Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя

Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя

Автор: учитель – логопед Хисматуллина Зиля Хизбулловна

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Непоседы».

Город Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ

Тема: «Весна пришла»

Цель: Формировать представления детей о весне, обогащать кругозор и активизировать словарь детей.

Коррекционно-образовательные задачи:

Расширить словарь детей по лексической теме, упражнять в подборе глаголов, закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными, продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением и совершенствовать навыки деления слов на слоги.

Коррекционно-развивающие задачи:

Совершенствовать фонематическое восприятие, развивать мелкую и общую моторику, память, внимание, мышление и художественно-эстетический вкус.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе и друг другу.

Оборудование:

Слайдовое сопровождение на тему: «Весна пришла», экран, мячи Су-джок, дидактическое пособие «Солнышко», прищепки, картинки по лексической теме.

Предварительная работа:

Беседа о временах года, рассматривание иллюстраций, наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов и рассказов о весне.

Ход НОД

1.Организационный момент

(На столе лежит дидактическое пособие «Солнышко», обращаю на неё внимание).

Логопед: Ребята, кто заглянул к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: Да, ребята, только что-то тут не то.

– Как вы думаете? (пропали лучики).

– Солнышко по секрету мне сказало, что лучи его находятся в волшебной корзиночке. Выполнив одно важное задание, вы сможете их вернуть (ответы).

Логопед читает:

Чтобы солнце засияло,

Нам собрать лучи все надо.

Ты заданье выполняй,

Лучи солнца собирай!

Чтобы лучики зажглись,

Друг другу улыбнись! (мимическая гимнастика).

Давайте, поприветствуем солнышко, друг друга и гостей:

Здравствуй, солнце золотое, (дети раскрывают ладони в сторону солнца).

Здравствуй, небо голубое (поднимают руки вверх)

Здравствуй, все мои друзья! (касаются ладонями друг друга)

Логопед:

А теперь слушайте важное задание, о котором я вам говорила: если вы отгадаете загадку, наше солнышко снова засияет золотыми лучами.

Когда это бывает? (весной.)

– Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: О весне.

2. Основная часть

1) Презентация

Логопед: Давайте вспомним, что же происходит в природе с приходом весны? ( Слайды «Весна пришла!»)

Вопросы по слайдам:

  1. Что можно сказать о снеге? Что делает снег весной? (падает, кружится, блестит, тает).
  2. Что происходит с сосульками весной? (тают, капают, падают).
  3. Что делают почки весной? (наливаются, набухают, раскрываются, появляются первые листочки).
  4. Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, выводят птенцов).
  5. Что делают звери весной (просыпаются из зимней спячки, появляются детеныши).

Логопед: Все рады весне и ждут её с нетерпением. Раньше весну зазывали, в гости приглашали…

Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!

Давайте вместе скажем закличку о весне, чтобы она скорее к нам пришла.

2) Фонематическая зарядка

Логопед: Ребята, а теперь встаньте возле стульчиков и внимательно слушайте условие игры. Я назову слово, а вы хлопните в ладоши, если оно относится к весне, а если нет – присядете на корточки.

Слова: сосулька, зима, карандаш, мороз, луч, самолет, почки, птицы, солнышко, капель.

-Поделим слова на части – слоги? Из скольких частей состоит слово: луч, тепло, солнышко.

Логопед: Весной оживает вся природа: прилетают птицы, раскрываются почки, просыпаются звери. Какие звери просыпаются весной? (Предполагаемые ответы детей). А теперь послушайте сказку и повторяйте движения.

3) Су-джок терапия « Путешествие Ежика»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож

(дети катают Су-джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

Очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

Нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

На ежа похожи (дети катают Су-джок между ладонями).

Логопед: Ребята, давайте поиграем в весенние слова. Я называю слово, а вы подбираете признак к заданному слову.

4) Игра «Подбери слово»

– Как можно назвать весну? Какая она, опишите ее (ранняя, красивая, теплая, долгожданная, веселая, поздняя…)

– День какой? (солнечный, ясный…)

– Весной солнце какое? (яркое, лучистое, теплое, ласковое…)

– Настроение весной, какое? (радостное, весёлое, счастливое. )

3. Итог НОД

Рефлексия

– А сейчас у вас какое настроение? Вам понравилась наша сегодняшняя встреча? Что вам понравилось? Что запомнилось? (ответы детей)

Логопед:

– Нашему Солнышку, мне и нашим гостям тоже понравилось, как вы дружно отвечали и все лучики собрали! Это яркое, веселое и лучистое Солнышко останется вместе с нами и будет нам дарить радость и тепло! Чтобы солнышку было веселее, мы нарисуем ему хорошее настроение и яркие лучи!

План-конспект НОД

по формированию лексико-грамматического строя речи

в старшей логопедической группе

Тема: «Весна пришла»

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Формировать представления детей о весне, обогащать кругозор и активизировать словарь детей.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • расширить словарь детей по лексической теме;
  • упражнять в подборе глаголов, согласовании существительных с прилагательными;
  • продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями;
  • совершенствовать навыки деления слов на части.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствовать фонематическое восприятие;
  • развивать мелкую и общую моторику, память, внимание, мышление, художественно-эстетический вкус.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе и друг другу.

