Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем

Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем “Платье для Золушки”для детей старшей группы с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспект НОД может быть использован в работе учителя-логопеда, воспитателя в группе для детей с ОНР. Интеграция областей : коммуникация и худоожественно-эстетическое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
plate_dlya_zolushki.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД учителя – логопеда совместно с воспитателем для детей старшей группы с ОНР

Тема: «Платье для Золушки»

Цель: развитие речи детей старшего возраста с общим недоразвитием речи.

  1. уточнить представление детей о профессии людей, изготавливающих одежду, об орудиях труда, нужных им для работы;
  2. расширить и активизировать словарь по теме «Одежда»;
  3. совершенствовать грамматический строй речи, упражнять детей в согласовании существительных с местоимениями в роде, числе, падеже, в употреблении антонимов, в подборе относительных прилагательных, учить отгадывать загадки;
  1. совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы;
  2. развивать зрительное внимание, восприятие, речевой слух, память, мелкую моторику, координацию речи с движениями;
  1. формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  2. стимулировать творческое воображение и накопление положительного эмоционального опыта.

Обогащение словаря: знакомство с загадками и народными пословицами.

Предварительная работа: знакомство с разными видами тканей, нитей. Чтение сказки Ш.Перро «Золушка». Рассматривание моделей одежды в журналах.

Дети стоят в кругу, воспитатель в центре.

Логопед: Ребята! Какие вы сегодня нарядные, красивые, какая у вас одежда! А зачем человеку нужна одежда? Какую одежду носят девочки? А мальчики?

Дидактическая игра «Мой, моя, мое, мои»

Дети передают друг другу мяч.

Логопед: Ты катись, веселый мячик

Быстро, быстро по рукам…

У кого веселый мячик,

Все про любимую одежду

Раз, два, три – говори!

1 ребенок: мое любимое платье – голубое, шелковое, красивое

2 ребенок: моя любимая шапка – ….

Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель: Давайте узнаем, зависит ли наше настроение от того, что на вас надето?

Этюд «Мое настроение»

Воспитатель: Попробуйте показать, что вы чувствуете, когда на вас надето красивое бальное платье, пушистые варежки, колючий шарф, короткая футболка… (дети показывают и отвечают).

Воспитатель предлагает детям отправиться в сказку. Звучит музыка.

Тише, тише, тишина…

Сказка к нам идет сама.

Ветерком прохладным вея,

В сказку дверь открыла Фея.

Воспитатель раздает детям конверты с разрезными картинками.

Воспитатель: Если мы правильно соберем картинку, то узнаем, в какую сказку попадем.

Дети выкладывают картинку. Появляется Золушка.

Золушка: Здравствуйте ребята. Сегодня мачеха с сестрами едут во дворец на бал. Мне так хочется посмотреть, как они будут веселиться, но я не могу. Мачеха задала мне очень много работы, а я так за весь день ни разу и не присела.

Воспитатель: Знаем мы твою мачеху и знаем, какая ты, Золушка.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Логопед : Мачеха злая, а Золушка…

Логопед : Мачеха грубая, а Золушка….

Дети: ласковая, вежливая.

Логопед : Мачеха ленивая, а Золушка….

Золушка: Спасибо дети за ласковые слова.

Воспитатель: Золушка, расскажи нам как ты трудишься? Что делаешь?

Золушка: Я буду говорить, что я делаю, а вы добавляйте.

Игра «Наши руки не для скуки»

Золушка: Руками я готовлю….

Золушка: Руками я мою….

Дети: посуду, пол.

Золушка: Руками я стираю…

Золушка: Руками я штопаю …

Золушка: Руками я поливаю….

Золушка: Руками я шью ….

Воспитатель: Дети, давайте Золушке подарим пословицы о труде. Почему так говорят?

1ребенок: Скучен день до вечера, коли делать нечего.

2 ребенок: Умелые руки не знают скуки.

3 ребенок: Дел время – потехе час.

Воспитатель: Я знаю еще одну пословицу: «Кто трудится, у того все сбудется». Запомните ее пожалуйста.

Дети повторяют хором, 2-3 человека индивидуально.

Физкультурная пауза «Поможем Золушке»

Воспитатель: Чем мы тебе можем помочь?

Золушка: Нужно напилить дров.

Дети встают парами, двигают перекрещенными руками к себе и от себя, имитируя пилку дров.

Пили, пила, пили дрова

На печечку, на банечку,

На теплую лежаночку!

Золушка: Молодцы! Теперь нужно разобрать зерна по тарелочкам.

Дети раскладывают перемешанную крупу: рис, горох, семечки, фасоль по отдельным тарелочкам.

Воспитатель: Теперь замесим тесто.

Дети с силой «месят тесто» – руки сжаты в кулаки, затем «формируют каравай» мягкими движениями рук.

Мешу, мешу, тесто

Есть в печке место.

Пеки, пеки каравай,

Золушка: Спасибо за помощь. Осталось только сшить платья для мачехи и сестер. Знаете из каких тканей шьют одежду?

Логопед показывает детям картинки с одеждой.

Логопед: Болониевую куртку шьют из…

Логопед: Шерстяную юбку шьют…

Логопед: Драповое пальто шьют…

Логопед: Шелковое платье шьют…

Логопед: Давайте поможем Золушке выбрать ткань и угадаем без каких помощников ей не обойтись!

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Хвостик льняной. (иголка с ниткой)

Не большой, не малый.

У него полно забот-

Он и режет и стрижет. (ножницы)

На пальце одном

Ведерко вверх дном. (наперсток)

Кошка лапой меня катала,

На мне все нитки размотала. (катушка с нитками)

Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается. (утюг)

Золушка садится и шьет платье, и засыпает.

Воспитатель предлагает детям сшить для Золушки невидимое платье, до которого Золушка дотронется и оно превратится в нарядное бальное платье.

Дети «шьют» (имитируют).

Воспитатель несет невидимое платье Золушке и просит детей навести порядок в снах Золушки.

Дидактическая игра «Исправь нелепицу»

Скажи правильно: наперсток уколол иголку

Рубашка гладила утюг

Нитка шила иголкой

Катушка наматывалась на нитки

Золушка просыпается, дотрагивается до невидимого платья и выходит к детям. Благодарит их. Дети любуются Золушкой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе.

