Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи «В гости к Солнышку»

Цель: закрепить правильное употребление предлогов в речи.

Задачи:

1. Развивать грамматический строй речи через упражнения в употреблении существительных единственного и множественного числа в падеже.

2. Развивать связную речь через упражнения в выделении предлогов из предложений, в составлении предложений с заданным предлогом.

3. Развивать речевое дыхание.

4. Корригировать слуховое внимание, память, зрительное восприятие.

5. Воспитывать умение слушать взрослого и друг друга.

Оборудование: пособие «Поезд», колёса (из картона), зашумлённые картинки с солнышком, пособие «Волшебный» цветок, лепестки (из цветной бумаги и картона), «волшебное» дерево, листочки, ручеёк из цветной бумаги, символы предлогов.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Детям выдаются зашумлённые картинки.

— Ребята, посмотрите на картинки и угадайте, какой на них изображён предмет. Ответ скажите мне на ушко.

— Правильно, на картинке изображено солнышко. А вы бы хотели отправиться в гости к Солнышку?

II. Постановка цели занятия.

— Хорошо, сегодня, мы отправимся в гости к Солнышку и во время путешествия будем повторять изученные предлоги.

III. Основная часть.

1. Дидактическое упражнение «Чего нет у поезда?»

— Ребята, а в путешествие мы отправимся на поезде. Посмотрите внимательно, чего нет у поезда?

— Правильно, у поезда нет колёс, а без них мы не уедем, поэтому ищете колёса по моему заданию. Запоминайте, где вы нашли колесо.

— Кирилл, твоё колесо лежит под столом.

— Оля, ты найдёшь колесо на стуле.

— А сейчас, скажите, где были ваши колёса.

— под столом и т.д.

2. Ритмическое упражнение «Едет поезд»

— Сейчас можно отправляться в путь. Строимся, как вагончики и двигаемся под звук бубна. Под медленное звучание бубна двигаемся медленно. Под быстрое – в быстром темпе.

3. Дидактическое упражнение «Волшебный цветок»

— Мы с вами приехали в город «Звуков и предлогов». Внимательно посмотрите на «волшебный цветок» и скажите, чего не хватает у цветка?

— Правильно, лепестков. Ветер унёс лепестки. Давайте и мы изобразим ветер. Подуем на лепестки, на выдохе произносим звук: ссс.

— Посмотрите, я собрала лепестки, давайте вернём их цветку.

Логопед раздаёт детям лепестки.

— Лепесток приклеит тот, кто назовёт предлог в предложении.

Логопед произносит предложения, а дети называют предлоги:

Котёнок спрятался под диван. Костя зашёл в магазин. и т.д.

— Вот какой красивый цветок у нас получился.

4. Физминутка «Слушай внимательно»

— А сейчас, немного отдохнём. Приседайте, когда услышите предлог в предложении и присядьте, если предлога в предложении нет.

5. Дидактическое упражнение «Волшебное дерево»

— Подойдите к «волшебному дереву» и возьмите листочки.

— Посмотрите, на обратной стороне листочков есть символы предлогов.

Перепрыгнет через ручеёк тот, кто назовёт предлог.

6. Дидактическое упражнение «Составь предложение»

Дети перепрыгивают через ручеёк, называя предлог, символ которого изображён на листочке: «У меня предлог «на».

— Вот мы с вами и пришли в гости к Солнышку. А вы бы хотели, чтобы оно засияло ярче?

— А лучики зажгутся только тогда, когда вы составите предложение с предлогом, который у вас изображён на листочках.

IV. Итог занятия.

— Посмотрите, как засверкало наше Солнышко.

— Нам пора возвращаться в группу. Строимся, как вагончики, поехали обратно.

— Скажите, о чём мы говорили на занятии.

— Назовите, какие вы знаете предлоги.

— А это вам подарок от Солнышка – маленькие солнышки.

— Спасибо за работу.

Автор: учитель – логопед – Черноусова Екатерина Валерьевна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 101»
г. Архангельск.

Статья размещена в авторской редакции.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в процессе формирования пространственных представлений в старшей логопедической группе:

«Зимняя рыбалка»

Группа: старшая логопедическая.

Цель: Уточнение и расширение знаний о пространственных понятиях.

1. ПР: Закрепить понятия «глубоко»-«далеко», «узкая»-«широкая».

2. РР: Определять и словесно называть пространственное расположение предметов от себя (слева, справа, вверху, внизу, в середине, впереди, сзади, прямо, между.).

3. РР: Закреплять умение правильно употреблять в речи предлоги с пространственным значением «в», «на», «над», «под», «около»; пользоваться схемами предлогов.

4. Учить детей определять разницу в пространственном расположении предметов и отражать это в речи соответствующими пространственными терминами.

5. Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.

6. Понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесной инструкцией педагога и с помощью зрительных ориентиров.

7. Развитие зрительно-моторной координации, цветовосприятия, прослеживающий функции глаз, воображения, наблюдательности, памяти.

8. Воспитание любознательности; этикета общения; бережного отношения к природе.

Продолжительность НОД: 25 минут.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие и физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, двигательная.

Предварительная работа:Проведение д/игр и упражнений на развитие ориентировки в пространстве («далеко – близко», «высоко-низко»); беседы о зимних явлениях в природе (жизнь обитателей водоема); рассматривание следов на снегу.

Словарная работа: Прорубь, дно, глубина, глубоко, дальше, ближе, узкая, широкая.

Материалы и оборудование: презентация к занятию, массажные коврики, макет проруби, на дне которого лист ватмана с изображением разноцветных рыбок в разном расположении; следы животных и человека, костюм рыбака с удочкой и ведром, рыбки по количеству детей, 2 удочки, снежки из ваты (большие и маленькие), ведерки, предметные картинки на доске, схемы предлогов, 2 дорожки из палок, изображение аквариума с рыбами по контуру.

Ход НОД:

1. Мотивационная часть.

– Ребята, отгадайте загадку: «Плавает в воде, любит червячков и может попасться рыбаку на крючок» (рыба).

– Где рыбы проводят зиму? (подо льдом).

– Как вы думаете, можно ловить рыбу зимой? (ответы детей)

– Я вас приглашаю на зимнюю рыбалку.

2. Зрительная гимнастика «Наши глазки»

Но в начале пути мы потренируем наши глазки:

Глазки смотрят высоко, движение глазами вверх.

