Конспект обобщающего логопедического занятия по теме Зима

Конспект обобщающего логопедического занятия по теме Зима

Разработала: учитель – логопед Черкасова Анастасия Сергеевна.

МДОУ «Д/с «Островок», с. Малокурильское, Южно – Курильский район Сахалинская область

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме.
  • Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
  • Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия).
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие диалогической речи.
  • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
  • Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
  • Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование: Доска магнитная, магниты, конверты, картинки по теме занятия, рассказ «Полезная прогулка», оригами.

1. Приветствие.

Логопед – доброе утро, дети, давайте с вами поиграем в игру «Загадка», каждый из вас покажет на один из конвертов, я оттуда достану листочек с загадкой, а вы должны ее отгадать.

Дети – давайте! Дети выбирают каждый свой конверт и отгадывают попавшиеся загадки.

Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

Что за звёздочки такие

На пальто и на платке —

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь — вода в руке?

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

После брата Января

Служить очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга.

Когда это бывает?

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек –

Этот пух зовется…

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

Зацепилась за карниз

И растет, как шишка, вниз.

По тропинкам, по дорожкам

Кто идет на снежных ножках?

Кто способен на уловки,

Носик у него морковка?

По весне растает вмиг

Логопед – какие вы молодцы, отгадали все загадки! Теперь давайте определим тему нашей беседы на сегодня. Как думаете, о чем будет идти речь?

Логопед – правильно! А почему я решила сегодня затронуть тему зимы, как вы думаете?

Дети говорят свои варианты ответов (выпал первый снег, скоро новый год, сейчас декабрь, значит, на улице наступила зима).

Логопед – совершенно верно. Вы умнички, справились со всеми моими вопросами и все мне очень четко объяснили. Теперь давайте поиграем в следующую игру.

2. Игра «Назови ласково»

На доске висят картинки по теме занятия, дети называют изображения и тут же преобразовывают в уменьшительно-ласкательное.

3. Игра «Составь предложение по картинке»

На доске висят несколько сюжетных картинок по теме занятия, дети составляют предложения.

4. Игра «Назови зимнее слово»

Детям дается задание, придумать несколько зимних слов. Дети называют по очереди любое слово, имеющее отношение к зиме.

5. Игра «Что ты знаешь о зиме?»

Детям задается несколько вопросов о зимней поре, на которые они должны знать ответ.

  • Какие зимние месяцы вы знаете?
  • Каким месяцем заканчивается год?
  • Каким месяцем начинается год?

6. Упражнение «Продолжи предложение»

Если зимой холоднее, чем весной, то весной …

Если снежная крепость выше скамейки, то скамейка …

Если мальчиков в парке больше, чем девочек, то девочек …

7. Упражнение «Исправь ошибки»

  • Наступило лето, и речка покрылась льдом.
  • Наступила зима, и прилетели ласточки.
  • Закончилась осень, и наступила весна.

Логопед – дети, расскажите мне, пожалуйста, какая ваша любимая игра на улице зимой?

Логопед – давайте разомнем пальчики и заодно вспомним, как мы играем в снежки.

8. Пальчиковая гимнастика «Снежки»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики).

Мы с тобой снежок лепили. (“Лепят снежок”).

Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком).

Раз — подбросим. (“Подбрасывают”).

Два — поймаем. (Приседают, “ловят”).

Три — уроним. (Встают, “роняют”).

И. сломаем. (Топают).

9. Игра «Найди отличия»

На доске висят две картинки, дерево и столб. Дети должны рассказать, чем отличается дерево от столба.

10. Упражнение «Образуй новые слова»

Крепость из снега – снежная крепость,

Кормушка из картона – …

Дом из кирпичей – …

11. Упражнение «Задача»

Детям предлагается решить задачу. На кормушки сидело три снегиря и столько же синиц, сколько на кормушке было синиц?

12. Физминутка «Снег»

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег. (приседаем)

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)

13. Рассказ «Полезная прогулка»

Логопед читает детям рассказ, на доске висят картинки по сюжету. Дети внимательно слушают рассказ, прослеживая сюжет по картинкам. Потом отвечают на вопросы по рассказу и придумывают новое название.

14. Творческое задание на развитие мелкой моторики.

Логопед предлагает детям слепить снежки своими руками из бумаги оригами.

Конспект логопедического занятия Тема: «Обобщающий урок по теме «Зима»
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме

Цели: 1) Развитие речи, памяти, мышления, мелкой моторики.