Оборудование: слайдовое сопровождение на тему: «Весна пришла!», экран, мячи Су-джок, дидактическое пособие «Солнышко», прищепки, картинки по лексической теме.

Предварительная работа:

Беседа о временах года, рассматривание иллюстраций, наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов и рассказов о весне.

Ход НОД

1. Организационный момент (мимическая гимнастика, мотивация).

2. Основная часть.

– Слайдовое сопровождение «Весна пришла!»

Цель: активизация словаря детей по лексической теме, совершенствование знаний в согласовании глаголов с существительными.

– Дидактическая игра «Поймай слово» (фонематическая зарядка).

Цель: совершенствование фонематического восприятия, развитие общей моторики.

– Су-джок терапия « Путешествия Ежика».

Цель: развитие мелкой моторики, стимулирование речевых зон коры головного мозга

– Игра «Подбери слово».

Цель: совершенствование знаний детей в правильном поборе прилагательных к существительным и в согласовании слов.

Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в старшей группе ДОУ. Тема “Фрукты”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

– Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.

– Закреплять обобщающие понятия.

– Упражнять в образовании относительных прилагательных.

– Продолжать учить образовывать множественное число существительных в И. п. и Р. п.

– Упражнять в согласовании имен числительных с именами существительными.

– Развивать объем и концентрацию внимания, мышление.

– Развивать зрительное восприятие.

– Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.

– Воспитывать интерес к занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word_2.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе.

Разработчик Корепова Ольга Александровна,

воспитатель ГБОУ №297

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

– Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.

– Закреплять обобщающие понятия.

– Упражнять в образовании относительных прилагательных.

– Продолжать учить образовывать множественное число существительных в И. п. и Р. п.

– Упражнять в согласовании имен числительных с именами существительными.

– Развивать объем и концентрацию внимания, мышление.

– Развивать зрительное восприятие.

– Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.

– Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: плакат с изображением корзины с фруктами,

конверты с разрезными картинками, корзина с настоящими фруктами.

Ход образовательной деятельности:

– Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо: в нём добрый гном просит нас о помощи. Злой волшебник заколдовал его корзинку с фруктами. Чтобы помочь гному и расколдовать корзинку, нам надо выполнить задания волшебника. Поможем гному? За каждое правильное задание, мы получим с вами конверт, в котором часть разгадки.

Д/ и «Посмотри и назови»

– Ребята, посмотрите на картинки. (Дети один за другим по просьбе воспитателя называют фрукты, изображенные на картинках).

Яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан.

-Ребята, яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан, что это? Как мы назовём одним словом? (Фрукты).

-А где растут фрукты? (На деревьях)

-Как называются деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовые)

– Где растут фруктовые деревья? (В саду)

-Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (Фруктовый сад)

-Молодцы! С первым заданием мы справились, получаем первый конверт.

Д/и «Угадай, про какой фрукт я говорю»

– Сейчас я вам буду загадывать загадки, а ваши картинки помогут их отгадать. Тот, у кого картинка – отгадка, должен поставить её на наборное полотно.

– Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, зелёное (яблоко).

– Вкусная, полезная, мягкая, жёлтая, сладкая, сочная, аппетитная (груша).
– Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный (апельсин).

– Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный (лимон).
– Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный (банан).

-Ребята, давайте с вами повторим названия фруктов.

Дети по одному подходят к доске и дают описание «своего» фрукта.

-Молодцы! Со вторым заданием мы тоже справились, получаем второй конверт.

Д/ и «Приготовим сок»

– Если сок приготовить из яблока, получиться яблочный сок.

– А если сок приготовить груши? (Грушевый).

– Сок из персика? (Персиковый)

– Сок из апельсина? (Апельсиновый)

– Сок из лимона? (Лимонный)

– Сок из банана? (Банановый)

– Молодцы! С этим заданием мы тоже справились, получаем третий конверт.

– Ребята, что – то мы устали. Давайте отправимся в чудесный сад. Представим, что мы пошли в сад собирать фрукты, по дороге нам встречаются препятствия: камни перешагиваем, лужи перепрыгиваем. В нашем саду уже поспели яблоки. Давайте соберём яблоки! Наклонились, подняли яблочко, положили в корзину, ещё за одним наклонились, положили в корзину. Подняли голову, увидели на дереве красивое большое яблоко, потянулись, достали, полюбовались, откусили.

Дети передают свое эмоциональное состояние от сладкого яблока. Но вдруг вы увидели в своем яблоке червяка. Выразите своё состояние! Посмотрите направо, налево (с поворотом корпуса)! Присели (досчитали до 3-х), встали!

А теперь получаем ещё один конверт четвертый.

( Дети с опорой на демонстрационный материал образовывают имена существительные в единственном и множественном числе И.п., Р. п.)

-Посмотрите, что это? (яблоко). А когда их много, мы говорим как? (яблоки) Чего сейчас не стало? (яблока, яблок)

груша– груши – не стало груши, груш

персик – персики – не стало персика, персиков

апельсин – апельсины – не стало апельсина, апельсинов

лимон – лимоны – не стало лимона, лимонов

банан – бананы – не стало банана, бананов.

-Молодцы! Мы получаем с вами ещё один конверт – пятый.

