Конспект открытого занятия по автоматизации звука (р) в словах и чистоговорках

Конспект открытого занятия на автоматизацию звука [Р]

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Робиком».

  • закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
  • упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
  • закрепить зрительный образ буквы [Р].

  • развивать мимическую мускулатуру детей;
  • развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

  • формирование положительной установки на участие в занятии;
  • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

  • плоскостные фигурки робота Робика и Коли;
  • рисунок с изображением зонта;
  • карточки с изображением эмоций (робот);
  • звуковые дорожки;
  • таблица с буквами;
  • игра « Горная тропа» (игровое поле кубиком и фишками);
  • мольберт;
  • таблица – домик с изображением графических схем, показывающих место автоматизированного звука в слове;
  • карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова).

1. Организационный момент
Здравствуйте меня зовут Робик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. У меня появился друг Коля вместе с которым я познаю мир. Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. На мольберт вывешиваются картинки эмоций с роботом.

А сейчас я хочу научиться правильно говорить. В нашем языке много разных звуков,и мне очень хочется произносить их чётко и правильно. Я приглашаю и тебя в этот удивительный мир звуков.

Пальчиковая гимнастика «Робот»

К нам пришёл сегодня робот.(ритмично сжимать и разжимать кулачки).
Две руки, две ноги, голова на месте(стучат по столу кулачками, ногами по полу, повороты головой, руки на ушках)
В мире звуков поиграть хочет с нами вместе.(ритмично сжимать и разжимать кулачки, затем
складывают руки в замок, переплетая пальцы).

Сегодня мы повторим звук [ Р]. Как правильно образуется звук [ Р ]:

  • губы находятся в положении следующего гласного;
  • зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
  • кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
  • посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
  • под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;

  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  • голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Для того что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка.

«Двери открываются», «Блинчик», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Фокус», «Маляр», «Пулемётчик».

2. Изолированное произнесение звука «Р».

На моей планете мы роботы очень любим рисовать звуковые дорожки.
Проведи линию по дорожке не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р).

3. Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия.

«Найди букву».
Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].

4. Автоматизация звука в слогах.

Друзья решили отправиться в поход и стали собирать нужные вещи. Помоги Робику и Коле починить зонт на случай дождя.

«Почини зонтик». Соедини на рисунке буквы Р только с гласными буквами. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук [Р].
Рисунок зонтика.

5. Развитие фонематического слуха.

Игра « Поймай звук».

Робик и Коля хочет предложить тебе игру. Поймай звук.
Я буду называть картинки, а ты если услышишь звук [Р], возьми эту картинку в руки, или хлопни в ладоши.
На столе выкладываются 8-10 картинок.

6. Автоматизация звука «Р» в словах.

«Собери рюкзак для друзей».
С собой им надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [Р]. Назови их, не забудь правильно произносить звук [Р].
Карточки

7. Связная речь. Автоматизация звука в предложении.

«Увиденное в дороге».

Робик и Коля много увидели в дороге. Выбери картинку и составь с ней предложение. На мольберте выставлены картинки.

Физкультминутка «Робот»

Стоит робот на дороге, движения выполняются соответственно тексту
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.

8. Автоматизация звука «Р» в словах и чистоговорках.

В путешествии друзьям пришлось подняться на вершину высокой горы. Для этого им пришлось преодолеть «Горную тропу» помоги им справиться с заданием назови все картинки встречающиеся на пути.

Игроки подбрасывают кубик и определяют кто ходит первым. Первый игрок делает столько «шагов», сколько выпало точек на кубике. Попав на соответствующий кружок, он называет картинки над и под кружком и голосом выделяет звук [р] в названии предметов. Если в каждом слове есть звук [р], игрок может сделать ещё один – призовой ход. Если только в одном слове есть звук [р], игрок остаётся на том же кружке, где и был, а ход переходит к другому игроку. Если не в одном слове нет звука [р], он возвращается назад, на старт, и начинает игру заново.

Игра «Горная тропа».

Чистоговорки повторяют вместе два игрока на соответствующих картинках.

Старт
Ра-ра-ра- начинается игра ( на старте).
Ро- ро- ро мы поедем далеко ( картинка автобус и роза).
Ру-ру-ру вижу кенгуру (картинка кенгуру и рубашка).
Ры –ры ры – добрались до осы ( картинка оса, воробей).

