Конспект ООД по обучению грамоте с детьми c ЗПР в старшей подгруппе

Методические разработки. Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости – задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ.

Многочисленные исследования психологических особенностей детей с задержкой психического развития указывают на то, что у детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатичность.

Вопросами этиологии и классификации задержки психического развития занимались М.С.Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская. Для практических работников наиболее значима классификация задержки психического развития по этиологическому принципу К.С.Лебединской (1982), которая выделяет четыре формы задержки психического развития: конституциональная, самотогенная, психогенная и церебрально-органического генеза.

Дифференциальная диагностика этих форм указывает на отставание в развитии и ряд характерных особенностей незрелости как эмоционально-волевой, так и интеллектуальной сферы каждой из них.

Дизонтогенез психофизического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) и, в частности, особенности познавательной деятельности изменяют процесс овладения ими речевой функцией и определяет своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, однообразие синтаксических и недостаток использования морфологических форм затрудняют развернутое высказывание [1;5;6].

По исследованиям Г.Н.Рахмановой, Н.А.Цыпиной, у этих детей выявляются трудности в формировании письменной речи, а также недостатки регулирующей функции речи и речевого общения.

На особенности обучения грамоте детей с ЗПР указывают исследования Л.Ф.Спировой, Н.А.Цыпиной, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашиной и др. Они указывают на то, что дети с ЗПР и их нормально развивающиеся сверстники, овладевая грамотой, находятся на принципиально разных уровнях.

У детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, чаще наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушения звукопроизносительной стороны речи (Е.В.Мальцева, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашина).

Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с данной категорией детей.

Подготовка детей к обучению грамоте предусматривает решение следующих задач:

  1. Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, научить практически изменять слова и образовывать новые, сравнивать и обобщать различные явления языка.
  2. Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи. Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по артикуляции и по акустическим признакам, что соответствует этапу овладения простыми видами звукового анализа.
  3. Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их точное место в слове, а также количество звуков в слове.

Работа по обучению грамоте строится поэтапно. При разработке содержания и методов обучения детей с ЗПР на подготовительном этапе учитывались достижения как специальной, так и общей педагогики и психологии.

Эффективность обучения и воспитания обеспечивается максимальным использованием практической деятельности детей на занятиях, а также использованием игровых приемов, наглядного и дидактического материала, разнообразных пособий, позволяющих формировать интерес к занятиям и активно усваивать новое.

Применяются следующие виды дидактического материала:

  1. предметные и сюжетные картинки;
  2. текстовой материал (стихи, загадки, рассказы, сказки, скороговорки, чистоговорки, поговорки, потешки);
  3. разнообразный игровой материал (ребусы, кроссворды, шарады);
  4. схемы и таблицы и др.

При использовании дидактического материала на занятии по обучению грамоте педагоги должны придерживаться ряда требований:

  1. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляется в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий.
  2. Отобранный материал эффективно используется на занятии по обучению грамоте.
  3. Педагог осуществляет руководство деятельностью детей при работе с подобранным материалом.
  4. Игры, задания, упражнения применяются как для закрепления материала, так и для решения новых задач.
  5. Практикуется создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала.
  6. Необходимо сочетать наглядные средства с использованием речевых приемов и методов.
  7. Следует производить варьирование демонстрационного материала и практической деятельности.

В современной методической литературе имеется большой арсенал дидактических игр. Многие педагоги, проявляя творчество в своей работе, придумывают их самостоятельно.

Предлагаются следующие задания, игровые упражнения и дидактические игры, которые можно использовать при подготовки детей к обучению грамоте:

  • уточнить артикуляции звука (узнать по картинкам, по губам);
  • определить наличие или отсутствие заданного звука хлопками, сигналами, картинками;
  • отобрать картинки, в названии которых есть изучаемый звук, утрированно его произнося;
  • придумать слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;
  • узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;
  • находить в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;
  • отгадать загадку и выделить первый или последний звук в словах-отгадках;
  • выделить из ряда слов, произносимых педагогов, те, в которых имеется заданный звук;
  • выделить из предложения слова с заданным звуком.

Таким образом, работа по обучению грамоте детей с задержкой психического развития проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей: фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.

Конспекты составлены по лексическим темам.

  1. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе // Под ред. В.Ф.Мачихиной, Н.А.Цыпиной. М., 1992.
  2. Обучение детей с ЗПР (пособие для учителей) //Под ред. В.И.Лубовского. Смоленск, 1994.
  3. Рахманова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология. 1987. №6.
  4. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1989.
  5. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Дидактический материал по русскому языку для работы с детьми с задержкой психического развития. М., 1992.
  6. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. М., 1990.
  7. Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития //Дефектология. 1976. №3.

