Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на тему: “Путешествие в страну знаний”.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Формирование и развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.Профилактика дисграфии и дислексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
puteshestvie_v_sranu_znaniy._2.docx557.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи на тему:

« Путешествие в страну Знаний»

учитель-логопед Кулюпина Л.В.

Цель. Формирование и развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

Образовательные задачи. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слова. Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами. Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков словообразования, чтения, анализа и синтеза слов и предложений. Профилактика дисграфии и дислексии. Автоматизация правильного произношения в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков.

Развивающие задачи. Развитие диалогической речи, активизация словаря. Развитие фонематических представлений, общих речевых навыков, просодической стороны речи. Развитие произвольного внимания и памяти, логического мышления, быстроты реакции, тонкой и общей моторики, координации и выразительности движений.

Воспитательные задачи. Воспитание навыков взаимодействия, сотрудничества, активности и самостоятельности. Формирование доброжелательных, дружеских отношений между детьми. Создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность на основе игровых и сюрпризных моментов.

Оборудование. Макеты парохода и страны Знаний. Слого-звуковые схемы (раздаточные). Кассы букв ( на каждого ребенка), тетради, карандаши, ручки ( на каждого ребенка). Карточки для игры « Прочитай по первым буквам» (раздаточные). Конверты со словами для составления предложения (раздаточные). Панно с нарисованным деревом и карточки с однокоренными словами. Карточки с вопросами к кроссворду (раздаточные). Мультимедийная установка, магнитная доска, музыкальный центр.

1. Организационный момент. Сообщение темы. Создание положительного эмоционального фона. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие выразительности движений. Координация движений с музыкой.)

Дети стоят около логопеда. Логопед предлагает отправиться в путешествие в страну Знаний. Дети выбирают, на каком транспорте можно поехать ( на поезде, самолете, пароходе, воздушном шаре, машине, яхте ).

Л. – Отгадайте, на чём мы сегодня отправимся в путь. Это водный вид транспорта, в нём три слога, ударный слог третий.

Дети подходят к макету парохода, читают название « РАДОСТЬ». Звучит музыка к мультфильму « В порту».

2. Игра « Подбери слово к схеме». Слого-звуковая аналитико-синтетическая деятельность.

Дети подходят к декорации « Страна Знаний».

Л.-В стране Знаний могут происходить разные чудеса. Посмотрите, в окнах домов находятся картинки. Они помогут вам подобрать слово к своей схеме (каждому ребёнку раздаются слого-звуковые схемы). Если вы правильно выполните задание , то одна из картинок оживёт.

Дети подбирают, объясняют свой выбор и садятся за столы.

3. Звуки и буквы. Развитие фонематических представлений, диалогической речи. Дифференциация звуков по признакам мягкости, твёрдости, глухости, звонкости. Закрепление терминов звук, буква.

Звучит музыка, появляется Карлсон.

К. – Здравствуйте ребята! Как я рад вас видеть. Какие вы стали большие!

Л.- Да, Карлсон наши дети скоро пойдут в школу!

К.- Тогда вы должны многое уметь и знать. Я приготовил для вас очень интересные задания. Вы готовы поиграть со мной? – Да!

К. –Расскажите мне всё о речевых звуках.

Л.- Скажите, какие бывают звуки? – Звуки бывают гласные и согласные.

Л. – Чем они отличаются друг от друга? – Гласные звуки произносятся свободно, а согласные не свободно. Гласные звуки можно петь, а согласные нет.

Л.- Произнесите только гласные звуки. Дети произносят (а, о, у, и, ы, э).

Л.- Вспомните, какие бывают согласные звуки. – Согласные могут быть твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Л.- Назовите только твёрдые согласные. (Ответы детей).

Л.- Назовите только мягкие согласные. (Ответы детей).

Л.- Назовите парные звонкие и глухие согласные. (Ответы детей).

К.- Молодцы! Всё верно!

К.- А буквы вы знаете?- Да!

К. – Чем отличаются звуки от букв? – Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим, пишем и читаем.

4. Игра «Волшебники». Совершенствование навыка составления, чтения и преобразования слов. Профилактика дисграфии.

Карлсон предлагает открыть кассы букв.

К.- Вы сейчас будете волшебниками, а превращать мы будем слова.

Дети выкладывают и преобразуют слова, обьясняют свои действия:

Сколько слогов в твоем слове? Почему? Назови только второй и расскажи о звуках в нём и т. д.

Зрительная гимнастика. Логопед:

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два,

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире,

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули..

5. Игра « Прочитай по первым звукам слово». Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. Развитие зрительного внимания, тонкой моторики, логического мышления. Совершенствование навыка чтения слов. Профилактика дисграфии и дислексии. Воспитание навыков сотрудничества, активности и самостоятельности.

Карлсон показывает детям карточки на которых зашифровано слово.

К.- Помогите мне прочитать слово по первым звукам названия картинки (карточки раздаются каждому ребёнку).

Дети читают свои слова.

Логопед предлагает напечатать своё слово в тетради и составить к нему звуко-слоговую схему.

Карлсон предлагает поиграть с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»:

Дружат в нашей группе Пальцы рук соединяются

Девочки и мальчики ритмично в « замок».

Мы с тобой подружим Ритмичное касание одноименных

Маленькие пальчики. Пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять, Поочередное касание одноименнных

пальцев, начиная с мизинца.

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать, Руки вниз, встряхнуть кистями.

Можем мы теперь играть,

Бегать, прыгать, танцевать. Произвольные движения .

Логопед напоминает детям об осанке и правилах печатания в тетради.

Дети выполняют задание. Логопед задаёт им контрольные вопросы.

Сколько букв в твоём слове? А сколько звуков?

Сколько слогов в твоем слове? Почему? Назови только второй и расскажи о звуках в нём и т. д..

6. Физминутка. (Ритмические движения под музыку «Воздушная кукуруза»). Развитие общей моторики, чувства ритма. Координация движений с музыкой.

Дети выполняют движения за Карлсоном.

7. Игра с мячом « Звуковая цепочка». Развитие фонематических представлений, активизация словаря. Развитие слухового внимания памяти, быстроты реакции. Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества.

