Конспект ООД на тему: Заколдованная весна

Конспект интегрированной НОД с элементами ТРИЗ и с использованием ИКТ «Заколдованная весна»

Ольга Лобанова
Конспект интегрированной НОД с элементами ТРИЗ и с использованием ИКТ «Заколдованная весна»

Конспект интегрированной НОД с элементами ТРИЗ

«Заколдованная весна»

Программное содержание:

1. Уточнить и расширить представления детей о признаках весны через системное видение мира.

2. Формировать элементарные математические представления,экспериментальные навыки.

3. Развивать связную речь,фантазию,воображение,уважение к природе.

4. Воспитывать интерес,заботу, уважение к природе.

5. Закреплять дружеские взаимоотношения детей во время коллективной работы.

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми на тему «Признаки весны», «Строение цветка», «Прошлое-будущее растения».

2. Чтение стихов о весне Федора Тютчева «Зима не даром злится», Алексея Плещеева «Травка зеленеет» ,Самуила Маршака «Апрель, Апрель!».

3. Просмотр картин И. Левитана «Март» ,А. Куинжи «Ранняя весна», В. Бакшеев «Голубая весна».

Ход НОД:

(Зал оформлен в виде лесной полянки :елки пеньки,имитация ручья,цветы. ширма. Дети стоят полукругом перед воспитателем)

В: Здравствуйте ребята!

Пусть мы с вами почти не знакомы,

Но надеюсь друг друга поймем,

Вы же дети,а я воспитатель

Дружно время сейчас проведем.

(Слайд 1 «Конверт». На экране появляется письмо со звуковым сигналом)

В: Ребята, посмотрите,по электронной почте,от жителей нашего города к нам пришло письмо. Давайте я вам его прочитаю.

(Воспитатель читает письмо с экрана,на котором изображена Снежная Королева и текст письма)

В: Беда-беда! Снежная Королева не хочет что бы уходила Зима и заколдовала всех помощников Весны :солнце,воду,растения,животных. Ребята,помогите пожалуйста,расколдовать всех помощников Весны! А для этого вам нужно отправиться в путешествие и по дороге помогать всем кто заколдован! Если вы выполните все правильно, то колдовство Снежной Королевы исчезнет. И Весна вернется в наш город!

В: Ну,что,ребята?Вы хотите спасти весну?

В: Тогда отправляемся в дорогу. Вокруг себя повернитесь и в лесу окажитесь.

(Слайд 3. «Лес». Звучит музыкальное сопровождение «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Воспитатель убирает ширму)

В:Посмотрите,мы оказались в лесу. Пора нам отправляться на поиски заколдованных помощников.

По прямой дорожке.

Поставим руки на бочок

И по тропинке скок-поскок. (Делают подскоки)

И встали, стоп (Останавливаются)

В: Ну-ка кто из вас ответит:

Не огонь,а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь,а печет?

В:Ребята скажите,солнце какое?

Д:Солнце круглое, солнце желтое,солнце весеннее.

В: А то похоже на солнце?

Д:На солнце похоже луна,мяч,колобок,блин.

В:А что хорошего в солнце?

Д:От солнца тепло,радостно,растут растения.

В:Скажите,а что плохого в солнце?

Д:На солнце можно обгореть. Оно жаркое. Может ослепить.

(Слайд 4. «Солнце». На экране появляется солнце и звучит музыка П. И. Ччайковского «Весна»)

В: посмотрите на экран. Появилость солнце и оно веселое. Значит мы его расколдовали.

В:Можно отправляться в путь дальше:

По прямой дорожке.

Поставим руки на бочок

И по тропинке скок-поскок. (Делают подскоки)

И встали, стоп (Останавливаются)

В:Послушайте,что вы слышите?

(Слайд 5 «Лес». Звук шума воды)

В:Правильно. Посмотрите в лесу ручей. Я набрала из ручья воды. Как вы думаете,какая она?

(Воспитатель показывает детям сосуд с грязной водой)

В:Правильно. Видимо Снежная Королева специально загрязнила воду. Давайте очистим ее. Но сначала посмотрите как это буду делать я.

В:У нас есть стакан, воронка,фильтр. Стакан мы ставим на стол перед собой,вставляем в него воронку, кладем фильтр. (Показывает предметы).Очень аккуратно и медленно наливаем воду в воронку. Все запомнили как нужно чистить воду?

В:Теперь вы можете сесть.

(Дети садятся за столы. Опыт «Чистим воду» .Воспитатель наливает каждому из своего сосуда воду в стакан,следит за ходом выполнения опыта и задает детям вопросы.)

В:Что ты делаешь?

Д:Я вставляю воронку в стакан.

Д:Я наливаю воду.

(После того как дети закончили задание воспитатель задает вопросы)

В:Что мы сейчас сделали?

Д:Мы очистили воду.

В:Какая теперь вода стала у нас?

Д:Теперь вода чистая и прозрачная.

В:Молодцы,ребята,вы справились с заданием.

(Слайд 6 «Вода». Звучит музыка П. И. Чайковского «Весна» .На экране появляется вода.

В:Посмотрите на экран,вот и воду мы расколдовали!

В:Скажите,ребята,а для чего нам нужна вода?

Д:Вода нужна для того что бы пить,варить еду, умываться, поливать растения.

В:Правильно,вода нужна и растениям. Подойдите ко мне и посмотрите, что у меня есть.

(Дети встают полукругом и воспитатель показывает цветочный горшок)

В:В этом горшке рос цветок. Снежная Королева заколдовала его и он исчез. Давайте поможем цветку.

В:Вспомните,где мы можем встретить цветы?

Д:Цветы мы можем встретить на поляне,в саду.

В:Хорошо. А из каких частей состоит цветок.

Д:Цветок состоит из стебля,листьев и соцветия.

(Воспитатель выставляет соответствующую картинку на «Пятиэкранку»,постепенно,по мере ответов детей)

В:Правильно. Теперь соберем цветок.

(Коллективная работа детей. Дети собирают цветок: укрепляют стебель, к нему прикрепляют листья и лепестки соцветия)

В:Какае вы молодцы!Скажите а чем цветок был раньше?

Д:Раньше цветок был семенем.

В:Дети, а что случиться с цветком,после того как он отцветет?

(Воспитатель выставляет соответствующую картинку на «Пятиэкранку»,постепенно по мере ответов детей.)

(Слайд 7 Цветок» .На экране появляется цветок и звучит музыкальное произведение «Вальс цветов» П. И. Чайковского)

В:Посмотрите на экран. Вот и цветок мы расколдовали.

В: Ребята, вы уже сказали, что цветок появляется из семени. Представьте, что вы маленькие семена цветов. Давайте присядем на корточки.

(Дети садятся на корточки и выполняют движения соответствующие тексту под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов»)

В:Вас полил теплый дождик и вы стали расти (поднимаются)

На вас светило теплое солнце,дул ветер (покачиваются)

Вот солнце стало припекать все сильнее и сильнее.