Финиш
РА-ра-ра интересная игра ( на финише).

9. Определение место звука в слове.

В путешествии они познакомились с Карлсоном и подружились. Карлсон попросил друзей выполнить задание. Но оно для них оказалось тяжёлым. Помоги им пожалуйста справиться. Ребёнку показывают таблицу дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» – по 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребёнок должен разложить все картинки по своим «квартирам». Затем логопед просить назвать все картинки, в которых звук в начале слова; в середине слова; в конце слова. Назови, что изображено на карточках.

Карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор).

10. Развитие слухового внимания и памяти.

Вечером перед сном друзья решили учится сочинять стихи. Попробуй и ты. Доскажи слово и повтори предложение целиком. Детям предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко». На мольберт вывешивается картинка (подсказка).

Он высокий словно шкаф,
А зовут его . (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого…(верблюда)

Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув …(рот).

В сильный холод в январе
Ёжик спит в своей …(норе).

На крылечке у ворот
Замяукал рыжий…..(кот).

11. Домашнее задание: выучить стихотворение « Робот»

Нет руля и нету шин,
Но я – родственник машин.
Хоть с квадратной головой,
Я почти как вы, живой:
Я стою и я хожу
Кто захочет, с тем дружу.
Пусть немного твердолобый,
Но я очень добрый робот.

12. Подведение итогов.

Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил наших гостей. Наши гости тебе благодарны. Теперь следи за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Конспект логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, чистоговорках»

Михайлова Наталья
Конспект логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, чистоговорках»

Конспект логопедического занятия по теме:

«Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, чистоговорках».

Учитель-логопед: Михайлова Наталья

Цель: формировать практические умения и навыки пользоваться исправленной речью.

Задачи:

– формировать практические умения и навыки пользоваться исправленным звуком [Р];

-закреплять правильное произношение звука[Р] в словах, предложениях;

– закрепить навыки звукового анализа и синтеза;

– развивать умение осмысления связи между графической аналогией и реальным образом предмета или действия;

– развивать умение словотворчества, составлять рифмованные стихи по опорным словам, картинкам.

– развивать артикуляторную, тонкую и общую моторику, силу речевого выдоха;

-развивать фонематические слух и восприятие;

– развивать речевой слух, зрительное внимание, память;

-обогащение словарного запаса

-развивать мыслительные операции.

-воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение деятельностного метода и игровых приёмов.

Оборудование:игрушка собаки, зеркала, салфетки, карточки с артикуляционными упражнениями, «язычок» для демонстрации положения языка, схемы для характеристики звука [Р], магнитные доска и буквы, домики для звуков, предметные картинки-магниты, елка, счетные палочки, фишки, конверт с мнемотаблицами.

1 этап – мотивационно-целевой

-Сегодня я приглашаю вас поиграть, однако, мы будем играть не одни. Вы сейчас узнаете, с кем.

– Вам предстоит отгадать кто это.

Я, друзья, совсем не злая.

В дом чужой идет – залаю.

Нет! Обычная. (Собака)

-Молодцы правильно. Это – знакомая собака.

– Пес просит, чтобы вы придумали ей имя. Её имя начинается со звука Р.

-Дружок потерялся. Ему надо помочь пройти домой. Вот дорога домой. Она не простая, а с заданиями. Выполнил задание – проходи дальше. Идем?

– Тут нарисованы пальчики. Что это значит?- Гимнастика для пальчиков.

– Какую пальчиковую гимнастику вы можете предложить Дружку?

– Какой звук в имени Дружок я выделила голосом? ([Р]). Дружок ещё маленький и недавно научился произносить звук [Р], так же, как и вы. Давайте учиться вместе.

– Почему мы будем учиться его произносить? (Учимся правильно и красиво говорить звук [Р]).

Читайте также:  Домашнее задание по теме День защитника Отечества

2 этап – поисково-исследовательский

1. Артикуляционная гимнастика

-Следующее задание – А почему здесь нарисован язычок? (Нужно сделать зарядку для язычка).

– Правильно, а для чего нам надо делать гимнастику для язычка?

(Ребёнок – чтобы правильно поставить язычок, когда произносим звук [Р]).

