Конспект открытого занятия по автоматизации звука (р) в словах и чистоговорках

Конспект занятия по автоматизации звука Р

Упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах, и чистоговорках. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику. Развивать дикцию. Снимать мышечные зажимы, создавать благоприятный психологический настрой. Развивать слуховое внимание и восприятие, умение ориентироваться в пространстве, фонематический слух, навыки звукового и слогового анализа и синтеза. Пополнить словарь словами-названиями цирковых профессий: клоун, дрессировщик, акробат, силач, фокусник, жонглёр и др. Совершенствовать лексико-грамматические категории: образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Развивать логическое мышление посредством разгадывания загадок, составления картинки из частей, слов из букв, составлением чистоговорки из слов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по автоматизации звука Р»

Конспект открытого занятия

учителя-логопеда

Мущинкиной Ю. Ю.

Тема: «Мы идем сегодня в цирк».

Цель: автоматизация звука [ р] в словах и чистоговорках.

Задачи:

Упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах, и чистоговорках. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику. Развивать дикцию. Снимать мышечные зажимы, создавать благоприятный психологический настрой. Развивать слуховое внимание и восприятие, умение ориентироваться в пространстве, фонематический слух, навыки звукового и слогового анализа и синтеза. Пополнить словарь словами-названиями цирковых профессий: клоун, дрессировщик, акробат, силач, фокусник, жонглёр и др. Совершенствовать лексико-грамматические категории: образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Развивать логическое мышление посредством разгадывания загадок, составления картинки из частей, слов из букв, составлением чистоговорки из слов.

Оборудование: пуговицы, компьютерные программы («Трудные звуки», «Учимся говорить правильно», отрывок из видеоуроков «Весёлые пальчики»), презентация по теме занятия, 4 цветных листа и 4 игрушечных автомобиля, схема и картинки для характеристики звука, картинки с изображением артистов цирка, крупное изображение жонглёра, нарисованные мячи с буквами, игрушки хищных зверей, 12 картинок с тумбами, разрезная картинка с изображением клоуна, 4 раскраски, полоски тонкой бумаги для упр. «Фокус», цифры 2, 3, 4, 5.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Я хочу начать наше занятие с пожелания. Вот послушайте.

Говори всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говори,
И, конечно, не спеши!

Как мы будем говорить сегодня на занятии, а также всегда и везде?

Сядет тот, перед кем девочка, а теперь тот от кого справа мальчик, тот за кем девочка и, наконец, тот, от кого слева мальчик.

II. Прослушивание образца правильной речи

Послушайте стихотворение-загадку и попытайтесь отгадать, о чём идёт речь.

Это сказочный сверкающий шатёр.

Это кольцами играющий жонглёр,

Это пестрые летящие мячи,
Это гнущие подковы силачи.

Это лошади, танцующие вальс.

Это клоун, рассмешить сумевший нас,

Это смелые под куполом прыжки,

Это громкие и звонкие хлопки.

Задание к тексту:

1. Какой звук встречается часто в этом тексте?

2. Послушайте стихотворение ещё раз и положите перед собой столько пуговиц, сколько слов со звуком [р] услышите.

III Объявление темы занятия

Наверно вы уже поняли, над произношением какого звука мы сегодня будем работать на занятии? Открыть тему занятия на доске.

Вы были когда-нибудь в цирке или видели цирковое представление по телевизору?

Сегодня на занятии мы отправимся в цирк. Посмотрим цирковое представление, вспомним названия цирковых артистов, но при этом постоянно будем следить за правильным и чётким произношением звука [р].

IV. Логопедическая зарядка

Общее расслабление

Давайте приготовимся к поездке в цирк. Немного отдохнём и расслабимся. Давайте представим, как будто мы с вами цирковые артисты-силачи. Мы поднимаем тяжёлую гирю сначала правой рукой, сильно напрягаем руку, затем левой, а теперь поднимаем штангу. У нас напряжены не только руки, но и ноги и всё тело. После такой нагрузки надо расслабиться.

Самомассаж лица и шеи.

Мы расслабили с вами тело, руки и ноги, а сейчас надо расслабить мышцы лица и шеи. Сделаем небольшой, но очень полезный массаж.

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались

Губки разминаем, чтобы улыбались

Как утята к утке, клювики потянем

Разомнем их мягко, не задев ногтями

Уголками губ мы щечки подниманием

А потом от носа мы к губам стекаем

Губки пожуем мы, шарики надуем

И губами вправо-влево потанцуем

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит

Тянем подбородок и его щипаем

А потом по шейке ручками стекаем

Развитие мимики

В цирке зрители испытывают много эмоций. Они смеются, удивляются, иногда грустят и даже сердятся, но чаще всего зрители радуются.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

В цирке выступают артисты с самыми разными номерами. Давайте вспомним некоторые цирковые номера.

Давайте представим, что на цирковой арене выступают клоуны, а зрители, конечно, широко улыбаются.

Упражнение «Заборчик»

Вы сейчас тяните губки.

