Конспект НОД по логоритмике с детьми после кохлеарной имплантации

ТЕМА: «Звук «Ш» (Автоматизация).Работа над голосом. Домашние животные и их детёныши» для дошкольника с кохлеарным имплантом дошкольной группы компенсирующей направленности.
план-конспект на тему

Индивидуальное занятие по формированию произношения и развитию слухового восприятия составлено для ребенка после кохлеарной имплантации. Запуск речи у мальчика прошел. Ребёнок активно набирает словарь, но он не соответствует возрасту шестилетнего ребёнка в норме.

Скачать:

ВложениеРазмер
individualnoe_zanyatie_po_formirovaniyu_proiznositelnoy_storony_ustnoy_rechi_i_rsv_s_doshkolnikom_6.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Адаптивная школа-интернат № 15»

Индивидуальное занятие по формированию произношения и развитию слухового восприятия

ТЕМА: «Звук «Ш» (Автоматизация).Работа над голосом.

Домашние животные и их детёныши».

для дошкольника с кохлеарным имплантом дошкольной разновозрастной группы компенсирующей направленности.

Майстришина Наталия Валерьевна

Индивидуальное занятие по формированию произношения и развитию слухового восприятияс дошкольником 6-7 лет с КИ дошкольной разновозрастной группы компенсирующей направленности.

ФП(формирование произношения): Звук «Ш» (Автоматизация). Работа над голосом.

РСВ(развитие слухового восприятия, работа за экраном): «Домашние животные и их детёныши».

Цели: ФП. Автоматизировать произношение звука ” ш ” в изолированном виде; в слогах; в словах; в предложениях. Развивать силу голоса.

РСВ. Развивать слуховое восприятие на материале по теме «Домашние животные и их детёныши»

ФП. -закрепить произношение звука ” ш ” изолированно; в слогах; в словах, в предложениях;

-закрепить понятия: звук, слог, слово, предложение.

РСВ.- вырабатывать умение различать звукоподражания домашних животных, слова и предложения по теме «Домашние животные и их детёныши», учить составлять простые распространенные предложения; развивать связную речь;

ФП. -закрепить звук в самостоятельном произношении;

-совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата;

-формировать кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;

РСВ.- развивать слуховое внимание и слухоречевую память дошкольника;

ФП.- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;

-развивать мотивацию дошкольника в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;

РСВ.-воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;

-развивать мотивацию использования слуховых возможностей для успешной социализации в обществе.

Обобрудование: компьютер, картинки.

I. Организационный момент.

Учитель (У): Здравствуй.

Дошкольник (Д.): Здравствуйте.

(У.): Как ты слышишь?

(д.): Я слышу хорошо.

1. Определение темы занятия.

(У.): На прошлом занятии у нас была тема «Дикие животные».

Сейчас мы с тобой определим тему этого занятия. Послушай и скажи, что ты услышал. (Педагог включает презентацию с голосами домашних животных, а дошкольник определяет, кто это.)

(Д.)(Дошкольник определяет собаку, кошку, корову, козу)

(У.): Ты услышал кошку, собаку, корову, козу. Кто это?

(Д.): Это домашние животные.

(У.): Правильно и тема нашего занятия «Домашние животные и их детёныши».

(У.):А какой звук мы учимся с тобой хорошо говорить.

(У.):Итак, темы нашего занятия «Звук «Ш». Работа над голосом.

«Домашние животные и их детёныши».

2. Постановка целей.

(У.): Т.к. темы такие, то цели занятия:мы будем хорошо говорить «ш»;учиться громко и тихо говорить; будем правильно называть домашних животных и их детёнышей.

3. Формулировка критериев оценки.

(У.): С кем ты сегодня будешь заниматься? (Педагог дает дошкольнику на выбор картинки с домашними животными без фрагментов. Ребенок будет заполнять фрагменты, если будет хорошо заниматься.) Если ты будешь хорошо заниматься, и заполнишь эту картинку, то ты занимался хорошо.

II Работа над формированием произношения.

1. Анализ артикуляции звука «Ш».

(У.): Обрати внимание, когда говорим звук «ш», язык где – вверху или внизу?

(У.): Правильно. Язычок в виде «чашки».

2. Закрепление звука в слогах, словах, предложениях.

Компьютерный слайд № (кошка шипит)

(У.): Как шипит кошка?

(Д.): Я читал слоги.

(У.): Ты хорошо читал и получаешь фрагмент картинки.

