Конспект НОД по логоритмике с детьми после кохлеарной имплантации

Цикл занятий по логоритмике с использованием авторского речевого материала

Занятие по логоритмике № 1

с использованием здоровьесберегающих технологий

(авторский подход Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда).

ТЕМА: Гласные звуки «А», «О», «И», «У», «Ы».

Путешествие в город (транспорт).

ЦЕЛИ: Закрепить с детьми навыки правильного произношения гласных звуков.

Развивать умение дифференцировать эти звуки.

Расширить и закрепить словарь детей по лексической теме «Транспорт».

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать у детей дыхание, голос, артикуляцию.

Развивать мелкую моторику, общую моторику посредством степ-аэробики, воско-терапии.

Нормализовать мышечный тонус через фитбол-аэробику.

Развивать у детей чувство темпа и ритма.

Развивать мимические движения.

Воспитывать музыкальный слух, положительный эмоциональный настрой.

Воспитывать интерес к занятию.

Воспитывать свободу движений.

1. ВВОДНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

На лошадке ехали,

До угла доехали,

На машине ехали,

До реки доехали.

Тррр! Стоп! Разворот!

На реке – пароход!

До горы доехали.

Пароход не везет –

Надо сесть в самолет.

В нем мотор гудит:

2. РАЗВИТИЕ РУЧНОГО И АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА.

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами.

у-у-у (руки в стороны)

Этим поездом домой Приезжает папа мой.

Этот поезд жду с утра.

(имитируют езду на поезде)

Нажал водитель на педаль,

И побежал троллейбус вдаль,

Троллейбус набирает ход.

Водитель песенку поет!

В небо синее пилот

а-а-а (изобразить пропеллер руками)

3. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

– упражнение «Паровоз маневрирует»

Как по рельсам покатаюсь, плотно к зубкам прижимаюсь.

– упражнение «Заведем мотоцикл»

Ды-ды-ды….. (постепенное усиление звука)

– упражнение «Машина буксует»

4. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСА, ТЕМПА, РИТМА

– упражнение «Долго – кратко»

а-а-а-а у-у-у-у и-и-и-и о-о-о-о ы-ы-ы-ы

– распевание гласных звуков – проводит музыкальный работник)

– игра на металлофоне (погремушка)

– Паровоз, паровоз, что в подарок нам привез? Какой паровоз?

5. НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

Самомассаж биологически активных точек и фитбол-аэробика

Ехать в поезде тепло:

Приседание на фитболах с поворотом вправо – влево

Поглядим-ка мы в окно!Наклоны вперед, с сопровождением руки, удерживаясь на фитболеСкоро будет зима,

И наступят холода!

упражнение «Горка»Да-да-да! Скоро будут холода!сидя на фитболе, потереть ладони друг о другаДа-да-да!

Превратиться в лед вода!

провести большими пальцами рук по шее сверху внизДу-ду-ду!

Не подскользнуться бы на льду!

указательными пальцами массировать крылья носаДу-ду-ду!

На прогулке я пойду.

растереть ладонями ушиДы-ды-ды!

В лесу встречаются следы.

приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лбаДи-ди-ди! Ну, зима, погоди!хлопки в ладоши, погрозить пальцем

6. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТЕП-АЭРОБИКИ

– А сейчас полетим на самолете.

Руки в стороны – в полет шаги на степ и со степа вперед

Отправляем самолет и назад

Правое крыло вперед, выпады в сторону на правую и

Левое крыло вперед! левую ногу, руки в стороны

Полетел наш самолет!

– Кто управляет самолетом?

– Чтобы нам быть сильными, мужественными, как пилоты, нужно делать специальную зарядку. (звуки «А», «О», «И», «У», «Ы»)

7. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

· Игра «Пропеллер», «Заводные машинки»

· Игра «Сядем мы в вертолет»

Сядем мы в вертолет, взявшись за руки,

Вверх полет, Вниз полет.

один – стоит, другой – приседает, затем – наоборот

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

взявшись за руки,

качаются вправо – влево,

Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает.

К берегу пристала лодка,

Мы на берег прыгнем ловко.

сначала приседают, потом прыгают

· Работа с воском

– удерживание воскового шарика между разными пальцами

– катание «шарика», «валика»

7. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

· Игра «Угадай настроение»

– Какое настроение у шофера? (веселое)

– Как вы думаете, почему? (дети фантазируют)

– Какое настроение лучшее на свете? и т.д.

· Игра «Машины и пешеходы» (сначала под музыку выезжают машины, потом под музыку гуляют пешеходы)

– Машины устали и спят в гараже.

И люди устали, заснули уже. (колыбельная)

9. ВЫХОД ИЗ РЕЛАКСАЦИИ

– Будем глазки открывать, просыпаться и вставать.

– Мы отправимся в группу на разных видах транспорта.

На лошадке ехали,

До угла доехали,

На машине ехали,

До реки доехали.

Тррр! Стоп! Разворот!

На реке – пароход!

До горы доехали.

Пароход не везет –

Надо сесть в самолет.

В нем мотор гудит:

Занятие по логоритмике № 2

с использованием здоровьесберегающих технологий

(авторский подход Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда).

ТЕМА: Автоматизация звука «Л». Прогулка на весеннюю полянку.

ЦЕЛИ: Закрепить с детьми произношение звука «Л» в предложениях.

Закрепить словарь на основе лексической темы «Весна».

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать у детей дыхание, голос, артикуляцию, мимические движения через степ-аэробику, фитбол-аэробику, воско-терапию.

Нормализовать мышечный тонус через релаксацию.

Развивать у детей чувство темпа и ритма.

Воспитывать у ребенка чувство прекрасного, положительный эмоциональный настрой.

Дети под музыку входят в зал

– Хотите отправиться со мной на весеннюю полянку? Тогда вперед!

1. ВВОДНОЕ УПРАЖНЕНИЕ с элементами фитбол-аэробики.

По дороге тихо, плавно,

аккуратно мы идем.

Шаг за шагом, шаг за шагом

До полянки мы дойдем.

Маршируют по залу, выполняя силовые упражнения для мышц рук, используя фитбол как гирю

Мы его по бревнышку перейдем

А на том берегу отдохнем «Ох!»

Ходьба по гимнастической скамейке с фитболом в руках над головой.