2) Вспомнить признаки зимы, понять красоту природы.

3) Расширить словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
obobshchayushchiy_urok_po_teme.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

КС(К)ОУ «Ибресинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Конспект логопедического занятия

Тема: «Обобщающий урок по теме «Зима»

Составила: учитель логопед

высшей квалификационной категории

Светлана Николаевна Алексеева

Обобщающий урок по теме «Зима».

Цели: 1) Развитие речи, памяти, мышления, мелкой моторики.

2) Вспомнить признаки зимы, понять красоту природы.

3) Расширить словарный запас.

Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки, тетради, карточки.

Логопед: Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, всё ль в порядке-

Ручка, книжки и тетрадки.

Дети: Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

2. – Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

– Как вы думаете, какому времени года посвящено стихотворение А. С. Пушкина? Правильно, зиме. Докажите это.

– Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме. Урок наш необычный. Мы будем играть, но помните, что вы ученики 4 класса и сегодня должны многому научиться.

Логопед обращает внимание учащихся на запись на доске:

  • Вспомнить признаки зимы как времени года;
  • Выявить взаимосвязи в природе зимой;
  • Определить своё отношение к зиме и понять красоту природы в зимнее время года;
  • Научиться работать в группах- слушать и задавать вопросы.

-Сегодня наш класс – это телевизионный канал «Зимушка – зима», который в своих передачах рассказывает зрителям об этом времени года. К прямому эфиру сейчас будут готовиться четыре программы: «Прогноз погоды», «Клуб путешественников», «Диалоги о животных», «Здоровье», которые помогут нам поговорить о зиме. Наш канал работает в прямом эфире, поэтому зрители могут задавать вопросы.

I. Программа «Прогноз погоды».

Вы ведете наблюдения за погодой. Ваша задача – рассказать зрителям, какие изменения происходят зимой в природе.

1. Рассказ о зиме по схеме.

– Зимой часто идёт снег. Кто может мне сказать, чем пахнет снег? (свежестью, холодом, сыростью, зимой)

– Расскажите, какие вы снежинки видели? (Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие)

– Что же делают эти легкие снежинки? (Они летают, падают, кружатся, ложатся.)

-А можно ли сказать, что они шепчутся? Или танцуют, грустят, плачут? Когда мы так говорим? (В сказках).

2. – Итак, к нам прилетели снежинки. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую. Как нет одинаковых лиц, так нет и одинаковых снежинок. А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить себе одну единственную снежинку, не похожую ни на чью, потому что это – ваша снежинка, вы создали её в своём воображении. Представили? Теперь возьмите ручки и нарисуйте каждый свою снежинку, которую создала ваша фантазия.( Дети рисуют снежинки).

3. В студию поступили вопросы.

О каком месяце говорят?

  1. Назовите –ка, ребятки , месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче. Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц тот пройдет, мы встречаем Новый год. (декабрь)

  1. Щиплет уши. Щиплет нос. Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет не вода уже, а лед.

Даже птице не летится, от мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лете. Что, скажи за месяц это? (Январь)

  1. Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега,-

То бураны и метели на деревню налетели.

По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.

День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Февраль)

-Есть вопросы к этой программе? А сейчас поиграем в игру «День – ночь».

Все закрывают глаза. Тот, до кого дотронется учитель, называет любое «снежное» слово. А класс угадывает, кто его сказал.

II. Программа «Клуб путешественников».

1. – Вы – путешественники. Расскажите нам о том, какими вы увидели землю. Водоемы и растения в зимнее время.

– Чем покрыты водоемы?

– Какие меры безопасности надо соблюдать зимой на водоемах?

  1. -Какие деревья зимой? Хвойные? Лиственные?

– Почему лиственные деревья на зиму сбрасывают листву?

2. Путешествие в зимний лес. Закройте глаза. Кто из вас что – нибудь увидит или услышит в лесу? Поделитесь с нами. (Звучит муз. пьеса И.- С. Баха «Шутка»)

– Что увидели в лесу?

– Каким увидели лес? (Лес неподвижный, белый, загадочный, прозрачный, сонный…)

– А кто хозяйка этого загадочного леса?

– Как её можно назвать? (Зима морозная, снежная, волшебница.)

