Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР(II- III уровня)

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики “Мастера своего дела” Шиханова Виктория Вячеславовна, учитель – логопед СП «Детский сад № 13» ГБОУ гимназии «Образовательный центр «Гармония» г. Отрадный Самарской области. Педагог предлагает вашему вниманию конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР(II- III уровня). Данный материал будет полезен учителям-логопедам ОУ.

Краткий комментарий к статье от Виктории Вячеславовны:

«Конспект направлен на совершенствование звукопроизношения и формирование звукобуквенных связей»

Полезного чтения.

Тема: звуки [т], [т , ], [д], [д , ], Буквы Т, Д

Цель:закрепить умение дифференцировать звуки [т], [т , ], [д], [д , ] и формировать звукобуквенные связи.

  • знают артикуляционные и акустические признаки звуков;
  • умеют обозначать звуки Т, Д соответствующими буквами;
  • умеют определять место звуков [т], [т , ], [д], [д , ], в словах (начале, середине, конце);
  • умеют проводить анализ предложения из 5 слов;
  • умеют проводить слоговой и звукобуквенный анализ слов трехсложной структуры;
  • умеют составлять простые распространенные предложения.
  • закрепить знание об акустической и артикуляционной характеристики звуков [т], [т , ], [д], [д , ], на материале слов сложной слоговой структуры;
  • сформировать зрительный и графический образ букв Д и Т;
  • закрепить умение определять место звуков [т], [т , ], [д], [д , ], в словах (в начале, в середине, в конце);
  • закрепить умение проводить анализ предложения из 5 слов;
  • закрепить навык слогового и звукобуквенного анализа слов трехсложной структуры;
  • закрепить навык составления простого распространенного предложения.

Ход занятия

– Здравствуйте, ребята. Давайте все встанем в круг и возьмемся за руки. Сейчас поиграем в игру «Назови соседа ласково». Назовите того, кто стоит от вас по правую руку ласково по имени. Молодцы! Садитесь на свои места.

Основная часть

– Сегодня на занятие к нам в гости пришли Даша и Толя. Они принесли с собой игрушки. Даша принесла дудочку, а Толя принес трактор. Скажите, какие звуки чаще встречаются в этих словах? Правильно это звуки [т] и [д]. Сколько звуков в слове дудочка? А в слове трактор? Какой первый звук в слове дудочка, в слове трактор? Сегодня мы рассмотрим звуки [т], [т , ], [д], [д , ].

– Давайте вспомним характеристику звуков [т], [т , ], [д], [д , ].. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? Как произносим эти звуки? Какие это звуки? Чем обозначаются звуки на письме и в чтении? Правильно, буквы.

-Ребята, сейчас попробуйте написать буквы Д, Т в воздухе. Представьте, что ваш пальчик это ручка, и вы ей пишите на листе. Молодцы. На что похожи эти буквы? Теперь, посмотрите как я буду печатать буквы Д и Т на доске. А теперь счетными палочками выложите на столе буквы Д и Т. Возьмите свою рабочую тетрадь и напишите так же буквы Д и Т.

1 задание

– Даша с Толей приготовили для вас слова. Сначала вам нужно сказать, какой звук вы слышите, [д] или [т], потом нужно определить, где он стоит в слове, в начале, в середине или в конце. Я буду называть слово, а вы по очереди подходите и кладите Д или Т в ячейку. Остальные работают со своими звуковыми линейками.

Автобус, танк, утка, тарелка, капуста, тапочки, рот, бант, доска, дом, дыня, ведро, карандаш, колдун

2 задание

– Даша и Толя приготовили для вас небольшие стихотворения, но сами запутались в них. Давайте им поможем.

Лошадь скачет по доске. Строим мы в поселке дачку.

А лисичка вся в тоске. И кладем песок на тачку.

Зайки нет, и ей тоскливо. Тачка полная песка.

Скачет лошадь, вьется грива. Дачка низкая пока.

– Какие похожие слова вы услышали? Какими звуками они отличаются? Какие звуки их меняют?

3 задание

– Даша с Толей приготовили еще одно задание для вас. Для начала послушайте предложение: «Данил подарил Тане карандаш». А теперь, проговорим это предложение все вместе.

– Сколько всего слов в предложении?

– Назовите первое слово, второе…

– А теперь вспомните 3 правила записи предложения. Выложите схему предложения. (один ребенок выполняет на доске, остальные у себя).

– Давайте разделим слова подарил и карандаш на слоги. Выложите их слоговую схему. Почему столько слогов в этих словах? какие слоги ударные?

– В слове подарил сколько звуков? Назовите первый…звук. Назовите гласные звуки, согласные звуки. Каким цветом обозначается согласный твердый звук? Красным цветом, какие звуки обозначаем?

Физминутка

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь

Будто мой упругий мяч.

4 задание

– Итак, последнее задание, которое для вас приготовили Даша с Толей. Сейчас читаю стихотворения, вы должны закончить предложение со звуком [д]

-Город называем «Тверь»,

В доме открываем… (дверь).

Вот тележка. Это – тачка.

Дом в саду зовется…(дачка).

Я в тетрадке ставлю точку.

Мама любит свою…(дочку).

По реке плывут плоты.

Зреют на ветвях…(плоды).

5 задание

– Я сейчас каждому раздам слова. Вы должны найти себе пару, таким образом, чтобы ваши слова отличались всего лишь одной буквой.

Таня- Даня, Тоня- Доня, том – дом, тут- дут, творец- дворец, точка- дочка.

Заключительная часть

– Ребята, вы большие молодцы! Сегодня вы хорошо поработали, и Даше с Толей очень понравилось с вами заниматься. Позовем их в гости к нам?

– Давайте вспомним, о каких звуках сегодня мы с вами говорили? Какие задания вам сегодня понравились? А какие показались для вас трудными?

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) по обучению грамоте. Напрвлено на закрепление умений составлять предложения и схематично это изображать. Познакомить с согласным звуком Р, дифференцировать Р на мягкий -твердый.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 37 «Колокольчик»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста ( с 6 до 7 лет)

по теме: «Путешествие по Звукограду»

Воспитатель: Е.А.Жарникова Сургут, 2018г.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

По теме: «Путешествие по Звукограду».

Цель: совершенствовать фонетический слух, навык звукового анализа слова, составления предложений (умение работать со схемами).

Образовательные:

– Совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков;

-Упражнять в делении слов на слоги.

-Учить детей отгадывать загадки, отвечать на вопросы.

– Упражнять в определении места звука в словах, в определении количества слогов в слове.

– Закрепить умение составлять предложения из 2-х, 3-х слов.

Развивающие:

– Развивать связную речь.

– Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность.

– Развивать грамматический строй речи.

Воспитательные:

– Воспитывать интерес к образовательной деятельности.

– Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

– Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Методические приемы:

Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, загадывание загадок о сказках; вопросы, объяснения.

Наглядные: картинки с заданиями, схемами

Игровые: дидактические игры: «Из чего дом?», «Назови слово на заданный звук».

Практические: (упражнения в тетрадях, работа со схемами).

Материалы (оборудование):

Демонстрационный: картинки для составления предложений, коробочка с сюрпризом, аудиозапись телефонного звонка, плакат с изображением города Звукограда, картинки сказочных героев (Буратино, Красная Шапочка, Три поросенка), раскраски сказочных героев для детей 6-7 лет по количеству детей.

Раздаточный: карточки-схемы (деление слов на слоги), фишки для обозначения согласных звуков зеленого и синего цвета (весь раздаточный материал по количеству детей).