Отдохнули и вперед опять

Вон полянку уж видать!

Шаг за шагом пошагали,

Но нисколько не устали.

Сесть на фитболы

Поскакали, поскакали, поскакали! Прискакали! Стой! (наклон вперед) Ой!

Прыжки на фитболах по залу

Дети, давайте погуляем,

подышим весенним воздухом.

Дыхательные упражнения на фитболе

2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

На полянке погуляли, но нисколько не устали.

Позевали, улыбнулись, сладко потянулись.

Будем мы сейчас играть, язычок тренировать:

– язычок наш отдыхает;

лег спокойно, загорает;

солнце светит высоко – язычку лежать легко;

– ветерок вдруг налетает, язык в змейку играет

– на качелях язык качается, то вверх поднимается,

то вниз опускается упражнение на закрепление верхнего положения языка

– вот солнышко выглянуло опять,

Язык от радости начал петь и танцевать ла-ла-ла

3. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

– Ушки вы свои потрите, звук «Л» услышите – ловите!

ЛА – ПО – ТУ – НА – ЛО – ЛУ – НУ – ЛА

– Какой звук вы ловили?

4. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТЕП-АЭРОБИКИ

Прошла пора вьюг и метелей,

подъем и спуск со степа

сед на степ, упор на руки сзади,

Солнце больше греет,

вперед, поочередный мах правой и левой ноги

Когда это бывает?

прыжки на степ и со степа

5. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ И ЧУВСТВО РИТМА

– Подуем на весенние листья.

– Дуйте ласково, спокойно, чтобы не было им больно!

– Давайте еще полюбуемся природой, погуляем.

– Ой, что это за чудо такое? (металлофон)

– Песенку споем, поиграем на металлофоне: «Над лугами…» (подвижная игра)

6. НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА ЧЕРЕЗ РЕЛАКСАЦИЮ

– Детки вы навеселились?

Все устали …… полежите,

Детки глазки закрывают,

7. ВЫХОД ИЗ РЕЛАКСАЦИИ

– Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

Дети медленно встают, щечки моют, шейку трут

Кверху поднимаются, опускаются.

8. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

· работа с воском

– выполнение круговых движений восковым шариком, расположенным между ладонями

– свободное постукивание пальцами по восковому шарику поочередно

· Чтобы пальчики размять, нужно с ними поиграть

Вяжем, вяжем мы шнурок, стараемся очень

У кого длиннее? У кого короче?

· А сейчас выложим весенние листочки.

Листочки радуются солнцу, а как мы радуемся?

Солнышко зашло за тучки. Какое настроение? Изобразите.

Скажите по секрету, какое настроение лучше всего на свете?

Понравилось ли вам на полянке, друзья?

Ну, а теперь в обратный путь пора.

По дороге тихо, плавно, аккуратно мы идем.

Шаг за шагом, шаг за шагом, мы до садика дойдем.

Занятие по логоритмике № 3

с использованием здоровьесберегающих технологий

(авторский подход Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда).

ТЕМА: Путешествие в осенний лес. Вводное занятие.

ЦЕЛИ: Расширить, закрепить словарь по лексической теме «Осень».

Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе.

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать у детей дыхание, голос, артикуляцию.

Развивать мелкую моторику и общую моторику через использование степ-аэробики, воско-терапии, самомассажа биологически активных точек.

Нормализовать мышечный тонус через использование фитбол-аэробики, релаксации.

Развивать у детей чувство темпа и ритма.

Развивать мимические движения.

Воспитывать музыкальный слух.

Воспитывать положительный эмоциональный настрой.

Воспитывать интерес к занятию.

1. ВВОДНОЕ УПРАЖНЕНИЕ под музыку.

– Сегодня я приглашаю вас в осенний лес.

По дороге тихо, плавно,

Ходьба по канату по кругу

аккуратно мы идем.

Шаг за шагом, шаг за шагом

До полянки мы дойдем.

Мы его по бревнышку перейдем

А на том берегу отдохнем «Ох!» дети наклоняются вперед, Отдохнули и вперед опять расслабляются

Вон лесок уже видать!

Шаг за шагом пошагали,

Мы нисколько не устали.

Прибежали! Стой! (наклон вперед) Ой!

2. РАЗВИТИЕ РУЧНОГО И АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА.

На полянке погуляли, но нисколько не устали.

Будем мы сейчас играть, пальцы и язык тренировать.

– Хоть и осень, а выглянуло солнце, и показало свои лучи (кулак – пальцы, «Улыбка»)

– Но вот налетел ветер, нагнал тучи (пальцы в кулаке, вращение кулаком, губы трубочкой – поддувание)

– Птицы улетают в теплые края (движения кистями рук, «Лопаточка»)

– Мы молодцы, не боимся холода и ветра! (пальцы сжаты в кулак, большой палей вытянут вверх)

3. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

– оскалить зубы, а затем высунуть язык

4. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСА, ТЕМПА, РИТМА под музыку

– Давайте, ребята, отдохнем, полежим на полянке, вдохнем воздух через нос. А сейчас медленно выдыхаем через рот (левая рука на животе, на выдохе – живот втягиваем) – 3 раза

– Медленно поднимаемся. Скажите, какой воздух?

– Ой, что это? (музыка дождя)

– Капля – раз, (прыжок на носках, руки на поясе)

– Очень медленно сперва (4 прыжка)

– А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом! (8 прыжков)

– Мы зонты свои раскрыли (руки развести в стороны)

– От дождя себя укрыли (руки полукругом над головой)

– с нарастанием темпа

5. НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

Самомассаж биологически активных точек

· Растираем ушные раковины между большими и указательными пальцами, а затем ладонями (5 раз)

· Сжимание зубов верхней и нижней челюсти (10 раз крепко сжать зубы, проделать 10 постукиваний зубами)

· 10 раздуваний щек в среднем темпе

· Выполнение упражнения «Умывание лица» раскрытыми ладонями (двумя раскрытыми ладонями проделывать легкое растирание обеих половин лица, ладони двигаются вверх и вниз, захватывая щеки и виски)

Читайте также:  Речевое развлечение Весна пришла

· Ноги слегка расставлены в стороны, раскрытыми ладонями обеих рук проделать короткие удары-хлопки по лбу, щекам, шее, животу, бедрам (по 3 хлопка)

6. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТЕП-АЭРОБИКИ

– Дети, какие звери живут в лесу?