Конспект занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР “Путешествие в страну знаний”

Епишева Татьяна Павловна

Учитель-дефектолог, МАДОУ ДС № 17 “Ладушки”, г.Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ-ЮГРА

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Епишева Т.П. Конспект занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР “Путешествие в страну знаний” // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 28.02.2020 ).

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР “Путешествие в страну знаний”

Цели занятия

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить сформированность слухового, сенсорного и моторно-двигательного внимания у детей в разнообразной деятельности;
  • формировать инициативное высказывание в диалогах;

Коррекционно – развивающие:

  • уточнить знания о числовом ряде;
  • закреплять количественный счет;
  • уточнить пространственные представления, геометрические фигуры и цвет;
  • вырабатывать навыки в распределении внимания между несколькими предметами, переключении с одного на другой;
  • развивать мышление с помощью таких логических приемов, как обобщение, классификация;
  • корректировать процессы, влияющие на улучшение зрительных функций:

– развитие зрительно – пространственной ориентировки;

– развитие сохранных анализаторов;

– повышение остроты зрения;

– развитие глазодвигательных функций: фиксация, прослеживание;

– формирование зрительного восприятия;

– закрепление ориентировки на микропространстве (на листе бумаги);

  • развивать мелкую моторику и координацию рук с действием;
  • вовлекать детей в активную познавательную и речевую деятельность, совершенствовать умение использовать обобщающие слова;

Воспитательные:

  • воспитывать умение сосредоточиться, не отвлекаться при выполнении задания, работать в едином темпе и ритме с другими детьми;
  • воспитывать выдержку, умение действовать по словесной инструкции.

Оборудование:

-комплект цифр на каждого ребенка;

демонстрационный материал: картина (ежи, солнце, гриб, елка с шишками);

картина с наложением (игрушки); картина с геометрическими фигурами;

– картинка леса и деревни;- пирамидка; – большая цифра 4.

раздаточной материал: (шишки, грибочки); карточки с наложением

(игрушки); карточки с геометрическими фигурами;

– картинки домашних и диких животных (свинья, лошадь, коза; белка, волк, лиса);

– тарелочки; бабочка (гимнастика для глаз); цветные карандаши; мольберт;

– аппаратура мультимедиа, экран.

Ход занятия

  1. Организационный момент

В лесу скоро открывается лесной детский сад и ежата будут его посещать, но они не знают, чем занимаются в детском саду, что там делают. Я предлагаю показать какие любознательные и находчивые ребята в детском саду и как они занимаются. Сегодня на занятии у нас будут разные задания. И вот первое из них.

а/ Вопросы на сообразительность:

  • Как называется геометрическая фигура, у которой 3 угла?
  • Кто длиннее: змея или гусеница?
  • В какое время суток вы занимаетесь, играете, гуляете?
  • Какое число меньше: 5 или 6?
  • Чего больше деревьев или листьев?

б/ «Назови и проходи».(формирование цветоразличения)

(ребенок отвечает на вопрос и проходит, садится на стульчик за столом) Сережа, какого цвета у тебя шорты? Полина, назови цвет своего бантика? Кирилл, какого цвета цифры на твоей футболке? Дима, какой цвет кроме красного на твоей рубашке? Настя, в какой цвет окрашены цветочки на твоем платье.

Читайте также:  Карта индивидуальной работы учителя-логопеда с дошкольниками с ОНР

II. Основная часть.

1. Работа с картиной / отгадывание загадок.

а/ – У нас есть картина. Я вам буду загадывать загадки, а вы найдите на ней отгадки.

«Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет» (солнце)

«Ее всегда в лесу найдешь- пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж зимою в платье летнем» (елка)

«Сердитый недотрога, живет в лесной глуши.

Иголок очень много, а нитки не одной» (ежик)

« Под сосною у дорожки, кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть – нет головы» (гриб)

б/ Вопросы по картине.

– Сколько ежат на картине? (три)

– Каких предметов по одному? ( солнце, елка, гриб)
– Сколько шишек на елке? (четыре)

– Покажите карточку с цифрой 4.

в/ Работа с раздаточным материалом. (количество и счет)

(понимание отношений между числами натурального ряда).

– У вас на тарелочках есть шишки и грибочки.

Положите столько шишек, сколько их на елке. (Что надо сначала сделать? Сколько ты насчитал шишек? Сколько ты возьмешь шишек из тарелочки?)

Сколько вы положили шишек? Сережа? Кирилл? У тебя Дима.