Предварительная работа: работа со схемами (состав слова, предложения); дидактические игры: «Звук потерялся», «Закончи предложение», «Назови братца»; чтение сказок, разгадывание загадок.

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по Звукограду. Вспомним, кто живет в этом городе, какие звуки?

(Вдруг, речь воспитателя прерывает телефонный звонок. Звучит аудиозапись телефонного звонка. Педагог снимает трубку телефона и ведет с кем-то разговор)

Воспитатель: Ребята, это звонит мэр города Звукограда. Он сообщает, что в городе звуков переполох, к ним попали сказочные герои. Они кричат, плачут и требуют вернуть их в свои сказки. Мэр знает, что мы с вами знаем много сказок и надеется, что мы сможем помочь.

Воспитатель: – Ну, что поможем сказочным героям и мэру?

Ответы детей: Да, поможем.

(Воспитатель набирает номер телефона и имитирует разговор с мэром).

Воспитатель: Уважаемый мэр, мы согласны, но что нужно сделать, чтобы помочь сказочным героям?

Мэр: Нужно выполнить задания, которые я вам отправляю на электронную почту.

(Звучит аудиозапись смс – оповещения и воспитатель демонстрирует задания в пакете, пришедшие по электронной почте).

II. Основная часть.

Воспитатель: Кто же первый герой, попавший в Звукоград, отгадайте загадку:

Непоседа и проказник,

И устроил куклам бал.

Ответы детей: Буратино

(Воспитатель выставляет картинку Буратино).

Воспитатель: Ребята, а из какой сказки этот герой?

Ответы детей: Этот герой из сказки А.Толстого «Приключения Буратино».

Воспитатель: Правильно, и чтобы вернуть Буратино в его сказку нам нужно выполнить задание.

( Воспитатель выставляет на доску картинку с изображением мальчиков, играющих в машинки).

– Ребята, рассмотрите картинку. Кто здесь нарисован?

Воспитатель: – А теперь придумайте предложения, состоящие из двух слов.

Дети: Дети играют. Мальчики играют.

Воспитатель: Сколько слов в первом предложении «Мальчики играют»?

Воспитатель: Давайте повторим, как мы обозначаем первое слово в предложении и что ставим в конце?

Дети: С заглавной буквы, а в конце ставим точку.

Воспитатель: Проверьте себя.

(на доске выставляется схема предложения).

Воспитатель: Зарисуйте схему предложения, состоящего из двух слов в свою рабочую тетрадь.

Воспитатель: Сколько слов в предложении «Мальчики играют машинками»?

Ответы детей: Три.

Воспитатель: Сколько нужно изобразить черточек для схемы предложения, состоящего из трех слов?

Ответы детей: Для предложения, состоящего из трех слов, нужно нарисовать три черточки. Первую черточку выложить вертикально – это заглавная буква.

Воспитатель: Зарисуйте получившуюся схему в свою тетрадь.

Воспитатель: Посмотрите, мы правильно справились с первым заданием, и наш герой Буратино отправляется в свою сказку. Молодцы!

Воспитатель: Кто же еще попал в Звукоград, мы узнаем, отгадав следующую загадку:

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её?

Дети: Красная Шапочка.

Воспитатель: А из какой сказки эта героиня?

Дети: Из сказки Ш.Пьеро «Красная Шапочка»

(На доску выставляется картинка с Красной Шапочкой)

Воспитатель: Давайте узнаем, ребята, что нам нужно выполнить, что бы Красная Шапочка вернулась в свою сказку.

(Воспитатель показывает и прикрепляет на доске картинку с двумя мальчиками).

Воспитатель: – Ребята, когда нам нужно с кем – то познакомится, что мы делаем?

Дети: Здороваемся, спрашиваем имя.

Воспитатель: Правильно, давайте познакомимся и узнаем, как зовут этих мальчиков (появляется новая картинка с именами Рома и Сережа, воспитатель читает имена детей, интонационно выделяя звук «Р»).

Воспитатель: Какой звук я выделила голосом?

Воспитатель: Когда мы произносим звук «Р», нам мешает что-нибудь во рту?

Воспитатель: Значит это звук согласный или гласный?

Дети: Этот звук встречает во рту преграду, значит он согласный.

Воспитатель: Правильно. Одинаково «Р» звучит в именах мальчиков?

Дети: В имени «Рома» «Р» звучит твердо.

Воспитатель: Значит это большой братец звука «Р».

Воспитатель: А в имени «Сережа», как звучит звук «Р»?

Дети: В имени «Сережа» звук «Рь» звучит мягко.

Воспитатель: Правильно, это маленький братец звука «Р» – «Рь».

Воспитатель: Ребята, где находится звук «Р» в слове «Рома»?

Дети: В слове «Рома» звук «Р» находится в начале слова.

Воспитатель: Чтобы поселить звук на свое место в слове, нужно его проанализировать (разделить на слоги). Кто, определит, сколько слогов в слове «Рома»?

Дети: отхлопывают и называют количество слогов (Два).

Воспитатель: Правильно. Возьмите на столе полоску-схему с нужным количеством окошечек и положите перед собой (дети отбирают полоску – схему с двумя окошками и кладут перед собой на столах). Воспитатель проверяет правильность выполнения задания детьми, помогает детям, кто испытывает затруднения.

Воспитатель: Какой звук «Р» в слове «Рома»?

Воспитатель: Значит, нам нужна фишка, какого цвета?

Дети: Звук «Р» твердый, значит, берем фишку синего цвета.

Воспитатель: Закройте выбранной фишкой место (окошечко) звука «Р» в слове «Рома».

Воспитатель: На каком месте вы поселили звук «Р» в слове «Рома»?

Дети: в начале слова.

Воспитатель: проверьте себя, воспитатель демонстрирует схему с обозначенным на первом месте звуком «Р» в слове «РОМА».

Воспитатель: А сейчас проанализируем слово «Сережа». Сколько слогов в этом слове?

Дети: отхлопывают три раза. Три.

Воспитатель: Правильно, найдите на своем столе полоску-схему, состоящую из трех окошечек. Где «живет» звук «Рь» в слове «Сережа»?

Дети: Звук «Рь» в слове «Сережа» находится в середине слова.

Воспитатель: Какую фишку мы возьмем для обозначения звука «Рь»?

Дети: Звук «Рь» мягкий, возьмем фишку зеленого цвета.

Воспитатель: Закройте фишкой место звука «Рь» на полоске-схеме и проверьте себя.

На доску выставляется схема с обозначенным в середине слова звуком «Рь» в слове СЕРЕЖА. Дети проверяют себя.

Воспитатель: Вот видите, какие вы молодцы, справились и с этим заданием, и Красная Шапочка отправляется в свою сказку.

Снова раздается телефонный звонок. Воспитатель отвечает по телефону и обращается к детям.

Воспитатель: Ребята, я ничего не поняла, там какие-то озорники визжат, плачут, хохочут, что делать? Попробуйте вы разобраться, кто это?

Три братца дружно строят дом,

Тепло, уютно будет в нем.

В работе братцы знают толк,

Не сможет в дом пробраться волк.

Дети: Три поросенка.

Воспитатель: А из какой сказки эти герои?

Дети: Эти герои из английской народной сказки «Три поросенка».

Воспитатель: Поросята очень любят веселиться и играть, давайте и мы поиграем. Вставайте в круг.

Физкультминутка «Зарядка семи гномов».

Первый гном присел и встал (приседания),

А второй вдруг побежал (бег на месте),

Третий, плавно покружился (кружатся направо),

А четвёртый наклонился (наклоны).

