Конспект НОД ‘Звук Р’

Конспект занятия «Согласный звук Р. Буква Р»

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук Р (Р’). Буква Р»

Автор занятия: Пашкова Светлана, воспитатель МБДОУ “Ергачинский детский сад”.

Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей.

Оборудование:

Игрушка – волк, зеркала, картинка «Предметы на звук Р», простые карандаши, карточки с заданиями «Найди в предложении букву Р, подчеркни ее и составь схему предложения».

Ход занятия:

Знакомство со звуком Р (Р’)

Артикуляционная гимнастика, скороговорка

Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула.

Лексическая игра «Назови слово»

Интонационное выделение звука Р в словах. Воспитатель дает образец произношения слов: ррак, морроженое, самоварр и др. (картинка «Предметы на звук Р») Дети называют слова, выделяя звук: ррама, моторр, горра, маррка, кррыша и др. за каждое названное слово ребенок поощряется фишками.

Артикуляция звука «Р»

При произношении звука Р язык находится за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Улыбнитесь!

Загадка про волка

За горами, за полями, За высокими лесами Хищник – ворище Ночами рыщет, Добычу ищет, Зубами щелк. Кто же это. (волк) (иллюстрация или игрушка волка) Посмотрите, к нам пожаловал в гости сам волк. Ребята, давайте, порычим, как серый волк: р-р-р-р… А он проверит правильно ли произносите этот звук. Где находится язычок? Посмотрите в зеркала (индивидуально у каждого зеркало). Как мы произносим этот звук? (При произношении звука Р, возникает преграда – язык и зубы). К какой группе звуков мы отнесем звук Р? (Согласный звук, он может быть твердым – «Рак» или мягкий – «Речь»).

Анализ буквы «Р»

Загадка про топор

Кланяется, кланяется, Придет домой – растянется. (топор) Дрожу от страха до сих пор! – Воскликнуло полено, – Похожа буква на топор! Расколет непременно!

На что похожа буква «Р»?

Буква Р состоит из палочки, к которой присоединен полукруг. Давайте прорисуем букву в воздухе. А кто попробует изобразить букву? (дети прорисовывают букву в воздухе, изображают с помощью пальцев, тела)

Слияние слогов

Чтение слогов с договаривание до целого слова по азбуке большого формата

РА АР Раки АРбуз

РО ОР Розы ОРел

РУ УР Руки УРок

Физминутка

На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два»
(Движения соответствующие тексту).

Индивидуальная работа с разрезными азбуками

А сейчас поселим в домик нашей кассы еще одну букву, как она называется? (Р) Из букв составить слова: ШАР, СОР, СЫР, СОМ, РАМА, ЛАРА, ЛУНА, ШУРА (детям раздаются карточки со словами, они прочитывают слова, затем составляют их по образцу) (Приложение № 1)

А сейчас давайте определим, сколько же слогов в ваших словах? (дети определяют количество слогов в словах). И зарисуем схему слова в рабочих тетрадях. Попробуем придумать предложение со словом, которое вы составили и составим схему предложения. (дети придумывают предложения и зарисовывают схему предложения).

Подвижная игра «Вороны»

Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Для этого нужно выбрать одного водящего, он будет ВОЛК (предложить в руки ребенка игрушку волка).

А остальным ребятам нужно разделиться на две команды: одни изображают елочку – встают в круг и, опустив руки говорят: «Как под елочкой зеленой Скачут, каркают вороны».

Вторая команда изображают ворон: прыгают в круг и каркают: «Кар-кар-кар….» (2 раза) Елочки говорят: «Из-за корочки подрались, Во все горло раскричались» Вороны в кругу каркают. «Кар-кар-кар….» (2 раза)

Елочки говорят хором:

«Вот и волк прибежал И ворон всех распугал». В круг вбегает ВОЛК и со словами «РРРРР….», пытается поймать ворон. Вороны убегают в домики, на стульчики. Дети меняются ролями и игра повторяется.

Как кричат вороны? (карррр…) Какой звук слышится на конце? (р) Что вы можете рассказать про этот звук? (он согласный)

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [Р-Р`], буква Р»

«Звуки [Р-Р`], буква Р»

Составитель:

учитель-логопед

Вокина Анна Александровна,

Цель: дифференциация звуков [Р-Р`] в слогах и словах.