Карлсон предлагает поиграть с мячом. Дети учат его новой игре.

Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук следующего.

8. Игра « Как растут слова». Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами. Совершенствование навыков словообразования, чтения и слогового анализа слов.

К.- У меня в саду выросло необычное дерево.

Карлсон вносит нарисованное дерево, на котором на корне приклеена липучками карточка со словом сад, а на ветвях, приклеены карточки с однокоренными словами к этому слову: садик ,садовник, рассада,садовод, посадки, сады.

Л. -Дети, хотите узнать, как растут слова? –Да!

Дети подходят к доске с пособием, рассматривают его.

Л.- Как-то много лет назад посадили странный сад.

Не был сад фруктовым – был он только словом.

Это слово, слово – корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод, с ним садовник идёт.

Очень интересно гулять в саду словесном!

Логопед закрепляет понятие однокоренные слова и даёт задание подобрать однокоренные слова к слову лес.

Дети подходят к столу, где лежат карточки с напечатанными словами.

Л.- Прочитайте слова, возьмите только те, которые являются однокоренными словами к слову лес. Разделите слова на слоги и разместите их на ветвях дерева так, чтобы на нижних ветках были слова с двумя слогами, а на верхних ветках слова с тремя слогами.

Дети выполняют задание и вместе с Карлсоном проверяют правильность выполнения.

9. Игра « Предложение рассыпалось». Совершенствование навыков составления, чтения, анализа и синтеза предложения. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи. Профилактика дисграфии и дислексии.

К.- Очень понравилась мне эта игра! Мы сейчас играли со словами, а что получится, если слова подружатся? – Получится предложение.

К.- Что такое предложение?

К.- Как пишется предложение?

Л. – У вас на столах конверты со словами. Помогите Карлсону составить из них предложения. Посчитайте, сколько слов в вашем предложении.

Дети выполняют задание, отвечают на вопросы.

Логопед показывает знак ! (Слайд1)

Л.- Как называется этот знак? – Это восклицательный знак.

– Прочитайте свои предложения восклицательно.

Логопед показывает знак ? (Слайд2)

Как называется этот знак? – Это вопросительный знак.

-Прочитайте ваши предложения вопросительно.

10. Разгадывание кроссворда. Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения . Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи.

К. – Какие вы молодцы! Мне очень понравилось, как вы выполняли мои задания. Вот только я забыл точное слово, чтобы выразить, как мне понравилось!

Л.- Мы сейчас тебе поможем! Это слово зашифровано в кроссворде .(Слайд3)

Л. – А вопросы к кроссворду я предлагаю прочитать детям.

Детям раздаются карточки с вопросами кроссворда, они читают вопросы и отгадывают ключевое слово « браво». (Слайды4-7).

К.- Конечно я хотел вам сказать – браво! Это слово говорят, когда очень понравилось! Вы настоящие умники и умницы!

Л.- Карлсон, твои задания были трудные и я, думаю, что справиться с ними нам помогли не только умения и знания, но и дружба! Наши дети всегда готовы придти на помощь своим друзьям. Сейчас они споют тебе песню: « Всё мы делим пополам».

Дети поют песню.

Карлсон благодарит детей, отдаёт им сладкие подарки и прощается.

Л.- Нам тоже пора возвращаться в детский сад.

Звучит музыка. Дети возвращаются на корабль, танцуют.

Л.- Ребята, где мы сегодня побывали? Вам понравилось путешествовать? Кого мы там встретили? Что больше всего запомнилось? Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме “Звук и буква [с]”

Разделы: Логопедия

Цель: Обучение грамоте.

Задачи:

  1. Закрепить и уточнить артикуляцию звука «С».
  2. Развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза слогов и слов.
  3. Познакомить с буквой С.
  4. Обучать чтению слогов и слов с буквой С.
  5. Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память.
  6. Продолжать развивать мелкую и общую моторику.
  7. Воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование: пеналы, предметные картинки, буква С, птичка с подарками, таблица по чтению, схемы-таблицы слов, песочные часы, «зимующие птицы», «домики».

Активизация и обогащение словаря: звук, слог, слово, схема, предложение, гласные, согласные звуки, звонкий, глухой, твердый, мягкий, красный, зеленый, синий.

Методические приемы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Логопед: Дети представьте себе, что мы с вами оказались в зимнем лесу.

Вдруг подул ветер тихо-тихо: «в-в-в-в-в-в-в. »,
Закачались деревья, зашептались их верхушки: «ш-ш-ш-ш-ш. »,
Завыла вьюга, сначала тихо, затем громко: «у-у-у-у-у-у. »,
И вдруг все стихло. Тишина. Вдали послышался звук пилы: «з-з-з-з-з-з. ».
Пошел снег. Снежинки падают, падают.
Сдуйте с правой руки снежинки,
С левой руки снежинки,
С правого плеча, с левого плеча.
А на деревьях спят зимующие птицы.

Поиграем в чудесное превращение:

1, 2, 3, 4, 5 – вокруг повернись и в зимующих птиц превратись.

Дети «превращаются» в зимующих птиц и «улетают» на свои места.

II. Основная часть.

1. Знакомство со звуком.

Логопед: К нам на занятие прилетели зимующие птицы и просят у вас помощи в выполнении задания, которое задала им учительница-сова. Вы согласны?

Логопед: Чтобы справиться с заданиями, необходимо познакомиться с новым звуком, а какой это звук вы догадаетесь, если отгадаете загадку. В слове-отгадке он стоит первым.

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(снег)

Логопед: Загадку отгадали правильно. А какой звук стоит первым в этом слове?

2. Артикуляция звука [С] и его характеристика.

(используется схема для характеристики звука)

3. Игра: «Лови звук».

Развитие фонематического восприятия.

A) выделение звука в звукоряде:
С, М, 3, Н, С, Р, К, С.

Б) в слогах:
СА, ЗА, АС, КА, СЫ, УС.

B) в словах:
Санки, сад, ком, сом, лиса, кипа, доска, снегирь, воробей, синица.

4. Развитие звукового анализа и синтеза на слух.

Логопед: Дети, определите сколько звуков я сказала: СА, СОК, ЛИСА.