Пятый вправо повернулся (поворот направо),

А шестой назад прогнулся (наклон назад),

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго (прыжки),

Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».

Воспитатель: Передохнули. Но поросята не наигрались и хотят поиграть с нами еще. А вы, помните, из какого материала строили свои дома поросята в сказке?

Дети: один братец из соломы, второй из прутиков, а старший из кирпича.

Воспитатель: А из чего еще можно построить дома?

Игра «Из чего дом?»

Я буду называть материал, а тот, кому я брошу мяч, будет называть, каким он будет: из соломы – соломенный; из камня – каменный; из дерева – деревянный; из стекла – стеклянный; из железа – железный; из резины – резиновый; из пластмассы – пластмассовый; из кирпича – кирпичный.

Воспитатель: Молодцы! Наши поросята наигрались, успокоились и отправились в свою сказку.

Воспитатель: А мы с вами поиграем еще в одну игру. С каким согласным звуком мы сегодня познакомились?

Читайте также:  Стимулирование речевой активности ребенка через обогащение сенсорного опыта

Дети: со звуком «Р».

Воспитатель: Что мы узнали о нем?

Дети: Что звук «Р» согласный и у него есть два братца. Большой (твердый) и маленький (мягкий).

Воспитатель: Молодцы. Давайте проверим, как вы научились распознавать, где «Р», а где в словах «Рь».

Игра «Кто больше»: Придумайте слова с большим братцем «Р».

(рама, рак, рыба, гром, краб, брат), а теперь с мягким «Рь» (Рита, рябина, ремень, грибок).

III. Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, (заглядывая в конверт), задания мэра закончились?

Воспитатель: Как вы думаете, мы помогли жителям Звукограда? Все герои вернулись в свои сказки?

Воспитатель: Какое задание мы выполнили, чтобы помочь Буратино?

Дети: Составляли предложения и делали схемы.

Воспитатель: Чем мы помогли Красной Шапочке?

Дети: Выучили согласный звук «Р». Искали его место в именах мальчиков. Определяли сколько слогов в слове «Рома» и в слове «Сережа».

Раздается звонок. Воспитатель имитирует разговор с мэром.

Воспитатель: Звонил мэр Звукограда, он благодарит нас за помощь. Благодаря нам все сказочные герои вернулись в свои сказки и в городе снова порядок. За доброе дело нас ждет сюрприз.

Раздается стук в дверь и младший воспитатель передает воспитателю сюрпризную коробку, воспитатель открывает коробку и достает раскраски сказочных героев.

Воспитатель: Спасибо мэру за подарок, вы обязательно раскрасите сказочных героев и вспомните о наших сегодняшних заданиях.

Наши приключения закончились, а вы выберите себе смайликов, которые отражают ваше настроение после занятия.

Покажите, пожалуйста, свои смайлики. Благодарю вас за хорошую работу, вы были молодцы!

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III уровня
план-конспект занятия по теме

Тема занятия “На базар ходили мы. “-проводилась с подгруппой детей, посещающих подготовительную к школе группу детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Проводилась предварительная работа по активизации словаря по ранее изученным темам “Овощи”, “Фрукты”,”Садовые ягоды”.Ставились основные образовательные задачи на умение дифференциации согласных звуков,умение определять местоположение звука в слове,звуковой анализ и синтез слов,фонематическое восприятие.Предупреждение дисграфии.Развитие фразовой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
занятие по обучению грамоте21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №30 «Лукоморье»

муниципального образования город-курорт Геленджик

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ:

в подготовительной к школе группе детского сада

для детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Тема занятия: «На базар ходили мы. »

Выполнила :Степанкова Марина Владимировна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МБДОУ компенсирующего вида №30 «Лукоморье»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III уровня

Тема занятия: «На базар ходили мы.

Закрепление звуков С, Сь. Буква С.

Звуковой анализ ,синтез,чтение слов СОК-СУК-СУП».

I. Образовательные задачи:

-артикуляционную позу для звуков «С», «Сь»;

-умение определять местоположения звуков «С», «Сь» в слове;

-умение дифференцировать согласный звук по твёрдости-мягкости;

-активизацию словаря на основе изученных лексико-грамматических тем «Овощи», «Фрукты», «Садовые ягоды».

2. Развивать фразовую речь:

-подбор родственных слов;

II. Коррекционные задачи:

-мускулатуру мелкой моторики рук;

-фонематическое и интеллектуально-эмоциональное восприятие.

III. Воспитательные задачи:

-умение слушать и слышать логопеда и своих товарищей;

-нравственность,гуманистическое отношение к окружающему.

Оборудование: Куклы Соня и Сима, предметные картинки с изображением овощей и фруктов, корзинки. Сюжетная картинка фруктового сада, муляжи овощей и фруктов, макет фруктового дерева, карточки с изображением буквы «С» на предупреждение дисграфии, карточки для выкладывания буквы «С» из фасоли, кассы букв, схемы на определение места звука в слове, схема звуков «С», «Сь».

I. Организационный момент.

-Однажды тёплым осенним деньком мама Света попросила дочерей Соню и Симу сходить на рынок, чтобы купить овощей и фруктов для обеда.

-Какой первый звук вы слышите в имени Света? Соня? Сима?

-Правильно,звуки «С» и «Сь».

1.Уточнение характеристики звука по акустическим и артикуляторным признакам.

-Давайте вспомним артикуляционный уклад звуков «С» и «Сь».

Когда мы произносим эти звуки, кончик язычка спокойно лежит за нижними зубами, зубы сомкнуты в «Заборчик», а губы растянуты в «Улыбке».

-Произнесём вместе: «С-С-С. »

-Дайте характеристику этому звуку .(Предполагаемые ответы детей: «Согласный, потому что ни петь, ни долго тянуть мы его не можем, он встречает преграду во рту. Этот согласный глухой( «горлышко «спит», «не работает»,глухо произносим).Он может быть твёрдым «С» или мягким «Сь».(синяя-зелёная фишка).

Выставляется схема звуков «С-Сь».

-Молодцы,всё верно назвали.

-Давайте вместе с девочками отправимся на рынок, и поможем им в выборе фруктов и овощей.

2. Пальчиковая гимнастика.

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины,

Сливы, дыни, мандарины,

Но купили мы арбуз-

Это самый вкусный груз!

3.Развитие фонематического восприятия.

Различение звуков по твёрдости-мягкости.

Делимся на две команды.

1-я команда выбирает фрукты и овощи для Сони(с твёрдым согласным звуком «С»)- салат, капуста, абрикос.

2-я команда выбирает овощи и фрукты для Симы( с мягким согласным звуком «Сь») – сельдерей,апельсин, персик.

-Молодцы, мы справились с этой задачей!

4. Определение местоположения звуков в словах.

-Давайте поможем девочкам выбрать овощи для супа.

Отгадайте загадки: 1.Она спряталась в земле-

Оказалась на столе.

Чаще ешьте винегрет-

Проживёте триста лет! (Свёкла).

2. Расселась барыня на грядке 3.Без рук, без ног

Одета в шумные шелка. Ползёт на батог (Фасоль).

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли пол -мешка (Капуста). 4.Зелен и густ

На грядке вырос куст.

-Теперь подберём фрукты и ягоды для соков:

1.Варенье солнечно, как юг, 2.С юга этот неженка-

На пирожки с повидлом -спрос. Кругленький, да свеженький.

В сушёном виде -он урюк, На щеках его пушок,

А в натуральном. (Абрикос). А дотронься-брызнет сок!

