Конспект НОД в подготовительной логопедической группе на тему: Что такое дружба

Конспект логопедического занятия социально-коммуникативной направленности в старшей группе на тему: Дружба

Предлагаю Вашему вниманию конспект по социализации для дошкольников с нарушениями речи. Он будет полезным для учителей-логопедов и воспитателе, работающих с детьми с нарушениями речи старшего дошкольного возраста. В конспекте ярко продемонстрированы задания по обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи, при этом воспитательной задачей является формирование дружеских отношений.

Цель: Обобщить представления детей о понятиях “друг”, “дружба”.
Программные задачи.
1. Закрепить умение изменять слова в Р.п. и Д.п.
2. Закрепить умение употреблять антонимы.
3. Закрепить навык слогового анализа, послогового чтения.
4. Продолжать учить детей понимать и объяснять смысл пословиц.
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.
Оборудование: демонстрационные картинки, клубок, карточки со слогами.

Организационный момент
Дидактическое упражнение: «Пожелай доброго утра» (произнести слова и взяться за руки по цепочке)
Я желаю доброго утра Ире. Я желаю доброго утра Косте и т.п.
Ход занятия.
1. Дидактическое упражнение «Буквы перепутались»
ДУБ (Р, Ж, А)
– Поставить букву Р между Д и У.
– Поставить букву Ж между У и Б
– Поставить А справа от Б. Можно сказать, что А стоит между чем-то? Почему?
– Какие слово получилось? (ДРУЖБА)
Взрослые часто говорят вам, что нужно быть дружными, дружно жить. Так что такое дружба? Давайте поразмышляем об этом.
(На доске 4 сундучка).
В этих сундучках спрятана пословица про дружбу, чтобы ее прочитать, нужно выполнить интересные задания.
2. Дидактическое упражнение «Сказочные друзья» (демонстрационные картинки)
У героев разных сказок были волшебные друзья. Назовите их и поставьте попарно:
Карлсон – у Малыша . Пончик – у Незнайки
Крокодил Гена – у Чебурашки . Львенок – у Черепахи

Открываем первый сундучок – слово ДРУГ.

3. Дидактическое упражнение «Слова о дружбе» (собрать слово из слогов на доске)
ЗА-БО-ТА

ЩЕД-РОСТЬ
ДОБ-РО-ТА
– Каким должен быть друг? (Щедрым, добрым, заботливым)
5. Дидактическое упражнение “Скажи наоборот”. Какой твой друг?
твой друг – плохой? ( Нет, мой друг хороший)
твой друг – капризный? (послушный)
твой друг жадный? (Добрый, щедрый)
твой друг ленивый? (трудолюбивый)
твой друг злой? (добрый)
твой друг вредный? (послушный, хороший)
твой друг глупый? (умный)
твой друг грустный (веселый)
твой друг грубый? (вежливый, послушный, добрый, хороший)
твой друг страшный? (красивый)
твой друг ненадежный? (Да, мой друг надежный)
– Вы недружные друзья? (Мы дружные друзья).
Открываем второй сундучок – слова ПОЗНАЕТСЯ.

Физминутка “Если есть хороший друг”.
Настроение упало,
Дело валится из рук…
Но еще не все пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоем,
С облегчением вздохнем –
Настроение поднимем
И от пыли отряхнем! – опускают руки вниз
– качание головой, встряхивают кистями
– разводят руками
– разворачиваются лицами др. к другу
– пожимают друг другу руки
– делают глубокий вдох, выдох
– нагибаются и медленно выпрямляются
– отряхиваются.

4. Дидактическое упражнение “Паутинка” (сидя на ковре, с клубком ниток)
– А давайте сплетем паутинку из добрых чувств и мыслей. (Сидя на полу).
(Дети говорят о том, что, чем их обрадовал товарищ, что в нем нравится, за что хотят поблагодарить).
Например: Я благодарю Иришку за то, что она всегда помогает.
Открываем третий сундучок – слово В.

5. Дидактическое упражнение «Закончи предложение»
Ребята, расскажите, а как вы себя ведете с друзьями? Я начну предложение, а вы закончите.
– Я обижаюсь на друга, когда… (он дерется)
– Я сержусь на друга, когда… (он не делится игрушками)
– Я радуюсь с другом, когда… (нам весело)
– Я грущу, когда… (друг уезжает)
– Я радуюсь за друга, когда… (ему хорошо)
– Я помогаю другу, когда… (он не может одеться)
– Я люблю друга за то, … (что он мой друг)
– Я забочусь о друге, когда… (он болеет)
– Я доверяю другу во всем
Открывает четвертый сундучок – слова БЕДЕ.

Дидактическое упражнение
Друг познается в беде.
– Как вы понимаете пословицу?

ИТОГ
Давайте мы построим “Пирамиду дружбы”.
– Я дружу со всеми ребятами нашей группы. Дети составляют пирамиду из рук и высказывают, что такое дружба.
(Предполагаемые ответы детей: дружба – это быть добрым; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным; разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить);не зазнаваться (не завидовать), если друг знает больше; стараться самому объяснить другу, если тот нарушил правило, а не жаловаться воспитателю; если у друга что-то не получается, то надо ему показать, объяснить, научить; если нечаянно обидел, то надо извиниться; быть справедливым в игре (не сваливать свою вину на другого); быть честным (говорить только правду, т.е. быть правдивым, искренним, добросовестным); заботиться о друге, стараться сделать что-то хорошее (нарисовать, сделать поделку).

– Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно?
– Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, а всё потому, что в нашей группе живёт “дружба”.

Конспект занятия в старшей группе на тему “Во саду ли, в огороде – мы нашли дары природы”

Программное содержание. Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах.

Формировать навыки самостоятельного проведения классификации.

Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Развивать умение прогнозировать, переключать внимание.

Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота).

Развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов.

Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, усвоение слов-антонимов.

Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать, сопереживать.

Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.

Предварительная работа. Проведение дидактических игр по темам: “Овощи”, “Фрукты”, “Ягоды”; чтение произведений К.И.Чуковского, Д.Родари; работа на огороде, сбор урожая овощей; придумывание и отгадывание загадок; знакомство с маленькими человечками (твёрдыми, жидкими, газообразными), где они живут; рисование, лепка фруктов, ягод, овощей; сюжетно-ролевая игра “Магазин”.

Материал к занятию. Муляжи овощей, фруктов и ягод в красивых мешочках; грамзапись спокойной музыки; модели геометрических фигур, разной формы, величины и цвета; фломастеры; модель трёхэтажного дома; мяч для игры; шапочки-схемы твёрдых, жидких и газообразных человечков; фруктово-ягодный компот в чашках, накрытый салфеткой.

– Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем –
И ладошки, и сердца!
Пусть тепло на свете будет!
Улыбаются пусть люди!
Мир пусть будет без конца!

– Для хорошего настроения вместе с улыбкой подарите друг другу комплименты (дети называют разные достоинства рядом стоящему ребёнку не только напрямую, но и через сравнения).

– А я вам для хорошего настроения подготовила сюрпризы – каждый себе выберет понравившийся мешочек, а что в нём лежит, вы определите на ощупь. (Дети берут по мешочку и, ощупывая овощи, фрукты, ягоды, называют их, показывают, рассказывают какие они и выкладывают в ряд на столе.. Например: “Это овощ – помидор, он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный, полезный”)

– Что вы разложили на столе?

– Сколько всего предметов здесь лежит?

– Что лежит посередине?

– Что лежит первым?

– Что лежит между капустой и грушей?

– Ребята, я сейчас загадаю лежащий здесь объект, а вы попробуйте отгадать его, задавая мне вопросы, на которые я смогу отвечать только простыми ответами: “да”, “нет”. Например: “Это круглое?” “Оно сладкое?” “Это лежит в центре?”

– Теперь кто-то из вас пусть загадает объект, а я вместе с остальными детьми буду отгадывать.

Игра “Четвёртый лишний”

– Я буду называть ряд слов, а вы – выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению, оно лишнее: яблоко, груша, помидор, персик;

яблоко, помидор, картофель, огурец;

огурец, капуста, арбуз, помидор;

клубника, малина, арбуз, капуста.

Игра на переключение внимания.

– Давайте узнаем, насколько вы внимательны: если я назову

фрукты – поднимаете руки вверх, становитесь на носочки;

овощи – приседаете, руками упираетесь об пол;

ягоды – наклоняетесь, имитируя сбор ягод.

– Ребята, представьте себе, что на яблоне созрели яблоки. Мальчик хочет попробовать яблоко, но сорвать нельзя – около дерева будка со злой собакой. Как ему попробовать яблоко?

Варианты детских ответов:

1. дождаться, когда хозяин уведёт собаку гулять;

2. бегать вокруг будки, пока собака не запутается в цепи;

  1. отодвинуть будку вместе с собакой;
  2. сбить яблоко длинной палкой;
  3. подружиться с собакой.
  4. подружиться с хозяином;
  5. отвлечь собаку косточкой.

– Какое решение вам понравилось больше? Почему?

– Молодцы, решили проблему!

– Я буду показывать и называть различные предметы, лежащие на столе, а вы догадайтесь, что с ними произойдёт в дальнейшем:

яблоко – испекут пирог с яблоками;

клубника – сварят варенье;

огурец – сделают салат;

помидор – закатают в банку;

виноград – высушат для изюма;

апельсин – отожмут сок;

смородина – сделают желе и т.д.

– Дети, скажите, пожалуйста, чем были раньше все ягоды, овощи, фрукты? (Семенами.)

– Представьте, что вы – семечко, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем маленькое, слабое, хрупкое. Но вот чьи-то добрые руки принесли воду, полили семечко и оно начинает прорастать. Пригрело ласковое солнце, и растение стало расти всё выше и выше, поднимая свои листики к свету.

(Дети под спокойную музыку, сложив ладони перед собой, поднимаются вверх, имитируя произрастание ростка из семечка.)

– Вот какие дружные всходы в нашем саду-огороде!

Игра “Скажи наоборот”

– Всходы у нас дружные. А вы, ребята, недружные? (Дружные.)

– Вы грустные, ребята? (Весёлые.)

– Вы ленивые? (Трудолюбивые.)

– Вы трусливые? (Смелые.)

– Вы злые? (Добрые.)