А теперь положите грибочков на 1 больше, чем шишек.

Сколько вы положили грибков?

Чего больше: шишек или грибочков?

На сколько грибочков больше, чем шишек?

На сколько шишек меньше, чем грибочков?

(немного запутались, на следующих занятиях будем учиться сравнивать количество предметов).

2. «Найди домик». (классификация предметов по их основным признакам, развитие зрительно – пространственной ориентировки).

– Ежата лесные жители. А вот другие животные заблудились, не могут найти, где их дом в лесу или рядом с людьми.

-У вас есть картинки животных, надо помочь найти жилье для каждого животного.

Где их дом: лес или рядом с людьми. (дефектолог демонстрирует картинки леса и деревни)

– Послушайте, как я говорю, а потом вы сами будите рассказывать.

– Это корова. Она живет рядом с людьми.

– Это лось. Он живет в лесу.

(ответы детей) Молодцы, помогли животным найти их жилье.

3. «Расскажи о яблоке» (подбор определений.)

– Подумайте и скажите, что любят ежи? (грибы, ягоды, молоко…)

– Мы угостим их яблоком. А вы расскажите: какое яблоко.

– Вы будите называть какое яблоко, а я буду надевать колечки.

( использовать пирамидку, наводящие вопросы) / Красное, сочное, большое, твердое, гладкое, круглое, вкусное, сладкое, полезное, ароматное …)/ после того, как собрали колечки пирамидки – дефектолог быстро накрывает ее салфеткой.

4. «Услышь правильное слово»

(развитие сохранных анализаторов: фонематический слух)

– Яблоко – это фрукт. Какие фрукты вы еще знаете?

– Я вам буду называть слова, похожие на слово «груша» и когда вы услышите, что

я сказала правильно, хлопните в ладоши. (приготовьте ладоши)

– Слушайте внимательно: груфа, г´юша, глюса, груша, груса, г´юса, г´юфа, груша.

– Это было трудное задание, но мы обязательно потренируемся различать

правильно называемые слова.

5. Беседа об игрушках.

– Вот мы собрали колечки и что у нас получилось? Пирамидка.

– Пирамидка – это что? Игрушка.

– А вы знаете игрушку – «неваляшка»?

– Почему ее так называют?

– А еще неваляшку называют «Ванька – Встань-ка». Я вам покажу и расскажу потешку про Ваньку – Встань-ку, а вы смотрите и вместе со мной выполняйте.

III. Физкультминутка. (развитие зрительно – моторной координации)

Ванька – Встань-ка, Ванька – Встань-ка, (наклоны в стороны)

Приседай-ка, приседай-ка. (приседания)

Будь послушным, ишь какой (погрозить пальчиком)

Нам не справиться с тобой. (покружиться)

IY. Гимнастика для глаз. ( использование электронной физминутки с показом на большом экране)

Сейчас на улице осень. И мы с вами понаблюдаем, как ветер срывает листочки с дерева, а наши глаза будут за ними следить и в тоже время отдыхать.

Внимательно следите глазами за падающим листочком.

Y. Работа с карточками. (развитие остроты зрения: наложение предметов).

– У вас есть карточки, где много игрушек.(также выставляется большая картинка с таким же заданием)

– Посмотрите внимательно и скажите: какую игрушку вы увидели?

– Слушайте других детей, старайтесь не повторяться. (ребенок: я увидел мячик…)

– Что еще вы увидели? (дополнительные вопросы, если дети затрудняются назвать все предметы на карточке)

– Посчитайте и скажите мне на ушко: сколько всего игрушек на карточке?

– Поднимите руку у кого получилось 6 игрушек? У кого 7 игрушек? (молодцы, эти дети не ошиблись, кто насчитал 6 игрушек)

YI. Гимнастика для глаз.

(развитие глазодвигательных функций: фиксация, прослеживание)

– Вы внимательно и долго рассматривали картинку, глаза устали и сейчас сделаем гимнастику, чтобы глаза отдохнули.

– Последите глазами за полетом бабочки: бабочка полетела влево, полетела

вправо, полетела влево, вправо (следим только глазами); полетела вверх, вниз,

– Поморгали часто, часто – зажмурились крепко, крепко.

– Поморгали часто, часто – раскрыли глаза широко, широко.

– Потрите ладони и прикройте глаза, глаза отдыхают.

YII. Работа с карточками (развитие мелкой моторики руки)

(развитие зрительного восприятия, практической ориентировки на микропространстве – листе бумаги, мелкой моторикеРаскрась фигуры.

– Теперь потренируем пальчики.