– Какой звук 1, 2, 3 .

5. Игра: «Загадочные конверты».

Логопед: Сова передала загадочные конверты с картинками и попросила определить место звуков [С],[С’] в названиях картинок.

САНКИ, СОСУЛЬКА, АВТОБУС, СНЕГИРЬ, СИНИЦА, СИТО.

6. Игра: «Домик».

Логопед: В этой игре нужно определить место звуков [с],[с’] в словах на слух. Я буду произносить слова, а вы будите класть фишку в то или другое окошечко домика в зависимости от того, где стоят звуки в данных словах.

СНЕГ, СИНИЦА, НОС, КОСЫНКА, СОРОКА, ГУСЬ, ЛИСА, СИМА.

7. Задание-ребус.

Логопед: Вам нужно отгадать имя мальчика, используя первые звуки в названиях картинок: СВЕЧА, АПЛЬСИН, ШАР, АСВТОБУС (Саша)

8. Упражнение: «Подбери картинку»

Логопед: Сова приготовила схемы, к которым нужно подобрать картинки или слова.

9. Пальчиковая гимнастика.

1, 2, 3, 4, 5
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись,
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.

10. Физ. минутка.

Сегодня из снежного мокрого кома
Мы снежную бабу слепили у дома,
Стоит наша баба у самых ворот,
Никто не проедет, никто не пройдет.
Знакома она уже всей детворе,
А шарик все лает: «Чужой во дворе»

11. Знакомство с буквой С.

Логопед показывает детям букву С и спрашивает:

– На что похожа буква С?

– Давайте напечатаем букву С в воздухе, а теперь на столе.

12. Игра: «Покорение вершин».

Логопед вывешивает на доску плакат и предлагает детям прочесть слоги, двигаясь от подножья к вершине и наоборот.

13. Игра: «Буква потерялась».

Логопед вывешивает на доску плакаты со словами, в которых пропущены буквы.

– Сова придумала еще одно сложное задание, написала слова, но в них пропущены буквы.

Вам необходимо догадаться какие это буквы, вставить их, и прочесть полученные слова.

14. Игра-соревнование: «Кто больше составит слов из слогов».

Первая команда
КО, СА, СИ, МА, САН, КИ
коса
Сима
санки
Вторая команда
ЛИ, СА,СА, ША, ДОС, КА
лиса
Саша
доска

Дети делятся на две команды и подходят к столам, на которых разложены слоги.

15. Упражнение: «Составь предложение»

Логопед предлагает посмотреть на схему и составить предложение со словом СИНИЦА.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте

Подготовила учитель – логопед

Старостина Марина Александровна

МБДОУ №30 город Чусовой

Цель: Продолжать вести профилактику оптической дисграфии в подготовительной группе. Доставить детям радость.

Коррекционно-воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку, положительное отношение к занятиям, вести контроль за собственной речью, формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

Коррекционо-обучающие: Провести коррекцию графического образа букв, которые дети пишут с ошибками (и я е ё к с э р ю в г з щ ч) ,совершенствовать навыки словообразования сложных слов, фонематического анализа и синтеза, ориентировку в пространстве, на листе бумаги

Коррекционно-развивающие: Развивать словотворчество, развивать словесно – логическое мышление через составление рассказа по сюжетным картинкам.

большая магнитная доска, гелиевый шарик с письмом, предметные картинки с буквами на обратной стороне (буквы), маленький мольберт для крепления этих картинок, файлы с заданиями на доске, счётные палочки, пособие «мастерская букв», фонограммы записи голоса опечатки, фонограммы записей мелодий тревожная и торжественная, картинки родственных слов ( ВОДОЛАЗ, ВОДЯНОЙ, НАВОДНЕНИЕ, ВОДОПОЙ. ВОДОПАД), посылка с сюрпризами, карандаши и листочки с заданиями.

Дети заходят в группу и здороваются с гостями, взявшись за руки говорят:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

  1. Сообщение темы занятия

Ребята, вы ничего не заметили в группе нового. Посмотрите, к нам в группу залетел воздушный шарик. А к нему что-то привязано. Что это? (конверт) и явно не пустой.

Хотите узнать, что там написано. Тогда слушайте.

Дорогие ребята! Будущие школьники!

На наш город напала опечатка.

Стала устраивать там беспорядки!

В город поскорее поспешите

Эти неполадки найдите ,устраните!

Жителям города скорее помогите.

Мы вам будем благодарны.

Вам стрелки укажут дорогу.

Вот такое интересное письмо. О чём там говорится?

Но кто такая опечатка? Ребята, вы знаете?(опечатка – это какая-то нелепая ошибка на письме)

И от каких жителей, из какого города?

Хотите узнать? От кого письмо нам помогут узнать эти картинки. Нужно выбрать первый звук в названии каждой картинки и прочитать слово.

Что это? Переворачиваем картинку буквой. Б у к в ы …..Баран-утка-корова-волк-ы

Ребята, почему на этом листочке сразу написана буква и нет картинки. (нет слов на букву ы)

Так значит нас просят о помощи буквы, которые живут в городе.. Ребята, а как вы думаете: как может называться город, в котором живут буквы.Давайте пофантазируем:

Я буду называть наши города России, а вы придумывать название города, в котором живут буквы:

Значит отправляемся в город , в котором живут буквы, а стрелки вам укажут дорогу.

Только ребята чтобы попасть в город, надо пройти пароль. Вы знаете. Что это такое? Пароль – это установленные секретные слова, знаки, символы, цифры.

Вам нужно выстроиться в колонну друг за другом и каждому ответить на секретные вопросы пароля?

1. Сколько букв в русском алфавите?

2. Чего больше букв или звуков?

3. Сколько гласных звуков?

4. С какой буквы пишутся имена и фамилии?

5. Что ставится в конце предложения?

6. На что похожа буква ж?

7. Назови самый короткий звук?

8. Как называются звуки, которые поются и переливаются?

9. На что похожа буква о?

10. Как называется согласные буквы в зелёных одеждах?

11. Как называются буквы, имеющие во рту преграду при произнесении?

12. Из чего состоят буквы?

