Конспект НОД – Звук и буква Ё

Педология

Автор: Нартаева Маржанат Казыхановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ “Дюймовочка”
Населённый пункт: г. Лангепас
Наименование материала: конспект
Тема: конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе “Знакомство с буквой Е,е”
Дата публикации: 14.12.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, е»
Тема: Звук [е], буква Е.

Программное содержание:
Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово. Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук в различных позициях. Закрепить знания о гласных, согласных звуках, твердых, мягких, звонких, глухих. Расширять поле творческой мыслительной деятельности детей, Формировать устную речь детей, прививать любовь к чтению
Ход НОД
Дети входят в группу и встают кругом. В: -Здравствуйте ребята, к нам в группу пришло письмо от Почемучки! («Здравствуйте, уважаемые ребята! Помогите мне попасть в волшебную страну. Там пропущена одна буква и я не могу прочитать название страны») Ну что, ребята, поможем Почемучке?
1. Знакомство с новым материалом
-Ребята сегодня мы познакомимся со звуком «Е», с буквой «Е», но сначала сделаем артикуляционную разминку – выучим скороговорку: Женя на скамейку села, Справа-Сева, Слава – слева.
2. Характеристика звука «Е».
-Молодцы. Ребята, посмотрите как я произношу звук «Е». Зубы сближены в улыбке, губы приближены к зубам, кончик языка находится за нижними резцами, воздушная струя идет через рот, голосовые связки напряжены, колеблются, в результате образуется голос и я произношу звук «Е». -Попробуйте вы произнести звук «Е». – Я сейчас прочту стихотворение, слушайте внимательно: в каких словах есть звук «Е». Громко топал слон ногами! – Не хочу играть я с вами, Я сегодня так сердит Потерял я аппетит! -Ребята, назовите слова, где звук «Е» стоит в начале слова (ответы детей) -А теперь назовите слова где звук «Е» в середине слова (ответы детей) -Назовите слова где звук «Е» в конце слова (ответы детей) Теперь, ребята, я покажу вам серию картинок, где звук [е] находится в разных позициях: – в начале слова: ель, ел, ехать, Ева, енот; -в середине: лещ, валенки, веник, леска; -в конце: поле, море, горе;
– с двумя звуками [е]: мебель лебеда, метель. Дети приводят свои примеры, вспоминают имена, в которых есть звук [е], составляюь небольшие рассказы. -Молодцы! Как вы думаете звук «Е» гласный или согласный? (ответы детей) -Какие еще гласные звуки вы знаете? (ответы детей) -Почему они называются гласными? (ответы детей) -Какие еще бывают звуки? -Согласные -Почему их называют согласными? (ответы детей) -Твердые и мягкие звуки -Как определить твердые и мягкие звуки. Приведите примеры, (ответы детей) -Звонкие и глухие. -Как определить звонкие и глухие звуки? Приведите примеры, (ответы детей) -Молодцы! А сейчас давайте отдохнем.
3. Физминутка
Буратино подтянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в стороны развёл – Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (соответствующие движения) «Поезд едет, едет, едет Мимо елей и берез. Далеко уехал поезд Еле слышан стук колес! » (Движение руками имитирующее вращение колес)
4. Характеристика буквы «Е»
-Ребята, звук «Е», обозначается буквой «Е». Этой буквой обозначается мягкость согласных. «Лена гребнем причесалась, В нем три зубчика осталось». -Обратите внимание буква «Е» состоит из трех палочек, Самая длинная – сверху вниз, вверху – слева направо. В середине и внизу – слева направо. -Попробуем «прописать» букву «Е» в воздухе. – А теперь выложим букву «Е» из фасоли.
5. Закрепление пройденного материала.
Теперь пришла пора отдохнуть, сделаем
пальчиковую гимнастику.
«Мы капусту рубим, рубим Мы капусту трем, трем Мы капусту солим, солим, Мы капусту жмем, жмем»
Соответствующие движения.
Занимательное упражнение «Загадки, складки»
Содержание: В упражнении принимает участие игрушка тигренок. Тигренок читает стихи, в которых не достает последнего слова, «просит детей, подсказать это слово» «В нашем садике поверьте, Целый день играют. (Дети) .» «В зоопарк открыли двери Здесь гостей встречают. (Звери) » «Понеслись к другой планете Космонавты на. (Ракете) »
Игра «Отгадай ребус»
Ход игры: На плакатах часть слова написана буквами, другая часть слова изображена Картинкой. И так, какой же буквы не хватает в названии волшебной страны? -Ответ детей Давайте вместе прочитаем! Молодцы, ребята! Теперь Почемучка может отправляться в волшебную страну «Карамелька» и за вашу помощь он прислал угощения – карамельки!
6. Итог.
-Ребята, что мы сегодня изучали, (ответы детей) – Что понравилось в занятии больше всего (ответы детей) -Вы отлично справились со всеми заданиями-Спасибо. -На следующем занятии мы продолжим знакомство со звуком «Е» и буквой «Е».

