ц. кулинарии, т. е. с продуктами, напомните детям о необходимости мыть руки перед работой.

У Вас на столе материал для работы:

1. Карта-схема «Фрукты печёные»

2.Печь электрическая, противень, прихватка-рукавичка, фольга;

3. Масло подсолнечное в ёмкостях на каждого ребёнка, ватные палочки;

4. Чайные тарелки; пластмассовые чайные ложки, вилки, ножи на каждого ребёнка;

6. Шпажки для канопе;

7. Фрукты: яблоки, бананы;

*? –В чём растворяется сахар (в воде)?

* -Воды у нас нет. У нас на столе лежат только фрукты.

*? -Подумайте, можно ли растворить сахар без воды, но с помощью фруктов? (ответы детей)

? – В яблоке есть сок. Правильно ли я скажу, что сок-это тоже вода?(ответы детей)

*- Сегодня мы попробуем растворить сахар с помощью сока в тепле, т. е. в печке.

*Предложите детям запечь «яблоки с сахаром» в печке, а из бананов и части яблок приготовить канопе.

*Рассмотрите карту-схему «Фрукты печёные» .

*Выполните действия по схеме практически:

I. – Разрезать яблоки пополам;

– Половинки яблок смазать растительным маслом с помощью ватных палочек;

– Посыпать в серединку сахарный песок;

– Разложить яблоки на противень (можно завернуть в фольгу)и поставить в печь;

II.*Пока яблоки в печи, предложите детям очистить и порезать бананы;

– Оставшиеся яблоки порезать на квадратики;

– Вспомните, как нанизывается канопе (чередуется: банан-яблоко-банан);

– Разложите канопе на тарелке-менажнице, оставив место в середине для запечённых яблок;

*Аккуратно, с помощью прихватки (объясняя детям правила безопасности с горячими предметами), достаньте яблоки из печи; выложите на тарелку.

*Рассмотрите и обсудите.

?-Куда исчез сахар?

(сахар растворился в соке на яблоке, и в тепле, т. е. растаял)

*В середину яблока вставьте зубочистку, а на неё насадите дольку банана «парус», выложите на тарелку-менажницу.

*?- Что вы узнали нового?

Сахар растворился от тепла на яблоках с помощью сокапла.

Памятка ассистенту в центре науки.

У Вас на столе материал для работы:

1. Карта-схема «Тайнопись»;

2. Лист с «тайнописью».

3. Приготовленный раствор с йодом.

4. Листы белой бумаги, деревянные палочки (ручки);

5. Лимон, нож, пиала для сока, стаканчики для детей под сок;

6. Глубокая стеклянная миска;

7. Ёмкость с водой;

*Предложите детям рассмотреть лист с «тайнописью», убедитесь, что лист чист.

*- Хотите узнать, что изображено на листе?

*Опустите лист с «тайнописью» в заранее приготовленный раствор с йодом. Обсудите результат эксперимента: лист посинел, на листе стали видны белые буквы «тайнописи».

*?-Хотите сами написать «тайнопись»?

*Покажите карту-схему «Тайнопись». Предложите детям рассказать последовательность работы изображенную на схеме.

* – Для этого нам потребуются (показываете предмет и просите детей назвать его): лимон, чашка для лимонного сока, нож, палочка для написания, йод, пипетка, вода, глубокая емкость.

*Выполните действия по схеме практически:

I. – разрежьте лимон пополам;

– выжмите сок в чашку и разлейте по маленьким ёмкостям для детей;

– предложите «тайнопись» написать или нарисовать что-либо на листе;

– положите сушить, а тем временем:

II.-налейте воду в глуб. ёмкость;

– добавьте йод, размешайте, разлейте раствор по детским мискам;

– с помощью пинцета, опустите лист «тайнопись» в раствор с йодом;

– выньте лист и обсудите с детьми, ещё раз, что произошло (проявилась надпись из белых букв, а сам лист стал синего цвета).

*? – Что нового вы узнали?

-Есть «тайнопись», которую пишут соком лимона, с использованием раствора йода.

Итоговый сбор: Пригласить всех детей за круглый стол, выставить работы:

Мороза. Листы с «тайнописью». Фрукты запечённые.

?- Что нового вы узнали работая в художественной мастерской? (растительная краска)

?- Какую тайну вам рассказал капитан в центре науки? (можно писать соком лимона)

? – Какой сюрприз из сахара вы приготовили на кондитерской фабрике? (сахар растворился от тепла на яблоках с помощью сока, яблоки стали запечённые).

В-ль:– Спасибо, уважаемый капитан, за интересные тайны, с которыми ты нас познакомил. На память мы подарим тебе открытку с Д. Морозом, и запечённое яблочко. ДОСВИДАНИЯ!

Читайте также:  Конспект логопедического занятия в 1 классе - Дифференциация звуков (Л)-(Л')
Ссылка на основную публикацию