13. Что можно с буквами делать?

14. Как называется порядок букв в азбуке? (алфавит)

Какие вы молодцы! Совершенно верно ответили на трудные вопросы секретного пароля.

Вот мы и в самом городе.

(Звучит тревожная музыка № 2)

Ребята, в городе звучит какая-то музыка? Она какая? (грустная, загадочная, тревожная, таинственная).

(Звучит фонограмма № 11)

Ну что девчонки и мальчишки!

всё-таки попали в этот городишко!

Здесь побывала я – вредная Злодейка – Опечатка

Я обожаю всякую неразбериху и безграмотность и поэтому в городе Буквограде устроила беспорядок: буквы испортила; попрятала, сломала, перемешала. Хочу чтобы вскоре все забыли буквы и разучились читать и писать правильно. Ха-ха-ха-ха-ха-ха!

Так вот как называется этот город – Буквоград, а мы думали, гадали!

Что же теперь будет с нами? Неужели мы и впрямь забудем все буквы и станем безграмотными. РЕБЯТА, ЧТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ? НАДО ПОМОЧЬ БУКВАМ и выручить их из беды.

Нам нужно найти что? (неполадки) Где же они?

А вот и главные неполадки города!

Дети подходят к мольберту и видят проделки Опечатки .

Как же изменились буквы-жильцы каждого домика? Надо навести порядок в каждом домике, но с какого начать? Домики пронумерованы.

Домик № 1

Первое задание: Посмотрите – это за закорючки такие? От букв остались лишь кусочки . Что же здесь натворила опечатка? (она буквы постирала ) Сможем догадаться какие были буквы? (К Ж Н Ю Б В ЫЕ Ё)

Домик № 2

Второе задание – буква «Е Ё К С В Г Б Ю Ы Р Ц Щ написаны в зеркальном отражении.( 12 букв –трафаретов прицеплены на скотч к файлу)

А с этими буквами что случилось? Они перевёрнуты и смотрят не в ту сторону. А должны смотреть все вправо.

Надо буквам помочь. Обвести их по трафарету и подарить им красивое платьице. Мы с вами умеем это делать? А как же нам справиться с этим заданием по- быстрее. Сколько букв?12 , а нас12 человек. Предлагаю взять по одой букве и пройти к своим столам для работы.

Предлагаю напомнить самой букве как она должна выглядеть.

А вот и правильные буквы и смотрят все вправо как надо.

(педагог переворачивает файл на другую сторону, где напечатаны правильные буквы)

Домик № 3

Третье задание – Здесь опечатка спрятала какую-то букву. Она её закидала какими-то предметами. Ребята, вы уже догадались, что это за предметы и что за буква (И) Да, это буква и.

Раз, два ,три, букву и из палочек изобрази. Изобразите её из палочек, с помощью рук. Сколько элементов показывает правая рука. Сколько левая?

Предлагаю выложить букву и в нашей мастерской букв.

А вот и правильная буква Ура.

Предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка

Тому, кто справа, улыбнись, тому, кто слева улыбнись

Тому , кто справа поклонись, тому, кто слева поклонись

Тому, кто справа руку дай, тому, кто слева руку дай

И в центр круга ты шагай

Тому, кто справа подмигни, тому, кто слева подмигни

Тому , кто справа обними, того, кто слева обними

Ну вот закончилась игра !

Буквы нам спасать пора.

Домик №4

Четвёртое задание – Буквы я в окошках. Здесь одну и ту же букву спрятала опечатка. Давайте внимательно посмотрим и узнаем её.

(дети сравнивают две буквы я на картинках)

Домик № 5

Пятое задание – Буквенная история.

С это буквой случилась такая история. Давайте составим рассказ по картинкам.

Буква упала в воду. А почему именно эта буква упала в воду, а не другая? Чтобы букве В выбраться из воды, надо подобрать родственные слова к слову вода. Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечайте:

Человек, выполняющий работы под водой. (водолаз)

Затопление местности из-за таяния снега или долгих дождей. (наводнение)

Хозяин воды, обитающий сам в воде. (водяной)

Место падение воды с высоты в реку. (водопад)

Место , где поят скот или пьют воду животные. (водопой)

Назовите ласково слово вода.(водичка, водица)

А вот и буква В целая и невредимая вышла из воды сухая! Мы её спасли.

Подведение итогов.

Ребята, вы только полюбуйтесь на наши буквы. Они вновь стали правильными и красивыми. Мы спасли все буквы города Буковограда.

А сейчас нам их нужно ещё раз повторить. Я знаю про буквы несколько загадок. А ответы перед вами на доске – ищите буквы-отгадки.

Загадки

Узнаешь сразу ты её-

С двумя глазами буква….ё

Ходит с палочкой увы

По страницам буква….ы

Не получится борща

Если нет там буквы щ…

Половинку от жука

составляет буква К….

Дальше всех, совсем в конце

В алфавите буква Я..

На одной стоит ноге

Это буква- буква ..Г

Я очки на нос одев

Сразу стану буквой ..Ф

Тридцать три родных сестрички ростом невелички

Если знаешь их секрет, то на всё найдёшь ответ. (буквы)

А что за секрет буквы таят?

Как букву можно запомнить? ( сосчитать элементы, нарисовать, дописать, выложить из палочек, изобразить руками, телом, написать в воздухе….)

Тогда их правильно запомним и сможем писать и читать грамотно.

(Звучит фонограмма опечатки № 12)

Вот это да! Я от вас такого не ожидала! Вы смогли спасти жителей города и навели порядок в Буквограде! У меня в этом саду появились сильные соперники. Мне теперь здесь делать нечего. Ухожу в другой детский сад там свои порядки наводить! А вас в группе ждёт сюрприз! Раз вы такие молодцы!

(Звучит фонограмма № 5)

Ребята! Мы с вами молодцы! Мы победили Злючку-Опечатку, освободили город. Надеемся с ней больше не встречаться.

А нам пора в группу, ведь там нас ждёт…..сюрприз!

Дети возвращаются в группу и находят там посылку с блокнотами и ручками и печеньем в виде букв.