Вам стало жарко и вы стали засыхать (стоя,опускают руки вниз)

Но вот полил теплый дождь, освежил вас (поднимают руки к верху)

И вам опять стало свежо и хорошо (покачиваются)

В:Молодцы!А нам пора отправляться дальше.

По прямой дорожке.

Поставим руки на бочок

И по тропинке скок-поскок. (Делают подскоки)

И встали, стоп (Останавливаются)

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может.

В:Снежная Королева заколдовала гусеницу. Она сделала ее невидимой. Давайте поможем гусенице и расколдуем ее. Сделаем ее из пластилина. Присаживайтесь.

В:Разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Гусеница»

(Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончиков пальцев)

(Ползет обратно к плечу по внешней стороне руки)

По травинкам ползает

(То же проделываем, меняя руки: «От корня к верхушке»)

Кушает листочки: ам!ам! ам!

(Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «АМ!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «Кусает» всеми пальцами кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями)

(Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)

(Одна сжимается в кулачек, другая ее накрывает-держит кулачек как яблоко)

(Постепенно распрямляем ладони)

(Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь крылья бабочки)

В:Молодци,пальчики размяли! Теперь можно приниматься за работу. Для этого возьмите доски для лепки, положите их перед собой, возьмите кусок пластилина и скатайте его в шарик.

(Дети выполняют задание, педагог лепит голову гусеницы и осуществляем индивидуальный подход)

В: Теперь мы соберем гусеницу из шариков. Я тоже слепила голову гусеницы. Вам нужно подойти и прикрепить свои шарики к голове гусеницы.

(Дети подходят по одному к «пеньку» и прикрепляют свой шарик к предыдущему)

В:Ребята,у каждого на столе лежат влажные салфетки, возьмите и протрите руки от пластилина.

В:Посмотрите какая замечательная гусеница у нас получилась.

(Слайд 8 «Насекомые»)

Взгляните на экран. Спасая гусеницу мы расколдовали всех насекомых.

(На экране появляются насекомые и звучит музыкальное сопровождение П. И. Чайковского «Весна»)

В:Гусеницу мы оставим на этом пеньке, а сами отправляемся дальше.

По прямой дорожке.

Поставим руки на бочок

И по тропинке скок-поскок. (Делают подскоки)

И встали, стоп (Останавливаются)

В:Ребята,посмотрите,здесь какой то сюрприз? Его приготовила нам Весна! Сейчас посмотрим,что внутри. Это игра.

(Коробка «Ккольца Луллия)

В:Здесь два вращающихся кольца, на одном изображены животные, на другом времена года. Кольца надо покрутить. При совпадении двух картинок, вам нужно ответить на мой вопрос: какие изменения происходит в жизни животного в определенное время года.

(Воспитатель с детьми играют в игру «Кольца Луллия»)

В:Молодцы,ребята! Посмотрите на экран.

(Слайд 9 «Животные». Звучит музыкальное произведение П. И. Чайковского «Весна»)

В:Вот и животных мы расколдовали! Ребята, вы расколдовали всех помощников Весны!

(Слайд 10 «Все расколдованные помощники» .Звучит музыкальное произведение П. И. Чайковского «Весна»)

В:Царство Снежной Королевы растаяло. И весна пришла в наш город!

(Слайд 11 «Летний замок». Звучат раскаты грома)

В:Теперь вокруг себя повернитесь и в детском саду окажитесь.

(Слайд 12 Детский сад». Звучит музыкальное произведение П. И. Чайковского «Вальс цветов»)

Воспитатель закрывает ширмой лес. На экране появляется фото детского сада.

В:Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

(Слайд 13 «Весна» .Воспитатель дарит детям цветы. На экране появляется Весна с музыкальным сопровождением)

В:Спасибо вам, мне было приятно с вами общаться и путешествовать. До свидания!

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Конспект занятия по рисованию «Заколдованная весна»

Олеськова Раиса Анатольевна
Конспект занятия по рисованию «Заколдованная весна»

Конспект занятия по рисованию.

Тема: «Заколдованная весна».

– Учить детей рисовать нетрадиционным методом;

– Учить рисовать точечным способом с помощью ватной палочки;

– Расширять представления детей о весне, как о времени года, о ее признаках, о первых весенних цветах;

Предварительная работа:

• Рассматривание картинок с изображением весны;

• Чтение стихов о весне;

• Тонирование бумаги к занятию

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением весны, весенних цветов, деревьев.

половинки альбомных листов, предварительно затонированных, кисточки, баночки с водой, салфетки, гуашь, ватные палочки, перчаточная кукла заяц, песня «Весна-красна».

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости прискакал зайка, у него случилась беда, давайте выслушаем его.

Заяц. Здравствуйте ребята! У нас в лесу случилась беда! Прилетела злая колдунья и заколдовала нашу «весну»! И теперь в нашем лесу нет ни единого деревца, и нет цветов, и даже солнышка не стало!

Воспитатель. Не плачь зайка, мы с ребятами поможем тебе! Ребята поможем зайке расколдовать весну?

Заяц. Ой, спасибо вам ребята! Пойдемте тогда, скорее, в лес и посмотрите, что же там произошло!

(Под веселую музыку «Весна красна» дети за воспитателем идут по группе, приходят за столы, на которых разложены затонированные листы)

Воспитатель. Вот мы с вами и пришли в лес, посмотрите ребята, а лес та действительно заколдован, ни деревьев, ни цветов нет!

Заяц. Злая колдунья все заколдовала и они стали невидимы, а Весну она унесла в свой замок за тридевять земель. И вам ребята предстоит стать добрыми волшебниками и нарисовать весенний лес, чтобы Весна стала сильнее и победила злую колдунью!

Воспитатель. А что можно увидеть в лесу весной?

(Набухают почки на деревьях, появляются молодые листочки, зеленеет трава, прилетают птицы, распускаются цветы)

Заяц. Сейчас я произнесу заклинание и вы превратитесь в добрых волшебников! Закрывайте глаза! Абра кадабра бум!

Воспитатель. Ребята сначала мы нарисуем дерево.

(Сопровождаю объяснение показом)

Но на нем еще нет листочков, а только почки, мы нарисуем их ватной палочкой тычком.

А теперь подумайте что же еще есть весной. (Ответы)

Правильно есть синее небо, желтое солнышко, и первые цветы.

Давайте с вами нарисуем синее небо, а пока оно сохнет, нарисуем цветы.

Ребята, какие цветы можно увидеть весной?

(Подснежники, тюльпаны, нарциссы, фиалки)

Мы ведь волшебники и значит можем все, поэтому сейчас превратимся в цветочки.

Физминутка «Нежные цветы»

Наши нежные цветы

Распускают лепестки. (поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит (руки качаются из стороны в сторону)

К ночи нежные цветы

Закрывают лепестки. (складывают ладони вместе)

Давайте с вами нарисуем весенние подснежники. (картинка «подснежник»)

Возьмите аккуратно свои работы и положите на лесную полянку.