Глазки смотрят низко, вниз.

Глазки смотрят далеко, вдаль.

Глазки смотрят близко. на нос.

3. Игра «Так — не так».

– Как вы думаете, где можно ловить рыбу? (в реке, озере, море). Так как сейчас зима, мы с вами отправимся к реке через зимний заколдованный лес. Расколдуем его.

(Дети подходят к «зимнему лесу» на доске предметные картинки; на зимнем дереве сидит лиса, солнышко — под деревом, белка сидит в норе, сугробы — за облаками, сова — в берлоге.)

Правильно ли, что:

– Солнышко сияет под деревьями? (Солнышко сияет над деревьями) Поместите картинку правильно. Найдите соответствующую схему. Поместите её рядом.

– Сугробы лежат под землей? (на) Поместите картинку правильно. Найдите соответствующую схему. Поместите её рядом.

– Белка живёт в норе? (в) Поместите картинку правильно. Найдите соответствующую схему. Поместите её рядом.

– Лиса живёт на дереве? (под) Поместите картинку правильно. Найдите соответствующую схему. Поместите её рядом.

– Вы всё верно исправили и «расколдовали» зимний лес. Теперь мы можем отправляться.

– Посмотрите! Какая красивая дорожка протянулась! (массажные коврики) Идите по дорожке, не заморозьте ножки! (музыкальное сопровождение)

– Мы попали в зимний лес- здесь полным-полно чудес!

4. Игра «Распознай следы».

– Ребята, посмотрите, чего в зимнем лесу на деревьях много? (снега). Что остаётся на снегу, когда по нему кто-то пройдет, пробежит? (следы) Как выдумаете, чьи это следы? (диких животных) Почему они дикие? Превратимся в следопытов и узнаем, кто здесь пробежал и чьи это следы.

– Кто пробежал ближе все? (Ближе всех пробежала лиса)

– Значит чьи это следы? (Это лисьи следы).

– Кто пробежал дальше всех? (волк) Чьи это следы? (ответы детей)

– Кто пробежал справа от нас? (медведь) Чьи это следы? (ответы детей)

– Кто пробежал слева от нас? (заяц) Чьи это следы? (ответы детей)

– Кто пробежал перед нами? (белка) Чьи это следы? (ответы детей)

5. Игра «Короткий путь».

– Как вы думаете, а это чьи следы и куда они ведут? (рассматривание следов: следы человека направлены прямо вперед, а следы собаки о — слева направо). Как вы думаете, куда ведут эти следы? (к реке).

– По какому пути нам лучше идти, чтобы раньше прийти? Какой путь, по-вашему, близкий? (по следам человека). А какой далекий? (по следам собаки). Давайте проверим это — Илья, Саша, Катя пойдут по следам собаки, а Игорь, Стёпа, Вика пойдут по следам человека: кто раньше придет к реке (дети идут по следам).

– Как вы думаете, почему путь человека, самый близкий? (Потому что он шел вперед и прямо.)

– Как собачка плутала? (слева направо и путь оказался далеким.)

6. Игра «Где плавают рыбки?»

(На «реке» детей встречает рыбак)

– Здравствуйте ребята! Молодцы, что нашли ко мне близкий путь (подводит детей к макету проруби). Кто знает, что это такое? (прорубь). А откуда он берется? (рыбаки сверлят отверстие на льду, чтобы ловить удочкой рыбу). Как называется поверхность земли под водой? (дно). Где находится дно? (далеко). А можно еще по-другому сказать: «глубоко». Значит, где рыбки плавают? (глубоко на дне).

– Рассмотрим рыб (дети через оргстекло рассматривают цвет и расположение рыбок на дне: листе бумаги. Красная рыбка – в середине, зеленая – вверху, синяя – внизу, желтая – слева, коричневая – справа).

7. Игра «Что изменилось».

– Рыбы плавают глубоко на дне. Сейчас вы в этом убедитесь. Закройте глаза. (Меняет 2 рыб местами) Открывайте глаза. Что изменилось? (Красная раба плавала в середине, а сейчас – вверху).

8. Игра: «Поймай рыбку на удочку».

Рыбак: Молодцы, ребята! Все правильно рассказали, где какая рыбка плавает на дне. За это я вам дам половить удочками рыбок в проруби.

Мальчики будут ловить рыб которые плавают слева, а девочки — справа. (музыкальное сопровождение)

– Сколько вы поймали разноцветных рыбок?

9. Игра «Попади в цель».

Рыбак: Теперь вы тоже настоящие рыбаки. А чтобы нам не замерзнуть на рыбалке поиграем в игру.

– Загляните за сугроб, что здесь? (снежки)

– Какие здесь снежки? (большие и маленькие)

– Мы их будем катать по дорожкам.

– Это какая дорожка? (узкая) Какие снежки будете по ней катать? (маленькие)

– Это какая дорожка? (широкая) Какие снежки будете по ней катать? (большие)

– Молодцы, умеете далеко катать снежки. Меткие ребята!

10. Игра «Аквариум»

– Ребята, давайте рыб, которых мы выловили, поселим в аквариум и заберём в группу. Назовите, какого цвета камни в аквариуме? Поселите рыб в аквариум, расположив их на камни. Расскажи, где поселилась твоя рыбка? (Моя рыбка поселилась вверху справа, посередине, внизу слева и т.д.)

– Саша, между какими рыбками плавает твоя рыбка? (Между синей и зелёной). (Аналогично 2 детей)

11. Итог НОД.

Рыбак: Хорошо, ребята! Очень вы мне помогли сегодня: и рыбок поймали, и узнали, что такое: «Далеко, близко, глубоко, что такое прорубь, дно».

– Все запомнили? А сейчас нам пора прощаться. До свидания.

Орлова Антонина Сергеевна,
учитель-логопед

Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя

Автор: учитель – логопед Хисматуллина Зиля Хизбулловна

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Непоседы».

Город Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ

Тема: «Весна пришла»

Цель: Формировать представления детей о весне, обогащать кругозор и активизировать словарь детей.

Коррекционно-образовательные задачи:

Расширить словарь детей по лексической теме, упражнять в подборе глаголов, закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными, продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением и совершенствовать навыки деления слов на слоги.

Коррекционно-развивающие задачи:

Совершенствовать фонематическое восприятие, развивать мелкую и общую моторику, память, внимание, мышление и художественно-эстетический вкус.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе и друг другу.