Мы можем теперь ручками, а уже не карандашами писать на занятии по грамоте наши буквы, которые мы ещё не все изучили.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Тема: «Звуки ф, фь. Буква Ф»

  • Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф’].
  • Продолжать учить выделять звуки [ф, ф’] на фоне слова.
  • Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки [ф, ф’] в ряду звуков, слогов, слов.
  • Закреплять умение определять место звука в слове.
  • Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза.
  • Формировать представления о родственных словах.
  • Знакомить с буквой Ф.
  • Учить писать букву Ф.
  • Две куклы: Фома и Филя.
  • Картинки с изображением фотоаппарата, фотографа, фотоальбома, фотографий.
  • Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [ф, ф’].
  • Звуковые линейки.
  • Картинки с изображением буквы Ф, филина, ключа.
  • Тетради в клетку. Простые карандаши.

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, к нам в гости пришли два друга: Фома и Филя. Они принесли с собой фотоаппарат. Как называют человека, который фотографирует? Чем фотографирует фотограф? Что получается у фотографа, когда он фотографирует? Куда можно вставить фотографии? Как называется альбом с фотографиями? Где работает фотограф? (Ответы детей.)

2. Работа над родственными словами

Логопед: Ребята, какая часть одинаковая, общая в словах фотограф, фотоаппарат, фотоальбом, фотография? (Ответы детей.) Да, эта часть – «фото». Если к этому слову присоединить другие слова, то получатся новые слова.

Эти слова называются – «родственные». У них есть одна общая часть (фото), как у дерева корень. Эти слова образуют одну семью, поэтому называются родственными.

3. Выделение первого звука в словах, характеристика звуков

Логопед: Я сейчас еще раз назову эти слова, а вы скажите, какой первый звук в этих словах (фотограф, фотография, фотоальбом, фотоателье).

Какой он, звук [ф]? (Твердый, согласный.)

В слове Филя – первый звук …(фь). Расскажите о звуке [ф’]. (Мягкий, согласный.)

Звуки [ф, ф’] звонкие или глухие? (Глухие.) Объясните, почему эти звуки глухие?

4. Сообщение темы

Логопед: Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [ф, ф’].

5. Дифференциация звуков [ф, ф’] на слух

Логопед: Сейчас я буду произносить звуки. А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий кружок, а если мягкий звук [ф’] – поднимите зеленый кружок.

Логопед произносит звуки (ф, ф, фь, ф, фь,фь,ф…), а дети поднимают соответствующие кружки.

6. Дифференциация на слух звуков [ф, ф’] в ряду слогов

Детям предлагают встать на ковер.

Логопед: Ребята, я буду называть слоги. Вы, если услышите в слове звук [ф], хлопните в ладоши, а если – звук [ф’], подпрыгните.

Логопед называет слоги (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ…).

7. Дифференциация на слух звуков [ф, ф’] в ряду слов

Логопед: А сейчас я буду произносить слова. Если услышите звук [ф] в слове – хлопните в ладоши, а если – звук [ф’], подпрыгните.

Логопед называет слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе…).

8. Игровое упражнение «Найди нужную фотографию»

Логопед: Фома и Филя сделали фотографии. Но перепутали их. Спорят, где чья фотография. Давайте им поможем, найдем авторов фотографий.

На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф], а на фотографиях, сделанных Филей, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф’].

Логопед раскладывает «фотографии», а дети по очереди берут картинки, определяют наличие в них звуков [ф, ф’] и отдают Филе или Фоме.

Логопед: Филя и Фома, когда отдыхают, любят делать такую зарядку:

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись

Через правое плечо, через левое еще.

Дружно присели, пяточки задели.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

10. Определение места звуков [ф, ф’] в слове

Логопед: А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находятся звуки [ф, ф’] – в начале, в середине или в конце слова. Например, Филе очень нравится слово «флажок». Звук Ф в этом слове находится в начале. Сейчас Филя и Фома будут называть вам слова, а вы определите, где находятся звуки [ф, ф’] – в начале, в середине или в конце слова.

(Дети выполняют задание при помощи специальных звуковых линеек.)

11. Игровое упражнение на развитие слогового синтеза

Логопед: Наши гости благодарят вас за помощь и предлагают поиграть в игру, которую они очень любят и часто в нее играют.

Я буду бросать мяч и называть два звука. А вы поймаете мяч и составите из этих звуков слоги.

Логопед бросает мяч, называя пару звуков, а дети составляют слоги (ф…а – фа, фь…и – фи, о…ф – оф и т.д.)

Затем логопед предлагает придумать слова с этими слогами: Филя и Фома пробовали подбирать слова с этими слогами, но, к сожалению, у них не получилось. Ребята, пожалуйста, помогите им, назовите слова со слогами, которые вы сейчас составили.

(Дети называют слова: фата, фотография, фикус, фуражка …)

12. Знакомство с буквой Ф

Логопед: Мы сегодня слушали и произносили звуки [ф, фь]. Эти звуки обозначают буквой Ф.

Логопед показывает картинку с изображением буквы Ф.

Логопед: На что похожа буква Ф?

После того, как дети выскажут свое мнение, логопед показывает картинки-символы и читает стихи:

– Филин, два огромных глаза,

Букву Ф напомнит сразу.

– Всем известно без подсказки:

Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

– Филя ходит – руки в боки,

Значит, выучил уроки.

Логопед: Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф.

13. Печатание буквы Ф

Логопед: Посмотрите, как надо правильно писать букву Ф.

Логопед показывает письмо буквы на доске. Затем дети пишут ее в тетради в клетку.

14. Запись слогов в тетради

Логопед: Вы научились писать букву Ф.

Филя и Фома предлагают вам попробовать записать слоги. Филя просит написать слог АФ.

Какой первый звук в слоге АФ? Какой буквой мы обозначим звук А? Запишите ее. Какой второй звук в слоге АФ? Какой буквой он обозначается? Напишите букву Ф рядом с буквой А. Прочитайте, какой слог у вас получился?

Фома просит записать слог ФО. Какой первый звук в слоге ФО? А второй? Пропустите одну клетку и запишите слог ФО.

