Конспект НОД в форме занятия по развитию связной речи в подготовительной группе

НОД по речевому развитию в подготовительной группе по ФГОС

  • Определяем цели открытого занятия
  • Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие
  • Обогащение словарного запаса
  • Развиваем зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память
  • Задачи занятия
  • Развитие связной речи и навыков речевого общения
  • Закрепление и обобщение знаний детей
  • Воспитание самостоятельности и активности
  • Создание положительного эмоционального фона
  • Методические приемы
  • Совместная деятельность педагога и детей
  • Доскажи словечко (совместное составление рассказа)
  • Краткий конспект интегрированного занятия в подготовительной группе ДОУ
  • Сценарий
  • Пример открытого занятие НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС

Если педагоги будут успешно реализовать программные задачи, то тогда ребенок будет развиваться в благоприятной среде. Ведь от уклада жизни дошкольного учреждения зависит атмосфера, где большую часть времени проводит ребенок. Поэтому при воспитании малышей, необходимо подобрать грамотные программы с учетом их способностей.

Определяем цели открытого занятия

При успешной реализации программы, которая направлена на развитие речи в подготовительной группе, совершенствуется умением различать на слух все звуки родного языка. Профессия педагога в детском саду — это очень сложный труд. Главной целью воспитателя является ознакомление малышей с миром животных, развитие связной монологической речи, а также творческой деятельности. При выполнении легких заданий, ребенок обогащает свой словарный запас. Кроме этого, происходит развитие мышления, памяти, внимания, рождение фантазии.

Как определить цель открытого занятия

С целью уточнения и активизации речи малышей дошкольного возраста, педагоги используют специально подобранные грамматические игры, которые способствуют формированию некоторых умений. Например, малыш начинает правильно согласовывать слова.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие

С учетом интеграции образовательных областей рассматривает разностороннее развитие малыша:

  • познавательное;
  • речевое;
  • социально-эстетическое;
  • физическое;
  • художественно-эстетическое.

При познавательном развитии ребенка происходит знакомство с творчеством великих писателей. Педагог разрабатывает специальные упражнения, которые направлены на умение отличать выразительные средства.

Обратите внимание! Речевое развитие — это совершенствование фонематического слуха. Малыш учится определять на слух все звуки. Передавая суть какого-нибудь рассказа малыш правильно произносит слова вслух.

Социальное-эстетическое направлено на то, чтобы воспитать самостоятельность, активность, культуру общения между своими сверстниками. Ребенок должен знать как себя вести в коллективе, помогать тем, кто нуждается в помощи.

Физическое воспитание в детском саду происходит с нахождением лишних предметов. В процессе поиска определенных вещей, дети называют обобщающие слова. Они также делают упражнения в инсценировке сказки. Далее проводится пальчиковая гимнастика. Задача данной образовательной области — это формирование потребности в двигательной активности, укрепление мышц дыхательной системы.

Художественно-эстетический урок направлен на развитие у малышей интереса к художественной деятельности. Для этого используются нетрадиционные способы рисования.

Обогащение словарного запаса

Занятие по развитию речи в подготовительной группе по ФГОС классифицируется по трем основным категориям. Сюда можно отнести обогащение, уточнение и активизацию словаря детей.

Обогатить и уточнить словарь можно как при помощи слов, так и со знакомством об окружающей среде. дети, которые учатся в старших группах имеют более богатый словарь. Они могут свободно определить значительную разницу между представлением об окружающем мире и общепринятыми значением отдельных слов.

Развиваем зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память

Дошкольники с трудом запоминают художественные произведения. Поэтому педагог должен направить учебный процесс в правильную сторону. На первом этапе желательно строить менее сложные предложения.

Обратите внимание! На 2-3 год дети уже должны четко произносить все звуки родного языка, развивать слух, а также открывать для себя новый талант.

Слуховое внимание развивается следующим образом. Воспитатель предлагает ребятам такие задания, где они должны вспомнить слова, начинающиеся с определенного слога.

Задачи занятия

Планирование создания нового задания, происходит с определением следующих задач:

  1. Развивается связная речь, навыки речевого общения. Педагог добивается полных ответов на вопросы.
  2. Закрепляются и обобщаются знания детей об антонимах. Дошкольники могут называть обобщающие слова, находить лишний предмет;
  3. Прививаются такие качества, как самостоятельность, активность, культура общения и чувство коллективизма способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи.

Задачи занятий в детском саду

Развитие связной речи и навыков речевого общения

Дети дошкольного возраста должны самостоятельно составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, употреблять сложносочиненные предложения, пользоваться прямой речью, обращениями.

Важно! Чаще всего рассказы малышей бывают не интересны по содержанию. Они не могут правильно передать смысл и описать образ героя. Ребята часто повторяют слова, используют личные местоимения («он сказал», «они пошли»).

Закрепление и обобщение знаний детей

Под термином закрепление, обобщение знаний детей понимается составление предложений, рассказ по картинке. Малыш учится ориентироваться во времени, делить слова на слоги, называть и различать звуки русского языка, умение высказывать свою мысль.

Обучение в детском саду происходит подбором соответствующей методики. Например, проводится беседа о домашних и диких животных, рассматриваются иллюстрации о птицах, ребята рисуют птичек или животных, читают познавательную литературу «Скажи наоборот», «Что лишнее».

Воспитание самостоятельности и активности

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Поэтому федеральный государственный образовательный центр выполняет важную функцию подготовки детей к школе.

Ребёнок младшего возраста не имеет навыков и способностей самостоятельности, поэтому воспитание легче проходит в большой группе, когда дети начинают подражать друг другу. К старшему дошкольному возрасту у детей уже вырабатываются основы самостоятельности.

Обратите внимание! Дошкольники в старших группах уже более ответственно относятся к результатам своей деятельности.

