Конспект НОД в старшей/подготовительной группе на тему ‘Осень’

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень!»

сб., 01.11.2014

Айгумова Светлана Магомедовна,

МБДОУ детский сад “Белоснежка”

п.Солнечный Сургутский рн

Задачи:
Образовательные:

  • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека

Развивающие:

  • развивать внимание, память
  • улучшать общую моторику и координацию движений
  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

Речевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
  • активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
  • обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

Воспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
  • воспитывать чувство любви к родной природе
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Анжелу Ж., Каролину А.; привлекать Руслана Г., Влада Г. к комментированию ответов других детей

Дидактический материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии:

• информационно – рецептивный метод,

Ход занятия.

Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.

Ребята, отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.

Он веселая игрушка,

А зовут его… Петрушка

Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. – Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
– Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.

Неживая природа осенью.

Когда приходит осень?

– Какие осенние месяцы вы знаете?

– Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)

– Назовите признаки осени в неживой природе?

Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
– Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) – Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
– Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

Марк, ты хочешь что – то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам – сыро, слякоть.)

Петрушка: «Ой, как скучно!»

Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.

Знаменитый русский поэт – А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…

Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать листочки.

Дидактическая игра «С какого дерева листок? ( Дети собирают разбросанные на полу листочки. Влад – клёна, Анжела – берёзы, Каролина –рябины, Саид – тополя, Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.

Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.

Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру « Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.

Молодцы! Правильно

Растительный мир осенью

Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.
– Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.)
– Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
– Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн.,листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

Руслан, Шахла, что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)

Летом вырастают зелёными,
А осенью опадают желтыми.

Под ногами лежат,
Зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
– Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер северный подул

(подуть на пальцы)

С-С-С все листочки с липы сдул

Полетели, закружились и на землю опустились.

(ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,

(постучать пальцем по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

(постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

(плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл.

(ладони крепко к столу)

Животный мир осенью

– Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
– Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
– Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
– Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
– Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
– что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
– А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
– А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

– Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
– Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическаяигра «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона , грач, галка, голубь, ласточка, воробей , утка, скворец.
– Молодцы! Очень внимательны.

Петрушка: «Отгадайте загадку!»

Болтлива птичка – спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? – Длиннохвостая. (сорока)

Эта птица перелётная или зимующая?

Человек осенью

– Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Влад? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
– Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
– Какие работы выполняются в садах? – А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
– Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
– Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
– А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)

– Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады.)
– Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.

Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
– У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.

Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?
-Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
– Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?
– Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.

Список использованной литературы:

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 2008

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N9, 2008

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.

Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.

Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).

Ломбина Т., Лукша В. Авторская программа «Читайка», или Как познавательно развивать дошкольников.// Дошкольное воспитание N12, 2005.

Дошкольное воспитание N12 – 2005г.

Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – 80 с.

Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» – М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006. – 128 с., илл.

Интернет – ресурсы:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цель: Закрепить и расширить знания детей об осенних изменениях в природе. Расширять словарный запас. Закрепить такие понятия как пейзаж, зимующие, перелетные птицы и т. д.

Задачи: Область «Познание»

· Расширять знания детей об осени.

· Называть погодные явления, которые зачастую производят в это время года.

· Продолжать закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах.

· Закрепить знания детей о том, как животные готовятся к зиме.

· Способствовать развитию любознательности, мышления, воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
moe.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Осень»

Цель: Закрепить и расширить знания детей об осенних изменениях в природе. Расширять словарный запас. Закрепить такие понятия как пейзаж, зимующие, перелетные птицы и т. д.

Задачи: Область «Познание»

  • Расширять знания детей об осени.
  • Называть погодные явления, которые зачастую производят в это время года.
  • Продолжать закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах.
  • Закрепить знания детей о том, как животные готовятся к зиме.
  • Способствовать развитию любознательности, мышления, воображения.
  • Учить отгадывать загадки;
  • Воспитывать желание помочь другу.

Область «Художественное творчество»

  • Развивать воображение, креативное мышление.
  • Воспитывать эстетический вкус.
  • Воспитывать, настойчивость в достижении цели, аккуратность, чувство коллективизма и взаимопомощи.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, осознание ее важности в жизни человека.

Оборудование и материалы:

  • Презентация в картинках и анимациях.
  • Картинки с овощами фруктами.
  • Клей (на каждого ребёнка);
  • Создание дидактического альбома «Наш гербарий»
  • Рассматривание и изучение картин разных художников с изображением осени.
  • Беседы о важности подготовки людей животных и птиц к наступающей зиме;
  • Загадывание загадок и разучивание физкультминуток, пальчиковой гимнастики о осени, чтение художественных произведений;
  • Совместное ведение календаря погоды;
  • Раскрашивание и рисование на тему: «Осень».