Заяц. Ребята вы настоящие волшебники, мы победили злую колдунью. И Весна вернулась к нам.

Конспект ООД по рисованию во второй младшей группе «Весна пришла» Конспект ООД по рисованию во второй младшей группе (коллективная работа) на тему «Весна пришла». Рисование во во второй младшей группе.

Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста «Заколдованная поляна» Цель: Расширить представления детей о весенних явлениях в природе. Задачи: Образовательные: – учить замечать сезонные изменения в природе;.

Конспект ОД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста «Весна красная. Весна прекрасная» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию, для старшего возраста на тему: «Весна красная. Весна прекрасная» Использование.

Конспект открытого занятия «Заколдованная сказка» Здесь размещен конспект открытого занятия в образовательной области ” Речевое развитие” младшего дошкольного возраста посредством театрализованной.

Конспект занятия по развитию речи и рисованию в подготовительной речевой группе на тему «Какого цвета весна». Вид: комплексное. Тип: обобщение изученного. Цель: развивать эстетические чувства к природе и её изображениям в художественной нетрадиционной.

Конспект занятия «весна-красна» «Весна – красна» Задачи: Закреплять знания о смене времён года; Знакомить с названиями весенних месяцев; Дать представление об изменениях.

Новогодний утренник «Заколдованная Снегурочка» для подготовительной группы «Заколдованная Снегурочка» Дети под музыку входят в зал и выстраиваются полукругом. Ведущий: С новым Годом поздравляю! И хозяев, и гостей,.

Читайте также:  Конспект деловой игры для детей с родителями

Сценарий для подготовительной группы «Заколдованная осень» Сценарий осеннего утренника в подготовительной группе «Заколдованная Осень» Взрослые: Ведущий, Леший, Баба Яга, Избушка, Осень. Дети:.

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Заколдованная Снегурочка» Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Заколдованная Снегурочка» Действующие лица: Репертуар: Ведущий Песня «С новым.

Конспект занятия «Весна» Цели: Коррекционно-образовательные: – закрепление знаний детей по лексической теме “Весна”(уточнить времена года, названия весенних месяцев,.

Конспект НОД в средней группе на тему “Весна”

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие заглянуло солнышко. Какое оно?
Дети: Весёлое, лучистое, желтое, весеннее
Воспитатель: Давайте улыбнёмся друг другу, как солнышко нам, подарим друг другу хорошее настроение. Ребята, очень долго длилась зима с морозами, сильными ветрами, снегом, серым, хмурым небом. Нам всем приходилось одевать теплую одежду (теплые куртки, шубы, шапки, зимние сапоги, валенки).
Но в природе все идет своим чередом, и на смену суровой зиме приходит новое время года. А как оно называется, вы сейчас сами попробуете догадаться. (Взять конверт.)
Воспитатель: Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может это воробьишко,
Пролетая, обронил?
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться,
Вам загадки отгадать!
Воспитатель: Давайте откроем конверт и отгадаем загадки:

В синем небе алый мяч,
Он светел и горяч. (Солнце.)

Белая морковка
Зимой растёт,
А как солнышко пригреет,
Горько слёзы льёт. (Сосулька.)

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник –
Смастерили мы. (Скворечник)

В голубой рубашечке,
Бежит по дну овражка. (Ручей)
Здесь на ветке чей – то дом,
Ни дверей в нем, не окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут. (Гнездо)

На реке и треск, и гром,
Это значит ледолом,
На реке идет лед
Это значит . (Ледоход)

Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело –
Всю морковку съело (Сосулька)

У него морковный нос,
Очень любит он мороз,
В стужу он не замерзает.
А весна приходит – тает. (Снеговик)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)

Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет (Весна)

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной.)

Воспитатель: Правильно ребята, это весна. Посмотрите на эти иллюстрации и расскажите, что на них нарисовано. Какое время года на этой картинке?
Дети: Зима.
Воспитатель: Что на ней видим?
Дети: Много снега, дети катаются на санках, деревья в снегу, дети тепло одеты и т.д.
Воспитатель: Назовите, что за время года нарисовано на второй картинке?
Дети: Весна.
Воспитатель: По каким предметам вы догадались, что это весна?
Дети: Солнце светит ярко, сосульки, ручейки, проталины, птицы прилетели и т.д.
Воспитатель: Давайте подарим весне красивые слова. Какая весна?
Дети: Теплая, красивая, солнечная, пахучая, звонкая, яркая, зеленая, цветущая, шумная.

Воспитатель: Поиграем в игру «Чудесный мешочек». Посмотрите у меня мешочек, да в нём что – то лежит! Хотите узнать, что в нём? Я скажу вам по секрету, что в нём много маленьких карточек с рисунками. Вы будете подходить ко мне, доставать по одной картинке и называть, что на ней нарисовано и в какое время года это бывает. Надо зимние картинки положить на поле, где изображена зима, а весенние – на весну. (Дети по очереди подходят, берут маленькую картинку, называют, что на ней нарисовано и соотносят со временем года.)
Воспитатель: Ребята, назовите, ещё раз, приметы весны.
Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, дети и взрослые надели легкую одежду, дует теплый ветер.
Воспитатель: После какого времени года начинается весна?
Дети: Весна наступает после зимы.
Воспитатель: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга?
Дети: Нет.
Игра «Скажи наоборот».
Зимой снег белый, а весной – серый,
Зимой снег чистый, а весной – грязный,
Зимой дни холодные, а весной – теплые,
Зимой дни короткие, а весной – длинные,
Зимой солнце тусклое, а весной – яркое,
Зимой небо серое, а весной – голубое,
Зимой ветер холодный, а весной – теплый.
Воспитатель: С какого месяца начинается весна?
Дети: Весна начинается с марта месяца.
Воспитатель: А сколько месяцев у весны? Назовите их.
Дети: Март, апрель, май
Воспитатель: Март-капельник, протальник.
Апрель-водолей, березень.
Май-травень, цветень.
Воспитатель: Как, вы думаете, почему в народе так называли весенние месяцы?
Ответы детей.
Воспитатель: А какой ветер весной?
Дети: Теплый, свежий.
Воспитатель: А какое весеннее небо?
Дети: Ясное, яркое, высокое, чистое.
Воспитатель: А какие еще признаки весны вы знаете?
Дети: Из теплых краев возвращаются птицы (Демонстрация картин с птицами). На деревьях набухают почки. (Демонстрируется веточка вербы с почками.). Лопаются почки и растут зеленые листочки. Появляется зеленая травка, первые цветы – подснежники. Люди одеваются в легкую одежду.

Физкультминутка:
Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.

