Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи)«Путешествие по сказочной стране»
Цели деятельности педагога:
1. Продолжить учить детей активно участвовать в диалоге. Учить организованности, внимательности.
2. Закреплять способность выразительно рассказывать стихотворения. Упражнять детей в умении называть характерные признаки животных. Совершенствовать навыки детей находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях. Создавать образ по замыслу.
3. Продолжать воспитывать интерес, любовь к стихам, сказкам. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи)«Путешествие по сказочной стране» »
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московский государственный областной университет
Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи)
«Путешествие по сказочной стране»
МДОУ №3 г. Фрязино
Алланазарова Венера Кахрамановна
Цели деятельности педагога:
1. Продолжить учить детей активно участвовать в диалоге. Учить организованности, внимательности.
2. Закреплять способность выразительно рассказывать стихотворения. Упражнять детей в умении называть характерные признаки животных. Совершенствовать навыки детей находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях. Создавать образ по замыслу.
3. Продолжать воспитывать интерес, любовь к стихам, сказкам. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Предварительная работа:
– дидактическая игра «Кто как кричит»;
– чтение стихов А.Барто, сказки «Репка», рассматривание иллюстраций к сказке, обсуждение прочитанного;
Материал, оборудование:
– игрушки: мишка, зайка, мышка;
– карточки сказки «Репка», магнитная доска;
– краски, альбомные листы, кисти, стаканчики с водой.
Ход занятия:
I . Организационный момент (настрой детей на занятие)
Дети под музыку заходят в группу, встают вокруг воспитателя.
Доброе утро птицы запели,
Добрые люди вставайте с постели.
Прячется вся темнота по углам.
Солнце встаёт и идёт по делам
И ребята все встали в круг
Я твой друг и ты мой друг
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Воспитатель: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение!
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (да) Я так и знала. Сейчас мы отправимся в сказочную страну. Коврик, на котором вы стоите, не простой, а волшебный. Сядьте так, чтобы ваши ноги были вытянуты вперед, возьмитесь за руки и закройте глаза. (Дети рассаживаются на ковер в круг). (Звучит музыка.)
Воспитатель: Представьте, что мы поднимаемся вверх в облака, еще выше, летим, ковер покачивается. Крепче держитесь за руки. Нам хорошо летать, взявшись за руки. Но вот ковер опускается ниже, и ниже. Откройте глаза, вот мы и прилетели в сказочную страну. (Дети садятся на стулья, расставленные полукругом)
II. Основная часть (суть занятия)
– Как красиво в сказочной стране. Смотрите, а кто это сидит на полянке?
Читаю стихотворение А. Барто «Мишка».
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу
Потому что он хороший.
Подхожу, беру мишку в руки, показываю детям.
– Что можно сказать о мишке, какой он? (большой, косолапый).
Воспитатель: Давайте, ребята, все вместе прочитаем стишок для мишки.
Хоровое чтение стихотворения.
Сажаю мишку на место и беру зайку в руки, читая стихотворение
Зайку бросила хозяйка-
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Воспитатель: Что случилось с зайкой? Почему он намок? (бросила хозяйка, под дождем остался…)
Воспитатель: Зайка, тебе Диана стишок хочет рассказать. (Чтение ребенком стихотворения)
Воспитатель: Умница, Дианочка. Выразительно, громко стишок прочитала!
Предлагаю детям потрогать зайца:
-Потрогайте и скажите, какой «Зайка» (пушистый, мягкий, белый).
(сажаю зайку на место)
Физкультминутка
Воспитатель: Всех зову я вас сыграть в игру «Зайка беленький сидит»
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так! Вот так!
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Надо зайке поскакать.
(Дети рассаживаются на стулья)
Воспитатель: Я сейчас загадаю вам загадку, послушайте внимательно!
Кто – то, за кого то,
Ох, никак не вытянуть!
Ох, засела крепко!
Но еще помощники,
Дружный общий труд.
Кто засел так крепко?
Может это. «Репка»
Демонстрация карточки с изображением репки (На магнитной доске размещены карточки сказки «Репка»)
Воспитатель: Какая она? (круглая, желтая)
-Репка фрукт или овощ? (овощ)
Тут же появляется маленькая гостья: «Мышка».
-А как мышка пищит? (пи-пи-пи)
– Какая она? (маленькая, серенькая…)
Воспитатель: Ребята, мышка напищала мне на ушко, что она одна вытащила репку?
-Правда это или нет? (нет)
-А кто еще помогал мышке? ( Дед, бабка, внучка, жучка, кошка)
-Давайте поиграем и напомним мышке, как все было на самом деле!
-Кто был первым героем? (дед) Илюша, выходи ты будешь «дедом». Кого на помощь позвал дед? (бабку) Правильно! «Бабкой» будет Кира. Кого позвала бабка? (внучку) Внучкой будет Полина. А кого на помощь позвала внучка? (жучку) «Жучкой» будет Матвей Вальбом. А кого Жучка позвала? (кошку) Салихов Карим сыграет «кошку». И самая последняя помощница это? (мышка) Мышкой будет Аделя. И, конечно, же, нам нужна репка! Раид, выходи, будешь «репкой».
(Инсценировка сказки)
Воспитатель: Молодцы! Напомнили, нашей гостье кто вытащил репку.