Задачи:

1) образовательные:

– упражнять детей в дифференциации звуков [Р-Р`] в слогах и словах;

– закрепить умение давать сравнительную характеристику звуков [Р-Р`];

– совершенствовать умение определять место звука в слове;

– формировать навыки звукового анализа слов;

– дифференцировать понятия «звук» – «буква»;

– совершенствовать навык чтения;

2) коррекционно-развивающие:

– развивать фонематический слух;

– развивать произвольное внимание;

– способствовать развитию оптико-пространственных ориентировок;

– способствовать развитию воображения;

3) воспитательные:

– воспитывать у детей интерес к различным профессиям;

– воспитывать умение работать сообща;

– воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: карта города профессий, схема для характеристики звуков, наборы для составления звуковой схемы слова, игрушки «Крош», «Бараш», «Нюша», «Кар-Карыч», две тарелки (синяя и зеленая), продукты (помидор, огурец, перец, репка, редис, рис, картошка, морковка, рыба, сыр), кисточки, краски, рисунок «Автопортрет Бараша», буквы из ткани, коробка с пуговицами, катушки ниток, ножницы, игрушечная касса, игрушки (робот, Барби, шары, Буратино, барабан, парусник, кубик Рубика, пират, рыба, труба), карточки для чтения.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

– Ребята, вам прислали приглашение. Давайте посмотрим. (Логопед разворачивает приглашение.)

– Смотрите, здесь какая-то карта? Интересно, кто приглашает нас в гости? (Ответы детей)

– Смешарики приглашают нас в город профессий. Вам интересно узнать, какие профессии они себе выбрали?

  1. II. Актуализация опорных знаний

1) Выделение звуков [Р-Р`] из слов. Сравнительная характеристика

– Давайте сначала вспомним, какими еще словами можно назвать профессию? (Дело, специальность, ремесло.)

– Молодцы! Какой второй звук в слове «профессия»? (В слове «профессия» второй звук [Р].)

– Давайте вспомним характеристику звука [Р]. (Звук [Р] согласный, твердый, звонкий).

– Как мы обозначим звук [Р]? (Синим квадратом с колокольчиком.)

– Какой первый звук в слове «ремесло»? (В слове «ремесло» первый звук [Р`].)

– Дайте характеристику звука [Р`], выберите обозначение (Звук [Р`] согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратом с колокольчиком.)

– Чем похожи звуки [Р] и [Р`]? (Они оба согласные и звонкие.)

– А чем они отличаются? (Звук [Р] – твердый, а звук [Р`] – мягкий.)

2) Игра «Наоборот». Дифференциация звуков [Р-Р`] в слогах

– Чтобы попасть в город профессий, не нужно покупать билет, а нужно поиграть в игру «Наоборот». Я буду называть вам слоги с твердым звуком [Р], а вы называйте мне слоги с мягким звуком [Р`]):

Логопед называет каждому ребенку по 3–4 разных слога.

III. Основная часть

1) Дифференциация звуков [Р-Р`] в словах

Логопед обращает внимание детей на карту.

– Ребята, догадайтесь, кто первый встретит нас в городе профессий? (Первый нас встретит Крош).

Дети вместе с логопедом подходят к столику, за которым сидит Крош. Вокруг него разложена разная посуда и продукты (помидор, огурец, репа, морковка, картошка, редис, рис, перец, рыба, сыр).

– Какая профессия понравилась Крошу? (Крошу понравилась профессия повара).

– Давайте мы ему поможем разложить продукты в две миски. Если в слове есть твердый звук [Р], то этот продукт положите в синюю миску, а если в слове есть мягкий звук [Р`], то – в зеленую.

Дети берут по одному продукту, называют его, четко произнося звук [Р] или [Р`], и кладут в соответствующую миску.

2) Определение места звуков [Р-Р`] в словах (устно)

– Молодцы! Все правильно сделали. А теперь давайте расскажем Крошу, в каких словах звук [Р`] находится в начале слова?

Назовите продукты, в названии которых звук [Р`] спрятался в середине слова.

В каких словах звук [Р] мы слышим в начале слова, в середине слова? Назовите слова, в которых звук [Р] самый последний.

3) Звуковой анализ слова «Бараш» с составлением звуковой схемы

– Ребята, давайте узнаем, какие профессии выбрали другие Смешарики? Кого мы теперь будем искать?

Дети смотрят на карту. ( Мы будем искать Бараша.) Дети находят в группе Бараша, который сидит с красками и кистью.