Создание положительного эмоционального фона

Организованная педагогическая работа в этом направлении с момента поступления ребёнка в детский сад может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и благоприятно отразиться на состоянии физического и психологического здоровья детей. Чтобы создать положительный эмоциональный фон, педагог подбирает увлекательные игры.

Проводятся занятия с играми с песком и водой. Детям раздают емкости с водой, ложки, воронки, сита. Они начинают выливать воду из одной посуды в другую.

Далее следует выполнить задание, где нужно сжимать кисти рук. Для этого можно использовать резиновую игрушку. Можно нарисовать фломастерами и цветными карандашами любимых героев из мультфильмов или животных.

Дети вместе и весело произносят названия домашних животных, деревьев и др. Игровая мотивация создает благоприятный фон для дальнейшей работы. Как правило, решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу детского сада.

Обратите внимание! Воспитатель должен знать как создать атмосферу тепла, любви и уюта.

Методические приемы

На практике рассматриваются следующие методы и приемы:

  • наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация);
  • словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание);
  • практические (игровые).

В первом варианте педагог демонстрирует различных сказочных героев, животных, насекомых. Малыши внимательно рассматривают иллюстрации, изучают их.

Методический прием на практике

К словесному относится рассказ стихотворения либо интересной истории. Ребенок может поделиться впечатлениями или рассказать о любимом герое из мультфильма.

Практические задания помогают детям развивать активность. Они могут выполнять упражнения в игровой форме.

Обратите внимание! Если возникает проблемная ситуация в группе, тогда воспитатель проводит беседу с ребятами. Далее готовится музыкальная презентация. В конце подводятся итоги выполненной работы.

Совместная деятельность педагога и детей

В совместной деятельности мною были реализованы следующие задачи:

  • обеспечение равных возможностей для развития каждого ребенка;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в совместной деятельности обеспечивает психолого-педагогические условия.

Для успешной реализации совместной деятельности обеспечены следующие психолого-педагогические условия, которые гарантируют охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивают их эмоциональное благополучие.

Уважительное отношение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

Обратите внимание! Характер общения между взрослыми и детьми должен был доверительным, партнёрским, основан на активном взаимодействии, а стиль общения, эмоциональным, демократическим.

Доскажи словечко (совместное составление рассказа)

Педагог готовит интересное игровое упражнение, которое называется «Закончи предложение».

  • когда наступает осень, птицы улетают, а весной (прилетают);
  • с дерева кошка слезает, а на дерево (залезает);
  • лось через канаву перепрыгивает, а через реку (переплывает);
  • змея под камень заползает, а из-под камня (выползает);
  • воробьи дорогу перелетают, а змеи (переползают).

Краткий конспект интегрированного занятия в подготовительной группе ДОУ

Подобное занятие в подготовительной группе ДОУ доставляет детям радость и удовольствие. Основная задача — это поддерживать интерес, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

Конспект интегрированного занятия

В ходе выполнения действий педагог старается сделать самоанализ, закрепить знание детей геометрических фигур и упражнять в умении составлять целое из частей. Кроме этого формируется умение ориентироваться на листе бумаги;

Обратите внимание! Ребята учатся составлять задачи на сложение и вычитание и записывать их с помощью цифр и знаков, а также делить слова на слоги.

Сценарий

Воспитатель говорит ребятам, что найдено письмо, которое нужно зачитать.

«Дорогие ребята! Это вам пишет ваш друг „Читай — Решай“. Мне очень интересно знать, как вы подготовились к школе. Я приготовил вам задания, игры, сюрпризы. Поэтому приглашаю вас в путешествие знаний».

Педагог спрашивает у детей, согласны ли они показать свои знания и отправиться в путешествие? Нужно встать в круг, собрать свои знания и силы. То есть происходит психологический настрой детей. Дети хором произносят:

«Мы спокойны, мы спокойны.»

Фразу следует произносить всегда красиво, четко и неторопливо.

Название игры «Кто знает, пусть дальше называет».

Зима, а за ней что?

Весна, а за ней что?

Сколько месяцев в году?

Сколько дней в неделе?

Какой сегодня день неделе?

Какой был вчера?

Какой будет завтра?

Что больше час или минута?

Пример открытого занятие НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе в детском саду по ФГОС с применением ИКТ проводится с учетом способностей и особенностей ребенка. Наиболее интересным заданием является игра «Назови одним словом». Педагог спрашивает у ребят, что такое:

  • дуб, береза, осина, сосна, яблоня; (дерево)
  • волк, лиса, заяц, тигр, шакал, медведь; (дикие животные)
  • курица, петух, утка, гусь, индюк; (домашняя птица)
  • осень, зима, лето, весна (время года)

Обратите внимание! Итоговый процесс — похвалить ребят после завершения задания.

Пример открытого занятия НОД

Для развития речевой деятельности воспитатель должен подобрать наиболее действенные методы. Необходимо регулярно вести с ребятами беседу, рассматривать проблемные ситуации, подготавливать необычные формы проведения урока. Таким образом, можно привлечь интерес ребенка к успешному обучению.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе

Тема НОД: Составление описательного рассказа по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Возрастная группа: 6-7 лет
Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): Составление описательного рассказа по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Тема НОД: Составление описательного рассказа по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Направление образования и развития (образовательная область): речевое развитие
Цель: создать условия для формирования умения составлять описательный рассказ по пейзажной картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Задачи:
Образовательные- формировать представления о структуре описательного рассказа: начало, середина, окончание; об описание места и время действия; соблюдать логику развития сюжета
Развивающие-развивать интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию-прогнозированию будущих изменений; развивать навыки речевого общения, речевого слуха, воображения, зрительного внимания; обогащение словаря
Воспитательные- приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; прививать интерес к бережному отношению к птицам, природе; углублять впечатления, связанные с приходом весны
Виды деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, музыкальная, игровая, здоровье сберегающая
Формы реализации детских видов деятельности: общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, овладение основными движениями
Методы и приёмы: -наглядный показ предметов
– словесные объяснения, рассказ
– использование ИКТ-презентация «Грачи прилетели»
Формы организации: -фронтальная
– парами
-индивидуальная
Оборудование, материалы: репродукция картины «Грачи прилетели», запись П.И. Чайковского «Времена года» «Весна», корзина с бумажными грачами, орехи, запись музыки для игры «Соберем корм»
Предварительная работа: рассматривание весенних пейзажей, наблюдение за приметами весны в природе, чтение стихов о весне, рассматривание репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели», наблюдение за птицами на прогулке, отгадывание загадок.

