Конспект ООД по обучению грамоте с детьми c ЗПР в старшей подгруппе

Методические разработки. Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости – задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ.

Многочисленные исследования психологических особенностей детей с задержкой психического развития указывают на то, что у детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатичность.

Вопросами этиологии и классификации задержки психического развития занимались М.С.Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская. Для практических работников наиболее значима классификация задержки психического развития по этиологическому принципу К.С.Лебединской (1982), которая выделяет четыре формы задержки психического развития: конституциональная, самотогенная, психогенная и церебрально-органического генеза.

Дифференциальная диагностика этих форм указывает на отставание в развитии и ряд характерных особенностей незрелости как эмоционально-волевой, так и интеллектуальной сферы каждой из них.

Дизонтогенез психофизического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) и, в частности, особенности познавательной деятельности изменяют процесс овладения ими речевой функцией и определяет своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, однообразие синтаксических и недостаток использования морфологических форм затрудняют развернутое высказывание [1;5;6].

По исследованиям Г.Н.Рахмановой, Н.А.Цыпиной, у этих детей выявляются трудности в формировании письменной речи, а также недостатки регулирующей функции речи и речевого общения.

На особенности обучения грамоте детей с ЗПР указывают исследования Л.Ф.Спировой, Н.А.Цыпиной, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашиной и др. Они указывают на то, что дети с ЗПР и их нормально развивающиеся сверстники, овладевая грамотой, находятся на принципиально разных уровнях.

У детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, чаще наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушения звукопроизносительной стороны речи (Е.В.Мальцева, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашина).

Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с данной категорией детей.

Подготовка детей к обучению грамоте предусматривает решение следующих задач:

  1. Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, научить практически изменять слова и образовывать новые, сравнивать и обобщать различные явления языка.
  2. Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи. Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по артикуляции и по акустическим признакам, что соответствует этапу овладения простыми видами звукового анализа.
  3. Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их точное место в слове, а также количество звуков в слове.

Работа по обучению грамоте строится поэтапно. При разработке содержания и методов обучения детей с ЗПР на подготовительном этапе учитывались достижения как специальной, так и общей педагогики и психологии.

Эффективность обучения и воспитания обеспечивается максимальным использованием практической деятельности детей на занятиях, а также использованием игровых приемов, наглядного и дидактического материала, разнообразных пособий, позволяющих формировать интерес к занятиям и активно усваивать новое.

Применяются следующие виды дидактического материала:

  1. предметные и сюжетные картинки;
  2. текстовой материал (стихи, загадки, рассказы, сказки, скороговорки, чистоговорки, поговорки, потешки);
  3. разнообразный игровой материал (ребусы, кроссворды, шарады);
  4. схемы и таблицы и др.

При использовании дидактического материала на занятии по обучению грамоте педагоги должны придерживаться ряда требований:

  1. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляется в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий.
  2. Отобранный материал эффективно используется на занятии по обучению грамоте.
  3. Педагог осуществляет руководство деятельностью детей при работе с подобранным материалом.
  4. Игры, задания, упражнения применяются как для закрепления материала, так и для решения новых задач.
  5. Практикуется создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала.
  6. Необходимо сочетать наглядные средства с использованием речевых приемов и методов.
  7. Следует производить варьирование демонстрационного материала и практической деятельности.

В современной методической литературе имеется большой арсенал дидактических игр. Многие педагоги, проявляя творчество в своей работе, придумывают их самостоятельно.

Предлагаются следующие задания, игровые упражнения и дидактические игры, которые можно использовать при подготовки детей к обучению грамоте:

  • уточнить артикуляции звука (узнать по картинкам, по губам);
  • определить наличие или отсутствие заданного звука хлопками, сигналами, картинками;
  • отобрать картинки, в названии которых есть изучаемый звук, утрированно его произнося;
  • придумать слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;
  • узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;
  • находить в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;
  • отгадать загадку и выделить первый или последний звук в словах-отгадках;
  • выделить из ряда слов, произносимых педагогов, те, в которых имеется заданный звук;
  • выделить из предложения слова с заданным звуком.

Таким образом, работа по обучению грамоте детей с задержкой психического развития проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей: фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.

Конспекты составлены по лексическим темам.

Список литературы:

  1. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе // Под ред. В.Ф.Мачихиной, Н.А.Цыпиной. М., 1992.
  2. Обучение детей с ЗПР (пособие для учителей) //Под ред. В.И.Лубовского. Смоленск, 1994.
  3. Рахманова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология. 1987. №6.
  4. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1989.
  5. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Дидактический материал по русскому языку для работы с детьми с задержкой психического развития. М., 1992.
  6. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. М., 1990.
  7. Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития //Дефектология. 1976. №3.

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей подгруппе детей с ЗПР «Звуковой анализ слова»

Зинфира Уразбаева
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей подгруппе детей с ЗПР «Звуковой анализ слова»

Конспект ООД по обучению грамоте

с детьми задержкой психического здоровья

в старшей подгруппе

Тема: Звуковой анализ слова.

Составление предложений с заданными словами.

совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов; обогащать словарный запас детей.

развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память; развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом;

создать хорошее настроение; воспитывать чувство товарищества, умение слушать взрослого и товарищей, желание и умение работать в коллективе; поощрять активность и самостоятельность.

Словарная работа:

звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.

Демонстрационный материал: домик одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный и герои мультфильма «Смешарики».

Раздаточный: полоски с пятью клеточками, фишки красного, синего и зеленого цвета.

Ход занятия:

1. О. М. Я буду называть слова, а вы в нем гласную найдите и назовите. (кот, кит, лук, лак, дым).

Во стоит одноэтажный

Дальше там многоэтажный,

Упираясь в вышину,

Сотни человек отважных

Их построили однажды,

Чтобы жили в них с тобою

Мы всей дружною семьею.

3. Мы сегодня с вами будем поводить звуковой анализ слова «домик».

Как вы думаете, сколько звуков в слове «домик» (5зв.)

Назовите первый звук в слове («д», какой он?

Назови второй звук, и какой он?

Третий звук («м», четвертый звук («и», пятый («к»?

Сколько гласных звуков в слове («о», «и»?

Какие согласные звуки («д», «м», «к») чем они отличаются?

4. Ребята, Совунья хочет узнать какой ударный звук в слове «домик»«о».

А Нюша предлагает слово «домик» разделить на слоги.