– Какую профессию выбрал Бараш? (Бараш выбрал профессию художника.)

– Посмотрите, что он нарисовал? (Он нарисовал себя.)

– Да, он нарисовал свой портрет, это Бараш. Давайте составим звуковую схему слова «Бараш».

Дети садятся за парты, один ребенок работает у доски.

Читайте также:  Использование оригами в речевом развитии детей дошкольного возраста

– Назовите первый звук в слове «Бараш».

– Как мы его обозначим?

– Какой второй звук в слове «Бараш».

– Как мы его обозначим?

– Назовите третий звук в слове «Бараш».

– Выберите для него обозначение.

– Какой следующий звук в слове «Бараш»?

– Как его нужно обозначить?

– Какой последний звук в слове «Бараш»?

– Как мы его обозначим?

– Сколько всего звуков в слове «Бараш»?

– Назовите их по порядку.

– Сколько в слове «Бараш» гласных звуков? Назовите их.

– Сколько в этом слове согласных звуков? Какие?

4) Физкультминутка

– Ребята, Бараш любит не только рисовать, но еще ему нравится сочинять стихи. И он специально для вас сочинил веселую зарядку про Смешариков. Давайте встанем в круг.

Мы шагаем, как Совунья,

Приседаем мы, как Пин,

Наклоняемся, как Ёжик,

Вместе с Крошем мы бежим,

Пудрим носики, как Нюша,

Мы с Лосяшем вдаль глядим,

Роем грядки, как Копатыч,

А с Кар-Карычем летим!

5) Соотнесение звуков с буквой

Дети с логопедом передвигаются с помощью карты дальше и встречают Нюшу. Около Нюши разложены нитки, ножницы, кусочки ткани и сшитые из ткани буквы.

– Вы догадались, кем захотела стать Нюша? (Нюша захотела стать портнихой.)

– Что Нюша сшила? (Нюша сшила буквы.)

– Как вы догадались, что это буквы, а не звуки? (Это буквы. Буквы мы видим, пишем и читаем, а звуки слышим и произносим.)

– Давайте вспомним, какой буквой обозначаются звуки [Р] и [Р`]? (Звуки [Р] и [Р`] обозначаются буквой Р.)

– Найдите эту букву.

Дети находят букву Р среди других сшитых из ткани букв.

6) Анализ графического изображения буквы Р

– Из скольких частей состоит буква Р? (Буква Р состоит из двух частей: палочки и полукруга.)

– В какую сторону пишется буква Р? (Буква Р пишется вправо.)

– На что похожа буква Р? (Ответы детей.)

7) Конструирование буквы Р из пуговиц

Логопед берет коробочку и, не открывая ее, трясет. Дети слышат стук пуговиц, но не видят их.

– Интересно, что лежит в этой коробочке, как вы думаете? (Ответы детей.)

– Здесь лежат пуговицы. Давайте сядем за парты и составим из этих пуговиц букву Р.

8) Чтение обратных и прямых слогов с буквой Р

9) Чтение слов с буквой Р

Дети подходят к последнему столику, за которым сидит Кар-Карыч. Рядом с ним касса, а на полке расставлены разные игрушки.

– Кем решил стать Кар-Карыч? (Кар-Карыч решил стать продавцом.)

– А что он будет продавать? (Он будет продавать игрушки.)

– Давайте поможем Кар-Карычу прикрепить к игрушкам таблички с их названием. Для этого нужно правильно прочитать слова на карточках.

Дети по одному читают слова, напечатанные на карточках, и прикрепляют каждую карточку к нужной игрушке. Слова для чтения: робот, Барби, шары, Буратино, барабан, парусник, пират, рыба,
Бараш, труба.

  1. IV. Заключительная часть

1) Подведение итогов

– Где мы сегодня были?

– Что вам больше всего понравилось?

– Какие звуки учились различать?

2) Организованное окончание занятия

НОД по обучению грамоте Тема: «Согласные звуки [р, р’],буквы Р, р »
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Знакомство детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р’], с понятием “ударение”; закрепление умения составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; упражнение в решении кроссвордов; развитие умения выделять на слух слова с заданным звуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
nod_po_obucheniyu_gramote.docx63.11 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по обучению грамоте

Тема: «Согласные звуки [р, р’],буквы Р, р »

Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р’].