– Совершенно верно, давай начнём зарядку. Проходим к столикам.

– Вот незадача, мне кажется, мы забыли взять что-то очень важное для этого? (зеркало, салфетки).

Упражнения сопровождаем с движением руки-«язычка».При выполнении упражнений показываются символы – карточки.

– Я буду рассказывать сказку, а вы будете делать гимнастику «Прогулка язычка»

«Сдуем снежинку» (с ладошки).

Выполнить 3-4 раза

2. Артикуляция и характеристика звука.

– Дружок очень любит свой звук [Р], но ничего не знает о нем. Как ей помочь? (Рассказать ей о звуке [Р]).Р – ?

Подходим к магнитной доске. Схемы.

– Когда мы произносим звук [Р] в каком положении находятся губы (полураскрыты).

– А где находится язычок и какую форму он принимает? (язычок принимает форму лопаточки и прижимается к бугоркам за верхними зубами).

-Петь можно? (нет). Встречает ветерок преграду? (да). Значит, звук [Р] какой? Согласный или гласный? (согласный).

– В каком он домике живет? (в синем).

– Колокольчик звенит или нет? (звенит).Значит, какой это звук? (звонкий).

– Дружок не знает, какой же буквой обозначается звук [Р]?

-А вы знаете (Дети находят из ряда букв букву Р, если не знают – показывает логопед).

Дети кладут букву в синий «домик».

– Дружок придумал, как из пальчиков сделать букву Р. Попробуем? Напишем букву в воздухе, на песке.

(Не садясь за стол)

3. Практический этап

1. Развитие фонематического слуха

(Не садясь за стол)

– Теперь Дружок знает все о звуке [Р] и знает букву Р.

– Идем по дорожке дальше.

– Хочет узнать, научились ли вы слышать звук [Р]?

– Сейчас она будет произносить различные слова, а ты,если услышишь Р – хлопай, если нет – топай. Схематично логопед рисует на доске «руку» и «ногу».

Слова: робот, мяч, лодка, дом, тетрадь, лампа, окно, сыр, вилка, рука, стол, жираф.

2. Закрепление звука в слогах

– Следующее задание на дорожке. Нарисованы машины.

– Дружок очень любит кататься на машине. Давай вместе с ним покатаемся.

Их потом нужно загнать в гараж.

3. Закрепление звука в словах

А) Игра «Чудесная зимняя поляна».

– Посмотрите, здесь фото елки. Нужно найти её в кабинете. (Фото елки).

На магнитной доске – елка с игрушками.

– Ребята, назовите слова, в названии которых есть звук [Р].

– Ребята, собачка предлагает выбрать игрушки, которые вам понравились.

Дети садятся за столы.

В) Игра «В каком слоге спряталась [Р]»

– Ребята, Дружок говорит, что вы не сможете определить место звука в словах. А я говорю – смогут. Правда?

– Ребята, Дружок говорит, что вы не сможете разделить слова на слоги. А я говорю – легко. Правда?

– Давайте ей еще покажем, что вы умеете определять, где спрятался звук[Р].

Дети определяют место звука в словах и делают слоговую схему из счетных палочек, определяют место Р (в 1, 2, 3 слоге).

4. Закрепление звука в предложениях, чистоговорках.

Игра «Сочинялки» (словотворчество)

– Ребята, Дружок очень любит играть в «сочинялки». Предлагает вам тоже «посочинять».

Логопед начинает чистоговорку, дети должны сочинить самостоятельно продолжение.

– Здорово вы сочиняете чистоговорки. А какой звук часто встречался в этих стихах? (звук [Р]).

Работа по мнемотаблицам.

– Ребята, на дорожке какой-то конверт. Посмотрим. Ничего не пойму. Что это за картинки? Вы знаете, что с ними делать? (По картинкам-мнемотаблицам рассказать чистоговорку).

Заяц ЕГОРКА свалился под горку.

Бегите под горку, спасайте Егорку.

4. Рефлексивно-оценочный этап

– Дружку нужно уже уходить домой. Ты поняла, какой звук сегодня ребята учились правильно произносить?

– Какая игра вам понравилась?

– Какое задание было для вас трудным?

– Сегодня у вас было хорошее произношение звука [Р].

– Вы правильно его произносили.