3.На сучках висят шары- 4.Три сестры летом зелены,

Посинели от жары.(Слива). К осени одна краснеет,

(Также определяем местоположение звуков «С», «Сь» в других словах: редис, ананас, апельсин, салат, чеснок).

5. Проговаривание слоговых цепочек со звуками «С»,«Сь» в чистоговорках:

II. Работа с буквой .

-Посмотрите на Соню и Симу. На что похожи их косички?

-У кого она правильная?(у Сони).А у Симы неверно. Давайте исправим.

-стихотворение о букве: «Часть кружочка потерялась-буква С у нас осталась».

-рисуем букву в воздухе;

-выкладываем из фасоли на пластилиновых карточках.

-работа по индивидуальным карточкам: «Подчеркни такую же, как внизу»; «обведи в кружок все буквы С»—О Ю С Б О Ю Р С Э С Э О С

-найдите букву с в кассах букв и слогов.

III. Развитие координации речи с движением:

Мы идём во фруктовый сад (шагаем по кругу)

Вдыхаем яблок аромат, (выполняем дыхательные упражнения)

Хотим яблоки сорвать с дерева (тянемся руками вверх)

Может быть, допрыгнем до них? (прыжки на месте)

Нужно поставить лестницу (движение вверх по воображаемой

Срываем яблоки и кладём в корзину («срываем, складываем в

Яблоки собрали ,теперь отдохнём (присели, расслабились).

(После выполнения физминутки возвращаемся на места).

VI.Звукобуквенный анализ и синтез слова «СОК»:

1.Мама Света приготовила сок.

-Назовите звуки по порядку в слове: С,О,К.

-Какой первый звук?(«С»).Охарактеризуем его. Что это за звук?(«Согласный ,глухой,твёрдый».)-выкладываем фишку.

-Назовите 2й звук.(«О»)-характеристика звука, выкладывание фишкой.

-Называем последний звук в слове («К»).

-Сколько гласных звуков?(Один, называем ещё раз, показываем).

-Сколько согласных звуков?(Два, называем их, показываем). Какие это согласные звуки?(«Оба твёрдые,глухие»).

-Выкладываем буквами, прочитываем.(«СОК»).

2.Работа по словообразованию:

Давайте назовём, какие соки можно приготовить:

из персиков- персиковый;

3.«Волшебное превращение»: СОК-СУК-СУП (работа с кассой букв).

Мама Света приготовила сок, но ей нужно сварить ещё суп.

-Давайте поможем превратить слово «СОК» в слово «СУП».

-Кто поможет первый? Обратите внимание на гласный и согласный звуки и буквы, которыми обозначаются эти звуки.

Соня и Сима будут сыты сегодня, у них есть и суп, и сок.

4. «Слово рассыпалось»

Но вот подул осенний ветерок и рассыпал ещё одно слово. А собрать мы его сможем из первых БУКВ слов « С лива», « А пельсин»,

5 «Родственные слова»

Какие другие слова можно образовать от слова «САД»?

-Как мы называем такие слова?(родственные).Молодцы!Вы много слов придумали от слова «САД».Теперь их знают и Соня с Симой.

6. «Договори предложение»:

В саду растёт много. (слив, абрикосов, персиков, апельсинов. )

-Что мы узнали вместе с Соней и Симой? Где мы побывали? Что делали?

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Звук [С]. Буква «С» (закрепление)

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Цель: Закрепить звук [С], букву «С».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Закреплять умение детей характеризовать звук [С] по акустическим и артикуляционным признакам;
  • уточнение и закрепление навыков четкого произношения звука [С] в слогах, словах;
  • упражнять в образовании существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения;
  • учить определять позицию звука [С] в слове;
  • закрепление графического обозначения звука [С].
  • совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза односложных слов;
  • формирование навыка чтения;
  • закрепление умения составлять и анализировать предложение; делать графическую запись к нему c использованием правил написания.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • расширение и уточнение активного словаря;
  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие памяти, фонематического восприятия, общей и мелкой моторики;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитание у детей самоконтроля за речью;
  • воспитание дисциплинированности, организованности.

Оборудование: предметные картинки (стакан, самовар, миска, термос, поднос, соусница), схемы звуко-слогового анализа на каждого ребенка, кассы букв на каждого ребенка, карточки с буквами, наборное полотно или магнитная доска, мяч.

Ход занятия

(Раздается звон бьющейся посуды.)

Логопед. Что это за шум?

(В зал входит Федора, садится и плачет.)

Федора. Ой, ребятушки, горе у меня, горе! Я посуду не любила, никогда её не мыла, очень часто просто била! Я её не уважала, и посуда убежала!

Логопед. Ребята, вы узнали эту гостью? Сказку можете назвать? (дети отвечают)

Логопед. Значит, ты посуду обидела.

Федора. Да, я за ней и не следила. Я её совсем не мыла. Что мне делать, как мне быть? Как посуду возвратить? Вы мне, детки, помогите и посуду всю верните! Без нее я пропаду, просто с голода умру!

Логопед. Поможем, ребята, Федоре? (дети соглашаются) А ты не пробовала, Федора, посуду ласково называть?

Федора. Нет, научите.

Логопед. Давайте поиграем в игру с мячом «Назови ласково»

(Дети становятся в полукруг. Логопед кидает мяч и называет посуду, а ребёнок должен подобрать ласковое название посуды)

Тарелка – тарелочка.
Вилка – вилочка.
Чашка – чашечка.
Чайник – чайничек.
Ложка – ложечка.
Кружка – кружечка.
Сковорода – сковородочка.
Стакан – стаканчик.

Логопед. А еще наши ребята знают название посуды для определенных продуктов. Хотела бы ты узнать название такой посуды?

Федора. Да!

Логопед. Куда кладут соль?

Дети. В солонку.

Логопед. В чем хранят сахар?

Дети. В сахарнице.

Логопед. Во что положат салат?

Дети. В салатницу.

Логопед. Куда нальем суп?

Дети. В супницу.

Логопед. Куда положим сухари?

Дети. В сухарницу.

Логопед. Куда нальем соус?

Дети. В соусницу.

Федора. Многого я не знала о своей посуде. Не очень внимательна я была к ней.

Логопед. А обратила ли ты, Федора, внимание, какой первый звук мы услышали в названии посуды (солонка, сахарница, салатница, супница, сухарница)?

Федора. Нет.

Логопед. Ребята, помогите Федоре.

Дети. Звук [С].

Логопед. Какой это звук?

Дети. Согласный, твёрдый, глухой.

Логопед. А где в слове может находиться (прятаться) звук [С]?

Дети. В начале, в середине, в конце слова.

На доске закрепляются таблички со звуковыми схемами слов.

Логопед. Ребята, перед вами лежат картинки (миска, самовар, стакан, поднос, термос, соусница). Внимательно посмотрите на них и назовите мне только те названия посуды, в которых звук [С] стоит (прячется):

– в начале слова (стакан, самовар);

– в середине слова (миска);

– в конце слова (термос, поднос).

Дети отвечают на вопросы, и одновременно с ответами на доске закрепляются соответствующие звуковые схемы слов.

Логопед. В каком слове звук [С] встречается два раза?

Дети. Соусница.

Логопед. Молодцы!

Федора. Какие вы все смышленые. Столько всего знаете. Я, пожалуй, у вас поучусь.

Логопед. Сейчас будет очень интересное задание, попробуй, Федора, выполнить его с ребятами. Внимательно слушайте и постарайтесь отгадать слово, добавив в конец слог.

