Конспект ООД с детьми с ОНР III уровня в старшей группе

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме “Прогулка в лес”.

Моисеева В.А., учитель-логопед, г. Москва.

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по пройденным темам:

“Лес”, “Насекомые”, “Цветы”.

  1. Обогащать словарь прилагательными и глаголами.
  2. Развивать связную речь, учить пересказывать по картинному плану.
  3. Развивать фонематический анализ и восприятие.
  4. Совершенствовать навык слогового анализа слов.
  5. Закрепить навык согласования числительных с существительными.
  6. Закрепить навык образования существительных при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.
  7. Закрепить употребление предлогов.
  8. Закрепить навык грамматического оформления предложения.

  1. Развивать пространственные функции.
  2. Развивать слуховое внимание и память.
  3. Работать над изменением силы голоса, плавным речевым выдохом.
  4. Работать над координацией речи с движением.

  1. Воспитывать умение работать в группе.
  2. Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: магнитная доска; наборное полотно; мяч; “поезд” с двумя

вагонами, предметные картинки с изображением цветов, животных, насекомых;

карточки со схемами слов; карточки с указанием направления; картинный план для пересказа.

I . Организационный момент.

(Создание эмоционально положительного фона.)

Я хочу загадать вам загадку о весеннем месяце.

Зеленеет даль полей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Угадай, что за месяц это? (май)

Какой по счету месяц весны май?

Третий, последний месяц весны.

Весна в разгаре. Цветет черемуха. Проснулись насекомые. Наступили теплые, солнечные дни. Сейчас так хорошо оказаться за городом, на природе. Хотите, чтобы сегодня наше занятие прошло в лесу?

II . Основная часть.

1. Активизация знаний детей по теме “Лес”.

Кто живет в лесу?

Звери, птицы, жуки, ящерицы, бабочки.

Без чего не бывает леса?

Без деревьев, травы, кустарников.

Что дает лес человеку, животным, птицам?

Людям лес дает чистый и свежий воздух, спасает от жары, зноя, дает тень и прохла-ду, дарит грибы, ягоды, дрова… Животным и птицам – жилище и корм.

2. Дифференциация согласных по твердости – мягкости.

Посмотрите, на перроне стоит электричка. Давайте займем места в вагоне.

(садятся на стульчики)

Здесь еще два пустых вагона. Давайте поможем пассажирам занять свои места. В первом вагоне поедут животные, в названии которых есть твердый звук “л”, а во втором вагоне – с мягким звуком “ль”.

(дети распределяют животных по вагонам)

3. Активизация произношения звука “л” в слогах, развитие слухового внимания и памяти, развитие силы голоса.

Ну что ж, наш поезд отправляется. А пока мы едем, давайте договоримся, как будем звать друг друга, если кто-то отстанет. Что кричит человек, когда заблудится?

А мы будем звать друг друга по-другому. Слушайте внимательно и повторяйте за мной: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ

А теперь поиграем в игру “Наоборот”. Когда я буду звать вас громко, вы отвечаете тихо, и наоборот.

4. Развитие плавного речевого выдоха.

Пока мы с вами играли, электричка дошла до нужной станции. Выходим из вагона.

Смотрите, как хорошо в лесу. Давайте скажем на одном дыхании: “Ах, как краси-во!” (Дети повторяют.)

5. Обогащение словаря прилагательными и глаголами.

Какие красивые слова мы можем сказать о лесе? Лес какой? (большой, огромный, густой, дремучий, красивый, зимний, осенний, хвойный, лиственный, березовый, ду-бовый, сосновый, зеленый, нужный…)

Лес что делает? (растет, шумит, зеленеет, роняет листву, живет, дышит, очищает воздух, радует…)

6. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).

Давайте образуем слова одной семейки от слова ЛЕС и поиграем в мяч.

Назовите лес ласково. (лесок, лесочек)

Кто ухаживает за лесом? (лесник)

Кто выращивает лес? (лесовод)

Как называются ягоды, растущие в лесу? (лесные)

Как называют сказочного героя, живущего в лесу? (лесовик, лесовичок)

Кто рубит лес? (лесоруб)

7. Развитие навыков фонематического анализа.

Смотрите, ребята, какой звонкий, веселый ручеек на нашем пути. Но вокруг столько ненужных предметов, которые засоряют его. Давайте очистим ручеек.

(Дети собирают картинки. На коврографе вывешены готовые схемы слов.)

Кто или что у вас на картинках? Произнесите названия картинок.

Жук, лось, сом, осы, цепь, усы.

Поместите свои картинки под соответствующие словам схемы.

8. Координация речи с движением.

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не столкнулся, не упал.

9. Развитие грамматического строя речи (согласование числительных с существи-тельными).

К какой красивой цветочной поляне мы пришли. Я предлагаю поиграть на этой полянке в игру “Есть – нет”.

(На полу разложены карточки с изображением различных цветов.)

Выберите для себя цветы. Первый игрок скажет, что есть у него на картинке. Например: “У меня есть два одуванчика”. Следующий игрок продолжит: “А у меня нет двух одуванчиков, но есть пять ромашек” и так далее по кругу.

10. Развитие фонематического слуха (выделение первого звука в слове).

Посмотрите, какие здесь еще растут необычные цветы. На их лепестках картинки.

Определите, какой лепесток лишний. Обратите внимание на первые звуки слов.

(Дети выполняют задание.)

11. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Кого мы видим на этой полянке?

Вы должны пройти по клеточкам в указанном на карточках направлении и рассказать, где находятся насекомые.