Ребята, вы помните, мы сегодня искали общую часть в словах: фотография, фотоаппарат, фотограф. Какая это часть? (Фото). Посчитайте, сколько слогов в слове фото. Назовите первый слог. Мы его уже записали. Какой слог надо дописать, чтобы получилось слово «фото»? (Слог «то».) Допишите его. Прочитайте, что у вас получилось. (Слово «фото».)

Филя и Фома благодарят вас за помощь!

Логопед: Ребята, кто приходил к нам сегодня? Чему мы сегодня научились? Что узнали? С какой буквой познакомились?

Молодцы! Филя и Фома прощаются с вами и желают вам успехов!

Волина В. В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебный лес»

Целью данного занятия является обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте. У детей совершенствуются навыки звукового анализа слов, умение делить слова на слоги.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебный лес»»

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

на тему: «Путешествие в волшебный лес»

Цель: обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте.

-Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый, глухой, звонкий); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;

-Закрепить знания детей о природе, полученные в различных видах деятельности;

– Активизировать знания детей об окружающем мире.

-Развивать умение находить ударный слог, составлять предложение по схемам.

-Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

-Развивать технику осознанного чтения слов и предложений; обогащать словарный запас детей.

-Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

-Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Словарная работа: звук, слог, слово, предложение, схема предложения.

Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Методические приёмы: наглядный, словесный, игровой, практический.

мультимедийное оборудование, презентационный материал, карточки с заданием для детей, простые карандаши, рабочие тетради, ребус.

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

– Доброе утро! солнцу и птицам.

– Доброе утро! улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера».

– Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего дня.

Ребята, я хочу вам рассказать интересную историю, которую я услышала по дороге в детский сад у птичьей кормушки. Жила- была в волшебном лесу маленькая синичка Дзинька. И была она большой выдумщицей. Однажды отправилась она на прогулку, и с ней приключилась вот такая история. Взобралась птичка на большое дерево и стала смотреть на своих друзей – лесных жителей. Вдруг подул сильный ветер и унес её далеко от дерева. Оказалась она на участке нашего детского сада. Сидит Дзинька и думает, как ей теперь вернуться домой. И вдруг она увидела рюкзачок. А в рюкзачке том был кармашек. Любопытная Дзинька решила посмотреть, что же там хорошенького. А в кармашке находились очень интересные задания, которые помогут ей вернуться домой. Дзиньке очень хотелось все разгадать, но у неё ничего не получилось, так как она в детский сад не ходила, читать и писать не умела. Подумала, подумала и решила она обратиться за помощью к вам, ребята и передала вот этот рюкзак. Поможем, ребята, Дзиньке?

-Настроение у нас хорошее, вы готовы к решению интересных заданий? Ответы детей

-Вам понадобятся ваши знания, внимание и находчивость.

– Для начала проведем разминку, повторяйте все за мной: (громко, медленно, тихо, быстро)

-Ра – ра – ра – начинается игра,

-Ры – ры – ры – нам преграды не страшны!

-Молодцы, наша разминка окончена и мы можем приступить к выполнению заданий.

1. Задание от Мудрой Совы «Блиц опрос»

-Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие)
— Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)
— Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это?(Насекомые)
— Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы)
— У какого дерева белый ствол? (У березы).
— Как называется дом муравьев? (Муравейник)
— Как назвать детеныша коровы? (Теленок)
— Кто носит свой дом на спине? (Улитка)
— У какого зверя есть иголки? (у ежа).
— Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук)
— Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое)
— Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца)
— Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок)
— Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью)

— Какая птица лечит деревья? (Дятел.)
— Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

— У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)

Дети садятся за столы.
2. Задание от Знайки: отгадайте загадки о жителях этой страны:

-Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт… (звуки).

-Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буквы).

Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог).

-Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту (слово).

-Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я (предложение).

– Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

– Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).

Посмотрите на картинку.

– Назовите какое время года изображено на моей картинке? (весна).

– «Весна» – давайте разберём это слово.

– Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «Весна» (два).

– Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).

Вспомним правило – «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».

– Прочитайте первый слог (Вес, второй слог (на) .

– На какой слог падает ударение? (на).

– Назовите безударный слог? (Вес)

– Сколько букв в слове «Весна»? (5 букв)

– А сколько звуков в слове «ЗИМА»? (тоже 5)

– Сколько согласных звуков в слове «Весна»? (3 согласных звука). Назовите их (в,с,н).

– Где в этом слове находится звук В, а звук Н? (звук В находится в начале слова, а звук Н – в середине).

– Сколько гласных звуков в слове «Весна»? (2 гласных звука)

– Какие это звуки? (э, а).

– Какой гласный находится в середине слова? (Е)

– Где находится звук «а»? (в конце слова)

– Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.

– Какой знак ставится в конце предложения? (точка).

– А еще какие знаки ставятся в конце предложения (?! )

-Придумайте и составьте предложение со словом «Весна».

– Молодцы, ребята, справились с заданием.

А сейчас веселая разминка.

Мишка вылез из берлоги, огляделся на пороге (повороты вправо,влево)

Потянулся он со сна (потягивание), К нам опять пришла весна!

Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил (вращение головы)

Наклонялся взад, вперед (наклоны), Вот он по лесу идет (ходьба)

Ищет мишка корешки (наклоны вперед) И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки, для медведя витаминки

Наконец медведь наелся и на бревнышке уселся. (сели)

3. Задание: Чтобы выполнить следующее задание нам нужно найти подсказку, а поможет нам загадка:

У него спина большая, И на ней он разрешает,

И писать, и рисовать, И лепить, и вырезать.

Отгадка стол, значит задание на столе.

4.Задание «Покормите птиц»

– Чем питаются птицы?

Воробей – питается семенами, зернами, ягодами, хлебными крошками.

Синица – питается семенами растений, зёрнами ягод, а ещё синички любят сало (несоленое).

Ворона – это городской санитар, ест зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола.

Голубь – семена растений, зерном.

– выберите птицу в названии которой два слога. Из 3 вариантов вам необходимо выбрать правильный ответ и показать правильную картинку.

5. Задание от Риторика. Решение ребуса: пословица «Друг познается в беде»

Дети делятся на три группы, каждая группа выкладывает свое слово из конверта. Затем читают пословицу, объясняют смысл пословицы.