СА: ли. ко. кляк. ро. плак. ;

СЫ: о. у. бу. ко. ве. ча. ;

СОК: пе. ку. но. ле. воло. коло. голо.

(дети выполняют задание)

Логопед. Умнички! Отлично справились с заданием! И у тебя, Федора Егоровна, все хорошо получается.

Логопед. Давайте теперь отдохнем немножко, а Федора нам поможет. Возможно, тебя твоя посуда и услышит.

Физкультминутка «Посуда». (дети выполняют движения за Федорой)

Вот большой стеклянный чайник, (Дети “надувают” живот)
Очень важный, как начальник (Одна рука на поясе, другая изогнута как носик)
Вот фарфоровые чашки, (Приседают, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются! (Хлопок в ладоши)
Вот серебряные ложки, (Потянулись)
Голова на тонкой ножке (Сомкнули руки над головой)
Вот пластмассовый поднос (Руки перед собой, ладонями вверх)
Он посуду нам принёс.
(Н.Нищева)

Федора. Уже и отдохнуть успели, а посуды все нет!

Логопед. Не грусти, Федора Егоровна, ребята же обещали тебе помочь. Скоро услышит нас твоя посуда. Повнимательней слушай и запоминай.

Логопед. Ребята, какой буквой на письме мы обозначаем звук [С]?

Дети. Буквой «С»

Логопед. Найдите букву «С» среди других букв.

(один ребенок выходит, находит букву «С» и закрепляет картинку с буквой на доске).

Логопед. Федора Егоровна, а скажи-ка нам, что ты чаще всего в кастрюле варишь?

Федора. Суп.

Логопед. Ребята, давайте разберем это слово.

Логопед. Какой звук стоит в начале слова?

Дети. Звук [С].

Логопед. Какой это звук?

Дети. Согласный, твердый, глухой

Логопед. Каким цветом мы его обозначим?

Дети. Синим.

Логопед. Какой звук стоит вторым?

Дети. Звук [У].

Логопед. Какой это звук?

Дети. Гласный.

Логопед. Каким цветом мы его обозначим?

Дети. Красным.

Логопед. Какой звук стоит в конце слова?

Дети. Звук [П].

Логопед. Мы уже знаем, какой он.

Дети. Согласный, твердый, глухой. Обозначаем его синим цветом.

(Дети выполняют звукобуквенный анализ слова и составляют схему из цветовых символов)

Логопед. А теперь давайте выложим это слово в кассе букв и прочитаем его.

(Дети выкладывают в кассах букв слово «СУП»)

Логопед. Замените в этом слове звук [П] звуком [К]. Какое новое слово получилось?

Дети. Сук.

Логопед. Чем различаются эти слова? (ответы детей)

Логопед. А теперь превратите слово СУК в слово СОК.

(дети выполняют задание и выкладывают слово в кассе букв)

Логопед. Как вам удалось превратить слово СУК в слово СОК? Что вы для этого сделали?

Логопед. Ребята, а давайте составим предложение со словом СОК.

Дети. Саша пьет вкусный сок.

(Дети составляют предложение, подсчитывают количество слов в предложении и выкладывают графическую схему к нему c использованием правил написания).

Логопед. Молодцы! Назовите мне слова со звуком [С], которые встретились в нашем предложении. (ответы детей)

(Из-за двери доносится звон посуды.)

Логопед. Что это за звуки?

Федора выходит из зала и возвращается с посудой.

Федора. Ура! Моя любимая посуда вернулась! За своё плохое обращение я прошу у посуды прощения!

Логопед. Пообещай нам, Федора Егоровна, что бережно будешь к посуде относиться.

Федора. Буду жить, не тужить, за хозяйством следить. Посуду мыть, вытирать, да на полку составлять. А вам, ребята, большое спасибо за помощь!

Логопед. Вы, ребята, действительно молодцы! Мне понравилось, что вы сегодня активно работали, были внимательны. Что мы сегодня с вами вспомнили? Что было интересного? Замечательно потрудились и Федоре Егоровне помогли. Многому она научилась с нами. Внимательней стала. Теперь она обязательно будет за своей посудой следить.

Мастер-класс «Обучение старших дошкольников с нарушениями речи пересказу с использованием картинно-графических схем»

Валентина Сеничкина
Мастер-класс «Обучение старших дошкольников с нарушениями речи пересказу с использованием картинно-графических схем»

Несформированность связной речи дошкольников с речевыми нарушениями отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями. Современные исследования подтверждают, что умения и навыки связной речи при спонтанном развитии не достигают того уровня, который необходим для последующего полноценного обучения в школе. Этим умениям и навыкам надо обучать специально до того, как дошкольники научатся читать. Поэтому, регулярные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют актуальное значение для всего процесса обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи.

В качестве одного из таких средств можно с успехом использовать предметно-графические схемы текстов цепной организации. Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие. Ребёнок в процессе восприятия текста цепной структуры представляет и видит обозначаемую действительность, а не строчку слов или последовательность звуков, т. к. важнейшей, если не основной единицей семантической организации цепного рассказа является «номинация», т. е. обозначение предметов действительности. Именно обозначения предметов выступают в качестве «опорных точек» при построении программы сообщения. Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста была принята предметно-графическая схема следующего вида: прямоугольниками обозначены предметные значения сообщения (субъект или объект, параллельными стрелками синего цвета – глаголы (слова-действия, пунктирные стрелки красного цвета, которые соединяют прямоугольники по диагонали отражают наличие структурно-смысловой связи; общая рамка – подчинённость плана раскрытию единой темы.

Применение такой схемы даёт реальную возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте – обозначение предмета, на втором – действия, на третьем –вновь обозначение уже нового предмета ситуации. Использование такой предметно-графической схемы цепного рассказа оправдывает себя в полной мере, т. к. создаёт удобства для организации целенаправленного восприятия и последующего анализа, обеспечивая порядок выделения структурных компонентов отдельного суждения – предложений.

На примере адаптированного рассказа цепной организации «Коля и шар» проиллюстрируем, как дети знакомятся с правилами строения цепного текста. Рассказ, который вначале представляется на слух, не должен превышать 6-7 предложений и его содержание можно легко отобразить графически, создав зрительную опору для запоминания.

Итак, педагог зачитывает адаптированный рассказ и даёт установку, чтобы дети запомнили, о каких предметах рассказывается в нём:

«Однажды Коля заболел и лежал в кровати.

Кровать поставили к окну.

Неожиданно в окне Коля увидел красный шар.

На шарике была нарисована красная рожица.

Весёлую рожицу нарисовали друзья мальчика.

Они хотели развеселить больного Колю».

1. После прочтения рассказа детям предлагается отобрать из ряда картинок, представленных на панно только те, которые относятся к данному повествованию.

2. Далее, отобранные картинки надо расположить в последовательности рассказа. Затруднения в воспроизведении события является хорошим поводом для использования графического плана. Показывая схему, мы объясняем, что она поможет быстро найти место каждой картинке.

3. После чтения первого предложения предлагается найти соответствующие ему картинки и подставить их в первую строчку схемы.Анализ протекает в следующем порядке:Л: – О ком говорится в первом предложении?

Л:- Что случилось с Колей? Сколько здесь слов, кто

Д: Коля заболел и лежал.

Д: Он лежал на кровати.

Таким образом, разбирая каждое предложение, картинками заполняется вся схема, т. е. восстанавливается весь сюжет рассказа. Перед дошкольниками, не владеющими навыками чтения, предстаёт рассказ в виде предметно- графической схемы, которая служит зрительной опорой для дальнейшего анализа и пересказа текста.