Кузнечик прыгает с травинки на травинку.

Стрекоза села на лилию.

Муравей выползает из муравейника.

Божья коровка ползет по листику. И т.д.

Назовите насекомых ласково.

(Комар – комарик, стрекоза – стрекозка, пчела – пчелка, жук – жучок, муравей – муравьишко. И т.д.)

12. Развитие связной речи.

Дети рассказывают рассказ “Пчелки-труженицы” с опорой на план-схему.

13. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Нам пора возвращаться. Давайте сядем в электричку и поможем животным занять свои места. Посадите в первый вагон тех животных, в названии которых два слога, во второй – тех, в названии которых три слога.

III . Заключительная часть.

Вот мы и дома. Что понравилось? Что запомнилось?

План-конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка для детей старшего дошкольного возраста с ОНР – III уровня
Тема «Посуда»

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по лексической теме.

  • Активизировать у детей предметный, глагольный словарь, словарь признаков и обобщающих понятий по теме «Посуда»;
  • Развивать умения образовывать относительные прилагательные;
  • Закрепить навык образования имён существительных ед.ч. с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -чк- ;
  • Развивать умение образовывать существительные мн.ч., Р.п.
  • Развивать зрительное внимание (игра «Где какая?»);
  • Развивать умение координировать речь с движениями;
  • Развивать общую моторику.
  • Формировать навык сотрудничества и доброжелательности;
  • Прививать бережное отношение к посуде.

Оборудование: картинка Федоры, картинки посуды на магнитах, медали для детей, картинки “один-много”.

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня в гости к нам пришла Федора. Посмотрите, какая она грустная, что же у неё случилось, как вы думаете?

Дети: от неё сбежала посуда

Логопед: верно! От неё сбежала вся посуда, а почему?

Дети: потому что она её не мыла.

Логопед: правильно, она за ней не ухаживала, не мыла. А как мы должны ухаживать за посудой?

Дети: мыть, протирать и складывать в шкаф.

Логопед: правильно ребята, поможем с вами Федоре, чтобы посуда к ней вернулась? Тогда напомните ей, какая бывает посуда? Если посуду используем для чаепития, то она какая?

Дети: чайная.

Логопед: а как называется посуда, в которой мы готовим?

Дети: кухонная.

Логопед: молодцы, а из какой посуды мы с вами едим?

Дети: столовая.

Логопед: верно, вот сейчас ребята, мы с вами поиграем в игру.

1.1. Игра «Где какая?»

(Дети поочереди подходят к столу и распределяют картинки посуды на соответствующую полку.)

Логопед: ребята, а посуда сделана вся из одного материала?

Дети: нет

Логопед: верно, посуда может быть из разных материалов, например чашка из фарфора, какая чашка? – фарфоровая.

(Проводится игра “Что из чего”.)

1.2. Игра «Что из чего?»

Тарелка из дерева (какая тарелка?) – деревянная;

Стакан из стекла (какой стакан?) – стеклянный;

Кувшин из глины (какой кувшин?) – глиняный;

Тарелка из пластмассы (какая тарелка?) – пластмассовая;

Кружка из керамики (какая кружка?) – керамическая;

Кастрюля из метала (какая кастрюля) – металлическая.

Логопед: молодцы ребята! Давайте мы с вами отдохнём вставайте в круг. (Выполняют движения по тексту.)

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Голова на тонкой ножке,

Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес (сделать большой круг).

Логопед: молодцы! Мы с вами научили Федору как надо любить посуду и теперь она её ласково называет. Кружку она называет кружечка, а вы как назовёте ласково?

1.4. Игра «Назови ласково»

Логопед: молодцы ребята! А если к Федоре мы придём в гости, ей понадобится много посуды, например, одна чашка, а много будет чего?

Дети: чашек

1.5. Игра «Один-много»

Одна тарелка – много тарелок;

Один чайник – много чайников;

Одна кастрюля – много кастрюль;

Одна сковородка – много сковородок;

Один стакан – много стаканов;

Одна ложка – много ложек;

Одна кружка – много кружек.

III. Итог занятия

Логопед: ой ребята, посмотрите какая Федора стала весёлая, добрая. К ней вернулась вся посуда, теперь она будет её любить и ухаживать. Тётушка Федора благодарит вас за помощь и дарит вам вот такие красивые медали.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ОНР (3-й уровень речевого развития) в старшей группе.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Тема: «Жизнь диких животных зимой»

Цель: Систематизация лексической и грамматической информации, формирование умения оперировать ей.

  1. Уточнение, расширение и закрепление представлений детей по теме «Жизнь диких животных зимой»;
  2. развитие умения выделять признаки по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»;
  3. развитие умения образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе;
  4. развитие умения согласовывать числительные 2 и 5 с существительными;
  5. развития умения использовать предлоги «в, под, около», обозначающие пространственное расположение предметов;
  6. развитие фонематического восприятия;
  7. развитие связной речи ( составление рассказа по серии по серии опорных картин);
  8. развитие просодических компонентов речи (развитие силы голоса, развитие дыхания);
  9. развитие оптико-пространственных представлений;
  10. развитие зрительного внимания, памяти;
  11. развитие слуховой внимания, памяти;
  12. развитие творческого воображения;
  13. развитие логического мышления;
  14. развитие графомоторных навыков;
  15. развитие общей моторики с использованием элементов релаксации, логоритмики;
  16. воспитание бережного отношения к природе;
  17. формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Оборудование: письмо в конверте от совы, карта леса; фланелеграф; магнитная доска; предметные картинки животных и их жилища; игрушки (мышь, кот, кукла, ведро, юла); музыкальные инструменты (дудка, колокольчик, погремушка, барабан); мнемотаблица; пособие «Соедини животного и его любимое лакомство»; музыкальное сопровождение Чайковский П. Из «Времён года». Святки.

