Конспект обобщающего логопедического занятия по теме Зима

«Конспект логопедического занятия «Путешествие в зимний лес»

– Посмотрите, а на последней снежинке что-то написано . Интересно что тут написано?
Снежинка с письмом. Загадка про снеговика.
Нас с вами в гости приглашают А кто вам надо отгадать.
ЧТО ЗА НЕЛЕПЫЙ ЧЕЛОВЕК
ПРОБРАЛСЯ В 21 ВЕК?
МОРКОВНЫЙ НОС, В РУКЕ МЕТЛА,
БОИТСЯ СОЛНЦА И ТЕПЛА. (ответы детей)
3 слайд Снежная королева:
-Ха-ха! никуда вы не попадете в гости. Я спрятала Снеговика Егорку!
-Ну, если выполните все мои задания, отпущу снеговика. А для начала отгадайте мои загадки.
4 слайд загадка 1
Снег идёт, под белой ватойСкрылись улицы, дома.Рады снегу все ребята – Снова к нам пришла …
5 слайд отгадка – верно зима
6 слайд загадка 2
Покружились звездочкиВ воздухе немножко,Сели и растаялиНа моей ладошке.
7 слайд отгадка – угадали снежинки
8 слайд загадка 3
Все его зимой боятся – Больно может он кусаться.Прячьте уши, щёки, нос,Ведь на улице …
9 слайд отгадка – Да, мороз.
10 слайд загадка 4
Во дворе катали ком,Шляпа старая на нем.Нос приделали, и вмигПолучился …
11 слайд отгадка – Снеговик(объясняет детям, что идти они должны по тропинке, которая состоит из заданий, а задания в снежинках ).
Ну что, ребята, пойдем искать снежинки.
12 слайд – путешествие
1. задание . “Какая погода бывает зимой”
Если дует ветер погода какая- ветреная,
холодно- погода холодная,
если идет снег – погода снежная,
если пасмурно – погода пасмурная
если сыро – погода сырая,
если мороз – погода морозная,
если ясно – погода ясная.
Логопед. Первое задание мы с вами выполнили, идем дальше.
13 слайд – путешествие
2. задание . Игра “Скажи на оборот” Сундук .
А вот и снежинка , какое же здесь задание? Читаем? а задание оказывается внутри сундучка его надо открыть, отгадав загадку.
Снег сжимаю в рукавицах,Тороплюсь слепить комок;Не успеешь отклониться –Полетит в тебя? ( снежок )
загадку отгадали, теперь сундучок откроется.
14 слайд – волшебная музыка – открываем сундучок.
Логопед. Много здесь слов, но все они перевернуты ,а помогут нам навести порядок снежки, я буду кидать вам снежок и называть слово, а вы кидаете мне снежок обратно и говорите слово наоборот.
(логопед кидает ребенку снежок и говорит мягкий, ребенок возвращает снежок
говорит твердый)
большой- маленький
высокий-низкийгорячий-холодныйгладкий -шершавый
много-малосладкий-горькийсытый – голодный
легкий – тяжелый
сильный – слабый
грубый – ласковый
Игра со снежками.
Логопед. Давайте поиграем в снежки. Бросим снежок. Кто дальше? На каждый бросок проговариваем слоги: ас, ыс, ос, ус, ис.
игра ЭХО “Попробуй повтори”
Ой, смотрите, а тут необычные разноцветные снежки. (Су-Джок)
А давайте похрустим снежком и послушай, что они нам расскажут.
Иско-иско-иско – солнце зимой низко,Аска-аска-аска – кругом из снега сказка,Исто-исто-исто – снег все спрятал чисто.
Поиграли, но надо идти дальше.
15 слайд – путешествие
3. задание . Артикуляционные упражнения для языка
Снежная королева заморозила Домик язычка, надо ему помочь.
Логопед. Давайте улыбнемся язычку и покажем упражнения, в которые мы с ним играли, покажем свои зубы – упражнение «Заборчик» (зубы сомкнуты, губы в улыбке), а теперь покажем язык – упражнение «Лопатка» (губы в улыбке, язык расслабленный лежит на нижней губе). Подуем на язык – упражнение «Ветерок» (язык расслабленный лежит на нижней губе, дуем на кончик языка). Уберем язык за зубы и покажем, какие они чистые – упражнение «Чистим зубы» (кончиком языка проводим по внутренней стороне верхних и нижних зубов). А теперь оставьте язык за нижними передними зубами и пустите ветерок: с-с-с… У вас получился любимый звук Снеговика.
Дыхательная гимнастика
Логопед.Посмотрите как много снега в лесу, елочка вся в снегу, надо ее освободить ,
подуть на нее.
Как подул дед мороз. воздухом морозным,
полетели, закружились – ледяные звезды,
кружатся снежинки в воздухе морозном
падают на землю кружевные звезды.
Елочки освободили , давайте одну подарим Веселому Язычку он украсит ее на Новый год, а другую возьмем для Снеговика ведь в гости с пустыми руками не ходят.
Со снежками мы поиграли, и елочки от снега освободили, а в лесу стало холоднее, мы можем заболеть.
– Что надо сделать, чтобы не заболеть? (горячий чай, массаж…)
Массаж биологически активных зон «Неболейка».для профилактики простудных заболеваний
Чтобы горло не болело,Мы его погладим смело.Поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.Чтоб не кашлять, не чихать,Надо носик растирать.Указательными пальцами растирают крылья носа.Лоб мы тоже разотрем,Ладошку держим козырьком.Прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями в стороны — вместе.«Вилку» пальчиками сделай,Массируй ушки ты умело.Раздвигают указательный и средние пальцы и растирают точки перед и за ушами.Знаем, знаем — да-да-да! —Нам простуда не страшна!Потирают ладони друг о друга.
Идем дальше.
16 слайд – путешествие
5. задание . игра “Жильцы потерялись”
Завьюжила все Снежная королева, надо помочь жильцам попасть домой, определить где находится звук в слове и оправить в свой домик по схеме ( звук в начале слова, в середине, в конце)