Анализируя предметную канву рассказа, мы с детьми замечаем, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях, а в схеме фиксируется двумя одинаковыми картинками. Мы приходим к выводу, что именно за счёт такого повторения осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – рассказ. Закрепляя найденное правило, предлагаем детям соединить красными стрелками одинаковые картинки двух соседних предложений по диагонали, устанавливая тем самым цепь смысловых связей через единство предметных значений.

Вывод: рассказ получается тогда, когда предложения «дружат». Одно предложение соединяется с другим как звенья в новогодней гирлянде.

Педагог просит пересказать рассказ, использую в качестве зрительной опоры картинно-графическую схему рассказа.Для закрепления можно предложить следующие задания: – восстановить заданный порядок картинок по памяти –

предложения «рассыпались»;

– найти ошибку в расположении картинок и

восстановить деформированное предложение,

«слова перепутались»;

– найти место «пропавшей» в ряду других картинки,

«потерялось» слово в предложении;

-найти лишнюю картинку, «лишнее» слово.

Такие задания помогают определить место разрыва мысли в рассказе, увидеть, все ли события следуют по порядку.

Таким образом, применение предметно-графического плана смысловой программы текста позволяет детям с нарушениями речи, не владеющим навыками чтения показать приёмы построения как отдельного предложения, так и целого небольшого текста и создаёт основу для осознанного самоконтроля за речью, т. е. способствует формированию связной речи на основе практического применения правил в учебно-коммуникативных ситуациях.

Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. Астрель. 2006г.

Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР. I. РОЛЬ ПЕРЕСКАЗА В ФОРМИРОВАНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ К числу важнейших.

Развитие речи и умственных способностей старших дошкольников средствами логических игр, упражнений. Мастер-класс для родителей «Как развивать речь и умственные способности детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр, упражнений и задач». Цель: способствовать.

Мастер-класс «Обучение умелой, искусной и эффективной речи дошкольников» Еще древний мудрец Аристотель сказал: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит», а Наполеон Бонапарт «Кто не умеет говорить, тот.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Методическая разработка «Обучение старших дошкольников шитью» Пояснительная записка К этому возрасту у детей достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве, воля, усидчивость,.

Обучение детей с нарушениями речи звуко-слоговому анализу и синтезу слов Обучение звуко-слоговому анализу и синтезу слов – основа подготовки детей-логопатов к обучению грамоте. В чём актуальность этой проблемы?.

Обучение зарисовке схем конструкций из наборов «Кубики строительные» по клеткам Конструктивная деятельность в дошкольном возрасте открывает большие возможности для развития воображения, фантазии и умственного воспитания.

Развитие связной речи старших дошкольников с использованием элементов сказкотерапии Тема: «Развитие связной речи старших дошкольников с использованием элементов сказкотерапии». Пояснительная записка. Программа «Развитие.

Самоанализ НОД в подготовительной группе по развитию речи. Обучение пересказу по Г. Снегиреву «Пингвиний пляж» Выполнила:Майер Ольга Сергеевна Цель: обучение навыкам связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических.

Особенности формирования невербальных средств общения у старших дошкольников с нарушениями речи Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования всех мозговых.

Развитие связной речи через картинно-графические схемы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Я, работаю учителем-логопедом в дошкольном учреждении с детьми с общим недоразвитием речи. Основываясь на результатах логопедической диагностики, мной было выявлено, что дети мало используют фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций, отсутствует самостоятельность в составлении рассказов, нарушена логическая последовательность изложения, наблюдаются смысловые пропуски. В связи с этим, возникло противоречие, приведшее к возникновению проблемы.

Проблема: не сформированность связной речи у детей дошкольного возраста.

Актуальность формирования связной речи в дошкольном возрасте: среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что связная речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействие на окружающих.

Мной был создан проект, который довольно ярко отражает модель общения с воспитанниками и родителями.

Проект “Картиннография в развитии связной речи детей”

Цели работы:

    Знакомство детей с приёмом картиннография.
  • Развитие связной речи, через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов.
  • Развитие памяти, через рассказывание стихов с элементами драматизации.
  • Развитие и поддержки интереса к проекту у родителей и других членов семьи.

Средства для реализации поставленных целей: – это занятия по развитию связной речи с использованием картинно-графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей.

Этапы работы:

I этап: Ознакомительный.

Разработка картинно-графических схем для составления описательных, повествовательных рассказов, а так же для разучивания стихов.

Представляю картинно-графические схемы:

Зимой день короткий, а ночь длинная. По небу кружатся пушистые снежинки.

Дует сильный ветер, и метёт снежная метель, появляются глубокие сугробы. Зимой небо хмурое с серыми облаками. Все деревья стоят без листиков, укрытые снегом. Реки замерзают и затягиваются льдом. Люди на реках делают проруби и ловят рыбу. Прилетают зимующие птицы на кормушки. Зимой медведь спит в берлоге, волк и лиса рыщут в поиски еды, белка сидит в дупле и грызёт орешки, лось бродит по лесу и поедает кору от деревьев. Люди надевают зимнюю одежду. Дети катаются на коньках, санках, лыжах, делают снеговика. Зимой приходит весёлый праздник новый год.

Название и вид посуды (чайная, столовая, кухонная).

Из чего сделана (из дерева – деревянная; из глины – глиняная; из фарфора – фарфоровая; из стекла – стеклянная; из железа – железная)

Части посуды (носик, стенки, дно, крышка, ручка).

Вид птицы? (перелётная, зимующая, домашняя).

Чем питается? (насекомыми – насекомоядная; зерном – зерноядная; рыбой – водоплавающая).

Что можно увидеть глазами у птицы? (цвет, части, размер).

Какая птица на ощупь? (мягкая, пушистая, тёплая – качественные прилагательные)

Что умеет делать? (клевать, взлетать, летать, плавать, высиживать яйца – слова действия).

Где живёт (в жарких странах, на севере..).

Чем питается? (травой, ягодами – травоядное; грибами, шишками – грызун; мясом животных – хищник).

Какое животное? (хитрое, злое, быстрое, голодное, пушистое, серое – употребление качественных прилагательных).

Что умеет делать? (бегать, охотиться, спать зимой, нюхать, скакать, перепрыгивать – употребление слов действий).

Внешний вид, части тела животного, всё то, что можно увидеть глазами (шерсть, голова, морда, туловище, ноги, хвост).

Название. (яблоко, вишня и т.д.)

Обобщение (это овощ; это фрукт и т.д.)

Где растёт? (в лесу на кустарниках, в лесу на деревьях, в саду на деревьях, в огороде на грядках, в лесу на полянках).

Цвет. 5.Форм. 6.Размер.

Вкус (сладкий, кислый, горький и т.д.)

Что можно приготовить (яблочное варенье, жареные грибы, клубничный сок).

Представлен ряд рассказов цепной организации предложений.

Маше на день рождение подарили геранью

Цветок она поставила на окно.

Неожиданно в окошко заглянуло солнышко.

Оно улыбнулось, и герань распустилась.

Мите, мама купила новые зимние сапоги.

В сапогах он пошёл в детский сад.

В детском саду во время прогулке Митя наступил на гвоздь.

Гвоздь порвал сапоги.

Сапоги мама с Митей отнесли к сапожнику.

Он зашил их, и Митя побежал кататься на горке.

Картинно-графические схемы стихов.

Представлен ряд стихов для заучивания.