– Мне приятно общаться с такими хорошими детьми. Я сконструировала для наших даров природы “Дом Дружбы” Помогите мне, пожалуйста, его заселить.

Продуктивная деятельность детей.

– Выберите геометрические фигуры любого цвета, размера, формы. С помощью фломастеров, превратите их в весёлых фруктовых, овощных и ягодных человечков.

– Давайте поселим их в нашем “Доме Дружбы”. На первом этаже будут жить красные жители, на втором – зелёные, а на третьем – разноцветные.

– Вот какой замечательный дом и необычные жители в нём!

(моделирование маленькими человечками)

“Сварим вкусный компот”

– Дом построили, теперь, ребята, давайте сварим вкусный компот, а маленькие человечки нам помогут. (Воспитатель делит детей на 3 группы: “твёрдые человечки”, “жидкие” и “газообразные”, а на головы детей одевает шапочки-различия)

Читайте также:  Виды работы по развитию фонематического слуха

– Сначала надо взять кастрюлю. Какая она? Выходите, твёрдые человечки, сделайте кастрюлю. (Дети встают в круг, крепко взявшись за руки.)

– Теперь положим в кастрюлю свежие фрукты и ягоды. Какие они? (Выходят дети, в шапочках фруктов и ягод)

– Сейчас зальём фрукты кипящей водой и добавим сахарный песок. Вода какая? А сахар?

– Как ведут себя человечки кипящей воды? Они бурлят, двигаются, соединяются с твердыми человечками сахарного песка. (Выходят дети, изображающие “жидких человечков” воды, берут за руки “твердых человечков” сахарного песка и слегка покачиваются.)

– Компот всегда очень вкусно пахнет. Почему?

– Да, дети, это пар. Компот варится, и из него выскакивают газообразные человечки. Они бегут в разные стороны, и ничем их нельзя удержать. Выходите, “газообразные человечки”!

– А почему мы заливаем воду прозрачную, а компот получается цветным?

– Правильно, ребята, фрукты сочные, они отдают сиропу свой сок и цвет своей кожуры. Значит, фрукты состоят не только из твердых человечков, но и из жидких. Тогда вы, дети-фрукты, ведите себя как твердые и жидкие человечки. (Дети вертятся вокруг себя.)

– Вот и компот готов. Какой он получился? (Вкусный, сладкий, ароматный, яркий)

– Угощайтесь на здоровье! (Предлагает детям чашки с фруктово-ягодным компотом.)

1. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. – М.: Детство-пресс, 2000. – 126 с.

2. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112 с.

3. Жихар О.П., Корзун А.В. ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании: вопросы планирования: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.– 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД “Белый Ветер”, 2008. – 100 с.: ил.

4. Измайлова Е.И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М.: АРКТИ, 2010. – 72 с.: ил.

5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996. – 464 с.

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим на тему: «Во саду ли, в огороде»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим на тему: «Во саду ли, в огороде» для детей с нарушениями интеллекта. Данная публикация может быть полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям групп компенсирующей направленности.

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим на тему: «Во саду ли, в огороде». Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями интеллекта

  • закреплять знания детей о фруктах и овощах: где они растут, какие на вкус;
  • продолжать учить называть фрукты во множественном числе.
  • развивать произвольное внимание, зрительную память, мышление, речь (повторение слов: кислый, сладкий, апельсин, морковь и другие названия овощей, фруктов ),
  • развивать общую и мелкую моторику, слуховое внимание
  • воспитывать терпение, организованность в работе, аккуратность, усидчивость.

Виды детской деятельности:

  • познавательно-образовательная деятельность,
  • игровая,
  • коммуникативная.

Материалы и оборудование:

  • кукла, картинки фруктов и овощей, картинки сада и огорода, разрезные картинки фруктов( 3-4 части), «Звуковая коробка», экран.

Содержание образовательной деятельности

I. Введение игрового момента:

приход куклы Маши.

– Знакомство с детьми:

– Здравствуйте, ребята! Я – Маша! А как вас зовут? (я – Кира, я – Рома…).

– Упражнение: «Что звенит?» (погремушка, дудочка, барабан).

Кукла принесла погремушку, дудочку, барабан. Послушайте, как звучит каждый инструмент. А теперь отгадайте, какой инструмент звенит (за экраном по очереди звучат инструменты, дети узнают, что звенит).

II. Основная часть:

Маша собирается в гости к бабушке, у которой есть фруктовый сад. Бабушка попросила Машу собрать фрукты, а какие – давайте узнаем.

1. Отгадывание загадок о фруктах (у доски):

– В шкурке желтый, кислый он,
Называется…..(лимон).

– Яркий, сладкий, налитой,
весь в обложке золотой,
Не с конфетной фабрики,
а из далекой Африки. (апельсин).

– Красное, румяное,
я расту на ветке.
Любят меня взрослые
и маленькие детки. (яблоко).

2. Беседа:

Яблоко, апельсин, лимон, где растут? (на деревьях, в саду).

Как назовем одним словом, что это? (фрукты).

Какие вы еще знаете фрукты? (груши, бананы…).

Картинки-отгадки и картинка фруктового сада, и другие картинки фруктов выставляем на доску.