Конспект занятия «Буква Ё и её звуки»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
bukva_yo.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Золотой ключик» города Сафоново Смоленской области

Конспект НОД по обучению грамоте

«Буква Ё и её звуки».

Подготовила учитель-логопед:

Терехова Виктория Александровна

Цель: знакомство с буквой Ё и её звуками.

  • научить детей различать понятия «звук» и «буква»;
  • учить соотносить звук с буквой;
  • находить звуки [йо] в словах, учиться отмечать его в схемах;
  • развивать фонематический слух, анализ и синтез слов;
  • конструировать букву Ё из предметов, учиться управлять движениями руки.
  • развивать память и внимание;
  • формировать положительное отношение к обучению.

Оборудование: картинка ёжика, буква Ё, звуковая схема, индивидуальные карточки буквы Ё, камешки.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сейчас сядет тот, кто находится справа (имя ребёнка), слева (имя ребёнка), за (имя ребёнка) и т.д.

Логопед: Отгадайте загадку!

Живёт в глуши лесной;

Иголок много – много

А ниток – ни одной.

– Кто же это? (Ёжик).

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ёж)

Логопед демонстрирует картинку ёжика.

Логопед: Давайте вспомним, какие бывают звуки? (гласные и согласные). Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем? Давайте посчитаем, сколько в слове ёжик слогов? (ё-жик)

Дети прохлопывают количество звуков. Ответы детей.

Логопед: Из каких звуков состоит первый слог? Второй слог? На какой слог падает ударение?

Логопед: Какие звуки слышатся вначале слова ёжик? Произнесите (йо)

Ребята, эти звуки живут в домике буквы Ё (демонстрация буквы).

Логопед: Давайте прочтём эту букву. Как она произносится? Мы можем её пропеть?

Логопед: Значит буква Ё – гласная. Если букву Ё мы повстречаем впереди слова, то в ней живёт два звука [Й] и [О] . А теперь давайте немного почитаем.

Дети читают обратные слоги со знакомыми согласными буквами.

ЁМ ЁН ЁТ ЁЛ ЁГ ЁК

Логопед: А ещё она обладает свойством: сделать предшествующую согласную мягкой!

Логопед демонстрирует звуковую схему. Это позволяет наглядно представить позицию звука в слове. Произнося слова со звуком Ё в разных позициях, логопед уточняет у детей местоположение звука и передвигает букву по карточке – в ее начало или конец. Слова: ёрш, лёд, копьё, ёлка, ёжик, мёд, ружьё, телёнок, пелёнка

Логопед: Давайте с Вами сыграем в игру «Узнай звук». Поднимите карточку с буквой Ё, если в слове услышите звучание [й’о] : слова ЁЛКА, ЕНОТ, ЁЖИК, ЮЛА, ЯБЛОКО, ЕРШИК, ЯША.

Дети выполняют игровое задание.

Логопед: Дети, будьте внимательны, соблюдайте условие: «Делай то, что слышишь, а не то, что видишь», на слово «Ёлки» – поднимаем руки вверх. На слово «Палки» – руки в стороны, на слово «Шишки» – присесть на корточки. Логопед, пытаясь запутать ребят, показывает то правильные, то неверные движения.

Логопед: Молодцы, ребята, не удалось мне Вас запутать. А теперь предлагаю Вам сыграть в игру «Добавь звук». Я буду называть части слов, а вы должны в них добавить Ё: …жик, бель…, тво…, …лка, мо…, е…, …рш, чь….

Логопед: Сейчас я Вам прочитаю историю про ёжика и ёршика. Ваша задача, запомнить как можно больше слов с Ё, которые встретятся в прочитанном.

Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится. — Мам! Что это мы всё спим да спим. Можно, я схожу к своему другу Ёршику? — Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи! Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине. — Ёрш, ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш! — Выплыл заспанный ёрш: — Ну чего кричишь, спать не даёшь? — А разве вы тоже спите? — Ещё как, до самой весны. Шёл бы и ты, а? — Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны. (Г. Юдин.)

Логопед: Какие слова с Ё вы запомнили?

Логопед: У вас на столах лежат камешки. Изобразите с помощью них ту букву, с которой мы сегодня с Вами познакомились. (Имя ребёнка) какую букву ты изобразил? Прочти её.

Конспект занятия по обучению грамоте “Буква Ё” в подготовительной группе детского сада

–> (220.5 Kb)09.12.2014, 15:31
Ниязова Светлана Леоновна
–> Логопед-дефектолог, –>Ясли-сад № 93 города Павлодара
ФИО: Ниязова Светлана Леоновна
Место работы: ясли-сад № 93 города Павлодара
Должность: логопед-дефектолог
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада.
Тема: Буква Ё, ё (1 занятие)
Цель: познакомить детей с буквой Ё,ё, случаем обозначения ею двух звуков [й’ о].
Задачи:
Показать, что в начале слова и после гласной буква Ё,ё обозначает 2 звука;
Уметь давать качественную характеристику звукам;
Учить читать слова и предложения с буквой Ё.ё и всеми изученными буквами;
Учить читать слова, предложения, соотносить их с соответствующими картинками;
Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, память.
Ход занятия:
I. Организационный момент. В руках у воспитателя ёлочка. Сядет тот, кто стоит перед елочкой. Теперь сядет тот, кто слева от елочки. Сядут те дети, которые стоят справа от елочки.
II. Работа по теме. Воспитатель загадывает загадку: «Лежала между елками подушечка с иголками» (Ёжик).
– В гости к детям пришел ёжик. Он просит ребят назвать изученные гласные буквы (А,О,У,Ы,И,Е,Я). Какие из них указывают на твердость предыдущих согласных? Какие на мягкость? (ответы детей).
Ёжик показывает детям новую букву Ё,ё.
– Давайте послушаем внимательно:
ё[й’ о ]жик , ё[й’о]лка, ё[ й’о]рш, ё[ й’о].
Какие два звука мы слышим? На доске выставляются картинки со схемами:

Ребята, посчитайте, сколько букв в слове «ёж»?(2), а звуков?(3). Почему? Запомните: потому что Ё,ё в начале слова обозначает два звука. (Такую же работу проводим со словом ёлка).
-Послушайте еще слова: мо-ё, сво-ё, по-ёт.
(Дети отмечают, что Ё,ё в этих словах тоже обозначают два звука).
– А после каких букв стоит Ё,ё? (после гласных).
Делаем вывод: Ё,ё в начале слова и после гласных букв обозначает два звука.
I I I. Чтение слогов, слов с доски.
ёл ёс ёр ёд ём ён
ёж ёрш ёл-ка мо-ё
ё-жик ёр-шик ёл-ки сво-ё
IV. Работа в тетради.
Звукобуквенный анализ слова «Ёлка».
– Сколько слогов в этом слове?
-Назовите первый слог.
-Сколько в нем букв? А звуков?
Запомните: два звука [ й’о] обозначаются одной буквой Ё,ё. Запишите слово буквами: ЁЛКА.
Аналогичная работа со словом «МОЁ».

V.Игра «Узнай звук».
Покажите букву Ё,ё на карточке, если в слове слышится звучание [ й’о] : слова ЁЛКА, ЕНОТ, ЁЖИК, ЮЛА, ЯБЛОКО, ЕРШИК, ЯША.
VI. Физминутка. Игра на слуховое внимание.
– Дети, будьте внимательны, соблюдайте условие: «Делай то, что слышишь, а не то, что видишь», на слово «Ёлки»- поднимаем руки вверх. На слово «Палки» – руки в стороны, на слово «Шишки»-присесть на корточки. Воспитатель пытается запутать ребят, показывает то правильные, то неверные движения.
VII. Чтение предложений в тетради.
Ёлка растет в лесу.
Мы нарядили ёлку.
Ёж под ёлочкой поёт.
Составление схем к первому и третьему предложениям.
VII. Подведение итогов занятия.
Ёжик спрашивает у ребят:
-Кто лучше справился с заданиями?
– Кому было сложно выполнять задания самостоятельно?
Ёжик вручает ребятам «волшебные ёлочки», которые помогут детям красиво читать и писать слова с буквой Ё,ё.