(Дети с опорой на демонстрационный материал соотносят имена существительные с именем числительным)

-Ребята, а теперь мы сосчитаем фрукты.

Посмотрите, как я буду считать.

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Одна груша, две груши, … , пять груш

Один персик, два персика, … , пять персиков

Один апельсин, два апельсина, … , пять апельсинов

Один лимон, два лимона, … , пять лимонов

Один банан, два банана, … , пять бананов.

-Молодцы! И с этим заданием мы справились, получаем ещё один конверт – шестой.

– Ребята, теперь у нас есть все конверты с подсказками. Давайте сложим все части и посмотрим, что получится. Дети складывают – получается корзина с фруктами. Сравнивают картинку с картинкой на плакате.

– Ребята, за то, что мы помогли гномику расколдовать картинку с фруктами, он дарит нам настоящую корзину с фруктами. (Воспитатель демонстрирует корзину с настоящими фруктами).

Вот мы и помогли гномику расколдовать его корзинку? Какие фрукты вы запомнили? Что вам понравилось больше всего?

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М., 1956.- 160 с;
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. – 140 с;
  4. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е «Развитие речи детей 6 -7 лет» «Просвещение». Росмэн 2007. -86 с;
  5. Зрожевская А Л. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание. 1986. № 12.- 132 с;
  6. Максаков А.И., Туманова ГЛ. Учите играя. 2-е изд. М., 1983.- 180 с;
  7. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. науч. тр. / Под ред. Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. М., 1987.-216 с;
  8. Развитие речи детей дошкольного возраста. 3-е изд. / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984.-206 с;
  9. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1990.-186 с;
  10. Сохин ФЛ. Осознание речи дошкольниками: Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М., 1978. -217с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Одежда, обувь и головные уборы». Развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.Упражнять в об.

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи “Формирование грамма.

: «Поход в зоопарк»Цель: Развити.

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Социально-коммуникативное развитие-Воспитывать культуру взаимоотношений.-Создать у детей эмоциональную отзы.

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Коррекционно- образовательные:- Расширить и конкретизировать представления о профессиях людей (строитель, врач, у.

У детей с той или иной речевой патологией, как правило, понижена способность, воспринимать различия грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходи.

Занятие по развитию грамматического строя речив старшей группе.Тема «Транспорт» Цель: Систематизировать знания о транспорте. Образовательные задачи: Закрепить знания детей о.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи «Проказы щенка Джимми» в старшей группе

Анна Шишкина
Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи «Проказы щенка Джимми» в старшей группе

Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе.

Тема: «Проказы щенка Джимми»

Цель: совершенствовать знания детей по основам первоначальной грамоты.

Продолжать формировать умение составлять «Предложение»;

Закреплять звуко- слоговой анализ слова.

Согласовывать существительные и прилагательные;

Совершенствовать навык образования слов, используя уменьшительно – ласкательную форму с помощью суффикса.

Развивающие:

Развивать умение логически мыслить, четко формулируя свои ответы и давать их в грамматически правильной форме.

Развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, слуховое восприятие.

Воспитательные: воспитывать умение слушать собеседника. Формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитывать вежливое общение при работе в парах.

Оборудование: Картина «Зима», картинки – схемы, спицы, недовязанный шарф, коробки с песком, коктейльные трубочки, снежинки большие и маленькие по количеству детей.

Ход непрерывной образовательной деятельности

I Организационный момент

Дети стоят полукругом перед воспитателем.

Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно,

Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ,

Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

здравствуй весь наш дружный круг

(педагог показывает недовязанный шарф, распутанный клубок, а на нём завязанные узелки с заданием)

Воспитатель: – Ребята, скоро у моего сына день рождения и я решила связать в подарок ему шарф. Но вернувшись, домой я обнаружила, что моя собака по кличке Джимми запутал нитки. Время осталось совсем мало и я не успеваю закончить во время.

Голос с магнитофона противный

Клубок: Не хочу я разматываться, нечего было меня трогать! Вот теперь не буду распутываться, пока не развяжете все мои узелки.

(дети рассматривают нитки и предлагают помощь)

(ответы детей, (распутать)

Воспитатель:- Ребята, а узелки, оказывается, не простые! Под каждым узелком спрятано задание, которое нужно выполнить

(дети предлагают посмотреть)

II. Основная часть

1-й узелок. (на фланелеграфе висит картина «Зима»)

Воспитатель: это снежинка, а в ней задание, ребята! Нужно составить предложение по этой картине. (дети составляют)

А теперь обратите внимание, что находится в центре? (дом)

Давайте составим звуковой анализ слова «дом». Выделим звук в слове, назовем какой этот звук, гласный или согласный, и обозначим его.

(Разбор слова на звуки)

Молодцы ребята, идемте к следующему узелку.

2-й узелок. (дети берут и рассматривают схему и расшифровывают)

Что же тут нужно сделать, ребята?

Дети: – С помощью коктейльной трубочки раздуть манку и узнать, что там спряталось.

(дети дуют в коктейльной трубочку и видят картинки)

Игра «Раздели слова на слоги»

Воспитатель: Перед вами находятся картинки. Каждый из вас берет одну карточку, произносит вслух то, что на ней изображено. Затем под картинкой выкладывает столько снежинок, сколько слогов в этом слове.