Скачать:

ВложениеРазмер
kopiya_otkrytoe_zanyatie.doc44.5 КБ
mnemotablitsa.doc2.14 МБ
pismo_ot_sovy.doc20 КБ

Предварительный просмотр:

1. Организационный момент.

Здравствуйте дети. У меня для вас есть письмо от совы. Давайте его прочитаем:

«Здравствуйте ребята. Я заболела, не могу летать, очень давно не видела своих друзей животных и соскучилась по ним. Я вас очень прошу, сходить в лес и принести мне их портреты. Я повешу их у себя дома, буду смотреть и вспоминать своих друзей. Я прислала вам карту, с помощью которой вы найдёте животных и их жилища. Заранее благодарю. Сова».

Ребята, как вы думаете, почему сова заболела? (простудилась) . А какое у нас сейчас время года? (Зима). А почему вы так решили?

Ну что, ребята, поможем сове?

2. Введение в тему.

Перед тем, как отправиться на поиски, давайте вспомним, какие животные живут в лесу, и как называются их жилища. (Волк, заяц, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, белка, рысь).

Д/игра «Кто где живёт»

На фланелеграфе прикрепить животного рядом с его жилищем:

3. Развитие графомоторных навыков

Хорошо, теперь давайте посмотрим на карту, которую нам прислала сова. Нам нужно навестить волка, медведя, зайца, белку, лису. Чтобы нам не заблудиться, давайте пальчиками пройдёмся по карте, и начнём мы с логова волка, дальше пойдём к берлоге, затем заглянем под куст к зайчику, потом в дупло к белке, а затем навестим лису. (Дети по очереди ведут пальцем по карте от одно животного к другому).

Молодцы, теперь мы не заблудимся в лесу. Сейчас я скажу волшебные слова, и мы перенесёмся в лес: «Вокруг себя обернитесь и в лесу окажитесь».

4. Развитие общей моторики с использованием элементов релаксации, логоритмики;

Мы в лесу, посмотрите по сторонам. Как много снега вокруг, давайте пройдём по сугробам (высоко поднимаем ножки); поиграем со снегом, слепим снежный ком, бросим его далеко-далеко; стряхнём снежок; погреем ручки; подышим свежим, морозным воздухом (вдох через нос, выдох через рот).

Вам нравится в лесу?

Первым жилищем, куда мы отправимся, будет логово волка. Для этого слушайте мою команду (пошаговая инструкция).

5. Расширение словаря по лексической теме.

Дети нашли логово волка. (садятся)

Ребята, скажите, волк, он какой? (серый, злой, ловкий, зубастый, хищный, быстрый)

6. Д/игра «У кого кто?». Образование названий детёнышей животных в единственном и множественном числе.

Как назвать детёнышей волка?

7. Д/игра «Тихо-громко». Развитие силы голоса.

Как воет волк? (У-У-У)

Как воют волчата? (у-у-у)

8. Развитие фонематического восприятия.

Волчата проснулись, разыгрались и раскидали свои игрушки (мышь, кот, ведро, юла, кукла). Посмотрите и назовите их, из чего они сделаны? Давайте им поможем собрать игрушки. Соберём те, в названиях которых слышится звук «о», теперь те, в названиях которых слышится звук «а», «у», «ы».

9. Игра «Что изменилось». Развитие зрительной памяти, внимания.

Дети, запомните игрушки, которые лежат перед вами, теперь вы отвернётесь, я добавлю новую и вы скажите, какую именно игрушку я добавила.

А теперь я переставлю игрушки местами, вы скажите, что изменилось.

10. Игра «Что звучало?»

Развитие слухового восприятия, памяти.

Ребята, волчата разбросали не только игрушки. Посмотрите и назовите, что вы видите. (На столе лежат музыкальные инструменты (дудка, колокольчик, погремушка, барабан ).

Назовите одним словом, что это? (Музыкальные инструменты).

Волчатам, оказывается, нравится играть на музыкальных инструментах.

Дети, послушайте, как звучат каждый из этих инструментов. Теперь вы отвернётесь, послушайте и скажите, какой инструмент звучит.

Дети, молодцы, вы выполнили все задания, помогли волку, за это он оставил вам свою фотографию. Пора нам навестить медведя. Для этого слушайте мою команду (пошаговая инструкция)

11. Расширение словаря по лексической теме.

Дети нашли берлогу медведя.

Ребята, скажите, как медведя в сказках называют? (бурый, огромный, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный, хищный)

12. «Посчитаем». Согласование числительных 2 и 5 с существительными.

Давайте посчитаем медвежат: один медвежонок, 2 медвежонка, 5 медвежат.

Давайте посчитаем лапы медвежат: одна лапа, 2 лапы, 5 лап. Скажите, у медвежонка может быть 5 лап? А сколько?

13. Развития умения использовать предлоги «в, на, около», обозначающие пространственное расположение предметов.

Медвежата разбежались, давайте их соберём. Посадите медвежонка в берлогу, под дерево, около берлоги. Составьте предложение, пример: «Медвежонок сидит в берлоге».