На празднике проводится конкурс между девочками, которые соревнуются в исполнении частушек, танца. Имеются также интелектуальные конкурсы. Оценивают девочек жюри, состоящее из заведующей, методиста, м.

Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР.

Статья по теме: Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя при коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.

Муниципальное казённое образовательное учреждениеБаратаевская средняя общеобразовательная школаСтруктурное подразделениеБаратаевский детский сад «Рябинка»Болотнинского районаНовосиби.

Сказочный и праздничный новогодний утренник.

Итоговое совместное интегрированное занятие воспитателя и учителя – логопеда по развитию речи в подготовительной группе детского сада.

«Путешествие на корабле на остров «Знаний».

Конспект совместного с учителем-логопедом итогового НОД для подготовительной группы ДОУ.

Воспитатель Титенко Людмила Сергеевна

Учитель-логопед Хабалова Ирина Станиславовна

Итоговое совместное интегрированное занятие воспитателя и учителя – логопеда по развитию речи в подготовительной группе детского сада.

«Путешествие на корабле на остров «Знаний».
Цель: в занимательной игровой форме закрепить и обобщить полученные знание.

Приемы: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, работа по развитию зрительного восприятия и памяти,

Задачи:
Образовательные: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам: состав предложения; антонимы; положение звука в слове; счет слогов; однокоренные слова; согласование сущ. и числительного, составление описательного рассказа.

Коррекционно – развивающие: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать произвольное внимание, память, мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Оборудование:

карта сокровищ , корабль , штурвал, карточки с заданием , сундук с сокровищами.

Предварительная работа: разучить с детьми физкульминутку, стихотворения о временах года.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдете в школу и будете вспоминать наш детский сад, своих друзей, наши игры, занятия, праздники, прогулки. А сегодня мы с вами отправимся в путешествие на корабле. В этом путешествии мы с вами проверим свои знания, умения, ловкость, то есть вашу готовность к школе. Вы готовы?

Дети: Да!
Воспитатель: Можно занять места на корабле и поднять якорь. Сегодня я ваш капитан. Расправили ручки – изображаем волны, шум волны «ш-ш-ш» . Поплыли!
Дети: ш-ш-ш…
Воспитатель: Ребята за бортом бутылка – это морская почта. Давайте, посмотрим, кто ее отправил. Да это письмо от пиратов (чтение письма и карты сокровищ).

Ну что ребята, готовы отправиться за сокровищами, тогда поплыли вперед!

Дети: ш-ш-ш…

Воспитатель: А вот и первый остров и первое задание на «Острове рыб»

«Сосчитай до пяти» (согласования существительного, прилагательного и числительного)

Мне нужно пять матросов, который ответят правильно.
1. Матрос:
– Одна речная рыбка, две речных рыбки…
2. Матрос:
-Одно глубокое озеро, два глубоких озера…
3. Матрос:
-Один большой аквариум…

  1. Матрос:
  1. Матрос:

-Один морской конек
Воспитатель: Молодцы ребята и мы с вами плывем дальше, полный вперед.

Смотрите впереди рифы, что бы нам их пройти надо вспомнить, что такое антонимы. (слова наоборот теплое- холодное)

2.«Скажи наоборот» (вспоминаем антонимы)

Чистое- грязное
Далеко- близко
Крупная- мелкая
Медленная- быстрая
Глубоко – мелко

А теперь назовите слова синонимы

Ветер – вихрь, ураган, буря

Лодка – корабль, катер, судно

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие

И мы проплываем остров «Предложений»
( собирают из картинок предложения)

3.«Собери предложение».

В море плавают рыбки.По морю плывет корабль.В море много морских обитателей.Обитатели морского дна.На морском дне кораллы

Воспитатель: Продолжаем свое путешествие и отправляемся на следующий остров. Ребята, замрите. Перед нами «Остров животных».

(гимнастика для глаз)
Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева.

Посмотрите на остров справа.

Поднимите, глазки вверх и посмотрите на облака.

А сейчас на небе всходит солнышко.

Оно просыпается на востоке,

движется через все небо

и садится на западе (показываю).

А теперь мы увидели чайку. (Поставьте пальчик перед собой).

Она-то приближается, то удаляется от нас.
Посмотрим в свои бинокли? (Кулачки сжали) и мы видим впереди (под музыку появляется пират).

Пират (логопед):

Я был морским пиратом
Когда-то в старину,
Командовал фрегатом.
Бывал в морском бою.

На море видел бурю,
В боях нашел друзей.
Несметные богатства

Собрал среди морей.

Воспитатель: Ребята, а кто это?

Дети: Пират.

Пират: А вы кто?

Один ребенок: А мы дошколята, и скоро станем школьниками.

Пират: Ну это, мы сейчас и проверим:

– В морях и океанах множество растений, животных и рыб. Вот акула, дельфин, касатка, медуза, лангуст, кит, рыба-молот, черепаха, осьминог.

Поиграем в игру.

  1. Игра «Кого не стало».

Запоминаем четыре картинки, я прячу одну, а вы говорите, кого не стало (дельфин, медуза, кит, осьминог) повторить 2-3 раза.

Задание «Исправь ошибку, прочти словосочетания»

Воспитатель: А на этом острове живут разные животные.

Пират: Да я знаю злая крокодила,

Воспитатель: ребята как правильно сказать

Дети: злой крокодил.
Пират: полосатое зебра.
Дети: полосатая зебра.

Пират: медленный черепаха
Дети: медленная черепаха.

Пират: зеленые попугай.
Дети: зеленый попугай.

Воспитатель: А кто сидит на плече у пирата.

(ребенок читает стихотворение, про попугая)

Попугай Зеленый Жак

Носит с фалдами пиджак,

Носит желтую манишку

И пушистые штанишки.

Он летает, он считает,

Он болтает и читает.

Очень любит песни петь

И на пальме пошуметь!

  1. Остров «Чистоговорок»

Пират: Ну если вы все знаете, тогда повторите «Морские чистоговорки»

Попадешь в пиратский трюм, сразу станешь ты угрюм.

Краб живет на дне морском. Море крабу лучший дом.

Морская волна сильна и вольна.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Воспитатель: ну, а нам пора, плыть дальше.

Пират: Возьмите меня собой, я вам пригожусь. Очень много, я плавал по разным морям и видел много разных островов.

Воспитатель: Закрыли глаза и представили шум моря. Ребята откройте глаза и справа мы видим “Остров физкультуры”.