Оборудование:

Слайдовое сопровождение на тему: «Весна пришла», экран, мячи Су-джок, дидактическое пособие «Солнышко», прищепки, картинки по лексической теме.

Предварительная работа:

Беседа о временах года, рассматривание иллюстраций, наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов и рассказов о весне.

Ход НОД

1.Организационный момент

(На столе лежит дидактическое пособие «Солнышко», обращаю на неё внимание).

Логопед: Ребята, кто заглянул к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: Да, ребята, только что-то тут не то.

– Как вы думаете? (пропали лучики).

– Солнышко по секрету мне сказало, что лучи его находятся в волшебной корзиночке. Выполнив одно важное задание, вы сможете их вернуть (ответы).

Читайте также:  Рабочая программа по коррекции ОНР у учащихся 1 классов

Логопед читает:

Чтобы солнце засияло,

Нам собрать лучи все надо.

Ты заданье выполняй,

Лучи солнца собирай!

Чтобы лучики зажглись,

Друг другу улыбнись! (мимическая гимнастика).

Давайте, поприветствуем солнышко, друг друга и гостей:

Здравствуй, солнце золотое, (дети раскрывают ладони в сторону солнца).

Здравствуй, небо голубое (поднимают руки вверх)

Здравствуй, все мои друзья! (касаются ладонями друг друга)

Логопед:

А теперь слушайте важное задание, о котором я вам говорила: если вы отгадаете загадку, наше солнышко снова засияет золотыми лучами.

Когда это бывает? (весной.)

– Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: О весне.

2. Основная часть

1) Презентация

Логопед: Давайте вспомним, что же происходит в природе с приходом весны? ( Слайды «Весна пришла!»)

Вопросы по слайдам:

  1. Что можно сказать о снеге? Что делает снег весной? (падает, кружится, блестит, тает).
  2. Что происходит с сосульками весной? (тают, капают, падают).
  3. Что делают почки весной? (наливаются, набухают, раскрываются, появляются первые листочки).
  4. Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, выводят птенцов).
  5. Что делают звери весной (просыпаются из зимней спячки, появляются детеныши).

Логопед: Все рады весне и ждут её с нетерпением. Раньше весну зазывали, в гости приглашали…

Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!

Давайте вместе скажем закличку о весне, чтобы она скорее к нам пришла.

2) Фонематическая зарядка

Логопед: Ребята, а теперь встаньте возле стульчиков и внимательно слушайте условие игры. Я назову слово, а вы хлопните в ладоши, если оно относится к весне, а если нет – присядете на корточки.

Слова: сосулька, зима, карандаш, мороз, луч, самолет, почки, птицы, солнышко, капель.

-Поделим слова на части – слоги? Из скольких частей состоит слово: луч, тепло, солнышко.

Логопед: Весной оживает вся природа: прилетают птицы, раскрываются почки, просыпаются звери. Какие звери просыпаются весной? (Предполагаемые ответы детей). А теперь послушайте сказку и повторяйте движения.

3) Су-джок терапия « Путешествие Ежика»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож

(дети катают Су-джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

Очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

Нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

На ежа похожи (дети катают Су-джок между ладонями).

Логопед: Ребята, давайте поиграем в весенние слова. Я называю слово, а вы подбираете признак к заданному слову.

4) Игра «Подбери слово»

– Как можно назвать весну? Какая она, опишите ее (ранняя, красивая, теплая, долгожданная, веселая, поздняя…)

– День какой? (солнечный, ясный…)

– Весной солнце какое? (яркое, лучистое, теплое, ласковое…)

– Настроение весной, какое? (радостное, весёлое, счастливое. )

3. Итог НОД

Рефлексия

– А сейчас у вас какое настроение? Вам понравилась наша сегодняшняя встреча? Что вам понравилось? Что запомнилось? (ответы детей)

Логопед:

– Нашему Солнышку, мне и нашим гостям тоже понравилось, как вы дружно отвечали и все лучики собрали! Это яркое, веселое и лучистое Солнышко останется вместе с нами и будет нам дарить радость и тепло! Чтобы солнышку было веселее, мы нарисуем ему хорошее настроение и яркие лучи!

План-конспект НОД

по формированию лексико-грамматического строя речи

в старшей логопедической группе

Тема: «Весна пришла»

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Формировать представления детей о весне, обогащать кругозор и активизировать словарь детей.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • расширить словарь детей по лексической теме;
  • упражнять в подборе глаголов, согласовании существительных с прилагательными;
  • продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями;
  • совершенствовать навыки деления слов на части.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствовать фонематическое восприятие;
  • развивать мелкую и общую моторику, память, внимание, мышление, художественно-эстетический вкус.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе и друг другу.

Оборудование: слайдовое сопровождение на тему: «Весна пришла!», экран, мячи Су-джок, дидактическое пособие «Солнышко», прищепки, картинки по лексической теме.

Предварительная работа:

Беседа о временах года, рассматривание иллюстраций, наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов и рассказов о весне.

Ход НОД

1. Организационный момент (мимическая гимнастика, мотивация).

2. Основная часть.

– Слайдовое сопровождение «Весна пришла!»

Цель: активизация словаря детей по лексической теме, совершенствование знаний в согласовании глаголов с существительными.

– Дидактическая игра «Поймай слово» (фонематическая зарядка).

Цель: совершенствование фонематического восприятия, развитие общей моторики.

– Су-джок терапия « Путешествия Ежика».

Цель: развитие мелкой моторики, стимулирование речевых зон коры головного мозга

– Игра «Подбери слово».

Цель: совершенствование знаний детей в правильном поборе прилагательных к существительным и в согласовании слов.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи с использованием ТРИЗ для детей 6-7 лет с ТНР по теме «Зима»

Организационный момент.
Логопед: Ребята, у меня для вас есть подарок. Только подготовила его не я. Хотите узнать,кто
Дети: Да.
Логопед: Для этого нужно отгадать загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица-
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всех покрыоа серебром.
Догадались о какой царице загадка?
Дети: Это зима.
Логопед: Ребята, а как вы догадались, что это зима?
Дети: В загадке говорится, что всё белое, серебро посыпалось, прилетели три коня.
Логопед: Молодцы ребята, внимательно слушали загадку. Для вас зима прислала подарок, а что это , вы должны отгадать сами.