Конспект по обучению грамоте “Звук и буква Ё”
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Конспект для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте “Звук и буква Ё”

Скачать:

ВложениеРазмер
zvuk_i_bukva_yo.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Звук и буква Ё»

Оборудование: одежда для совы: мантию, шапочку философа и очки; недописанные буквы, буквы Ё — большая и маленькая, слова для чтения, хитрые буквы Я, Ю, Е, Ё в домиках, пары гласных букв на магнитах, мяч, картинка ёжика, альбомы детские, цветные карандаши, простые карандаши, тетради.

Дети приглашаются к дереву, и вспоминают, какие буквы они изучили. В этот момент воспитатель незаметно надевает мантию, шапочку философа и очки (превращается в мудрую сову).

– Здравствуйте. Ребята, вы узнали меня? Это же я — мудрая тётушка сова, из научного дупла. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости! На моём дереве уже много букв:

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

С-с-с… – змеиный слышен свист.

Ш-ш-ш… – шуршит опавший лист.

Ж-ж-ж… – шмели в саду жужжат.

Р-р-р… – моторы тарахтят.

– Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные).

– Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем?

– А согласные звуки есть двух видов, какие? (твёрдые и мягкие) Каким цветом мы их обозначаем?

– Правильно, ребята. (посадить всех на стульчики)

– А чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и видим).

– Вы знаете, в моём научном дупле происходят чудеса. Что-то произошло с буквами. Помогите, пожалуйста, восстановить их (детям предлагаются недописанные буквы).

– А сегодня я хочу познакомить вас новой буквой. Эту букву тоже называют хитрой, так как она может обозначать два звука.

Произносим мы два звука,

Но одну лишь пишем букву!

[й] да [о], а вместе Ё.

Не забыть бы про неё!

– Буква Ё бывает большой и маленькой (показ букв). На что похожа буква Ё?

– Ребята, открою вам ещё один секрет: на букву Ё всегда всегда падает ударение! А что такое ударение? Её называют УДАРНОЙ! А хотите узнать, почему её называют ударной? Послушайте сказку: Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху две шишки — ой, нет! — две точки.

– Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву — букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная. Хотите проверить? (чтение)

Отхлопать каждое слово и определить, на какой слог падает ударение.

– А как узнать, сколько слогов в слове? (сколько гласных звуков, столько и слогов)

– А какие ещё хитрые буквы вы знаете? (Ю, Я, Е). Мы уже знаем о наличии следующих пар гласных: А — Я, Э — Е, У — Ю, Ы — И, О-Ё.

Воспитатель объясняет правило: гласные А, О, У, Ы, Э обозначают твердость предыдущего согласного звука, а гласные Я, Е, Ю, И, Ё обозначают мягкость предыдущего согласного звука.

– А теперь давайте поиграем: скажите с [йо] в начале или в конце слова (с мячом):

…жик, бель…, тво…, …лка, мо…, е…, …рш.

– А теперь скажите слово без [йо]: бытьё, житьё, мытьё, шитьё, литьё, нытьё, зверьё.

– Дидактическая игра «Слово рассыпалось».

Словарный материал: р, ш, ё — ёрш; а, ё, к, л — ёлка; и, ё, к, ж — ёжик

– В моём лесу, кроме этого дерева, есть ещё и ёлочки (детям предлагается встать около стульчиков и повторить за воспитателем).

На ветру качаются,

На ветру качаются,

Много елочек зеленых,

Много сделаем наклонов.

– А теперь я попрошу вас сесть за столы. Посмотрите, у вас в альбомах появилась картинка- путаница. Найдите , где спряталась буква Ё, обведите её красным карандашом, так как она гласная. И найдите, пожалуйста, маленькую букву ё в этих строчках.

– Ребята, отгадайте загадку:

Весь иголками покрыт.

Слышишь, топот быстрых ножек?

Это наш приятель… ЁЖИК (показ картинки ёжика).

Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова ЁЖИК. (вспомнить про ЖИ-ШИ!) Одного ребёнка — к доске. Остальные выполняют задание в альбоме. – А теперь давайте напечатаем нашу новую букву в тетрадях.