Физминутка «Дельфин»(проводит ребенок)

Ребенок: радом с нашим кораблем плывет дельфин. Он хочет с нами поиграть, поплыли за ним. Включается аудиозапись «Звуки моря»

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе раз, это брасс, (круги руками вперед и назад)

Одной, другой – это кроль (рывки руками)

Качаясь на волне мы плывем на спине (повороты с наклонами вправо-влево)

Вот так руками покрути и,

Как дельфин, плыви. («Мельница»)

Вышли на берег крутой,

Влево вправо посмотри, (повороты вправо-влево)

Что мы видим впереди?

Пират: А впереди мы видим волшебный остров

Следующее задание на этом острове:
9. «Чем отличаются слова»

(слова написаны на листе ватмана)

Зайка – лайка байка – майка– чайка
Дети: Эти слова различаются первым звуком.

  1. Пальчиковая гимнастика (проводит пират).

Две ладошки я прижму,

И по морю поплыву.

(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)

Две ладошки, друзья, – это лодочка моя.

(Делать волнообразные движения руками – “лодочка плывёт”)

Паруса я подниму, в синим морем поплыву.

(У соединенных вместе рук в форме “лодочки” поднять вверх большие пальцы (Продолжить волнообразные движения руками – “лодочкой”)

А по бурным по волнам

Плывут рыбки тут и там.

(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения – “рыбки плывут”)

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Ладони сложены вместе дети изображают, как плывет рыбка. Грозят пальчиком. Медленно сближают ладони. Делают хватательное движение. Снова «плывут»

  1. Игра «Чудесный мешочек»

Воспитатель: Перед нами «Остров овощей и фруктов»
Немного поиграем. Угадай на ощупь и составь предложение.
Дети: Это фрукт – круглой формы, желтого цвета, сладкий на вкус. (яблоко, груша, виноград, персик, банан.

  1. «Сколько слогов в слове».

Воспитатель: Следующее задание. Дать полный ответ узнав сколько слогов в слове, которое я назову.
Кит – слог 1, звуков 3

Море – слога 2, звуков 4

Пароход – слога 3, звуков 7
Краб – слог 1, звуков 4

Дно –слог 1, звуков 3

Лодка – слога 2, звуков 5

Воспитатель: И последний остров «Остров времен года»
Воспитатель: Давайте вспомним, какое время года у нас сейчас.
Дети: Весна.
Воспитатель: Назовите признаки весны.
Дети: Тепло, светло, зеленые листочки.
Воспитатель: составьте небольшой рассказ о весне (5-7 предложений).
Воспитатель: Ну, вот мы с вами и добрались до заветного сундука.

Пират : а давайте его откроем (пират открывает сундук).

Воспитатель: Ну, вот дети – мы с вами нашли сокровище.

Пират: Ребята так как вы очень хорошо отвечали и выполняли задания, на дне большого сундука для вас сладкий сюрприз (раздает шоколадные медальки).

Итог занятия: Ребята, наше путешествие подошло к концу, понравилось вам наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось (ответы детей). Все вы были сегодня молодцы, всем большое спасибо.

Конспект НОД в старшей логопедической группе ДОУ

Автор: Неткачева Елена Сергеевна, воспитатель МБДОУ “Детский сад комбинированного вида №34 Колокольчик”, г.Моздок РСО-Алания.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей логопедической группе «На помощь Белоснежке».

Задачи НОД:
– Закреплять умения детей в деление слов на слоги, определять местоположение звука в слове.
– Закреплять знания о различии гласных и согласных звуков.
– Совершенствовать грамматический строй речи, согласовывать числительные с существительными.
– Упражнять в умении производить звуковой анализ слов.
– Развивать мелкую и артикуляционную моторику, дыхание.
– Развивать внимание и память.
– Воспитывать отзывчивость, дружелюбие.

Оборудование: Письмо от Белоснежки, 7 ключей, буквы, картинки с иллюстрациями, карточка с «зашифрованным словом», карточки с недописанными буквами, зеркала на каждого ребенка.

Организационный момент:
Сядет на свое место тот, кто назовет первый звук своего имени.

Учитель-логопед: Ребята, к нам в группу пришло сегодня письмо. Сейчас я его прочитаю.

“Ребята, вам пишет Белоснежка из сказки ”Семь гномов”. Меня похитила злая Королева и заточила в каменный замок. Закрыла дверь на семь замков. Королева сказала, что отпустит, если вы выполните все задания. Заданий будет семь. За каждое правильно-выполненное задание даётся ключ. Если к концу занятия у вас будет семь ключей, то вы сможете освободить меня. Мне очень нужна ваша помощь.”

Учитель-логопед: Ребята задания будут трудными. Как вы думаете, справитесь с ними?
Перед тем как начнем спасать Белоснежку, надо набраться сил, сделать дыхательную и артикуляционную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:
Вдох носом – выдох через рот (5 – 6 раз)

Артикуляционная гимнастика:
Качели
Маляр
Грибок

Учитель-логопед: Ну что, готовы, спасем Белоснежку?
Дети: Да.

Учитель-логопед: Вот и первое задание.

Задание №1
Учитель-логопед показывает буквы, дети называют их.
– Чем отличается буква от звука? (буквы мы видим и пишем, а звуки мы говорим и слышим.)
– Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
– Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки мы можем пропеть, воздушная струя проходит свободно. Согласные звуки мы не можем пропеть, воздушная струя встречает преграду. Язык, зубы и губы.)
Молодцы, ребята, вы правильно ответили на все вопросы, и Королева вам дает первый ключ.

Задание№2
Дидактическое упражнение «Заколдованное слово».
Учитель-логопед: Ребята, Королева, заколдовала одно слово. Это любимое время года Белоснежки. Но чтобы нам его отгадать, придется постараться. Надо определить первый звук в словах, предметы которых изображены на карточке, и тогда мы узнаем какое слово заколдовала Королева.

Задания №3
Дидактическая игра «Незаконченная картина».
Прочитать слово, предварительно вставив пропущенную букву.
Какую букву пропустил художник?
Молодцы, вы справились и с этим заданием, и Королева дает еще один ключ.

Задание№4
Гимнастика для глаз:
Посмотрите на право, налево, вверх, вниз, поморгали.