-А теперь ребята, поменяйтесь местами друг с другом и проверьте, правильно ли сделал ваш сосед (друг).

Затем проверяем с детьми правильность выполненного задания.

(развязывают ещё один узелок)

Воспитатель: Умнички, как вы быстро справились с заданием. А теперь мы с вами отдохнем.

Мы зимой в снежки играем,

По сугробам мы шагаем,

И на лыжах мы бежим,

На коньках по льду скользим.

И Снегурку лепим мы,

Гостью – зиму любим мы.

Вот мы и подошли и к 4 узелку.

3-й узелок. Снежинка с дид. игрой. «Какая бывает зима»

(В кругу со снежинкой)

– Зима, какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)

– Мороз, какой? (сильный, злой, крепкий, слабый)

Воспитатель: я думала уже все, а здесь еще есть узелки.

4-й узелок. (На столе лежит снежок)

Дидактическая игра «Назови ласково»

Воспитатель называет слова, передает снежок детям, дети отвечают и передают обратно

(развязывают последний узелок)

Воспитатель:- Молодцы ребята, спасибо вам за то, что вы помогли мне распутать нитки, теперь смогу довязать подарок в срок.

Рефлексия.

Что у тебя получилось лучше всего?

Что у тебя не получилось и почему?

Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

– Ребята, а может, кому-то было сложно, что не получалось?

Вот у меня есть красивые снежинки, они все разные: большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке. Если вы хорошо занимались, у вас все получилось – то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так, как хотели (не все хорошо, или что- то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше. Молодцы!

Вы справились со всеми заданиями, я снова собран и теперь найдете сюрприз от меня в сундучке.

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Весна» в подготовительной группе.

Автор: Кононова Светлана Николаевна

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Весна» в подготовительной группе.

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»; совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, существительных мн. ч. в род. падеже; поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом; совершенствование навыка анализа предложения.

Ход занятия:

Игра «Что за окном?» (посмотрим, что интересного мы увидели в окно)

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла . (Весна)

– Вы, ждали весну? Вот она и пришла. Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной всё вокруг оживает.

– А какие месяцы Весна с собой привела?

– Назовите по порядку весенние месяцы?

– Назовите первые признаки наступившей весны? Предполагаемые ответы детей:

– Днём стало пригревать солнце.

– Стало теплее, день стал длиннее.

– Снег потемнел, стал таять.

– Появились первые проталины.

– Слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны.

– Побежали, зазвенели ручьи.

– Возвращаются перелётные птицы.

Давайте сядем поудобнее и поговорим о весне.

Да, ребята к нам уже пришла весна. Весна — замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Послушайте, какие замечательные строки написаны о весне.

Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна…

Скоро в дверь к нам постучится

Настоящая весна! Алферов

-А вы знаете стихотворение про весну? (Ночь и день. Соловьева)

-Зима никак не хочет уходить от нас. Ребята, для того чтобы прогнать зиму, мне нужна ваша помощь. Вы хотите стать помощниками Весны?

Игра «Помощники Весны»

Положите на рисунок подснежника Ваши снежные кусочки бумаги так, чтобы цветка не было видно из-под снежного сугроба. Покажите получившийся снежный сугроб детям. Предложите помочь весне, растопить снежный сугроб и увидеть, что спрятано под сугробом снега. Чтобы помочь весне, надо подобрать весенние слова.( Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая.)Одно слово весеннее сказано – убираем один комочек снега. Задача – помочь весне растопить снег полностью. А под снегом детей ждет сюрприз – первые весенние цветы – подснежники.

Молодцы, помогли Весне растопить снег, и я думаю, что Весна скоро полностью вступит в свои права.

Игра «Весенняя поляна»(с мячом)

-Представьте, что мы находятся на весенней поляне, где все весеннее.

-Я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».

Н – р: день-весенний день.(солнце, погода, лес, трава, небо, месяцы, гроза, дождь, цветы,настроение )

-Давайте красивые подснежники возьмем и к самой Весне пойдем (плакат на доске.) Садитесь поудобнее.

А Весна приготовила для вас шкатулку с весенними словами.

Игра «Шкатулка весенних слов» (картинки)

Послушайте загадки, если отгадаете – картинку увидаете.

· (солнышко)Солнышко, какое? (весеннее, яркое, веселое, теплое , весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, большое, радостное, нежное , жгучее, щедрое, утреннее, вечернее, желтое, золотистое, огненное, огромное, рыжее, благодатное, ликующее, нежное, приветливое ).Что делает солнышко? (светит, пригревает, ласкает) .

· (небо)Небо, какое? (голубое, чистое, ясное , яркое, , весеннее, высокое) .

· (сосулька)Сосульки, какие? (Веселая, звонкая, длинные, прозрачные, блестящие).Что делают сосульки? Капают, тают.