– Степ-аэробика «Два бельчонка»

В лесной глуши на елке шаги на степ и со степа, выполняя

Жили-были два бельчонка. силовые упражнения руками

Жили дружно, не тужили, сед на полу, ноги вытянуты вперед,

И с зарядкою дружили. упор на руки сзади, поочередные махи

Встали рано, поутру, прыжки на степ и со степа

За ушки лапками хватались выпады в правую и левую стороны

И вправо, влево наклонялись.

7. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

· Кого только не встретишь в осеннем лесу (под музыку) – птицу, зайца, волка

· Работа с воском

– упражнение «Лепешка» (дети катают шарик, затем кладут его на доску, прижимая его сверху)

– упражнение «Орешки» (удерживание воскового шарика между разными пальцами)

8. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ, СВОБОДЫ ДВИЖЕНИЙ

– Покружитесь, потанцуйте на осенней полянке. (быстрая музыка сменяет медленную, дети в это время выполняют произвольные движения)

– Какое у вас настроение?

9. НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ФИТБОЛА, РЕЛАКСАЦИИ (музыка для рекласации)

– Детки, вы навеселились?

Все устали …. Посидите

1. ВЫХОД ИЗ РЕЛАКСАЦИИ

– Хорошо вы отдохнули,

Дети медленно встают,

Кверху поднимаются, опускаются.

– Вам понравилась прогулка? Но пора нам в детский сад. (Ходьба под музыку)

Большие ноги шли по дороге,

Маленькие ножки топали по дорожке,

Занятие по логоритмике № 4

с использованием здоровьесберегающих технологий

(авторский подход Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда).

ТЕМА: Звук «С». В магазине.

ЦЕЛИ: Закрепить навык четкого и правильного произношения звука «с» в слогах, словах, фразах.

Расширить, уточнить, закрепить словарь по теме «Продукты».

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать у детей дыхание, голос, артикуляцию.

Развивать мелкую моторику, общую моторику через степ-аэробику, воско-терапию, фитбол-аэробику с использованием самомассажа биологически активных точек.

Нормализовать мышечный тонус.

Развивать у детей чувство темпа и ритма.

Развивать мимические движения.

Воспитывать музыкальный слух, положительный эмоциональный настрой.

Воспитывать интерес к занятию.

Воспитывать свободу движений.

1. ВВОДНОЕ УПРАЖНЕНИЕ с элементами фитбол-аэробики.

Сегодня мы отправимся в магазин.

Мы на карусели сели,

Дети садятся на фитболы и,

прыгая, заводят круг.

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает

Дети сидят на фитболах,

К берегу пристала лодка, Мы на берег спрыгнем ловко.

Сидя на фитболах, дети выполняют упражнения для органов дыхания (упражнение «Радуга»

По извилистой дорожке

К магазину мы пойдем.

И с дороги не сойти

Марш с фитболами

2. РАЗВИТИЕ РУЧНОГО И АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА.

Упражнение «Подуй на чай» (положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на кончик языка, размахивание руками)

Упражнение «Ой, как вкусно» (рот открыт, губы в улыбке, широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, обе руки вправо-влево)

Упражнение «Блинчик» (рот полуоткрыт, широкий язык лежит на нижней губе, ладони вперед)

3. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

– кончик языка за нижними зубами

– выдох на кончик языка с-с-с

Повтори: са-са-са, со-со-со, сы-сы-сы, ас-ас-ас, ос-ос-ос, ус-ус-ус, ыс-ыс-ыс

4. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

– В магазине много продуктов. Найдите продукты, в названии которых есть звук «с».

5. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСА, ТЕМПА, РИТМА

Сумку мы с собой берем

И на улицу идем.

Мы проходим вдоль витрин

И заходим в магазин.

Открываем двери с-с-с

У метро стеклянный дом.

Покупаем в доме том:

Помидоры и капусту,

Лук и перец очень вкусный

– Как называется магазин? (овощной)

Ну, а в этом магазине

Крендель, булки на витрине,

С отрубями хлеб лечебный.

Магазин зовется…. (хлебный).

В магазин везут продукты:

Сыр, сметану и творог,

Три бидона молока.

Очень любят дети наши

Йогурты и простоквашу.

Это им полезно очень.

Магазин же наш …. (молочный)

– Какие продукты вы запомнили?

Сметана сме-та-на (распевание)

Игра на металлофоне:

ПРОМСОСИСКА ЛИМОНАД ЖИРОМЯСОКОМБИНАТ

ЭНИКИ БЕНИКИ СЫР КОЛБАСА ЭНИКИ БЕНИКИ БАЦ

6. НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

Самомассаж биологически активных точек

Игра «Веселый магазин»

Открываем магазин, продаем продукты.

Покупает лиса овощи и фрукты.

– Сколько стоит кабачок?

– Дайте два кабачка.

– Дайте два пятачка.

В магазин пришли с работы

Покупать у продавца

Два соленых огурца.

– Две копейки – огурец!

– Дайте нам по огурцу!

7. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОСКО-ТЕРАПИИ, СТЕП-АЭРОБИКИ

Однажды хозяйка из магазина пришла,

ходьба по степу

Хозяйка с собою домой принесла: Картошку, морковку, петрушку, горох Капусту и свеклу.

выпады в правую и левую стороны

И суп овощной оказался не плох!

Прыжки на степ и со степа

– Работа с воском

Упражнение «Кружочки» (слепить восковые кружочки, разложить на столе)

Раз – кружок, два – кружок,

Раз – шажок, два – шажок.

Наши пальчики шагают,

На кружочки наступают.

(поочередно нажимать каждым пальцем на соответствующий кружок)

8. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

– Какое настроение у покупателя в магазине? Почему?

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации

Цель: Закрепление произношения звука [Ч’] в слогах и словах.

Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение слов из памяти

  • Закреплять умения выделять звук в слове и давать ему характеристику.
  • Уточнить характеристику и артикуляцию звука [Ч’].
  • Формировать грамматические категории: образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; образование существительных с суффиксами -онок-, -енок-.
  • Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух.
  • Развивать умение понимать обращенную речь.
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях.
  • Формировать у дошкольника логическое мышление, овладение значением слов, умения узнавать эти слова слухо-зрительно и на слух в различных ситуациях.
  • Воспитывать у ребенка самоконтроль за речью.
  • Закрепить навыки чтения и понимание прочитанного.
  • Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.
  • Развивать мотивацию учебной деятельности.
  • Игрушка “Овчарка Чара”.
  • Фишки разного цвета.
  • Предметные картинки со звуком и без звука [Ч’] .
  • “Звуковые человечки”.
  • Альбом Соколенко.
  • Карточки-заготовки для чтения.
  • “Шершавые” буквы.
  • Музыкальный диск для логоритмических минуток.

1. Организационный момент.

Девочка входит в кабинет. На кушетке игрушка собаки с высунутым языком.

Логопед: Здравствуй, Оля! (имя ребенка изменено).

Оля: Здравствуйте, Вера Васильевна.

Логопед: Я очень рада тебя видеть.

Оля: Я тоже рада вас видеть.

Логопед: Оля, собака очень скучала без тебя. Поздоровайся с ней.

Оля: Я тоже скучала. Доброе утро.

Логопед: Ты придумала ей кличку?

Оля: Да, я придумала ей кличку. Ее зовут Чара.

Логопед: Красивая кличка, молодец, Оля. Овчарка довольна.

2. Сообщение темы.

Логопед: Оля, сегодня ты услышишь продолжение сказки, и вместе с Чарой будешь следить за звуком [Ч’] в слогах и словах.

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Слушай новую сказку о язычке. Вспоминай упражнения, которые мы делали.

В некотором царстве, в некотором государстве жила была девочка. Очень послушная девочка. За что бы она не взялась, все у нее получалось.

Она любила чистить зубы – упражнение “Почистим зубы”.

Она радовалась жизни, шла по ней, улыбаясь. Покажи, как она улыбалась – упражнение “Заборчик”.

Помогала маме накрывать на стол, расставлять чашки – упражнение “Чашечка”, наливать в них сок, компот, чай. Из чашек ее жидкость не проливалась.

Покажи, Оля, такую “Чашечкунепроливайку”.

А какие вкусные она пекла трубочки! – упражнение “Трубочка”.

Хорошо у нее получались фруктовые ириски. Бабушке они нравились, только приставали к небушку – упражнение “Ириски”.

Потом приходилось ириски язычком убирать – упражнение “Ириска прилипла”.

У нее очень смешно получалось, как у индюка – упражнение “Индюки”.

А иногда звук был похож на цоканье лошадки – упражнение “Лошадки”.

Все домашние любили бабушкино варенье – упражнение “Вкусное варенье”.

4. Мимические упражнения.

Логопед: И вот однажды, когда Олечка давала Чаре косточку, ее любимая собака оскалила зубы – упражнение “Оскалить зубы”.

Она вытянула губы – упражнение “Вытянуть губы”.

Чара надула щеки – упражнение “Надуть щеки”.

И стала сердитой – упражнение “Сердитая собака”.

Олечка удивилась – упражнение “Удивление”

И испугалась – упражнение “Страх”.

Мама рассказала Олечке, что Чару заколдовал злой колдун. Собака забыла, где находится “домик” для звука [Ч’] и стала злой.

Девочка загрустила – упражнение “Грусть”

Помоги, Оля, расколдовать Чару.

5. Уточнение артикуляции звука [Ч’] (положение языка, губ).

Логопед: Для того чтобы расколдовать овчарку, нужно выполнить несколько поручений. Расскажи, где находится домик звука [Ч’] ?

6. Изолированное произнесение звук [Ч’] .

Логопед: Произнеси звук правильно: ч-ч-ч-ч. Покажи зеленую дорогу к царству (цветные фишки) и произноси: Ч-Ч-Ч…

7. Характеристика звука.

Логопед: Найди царство, в котором живет этот звук (“Звуковые человечки”). Расскажи, какой это звук (согласный, мягкий).

8. Связь звука с буквой.

Логопед: В какой букве живет звук [Ч’] ? Обведи с закрытыми глазами шершавую букву Ч. Выложи букву из фишек.

9. Автоматизация звука [Ч’] в слогах.

Логопед: Чара трудилась. Она произносила с Олечкой:

АЧ – УЧ – АЧ – ЫЧ
УЧ – ОЧ – АЧ – ЫЧ
ЫЧ – ОЧ – УЧ – АЧ
ЯЧ – ЕЧ – ИЧ – ЕЧ
ЮЧ – ЕЧ – ИЧ – ЕЧ
ЯЧ – ЮЧ – ИЧ – ЕЧ

Логопед: Оля просила Чару произнести столько раз слог – “ач”, сколько услышит хлопков. Чара вместе выкладывала на столе столько крышечек-фишек, сколько раз Оля произносила слог – “оч”. Они вместе произносили слоги и читали, соблюдая ударение:

10. Автоматизация звука [Ч’] в словах.

Логопед: Чара научилась произносить звук [Ч’] в словах.

Карточки для чтения. Альбом Соколенко.

Логопед: Олечка помогла любимой овчарке быть доброй, ласковой. Чара стала называть картинки, которые ей показывала девочка, ласково.

Лексико-грамматическая игра “Назови ласково”.

Овца – овечка
Собака –
Блюдце –
Кольцо –
Яйцо –
Майка –
Туча –
Дочь –
Ночь –
Ключ –
Мяч –
Дача –
Тапка –
Ваза –
Ванна –
Коза –
Коса –
Кисть –
Яйцо –

11. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Олечка была счастлива, она вернула радость Чаре. Девочка приговаривала: У собаки острый носик. Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх.

Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Логопед: Покажи и скажи полным предложением, где носик, где шейка, хвостик у собаки.

12. Логоритмическая минутка.

13. Развитие фонематического восприятия.

Образование и употребление существительных с суффиксами -онок, -енок.

Логопед: Оля, последнее задание, и язычок Чары будет всегда слушаться:

Слова со звуком закрепляем
И место в них определяем:
Чашка, кисточка, сачок,
Ключ, чемодан и кабачок.
Чайка, тачка, огуречик,
Туча, почтальон, кузнечик.
Логопед: Медвежонок, бычок, утенок,
Волчонок, моржонок, теленок.
Ежонок, щенок, бельчонок,
Лисенок, бобренок, зайчонок.