– Вы сказали, что ежата любят грибочки. Давайте угостим ежат. Положите перед собой карточку с грибами и раскрасьте второй грибок; пятый грибок; первый грибок.

– Старайтесь не выходить за контур, держите правильно карандаш.

– Сколько всего грибов вам надо закрасить? Сколько грибов вы еще не закрасили ?

– У нас мало времени, поэтому остальные грибочки вы закрасите в группе.

YIII. Итог занятия.

Сегодня на занятии вы выполнили много заданий.

– Какие задания были интересными?

Какое задание было трудным?

– А какое задание не вызвало затруднений?

Сюрпризный момент. Ежатам очень понравилось как вы работали на занятии и они дарят вам свои портреты. Вы их возьмете в группу и разукрасите.

Литература:

1. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет. М.: Творческий центр Сфера, 2006.

2.Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль: Академия развития, 1998.

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей подгруппе детей с ЗПР «Звуковой анализ слова»

Зинфира Уразбаева
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей подгруппе детей с ЗПР «Звуковой анализ слова»

Конспект ООД по обучению грамоте

с детьми задержкой психического здоровья

в старшей подгруппе

Тема: Звуковой анализ слова.

Составление предложений с заданными словами.

совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов; обогащать словарный запас детей.

развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память; развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом;

создать хорошее настроение; воспитывать чувство товарищества, умение слушать взрослого и товарищей, желание и умение работать в коллективе; поощрять активность и самостоятельность.

Словарная работа:

звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.

Демонстрационный материал: домик одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный и герои мультфильма «Смешарики».

Раздаточный: полоски с пятью клеточками, фишки красного, синего и зеленого цвета.

Ход занятия:

1. О. М. Я буду называть слова, а вы в нем гласную найдите и назовите. (кот, кит, лук, лак, дым).

2. Загадывание загадки:

Во стоит одноэтажный

Дальше там многоэтажный,

Упираясь в вышину,

Сотни человек отважных

Их построили однажды,

Чтобы жили в них с тобою

Мы всей дружною семьею.

3. Мы сегодня с вами будем поводить звуковой анализ слова «домик».

Как вы думаете, сколько звуков в слове «домик» (5зв.)

Назовите первый звук в слове («д», какой он?

Назови второй звук, и какой он?

Третий звук («м», четвертый звук («и», пятый («к»?

Сколько гласных звуков в слове («о», «и»?

Какие согласные звуки («д», «м», «к») чем они отличаются?

4. Ребята, Совунья хочет узнать какой ударный звук в слове «домик»«о».

А Нюша предлагает слово «домик» разделить на слоги.

Давайте сейчас разделим слово «домик» на слоги.

Какой первый (хлопками) слог («до», какой второй слог(«мик»?

5. Крош прислал задание в конверте нам. Надо составить предложение из заданных слов.

Дом, построит, новая. (Построили новый дом).

Дом, строители, строить. (Строители строят дом).

Скамейка, дом, около. (Около дома скамейка).

6. Физминутка: По дороге мы идем

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом полежим,

А потом домой пойдем.

7. А Лосяш сочинил стихотворение вам. Я его вам прочту, а вы догадайтесь.

Какими словами, похожими на слово «дом» надо закончить каждую вторую строчку.

Жил да был веселый гном

Он в лесу построил (дом).

Рядом жил поменьше гном

Под кустом он сделал (домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил. (домишко).

Старый мудрый гном-гномище

Выстроил большой (домище).

Был он стар и был он сед

И большой был (домосед)

А за печкой, за трубой

Жил у гнома…. (домовой)

Очень строгий деловитый,

Читайте также:  Социализация детей с ОВЗ

Мох, калину, зверобой

Все из леса нес (домой).

Есть любил он суп вчерашний.

Пил он только квас (домашний).

Каждый день соседи-гномы

Навешали деда (дома).

Всех встречал радушно гном,

Все любили этот (дом).

8. А Капатыч любил придумывать разные слова. Давайте и мы придумаем слова с заданным звуком.

Молодцы. Хорошо отвечали и занимались. А кто скажет, что мы делали на занятии. (Ответы детей).

9. А вот у меня к вам небольшая просьба осталась. Нам надо наших Смешариков поселить в домики.

Но прежде чем поселить Смешариков, послушайте условие:

У кого имя состоит из 1- слога, надо поселить в одноэтажном домике

А у кого имя из 2-слогов, надо поселить в двухэтажном домике

А у кого имя из 3-слогов в трехэтажный домик.