Библиотека материалов Дум Думыча

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе

Возрастная группа : 6-7 лет

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): Составление описательного рассказа по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Тема НОД: Составление описательного рассказа по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Направление образования и развития (образовательная область): речевое развитие

Цель: создать условия для формирования умения составлять описательный рассказ по пейзажной картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Образовательные – формировать представления о структуре описательного рассказа: начало, середина, окончание; об описание места и время действия; соблюдать логику развития сюжета

Развивающие -развивать интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию-прогнозированию будущих изменений; развивать навыки речевого общения, речевого слуха, воображения, зрительного внимания; обогащение словаря

Читайте также:  Весна, труд людей весной - конспект совместного с родителями логопедического занятия

Воспитательные – приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; прививать интерес к бережному отношению к птицам, природе; углублять впечатления, связанные с приходом весны

Виды деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, музыкальная, игровая, здоровье сберегающая

Формы реализации детских видов деятельности: общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, овладение основными движениями

Методы и приёмы: -наглядный показ предметов

– словесные объяснения, рассказ

– использование ИКТ-презентация «Грачи прилетели»

Формы организации: -фронтальная

Оборудование, материалы: репродукция картины «Грачи прилетели», запись П.И. Чайковского «Времена года» «Весна», корзина с бумажными грачами, орехи, запись музыки для игры «Соберем корм»

Предварительная работа: рассматривание весенних пейзажей, наблюдение за приметами весны в природе, чтение стихов о весне, рассматривание репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели», наблюдение за птицами на прогулке, отгадывание загадок.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть:

Воспитатель и дети встают в круг

-Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться :

Доброе утро, солнцу и птицам

Доброе утро, улыбчивым лицам

Доброе утро, ребята!

-Задумывались ли вы, почему мы так приветствуем друг, друга по утрам?

-Очень важно, чтобы добрым было именно утро, ведь оно начинает день и так приятно видеть с утра ваши добрые глаза и улыбки, слышать от вас Доброе утро

Проходят на стульчики

А хотите узнать о чем мы сегодня с вами поговорим?

-Тогда я вам загадаю загадки, а ответы на них будут вам подсказкой.

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает? (Весна)

Всё теплее братец-ветер

И в весенней куртке Петя,

Снег темнеет, чахнет, тает,

В какой месяц так бывает? (Март)

Всех перелетных птиц черней

Чистит пашню от червей

Взад-вперед по пашне вскачь

А зовётся птица…..(Грач)

– Так какие подсказки вы получили?

-Догадываетесь о чём будем разговаривать?

-Правильно поговорим мы о перелетных птицах, а точнее о грачах.

Основная часть:

-Ребята, а какие приметы весны вы знаете?

-Какие вы молодцы все приметы назвали

Давайте сейчас пройдём к столам вы разделитесь на пары и поиграем

Д/И «Раздели птиц на группы»

-Как вы думаете на какие группы мы их разделим?

Один из вас берёт карточки с перелётными птицами, а второй с зимующими

-Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

Возвращаемся на стульчик

Рассматривание пейзажа А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

-Скажите к какому жанру относится эта картина?

-А какие ещё жанры вы знаете?

-Что же интересного увидел художник?

-Почему стая прилетела именно на берёзы

-Что же птицы собираются делать?

-Почему вы так подумали?

-А из чего состоят гнёзда птиц?

-Ребята, а опишите мне берёзу в центре картины

-А как вы думаете почему грачи выбрали именно это место?

-Расскажите о снеге, какой он стал?

-А что можно сказать о небе? Какое оно?

-Давайте сейчас немного отвлечемся от картины и представим что мы стали птицами и немного разомнемся

Динамичная пауза «Грачи»

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)

Возвращаемся на стульчики

-А сейчас я хочу послушать ваши рассказы о этих птицах, о том откуда и как они прилетают к нам.

-Молодцы какие красивые рассказы у вас получились.

Сюрпризный момент

-Ребята посмотрите кто же к нам прилетел?

Из клетки достаю бумажные фигурки грачей

-Пока мы с вами беседовали наши грачи проголодались, давайте соберём для них корм.

-Кстати чем же питаются грачи?

Игра «Кто больше насобирает зернышек»

Упражнение «Что бы вы сделали, если бы увидали…»

-Выпавшего из гнезда птенца?

-Мальчишку разоряющего птичьи гнезда?

-Мальчишку с рогаткой в руках?

-Ребята вы сегодня просто молодцы!

-А напомните ка мне, картину какого художника мы сегодня рассмотрели?

-Как называлась картина?

-В роли кого мы сегодня побывали?

К сожалению наше время подошло к концу, я говорю вам большое спасибо, вы отлично потрудились.

Составление рассказа по картине “Зима, зимние забавы”: конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Составление рассказа по картине “Зима, зимние забавы”: конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Мухьянова Альфия Равильевна

Воспитатель, МАДОУ Детский сад № 57 ” г. Энгельс Саратовская область

Цель: обучать детей составлять рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы».