Давайте сейчас разделим слово «домик» на слоги.

Какой первый (хлопками) слог («до», какой второй слог(«мик»?

5. Крош прислал задание в конверте нам. Надо составить предложение из заданных слов.

Дом, построит, новая. (Построили новый дом).

Дом, строители, строить. (Строители строят дом).

Скамейка, дом, около. (Около дома скамейка).

6.Физминутка: По дороге мы идем

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом полежим,

А потом домой пойдем.

7. А Лосяш сочинил стихотворение вам. Я его вам прочту, а вы догадайтесь.

Какими словами, похожими на слово «дом» надо закончить каждую вторую строчку.

Жил да был веселый гном

Он в лесу построил (дом).

Рядом жил поменьше гном

Под кустом он сделал (домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил. (домишко).

Старый мудрый гном-гномище

Выстроил большой (домище).

Был он стар и был он сед

И большой был (домосед)

А за печкой, за трубой

Жил у гнома…. (домовой)

Очень строгий деловитый,

Аккуратный….(домовитый).

Мох, калину, зверобой

Все из леса нес (домой).

Есть любил он суп вчерашний.

Пил он только квас (домашний).

Каждый день соседи-гномы

Навешали деда (дома).

Всех встречал радушно гном,

Все любили этот (дом).

8. А Капатыч любил придумывать разные слова. Давайте и мы придумаем слова с заданным звуком.

Молодцы. Хорошо отвечали и занимались. А кто скажет, что мы делали на занятии. (Ответы детей).

9. А вот у меня к вам небольшая просьба осталась. Нам надо наших Смешариков поселить в домики.

Но прежде чем поселить Смешариков, послушайте условие:

У кого имя состоит из 1- слога, надо поселить в одноэтажном домике

А у кого имя из 2-слогов, надо поселить в двухэтажном домике

(Бараш, Нюша, Лосяш).

А у кого имя из 3-слогов в трехэтажный домик.

(Капатыч, Совунья, Каркарыч)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ЗПР -Здраствуйте, ребята! -Вспомните, какое сейчас время года? ВЕСНА -Какой сейчас месяц? АПРЕЛЬ -Ребята, вспомните что же такое ЗВУКИ? (звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Поможем Незнайке» Задачи: Коррекционно – образовательные: * развивать фонематическое восприятие; * закреплять образ букв; * закреплять навыки звукового анализа.

Конспект ООД по обучению грамоте «Поездка в Простоквашино» Задачи: познакомить с буквой Р, со звуками Р, Р. Учить преобразовывать слова, определять ударный звук, составлять слова по первому.

Конспект открытой ООД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Приключения Винни-Пуха и звуков [б]-[б’]» Конспект открытой ООД по обучению грамоте у детей подготовительной к школе группы Цели: 1. Познакомить с буквой, закреплять навык послогового.

Конспект по обучению грамоте для деток предварительной к школе группы. Голосовой анализ слова «Слон» Конспект по обучению грамоте для деток предварительной к школе группы Содержание: Голосовой анализ слова «Слон»Цель:• Создать сотворить.

Конспект занятия по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте «Веселые звуки» Программные задачи: Учить подбирать слова похожие по звучанию, определять длину слова. Учить обводит и штриховать. Совершенствовать фонематический.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «лес» (старшая группа) Тема: «Звуковой анализ слова «лес». Цель: упражнять детей в определении последовательности звуков в слове. Образовательные задачи: формирование.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов. Подготовительная группа (ЗПР). Лексическая тема «Зимующие птицы» Тема: Звуковой анализ слов (закрепление). Цели: Познакомить детей со словами, обозначающими действие предмета. Активизировать предикативный.

Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Звуковой анализ слова «сани» ЦЕЛИ. Учить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать.

План — конспект НОД по речевой деятельности: Подготовка к обучению грамоте Тема: «Слова с определенным звуком» План – конспект непосредственной образовательной деятельности по речевой деятельности: Подготовка к обучению грамоте Тема: «Слова с определённым.

Конспект занятия по обучению грамоте “Звуки М-МЬ. Буква М” в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Конспект занятия по формированию фонематического восприятия и слухового внимания в средней группе для детей с диагнозом ОНР “Звук У”.

Коррекционные задачи: развивать слуховое внимание, силу и высоту голоса,

Формировать фонематическое восприятие, развивать мелкую моторику пальцев.

Воспитательная задача: формировать культуру поведения.

Оборудование: муз. инструменты(бубен, погремушка, звучащий молоточек);

игрушки: мишка, кот ,(ладошковый театр), утка, утёнок, утюг( резиновые игрушки);

картина “Паровозик”, коробка.

Игра “Тихо сядем”.

Логопед: послушайте, как можно играть на инструментах – тихо, громко.

Ваши стульчики устали от шума и хотят, чтобы вы сели, когда будет играть тихая музыка.

Звучат инструменты. Дети садятся.

Логопед: давайте стараться всегда садится тихо, как тихо звучит музыка, чтобы наши стульчики не заболели.

2. Игра “ Отгадай, кто идёт в гости”.( кукольный театр).

Логопед: к нам спешат в гости Мишка с бубном и кот с погремушкой. Давайте отгадаем, кто сейчас

Читайте также:  Дифференциация звуков С-З - конспект логоритмического занятия

подходит. Звучат инструменты, дети отгадывают, появляются кот и мишка.

3.Игра “Скажи так же”.

Логопед : мишка увидел ребят и удивляется У-У –У ( звук произносится низким голосом).

Дети поочерёдно одевают варежку – игрушку, подражают мишке низким голосом.

Логопед: кот тоже удивляется, но другим голосом У- У-У ( звук произносится высоко).

Дети поочерёдно одевают варежку – игрушку , подражают коту высоким голосом.

Логопед обобщает: что делали игрушки?

Дети: они удивлялись.

4. Физкультурная минутка. Дети встают.

Логопед: мишка и кот спешат в другой садик, но у них сломался паровозик. Давайте отремонтируем. Топаем ножками, двигаем ручками и заводим громко паровоз.

Логопед: УРА! Паровоз завёлся. Толкнём его под горку: У –у – у ( тихо произносим, приседаем).

Паровоз поехал сам в горку: У –У –У ( громко тянем звук, встаём,

руки поднимаем вверх).

Логопед: паровоз уезжает всё дальше, топаем ногами, тихо произносим звук У – у – у.