Игра ТРИЗ «Да –нетка».
Логопед: На столе лежат разные предметы среди которых: сундучок, Матрёшка, ёлочка, рукавичка, санки, снеговик..
Дети задают вопросы:
– Это справа от нас? (нет)
– Это слева от нас? (да)
– Это возле вас? (нет)
– Это красное? (нет)
– Это серебристое? (да)
– Это прямоугольной формы? (да)

– Это сундучок? (да)

Логопед: Какой замечательный сундучок нам прмслала зима! Но он, ребята, не простой, а волшебный. Чтобы нам его открыть, нужно придумать волшебные слова. Зима какая?
Ответы детей: Белая, серебристая, морозная, волшебная, холодная, ветренная, долгая, долгожданная, волшебная.
Логопед: Посмотрите, сундучок открылся. Значит вы подобрали правильные слова. Заглянем в сундучок.
(Логопед и дети заглядывают в сундучок).
Логопед: Ребята, в сундучке находятся игры. А вы любите играть
Дети: Любим, конечно.
Логопед: Зима знала об этом и приготовила для вас разные интересные игры.

Игра ТРИЗ «Наоборот» (с мячом).
Логопед: Ребята, я скажу слово, а тот, кому я брошу мяч должен назвать слово, с противоположным значением.
Зима – лето
Север – юг
Холод – жара
Горячий холодный
Ясный – пасмурный
Высоко – низко …
Логопед: Очень много знаете, хорошо играете. Ребята, продолжите моё предложение со значением словом, противоположным по смыслу.
(Ребёнок повторяет предложение логопеда и продолжает самостоятельно).
Логопед: Зимой бывает снегопад, а осенью…..
Дети: Листопад.
Логопед: Зимой бывает снег, а летом …
Дети: Дождь.
Зимой снег падает, а весной …..
Зимой бывает холодно, а летом …
Зимой деревья белые, а летом ….
Зимой катаются на санках и лыжах , а летом..

Логопед: А сейчас немного отдохнем.
Динамическая пауза
Логопед: На улице сейчас зима, и очень много сугробов. А давайте перешагивать через сугробы и считать их.
(Дети перешагивают сугробы-кубики или перепрыгиват и считают).
Дети: Один большой сугроб, два больших сугроба, три больших сугроба, пять больших сугробов…
(Считаем снежные деревья, ледяные горки).

Игра ТРИЗ «Хорошо-плохо».
Логопед: Ребята, зима это хорошо или плохо? Назовите положительные и отрицательные стороны этого времени года.
Дети: Зима хорошо, потому что можно играть в снежки.
Зима хорошо, потому что можно лепить снеговика.
Зима хорошо, потому что зимой новый год.
Логопед: А что же в зиме отрицательного?
Дети: Зима плохо, потому что холодно.
Зима плохо, потому что много одежды надевать.
Зима плохо, потому что нельзя кататься на велосипеде
Логопед: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорим?
Дети: О зиме?
Логопед: Как вы думаете, у слова «зима», есть «родные слова»?
Дети: Есть.
Логопед: Давайте назовём их:
Дети: Зимний, зимующий, зимушка, зимовье, зимовать, перезимовать, зимовка, зимородок, озимые.
Логопед: Последняя игра от зимы. Измени моё предложение. Вместо слова (я) по очереди подставляем слова, написанные на доске. Обратите внимание на знаки препинания, которые стоят возле моих слов.
Он? Она! Они. Мы! Ты? Вы?
Логопед: Зимой я люблю гулять по зимнему парку!
Зимой она любит гулять по зимнему парку!
Зимой вы любите гулять по парку?
Логопед: молодцы ребята. Очень интересные игры для нас подготовила зима.

Рефлексия.
Логопед: Ребята на этом наше занятие заканчивается. Что сегодня на занятии было самым трудным для вас? А что больше всего понравилось?
Дети: Мне было сложно называть слова «наоборот».
Мне было легко говорить, что хорошего в зиме.
Вы справились со всеми заданиями?
Мне понравилось играть с мячом.
Логопед: Как вы оцените свою работу на занятии?
(Дети выходят к доске, выбирают смайлики и вешают на доску).
Логопед: Спасибо! До новых встреч!

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматического строя речи.

Тема: Предлоги В, ПОД, НА, ЗА, НАД.
Цель: ознакомление детей с предлогами (маленькими словами).
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
•Корректировать и развивать мелкую моторику;
•Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
•Развивать внимание, память, мышление;
•Корректировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
Образовательные:
• Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА, НАД;
• Учить детей выделять предлоги в предложении;
•Закреплять умение детей составлять предложения с заданными предлогами по картинкам;
•Закреплять умение детей составлять схемы предложений.
Воспитательные:
•Обеспечить понимание значимости занятий, повысить интерес к ним.
•Обеспечить формирование произвольной саморегуляции.
Здоровьесберегающие:
•Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
•Соблюдать правильную посадку ребенка;
•Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование:
• Колокольчик.
•Набор резиновых игрушек
•Схемы предлогов
•Сюжетные и предметные картинки
•Схемы слов.
•Медали со схемами предлогов.
•Музыка для релаксации.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ритуал приветствия.
Цель: создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе.
Приветствие «Милый друг».
Дети выполняют движения
вместе с педагогом-психологом:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй
Собрались ребята в круг(дети встают в круг)
Здравствуй друг (отводят правую руку в сторону);
Здравствуй друг (отводят левую руку в сторону)
Вместе за руки возьмёмся(берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются друг другу).

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».
Цель: Развитие мелкой моторики,умения согласовывать речь с движением.
Развивать внимание, память.
Дети выполняют движения
вместе с педагогом-психологом:
пальцами правой руки по очереди здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
Педагог-психолог:
Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(Т. Сикачёва)

Цель: Привлечение внимания и формирование интереса детей к занятию.
Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.
Воспитатель заранее прячет игрушки в разных уголках комнаты. Дети находят спрятавшихся гостей с помощью подсказок воспитателя.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. К нам сегодня пришли непрошеные гости, но они все спрятались. Давайте, мы с вами их найдем. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался В верхнем ящике комода? (имя ребенка)
Ребенок:В верхнем ящике комода спрятался.
воспитатель:А кто спрятался ПОД кроватью? (имя ребенка)
Ребенок:ПОД кроватью спрятался.
Воспитатель:А кто спрятался НА кукольном столе? (имя ребенка)
Ребенок:НА кукольном столе спрятался.
Воспитатель: А кто спрятался ЗА цветком? (имя ребенка)
Ребенок:ЗА цветком спрятался.
Воспитатель:А кто спрятался НАД зеркалом? (имя ребенка)
Ребенок:НАД зеркалом спрятался.
Воспитатель: Вот они – непрошеные гости. Мы всех их отыскали.
Ребята, какие маленькие слова помогли нам их найти?
Дети называют предлоги: В, ПОД, НА, ЗА, НАД.
Воспитатель: А если бы в моих предложениях не было маленьких слов, нашли бы вы гостей?
Дети: Нет.
Воспитатель: Легко ли вам было бы их искать?
Дети:Трудно.
Вот, ребята, какие это важные слова!