Дети садятся за столы.

Кукла Маша любит играть, поиграем с ней.

3. Дидактическое упражнение: «Один- много».

Мы с куклой будем называть фрукт, когда он один, а вы, когда-много (апельсин — апельсины, яблоко — яблоки, банан — бананы, груша — груши)

Педагог показывает по одной картинке, дети отвечают после образца взрослого и вместе.

Отдохнем с куколкой.

4. Физминутка:

Руки поднимаем,
яблоки снимаем,
Руки опускаем,
в корзину убираем,
А теперь, ребята, встать,
руки медленно поднять,
Пальцы сжать,
потом разжать,
Руки вниз и постоять. (2 раза выполняем)

Кукла Маша принесла разрезные картинки фруктов и не может их собрать, давайте ей поможем

5. Дидактическое упражнение: «Собери фрукт» (разрезные картинки фруктов).

Собираем за столами.

Что у тебя получилось?

Где растут груша, апельсин…?

Что это: фрукт или овощ?

III. Заключительная часть.

Кукла узнала, где растут фрукты, но у нее есть и картинки овощей, расскажем ей, где они растут, и поможем разложить картинки.

1. Дидактическое упражнение: «Сад- огород» (у доски)

У детей по две картинки: 1 овощ и 1 фрукт.

На доске картинка фруктового сада и картинка огорода.

– Что растет на деревьях в саду? (яблоки, груши..)

Что растет на грядке в огороде? (капуста, огурцы..)

К картинке сада кладем фрукты, а к картинке огорода овощи.

Дети по одному подходят к доске и раскладывают свои картинки: что, где растет.

Повторяем: что растет в саду (называем картинки). Что это: фрукты или овощи?

Что растет в огороде (называем). Что это: овощи или фрукты?

2 Итог занятия:

Кто к нам приходил? (кукла).

Что делали? (повторяли фрукты и овощи, собирали разрезные картинки фруктов…).

Теперь кукла будет знать, что растет в саду, а что растет в огороде.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе

Описание работы: материал может быть использован воспитателями для проведения ОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе дошкольного возраста.

Программные задачи:
• формировать и развивать навыки образования относительных прилагательных от существительных, согласования прилагательных с существительными мужского рода;
• расширить словарный запас по теме «Сад. Огород»;
• активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации;
• воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.
Материал: мяч, карточки к игре «Вкусный компот», дыхательное упражнение «Горячий чай», восковые мелки, листы с нарисованными геометрическими фигурами.

Станем рядышком, по кругу,
Скажем “Здравствуйте! ” друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем “Привет! ” и “Добрый день! “;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
-– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: -Ребята, а вы знаете какое сейчас время года? (Осень)
А сколько всего времен года? (4) Какое время года перед осенью, а после? Назовите время года между зимой и летом. Молодцы! Назовите признаки осени.

Стук в дверь. Входит Маша.
Воспитатель: -Здравствуй, Маша, ты почему такая грустная?
Маша: -Здравствуйте, ребята, у нас на огороде выросли какие-то странные овощи, мы не знаем съедобные они или нет. Что нам с ними делать?
Воспитатель: -Маша расскажи подробнее, что же случилось.
Маша читает стихотворение Натальи Кончаловской «Про овощи»

Жил один садовод,
Он развёл огород:
Приготовил старательно грядки.

Он принёс чемодан
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,
И взошли семена,
Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берёг от холодной погоды.

Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
– Ни в земле, ни в воде,
Никогда и нигде
Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук, и репуста.

Сельдерошек поспел,
И мортофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
И мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.

Мы корзину несли
Но решить не могли:
Как нам быть с овощами такими?
То ли жарить их нам,
То ли парить их нам.
Или съесть их просто сырыми!

Воспитатель: – Ребята, давайте поможем Маше разобраться, что же за овощи выросли на огороде. Я сейчас буду называть вам название нового удивительного сорта, а вы должны будете сказать из каких овощей он состоит. Например: спаржовник –спаржа и крыжовник. Готовы?
• Огурбуз –огурец и арбуз;
• помидыня – помидор и дыня;
• редисвёкла – редис и свёкла;
• чеслук –чеснок и лук;
• репуста – репа и капуста;
• сельдерошек –сельдерей и горошек;
• мортофель – морковь и картофель;
• баклачок –баклажан и кабачок.

Маша: -Спасибо вам, ребята, за помощь. А не подскажете мне, что можно приготовить из этих овощей? (суп, борщ, пюре, салат, сок, соус) Какие вы все умненькие, а хотите поиграть со мной?
– Все лето я собирала разные ягоды и готовила лакомства для своих друзей. Предлагаю вам угадать, какое варенье я сварила.

Проводится игра «Вкусный компот»
Дети самостоятельно берут баночки, внимательно рассматривают их, называют сначала изображенный фрукт или ягоду, а далее проговаривают, как называется компот из изображенной ягоды (фрукта).

Маша: -А хотите я вас научу варить компот? Тогда становитесь в круг.