Логопед: Помоги Чаре назвать слова со звуком [Ч’] . Назови слова, в которых нет звука [Ч’] .

Читайте также:  Программа Развитие речи и познавательных способностей

14. Итог занятия.

Логопед: Оля, какой звук ты сегодня училась произносить?

Логопед: Какие слова с этим звуком ты запомнила?

Девочка отвечает полным предложением.

Логопед: Как зовут овчарку?

Логопед: Ты правильно произносила звук [Ч’] . Ты помогла собаке, и она теперь не злится. Твоя мама может гордиться тобой! Попрощайся с овчаркой Чарой. В следующий раз я тебе расскажу другую сказку.

15. Домашнее задание.

Логопед: Прочитай заготовки и выполни упражнения в домашней тетради. До скорой встречи! Чара будет ждать тебя!

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации по теме «Шары на ёлке»

Знакомство детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинография.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации по теме «Шары на ёлке»»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Симферопольская специальная школа – интернат №2

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации

Лепка нетрадиционная – пластилинография

Исмаилова Назлы Марленовна

– закрепить навыки и умения лепки елки в технике пластилинография;

– закрепить признаки зимы;

– расширять представления детей о новогоднем празднике

– познакомить с основными цветами и закрепить их названия;

– закрепить названия оборудования для занятия;

– расширять словарный запас детей.

– развивать, корректировать речь и речевые способности;

– развитие зрительного восприятия, памяти, внимания;

– развивать общую и мелкую моторику рук.

– воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе;

– формировать положительное эмоциональное отношение процессу и результату своей деятельности.

Использование здоровьесберегающих технологий: дыхательная гимнастика, массаж ладошек, фикультминутка.

Материалы и оборудование:

иллюстрации с изображением праздника Новый год, пейзаж «Елка зимой», елка украшенная шарами, картон с контурным изображением елки, пластилин, дощечка, салфетка, стека.

наблюдение и рассматривание елки на прогулке, чтение стихов на новогоднюю тематику, рассматривание иллюстраций.

Воспитатель: встаньте, слушайте,

Буду вас называть. Вика. Где Вика? (работа на слух, за экраном)

Дети: вот, Вика тут.

(перечисляю всех детей).

Воспитатель: Сядьте будем заниматься.

Рассматриваем пейзаж «Зима» с изображением елки.

(задаю индивидуальные вопросы детям)

Воспитатель: Что тут?

(задаю индивидуальные вопросы детям)

Воспитатель: Какое время года?

Дети: тут зима, холодно.

(задаю индивидуальные вопросы детям)

Воспитатель: послушайте стихотворение:

Маленькой елочке холодно зимой,

Из леса елочку взяли мы домой,

Шары повесили, встали в хоровод,

Весело- весело встретим Новый год!

Рассматриваем картину с изображением нарядной елки.

Воспитатель: посмотрите. Что тут?

Дети: тут праздник.

Воспитатель: Что это? Что тут?

Воспитатель: елка красивая.

Дети: да, красивая.

Воспитатель: посмотрите, что это?

Воспитатель: какого цвета елка?

Воспитатель: верно елка зеленая, что на елке?

Дети: шар, это шар.

Воспитатель: какого цвета шар?

Дети: красный, круглый.

(рассматриваем остальные шары, закрепляем цвет и форму)

Воспитатель: возьми шар, повесь на елку.

Воспитатель: елка красивая, нарядная, скоро праздник.

Что это? (показываю на пластилин)

Дети: пластилин (на уровне их произносительных способностей)

Аналогично закрепляем названия оборудования для лепки – дощечка, картон, салфетка, нож.

Воспитатель: что будем делать?

Дети: будем лепить.

Воспитатель: вот елка, она зеленая, красивая?

(показываю контурное изображение елки на бумаге).

Воспитатель: смотрите, как буду лепить. Вот пластилин зеленый, буду лепить палочку, прилепила на картон, на елку.

(показываю последовательность выполнения работы)

Вот пластилин красный – буду лепить шар, прилепила на елку.

Ветер дует нам в лицо (дети выполняют дыхательные упражнения)

Дует сильно, (дуют с большой интенсивностью )

Дует тихо, (дуют слабо )

Закачалось дерево (машут руками над головой)

Ветер тише, тише, тише, (опускают руки и приседают )

Дерево, все выше – выше. (поднимаются на носочки, руки над головой).

А теперь, погреем руки, возьмите карандаш.

(прокатываем карандаш между ладонями с разной скоростью)

Воспитатель: смотрите, какая красивая елка, лепите.

Дети еще раз рассматривают образец и приступают к самостоятельной работе.

В процессе работы, подхожу и помогаю, если у кого-то возникают затруднения в выполнении задания.

Анализ детских работ.

Воспитатель: (вызываю ребенка к доске) Где твоя елка?

Воспитатель: Что это? Что тут?

Воспитатель: верно елка, шары. Елка красивая?

Дети: да, красивая.

(аналогично с другими детьми)

Воспитатель: что мы делали?

Дети: занимались, лепили

Воспитатель: верно лепили, занимались хорошо, занятие закончилось.

«Конспект НОД по развитию речи для детей с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации на тему «Игрушки в гостях у детей»

Педагог привлекает внимание детей.
Пед-г: Повернитесь (дети поворачиваются спиной к пианино)
Кто к нам идёт?
Слушайте
Муз работник играет музыку для большого мишки.
Дети молча раскачиваются, как мишки.
Пед-г: Кто это?
Дети: Мишка
Пед-г: Какой мишка? Слушайте.
Муз работник играет музыку для большого мишки 2-ой раз.
Дети: Большой мишка.
Пед-г: Как звучала музыка?
Дети: Громко
Пед-г: Давайте посмотрим.
Дети поворачиваются лицом к пианино.
Педагог под музыку вводит большого мишку.
Пед-г: Кто это?
Дети: Мишка
Пед-г: Какой мишка?
Дети: Большой мишка.
Пед-г: Как идёт большой мишка?
Дети: ТОП – ТОП (дети начинают громко говорить топ-топ, топать)
Затем педагог сажает мишку на стол.
Пед-г: Повернитесь (дети поворачиваются спиной к пианино)
Пед-г: Кто к нам ещё идёт?
Слушайте
Муз работник играет музыку для маленького мишки.
Дети молча раскачиваются, как мишки.
Пед-г: Кто это?
Дети: Мишка
Пед-г: Какой мишка? Слушайте.
Муз работник играет музыку для маленького мишки 2-ой раз.
Дети: Маленький мишка.
Пед-г: Как звучала музыка?
Дети: Тихо
Пед-г: Давайте посмотрим.
Дети поворачиваются лицом к пианино.
Педагог под музыку вводит маленького мишку.
Пед-г: Кто это?
Дети: Мишка
Пед-г: Какой мишка?
Дети: Маленький мишка.
Пед-г: Как идёт маленький мишка?
Дети: топ – топ (дети начинают тихо говорить топ-топ, топать)
Пед-г: Мишка хочет танцевать.
Миша по лесу идёт топ – топ
Миша песенку поёт ля – ля – ля.
Педагог проговаривает вместе с детьми
Затем педагог предлагает ребёнку посадить мишку.
Пед-г: Повернитесь (дети поворачиваются спиной к пианино)
Пед-г: Кто к нам сейчас идёт?
Слушайте
Муз работник играет музыку для зайки.
Дети пальчиками показывают зайку.