Задачи: Познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р’], их классификация; знакомить с ударением; закреплять умение составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; упражнять в решении кроссвордов; развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком; развивать логическое мышление; воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, желание помочь другу.

Оборудование: карточка с буквой «Р», предметные картинки (рыба, луна, шары, лиса, радуга, машина, роза, телефон, карандаш, лимон, конфеты, стул, диван, кровать), разрезные картинки (компьютер, кенгуру),ребусы, набор семян (горох, фасоль), конструктор, мозаика, карандаш, лист бумаги на ребенка, игрушки (машина, матрешка, лопата, ведро, мышка, кукла, лейка, корабль), карточка с изображением 1 согласной и нескольких гласных букв, игрушка – замок, дверной замок, набор цветных квадратов – красные, синие, зеленые.

Ход I. Организационный момент

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Мы пожмем друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

(На столе разложены игрушки – машина, матрешка, мышка, лопата, ведро, кукла, лейка, корабль).

– Ребята, посмотрите на стол, выберите любую игрушку, которую вы захотите, возьмите ее и встаньте в круг. (дети выполняют задание)

– Назовите выбранную игрушку, назовите первый звук в этом слове, охарактеризуйте его.

II. Вступительная часть

– Ребята, сейчас у нас с вами занятие по обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы)

– Чем отличаются звуки от букв?

– Какими бывают звуки?

– Приведите пример гласных звуков (А, О, У, Ы, И)

– Какие звуки называют согласными?

– Какими бывают согласные звуки? (мягкими и твердыми)

– А еще? (звонкими и глухими)

Игра «Буква заблудилась»

– Какая буква лишняя? Почему?

III. Основная часть

  1. Знакомство с новым звуком.

– Послушайте и определите какой звук часто встречается в этом стихотворении?

Солнце светит, дождь идет,

В небе радуга цветет.

Над рекой она взошла,

Радость людям принесла.

Речка краше сразу стала

Разным цветом засияла.

– Правильно, с этим звуком мы знакомимся сегодня. У звука [Р] есть брат – мягкий звук [Рь].

– При произношении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожит. Значит звук какой? (согласный) Почему? Он глухой или звонкий? (звонкий)

Вывод: Звук [Р] – согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.

  1. Игровое упражнение «Услышь звук».

– Я называю разные слова, а вы хлопаете в ладоши, когда слышите слово со звуком [Р].

(брошка, ура, рана, лампа, ранний, гора, липа, репа, рыжик, полено, лента, фартук, фара, повар, луна, стул.)

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это … (рысь).

Ра – ра – ра – начинается … (игра)

Ры – ры – ры – у мальчиков … (шары)

Ро – ро – ро –у нас новое … (ведро)

Ру – ру – ру – продолжаем мы … (игру)

Ре – ре – ре –стоит домик на …(горе)

Ри – ри – ри – на ветках … (снегири)

– На что похожа буква «Р». (трость, парус)

«Дрожу от страха

Похожа буква на топор!

  1. Написание буквы в воздухе
  2. Физкультминутка «Вороны»

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар – кар – кар! (Громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар – кар – кар! (Громко)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар – кар – кар! (Тихо)

  1. Выкладывание буквы «Р» из подручных материалов.

(семена, крупа, конструктор, счетные палочки, мозаика, шерстяные нитки и т.д.)

Показать предметные картинки: ры –ба, лу – на, ша – ры, ли –са, ра – ду – га, машина.

– Вы заметили, что слоги в словах звучат по – разному: одни громче и протяжнее, другие тише и короче.

Ры – ба – вы слышите, как мой голос усиливается в начале слова – это слышится ударение.

(показ сказочного замка и дверного замка)

– Это сказочный замок, а теперь выделите другой слог в слове «замок» получится «замок», который висит на двери замка.

– Видите, как важно правильно делать ударение в слове.

– Ребята, у нас есть еще задания, давайте попробуем их выполнить.

Игровое упражнение «Составь картину»

(На столе разрезные картинки.)

– Дети поделитесь на 2 команды и каждая будет составлять свою картинку.

– Что получилось? Какой звук слышится в начале слова? Есть ли в этом слове звук [Р]? Поделите слово на слоги и определите их количество, выделите ударный.