Формы организации НОД

  • Сюрпризный момент
  • Обсуждение
  • Наблюдение
  • Рассматривание интересующих нас объектов.
  • Обведение по точкам и раскрашивание.

Звучит звонок, дети садятся за парты.

Воспитатель: Ребята присаживайтесь. Я хочу рассказать Вам стихотворение Алексея Николаевича Плещеева

Осень наступила,
Высохли цветы.
И шумят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Зашумели воды
Быстрого ручья.
Птички улетели,
В дальние края.

Воспитатель: О каком времени года идет речь в этом стихотворении.

Ответы детей: (Осень).

Воспитатель: Правильно ребята в этом стихотворении автор рассказывает об осени. Вообще в произведениях разных авторов осень описывается как очень интересное время года «Осеняя пора, очей очарованье» или « Ах, осень, эта рыжая девица! Каких же красок только нет в тебе». Ребята а может и вы мне расскажете стихи о осени.

И вправду осень так прекрасна!
И хризантемы в рост пошли.
Сияют солнышком небесным
Позолотевшие кусты.

Поют и радуются птицы,
Ловя последний теплый луч.
И вот к ногам твоим ложится
Кусочек радуги из туч. (В Степанов)

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?

Еще просит сердце света и тепла. (А. Плещеев)

Потемнели ветви,
От воды туман.
Гонит тучи ветер,
Из холодных стран.
Лето на излёте,
Лес промок насквозь.
Клюкву на болоте,

Ищет старый лось. (И. Демьянов)

Воспитатель: Но не только поэты воспевали осень в своем творчестве. Но и художники не обошли стороной это время года. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вот это картина Ильи Остроухова, а это произведенье Аркадия Рылова, этот пейзаж Леонида Алферова.

Воспитатель: Вам понравились работы художников

Ответы детей: (Да)

Воспитатель: Чем же они Вам понравились?

Ответы детей: (Они красивые ярки, красочные).

Воспитатель: А вот это работы, каких художников Вы узнали? (появляются на мониторе рисунки детей).

Ответы детей: Да это мой рисунок.

Воспитатель: Давай с тобой произнесем полное имя художника.

Ответы детей: Гордеева Ева, Дейнека Никита, Говорова Кира.

Воспитатель: Очень красивые работы. Спасибо нашим художникам. Интересно вы знаете осенние месяцы?

Ответы детей: (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете приметы осени.

Ответы детей: Необычно частые грозы в сентябре – к теплой осени.

Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

Октябрьские сильные и долгие холода – к суровой зиме.

Гром в октябре обещает зиму без снега.

В ноябре много снега – к богатому хлебу.

Появилась мошкара в ноябре – к теплой зиме.

Воспитатель: Очень интересны осени приметы. Ребята, а хотите сыграть со мной в игру, она называется «Что тут лишнее?».

Дидактическая игра: «Что лишнее?»

Воспитатель: Ребята, а как готовятся птицы к предстоящей зиме.

Ответы детей: Они улетают на юг и называются перелетные.

Воспитатель: Ребята, каких перелетных птиц Вы знаете?

Ответы детей: Ласточка, скворец, журавль.

Воспитатель: А то знает стихи про перелетных птиц?

Птиц провожают в дорогу леса:
Долгое эхо летит в небеса.
Птиц провожают в дорогу луга:
Выросли травы в большие стога.
Даже вослед им, как будто крылом,
Пугало машет пустым рукавом. (Т. Белозеров)

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят.

Видно тоже в Африку улететь хотят. (И. Токмакова)

Воспитатель: А кроме перелетных птиц еще, какие есть птички.

Ответы детей: Зимующие, которые остаются зимовать с нами.

Воспитатель: Назовите их.

Ответы детей: Голубь, воробей, ворона, синичка.

Ответы детей: Молодцы ребята, а теперь давайте на несколько минут превратимся в птичек, вставайте со своих мест.

Физкультминутка «Шустрая синица».

Скачет шустрая синица

(прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,

(прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок,

(прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок.

(кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень,

(прыжки на месте на левой ноге)

(прыжки на месте на правой ноге)

(прыжки на месте на двух ногах)

Воспитатель: Присаживайтесь по своим местам. Ребята, а мы можем помочь зимующим птицам, пережить зиму.

Ответы детей: Да мы можем повесить кормушки и сыпать туда зерно.

Воспитатель: Да ребята правильно наши с вами кормушки очень помогут зимующим птицам. У меня для вас заготовлена еще одна игра и называется она «Огород». Слушайте правила внимательно. Я буду называть овощи, а вы – говорить, как их убирают.