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем, перестанем

И нисколько не устанем.

А сейчас наши язычки превратятся в воздушных гимнастов и будут летать то вверх, то вниз.

Упражнение «Качели»

Я качаюсь на качелях ввер-вниз, вверх-вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а затем спускаюсь вниз.

Представим на цирковой арене фокусника.

Упражнение «Фокус»

С вами в цирке побываем,

За фокусами понаблюдаем,

Но и сами мы с усами,

Фокусы покажем сами.

А сейчас пусть зазвучит барабанная дробь.

Упражнение «Барабанщик»

Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,
Барабанщик барабанит, д-д, д-д-д,
Бей, руками помогай, д-д, д-д-д,

Ритм ногами отбивай, д-д, д-д-д,
Учись играть на барабане, д-д, д-д-д,
Твой язык послушным станет, д-д, д-д-д,

А сейчас мы представим выступление цирковых лошадок. Лошадки скачут по кругу и громко цокают копытами.

Упражнение «Лошадка»

Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок.
Если хочешь—прокачу!

Цок-цок-цок-цок.
Посмотри, как я красива:
Цок-цок-цок-цок.
Хороши и хвост, и грива,
Цок-цок-цок-цок.

Наездники погоняют своих лошадок и кричат им тпру.

Упражнение «Кучер»

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

И скажу лошадке: «Тпру!».

Наконец наездники останавливают своих лошадок: тр-р-р. Первый наездник, второй, третий, четвёртый и все вместе.

Упражнение «Остановим лошадку»

V. Произнесение изолированного звука [р]

Итак, мы отправляемся в цирк. Мы поедем в цирк на автомобиле. Давайте заведём моторы: р-р-р и отправимся в путь, а я буду указывать вам дорогу.

Поставьте автомобиль в крайний правый нижний угол листа. Едем в верхний левый угол листа, в нижний левый угол, в верхний правый угол, в верхний левый угол, в центр листа. Заглушили моторы.

VI. Характеристика звука [р]

Давайте дадим характеристику звуку [р], а помогут нам схема и картинки.

А теперь, используя картинки, самостоятельно составьте характеристику звука.

VII. Автоматизация звука [р] в словах

Развитие слухового внимания и кратковременной памяти

Вот мы и в цирке.

Звучит марш.

Откуда же льётся музыка? Кто это играет? Как называется коллектив музыкантов, которым управляет дирижёр? Это оркестр.

Компьютерная программа «Учимся говорить правильно» 2

Сейчас мы будем учиться не только слушать, но и запоминать услышанное.

В цирке во время представления бывает антракт. Кто знает, что такое антракт? Это небольшой перерыв в представлении. Я объявляю антракт.

Музыкальная физминутка «Соседей можно потолкать»

Развитие словаря и фонематического слуха

Я хочу предложить вам вспомнить, а может быть и познакомиться с цирковыми профессиями. Рассмотрите картинки с изображением артистов цирка. Отгадайте, о каком артисте идёт речь.

– Подковы гнут, как калачи цирковые (силачи).

– Мячи искусно ловит актёр – этот циркач зовётся (жонглёр).

– Фокусы покажет, чудо сотворит цирковой волшебник – это (фокусник)

– Трюки показать нам рад, кто же это (акробат)

– Так его комичен вид – даже плаксу рассмешит!

Нос огромный нарисован, ну, конечно, это (клоун)

Назовите цирковых артистов ещё раз.

А теперь выберите из этих картинок только те, в названии которых есть звук [р].

Развитие логического мышления и восприятия

Представление продолжается и на арену цирка приглашается следующий артист. Сложите разрезную картинку и узнаете кто сейчас будет выступать.

Слоговой анализ слов

Мы с вами, как настоящие жонглёры, будем бросать друг другу мяч, и произносить слова по слогам. Внимание на экран компьютера.

Ракушка, муравей, барабан, помидор.

Развитие звуко-буквенного анализа

– Жонглировать мячами очень трудно. Давайте поможем жонглёру. Он будет подбрасывать мячи, а мы будем составлять слова со звуком [р] из букв.

Задание у доски для всех. Буквы написаны на нарисованных мячах.

Индивидуальное задание – составить слова к картинкам из данных букв.

– А представление в это время продолжается. На арену выходят дрессированные хищники. Они будут прыгать с тумбы на тумбу. Я буду показывать картинку, если звук [р] слышится в начале слова, хищник должен прыгать на первую тумбу, если в середине – на тумбу посередине, а если в конце слова – на третью тумбу.

Ребёнок называет картинку, определяет место звука в слове и помещает игрушку на картинку с изображением тумбы.

Ракета, корзина, боксёр, Буратино.

Развитие навыков словообразования

Послушайте стихотворение и отгадайте, кто сейчас будет выступать на арене цирка.

Он сделал важное лицо,

Потом платком накрыл кольцо,

Потом взмахнул платком

И вот цыплёнок на столе!

Потом в ладони бил фонтан,

Потом он воду лил в карман,

Потом в кармане у него

Не оказалось ничего!