Логопед : паровоз увёз мишку и кота, но оставил игрушки, которые дружат со звуком “У”.

Дети достают из коробки игрушки, называют: уточка, утёнок, утюг.

Логопед: игрушки любят играть в прятки, отгадайте, какая игрушка спряталась в коробку.

Дети закрывают глаза. Логопед убирает одну игрушку, дети отгадывают.

Логопед: игрушки устали и хотят посмотреть, как могут ваши пальчики играть.

6. Пальчиковая гимнастика.

Изображаем УТЮГ – все пальцы прижаты друг к другу, одной ладошкой делаем поглаживающие движения по другой ладошке.

Изображаем УТКУ – все пальцы прижаты на правой руке друг к другу, кроме большого,

большой соединяется с ними.

Изображаем УТЁНКА – указательный палец соединяется с большим, остальные прижаты друг к другу.

7. Игра “ По секрету”.

Логопед: мы много играли и сами устали. Пойдём отдыхать, но сначала каждый скажет мне на ушко секрет: какие слова вы запомнили на звук “У”.

Дети вспоминают и тихо говорят : утка, утюг, утёнок, устали, удивился.

План-конспект логопедического занятия “Звук “А”. Буква “А”.

Петренко О.Д., учитель-логопед,

Прокопенко Е.Ф., воспитатель,

Новокщенова Н.Г., воспитатель.

Цель: 1.Закрепить понятие о звуке.

2. Закрепить четкое произношение звуков.

3. Упражнять в выделение звука из начала слова и из конца слова.

4. Учить образовать относительные прилагательные от

5.Учить составлять сложные предложения с союзом “а”.

6. Упражнять в звуковом анализе звукосочетания “ау”.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, “Азбуки”, символы,

I.Оргмомент: придумать слова со звуком “У”.

II Сообщение темы занятия:

а) закрепить понятия “звук”, “буква”;

б) работа по “Азбукам” стр.6, рис. 1,2, задания 1,2,3;

в) произношение звука, его характеристика; описание

III Развитие фонематического восприятия:

а) присесть на звук “А” из ряда гласных звуков;

б) подпрыгнуть на слог со звуком “А”;

в) повторить только слова со звуком “А”:

= арбуз, ананас, утюг, индюк, окна……

=Аня, Оля, Антон, Ася, Алина, Уля……

IV Образование относительных прилагательных:

сок из ананаса – ананасовый;

сок из апельсин –

V Выделение звука “А” из конца слов в множественном числе, “Азбука”, стр.7, задание 4:

Дом, окно, блюдце, облако, колесо…

VI Звуковой анализ сочетаний [ау, уа];

VII Буква “А”. Работа по “Азбуке”, стр.6-7 и с разрезной кассой.

VIII Итог занятия.

IX Оценка детской деятельности.

Конспект занятия по обучению грамоте “Звуки М-МЬ. Буква М” в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Коррекционно-образовательные цели: учить детей характеризовать звуки М и МЬ с опорой на различные виды контроля.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, графические навыки;

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

– расширять и уточнять словарь.

Коррекционно-воспитательные: развивать у детей наблюдательность;

– воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Материал: костюмы для Мишки и Мышки, предметные картинки (мак, самолет, дом, мотоцикл, морковь, помидор, пирамида, мед, медведь, мяч), зеркала, камень небольшого размера, ватные шарики, мяч,индивидуальные конверты с фишками синего и зеленого цвета и счетными палочками, емкость с водой, салфетки, листы с домашним заданием для закрепления темы.

Ход занятия

Вводная часть

  • Дефектолог организует приветствие. Создание мотивации

Дефектолог : Ребята сейчас к вам придут гости. А кто они, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Послушайте первую загадку:

Малину любит, любит мед,
Зимою лапу лишь сосет.
К весне он хочет похудеть.
В своей берлоге спит . (медведь). Молодцы! А теперь вторая загадка:

Очень любит сыр и крошки.
Это кошка? Нет, не кошка.
Сбила хвостиком яичко.
Это птичка? Нет, не птичка.
Карандаш грызет и книжки.
Догадались? Это … (мышка)

Дефектолог : Молодцы! К вам сегодня придут Мышка и Мишка. После стука в дверь входят Мышка и Мишка. Здороваются с детьми:

– Здравствуйте ребята. Мы принесли вам в подарок картинки.

Конверты с картинками отдают дефектологу (в конверте картинки с предметами в названии которых встречаются звуки М и МЬ)

Дефектолог: Спасибо Мышка и Мишка.

– Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

– Мы знаем, что вам нужно спешить в лес, готовиться к зиме. Мы рады были вас видеть. До свидания Мышка и Мишка!

Основная часть

  • Фронтальная работа, организация диалога

Дефектолог достает из конверта картинки от Мышки (картинки, в названии которых звук М твердый), затем картинки от Мишки (с мягким звуком М). Дети называют изображенные на них предметы. Дефектологом проговариваются словас утрированно произнесенными изучаемыми звуками.

Дефектолог: Ребята, вы называли разные картинки.Какие звуки вы слышали чаще всего? Правильно, и тема нашего занятия “звуки М и МЬ”.

  • Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами

Дефектолог: Посмотритев зеркало, и произнесите звук М.Губы сжаты вместе, они не пускают Воздух. Но он нашел путь: Воздух идет через Нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и Губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.

Дефектолог: ЗвукМкакой? (согласный, твердый, звонкий) как обозначается? (фишкой синего цвета) как расположены губы? (плотно смыкаются)

Звук МЬ какой? (согласный, звонкий, мягкий) как обозначается? (фишкой зеленого цвета)в каком положении губы? (губы в улыбке, смыкаются)

  • Развитие фонематического слуха. Игра “Сигнальщики”

Дефектолог произносит звуки, слоги и слова со звуками М, Мь. Дети должны определить какой слышится звук – твердый или мягкий и показать синюю или зеленую фишку.

  • Звуковой анализ слогов МЫ и МИ

Дефектолог: Назовите первый звук в слове МЫ. Назовите второй звук (точно также анализируют слово МИ). Молодцы!

Молодцы! Теперь я приглашаю вас поиграть с мячиком. Выходите ко мне, и присаживайтесь на ковер.

  • Дифференциация твердых и мягких звуков в слогах.Дидактическая игра с мячом “Наоборот”.