Рисование репки
Воспитатель: Ребята, и у нас будет своя репка. Мы её нарисуем. (Дети садятся за столы, на которых уже готов материал для работы).
-Как вы думаете, какого цвета краски нам нужны? (желтого) Правильно, молодцы!
Берем кисточки в правую руку, и макаем её в баночку с водой, а затем в баночку с краской. И посередине альбомного листа начинаем рисовать нашу репку.
Показываю на магнитной доске, на которой закреплен лист бумаги, как нужно рисовать репку.
Воспитатель: Сначала мы рисуем круг, закрашиваем его. Ребята, чего не хватает нашей репке? (хвостика) Правильно! Нарисуем нашей репки хвостик.
-Какие красивые репки вы нарисовали, молодцы, ребята! Вот и получилась у нас целая грядка репки.
А сейчас нам пора возвращаться в наш детский сад, берем рисунки из сказочной страны с собой, садимся на волшебный ковер, на котором мы прилетели. Сядьте так, чтобы ваши ноги были вытянуты вперед, возьмитесь за руки и закройте глаза. (Дети рассаживаются на ковер в круг)
(Звучит музыка.) Представьте, что мы поднимаемся вверх в облака, еще выше, летим, ковер покачивается. Крепче держитесь за руки. Нам хорошо летать, взявшись за руки. Но вот ковер опускается ниже, и ниже. Откройте глаза, вот мы и вернулись в наш детский сад.
III. Рефлексия:
– Скажите, ребята, а куда мы с вами летали?! (в сказочную страну).
– А кого в сказочной стране встретили?! (мишку, зайку, мышку)
Конспект НОД по ОО Коммуникация» (раздел «Развитие речи») с детьми средней группы
Образовательная область: «Коммуникация» (раздел «Развитие речи»)
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Физическая культура».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская.
Задачи:
Образовательные: учить описывать овощи, правильно их называть; уточнить представление об овощах; учить выделять в овощах определенное свойство. Обобщить и систематизировать знания детей по данной теме. Формировать обобщающие понятия «овощи», «урожай». Расширить и активизировать словарный запас по данной теме. Упражнять в образовании прилагательных от существительных (морковный, томатный, свекольный, капустный).
Развивающие: развивать внимательность, мелкую моторику пальцев. Развивать тактильное восприятие, артикуляционный аппарат, память, внимание, мышление.
Воспитательные: воспитывать у детей чувство единства, сплоченности, повышать уверенность в себе, создать положительный эмоциональный фон.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу высказывать свою точку зрения, выражает положительные эмоции, с интересом участвует в подвижно-речевых играх.
Словарная работа: активный словарь – овощи, урожай
Индивидуальная работа: упражнять в образовании прилагательных от сущ-х.
Демонстрационный материал: блюдо с овощами: морковь, помидор, огурец, лук, свекла, капуста, картофель, сырая морковь и капуста, вареная свекла, картофель, схема описания овощей.
Предварительная работа: наблюдение за работой в огороде д/с, рассматривание овощей, описание предметов по схеме Ткаченко.
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Дети стоят полукругом около стульев.
Воспитатель: Сегодня на занятии, ребята, мы продолжим разговор об овощах, и вы мне расскажите все, что вы о них знаете. Давайте поиграем в игру: «Назови овощ».
Садиться тот, кто назвал овощ.
Дети, называя овощ, садятся на стулья.
II. Основная часть.
Воспитатель показывает блюдо с овощами.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать то, что у нас лежит на блюде?
Дети: Овощи.
Воспитатель: Что это? (воспитатель показывает огурец)
Дети: Огурец.
Воспитатель вместе с детьми по схеме описывает овощ.
Воспитатель: Какого он цвета?
Дети: Зеленого.
Воспитатель: Какой он по форме?
Дети: продолговатый.
Воспитатель: Огурец большой или маленький?
Дети: Огурец большой.
Воспитатель: А на вкус, какой он?
Дети: Сочный, хрустящий
Воспитатель: Где растет огурец?
Дети: на грядке.
Воспитатель: Что из него можно приготовить?
Дети: Салат.
Воспитатель: А теперь послушайте, как я расскажу про огурец. Это огурец. Он зеленый, продолговатый, маленький сочный, хрустящий, Огурец растет на грядке. Из огурца можно приготовить салат.
Дети рассматривают помидор, морковь, лук, капусту и рассказывают примерно так: «Это капуста. Она белая, круглая, большая, сочная. Растет на грядке. Можно приготовить салат, сварить щи». «Это лук. Он золотистого цвета, круглый, маленький горький. Растет на грядке. Можно положить его в суп».
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Угадай на вкус».
Воспитатель зовет к себе 1 ребенка. Ребенок закрывает глаза, и воспитатель дает кусочек моркови. Ребенок ест, а воспитатель уточняет что это, свойства моркови: твердая, хрустящая, сладкая. Зовет 2-го ребенка, предлагает угадать на вкус вареную свеклу, воспитатель уточняет что это, свойства свеклы: свекла мягкая, сладкая.
Воспитатель: А сейчас мы с вами будем солить капусту.