– Молодцы! Дружок надеется, что и в группе и дома вы не забудете правильно произносить его.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении звука [ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложениях Занятие проводится на материале лексической темы «Лето. Лес». Задачи: Коррекционно-образовательные: – Закреплять произношение звука [л’].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: – закреплять правильное произношение звука.

Конспект занятия “Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях, чистоговорках”.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Тема индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях, чистоговорках”. Цель: закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении звука [р] за логопедом, в самостоятельном произношении в словах, предложениях, чистоговорках.

Скачать:

ВложениеРазмер
avtomatizatsiya_r.docx14.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях, чистоговорках».

Цель: закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении звука [р] за логопедом, в самостоятельном произношении в словах, предложениях, чистоговорках.

  1. развивать фонематический слух, навыки звукового анализа;
  2. развивать артикуляционную моторику;
  3. развивать мелкую моторику и координацию движений;
  4. обучать правильному согласованию существительных с числительными.

Оборудование: индивидуальное зеркало; предметные картинки; карточки со слогами, словами;

Назови картинки (роза, ромашка). С какого звука начинаются эти названия цветов? Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях.

Артикуляционную гимнастику мы начинаем с упражнения «Улыбка», «Заборчик». У нас хорошее настроение и мы улыбаемся.

Давай вспомним, какие упражнения помогли тебе научиться правильно произносить звук [Р]. Выполнение упражнений перед зеркалом.

  1. Развитие фонематического слуха.

Сейчас я буду называть слоги, а ты должна хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [Р]: МА, РА, ПУ, РА, ЛО, РУ, ЛО, РО, ТЫ, ЛЫ, РЫ, БА, РУ, ПО. Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [Р]: рыба, губы, игра, радио, лампа, забор, ракета, ветер, лапа, рысь, кошка, норы, укол, дыра.

– Ты получишь карточку, если определишь, где находится звук [Р] в слове. Логопед показывает картинки с изображением предметов во множественном числе, ребенок называет слово и определяет место звука в слове. (У ребенка картинки с изображением предметов во множественном числе, у логопеда – в единственном).

Логопед: – Я сорвала одну ромашку.

Ребенок: – А я сорвала три ромашки.

Л: У меня есть радио.

Р: А у меня есть три радио.

Л: У меня есть красная рубашка.

Р: А у меня есть четыре красные рубашки.

Л: У моей бабушки одна корова.

Р: А у моей бабушки три коровы.

Л: Я съела одну грушу.

Р: А я съела четыре груши.

Л: У нас есть один самовар.

Р: А у нас есть три самовара.

Л: Мне подарили одну розу.

Р: А мне подарили пять роз.

Какой звук мы сегодня учились правильно говорить в словах? Произнеси этот звук правильно. В каких словах у нас сегодня встретился этот звук? Молодец!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация выполнена по методическому пособию Курдвановской Н.В., Ванюковой Л.С. “Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания”. Представлены односложные слова из зак.

Презентация рекомендована для автоматизации звука Щ в словах, словосочетаниях, повышению мотивации к логопедическим занятиям.

Конспект рассчитан на возраст детей 6-7 лет с нарушением произношения отдельных звуков. Выполнен с использованием авторской презентации “В гостях у робота Ромы”.

Цели:1) коррекционно-образовательные · Уточнять и совершенствовать движения органов речи, закреплять правильное произношение звука [ш] в словах, предло.

Задачи:1 Коррекционно-обучающие:- автоматизировать правильное произношение звука «С»;- учить точно и полно отвечать на вопросы;- формировать лексико-грамматический строй и связную речь (со.

Предлагаю в помощь учителям-логопедам интересное занятие по автоматизации звука Л у детей старшего дошкольного возраста. Занятие проводилось как итоговое.

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Конспект открытого занятия по автоматизации звука (р) в словах и чистоговорках

Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Тема занятия: Звук [Р].

Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Цели:

  • закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
  • автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
  • развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
  • уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.
  • формировать положительную установку на занятие;
  • развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • прививать интерес к занятиям.

Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.

1.Организационный этап.

– Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)

2. Сообщение темы.

– Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].

3. Артикуляционная гимнастика.

– Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.

«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».

4. Упражнение на дыхание «Фокус».

– А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».

– Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.