К нам пришла зима сама.
Принесла во двор зима
Снег пушистый, лёд, снежинки,
Санки, лыжи и коньки.

На деревья и кусты
Шапочки надела,
В толстяка-снеговика
Превратила чучело.

И на окнах спозаранку –
Звёзды, листья, завитушки.
Все девчонки взяли санки.
Все мальчишки взяли клюшки.

Вот подарки так подарки!
Мы играем во дворе.
Нам не холодно, а жарко,
Будто лето в декабре.

Серый зайка под сосной
Объяви, что он портной.
И к портному через час
Медвежонок сдал заказ.
– Будет ваш заказ готов
До январских холодов!
Заяц режет, заяц шьёт,
А медведь в берлоге ждёт.
Срок прошёл. Пришёл медведь.
А штаны нельзя надеть.

Знакомство детей с приёмом картиннография с постепенным усложнением материала.

Описательный рассказ.

  • Знакомство детей со значением символов.
  • Составление детьми отдельных предложений по каждому символу.
  • Составление целого связного рассказа.

Повествовательный рассказ.

  • Беседа по прочитанному произведению.
  • Выбор предметных картинок и составление на графическом панно из них рассказа цепной организации предложений.
  • Итоговое рассказывание по картинно-графической схеме.

Для усложнения рассказа распространенными предложениями, вводятся модели “красивые слова” – употребление детьми качественных прилагательных; “слова действия” – глаголов.

Незаменимое место отводиться моделям “настроения”, с помощью которых дети во время пересказа вносят в рассказ эмоциональные нотки грусти, радости и т.д.

Заучивание стихов.

  • Чтение стихотворения взрослым, акцентируя внимания детей на картинно-графическую схему.
  • Повторное чтение по схеме совместно с детьми.
  • Чтение стихотворения по схеме с добавлением двигательных образов.
  • Самостоятельное рассказывание стихотворения детьми, взрослый оказывает подсказку только двигательными образами.

II этап: Детское проектно-творческое моделирование.

Создание игрового центра “Страна фантазий”, который будет дарить детям ощущение первооткрывателя, автора, сотворившего неповторимый проект, радость, удовольствие и уверенность в себе.

В него войдут игровые модули:

“Сцена” – дети, выбирая любую картинно-графическую схему знакомого стихотворения, драматизируют его.

“Чудо-избушка” – данную конструкцию ребёнок может трансформировать в любой из объектов. Если это овощной магазин – дети по картинно-графическим схемам составляют описательные рассказы об овощах; если школа – придумывают рассказы о школьных принадлежностях; и вот ребята захотели просто поиграть в дом – усаживаются на мягкий ковёр в своём “чудо домике” и начинают фантазировать, составляя повествовательные рассказы, где на помощь приходит великолепный приём картиннография.

“Сказочная полянка” – все повествовательные рассказы, которые дети составляли в рамках занятий, они могут обыгрывать самостоятельно, используя, знакомые картинно-графические схемы.

– “Стена фантазий” – это проявление творческих способностей. Дети, из многочисленного набора картинных схем составляют собственные рассказы, которые представляются ими на взрослую и детскую аудиторию.

III этап: Детско-взрослая деятельность.

Создание компьютерной игры “Страна Фантазий”.

Мы живем в стремительно меняющемся мире и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета.

Мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, в мире будущего!

В компьютерную игру, вошли компоненты знакомых для детей игр, со II этапа проекта.

Описание игры: Малыш вместе со своей мамой и папой, оказываются на загадочной планете “Страна фантазий”. Чего там только нет! Они шагают вместе по фантастической дороге под мелодии из мультфильмов.

На сказочной полянке растут необычные цветы, внутри которых спрятаны рассказы-загадки, которые необходимо собрать и связно рассказать.

Попав в “Чудо-избушку”, которая может превратиться в сказочную школу, в магазин сладостей, в больницу “Доктора Айболита”, малышу придется составить интересные рассказы.

В театральной студии на “Сцене”, ребенок с помощью картинно-графических схем легко вспомнит и расскажет маме и папе знакомое стихотворение.

А на стене фантазий, малыш вместе с папой и мамой нарисует свои впечатления, и составит по ним повествовательный рассказ “Моё путешествие по стране Фантазий”.

Данная игра, позволит осуществить совместную работу “ребенок и родитель”, а в дальнейшем вызовет интерес и побудит к созданию собственных творческих семейных проектных работ.

Создание семейной газеты для родителей и детей “Страна фантазий”.

В страничку “Детская развивалочка”, войдут, как знакомые детям картинно-графические схемы рассказов и стихов, так и новшество. И как же интересно будет ребёнку вместе с папой и мамой открыть завесу нового рассказа-схемы. Да, надо попробовать! Ведь быть первооткрывателем, да ещё вместе со своей семьёй – это удивительно интересно.

Родителям будет посвящена информационная страничка. Здесь можно познакомиться с инновационными методиками в развитии связной речи детей. А так же – эта газета будет долгожданной, потому, что родители могут увидеть своего ребёнка на фото презентации “Вот как мы, играя, развиваемся”.

IV этап: Азы грамоты.

В старшем дошкольном возрасте, у детей формируют первоначальные навыки звукового анализа и синтеза. Будущих школьников необходимо знакомить с такими понятиями, как звуки гласные, согласные, звонки, глухие, твёрдые и мягкие. А как же можно составить полную характеристику о звуке и букве. Да в этом поможет уже знакомый приём картиннография.

Разработка и создание картинно-графических схем “Волшебные домики”, по изучению звуков

и букв родного языка. Данные схемы облегчат детям усвоить материал по грамоте, помогут в игровой форме охарактеризовать изучаемый звук, как по артикуляционным признакам, так и по акустическим.

Проведение занятий по обучению грамоте с “Волшебным домиком”.

Домик состоит из четырёх этажей и крыши. На протяжении занятия дети постепенно открывают этаж за этажом, и при этом составляют короткие мини рассказы об изучаемом звуке.

1 этаж: где и от кого можно, услышать данный звук.

2 этаж: дети, на основе символа артикуляционного аппарата дают характеристику звука по артикуляторным признакам.

3 этаж: дети дают характеристику звуку по акустическим признакам: графическое изображение буквы “С” – помогает детям вспомнит, что звук согласный, а “Г” – гласный; колокольчик – значит звук звонкий, а если колокольчик зачёркнутый – звук глухой; синий кружок с карандашом – звук твёрдый, как карандаш; зелёный кружок и травка – звук мягкий, как травка.

4 этаж: изображение самой буквы печатной и прописной, а так же на, что буква походит.

Крыша домика: итог – это конечно изучаемая буква – хозяйка домика.

Привожу фрагмент занятия по обучению грамоте с использованием картинно-графического домика.

Волшебный домик для звука и буквы “К”

1 этаж домика: Символ звука “К и К`”

– Идет сильный дождик: ККК.

– Идет мелкий дождик К` К` К`/

2 этаж домика: Характеристика звука “К” по артикуляционным признакам (работа детей по зеркалам).

– кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;

– горлышко “ не работает”.

3 этаж домика: Характеристика звука “К” по акустическим признакам

– звук “К” согласный, потому его нельзя петь (язык создаёт преграду свободному прохождению воздуха).

– звук “К” глухой, потому что в горлышке не работают голосовые связки.

– звук “К” бывает твёрдый, как карандаш – живёт под синей крышей и мягкий, как травка – живёт под зелёной крышей.

4 этаж домика: Буква “К”: знакомство с буквой “К”.