Пальчиковая гимнастика.
На двери висит замок
(соединяем руки в замочек, переплетая пальцы)
Кто его открыть бы мог?
Покрутили,
(поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев)
Потянули,
(раздвигаем ладошки в разные стороны, пальчики по-прежнему сцеплены)
Постучали,
(ладошки хлопают друг о друга, пальцы при этом остаются в замке)
И открыли!
(расцепляем пальцы)

Учитель-логопед: вот в наших руках оказался еще один ключик.

Задание№5
Дидактическое упражнение «Подарок Королеве»
У каждого ребенка карточка с картинками.
Ребенок: «Я подарю Королеве пять колец». «Я подарю Королеве три корзины» и т.д.
Учитель-логопед: Королева стала добрее и дает вам ключ.

Задание №6
Назови предмет словом и скажи сколько слогов в этом слове.
Учитель-логопед показывает детям иллюстрации с картинками. Дети делят слова на слоги.
Молодцы, вы справились с этим заданием, и получаете ключ.

Задание №7
А сейчас выполните задание «Жук-буквоед» (жук съел часть буквы, надо дописать её).
(У каждого ребенка индивидуальная карточка, после того как все выполнят задание, сравнивают с образцом.)

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе «В гостях у сказки»

Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать зашифрованное слово.Мы будем отгадывать его по 1-м буквам слов, отгаданных вами загадок.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе «В гостях у сказки»»

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе « В гостях у сказки».

Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать зашифрованное слово.Мы будем отгадывать его по 1-м буквам слов, отгаданных вами загадок.
? Красна девица грустна, ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – Снегурочка.
? На сметане мешён, на окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок, покатился – Колобок.
? Всех излечит, излечит, добрый доктор – Айболит.
? Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка.
? Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон.
? В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.
Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – Иванушка.

Дети выполняют задание, читают слово, решают, куда отправятся в путешествие.

Воспитатель: ребята, а вы любите сказки?

Дети: любим.

Воспитатель: как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?

Дети: (разные ответы детей).

Воспитатель: правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен отвечать за ошибки, поступки, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой. А что будет, если у народа не будет сказок?

Дети: (разные ответы детей).

Воспитатель: да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок. Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Вот и мы с вами сделали книгу «В гостях у сказки». Но её украла Б.Я.

Звучит музыка.

Ведущий:- «В темном лесу есть избушка»
В темном лесу есть избушка – дети шагают
Стоит задом наперед – дети поворачиваются
В этой избушке есть старушка – Грозят пальцем
Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки
Нос крючком, – показывают пальчиком
Глаза большие – показывают
Словно угольки горят- покачивают головой
Ух, сердитая какая! – бег на месте
Дыбом волосы стоят –руки вверх
Баба Яга: кто это про меня вспомнил? И как назло, я только решила прилечь, отдохнуть. Три дня я по лесу моталась, как могла развлекалась: детям-грибникам в корзинки мухоморов да поганки подложила, девицам- красавицам вкусные ягода на волчьи поменяла, пусть помучаются! А то уже давно никто не терялся, ко мне бабушечке – ягушечке, в избушку не заходил. Я бы их в баньке помыла, чайком напоила, в печку посадила, зажарила бы и съела!

Воспитатель: (испуганно) да что ты?

Баба Яга: у меня и лопатка специальная есть (показывает лопатку) но сначала я хочу вас испытать, что вы можете, что умеете?

Задание 1: ответить на мои вопросы.

Как звали трех богатырей? (Илья-Муромец, Алеша-Попович, Добрыня-Никитич).

Волшебница исполнявшая желания Емели? щука

В чем медведь тащил машу к бабушке и дедушке? (в коробе).

Как называется сказка о том, что вежливость и доброту никакой холод заморозить не может? («морозко»).

Птица-кашевар из детского стишка? (сорока-воровка).

С помощью этого предмета можно смастерить самые разные вещи, а можно убить кощея? (игла).

В какой сказке братец не послушался своей сестрицы и превратился в животное? какое? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Что погубило кошкин дом? (огонь).

Кто прятал сестрицу с братцем от гусей-лебедей? (печка, яблоня, речка).

Кто был обладателем лягушачьей кожи? (царевна, Василиса-прекрасная).

Герой с тремя головами? (змей Горыныч).

Спаситель мухи-цокотухи? (комар).

Предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену? (стрела).

Из чего была сделана снегурочка? (из снега).

А сейчас мы с вами посчитаем, как много сказок мы знаем

Пальчиковая гимнастика “Любимые сказки”

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Ведущая: сейчас нас ждет музыкальное испытание. Нужно послушать музыку и отгадать название мультфильма или сказочного героя, который пел эту песенку.

(включаются фонограммы песен из сказок, дети должны правильно назвать сказку.)

Игра «Найди Золушку»выбираются два мальчика и шесть девочек. Девочки снимают с себя по одной туфле и бросают к ногам мальчиков, садятся на стулья. Мальчики отыскивают туфельку каждой девочки и надевают её. Кто быстрее.

Игра «Репка». Дети делятся на две команды. В каждой команде – персонажи сказки «Репка» (надевают соответствующие атрибуты на голову): Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка, Репка. Команды выстраиваются в колонны за Дедом на одном конце зала. На другом конце зала, напротив каждой команды размещают на полу по «Репке». По сигналу игру начинают «Дедки». Они бегут каждый к своей репке, обегают ее, возвращаются к своей команде, берут за руку «бабок», бегут к репке, обегают ее, возвращаются к своей команде, берут за руку «внучек» – бегут втроем и т. д. побеждает та команда, которая двигаясь в цепочке (все персонажи держатся за руки), не разорвет эту цепочку и чья «мышка» первой схватит «репку».

Ведущий: дети, а давайте с бабой – ягой поиграем.

Дети выкрикивают дразнилку.

Ой, ты баба-яга, костяная нога!

Ты над лесом не летай, малых деток не пугай!

Б.яга (сердито): ишь раскомандовались! Где желаю, там и летаю! Что хочу то ворочу! (Садится на стул, вздыхает.)

Ведущий: не расстраивайся баба-яга, ведь мы о тебе вспоминаем не только плохими словами, но и добрыми.

Баба Яга: знаю я ваши добрые слова. В ваших сказках обо мне только плохое написано! А ведь я хорошая – кто ко мне с добром придет, для того уж я расстараюсь: и накормлю, и напою и домой дорогу укажу.