5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

– Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

– Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

– А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

– Что делает горлышко? (поёт)

– Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

6. Характеристика звука

– Теперь давай дадим характеристику этому звуку.

– Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

– Почему согласный? (так как нам – мешает «петь» язык).

– Звонкий или глухой звук? (звонкий)

– Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.

Упражнение «Заведем машину».

– У нашего Дракоши сломалась машина.

– Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).

– Сначала тихо; (р-р-р-р).

– Очень громко; (р-р-р-р).

– Молодец! Грузовик Дракоши завелся.

8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Упражнение: «Собери грузовик».

– Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)

– Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.

9. Развитие фонематического восприятия.

– Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).

10. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Игра «Повтори за мной».

– Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.

11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.

– Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).

– Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.

Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.

12. Автоматизация звука в словах.

– Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.

13.

Игра «Скажи наоборот».

– Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.

Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.

14. Связь звука с буквой.

– Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).

15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

– Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.

16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.

17. Итог занятия.

Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].

18. Оценка занятия.

Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!

Конспект индивидуального занятия на тему “Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, чистоговорках”

Сергеенкова Анна Викторовна

СОГБУ «Центр психолого-медико-социального-сопровождения детей и семей»

Конспект индивидуального занятия на тему «Автоматизации звука [р] в слогах, словах, чистоговорках»

Цель: Автоматизация звука [ Р] в слогах, словах, чистоговорках.

Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений.

Учить правильно произносить звук [Р] изолированно, в слогах и словах.

Научить выделять звук [Р] из ряда слов.

Формировать длительную целенаправленную воздушную струю.

Развитие фонематического слуха.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Развитие зрительного внимания, памяти и логической мышление.

Развитие артикуляционной гимнастики и мелкой моторики.

Формировать положительную мотивацию на занятии.

Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Зеркало, профиль артикуляции звука [Р], карта, грибок, камешки, карандаши цветные.

Уточнение артикуляционного уклада звука [Р].

Автоматизация изолированного звука [Р].

Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Автоматизация звука [Р] в чистоговорках.

Дифференциация буквы [Р] на письме.

Логопед:Здравствуй, Даша. Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук [Р] в слогах, словах, а также в чистоговорках. А в этом нам поможет волшебная карта. Посмотри, кто на ней есть?

Даша: Слон, собака, лисята с лисой, енот.

Логопед: Эти животные встретятся на твоём пути, а также они приготовили тебя много увлекательных заданий.

Логопед: Но что бы отправится в волшебный путь, нам нужно хорошо размять язычок. Давай сделаем такие упражнения как заборчик, чашечка, грибок, гармошка, лошадка, барабан. Все эти упражнения помогают завибрировать язычку.

Молодец, а теперь давай построим дорогу, для этого возьми камушки и клади по стрелочкам на нашей волшебной карте. Как достроишь дорогу, заводи наш волшебный автобус и поедем!

Уточнение артикуляционного уклада звука [Р].

Логопед: Посмотри, на пути нам встретился слон. Он просит тебя рассказать ему как ведут себя губы, зубы и язычок, когда мы произносим звук [Р].

Даша: Наши губы – приоткрыты,

Наши зубки – разомкнуты,

Кончик языка широкий, напряженный, поднят вверх, а под воздействием воздушной струи начинает вибрировать.

Логопед: Молодец, и с этим заданием отлично справилась, но не будем останавливаться и отправимся дальше.

Логопед: Вот наконец-то мы и добрались до собаки. Она нашла грибок, но на нём листочек.

Ребёнок делает вдох носом и выдает ртом. Дует на листочек.

– Молодец, отправляемся с тобой дальше.

Автоматизация изолированного звука [Р]

Логопед: Вот и добрались до лисят, но они потеряли свою маму, плачут, Давай с тобой поможем её найти, но для этого нужно порычать. Давай вместе им поможем.

6.Автоматизация звука [р] в слогах, словах

Логопед: Малыши – лисята добрались до своей мамы, и теперь они хотят поиграть с тобой.

Первое задание: я буду называть первый звук, а ты следом за мной произноси звук [р], хорошо!

А-р, у-р, о-р, е-р, ю-р, и-р, э-р, ы-р, я-р, е-р.

Логопед: Молодец, и с этим заданием ты справилась хорошо!

Второе задание: я буду произносить слово, где начального-первого звука нет, тебе надо добавить звук [р] и произнести всё слово целиком.