Дефектолог бросает мяч ребенку, и произносит слог МА например, а ребенок обратно бросает мяч и говорит МЯ.

МА – …(м я) АМ – …(амь)

Мо – …(м ё) ОМ – … (омь)

М у – …(мю) УМ – …(умь)

Дефектолог: Давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков (слайд №1). Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак, которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой “М” (слайд №2). Дефектолог зачитывает стихотворение: “Взявшись за руки мы встали, и на М похожи стали”, а двое детей в это время изображают букву М. Остальные выкладывают ее из счетных палочек, затем пишут букву на воде.

  • Игра “ Поле чудес”.

Дефектолог: Сейчас мы поиграем в игру “Поле чудес”! Я загадала слово! Вы можете узнать, что я загадала, если составите слово по первым звукам названий картинок на доске.

На экране появляются одна за другой картинки (слайды №3-6). Дети последовательно выделяют первые звуки в словах и составляют слово мама.

Изображение угаданного слова появляются на экране монитора.

Получилось слово “МАМА”. Дети читают его.

Дефектолог: Ребята, я приготовила для вас домашнее задание. После сна с воспитателем вы его выполните, и закрепите пройденный материал.

Итоги

Молодцы! Ребята, вы отлично поработали сегодня. Какие звуки мы с вами изучали? Что было самым интересным на занятии? Что было самым трудным?

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе “Согласные звуки Н, Нь. Буква Н”.

Цель: Воспитание навыка чёткого произнесение звуков “Н” “Нь” в слогах, словах и предложениях. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти. Развитие фонематического слуха, речи, мелкой моторики. Учить умению слушать друг друга и логопеда. Развитие ассоциативного мышления. Составление предложений по двум опорным картинкам. Развивать навыки звукового анализа и синтеза. Знакомство с буквой “Н”. Чтение слогов с буквой “Н”. Пополнение словарного запаса.

Оборудование: наборное полотно с буквами. Предметные картинки: носки, ножи, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, луна, апельсин. Подносы с гречневой крупой. Наборы для звукового анализа. 4 пары картинок для составлений предложений. Таблицы слогов. Дидактическая игра “Слоговые домики”.

I. Организационный момент.

Логопед: – Сейчас мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки – догадайтесь сами.

Игра “Немое кино” – логопед беззвучно артикулирует – дети называют звуки: у, о, и, а, ы.

– Дети, а какие это звуки?

– Какой согласный звук мы знаем? (м, . )

– Чем отличаются гласные звуки от согласных?

II. Знакомство со звуками “Н”, “Нь”. Характеристика звука.

– Какое слово говорят, когда погоняют лошадь? (но но но)

– Какой звук вам знаком в этом слове?

– А какой звук не знаете?

– Можно пропеть звук “Н” ?

– Что участвует в произнесении звука “Н”? (язык, зубы, губы)

Значит, звук “Н” согласный, твёрдый. А в слове конь – какой последний звук? (Нь).

Значит, звук “Н” бывает твёрдым и мягким.

III. Игра “Где звук?”. Определить место звуков “Н”, “Нь” в словах: носки, ножи, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, апельсин.

У детей по две картинки.

Поднимите картинки те, у кого твёрдый звук “Н” в словах.

– Поднимите картинки те, у кого мягкий звук “Нь” в словах.

– У кого звуки “Н”, “Нь” – в конце слова.

– в середине слова.

IV. Звуковой анализ слова луна. Составление схемы слова.

Дети составляют схему на столах, логопед на доске.

V. Игра “Найди пару”. Составление предложений по двум опорным картинкам.

У детей по одной картинке: пианино, зонт, нос, бант.

На столе у логопеда картинки: ноты, дождь, мак, девочка.

Выйти к столу, подобрать картинку, подходящую по смыслу к своей картинке. Составить предложение.

Например: Зонт защищает людей от дождя.

VI. Знакомство с буквами “Н” “н”. Показ буквы, рассматривание буквы.

На что похожа буква “Н” ?

“На букве “Н” я, как на лесенке, сижу и распеваю песенки”.

У детей подносы с гречневой крупой. Написать букву “Н” на крупе.

VII. Игра “Слоговой домик”. Чтение слогов по строчкам и столбикам.

НОНАНУНЫНИ
МОМАМУМЫМИ

VIII. Пополнение словарного запаса. Чтение рассказа “Нос”.

– Послушайте рассказ про разные носы.

“У Пиноккио, из-за его длинного носа случилось много неприятностей. А животным носы спасают жизнь. Ими они вынюхивают еду и чувствуют запах своих врагов. Достают себе пищу, как дятлы, которые носом-клювом долбят больные деревья и вытаскивает оттуда вкусных гусениц.

У Рыбы-меч есть страшное оружие – свой нос, которым она протыкает свою добычу.

А у свиньи как нос называется? (правильно –“пятачок”) своим носом-пятачком она выкапывает корешки из земли. А во Франции свиньи своим носом-пятачком ищут для людей грибы – трюфели.

А какое животное своим носом-хоботом умеет сорвать плоды с дерева, поднять бревно, и облить себя водой, как из душа? (Правильно – это слон), а что ещё может делать слон своим носом-хоботом? (Варианты ответов – у детей )

Крючковатый нос-клюв попугая помогает ему лазать по деревьям и ловко щелкать орехи.

А в наших лесах живёт птичка – клёст. Он своим удивительным носом-клювом умеет лущить шишки и добывать из них вкусные семена.

В южных странах живут дикие куры, у которых нос-клюв – это измеритель температуры песка, куда они закапывают яйца. Чтобы вылупились птенцы, у песка должна быть определенная температура

У муравьеда нос – это ловушка для его любимой еды – муравьев.

IX. Итог занятия.

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 324 ;

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Подсосновский детский сад «Солнышко»

филиал МБОУ «Подсосновская СОШ»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

«Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Воспитатель: Сокол Светлана Михайловна

1 квалификационная категория

Тема: «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Цель: обобщение знаний о звуках, совершенствование навыка звукового разбора слова.

Задачи:

Обучающие:

1. Совершенствовать умения различать согласные твердые и мягкие.

2. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.

3. Закреплять умение детей делить слова на слоги.

4. Продолжать учить детей составлять предложение с заданным словом.

5.Формировать у детей умение подбирать противоположные слова по смыслу.

Развивающие:

1. Развивать внимание, память, воображение, словесно-логическое мышление;

2. Развивать способности слухового и зрительного анализа.