· (снег)Весной снег, какой? (Рыхлый, серый, темный, талый, грязный). Что делает снег? (темнеет, оседает, тает)

· (ручей) Какие ручьи? (Весёлые, звонкие, прозрачный, журчащий ,быстрые , бурливые, бурные, бурлящие, говорливые, звенящие, стремительные, шумные, шумливые, кипучие, чистые, мутные, серебристые, светлые, студеные, хрустальные, холодные, весенние. ). Что ручьи делают? (Бегут, журчат , звенят , шумят, сливаются в речку. )

· (травка) какая? — молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная Трава (что делает?) — пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вянет, желтеет, радует. ;

-Ребята, когда появляется солнышко, что происходит со снегом? (тает)

Правильно, тает, бегут веселые ручейки, а с крыш капает…. (капель).

Но что-то я не слышу звона капели. Давайте ее разбудим.

-Я буду говорить, что происходит весной, и если так бывает- вы звонко хлопаете в ладоши. Но если так не бывает, то молчите.

дидактическая игра “Бывает – не бывает”

· Весной ярко светит солнышко.

· Весной на деревьях распускаются желтые листочки.

· Весной тает снег.

· Весной в лесу собирают грибы.

· Весной люди снимают теплую одежду и одевают более легкую.

· Весной идет дождь.

· Прилетают насекомые с юга

· Весной журчат грачи

Картинка –небылица «Что весной не бывает?»

Словесная игра «Исправь ошибку».

-Я буду называть приметы весны, а вы найдите ошибку в моем предложении и исправьте.

· Весна наступила потому, что прилетели птицы.

· Солнце светит потому, что тает снег.

· Снег тает потому, что бегут ручьи.

· Тепло потому, что все ожило.

· Солнце вышло потому, что стало тепло.

· Солнце светит потому, что звенит капель

· Подснежник расцвела первыми.

-Как много вы знаете о весне! А знаете ли вы, чем весна отличается от зимы?

Игра «Я начну, а ты продолжи».

· Зимой солнце морозит, а весной. греет,

· Зима ушла, а весна . пришла,

· Зима холодная, а весна . тёплая,

· Зимой надевают шубы, а весной . куртки,

· Зимой сугробы высокие, а весной . низкие.

· Зимой снег чистый, а весной — .

· Зимой солнце тусклое, а весной — .

· Зимой дни холодные, а весной — .

· Зимой погода часто пасмурная, а весной — .

· Зимой медведь спит, а весной – (просыпается)

· Зимой снег выпадает, а весной (тает)

· Зимой заяц белый, а весной (серый)

· Зимой дни короткие, а весной (длинные)

· Зимой деревья спят, а весной (просыпаются)

-А сейчас, ребята, я предлагаю вам вместе отдохнуть.

Физкультминутка «Заботливое солнышко».

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик. Дети ритмично скрещивают руки над головой.

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи. Плавно покачивают руки вверху.

Потом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки. Ритмично потирают щечки.

И весной на носик ставит

Точки, точки, точки. Ритмично постукивают пальцем по носу.

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это. Прыжки на месте, руки на поясе.

-Ребята, как вы уже говорили, перелетные птицы возвращаются к нам с юга весной. Назовите их(картинки). Чтобы птицы быстрее вернулись домой, нужно назвать их ласково.

Игра «Назови ласково» (с птицами) .

– Какие изменения в жизни животных происходят весной? ( Медведица выходит из берлоги, у зайчихи появляются зайчата).

Игра «Чей хвост? Чьи Уши?» -называют притяжательные прилагательные(лисий, медвежий)

– Ребята, весна наступила, солнышко пригрело и на полянках появляются первые весенние цветы. А кто мне может сказать, как они называются? Подснежники.

-А почему их так называют? Потому, что они первыми появляются из под снега.

-Ребята, а еще какие весенние цветы вы знаете? Мать и мачеха, мимоза.

Физкультминутка «Весна пришла»

– Ребята, давайте мы тоже выйдем на весеннюю улицу и на весну полюбуемся.

Солнце, солнце, высоко (На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей. (Бег по кругу)

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните. (Ходьба по кругу)

Вот веселый воробей

В лужице купается, (Руки перекрещены за спиной, прыжки на 2 ногах по кругу)

Чистит свои перышки (Легкое поглаживание рук)

И отряхается. (Потрясти кистями)

А теперь полетели и на место тихо сели.

Игра «Народные заклички»игра с шелковой лентой.

– Весна прекрасное время года, когда природа просыпается от зимнего сна.

– Все рады весне, ждали ее с нетерпением. Раньше люди звали весну в гости и говорили такие слова:

Весна-красна! В гости просим. Приди скорей.

Принеси теплое солнышко, певчих птичек, травки зеленой, цветов ярких».

– А что бы вы хотели попросить у весны.

Дети передают друг другу жёлтую атласную ленточку.

– У нас с вами получилось свое солнышко, солнышко-дружбы.

-Молодцы, а теперь мы с вами нарисуем весну и ее приметы, признаки. Возьмите каждый себе необходимые материалы, вспомните, все о чем, мы с вами говорили, придумайте картинку и приступайте к работе.

– Замечательные у вас получились рисунки, давайте соберем все рисунки вместе и сделаем книгу своими руками, а назовем мы ее «Весна идет – весне дорогу».

Конспект нод по грамматическому строю речи. Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе

Екатерина Бардакова
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи в младшей группе «В гостях у бабушки»

Конспект по грамматическому строю речи в младшей группе .

Тема : В гостях у бабушки .