Пед-г: Кто это?
Дети: Зайка
Пед-г: Давайте посмотрим.
Дети поворачиваются лицом к пианино.
Педагог под музыку вносит зайку.
Пед-г: Кто это?
Дети: Зайка
Пед-г: Как прыгает зайка?
Дети: ОП – ОП (дети говорят оп – оп, прыгают)
Педагог предлагает ребёнку посадить зайку.
Пед-г: Повернитесь (дети поворачиваются спиной к пианино)
Пед-г: Кто к нам ещё идёт?
Слушайте
Муз работник играет музыку для птички.
Дети пальчиками показывают птичку.
Пед-г: Кто это?
Дети: Птица
Пед-г: Давайте посмотрим.
Дети поворачиваются лицом к пианино.
Педагог под музыку вносит птичку.
Пед-г: Кто это?
Дети: Птица
Пед-г: Как поёт птица?
Дети: ПИ – ПИ (дети имитируют руками взмах крыльев)
Педагог предлагает ребёнку посадить птичку.
Дети садятся на стулья.
Педагог вносит большую куклу.
Пед-г: Что это?
Дети: Это кукла.
Пед-г: Кукла поёт.
Дети: ЛЯ – ЛЯ (дети громко поют)
Пед-г: Как поёт кукла?
Дети: Громко
Пед-г: Почему?
Дети: Большая кукла
Ребёнок сажает куклу на стол.
Педагог вносит маленькую куклу.
Пед-г: Что это?
Дети: Это кукла.
Пед-г: Кукла поёт.
Дети: ля – ля (дети тихо поют)
Пед-г: Как поёт эта кукла?
Дети: Тихо
Пед-г: Почему?
Дети: Маленькая кукла
Ребёнок сажает куклу на стол.
Пед-г: Что это? (педагог обращает внимание детей на игрушки, находящиеся на столе)
Дети: Это игрушки

Пед-г: А что тут? (педагог обращает внимание детей на стол с музыкальными инструментами)
Давайте послушаем.
Повернитесь (дети поворачиваются спиной к музыкальным инструментам)
Слушайте
Муз работник стучит в большой барабан.
Пед-г: Что звучало?
Дети: Барабан
Пед-г: Какой барабан?
Слушайте
Муз работник стучит в большой барабан 2-ой раз.
Пед-г: Какой?
Дети: Большой барабан
Пед-г: Как звучал большой барабан?
Дети: Громко
Пед-г: Давайте посмотрим. (дети поворачиваются)
Пед-г: Где барабан?
Реб-к: Вот барабан
Пед-г: Возьми
Бей в барабан
Ребёнок громко бьёт в барабан ТА – ТА – ТА
Пед-г: Кому дашь барабан?
Реб-к: Мишка, на барабан (ребёнок даёт большой барабан большому мишке)
Пед-г: Повернитесь
Слушайте
Муз работник стучит в маленький барабан.
Пед-г: Что звучало?
Дети: Барабан
Пед-г: Какой барабан?
Слушайте
Муз работник стучит в маленький барабан 2-ой раз.
Пед-г: Какой?
Дети: Маленький барабан
Пед-г: Как звучал маленький барабан?
Дети: Тихо
Пед-г: Давайте посмотрим. (дети поворачиваются)
Пед-г: Где барабан?
Реб-к: Вот барабан
Пед-г: Возьми
Бей в барабан
Ребёнок тихо бьёт в барабан та – та – та
Пед-г: Кому дашь барабан?
Реб-к: Мишка, на барабан (ребёнок даёт маленький барабан маленькому мишке)
Пед-г: Повернитесь
Слушайте ещё.
Муз работник бьёт в бубен
Пед-г: Что звучало?
Дети: Бубен
Пед-г: Давайте посмотрим (дети поворачиваются к инструментам)
Пед-г: Где бубен?
Реб-к: Вот бубен
Пед-г: Возьми
Как играет бубен?
Реб-к: ПА – ПА – ПА (бьёт в бубен)
Пед-г: Кому дашь бубен?
Реб-к: Зайка, на бубен. (ребёнок даёт бубен зайке)
Пед-г: Повернитесь
Слушайте ещё
Муз работник играет на дудочке.
Пед-г: Что звучало?
Дети: Дудка
Пед-г: Давайте посмотрим (дети поворачиваются к инструментам)
Пед-г: Где дудка?
Реб-к: Вот дудка
Пед-г: Возьми
Как играет дудка?
Реб-к: ДУ – ДУ – ДУ
Пед-г: Кому дашь дудку?
Реб-к: Птица, на дудку (ребёнок даёт дудку птице)
Пед-г: Повернитесь
Слушайте ещё
Муз работник играет погремушкой.
Пед-г: Что звучало?
Дети: Погремушка
Пед-г: Давайте посмотрим (дети поворачиваются к инструментам)
Пед-г: Где погремушка?
Реб-к: Вот погремушка.
Пед-г: Возьми
Играй
Ребёнок играет погремушкой.
Пед-г: Кому дашь погремушку?
Реб-к: Кукла, на погремушку (ребёнок даёт погремушку кукле)
Затем ребёнок даёт вторую погремушку маленькой кукле.
Пед-г: Дети, игрушки хотят с вами дружить.
Педагог показывает жест «дружить», одной рукой сжимает другую.
Возьмите игрушки.
Дети выбирают игрушки и встают полукругом.
Пед-г: Будем танцевать
Дети под музыку выполняют танцевальные движения.
Муз работник играет песню «Кукла с мишкой бойко топают»
Пед-г: Ты игрушка покружись
Дети поднимают игрушки вверх и кружатся.
Пед-г: И со мною подружись.
Дети прижимают игрушку к себе.
Пед-г: Дети, игрушки с вами подружились.
Идите гулять с игрушками.
Дети под музыку уходят из зала.
Приложение