  • обучать детей составлять рассказ по картине «Зимние забавы», при описании событий указывать место и время действия;
  • обучать детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.
  • знать, что в рассказе есть три части (начало, середина и конец)
  • развивать монологическую форму речи; внимание, наблюдательность; умение слушать и оценивать ответы сверстников.
  • активизировать речь детей, обогащать словарный запас;
  • закреплять и расширять знания о зимних забавах.
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам
  • воспитывать интерес к описанию и рассматриванию картины.

Интеграция: физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Методические приемы: беседа-диалог, составление рассказа, физкультминутки.

Оборудование: картина «Зимние забавы», проектор, ноутбук, экран, доска, магниты, снежки из ватных дисков 20 шт. , раскраски по количеству детей.

Формы и методы: наглядные – рассматривание картин «Зимние забавы»; словестные – отгадывание загадки о зиме, игра «Построй горку из зимних слов»; практические – составление сюжетного рассказа по картине «Зимние забавы».

  • Беседы о зиме.
  • Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних развлечениях.
  • Чтение художественной литературы.
  • Наблюдения на прогулке за зимней природой, играми детей.

Ход организованной образовательной деятельности

1. Организационный момент. Процесс вовлечения в деятельность.

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.

В этот чудный зимний день

Нам здороваться не лень

Шлем привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям.

Очень, очень рады вам!

Ребята, давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать.

Итак, послушайте загадку.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима) .

Верно, зима (на экране картина с зимним пейзажем).

Короткая беседа по вопросам:

– Ребята о чем эта загадка? (о зиме)

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Воспитатель: А почему вы так решили?

Дети: Потому что сейчас январь, а это зимний месяц

Воспитатель: Кто из вас любит зиму? Что делают дети зимой? В какие игры можно играть зимой на улице?

Дети: Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.

Воспитатель: Правильно! Если в них играют зимой, значит они какие?

Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня будем говорить о зиме и о зимних забавах.

2. Основная часть.

Воспитатель: Да, ребята, зима – чудесное время года. Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. А горки мы делали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить, даже из слов.

Хотите попробовать построить горку из слов?

Воспитатель: Мы будем придумывать, называть слова и ставить свой комочек – слово и строить горку. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится. (Прикрепляю снежки из ваты на доску) .

– Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.

3. Физкультурная пауза «Снежок» (дети встают в круг)

Раз, два, три, четыре, пять

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем – совсем не сладкий.

4. (А давайте посмотрим, как проводят время зимой другие дети?)

Рассматривание картины «Зимние забавы» на экране и беседа по ней.)

Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть картина о зиме. (Воспитатель обращает внимание детей на картину «Зимние забавы» )

Воспитатель: Вы знаете, а ведь в настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом, составить и рассказать рассказ по этой картине? (Да)

Беседа по картине:

– Давайте рассмотрим эту картину. Кого вы видите на картине?

– Куда вышли дети?

– Дети вышли на прогулку.

– Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

– На картине зима, потому что снег идет. Снег лежит на земле, на деревьях.

– Какие деревья вы видите на картине?

– Мы видим на картине березы.

– Что делают дети на прогулке?

– Дети лепят из снега снеговиков.

– Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?

– Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.

– Кого вы видите слева?

– Мы видим девочку. Она катает снежный ком.

– Кого вы видите справа?

– Справа на картине мы видим девочек. Девочки слепили снеговика.

– кого вы видите сзади девочек?

– Снеговик большой и красивый. На голове у него ведро. Нос у снеговика сделан из моркови, глазки из пуговки, вместо рук веточка дерева. Замечательный получился снеговик.

– Кто сидит рядом со снеговиком? Расскажите о нем.

– Рядом с ним сидит щенок. Он маленький и забавный. Щенок тоже радуется и виляет хвостиком. Ему тоже весело и как детям.

– Ребята, а еще за деревьями, что мы видим? Мне кажется это детский сад. Вы согласны со мной?

– За деревьями мы видим здание детского сада.

– Какое настроение вызывает у вас эта картина?

– Картина вызывает радостное настроение. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.

5. Физкультурная пауза «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики на обеих руках.)

Мы во двор пришли гулять. («Идем по столу пальчиками.)

Бабу снежную лепили, («Лепим снежинок» ладонями.)

Птичек крошками кормили, («Крошим хлеб» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведем правой ладонью по левой.)

А ещё в снегу валялись, (Кладем ладони на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (Отряхиваем ладошки.)

Съели суп, и спать легли. («Едим» воображаемой ложкой, а потом кладем ладони под щеку.)

6. Коллективное составление плана рассказа с помощью педагога.

Сегодня мы составим с вами рассказ по картине «Зимние забавы».

– С чего вы начинаете рассказ?

– Мы начнем рассказ с описания времени года.

– Мы расскажем о том, что на картине нарисована зима, идет снег. Снег ложится на землю и на деревья.

– О чем вы будете рассказывать дальше?

– Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают.

– О ком вы еще расскажете?

– Мы расскажем о щенке.

– Чем вы закончите рассказ?

– Мы закончим рассказ описанием настроения от картины.

7. Составление рассказа по картине: сначала несколькими детьми по частям, потом 1-2 детей рассказывают полностью. Рассказы детей по картине.

На картине нарисована зима. Идет снег. Снег ложится на землю и на деревья. За деревьями мы видим здание детского сада. Теплый, зимний день дети вышли на прогулку.

Они лепят из снега снеговиков. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются. Слева мы видим девочку. Она катает снежный ком. Справа на картине мы видим девочек. Девочки слепили снеговика. Снеговик большой и красивый. На голове у него ведро. Нос у снеговика сделан из моркови, глазки из пуговки, вместо рук веточка дерева. Замечательный получился снеговик.

Рядом со снеговиком сидит щенок. Он маленький и забавный. Щенок тоже радуется и виляет хвостиком. Ему тоже весело и как детям.