17 слайд Снежная королева :
Я следила за вами, вы со всеми заданиями справились, идите к Снеговику больше мешать я вам не буду.
18 слайд выход Снеговика.
Снеговик. Здравствуйте, дети! Спасибо, что освободили меня. Я веселый снеговик Егорка. Давайте вместе поиграем.

19 слайд Подвижная игра «Снеговик Егорка»
(вариант текста и музыкаМ. Картушиной)
Лихо, сдвинув набекрень (дети, взявшись за руки, идут по кругу)
Старое ведерко,Прислонился на плетень (останавливаются)Снеговик ЕгоркаУ него пылает нос (приставляют руки к носу, показывая длинный нос)Весело и ярко.На дворе стоит мороз, (скрещивают руки и похлопывают ладонями по плечам)А Егорке жарко. (вытягивают руки вперед)Приглашает он ребят (манят руками)Прокатиться с горки. (поднимают руки вверх и резко опускают вниз)Глазки весело блестят, (ставят руки на пояс и качают головой)Радостно Егорке .Раз-два! Раз-два-три! (хлопают в ладоши)Нас, Егорка, догони! (хлопают ладошками по коленкам)
(Дети разбегаются, а Снеговик их догоняет.)

Снеговик. Ох, устал я!
Меня не растили,Из снега слепили,Вместо носа ловкоВставили морковку.
Логопед: Егорка, у нас есть для тебя подарок. Вот тебе елочка на новый год!
Снеговик. Спасибо, ребята! Я рад знакомству с вами! До свидания, приходите еще ко мне
в гости! Мне очень понравилось с вами играть с вами. А вам? Я обязательно расскажу
своим лесным друзьям о вас. А сейчас пришла пора прощаться с вами.
20 слайд Уход под музыку.
Итог.
Логопед:
Понравилось ли вам наше путешествие? Где мы побывали? Кому помогли? А теперь пора домой в детский сад!
21 слайд Дети уходят под музыку.

  • 00089e0b-15bbe7ba
    Размер файла: 3 MB Загрузок: 5

Конспект подгруппового логопедического занятия в 3 классе по теме «Гласные, согласные звуки и буквы»

Аннотация: Данное занятие по теме «Гласные, согласные звуки и буквы» рассчитано на учащихся 3 класса, имеющих НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи). Целью данного занятия является обобщение и закрепление знаний детей о гласных и согласных звуках и буквах. Задачи направлены на развитие навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание, воспитание интереса к предмету.

Занятие соответствует программным требованиям, построено с учётом полученных знаний на предыдущих занятиях и ориентировано на будущую работу.

Игровая форма занятия мотивирует учащихся к выполнению заданий и тем самым позволяет учащимся быть активными на протяжении всего занятия.

Конспект подгруппового логопедического занятия в 3 классе.

Тема: Гласные, согласные звуки и буквы.