– припоминание правила о буквах и звуках:

Звуки мы произносим и слышим,
А буквы мы видим и пишем.

– на что похожа буква “К”?

Клюв раскрыла буква “К” –
Хочет скушать паука.
Про букву “К” скажу вам смело –
На стену бабочка присела.
В.КовшиковИ. Бломкина

– школьная письменная буква “К” (мельком познакомить).

Вывод: Результатом реализации поставленных целей стало:

– проявление у детей глубокого интереса к занятиям по формированию связной речи и обучению грамоте;

– значительное расширение активного словаря;

– усвоение ряда языковых средств необходимых для составления речевых высказываний;

– улучшение монологической и диалогической речи.

Использование опорных схем при пересказе

Использование опорных схем при пересказе.

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст.

В практикеразвития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению Анны МихайловныЛеушиной, Даниила Борисовича Эльконина – является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Лев Семенович Выготский.

Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов-практиков, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы в своем детском саду используем в работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники и наглядного моделирования. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: у Воробьевой Валентины Константиновны – это сенсорно-графические схемы, у Ткаченко Татьяны Александровны – предметно-схематические модели, у Глухова Вадима Петровича – блоки-квадраты, у Ефименковой Людмилы Николаевны – схемы составления рассказов, у Сычевой Галины Евгеньевны – опорные картинки для пересказа текста, у Лебедевой Людмилы Васильевны – опорные схемы, у Волковой Юлии Станиславовны – опорные схемы для составления описательных рассказов.

Как и большинство корифеев педагогики, мы отдаем предпочтение названию «опорные схемы»,так как в них используются и готовые картинки, и схематично изображенные модели с использованием цифр, букв, знаков.

Зачем нужна мнемотехника? Казалось бы, ответ очевиден – мнемотехника нужна для запоминания информации. Мнемотехника сводится к замене абстрактной информации конкретными образами (чаще всего визуальными) и связи их с помощью ассоциаций. В результате неудобная для запоминания информация, преобразуется в более удобную форму. Настолько удобную, что становится возможным запоминать большие объемы информации, которые обычными средствами кажется невозможно запомнить. Но польза от мнемотехники не сводится только к запоминанию.

Регулярное использование мнемотехники позволит развить внимание и память, образное мышление, способность к визуализации, воображение.

Мнемотехника позволяет включить в работу оба полушария головного мозга. Человеческий мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за свою долю работы. Левое полушарие ответственно за логическое мышление, речь, упорядоченность, правое это ритм, восприятие цвета, воображение, образы и пространственные соотношения. Обычно человек в большей степени использует только одно полушарие. Чаще всего это левое полушарие, в результате для решения встающих задач используются логические методы. Использование образов позволит использовать больше возможностей вашего мозга, сделав процесс мышления более гармоничным.

Опорные схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. В детском саду мы используем схемы:

    для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказа; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов.

Мнемодорожка несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки. Шарик синий я надую. Станет легкий он, как пух. В небо шарик отпущу я, Словно голубя из рук.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определеннаяинформация. Овладение приемами работы с мнемотаблицамизначительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;-перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;- обогащение словаря, развитие связной речи.

В коррекционной работе с детьми предлагает использовать для обучения детей пересказу картинно-графический план. Этот метод хорош для работы с рассказами цепного характера. С помощью картинно-графического плана педагог может показать детям логику построения рассказа, кроме того, план служит наглядной опорой для пересказа.

Логопед пересказе по опорным сигналам предлагает использовать схематические картинки, для изготовления которых логопедам и воспитателям не понадобятся художественные способности.

отмечает, что одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования. Автор выделяет, что в ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

    геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

При обучении детей пересказу авторы предлагают вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. На первом году обучения дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога. К числу облегчающих пересказ приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления рассказа (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстрация, последовательно отражающих содержание произведения, а в дальнейшем – отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей). К концу первого года (третий период обучения) они учатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме.

Взяв за основу методику Вадима Петровича, группа авторов в составе Лебедовой Людмилы Васильевны, Козиной Ирины Владимировны разработала учебно-методическое пособие по обучению детей пересказу с использованием опорных схем.

В основу предложенной ими системы занятий положен единый алгоритм по обучению детей пересказу с опорой на графические схемы.

По мнению Волковой Юлии Станиславовны одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана – подсказки, значит, ребеноксможет построить по ним свой рассказ.

Данный комплект содержит 16 карточек по разным лексическим темам. Каждая схема состоит из нескольких клеточек, в которых расположены символы. Клеточка – это условный пункт плана рассказа. На обороте схемы представлены объяснения содержания клеточек, т. е. развернутый план описательного рассказа.

Советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп предложил использовать символическое изображение 31 одной функции сказки, которые всегда находятся примерно в одной и той же последовательности, например, приезд героя, волшебные дары, трудные испытания.«Карты Проппа» можно использовать для работы над сказочными произведениями, наглядность и красочность их исполнения помогает ребенку запомнить больше информации и впоследствии использовать ее при пересказе, составлении собственных рассказов.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частичнографическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловыхзвеньев сюжета рассказа. Главное – нужно было передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей в памяти остаются отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже можно усложнить или заменить рисунок графическим изображением: например, лиса – оранжевый треугольник, медведь – большой коричневый круг, и т. д. Для детей старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Как же работать с опорными схемами?

Работа с опорными схемами имеет свою последовательность:

Этап 1. Рассматривание схемы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ.

В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Дети сами любят рисовать и придумывать таблицы, для этого раздаются листы, разделенные на 6 или 9 ячеек, важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.

Практика показывает, что эффективно применять опорные схемы может только тот педагог, который сам их и составляет, но при этом он должен знать и основные требования к их составлению.

Для изготовления этих схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному тексту.

Работать со схемами очень нравится детям, красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки. Использовать опорные схемы можно как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.

Существует традиционная методика обучения пересказу, предлагаемая авторами: и Бородич методику можно передать в следующей схеме:

Схема сказок и рассказов

В самом начале обучения пересказу рекомендуется широко использовать совместный (сопряженный) пересказ, позже отраженный. На более поздних ступенях обучения предлагается использовать подсказ. Помимо традиционных приемов работы по подготовке к пересказыванию, можно выделить ряд нетрадиционных подходов к этой теме у детей с нормальным речевым развитием.

Также можно предложить целый ряд игровых заданий, способствующих запоминанию текста:

Необходимо подчеркнуть важность использования наглядных моделей для обучения детей пересказу. Во время беседы по содержанию текста рекомендуется предложить детям иллюстративное панно, содержащее наглядный план пересказа. На последующих занятиях предлагается заменить панно условными схемами-моделями сюжетов, которые помогают детям составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.

В целях формирования у детей навыков планирования развернутого сообщения при обучении пересказу рекомендуется также прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее составления используются блоки-квадраты, размещенные на штативе, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными (черно-белыми) изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому из последовательных фрагментов-эпизодов. Составление такой схемы позволяет детям усвоить способы программирования содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа.

Работа по развитию фразовой речи на занятиях по пересказу предусматривает: – усвоение нормативных основ построения фраз различных синтаксических структур; – упражнения на правильное употребление фраз на языковом материале литературных произведений с последующим применение полученных навыков при самостоятельном составлении пересказа; – развитие внимания к синтаксису языка, умения замечать ошибки в построении фраз в рассказах других детей и ошибки в собственных высказываниях.

Алгоритм структуры занятия по обучения детей пересказу текста художественной литературы с опорой на графические схемы

Ссылка на основную публикацию