Кошка дедушка шарик лошадь

Мышка бабушка шип

(Д.): Я читал слова.

(У.): Ты хорошо читал слова и получаешь фрагмент картинки.

(У.): Читай предложения.

Кошка ловит мышей.

Собака Шарик охраняет двор.

Лошадь возит грузы.

(Д.): Я читал предложения.

(У.): Ты хорошо читал предложения и получаешь фрагмент картинки.

(У.): Ты знаешь стихи о домашних животных?

Съесть мышку мечтает.

Где мышка – не знает.

(У.): Составь предложения. Что у бабушки? Что у дедушки? (Дошкольник раскладывает картинки со звуком «Ш» и составляет предложения.)

У бабушки У дедушки

(Картинки со звуком «ш») (Картинки со звуком «ш») Шапка шуба кошка шишка мышка

(У.): У кого больше картинок?

(Д.): У …. больше картинок, а у ….. меньше.

Игра «Четвертый лишний » с игрушками.

(У.): Назови 4 лишний.( Дикие и домашние животные).

(Добиваемся полного ответа «Лишняя кошка потому, что это домашнее животное»…. )

Подведение итога по ФП :

(У.):Ты хорошо говорил, читал слоги, слова, предложения со звуком «ш». И получаешь уже — наклейки.

Если ты будешь говорить звуки, то тебя будут понимать другие люди. Тебе будет легко играть с ребятами.

(У.):Наши домашние животные и их детёныши пошли гулять. Они гуляют и поют песни громко и тихо.

Все идут гулять.

Громко поёт «МЯУ…»

III.РСВ (работа проводится за экраном(Э.))

(У.):Все домашние животные вышли гулять, и у нас потерялись детёныши. Давай поможем им найти мам. (Подкладывает картинки с детёнышами и проговаривает.)

(У.): Послушай, что я скажу и повтори.

Детёныш у кошки – котёнок.(Дошкольник повторяет отражённо.)

Детёныш у лошади – жеребёнок.

Детёныш у козы – козлёнок.

Детёныш у овцы – ягнёнок.

Детёныш у коровы – телёнок.

Детёныш у собаки – жеребёнок. Правильно?

(У.): – У тебя дома есть домашние животные?

(У.):Если ты поедешь в деревню, то ты уже знаешь, как называют детёнышей домашних животных.У тебя есть младший брат, ты покажешь и научишь его называть детёнышей домашних животных.

Подведение итога по РСВ:

(У.): Ты слушал хорошо! Тихо и громко говорил.

(Подведения общего итога занятия):

(У.):Что ты делал на занятии?

(Д.): Я хорошо говорил «ш».Я играл.Я называл детёнышей.

(У.):Как ты занимался ?

(У.): Почему ты так решил? Ты всю картинку собрал?

(У.):Ты слушал внимательно. И получаешь — наклеек.

На следующем занятии мы продолжим работу со звуком «ш» и будем работать по теме «Домашние птицы».

(У.):-До свидания, Андрей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аудиозапись голосов домашних животных и птиц.

Индивидуальное занятие по РСВ И ФП по теме “Звук “л”. Автоматизация. Работа над голосом. Тема “Учебные ввещи”” проводилось с учеником 1 класса 2 отделения.У ребёнка четвертая степень тугоухости.

Конспект организованной образовательной деятельности, направленный на развитие познавательных интересов, социализации и коммуникации. А так же включены задания по лексике и грамматике.

Задание: “Найди и подчеркни названия домашних животных, птиц и их детёнышей. Первая буква каждого названия подчеркнута”.

Познакомить детей с домашними животными и их детёнышами.

В данном материале представлены игры и игровые упражнения по формированию грамматического строя речи по теме “Домашние животные и их детёныши” у детей дошкольного возраста.

Календарно-тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста, группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР).