Мы капусту рубим, рубим (Движения прямыми ладонями по столу)
Мы морковку трем, трем (Движения кулаков к себе и от себя)
Мы капусту солим, солим, (Имитация посыпки солью пальцами)
Мы капусту жмем, жмем. (Интенсивное сжимание обеих рук в кулачок)
Воспитатель: Ребята, что мы сделали с капустой и морковкой?
Дети: Капусту и морковку мы засоли.
Игра «Отгадай овощ по описанию».
Воспитатель: (прячет блюдо с овощами за ширму). Давайте поиграем игру «Угадай по описанию». Тот, кого я вызову, пойдет за ширму, достанет один овощ и расскажет, какой он, но называть его не будет. А вы должны догадаться, что это. Например, если в вам скажу: зеленый, продолговатый, сочный, вкусный, то вы догадаетесь, что это…огурец.
Об овощах рассказывает 2 ребенка. Воспитатель оценивает детские ответы.
Воспитатель: Где растут овощи?
Дети: На огороде.
Физминутка “Собираем урожай”
Дети шли, шли, шли дети шагают на месте
В огород они зашли.
Капусту нашли, наклонились и собирают овощи
Огурцы нашли, помидоры все собрали,
Кабачки нашли,
Всё в корзинки положили
И домой пошли. шагают на месте
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Что из овощей можно приготовить? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, из овощей, ребята, можно приготовить соки.
Воспитатель выставляет картинку.
Воспитатель: Покажите и назовите, в каком стакане, какой сок.
1 ребенок показывают и называют соки.
Воспитатель: А теперь послушайте чистоговорки про овощи и назовите недостающее слово (Дети проговаривают чистоговорки).
Ец-ец-ец – созрел зеленый …… огурец.
Ор-ор-ор – вырос крупный……. помидор.
Ук-ук-ук – очень горький…………. лук.
Овь-овь-овь – съел я сладкую … морковь
III Итог занятия.
Воспитатель: Наше занятие закончилось.
– Скажите мне, о чем мы сегодня говорили?
-Что вам больше всего понравилось на занятии?
– Какая игра больше понравилась?
– Молодцы!
Конспект ООД в старшей логопедической группе «Звук и буква С»
Конспект ООД в старшей логопедической группе
Тема: «Звук и буква С»
Цель — познакомить детей со звуком и буквой С.
- Закрепить понятия «звук», «буква», «гласный- согласный», звонкий-глухой», знания о звуках ,об артикуляции и характеристике звука С и о буквах.
- Формировать навык определения места звука в слове, умение составлять букву «С» из элементов.
- Автоматизировать звук «С» в слогах, словах, связной речи.
- Способствовать развитию познавательных интересов детей, любознательности, двигательной активности, артикуляционной моторики, мелкой моторики рук.
- Развивать фонематические представления через определение наличия звука в слогах, словах; определение места звука в слове.
- Развивать в детях эмоционально – положительную отзывчивость от совместной деятельности с педагогом, активную речь детей, обогащать словарь.
- Развивать внимание, память, мышление, зрительную координацию через выполнение предложенных заданий.
- Воспитывать навыки сотрудничества, сотворчества со сверстниками и взрослым.
- Формировать умение слушать друг друга, свободно общаться.
Оборудование: предметные картинки на с; красные и синие кружки, шнурки, слайды.
Ход ООД:
1. Орг. момент.
Логопед: — встаньте в круг, давайте разомнемся, проснемся и приготовимся заниматься.
(Дети поочередно соединяют большой палец с остальными на обеих руках, а затем растирают ладони.)
“Здравствуйте, глазки и щечки!”
(Указательными пальцами обеих рук от переносицы к вискам рисуют очки, а потом указательным, средним и безымянным пальцами проводят от висков к подбородку, гладят щечки.)
(Точечный массаж “крыльев” носа)
“Ты проснулся, носик?”
(Массаж ушных раковин)
“Вы проснулись, ушки?”
(Растягивают губы в улыбке)
“Ты проснулся, ротик?”
– Очень любит наш роток улыбаться (упражнение «Улыбка»)
– А подвижный язычок заниматься.
– Наш язык «лопатку» сделал (упражнение «Лопатка»)
А потом «забор» построил (упражнение «Заборчик»)
Рядом с новеньким «забором» — «желобок» (упражнение «Желобок»)
По нему несется воздуха поток (воздушная струя направлена на кончик языка)
(Поднимают руки вверх)
2. Введение в тему:
Игра «Подскажи словечко»:
Птица: ушки на макушке,
И большая голова.
Взгляд сердитый, клюв могучий,
Как зовут её? (Сова)
– Наша знакомая ученая сова, хочет поиграть с вами в игру «Подскажи словечко». Слушайте внимательно.
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол)
А теперь вы звук узнайте,
И отгадки называйте.
Звук — в начале этих слов.
Отвечайте, кто готов?
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)
3. Основной этап.
Определить первый звук в словах-отгадках. Звук С.
Артикуляционная характеристика звука:
Губы улыбаются, видны зубы.
– А теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка (кончик языка спрятался за нижние зубы).
– Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук С: холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с-с-с.
– Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук С. Гласный он или согласный? Попробуем его петь. Что происходит? (звук встречает преграду — это согласный звук).
Дети прикладывают руку к горлышку — голосовые связки не вибрируют.
— Горлышко не «дрожит», значит звук С — глухой.