Начали! Помидоры – срывают, лук – выдергивают, баклажаны – срезают, репу – выдергивают, тыкву – срезают, морковь – выдергивают, капусту – срезают, огурцы – срывают, горох – рвут, чеснок – выдергивают, картофель – выкапывают, свеклу – выдергивают, кабачки – срезают, и очень трудный вопрос как убирают топинамбур.

Воспитатель: Ребята расскажите мне, пожалуйста, а в какое время года люди собирают урожай с огородов?

Ответы детей: Осенью.

Воспитатель: А какую, очень трудную работу мы проделываем с вами каждую осень на своих участках, и нам конечно в этом очень помогают грабли.

Ответы детей: Убираем участок от листьев ( на мониторе фото нашей уборки).

Воспитатель: Правильно убираем листву с участка, а трудная она по тому, что ветер хулиган срывает с деревьев новые листочки и снова выстилает осенний ковер. У меня, кстати, есть загадка об этом.

Листья жёлтые кружатся,
Наземь ковриком ложатся.
Жёлтых листьев хоровод
Осенью случается.
Танец этот — каждый год.
Как он называется? (Листопад)

Воспитатель: быстро догадались, а еще отгадать сможете.

Он холодный, проливной,
По пятам бежит за мной.
Убегаю — только хуже,
Потому что всюду — лужи! (дождь)

Я берёзку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать? (ветер)

Уж не солнце ль виновато,
что висит на небе вата? (облака)

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко —
Видно стало далеко. (туман)

В ноябре деревья голы,

Мокнут садики и школы.

Рядом с капелькой-дождинкой

Вьется белая пушинка,

Мимо окон пролетает,

А потом на травке тает. (Первый снег).

Воспитатель: Молодцы ребята все загадки отгадали.

И все-таки я считаю, что всю красоту осени можно увидеть только в лесу ( на мониторе появляется картинка осеннего леса и в конце появляется белка с орехами). Ой, ребята, а это кто.

Ответы детей: Белка. Орехи к себе в дупло несет.

Воспитатель: А зачем?

Ответы детей: К зиме готовится.

Воспитатель: У меня есть знакомый зайчишка трусишка, он тоже очень интересно готовится к зиме, кто знает как?

Ответы детей: Меняет шубку с серой на белую.

Воспитатель: Вы правы он меняет свою шубку с серой на белую. Вы знаете, мой дружочек зайчишка трусишка загрустил. Красавица осень играла с ветерком в догонялки, и ветер сорвал все листочки с деревьев, и унес. И лес стал голый, вот зайчишка и загрустил. Давайте, порадуем зайку. Расскажем ему наш любимый стишок.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Лист у клена и каштана –
(Раскрыть ладонь левой руки, затем – правой)
Как ладони великана.
(Поднять вверх руки с раскрытыми пальцами)
У березки, у березки –
(Показать руками «стволы»)
Белый ствол и листья – слезки.
(нарисовать в воздухе указательными пальцами капельку.)
А у тоненькой рябинки
Листья – сложные картинки.
(Ладони перед собой, пальцы чуть растопырить) Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Приходи! ( зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся. ( ладони гладят по коленям)
Солнце нас уже не греет,
(сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)
Ветер дует все сильнее,
( синхронно наклоняем руки в разные стороны)
Полетели к югу птицы,
( «птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится
( барабанить пальцами по одной, то по другой ладони)

Воспитатель: Молодцы хорошо рассказали, а еще подарим ему в подарок альбом, пестрящий осенними красками.

Ответы детей: Да подарим.

Воспитатель: Ребята посмотрите, пожалуйста, перед вами лежат белые листочки, переверните их. На них изображены листья с разных деревьев, их надо обвести по пунктирной линии простым карандашом, затем раскрасить их цветными карандашами. Но перед тем как приступить, я предлагаю нам вспомнить с какие листочки, с каких деревьев и какого цвета они могут быть и в этом нам поможет наш гербарий. (Рассматриваем гербарий, вспоминаем, кого цвета могут быть листья с разных деревьев). Приступаем к работе.

Воспитатель: Вот какой живописный получился наш альбом. Сегодня я пойду на почту и отправлю его нашему другу зайчику, в лес.

Спасибо Вам ребята. Самое главное чуть не забыла, у меня есть для Вас особый осенний подарок от зайчика. И раздаю всем морковку.

Дети идут по кругу и произносят слова «В огороде чучело, чучело стоит, огурцы нам чучело трогать не велит.

Подходят ближе со словами «Мы тихонько подойдем и огурчиков нарвем».

Чучело – Огурцы не дам вам рвать буду я вас догонять.

НОД в подготовительной группе “По следам осени”
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

НОД “По следам осени” в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_k_nedele_ped.masterstva.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

“Начальная школа – детский сад №1”

г. Энгельса Саратовской области.