Воспитатель: Дети, как вы, думаете, кто к нам приносит весну?
Дети: Солнышко
Воспитатель: Конечно, солнышко. Солнышко помогло появиться ручьям, звонкой капели, почкам на деревьях, первой травке, первым листочкам.
Самый главный признак весны – ласковое весеннее солнце, которое ярко светит и согревает землю.
Воспитатель: А какое у вас настроение, когда нет солнышка?
Дети: Грустное, плохое, печальное.
Воспитатель: Покажите, какие вы, когда грустные. А какое настроение, когда светит солнышко?
Дети: Веселое, радостное
Воспитатель: Покажите, какие вы, когда веселые.
В русских народных потешках говорили:
Весна, весна красная!
Приди весна ясная!
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью
С солнцем горячим,
С дождем обильным,
Принеси урожай
В наш счастливый край!
У всех много забот весной. Птицы строят гнезда, высиживают птенцов. Звери заботятся о своем потомстве. И у человека весной горячая пора. Поле надо вспахать, пшеницу посеять. Огороды засадить овощами. И все надо сделать в свое время. Недаром говорится в народе «Весенний день-год кормит».
Грач на горе – весна на дворе.
Зима весну пугает, а сама тает.
Весна красна цветами, а осень пирогами
Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами покажем, как растут цветы.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне. Показать руками цветок.
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питанье Движение пальцами вместе-врозь.
Дружно дают под землей корешки. Ладони вниз, тыльной стороной
Друг к другу, пальцы развести.

Воспитатель: О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: О весне.
Воспитатель: Какие приметы весны вы запомнили?
Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, люди надели легкую одежду, дует теплый ветер.
Воспитатель: Все сегодня старались. Молодцы.

Конспект ООД на тему: Заколдованная весна

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Конспект НОД «Весна»
Занятия по теме “Весна”
Автор: Мунасипова Лилия Фаниловна
21.04.2020 16:23

Конспект НОД «Весна»

Подготовила и провела воспитатель Мунасипова Лилия Фаниловна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка»

Цель:

  • Учить детей брать мелкие предметы щепотью, учить элементам самомассажа рук.
  • Развивать мелкие движения рук. Учить детей правильно передавать ритмический рисунок.
  • Упражнять в подборе слов – признаков; в образовании названий детенышей животных с помощью суффиксов – онок, -ёнок..
  • Развивать связную речь, внимание, мышление, память, фантазию.

Материал:

панно «Солнце», картинки с изображением весны; массажный мяч; цветные льдинки, формочка для льда; прищепки, солнышки без лучиков на каждого ребенка;

подносы с манной крупой. Крупа фасоль, мелкие игрушки животных.

Воспитатель: — Ребята, давайте улыбнемся друг другу и по приветствуем гостей.

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас особенное занятие. Главными героями будут наши пальчики.

Мы их будем тренировать, чтобы они были сильными, ловкими, и умелыми.

2. Основная часть.

  1. Введение в тему.
  2. Ребята, я предлагаю вам подойти к столу.

(На столе находится панно солнце с картинками — признаками весны (труд людей, текут ручьи, сосульки на крыше, перелетные птицы, восьмое марта и т.д)

Воспитатель: — Ребята, посмотрите какое необычное солнце я вам приготовила. Вместо лучиков-картинки!

-Какое время года вы видите на картинках?

Воспитатель: — Да, ребята, к нам пришла весна-красна (выставляется картинка весна)

-Ребята, скажите, весна какая? (ответы детей: теплая, солнечная, ласковая, светлая, свежая, цветущая, веселая, мокрая, зеленая, ароматная, ранняя, поздняя..)

-Возьмите по одной картинке и расскажите о ней. Молодцы!

Воспитатель: -А теперь ребята, отгадайте загадку:

Висит за окошком кулек ледяной

Он полон капели и пахнет весной (Сосулька)

Развитие чувства ритма. (игра на металлических ложках)

Воспитатель: -Ребята, давайте с вами отстучим на ложках, как капают сосульки.

Капли звонко капали кап-кап-кап

Все сосульки плакали кап-кап-кап

Солнце светит ярко

Нам сосулькам жарко

С нас течет вода

Мы растаем навсегда. Молодцы!

Игра «Собери льдинки» (упражнять детей в подборе слов-признаков)

Воспитатель: -Ребята, сосулька упала и разлетелась на мелкие льдинки. (тремя пальцами разложить цветные «льдинки» по формочкам)

Щепоточкой пальцы ты сложи,

Льдинки в форму собери.

Льдинку в формочку кладем,

– Сосульки какие? Ответы детей (ледяные, прозрачные, твердые, мокрые, бесцветные, острые, холодные, блестящие, тающие).

Воспитатель: — Ребята, после льдинок у вас наверно замерзли руки. Давайте их разогреем.

Пальчиковая гимнастика «Разогревалочка»

Если замерзают руки, (Медленно растирать одну ладонь о другую)

Начинаем их тереть.

Быстро мы сумеем руки,

Как на печке разогреть.

Поиграем мы немножко, да похлопаем в ладошки (Хлопать в ладоши)

Пальчики чтоб их согреть

нужно сильно растереть (Растирать ладони все быстрее и быстрее)

Пальчики мы согреваем (растираем, дуем на пальцы)

Их сжимаем, разжимаем! (Сжимаем и разжимаем кулачки)

Подвижная игра- «Солнышко» (мелодия «Звуки весны»)

Воспитатель: -Руки вы друг другу дайте, дружно в полукруг вставайте.

Все вокруг вы посмотрите, (повороты головы вправо, влево)

Лицо, к солнцу поднимите (поднимают голову вверх)

Потяните руки, дети (поднимают руки вверх)

Оно ласково нам светит (гладим двумя руками лицо)

Чувствуете, солнце греет (вытянуть обе руки и пошевелить пальчиками)

Лицо на солнце наше млеет (постучать по щечкам кончиками пальцев)

И деревья, и цветы — (поднять руки, покачать влево, вправо)

И травинки, и кусты – (присесть, тронуть руками пол, поднять руки над головой, соединить).

Стихотворение. (рассказывает ребенок)

Солнце встало высоко

Стало на земле светло

Сверху лучики летят

Все вокруг согреть хотят!

Воспитатель: -Да ребята, солнышко действительно раздарило все свои лучики всем кто хотел согреться.

-Ребята, давайте соберем из прищепок лучики для солнышек. (дети прикрепляют «лучики» из прищепок. Минусовка «Выглянуло солнышко»)

-Лучик вверх, лучик вниз

Лучик детям улыбнись

Вправо, влево посмотри

Вокруг солнца обойди!

Игра «Назови детенышей животных» (с массажным мячом, упражнять в образовании детенышей животных)

Воспитатель: -Ребята, у животных весной появляются детеныши.

Мяч веселый ты поймай, детенышей животных называй.

У волка-волчата, у ежа-ежата …и т.д)

Игра «Заколдованная корзинка» (описательный рассказ)

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (в руках держит корзинку наполненную фасолью)

– А корзинка эта не простая, а заколдованная. В ней кто то спрятался. Тот кого я сейчас назову, подойдет, отыщет его в корзинке. И расскажет, что происходит с ним с приходом весны.