Цель : Формирование грамматического строя речи в ходе представлении о домашних животных.

Образовательная : Закреплять знания детей о домашних животных, учить распознавать их по внешнему виду. Развивать грамматический строй речи : умение изменять существительные с единственного числа на множественное и наоборот, образовывать слова при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Развивающая : Развивать слуховое и зрительное внимания, психические процессы : память, мышления внимание.

Воспитательная :Воспитывать любовь к животным.

Ход ООД:

Воспитатель : Настенька, принеси пожалуйста нашу любимую книгу.

(Настя берёт с полки книгу и из книги выпадает письмо.)

Воспитатель : Ой что это?

Воспитатель : Несите его скорее сюда, и мы узнаем кто его нам написал.

(воспитатель открывает письмо и читает.)

Воспитатель : Так так…Нас пишет Бабушка Василиса и приглашает к себе в гости . Отправимся к ней в гости ?

Воспитатель : А на чём можно отправится?

Дети : На самолёте, на поезде, на машине, а автобусе.

Воспитатель : Какие у вас интересные идеи, но нам нужен такой транспорт чтобы мы могли туда поместиться, на что лучше нам поехать?

Дети : На поезде.

Воспитатель : А вы знаете из чего состоит поезд?

Дети : Да. Поезд состоит из вагонов, колёс.

(воспитатель показывает картинку, на которой изображён поезд, но у него нет колёс, по всей группе разложены нарисованные колёса.)

Воспитатель : Посмотрите внимательно, чего нет у поезда?

Воспитатель : Правильно, у поезда нет колёс, а без них мы не уедем, поэтому нам надо их найти. Запоминайте, где вы нашли колесо.

(дети выполняют задание и приносят колёса воспитателю.)

Воспитатель : Кирилл где ты нашёл колесо?

Кирилл : Колесо лежало под столом.

Воспитатель : Оля, а ты где нашла колесо?

Оля : Я нашла колесо на стуле.

(поочерёдно подходит каждый ребёнок к воспитателю и разлаживает где он нашел колесо.)

Воспитатель : Молодцы нам получилось починить поезд. Можно отправляться в путь.

(дети строятся быстрое – в быстром темпе . Воспитатель останавливается возле первого стала, где сидит кукла бабушки .)

Воспитатель : Вот мы и прибыли. Здравствуйте бабушка Василиса .

Дети : Здравствуйте бабушка Василиса .

Бабушка : Здравствуйте детишки, а вы хотите узнать кто со мной живёт?

Бабушка : Тогда проходите на задний двор.

(дети и воспитатель проходят на коврик где расставлены игрушки домашних животных.)

Воспитатель : Смотрите, кто это?

(воспитатель показывает на игрушки, которые стоят на коврике.)

Воспитатель : А это?

Дети : Маленький теленок.

Воспитатель : А это?

Дети : Ещё одна корова.

Воспитатель : Сколько коров?

Дети : Много коров.

Воспитатель : Кого вы ещё ведете?

Дети : Мы видим телят.

Воспитатель : Один телёнок, а много?

Бабушка : Кто вы ещё ведете?

Дети : Мы видим быка.

Бабушка : Один бык, а много?

Воспитатель : Правильно, молодцы. А как говорят бык, корова и теленок?

Дети : Они мычат Му-уу

Воспитатель : Посмотрите к нам пришли ещё животные. Давайте назовём ласково всех животных.

(воспитатель по очереди показывает животных, а дети называют их ласково.)

корова – коровка (коровушка)

Бабушка : Домашние животные расшалились и стали с вами играть, подскажите, что они делают.

(воспитатель имитирует движения животных, подключая звукоподражание, поощряя детей к называнию предложений.)

Воспитатель : Домашним животным пора отдыхать, давайте попрощаемся с ними и с бабушкой Василисой , скажем им “До свидания!”.

Дети : До свидания.

Бабушка : До свиданья дети, приезжайте ко мне в гости .

Воспитатель : Занимаем свои места в вагонах. Отправляемся.

(дети строятся , как вагончики и двигаемся под звук бубна. Под медленное звучание бубна двигаемся медленно. Под быстрое – в быстром темпе .)

Воспитатель : Где мы сегодня побывали? С кем мы познакомились? Чем мы сегодня занимались? Что вы узнали нового? А что вы узнали нового? Кому вы хотите рассказать по наше путешествие?

Публикации по теме:

Формирование грамматического строя речи. «Формирование грамматического строя речи” (Логопедическая группа) Цель: определение звука в разных позициях (слог, слово, предложение.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Тема: Мой дом Возрастная группа: старшая Речевое нарушение: ОНР 3 уровня Продолжительность: 35 минут Тип занятия: занятие по овладению.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР с.

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе ГБОУ НШ с. Красноармейское СП д/с “Чебурашка” учитель-логопед Турапина Е. А.

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи «В гости к Солнышку» Возраст детей: 5-6 лет. Цель: закрепить правильное употребление предлогов в речи. Задачи: 1. Развивать грамматический строй речи через упражнения.

Конспект открытого занятия по развитию речи «В гостях у бабушки Варварушки» в первой младшей группе Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация. Социализация – развивать желание детей играть вместе с воспитателем в.