. ак . адио. учка. усский

. адуга. оза. ома. обот

. адость. .ыба. ысь. ынок

Логопед: И с этим заданием ты справилась на отлично!

7. Автоматизация звука [р] в чистоговорках.

Логопед:Справилась, а теперь давай отдохнем. А теперь возьми мячик и повторяй за мной:

Ар-ар-ар – улетает яркий шар.

Ор-ор-ор – подметаем двор.

Ур-ур-ур – покорми голодных кур.

Ир-ир-ир – Ира купит сыр.

Логопед: А теперь отдохнем:

Мы хлопаем в ладоши хлоп, хлоп.

Мы топаем ногами топ, топ.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем.

Мы низко приседаем и прямо мы встаем.

9.Дифференциация буквы [р] на письме.

Логопед: А теперь заводи мотор и отправимся дальше по волшебной карте.

Угадай, кто у нас на пути? Правильно, это енот, он просит тебя взять красный, синий, зеленый карандаш и ручку.

Твёрдые согласные буквы ты будешь обозначать синим карандашом, мягкие согласные – зеленым карандашом, гласные – красным карандашом, букву «Р» синей ручкой.

Р, л, о, м, н, г, о, л,р.

Ар, он, ур, ир, ок, ос.

Шар, зефир, двор, пожар.

Логопед: Молодец, отправимся дальше.

Логопед: Мы добрались, а что бы ворота открылись нужно выполнить еще одно задание. Тебе необходимо выложить камушки столько сколько я скажу, и произнести столько звука [р].

Молодец, ворота открылись, и жители спрашивают: «Где ты так задержалась, что ты делала в пути? Иди к ним, и всё по порядку расскажи!»

Конспект занятия по автоматизации звука Р

Упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах, и чистоговорках. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику. Развивать дикцию. Снимать мышечные зажимы, создавать благоприятный психологический настрой. Развивать слуховое внимание и восприятие, умение ориентироваться в пространстве, фонематический слух, навыки звукового и слогового анализа и синтеза. Пополнить словарь словами-названиями цирковых профессий: клоун, дрессировщик, акробат, силач, фокусник, жонглёр и др. Совершенствовать лексико-грамматические категории: образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Развивать логическое мышление посредством разгадывания загадок, составления картинки из частей, слов из букв, составлением чистоговорки из слов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по автоматизации звука Р»

Конспект открытого занятия

учителя-логопеда

Мущинкиной Ю. Ю.

Тема: «Мы идем сегодня в цирк».

Цель: автоматизация звука [ р] в словах и чистоговорках.

Задачи:

Упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах, и чистоговорках. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику. Развивать дикцию. Снимать мышечные зажимы, создавать благоприятный психологический настрой. Развивать слуховое внимание и восприятие, умение ориентироваться в пространстве, фонематический слух, навыки звукового и слогового анализа и синтеза. Пополнить словарь словами-названиями цирковых профессий: клоун, дрессировщик, акробат, силач, фокусник, жонглёр и др. Совершенствовать лексико-грамматические категории: образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Развивать логическое мышление посредством разгадывания загадок, составления картинки из частей, слов из букв, составлением чистоговорки из слов.

Оборудование: пуговицы, компьютерные программы («Трудные звуки», «Учимся говорить правильно», отрывок из видеоуроков «Весёлые пальчики»), презентация по теме занятия, 4 цветных листа и 4 игрушечных автомобиля, схема и картинки для характеристики звука, картинки с изображением артистов цирка, крупное изображение жонглёра, нарисованные мячи с буквами, игрушки хищных зверей, 12 картинок с тумбами, разрезная картинка с изображением клоуна, 4 раскраски, полоски тонкой бумаги для упр. «Фокус», цифры 2, 3, 4, 5.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Я хочу начать наше занятие с пожелания. Вот послушайте.

Говори всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говори,
И, конечно, не спеши!

Как мы будем говорить сегодня на занятии, а также всегда и везде?

Сядет тот, перед кем девочка, а теперь тот от кого справа мальчик, тот за кем девочка и, наконец, тот, от кого слева мальчик.

II. Прослушивание образца правильной речи

Послушайте стихотворение-загадку и попытайтесь отгадать, о чём идёт речь.