Конспект нод «Звуки Р – Р’»

Автор: Зайнулина Юлия Рашидовна

МБДОУ “ДС № 41” г. Анжеро-Судженск

Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого;

Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ в словах и предложениях;

Развивать фонематические восприятие;

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности;

Развивать звуко-слоговые представления детей;

Совершенствовать практическое употребление существительных в косвенных падежах;

Развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память;

Воспитывать навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными предложения, контролировать поставленные звуки).

Методические приемы: игровые приемы, интонированное проговаривание звука, указание, вопросы, образец правильной речи, привлечение слухового и зрительного контроля, исправление ошибок и др.

Оборудование:телефон, символы звуков Р и РЬ, фланелеграф, фигурки, картинки: поезд, деревня, ручка, картинки по темам со звуками Р и РЬ и без звуков, игрушка Звукоедик – злой и добрый, жетоны, мяч, буква Р, буквы разрезной азбуки, счетные палочки.

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто ответит, правильно ли я сказала предложения:

2. Телега везет лошадь. (Нет, а как правильно?); 2. Кошка поймала мышку; 3. Лошадь везет телегу; 4. Мышка поймала кошку; 5. Фонарь освещается улицей; 6. Улица освещается фонарем.

3. (Звонит телефон) «Алло! Здравствуй, Матроскин! Привет, Шарик! Вы приглашаете нас в гости? Спасибо за приглашение. До свидания!» Ребята, кот Матроскин и пес Шарик приглашают нас в гости в деревню Простоквашино. Вы хотите поехать в Простоквашино? У Матроскина и Шарика есть любимые звуки. Отгадайте, какие это звуки, я их выделю голосом: Матррроскин, Шарррик. (Р и РЬ). Сегодня по приглашению кота Матроскина и пса Шарика мы поедем в Простоквашино и вспомним звуки Р и РЬ.

4. (Показ символов звуков) Собака грозно рычит: рррр. Маленький щенок рычит: рьрьрь. Что делает наш язык, когда мы произносим эти звуки? Рот закрыт или приоткрыт? Что делают губы? Дайте характеристику звукам Р и РЬ.

5.Игра «Поймай звук». Ловим ладошками звуки Р и РЬ. Закройте глаза: р, б, мь, рь, ра, жа, ря, бю, ам, ру; рак, кошка, рыба, домик, букварь, ёжик, чемодан, топор,…

6. Раз мы собираемся в гости, нам надо купить подарки жителям деревни Простоквашино. Отправляемся по магазинам. В магазине поселился злой Звукоедик. Звукоедик съедает в словах звуки Р и РЬ. Передаем Звукоедика, исправляем слова: …епка, …ыба, б…юкки, г…уша, топо…, снеги… Молодцы, исправили все слова правильно, и злой Звукоедик превратился в доброго Звуковичка. И мы пойдем за покупками в магазин, покупать подарки нужно только со звуком Р или РЬ. Алёша, пойдет в мебельный магазин; Ксюша — в продуктовый, Гриша — в магазин посуды; Никита — в магазин «Товары для дачи»; Влад — в магазин посуды. Что купили? Какой звук в твоем слове, где он находится?

7. Подарки приготовили, садимся в поезд, поехали. (Показ картины) А вот и деревня Простоквашино. (Показ фигурок на фланелеграфе) Кто нас ждет встречает? (дядя Фёдор, корова Мурка, пес Шарик, кот Матроскин, теленок Гаврюша, почтальон Печкин). В каких именах слышится звук Р (Федор, Матроскин, Мурка), а в каких звук РЬ (Гаврюша, Шарик)? С кем мы поздороваемся? (С дядей Федором, псом Шариком, котом Матроскиным, коровой Муркой, теленком Гаврюшей, почтальоном Печкиным.) Кому и что мы привезли в подарок? Ксюша, кому и что ты подаришь?

8. Матроскин хочет поиграть с вами в игру«Чего ни стало». Посмотрите на картинки, запомните их, закройте глаза, сейчас Матроскин, какую-то картинку уберет. Чего ни стало?

Бабочка летала, над цветком порхала (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)

Села, посидела, и нектар поела (присесть, покачать головой вниз – вверх)

Два своих больших крыла опустила, подняла (встать опустить и поднять выпрямленные руки)

Полетела дальше, чтобы мир был краше (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)

10.Печкин любит сочинять стихотворения, послушайте, какое стихотворение придумал Печкин про дядю Федора, в нем много слов со звуками Р и РЬ:

Читаю еще раз, на каждое слово со звуками Р и РЬ, вы берете счетную палочку.