по познавательно – речевой деятельности

«По следам осени»

в подготовительной группе.

воспитатель первой кв. категории

Звягина Марина Евгеньевна

НОД в подготовительной группе «По следам осени».

Цель : закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал:
Колокольчик, шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица-загадка, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, две коробки( с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, молоко, пищевой краситель, жидкое мыло, волшебный мешочек, кисточки, гуашь.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
• Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Воспитатель
– (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:
– Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди. )
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
-Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
– ну и что это может быть? (Ответ детей,а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)
Воспитатель –А разве бывают такие письма?
Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами ( лимоном или крахмалом)
Воспитатель- А как же узнать что в нем написано?
Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Воспитатель – есть у нас такая водичка.
Ответ детей- Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК)
Воспитатель – Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это?
Ответ детей- (дети читают)
Воспитатель – оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Воспитатель – (Создание проблемной ситуации.)
Дети находят сундук, открывают и находят письмо.

Воспитатель –(читает письмо от осени)
Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?
Ответ детей- (пойдем искать доказательства)

Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят, берут по листочку. )
Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.
-день короче, а ночь длиннее;
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
– люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
– осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Остановка №2 (на карте изображен красный лист.)
Дети с воспитателем вспоминают приметы осени, которые определяют погоду:
-Облака редкие – будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
-Теплая осень – к долгой зиме.
-У зайцев шерсть побелела – зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.
– Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме.
-В осеннее ненастье семь погод на дворе.
-Белки делают большой запас орехов – жди холодной зимы.
Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист.)
Дети называют поговорки осени:
-Красна весна цветами, а осень пирогами.
-Осень – время собирать урожай.
-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
-Осенью и воробей богат.
– Ноябре зима с осенью борется.
-Осенью ложка воды ведро грязи.

Для вас – викторина. Кто быстрее ответит на мои вопросы?

– Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

– У кого щеки вместо мешка? (У бурундука.)

– А бывают ли перелетные животные? (Да, летучие мыши.)

– С каких деревьев зелеными опадают осенью листья? (С ольхи, сирени.)

– Какой лесной житель сушит на деревьях грибы? (Белка.)

– Листья каких деревьев осенью краснеют? (Листья осины, рябины, черемухи.)

– Куда на зиму исчезают лягушки? (В тину, в мох.)

– У какого зверя в листопад появляются детеныши? (У зайца.)

И г р а «Улетают – не улетают».

Воспитатель называет птиц. Если они осенью улетают, то дети машут руками, как крылышками, если нет – не машут.

Воспитатель: – Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках
– Не вы их раскрашивали?
-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

Остановка №4 (на карте гриб, дети находят, берут и решают что бы они хотели выяснить
Исследование №1( нарисована лупа и лист), Исследование№2 (? Зеленый лист), Исследование №3.( большой и маленький листик), Исследование №4(две коробки )
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?
_- нужно провести опыты и эксперименты.
Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Воспитатель- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться?
-воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

Исследование №1 строения листа с помощью лупы.
Рассмотрим сначала черешок – это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
– Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
Дети: На ткани появились зеленые пятна.
Воспитатель- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью?

– Оранжевые, красные, коричневые.

Исследование №3 . Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

А сейчас давайте вместе с вами превратимся в осенние листочки. Мы листики осенние,

На ветках мы сидим,

Дунул ветер – полетели,

Мы летели и летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

И на землю тихо сели.

(Дети выполняют движения по тексту)

Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель- Пока лист летел , что вы заметили? Быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился.
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод : Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).

Исследование №4 Что же случается с опавшими листьями ?
Ответ детей: Они высыхают.
А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?(да)
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие , а в какой не засохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

Остановка №5 (волшебный мешочек)
Воспитатель:
По дороге золоченой
Осень в гости к нам идет.
Для мальчишек и девчонок
Щедрый дар она несет
Что за дар? (урожай)
Дети находят мешочек.
Дети садятся на коврики.
– Тише, тише, тишина.
Сказка в гости к нам пришла.
Вы, ребята, не шумите,
Сказку нам, вы, не спугните!
Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение.
В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное волшебную кисточку воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой ). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес.
Как красиво Осень раскрашивает дары, но забыла у нас свои кисточки и дары остались не разукрашенными.
Воспитатель
– Что делать не знаю? Вам хочется стать волшебниками?
Для этого нам понадобятся кисточки из волшебного мешочка, белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти?
Дети находят столик где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло. Дети капают пипеткой в молоко каплю красного красителя и желтого. Опускают кисточку в жидкое мыло и наблюдают как краски начинают двигаться сами и перемешиваться.

Дети предлагают раскрасить самостоятельно.
( дети раскрашивают листочки для осени)
Воспитатель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени.
Вы собрали много листочков для осени , что же нам с ними делать?
Ответ детей: Подарить их осени. Дети прикрепляют листья на платье осени.