Дети, молодцы, вы выполнили все задания, помогли медведю, за это он оставил вам свою фотографию. Пора нам навестить зайца. Для этого слушайте мою команду (пошаговая инструкция)

14. Расширение словаря по лексической теме.

Дети нашли зайца под кустом.

Ребята, зайца можно не заметить зимой и мы с вами чуть не прошли мимо почему?

Ребята, скажите, заяц, он какой? (трусливый, быстрый, серый, белый, длинноухий, осторожный)

15. Развитие связной речи. Связный рассказ по серии опорных картин (пиктограмм)

Ребята, наши зайчата расшалились и не хотят спать. Давайте, мы составим рассказ об их любимом лакомстве, а они послушают и успокоятся. Что больше всего любят зайчата? (морковь)

Посмотрите на опорные картинки, давайте подумаем, что они обозначают. (детям объясняется, что обозначает каждая картинка-символ).

Верхний левый квадрат – цвет (какого цвета овощ);

верхний средний квадрат – форма (какой формы овощ);

верхний правый квадрат – размер (какого размера овощ);

нижний левый квадрат – вкус (какой овощ по вкусу);

нижний средний квадрат – грядка (где овощ вырос);

нижний правый квадрат – кастрюля (что можно приготовить из данного овоща).

Зайчата успокоились и уснули. Давайте и мы немножко отдохнём.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой комок,

Он превратится в снежный ком,

И станет ком снеговиком,

Его улыбка так светла,

2 глаза, лобик, нос, метла!

Но солнце припечёт слегка

Увы, и нет снеговика.

Дети, молодцы, вы выполнили все задания, помогли зайцу, за это он оставил вам свою фотографию. Пора нам навестить белку. Для этого слушайте мою команду (пошаговая инструкция).

17. Развитие графомоторных навыков.

Ребята, давайте поможем белочке. Она приготовила лакомства животным, но не знает, кто что любит. Найдите для каждого животного его любимое лакомство и соедините.

Дети, молодцы, вы выполнили все задания, помогли белочке, за это она оставила вам свою фотографию. Пора нам навестить лису. Для этого слушайте мою команду (пошаговая инструкция)

18. Расширение словаря по лексической теме.

Дети нашли нору лисы.

Ребята, наша лисичка торопится к больной сове и передаст ей фотографии животных, которые мы собрали. Давайте посмотрим, кому мы сегодня помогали(ещё раз назовём животных), сложим их в конверт и отправим сове.

Давайте скажем волшебные слова лисе: «Раз, два, три, лисичка, беги!»

Ребята, мы справились с заданиями, пора нам уходить из леса, возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с лесом, скажем спасибо всем зверям.

Сейчас я скажу волшебные слова, и мы перенесёмся в детский сад: «Вокруг себя обернитесь и в детском саду окажитесь».

19. Итог занятия

Мы всех навестили, выполнили все задания, собрали все фотографии. Давайте вспомним, где мы были, какие задания вы сегодня выполняли?

Вам понравилось наше путешествие?

Я слышала, что сова получила ваше письмо, она очень благодарна, и за вашу помощь просила передать вам небольшое угощение.

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня «По грибы, по ягоды».

Конспект индивидуального логопедического занятия

для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня «По грибы, по ягоды».

Логопедическая тема: «Дифференциация звуков Л и Ль в словах и предложениях».

Лексическая тема: «Лес. Грибы. Ягоды»

Автор: Баринова Елена Владимировна

СП ГБОУ СОШ №3 “Детский сад №60”

г. Сызрань Самарской области

Цель: развивать умение использовать образцы правильной речи на основе интеграции в различных формах и видах деятельности (игровой, познавательной, конструктивной)

дифференцировать звуки Л и Ль в словах и предложениях;

закрепить знания детей о лесе, ягодах и грибах, диких животных и их детенышах;

развивать умение образовывать детенышей животных;

развивать умение согласовывать числительные с существительными;

развивать умение использовать приставочные глаголы;

развивать умение классифицировать и обобщать предметы.

развивать плавный продолжительный выход;

развивать фонематические процессы и навыки звукового анализа;

развивать мелкую моторику рук, моторику органов артикуляции, согласование речи с движением;

развивать ориентировку в пространстве, логическое мышление, память, внимание.

Оборудование:

ноутбук, звуковая запись утиного крякания, набор карточек «Мамы и малыши», тренажер для развития дыхания «Цветок и бабочка», набор конструктора «Лего», игровое поле «Веселый счет», игровое поле «Поиграем с язычком», игра-презентация «Третий лишний».

1. Организационный момент

Логопед: Саша, смотри кто сегодня к нам зашел на занятие. Это лесник и он хочет пригласить нас в лес, который он охраняет. Не сомневаюсь, что нас ждет увлекательное и незабываемое путешествие. Ну что, отправимся в дорогу?

Ребенок: Да

2. Основная часть.

Постановка проблемной ситуации.

Слышится утиное крякание.

Логопед: Послушай, что это за странные звуки… Как ты думаешь, кто бы это мог быть?

Ребенок: Утки

Логопед: Да, конечно, это над нами пролетели утки.

Игровой логопедический самомассаж лица «Летели утки»

Слова логопеда

Действия ребенка

Над лесной опушкой.

Лёгкими движениями провести пальцами по лбу 6 раз

Так же легко провести 6 раз по щекам

Указательными пальцами массировать крылья носа

А не начать ли нам массаж сначала?