Цель : Обобщить и закрепить знания детей о гласных и согласных звуках и буквах.

  • Закреплять знание норм фонетики и орфографии.
  • Развивать навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза в игровых ситуациях, слуховое и зрительное внимание.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование : тетради, ручки, предметные картинки животных, карточки со словами в которых пропущены буквы.

Ход урока:

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся
1.Организационный момент.– Здравствуйте. Сядет тот, у кого тетрадь лежит в правом верхнем углу парты, в правом нижнем углу парты, в левом верхнем углу парты.
2. Введение в тему.Послушайте внимательно.- Его не видно,

В руки не взять,

Но, если услышишь,

– Отгадайте загадку и скажите, о чем будем говорить на уроке? Сегодня вы с Почемучкой отправитесь в путешествие по городам слов, в которых живут гласные, согласные звуки и буквы.

п …л (у, а, и, е, о) с…н (о, а, ы, у, и)

2. Почемучка задаёт вопросы.

а) Сколько гласных букв? Назовите.

б) Сколько гласных звуков? Произнесите.

в) Почему гласных звуков меньше, чем гласных букв.

3 Что здесь произошло? Какие буквы напугал Звукоед в этих словах? Допишите букву, чтобы получилось слово:

Сы…, ко…, ма…, лу…, ле…, ра…, …вери., …раски., …лива., …лава.

Почемучка снова задает вопросы.

-Сколько согласных букв в русском языке.

-А сколько согласных звуков в русском языке ? Больше или меньше, чем букв?

– называют 10 гласных букв.

– называют 6 гласных звуков

– потому что буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука.

Сыр, кот, мак, луг, лес, рак, двери, краски, слива, слава.

Потому что есть твердые и мягкие согласные звуки.

Вышли гласные гулять.

А , Е, О — шагать на месте,

У, И, Ы – подпрыгнуть вместе,

Я, Ё, Ю – наклон вправо, наклон влево,

Буква Э — за парту села.

Почему звуков бывает меньше, чем букв?

– С одним из слов по выбору составьте предложение. (устно)

5. Узнай сколько этажей в домах, в которых живут гласные и согласные звуки и буквы.

Разделите данные слова на слоги вертикальной чертой – сколько слогов в слове, столько и этажей в доме.

6. Гласные играют с нами в прятки.

Выпишите слова, в которых спрятались гласные, обозначающие 2 звука

Учёба, берёза, газета, карета, ябеда, ягода, лилия, поляна

7. Мы пришли в город слов, в котором живут гласные и мягкие, глухие согласные звуки.

Подчеркните слова с мягкими глухими согласными звуками.

Печь, финиш, пять, песец, петь, пение, чай, сети, степь, ширь.

8 И последний город, который мы сегодня посетим – город гласных и твёрдых звонких согласных.

Подчеркните слова с твёрдыми звонкими согласными звуками.

Лицо, бор, морозы, жук, жезл, лампа, магазин, добро, рога, кора, радуга.

Труд(4б., 4зв.), гвоздь(6б., 5зв.), сила(4б., 4зв.), словарь(7б., 6зв.), холодильник(11б., 10зв.).

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные, согласные буквы»

Анна Багинская
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные, согласные буквы»

Подготовила учитель-логопед Багинская А. И. 13.11.2018 г.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Гласные звуки и буквы»

1. Закрепить понятие о гласных звуках и буквах; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; формировать фонематический анализ и синтез; формирование правильного речевого дыхания. Развивать слуховую память и внимание. Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать орфографическую зоркость и орфографическую память. Продолжать работу над развитием связной речи у учащихся. Развивать мелкую моторику у детей.

2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение). Развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение.

3. Воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважения к мнению других; – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.

Оборудование: компьютер, карточки, картинки, печатные буквы букв, зеркала, мыльные пузыри, песок+тарелки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

II. Повторение пройденного.

– Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)

– Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети: При произношении согласных, звуки встречают во рту преграды, а при произношении гласных преград нет.

– С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?

– Почему они называются гласными?

(Потому что они тянутся, поются голосом и не втречают во рту преграды. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)

Этот звук всегда поётся,

Этот звук как песня льётся.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

– Сколько гласных звуков в русском языке? 6

– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

– Каким цветом они обозначаются? красный

III. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

– Для того чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво. Мы выполним с вами артикуляционные упражнения. А поможет вам в этом Маша, она беззвучно вам показывает артикуляцию, а вы ее делаете сопровождая звуком.