Конспект НОД в старше-подготовительной группе «Осень»

Староверова Марина Петровна
Конспект НОД в старше-подготовительной группе «Осень»

Конспект НОД в старшей/подготовительной к школе группе.

Коррекционно-образовательные цели: закрепление представлений об осени и её приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень» (осень, дождь, слякоть, лист, листопад, ясный, пасмурный, ненастный, проливной, нудный, скучный, короткий, длинный, идти, капать, лить, моросить, желтеть, краснеть, опадать); совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными); составление рассказа по схеме.

Коррекционно-развивающие цели: развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, тонкой и общей моторики, координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: наборное полотно, пять мячей, корзинка с разноцветными бумажными листьями, картинки-схемы для составления рассказа, корзина с овощами и фруктами, листочки для дыхательного упражнения, листы с заданиями, фломастеры, звукозапись.

Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе; формирование умения различать листья деревьев по форме; разучивание стихов, упражнений, хороводных игр.

О. О.: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, речевая, игровая, двигательная активность, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная, чтение (восприятие художественного произведения).

Ход НОД.

/Дети входят в зал, переступая через мячи/

Логопед:- Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагивать через эти лужи, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени.

Лужи, лужи на дорожке.

Не намочат дети ножки:

Широко они шагают,

Ноги выше поднимают.

Логопед:- Молодцы! Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не намочили ноги.

II. Основная часть НОД.

1. Объявление темы НОД.

Логопед:- Послушайте стихотворение.

Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, Если дождик льётся. Это время года

Дети:- Осенью зовётся.

Логопед:- Сегодня мы с вами будем говорить об осени.

2. Беседа об осени.

Логопед: – После, какого времени года приходит осень?

– Какие осенние месяцы вы знаете?

– Какой сейчас месяц?

Логопед:- Да, ноябрь, последний осенний месяц, а, значит, осень заканчивается и скоро наступит ….?

Логопед:- Правильно. Мы с вами наблюдали, какие изменения происходили в природе осенью и сейчас вспомним о них.

/Выставляется первая картинка схемы/

Логопед:- Что вы можете сказать об изменениях длительности дня и ночи осенью?

Дети:- Дни становятся короче, а ночи длиннее.

Логопед:- Каких дней осенью больше ясных или пасмурных?

Дети:- Осенью пасмурных дней больше, чем ясных.

Логопед:- Что вы можете сказать об осенней погоде?

Дети:- Днём тепло, а ночью холодно. Осенью часто идут дожди.

/Выставляется вторая картинка/

Логопед:- Давайте сравним летние и весенние дожди. Летом дожди какие?

Дети:- Сильные, тёплые, проливные, быстрые.

Логопед:- Правильно. А какие дожди осенью?

Дети:- Холодные, моросящие, затяжные, нудные, скучные.

Логопед:- Давайте подберём слова-действия к слову дождь. Дождь, что делает?

Дети:- Идёт, льёт, капает, шумит, моросит, стучит, барабанит, …

Логопед:- Давайте поиграем с пальчиками и расскажем стихотворение про дождик.

2.1. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Вышел дождик на прогулку»/

Вышел дождик на прогулку. «Шагают» по столу указательным и средним пальцами.

Он бежит по переулку,

Барабанит по окошку, Загибают по одному пальцу.

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал. Встряхивают ладони.

Дождик кончился. Устал. Кладут ладони на стол.

Логопед:- Молодцы, ребята.

/Выставляется третья картинка/

Логопед:- О каком осеннем явлении рассказывает эта картинка?

Дети:- Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают.

Логопед:- Как называется это явление природы?

2.2. ИГРА: «С какого дерева упал листок»

/Ребёнок достаёт из корзины листок и говорит с какого он дерева. Например: – Этот листок упал с берёзы. Это берёзовый листок. /

2.3. ИГРА: «Найди своё дерево».

/Дети передвигаются под музыку с листочками в руках. По окончании мелодии они должны найти своё дерево и образовать круг. /

2.4. ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Подуй на листок».

/Дети садятся на стульчики. Выставляется четвёртая картинка. /

Логопед:- Что происходит с птицами осенью?

Дети:- Перелётные птицы улетают в тёплые края.

Дети:- Становится холодно. Птицам нечего есть, потому что насекомые прячутся.

Логопед:- Каких перелётных птиц вы знаете?

Дети:- Журавли, лебеди, ласточки, трясогузки, дикие гуси, дикие утки, лебеди,.

Логопед:- Правильно ребята. Давайте мы превратимся в птичек.

2.5. РИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Птичка».