Логопед: Вот мы вошли в лес. Посмотри на эту узкую тропинку. Лесник сказал, что она ведет в глубь леса. Пройдем по ней и узнаем, что нас ожидает впереди. А для этого нам необходимо выполнить все задания.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

Ребенок по очереди выполняет артикуляционные упражнения, изображенные на игровом поле и передвигает фигурку лесника.

Логопед: Молодец! Ну вот, мы и вышли на полянку. Посмотри, какой красивый цветок, а на нем большая синяя бабочка. Но вот беда — бабочка намочила крылышки росой от цветка и теперь не может взлететь. Давай, поможем ей?

Развитие плавного длительного выхода

Ребенок сдувает бабочку с цветка.

Логопед: Мы помогли бабочке взлететь, а теперь посмотрим, что же еще есть на полянке. Что ты видишь?

Ребенок: грибы и цветы.

Развитие согласования числительного с существительным

Логопед: Да, здесь много разных грибов и цветов! Давай посчитаем их?

Игра «Веселый счет»

Ребенок считает грибы и цветы, называет их количество и выкладывает соответствующее им число цветных блоков конструктора Лего: 5 лисичек – 5 оранжевых блоков, 6 маслят – 6 коричневых блоков, 3 тюльпана – 3 красных блока, 4 василька – 4 синих блока.

Логопед: Молодец, ты все верно посчитал. А теперь давай соберем грибы и отнесем домой?

Ребенок: да

Логопед: А вот что же мы будем собирать грибы – мы забыли взять с собой лукошко! Что же, значит нужно сделать его из подручных материалов!

Развитие мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, логического мышления

Ребенку предоставляются блоки конструктора Лего, из которых он собирает лукошко.

Логопед: Какое прекрасное лукошко у тебя получилось! Мы хорошо потрудились, а можно немножко поиграть.

Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа

Логопед: Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай. Итак, слушай внимательно и подбирай недостающее слово.

Возле леса на опушке мы увидели…

Ребенок: Лягушку.

Логопед: А потом в густом лесу, мы наткнулись на …

Ребенок: Лису.

Логопед: Молодец! А теперь посчитай, сколько звуков в слове «лиса», перечисли эти звуки и составь схему слова при помощи цветных блоков конструктора.

Ребенок считает звуки, называет их и выкладывает схему слова. Мягкий звук Ль обозначает блоком зеленого цвета, гласный звук И — блоком красного цвета, твердый согласный С — блоком синего цвета, гласный звук А — блоком красного цвета.

Логопед: Молодец! Ты прекрасно справился с заданием и теперь можем немного отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика «Белочка»

Слова логопеда

Действия ребенка

Прыгает по веточкам

Мелькает хвостик средь ветвей

Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочередно касаться остальных пальцев, выполняя упражнения сначала одной, затем другой рукой.

Развитие словообразования, образование детенышей животных

Логопед: Белочка рассказала леснику, что в лесу случился переполох. Потерялись детеныши и мамы ушли на их поиск. Нужно помочь мамам найти своих деток.

Игра «Мамы и малыши»

Ребенок предоставляются карточки с лесными дивотными и их детенышами. Он выбирает соответствующую пару карточек и называет их: лиса — лисёнок, олень — оленёнок, лось — лосёнок и т.д.

Развитие умения классифицировать предметы по определенному признаку

Логопед: Молодец! Все мамы нашли своих потерявшихся малышей. А теперь поиграем в игру «Третий лишний». Смотри внимательно на экран и скажи, что же здесь лишнее.

Игра «Третий лишний»

Ребенок играет в игру с применением ИКТ «Третий лишний»

Логопед: Молодец!

Употребление приставочных глаголов

Логопед: Ну вот мы и вышли из леса, а это значит, что наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться. На пригорке мы увидели машину лесника и он предложил нас подвезти.

Игра «Веселое путешествие»

Ребенок катит машину, проговаривая свои действия.

Машина ехала, ехала и доехала до горы, потом въехала в гору, а затем съехала с горы и поехала дальше. Объехала столб. Доехала до речки. Проехала по мосту, переехала рельсы и приехала в детский сад.

3. Анализ. Рефлексия.

Логопед: Мы вернулись в детский сад. Давай вспомним, где мы сегодня побывали и кого встретили? Понравилось тебе наше путешествие?

Список использованной литературы:

Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2019. – 96 с.

Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет. – Спб.: Корона. Век, 2019. – 80с.

Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. – 3-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 64 с.

Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – Спб.: Детство-пресс, 2018. – 64 с.

Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.] – Волгоград: Учитель, 2012. – 151 с.

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста с речевым диагнозом ОНР – 3-ий уровень.

Тема: Автоматизация звука «Ль»

Задачи:

Образовательные:

-закрепить умение называть детенышей животных, формировать морфологическое обобщение;

-формировать понятие «согласный, мягкий, звонкий звук»;

Коррекционные:

-продолжать развивать артикуляционную моторику;

-уточнить и закрепить правильное произношение звука «Ль» в слогах, словах и предложениях;

– развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику;

Воспитательные:

– учить работать в коллективе;

-формировать положительную мотивацию к занятию.

Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста с речевым диагнозом ОНР – 3-ий уровень.»

Конспект организованной – образовательной деятельности подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевым диагнозом ОНР – 3-ий уровень.

Тема: Автоматизация звука «Ль»

Образовательные:

-закрепить умение называть детенышей животных, формировать морфологическое обобщение;

-формировать понятие «согласный, мягкий, звонкий звук»;

Коррекционные:

-продолжать развивать артикуляционную моторику;

-уточнить и закрепить правильное произношение звука «Ль» в слогах, словах и предложениях;

– развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику;

Воспитательные:

– учить работать в коллективе;

-формировать положительную мотивацию к занятию.