3. Развивать фонематический слух;

4. Развивать мелкую моторику руки.

Читайте также:  Звук Т - конспект занятия

Воспитательные:

1. Формировать у детей умения работать в коллективе.

2. Воспитывать навык самостоятельной деятельности.

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Демонстрационный материал: картина-схема слова САНИ, красные, синие, зеленые фишки-звуковички, указка, посылка, письмо, сундучок, ключ, медали,

Раздаточный материал: карточки, фишки, тетради в клетку, карандаши.

Предварительная работа: разучивание физкультминутки.

Ход занятия :

Все вместе в кругу: Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, ты, и здравствуй ,Я!

– Ребята! К нам пришла посылка! Давайте прочитаем, что же на ней написано? – От кого: «От Деда Грамотея»

Откуда: « Из страны АБВГДейки»!

Кому: «Ребятам старшего возраста, группы «Пчёлки»

– Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри. (Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундучок и письмо) – Сундучок-то не простой! С волшебным замочком! И еще письмо. «Дорогие ребята группы «Пчёлка»! Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок не обычный, с волшебным замочком. У него есть ключ, но его нужно найти. Мои волшебные помощники спрятали ключ у вас в группе. Если выполните мои задания правильно, то узнаете где его найти. Когда откроете сундучок вас ждет сюрприз. Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Грамотей.»

– Вот это да! Очень интересно узнать, что находится в сундучке? Будем выполнять задания, чтобы найти ключ?

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч по очереди детям.

Задание 1. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

– Ребята предлагаю поиграть в игру, я буду бросать мяч со словом ,вы должны сказать противоположное по смыслу, скажи наоборот.

Холодный – теплый, хрупкий – крепкий, мягкий-твердый, глубокий-мелкий, легкий – тяжелый, длинный – короткий ,тонкий- толстый .

Найди одинаковый звук в словах: я буду называть слово, если вы услышали звук (С) должны хлопнуть ,так мы узнаем кто у нас самый внимательный. слон, помидор, лиса, автобус, стол, машина, сосна, бусы.

Вот какие молодцы, с первым заданием справились!

Проходите на свои места.

-Ребята, какое сейчас время года?(зима)

–Какие зимние забавы вы знаете? Ответы детей.

Послушайте загадку о зимнем развлечение:

Всё лето стояли,

Помчались с горы. (Сани)

Дед Грамотей очень любит зимой кататься на санях, вот и придумал нам такое задание. Посмотрите внимательно на картинку.

Разбор слова САНИ.

Возьмите карточки. Будьте внимательны.

– Сколько слогов в слове САНИ? (Два) СА- НИ. Прочтём первый слог (СА), второй слог (НИ)

Ребята, давайте медленно хором проговорим слово «САНИ». (индивидуальные вопросы детям)

Лиза , из скольких частей состоит это слово? (две)

Как звучит первая часть слова? (СА)Произнеси вторую часть слова.(НИ)

Какой первый гласный звук ты услышала? (А). Какой гласный звук слышится в конце?( И) Ребята, почему звук (А) гласный (его можно протянуть).

Сколько гласных в слове мы слышим (Два). Сколько слогов в этом слове? (два), почему вы так решили? (сколько гласных в слове столько и слогов)

А какой первый звук в этом слове? (С) Это какой звук гласный или согласный? Почему вы решили, что это согласный звук (его нельзя протянуть, он встречает препятствие, звук твердый ,упругий. ). Какой фишкой будем отмечать согласный звук? (синей). Отметьте нужной фишкой у себя на карточках первый звук «С », фишку какого цвета вы выберите(синего) молодцы! Гласные звуки каким цветом отметим? (красным). Выложите второй звук. Произнесите его,(А) какую фишку вы возьмете для этого звука? (красную) Почему вы так решили (ответы детей)

Какой следующий звук? Звук «Н ь» гласный или согласный, почему? (дети отмечают звук зелёной фишкой. Почему вы так решили? Произносим звук мягко, ласково. Протяните последний звук в этом слове, как он звучит (И-и) (работа со звуком аналогично)

Ваня выложи схему слова, которая у тебя получилась.

Ребята, вы согласны с Ваней? (да). Какие вы молодцы, все справились с заданием!

Придумайте предложение со словом САНИ. (У нас быстрые сани.)

Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием, приглашаю вас отдохнуть.

Физминутка.

«Что нам нравится зимой?» (музыкальное сопровождение)

Что нам нравится зимой? Хлопки.

Белые полянки. Развести руки в стороны.

И на горке снеговой Поднять руки вверх (показать«горку»).

Лыжи или санки (2 р.). Ходьба лыжника.

Что нам нравится зимой? Хлопки.

Мягкие сугробы, Показать сугробы.

Чтоб копаться день –деньской Имитировать копание снега лопатой.

Крепость делать чтобы (2 р.). Лепить снежки.

Что нам нравится зимой? Хлопки.

Потеплей одеться, Имитировать одевание одежды.

В шубке тёплой меховой, Похлопать ладошками по одежде.

На морозе греться (2 р.). Прыжки.

-Ребята присаживайтесь за столы , прежде чем приступить к следующему заданию ,давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Только уставать начнём,

Сразу пальцы разожмём,

Мы пошире их раздвинем,

Дети вытягивают руки вперёд, растопыривают пальцы, напрягают их как можно сильнее, а затем расслабляют, опускают руки и слегка трясут ими.

Задание 3

– Дед Грамотей приготовил ещё интересные задания, ведь нам нетерпится узнать что же в сундучке. Вам нужно дорисовать узор и продолжить ряд .Приступайте к выполнению задания

Диктант « ключик» Слушайте внимательно.

Поставь точку в серединке листка слева. Начинай рисовать линии от этой точки: отсчитай 8 клеток вправо, 2 вверх, 4 вправо, 5 вниз, 4 влево, 2 вверх, 4 влево, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.

– Ребята, что у нас получилось? (ключ) Вы выполнили все задания, а вот и ключ от сундука. Ключ лежит на столе. Давайте откроем сундучок и посмотрим, какой сюрприз нас ждет. Сюрприз – медали от Деда ГРАМОТЕЯ за хорошую работу. Спасибо Деду Грамотею!

Итог занятия:

– Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея?

– Что больше всего понравилось?

– Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!