– А сейчас ребята мы выполним с вами упражнение на дыхание, поскольку звуки речи образуются при выдохе. Кто еще раз напомнит всем, как образуется правильное речевое дыхание? (При правильном дыхании вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох – длительным, экономным и плавным) (Мыльные пузыри)

IV. Работа на уровне звука.

1. Игра «Песенка гласных»

– Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается … (гласный)

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке ребенка баюкать,

Но не желают скрипеть и ворчать.

– А теперь наши звуки и буквы захотели с нами поиграть.

2.Дидактическое упражнение: “Узнай букву ”.

Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие.

Ребенок должен с закрытыми глазами определить букву. Логопед дает ребенку карточку, на которой печатная буква б: А, О, У, И, Ы. И ребенок рисует её на спине другого ребенка.

VI. Пальчиковая гимнастика. «СУ-Джок»

Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики

Раз — два — три — четыре — пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

1. Дидактическое упражнение «Волшебная тарелочка»

Цель: Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание.

– Ребята, у вас на столах лежат волшебные тарелочки с песком. Я буду называть слова, а вы нарисуете на песке, ту гласную букву, которая есть в этом слове.

ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, СЭР, ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН.

VIII. Работа на уроке вставь пропущенную букву.

1. Буква потерялась!

Логопед раздает карточки, дети должны вставить в квадратик пропущенную букву (карточка с картинками).

2. Работа на уровне слова.

3. Компьютерная игра «ЛОГОША» выбери слова со звуком А в начале, середине, конце слова.

X. Физминутка для глаз

XI. Графический диктант словосочетаний и предложений в тетради и на доске. Записать только гласные буквы.

Тома рада. Мыли руки. Купи рыбу. Второй этаж.

(оааа. ыиуи. уиыу. ооэа.). Читаем, проверяем.

Итог занятия: о каких звуках мы сегодня говорили?

Д/ упр. «Найди зашифрованные гласные».

ХII. Итог занятия.

– Над какой темой мы сегодня с вами работали?

– Что вам понравилось на занятии?

– С чем вам было трудно справиться?

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Звук [л]-[л’]. Буква Л» Тема: «Звук Л, Ль. Буква Л». Цель:выделение заданного согласного звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов, из текста;.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у буквы Р» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «В гостях у буквы Р» Цель: закреплять знания, умения и навыки, сформированные.

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте «В гости к царице Грамматике» в подготовительной группе Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «В гости к царице Грамматике» или.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [у]. Буквы У, у» Тема: Звук (у). Буквы У, у. Цель: Познакомить детей со звуком [у] и буквой У. Задачи: дать детям понятие о гласном звуке; выделять звук.

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Согласные звуки [л ], [л’], буква Л, л» Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшей группы грамоте Тема: «Согласные звуки [л ], [л’], буква.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушениями речи на тему «Звуки [А], [У]. Буквы А, У» Тема Звуки [А], [У]. Буквы А, У. Цель занятия: Закрепить навыки различения и четкого произнесения звуков [А], [У]. Развивать фонематический.

Конспект НОД по обучению грамоте «Согласные звуки [р, р’], буквы Р, р» Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р’]. Задачи: Познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р’], их классификация;.

План-конспект ООД по обучению грамоте «Гласные и согласные звуки» План – конспект ООД по обучению грамоте. Дата: 01.03.18 Воспитатель: Романова О. В. Тип: занятие по закреплению знаний. Тема: Гласные и согласные.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Согласные звуки» Занятие № 7 по грамоте в старшей группе. Тема: «Согласные звуки» Цель: Дать понятие «согласный звук», развивать умение отличать гласные.

Занятие по обучению чтению Согласные звуки [П], [П’]. Буквы П, п в подготовительной группе Занятие в рамках дополнительного образования по обучению чтению в подготовительной группе Тема: Согласные звуки [п], [п,]. Буквы П, п.

конспект логопедического занятия по теме” Звуки и буквы. Гласные и согласные”, 1класс
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

конспект группового логопедического занятия с учащимися с ОНР, 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyatie_glasnye.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Звуки и буквы. Гласные и согласные.

Задачи: – формирование и уточнение артикуляции звуков;

  • развитие фонематического слуха, формирование умений звукобуквенного анализа слов;
  • дифференциация понятий « гласный- согласный»;
  • развитие произвольного внимания и наблюдательности;

Оборудование: индивидуальные зеркала; предметные картинки, карточки

«Внимание», карточки «Найди ошибку», карточки гласных букв, таб-

лица «Гласные и согласные звуки».