Он будет показывать нам фокусы, а мы будем ему помогать. Будем большие предметы превращать в маленькие:

VIII. Автоматизация звука [р] в чистоговорках

А сейчас я объявляю парад –алле чистоговорок. Я приглашаю на арену всех артистов. Каждый из вас покажет своё умение правильно и чётко произносить звук [р] в чистоговорках.

Аудио программа «Трудные звуки»

Вот какая беда, одна из чистоговорок рассыпалась, соберите её из слов и прочитайте: ро-ры-ру-ра

IX. Развитие логического мышления

Во время циркового представления одна чистоговорка рассыпалась. Давайте все вместе дружно её восстановим.

Арк – орк – урк – ирк – все ребята любят цирк.

Читайте также:  Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики

X. Итог занятия

Вот и закончилось цирковое представление. Пора возвращаться домой.

Какой звук мы сегодня учились правильно и чётко произносить?

Вам понравилось представление?

Что было особенно трудно на занятии?

Что было интересно на занятии?

Выступление каких артистов вам понравилось больше всего?

XI. Домашнее задание

Раскрасить картинку в соответствии с заданием: участки картинки под цифрой 2 – синим цветом, 4 – жёлтым, а 6 – красным. В названии какого цвета есть звук [р]?

XII. Оценка работы детей на занятии

Конспект занятия по автоматизации звука [Р, Рь] в словах

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Р, РЬ] В СЛОВАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.

Цель: закрепить произношение звука в словах.

  • учиться определять место звука в слове,
  • дифференцировать звуки,
  • обогащение словарного запаса,
  • учиться подбирать слова-антонимы,
  • образовывать относительные прилагательные,
  • учиться согласовывать существительные с числительными и прилагательными.
  • развитие слухового внимания, мышления, памяти, сукцессивных навыков, координации речи с движением.
  • воспитывать самоконтроль за речью, интерес к достижению результата, умение работать в паре.

Оборудование: предметные картинки, навесные кармашки, коробка с предметами разных цветов и материалов, мяч, мягкая игрушка Каркуша, книга стихов К. Чуковского.

I. Cюрпризный момент.

Ребята, к нам сегодня в гости прилетела ворона Каркуша. Как она кричит? Она не просто прилетела, Каркуша принесла вам задания и хочет узнать как вы говорите [р, рь] и насколько вы сообразительные.

Блиц – турнир: каждому из вас надо ответить на 5 вопросов, при этом не забывать правильно произносить звук [p] в словах.

1. Какой первый месяц весны?1. Как называется второй день недели?
2. Что наступит после ночи?2. Как называется утренняя еда?
3. Какой месяц год начинает?3. Какой месяц год заканчивает?
4. Когда была среда?4. Когда будет пятница? (завтра)
5. Какой сегодня день недели?5.Что наступит после дня?

II. Игра «четвертый лишний».

Каркуша принесла 2 конверта с заданием.
Н: сирень, крот, дверь, рюкзак; виноград, топор, рисунок, рубашка.
Назовите картинки и найдите лишнюю ( дифференциация Р, Рь).

III. Назовите картинки и определите место звука в слове (начало, середина, конец).

Разложите в кармашки.

Учимся подбирать противоположные слова, делая веселую зарядку.
Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем,
Влево шаг – ( вправо) шаг, шаг назад- шаг ( вперед).
Мы шагаем, мы шагаем, ноги дружно поднимаем.
Шаг немного замедляем, постепенно (ускоряем).
Сейчас медленно пойдем, (быстро) мы шагать начнем.
Мы шагаем, мы шагаем и игру мы продолжаем.

V. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Слова: узкий, длинный, зло, белый, тупой, ленивый, смелый, вниз, ломать, веселый.

VI. Игра «Внимательный фотограф» (смена места, замена картинки).

VII. А сейчас Каркуша хочет узнать знаете ли вы стихи Корнея Чуковского.

Вспомните, какими словами оканчиваются такие стихотворные строки.
Если не знаете, можно догадаться по смыслу и рифме.

Наступила темнота не ходи за ворота,
Кто на улицу попал – заблудился и ….
Я – Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник и мочалок …..
Только вдруг из-за кусточка, из-за синего лесочка,
Из далеких из полей прилетает ….
А за нею вилки, рюмки да бутылки,
Чашки да ложки скачут по …..

VIII. Игра «Посчитай и назови».

Предметы: ручка, расческа, карандаш, перо, зерно, ремень.
Н: Одна ручка, три ручки, пять ручек.

IХ. Игра «Мы картинки выбираем, по слогам их называем».

Найдите самое короткое и самое длинное слово.

Х. Признак подбери и предмет назови (деревянная расческа, красная ручка, черная перчатка, сиреневая краска, серые брюки, черное перо, серебряные сережки, оранжевый карандаш, хрустальный фужер, карманный фонарик.

XI. Итог занятия.

Чем мы с вами занимались? Каркуша очень рада за вас, вы молодцы. А мне пора в лес лететь, всем рассказать какие вы умные.