Основная часть.
Цель: Организация детей.
Логопед выставляет на доску карточки со схемами предлогов.
Логопед: Давайте вспомним, какие маленькие слова помогли нам отыскать наших непрошеных гостей! Посмотрите на доску (на доске схемы предлогов).
Дети называют предлоги: В, ПОД, НА, ЗА, НАД.
Логопед: А теперь давайте скажем, что обозначает каждое маленькое слово.
Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово .
Ответы детей: НА.
Логопед: Когда предмет находится внизу другого предмета, мы используем маленькое слово .
Ответы детей: ПОД.
Логопед: Когда предмет находится внутри чего – то, мы говорим маленькое слово .
Ответы детей: В.
Логопед: Если предмет находится позади другого предмета, мы говорим маленькое слово .
Ответы детей: ЗА.
Логопед: Когда предмет находится сверху другого предмета, мы используем маленькое слово .
Ответы детей: НАД.
Логопед: Молодцы!

Читайте также:  Конспект занятия для детей старшей логопедической группы по развитию лексико-грамматических категорий

Сначала воспитатель предлагает детям назвать предметы, находящиеся на столе, а потом рассказывает историю с одновременной демонстрацией действий.
Дети дополняют рассказ воспитателя маленькими словами.
***
Дедушка вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку, (под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка и звонко пела. Услышала ее кошка, которая сидела (где?) за скамейкой. Она подкралась к дереву и прыгнула (за кем?) за птичкой. Но птичка улетела с дерева и села (куда?) на скамейку около дедушки. А кошка не унимается, как прыгнет, но опять мимо. Птичка вспорхнула, пролетела (над кем?) над дедушкой, (над чем?) над забором и скрылась из виду.

Физминутка «Слушай, повторяй, делай»
Цель: Развитие общей моторики, умения согласовывать речь с движением.
Развивать внимание, память.
Дети выполняют движения вместе с воспитателем.
Воспитатель:
На горе растут дубы (подняли руки вверх),
Под горой растут грибы (присели),
Мы в корзинки их собрали (движения рук, имитирующие складывание грибов),
Быстро к дому подбежали (бегают на месте).

Цель: Закрепление умения детей составлять предложения с заданными предлогами по картинкам.
Закреплять умение детей составлять схемы предложений.
Логопед: А сейчас мы посмотрим, как вы научились правильно говорить маленькие слова. Перед вами картинки и схемы слов. Вам нужно по своей картинке составьте предложение и его схему.
Дети самостоятельно составляют предложение и его схему.

Цель: Обобщение знаний, полученных на занятии.
Воспитатель: Ребята, с чем мы сегодня познакомились?
Ответы детей: с маленькими словами.
А теперь давайте с вами превратимся в маленькие слова – помощники! Сейчас, я на несколько минут стану волшебницей! Каждый из вас закроет глаза, а я произнесу заклинание. И когда вы откроете глаза, то уже будете превращены!
Дети закрывают глаза.
Воспитатель:
Закрываем глазки:
Крибли, крабли.
Крибли, крабли. Бум.
Воспитатель вешает на шеи детям медали со схемами маленьких слов.
Воспитатель: Теперь каждый из вас должен узнать, каким словом – помощником он стал, объяснить, что это слово обозначает.
Дети выполняют задание.

Психогимнастика «Лучик солнца»
Цель: формирование нравственных позиций, позитивного отношения к окружающему миру и людям.
Дети выполняют движения вместе с педагогом-психологом.
Психолог:
Маленький кусочек солнца
Заглянул в наше оконце.
Луч в ладошку мы возьмем (протягивают ладошку, сжимают в кулачок)
И к своей груди прижмем (прижали кулачек к груди).

Ребята, маленький лучик солнце сел ко мне на ладошку (дети протягивают ладошку).
Побежал по телу (дети гладят себя).
Запутался в волосах (дети гладят волосы).
Я хочу согреть его (дети складывают ладошки)
И уложить спать (садятся, ладошки подкладывают под щеку, «засыпают»).

Ритуал окончания занятия.
Цель: закрепление эмоционального состояния, положительный выход из занятия.
Дети выполняют движения вместе с педагогом-психологом.
Педагог-психолог:
А теперь все встанем в круг.
Руку даст другу друг.
Будем рядом стоять.
Друга за руки держать.
Целый час мы занимались
И немножко баловались.
А теперь детвора – отдыхать пора.
Нам осталось на прощанье
Сказать всем хором: «До свидания!».

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи старших дошкольников «Зимний лес — полон сказок и чудес»

Марина Кайгородова
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи старших дошкольников «Зимний лес — полон сказок и чудес»

«Зимний лес – полон сказок и чудес»

Развитие лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

– обобщать и закреплять знания по теме «Зима»;

-закреплять знания детей о диких и домашних животных, упражнять в составлении описательного рассказа;

– закреплять согласование числительных с существительными;

-закреплять употребление в речи синонимов и антонимов;

-продолжать учить составлять описательный рассказ по мнемотаблице,

соблюдая последовательность, точность и выразительность;

– продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывая их с существительными;

– обогащать словарный запас.

– развивать воображение, память, логическое мышление;

– развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание.

-воспитывать коммуникативные качества, умение работать в коллективе;

– вырабатывать положительное эмоциональное состояние;

– воспитывать бережное и внимательное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Материалы и оборудования:

1. Интерактивный развивающий комплекс «Играй и Развивайся»;

2. Мнемотаблица «Зима»;

3. Силуэты диких животных;

4. Декорации зимнего леса, избушка Бабы Яги;

5. Сундук с подарками (по количеству детей).

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Дети заходят в группу, оформленную по содержанию зимнего леса.