Это сказочный сверкающий шатёр.

Это кольцами играющий жонглёр,

Это пестрые летящие мячи,
Это гнущие подковы силачи.

Это лошади, танцующие вальс.

Это клоун, рассмешить сумевший нас,

Это смелые под куполом прыжки,

Это громкие и звонкие хлопки.

Задание к тексту:

1. Какой звук встречается часто в этом тексте?

2. Послушайте стихотворение ещё раз и положите перед собой столько пуговиц, сколько слов со звуком [р] услышите.

III Объявление темы занятия

Наверно вы уже поняли, над произношением какого звука мы сегодня будем работать на занятии? Открыть тему занятия на доске.

Вы были когда-нибудь в цирке или видели цирковое представление по телевизору?

Сегодня на занятии мы отправимся в цирк. Посмотрим цирковое представление, вспомним названия цирковых артистов, но при этом постоянно будем следить за правильным и чётким произношением звука [р].

IV. Логопедическая зарядка

Давайте приготовимся к поездке в цирк. Немного отдохнём и расслабимся. Давайте представим, как будто мы с вами цирковые артисты-силачи. Мы поднимаем тяжёлую гирю сначала правой рукой, сильно напрягаем руку, затем левой, а теперь поднимаем штангу. У нас напряжены не только руки, но и ноги и всё тело. После такой нагрузки надо расслабиться.

Мы расслабили с вами тело, руки и ноги, а сейчас надо расслабить мышцы лица и шеи. Сделаем небольшой, но очень полезный массаж.

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались

Губки разминаем, чтобы улыбались

Как утята к утке, клювики потянем

Разомнем их мягко, не задев ногтями

Уголками губ мы щечки подниманием

А потом от носа мы к губам стекаем

Губки пожуем мы, шарики надуем

И губами вправо-влево потанцуем

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит

Тянем подбородок и его щипаем

А потом по шейке ручками стекаем

В цирке зрители испытывают много эмоций. Они смеются, удивляются, иногда грустят и даже сердятся, но чаще всего зрители радуются.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

В цирке выступают артисты с самыми разными номерами. Давайте вспомним некоторые цирковые номера.

Давайте представим, что на цирковой арене выступают клоуны, а зрители, конечно, широко улыбаются.

Вы сейчас тяните губки.

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем, перестанем

И нисколько не устанем.

А сейчас наши язычки превратятся в воздушных гимнастов и будут летать то вверх, то вниз.

Я качаюсь на качелях ввер-вниз, вверх-вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а затем спускаюсь вниз.

Представим на цирковой арене фокусника.

С вами в цирке побываем,

За фокусами понаблюдаем,

Но и сами мы с усами,

Фокусы покажем сами.

А сейчас пусть зазвучит барабанная дробь.

Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,
Барабанщик барабанит, д-д, д-д-д,
Бей, руками помогай, д-д, д-д-д,

Ритм ногами отбивай, д-д, д-д-д,
Учись играть на барабане, д-д, д-д-д,
Твой язык послушным станет, д-д, д-д-д,

А сейчас мы представим выступление цирковых лошадок. Лошадки скачут по кругу и громко цокают копытами.

Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок.
Если хочешь—прокачу!

Цок-цок-цок-цок.
Посмотри, как я красива:
Цок-цок-цок-цок.
Хороши и хвост, и грива,
Цок-цок-цок-цок.

Наездники погоняют своих лошадок и кричат им тпру.

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

И скажу лошадке: «Тпру!».

Наконец наездники останавливают своих лошадок: тр-р-р. Первый наездник, второй, третий, четвёртый и все вместе.

Упражнение «Остановим лошадку»

V. Произнесение изолированного звука [р]

Итак, мы отправляемся в цирк. Мы поедем в цирк на автомобиле. Давайте заведём моторы: р-р-р и отправимся в путь, а я буду указывать вам дорогу.

Поставьте автомобиль в крайний правый нижний угол листа. Едем в верхний левый угол листа, в нижний левый угол, в верхний правый угол, в верхний левый угол, в центр листа. Заглушили моторы.

VI. Характеристика звука [р]

Давайте дадим характеристику звуку [р], а помогут нам схема и картинки.

А теперь, используя картинки, самостоятельно составьте характеристику звука.