Ребята, кому мы сегодня с вами помогали?

-Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, теперь Дзинька обязательно вернется в свой сказочный лес. Я передам ей рюкзак, и она обязательно найдет обратную дорогу домой.

– Какое задание понравилось больше всего?

– Какое показалось трудным?

– Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [б] и буква Б» в подготовительной логопедической группе

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Дата публикации: 17.07.2018

Статья просмотрена: 907 раз

Библиографическое описание:

Баскова С. В. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [б] и буква Б» в подготовительной логопедической группе // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №5. — С. 62-64. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/100/3497/ (дата обращения: 28.02.2020).

Цель: Закрепление акустико-артикуляционного образа звука [б] и зрительного образа буквы Б.

1. Коррекционно-образовательные:

‒ Закрепить слуховой и моторный образ звука Б.

‒ Совершенствовать навык звукового анализа (определение звука Б в словах, выкладывание слов из цветных фишек-звуков).

‒ Развивать фонематическое восприятие и представления.

‒ Провести звуко-слоговой анализ слова бабочка.

‒ Закрепить зрительный образ буквы Б, находить печатную букву среди неправильного графического написания буквы.

‒ Обогащать, активизировать и актуализировать словарь по теме «Насекомые».

‒ Формировать грамматический строй речи (образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением и притяжательные прилагательные).

‒ Учить печатать букву и слоги в тетради.

‒ Совершенствовать навыки составления и чтения слов.

‒ Контролировать произнесение поставленных звуков в речи детей.

‒ Развивать средства общения, навыки коммуникации, взаимодействия, взаимопроверки.

2. Коррекционно-развивающие:

‒ Корригировать зрительное и слуховое восприятие, пространственные отношения, тактильные ощущения, операцию обобщения.

‒ Развивать долговременную слуховую и кратковременную зрительную память, произвольную память, внимание, связную речь, мышление.

‒ Формировать двигательную активность.

‒ Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, чувство ритма, речевое дыхание.

3. Коррекционно-воспитательные:

‒ Воспитывать нравственно-волевые качества личности и эмоциональную отзывчивость, взаимопомощь, ответственность

‒ Развивать самостоятельность при работе со схемами и в тетрадях.

‒ Воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

‒ Демонстрационный — игрушка Буратино; корзинка; пластмассовые игрушки насекомых; графическое изображение буквы Б; пособие «На что похожа буква Б?»; артикуляция звука Б в графическом изображении; на магнитах буквы и квадраты синего, зеленого и красного цветов; картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [б].

‒ Раздаточный материал — индивидуальные зеркала; предметные картинки; кассы букв и слогов; знаки-символы звуков синего, зеленого и красного цветов; тетради с графическим заданием Н. Нищевой; книга «Мой букварь» Н. Нищевой (стр. 31); цветные палочки; кубики с правильно и неправильно написанными буквами Б; большие и маленькие ключики на магнитах.

‒ Выделение звуков из потока других звуков, слогов и слов, характеристика звуков, определение места звуков в слове.

‒ Беседа по теме «Насекомые» на НОД по развитию речи.

‒ Разучивание упражнений «Бабочка», «Буратино».

I. Оргмомент

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня! Скажу вам по секрету, они пришли посмотреть на вас, послушать и еще порадоваться вашим успехам.

  1. «Цепочка дружбы» (психологический настрой)

Логопед: Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладоши, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!

3. Введение в тему

«Назови гласный звук»

Логопед: Сядет на место тот, кто назовет гласный звук в словах: бак, бык, бор, боб, бант, бубен, бобр, бук, бур, борт, бок, бум.

С какого звука начинаются все слова?

Сегодня мы продолжим путешествие в страну знаний и познакомимся со звуком [б] и буквой Б.

Логопед: Отгадайте, кто с нами отправится в путешествие?

У отца был мальчик странный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это? (Буратино)

Из какой сказки прибыл к нам Буратино? Что искал Буратино в своей сказке? А зачем ему нужен был ключик? Чтобы открыть тайную дверь в волшебную страну нужно помочь Буратино, выполнить все задания, с которыми мы встретимся на пути. Вы готовы выполнить все задания?

Логопед: Кто считает, что мы легко справимся с заданиями, прикрепите большой ключик. А кто сомневается в своем успехе — маленький ключик. (Дети крепят ключики на магнитную доску.)

II. Основная часть

  1. «Самомассаж языка» (артикуляционная гимнастика с индивидуальными зеркалами)

Логопед: Язычок погладим ласково губами,

А затем постукаем бережно губами,

Язычок погладим ласково зубами,

Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами,

И опять погладим ласково зубами,

А потом похлопаем бережно губами

И в конце погладим ласково губами.

  1. «Расскажи про звук [б]» (фонетическая зарядка)

Логопед: Давайте произнесем имя Буратино и четко выделим первый звук.

У Буратино в руках барабан. А как звучит барабан?

Рассматривание артикуляции звука Б в индивидуальных зеркалах и в графическом изображении на доске.

Логопед: Какой это звук? Расскажите про звук Б (Ответы детей: согласный, твердый, звонкий, губной). Каким цветом мы будем его обозначать?

Дети: Синим квадратом.

3. «Где звук [б]?»

Логопед: Буратино принес с собой корзинку, в ней лежат картинки.

Буратино просит поиграть с ним в игру: определите, где находится звук [б] (в начале, в конце или в середине слова)?

Буратино: Я — веселый Буратино,

У меня в руках корзина.

В ней найдете вы бобы, Кабачок, яблоко, грибы.

Ба! Да тут еще банан, Клубника, булка, барабан.

  1. «Пальчик-мальчик» (пальчиковая гимнастика)

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

(Прикоснуться кончиком большого пальца к кончикам остальных, начинаю с указательного)

5. «На что похожа буква Б?»

Логопед: Мы играли со звуком Б. Звуки мы слышим и произносим. А сейчас Буратино покажет вам букву Б. Буквы мы читаем, пишем, видим. Давайте четко произнесем название буквы Б. Посмотрите на букву Б, на что она похожа?