Ведущий: не обижайся баба-яга, наши ребята тебя очень любят. Хочешь они тебя разными ласковыми словами называть будут?

Баба Яга: (недоверчиво) да знают ли они вообще какие – нибудь ласковые слова?

Ведущий: (обращается к детям) ребята! Давайте попробуем задобрить бабу-ягу!

Дети говорят ей ласковые слова, а она отвечает на каждое слово следующими фразами: «красавцы-писанные», «внучек мой бесценный», «изумрудик мой зеленый», «бриллиантовый мой», «утютюшечка драгоценная» и др.

Уважили вы, меня ребятушки! Только я совсем забыла, что мне надо лапоть надеть. (читает заклинание) эй, лапоть-лапоток, перелети через пенек, вокруг леса покружись и к хозяйке воротись!

(Прямо в руки к бабе-яге падает лапоть, она его обувает.)

Нашел меня мой хороший лапоточек! Ух! Сто лет я так не веселилась, ягодки мои сладкие. Чем бы мне вас порадовать? Сейчас я вам наколдую что-нибудь хорошее!

(Читает заклинание.) Бамбара, чуфара, скорики, ерики, лорики, морики!

(к ногам бабы-яги падает валенок).

Баба Яга: ой! Что это я наколдовала? Смотрите-ка, валенок! Но как же его на всех поделить? Да, наверное что то я сказать забыла.

Пробует колдовать еще раз, повторяет заклинание, звучит громкая музыка-входит кощей.

Кощей: здравствуй яга!

Баба Яга: непрошенный гость, а еще хвалится, вежливостью хвастается!

Кощей: а не ты ли, старая, меня сюда вызвала? Житья от тебя нет! Говори, зачем я тебе на этот раз понадобился?

Б.яга: да не звала я тебя! Я хотела детям подарки наколдовать, а вместо них ты явился. Колдуй вот теперь сам! (ворчит) надо же – бессмертный! И когда же найдется наконец добрый молодец, который тебя одолеет?

Кощей: да где уж им меня одолеть – то? Ведь смерть у меня не простая, далеко спрятана, нелегко ее найти. И никто не знает, где она!

Баба Яга: так уж и никто! Ребята, вы знаете, где спрятана кощеева смерть?

Кощей: ох! Все знают! Видно придется перепрятать. Но все равно я самый бессмертный, самый любимый, самый красивый. На меня все мальчики хотят быть похожими! Правда?

Кощей читает стихи:

Я для маленьких детей-

Старый, страшный злой кощей.

А для взрослых пап и мам

Просто вздорный старикан

Но для бабушки яги

Сам испек бы пироги!

Баба Яга: ну раз пироги, так и быть – прощаю тебя кощеюшка!

Оставайся с нами, повеселись, а то зачах ты в своей лесной чаще!

Кощей: (устремляется к бабе – яге)

Да я для тебя, яга, все, что хочешь сделаю!

Хочешь – песню спою?

Баба Яга: да кто ж твой скрип выдержит?

Кощей: тогда я могу сплясать!

Баба Яга: не надо, кощей, а то рассыпешься! Ты лучше с детьми поиграй загадки им позагадывай или еще что.

Кощей: ну, это можно!

Задание: я буду называть первую половину имени литературного героя, а вы вторую.

Интегрированное занятие воспитателя с логопедом.

Занятие проводит логопед совместно с воспитателями подготовительной группы.

Содержимое разработки

Открытое интегрированное занятие «Солнечный город»

(воспитателя с логопедом)

Воспитатели: Харитонова Галина Николаевна,

Евгеньева Галина Васильевна (Султан).

Логопед: Гусейнова Роза Гаджиевна (Дочь Султана)

Цель: Закрепление знаний по обучению грамоте на этапе автоматизации свистящих звуков [с], [с / ].

– способствовать закреплению практических умений и навыков;

– активизировать словарный запас;

– закреплять навыки словообразования и словоизменения;

– закреплять умения подбирать синонимы к словам;

– закреплять знания о геометрических фигурах (межпредметные связи).

– способствовать закреплению навыков фонематического анализа и синтеза;

– развивать связную речь и лексико-грамматические представления;

– развивать память, внимание, мышление;

– способствовать развитию подвижности артикуляционного аппарата и мелкой моторики;

– развивать творческие способности в оформлении открытки.

– воспитывать культуру речевого общения – совершенствовать умение формировать действия;

– формировать положительную мотивацию обучения и межличностные отношения между детьми, воспитателем и логопедом;

– воспитывать у детей любознательность;

– воспитывать умение видеть и принимать проблемную ситуацию;

– способствовать воспитанию у детей дружбы, взаимопомощи;

– воспитывать умение общаться со сверстниками.

В.:Ребята, у нас сегодня много гостей. Давайте с нашими гостями поздороваемся. (Здороваются)

В.:Чтобы вежливыми быть,

Нужно, здравствуй, говорить!

Это знают все на свете,

И взрослые и дети.

Дети:Хлоп-хлоп! (хлопают 2 раза)

В.:Здравствуйте, сапожки,

Дети:Топ-топ! (топают 2 раза)

В.:Добрый день нашим часам!

Дети:Тик-так! (правая рука согнута в локте вправо-влево, выставлен указательный пальчик 2 раза)

В.:Шумным детским голосам!

Дети:Аааааааааааа! (руки вверх, трясут кистями кричат)

Логопед: А сейчас, ребята, присаживайтесь на ковёр и послушайте сказку про гнома.(Движения дети выполняют в сопровождении спокойной музыки)

Логопед: Вот так прошёл день гномика.

Ребята, сегодня утром нам принесли письмо, хотите узнать, что в нём написано? (Да)

Но, только нужно пройти в мой Звукоряд, я его там оставила.

(Проходят к «Звукограду»)

Логопед: Где же оно? Помогите найти, ребята, письмо.

(Дети находят письмо, логопед читает)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Слон. Я живу в «Солнечном городе», на «Сказочной улице». У меня случилась беда, пропал сынок Слонёнок. Я услышал, что вы дружные, смелые, внимательные и умные ребята. Помогите мне. Слон.

Что нам делать, ребята? (Ответ детей: помогать.)