Сад-огород: конспект логопедического занятия в старшей группе с детьми ОНР

Проскурина Светлана Ивановна

Учитель-логопед, МБДОУ детский сад №29 “Искорка”, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Проскурина С.И. Сад-огород: конспект логопедического занятия в старшей группе с детьми ОНР // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 07.01.2021).

Цель: закрепить знания об овощах и фруктах.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • расширение тематического словаря;
  • образование относительных прилагательных;
  • формирование навыка составления предложения;
  • образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие связной речи;
  • координация речи с движением;
  • развитие фонематического слуха и мелкой моторики;
  • развитие внимания, памяти и мышления.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • формировать интерес к занятию;
  • формирование доброжелательных отношений в коллективе, навыков сотрудничества.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, корзины, муляжи фруктов и овощей, картинки овощей и фруктов, карточки с геометрическими фигурами, разрезные картинки овощей и фруктов.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: Чтобы успешно справиться с упражнениями, нам надо сделать артикуляционную гимнастику.

Садится тот, кто заметит ошибку, дети исправляют ошибки логопеда

(квадратное яблоко, зеленый огурец, синий банан, сладкий лимон, желтая репа, овальный апельсин, синий помидор, желтый баклажан и т.д.).

На какие две группы можно разделить эти предметы? (овощи и фрукты)

II. Лексико-грамматические игры и упражнения

1. Упражнение «Сад – огород»

Что делают люди осенью в огородах и садах?

Какие овощи выкапывают лопатой, какие срезают ножом, какие срывают, какие выдергивают из земли?

Какие фрукты срывают с деревьев?

Как хранят овощи и фрукты?

2. Игровое упражнение «Урожай». Развитие пространственного восприятия. Дети по заданию логопеда раскладывают овощи и фрукты в две корзины:

  • в левую корзину – только фрукты;
  • в правую корзину – только овощи.

3. Игровое упражнение «Волшебник». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Логопед:

Это лимон. Я превращаю его в лимончик;

Это перец. Я превращаю его в ___;

Это лук. Я превращаю его в ___;

Это слива. Я превращаю ее в ___ и т.д.

4. Игровое упражнение «Поваренок». Образование относительных прилагательных.

Логопед: Что можно приготовить из фруктов? А что из овощей?

  • Давайте приготовим вкусный обед.
  • Сварим суп из картофеля. Как называется суп?
  • Сделаем запеканку из моркови. Как называется запеканка?
  • Сделаем салат из капусты. Какой получился салат?
  • Приготовим икру из баклажанов. Как называется икра?
  • Испечем пирог из яблок. Какой получится пирог?
  • Выжмем сок из апельсинов. Как называется сок?

5. Физкультминутка «Урожай соберём» – на развитие координации речи с движением.

В огород пойдём,

(идут по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем.

(«Таскают»: выполняют наклоны с имитирующими движениями рук)

И картошки накопаем.

(«Копают»: выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой)

Срежем мы кочан капусты,

(«Срезают»: одной рукой держат воображаемый кочан, а другой с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан)

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвём немножко

(«Рвут»: приседают и выполняют, имитирующие хватательные движения обеими руками)

И вернёмся по дорожке.

(идут по кругу, взявшись за руки)

А теперь мы в сад пойдём,

Мы там яблоки нарвём.

На носочки вставай,

Прямо с дерева срывай.

6. Игровое упражнение «Узнай по описанию»

Логопед: А сейчас попробуйте догадаться, о чем идет речь.

  • Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. Что это такое? (помидор)
  • Круглое, зеленое или красное, сочное, твердое (яблоко)
  • Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый (огурец)
  • Овальный, желтый, кислый, сочный, витаминный (лимон)
  • Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая (морковь)
  • Треугольная, спелая, сочная, желтая или зеленая, твердая (груша)
  • Круглая, зеленая, твердая, сочная (капуста)

7. Игровое упражнение «На что похоже?»

Логопед: На столы я положу: четыре картинки с изображением овощей и четыре картинки с изображением фруктов, а также геометрические формы (по три каждой) – треугольник, круг, овал. Вам нужно будет возле каждой картинки положить соответствующую геометрическую форму и объяснить, почему.

Логопед: Даша, почему возле яблока лежит круг?

Даша: Потому что, яблоко круглое.

III. Развитие связной речи

Составить по мнемодорожке предложения об овощах и фруктов.

IV. Сенсорное развитие «Собери картинки»

Логопед: Соберите картинки и назовите овощи и фрукты, которые у вас получились (морковь, яблоко, свёкла, апельсин и т.д.).

V. Итог занятия

Логопед: Вспомнить, о чём говорили на занятии.

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект индивидуального логопедического занятия

для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

по автоматизации звука [ш] в словах и предложениях на тему:

«Поездка в гости»

с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya.docx27.58 КБ
prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Кондинский район

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Сказка»

Конспект индивидуального логопедического занятия

для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

по автоматизации звука [ш] в словах и предложениях на тему:

«Поездка в гости»

с использованием ИКТ

Составил: Елена Александровна Галанина

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [ш] в словах и предложениях на тему: «Поездка в гости» с использованием ИКТ» составлено учителем – логопедом Галаниной Е. А. для детей старшего дошкольного возраста с ОНР (общим недоразвитием речи).