(Дети по очереди достают игрушку, называют ее: У меня заяц. С приходом весны, заяц меняет шубку. У меня медведь… и т.д)

Игра “Нарисуем узор” рисунки на манной крупе (самостоятельная работа

детей), (развитие связной речи)

Воспитатель: -Ребята, как хорошо что наступила весна, мы соскучились по

теплому солнышку, по журчанию ручья, по пению птичек, по ароматным

цветочкам, по играм на лужайке. Давайте превратимся в художников. Приготовьте

свои пальчики – карандашики будем рисовать весенние картинки.

– Мы в художников играли

И картинки рисовали..

– Что ты нарисовал?

Дети: — Я нарисовал листик, цветочек; птичку, дождик, солнышко, дерево,

бабочку, ручеек т.д.

-Ребята, в какие игры мы с вами поиграли?

-а какая игра вам больше понравилась?

Все эти игры с пальчиками нам помогают правильно произносить звуки, и

Наше занятие заканчивается. А весна с нами не прощается, ее следы мы будем

замечать везде. Согласны?

Весна дарит вам эти чудесные солнышки! Пусть от них вам будет тепло и

радостно! До новых встреч!

Литература:

Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. — Екатеринбург: Паритет, 2005.

Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. — М.: Астрель, 2009.

Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М., «Просвещение»,

Конспект на ФЭМП тема ” Ориентировка во времени” для старшей группы.

  • Сценарии культурно-массовых мероприятий (1)
  • Мастер-класс (2)
  • проекты (4)
  • Технологии (3)
  • Педагогам (2)
  • Для вас родители (21)
  • Конспекты открытых занятия (3)

Конспект на ФЭМП тема ” Ориентировка во времени” для старшей группы.

«Ориентировка во времени»

Цель: Закреплять умение детей ориентироваться во временном пространстве.

Задачи:

Развивающие: Закреплять временные отношения у детей старшего дошкольного возраста с целью использования времени рационально и точно.

Развивать смекалку, память.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свой ответ.

Обучающие: закреплять знания детей частей суток, дней недели, времен года, месяцев года, понятий «Сегодня, завтра, вчера, послезавтра, позавчера».

Воспитывающие: воспитывать у детей целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Методическая приемы: Игровой прием – использование сюрпризных моментов,

дидактические игры и упражнения.

Наглядный – картинки – станции «Части суток», «Дни недели»

«Времени года», «Паровозик недели».

Словесный прием – напоминание, указание, индивидуальные

Демонстрац мат-л: картинки поезда «Неделька»,

Раздаточный мат-л: разрезные картинки «Частей суток»

Оборудование: Доска, мольберт, мяч, цветок, лазер, звездочки, шары, картинки времен года, дней недели, частей суток, картинки незнайки (10шт), указка,

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Речевое развитие, Безопасность, Здоровье, Музыка.

Предварительная работа: дидактические игры, беседы о временных понятиях, чтение рассказов Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», разучивание стихотворения « Неделька», разгадывание загадок, работа с календарем природы.

Ход занятия.

Дети входят в группу, здороваются.(проходят на ковер)

Вос-ль: Ребята. Сегодня у нас необычный день, мы с вами отправимся в путешествие во времени. В пути нас ожидает много интересного и увлекательного.

Вос-ль: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?

Вос-ль: закрывайте глаза, мы отправляемся.

(звучит космическая музыка, включается лазер),

Порядок свой имеет все на свете

День за днем идет, идет.

Время движется вперед.

За зимой бежит весна,

Следом осень к нам идет

День за днем, из года в год

Время движется вперед.

(Пустить шарики к потолку, название планеты)

Вос-ль: Ребята, посмотрите. Мы с вами оказались на необыкновенной планете, которая называется «Времечко».

Незнайка: Здравствуйте, ребята, что привело вас на мою планету?

Дети: Здравствуй, Незнайка.

Вос-ль: Незнайка, мы совершаем путешествие во времени.

Незнайка: Я так рад, как вы вовремя появились здесь. У нас на планете потерялась самая яркая звезда, а на ее месте остался большой красивый цветок с непонятными знаками. (показывает его)

Вос-ль: Незнайка, можно нам посмотреть цветок?

Незнайка: Да, можно. (отдает цветок )

Вос-ль: Ребята, посмотрите, эти знаки нам знакомы, я думаю, мы сможем помочь Незнайке, найти потерявшуюся звезду.

Незнайка: Ой, как хорошо! А я могу помочь вам?

Вос-ль: Да, твоя помощь нам будет необходима. На цветке написаны задания, а для того чтобы их выполнить нам надо попасть на станцию «Времена года».

Незнайка: Я знаю, где находится эта станция, но сначала надо пройти все станции времени.

Вос-ль: Какую первую надо пройти?

Незнайка: Первая станция называется «Части суток». Пойдемте все за мной

( Включить музыку, дети проходят за столы, садятся на стульчики)

Вос-ль: (Смотрю на цветок), На этой станции нам надо выполнить 2 задания.

Первое задание «Отгадай загадки»

Вос-ль: Вы готовы их отгадать?

Солнце село. Свет погас.

Спать пора всем. Поздний час.

Улетел уж вечер прочь,

А за ним крадется. (ночь).

Что прогоняет ночь прочь? (утро)

Мы уже зеваем сладко,

Тени тут и там снуют.

Чистим зубы для порядка

И готовимся ко сну. (вечер)

С зарей родился, чем больше рос,

Тем меньше становился. (день)

Вос-ль: Ребята, скажите, о чем говориться в загадках?

Ответы: В загадках говориться о частях суток.

Вос-ль: А сколько частей в сутках?

Ответ: В сутках четыре части.

Вос-ль: Кто перечислит части суток.

Ответы: Утро, день, вечер, ночь.

Вос-ль: Молодцы ребята, вы отгадали все загадки, но у нас есть еще одно задание «Выложи картинку суток»

Вос-ль: У вас на столе лежат картинки, вы должны выложить одну целую картинку из частей суток, начиная с начала дня

(работа с раздаточным материалом),

Дети выкладывают картинку суток.

Инд работа, спрашиваю 2-3х человек, перечислить какие части суток они выложили.

Вос-ль: Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

Незнайка. Справились, ура. Теперь мы найдем звездочку.

Вос-ль: Нет, Незнайка, на твоем цветочке есть еще задания, и чтобы их выполнить, нам надо попасть на станцию «Дней недели». Ты знаешь, где она находится?

Незнайка: Конечно, знаю, это совсем рядом.

Вос-ль: Так, давайте туда отправимся.

(Звучит музыка, дети проходят на станцию «Дней недели»)

Посмотреть на часы время.

Незнайка. Вот, она станция Дней недели.

Воспитатель: читает задание: перечислите дни недели

Незнайка: А-а-а, я знаю дни недели. Вот послушайте стихотворение.

читает стих: Воскресенье – день веселья,

потом среда – это ерунда,

а потом суббота – погулять охота.