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас с вами сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними.

А теперь давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу «Доброго утра!»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

«Доброе утро!» солнцу и птицам,

«Доброе утро!» улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

-Сегодня на адрес детского сада пришло письмо. Это письмо пришло к нам от зайчика. Давайте с вами прочитаем его, что же в нем написано.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам из леса зайчик – длинные ушки.

Хочу попросить вас, о помощи.

Дело в том, что Баба Яга заколдовала наш лес, чтобы весна в нашем лесу никогда не наступила. Помогите мне, пожалуйста, расколдовать наш лес.

Логопед: Ребята, зайчик боится, что весна не наступит, а какое же сейчас время года, разве сейчас не весна? По каким признакам мы можем определить, что сейчас зима? Давайте с вами составим рассказ о зиме. Кто начнет?

1. ПРИЗНАКИ ЗИМЫ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ.

Назовите зимние месяцы. Ребята, а вы знаете, что сегодня последний день зимы, а завтра первый день весны.

Логопед: Я думаю, что не напрасно зайчик печалится, мы должны ему помочь. Согласны? Для этого мы с вами отправимся в лес. А чтобы нам в пути не замёрзнуть, мы разогреем наши ручки и ножки.

(Пальчиковая гимнастика)

Раз, два, три, четыре (дети загибают пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком)

Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывают «снежок»)

Два – поймаем (приседают, ловят воображаемый снежок)

Три – уроним (встают, «роняют» снежок)

И … сломаем (топают).

(Идут под музыку и произносят речёвку)

Раз, два! Три, четыре!

Три, четыре! Раз, два!

Кто идёт и смотрит вниз?

Эй, скорее, подтянись.

Может вы уже устали?

Мы с собой таких не брали.

Может, сядем, отдохнём?

Лучше дальше мы пойдем!

Вот мы и пришли. Ребята, посмотрите как вокруг красиво.

Давайте с вами подышим свежим воздухом. Носиком вдохнем воздух. А ротиком выдохнем. Вдохнем с вами свежесть зимнего леса.

Ой, а это что? Ледяные силуэты. Кажется, я все поняла. Это Баба Яга заколдовала животных, как вы думаете, каких животных она заколдовала?

3. ИГРА «УГАДАЙ ЖИВОТНОЕ ПО СИЛУЭТУ»

Посмотрите, вокруг животных много следов. Давайте попробуем с вами угадать, чьи это следы?

4. ИГРА «ЧЬИ СЛЕДЫ?»

следы вокруг волка – чьи? волчьи

следы вокруг белки чьи?- беличьи

следы вокруг зайца чьи? – заячьи

следы вокруг лисы чьи? – лисьи

Ребята, а чьих следов не встретишь зимой в лесу? Правильно, медвежьих. Почему?

А вы знаете, ребята, что не только медведь впадает в спячку. Какие еще животные спят зимой? (ежи, барсуки, полевые мыши, кроты).

– Как одним словом можно назвать этих животных? (Дикие животные)

– Почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу, а еще они сами строят себе жилище и сами выращивают своих детенышей).

А какие ещё животные бывают? (Домашние) А чем они отличаются от диких? (Домашние животные живут рядом с человеком,и человек за ними ухаживает: он кормит их, строит для них жилище)

Ребята, давайте с вами сядем и составим рассказ о животных, определим какие животные домашние, а какие дикие.

5. «ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ» («Играй и развивайся»)

Посмотрите, сколько снега намело в лесу, какие образовались глубокие сугробы, и я, кажется, начинаю замерзать. Давайте с вами погреемся и поиграем в снежки.

(Под музыку играют в снежки)

5. ФИЗМИНУТКА «Игра в снежки» («Играй и развивайся»)

Б. Я. Кто это тут расшумелся? Ой, гляньте-ка, кто к нам пожаловал!

Логопед: Здравствуй, Баба Яга, до нас долетела весть о том, что ты заколдовала лес и не хочешь, чтобы в лесу наступила весна.

Б. Я. Заколдовала, а вам – то какое дело?

Логопед: Ну, как же так! Ведь завтра первый день весны, а в лесу страшно и веет трескучим морозом.

Б. Я. А мне то что, пусть всё вокруг остается страшным и замерзшим.

Логопед: Баба Яга, ну почему ты заколдовала весь лес и не хочешь, чтобы наступила весна?

Б. Я. Пусть спят и не просыпаются (плачет). Зато, никто не будет меня дразнить.

Логопед: Ну, зачем ты наговариваешь на лесных жителей, разве они тебя дразнят?

Б. Я. И ничего я не наговариваю, они говорят, что я плохая, и вы, наверное, тоже так думаете? (ответы детей) А, вот, я сейчас проверю. Я буду бросать вам клубок, и называть слова, которыми на меня обзываются звери, а вы скажете, как вы считаете, какая я.

6. АНТОНИМЫ-СИНОНИМЫ (Игра с клубком)

2 Жадная – щедрая

3 Страшная – красивая

4 Грустная – веселая

5 Старая – молодая

6 Грубая – ласковая

7 Глупая – умная

Б. Я. Правда, я такая какой вы меня сейчас называли? Ой, спасибо! Я ведь отродясь слов-то таких не слыхивала. Я от ваших слов сразу подобрела.

Логопед: Баба Яга, так значит, ты расколдуешь лес?

Б. Я. Обещаю вам, что сегодня же всё расколдую, и весна завтра же придет в наш лес. Но вы в свою очередь пообещайте мне тоже, что построите для птичек домики, ну как их называют, ну эти то…. (скворечники, а, то птички прилетают в лес и жалуются, что им негде поселиться.

Логопед: Баба-Яга, дети сейчас тебе покажут, как они умеют строить скворечники.

7. НАЛОЖИ ПРАВИЛЬНО (мастерим скворечник) («Играй и развивайся»)

Баба-Яга: Спасибо, ребята, за то, что вы такие добрые и умные, на память о нашей встрече, я хотела бы вам преподнести эти подарки, только не знаю, хватит ли на всех, я, же, неграмотная.

Логопед: Баба-Яга, не беспокойся, мы с ребятами сейчас всё посчитаем. Ребята, сколько должно быть подарков? Давайте посчитаем, хватит ли подарков на всех.

8. ИГРА (СОГЛАСОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ)

Логопед: Спасибо, Баба Яга! Нам пора возвращаться в детский сад.