(Капатыч, Совунья, Каркарыч)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ЗПР -Здраствуйте, ребята! -Вспомните, какое сейчас время года? ВЕСНА -Какой сейчас месяц? АПРЕЛЬ -Ребята, вспомните что же такое ЗВУКИ? (звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Поможем Незнайке» Задачи: Коррекционно – образовательные: * развивать фонематическое восприятие; * закреплять образ букв; * закреплять навыки звукового анализа.

Конспект ООД по обучению грамоте «Поездка в Простоквашино» Задачи: познакомить с буквой Р, со звуками Р, Р. Учить преобразовывать слова, определять ударный звук, составлять слова по первому.

Конспект открытой ООД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Приключения Винни-Пуха и звуков [б]-[б’]» Конспект открытой ООД по обучению грамоте у детей подготовительной к школе группы Цели: 1. Познакомить с буквой, закреплять навык послогового.

Конспект по обучению грамоте для деток предварительной к школе группы. Голосовой анализ слова «Слон» Конспект по обучению грамоте для деток предварительной к школе группы Содержание: Голосовой анализ слова «Слон»Цель:• Создать сотворить.

Конспект занятия по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте «Веселые звуки» Программные задачи: Учить подбирать слова похожие по звучанию, определять длину слова. Учить обводит и штриховать. Совершенствовать фонематический.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «лес» (старшая группа) Тема: «Звуковой анализ слова «лес». Цель: упражнять детей в определении последовательности звуков в слове. Образовательные задачи: формирование.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов. Подготовительная группа (ЗПР). Лексическая тема «Зимующие птицы» Тема: Звуковой анализ слов (закрепление). Цели: Познакомить детей со словами, обозначающими действие предмета. Активизировать предикативный.

Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Звуковой анализ слова «сани» ЦЕЛИ. Учить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать.

План — конспект НОД по речевой деятельности: Подготовка к обучению грамоте Тема: «Слова с определенным звуком» План – конспект непосредственной образовательной деятельности по речевой деятельности: Подготовка к обучению грамоте Тема: «Слова с определённым.

Педразвитие

Автор: Сиразетдинова Индира Асгатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад компенсирующего вида №8 “Зоренька”
Населённый пункт: г.Набережные Челны Республика Татарстан
Наименование материала: конспект ООД
Тема: ООД по обучению грамоте в старшей группе на тему “В сказочной стране”.
Дата публикации: 18.12.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида №8 «Зоренька»

Конспект итогового ООД по обучению грамоте

в старшей группе на тему

«В сказочной стране».

Воспитатель: Сиразетдинова И.А.

г. Набережные Челны

Цель: выявление уровня знаний детей.

1. Закрепление умений составлять рассказ-описание об игрушке.

2. Продолжать совершенствовать умение определять количество слогов в словах.

3. Закрепление умений выделять последний звук в слове.

4. Развивать фонетическое восприятие и слух, навыки звукового анализа (различать на

слух гласные и согласные звуки, определять место звука в слове).

5. Активизировать мыслительную деятельность.

1.Продолжать учить детей давать полные ответы на вопросы.

2. Развивать память, составляя рассказ об игрушке.

3. Развивать внимание.

1.Воспитывать сопереживание, бережное и доброжелательное отношение к игрушке.

2. Воспитывать внимание к речи воспитателя и своих друзей.

1.Развитие зрительно-моторной координации.

2. Развитие слуховых реакций.

3.Развитие тонко координированных движений рук с совершенствованием зрительного

В. Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года на улице?

В. Весной хорошо погулять или отправиться в путешествие. Хотите, мы с вами тоже

отправимся в путешествие.

В. А на чем поедем? Или полетим?

Дети выбирают себе транспорт, на котором хотят отправиться в путешествие. И вместе с

воспитателем начинают путешествие.

Слышно шум журчащей воды.

В. Какой шум мы слышали, пока летели (ехали)?

В. Куда же мы попали? Здесь так много разных слов и букв. В какую же страну мы

Дети предлагают варианты ответов. Например: мы попали в страну Алфавит.

В. Да, ребята, скорее всего. Ребята, посмотрите, кто нас встречает? Это – Кот.

Посмотрите, кот какой?

Дети обследуют кота.

В. Ребята, а кто хочет рассказать про кота?

Один ребенок описывает кота, другим воспитатель предлагает сесть и послушать.

Д. Кот белый, большой. У кота есть голова, туловище, четыре лапки- передние и задние и

хвост. На голове у кота есть глаза, нос, усы, два уха. На ощупь кот пушистый. Он покрыт

мягкой шерстью. Кот любит молоко пить, мышей ловить, спать и играть.

В. А кто-нибудь хочет рассказать про кота на татарском языке?