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.

Речевой материал – чистоговорки, стихи, используемые в ходе занятия, способствуют развитию у детей слухового внимания, фонетического слуха и восприятия.

Структура построения занятия, с использованием мультимедийной презентации позволяет влиять на детскую мотивацию, на развитие интереса у детей. Конспект адресован учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ и родителям.

Цель: автоматизация звука [ш] в чистоговорках, в словах, в предложениях

  1. Продолжать учить автоматизировать звуки [ш] в чистоговорках, словах, предложениях;
  2. Определять позицию звука [ш] в словах (начало, середина, конец);
  1. Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематический слух, мелкую моторику;
  2. Развивать мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза), память, внимание, координацию речи с движением;
  3. Закреплять навыки учебной деятельности: уметь слушать речь педагога.

1. Воспитывать у ребенка навыки сотрудничества, активности и самостоятельности.

  • владеть звуковым анализом слов;
  • уметь четко произносить звук [ш] в свободной речи;
  • желание сотрудничать с педагогом в процессе занятия;
  • проявлять активность и самостоятельность.

Предварительная работа с воспитанниками:

  • заучивание чистоговорок;
  • проведение гимнастики для глаз «Чудеса».

I Организационный момент:

Логопед: здравствуй, дружок! (логопед и ребенок здороваются)

Логопед: сегодня к нам в гости пришел Антошка (на слайде № 2 появляется Антошка) , он пришел к нам не просто так, а за помощью. Ему на днях пришло письмо, но читать Антошка еще не умеет, да и произносить все звуки правильно ему тоже пока трудно, он просит нас ему помочь. А чтобы Антошка брал с нас пример, мы должны поиграть с нашим язычком.

II Основная часть

Артикуляционная гимнастика: «Веселый язычок» (ребенок сидит на стульчике, держит в руках индивидуальное зеркало и выполняет артикуляционные упражнения с сопровождением мультимедийной презентации,( слайды № , 3, 4)

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

(Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы )

Язык широкий положи

И спокойно удержи.

Мой язык скользит лукаво

Чищу зубки, чищу зубки

И снаружи и внутри,

Не болели чтоб они.

Логопед: (читает письмо)

– «Здравствуй Антошка, приглашаю тебя на свой День Рождения. С уважением Даша».

Загрустил наш Антошка, говорит, как же я могу пойти на день рождение к Даше без подарка. Давай мы с тобой поможем выбрать подарок? И для этого отправляемся в магазин на машине.

Зрительная гимнастика: «Чудеса»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(закрывает оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

(продолжает стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем,

Вверх поднимем, глянем вниз,

(глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем,

(глаза смотрят вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(глаза смотрят вверх, вниз)

Логопед: Ну что, отправляемся. Пока мы едем с тобой на машине, (включается слайд № 5) давай поговорим об Антошке и Даше. Я начну, а ты закончи:

Антошке очень нравится Да…

Он часто вспоминает о Да…

Скучает, когда рядом нет Да…

Радуется, когда видит Да…

И с нетерпением ждет встречи с Да…

Логопед: ой, смотри, наша машина остановилась (включается слайд № 6) , перед нами три дороги и рядом с ними девочки со своими любимыми игрушками-зверятами, которые не знают по какой им дорожке идти к себе домой. Нам нужно им помочь! Левая дорожка ведет к домику девочки, у которой в названии животного звук [ш] в начале слова, по центральной дороге идет девочка с игрушкой, в названии которой звук [ш] в середине слова, ну а правая дорожка ведет девочку домой, если звук [ш] в конце слова.

(Ребенок полным ответом определяет позицию звука в словах шмель, кошка, мышь).

Логопед: молодец, ты правильно всё сделал. Отправляемся дальше! (включается слайд № 7. ) Путь еще нам предстоит не близкий, поэтому мы можем еще поиграть. И я предлагаю тебе поиграть в игру «Веселый попугайчик», я говорю тебе слова, а ты как попугайчик за мной их повторяешь, только наоборот:

у медведя маленькие уши, а у зайца –…(большие уши)

Антошка плохо читает, а Даша – ….(хорошо читает)

в машине тихо, а на улице – …(шумно)

бывает узкая дорога, а бывает – …(широкая дорога).

Логопед: (включается слайд № 8) посмотри какие смешные лягушата нам повстречались на пути, они зовут нас с ними поиграть. (звучит веселая музыка ребенок считает лягушат, загибая на каждый счет палец на руке по тексту песни).

(включается слайд № 9)

Логопед: а вот мы и приехали к магазину, теперь нашему другу предстоит выбрать самый лучший подарок для Даши. Антошка говорит, что Даша любит игрушки те, в названии которых есть звук [ш]. И сейчас мы с тобой поможем Антошке выбрать такие игрушки (на слайде №10 ребенок выбирает игрушки со звуком [ш]).