2. Психологическая разминка.

– Начнём наше занятие. Вам, ребята, пришёл необычный приказ. Он зашифрован. Расшифровав, его вы узнаете девиз нашего занятия. Будьте внимательны. ( карточки «Внимание» )

Лишь буквы те, что в этих строчках

Даны не более чем раз, –

Тебе помогут быстро, точно

Секретный выполнить приказ.

/ Будь врагом лени./ – Я, думаю, что вы на занятии будете старательны, активны, а значит, не будете лениться.

Наш Филат не бывает виноват.

  • Прочитайте. (самостоятельно, вместе.)
  • Произнесите про себя, шёпотом, вслух, громко, тихо.
  • Быстро с нарастанием темпа.

4. Новая тема. – На прошлом занятии мы познакомились со звуками речи и буквами.

-Что такое «звуки речи».

-Чем обозначаются звуки речи на письме./ ответ./ П ослушайте стихотворение о звуках.

Мы не буквы, мы – звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы- не буквы, мы- звуки речи.

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Воздух свободно идёт через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт.

Звук получается гласный.

– Возьмите зеркала. Давайте произнесем гласные звуки. /Обратить внимание,

что воздух при произнесении данных звуков выходит свободно, заметить, как изменяется положение губ./

-У вас на столах лежат буквы. Я буду беззвучно произносить звуки, а вы должны догадаться, какой звук я произнесла, и показать мне соответствующую букву.

– Гласные звуки очень важны, ведь они составляют основу слова .От гласных звуков зависит громкость, внятность , красота вашей речи.

А согласные … согласны

Шелестеть , шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть

Но не хочется им петь .

-Возьмите зеркала. Произнесите М. Что мешает выйти звуку. (Аналогично со звуками С, Т,Ф.) Так что же может мешать воздуху при произнесении согласных звуков. ( губы, зубы, язык.)

– Итак, ребята, какие бывают звуки. (Гласные и согласные)

– Откройте тетради. Выполним упражнение «Мыльные пузыри».

В каждый пузырь спрятался звук.. Если этот звук гласный, то закрасьте пузырь красным цветом, если согласный – синим.

6.Физминутка. Игра «Делай то, что слышишь, а не то, что видишь».

  • Руки на пояс. /руки за голову/
  • Присесть. /подпрыгивать/
  • Похлопать в ладоши за головой / перед собой/
  • Наклон вправо . /влево/
  • Вдохнули – руки вверх, выдохнули – руки вниз. (3 раза)

– Продолжаем занятие . Игра «Печатная машинка».

– Но машинка необычная. Она печатает только гласные, а вместо согласных делает прочерк. (Показываю предметные картинки, а дети печатают слова анализируя их.)

-Работа с карточками «Найди ошибку» . В некоторых словах пропущены гласные. Найдите ошибку и запишите слово правильно.

Внимательно прочитай слова. Найди ошибки.

телефн веточка доржка лягшка

кармны мравей сапожки капитн

игршка лдочка корзна старшка

7. Подведение итогов.

  • Что такое «звуки речи»? Буквы?
  • Какие бывают звуки речи?
  • Как мы произносим гласные звуки?
  • Как произносим согласные звуки?

Спасибо, за работу. До встречи

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс) Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, .

Конспект логопедического занятия “Гласные звуки и буквы”(итоговое занятие по этой теме). К конспекту прилагается презентация.

Конспект группового логопедического занятия. Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.Он ориентирован на.

Занятие для подгруппы детей с оптической дисграфией.

Конспект логопедического занятия во 2 классе.

Конспект данного занятия предназначен для учащихся начальных классов и направлен на дифференциацию букв схожих по своему написанию. Конспект содержит подробное изложение хода логопедическог.

Цель: Закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных Б – П в устной и письменной речи.Задачи:совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;формирование связн.

Конспект логопедического занятия на тему “Звуки и буквы”

Тема: « Буквы. Отличие букв от звуков».

Цель: Показать учащимся роль звуков и букв.

Коррекционно-образовательные:
– развивать умение отличать звуки от букв;

Коррекционно-развивающие:

– развивать внимание, смекалку.
Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать интерес к знаниям;
– воспитывать у детей самоконтроль за речью;
– развивать самооценку.

положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;

– фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;

– самостоятельно оценивать собственную деятельность.