Сосчитайте, сколько у вас палочек, сколько слов со звуками Р и РЬ было в стихотворении?

11. Дядя Федор скоро, как и вы, пойдет в первый класс. Отгадайте, что понадобится для письма в школе Дяде Федору. Я разбросаю это слово на звуки, а вы приготовьте ладоши, «соберите» звуки в целое слово.

12.Итог занятия. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. У кого в гостях мы побывали? Какие звуки повторяли? Сели в поезд.

Конспект ООД «Знакомство со звуками [Р], [Р`] и буквой «Р»

Валентина Панфилова
Конспект ООД «Знакомство со звуками [Р], [Р`] и буквой «Р»

Цель: познакомить детей со звуками [Р], [ Р`] и буквой Р.

1. Познакомить с согласными звуками [р], [р’] и их условным изображением;

2. Закрепление навыков чёткого произношения и различения звуков Р и РЬ в устной речи;

3. Упражнять в делении слов на слоги;

4. Учить определять место звука в словах и обозначать звук на схеме.

5. Развивать мелкую моторику;

6. Воспитывать умение настраиваться на работу, понимать учебную зада-чу и выполнять её самостоятельно.

Оборудование: лесенка из конструктора, изображение буквы Р; по числу детей: картинки с изображением предметов на букву Р, карандаши (простой, синий, зелёный, карточки с заданиями, баночки с краской, пипетки, листы с напечатанной буквой Р.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, предлагаю вам поздороваться с ними, а затем вспомнить правила поведения на занятии.

Дети выполняют движения по тексту:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу, не мешать

Внятно, чётко говорить

Не вертеться, не шалить.

Воспитатель: К занятию, мы готовы, пора нам узнать тему, чем же мы будем заниматься. Для того, что бы это узнать, вам нужно выполнить задание. На столе стоит лесенка и лежат картинки с изображением различных предметов. Каждому из вас нужно взять картинку и поместить её на ступеньку, в зависимости от того сколько слогов в слове которым называется этот предмет.

Дети выполняют задание.

Проверка правильности выполнения задания.

Воспитатель: Ребята, задание вы выполнили, а кто-то догадался что общее у всех этих картинок?

Воспитатель: Да, вы правильно заметили названия всех этих предметов начинаются со звука Р. Действительно, мы сегодня будем изучать звуки [р], [р’] и знакомиться с буквой Р. Скажите, мне пожалуйста, чем отличаются звук и буква?

Ответы детей (Звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем).

Воспитатель: Всё верно, сейчас мы будем учиться произносить звук Р правильно: губы свободны; зубы сближены, но не соприкасаются; кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и вибрирует; посередине языка идет теплая воздушная струя; “горлышко” работает. На что похож звук [р]?

Воспитатель: Дайте, пожалуйста, характеристику звуку Р.

Ответы детей (согласный, твёрдый, звонкий, обозначать на схеме синим цветом).

Воспитатель: Теперь потренируемся, произносить звук р’, он произносит-ся, почти также, как звук р, но не совсем. Средняя часть спинки языка приподнята. Кончик языка чуть прогибается и продвинут вперёд. Как вы думаете, а на что похож этот звук?

Воспитатель: Дайте, пожалуйста, характеристику звуку Р`.

Ответы детей (согласный, звонкий, мягкий, на схеме обозначаем зелёным цветом).

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». Сначала, произношу я одна, потом вы вместе со мной проговариваете и досказываете словечко.

Игра «Доскажи словечко».

Ры-ры-ры – у мальчиков …

Ро-ро-ро – у нас новое …

Ру-ру-ру – продолжаем мы …

Ре-ре-ре – стоит домик на …

Ар-ар-ар – кипит наш …

Ор-ор-ор – созрел красный …

Ир-ир-ир – мой папа …

Воспитатель: Следующее задание такое, я читаю рассказ, вы запоминаете слова которые начинаются на звуки [Р] или [ Р`].

Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома, всё равно куда. Лёг пораньше спать и видит сон: как будто он уже ушёл из дома и идёт куда глаза глядят. Смотрит – ворота стоят, а на них написано: «Добро пожаловать в Рыжий город!».

Вошёл он – и ахнул.

В этом удивительном городе всё было рыжим-прерыжим. Рыжие ручьи тек-ли по рыжим травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие радуги повисли.