VII. Автоматизация звука [р] в словах

Развитие слухового внимания и кратковременной памяти

Вот мы и в цирке.

Откуда же льётся музыка? Кто это играет? Как называется коллектив музыкантов, которым управляет дирижёр? Это оркестр.

Компьютерная программа «Учимся говорить правильно» 2

Сейчас мы будем учиться не только слушать, но и запоминать услышанное.

В цирке во время представления бывает антракт. Кто знает, что такое антракт? Это небольшой перерыв в представлении. Я объявляю антракт.

Музыкальная физминутка «Соседей можно потолкать»

Развитие словаря и фонематического слуха

Я хочу предложить вам вспомнить, а может быть и познакомиться с цирковыми профессиями. Рассмотрите картинки с изображением артистов цирка. Отгадайте, о каком артисте идёт речь.

– Подковы гнут, как калачи цирковые (силачи).

– Мячи искусно ловит актёр – этот циркач зовётся (жонглёр).

– Фокусы покажет, чудо сотворит цирковой волшебник – это (фокусник)

– Трюки показать нам рад, кто же это (акробат)

– Так его комичен вид – даже плаксу рассмешит!

Нос огромный нарисован, ну, конечно, это (клоун)

Назовите цирковых артистов ещё раз.

А теперь выберите из этих картинок только те, в названии которых есть звук [р].

Развитие логического мышления и восприятия

Представление продолжается и на арену цирка приглашается следующий артист. Сложите разрезную картинку и узнаете кто сейчас будет выступать.

Слоговой анализ слов

Мы с вами, как настоящие жонглёры, будем бросать друг другу мяч, и произносить слова по слогам. Внимание на экран компьютера.

Ракушка, муравей, барабан, помидор.

Развитие звуко-буквенного анализа

– Жонглировать мячами очень трудно. Давайте поможем жонглёру. Он будет подбрасывать мячи, а мы будем составлять слова со звуком [р] из букв.

Задание у доски для всех. Буквы написаны на нарисованных мячах.

Индивидуальное задание – составить слова к картинкам из данных букв.

– А представление в это время продолжается. На арену выходят дрессированные хищники. Они будут прыгать с тумбы на тумбу. Я буду показывать картинку, если звук [р] слышится в начале слова, хищник должен прыгать на первую тумбу, если в середине – на тумбу посередине, а если в конце слова – на третью тумбу.

Ребёнок называет картинку, определяет место звука в слове и помещает игрушку на картинку с изображением тумбы.

Ракета, корзина, боксёр, Буратино.

Развитие навыков словообразования

Послушайте стихотворение и отгадайте, кто сейчас будет выступать на арене цирка.

Он сделал важное лицо,

Потом платком накрыл кольцо,

Потом взмахнул платком

И вот цыплёнок на столе!

Потом в ладони бил фонтан,

Потом он воду лил в карман,

Потом в кармане у него

Не оказалось ничего!

Он будет показывать нам фокусы, а мы будем ему помогать. Будем большие предметы превращать в маленькие:

VIII. Автоматизация звука [р] в чистоговорках

А сейчас я объявляю парад –алле чистоговорок. Я приглашаю на арену всех артистов. Каждый из вас покажет своё умение правильно и чётко произносить звук [р] в чистоговорках.

Аудио программа «Трудные звуки»

Вот какая беда, одна из чистоговорок рассыпалась, соберите её из слов и прочитайте: ро-ры-ру-ра

IX. Развитие логического мышления

Во время циркового представления одна чистоговорка рассыпалась. Давайте все вместе дружно её восстановим.

Арк – орк – урк – ирк – все ребята любят цирк.

X. Итог занятия

Вот и закончилось цирковое представление. Пора возвращаться домой.

Какой звук мы сегодня учились правильно и чётко произносить?

Вам понравилось представление?

Что было особенно трудно на занятии?

Что было интересно на занятии?

Выступление каких артистов вам понравилось больше всего?

Раскрасить картинку в соответствии с заданием: участки картинки под цифрой 2 – синим цветом, 4 – жёлтым, а 6 – красным. В названии какого цвета есть звук [р]?

XII. Оценка работы детей на занятии

Читайте также:  Автоматизация звука (Р) изолированно, в слогах, в словах - конспект
Ссылка на основную публикацию