Вос-ль: Ребята, о чем прочитал стих-е Незнайка?

ответы детей: Незнайка прочитал стих-е о днях недели.

Вос-ль: Скажите, какие дни недели Незнайка не назвал?

полные ответы: Незнайка не назвал – понедельник, хорошо, кто скажет, какие дни недели еще не назвал Незнайка?

Ответы: вторник, четверг, пятница, воскресенье.

Незнайка: Ребята, а вы все знаете дни недели?

Ответы детей: да, мы знаем все дни недели.

Вос-ль: Да, ребята знают названия всех дней недели, и знают, каким цветом они обозначаются. Давайте расскажем Незнайке стих-е о днях недели. А чтобы он их тоже запомнил, в этом нам поможет поезд «Неделька». Мы посадим наших пассажиров, дни недели, в вагончики и они отправятся в увлекательное путешествие. Я сейчас прикреплю паровоз, а ребята, рассказывая стихотворение, будут прикреплять вагоны.

Дни недели пролетели, Что запомнить мы сумели? Первый день недели – Это . (понедельник). Подметает дворник? Значит, это . (вторник). С кошками беседу Проведем мы в . (среду). Черепаший фейерверк После дождичка в … (четверг). Ничего не ладится? Это, братцы, . (пятница). Запрягают бегемота? Это, видимо, … (суббота). Много шуток и веселья? День последний, … (воскресенье). Мы теперь расскажем всем: Дней в неделе ровно семь!

Незнайка: Вот это да, как интересно, А что, дни недели всегда друг за другом идут.

Вос-ль: Да, у каждого дня свое место в недели.

Взять Указку

Воспитатель: Ребята, давайте с вами еще раз посчитаем, сколько дней длится неделя.

(показать поезд, дети все вместе считают кол-во вагонов)

Вос-ль: Молодцы вы правильно посчитали.

Даня, сколько длится неделя?

Ответы: неделя длится 7 дней.

Вос-ль: Ребята, скажите, какой сегодня день недели?

ответы детей: Сегодня день недели – вторник

Вос-ль: Правильно, сегодня у нас вторник.

А какой день недели будет завтра? завтра будет день недели среда.

Какой день недели будет послезавтра? послезавтра будет четверг.

Какой день недели был вчера? Вчера был день недели – понедельник,

Какой день недели был позавчера? Позавчера было воскресенье.

(Ответы детей, хвалю за правильный ответ)

Вос-ль: Вот видишь Незнайка, ребята знают не только последовательность дней недели, но они могут назвать день сегодняшний, завтрашний, вчерашний.

Незнайка: Ура, мы сейчас найдем звездочку.

Вос-ль: Не спеши Незнайка. У нас есть еще задания, но вы все наверно устали, давайте разомнемся. (приглашаю Незнайку на физкультминутку)

Игра физминутка.

В понедельник я купался, (изображаем плавание) А во вторник рисовал. (изображаем рисование) В среду долго умывался, (умываемся) А в четверг в футбол играл. (бег на месте) В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки на месте) Очень долго танцевал. (кружимся на месте) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши) Целый день я отдыхал. (садимся на корточки и засыпаем).

Незнайка: Как хорошо мы отдохнули, теперь мы быстро доберемся до нужной нам станции «Времен года». Она совсем близко, вперед друзья (ведет детей)

Включить музыку на переход.

Посмотреть на время

Дети садятся за столы.

Незнайка: Вот станция «Времена года»

Вос-ль: Ребята, для того, чтобы выполнить это задание нам надо сыграть в игру «Отгадай и покажи». Давайте с вами вспомним, какие времена года вы знаете?

(ответы детей: весна, зима, осень, лето)

Вос-ль: Ребята, я сейчас буду называть вам признаки времен года, а вы должны сказать к какому времени года они относятся и показать соответствующую картинку, прикрепив ее на доску.

Игра «Отгадай и покажи»

Сюжетные картинки лежат на столе.

Вос-ль: В это время года тает снег, прилетают перелетные птицы, появляется зеленая травка, на деревьях набухают почки. Когда это бывает?

(ответ детей: это бывает весной)

Найди картинку данного времени года и повесь .(ребенок находит, вешает на доску)

Вос-ль: Почему Даня выбрал эту картинку.

Ответ: На картинке изображены весенние признаки. Перечислить.

Вос-ль: В это время года трещит мороз, дети катаются на санках, играют в снежки, лепят снежную бабу, когда это бывает?

ответ детей: это бывает зимой.

Вос-ль: Найди эту картинку. (ребенок находит, вешает на доску).

Вос-ль: Почему Игорь выбрал эту картинку?

Ответ детей: на картинке дети играют со снегом, катаются на санках и тд.

Вос-ль: В это время года поспевают фрукты и ягоды, ярко и жарко светит солнце.

ответ детей: найди эту картинку. (ребенок находит, вешает на доску).

Почему выбрали эту картинку?

Вос-ль: В это время года убирают урожай, на деревьях желтеют и опадают листья, часто идет дождь.

ответы детей: Это бывает осенью. Найди эту картинку. (ребенок находит, вешает на доску).

Вос-ль: Почему выбрана эта картинка? Ответ детей

Незнайка: Ой, как, интересно. Я теперь запомню все времена года. (перечисляет)

Вос-ль: Молодец Незнайка. Ты правильно их назвал, но ты знаешь, что в каждом времени года три месяца.

Незнайка: Нет, я не знаю, а как они называются?

Вос-ль: Ребята, давайте назовем Незнайке месяцы весны.

(дети называют март, апрель, май)

Вос-ль: Ребята, как называются месяцы лета.

Вос-ль: Ребята, скажите, как называются месяцы осени.

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Вос-ль: Ребята, давайте перечислим месяцы зимы

(декабрь, январь, февраль)

Вос-ль: Незнайка, теперь ты запомнил, какие месяцы бывают и как они называются.

Незнайка. Да, я запомнил.

Вос-ль: Незнайка, у нас осталось последнее задание.

Давайте все вместе пройдем на ковер и поиграем в игру, которая называется

Игра с мячом : «Держи, бросай, месяцы года называй»

(Дети стоят в кругу, я бросаю мяч ребенку, говорю время года – весна, ребенок, бросает мяч обратно, называя любой месяц весны)

(Во время игры мы находим звездочку)

Незнайка: Ура, вот она, самая красивая, самая яркая звезда. Спасибо, ребята, что помогли мне отыскать звездочку. Какие вы молодцы. Давайте вернем ее обратно на небо. (Привязываем к гелевому шарику, отпускаем ее)

Вос-ль: Незнайка, мы рады, что смогли тебе помочь найти звездочку, но наше путешествие подошло к концу, нам надо возвращаться домой. До свидания.

Незнайка: Большое вам спасибо за вашу помощь. На память о нашей планете я хочу подарить вам портрет своих друзей. (дарит портреты) Дети благодарят. До свидания, прилетайте к нам еще.