4. Развитие фонематического слуха:
Игра «Хлопни, если услышишь…» (Дети хлопают на звук С):
Со звуком [c] ты поиграй,
Звук [с] ты поймай.
а) из ряда звуков: А, С, Ш, Ж, С, О, М, С, З, С, И, С, К, С, Ш, С, Л, Р, С и т. п.
б) из ряда слогов: СА, ША, ЖА, СУ, ЗУ, ЖУ, СЫ, ЖИ, ЗЫ, ЫС, ЫШ, АС, АШ и др.
в) из ряда слов: СОМ, ЩЕТКА, ЗАЙКА, СОБАКА, ШУМ, СТОЛ, САМОЛЕТ, ЗУБЫ, ЦАПЛЯ, ПОСУДА, ШУБА, КВАС, СОН, ЩЕЛЬ, САМОСВАЛ, ПОДНОС, ЗАКАТ.
5. Закрепление звука в слогах:
Звуковой анализ слогов СЫН, НОС.
— Послушайте внимательно, какое слово я произнесу.
— Сколько звуков я произнесла?
— Какой звук первый?
— Какой звук последний?
Подобрать слова к получившейся звуковой схеме (дом, кот, дым, мак, автобус, оса, собака).
6. Развитие слухового внимания.
Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С». Наша ученая сова подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок».
7. Физминутка.
8. Игра «Составь букву»:
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Выкладываем букву С из шнурка.
(Выкладываем букву из шнурка, обводим пальчиком; пишем на столе пальчиком; пишем пальчиком в воздухе.)
9. Игра «Живые слоги»
Двое детей выходят к доске и становятся живыми звуками. Один ребенок становится звуком С. Для другого ребенка логопед показывает немой артикуляцией гласный звук, а ребенок выбирает соответствующую гласную букву. Логопед называет слог и дети выстраиваются соответственно. Остальные проверяют правильно или нет выполнено задание.
— Назовите получившийся слог.
10. Игра «Найди звук»
Нужно отгадать загадку, определить количество слогов и место звука С в слове.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее – (Лиса).
Уродилась я на славу – голова бела, кудрява.
Кому нравятся щи –
Меня в них поищи (Капуста).
Гладишь — ласкается,
Дразнишь – кусается (Пес).
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом. (Редис)
Днем спит,
Ночью летает. (Сова)
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)
11. Итог.
Подготовила:
учитель-логопед
Волхонская И.Б.
Конспект логопедического занятия «Буква «С»
Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебный лес. Знакомство с буквой С»
Коррекционные: Закрепить звуки [с] [с’]. Познакомить детей с новой буквой «С». Учить детей составлять и читать односложные слова. Формировать навык чтения слогов, односложных слов.
Развивающие: Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные: Воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения друг к другу, любовь к природе, лесу.
Оборудование: Предметные картинки: лиса, сурок, соболь, синица, сук; схема на звук «С»; буква «С», кассы букв на количество детей; наборное полотно, мольберты, мяч.
Предварительная работа: Проводились игры: «Летает – не летает», «Будь внимательным», «Придумай слова со слогами», загадывание и отгадывание загадок; заучивание двустиший.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Игра «Летает – не летает»: Собака, сорока, санки, соловей, синица, автобус, стол, аист, ласточка, самокат.
Логопед. А теперь назовите, одним словом перечисленные мною летающие предметы.
Логопед. А из перечисленных птиц назовите только зимующих?
Дети. Сорока, синица.
II. Артикуляция звука [с]
Логопед. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие.
Отгадайте, куда мы пойдем.
Его зимой и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели. (Лес)
Логопед. Мы с вами оказались в волшебном лесу. На лесной полянке много пенечков.
Присаживайтесь на пенечки. Какой последний звук в слове лес?
Логопед. Посмотрите на схему и расскажите об этом звуке по схеме.
Дети. При произнесении звука «С».
а). Губы в улыбке;
б). Зубы сближены, но не сомкнуты;
в). Широкий кончик языка упирается в нижние зубы;
г). Передняя часть спинки языка поднимается к верхнимбугоркам и образует с ними щель;
д). Боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам;
е). Посередине языка идет плавная струя воздуха;
ж). Голосовой моторчик не работает, в результате чего голос не образуется.
III.Характеристика звука
Логопед. Дайте характеристику звуку [С].
Дети. Звук [С] — согл., глух., бывает и тв. и мяг.
Логопед. А как я произнесу звук [С] твердо или мягко в словах: Собака, санки, рысь,
IV. Игра «Будь внимательным»
Логопед. Если услышите звук [С] в словах поднимите синий кружок, а звук [С’] –
Лиса, лось, солнце, лист, синица, собака, аист, сентябрь.
V. Знакомство с буквой С
Логопед. В лес волшебный на прогулку нас приглашает пойти новая буква.
Какой мы звук повторили сегодня на занятии? А чем обозначается звук на письме?
Значит, приглашает нас на прогулку в лес буква С. (демонстрирует букву). Скажите на что
похожа буква С? (чтение двустиший о букве С детьми). Назовите букву.
VI. Физкультминутка
Дует ветер нам в лицо,
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
(физкультминутка выполняется 2 раза).