Вот повеял ветерок,

Словно бабушка – зима

Полетели с высоты

На деревья и кусты

III. Программа “Диалоги о животных»

– А сейчас вы – натуралисты и ведете наблюдения за жизнью животных. Задача программы – рассказать о переменах, которые происходят в жизни животных в зимнее время года.

1. Разделите картинки с изображениями птиц на 2 группы и назовите эти группы.

(Зимующие и перелетные)

– Как же птице перезимовать?

– Расскажите, чем питаются птицы, которые остаются зимовать?

2. Работа с серией сюжетных картин «Кормушка»

3. Ученики читают стихотворения:

«Как птице перезимовать?» К. Мухаммади и «Покормите птиц» А. Яшина.

4. Логическая задача.

– Давай устроим на балконе зимнюю птичью столовую,- попросила Таня маму,- пускай птички прилетают и подкармливаются.- Сначала Таня насыпала в кормушку различные семечки, крошки. Синички и воробьи быстро сновали около неё, подкармливаясь в короткий зимний день. Как – то девочка долго собиралась в школу и забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветреный . Голодные и замерзшие птички прилетели к кормушке, но ничего там не нашли.

На следующий день Таня насыпала корм, но прилетело уже меньше синичек, воробьёв. Почему?

Вывод: Птичка, которая зимой не поела хоть один день, может погибнуть от холода. Зимний день очень короткий, и те птички, которые уже привыкли находить себе еду в кормушке, не знали других мест, где можно было бы найти её. Поэтому, если устроена кормушка. Нужно обязательно класть туда корм ежедневно.

Физпауза. Пальчиковая гимнастика «Сколько птичек?».

5. Работа в тетрадях. Выполнить задания по карточкам: отгадай загадку, запиши отгадку, начерти схему слова.

IV. Программа «Здоровье».

– Как надо заботиться о своем здоровье зимой?

1. Помогите подобрать зимнюю одежду для девочки Даши.

– Поступил вопрос. Расскажите, почему зимой надо одеваться теплее.

2. – Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла? (Снеговик)

– Снеговик я не простой,

Знать хочу я , чем ребята

(На горку забираются,

На саночках катаются.)

– Какие у ребят зимние забавы? (Беседа по картине).

3. Игра «Хорошо – плохо».

Зима это хорошо: можно кататься на санках, играть в снежки, зимой – Новый год……

Зима это плохо- можно замерзнуть, поскользнуться, много ненастных дней, раньше темнеет, нужно много одежды одевать…….

И тем не менее – зима – это замечательно.

4. Работа в тетрадях по карточкам: составь предложение и запиши его.

5. Вырежете по своему эскизу снежинку

-Какие вопросы к программе есть у других редакций?

На этом наш телеканал завершает свою работу . До новых встреч в эфире.

– Ребята, чему мы научились сегодня на уроке?

Конспект логопедического занятия по теме [Зима]

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зима»

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласктельными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто отгадает мои загадки

Странная звездочка Что за нелепый человек

С неба упала Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

По городу идет: Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит, (лед)

Всех ущипнет за нос.

Наступили холода, Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь – (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

2. Беседа о времени года

– Как вы думаете, какое сейчас время года?

– Как вы догадались?

– Какой день зимой?

– Что можно сказать о снеге?

– Какой бывает лед?

– Перечислите зимние месяцы.

3. Упражнение «Снежинки»

– Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

– Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

4. «Что бывает зимой?»

– Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.

– Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?

– Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.

Логопед просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления и назвать их.

5. Дидактическая игра «Подбери слова»

– зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

6. Игра «Назови ласково» с мячом

– Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок Сосулька – сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка – горочка

Лёд- ледок Холод- холодок

Зима- зимушка Санки- саночки

7. Составление предложений о зиме по картине

Логопед помещает на наборное полотно картину.

– Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

– Верно. На прошлом занятии мы рассматривали эту картину и рассказывали о ней. Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.

– Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети.

Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями.

– Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.

8. Упражнение «Что изменилось?»

Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением зимы.

– Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.

9. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп

10. Упражнение «Где это бывает?»

– Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.

Логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на.

– Где лежит снежинка?
– Где висит сосулька?
– Где замерз лед?
– Где катаются дети?
– Где слепили снеговика?
– Где стоят санки?

11. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

– Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпча­тый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

б) О чем можно сказать:

Морозный что? — день, вечер, ветер…

Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…).

Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…).

Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…).

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зима. Зимние забавы»

Конспект занятия в старшей логопедической

по лексической теме «Зима .Зимние забавы»

Тема: «Зима. Зимние забавы».

Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних играх.

Актуализация словаря по теме “Зимние забавы». Обогащение словаря прилагательными и однокоренными словами.

Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже).

Коррекционно-развивающие. Развитие речевого дыхания, голоса, общей и тонкой ручной моторики, координации речи с движением. Развитие зрительного, слухового внимания и логического мышления.

Воспитание инициативности, самостоятельности, любви к зиме и зимним явлениям. Формирование навыка сотрудничества.

Оборудование: предметные картинки, игрушка –снеговик, мяч . Искусственные снежинки.

Дети входят, здороваются, становятся в круг Логопед говорит детям, что занятие сегодня необычное…читает стихотворение «Пришла зима» (Ирина Черницкая).

Логопед: «Ребята, я хочу начать наше занятие со стихотворения Ирины Черницкой « Пришла зима» .

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На елке разукрашенной

Пусть зимушка веселая

Подольше не кончается!

Знакомство с темой.

Логопед: « Ребята ,как вы думаете о каком времени года говорится в стихотворении?»

Логопед: «Скажите, пожалуйста, какое время года описано в стихотворении? (Зима , выставляю картинку с изображением зимы)

– Ребята, вы любите зиму? (можно ответить хором).

– Я тоже люблю зиму, и сейчас мы с вами постараемся объяснить, почему же для многих из нас зима — любимое время года.

(Логопед показывает ребятам СНЕЖОК.)

– Посмотрите, что я вам принесла? Это — волшебный снежок! Давайте будем передавать снежок по кругу и по очереди отвечать на вопрос «Почему я люблю зиму?»

(Логопед: – Я люблю зиму, потому что мне нравится кататься на коньках .)

(Выслушиваются ответы детей.)

Образование относительных прилагательных.

Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

– Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)

– Если метет метель, то погода какая? (метельная)

– А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

– Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)

Логопед- Ребята, давайте с вами вспомним, какое время года было до зимы?

А будет после зимы?

– Назовите зимние месяцы!

– А сейчас у нас какой зимний месяц?

(Ответы детей, дети садятся за столы)

Логопед- Мы с вами на сегодняшнем занятии будем выполнять много интересных заданий, играть, читать стихотворения. А все эти упражнения для вас приготовил. Сейчас вы узнаете, кто! Слушайте загадку!

Меня не растили — из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки — угольки, ручки — сучки.

Холодный, большой. Кто я такой? (снеговик)

– Правильно, ребята, к нам сегодня в гости пришел Снеговик.Он очень просит вас ему помочь, его нарисовал художник . Но подул сильный ветер и вся картина у снеговика разлетелась .Давайте поможем снеговику собрать картину. Но для этого на нужно выполнить волшебные задания.

-Посмотрите, какую коробку принес Снеговик! А в коробке — наши задания.

(Логопед по очереди достает из коробки Снеговика конверты, читает задания, написанные на конвертах).

-Берем первый конверт! (конверт№1)

Конверт №1 « Рассказать о зиме».

Логопед-Ребята, посмотрите ,снеговик принес в конверте картинку!

-Обратите внимание, какое время изображено на картине?

-Чем заняты дети?

-Что делают дети на горке?

-А что ещё делают дети (лепят снеговика ,играют в снежки)

-Как вы думаете ,нравится детям на прогулке? Почему вы так думаете?

Логопед- Придумайте свой рассказ по картине.

Расскажите ,какой был день, когда дети вышли на прогулку.

Расскажите, как они играли.

Подумайте, где дети гуляли.

– Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

Логопед: “- А ещё зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас и мы подуем на снежинки

– Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед: « Молодцы ,у вас получился красивый танец снежинок».

Логопед: «Ребята, давайте посмотрим с вами какое задание нас ждет в следующем конверте?»

Конверт №2 «Зимние забавы» Загадки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

– Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. ( Коньки)

– Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. ( Лыжи )

– Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. ( Санки)

– Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? ( Снеговик )

Логопед: « Ну, а теперь, ребята ,назовите в какие игры можно играть зимой?»

(Ответы детей: «Кидать снежки, кататься на санках, ледянках, коньках, снегокате, сноуборде, лыжах, лепить снеговика, строить ледяные дворцы) (Дети отвечают»).

А сейчас поиграем в игру «Зимние забавы» (игра-пантомима). Логопед поручает детям разные роли: одни имитируют катание на лыжах или на коньках, другие имитируют игры в «снежки», а третьи отгадывают, чем они занимаются.»