Дети на картине веселые, у них румяные щеки. Им нравится гулять и лепить снеговиков.

Картина вызывает радостное настроение и желание играть на улице.

8. Подведение итога организованной образовательной деятельности, оценка работы детей.

– О каком времени года мы говорили?

– В какие игры можно играть зимой?

– Чей рассказ вам понравился больше? Почему?

– Что больше всего вам понравилось?

– Вы сегодня постарались, составили интересные рассказы. Мне кажется, что эти рассказы будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.

Я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы», ведь у зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.

Книжка-малышка, как средство активизации речевой и познавательной деятельности детей с задержкой речевого развития

Работа с детьми по раннему предупреждению и коррекции речевых нарушений важна и интересна. Ранний возраст – это сензитивный период для развития речи ребенка. Овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша. Под влиянием речи перестраиваются познавательные психические процессы ребенка: восприятие, мышление и память.

Читайте также:  Речь и мышление ребенка с ОВЗ с общим недоразвитием речи

Известно, что дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребенок показывает свое знание или незнание, умение или неумение, выражает свое отношение к происходящему.

По последним данным, задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок.

Ранняя профилактика и коррекция задержки речевого развития ребенка – это одно из направлений моей работы по психолого-педагогическому просвещению семьи.

Для того, чтобы привлечь внимание родителей к воспитанию малыша, помочь им осознать особую роль дошкольного периода детства в формировании личности ребёнка, заинтересовать их, я решила использовать так называемые книжки-малышки, изготовленные руками детей и взрослых.

Современные магазины пестрят яркими обложками, под которыми скрываются волшебные сказки и увлекательные истории, но книжка, выполненная своими руками, более полезна и увлекательна.

Книжка-малышка – это и развлечение, и времяпрепровождение с ребенком, а также обучение.

Основной вид деятельности ребенка раннего возраста – предметная. Именно в ней складываются основные достижения этого периода – произвольное поведение, мышление, самосознание, сенсорное воспитание, память и речь.

Речь не является функцией органов артикуляции, это, прежде всего результат согласованной деятельности как речевых, так и неречевых областей головного мозга. Речь не может формироваться изолированно от мышления, памяти, внимания и восприятия и зависит от уровня их развития. За каждым словом обязательно должно стоять то, что оно обозначает. Потребность в предмете и действиях с ним побуждают ребенка назвать предмет словом.

В процессе предметной деятельности у ребенка также развивается крупная и мелкая моторика рук. Вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев начинается произнесение первых слов и идет развитие речи малыша.

Книжки-малышки используются мной в играх разнообразной направленности:

  • свободная игровая деятельность позволяет мне не только быстрее установить контакт с детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности;
  • основная функция использования книжки-малышки заключается в накоплении опыта рассматривания и узнавания предметов, выделения свойств, прежде всего цвета, формы, размера. В таких книжках, как правило, представлены эталоны цвета и формы; также посредством образов и слов демонстрируются их проявления;
  • в ходе пальчиковых игр дети, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Эти игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу ребенка.

Идея создать развивающие книжки-малышки пришла к нам с родителями тогда, когда мы обсуждали, как сделать так, чтобы окружающие детей предметы служили не только для забавы, но и развивали, воспитывали, обогащали жизнь малышей.

Нам хотелось, чтобы дети могли не просто любоваться персонажами на страничках книги, но и придумывать про них разные истории. Было бы здорово всё потрогать пальчиками, ощутить тепло, мягкость и шершавость материала, из которого они сшиты. А ещё приятнее, если малыш сможет научиться чему-нибудь новому. Ведь учиться, играя так весело!

За основу мы решили взять методику, которая была разработана еще в ХIХ веке первой в истории человечества женщиной-доктором наук Марией Монтессори.

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию заложенных в нем природой качеств. А задача взрослых – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.

Наши книжки-малышки увлекательны и разнообразны. В некоторых из них имеются съёмные детали, которые можно перемещать внутри книги. Такие съемные детали могут быть счетным материалом, развивающим математические способности. Они присоединяются на различные приспособления: кнопки, липучки, шнурки. Непослушные пальчики малышей становятся более умелыми и учатся выполнять сложные действия, что очень полезно для развития мелкой моторики ребенка. Детали на страницах сшиты из разного по фактуре и рисункам материала. Таким образом, ребенок учится различать цвета, определять гладкую или шероховатую поверхность, развивать свои тактильные ощущения – и это все дает одна книжка-малышка.

Презентация «Книжка-малышка»

«Читая» тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром и т. д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть или шелестеть.

Конечно же, нас, прежде всего, интересуют возможности книжки в плане обогащения словаря ребенка, сначала пассивного, а затем и активного.

Благодаря красочной книжке-малышке растет интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. С помощью этих книжек дети учатся определять и называть цвета, усваивают понятия большой – маленький, высокий – низкий.

Малыш может повторять звуки, издаваемые животными и птицами, учить стихи о персонажах книжки, придумывать сказки и обыгрывать их. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?». Получив ответ, ребенок самостоятельно повторяет его, воспроизводит вслед за взрослым фразу, потешку или стихотворный текст, причем, как правило, заучивает, без особого труда вспоминая и воспроизводя его.

Лучше всего у малышей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. Играя с книжкой-малышкой, ребенок использует одновременно несколько анализаторов – зрительный, речедвигателъный, слуховой и тактильный.

Помимо явного эмоционального эффекта в книжке-малышке заложен творческий потенциал, ведь ребенок сам проявит интерес и захочет поиграть в эту увлекательную игру.

«Книжка-малышка, как средство активизации речевой и познавательной деятельности детей с задержкой речевого развития»

Ранний возраст – это сензитивный период для развития речи ребенка. Овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша. Под влиянием речи перестраиваются познавательные психические процессы ребенка: восприятие, мышление и память. Поэтому профилактика задержки речевого развития ребенка является одной их наиболее важных педагогических задач.