Конспект ООД в старшей группе по обучению грамоте и развитию речи на тему «Осенняя грамматика»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности

по обучению грамоте и по развитию речи

(итоговое интегрированное занятие)

Вид занятия: познание (обучение грамоте, развитие речи)

Тип занятия: подгрупповое

Тема: «Осенняя грамматика»

Цель: обобщить, закрепить и систематизировать представления детей об осени и пройденных звуках.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени;

· закреплять пройденные звуки, уметь подбирать к ним слова, умение делить слова на слоги.

Развивающие задачи:

  • развивать наглядно-образное мышление;
  • продолжать развивать память, речь;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать;
  • развивать связную речь;
  • развивать умение выполнять различные игровые задания;
  • развивать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми и сверстниками;
  • здоровьесберегающие: содействовать сохранению и укреплению здоровья;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой природы;
  • воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы, любовь к ней;

· воспитывать коммуникативные способности, способствовать проявлению активности,

  • воспитывать умение самостоятельно выполнять задания;

· воспитывать доброжелательность, чувство сопереживания к тем, кто нуждается в помощи;

· воспитывать самостоятельность, поощрять инициативу.

Предполагаемый результат: дети называют отличительные признаки осени, делят слова на слоги, общаются между собой и со взрослым; активно участвуют на ООД, проявляя интерес и инициативу.

Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, игровая.

Методы и приемы:

· Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение, описание);

· Наглядный (мультимедийная презентация);

· Практический (рассматривание картин с изображением осени, деление слов на слоги, дорисовывание элементов букв);

· Игровой (игровой сюжет);

· Методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности).

Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными, существительными, глаголами.

Оборудование: стулья детские – 4, магнитная доска (1 шт.), магниты, стол для пособий-1, макет деревьев (клён, 2 ели).

Демонстрационный материал: предметные картинки утки, иголки, апельсина, малины, осени, картинки с приметами осени, картина с заданием на определение количества слогов, осенние листочки, разрезные буквы А,О, У, И, ы, М

Раздаточный материал: картинки с дорисовыванием элементов букв, фломастеры, простые карандаши (4 шт.)

Предварительная работа педагогов:

Составили конспект, приготовили демонстрационный и раздаточный материал.

Предварительная работа с детьми:

  • Наблюдения за изменениями природы осенью,
  • Прогулки по детскому саду,
  • Знакомство с гласными буквами, упражнения на подбор слов с заданным звуком и на деление слов на слоги,
  • Проговаривание скороговорок,

· Беседа об осени, составление простых предложений,

  • Чтение художественной литературы.

Индивидуальная работа на занятии:

Наблюдать за поведением гиперактивных детей;

Организация занятия:

На протяжении всего занятия дети выполняют задания, которые находятся по всему кабинету.

Структура занятия:

Ⅰ Организационный момент – 1,5 мин.

1. Вход детей в группу. – 0,5 мин.

2. Игра «Да-нет» – 1 мин.

Ⅱ Основная часть – 15 мин.

1. Беседа о приметах осени.

2. Просмотр презентации.

3. Игра «Поймай звук».

4. Физкультминутка «Зайцы»

5. Игра на определение первого звука.

6. Игра «раскрась столько кружков , сколько слогов»

7. Задание «Буквы сломались».

Ⅲ Заключительная часть – 4 мин.

Раздача угощения. Итог занятия.

Давайте, поиграем в игру «Да или нет»:
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Туманы осенью плывут?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто – часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?

II . Основная часть.

-Наступила пора прощания с осенью. А давайте с вами вспомним, что же такое осень? (время года). После какого времени она наступает? (после лета).Назовите осенние месяцы. Какие приметы осени вы знаете? (солнце светит, но не греет, небо серое и хмурое, часто идут дожди, становится холодно, птицы улетают в тёплые края, звери готовятся к зиме, желтеют и опадают листья).

– А теперь скажите, ребята, осень – это грустно. Почему? (становится холодно, часто идут дожди и поэтому не всегда можно гулять, опадают листья и деревья стоят голые, желтеет и засыхает трава).

-А осень- это хорошо. Почему? (Деревья стоят красивые, с разноцветными листьями, бывает листопад, в лесу много грибов, ягод, собирают урожай, можно играть с листьями, делать поделки из овощей, природного материала).

– Вы любите осень? (да).почему? а сейчас какая осень? ( поздняя осень).Как вы догадались?

Поздняя осень еще не зима,

Но легкий снежок покрывает дома.

Ветки искрятся белым пушком,

Светло и нарядно у нас за окном.

Важно ворона по снегу гуляет,

А воробьишек он возмущает,

Как крошки и зерна искать на земле,

Их не достать, ведь не время зиме!

Зря не сердитесь мои воробьишки,

Снег в ноябре часто тает малышки,

Просто зима шлем напоминание:

Скоро приду-не досвидание!

– Попробуем вместе рассказать об осени

-Но, чтобы вы красиво и правильно рассказывали, нам поможет в этом наша схема-помощница. Я вам напомню, что в схеме каждое окошко помогает рассказывать о чем-то одном, что связано с осенними явлениями, а вместе получается один большой и красивый рассказ:

* первое окошко – солнце. Кто скажет, как солнце греет и освещает землю осенью? (ранней осенью солнышко еще светит ярко, но греет не так жарко, как летом, а поздней осенью – солнце уже не поднимается так высоко, и не согревает землю своим теплом).

* второе окошко – небо. А что вы расскажете об осеннем небе? ( ранней осенью небо еще голубое, но появляются тучки, моросит мелкий дождик, а поздней осенью – небо низкое, хмурое, пасмурное, дожди все чаще, ветер холоднее, по ночам бывают даже небольшие морозцы, а по утрам туман).

* третье и четвертое окошко – земля и деревья. Что происходит осенью с травой и деревьями?( ранней осенью трава желтеет и постепенно исчезает, вянут цветы, листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холодней, а потом и на нижних ветках, в золотую осень все деревья надевают свой яркий наряд: березы и липы – желтеют, осины – краснеют, а поздней осенью листья с деревьев совсем облетают, только елочки до сосны стоят зеленые).

* пятое окошко – одежда людей. Как одеты осенью люди? (постепенно люди одеваются все теплее и теплее – надевают куртки, плащи, сапоги в дождливую погоду, часто берут с собой зонт от дождя).