Звучит музыка, Включается лазер. (Летим обратно в детский сад)

Вос-ль: В добрый путь в страну познаний

Твердой поступью шагайте!

И чему вас научили

Никогда не забывайте!

Вос-ль: Ну вот ребята, мы и дома. Вам понравилось наше путешествие во времени?

Вос-ль:А давайте мы сейчас вспомним, как мы помогали искать звездочку, какие задания выполняли.

Упр-е «Печатная машинка»

Ответы детей о временах года, днях недели, частях суток, месяцах зимы, весны, лета, осени, играли в игру «Держи, бросай, месяцы года называй».

Вос-ль: Молодцы ребята. Своими знаниями мы помогли Незнайке найти и вернуть звездочку. На этом наше путешествие заканчивается, давайте попрощаемся с нашими гостями. Дети прощаются.

Дидактическая игра-занятие для развития ориентировки во времени

Время занятия: 15 минут.

Возраст детей: Старший дошкольный возраст (подготовительная к школе группа).

Оборудование: экран, ноутбук, 9 слайдов с изображением часов и надписями, столы, стулья, мольберт; часы (песочные, будильник, секундомер, накидка на них), 2 таблички с названиями команд (демонстрационные и раздаточные), набор геометрических фигур в качестве фишек, 2 муляжа-циферблата с круглыми прорезями: по кругу, горизонтально, вертикально; наборы с цилиндрическими деревянными палочками 4-х цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный); 2 планшета с геометрическими фигурами с пространственными обозначениями и цифрами на них (красный квадрат, жёлтый треугольник, зелёный овал, синий прямоугольник); 2 круга со стрелочкой для считалки, призы – новогодние магнитики либо наклейки с изображением часиков.

Цель игры: развитие ориентировки во времени.

Задачи:

  • расширить и систематизировать общие представления о часах (устройство циферблата, виды часов);
  • закрепить умение играть подгруппами и индивидуально, стремясь к единой цели и учитывая временные ограничения;
  • закрепить навыки прямого устного счёта в пределах десяти и знания основных цветов, умение соотносить число с количеством предметов;
  • развивать функцию словообразования и умение читать по слогам;
  • закреплять умение делать выводы;
  • вызвать у детей интерес к определению времени на часах.
  • развитие ориентировки на плоскости, зрительного и слухового восприятия и памяти, мелкой моторики, внимания, логического мышления, наблюдательности.
  • воспитывать у участников игры умение договариваться и распределять между собой обязанности;
  • формировать умение ценить своё время и время окружающих людей.

Дидактическая игра-занятие: «Цена одной минуты»

Ход занятия.

1. Мотивационный момент.

За спиной у педагога звонит будильник (дети его не видят, но слышат звонок).

– Что это? (это часы — будильник). Поставить его на стол.

– Что такое часы? (это определитель времени).

– Ребята, вам хочется узнать, какие виды часов бывают? (карманные, наручные, настенные, настольные, электронные, необычные часы, куранты – 7 слайдов; провести речевое упражнение на словообразование). Ответы детей сопровождаются показом слайдов.

– Ребята, как вы думаете, что находится под этой накидкой? (песочные часы и секундомер стоят на столе, прикрытые салфеткой).

Практические действия с часами выполняют сами дети:

– Если перевернуть песочные часы и одновременно засечь на секундомере ровно одну минуту, то, что же произойдёт? Дети наблюдают за часами (Вывод: продолжительность минуты не зависит от того, какими часами её измеряют).

– А что можно успеть сделать за одну минуту? (ответы детей; поиграть).

– Вы хотите поиграть?

2. Игра: «Цена одной минуты». (Слайд с названием).

Деление на команды (8 человек, по 4 ребёнка в команде: у кого из детей на ногах чешки – «Будильник», все остальные – «Секундомер»). Поставить карточки-таблички с названиями команд на стол каждой команды.

3. Объяснение правил и хода игры.

– Перед вами большой круг, обозначающий циферблат часов; ёмкость с цветными палочками; ряд геометрических фигур таких же цветов, как палочки, с цифрой и знаком. Палочки на циферблате нужно вставить в круглые отверстия таким образом: жёлтый треугольник – нужно 1 жёлтую палочку поставить в середину (центр) циферблата; зелёный овал – 6 зелёных палочек нужно расположить вертикально – «столбиком»; синий прямоугольник – 3 синих палочки нужно расположить горизонтально – «в ряд»; красный квадрат обозначает, что 8 красных палочек нужно расставить по кругу циферблата.

-Чья команда закончит игру за одну минуту и выполнит все задания правильно, получит сразу три фишки.

– Играем все дружно, пусть каждый из вас примет участие в этой игре.

– Как только вы услышите щелчок секундомера, значит, игра началась – «старт», а ровно через одну минуту прозвенит будильник – «финиш», значит, игру нужно успеть закончить.

Проверка выполнения заданий:

– Ребята, как вы думаете, какое время показывают наши часы, если учесть, что синяя стрелка – это секундная стрелка (шесть часов).

– Проверим, как команды справились с заданиями.

Выбор проверяющего – контролёра от каждой команды осуществляется по считалочке (оценивается правильность выполнения заданий): вот минутка пробежала, и на тебя стрелка указала (применить пособие со стрелочкой – 2 разных круга к каждой команде).

5. Итог дидактической игры.

Фишки в виде разноцветных геометрических «весёлых» фигурок выставляются на полотна «Будильника» и «Секундомера» согласно названиям команд. По 3 фишки обязательно, если команды уложились в одну минуту и правильно справились со всеми заданиями, далее команды оцениваются уже по другим существенным показателям (по одной фишке).

6. Общий итог игры – занятия.

– Ребята, какие пословицы о ценности времени вы знаете? (Минутка час бережёт. Потерял минуту — потеряешь час).

– Я рекомендую вам прочитать сказку Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени».

– Думаю, что вы, ребята, научитесь ещё больше ценить своё время и время окружающих вас людей, и не тратить драгоценное время на бесполезные дела.

– А теперь под «бой курантов» хотелось бы вам вручить призы за ваше прекрасное участие в игре «Цена одной минуты» (вручение призов – наклеек с изображением часиков).

Линкевич Екатерина Юрьевна,
учитель-дефектолог,
МАДОО «Центр развития ребёнка –
детский сад № 152» г. Перми

Формирование ориентировки во времени у детей дошкольного возраста

Дорогие друзья, мы рады представить вам с Сухорукову Ольгу Ахметовну, воспитателя МБ ДОУ «Детский сад № 125» г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Ольга Ахметовна делится с нами педагогическим опытом по формированию ориентировки во времени у детей дошкольного возраста. Статья будет полезна воспитателям ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Ольги Ахметовны:

«Формирование ориентировки во времени тесно связано с познанием ребенком окружающих его явлений природы и жизни человека. С момента рождения ориентировка происходит посредством чередования биологических ритмов жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.)».