Физминутка «Фрукты»
Будем мы варить компот. ( мешают ложкой)
Фруктов нужно много. Вот. (показать руками – “много”)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (мешают ложкой)
Угостим честной народ. (руки в стороны)

Воспитатель: -Ой, какой у вас получился компот. Я бы его хотела попробовать, но нельзя – он очень горячий. Как же мне попробовать ваш компот? Подскажите. (подуть, остудить при помощи вентилятора, поставить в холодильник, опустить чашку с компотом в холодную воду…)

Маша: -Ребята, давайте все вместе подуем и наш компот быстрее остынет. (Проводится дыхательная гимнастика «Горячий чай»)

Воспитатель: -Спасибо вам, напоили вы меня вкусным и ароматным компотом. А сейчас я предлагаю вам пройти за столы.

Воспитатель:– Выберите геометрические фигуры любого цвета, размера, формы. С помощью цветных восковых мелков превратите их в весёлых фруктовых, овощных и ягодных человечков. (Дети приступают к рисованию).

Маша: – Давайте поселим их в нашем домике.(макет) На первом этаже будут жить красные жители, на втором – зелёные, а на третьем – разноцветные.
Вот какой замечательный дом и необычные жители в нём.
Маша: -Спасибо вам, дорогие ребята. Но мне пора домой. До свидания!
Воспитатель:
Ну -ка все встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять
Ручками махать
Все мы дружно занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!

Читайте также:  Формирование лексико-грамматических представлений у детей с билингвизмом

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательное развитие «Во саду ли в огороде» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

непосредственно образовательной деятельности

«Во саду ли в огороде»

в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
vo_sadu_li_v_ogorode.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35

непосредственно образовательной деятельности

«Во саду ли в огороде»

в старшей группе «Светлячки»

Цель : расширять и уточнять знания о фруктах и овощах.

продолжать упражнять детей в определении овощей по их внешнему виду, в умении называть их;

продолжать формировать представления о труде овощеводов и садоводов;

закреплять и уточнять знания о заготовке и хранении овощей, фруктов.

развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас.

приобщать детей к словесному искусству;

развивать эмоциональное восприятие загадок, стихотворения.

воспитывать у детей желание включаться совместно со взрослым в предложенную работу;

приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;

воспитывать желание работать с друг другом.

Словарная работа : плантация, садоводы, овощеводы.

проведение дидактических игр по темам: “овощи”, “фрукты”, “ягоды”;

чтение произведений К.И.Чуковского, Д.Родари;

работа на огороде, сбор урожая овощей;

придумывание и отгадывание загадок;

рисование, лепка фруктов, ягод, овощей;

сюжетно-ролевая игра “магазин”;

беседа на тему «что мы выращиваем на огороде,а что в саду».

набор картинок о труде овощеводов и садоводов; муляжи овощей (огурец, помидор); картинки овощей, фруктов.

Ход непосредственно образовательной деятельности

– Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем –
И ладошки, и сердца!
Пусть тепло на свете будет!
Улыбаются пусть люди!
Мир пусть будет без конца!

– Для хорошего настроения вместе с улыбкой подарите друг другу улыбки.

2. Классификация овощей и фруктов.

Воспитатель загадывает загадки:

– За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая. (морковь)

– Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостиком крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки. (огурцы)

Что это — морковь, огурцы? Как можно назвать их одним словом? (овощи)

– Назовите, какие еще вы знаете овощи? (тыква, помидора, перец, репа, свекла, лук, картофель и т. д.)

3. Дидактическая игра «Что мы знаем об овощах?»

– Где выращивают овощи? (на огородах, на дачах)

– А ещё, ребята, выращивают овощи в совхозах . Знаете ли вы, как называются участки где выращивают большой урожай овощей? Они называются — плантациями. Как вы думаете, как называют людей, которые выращивают овощи? (овощеводами)

– Для чего выращивают овощи? (овощи очень полезны, они употребляются в пищу людям и скоту)

– Есть овощи, которые можно употреблять сырыми, знаете ли вы такие? Назовите их.

(помидор, лук, редис и другие)

– Очень вкусны салаты из свежих овощей. В сырых овощах содержится больше витаминов, чем в вареных. А знаете почему? При варке витамины из овощей вывариваются, а в сырых остаются полностью.

– Какие же овощи полезнее: сырые или вареные? (сырые)

4.Дидактическая игра: «Определи овощ на вкус»

– А сейчас мы с вами поиграем. Нужно определить с закрытыми глазами какие овощи вы едите.

– Расскажите об узнанном овоще: как его сажают, как за ним ухаживают, когда собирают (сажают семенами, получается рассада, рассаду высаживают).

– Для чего так много сажают овощей на плантациях? (потому что овощи нужны в детских садах, больницах, для городских жителей)

– Как же овощеводы управляются с выращиванием больших урожаев? (овощеводам в их работе помогают машины)

5.Рассматривание картинок и беседа по их содержанию.

Дети рассматривают, как трактор пашет землю, как сеют сеялками семена, рыхлят землю, пропалывают ее культиваторами, поливают специальными агрегатами, выращенный урожай грузят на машины, везут в магазины, больницы детские сады.

– Кто из вас, ребята, видел, как убирают овощи? (дети рассказывают о том, как и когда убирают овощи их родители, бабушки; куда убирают для хранения)

– Расскажите, в каком виде попадают овощи к нам на стол. (Овощи каждый день подают на стол: свежие (в салатах), вареные (в супах, борщах) и заготовленные впрок в банках(соленые, маринованные, консервированные).