По последним данным, задержкой речевого развития страдает, чуть ли не каждый четвертый ребенок. Задержку речевого развития (ЗРР) диагностируют у детей до трёх лет. Если проблемы с речью у ребёнка остаются и в дальнейшем, используют уже другой термин: общее недоразвитие речи (ОНР) I-го, II-го или III-го уровня. Ранняя профилактика ЗРР, а как следствие ОНР, – это одно из направлений нашей работы по психолого-педагогическому просвещению семьи.

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально, непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром вызывает у малышей восторг и удивление.

По мнению педагогов и психологов, ранний и младший дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Считаем, что не только дети второго года жизни, которые впервые приходят в детский сад, должны адаптироваться к новым, совсем незнакомым условиям жизни, но и необходимо адаптироваться самим родителям.

Для того чтобы привлечь внимание родителей к воспитанию малыша, помочь им осознать особую роль дошкольного периода детства в формировании личности ребёнка, заинтересовать их мы решили использовать так называемые книжки-малышки, изготовленные руками детей и взрослых.

Книжка-малышка – это и развлечение, и времяпрепровождение с ребенком, а также обучение.

Изготовление таких книжек позволяет:

– расширить и обогатить словарный запас речи детей, активизируя их речевое общение;

– научить родителей общаться со своими детьми с использованием книжек-малышек изготовленными своими руками;

– и облегчить процесс адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Книжки могут быть разными. По форме это могут быть стандартная книга-блокнот или книга-гармошка, разной формы (в форме животного, домика, машины и т.д.), книга с закладками, книга-коробка, книга с «колесами» и др.

По тематике – это могут быть истории о разных предметах как сказочных, так и предметах ближайшего окружения, загадки, стихи, сказки и другие.

Основная функция использования книжки-малышки заключается в накоплении опыта рассматривания и узнавания предметов, выделения свойств (прежде всего цвета, формы, размера). В таких книгах, как правило, представлены эталоны цвета и, формы; также посредством образов и слов демонстрируются их проявления.

Задумали мы совместно с родителями изготовить развивающие книжки-малышки. Нам хотелось, чтобы дети могли не только любоваться персонажами на страничках книги и придумывать про них разные истории. Было бы здорово всё потрогать пальчиками, ощутить тепло, мягкость и шершавость материала, из которого они сшиты. А ещё приятнее, если малыш сможет научиться чему-нибудь новому. Ведь учиться, играя так весело!

«Читая» тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром и т. д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть или шелестеть.

Главная функция тактильных книг – помощь ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира, а так же развитие мелкой моторики рук.

Это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из различных материалов, по тактильным ощущениям приближенных к оригиналу. Для этого при изготовлении тактильной книги часто используются различные виды рукоделия: вышивка, вязание крючком и спицами передают мягкость растения или шерсти животного, использование бисера дает ощущение мокрого и холодного дождя, лужи и др.

Читая и рассматривая эти книжки можно развивать мелкую моторику и логическое мышление, изучать геометрические фигуры, а также, с заделом на будущее, счёт предметов и цифры!

С помощью этих книжек дети учатся определять и называть цвета, усваивают понятия большой – маленький, высокий – низкий.

Книжка-малышка из ткани обладает рядом достоинств: не рвется, поддается стирке и чистке, ребенок может играть с ней, теребить, ковырять и даже грызть. Ведь самое главное – привить интерес к развитию малыша.

«Книжка-сюрприз» на развитие сенсорики и мелкой моторики рук.

Современные магазины пестрят яркими обложками, под которыми скрываются волшебные сказки и увлекательные истории, но книжка, выполненная своими руками, более полезна и увлекательна. Мягкая книга способна развивать такие способности, как мышление, логику, воображение, мелкую моторику.

Книжка-сюрприз со съёмными деталями в аппликации, которые можно перемещать внутри книги. Такие съемные детали могут быть счетным материалом, которые развивают математические способности. Они присоединяются на различные приспособления: кнопки, крючки, липучки, непослушные пальчики малышей становятся более умелыми и учатся выполнять сложные действия, что очень полезно для развития мелкой моторики ребенка. Детали на страницах сшиты из разного по фактуре и рисункам материала. Таким образом, ребенок учится различать цвета, определять гладкую или шероховатую поверхность, развивать свои тактильные ощущения – и это все дает одна книжка-малышка. Своими руками маленький ребенок сможет потрогать все детали, полистать страницы.

Эта игра позволяет решать многие задачи:

– воспитывать познавательный интерес, усидчивость

– формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (отстегивать пуговицы, отрывать предметы на липучках, обводить руками предметы и т. д.)

– развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь.

– или закреплять знание о цвете.

Благодаря этой книжке можно повторять звуки издаваемые животными и птицами, учить стихи о персонажах книжки, придумывать сказки, и обыгрывать их.

В книжках предусматриваются вопросы к малышам, а так же возможность практических действий (дотронуться, провести пальцем и т. д.) или используется «синтез искусств» (красочное изображение дополняется стихотворением или игрой).

Конечно же, нас, прежде всего, интересуют возможности книжки в плане обогащения словаря ребенка сначала пассивного, а затем и активного.

Благодаря красочной книжке-малышке растет интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок самостоятельно повторяет его, воспроизводит вслед за взрослым фразу, потешку или стихотворный текст, причем, как правило, заучивает, без особого труда вспоминая и воспроизводя его.

Читайте также:  Как помочь детям с нарушением письма и чтения - семинар-практикум для учителей начальных классов

Помимо явного эмоционального эффекта в книжке-малышке заложен творческий потенциал, ведь ребенок сам проявит интерес и захочет повторить увлекательное занятие с мамой.