Один ребенок описывает кота на татарском языке.

Д. Бу песи. Песи ак, зур. Песи матур, чиста, йомшак.

В. Рядом с Котом лежит сундук, он хочет, чтобы мы посмотрели, что там.

Воспитатель предлагает одному ребенку открыть сундук и посмотреть, что там.

Ребенок достает письмо.

” Здравствуйте, дорогие ребята. Я- кот Герасим. Я рад

тому, что вы у меня в гостях. Я давно уже жду, чтобы мне кто-нибудь

помог разделить мое длинное имя на слоги, я же сам не умею. Помогите

В. Ребята, поможем коту?

В. Для этого нам надо вспомнить, какие бывают слова.

Д. Слово бывают длинные и короткие.

В. Правильно, ребята.

Измерить длиннющее слово –

Да это проще простого!

Сколько слогов в нём, надо узнать.

Хлопать в ладоши пора начинать!

Вместе со мной делим на слоги слово:

Ребята. А теперь мы научим Герасима делить слова но слоги. Пусть каждый придумает

и назовет его. И мы узнаем сколько в этом слове слогов.

Дети по очереди называют слова и хлопками делят на слоги. Определяют, короткое слово

Например – мяч, шко-ла, иг–ра, ма–лыш, ко–ро–ва, ба–боч–ка, ра–ду–га, дом, сом.

В. Молодцы, ребята. Научили мы Герасима делить слова на слоги. А теперь я

читаю письмо Герасима:” Спасибо, ребята. но мне снова нужна ваша

помощь. Слова в моей стране разбежались и заблудились. Ребята, вы

помогите, пожалуйста, мне их собрать”.

В. Как вы думаете, ребята, как мы можем помочь?

Д. Поиграем в игру «Цепочка слов».

В. Чтобы поиграть в эту игру , мы вспомним, что такое звук.

Д. Звук- это то, что мы произносим и слышим.

В. Ребята, встаем в круг, берем мяч. Мяч передаем друг другу и придумываем и называем

слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. Первое слово в цепочке

пусть будет – кот.

Д. Кит – тигр – рука – арбуз – зонтик – каша – апельсин – насос и др.

В. Хорошо, ребята. Слов очень много, мы не сможем все слова собрать. Мы коту Герасиму

показали, как собрать слова. Остальные он сам соберет. А теперь мы с вами отдохнем и

Птица серая парила, -Руки в стороны развели, кружимся на месте

Крылья черные раскрыла – Машут руками.

Громко каркнула она. – Кричат: Кар!

Только курочка умна: – Приседают, опускают голову на колени.

Под крылом хохлатки

В. Я дальше буду читать письмо Герасима, а вы садитесь за столы и слушайте.

Дети садятся за столы.

В. “Ребята, какие вы умные. Знаете, что такое звук. Научите меня тоже,

пожалуйста, как находить звуки в словах”. Ну, что, ребята! Научим

Герасима как искать звуки?

В. Ты, кот Герасим, смотри за нашими ребятами. Мы пока поиграем в игру “Где спрятался

звук”, а ты учись. Ребята, давайте вспомним, как мы играем в игру “Где спрятался звук”.

Д. Называем слово и вместе определяем, где находится нужный звук (в начале, в

середине и в конце слова). И фишкой закрываем нужный квадратик- если звук в начале

слова-то первый квадратик; если в середине- то средний квадратик, а если в конце слова,

то последний квадратик.

В. Правильно. Давайте играть.

Игра “Где спрятался звук”.

звук [а] в словах: арбуз, мак, сова;

звук (т) в словах: тумбочка, утка, самолет ;

звук (л) в словах: лук, клубника, стол.

В. А теперь, ребята, фишку и карточку отодвиньте на верхний край стола и мы сделаем

гимнастику для глаз. Снимаем очки, разогреваем ладони и ими закрываем глаза.

В. Чтобы еще порадовать кота Герасима, я предлагаю вам написать слово – кот. Вы

согласны? Интересно, какие звуки есть в этом слове? Для начала вспомним , какие

бывают звуки (согласные и гласные). Согласные звуки мы обозначаем квадратиками, а

Читайте также:  Занятие по теме Насекомые

гласные звуки- кружочками. Дети по очереди сделают полный анализ слово.

Понравилось вам наше путешествие? Ребята, вы сегодня сделали доброе дело. Какое

доброе дело вы сделали?

В. А как мы ему помогли? Что мы сделали?

Д. Определили количество слогов в словах, собрали в цепочку слова, помогли звукам

найти их домики.

В. А теперь мы скажем Герасиму – До свидания! Нам пора возвращаться в нашу группу.