– Почему овощи полезны? (В овощах много витаминов, которые нужны людям, чтобы они были здоровы. Овощи употребляют в пищу круглый год.)

5.Игра на переключение внимания.

– Давайте узнаем, насколько вы внимательны: если я назову фрукты – поднимаете руки вверх, становитесь на носочки; овощи – приседаете, руками упираетесь об пол.

6.Игра «Где выращивают фрукты?»

– А вот очень интересная загадка. Послушайте, про что она?

Я росту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (яблоко)

– На сучках висят шары,

Посинели от жары.(слива)

Все эти загадки о чем? (о фруктах)

– Назовите, какие вы фрукты знаете? (вишня, груши, апельсины, гранат и другие)

– Как называют людей которые выращивают фрукты и ягоды? (садоводы)

Рассматривание картинок о труде садоводов: какие ягоды и фрукты они выращивают, как выращивают, какие машины помогают им в их труде.

– Садоводы собирают урожай, раскладывают в специальные ящики и отправляют на различные предприятия. Как вы думаете куда? (заводы, фабрики)

– Правильно, есть такие предприятия, где из свежих ягод и фруктов готовят компоты, соки, варенье.

– Ребята, давайте поиграем в игру «Повар».

Дети становятся в круг, выбирается ведущий, он находится в середине круга. Остальные дети договариваются, каким овощем или фруктом будет каждый из них. Ведущий-повар объявляет, что он будет готовить: салат или компот, затем поочередно называет те фрукты или овощи, которые ему нужны. Дети слушают название и подходят к «повару» в том случае, если назван их фрукт или овощ. Игра заканчивается тогда, когда «блюдо» будет «приготовлено».

– Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались?

– Что нового вы узнали?

– Что понравилось больше всего?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автором представлен конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, основными задачами которого являются:Уточнить и расширить представлени.

Цели занятия: Развитие лексико-грамматических категории и связной речи. Коррекционно-образовательные : -закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?); -закрепление диалогической ре.

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

Конспекторганизованной образовательной деятельностиобразовательная область «Познавательное развитие» на тему: «Заколдованное математическое царство » в старшей группе.

Цель: развивать желание познавать окружающий мир через познавательно-исследовательскую деятельность Задачи:Образовательные:закреплять знания о свойствах воды (нет цвета, без запаха);закрепля.

– формировать у детей представления о растениях, выращиваемых человеком для употребления в пищу;- закреплять представления детей о потребности растения в свете, тепле, воде;- формировать умение понима.

Продолжать учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Закрепить умение отвечать на вопросы: Сколько? Который по счету? .Совершенствовать представление о частях.

Во саду ли в огороде

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему
«Во саду ли, в огороде»

Автор: Мурашко Людмила Викторовна, воспитатель МАДОУ МО город Краснодар «Детский сад комбинированного вида №113»
Описание работы: материал может быть использован воспитателями для проведения ОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе дошкольного возраста.
Программные задачи:
формировать и развивать навыки образования относительных прилагательных от существительных, согласования прилагательных с существительными мужского рода;
расширить словарный запас по теме «Сад. Огород»;
активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации;
воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.
Материал: мяч, карточки к игре «Вкусный компот», дыхательное упражнение «Горячий чай», восковые мелки, листы с нарисованными геометрическими фигурами.
Ход занятия
Станем рядышком, по кругу,
Скажем “Здравствуйте! ” друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем “Привет! ” и “Добрый день! “;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
-– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: -Ребята, а вы знаете какое сейчас время года? (Осень)
А сколько всего времен года? (4) Какое время года перед осенью, а после? Назовите время года между зимой и летом. Молодцы! Назовите признаки осени.
Стук в дверь. Входит Маша.
Воспитатель: -Здравствуй, Маша, ты почему такая грустная?
Маша: -Здравствуйте, ребята, у нас на огороде выросли какие-то странные овощи, мы не знаем съедобные они или нет. Что нам с ними делать?
Воспитатель: -Маша расскажи подробнее, что же случилось.
Маша читает стихотворение Натальи Кончаловской «Про овощи»
Жил один садовод,
Он развёл огород:
Приготовил старательно грядки.
Он принёс чемодан
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена,
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берёг от холодной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
– Ни в земле, ни в воде,
Никогда и нигде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук, и репуста.
Сельдерошек поспел,
И мортофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачковИ мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Мы корзину несли
Но решить не могли:
Как нам быть с овощами такими?
То ли жарить их нам,
То ли парить их нам.
Или съесть их просто сырыми!
Воспитатель: – Ребята, давайте поможем Маше разобраться, что же за овощи выросли на огороде. Я сейчас буду называть вам название нового удивительного сорта, а вы должны будете сказать из каких овощей он состоит. Например: спаржовник –спаржа и крыжовник. Готовы?
Огурбуз –огурец и арбуз;
помидыня – помидор и дыня;
редисвёкла – редис и свёкла;
чеслук –чеснок и лук;
репуста – репа и капуста;
сельдерошек –сельдерей и горошек;
мортофель – морковь и картофель;
баклачок –баклажан и кабачок.
Маша: -Спасибо вам, ребята, за помощь. А не подскажете мне, что можно приготовить из этих овощей? (суп, борщ, пюре, салат, сок, соус) Какие вы все умненькие, а хотите поиграть со мной?
– Все лето я собирала разные ягоды и готовила лакомства для своих друзей. Предлагаю вам угадать, какое варенье я сварила.
Проводится игра «Вкусный компот»
Дети самостоятельно берут баночки, внимательно рассматривают их, называют сначала изображенный фрукт или ягоду, а далее проговаривают, как называется компот из изображенной ягоды (фрукта).