VII. Звукобуквенный анализ
Логопед. У всех людей есть школы, где учатся ребята. В этом лесу тоже есть своя «Лесная
школа». И в эту школу приглашает вас буква С. Послушайте, какая история произошла с
Однажды буква С пошла, гулять в лес, и повстречала там гласную А.
Какой слог образовали эти буквы? Составьте из букв разрезной азбуки слог СА.
Мелькнула между соснами рыжая лиСА. (Логопед ставит изображение лисы, соболя,
Идет дальше буква С, встретила она гласную О. Составьте слог, какой слог получился,
прочитайте. (дети составляют слог СО). По веткам Соболь пробежал.
Вышла на полянку буква С и встретила гласную У. (дети составляют слог СУ).
Прислушайтесь как посапывает Сурок.
Пошла дальше, гулять буква С. На пеньке она увидела букву И. (дети составляют слог
СИ) тут же желтогрудая синица прилетела, звонко засвистела. Идет дальше буква видит
на суку сосны, висит табличка. На табличке изображен сук.
Составьте в кассе слово сук. Вместо буквы У поставьте букву О. Какое слово у вас
получилось? (слово сок).
VIII. Чтение слогов, слов
Логопед. Солнышко светит ослепительной красой. Направила буква С солнечные лучи
на гласные буквы.
Подружите буквы и прочитайте, что получилось (чтение по цепочке). В лесу мы
побывали, А слова не прочитали. (чтение слов друг за другом, по цепочке).
IX. Дид. игра «Придумай слово»
Логопед кидает мяч детям называет слоги –са, -со, -су, -си. Дети придумывают слова с
этими слогами: сад, сорока, сушка, сироп и т.д. X. Итог занятия Логопед. Какой звук мы
повторили? Чем обозначается звук на письме? С какой буквой мы сегодня
познакомились? Что вам понравилось на этом занятии?
Учитель-логопед
Багаутдинова Айсылу Фаритовна
МАДОУ Детский сад №12 г. Учалы РБ
Конспект ООД в старшей логопедической группе «Звук и буква С»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Цель — познакомить детей со звуком и буквой С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_v_starshey_logopedicheskoy_gruppe_zvuk_i_bukva_s.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель — познакомить детей со звуком и буквой С.
- Закрепить понятия «звук», «буква», «гласный- согласный», звонкий-глухой», знания о звуках ,об артикуляции и характеристике звука С и о буквах.
- Формировать навык определения места звука в слове, умение составлять букву «С» из элементов.
- Автоматизировать звук «С» в слогах, словах, связной речи.
- Способствовать развитию познавательных интересов детей, любознательности, двигательной активности, артикуляционной моторики, мелкой моторики рук.
- Развивать фонематические представления через определение наличия звука в слогах, словах; определение места звука в слове.
- Развивать в детях эмоционально – положительную отзывчивость от совместной деятельности с педагогом, активную речь детей, обогащать словарь.
- Развивать внимание, память, мышление, зрительную координацию через выполнение предложенных заданий.
- Воспитывать навыки сотрудничества, сотворчества со сверстниками и взрослым.
- Формировать умение слушать друг друга, свободно общаться.
Оборудование: предметные картинки на с; красные и синие кружки, шнурки, слайды.
Логопед: — встаньте в круг, давайте разомнемся, проснемся и приготовимся заниматься.
(Дети поочередно соединяют большой палец с остальными на обеих руках, а затем растирают ладони.)
“Здравствуйте, глазки и щечки!”
(Указательными пальцами обеих рук от переносицы к вискам рисуют очки, а потом указательным, средним и безымянным пальцами проводят от висков к подбородку, гладят щечки.)
(Точечный массаж “крыльев” носа)
“Ты проснулся, носик?”
(Массаж ушных раковин)
“Вы проснулись, ушки?”
(Растягивают губы в улыбке)
“Ты проснулся, ротик?”
– Очень любит наш роток улыбаться (упражнение «Улыбка»)
– А подвижный язычок заниматься.
– Наш язык «лопатку» сделал (упражнение «Лопатка»)
А потом «забор» построил (упражнение «Заборчик»)
Рядом с новеньким «забором» — «желобок» (упражнение «Желобок»)
По нему несется воздуха поток (воздушная струя направлена на кончик языка)
(Поднимают руки вверх)
2. Введение в тему:
Игра «Подскажи словечко»:
Птица: ушки на макушке,
И большая голова.
Взгляд сердитый, клюв могучий,
Как зовут её? (Сова)
– Наша знакомая ученая сова, хочет поиграть с вами в игру «Подскажи словечко». Слушайте внимательно.
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол)
А теперь вы звук узнайте,
И отгадки называйте.
Звук — в начале этих слов.
Отвечайте, кто готов?
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)
3. Основной этап.
Определить первый звук в словах-отгадках. Звук С.
Артикуляционная характеристика звука:
Губы улыбаются, видны зубы.
– А теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка (кончик языка спрятался за нижние зубы).
– Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук С: холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с-с-с.
– Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук С. Гласный он или согласный? Попробуем его петь. Что происходит? (звук встречает преграду — это согласный звук).
Дети прикладывают руку к горлышку — голосовые связки не вибрируют.
— Горлышко не «дрожит», значит звук С — глухой.