Сели на свой транспорт и поехали (полетели). Всем спасибо!

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе c ЗПР на тему:

Цель: формирование основ успешного усвоения русского языка, профилактика дисграфии и дислексии.

1. Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце).

2. Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

3. Учить определять наличие или отсутствие звуков к и к’ в слове (игра «Ромашка»).

4. Познакомить с образом буквы К.

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать логическое мышление (аналитико-синтетическую деятельность).

3. Развивать внимание и память.

4. Развивать графомоторные навыки.

5. Научить чётко произносить звук К и К’, дифференцировать их на слух и в произношении.

6. Обогащать словарный запас.

7. Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.

1. Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.

2. Воспитывать усидчивость.

3. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

4. Воспитывать любовь к родному языку.

5. Повышать речевую активность.

6. Воспитывать культуру речевого общения.

1. Содействовать развитию у детей общей и мелкой моторики, координации движений.

2. Обучать расслаблению мышц (во время физминутки).

3. Следить за осанкой детей во время работы за столом.

Материалы и оборудование: Буква К («портрет звука К»), зеркала, палочки, мячик, кубик, пластилиновые дощечки, горох, бумажная ромашка с картинками-лепестками, в названии которых встречаются звуки К и К’, цветные карандаши, листочки с предметами.

Методы: эмоциональный настрой, игровая мотивация, словесный, наглядный, практический.

Приёмы: совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, физкультурная минутка.

1. Организационный момент.

Дефектолог: Сегодня к нам на занятие пришла гостья из азбуки! Давайте мы её встретим.

Дефектолог: Кто это?

Ответ детей: Это буква

Дефектолог: Правильно, это буква. Но она пришла не одна…. Кто с ней пришёл?

Ответ детей: Это звук.

2. Основная часть.

Дефектолог: Тема нашего занятия – «Звук и буква К».

Дефектолог: А какой предмет-помощник нам нужно выбрать, чтобы назвать звук К?

Задание: Давайте мы с вами посмотрим на предметы, которые лежат на подносе, и выберем помощника. (По просьбе педагога воспитанник выбирает тот предмет, который поможет назвать этот звук).

Действия детей: Правильно выбирают зеркало.

Дефектолог: А для чего нам нужно зеркало? Как оно нам поможет?

Ответ детей: В зеркало можно произнести этот звук.

Задание: дети берут зеркала.

Дефектолог: Давайте мы произнесём звук К.

Дефектолог: Для этого губы и зубы находятся в свободном положении и лишь слегка спинка языка приподнята к верху (нёбу), а кончик языка опущен за нижние зубки. Произносим звук К, а затем мягче – К’.

Действия детей: дети произносят звук К и К’.

Дефектолог: Какой этот звук?

Ответ детей: Согласный, бывает твёрдым и мягким.

Дефектолог: Перед вами лежат листочки, на которых изображены предметы. Вы должны найти тот предмет, который начинается со звука К или К’ и закрасить его цветным карандашом.

Действия детей: Находят нужный предмет и самостоятельно закрашивают его с помощью цветных карандашей.

Дефектолог: А теперь давайте поиграем в игру «Ромашка» с этими звуками. Выбирайте лепестки, в названии которых есть звуки К и К’. Когда будете брать лепесток, не забывайте чётко произносить слово, выделяя звуки К и К’ и определять их место в слове (в начале, в середине, в конце).

Действия детей: Дети выбирают картинки-лепестки, в названии которых встречаются звуки К и К’, четко произносят слова, выделяя звуки К и К’, и находят их место в слове.

Дефектолог: А теперь нам пора немного отдохнуть. Но с нами отдохнёт и буква К. Она решила нас научить изображать её в движении.

Дефектолог: А сейчас мы с вами попробуем изобразить букву К. Для этого вам необходимо встать всем в ряд. Затем поднять правую руку слегка вверх, а правую ногу оторвать от пола (стоять на одной ноге). Поменять положение: поднять левую руку слегка вверх, а левую ногу оторвать от пола (стоять на одной ноге).

Действия детей: дети садятся на свои места

Дефектолог: Ребята, сейчас нужно опять выбрать предметы-помощники, которые помогут вам выложить букву К. Давайте их выберем.

Действия детей: дети выбирают горох, палочки

Дефектолог: Ребята, скажите, а почему вы выбрали горох, палочки?

Ответ детей: С помощью этих предметов можно выложить букву К.

Дефектолог: Правильно. Но сначала посмотрите на букву К и скажите, из каких элементов она состоит?

Ответ детей: Из палочек

Дефектолог: Сосчитайте, сколько у неё палочек?