Ну вот теперь наш Антошка смело может отправляться к своей подружке на день рождения (включается слайд № 11)

А мы с тобой отправляемся обратно в детский сад.

шу-шу-шу – ехать в детский сад спешу

ши-ши-ши – осторожно, не спеши

ша-ша-ша – лучше ехать не спеша

шо-шо-шо – добрались мы хорошо

(включается слайд № 12)

Логопед: хорошие игрушки Антошка подарил Даше. Что Антошка подарил Даше? Кто подарил Даше игрушки? Какие игрушки Антошка подарил Даше? (ребенок отвечает полным ответом на вопросы логопеда) .

(включается слайд № 13)

Логопед : ты молодец! (ребенок встает и отправляется в группу)

1.Кармаева Э.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. -Волгоград: Учитель, 2012. – 191с.

2.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 528 с.

З. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001.-224с.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по автоматизации звука [ ш ] в словах и предложениях на тему: «Поездка в гости» с использованием ИКТ Составил: Елена Александровна Галанина учитель-логопед

ЗАБОРЧИК Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы БЛИНЧИК Язык широкий положи И спокойно удержи.

ЧАСИКИ Влево – вправо, Влево – вправо Мой язык скользит лукаво : ЧИЩУ ЗУБКИ Чищу зубки, чищу зубки И снаружи и внутри, Не болели чтоб они.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возрастаучителя-логопеда МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 Ст. Староминской Федченко Елены ПетровныТема: Вызывание зв.

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал – используемы.

Представляю индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста по теме: Автоматизация звука РЬ.

Конспект занятия по дифференциации звуков [с] и [з].

Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология логопедического (лицевого) массажа. В конспе.

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Постановка звука [ш]». В занятии используются «сопряженные» упражнения, которые повышают эффекти.

Закреплять произношение звука Ш в середине слова. Учить детей соотносить звук Ш с буквой Ш.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР: Звук Б

1. Организационный момент (дети стоят в кругу).
Приветствие. Дети передают друг другу «волшебный» цветок и приветствуют друг друга: «здравствуй, умная Алина», «здравствуй, добрый Ярослав» и т.д.

Самомассаж лица и шеи (выполняется под музыкальную композицию Эдварда Грига «Утро»).
Мы теплом своих ладошек (Растираем ладони.)
Расслабляем всё лицо, (Проводим ладонями перед лицом.)
А потом, учась у кошек, (Поглаживаем лицо сверху вниз
Книзу делаем кольцо. справа и слева.)

Лобик гладим, разминаем, (Поглаживаем и разминаем лоб.)
Брови щиплем, а потом (Пощипываем брови.)
Мы на щёчки убегаем – (Переходим пальцами на щёки.)
Их погладим, разомнём. (Поглаживаем и разминаем щёки.)

Пощипаем, пощипаем (Пощипываем щёки.)
И по кругу их помнём, (Делаем круговое разминание щёк.)
А потом понажимаем (Нажимаем пальцами на мышцы щёк.)
И немножко потрясём. (Легко потряхиваем щёки пальцами.)

Как из краника водичка, (Поглаживаем носогубные складки
Мы стекаем прямо вниз, сверху вниз.)
Кружит пёрышка частичку (Делаем спиралевидные движения вниз
Ветра юного каприз. по носогубным складкам.)

Губку верхнюю погладим (Поглаживаем верхнюю губу.)
И пощиплем, и помнём. (Пощипываем и разминаем верхнюю губу.)
И на нижнюю уходим – (Поглаживаем нижнюю губу.)
Тоже щиплем, тоже мнём. (Пощипываем и разминаем нижнюю губу.)

А потом их сложим вместе, (Соединяем вытянутые вперёд губы.)
Чтобы обе пощипать, (Разминаем обе губы.)
И затем на этом месте
Будем пальцами стучать. (Делаем пальцевый душ для губ.)

Губки гладим. Под губами (Поглаживаем губы.)
Начинаем разминать. (Разминаем подбородок.)
Подбородок нам бы с вами (Перетираем подбородок между пальцами.)
Оттянуть и постучать. (Поколачиваем пальцами.)

И щипаем прямо к мочкам, (Пощипываем нижнюю челюсть.)
А потом ладонью всей (Поглаживаем шею сверху вниз раскрытой

Вниз по шее – с проволочкой – ладонью с отставленным большим
Мы стекаем, как ручей. пальцем.)