Вверх – вниз, вверх-вниз,

Птичка села на карниз,

А карниз высоко –

/Выставляется пятая картинка/

Логопед:- Как готовятся к зиме дикие животные?

Дети:- Меняют летние шубки на тёплые зимние.

Медведь, ёж, барсук ложатся спать на всю зиму.

Белочка готовит запасы на зиму.

Логопед:- Молодцы ребята. Мы вспомнили приметы осени. А сейчас, давайте вместе составим рассказ.

3. Составление рассказа по схеме.

Логопед:- Давайте начнём рассказ словами «Наступила осень». Потом расскажем, как меняется продолжительность дня и ночи, об особенностях осенней погоды, об осенних дождях, что происходит осенью с деревьями, птицами и как готовятся к зиме дикие животные.

/Дети рассказывают рассказ по частям. /

Логопед:- Молодцы, ребята. Те, кто сегодня не успел рассказать, расскажете в следующий раз.

4. Подарки осени.

Логопед:- Ребята, вы любите осень?

Логопед:- А чем она вам нравится?

Дети: – Осенью красиво.

Осенью созревают фрукты и овощи.

4.1. /Выставляется шестая картинка. Дети хором проговаривают стихотворение «Ходит осень в нашем парке/

Логопед:- Давайте вспомним стихотворение об осенних подарках.

Ходит осень в нашем парке.

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик жёлтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам.

4.2. /Входит осень/

Осень:- Я слышала, что обо мне здесь говорили.

Логопед:- Да, Осень, мы говорили о тебе. Как хорошо, что ты пришла, мы хотим задать тебе вопросы.

ИГРА-ХОРОВОД «Здравствуй осень».

/После хоровода дети садятся на стульчики. /

4.3. Выполнение математических заданий.

Логопед:- Осень, а что ты принесла в своей корзиночке?

Осень:- Я вам покажу, а вы сосчитайте.

/Осень достаёт из корзинки морковку, дети считают: одна морковка, две морковки, три морковки, четыре морковки, пять морковок. /

Осень:- Сколько морковок?

Дети:- Пять морковок.

/Аналогично считают яблоки. /

Осень:- Сколько яблок?

Дети:- Четыре яблока.

Осень:- Чего больше, яблок или морковок?

Осень:- На сколько больше морковок, чем яблок?

Дети:- На одну морковку.

Осень:- Как сделать, чтобы яблок и морковок стало поровну?

/Дети проводят уравнивание двумя способами: 1. Нужно убрать одну морковку, тогда

предметов станет поровну, по четыре.

2. Нужно положить ещё одно яблоко, тогда

предметов станет поровну, по пять. /

Осень:- Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.

6. Работа на листе.

Логопед:- На листе перепутались разные предметы. Обведите фломастером те предметы, которые можно связать с осенью.

/Пока дети выполняют задание, звучит музыка из альбома П. И. Чайковского «Времена года»./

Логопед:- Какие предметы обвели и почему?

Осень:- Мне очень понравилось, как вы играли и рассказывали обо мне, поэтому я хочу подарить вам подарок.

Логопед:- Спасибо, Осень. Мы рады, что ты была у нас в гостях. Ребята, вам понравилась встреча с Осенью? А что показалось сложным?

Конспект комплексного занятия в старше-подготовительной группе Конспект комплексного занятия в старше-подготовительной группе. Программное содержание: создать условия для активности, самостоятельности,.

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Золотая осень» Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Золотая осень» Воспитатель: Цыганова Любовь Валерьена Цель: закрепить умение рисовать.

Конспект НОД по экологии в старше-подготовительной группе детского сада «Будь другом природе» Конспект НОД по экологии в старше-подготовительной группе детского сада «Будь другом природе». Цели: 1. Закрепить знания детей о лесе,.

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» в старше-подготовительной группе «Путешествие в весенний лес» Цель: создание бодрого настроения, стимулирование активности каждого ре-бенка с учетом его индивидуальных возможностей. Задачи образования:.

Конспект НОД в старше группе «Взрослым и детям нужен мир на всей планете!» Цель: воспитывать чувство уважения к старшему поколению и любовь к Родине. Ход занятия: Ведущая: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались,.

Конспект ООД (музыкальная деятельность) в старше — подготовительной группе «Русская изба» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) в старше – подготовительной группе «Русская изба».Цель.

Конспект открытого интегрированного занятия в старше-подготовительной группе «Волшебница Зима» Интегрированное открытое занятие на тему «Волшебница – Зима» (старше – подготовительная группа) Интегрированное открытое занятие по развитию.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Путешествие в Осень» (старше-подготовительная группа) КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕНЬ» Старше-подготовительная группа Цель: развитие творчества детей.