Рыжие рыбаки ловили в этих местах рыб и раков.

По радио передавали «Рыжий вальс», и все рыжие-прерыжие люди радостно улыбались.

Тут к нему подошла рыжая-прерыжая девочка: «Ты почему такой груст-ный?».

«Меня все рыжим дразнят», – хмуро ответил мальчик.

«Какой глупенький, – засмеялась девочка. – А ну-ка, посмотри на солнце, какого оно цвета?».

«Ну, рыжего», – робко ответил мальчик.

«И мы – рыжего! Значит, все мы – маленькие солнышки. Радоваться надо.».

И тут мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут: «Рыжий, рыжий, конопатый!». А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему солнышку…

Воспитатель: Давайте, перечислим слова которые в этом рассказе начина-лись на звуки [Р] или [ Р`].

Дети перечисляют слова, которые запомнили.

Воспитатель: Следующее задание называется «Какое слово лишнее?».

Упражнение «Какое слово лишнее?».

Рысь, роза, рыба, топор (лишнее топор).

Комар, топор, перо, фонарь (лишнее перо).

Перо, ракета, ворона, кровать (лишнее ракета).

Воспитатель: Молодцы, с заданием вы справились хорошо, сейчас я пред-лагаю вам сделать подвижную разминку.

Раз, два – засучили рукава.

Три, четыре – руки вверх, а ноги шире.

Пять, шесть – потянуться и присесть.

Раз, два – закивала голова.

Три, четыре – ноги вместе, руки шире.

Пять, шесть – поиграли, можно сесть.

Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Как запомнить букву Р?

Каждый может, например,

Руку на бочок поставить

И друг другу Р представить.

Посмотрите, внимательно, а как вы думаете на что похожа буква Р?

Воспитатель: Да, вы правы, на всё на это похожа буква Р. А давайте нарисуем её указательным пальцем правой руки, а теперь левой.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Дети, сейчас пройдите, пожалуйста, за столы и придвиньте к себе карточки. Но перед тем, как мы начнём работать с карточками, разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика с карандашом «ДРУЖНЫЕ БРАТЬЯ»

Руки вытянуть вперёд, ладони обращены друг к другу. Концы карандаша зажаты основаниями больших пальцев. По инструкции и образцу педагога пальцами одной руки прижиматься к подушечкам пальцев другой. Например, указательным пальцем правой руки прижаться к мизинцу левой и наоборот, указательный палец правой руки последовательно встречается со всеми «братца-ми» левой, подушечки пальцев обеих рук последовательно касаются друг друга.

Жили братья – не тужили

Меж собою все дружили.

Крепче дружбы не найдёшь.

Здравствуй, братец, как живёшь?

Работа детей с карточками.

Проверка сделанной работы в карточке.

Воспитатель: Хорошо, все справились с заданием. Новое задание такое, встаньте из-за столов, задвиньте стульчики, придвиньте к себе краску, бумагу и пипетки. На листе у вас напечатана буква Р, вам нужно обрисовать её капельками.

Воспитатель: Ну что ж со всеми заданиями вы справились, давайте вста-нем в круг и сначала мальчики скажут с какими звуками и буквой вы сегодня познакомились?

– А теперь девочки, что было самым лёгким для вас?

– И вместе расскажете, что было трудным?

На этом давайте закончим наше занятие:

Нас солнца луч смешит и дразнит.

Нам нынче весело с утра.

Позанимались мы отлично

Теперь играть нам всем пора!

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Знакомство с согласными звукам [М] и [М’] и буквой М» МО «Дубровская СОШ» дошкольное отделение Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему «Звук [г], знакомство с буквой Г» Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звук [г], знакомство с буквой Г» Программное содержание: закреплять.

Конспект занятия «Путешествие в волшебный лес. Знакомство с буквой С» Задачи: Коррекционные: Закрепить произношение звуков [с] [с’] в слогах, словах, фразе. Познакомить детей с новой буквой «С». Учить детей.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком [И] и буквой И» Конспект занятия по грамоте в старшей группе Знакомство со звуком «И» и буквой «И» Программное содержание: 1. Вырабатывать навык четкого.

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с буквой О» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. «Знакомство с буквой О» Программное содержание: Образовательная задача:».

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство со звуком [а] и буквой А» Конспект занятия в старшей логопедической группе «Звук [а], буква А» Илюшкина Ольга Николаевна Конспект занятия в старшей группе «Звук [а],.