Баба-Яга: Я помогу вам вернуться в детский сад. Я же волшебница. Сейчас закройте глазки, а я немножко поколдую.

(Под музыку колдует и исчезает)

Закончилось наше путешествие в зимний лес. Я думаю, что оно вам понравилось. Давайте поделимся нашими впечатлениями с гостями, где мы с вами были, что делали и какие чудеса видели в зимнем лесу?

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Детский мастер-класс «Коллективная работа «Зимний лес полон чудес» в технике аппликации и рисования пальчиками» Детский мастер-класс “Коллективная работа “Зимний лес полон чудес” – изобразительная деятельность в технике аппликация и рисование пальчиками.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Читайте также:  Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

«Зимний лес полон чудес» — конспект НОД по ФЦКМ (аппликация) для детей старшего дошкольного возраста .

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя

Конспект образовательной деятельности

по формированию лексико- грамматического строя речи

Вид: формирование лексико-граматических категорий и связной речи.

Тип занятия: подгрупповое.

Тема: «Осень. Деревья.»

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Познание», «Речевое развитие», «Художественное творчество», «Здоровье».

Коррекционно –образовательные:

Ø Закреплять представление об осени и ее признаках, о изменениях, происходящих в природе в осенний период.

Ø Расширять и активизировать словарь по теме «Деревья».

Ø Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе; согласование существительных с числительными; образовывать существительные в уменьшительно – ласкательной форме ).

Ø Учить отвечать полным ответом на вопрос.

Коррекционно-развивающие:

Ø Развитие длительного плавного выдоха, речевого слуха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движениями.

Воспитательные:

Ø Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Ø Воспитание любви и бережного отношения к природе, развивать наблюдательность.

Ø Воспитывать контроль над своим произношением.

Оборудование: аудиозапись Ф. Шопен «Осенний вальс», букет осенних листьев, листья с заданиями, вырезанные из цветной бумаги, дидактические игры «С какого дерева упал листочек?», «Один –много», «Посчитай», наглядный материал к артикуляционной гимнастике, зеркала на каждого ребенка, птичьи перышки, мяч, голубая лента, корзина с яблоками.

I .Организационный момент.

Звучит музыка, дети и логопед подходят к окну.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я хочу загадать вам загадку, а вы, отгадав ее, поймете, о чем мы будем сегодня говорить.

Пришла без красок

И разукрасила все листья. (Осень)

– Правильно это осень.

Логопед читает стихотворение

Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.

II. Основная часть.

Беседа об осени.

– Скажите, какая погода бывает осенью?

(холодная, пасмурная, дождливая, теплая, солнечная, ветреная, скучная, грустная, серая).

– Что вы еще можете рассказать о осени?

(Созревают плоды: яблоки, желуди, орехи, ягоды. Осенью часто идут дожди. Исчезают насекомые. Птицы улетают в теплые страны. Люди одеваются теплее. Листья желтеют и опадают)

– Ребята, скажите, почему мы называем осень золотой?

– Правильно. Осенью много желтого цвета. Желтый цвет похож на золото.

(Входит воспитатель в костюме осени)

Осень : Слышу, слышу, обо мне вы речь ведете.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю

Но не касаюсь елочек и сосен

Так кто же я? Я…. (осень)

– Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы! Как много признаков осени назвали.

Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные –
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.

И. Винокуров

– К вам я тоже пришла не с пустыми руками. Вам я принесла букет из осенних листьев. Посмотрите, какие они красивые, разноцветные, резные. Только в мою пору можно увидеть такие красочные листья. Есть у меня и другие листья – с заданиями.

Логопед : – Ребята, выполним задания осень?

Задание №1. Игра «Когда это бывает?»

Осень : Я предлагаю вам поиграть в игру – «Когда это бывает?»

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят и летят.

Кто помнит, кто знает,

Когда это бывает? (Это бывает осенью.)

Нам солнце брызнуло в глаза,

А в небе кружит стрекоза

И ласточки летают…

Когда это бывает? ( Это бывает летом.)

Пусты поля, мокнет земля,

Когда это бывает? (Это бывает осенью)

На крышах снег, на речке лед.

И птица в роще не поет,

И ветер завывает…

Когда это бывает? ( Это бывает зимой.)

Растаял снег, растаял лед,

Вода по улицам течет,

Когда это бывает? (Это бывает весной.)

На город наш упала тень,

И небо плачет целый день,

И листья облетают…

Когда это бывает? ( Это бывает осенью .)

– Молодцы. Все времена года определили. Я предлагаю вам сесть на свои места.

Задание №2. Игра «С какого дерева упал листочек?»

Логопед: Посмотрите на доску. Что вы здесь видите?

– Правильно это деревья. Они растут в лесу, в нашем парке. Покажите и назовите их.

(Дети показывают деревья, называя их.)

– Все ли деревья, которые мы здесь видим имеют одинаковые признаки? Чем они отличаются друг от друга?

– Правильно. Здесь есть деревья лиственные и хвойные. У хвойных вместо листьев хвоинки.

Осень : А вот и листья этих деревьев. Вы должны отгадать, с какого дерева упал каждый из них, назвать какой это листочек и закрепить его рядом с деревом. Послушайте, как я расскажу о том, с какого дерева упал листочек.

Этот листочек упал с клена. Это кленовый листок.

(Каждый ребенок подходит к столу, где разложены листья, поясняя с какого дерева упал листочек, называет его и прикрепляет к нужному дереву.)

1 ребенок. Этот листок упал с клена. Это кленовый листочек.

2 ребенок. Этот листок упал с рябины. Это рябиновый листочек.

3 ребенок. Этот листок упал с дуба. Это дубовый листочек.

4 ребенок. Этот листок упал с ели. Это еловые иголки.

5 ребенок. Этот листок упал с березы. Это березовый листочек.

Логопед: С какого же дерева упал последний листок?

(Этот лист упал с каштана.)

– Мы назовем его лист каштана. Каштановый лист – так не принято говорить.

– Повторим все вместе, чтобы запомнить: «Это лист каштана».

Задание №3. Игра «Разноцветные листья».

Логопед: Теперь поговорим о том, какого цвета листья деревьев осенью. Расскажите мне про каждый из них. Послушайте, как я расскажу про еловые иголки.

Это зеленые еловые иголки.

1 ребенок. Красный кленовый листок.

2. ребенок. Оранжевый рябиновый листок.