Молодцы! А давайте с вами вспомним, как мы произносим звуки при помощи наших рук (произнесение звуков с руками, показ нового звука [йо]). Выходите все на ковёр.

Молодцы! Итак, с какой новой буквой мы сегодня познакомились?

Почему она хитрая. А в каких случаях она обозначает два звука, а в каких один?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие знакомит детей с буквой “Х” и звуками [x] и [х’].

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф.

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком “Ы” и буквой “Ы”.

План-конспект занятия по обучению грамоте«Звук П, ПЬ. Буква П»I. Организационный момент-Здороваемся ласково!«Назови слово на заданный звук» (игра с мячом)II. Основной этап1. Изучение новог.

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме ««Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б». .

Речевое развитие (обучение грамоте).Тема: «Мама для Мамонтенка».( Знакомст.

Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»

Алена Ефименко
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»

МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района

Конспект НОД

По обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Буква – Е- и звук –Е- (йэ)

Образовательная область «Развитие речи»

Составила и провела

Воспитатель: Ефименко А. С.

– Познакомить детей с буквой – Е – и звуком -Е-йэ-.

– Произношение, артикуляция, определение места звука в словах.

– Закрепить знание о гласных, согласных звуках.

-Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук в трех позициях.

– Замена букв в слове; составление схемы слова, деление слов на слоги.

– Закрепление правил о предложении, составление предложений по опорным словам в виде схемы.

– Расширять поле творческой мыслительной деятельности

– Формировать устную речь детей, прививать любовь к чтению.

– Развивающая среда: сюжетные картинки, буквы, фишки, схемы

– Образовательная область: Развитие речи.

-Ребята сегодня мы познакомимся с буквой –Е-, обозначающий гласный звук –Е-йэ-. Это хитрый звук при произношении получается не один, а два звука –Е-йэ-, за это и прозвали букву –Е- жадной т. к. она при произношении имеет два звука. Но сначала сделаем артикуляционную разминку – выучим скороговорку.

Женя на скамейку села

-Характеристика звука –Е-йэ-

-Молодцы ребята. Посмотрите, как я произношу гласный звук- Е-йэ-.

звук –Е-йэ- гласный, при произношении звука– Е-йэ- – зубы сближены в улыбке, губы приближены к зубам, кончик языка находится за нижними резцами, воздушная струя идет через рот; голосовые связки напряжены, в результате чего образуется голос и я произношу звук- Е-йэ

-Попробуйте и вы произнести звук –Е-йэ-. Слышно не одон, а два звука.

– Ребята, давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

– Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

– Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки.

– Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

– Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

– Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

– Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)

-Молодцы ребята вы отлично справились с первым заданием.

1 задание:-Игра «Ромашка» с буквой –Е –. На магнитной доске: (дети должны составить цветок с серединкой гласной буквой – Е-, то есть из лепестков обозначаемых слова, лежащих на столе, выбрать те, в названиях которых есть буква- Е-. И определить, где находится буква в данном слове (в начале, в середине, в конце и с двумя буквами – Е- этого слова).

– Молодцы ребята вы справились отлично.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет,

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

– Воспитатель загадывает загадку:

Зверька мы с тобой узнаем

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом. (Белка).

-Когда загадка будет отгадана, воспитатель предлагает из данных букв, одному ребенку составить слово «Белка» на магнитной доске. И объясняют, что слово «Белка» имеет 5 букв: первая буква мягкая согласная –Б- имеет зеленый цвет, т. к буква –Е – обозначает смягчающий гласный звук –Е-йэ-, вторая гласная буква –Е- имеет красный цвет, третья буква –Л- синего цвета, это твердый согласный, четвертая буква –К- синего цвета, это твердый согласный, пятая гласная буква –А- имеет красный цвет. Другие дети получают буквы-У-, -А-, заменяя гласную букву –Е-. И производят замену гласной буквы– Е- на магнитной доске. И получают новые слова: Булка, Балка.

– Ребята, какого цвета будет буква –Б- в этих словах?.

-(правильно ребята в этих словах буква –Б- имеет синий цвет, т. к. гласные буквы –А-, и-У- не смягчающие и буква –Б- произносится твердо).

– Молодцы ребята вы хорошо справились с заданием.

3 задание: Игра «назови слово».

– Ребята скажите, а какие бывают слова?

(слова бывают длинные и короткие)

– А как мы определим, какое это слово? (длинное или короткое).