* шестое и седьмое окошко – изменения в жизни зверей и птиц. Расскажите, что вы знаете об этом. (осенью дикие звери готовятся к зиме: заяц меняет серую шубку на белую, чтобы прятаться на снегу от лисы, белка тоже меняет цвет своей шубки, чтобы ее не было заметно среди деревьев и запасает на зиму орехи, грибы и ягоды, ежик ложится спать до самой весны; а птицы улетают в теплые края остаются только зимующие птицы – воробьи, вороны, синички, клесты). ,

* восьмое окошко – игры и занятия детей осенью. Чем мы занимаемся осенью? (Осенью школьники идут в школу; ранней осенью дети помогают взрослым собирать урожай в садах и огородах, в детском саду на прогулке собираем красивые осенние листья в букеты для украшения группы, делаем кормушки на зиму для птиц).

Читайте также:  Конспект занятия для детей ОНР (6 лет) по развитию лексико-грамматического строя речи

-Рассказ получился очень интересный, спасибо.

– Ребята, посмотрите, что лежит на столе? (Листочки). Когда листики желтеют, что с ними происходит? Опадают. Они медленно кружатся и падают на землю. Как называется это явление природы? (Листопад). Скажите, со всех ли деревьев опадают осенью листья?

– Какие знаете хвойные деревья? Назовите и объясните, почему с хвойных деревьев не опадает листва?Как иначе еще называют иголки у хвойных деревьев?

– Осень – это удивительное время года. В садах созревают фрукты, на грядках – овощи. Давайте посмотрим, что выросло на дереве(Буквы).. Назовите их. (ответы детей). Это гласные или согласные? (Гласные). А что вы ещё можете про них сказать? (они поющие, протяжные, могут стоять в начале, в середине и в конце слова). А какие ещё бывают звуки? (согласные). Почему их так называют? Какой звук не бывает в начале слов?

– На какой звук начинается слово Осень? (О). Он какой звук?

Давайте поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить ряд звуков, а вы хлопните в ладоши когда услышите звук У. И, А, У, А, У, Ы, И, А, У… . Молодцы!

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Повернись вокруг себя.

Руки кверху все подняли.

Раз, два, раз, два,

Заниматься нам пора.

– На доске картинки. Вы должны узнать, на какой звук они начинаются и соединить с этим звуком. (Дети выполняют задание). Какой звук не бывает в начале слов? (Звук Ы).

– Ребята, а что получается, когда звуки соединяются? (ответы детей). Слоги.

Игра «раскрась столько кружков , сколько слогов»

– Приготовила еще одно задание «Буквы сломались». На столе у вас лежат полоски бумаги, где написаны гласные буквы, но они «сломались». Возьмите фломастеры и «почините» их.

(Дети берут фломастеры и дорисовывают линии к недописанным буквам).

III . Заключительная часть.

– Вот и подошло к концу наше занятие. О каком времени года мы сегодня вспомнили. Какие звуки мы уже с вами знаем. Их много. На следующих занятиях мы познакомимся и с другими звуками. Осень оставила вам угощения.

  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека – методическая копилка для учителей © 2021

Конспект ООД по обучению грамоте с детьми c ЗПР в старшей подгруппе

Құрметті қолданушы, Назар аударыңыз:

Сізге «Зияткерлік олимпиадаға» доступ берілді. Қазір тапсырыс беріп үлгеріңіз. Себебі, небәрі 24 күннен соң олимпиада аяқталады.

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР
Материал туралы қысқаша түсінік
логопед мугалимдерине кажет

Мейрамгалиева Асем Бакытжановна

19 Мамыр 2019

Материалдың толық нұсқасы

Мейрамгалиева Асем Бакытжановна

КГКП «Специальный детский сад №13 «Алтынай»

г. Экибастуз Павлодарской области

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия

по развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР

Тақырыбы / Тема : «Профессии».

Ма қсаты / Цель: Отработка лексико – грамматических компонентов по теме «Профессии».

Міндеттері/ Задачи:

-Учить употреблять в связной речи формы прилагательных, в согласовании с существительными с опорой на картинный материал и без него. Учить говорить им.сущ. в дательном падеже (молоток – нужен кому? строителю и тд).Совершенствовать грамматический строй речи, расширять словарь по лексической теме.

– Развивать и активизировать речевую деятельность, мышление, зрительное внимание, фонематического слуха, общей, тонкой и артикуляционной мот­орики, творческого воображения, силы голоса и речевого дыхания.

-Воспитывать положительную установку на занятие, навыки общения, взаимодействия, чувства доброжелательности .

Құралдар/ Оборудование : Магнитная доска , предметные картинки по теме, с южетные картинки: «мальчик хочет стать художником» , мячи су-джок , массжный коврик

Сөздік жұмысы / Словарная работа: Халат, фонендоскоп, добрый, смелый, быстрый, умный, професси.

Билингвалдық компонент / Билингвальный компонент: професси – мамандар , доктор –дәрігер, водитель – жұргізуші , повар- аспазшы , пожарники – өрт сіндіруші , строители – құрылысші.
Ход занятия

1.Кіріспе бөлім / Вводная часть:

Раздаётся стук в дверь, приносят письмо.

-Ребята, нам пришло письмо : « Дорогие ребята! Меня зовут Саша, я хожу в школу, и я уже задумыва юсь кем же мне стать ? Я тут узнал, что вы знаете разные професси,и хочу, чтобы вы мне помогли с выбором. Я жду от вас помощи. С уважением Саша. Раздать по конверту и предложить сесть за столы.

2. Негізгі бөлім / Основная часть:

Мальчик Саша и мне прислал письмо, давайте посмотрим что та м.
Достаю из конверта картинку с какой-либо профессией – спрашиваю у детей, что это за профессия – уточняю – прикрепляю к доске и так дальше достаю следующие картинки.

– А теперь вы ребята посмотрите, что лежит в ваших конвертах.
– Начинаю по очереди спрашивать у детей, что изображено на картинке и к какой профессии относится этот инструмент, в какой профессии он пригодится.

– Давайте подойдем к другому столу, там для вас есть еще одно задание! Я буду вам читать, а вы слушайте внимательно:

Кто у постели больного сидит
И, как лечиться он вам говорит?
Кто – болен, он – капли
Предложит принять
Тому кто здоров – разрешит погулять.

Встаю я очень рано,
Ведь моя забота, –
Всех отвозить по утрам
На работу.