Логопед: « Ребята, как вы думаете ,лучше всего играть в один предмет или много?»

Игра «Один- много»

Логопед: «Лыжи-много Чего? –лыж. Одна клюшка- много чего?-клюшек. Одна лыжня-много чего?-лыж.

«Кому что нужно». Употребление дательного падежа ИС.

Клюшка нужна хоккеисту; коньки нужны…; санки – …; лыжи – …; шайба – «Исправь ошибку». Развитие логического мышления, слухового внимания.

Лыжнику нужна клюшка. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, стоят снежную крепость.

Логопед- Молодцы, ребята! Открываем следующий конверт№3

Конверт №3 Логопед предлагает ребятам переместиться в игровую зону группы . Игра с мячом.

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? ( Зимушка).

А теперь давайте подвигаемся!

( Дети встают в кружок)

« Наконец пришла зима,(Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идет, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метет, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперед)

Пишем на катке круги, (Руки за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах ,(Имитируют)

И играем все в снежки.(Лепят и бросают снежки)

Логопед: «Молодцы ребята!

(Логопед приглашает детей на свои места).

Конверт №4 « Одинаковые слова».

Образование родственных слов самостоятельно.

Задание: Подобрать похожие слова к словам:

Зима – (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.);

Мороз – (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);

Логопед- Дети, у нас остался последний конверт. Кто хочет открыть конверт с заданием?

Логопед: «Молодцы ребята. Вот мы и собрали все части картины. Давайте с вами посмотрим, что нарисовал художник?»

Снеговику ,вас благодарит. Он хочет сказать спасибо за то, что вы его сегодня порадовали своей хорошей работы».

Итог и окончание занятия.

Логопед: « Ребята давайте вспомним, что мы сегодня делали на нашем занятии? О чём говорили? Какие задания вам понравились, что было трудным, что лёгким?

План-конспект фронтального обобщающего занятия в подготовительной логопедической группе на тему: «Зима».

Ирина Дзахмышева
План-конспект фронтального обобщающего занятия в подготовительной логопедической группе на тему: «Зима».

Тема: «Зима. Закрепление и обобщение темы»

Цель: 1. Закрепить умение детей составлять распространённые предложения о зиме по опорным картинкам; закреплять усвоение категории родительного и дательного падежей; закреплять приёмы словообразования (от двух корней и путём подбора родственных слов); упражнять в согласовании прилагательного с существительным;

2. Обобщить, закрепить и систематизировать представления детей об основных признаках зимы, зимних забавах, образе жизни животных зимой.

3. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, воображение; работать над тонкой и общей моторикой.

Словарь: зима, названия зимних месяцев, снег, снежинки, снеговик холод, ветер, зимние забавы, санки, лыжи, коньки, конькобежец, горнолыжник, хоккеист, фигурист, саночник; льдинка, леденец.

Грамматика: усвоение категории родительного падежа и дательного падежа существительных; упражнение в образовании новых слов путем слияния двух корней, подбора родственных слов; употребление предложных конструкций (на санках, на коньках) согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.

Оборудование: нелепица со смешанными временами года; осколочные картинки; зрительные опоры для составления рассказа о зиме; снеговик-почтовик (мягкий конструктор); предметные картинки (санки, лыжи, коньки и зонт); фланелеграф со снежинками;

Ход занятия:

1).- Первым сядет тот, кто закончит предложение:

Зимой идёт снег, а летом…

Осенью бывает листопад, а зимой …

Зимой снег падает, а весной…

Летом катаются на велосипеде, а зимой на ….

Зимой лес спит, а весной…

Зимой бывает холодно, а летом…

Зимой деревья белые, а осенью…

Зимой растут сугробы, а летом…

Зимой насекомые прячутся, а весной…

Летом река течёт, а зимой…

Летом все одеты легко, а зимой …

2). Работа с осколочными картинками.

– Соберите картинки на ваших столах и определите, какое время года изображено на них.

Дети собирают картинки и каждый даёт ответ: «У меня на картинке лето» и т. д.

II. Работа с нелепицей и введение в тему занятия.

– Каких картинок больше всего? (С зимой)

– Как вы думаете, почему? (Сейчас идёт зима)

– Сегодня мы с вами еще раз поговорим о зиме.

– Назовите мне зимние месяцы.

– Какой сейчас месяц?

– Сейчас начало, середина или конец зимы?