Конспект логопедического занятия. Звук Р. Буква Р.

Занятие предназначено для детей имеющих нарушение звука Р.Коррекционная работа на начальных этапах.Этап автоматизации в слогах.

Содержимое разработки

Конспект логопедического занятия по теме:

дифференцировать звук [ р ] от других звуков;

проводить звуко-слоговой анализ слов с данным звуком.

развитие восприятия и запоминания, внимания переключением на разные виды деятельности;

развитие фонетико-фонематических представлений;

развитие артикуляционной и мелкой моторики;

развивать память и внимание.

привитие интереса к познавательной деятельности.

развитие навыка звукобуквенного анализа, профилактика дислексии и дисграфии,

Оборудование: тетради, карандаши, классная доска; картинки предметные; картинки с изображением артикуляционной гимнастики.

I Организационный момент

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели. Сегодня у нас гости. Повернитесь к ним, скажите «здравствуйте» и улыбнитесь. А теперь начнем занятие.

II Сообщение темы и цели

Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю, (учитель произносит звук р утрированно).

В небе гром, гроза.

В небе радуга стоит.

Скажите , какой звук я произносила чаще? Звук [Р].
Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].

III Артикуляционная гимнастика

Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к право­му, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол в медленном тем­пе под счет логопеда. Продолжать 15-20 раз.

Лошадка. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать мед­ленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.

Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторять 15 раз.

Маляр. Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз.

Грибок. Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.

IV Разбор артикуляции по плану. Знакомство со звуком [р]

Размяли язычок. Теперь пора рассказать, что мы знаем о звуке [р]

1. При произнесении звука Р – кончик языка касается бугорков за верхними
губами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит, голосовые связки работают, есть голос. (Учитель объясняет, дети смотрят в зеркало и ставят язык в артикуляцию звука р).
2. Характеристика звука «Р».
Звук «Р»- согласный, твердый, звонкий.

3. Связь звука и буквы.
Звуки мы слышим и произносим.
Буквы мы пишем и читаем.

V Развитие фонематического восприятия:

1 Произнеси звук «р» длительно на одном выдохе р-р-р-р-р

2 Хлопните в ладоши, когда услышите звук «р».Изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
В слогах: РО- КО-НО-РЫ-МЫ-УР-ВА-АР-РЫ-ДО-РУ-РА
В словах: Трудный, яблоко, карась, радио, баранка, радуга, равный,, ёж, стол, телевизор.

В весенний, ясный, теплый день,

На голый лес упала тень.

Охватил зайчонка страх ах, ах, ах:

Страшный коршун в небесах ах, ах, ах!

Убегайте все быстрей – эй, эй, эй!

Берегись злых когтей – эй, эй, эй!

Там, где коршун, там беда- да, да, да!

Острый клюв -не ерунда – да, да, да!

Заяц лапой бьет в чурбан – бан, бан, бан!

Как в огромный барабан – бан, бан, бан.

1. Дети стоят вокруг логопеда. Логопед читает стихи. Междометия произносят дети. Логопед показывает, каким должно быть выра­жение лица, какой должна быть интонация.

2. Дети изображают игру на барабане. Увеличивают силу голоса.

3. Дети разбегаются по кабинету и прячутся.

4 Определение места звука в слове.

А теперь нам нужно поселить картинки в свои домики. (Учитель на доску вывешивает 3 вагончика, на вагончиках схемы р_ _, _ р_, _ _ р . Р – в начале, середине, конце).Давайте все вместе произнесем название первой картинки. Где стоит звук р – в начале, середине или конце? Поселим эту картиночку в 1 вагон (и т.д.) Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

VI Знакомство с буквой р.

1 А теперь посмотрим, как обозначается на письме звук [р].

(Учитель показывает иллюстрацию буквы Р.)

2 Заучим стихотворение:

Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

(показ картинки корабля с парусом)

3 Выкладывание буквы «Р»из счетных палочек.

4 Записать в тетрадь число.

5 Как напишем букву р (сначала пишем строчную). Из каких элементов она состоит? (Объяснение учителя, показ на доске).

6 Письмо в воздухе (учитель обязательно должен показывать зеркальное изображение буквы)

С каким звуком и буквой знакомились? Расскажите стихотворение про букву Р. Молодцы.

Ссылка на основную публикацию