Упражнение на развитие речевого дыхания.
Подняться на носки – вдох носом, опуститься – выдох ртом.
Логопед: Вдохнём всё хорошее – радость, здоровье; выдохнем всё плохое – грусть, злость.
Дети проходят за парты.
2. Введение в тему. Выставляется игрушка собаки.
Логопед: К нам в гости пришёл Буська. Он хочет с нами изучать звуки. Какой первый звук в кличке Буська? (Звук [б]).
Произнесение, характеристика звука [б]: артикуляция (при произнесении звука [б] губы крепко сжимаются, язык спокойно лежит во рту, воздушная струя быстрая).
Логопед: Звук [б] гласный или согласный?
Дети: Согласный, его нельзя пропеть, протянуть.
Логопед: Приложите руку к горлышку и определите, как мы произносим звук [б] – с голосом или без голоса?
Дети: С голосом, значит, звук [б] звонкий.
Логопед: Загибайте пальчики и повторите, какой звук [б].
Дети: Согласный, звонкий.
Логопед: Кружком какого цвета мы обозначим звук [б]?
Дети: Синего.

3. Игра «Помаши ленточкой».
Логопед раздаёт детям ленточки.
Логопед: Возьмите в руки ленточки. Помашите ими, как только услышите звук [б]:
– среди ряда звуков: б, н, п, б, м…
– среди слогов: ба, ма, но, бо, бы, ну, во, бы …
– среди слов: банан,булка, окно, банка….
Логопед: Молодцы! Вы были внимательными.
Логопед убирает ленточки.

4. Отбор картинок на звук [б]
Логопед: Буська принёс картинки и просит ему помочь выбрать картинки со звуком [б].
Дети по очереди подходят к логопеду, выбирают картинки.

5. Физминутка «У жирафа пятна» (включается CD диск).
Движения выполняются в соответствии с текстом.

6. Деление слов на части
Логопед: Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
Давайте поможем Буське определить, сколько частей в названиях картинок. (Дети отхлопывают слова).

7. Знакомство с буквой Б.
Логопед: Пришла пора познакомиться с буквой, которая обозначает звук [б].
Б – большая бочка с краном,
Пьём из бочки утром рано. (В. Ковшиков)
На что ещё похожа буква Б?

8. Игра «Не спеши, не торопись, говори – не ошибись»
Логопед: А теперь поиграем в игру «Не спеши, не торопись, говори – не ошибись».
Бы-бы-бы – на поляне есть дубы.
Бу-бу-бу – сидит дятел на дубу.
(Дети повторяют хором, по рядам).

9. Игра с массажными мячиками «Ёжик»
Логопед: Буська предлагает нам поиграть с массажными мячиками, которые похожи на ёжиков.
Ёжик, ёжик, шар колючий,
До чего же ты живучий!
Я качу тебя, качу –
Всё раскрыть тебя хочу. (Катаем мячик в руках.)
Ёж иголки завернул (Обхватываем мячик поочерёдно ладонями.)
И, наверное, заснул.
Положу тебя – поспи,
Сил на зиму накопи. (Собираем мячики в корзинку.)

10. Игра «Доскажи словечко»
Логопед: В игре «Доскажи словечко» нужно добавить слово!
На земле и под водой Из карманов у Аркашки
Ищет ключик золотой, Вечно сыплются бу…(мажки)
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это? (Буратино)

На ветке не птичка –
Зверёк – невеличка.
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это? (Белка)

11. Подбор слов со звуком [б]
Логопед: Ну а сейчас давайте подарим Буське слова, которые начинаются со звука [б]. (Дети передают «волшебный» цветок и называют слова).

12. Итог
Логопед: С каким звуком мы сегодня познакомились?
– Назовите игры, которые вам понравились.
– Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, помогли Буське.
Логопед дарит детям наклейки на тетради.

Использованная литература
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 160 с.
2. Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – СПб.: Литера, 2013. – 96 с.
3. Крупенчук О.И. Графомоторные задания для левшей // Логопед. – 2012. – № 6. – С. 95-103.
4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007. – 704 с.
5.Пятибратова Н.В. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 112 с.
6. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с
общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и
воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 77 с.

ОНР. Конспекты занятий в старшей группе

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Перспективный план образовательной деятельности по коррекции речи детей 5–6 лет с Фнр, ФФНР и ОНР, зачисленных на логопункт Перспективный план образовательной деятельности по коррекции речи детей 5-6 лет с ФНР, ФФНР и ОНР, зачисленных на логопедический пункт ДОУ на 2020-2021 уч. г Развитие общих речевых навыков 1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата. 2. Обучение.

Занятие по развитию фонематического слуха с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР «Дифференциация звуков [Т] — [К]» Конспект подгруппового занятия по развитию фонематического слуха с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: дифференциация звуков Т – К Задачи: 1. Дифференциация правильно произносимых звуков звуков [к] – [т] на слух и в произношении. Сравнение артикуляции звуков, их.

ОНР. Конспекты занятий – Конспект подгруппового занятия в старшей логопедической группе с ОНР на тему «Дикие животные»

Публикация «Конспект подгруппового занятия в старшей логопедической группе с ОНР. » Конспект подгруппового занятия в старшей логопедической группе с ОНР на тему: «Дикие животные». Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представле¬ний о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по.

Конспект занятия «Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации для старших дошкольников с ОНР Конспект ООД по речевому развитию Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации) формирование монолог. речи (ст. дошк. с ОНР) Цели: 1. коррекционно—образовательная: учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и.