– Посмотрите на картину, на которой художник нарисовал середину зимы. Всё ли он изобразил верно?

Детям демонстрируется нелепица и дети говорят, чего зимой не бывает. (Зимой не растут цветы. Зимой не купаются в речке. Зимой не летают бабочки. И т. д.)

– Чтобы не получилось таких рисунков, надо хорошо знать приметы зимы.

III. Составление предложений о приметах зимы по зрительным опорам.

– Давайте сейчас перечислим приметы зимы. А чтобы нам было это легче сделать, выйдем на нашу снежную полянку и соберём на ней символы-подсказки, которые вам хорошо знакомы. Но выбирать надо только те из них, которые помогут рассказать о зиме.

Дети выходят на «поляну», каждый берёт по одному символу. Дети садятся на места.

– А теперь давайте расставим карточки в той последовательности, в которой я буду задавать вам вопросы: Как зимой греет солнце?

Ребёнок с соответствующей карточкой поднимает её, логопед ставит символ на доску, и ребёнок строит предложение: Солнце светит, но не греет, прячется за тучами.

– Какой дует ветер? (Зимой дует сильный холодный ветер.)

– Что зимой падает с неба? (С неба падают снежинки.)

– Чем покрыты земля и крыши домов? (Земля, крыши снегом).

– Что происходит с реками, озёрами и их обитателями? (Реки и озёра замерзают и покрываются льдом. Их обитатели залегают в спячку).

– Какие стоят деревья? (Деревья стоят голые).

– Как проводят зиму животные леса? (Зайчик поменял серую шубку на белую, белочка поедает свои запасы, медведь спит в берлоге, а ёж и барсук – в норе.)

– Как зимуют птицы? (Птицы переселяются ближе к жилью людей)

– Как одеваются люди? (Люди надевают зимние пальто, шапки, сапоги).

– Чем занимаются дети на улице? (Дети лепят снеговика, катаются на санках, лыжах и коньках, играют в снежки).

Затем один ребёнок самостоятельно составляет рассказ о зиме по опорным символам.

1. Подвижная игра «Снежный ком»:

Мы лепили снежный ком

Ушки сделали потом.

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Кролик вышел как живой –

Он с хвостом и головой

За усы не тяни – из соломинок они.

Длинные, блестящие, точно настоящие.

V. Складывание снеговика из «снежных» шариков:

– Кого ещё можно вылепить из снега? (снеговика).

Дети складывают снеговика из мягких шаров на липучке и комментируют:

– Из самого большого снежного шара сделаю снеговику ноги.

– Из шара поменьше сделаю туловище.

– Из маленьких шариков будут руки.

– Вместо носа морковка.

– На голову наденем шляпу. И т. д.

VI. Игры на развитие зрительного внимания и воображения:

– Это не простой снеговик, он почтальон, и принёс нам задание. Тем из вас, кто правильно выполнит задание снеговика, он даст снежинку, которую вы прикрепите на его картинке. А задание такое: отгадать, что за предметы изображены на его странных картинках.

Логопед расставляет картинки с контурными и точечными изображениями санок, лыж, коньков и зонта.

Отгаданные картинки переворачиваются и на обратной стороне появляется законченное изображение данного предмета. Ребёнок поощряется снежинкой от снеговика.

1. Выделение «4-го лишнего».

– Пока мы играли с картинками, снеговик заметил, что принёс один лишний предмет. Какой? (Зонт).

– Почему? (Зонт не нужен зимой).

VII. Упражнения в словообразовании и употреблении существительных в дательном падеже.

– Кому нужны остальные предметы? (Детям и взрослым)

– Есть ещё много спортсменов, которым нужны для занятий эти предметы. Как называется спортсмен, который с горы едит на лыжах? (Горнолыжник)

– Как называется спортсмен, который на коньках бежит по льду? (Конькобежец). Каким ещё спортсменам нужны коньки? (Хоккеистам, фигуристам).

– Какому спортсмену нужны санки? (Саночнику).

За все правильные ответы по ходу выполнения заданий дети получают снежинки, которые приклеивают на картинку снеговику.

– Посмотрите, как много у нас теперь снежинок! А кто из вас знает, из чего состоят снежинки? (Из маленьких льдинок).

VII. Вырезание белых «льдинок» и накладывание их на цветные льдинки:

– Льдинки бывают разные по форме. Когда они светятся на солнце, кажется, что они и разного цвета. У вас две карточки. Одна – с цветными льдинками, а другая – с белыми. Вы должны вырезать все белые льдинки и закрыть ими такие же по форме цветные льдинки, чтобы лист бумаги у вас стал белым, как зимняя полянка.