(мы поделим слово на слоги)

– Молодцы ребята, совершенно верно.

– Ребята у вас на столах лежат фишки. Эти фишки обозначают звуки (гласные и согласные). Мы с вами будем составлять слова схематично с гласным мягким двойным звуком –Е-йэ-. Этот гласный и обозначается, каким цветом?

– Правильно ребята красной фишкой.

– Воспитатель: первое слово будет: «Енот», второе «Поезд», третье «Море», четвертое «Дерево».

(дети совместно с воспитателем составляют первое слово, а другие слова самостоятельно и определяют место нахождения звука в разных позициях).

-Молодцы ребята все справились хорошо, слова мы умеем составлять.

Руки вытянуть пошире

Раз, два, три, четыре, пять,

Наклонились – три, четыре

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.

4 задание: Игра «Придумай предложение»

-Воспитатель: ребята, что получается из слов, которые собираются вместе?

– Правильно ребята предложение.

– А какие бывают предложения?

(предложения бывают длинные и короткие)

– Какое предложение мы назовем коротким?

(короткое предложение состоит из одного слова)

-Какое предложение мы назовем длинным?

(длинное предложение состоит из двух и более слов).

– А, как мы с вами умеем составлять предложение.

(предложение можно обозначить графически т. е. схемами)

– Но для этого существуют правила написания предложения. Назовите эти три правила?

(1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы)

(2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга)

(3. В конце предложения всегда ставится точка)

– Молодцы ребята вы все правильно сказали. И сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Придумай предложение». У вас на столах лежат карточки (схемы) из которых вы сможете составить предложение самостоятельно. А на доске находятся картинки обозначающие слова с которыми вы составите предложения (поезд, лес, снег, дети).

(один ребенок может составить предложение у доски с помощью маркера).

– Воспитатель предлагает детям назвать свои предложения, прочитав их по своим схемам и определить какое это предложение (длинное или короткое) по количество слов.

(молодцы ребята вы все сделали правильно и показали, как вы умеете составлять предложения с помощью схем).

– Ребята, с какой буквой и звуком мы сегодня познакомились?

(буква –Е- обозначает двойной гласный звук –Е-йэ-).

– какое упражнение понравилось больше всего?

– Вы отлично справились со всеми заданиями – Спасибо.

– На следующем занятии мы продолжим знакомство со звуком Е и буквой Е.

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ш] и буква ш» Тема: звук [ш] и буква Шш. Задачи: Образовательные: ознакомление со звуком [ш] и буквой Шш. Совершенствование навыков звукового анализа.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Д] и буква Д» Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звук и буква «Д». Программное содержание: 1. Знакомство.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [А], буква А» Конспект НОД по обучению грамоте детей подготовительной группы Педагогические технологии, применяемые в ходе НОД: – Здоровьесберегающие.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Конспект НОД по обучению грамоте «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида» Конспект занятия по обучению грамоте в.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [М], [М’]; Буква «М» Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М. «Сюрпризы от Маши и Миши» Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М],.

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква Б» Воспитатель: Осетрова А. В. Цель: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ч] и буква Ч» Конспект занятия в по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ч] и буква Ч» Тема: Звук [Ч] и буква Ч. Цель: называние слов с.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ы] и буква Ы» Образовательные задачи: 1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, с применением наглядного моделирования; 2. Познакомить с буквой.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [С] [С’]. Буква С» Технологическая карта организованной учебной деятельности для детей предшкольной подготовки Воспитатель: Клименко. О. А Білім беру саласы.

Конспект НОД – Звук и буква Ё

Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса, имеющими трудности в овладении письмом

Тема: «Звук и буква Ё»

Цель: актуализировать и закрепить знания детей о звуке [ё], и познакомить с буквой Ё.

– научить детей различать понятия «звук» и «буква»;

– учить соотносить звук с буквой;

– развивать фонематический слух, анализ и синтез слов;

– сформировать в памяти первоклассников четкий зрительно-двигательный образ прописной и строчной буквы Ё;

– научить детей правильно писать букву Ё;

– развивать памяти и внимание;

– формировать положительное отношение к письму.

Оборудование и материалы : картинки с изображением предметов, в названии которых есть Ё; карточка (см. п.4); конверты с элементами прописной буквы Ё; карточка «Буква Ё вперемешку с другими буквами».