Кучина Галия Завдатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ “Ясногорская СОШ”
Населённый пункт: Поселок Ясногорский Кемеровский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе
Дата публикации: 05.07.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи в

Воспитатель Кучина Г.З.

Тема: Учим Чиполино грамоте.

Программное содержание: включить детей в работу занятия, способствовать

созданию положительного настроя, раскрепощение детей, проявлению своего

«Я», способствовать формированию грамматического строя речи, связному и

чистому высказыванию, развитию воображения и творческой фантазии,

развивать словотворчество, закрепить умения:

1. Употреблять в речи предлоги: на, под, с, за, у и т. д.

2. Употребление уменьшительно-ласкательной формы.

3. Согласовывать количественные числительные 1, 2, 4 в именительном и

винительном падежах существительных.

4. Совершенствовать навыки словообразования.

Учить детей образовывать относительные прилагательные и включать их в

5. Использовать слова-антонимы. Учить подбирать к предмету

как можно большее количество определений. Включать слова-признаки.

Расширить и активизировать словарь детей.

Два сундука с предметами: яблоко, апельсин, 8 конвертов с разрезанными

картинками животных, 2 листа с силуэтами животных, по 2 платочка на

1. – Есть на пальцах наших ногти,

На руках запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове,

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

Щеки, нос и две ноздри.

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой.

Что мы надуваем?

Что у нас по одному?

Сколько у двух человек?

Что по два у человека?

2. Пальчиковая гимнастика.

Возьмите по два платочка в руки.

По сколько платочков у вас в руках? Сколько у двух? У всех?

Почему мы называем это платочком? А большой – платок?

3. Дидактическое упражнение «Большой и маленький».

Задание: образуйте новое слово, чтобы в нем появился звук – ч – .

А теперь соберите платочки в кулачки.

Что вы сделали с платочками? Какими они стали?

(мятые, скомканные, неопрятные, некрасивые, сморщенные, неприятные,

Чем можно разгладить?

4. – К нам в гости пришел Чиполино. Он принес нам конверты и

спрятал их в группе. Хотите узнать, что он принес? Найдите конверты в

группе и расскажите мне, где вы их нашли. (на столе, под столом, за

ширмой, на стуле и т. д.)

Чиполино не смог их собрать, давайте ему поможем. Кого же

пригласил к нам в гости Чиполино? (животных диких и домашних)

Расскажите о своем животном.

Какую пользу приносит?

Кто его детеныши?

5. – А теперь поиграем за столами. Мне нужно две команды.

Чиполино принес письмо из страны Выдумляндия с портретами

(на картинке скомбинированы части тела различных животных:

слоновий хобот, куриные лапы, верблюжий горб, тигриный хвост, львиная

Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя

№ 4648 Конспект занятия по развитию грамматического строя речи в старшей группе на тему “Поможем Лесовичку”.

МБДОУ№ 168 «Детский сад комбинированного вида»

Конспект занятия по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема «Поможем Лесовичку»

Воспитатель Сазонова В.В.

Занятие по формированию грамматического строя речи у детей 5-6 лет

«Поможем Лесовичку»

— совершенствовать грамматический строй речи старших дошкольников;

— формировать умение образовывать глаголы приставочным способом от глагола лететь;

— совершенствовать умения составлять предложение с предлогами на, над, за, перед, между, около, подбирать антонимы к глаголам, согласовывать существительные с числительными в роде, числе;

— обогащать активный словарь глаголами; развивать зрительное восприятие;

— воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательность.

Материал и оборудование: костюм Лесовичка для взрослого, карточки на клейкой основе с изображением птиц, макеты деревьев: летнего (с зелёными листьями) и зимнего (покрытого снегом), мяч, куб со схемами предлогов, макет окна, мольберт.

Силуэты птиц (радостной и грустной), по количеству детей: конверты с силуэтами разных птиц (от 1 до 5) на прищепках, конверт с головоломкой с изображением птицы, лента с птицей-оригами, макет дерева, бумажная птица, фишки — «зёрнышки», аудиозапись песни «Старичок Лесовичок» (сл. и муз. А. Перескокова).

Воспитатель. Здравствуйте, ребята.

Воспитатель Живёт в лесу Лесовичок,

Очень мудрый старичок,

Он командует всем лесом

С величайшим интересом.

Все дедулю уважают:

Белки шишки собирают,

Зайцы овощи сажают,

Пчёлки мёдик добывают,

Волки домик охраняют.

Так бежит за годом год,

Лесовик в лесу живёт.

Е. Бессараб (перераб.)

Под песню «Старичок Лесовичок» (сл. и муз. А. Перескокова) входит Лесовичок.

Лесовичок. Вспомнили вы про меня, ребята, и я сразу пришёл к вам в гости. Здравствуйте.

Дети. Здравствуй, Лесовичок.

Воспитатель Что случилось, почему ты такой пе-чальный?

Лесовичок. Ребята, беда… У нас в лесу пропали все птицы.

Воспитатель Разве могли все птицы пропасть? Что случилось, как вы думаете, ребята?

Дети. Улетели в тёплые края. Остались зимующие.