Маша: -А хотите я вас научу варить компот? Тогда становитесь в круг.
Физминутка «Фрукты»
Будем мы варить компот. ( мешают ложкой)
Фруктов нужно много. Вот. (показать руками – “много”)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (мешают ложкой)
Угостим честной народ. (руки в стороны)
Воспитатель: -Ой, какой у вас получился компот. Я бы его хотела попробовать, но нельзя – он очень горячий. Как же мне попробовать ваш компот? Подскажите. (подуть, остудить при помощи вентилятора, поставить в холодильник, опустить чашку с компотом в холодную воду…)
Маша: -Ребята, давайте все вместе подуем и наш компот быстрее остынет. (Проводится дыхательная гимнастика «Горячий чай»)
Воспитатель: -Спасибо вам, напоили вы меня вкусным и ароматным компотом. А сейчас я предлагаю вам пройти за столы.
Воспитатель:– Выберите геометрические фигуры любого цвета, размера, формы. С помощью цветных восковых мелков превратите их в весёлых фруктовых, овощных и ягодных человечков. (Дети приступают к рисованию).
Маша: – Давайте поселим их в нашем домике.(макет) На первом этаже будут жить красные жители, на втором – зелёные, а на третьем – разноцветные.
Вот какой замечательный дом и необычные жители в нём.
Маша: -Спасибо вам, дорогие ребята. Но мне пора домой. До свидания!
Воспитатель:
Ну -ка все встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять
Ручками махать
Все мы дружно занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!

  • In the garden, in the garden
    Мурашко Людмила Викторовна, воспитатель МАДОУ МО город Краснодар «Детский сад комбинированного вида №113»
    Размер файла: 175 kB Загрузок: 4

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Во саду ли в огороде»

Мария Жидкова
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Во саду ли в огороде»

Конспект занятия по ознакомлению с природой

в старшей группе на тему:

«Во саду ли в огороде»

Цель: Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах.

Уточнение и активизация активного и пассивного словаря по теме

Расширение и уточнение представлений, знаний об овощах,фруктах и ягодах;

Закрепление в речи обобщающего понятия овощи, фрукты и ягоды;

Развитие долговременного внимания и памяти, логического мышления;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие слухо-речевой памяти.

Развивать умение переключать внимание.

Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать, сопереживать.

Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.

Оборудование: картинки по теме, мультимедийная презентация, проектор.

Ход занятия.

В. : Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

Приветствие «Солнышко»

Солнышко, солнышко, в небе свети!

(дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни.

(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим в ладоши твои.

(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

Нас покружи, оторвав от земли.

(Кружатся парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок

(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок

(образовывают круг)

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко снами по кругу идет.

(Идут по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки,

(хлопают в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки.

(Идут быстрым шагом)

Солнышко скрылось, ушло на покой

(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

Мы же на место сядем с тобой

(тихо, спокойно садятся на свои места)

II. Основная часть

В. : Ребята, давайте посмотрим на доску. Отгадав загадки, вы будите должны догадаться о чем сегодня на занятии пойдет речь. (Презентация – загадки)

1. Сообщение темы.

В. : Сегодня мы с вами на занятии поговорим о фруктах, овощах и вспомним, что мы с вами уже знаем о ягодах.

2. Беседа по теме.

В. : Назовите, какие еще вы знаете овощи? (тыква, помидора, перец, репа, свекла, лук, картофель и т. д.)

Сейчас посмотрите на картинки на доске, и назовите все овощи. (ответы детей).

-А знаете ли вы, где растут овощи? (в городе, на грядке)

Как вы думаете, как называют людей, которые выращивают овощи? (овощеводами)

– Для чего выращивают овощи? (овощи очень полезны, они употребляются в пищу людям и скоту)

– Есть овощи, которые можно употреблять сырыми, знаете ли вы такие? Назовите их.

(помидор, лук, редис и другие)

– Очень вкусны салаты из свежих овощей. В сырых овощах содержится больше витаминов, чем в вареных. А знаете почему? При варке витамины из овощей вывариваются, а в сырых остаются полностью.

– Какие же овощи полезнее: сырые или вареные? (сырые)

– Расскажите, в каком виде попадают овощи к нам на стол. (Овощи каждый день подают на стол: свежие (в салатах, вареные (в супах, борщах) и заготовленные впрок в банках (соленые, маринованные, консервированные).

– Почему овощи полезны? (В овощах много витаминов, которые нужны людям, чтобы они были здоровы. Овощи употребляют в пищу круглый год.)