Конечно, друзьям нужно помогать! А чтобы помочь, нужно отправится в путешествие в «Солнечный город». Скажите пожалуйста, а на чём мы можем с вами добраться до «Солнечного города»? Выберите из картинок тот вид транспорта, в котором названии есть звук С. (Дети выбирают картинку – самолёт. Проговаривают название, определяют, что в слове самолёт есть звук С.)

Логопед: Но прежде, чем отправится нам в путешествие, мы должны подготовиться к нему. Посмотрите, сколько здесь много камешек цветных, присаживайтесь. Ребята, скажите, что такое звук? (Ответы детей: слышим, говорим)

А, с каким звуком будем мы сегодня работать, вы уже догадались? (Ответ: со звуком С)

Вот сейчас я проверю, умеете ли вы слышать звук С в словах. Я буду называть слова, а вы, как услышите звук С в слове, должны будете взять камушек и положить его перед собой. Приготовились? Начали.

Логопед: Яблоко, дыня, стул, собака, лошадка, солнце, стол, ягоды, картинка, бусы. Сколько вы звука С услышали в словах? А я произнесла 5 слов. Молодцы!

Логопед: А скажите пожалуйста, что такое буква? (Ответы детей: видим, пишем). А теперь выложите букву эС камешками. (Дети выкладывают)

Логопед: Я вижу готовы все к полёту. Но самолёт у нас не простой. Чтобы нам полететь, нам нужно пропеть песенку «Самолёт». Встали (дети встают друг за другом)

Вспоминаем, как мы произносим звук «С»?

Какие у нас губки? (в улыбке).

Зубки у нас где? Вместе.

А язычок где у нас? (внизу).

А горлышко у нас работает или молчит? (молчит).

Логопед: А теперь с Галиной Николаевной отправляйтесь в полёт с песенкой «Самолёт». – сссссссссссссссссссс(руки в стороны летят… )

Г.Н.: Вот мы и попали в Солнечный город. Что же нас никто не встречает? Никого нет. Ребята, смотрите, тут какие-то стрелочки. Мне кажется нужно найти начало этих стрелок, и может мы разгадаем, что это всё значит. (Дети находят начало, подходят к столику перед экраном)

Г.Н.: Ребята, я поняла. Кто-то хочет, чтобы мы выполнили задания. И первое задание на доске. Нужно определить, где стоит звук С в слове – вначале, в середине или в конце. Готовы? Кто первый?

(Г.Н. с помощью мышки беспроводной нажимает, читает слово, дети по очереди берут мышку и показывают местонахождение звука С в слове)

Г.Н.: Справились отлично, пошли по стрелкам. (Дети подходят к ковру)

(Звучит музыка, появляется Султан)

Султан: Здравствуйте, мои милые гости. Я вас приветствую в моём Солнечном городе. Но, что привело вас сюда?

(Дети: Мы хотим помочь Слону)

Султан: А что случилось?

(Дети: Беда случилась у Слона. У Слона пропал Слонёнок)

Султан: У Слона пропал Слонёнок? Хорошо, я помогу вам. Но сначала вы должны мне рассказать всё о звуке с которого начинается название моего города СССолнечный. Что вы можете сказать об этом звуке?

(Дети: Звук С согласный, глухой, твёрдый)

Г.Н.: Кто расскажет о гласных звуках?

Дети читают стихи о звуках.

Реб.1: Воздух свободно идёт через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт
Звук получается гласный.

Реб.2: Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Г.Н.: Кто расскажет о согласных звуках?

Ре.3: А согласные… согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть.

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Реб.4: Сс –змеиный слышен свист,

Шш – шуршит опавший лист,

Жж – шмели в саду жужжат,

Рр – моторы тарахтят.

Султан: Значит звук С согласный, глухой и твёрдый. Правильно? А сейчас я предлагаю вам оказаться на ссказочной улице.

Вы должны закрыть глазки, и я произношу волшебные слова. Вы можете покружиться (кружатся дети).

Раз, два, три, (хлопает) на сказочную улицу попади! (Дети подходят к домикам).

Султан: Но, что такое, я никого не вижу на сказочной улице. Чтобы появились жители, вы должны отгадать загадки. Вы умеете отгадывать загадки? Готовы? Итак, первая загадка:

Кто это? (Лиса)

– Ушки на макушке, и большая голова,

Взгляд сердитый, клюв могучий,

Кто ж она. (Сова)

Правильно Сова. Третья загадка:

– Не смотря на строгий вид,

Он к охоте не привык,

На носу растут два рога, Вы узнали. (Носорога)

Совершенно правильно. И последняя загадка.

– Длинный хобот, важный вид,

Но на нас он не сердит,

Головой кивает он,

Вы узнали? Это… (Слон)

Султан: Ребята, мы теперь узнали, что на сказочной улице живут эти животные. Но, с ними приключилась беда, они заблудились. Надо им помочь найти свой домик.

Давайте с вами прохлопаем название животного и узнаем, сколько слогов в этом названии и в соответствии будем вселять их в свои домики.

Женя, кого ты выбираешь? (Слона).

Сколько слогов в этом названии? (Ребёнок хлопает, говорит, что один и сажает слона к домику, где одно окошко, одноэтажный слон и т.д. Лиса, Носорог – поселяют зверей в домики)

Вот теперь все звери в своих домиках, и мы знаем, где живёт Слон. Пора отдохнуть.

Султан: Посмотрите, какой красивый мяч, и я предлагаю со мной поиграть. Игра называется «Найди маму». Я вам бросаю мяч в руки и называю какого-нибудь животного или птицы, а вы, возвращая мне мяч, говорите название его детёныша.

Например: У лисы – лисёнок. Поняли? Будьте внимательны. Начали:

У совы – совёнок

У свиньи – поросёнок

У лося – лосёнок

У осла – ослёнок

У рыси – рысёнок

У Страуса – страусёнок

У гуся – гусёнок

У слона – слонёнок

Султан: Молодцы! Хорошо вы справились с этим заданием.

А теперь вам нужно придумать словосочетания к слову Слон со звуком С.

Слон какой. (Сильный, страшный, смелый, индийский, серый…)

А, если он мышку боится, то он какой? (Трусливый, слабый)

Султан: Какие вы умные, ребятки. У меня для вас есть ещё игра. Хотите поиграть?

Мячик маленький поймайте,

И словечко приласкайте.

Например: Стол – столик. Начали.

Султан: Молодцы, ребята! Но мне пора. Я верю, вы найдёте Слоника, но вас ждут ещё задания.