Конспект занятия в старше-подготовительной группе «Моя Родина» Цель: воспитывать у детей патриотические чувства к Родине. Программные задачи: – закрепить и расширить представления детей о нашей Родине,.

НОД в старше-подготовительной группе. Интегрированное занятие «Снесла курочка яичко» Цель: познакомить детей с народным обрядовым праздником – Пасхой, ее обычаями, традициями. Задачи. Образовательные: познакомить с новыми.

НОД в старшей группе «Осенние хлопоты человека»

НОД в старшей группе

«Осенние хлопоты человека»

Тема: «Осенние хлопоты человека».

Цель: Формирование знаний о труде людей осенью.

Задачи:

1. Дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме.

2. Закрепить знания об овощах и фруктах.

3. Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.

  1. Развивать познавательную и творческую активность детей.

Форма: познавательное занятие.

Оборудование:

Картины о труде людей осенью.

Иллюстрации овощей, фруктов.

Наглядный материал к игре «Заготовочки»

Трафареты с варежками для игры «Помоги Маше», цветные карандаши.

Возраст детей : 5-6 лет.

Ход занятия:

  1. Организационный момент, введение в тему:

Педагог: Здравствуйте, ребята!

– Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии? Я напомню вам загадкой:

Несет нам урожаи,

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Но не касаясь елочек и сосен

Дети: Осень! (хором)

Педагог: Верно! Мы говорили о золотой осени, о её приметах и об осенних хлопотах животных и птиц. Расскажите, как хлопочут осенью птицы и звери? (ответы детей)

А сегодня мы узнаем, как же мы с вами – люди готовимся к зиме.

  1. Основная часть.

Педагог: Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что бы было?

Дети: Животные не успеют подготовится к зиме и погибнут, птицы не успеют улететь на юг, насекомые не успеют спрятаться.

Педагог: Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью все трудятся: и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовится к суровой зиме. А как же люди готовятся к зиме?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, прежде всего, это сбор урожая. (Педагог вывешивает картинки с изображением уборки зерновых)

– В жаркие летние дни убирают земледельцы зерно с полей. Осенью предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того, как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно на всю зиму.

Всю зиму люди будут питаться полезными и вкусными крупами: манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными и пшеничными хлопьями.

Нужна мука – покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная. Будут и макароны, и лапша, и хлеб, и булки, и пряники, и пироги, и печенья. Вот сколько вкусного и съедобного!

– А что еще съедобного вы знаете? Давайте поиграем в игру «Съедобное – несъедобное»

Игра с мячом «Съедобное-несъедобное»

Цель игры : закрепление названий предметов, которые можно употреблять в пищу.

Педагог бросает ребенку мяч и называет предмет. Если он съедобный – ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает двумя руками.

После игры дети рассаживаются по местам.

Педагог : Позаботился человек о зерне, теперь и об овощах пора подумать. (Педагог вывешивает картинку с изображением уборки картофеля с полей)

– Какие овощи собирают на полях?

Дети: Картофель, морковь, свеклу, капусту, чеснок, лук, горох, фасоль, помидоры, огурцы.

Педагог: Как же хранят овощи зимой? Картофель складывают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы.

Педагог: А как заготавливают помидоры и огурцы? Капусту?

Дети: Капусту солят или квасят, огурцы и помидоры закатывают в банки.

Педагог: Молодцы! А что же делают с фруктами?

Дети: Варят компоты, варенья, сушат.

Педагог: Давайте и мы заготовим овощи и фрукты на зиму. В банку с рассолом мы положим овощи, а в банку с сиропом – фрукты.

Игра «Заготовочки»

Дети, поочередно выходят к столу, берут любую картинку, называют, что это и в какую банку они положат данный фрукт или овощ. Вставляют картинку в прорезь в баночке.

Например,: – Я взял яблоко, это фрукт, я положу его в банку с сиропом.

– Я взяла огурец. Это овощ, я положу его в банку с рассолом.

Педагог: Как хорошо мы потрудились! Вот какие заготовочки сделали на зиму!

– Работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля требует ухода и бережного отношения. Осенью разбрасывают по земле удобрения (навоз, перегной, минеральные вещества) и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви. (Педагог вывешивает картинку с изображением людей работающих в саду)

– Давайте, и мы с вами подготовим землю к следующему году!

Динамическая пауза

(дети наклоняются и обеими руками «вырывают сорняки»,

отбрасывают их в сторону от себя)

чтоб росла редиска,

чтоб росла морковка,

(имитируют посев семян)

Не ленись, дружок!

(имитируют работу с граблями, лопатой, тяпкой)

Чтобы была репка

сладкая и крепкая,

Чтоб капусты кочанок

Рос большой, как чугунок!

(делают широкий круг, растягивая руки)

Педагог: Много работы у человека осенью на земле. А дома что надо делать?