– Сейчас сядет тот, кто находится справа от Вани/ слева от Оли/ за Таней/ перед Димой и т.д.

2. Введение в тему занятия:

– Ребята, посмотрите-ка на доску. Что изображено на этих картинках? (Ёж, лёд, ёлка, ёрш). Какой звук есть во всех этих словах? Правильно – Ё! Сегодня мы будем работать с этим звуком, а также узнаем, какой буквой он обозначается.

3. Характеристика звука:

– Давайте с вами проверим, какой же у нас звук [ё]. Как мы его произносим – долго или коротко? – Долго. – Произнесем «Ёёёёёёёёё», есть ли преграда на пути? – Нет. – Значит, какой это звук – гласный или согласный? – Гласный. – Правильно.

4. Определение позиции звука в слове:

На доске прикреплена карточка – прямоугольная полоска бумаги, разделенная на 3 равных части, обозначающих начало, середину и конец слова. Это позволяет наглядно представить позицию звука в слове. Произнося слова со звуком Ё в разных позициях, логопед уточняет у детей местоположение звука и передвигает букву по карточке – в ее начало или конец. Слова: ёрш, лёд, копьё, ёлка, ёжик, мёд, ружьё, телёнок, пелёнка.

– Запомните как можно больше слов с Ё, которые встретятся в сказке.

Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится. — Мам! Что это мы всё спим да спим. Можно, я схожу к своему другу Ёршику? — Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи! Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине. — Ёрш, ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш! — Выплыл заспанный ёрш: — Ну чего кричишь, спать не даёшь? — А разве вы тоже спите? — Ещё как, до самой весны. Шёл бы и ты, а? — Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны. (Г. Юдин.)

– Какие слова с Ё вы запомнили?

6. Знакомство с буквой Ё. Различение понятий «звук» и «буква»

– Ребята, до этого мы с вами говорили о звуке [ё], а теперь поговорим о букве Ё. Каждый звук обозначается своей буквой. Будьте внимательны и запомните, что звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

– Посмотрите, какая важная буква к нам пришла (логопед пишет на доске прописную букву Ё). На какую букву похожа Ё? Правильно, на Е.

Е и Ё – родные сёстры, различать сестёр не просто.

Но у буквы Ё две точки, словно в лесенке гвоздочки.

– Ребята, я произношу «Ё-ё-ё-ё-ё», что это – звук или буква? – Звук. – Верно, потому что мы ее произносим и слышим. А вот это что (логопед указывает на написанную на доске букву)? – Это буква. – А почему? – Потому что мы ее видим и пишем. – Всё правильно.

7. Сказка «Почему Ё всегда ударная»

– Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё две точки вверху.

Однажды буква Е убежала в лес. Тут подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно и она спряталась под ель. Но от ветра ель тоже начала качаться, и на букву Е упали шишки, от которых у Е на голове образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.

8. Преобразование слов:

– Сделайте «один» из «много»:

Ерши – ёрш, ежи – ёж, ели – ёлка.

– Посмотрите внимательно, из каких элементов состоит прописная буква Ё (логопед пишет отдельные элементы буквы на доске).

– Сколько элементов содержит эта буква?

– Вот вам следующее задание: в конвертике рассыпалась буква, нужно теперь собрать ее, чтобы получилась целая Ё. (Логопед раздает детям конверты, в которых отдельные элементы буквы Ё).

– Теперь открываем тетради, списываем с доски сегодняшнее число и пишем букву Ё. Будьте внимательны и аккуратны! (Логопед контролирует правильность положения детей, держания ручки, написания).

– Ну, что, устали наши пальчики? Нужно немного отдохнуть

а) Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке,
Будут буковки писать.

б) Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный?

– Теперь будем учиться писать строчную букву Ё. Она такая же, как и строчная Е, только с двумя точками вверху. Смотрите внимательно, как я ее пишу. Напишете такую Ё в воздухе. А теперь запишем ее в тетрадях.

10. Задание на внимательность:

– У вас на столах лежит карточка с буквами. Посмотрите на нее внимательно и обведите красной ручкой букву, которую мы сегодня учили.

– С какой буквой мы сегодня познакомились?

– Что нового вы сегодня узнали?

– Что больше всего вам понравилось на уроке?

Читайте также:  План урока: Дифференциация (с)-(ц)
Ссылка на основную публикацию