Задание: Считают дети: один, два, три.

Ответ детей: Всего три палочки

Дефектолог: Молодцы. Правильно. Тогда давайте мы с вами и попробуем выложить из выбранных материалов букву К (образцы прилагаются)

Действия детей: С помощью гороха, палочек на пластилиновых досках дети выкладывают букву К.

Дефектолог: Ребята, вы отлично поработали сегодня на занятии. Скажите мне, пожалуйста, с каким звуком и буквой мы сегодня с вами познакомились? Какой это звук?

Ответ детей: Звук и буква К. Звук К – согласный, твёрдый и К’ – мягкий.

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшей группы компенсирующего направления с ЗПР

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшей группы компенсирующего направления с ЗПР

Тема занятия: Звук и буква «И».

Лексическая тема: «Осенние растения»

Цели. Упражнять в словообразовании, в умении преобразовывать форму единственного числа существительных в форму множественного числа, подбирать однокоренные слова; развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.

Демонстрационный материал:

Лист (предметные картинки)

Ход занятия.

Игра «Эхо»

Произносится цепочка слогов, выбирается кто-нибудь из детей и повторяет её.

Ми-ни-ни-ми

Им-ин-ин-им

Ни-ми-ни-ми

Ми-ни-ни-ни

Ми-ми-ми-ни-ни

Основная часть

Характеристика звука «И»

-Ребята, а вы знаете, что вы повторяли за мной?

-Не просто набор звуков, а слоги.

-Слог-это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Любой слог включает в себя гласный звук.

-Какой звук постоянно повторялся в каждом из этих слогов? (звук И)

-Почему вы не можете сказать, что повторялись звуки мь или нь?

-Да потому что это звуки, а нам нужно звук.

-А теперь давайте познакомимся с буквой И.

-Буква И красного цвета.

-Потому что ребята она гласная буква.

-А в алфавите гласные буквы изображены красным цветом.

-И мы знаем с вами ребята что гласные буквы умеют петь.

-Давайте попробуем. (И-и-и-и-и-и-и-и-и)

-Теперь давайте буковку И оденем в красную рамочку.

– Что бы обозначить что мы с ней познакомились.

-Так с какой мы ребята познакомились сегодня буквой?

-Повесим ее сюда на доску, чтоб она нас радовала и мы не забывали про неё.

Игра-соревнавание «Имена детей»

Дети делятся на две команды и по очереди называют имена со звуком и. Дети первой команды придумывают имена мальчиков (Илья, Игнат, Иннокентий, Витя, Миша, Никита, Кирилл, Константин), а дети второй команды-имена девочек (Ира, Инга, Марина, Вика, Инна, Кристина).

Игра «Сигнальщики»

Показываю картинки не называю их. Дети проговорив «про себя» название картинки, должны поднять букву И, если в названии есть звук и или погрозить пальчиком ,если такого звука нет.

Игра «Один-много»

Называю слово в единственном числе и бросаю мяч ребенку, который должен оброзовать множественное число и перебросить мяч обратно.

Физкультминутка

А ну-ка по сильнее ударим молотком,(руки на поясе,

покрепче, посильнее мы гвоздики вобьем!(два наклона вперед, присесть.)

Тук-тук, ток-ток, бей покрепче, молотком.(наклоны влево-вправо)

Конец.

Конспект Звук и буква И. Word.docx
Размер: 17.8 Кб

Тема занятия: Звук и буква «И». Лексическая тема: «Осенние растения» Цели. Упражнять в словообразовании, в умении преобразовывать форму единственного числа существительных в форму множественного числа, подбирать однокоренные слова; развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Похожие материалы:

Охрана окружающей среды. Энерго- и ресурсосбережение

Транспортная задача. Метод Монте-Карло. Методика изучения.

Имеются m пунктов отправления, в которых сосредоточены запасы каких-то однородных грузов в количестве единиц соответственно. Событие называется случайным, если оно достоверно и непредсказуемо.

Модель производства речи. Модели производства речи

Модель — это конструирование объекта по существенным признакам. В психолингвистике существуют несколько моделей производства речи. Первоначально модели производства речи были по своей сути моделями последовательной обработки.

Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Очень интересно, что, читая роман Булгакова «Мастер и Маргарита», читатель долгое время не может понять, почему произведение названо именно так.

Изучение влияния ценовой политики на финансовый результат предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенствованию

Выпускная квалификационная работа. Теоретические основы формирования ценовой политики и ее влияние на финансовый результат. Ценовая политика предприятия. Анализ ценовой политики и финансовых результатов

Ссылка на основную публикацию