Лесовичок. И зимующих нигде нет! Ох, наверное, эти озорницы решили поиграть со мной в прятки: каждая птица оставила задание, выполнив которое, её можно найти. Но я уже слишком стар, мне с ними играть тяжело.

Воспитатель Ребята, давайте поможем Лесо-вичку.

Игра «Птицы перелётные и зимующие»

Цель: активизация представлений детей о перелётных и зимующих птицах.

Детям предлагают карточки на клейкой основе с изображениями птиц. Необходимо назвать их и рассадить на деревья: перелётных на то, где зеленеют листья (летнее), зимующих — на покрытое снегом (зимнее).

Лесовичок. Молодцы! Чтобы найти остальных птиц, нам необходимо помочь им взлететь.

Дыхательная гимнастика «Птицы»

Цель: формирование плавной воздушной струи, выработка речевого дыхания.

Каждый ребёнок держит ленту с птицей-оригами. Предлагается подуть на неё, чтобы она взлетела.

И.п. — стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища;

1 — поднять руку с лентой вверх — вдох;

2 — задержать дыхание на один счёт;

3 — следя, чтобы щёки не надувались, сделать протяжный выдох [п-ф-ф-ф-с-с-с-с] на птицу так, чтобы она «взлетела»;

4 — опустить руку, расслабиться, ленту с птицей взять в другую руку. (Повторить 2—3 раза.)

Лесовичок. Как хорошо наши птицы взлетели!

Игра «Куда птица полетела?»

Цель: формирование умения составлять предложение с предлогами на, под, за, перед, между, около.

Детям предлагается рассказать, куда полетела или села птица, глядя на куб со схемами предлогов. Дети по очереди бросают куб и, глядя на схему-подсказку, которая выпадет, составляют предложение с предлогами:

— Птица села на дерево.

— Птица летит около дерева.

— Птица летит между деревьями.

— Птица спряталась за деревом. И т.д.

Лесовичок. Молодцы, справились с заданием.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: формирование умения подбирать антонимы к глаголам.

Лесовичок называет действие и по очереди бросает мяч детям, стоящим в кругу. Тот, кто поймал мяч, называет глагол-антоним:

Ругать — … (хвалить). И т.д.

Скачет шустрый воробей,

(Прыгают на месте.)

Ему на месте не сидится,

(Прыгают на левой ноге на месте.)

(Прыгают на правой ноге на месте.)

Завертелся, как волчок.

(Кружатся на месте.)

Вот присел он на минутку,

Почесал он клювом грудку,

(Встают, наклоны головы вправо-влево.)

И с дорожки на плетень,

(Прыгают на левой ноге на месте.)

(Прыгают на правой ноге на месте.)

(Прыгают на двух ногах на месте.)

А. Барто (перераб.)

Игра «Доскажи словечко»

Цель: формирование у детей старшей группы умения образовывать глаголы приставочным способом от глагола лететь.

Перед каждым ребёнком стоит макет дерева и бумажная птица, дети слышат начало предложения, продолжая его, произносят глагол и выполняют действие с птицей.

Сидела птица на земле.

И вдруг птица с земли — … (взлетела).

К дереву — … (подлетела).

Вокруг дерева — … (облетела).

До дерева — … (долетела).

На ветку дерева — … (прилетела).

С ветки на ветку — … (перелетела).

Опять вокруг дерева — … (облетела).

От дерева — … (отлетела).

Чего-то испугалась и — … (улетела).

Лесовичок. Молодцы, ребята! Справились с заданием!

Цель: формирование умения согласовывать существительные с числительными.

На мольберте расположен макет окна. У детей на столах лежат конверты с силуэтами разных птиц (от 1 до 5) на прищепках. Детям поочерёдно предлагают назвать и сосчитать птиц, которые лежат в конверте, а затем расположить их в окне.

Дети прикрепляют карточки с изображением птиц к макету окна и определяют их количество. Например: «Я вижу за окном пять ворон, двух синиц, трёх дятлов, одного голубя». И т.д.

Цель: снятие нарастающего утомления глаз, укрепление глазных мышц и устранение напряжения.

Небо синее вокруг.

Стая птиц летит на юг.

(Круговые движения глазами в одну сторону.)

Чтоб скорей им прилетать,

Будем крыльями махать.

(Круговые движения глазами в другую сторону.)

Взмахнули правым крылом,

Взмахнули левым крылом,

Взмахнули правым крылом,

(Из левого угла в правый угол.)

Взмахнули левым крылом.

(Из правого угла в левый угол.)

Игра «Сложи птицу»

Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук.

На столах лежат конверты с головоломками, которые детям предлагается сложить. У каждого ребёнка открывается изображение птицы.

Лесовичок. Спасибо вам, ребята. Вы помогли мне вернуть в наш лес птиц. Пойду их угощу, чтобы больше не прятались от меня. Всем до свидания, приходите в гости.

Воспитатель Молодцы, ребята. Вам понравилось помогать Лесовичку? Какое задание вам понравилось больше всего? А что не понравилось? (Детям предлагают «покормить птиц»: если занятие понравилось, положить фишку — «зёрнышко» к силуэту радостной птички, не понравилось — к силуэту грустной.)

Читайте также:  Дидактические игры и упражнения по формированию морфологического строя речи
Ссылка на основную публикацию