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР «Гласные звуки [а][о][у][и][ы]» Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”. Тема занятия “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”. Задачи: • коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы; • коррекционно-развивающие.

Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Гласные звуки [А], [О], [У], [И], [Ы]» Конспект НОД по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”. Задачи: • коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы; • коррекционно-развивающие.

ОНР. Конспекты занятий – Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Гласные звуки»

Статья «Конспект занятия по формированию фонематических представлений в. » Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”. Тема занятия “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”. Задачи: коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме «Посуда» Тема: Посуда. Цель: Актуализация и расширение знаний детей по теме «Посуда». Задачи: * закреплять в словаре детей обобщающее понятие «посуда»; * обогащать словарный запас дошкольников; * формировать грамматические категории русского языка: образование относительных.

Конспект фронтального занятия логопеда в старшей группе с детьми с ОНР по теме «Поздняя осень» Тема: «Поздняя осень». Цель: закрепить знания детей о растительном мире осенью. Задачи образовательные: обобщить знания детей о видах деревьев Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; Задачи развивающие: формировать логическое мышление дошкольника через.

Конспект подгруппового занятия по развитию фонематического слуха с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Задачи: 1. Дифференциация правильно произносимых звуков звуков [к] – [т] на слух и в произношении. Сравнение артикуляции звуков, их характеристика. 2. Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых согласных и разных гласных. Развитие навыков употребления в речи.

План-конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка для детей старшего дошкольного возраста с ОНР – III уровня
Тема «Посуда»

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по лексической теме.

  • Активизировать у детей предметный, глагольный словарь, словарь признаков и обобщающих понятий по теме «Посуда»;
  • Развивать умения образовывать относительные прилагательные;
  • Закрепить навык образования имён существительных ед.ч. с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -чк- ;
  • Развивать умение образовывать существительные мн.ч., Р.п.
  • Развивать зрительное внимание (игра «Где какая?»);
  • Развивать умение координировать речь с движениями;
  • Развивать общую моторику.
  • Формировать навык сотрудничества и доброжелательности;
  • Прививать бережное отношение к посуде.

Оборудование: картинка Федоры, картинки посуды на магнитах, медали для детей, картинки “один-много”.

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня в гости к нам пришла Федора. Посмотрите, какая она грустная, что же у неё случилось, как вы думаете?

Дети: от неё сбежала посуда

Логопед: верно! От неё сбежала вся посуда, а почему?

Дети: потому что она её не мыла.

Логопед: правильно, она за ней не ухаживала, не мыла. А как мы должны ухаживать за посудой?

Дети: мыть, протирать и складывать в шкаф.

Логопед: правильно ребята, поможем с вами Федоре, чтобы посуда к ней вернулась? Тогда напомните ей, какая бывает посуда? Если посуду используем для чаепития, то она какая?

Дети: чайная.

Логопед: а как называется посуда, в которой мы готовим?

Дети: кухонная.

Логопед: молодцы, а из какой посуды мы с вами едим?

Дети: столовая.

Логопед: верно, вот сейчас ребята, мы с вами поиграем в игру.

1.1. Игра «Где какая?»

(Дети поочереди подходят к столу и распределяют картинки посуды на соответствующую полку.)

Логопед: ребята, а посуда сделана вся из одного материала?

Дети: нет

Логопед: верно, посуда может быть из разных материалов, например чашка из фарфора, какая чашка? – фарфоровая.

(Проводится игра “Что из чего”.)

1.2. Игра «Что из чего?»

Тарелка из дерева (какая тарелка?) – деревянная;

Стакан из стекла (какой стакан?) – стеклянный;

Кувшин из глины (какой кувшин?) – глиняный;

Тарелка из пластмассы (какая тарелка?) – пластмассовая;

Кружка из керамики (какая кружка?) – керамическая;

Кастрюля из метала (какая кастрюля) – металлическая.

Логопед: молодцы ребята! Давайте мы с вами отдохнём вставайте в круг. (Выполняют движения по тексту.)

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Голова на тонкой ножке,

Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес (сделать большой круг).

Логопед: молодцы! Мы с вами научили Федору как надо любить посуду и теперь она её ласково называет. Кружку она называет кружечка, а вы как назовёте ласково?

1.4. Игра «Назови ласково»

Логопед: молодцы ребята! А если к Федоре мы придём в гости, ей понадобится много посуды, например, одна чашка, а много будет чего?

Дети: чашек

1.5. Игра «Один-много»

Одна тарелка – много тарелок;

Один чайник – много чайников;

Одна кастрюля – много кастрюль;

Одна сковородка – много сковородок;

Один стакан – много стаканов;

Одна ложка – много ложек;

Одна кружка – много кружек.

III. Итог занятия

Логопед: ой ребята, посмотрите какая Федора стала весёлая, добрая. К ней вернулась вся посуда, теперь она будет её любить и ухаживать. Тётушка Федора благодарит вас за помощь и дарит вам вот такие красивые медали.

Ссылка на основную публикацию