Методы и приемы: игровые упражнения, дидактические игры.

Оборудование:

индивидуальные зеркала;

-предметные картинки, маркеры согласных звуков твердого(мягкого), звонкого(глухого), звуко-слоговые схемы слов ;

– Сядет тот, кто ответит на вопросы: «Кто детеныш у оленя (лисы, коровы, белки, осла)?. Ответивший занимает свое место.

2. Основной этап.

Упражнение «Послушай, подумай, ответь».Логопед предлагает послушать рассказ и определить, какой звук чаще всего слышится в словах. Логопед выделяет звук голосом и по мере называния слов со звуком «Ль» выставляет предметные картинки.

В одном лесу поселился маленький бельчонок. Он очень любил лепить из глины. Сядет под ель и лепит. Бельчонок мог слепить колесо, лимон, апельсин, льва, пальму, лягушонка, теленка. Когда в гостях у бельчонка бывали лисенок, олененок и осленок, то они любовались лепкой бельчонка. Они восхищались глиняными изделиями и дали бельчонку медаль.

-Какой звук чаще всего слышался в рассказе?

-Упражнение «Звук «Ль». Уточнение артикуляции звука «Ль». Произнести звук перед зеркалами, выбрать маркер для звука «Ль» и доказать, что выбор сделан правильно.

– Упражнение «Повтори, не ошибись». Произнести ряды слогов, меняя ударение.

Упражнение «Где звук?» Логопед по выставленным картинкам предлагает детям поочередно произносить слова и определять, где слышится звук «Ль».

– Упражнение «Один-много». Логопед просит детей назвать выставленные картинки во множественном числе.(бельчонок-бельчата, колесо-колеса, лимон-лимоны и т.д.)

-Упражнение «Составь схему». Логопед выставляет картинки: липа, малина. Предлагает составить схемы этих слов и проанализировать их.(сколько слогов, сколько звуков, назвать ударный слог)

3. Физминутка. Дети произносят текст, выполняя движения.

Белые лебеди по небу летели,

По небу летели и на воду сели.

Сели, поседели – снова полетели.

Упражнение «Я начну, а ты продолжи». Логопед предлагает закончить предложение, подобрав нужное слово.

Алеша часто мечтает, он (мечтатель). Коля любит читать книги, он (читатель).

Папа Лены водит машины, он (водитель). Леонид спасает утопающих, он (спасатель).

Леня победил в игре, он (победитель). Толя покупает книгу в магазине, он (покупатель).

У Вали пальма маленькая, а у Лены (большая). Олененок слабый, а дельфиненок (сильный).

Малина сладкая, а селедка (соленая). У Лизы болит правое колено, а у Оли (левое).

Вова живет близко от леса, а Леня (далеко).

-Упражнение «Измени предложение».

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».

Алферова Татьяна Николаевна,

учитель-логопед МАДОУ д/с 143 г. Тюмени,

1 квалификационная категория,

педагогический стаж: 20 лет.

Образовательные:

– закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;

– согласовывать существительные с числительными;

– закреплять навыки словоизменения существительных;

– уточнить представления по теме «Животные зоопарка» (названия, чем питаются).

Коррекционно-развивающие :

– развивать фонематический слух ребенка (определять наличие заданного звука в слове);

– формировать навыки фонематического анализа (определение позиции звука в слове);

– развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;

– развивать общую координацию при подвижной речевой игре.

Предшествующая работа :

– разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука [Р];

– развитие направленной воздушной струи;

– формирование (постановка) правильного произношения звука [Р];

– автоматизация звука [Р] изолированно, в открытых и закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах и словосочетаниях;

– формирование умения определять наличие звука [Р] в словах;

– формирование умения определять позицию звука в слове;

– согласование существительных с числительными.

Оборудование:

1.Картинки-символы артикуляционной гимнастики для звука [Р]

2.Предметные картинки по теме «Зоопарк»

– общий вид Зоопарка;

– животные со звуком [Р] в названии: жираф, тигр, носорог, крокодил, росомаха, морж, зебра, мартышка и другие;

– животные без звука [Р] в названии;

– дидактическая игра «Кто чем питается».

3. Картинка поезд с тремя вагонами с обозначениями позиции звука в слове.

4. Картинки животных для игры «1-2-5».

Возрастная категория : ребенок 5-7 лет.

Продолжительность занятия : 20 минут.

1 . Организационный момент. Установка на занятие.

Здравствуй, дружок. Сегодня к нам в гости пришел жираф, его зовут Рома. Он хочет загадать тебе загадку. Послушай загадку, назови отгадку:

Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём? (1)

Ребенок называет отгадку: это зоопарк.

Молодец, а ты был в зоопарке?

Давай создадим свой собственный зоопарк! Наш зоопарк будет необычный. Мы поселим в нем только тех животных и птиц, в названии которых есть звук [Р] .

2. Артикуляционная гимнастика, развитие речевого выдоха.

Все животные ждут нас на волшебной лесной полянке,

а доберемся мы туда вот по этой тропинке.

Вышли мы на тропинку и увидели лягушку.

(Упражнение «ЛЯГУШКА» 5-7 секунд)

Идем дальше и вдруг видим – бегемот!

(упражнение «БЕГЕМОТИ»- 5-7 секунд).

Пошли мы по тропинке дальше, а перед нами – лошадка!