4. Развитие фонематического слуха:
Игра «Хлопни, если услышишь…» (Дети хлопают на звук С):
Со звуком [c] ты поиграй,
Звук [с] ты поймай.
а) из ряда звуков: А, С, Ш, Ж, С, О, М, С, З, С, И, С, К, С, Ш, С, Л, Р, С и т. п.
б) из ряда слогов: СА, ША, ЖА, СУ, ЗУ, ЖУ, СЫ, ЖИ, ЗЫ, ЫС, ЫШ, АС, АШ и др.
в) из ряда слов: СОМ, ЩЕТКА, ЗАЙКА, СОБАКА, ШУМ, СТОЛ, САМОЛЕТ, ЗУБЫ, ЦАПЛЯ, ПОСУДА, ШУБА, КВАС, СОН, ЩЕЛЬ, САМОСВАЛ, ПОДНОС, ЗАКАТ.
5. Закрепление звука в слогах:
Звуковой анализ слогов СЫН, НОС.
— Послушайте внимательно, какое слово я произнесу.
— Сколько звуков я произнесла?
— Какой звук первый?
— Какой звук последний?
Подобрать слова к получившейся звуковой схеме (дом, кот, дым, мак, автобус, оса, собака).
6. Развитие слухового внимания.
Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С». Наша ученая сова подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок».
8. Игра «Составь букву»:
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Выкладываем букву С из шнурка.
(Выкладываем букву из шнурка, обводим пальчиком; пишем на столе пальчиком; пишем пальчиком в воздухе.)
9. Игра «Живые слоги»
Двое детей выходят к доске и становятся живыми звуками. Один ребенок становится звуком С. Для другого ребенка логопед показывает немой артикуляцией гласный звук, а ребенок выбирает соответствующую гласную букву. Логопед называет слог и дети выстраиваются соответственно. Остальные проверяют правильно или нет выполнено задание.
— Назовите получившийся слог.
10. Игра «Найди звук»
Нужно отгадать загадку, определить количество слогов и место звука С в слове.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее – (Лиса).
Уродилась я на славу – голова бела, кудрява.
Кому нравятся щи –
Меня в них поищи (Капуста).
Гладишь — ласкается,
Дразнишь – кусается (Пес).
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом. (Редис)
Днем спит,
Ночью летает. (Сова)
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С.
Предложенное занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Занятие построено с опорой на зрительные символы, что помогает детям овладеть звуковым анализом и синтезом. В игрово.
Материал рекомендован для логопеда, при проведении фронтального занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей группе.
В ходе занятия дети закрепляют проихношение звука Ж в слогах, словах, фразах, знакомятся с буквой Ж, выполняют интересные задания.
Закрепление правильного произношения звука “Л” в слогах,словах,связной речи.
Образовательные задачи. Знакомство со звуками [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов.
Знакомство со звуками [з] и [з’] и буквой Зз. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Зз. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
Конспект НОД по обучению грамоте (старшая логопедическая группа) по теме «Звук и буква С»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Знакомство детей со звуком и буквой С, характеристика звука по акустическим и артикуляционным признакам. Развитие фонематических процессов, соотнесение слов со схемами, образование относительных прилагательных, составление предложений по заданному слову, развитие связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 116»
Конспект занятия по обучению грамоте
в старшей логопедической группе
по теме «Звук и буква С»
Рязань 2014 год
Тема: «Звук и буква С »
Цель: формировать знания о звуке и букве С.
Задачи:
- познакомить детей со звуком и буквой С;
- научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.
- развивать фонематические процессы;
- упражнять в соотнесении слов со схемами;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- продолжать учить составлять предложения по заданному слову;
- развивать связную речь.
- Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование: игрушка Сова, зеркала, предметные картинки, в названиях которых присутствует звук С, шкатулка, мяч, игра «Один-много», карандаши, тетради.
Речевой материал: мнемодорожки чистоговорок со звуком С, загадки
Ход занятия:
Организационный момент
Логопед: Ребята я очень рада видеть вас.
Поздоровайтесь с друзьями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай.
Друга называй по имени,
Утра доброго желай
Л.: Дети, к нам в гости прилетела Мудрая Сова.
Актуализация имеющихся знаний
Сова: Мне рассказали, что вы узнали много звуков. Я хочу в этом убедиться.
– Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
– Почему звуки называются гласными? (они поются, мы их поем голосом)
– Какие гласные звуки вы знаете? (поем и наматываем клубочек: а, о, у)
– А остальные звуки какие? (согласные)
– Какие бывают согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)
Сообщение темы занятия
С.: Молодцы, все помните. А я хочу познакомить вас с новым звуком. С каким? – догадайтесь сами.
У Сони самовар. Соня открывает краник самовара и смотрит, как оттуда льется вода. Льется водичка в стакан, и Соня слышит: с-с-…
– Какой звук слышит Соня, когда льется вода из самовара?
– Какой первый звук в слове СССОНЯ? — СССАМОВАР? СССТАКАН?
С.: Сегодня мы познакомимся со звуком С.
Звук С живет в насосе. Воздух выходит из насоса и сердито свистит: с-с-с.
Представьте себе, что вы превратились в насосы, и вам надо накачать мячики.
Упражнение на дыхание «Насос»
Дети по очереди, а затем все вместе, подражая действию насоса, накачивают мячик, длительно произнося звук с. (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).