IX. Итог занятия:

– О чём говорили на занятии? (О зиме)

– Чем занимались? (Составляли рассказ о зиме, собирали снеговика, выполняли задания снеговика и т. д.)

Логопед: Дзахмышева Ирина Ибрагимовна

Английский для малышей. План-конспект обобщающего занятия «Знакомство, Еда», «Животные» План – конспект занятия по английскому языку «Английский для малышей» Тема: Обобщающее занятие по теме «Знакомство, Еда», «Животные». Время.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме «Зимующие птицы» Оргмомент: приветствие, Фонематический слух (подготовительный этап) Сегодня у нас необычное занятие! Мы будем слушать пение птиц. Чьи голоса.

Конспект фронтального занятия по лексической теме «Дикие животные» для детей старшей логопедической группы с ОНР Занятие «Дикие животные» Цели: формирование познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе по теме «Овощи» Тема: Овощи. Задачи: расширение и уточнение словаря по теме; образование сложных слов; определение формы овощей; образование относительных.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной логопедической группе «Зима» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 109» Заводского района г. Саратова Конспект.

Конспект ООД по развитию речи «Зимушка-зима» в подготовительной группе Задачи: – активизировать словарь по теме “Зима”; -закрепить знания детей о зиме, зимних явлениях; – учить внимательно слушать рассказ и.

Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной речевой группе «Весенний переполох» Учитель-логопед Мишина Т. А. Предварительная работа: Логопеда: работа над звуком [ц] (знакомство с артикуляцией, характеристика звука, автоматизация.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной логопедической группе на тему «Подводный мир». Конспект занятия по рисованию в подготовительной логопедической группе на тему «Подводный мир». Программное содержание: 1. Обучать детей.

План-конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе «Дифференциация звуков [М] и [Н]» План-конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе с применением компьютерной презентации по теме: «Дифференциация.

План-конспект интегрированного занятия для средней логопедической группы «Зима-волшебница» План-конспект интегрированного занятия для средней логопедической группы дошкольников На тему: «Зима-волшебница» Цель: расширение знаний.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи и нарушением опорно-двигательного аппарата
Лексическая тема: «Зима»

Цели: Формирование лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков.

  • Закреплять представления о зиме и её приметах.
  • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в образовании множественного числа существительных; в образовании относительных прилагательных; в подборе слов-действий и слов-признаков к слову-предмету; в составлении простых предложений.
  • Учить согласовывать слово с движением.
  • Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, графо-моторные навыки.
  • Воспитывать умение слушать товарищей, отвечать на вопросы полным предложением.

Словарь: зима, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод;

морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

метёт, дует, завывает, падает, кружися, летит, морозит, воет, чистят, сгребают, скользят, скрипят, сверкает.

Оборудование: Игрушки (кукла Лилу – попуас), предметные картинки, простые карандандаши, цветные карандаши, раздаточные карточки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о зиме, отгадывание загадок на зимнюю тематику, беседы по картинам с зимними пейзажами.

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня на занятии у нас гость – девочка Лилу из жаркой Африки. Там никогда не бывает зимы и снега. Давайте ей расскажем о зиме и картинки покажем, а потом и в игры поиграем. Лилу принесла нам письмо, но не может понять о чём в нём написано.

2. Игра «Письмо от Матушки-Зимы»

Логопед: Это Матушка-Зима прислала вам письмо и просит рассказать:

Что и почему зимой бывает;

Знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?

Зиму-зимушку встречай и скорее отвечай:

День какой? (Короткий.) А ночь какая? (Длинная.) Что всегда зимой бывает? (Снег.)

Кто на ветках не поёт? (Птицы.) Почему снег идёт? (Мороз.)

И у деревьев голый вид? (Листья облетели.)

До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук.)

Чем покрылась река? (Льдом.) И какие облака? (Снежные, тяжёлые.)

Как люди одеваются? (Люди одевают тёплую зимнюю одежду и обувь.)

Как дети развлекаются? (Дети катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговика и играют в снежки.)

3. Игра «Верно или нет?» (демонстрационная таблица)

Дети подходят к доске и рассматривают картинку.

Логопед: Про картинку дай ответ: всё здесь верно или нет?