Регулятивные:

– определять цель деятельности на занятии с помощью учителя-логопеда;

– выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

– учиться корректировать и оценивать выполненные задания.

Познавательные:

– поиск и выделение необходимой информации;

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

– осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;

– самостоятельно или при помощи учителя-логопеда формулировать свою точку зрения.

Оборудование: Индивидуальные зеркала. Картинка отличия букв от звуков (Приложение№1). Плакат город звуков и букв (Приложение№2).

Ход занятия

1.Организационный момент

Учитель-логопед: Добрый день! Ребята попробуйте угадать, о чем говорится

в загадке: Его не видно, в руки не взять, но зато слышно (звук).

А при помощи чего мы записываем звуки, кто ни будь, знает?

Слушайте следующую загадку: Сели на странички 33 сестрички.

Сели рядом – не молчат, нам загадки говорят (буквы). Кто мне ответит, для чего человек придумал буквы?

Свободные ответы учащихся.

Учитель-логопед: Ребята, очень важно правильно произносить каждый звук в слове. Если ошибешься – получится новое слово, будет непонятно, о чем хотят сказать. Также и с буквами – написал неправильно букву, получилось новое слово, или вовсе даже и не слово. Чтобы не было ошибок, надо тренироваться в произношении звуков, слов с трудными звуками, заучивать скороговорки. Они помогут избавиться от ошибок, от плохого произношения. Очень важно, чтобы каждая буква стояла на своем месте, тогда будет понятно, что написано. Многие дети часто путают звук и букву. На сегодняшнем уроке мы понаблюдаем, чем они отличаются, поучимся правильному произношению слов.

Учитель-логопед: Что бы четко и правильно произносить звуки, слова, мы с вами сделаем артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика.

Обучающиеся выполняют артикуляционные упражнения, контролируя себя в зеркала для индивидуальной работы

Упражнения для губ

«Улыбка», «Хоботок», «Заборчик».

Статистические упражнения для языка

«Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка».

2.Основная часть

Учитель-логопед: Все, что мы говорим, это наша речь. Кто скажет, какая бывает речь? Как мы ее различаем?

Учащиеся: Устная и письменная. Все, что мы говорим, называется устной речью. Все, что читаем, называется письменной речью.

Учитель-логопед: Правильно, молодцы. Покажите, пожалуйста:

Как плачет младенец? Как радуется ребенок? Какой звук издает комар? Как рычит собака? Заводится мотор машины? Какой звук издает муха?

Учащиеся по очереди издают звуки.

Учитель-логопед: Ребята, те звуки, которые вы издавали, вы видели?

Обучающиеся: Нет, мы их слышали, но не видели.

Учитель-логопед: Значит, звуки мы слышим и произносим, чтобы звуки стали видимыми, для их обозначения придумали буквы, знаки, которые мы

Видим и пишем (Приложение№1).

Учитель-логопед: Гласные звуки возникают в гортани как результат воздействия потока выдыхаемого из легких воздуха на голосовые связки. Не встречая других препятствий, воздушный поток вызывает их дрожание – таким образом, появляются голосовые звуки, которые по общепринятой классификации называют гласными.
В образовании согласных звуков, в отличие от гласных, голосовые связки не принимают участия или бывают задействованы только частично. При этом воздушный поток проходит через ротовую или носовую полость, образуя шумы – звуки меньшей, по сравнению с голосовыми, силы и длительности. Их называют со-гласными, то есть, проявляющими свои звуковые свойства в сочетании со звуками, образованными при помощи голоса. В русском языке согласные звуки разделяют на звонкие, в которых частично присутствует голосовые вибрации, и глухие, состоящие только из шума. В зависимости от позиции по отношению к гласным звукам, они могут произноситься твердо или мягко.

По звонкости и глухости, твердости и мягкости согласные могут образовывать пары:

Звуки [й’], [ч’] – только мягкие, звук [ц] всегда произносится твердо.

Знакомство с буквами

Учитель-логопед демонстрирует плакат «Город звуков и букв»

По плакату рассказывает обучающимся про район гласных букв (, согласных букв, переулок звонких, переулок глухих, тупик беззвучных букв, переулок непарных.

Дидактическая игра «Живые звуки»

Учитель-логопед: Играть будет столько детей, сколько звуков в слове: лампа, дача, машина. Слово зависит от количества детей в классе. Каждому ребенку присваивается определенный звук.