(Султан уходит)

Г.Н.:Идём дальше по стрелкам.(Подходят к столику. Схемы предложений и картинки, берёт схемы-карточки и спрашивает детей)Ребята, как вы думаете, что это за карточки? (Схемы предложений)

Г.Н.:А давайте мы с вами подумаем и придумаем красивое предложение со словом Слон. Кто придумал? (Слон работает в цирке и выступает перед зрителями. Слон боится мыши. Слон сильный и смелый. Слон играет в футбол.)

Молодцы, ребята! И осталось у нас с вами самое сложное задание последнее. Пройдём за столы. (Дети садятся за столы)Нужно нам с вами для начала собрать пазлы. Положьте букву эН в овал и т.д.. Следующее задание трудное, нужно нам с вами зашифровать слово Слон. Нам помогут кружочки, которые вы видите на столе. А почему они красные и синие? (Красные – гласные, синие – согласные) Зашифровываем.

А теперь скажите мне пожалуйста, сколько звуков в слове слон? (Четыре)

Г.Н.:А сколько слогов? (Один)

Г.Н.:Какой первый звук в слове Слон? (С)

Г.Н.:Какой это звук? (Согласный, глухой, твёрдый)

Г.Н.:Следующий звук какой? (Л)

Г.Н.:Какой это звук? (Согласный, звонкий, твёрдый)

Г.Н.:Третий звук у нас какой, Марк? (О)

Г.Н.:Какой это звук? (Гласный)

Г.Н.:И последний звук какой? (Н)

Г.Н.:Какой это звук? (Согласный, звонкий, твёрдый)

Г.Н.:Вот мы свами зашифровали слово Слон. Вы ничего не слышите, ребятки? (Нет) А я слышу какие – то шаги. Кто к нам в гости пришёл? (Под музыку входит дочь Султана)

Дочь Султана: Здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики, здравствуйте гости!

Я Жасмин –дочь Султана.Посмотрите кого я вам привела, это же Слонёнок. Вы его искали? (Да) (Пока с детьми беседуют, воспитатель ставит на столы клей жидкий в тарелочках соль, сахар, песок. рис)

А он сидел под пальмой и плакал, звал маму, а вы ему помогли, молодцы!

Ребята, мне очень нужна ваша помощь. У моего папы Султана сегодня день рождения. И мы должны ему сделать небольшие подарки. А вспомните пожалуйста с какой буквы начинается слово Султан? (эС)

Мне художник нарисовал, посмотрите, вот такие заготовки, и мы сейчас с вами украсим их алмазами, драгоценными камнями.

Проходите, присаживайтесь.(Раздаёт заготовки детям)

Дочь Султана: Гости, не хотите ли вы сделать тоже подарок слонику?(Даёт заготовки гостям)

Дочь Султана: Мы на кисточку набираем клей и наносим на букву, не выходя за контур и украшаем нашими драгоценностями. Это у нас – песок, соль, сухари, рис и это у нас сахар. Итак, приступаем, на кисточку набираем клей, наносим на букву и сверху посыпаем своими алмазами, драгоценными камнями.

(Воспитатель и дочь Султана ходят и помогают детям, или сидя с детьми и тоже помогают им, при надобности встают)

Г.Н.:Делайте, ребята аккуратно, это же всё-таки подарок. Настя, у тебя какой фон бумаги (Синий), ты чем украшала букву песком, значит какая у тебя буква? Песочная. (Воспитатель спрашивает детей какой фон, а потом какая буква – Солёная, Солепесочная, Сахарная, Рисовая)

Дочь Султана: Молодцы, ребята. Султану очень понравятся ваши подарки.

Г.Н.:Ребята, а нам пора отправляться в группу.

Дочь Султана:А я вам помогу. Закройте глаза и не открывайте!

Раз, два, три (хлопает) в свою группу попади!

(Звучит музыка. Дочь Султана уходит, дети открывают глаза)

Г.Н.:Вот мы и дома. Наше путешествие закончилось.

Ребята, вам понравилось путешествие?

А что вам понравилось? (Ответы детей)

Г.Н.:Посмотрите у нас на стенде какой цирковой слон. Давайте украсим мяч смайликами.

Если вам путешествие понравилось. Вы со всеми заданиями справились, то прикрепите весёлого смайлика, а если вы затруднялись в выполнении какого-нибудь задания, что-то вы не поняли, то прикрепите задумчивого смайлика.

Гости, пожалуйста, тоже прикрепите смайлика, какого вы считаете нужно.

Песочная терапия в работе логопеда

История метода «Песочная терапия»
Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. Автором метода «Терапия песком», возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.

Целеполагание
Дети нынешнего века, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, ставят перед современным педагогом задачи совершенствования дидактических приёмов, методов образовательно-информационной работы.
Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Здесь логопед может работать не только над звукопроизношением, но и над более глубокими речевыми нарушениями, например ОНР, дислалией, алалией, дизартрией, заиканием. У детей-логопатов наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики, сопутствующие движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, словесно-логического мышления.
Моё профессиональное видение этой проблемы как психолога и логопеда, а так же глубокое изучение литературы по теме «Песочная терапия в коррекционной работе» и прохождение курсов «Метод песочной терапии и сказкотерапии» помогли мне по-новому взглянуть на выбор средств для оптимизации коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу, считаю, – довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.
Поэтому в моей коррекционно-педагогической деятельности особое место занимает специальная техника – песочная терапия (sand-play). Мною была поставлена цель и определены задачи.
Цель: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми-логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».
Задачи:
Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память), когнитивные процессы;
Развивать мелкую моторику рук:
Обогащать и активизировать словарь родного языка;
Формировать лексико-грамматические категории языка;
Автоматизировать корригируемые звуки;
Формировать у детей желание и умение коллекционировать, классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице;
Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице.

Преимущества метода «Песочная терапия» (sand-play)
При выборе этого метода особенно ценным, на мой взгляд, является реализация принципа природосообразности процесса обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями:
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой,
Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми,
Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка – своей податливостью, способностью принимать любе формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным,
Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга,
Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук,
Для дошкольников – это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.