Характеристика звука С по артикуляционным и акустическим признакам
Сова предлагает, смотря в зеркало, длительно произнести звук с и обратить внимание на положение губ.
Губы улыбаются, видны зубы.
– А теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка (кончик языка спрятался за нижние зубы).
– Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук С: холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с-с-с.
(если кто-либо скажет, что струйка воздуха теплая – сравнить Х и С).
– Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук С. Гласный он или согласный? Попробуем его петь. Что происходит? (звук встречает преграду – это согласный звук).
– Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой).
– Сердито произносим звук (это твердый звук).
Какой фишкой будем обозначать звук С?
Игра «Поймай звук»
С.: Хлопните, когда услышите звук С.
Детям демонстрируются картинки и произносятся слова:
Сумка, санки, вата, слон, лук, стекло, поезд, автобус…
Игра «Эхо»
Детям предлагается воспринять на слух и повторить за логопедом серию слогов:
са-са-са, су-су-су, са-со-су, су-со-са-сы.
С.: Мои совята тоже приготовили для вас игру.
«Где спрятался звук?» ( Определение позиции звука С в словах).
(На карточках в форме совят наклеены картинки со звуком С)
Игра с мячом: « Добавь звук (слог )»
Добавим С в начале слова и получим новые слова:
Мех – (смех)
мел – (смел)
тройка – (стройка),
наряд – (снаряд)
клад – (склад)
мешок – (смешок)
Добавим С в конце слова и получим новые слова:
Ри (с)
Вку (с)
Но (с)
(Работа над многозначностью слова: нос у человека, у корабля, у чайника- носик)
«Добавь слово СОК»
Пе (сок) ле ( ) голо ( )
Ку( ) воло ( ) бро ( )
Но( ) коло ( )
С.: Дети, когда я собиралась к вам в гости, мои лесные друзья приготовили для вас шкатулку с сюрпризом. Давайте посмотрим, что в ней?
Загадки:
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее – (лиса)
Уродилась я на славу – голова бела, кудрява.
Кому нравятся щи –
Меня в них поищи (капуста)
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается (пес)
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом .(редис)
Днем спит,
Ночью летает.( СОВА )
Кос-кос-кос,
В саду вырос (абрикос)
Ок-ок
Мы любим вкусный ( Сок )
С.: Какой звук мы слышим во всех отгадках?
«Какой бывает сок?» ( Работа над словообразованием)
Сок из абрикосов – абрикосовый
Из ананаса – ананасовый
Из смородины – смородиновый и т.д.
Составление предложений с заданным словом. Составление схемы предложения.
Составьте предложение со словом сок.
Соня пьет сок.
Сколько слов в вашем предложении?
Какое первое слово? Обозначим его полоской. Выложите схему всего предложения. В конце ставим точку.
Задание: Распространить предложения.
Соня пьет ананасовый сок.
Соня пьет свежий ананасовый сок.
Соня пьет вкусный свежий ананасовый сок.
Соня пьет вкусный свежий ананасовый сок с печеньем.
Заучивание чистоговорки:
(С использование мнемотаблицы)
Са-са-са — вот летит оса.
Су-су-су — не боюсь осу.
Сы-сы-сы — нет осы.
Знакомство с буквой С.
Л.: Звук С на письме обозначается буквой С. Рассмотрите букву С. На что она похожа?
– Сделайте из большого и указательного пальцев левой руки букву С.
– Нарисуйте букву С в воздухе.
– Напечатайте букву С в тетради.
Подведение итогов
Какой звук мы сегодня изучали?
Какой это звук? (согл., тверд, глухой)
С какой буквой познакомились?
Сова: Молодцы, ребята, вы меня очень порадовали своими знаниями. Я приготовила для вас подарок – игру «Один – много». До скорой встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект – технологическая карта будет полезен всем логопедам, кто ведет обучение грамоте в подготовительных к школе группах.
Учит детей различать на слух звуки [м], [м’], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, .
Конспект НОД составлен в соответствии с ФГОС ДО.
Знакомство со звуком [ы] и буквой Ы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков чтения и печатания слогов, слов и предложений с ново.
В рамках краткосрочного психолого-педагогического проекта ” Чудо-дерево сказок Чуковского” представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему".
Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, п.
Фронтальная непосредственно – образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе.
Звуки [c], [c’], буква С: сценарий открытой НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Позденкова Саида Айдамировна
Воспитатель, МДОУ «Д/с № 11», г. Ухта, Республика Коми
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Позденкова С.А. Звуки [c], [c’], буква С: сценарий открытой НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 07.01.2021).
Цель: формирование умения различать твердые и мягкие согласные звуки [c], [c’], и знакомство с буквой «С».
Задачи:
- закрепить понятие «согласный звук»;
- продолжать учить различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки [c] и [c’] на слух;
- продолжать закреплять навыки звукового анализа;
- продолжать закреплять в умении делить слова на слоги;
- познакомить с буквой «С».
- развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук;
- побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями.
- воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей.
Словарная работа: активизация словаря: гласные, согласные, мягкий, твердый, глухой, звонкий, слог.