Познавательного чтения…

Формирование ориентировки во времени тесно связано с познанием ребенком окружающих его явлений природы и жизни человека. С момента рождения ориентировка происходит посредством чередования биологических ритмов жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.).

Общие задачи развития сводятся к тому, чтобы ребенок 6-7 лет научился чувствовать длительность времени – какой объем дел или что можно выполнить за 1минуту, за час, за день, за неделю, что было раньше, что позже, планировать свои дела и занятия, определять время по разным часам до получаса, понимать назначение календаря, знать название и последовательность времен года, месяцев, дней недели.

Трудности формирования ориентировки во времени у детей дошкольного возраста связаны со свойствами и характеристиками времени: его текучестью, необратимостью, невозможностью вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее. А это усложняет восприятие времени детьми. Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно опосредованно, через движения или какую-либо деятельность, связанную с определенным временем.

Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих вре­менные отношения. Что озна­чают, например, слова теперь – сейчас или сегодня – вчера – завт­ра? При тождественности значений этих обозначений конкретный момент реальности, на которой они указывают, непре­рывно передвигается. Это обстоятельство составляет те трудности, с которыми дети не сразу могут справиться.

Если у дошкольника не будут сформированы вышеуказанные умения, он будет испытывать затруднение в школе, не сможет укладываться во время, отведенное для выполнения определенного задания, будет нерационально распределять свое время между учебной деятельностью и игрой.

Как известно, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Особое значение имеет дидактическая игра, которая сочетает в себе признаки учебной и игровой деятельности одновременно. Обучающая задача в ней не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача.

Дидактическая игра – один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В таких играх, связанных с формирований ориентировки во времени, обязательно должен участвовать взрослый, который является носителем знаний о времени, а также является организатором детской игры. Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Структура дидактической игры:

1. Дидактическая задача.

Определяет содержание, правила игры и направляет игровые действия.

2. Игровые правила.

Основная цель – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряжённой. Соблюдение правил требует от детей определённых усилий воли, умение обращаться со сверстниками, формирует корректность, доброжелательность, выдержку.

3. Игровые действия.

Чем они интереснее, тем незаметнее и эффективнее ребенок выполняет игровую задачу. Игровые действия осуществляются в форме игровых манипуляций игрушками, предметами или картинками (подбор, складывание, раскладывание и другое), в форме поиска предмета и его нахождения; загадывания и отгадывания и т.д.

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создающие дидактические игры, но облекают ее в занимательную для детей форму. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Игры и занимательные упражнения широко используются для развития у детей различных представлений о времени во всех возрастных группах детского сада.

Дидактическая игра будет эффективным средством формирования ориентировки во времени у детей дошкольного возраста, если будут соблюдены условия:

  1. дидактические игры подбираются в соответствии с возрастом детей;
  2. в них включается разнообразный наглядный материал;
  3. они постепенно усложняются;
  4. в них осуществляется опора на практические действия детей.

В процессе дидактических игр и игровых упражнений используются разнообразный наглядный материал: карточки с числовыми фигурами, изображения предметов. Эти средства позволяют материализовать временные категории, производить с ними те или иные манипуляции, «отыскивать» недостающие дни недели, «вставить» на место «пропущенный» месяц, определить, когда это произошло, и совершать другие игровые действия.

Настольно-печатные игры с природоведческим содержанием способствуют развитию представлений о времени у детей. Так в игре «Кто, когда спит?», следует определить, кто спит ночью, а кто днем. Закрепить знания детей о сезонах можно в играх с лото «Времена года», которые имеют много различных вариантов.

К дидактическим играм относятся и подвижные игры, в которых слова-названия частей суток, дней недели, месяцев года, сезонов могут служить сигналом к определенному действию. Игры и упражнения можно проводить с мячом («Лови, бросай, дни недели называй»).

В раннем возрасте детей начинают знакомить с самыми простыми формами временных представлений. Проводится чтение стихов, рассказов, в которых описываются характерные для каждой части суток действия ребенка. Используются и логические словесные игры. Например: в игре «Пропущенное слово» воспитатель намеренно пропускает слово: «Мы завтракаем утром, а обедаем…?».

В средней группе происходит дальнейшее закрепление полученных знаний. Ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью, т.е. содержание дидактического материала расширяется (вечер – дети с балкона наблюдают вечернюю улицу, папа после работы смотрит телевизор, мама расстилает постель и т.д.).

В старшей группе у ребят закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Простое заучивание месяцев, названий дней, недель не дает устойчивое представление о длительности времени и его систематизации. Наиболее понятна модель отрывного календаря, которая помогает детям почувствовать необратимость и длительность времени: наглядно видно, как один день сменяет другой.

У детей старшей и подготовительной групп чувство времени развивается по интервалам в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различение этих интервалов жизненно важно для детей. 1 минута – та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. К тому же в быту эта мера времени наиболее часто встречается в речи окружающих. Работа начинается с восприятия детьми минутного интервала, а затем переходят к усвоению других интервалов.

Таким образом, знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям характеристики времени: текучесть, непрерывность, необратимость.

В дошкольной педагогике дидактические игры занимают одно из ведущих мест в процессе формирования знаний об окружающем мире и в формировании представлений о времени, в частности. Широко используются игры с предметами, словесные игры, игры-путешествия, игры-инсценировки.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию ориентировки во времени определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования ориентировки во времени. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

Из вышеизложенного следует, что образовательные программы для дошкольных учреждений ориентируют педагогов настойчиво и последовательно учить детей замечать время. В частности: соотносить со временем игры, занятия, повседневной жизни, приучать детей отдавать отчет о том, что сделано и могло быть сделано в то или другое время. Это необходимо потому, что развитое чувство времени помогает детям стать более организованными и дисциплинированными. Основной формой организации обучения детей в детском саду является организованная образовательная деятельность. Дидактическая игра, включенная в нее, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка

Список литературы:

  1. Венгер, Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет; Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 260 с.
  2. Ерофеева, Т.И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2005. – 112с.
  3. Зинченко, В.П. Время – действующее лицо [Текст] / В.П. Зинченко // Вопросы психологии.- 2001.- № 6.- С. 37–54.
  4. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник [Текст] / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 192 с.
  5. Лебеденко, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников / Е. Н. Лебеденко, – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 80с.
  6. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста[Текст] / А.М. Леушина. — М.: Просвещение, 1974. – 225 с.
  7. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие [Текст] / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000. – 310 с.
  8. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. [Текст] / З.А. Михайлова – М.: Просвещение, 1990. – 94с.
  9. Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста / Р. Л. Непомнящая, – СПб. : Детство-Пресс, 2005г. – 94с.
  10. Позднякова, В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений [Текст] / В. Позднякова // Дошкольное воспитание . – 1996. – №1. – С. 33-38.
  11. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста // Книга для воспитателя дет. сада [Текст] / Т.Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991. – 188 с.
Ссылка на основную публикацию