  • 000ad4e0-c263f711
    Размер файла: 4 MB Загрузок: 1

Конспект НОД по аппликации “Мишка”

Цель:

Читайте также:  Логопедическое занятие с детьми старшего возраста с ОНР по теме Домашние птицы

Научить детей помогать и сопереживать другим.

Задачи:

-Учить детей создавать и вырезать детали медвежонка рациональным способом: из прямоугольника вырезать овал (туловище, делить прямоугольник на четыре равные части (ноги медвежонка).

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, развивать чувство уверенности, выдержку.

-воспитывать бережное отношение к животным и природе;

-Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации.

Коррекционные: развивать слухозрительное восприятие, слуховое внимание, корректировать звукопроизносительную сторону речи;

Словарь: медведь, прямоугольник, овал, круг, ноги, руки, туловище, голова, коричневый, согни, будем клеить, возьми клей, наклей…, я взял(а), я сделал(а);

Тип занятия: совершенствование знаний, умений, навыков

Форма занятия: групповая

Продолжительность: 20-25 минут

Участники: дети средней группы глухие после кохлеарной имплантации;

Возраст обучающихся: 4-5 лет;

Предварительная работа:

-Рассматривание иллюстраций о лесных животных

Оборудование:

-Листы бумаги белого цвета;

– прямоугольник 6х7 и прямоугольник 3х4, коричневого цвета;

-готовые формы головы коричневого цвета;

-готовые глазки белого цвета;

-подставки для кисточек, клеенки, салфетки;

Методы и приемы работы с детьми: словесные, наглядные, игровые

Структура занятия:

1. Организационный момент

Приветствие, мотивация, игра «Назови себя»

2. Основная часть

1. Физкультминутка «Мишка»

2. Анализ образца

3. Подготовка рабочего места

Динамическая пауза «Мишки по лесу гуляли»

Практическая деятельность детей

3. Заключительная часть

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Сюрпризный момент: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел медвежонок!

(показ игрушки и чтение стихотворения)

Мишка очень любит мед!

Свежий, из пчелиных сот

Он бы с пчелкой подружился

Этим лакомством разжился

Только пчелы вот беда

С ним не дружат никогда.

-А почему ты такой грустный, что у тебя случилось?

(Медвежонок шепчет на ушко воспитателю)

Воспитатель: Ребята, медвежонок сказал мне по секрету, что он живет в лесу совсем один.

Он хочет найти друзей и дружить с нами. А для этого, мы должны с мишкой познакомится и представится, как нас зовут.

Становись скорее в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем мишке подружиться?

Игра «Назови себя»

Воспитатель: Ребята! Посмотрите внимательно на мишку (игрушка) какой он?

Дети: Бурый, коричневый, большой и т. д.

Воспитатель: Ребята, а это дикое или домашнее животное?

Дети: Потому что живет в лесу.

Воспитатель: А как вы думаете, какой характер у мишки?

Приседай со мной братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз –

Улыбайся и садись (проходим за столы).

Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите как называется эта часть тела?

Воспитатель: Какой формы туловище у медведя?

Дети: Туловище у медведя овальной формы.

Воспитатель: Какие части тела есть у медведя овальной формы?

Воспитатель: Сосчитайте сколько у медведя лап?

Дети: Четыре лапы у медведя.

Воспитатель: А какой формой голова?

Дети: Голова у медведя круглая!

Воспитатель: А что у медведя на голове?

Воспитатель: Сосчитайте сколько их?

Воспитатель: В наших лесах живут бурые медведи, значит всех друзей – мишек мы тоже сделаем бурыми (коричневыми).

Воспитатель: – Ребята, давайте, поможем с помощью цветной бумаги, клея, ножниц и кисточки сделать веселых мишек, чтобы ему не было одиноко.

Что нужно для работы? (Дети называют и показывают необходимый материал). Поручения воспитателя: – Вадим возьми клей (бумагу, ножницы), раздай клей (бумагу, ножницы) Отчет: – Что ты сделал? (-я раздал клей – показ или ребенок подражает звуком, называет слово по слогам, словами).

Инструктаж (Воспитатель закрепляет правила работы с ножницами и аккуратного наклеивания форм).

Мишки по лесу гуляли

Мишки по лесу гуляли, (идем вперевалочку)
Мишки ягоды искали.
Вот так, вот так (ставим одну руку на бочок – это «корзинка»)
Мишки ягодки искали.
Сладку ягодку малинку
Положили всю в корзинку
Вот так, вот так. (собираем ягоды и складываем в «корзинку»)
Положили всю в корзинку.
Как малинкой угостились,
Все на травке развалились.
Вот так, вот так (гладим себя по животику)
Все на травке развалились.
А потом Мишки плясали
Лапки кверху поднимали
Вот так, вот так. (выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх

– Сейчас я вам покажу как можно сделать веселых медвежат :

  1. «Туловище» мишки вырезать из большого бумажного прямоугольника.

Берем прямоугольник, срезаем по очереди все уголки и получается овал.

  1. «Ноги» мишки вырезаем тоже из бумажного прямоугольника.

Складываем прямоугольник пополам и ещё раз пополам и разрезаем по линиям сгиба. Получается четыре ноги.

  1. Начинаем собирать. Посередине листа выкладываем туловище, внизу две пары ног и сбоку голова.

Показ последовательности изготовления.

– Посмотрите, как мы будем делать медвежат. (Приложение 1.)