Методы и приемы:
Наглядные: демонстрационный материал (зеркала, самосвал, скотч, краски, стерка, скрепка, портфель, магнитный алфавит, буква (О, С), фишки, камушки, пуговицы, фасоль, предметные картинки).
- художественное слово (загадка);
- указание;
- объяснение;
- рефлексия собственной деятельности.
- дидактическая игра «Угадай на ощупь», «Поймай звук»;
- игровое упражнение «Составь слово»,, «Деление слов на слоги».
Методы повышения познавательной активности:
- метод вопросов;
- метод классификации.
Предварительная работа:
- предшествующая НОД;
- дидактические игры: «Поймай звук», «Угадай на ощупь»;
- игровые упражнения: «Опиши звук», «Деление слов на слоги».
Ход занятия
Организационный момент
Дети стоят на ковре в кругу с воспитателем, воспитатель и дети приветствуют друг друга, после которого дети садятся на стульчики.
Приветствие:
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель привлекает внимание детей:
Воспитатель (далее – В): Друзья, вы растете и становитесь большими, скоро закончите детский сад и пойдете куда?
Дети (далее – Д): В школу.
В: Кем станете?
Д: Учениками.
В: Какая самая необходимая вещь для школы?
Д: Учебник, тетрадь, портфель.
В: В этом портфеле школьные принадлежности, давайте попытаемся угадать какие?
Игра «Угадай на ощупь» (Сидя в кругу)
В портфеле: скрепка, фломастеры, краски, ластик, скотч, доска, стакан, стул, глобус, пластилин, число, сменка. (педагог проговаривает названия предметов, выделяя звук [c]).
В: Что объединяет в названиях всех этих предметов? (подсказка по звучанию)
Д: В названиях всех этих предметов есть звук [c]. И вся наша сегодняшняя деятельность будет связана с этим звуком [c] и [c’].
Основная часть. Сообщение темы занятия
Воспитатель (привлекает внимание детей на план работы занятия)
Сегодня мы познакомимся со звуками [c] и [c’].
- Дадим характеристику звука [c] и [c’].
- Попытаемся поймать звук в слове.
- Проведем звуковой анализ слова.
- Знакомство с буквой «С» [эс].
Фонематическая зарядка
В: Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так [с – с – с].
В: Давайте все вместе произнесем, посмотрев в зеркало.
Характеристика звука [с].
В: Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки.
В: Давайте, проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная?
(Холодная струя воздуха).
В: Звук [с] гласный или согласный?
(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие – зубы.)
В: Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?
(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).
В: Какой он по твердости-мягкости?
(Твердый).
В: Значит звук [с] – согласный, глухой, твердый.
(Попросить повторить 2-3 детей).
В: Какой звук [с’] – согласный, мягкий, глухой.
Игра «Поймай звук»
В: А давайте поймаем звук в словах?
Воспитатель произносит слова, а дети слушают их с закрытыми глазами.
В: Сейчас я буду называть разные слова, а вы будете «ловить» в ладошки только те слова, в которых есть твердый звук [c]. Слова: собака, сито, стадо, самосвал.
В: А теперь вы будете «ловить» только те слова, в которых есть мягкий звук [c’]. Слова: Сено, Саша, селедка, Сок, Синица. (Дети хлопают) Молодцы.
Предложить детям самим находить слова с твердым, затем с мягким звуком
(Дети рассаживаются за столы)
В: Ребята, что у вас на столах?
Д: Фишки (красного, синего и зелёного цвета)
В: Покажите мне, фишкой какого цвета мы обозначаем твердый согласный звук? (Дети показывают синий квадрат).
В: Молодцы, а фишкой, какого цвета мы обозначаем мягкий согласный звук? (Дети показывают квадрат зеленого цвета).
Игровое упражнение «Составь слово»
В: Мы уже умеем составлять слова из звуков.
Загадаю вам загадку
У него четыре ножки,
Любят спать на нем все кошки.
Если кто-то хочет есть,
На него придется сесть…(Стул)
В: Предлагаю составить звуковой анализ этого слова.
Один ребёнок выполняет задание у доски, остальные – за столами. Дети выкладывают слово Стул из фишек (зелёный, красный, синий).
- сколько звуков в слове?
- сколько гласных?
- сколько согласных?
- какой первый звук? Дать анализ всего слова.
- сколько слогов в слове?
Еще запланированы санки, сено, синица.
В: попросить детей встать, и обратиться к плану работы.
В: Что у нас еще по плану не реализовано?
Д: Знакомство с буквой.
В: Ребята, а чем отличается звук от буквы.
Д: (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
В: Какой же буквой обозначается в алфавите?
Д: Буквой С [эс].
Предложить найти букву в магнитном алфавите.
На доску вешается картинка с буквой С [эс].
Знакомство с буквой С [эс]
Буква «О» жила на свете
Что же с ней случилось дети?
Вдруг кусочек «О» исчез,
Получилась буква ….С [эс]
Воспитатель показывает, как пишется буква С [эс].
На что похожа буква С [эс].
Затем предложить детям нарисовать букву С [эс] в воздухе (дети прорисовывают букву в воздухе).
В: А сейчас мы с вами выложим букву С [эс] из природного и бросового материала.
Заключительная часть.
В: Ребята, что мы с вами делали?
(обратить внимание детей на план). Вы сегодня все старались, вы большие молодцы!