Кто здесь расстроен, кто боится, кто удивлён, кто веселится?

Ответы детей: Девочка веселится – она катается на коньках.

Мальчик веселится – он катает снежный ком и лепит снеговика.

Медведь зимой спит, а не собирает цветы. (Не бывает.) и т.д.

4. Физминутка «Зимушка»

Логопед с детьми проговаривают текст и выполняют движения.

Логопед: Давайте представим, что мы вышли на заснеженную дорожку и погреемся.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

И себя похлопаем.

5. Игра «Зимние забавы с зимними словами»

Логопед: Все предметы зимними скорее называй,

С этими словами в игры поиграй.

Игра «Один – много»

Игра «Назови ласково»

Игра «Чего не стало»

Игра «Спрячь слоги в ладошки».

Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Логопед произносит слова (лексический материал по теме «Зима»), а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.

6. Игра «Обведи сугробы» (раздаточные карточки)

Логопед: Ребята, посмотрите, какие сугробы намела метель. Давайте их обведём.

Без отрыва линию веди

Все сугробы быстро обведи.

(Дети голубым карандашом проводят линию.)

7. Игра «Снежная страничка»

Логопед: Рассмотрите картинку на доске. И назовите все снежные картинки и объясните.

Почему вы выбрали эту картинку.

Предметы из снега найди

И указкой обведи.

(Снежок, снеговик, снежная (горка),

Снегурочка, снеговая. (туча)…)

8. Игра «Какой бывает снег?» (раздаточные карточки)

Логопед: Расскажите Лилу о снеге.

Какой бывает снег? Скажи не торопясь.

И за каждый признак треугольничек раскрась.

Дети получают карточки и называют слова-признаки, а затем на своей карточке раскрашивают треугольник цветным карандашом.

Слова-признаки: лёгкий, белый, пушистый, сверкающий, блестящий, рыхлый, плотный, липкий, рассыпчатый…

9. Игра «Шагаем – действия называем» (раздаточные карточки к заданию 7, 8)

Дети называют слова-действия и обводят стрелочку синим карандашом.

Логопед: Что делает снег? Попробуй сказать,

Все стрелочки-действия прошагать.

Слова-действия: идёт, летит, сыпет, ложится, падает, кружится, скрипит, тает, липнет, лепится…

10. Игра «Дорисуй снежинку» (раздаточные карточки)

Логопед: Растаяли снежинки – дорисуй картинки.

Дети рисуют снежинки и считают сколько снежинок они дорисовали.

11. Игра «Снежная крепость» (демонстрационная таблица)

Логопед просит рассмотреть таблицу на доске. Провести путь по которому Ваня должен выйти из лабиринта. Дети проводят путь указкой и проговаривают слова(приставочные глаголы к слову шёл):

Логопед: Строил Ваня крепость, так старался,

Что в снежном лабиринте оказался.

Помоги ему немножко – к выходу веди дорожку.

Ваня направо вы(шел), налево по(шёл), повернул направо и вдоль стены про(шёл), долго вперед шёл, через проём в стене про(шёл), налево шёл, шёл, шёл. И из лабиринта вышел.

12. Игра «Закончи предложение» (демонстрационная таблица)

Логопед: Закончи предложение одним из этих слов.

Будет твой рассказ о снеге и зиме готов.

На улице.
Мы ждали .
Белый цвет у .
Мы рады .
Мы любуемся .
Мы думаем о .

13. Игра «Расскажи и дорисуй»

Логопед: Послушайте рассказ о том как Петя лепил снеговика. Давайте рассказ перескажем и снеговика дорисуем.

Рассказ: «Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом – средний, а затем – маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа – морковку, вместо рта – веточку. Снеговик получился красивый».

Логопед: Чтоб снеговика слепить, нужно очень точным быть.

Комков ты контур обводи и с пунктира не сходи.

Самый маленький комок нарисуй-ка сам, дружок!

Дорисуй глаза и нос и про ротик не забудь!

14. Итог занятия

Логопед подводит итог занятия. И просит детей рассказать, что они запомнили на занятии и какая игра им понравилась больше других.

Сделаны задания без ошибки?
Молодец, раскрашивай улыбку!

  1. Киселёва Г. А. «Книжка-учишка», Издательство «Книголюб», 2007.
  2. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов», Изд.: Мозаика-Синтез, 2010.

Читайте также:  Положение о родительском клубе
Ссылка на основную публикацию