Скажи, кто так вкусно
Готовит Щи капустные,
Вкусные котлеты
Салаты – венегреты,
Все завтраки – обеды?

С огнём бороться мы должны,
Мы смелые работники,
С водою мы напарники,
Так кто же мы…?

Средь облаков на высоте,
Мы дружно ст р оим новый дом,
Чтоб в тепле и в красоте
Счастливо вы жили в нём.

– Что это всё мы назвали? (Профессии)

Д/Игра «кто – что делает?»

– Сейчас я буду называть и показывать картинки профессий, а вы мне будете говорить, что делает человек этой профессии.

Пример: Учитель – учит.

– А кто назовёт быстрее, тот получит фишку, у кого окажется больше фишек, тот выиграл. Строитель – строит, водитель – водит, грузчик – грузит, повар – варит, уборщица – убирает, лётчик – летает, врач – лечит, парикмахер – стрижет, пожарник – тушит.

Динамическая пауза по методике В.Ф. Базарного

Д ети встают на массажные коврик и в носочках , и выполняют упражнения.

Игра « Подбери слово»

Подбор подходящих по смыслу определений.
– Сейчас я буду называть профессию человека, ваша задача – назвать какой он?

Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.

Содержимое публикации

Зубцова Тамара Николаевна,

МБОУ «СОШ №23», п.Айхал РС(Я)

учитель-логопед

Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.

Не секрет, что сегодня число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их развитии. Поэтому своевременно начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психофизического здоровья позволят предотвратить или свести к минимуму эти нарушения. Каждый ребёнок имеет возможность обучению в школе на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям. Для грамотного построения обучения разработан Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья(СФГОС), который рассматривается как «неотъемлемая часть Федерального государственного образовательного стандарта» (ФГОС). Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка, правах инвалидов, Конституцией Российской Федерации, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. ФГОС дифференцирует уровни образования детей с ОВЗ, обучающихся в специальных учебных заведениях, и гарантирует специальную помощь детям, интегрированным в общеобразовательную среду.

Группы детей с ОВЗ не однородны, в них входят дети с разными нарушениями развития: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие), с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР); с задержкой психического развития; с умственной отсталостью; с расстройством аутистического спектра.

Как учителю-логопеду мне хотелось бы более подробно остановиться на коррекционной направленности обучения для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Характерно для тяжёлых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексико-грамматической сторон речи, вследствие этого у большинства детей данной категории наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.

В зависимости от степени тяжести речевого дефекта, дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательной школе, находясь в среде сверстников, получая образование, но в более пролонгированные календарные сроки.

Срок освоения программы для обучающихся с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) составляет в I отделении 5 лет ( I дополнительный – 4 классы), во II отделении 4 года ( I – 4 классы). Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) по уровню своего развития не готовых к освоению программы I класса, предусматривается I дополнительный класс.

В нашем образовательном учреждении организовано взаимодействие различных специалистов, преследующее цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей, обеспечивающее равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка независимо от места жительства, пола, национальности, языка, в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми. Реализация коррекционно- педагогической работы осуществляется психологами, логопедами, педагогами, медицинскими работниками и включает в себя:

– работу психолого-медико-педагогического консилиума;

-оказание психологической, логопедической,дефектологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

-составление рабочих программ, для ребенка с ОВЗ;

– разработка индивидуальных педагогических маршрутов;

– организацию педагогического взаимодействия;

-осуществление консультативного сопровождения родителей и их законных представителей.

Основной задачей логопедического сопровождения в коррекционно-развивающей работе является создание оптимальных условий для развития эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала ребёнка. При этом направлениями логопедической работы являются:

Логопедическое сопровождение направлено на формирование и развитие фонематических процессов; звукопроизношения; лексического запаса и грамматического строя речи; связной речи; неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитание приемов и навыков самоконтроля); чтения и письма; моторики. Безусловно, работа учителя – логопеда с детьми с ОВЗ имеет ряд особенностей. Выявляя характер и степень нарушения речевой деятельности ребенка, учитель-логопед, с одной стороны, составляет план индивидуального маршрута, максимально используя сохранные анализаторы (зрительного, слухового, тактильного), руководствуясь принципом доступности, с другой стороны, не допускает излишнего упрощения материала. В логопедической практике используется постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактичная помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Огромное внимание уделяется сотрудничеству с родителями, которое является залогом успеха любой работы, тем более работы с такими особыми детьми. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» четко обозначены участники отношений в области образования –это обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Таким образом на законодательном уровне определено, что родители-не сторонние лица, наблюдающие за ходом образовательного процесса, а его активные участники.

Анализ участия родителей в образовательном процессе показывает, что:

21% -не могут дать объективную оценку психоречевому развитию ребенка, могут выявить лишь определенные явления и факты поведения ребенка, с ребенком занимаются редко, речевой дефект не замечают, пускают все на самотек;

43% переживают из-за дефекта, занимают позицию чрезмерной опеки и контроля;

32% -дают адекватную оценку состояния ребенка, принимают его дефект, но им не хватает элементарной педагогической грамотности;

4% -достаточно хорошо педагогически осведомлены и компетентны.

Комплекс мероприятий, по оказанию учителем-логопедом, учителем –дефектологом профессиональной помощи родителям, воспитывающим проблемного ребенка, направлен на формирование сотрудничества между ними, организацию консультативной помощи.

Это сотрудничество предполагает родительские собрания, консультации, мастер- классы для родителей, родительские конференции, индивидуальные встречи, использование интернет –консультирования, создание родительских клубов, проведение неформальных встреч (праздники, конкурсы и т.д.) Все это оказывает положительное влияние на изменение характера их взаимоотношений, способствует коррекции и предупреждению

вторичных отклонений в психическом развитии и социализации ребенка с ограниченными возможностями.

Как показывает практика, от степени партнерских отношений родителей с образовательным учреждением зависит успешность обучения и воспитания детей с ОВЗ, скорость и эффективность его продвижения по «логопедическому маршруту». Диалогическая стратегия сотрудничества учителя-логопеда и родителей –это подлинное доверительное партнерство с семьей обучающегося с нарушением речи.

И в заключении хочется сказать, что образование детей с ограниченными возможностями здоровья связано в значительной степени с процессами демократизации общественного сознания и признанием за каждым человеком права на образование. В основу положена идеология, которая исключит любую дискриминацию учащихся и обеспечит равное отношение ко всем людям.

Ссылка на основную публикацию