Дети: Окна оклеить, утеплить двери, в деревне – дров наколоть, уголь привезти.

Педагог: Молодцы!

Ребята, звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?

Дети: Вещи теплые: шубы, шапки, шарфы, варежки, обувь теплую.

Педагог: Правильно! Вы подготовили свои вещи теплые?

Дети: Да!

Педагог: Вот и девочка Маша тоже готовилась, готовилась, да и потеряла варежку. Ох, и Маша-растеряша! Давайте поможем Маше? У вас на столе лежат листочки, на них нарисованы варежки. Нужно раскрасить вторую варежку точно так же, как раскрашена первая. Будьте внимательны!

Игра «Помоги Маше»

Цель игры: развитие восприятия цвета, формы. Помогает анализировать расположение предметов в пространстве.

Педагог: Вот какие молодцы! Машенька спасибо вам говорит.

  1. Итог занятия. Рефлексия.

Педагог: В народе говорят: « Как осенью поработаешь, так зимой покушаешь»

Как вы понимаете эту народную поговорку?

Педагог: Наше занятие подошло к концу. Мы хорошо подготовились к зиме.

– Что нового, интересного узнали на занятии?

– Что запомнилось вам больше всего?

Педагог: Вот она, какая щедрая осень!

Осень скверы украшает

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды

На полях идет уборка-

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку,

Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья,

Запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладет.

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

Педагог: И для нас с вами сегодня осень сделала подарок. Это – сочные, наливные яблочки! Угощайтесь! И не забудьте сказать спасибо!

Конспект НОД по теме: «Осень»
в подготовительной группе

Программное содержание:

  1. Учить составлять рассказ с опорой на наглядный материал;
  2. Учить подбирать синонимы – признаки предмета;
  3. Закрепить знания детей об осени, о приметах осени, об изменениях в жизни животных, названиях осенних месяцев;
  4. Развивать связную речь;
  5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, развивать внимание.

Словарная работа: листопад, ветреный.

Предварительная работа: Знакомство с русскими поэтами: А.С. Пушкин «Унылая пора. Очей очарованье»; А. Н. Плещеев «Уж небо осенью дышало»; наблюдение за осенней природой, сбор листьев. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».

Материал: дидактический материал по теме «Осень», листья осенние, мяч, шаблоны листьев (штриховка), простой карандаш, схема описания рассказа по теме «Осень».

Ход:

Когда это бывает?

Вот он деревце качает,

И разбойником свистит.

Вот последний лист срывает

И кружит его, кружит.

2. – Ребята, как вы думаете, о каком времени года мы сегодня с вами поговорим. (Об осени.)

– Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь.)

– Правильно, ребята. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днём в солнечные дни.

– Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше.)

– А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.)

– Что происходит осенью с деревьями? (Опадают листья.)

– Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья (листопад – 2 слова листья опадают).

– Каким цветом становятся листья? (Оранжевые, желтые, красные.)

– Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края).

– Как называются эти птицы? (Перелётные.)

– Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму- медведь, еж; другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса, третьи – белка, еж делают запасы на зиму.)

– Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

– Что происходит днем и ночью? (Дни становятся короче, а ночи – длиннее.)

– Правильно, ребята! Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и теплые дни. Меньше становятся цветов. Травы меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы улетают в теплые края. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень. Это период осени самый холодный.

– А как вы думаете, осень это весёлое или грустное время года? (Грустное.)

– А почему? (Потому что природа как бы замирает, прощается с яркими красками лета.)

3. ФЗМ (с мячом) «Какие листья на разных деревьях?»

на березе – березовые

на клене – кленовые

на рябине – рябиновые

на дубе – дубовые

на осине – осиновые и т.д.

4. Составление описательного рассказа по схеме «Осень»

– Осенью солнышко светит, но не греет;

– Осенью часто идут дожди, небо пасмурное;

– Люди собрали урожай;

– Листья на деревьях пожелтели и стали опадать;

– Люди стали теплее одеваться, так как похолодало;

– Звери запасают корм на зиму (белочки запасают грибы и шишки, медведь готовится к зимней спячке);

– Птицы собираются в стаи и улетают на юг.

Дети по цепочке составляют рассказ. Затем рассказ пересказывают 3-4 ребёнка.

5. Штриховка «Листьев» (раздаю детям шаблоны листьев, дети обводят и заштриховывают листья)

6. А теперь ребята, бросьте листья на землю. Падающие листья укрыли всю землю и получился осенний ковер!

– О каком времени года мы с вами говорили на занятии?

– Чем мы занимались с Вами сегодня?

– Что Вам больше всего запомнилось, понравилось на занятии?

Читайте также:  Развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР
Ссылка на основную публикацию