Сели на лошадку, взялись за поводья поехали

(упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд).

Вдруг кто-то встал у нас на пути, остановим ЛОШАДКУ,

БРРРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Кто это? Это – ИНДЮК! (Упражнение «ИНДЮК» 5-7 секунд)

А мы поскакали дальше (упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд)

Вдруг мы выехали на красивую полянку. Останови лошадку!

БРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Тишина! Дятел застучал на дереве. Сначала медленно, а теперь – быстро.

(Упражнение «ДЯТЕЛ» в медленном темпе, затем – в быстром темпе)

Посмотри, какие красивые грибы растут на этой полянке! Соберем грибы!

Упражнение «ГРИБОК»( каждый «грибок» держать 3-5 секунд)

3. Уточнение артикуляции звука [Р]

Собрали грибы, пересели на машину, поехали!

Чтобы мотор у машины красиво зарычал, давай вспомним, как нужно правильно произносить звук [Р] : рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончит языка поднят к альвеолам и вибрирует.

Покажи, как красиво рычит мотор: РРРРРР.

Мы подъехали к горе. А в горах – эхо.

4. Автоматизация звука [Р] в слогах:

Все, что произнесет человек – эхо повторяет за ним несколько раз, сейчас ты будешь моим эхом, повтори то, что услышишь, 3 раза:

5. Развитие фонематического слуха, выделение звука [Р] в словах:

А мы поехали дальше, а вот и наша волшебная поляна! На поляне нас ждут разные животные. Давайте будем называть их и выбирать тех, в названии которых услышим звук [Р]:

Молодец, а теперь перечисли всех животных, которых ты выбрал для зоопарка, не забывай правильно произносить звук [Р].

6. Определение позиции звука в слове.

Чтобы доставить животных в наш зоопарк, посадим каждое животное в клетку, а клетки погрузим в вагоны. В нашем поезде 3 вагона, пусть в первом вагоне поедут те животные, в названии которых звук [Р] стоит в начале слова, во втором – в середине слов, в третьем – в конце слова.

Пока поезд везет наших животных в зоопарк, давай рассмотрим их. Посмотри, какая красивая шкура у жирафа – она пятнистая, У кого из животных шкура тоже пятнистая? ( У рыси)

А у тигра шкура какая? (Полосатая). У кого из животных шкура тоже полосатая? (У зебры).

Животные предлагают тебе поиграть, послушай песенку и повтори движения за мной:

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих . частей тела
А у тигра есть полоски, есть полосочки везде «Рисуем» ребрами ладоней полоски

А у тигра есть полоски, есть полосочки везде. по всему телу.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, на коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих
частей тела.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Движения, как для тигра.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

8. Согласование существительных с числительными. Игра «1-2-5».

Вот мы и приехали, давай посчитаем наших животных

9. Автоматизация звука во фразе. (3)

Пришло время наших животных накормить. Посмотри на картинки и выбери, что ты дашь каждому животному. (Строим фразу «Я накормлю кого? Чем?» (если слово «накормлю» пока не получается, можно заменить на фразу «Я дам кому? Что?»))

Я дам мартышке банан.

жирафу – веточки с листьями

10. Подведение итогов .

В зоопарке наступает ночь, звери легли спать. Тебе понравился наш зоопарк? Мы еще вернемся сюда.

Ты сегодня хорошо поработал, красиво произносил звук [Р]. Следи за своей речью и всегда произноси звук [Р] правильно.

1. Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки [р] ,[р`] . Домашняя тетрадь логопедическая для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

2. Акименко В.М.Исправление звукопроизношения у детей : учебно-методическое пособие / В.М. Акименко. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.

3. Каше Г.А. Подготовка детей с недостатками речи к школе. – М.: Просвещение, 1985.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.- М., Гном-Пресс, 1999.

5. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи.- М: Эксмо, 2003

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Конспект индивидуальной НОД по коррекции звукопроизношения. Тема: «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях»

Конспект индивидуальной НОД по коррекции звукопроизношения. Тема: «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях». Образовательная деятельность была запланирована и проводилась с двумя детьми средней логопедической группы с общим недоразвитием речи.

Тема: Автоматизация звука [р] в словах и предложениях «Мы построим Дом Друзей!»

  • закреплять навыки правильного произношения звука [р] в связной речи.
  • уточнить и закрепить акустические и артикуляционные свойства звука [р];
  • закреплять навык правильного произношения звука [р] в словах, слогах и предложениях;
  • активизировать словарь по лексической теме «Дом. Жилище»;
  • совершенствовать навыки словообразования относительных имён прилагательных;
  • упражнять в согласовании имён числительных и имён существительных;
  • упражнять в согласовании имён прилагательных и имён существительных;
  • совершенствовать умение грамматически правильно строить предложение.
  • развивать артикуляторную моторику;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать умение понимать обращённую речь;
  • развивать ориентировку в пространстве;
  • развивать зрительный гнозис и зрительное восприятие;
  • развивать конструктивные умения и навыки;
  • развивать психические процессы: внимание, воображение, память, логическое мышление;
  • развивать связную речь;
  • развивать общую и мелкую моторику.
  • воспитывать умение следить за правильным произношением поставленных звуков в речи.
  • салфетки, предметные картинки (муравейник, конура, нора, берлога, коровник), игровые фигурки (Чебурашка, Крокодил Гена), игровые строительные каски для детей, ноутбук, презентация «Строительные материалы и инструменты», игрушечный грузовик, «кирпичи» с картинками, схема дома.