Предполагаемый результат:
У детей интенсивно развиты высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), когнитивные процессы, а так же речь,
Сформированы речевые навыки общения,
Развита «тактильная» чувствительность, как основа «ручного интеллекта»,
Обогащён и закреплён словарь родного языка (способом моделирования ситуации – создание своеобразной демоверсии),
Дети свободно используют грамматические категории языка,
Автоматизированы корригируемые звуки,
Детям дана новая площадка, создана мотивация для получения знаний,
У детей достаточно сформированы коммуникативные навыки взаимодействия в группе,
Усилено желание детей узнавать новое, экспериментировать, повторять положительный эмоциональный опыт.

Организация песочницы
Песочница представляет собой деревянный ящик размером 50х70х10 см, (это соответствует объему поля зрительного восприятия и не создаёт ощущение бездонной ямы). Традиционное сочетание цветов – цвет дерева и голубой, в который окрашиваются борта и дно.
Песок должен быть сертифицирован. Один раз в 2-3 месяца его необходимо мыть и сушить, или насыпать новый.
Коллекция миниатюрных фигурок:
Люди (разного возраста, пола, представители профессий, персонажи сказок, герои мультфильмов и т.д.),
Животный мир (древние животные, дикие, домашние, северные, жарких стран, сказочные; птицы, рыбы, насекомые; животные, в названии которых есть заданные звуки),
Транспорт разного назначения,
Растительный мир (деревья, трава, цветы, фрукты, овощи и др.)
Символы социализации (дома, постройки, заборы, предметы быта, орудия труда и др.),
Символические предметы (бусы, пуговицы, кристаллы и др.),
Природный материал (ракушки, камни, шишки, веточки и др.)

2
Супервижн –
выставка фигурок и предметов к занятию
Дать детям возможность выбора необходимых предметов по их собственному желанию с учётом поставленных задач

3
Ритуал входа
«Узаконить» правила от лица главного персонажа песочницы, определить задание. Это может быть Королева песка, Принцесса Песчинка, Песочный верблюд. В нашей песочнице – это Черепаша-Умняша
4
Основной коррекционный
Решение коррекционно-образовательных задач непосредственно
5
Ритуал выхода
Рефлексия, подведение итогов, прощание с главным персонажем песочницы

Направления коррекционной работы
Работа строится по всем направлениям коррекционного воздействия:
Дыхательная гимнастика
Пальчиковый практикум
Артикуляционная гимнастика
Автоматизация звуков
Развитие фонематического слуха
Формирование слоговой структуры слова
Совершенствование лексико-грамматических категорий
Обучение грамоте
Развитие связной речи
Мною были разработаны игры и упражнения для индивидуальных и подгрупповых
занятий в песочнице по всем направлениям коррекционной работы.

Игры и упражнения по всем направлениям коррекционной работы
Развитие диафрагмального дыхания
Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
Помоги зайцу. В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.
Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.
Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.

Пальчиковый практикум
Развитие тактильно-кинестетических ощущений
Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки)
Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке
«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы»
Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек»)

Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев
(все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)
«Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера
Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок
Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок
Ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка
В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» – «Ушки», «Колечки»)

Артикуляционная гимнастика
Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку»
Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка
Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении
Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку.
Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.

Автоматизация звуков
Горочка. Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося коррегируемый звук.
Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку.
Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося коррегируемый звук.
Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося корригируемый звук.

Развитие фонематического слуха
Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город

Формирование слоговой структуры слова
Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.

Совершенствование лексико-грамматических категорий
Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн.ч.
Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий:
предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);
приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили);
наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)

Подготовка к обучению грамоте
Звуковой анализ слова. На песке чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
Обучение чтению и печатанию букв. Упражнения на сыром песке типа «Исправь ошибку», «Добавь деталь», «Прочитай», «Допечатай первую (последнюю) букву слова»; Звуко-буквенный анализ слов различной сложности
Развитие связной речи
Найди и опиши игрушку. Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
Две игрушки. Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках.
Нарисуй и расскажи. Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).
Покажи сказку. Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом ) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.
Выводы.
Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития.
У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации корригирующих звуков. Так же отмечается расширение словарного запаса и умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Дети более раскрепощены и непосредственны в общении. Важно отметить, что начал формироваться навык рефлексии и умения взаимодействовать в группе.
Перенос традиционных занятий в песочницу даёт большый воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой.

Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмём в игру… Подобно Богу,
Мы создадим свой мир чудес,
Пройдя познания дорогу.
(Т. Грабенко)

Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как магнит. Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию. Кто из нас не любил в детстве часами возиться с песком?

У истоков песочной терапии стоит Карл Густов Юнг, основатель аналитической психотерапии.

Идеальные размеры песочницы для песочной терапии – 49,5 * 72,5 *7 см. Лучше её изготовить из дерева, изнутри окрасить в голубой цвет (символ неба и воды), но можно использовать и пластик. Песок для занятий должен быть крупный, приятного желтоватого оттенка. Можно приобрести песок в зоомагазине (для шиншилл) или кварцевый песок в аптеке. Если вы берёте строительный или морской песок, его обязательно нужно промыть и прокалить в духовом шкафу.

Для игр-занятий в песочнице понадобятся множество фигурок высотой не более 8 см по разным лексическим темам. Это люди, животные, транспорт, морские обитатели и т. д. наверняка в каждом доме, где есть ребёнок, найдутся игрушки из «Киндер-сюрпризов». Подойдёт также различный природный материал (палочки, плоды, семена, ракушки и д.).

На наш взгляд использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Мы используем игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи:

— развитие диафрагмального дыхания;

— развитие фонематических представлений;

— совершенствование грамматического строя речи;

— автоматизация поставленных звуков;

— развитие связной речи;

— формирование слоговой структуры речи;

— развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

Я хочу поделиться несложными в организации логопедическими играми, которые можно использовать в песочнице.

Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания

При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.

«Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.

Словарная работа

«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

«Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

Совершенствование грамматического строя речи

«Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.

«Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

Развитие фонематических представлений

Игра «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.

«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

«Два города». Тазик с песком делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда.

«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

«Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Формирование слоговой структуры слова

«Полоски». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.

Развитие связной речи

«Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Обучение грамоте

«Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

«Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

Развитие мелкой моторики

«Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

Упражнение «Необыкновенные следы»:

— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

— «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.

Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.

Автор:
Ольга Шипитько, учитель-логопед
Краснодарский край, г. Ейск
МДОУ ДСКВ № 11 города Ейска мо Ейский район.

Статья размещена в авторской редакции

Читайте также:  Речевое дыхание и связная речь
Ссылка на основную публикацию