  1. Берем большой прямоугольник коричневого цвета – это туловище медвежонка – и наклеиваем на белый лист.
  2. Берем прямоугольник поменьше и складываем его пополам и ещё раз пополам. Разворачиваем и разрезаем его по линии сгиба на четыре прямоугольника. Это будут ноги. Приклеиваем ноги внизу туловища.
  3. Берем готовую деталь головы. Приклеиваем сбоку.
  4. Вырезаем 2 полукруга -ушки
  5. Завершаем – приклеиваем глазки и рисуем зрачки, ноздри и хвост.

Самостоятельная работа детей.

Дети садятся за столы и выполняют свою работу.

Воспитатель ходит между столами, помогая советами и напоминая последовательность выполнения работы.

  1. Заключительная часть

-Смотри медвежонок, как красиво получилось у ребят. Тебе нравится?

-Молодцы! Все постарались, у вас получились замечательные медвежата, теперь мне скучно не будет в лесу.

Ну вот, медвежонок, можешь смело отправляться в лес домой.

Портал о слухе

Пишем о проблемах слуха и их лечении

19 июня 2018 , Надежда Поминова

Занятия с детьми после кохлеарной имплантации

Интервью со специалистами Центра реабилитации в Ватутинках, в котором они рассказывают о занятиях с детьми после кохлеарной имплантации: каких результатов можно достичь, от чего зависит успех занятий, какие занятия важны для детей младшего возраста и старшеклассников.

Ирина Валерьевна Бабердина

Период речевого развития после кохлеарной имплантации проходит возраст шести лет. То есть, с того момента, когда ребёнка имплантировали, мы начинаем считать возраст речевой. То есть он проходит период новорождённого ребёнка. Мы ставим звуки, практически вызываем звуки, мы ставим голос, потому что как такового голоса нет у ребёнка, здесь даже проблема в том, что он не может произнести правильно гласные. Это очень много работы, мы ставим гласные звуки, потом более усложняем, ставим согласные звуки, и это всё занимает очень большой срок.

Один из факторов — это взаимодействие с семьёй, то есть, родители присутствуют на занятиях, получают рекомендации и дальше, уезжая домой, они продолжают работу по нашим рекомендациям самостоятельно либо приглашают специалистов.

Наталья Татарникова

Мы работаем не только с ребёнком, мы работаем с семьёй. Мы учим маму, как учить её ребёнка. Особенно в условиях нашего центра мы организуем сопровождение этой семьи. Они приезжают к нам каждые три месяца, мы смотрим ребёнка, определяем, чем ему нужно заниматься в данный момент, учим маму, показываем, как это делать, отправляем её домой, надеемся, что она будет выполнять рекомендации и, когда вернётся снова, будем отслеживать динамику и подсказывать, что ей делать дальше. Потому что самое важное для любого ребёнка, не только с особенностями, — это семья и семейное воспитание и в нашем случае слухоречевой эффективной среды.

Екатерина Соколова

Ребёнок после кохлеарной имплантации — это всё тот же ребёнок, который начал слышать в момент подключения импланта, то есть его слуховой возраст мы можем отсчитывать с нуля. Такому ребёнку необходимо создавать постоянную слухоречевую среду, и это самое важное направление в работе как сурдопедагога, так и конечно же родителей.

Помимо самого слуха необходимо развивать и все остальные направления: это и речевые навыки, и двигательные навыки, и моторные, развивать высшие психические функции. В целом формировать гармоничную целостную личность. Одним словом, его нужно развивать так, как и любого другого ребёнка, просто прикладывая какие-то дополнительные усилия, создавая специальные условия для формирования у него представлений о мире звуков и запуска механизма речи.

Прежде всего занятия по развитию слухового восприятия начинаются с выработки условно-двигательной реакции на звук. Малышу предлагаются камешки, рядом ставится какая-нибудь коробочка, и за спиной ребёнка мы даём какой-то звук музыкальным инструментом. Если ребёнок слышит, то кидает камешек в коробочку, не слышит — не кидает. Этому мы обучаем детей на первых этапах.

Наталья Татарникова

Девочку зовут Алина, нам сейчас три года с небольшим. Эту девочку я веду с первого дня, как её подключили, как ей надели имплант, на следующий же день она приехала к нам. На занятии вы видели уже третий курс реабилитации.

В начале, когда она приезжала, естественно, мы только-только начинали работать, мы пытались вызывать интерес к звукам, мы пытались посмотреть, что мы слышим, как мы слышим.

На данном этапе очень радостно отметить, что, спустя всего полтора года мы заговорили, сейчас мы работаем уже над простой фразовой речью. На занятии мы с вами посмотрели, как мы слышим после серии настроек, потому что вчера были проведены настройки. Мы увидели, что слышим мы очень неплохо, все звуки мы берём, слышим, различаем и так далее. Также смотрели различение электронного голоса животных, то есть этому мы тоже обязательно учим детей, чтобы не только они слышали, как педагог, как мама говорит, а ещё умели различить звук из компьютера, из телевизора, вот эти вещи. И пытались строить простую фразу: что делает лошадь, лошадка кушает и тому подобное.

Читайте также:

Екатерина Соколова

Со старшими школьниками мы проводим следующие мероприятия. Например, работа с текстами. Ребёнку предъявляется текст на слух с последующим разбором незнакомых и малознакомых слов. Далее мы работаем над смысловой частью, над причинно-следственными связями, также мы проводим работу над расширением представлений об окружающем мире. Проводятся индивидуальные и групповые тематические занятия с такими темами, как «Моя страна Россия», «Моя будущая профессия», либо занятие, посвящённое Дню космонавтики.

Также мы проводим занятия по развитию лексико-грамматического строя речи. Как известно, многие школьники с нарушениями слуха допускают ошибки в неправильном употреблении либо в пропуске предлогов. Допускаются ошибки в падежных окончаниях, неправильно согласовываются части речи в предложениях, поэтому такие занятия тоже очень важны для наших детей.

Наталья Татарникова

Но, конечно, самый счастливый момент, как в случае с Алиной, когда она приезжает спустя… её не было больше трёх месяцев, и я слышу, что мы говорим. В прошлый раз мы ещё ничего не говорили, мы только-только приехали второй раз, она начала понимать звуки вокруг. Я видела, что пассивный словарь набрался потихоньку, мы уже различаем бытовые шумы, голоса, выполняем инструкции, но мы не говорили. А сейчас она приехала, и мы строим простые фразы в речи, и это для нас самое дорогое, что есть на работе.

Ссылка на основную публикацию