Учитель-логопед: Ребята я вас буду звать к себе, но только будьте внимательны! Сейчас ко мне подойдёт первый звук, последний, второй, предпоследний, который находится посередине.

Конспект логопедического занятия “Гласные и согласные звуки”

Конспект логопедического занятия “Гласные и согласные звуки” для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Гласные и согласные звуки”»

Конспект подгруппового занятия по коррекции фонематических процессов в 1 классе

Тема: Гласные и согласные звуки

Цель: познакомить детей с гласными и согласными звуками.

Сформировать понятие о гласных и согласных звуках;

Закрепить знания об органах артикуляции;

Закрепить понятие звук.

Развитие речи через полные ответы на вопросы;

Развитие фонематических процессов на основе различения звуков;

Развитие логического мышления при отгадывании загадки;

Развитие мелкой моторики при раскрашивании рисунков;

Развитие мелкой и общей моторики пальцев рук при выполнении пальчиковой гимнастики.

Воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;

Воспитывать уверенность в своих силах;

Формировать уважительное отношение к ответам одноклассников;

Воспитание трудолюбия в процессе выполнения заданий.

Долгожданный дан звонок.

В руки не взять,

– Это звук. Ребята, сегодня мы поговорим о гласных и согласных звуках.

3.Изучение нового материала

Давайте вспомним, что мы делаем со звуками.

– Как плачет ребёнок?

– Что произносим, когда болит зуб?

– Давайте пропоём эти звуки. Протянем.

– Эти звуки протягиваются? Пропеваются?

– Звуки, которые мы можем пропеть или протянуть, называются гласные. Когда мы произносим эти звуки, есть преграда?

– Каким цветом обозначаются гласные звуки?

– Как шелестит листва?

– Как фыркает ёжик?

– Как свистит чайник, когда в нём закипает вода?

– Попробуем пропеть, протянуть.

– Можем мы эти звуки пропеть или протянуть?

– Эти звуки называются согласные. Когда мы произносили эти звуки, была преграда?

– При произношении согласных звуков преграда есть, а при произношении гласных звуков, преграды нет.

– Каким цветом обозначаются согласные звуки?

– Какие бывают звуки?

– Верно, звуки бывают гласными и согласными.

– Скажите, мы звуки видим?

– Чтобы звуки стали видимыми, что придумали для их обозначения?

– Что мы делаем с буквами?

– Сейчас мы немного поработаем в тетради.

Пробуют пропеть, протянуть

Демонстрация картинки на стенде

Ягодки
– С ветки ягодки снимаю
(Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку).
– И в лукошко собираю.
(Обе ладошки складываете перед собой чашечкой).
– Будет полное лукошко.
(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой).
– Я попробую немножко.
– Я поем еще чуть-чуть.
(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот).
– Легким будет к дому путь!
(Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше).

– Посмотрите, у вас в тетради наклеены картинки. Под каждой картинкой нам нужно нарисовать квадратик красного или синего цвета, то есть, кто какой звук издает, гласный или согласный.

Помощь при выполнении

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

– Теперь мы разберем имя каждого из вас, из каких звуков оно состоит, и с помощью цветов запишем в тетрадь.

– Следующее задание такое. Вам нужно поделить тетрадь пополам, в первом столбике мы будем записывать слова, которые начинаются с гласного звука, а во втором – с согласного звука.

дом, двор, овца, утка, ива.

Помощь при выполнении

Помощь при выполнении

– С чем сегодня на уроке мы знакомились?

– Какие бывают звуки?

– Какими цветами они обозначаются?

– Можете раскрасить картинки у вас в тетради.

Конспект логопедического занятия Гласные, согласные звуки и буквы

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса, имеющими диагноз «ФФНР»

Тема: Согласные звуки и буквы.

Цель: научить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные

– развивать мелкую моторику рук;

– учить различать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки;

– учить соотносить согласные звуки с буквами;

– развивать фонематический слух, анализ и синтез;

Оборудование и материалы: картинки с изображением синего и зеленого домиков, таблица со слоговыми рядами (см. п.4), таблички с согласными буквами (см. п.7), карточки со словами (см. п.12).

Ход занятия:

Организационный момент:

– Какое сейчас время года? (зима)

– А какой месяц? (январь)

– Январь – второй месяц зимы, значит, какой он? (зимний)

2. Сообщение темы и цели занятия. Актуализация опорных знаний:

– Сегодня мы с вами поговорим о твердых и мягких согласных и научимся их различать.