3 ребенок Коричневый дубовый листок.

4 ребенок. Желтый лист каштана.

5 ребенок. Желтый березовый листок.

Как называется период осени, когда падают листья? (Это листопад.)

– Листья желтые летят,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто листопад.

Логопед. Молодцы. Вы справились с еще одним заданием Осени.

III . Общая артикуляционная гимнастика. ( Игровая мотивация)

Логопед: Ой, ребята, мы совсем забыли о язычке. Утреннюю зарядку мы выполнили, а вот артикуляционную гимнастику для язычка нет. Давайте подбодрим наш язычок, а то он совсем загрустил.

– Сядьте правильно. Спина прямая. Руки лежат на коленях.

«Сказка о веселом язычке»

В домике у язычка было тепло и уютно. Каждый вечер он засыпал в своей теплой постельке. За ночью приходило утро. Утро Язычка начиналось рано. Надо было успеть переделать массу дел. Язычок сладко потягивался ( широко открыть рот, дотянуться языком до нёба).

Прогнать остатки сна помогла зарядка. (Рот широко открыт, язык энергично поднимается и опускается под счет раз-два 5 раз). Потом Язычок шел на утреннюю пробежку. Возле дома Язычка была беговая дорожка, по которой он бежал сначала в одну сторону, потом в другую. (Соответственно проделать языком круговые движения. Рот при этом раскрыт широко.) Потом язычок шел умываться. Он чистил зубы (провести несколько раз кончиком языка по внутренней и внешней поверхности зубов справа налево и слева направо), закончив утренние процедуры Язычок шел готовить завтрак.

На завтрак он любил кушать блинчики. Блины получались румяными и круглыми. (упражнение «Блинчики». Широкий плоский язык положить на нижнюю губу и удерживать в таком положении не менее 10 сек.) Каждый блинчик Язычок смазывал маслом (язык в том же положении, губы пришлепывают «блинчик»: «пя-пя-пя…»).

После завтрака Язычок решил погулять, он открыл окошко (открыть рот). посмотрел направо, а потом – налево (соответствующие движения языка). «Светит ли солнышко?» Язычок смотрел вверх (поднять язык вверх, к носу).

Посмотрел вниз, нет ли луж, потому что ночью шел дождик (опустить язык вниз. Погода была хорошая. Язычок закрыл окна и двери (закрыть рот) и пошел гулять.

Задание №4. Игра «Будь внимательным!»

Осень: Теперь я хочу проверить, насколько вы внимательны. Сейчас я буду произносить слова. Постарайтесь их запомнить и определить, какое из этих слов не имеет отношения к осени.

Дождь, листопад, метель, гриб

– Какое слово лишнее? Почему вы так думаете?

Дуть, опадать, собирать, загорать.

Дождливый, пасмурный, морозный, золотой.

-Молодцы! Вы были очень внимательны.

IV . Пальчиковая гимнастика. «Осенние листочки»

Логопед: Зарядку для Язычка мы сделали. Теперь немного поработаем пальчиками.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Плавные волнообразные движения ладонями. Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Спокойно укладывают ладони на стол.

Н. Нищева .

Задание № 5. Игра «Один –много».

Логопед: Посмотрим, какое следующее задание приготовила нам Осень. Осень предлагает нам поиграть в игру «Один – много».

Лист –листья

Зонт – зонты

Туча – тучи

Гриб – грибы

Дерево – деревья

Шишка- шишки

V . Дыхательная гимнастика. «Лебединое перышко»

Логопед: Давайте с вами вспомним, что происходит осенью в жизни перелетных птиц. Начните свой ответ со слов перелетные птицы.

(Перелетные птицы улетают в теплые края)

– Почему они это делают?

( Осенью становится холодно, прячутся насекомые, погибают растения, птицам нечем питаться )

-Правильно. Названия каких перелетных птиц вам известны?

(гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи).

Осень: Совсем недавно в теплые края улетела стая лебедей. Пролетая над лесом, они обронили свои перышки. Я их подобрала и решила принести вам. Возьмите по одному перышку, положите его на ладошку. Держите ладонь напротив рта. Подуйте на перышки так, чтобы они закружились в воздухе. Делайте вдох и выдох по моей команде. Не забывайте о том, что щеки надувать нельзя.

VI . Физкультминутка. Подвижная игра. «Листья».

Логопед: Давайте представим, что мы превратились в осенние листья. Листья будут кружиться вокруг лужи, которую мы обозначим голубой лентой.

Листья осенние тихо

Листья нам под ноги

И под ногами шуршат,

Будто опять закружиться хотят.

Кружатся, расставив руки в стороны.

Движения руками влево, вправо.

Кружатся на носках.

Задание № 5. Игра «Один –много».

Осень: Предлагаю вам поиграть с мячиком, называя предметы ласково

Дождь – дождик ствол – стволик

туча –тучка лист- листик

дерево- деревце ветка- веточка

капля- капелька.

Задание № 7. Игра «Посчитай -ка»

Логопед: В корзине остался последний листочек с заданием. А задание такое: «Посчитай предметы».

Ой, ребята, а корзинка, оказывается, еще не опустела. В ней лежат дары осени. Давай их посчитаем.

1 лист -2листа -3 листа-4 листа, 5 листьев

1 орех -2 ореха- 3 ореха -4 ореха – 5 орехов

1 желудь 2 желудя – …. 5 желудей

1 шишка -2 шишки …. 5 шишек.

VII . Итог. Вывод.

Логопед. Осень, ты довольна нами? Мы выполнили все твои задания.

Осень: Да, я очень довольна вами, ребята. Вы молодцы. В моей корзине лежат яблоки, которые я хочу подарить вам. (Осень передает корзину с яблоками логопеду).

Логопед: Что мы должны сказать Осени? (Спасибо)

Осень: Пришла пора прощаться. Я говорю вам до свидания. (До свидания)

Логопед: – Чем мы занимались на занятии?

– Вы хорошо поработали. Теперь можно отдохнуть и скушать угощение Осени.

Источники, используемые при составлении конспекта

1.Карельская Е..Г «Растим говорунов» – М: «Дрофа»,2007 г.

2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Логопедические занятия в детском саду» -М.: «Скрипторий 2003», 2009.

3. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» – СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009.

4. Касаткина В., Червонная О. «Родная природа. Осень. Зима» – Н.Н.: «ДЕКОМ»,1996.

Ссылка на основную публикацию