Очень увлекательное и полезное занятие – делать вместе с ребенком книжку. Получается такая минитипография на дому.

Пока малыш совсем маленький, мама может сшить ему развивающую книжку-малышку из ткани или сделать из бумаги и картона.

Такую развивающую книжку можно сделать своими руками, что делает ее безопасной для ребенка, а также дает возможность составить книжку по своим пожеланиям и предпочтениям, и дарит море позитива для мамы и, конечно, для малыша.

Ну а когда малыш подрастет и сам начнет придумывать разные истории, можно записать их в уже почти настоящую книгу. И получится первая книга малыша.

Таким образом, мы считаем, что целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями. А возникающие проблемы решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга.

Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами в воспитании детей.

Такая система работы помогает нам лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.

Мы не останавливаемся на достигнутом и постоянно совершенствуем формы работы между родителями и дошкольным учреждением, чтобы создать для своих детей обстановку, стимулирующую их полноценное развитие.

Мне бы хотелось закончить своё выступление словами художника Льва Токмакова: «Детская книга при всей её внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребёнка, лишь мудрому терпению взрослых доступны её вершины. Удивительное искусство – детская книжка».

Книжка-малышка как эффективное средство речевого и познавательного развития у дошкольников

Ирина Стасилович
Книжка-малышка как эффективное средство речевого и познавательного развития у дошкольников

Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я хочу вас познакомить с таким видом книг, как книжка – малышка. Книжка – малышка это книга, сделанная своими руками.

Цель изготовления книжек-малышек: развивать у детей дошкольного возраста устойчивый интерес к книге, а так же бережному отношению к ним.

В процессе изготовления книжек-малышекможно реализовать следующие задачи:

1. Развитие связной речи (где ребенок проговаривает, что он делает и как).

2. Совершенствование уровня накопленных практических навыков через продуктивную деятельность (работа с клеем и ножницами).

3. Развитие мелкой моторики рук.

4. Формирование умения подбирать соответствующий материал для заготовок, аргументирование своего выбора.

5. Проявление интереса к созданию собственных книг.

6. Воспитание дружеских взаимоотношений.

7. Воспитание эстетического вкуса.

Возможны различные варианты книжек-малышек. Они могут быть изготовлены из ткани, фетра, картона, полиэтилена и т. д.

Создание развивающих книжек-малышек служит не только для забавы, но и развивает, воспитывает, обогащает жизнь детей. Дети могут не просто любоваться персонажами на страничках книги, но и придумывать про них разные истории. Они могут всё потрогать пальчиками, ощутить тепло, мягкость и шершавость материала, из которого они изготовлены.

Книжки-малышки увлекательны и разнообразны.Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть или шелестеть. Книжки-малышки обогащают словарь ребенка. Благодаря красочной книжке-малышке растет интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. С помощью этих книжек дети учатся определять и называть цвета, усваивают понятия большой – маленький, высокий – низкий. Малыш может повторять звуки, издаваемые животными и птицами, учить стихи о персонажах книжки, придумывать сказки и обыгрывать их. По картинкам можно будет рассказать о том, кто герой в этой книжке и что с ним происходит.

Играя с книжкой-малышкой, ребенок использует одновременно несколько анализаторов – зрительный, речевой, слуховой и тактильный.

Тема изготовления книжек – самоделок интересовала меня давно. И я решила попробовать сделать ее сама.

Эта книга была посвящена Кубани. Когда я показала её ребятам, они очень заинтересовались таким видом книг. Провела беседу о том, кто и как работает над созданием книг.

И тогда я им предложила сделать книгу вместе с ними. Эту книжку мы назвали «Теремок». Познакомив родителей с изготовленной вместе с детьми книгой, предложила им вместе с детьми пофантазировать и изготовить свои книги. Родителей заинтересовала идея создание книг. Вот результат, книжка – малышка, созданная мамой с дочкой.

Уважаемые коллеги, я вас заинтересовала, так давайте же вместе с вами попробуем изготовить свою книгу. Кто хочет поучаствовать?

Воспитатель: Ребята, мы с вами много разговаривали об осени. Читали книги, стихи, пословицы, рассматривали картины художников. Говорили о том, как меняется жизнь растений и животных в осенний период. Ребята, я вам предлагаю сделать свою книгу об осени.

Воспитатель: Ребята, что нам нужно для изготовления нашей книги.

Воспитатель: Ребята, о какой осени мы будем рассказывать?

Дети: Ранняя, золотая, поздняя.

Воспитатель: Давайте каждая страничка нашей книги будет отображать осенние периоды. Вот посмотрите у нас картон разного цвета. Какие цвета (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, чтобы наша книжка была настоящей, я приготовила вам картинки, характеризующие осень. Вы выберите те картинки, которые вам нужны для вашей странички. А я вам помогу, ведь у настоящей книги должна быть обложка. Я буду оформлять обложку. (Дети работают).

Воспитатель: Ребята, как у вас продвигается работа. Закончили, молодцы! Теперь мы приступить к последнему этапу нашей работы. К верстке книги. Нам нужен титульный лист, (дети продолжают сбор книги).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая у нас получилась красочная книга.

Вы довольны своей работой. Какие у вас будут предложения. Да ребята, когда мы говорим о других временах года, мы дополним нашу книгу новыми страницами.

Бумагопластика как эффективное средство развития творческих способностей детей Консультация для родителей. «Бумагопластика как эффективное средство развития творческих способностей детей». Бумага – один из самых технологичных,.

«Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию представляется выступление по теме «Эксперимент как средство развития познавательного интереса.

Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников» Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста. Задачи:.

Якутские подвижные игры как эффективное средство развития ловкости у старших дошкольников В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая.

Квест как средство познавательного развития дошкольников Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному.

Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, определяющего здоровье нации, уровень благосостояния и стабильности общества,.

Логическая игра как эффективное средство развития процессов самостоятельного мышления старших дошкольников Обобщение педагогического опыта. «Многознание уму не научает», хотя и «много знать должны любители мудрости». Эти слова, сказанные две.

Мастер-класс-презентация «Рабочая тетрадь как средство познавательного развития дошкольников в процессе конструирования» Мастер-класс Рабочая тетрадь как средство познавательного развития дошкольников в процессе конструирования М. Л. Касимова, воспитатель МБУ.

Пальчиковые игры как эффективное средство развития мелкой моторики рук дошкольников Слайд 1 Пальчиковые игры как эффективное средство развития мелкой моторики рук дошкольников. Игра – один из тех видов детской деятельности,.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Книжка -малышка
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Книжка-малышка, как средство активизации речевой и познавательной деятельности детей с задержкой речевого развития.

Сообщение на семинар.

Тема семинара: «Развитие речевой активности детей через различные виды деятельности» .

Скачать:

ВложениеРазмер
knizhka_seminar_.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Книжка-малышка, как средство активизации речевой и познавательной деятельности детей с задержкой речевого развития.

Сообщение на семинар.

Тема семинара: «Развитие речевой активности детей через различные виды деятельности»

Работа с детьми по раннему предупреждению и коррекции речевых нарушений важна и интересна. Овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша. Под влиянием речи перестраиваются познавательные психические процессы ребенка: восприятие, мышление и память. Известно, что дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений.

С помощью речи ребенок показывает свое знание или незнание, умение или неумение, выражает свое отношение к происходящему. По последним данным, задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок. Для того, чтобы привлечь внимание родителей к воспитанию малыша, помочь им осознать особую роль дошкольного периода детства в формировании личности ребёнка, заинтересовать их, я решила использовать так называемые книжки-малышки, изготовленные руками детей и взрослых. Современные магазины пестрят яркими обложками, под которыми скрываются волшебные сказки и увлекательные истории, но книжка, выполненная своими руками, более полезна и увлекательна.

Книжка-малышка – это и развлечение, и времяпрепровождение с ребенком, а также обучение. Основной вид деятельности ребенка раннего возраста – предметная. Именно в ней складываются основные достижения этого периода – произвольное поведение, мышление, самосознание, сенсорное воспитание, память и речь. Речь не является функцией органов артикуляции, это, прежде всего результат согласованной деятельности как речевых, так и неречевых областей головного мозга. Речь не может формироваться изолированно от мышления, памяти, внимания и восприятия и зависит от уровня их развития. За каждым словом обязательно должно стоять то, что оно обозначает.

Потребность в предмете и действиях с ним побуждают ребенка назвать предмет словом. В процессе предметной деятельности у ребенка также развивается крупная и мелкая моторика рук. Вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев начинается произнесение первых слов и идет развитие речи малыша.

Наши книжки-малышки увлекательны и разнообразны. В некоторых из них имеются съёмные детали, которые можно перемещать внутри книги. Такие съемные детали могут быть счетным материалом, развивающим математические способности. Они присоединяются на различные приспособления: кнопки, липучки, шнурки. Непослушные пальчики малышей становятся более умелыми и учатся выполнять сложные действия, что очень полезно для развития мелкой моторики ребенка. Детали на страницах сшиты из разного по фактуре и рисункам материала. Таким образом, ребенок учится различать цвета, определять гладкую или шероховатую поверхность, развивать свои тактильные ощущения – и это все дает одна книжка-малышка.

Конечно же, нас, прежде всего, интересуют возможности книжки в плане обогащения словаря ребенка, сначала пассивного, а затем и активного. Благодаря красочной книжке-малышке растет интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. С помощью этих книжек дети учатся определять и называть цвета, усваивают понятия большой – маленький, высокий – низкий. Малыш может повторять звуки, издаваемые животными и птицами, учить стихи о персонажах книжки, придумывать сказки и обыгрывать их. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?». Получив ответ, ребенок самостоятельно повторяет его, воспроизводит вслед за взрослым фразу, потешку или стихотворный текст, причем, как правило, заучивает, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. Лучше всего у малышей накопление словаря происходит, через увиденное и осознанное. Играя с книжкой-малышкой, ребенок использует одновременно несколько анализаторов – зрительный, речедвигателъный, слуховой и тактильный. Помимо явного эмоционального эффекта в книжке-малышке заложен творческий потенциал, ведь ребенок сам проявит интерес и захочет поиграть в эту увлекательную игру.

Изготовление таких книжек позволяет:

– расширить и обогатить словарный запас речи детей, активизируя их речевое общение;

– научить родителей общаться со своими детьми с использованием книжек-малышек изготовленными своими руками;

– облегчить процесс адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Книжки могут быть разными. По форме это могут быть стандартная книга-блокнот или книга-гармошка, разной формы (в форме животного, домика, машины и т.д.), книга с закладками, книга-коробка, книга с «колесами» и др.

По тематике – это могут быть истории о разных предметах как сказочных, так и предметах ближайшего окружения, загадки, стихи, сказки и другие.

Основная функция использования книжки-малышки заключается в накоплении опыта рассматривания и узнавания предметов, выделения свойств (прежде всего цвета, формы, размера). В таких книгах, как правило, представлены эталоны цвета и, формы; также посредством образов и слов демонстрируются их проявления.

Задумали мы совместно с родителями изготовить развивающие книжки-малышки. Нам хотелось, чтобы дети могли не только любоваться персонажами на страничках книги и придумывать про них разные истории. Было бы здорово всё потрогать пальчиками, ощутить тепло, мягкость и шершавость материала, из которого они сшиты. А ещё приятнее, если малыш сможет научиться чему-нибудь новому. Ведь учиться, играя так весело!

Ссылка на основную публикацию