– Давайте назовем твердые и мягкие согласные парами. Обратите внимание на то, как меняется положение вашего языка, губ при произношении. Итак, начинаем по очереди. (Дети произносят пары согласных звков: Б – Б’, T – T ’, Н – Н’ и т.д.)

(На доске висят две картинки: синий и зеленый домики).

– Ребята, кто помнит, каким цветом обозначаются мягкие согласные, а каким – твердые? – Твердые – синим, а мягкие – зеленым.

– Значит, какие согласные у нас живут в синем домике? А какие в зеленом?

3. Пальчиковая гимнастика:

– Потренируемся немного перед занятием:

Пальцы – дружная семья, (сжимают-разжимают пальцы)

Друг без друга им нельзя.

Вот большой, а это средний, (разгибают названные пальцы)

Безымянный и последний

Наш мизинчик-малышок.

Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, ( хлопают в ладоши)

Будем их соединять ( соединяют большой палец с остальными по порядку)

И движенье выполнять.

Мы рога козе покажем ( показывают рожки)

И рога оленя даже.

Мы про зайку не забудем –

Ушками водить мы будем. ( показывают ушки зайчика)

Чтобы четко говорить, (соединяют пальцы)

Будем с пальцами дружить.

4. Чтение слоговых рядов:

– Перед вами табличка со слогами. Сейчас каждый по очереди прочитает одну строчку.

– Вы обратили внимание на то, что если после согласной буквы стоит гласная 2 ряда (е, ё, ю, я,и), согласный будет произносится мягко?

– Теперь выполняйте по моему заданию: прочитайте слоги с мягким согласным из первого столбика; из второй строчки; слоги с твердым согласным из последней строчки и т.д.

5. «Скажи наоборот»:

– Сейчас я буду называть слоги, если услышите твердый вариант, то быстро назовите мягкий, и наоборот, если скажу мягкий, то придумайте твердый:

Ма – мя, до – дё, ню – ну, зя – за, те – тэ, ка – кя, тю – ту, во – вё, пи – пы, ра – ря, ги – гы, ве – вэ.

6. «Какой это звук?»:

У вас на столах лежат 2 кружочка: синий и зеленый. Если я назову слог с твердым звуком, покажите синий кружок, если с мягким – зеленый:

Ма, гя, тю, ро, ди, ке, лы, то, фе, пы, не, до, кю, ля, те, ми, сы, ру, ви, нэ, зы, сё, лё, ва, ку, ры, ду, тя, бо.

7. Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами:

На столах лежат таблички (см. рисунок 1)

– Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладете синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.

Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук.

– Ребята, какой вывод мы можем сделать? – Одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий.

8. Работа в тетрадях:

– Открываем тетради, списываем число с доски и слушаем задание. Я назову слоги, а вы запишите только те, в которых есть мягкий согласный:

а) СА, СЕ, ЛЁ, МУ, МЕ, ГИ, ЛО, СЫ, ЛЮ, КИ, ГЕ, ФА….

б) АДО, ГРУ, КВЕ, ГЛЮ, ДРЯ, СМИ, АТИ, СВА, ПРЯ…

9. Физкультминутка:

Солнце спит, небо спит, – (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало – (
встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок – (махи руками из стороны в сторону с наклонами )
Небо тучей заволок –
(круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше –
(барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик –
(постепенно садятся и кладут голову на руки).

10. «Сбежавшие буквы»:

Детям раздаются карточки со словами, в которых пропущены гласные буквы.

– Догадайтесь, какие буквы сбежали, вставьте их и запишите слова.

– Теперь подчеркните мягкие согласные зеленым карандашом, а твердые – синим.

– Прочитайте мне слоги в которых есть мягкий согласный.

11. «Найди ошибку»:

– Сейчас я прочитаю предложения одного ученика-двоечника, который сделал много ошибок, давайте найдем их и исправим.

Мама режет люк для супа. – (лук)

На ногах у Зины красивые тяпки. – (тапки)

Мы любим париться в банке. – (баньке)

На ветке сидит галька. – (галка)

12. Разучиваем стихотворение:

– Послушайте внимательно стихотворение:

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень.

Искала булавку весь день.

– Повторим его вместе со мной.

– Теперь запишем его в тетрадях под мою диктовку.

– Вашим домашним заданием будет выучить этот стих.

13. Итог занятия:

– Ребята, какие согласные мы учились различать сегодня?

Читайте также:  Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики
Ссылка на основную публикацию