Предварительная словарная работа:

  • коровник, конура, муравейник, инструменты, чертёж, архитектор, цемент, шифер, доски

Ход занятия.

I. Организационное начало занятия.

Логопед (Далее Л): Здравствуйте ребята! Подарите гостям свои улыбки! Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук [р]. (на магнитной доске картинки: берлога, муравейник, нора, сарай, конура)

Л: Назовите картинки. Как можно назвать их одним словом?

Дети (Далее Д): Дом, жилище.

Л: Для чего нужен дом?

Л: Иметь дом очень важно и для людей и для животных. Дом защищает от непогоды, от врагов. В жилище люди растят детей, животные детёнышей, а птицы – птенцов.

Л. Кто строит жилища диким птицам и животным?

Л. А кто строит дом человеку? Как называется эта профессия?

Л. Посмотрите, к нам в гости пришли сегодня Чебурашка и Крокодил Гена. Они просят нас помочь им построить Дом Друзей. Мы с вами превратимся в строителей и будем строить Дом Друзей и продолжим учиться произносить звук [р].(Логопед надевает строительные каски на детей)

II. Основная часть.

Л: Для того, чтобы успешно выполнить все задания, нам необходимо выполнить артикуляционную гимнастику.

1. Артикуляционная гимнастика.

В первую очередь возьмём с собой хорошее настроение (Упражнение «Заборчик»).

Приступим к строительству. Нам понадобятся доски узкие (Упражнение «Иголочка») и широкие (Упражнение «Лопаточка»).

Теперь необходимо покрасить крышу дома (Упражнение «Маляр»).

Покрасим стены (Упражнение «Почистим верхние зубки») и крыльцо (Упражнение «Почистим нижние зубки»).

Поставим трубу (Упражнение «Грибок»).

Забьём гвозди (Упражнение «Лошадка»).

2. Развитие фонематического слуха.

Упражнение «Услышь звук».

Л. Перед тем, как начать строительство дома, мы выберем необходимые материалы и инструменты. Я покажу вам картинки и назову слова, если в слове вы услышите звук [р], то хлопаете в ладоши.
Картинки (презентация на ноутбуке): шифер, мастерок, цемент, трубы, молоток, кирпичи, доски, рубанок, краска, лом, рулетка.

Л. Молодцы! Вы были очень внимательны.

3. Автоматизация звука в словах. Упражнение «Найди и назови»

Л: Пока мы выбирали инструменты и материалы, к нам приехал грузовик и привёз кирпичи. Нам нужно отобрать те, которые годятся для постройки нашего дома. Кирпичи необычные: на каждом картинка. По очереди берите кирпичи и правильно называйте слово. Если в слове есть звук [р], то кирпич нам подходит.

(«Кирпичи» — карточки трёх цветов: розового, оранжевого и красного, перевёрнуты вниз картинкой, дети по очереди отбирают нужные «кирпичи»)

Л. Молодцы! Теперь давайте посчитаем, сколько кирпичей у каждого из вас? Сколько красных кирпичей? Розовых? Оранжевых?

Д. У меня два розовых кирпича.

4. Конструирование. Совместная деятельность детей.

Л: Для того, чтобы строить дом, необходима схема – чертёж. Чертежи домов выполняет человек, профессия которого называется «архитектор». Архитектору очень важно быть точным и внимательным. Если он ошибётся в своих чертежах, то строители неправильно построят дом. Вот наша с вами схеме, по которой мы будем строить дом.

Л. Внимательно рассмотрите её. Выкладываем «кирпичи» точно по схеме.

(Дети выкладывают дом стоя у соседнего стола.)

5. Автоматизация звука [р] в предложениях.

Л: Вот мы и построили дом. Но, мне кажется, чего-то не хватает.

Д. Не хватает крыши.

Л. Для того, чтобы нам её получить, нужно правильно проговорить предложения со словами-кирпичиками.

Оранжевые кирпичи: корова, ворона, карась.

Рогатая корова ест траву в коровнике.
Серая ворона вьёт из прутиков гнездо.
В пруду плавают караси.

Розовые кирпичи: рама, труба.

Старый барсук роет нору.
Из трубы идёт серый дым.

Красные кирпичи: забор, смородина, тропинка.

Мы построим высокий забор.
К дому ведёт узкая тропинка.
В саду растёт красная и чёрная смородина.

Дети проговаривают по очереди предложения, чётко произнося звук [р].

Л. А вот и крыша.

Дети ставят на место крышу.

6. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика «Новый дом»

Л. Пальчики устали, пусть они отдохнут. Выполним пальчиковую гимнастику «Новый дом»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери, мой друг!
Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.
Мы построим новый дом,
Ставят рядом ладошки-«стены»,
Есть окошко в доме том.
Есть еще одно, повыше,
Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей».
Есть труба вверху на крыше.
Мизинец отставляют в сторону — труба.
Дом готов, зовем гостей:
«Приходите поскорей!»
Делают приглашающий жест рукой.

III. Подведение итогов.

– Вот какой прекрасный Дом Друзей у нас получился! Чебурашка и Крокодил Гена благодарят вас за помощь.

– Что понравилось делать?

– Какой звук учились произносить?

Презентация к занятию:

Сергеева Елизавета Сергеевна,
учитель-логопед,
МБДОУ — детский сад № 71
комбинированного вида г. Орла

Читайте также:  Коррекция устной и письменной речи у учащихся младшего школьного возраста в условиях билингвизма
Ссылка на основную публикацию