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Вот посмотрите — кто такой,

Стоит с протянутой рукой,

Согнув баранкой ногу.

Логопед: Из каких элементов состоит буква Б?

В какую сторону смотрит буква Б? Письмо буквы Б на доске: Длинная вертикальная линия. А дальше? Полуовал с какой стороны: левой или правой? Что еще не хватает этой букве?

Письмо буквы Б в воздухе.

  1. «Раз-два повернись, вбукву Бпревратись» (Алфавит телодвижений)

Дети изображают букву Б.

Логопед: Буратино хочет посмотреть, сумеете ли вы найти правильно написанную букву среди неправильно написанных. Найдите каждый одну правильно написанную букву, расположенную на кубиках и принесите ее к себе на стол.

8. «Напиши правильно»

Выполнение детьми графического задания: печатание буквы в тетради Н. Нищевой.

  1. «Буратино» (динамическая пауза)

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Дети декламируют стихотворение, выполняя движения.

10. «Телеграф»

Логопед: Я предлагаю прогуляться по весенней полянке, полюбоваться природой и ее обитателями (звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Апрель».). Назовите обитателей весенней полянки (пластмассовые игрушки: бабочка, жук, муравей, пчела, оса, кузнечик, стрекоза, комар, паук, шмель, муха). Разделите эти слова на слоги. Назовите обитателей весенней полянки одним словом.

Дети: Это насекомые.

11. «Назови ласково»

Паук — паучок (комар, стрекоза, таракан, жук, пчела, муха).

12. «Чьи лапки, чья голова?»

У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова (у пчелы, таракана, комара, паука).

13. «Отгадай загадку»

Логопед: На весеннюю полянку прилетела гостья, отгадайте, кто это?

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка.)

  1. «Выложи бабочку» (развитие мелкой моторики)

Дети выкладывают контур бабочки из цветных палочек.

  1. «Бабочка» (динамическая пауза)

Сидя за столом, опустить голову вниз, руки на коленях, спину расслабить.

Спал цветок и вдруг проснулся (руки через стороны вверх — вдох),

Больше спать не захотел (выдох).

Шевельнулся, потянулся (плавное движение руки вверх, смотреть на пальцы),

Взвился вверх и полетел (руки вниз).

Солнце утром лишь проснется (присед, исходное положение),

Бабочка кружит и вьется (маховые движениями руками, кружение).

  1. «Назови правильно звуки» (упражнение с разрезной азбукой и тетрадью)

Логопед: Сколько слогов в слове бабочка? Назовите звуки в первом слоге, во втором слоге. Сколько гласных и согласных звуков в слове бабочка?

Выложите схему слова бабочка на индивидуальном наборном полотне. Выполните схему слова в тетради.

  1. «Чтение азбуки» (Н. Нищева «Азбука», стр. 31)

III. Итог ООД

Логопед: Задания выполнены все. Дверь в волшебную страну открыта.

Мы помогли Буратино, он благодарит вас за помощь. У какой буквы и звука мы побывали в гостях? Какой это звук?

Логопед хвалит детей и предлагает оценить их вклад в работу группы, выбрать ключики соответствующего размера.

Каждый оценивает свой вклад в работу группы: маленький ключик — не доволен, сделал не все, что мог; средний ключик — мог бы лучше; большой — сделал все, что в моих силах для успеха группы.

Логопед благодарит за проделанную работу и прощается с детьми.

Похожие статьи

Занятие по развитию речи «Путешествие в лесную школу».

Логопед: давайте посмотрим куда же нам двигаться дальше. На карте изображены три

Ребята на полянке под каждым деревом сидят звери, они лето не ходили в лесную школу, и многое

Определи первый и последний звук в словах. ЗАДАНИЕ МЕДВЕДЯ «Составь рассказ».

Давайте составим из этих букв слово и тогда мы сможем построить дорожку и перебраться на.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе.

Давайте вспомним, что такое буквы? Дети: Буквы — это то что мы видим и пишем. Логопед: Какие буквы вы видите?

Логопед изменяет артикуляционную модель какого-либо звука в составе слова. Детям дается задание догадаться, какой звук изменился и изменилось ли.

Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта. )

Как пишется это слово? (открывается слово) Какую букву надо запомнить в этом слове? (безударную гласную О) Прочитайте слово хором орфографически, запишите его в тетрадь, подчеркните гласную и поставьте ударение. В 3–4 классах можно не открывать готовое слово.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по.

Дети встают по кругу. Выбирается водящий, который уходит подальше, чтобы не слышать, о

С помощью схем дети прячут матрешку: логопед дает ребенку матрешку, называет предмет

Упражнять детей в умении делить слова на слоги, составлять слова по таблице слогов.

– деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на.

Конспект занятия «Дифференциация звуков к — кь. Буквы. »

Логопед приглашает детей в кабинет. Организует приветствие. Логопед: Назовите лишний звук, который не подходит к остальным звукам.

4. Дифференциация звуков к — кь в словах. Логопед: Дошла Крошечка-Хаврошечка до яблони, а на ветках яблоки. Какие яблоки по цвету?

Система работы по дифференциации звуков при.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка. Система работы по дифференциации звуков при. Формирование фонематического восприятия у детей с общим.

Конспект НОД для логопедической подготовительной к школе.

(дети и логопед произносят слова). II. Основная часть. Игра № 1. «Волшебные цветы». Л: Посмотрите, мы попали с вами на болото.

1. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе.

Программное содержание: совершенствовать умения детей в нахождении места звука в

Ой, а посмотрите, какая цветочная полянка, сколько на ней красивых и ярких цветов.

(Стол и мяч, забор и кот, клетка и птица, бабочка и пенек.) В: Задание выполнили правильно

(Дети вместе с воспитателем зачитывают стихотворение по обозначениям, затем каждый самостоятельно).

Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной.

Дети: — Из букв. Воспитатель: -А чем отличается буква от звука? Дети: букву можно записать и прочесть, а звук только слышать.

(Дети отгадывают загадки, вставляют пропущенные буквы в словах, раскрашивают нужный квадрат и получают карточку с буквой «И»).

Читайте также:  Нейропсихологический подход в логопедической работе
Ссылка на основную публикацию