В. : Теперь посмотрите на наши картинки, и назовите все фрукты (ответы детей)

– Молодцы, а скажите где растут фрукты саду, на деревьях)

– А знаете ли вы, как называется человек, который работает и ухаживает за садом? (садовник)

– Садоводы собирают урожай, раскладывают в специальные ящики и отправляют на различные предприятия. Как вы думаете куда? (заводы, фабрики)

– Правильно, есть такие предприятия, где из свежих ягод и фруктов готовят компоты, соки, варенье.

-Мы назвали фрукты и назвали овощи, скажите что осталось? (ягоды)

– Скажите, а какие два вида ягод бывают? (домашние и лесные)

– Какие ягоды, изображённые на картинках, лесные? (ответы детей)

– А какие ягоды остались? (домашние)

– Давайте назовём их. (ответы детей)

III. Физкультминутка «Прочь усталость, лень и скука»

Прочь усталость, лень и скука,

Будем мышцы разминать.

(руки к плечам, вращение вперед и назад)

А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.

Как упрямые все дети,скажем: нет на все на свете. (вращение головой)

А теперь мы приседаем и колени разминаем.

Ноги до конца сгибать, раз, два, три, четыре, пять. (приседания)

Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем (ходьба на месте).

3. Д. И. “Четвёртый лишний”.

В. : Я буду называть ряд слов, а вы – выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению,оно лишнее: яблоко, груша, помидор, персик;

-яблоко, помидор, картофель, огурец;

-огурец, капуста, арбуз, помидор;

-клубника, малина, арбуз, капуста.

4. «А мы все внимательны».

В. : Давайте узнаем,насколько вы внимательны: если я назову фрукты – поднимаете руки вверх, становитесь на носочки; овощи – приседаете, руками упираетесь об пол; ягоды – наклоняетесь, имитируя сбор ягод.

Малина – огурец – помидор – груша – смородина – банан – дыня – горох – редис – черника – апельсин

5. Игра “Что потом?”

В. : А теперь я буду показывать и называть различные предметы, лежащие на столе, а вы догадайтесь, что с ними произойдёт в дальнейшем:

Например: яблоко – испекут пирог с яблоками;

клубника – сварят варенье;

огурец – сделают салат;

помидор – закатают в банку;

виноград – высушат для изюма;

апельсин – отожмут сок;

смородина – сделают повидло и т. д.

Игра: «Узнай по описанию»

На стульчиках, расставленных по кругу, лежат картинки с изображением овощей, фруктов и ягод (лицевой стороной вниз). В игре участвуют все дети.

Каждый ребенок берет одну картинку и внимательно рассматривает ее. Дети по очереди задают наводящие вопросы и определяют названия растений. (Вопросы: Это фрукт, овощ или ягода? Какого цвета? Какой формы? Какой вкус? Растет на дереве? Что из него готовят? Садовое или огородное растение) После того, как дети отгадают названия растения, ребенок показывает изображение растения на своей картинке. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

IV. Итог занятия

В. : Вот и подходит наше занятие к концу,а скажите:

-О чём мы с вами сегодня разговаривали? (ответы детей, дети вспоминают, о чем они говорили на занятии и чем занимались)

Прикреплённые файлы:
oznakomlenie_e4cuv.pptx | 3205,91 Кб

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Во саду ли, в огороде» Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Во саду ли, в огороде» Задачи: 1. закрепить умения правильно называть овощи, фрукты,.

Фотоотчет о мини-огороде на окне «Во саду ли, в огороде» в младшей разновозрастной группе Фото-отчет о мини-огороде на окне Здравствуйте, дорогие гости. В нашем детском саду уже сложилась традиция, ежегодно воспитатели разных.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Во саду ли, в огороде» Программные задачи: Учить детей составлять загадку с опорой на схему (синквейн). Закреплять знания детей о фруктах, фруктовых деревьях,.

Конспект НОД «Во саду ли, в огороде» в старшей группе Государственное бюджетное образовательное учреждение Образовательный центр «Протон» Конспект открытого занятия по аппликации «Во саду.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с природой в старшей группе «Знакомство с кактусами» Программные задачи: Познакомить детей с кактусами. Показать их разнообразие, своеобразие внешнего вида, строения. Познакомить с жизнью.

Конспект организованной образовательной деятельно по ознакомлению с природой в детском саду «В гостях у бабушки Оли» Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Б» Тема: «В гостях у бабушки Оли» Цель: продолжать знакомить детей с домашними животными.

Конспект занятия по ознакомлению с природой «Посадка лука» в средней группе Конспект занятия по ознакомлению с природой «Посадка лука» в средней группе. Цель: 1. Формирование у детей умений разнообразной деятельности.

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с природой «Зеленый уголок» Конспект занятия «Зеленый уголок» (Средняя группа) Цель: Расширять представление детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Закрепить.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой, включающий элементарный опыт на тему «Опыт с водой» Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой, включающий элементарный опыт на тему: «Опыт с водой». Воспитатель Ефремова.

Конспект НОД по ознакомлению с малыми фольклорными жанрами «Во саду ли, в огороде» Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными жанрами (потешки, загадки). Разучить потешку «Козел- стрекозел», используя методический.

Ссылка на основную публикацию