«Конспект НОД по развитию речи для детей с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации на тему «Игрушки в гостях у детей»

Педагог привлекает внимание детей.
Пед-г: Повернитесь (дети поворачиваются спиной к пианино)
Кто к нам идёт?
Слушайте
Муз работник играет музыку для большого мишки.
Дети молча раскачиваются, как мишки.
Пед-г: Кто это?
Дети: Мишка
Пед-г: Какой мишка? Слушайте.
Муз работник играет музыку для большого мишки 2-ой раз.
Дети: Большой мишка.
Пед-г: Как звучала музыка?
Дети: Громко
Пед-г: Давайте посмотрим.
Дети поворачиваются лицом к пианино.
Педагог под музыку вводит большого мишку.
Пед-г: Кто это?
Дети: Мишка
Пед-г: Какой мишка?
Дети: Большой мишка.
Пед-г: Как идёт большой мишка?
Дети: ТОП – ТОП (дети начинают громко говорить топ-топ, топать)
Затем педагог сажает мишку на стол.
Пед-г: Повернитесь (дети поворачиваются спиной к пианино)
Пед-г: Кто к нам ещё идёт?
Слушайте
Муз работник играет музыку для маленького мишки.
Дети молча раскачиваются, как мишки.
Пед-г: Кто это?
Дети: Мишка
Пед-г: Какой мишка? Слушайте.
Муз работник играет музыку для маленького мишки 2-ой раз.
Дети: Маленький мишка.
Пед-г: Как звучала музыка?
Дети: Тихо
Пед-г: Давайте посмотрим.
Дети поворачиваются лицом к пианино.
Педагог под музыку вводит маленького мишку.
Пед-г: Кто это?
Дети: Мишка
Пед-г: Какой мишка?
Дети: Маленький мишка.
Пед-г: Как идёт маленький мишка?
Дети: топ – топ (дети начинают тихо говорить топ-топ, топать)
Пед-г: Мишка хочет танцевать.
Миша по лесу идёт топ – топ
Миша песенку поёт ля – ля – ля.
Педагог проговаривает вместе с детьми
Затем педагог предлагает ребёнку посадить мишку.
Пед-г: Повернитесь (дети поворачиваются спиной к пианино)
Пед-г: Кто к нам сейчас идёт?
Слушайте
Муз работник играет музыку для зайки.
Дети пальчиками показывают зайку.

Пед-г: Кто это?
Дети: Зайка
Пед-г: Давайте посмотрим.
Дети поворачиваются лицом к пианино.
Педагог под музыку вносит зайку.
Пед-г: Кто это?
Дети: Зайка
Пед-г: Как прыгает зайка?
Дети: ОП – ОП (дети говорят оп – оп, прыгают)
Педагог предлагает ребёнку посадить зайку.
Пед-г: Повернитесь (дети поворачиваются спиной к пианино)
Пед-г: Кто к нам ещё идёт?
Слушайте
Муз работник играет музыку для птички.
Дети пальчиками показывают птичку.
Пед-г: Кто это?
Дети: Птица
Пед-г: Давайте посмотрим.
Дети поворачиваются лицом к пианино.
Педагог под музыку вносит птичку.
Пед-г: Кто это?
Дети: Птица
Пед-г: Как поёт птица?
Дети: ПИ – ПИ (дети имитируют руками взмах крыльев)
Педагог предлагает ребёнку посадить птичку.
Дети садятся на стулья.
Педагог вносит большую куклу.
Пед-г: Что это?
Дети: Это кукла.
Пед-г: Кукла поёт.
Дети: ЛЯ – ЛЯ (дети громко поют)
Пед-г: Как поёт кукла?
Дети: Громко
Пед-г: Почему?
Дети: Большая кукла
Ребёнок сажает куклу на стол.
Педагог вносит маленькую куклу.
Пед-г: Что это?
Дети: Это кукла.
Пед-г: Кукла поёт.
Дети: ля – ля (дети тихо поют)
Пед-г: Как поёт эта кукла?
Дети: Тихо
Пед-г: Почему?
Дети: Маленькая кукла
Ребёнок сажает куклу на стол.
Пед-г: Что это? (педагог обращает внимание детей на игрушки, находящиеся на столе)
Дети: Это игрушки

Пед-г: А что тут? (педагог обращает внимание детей на стол с музыкальными инструментами)
Давайте послушаем.
Повернитесь (дети поворачиваются спиной к музыкальным инструментам)
Слушайте
Муз работник стучит в большой барабан.
Пед-г: Что звучало?
Дети: Барабан
Пед-г: Какой барабан?
Слушайте
Муз работник стучит в большой барабан 2-ой раз.
Пед-г: Какой?
Дети: Большой барабан
Пед-г: Как звучал большой барабан?
Дети: Громко
Пед-г: Давайте посмотрим. (дети поворачиваются)
Пед-г: Где барабан?
Реб-к: Вот барабан
Пед-г: Возьми
Бей в барабан
Ребёнок громко бьёт в барабан ТА – ТА – ТА
Пед-г: Кому дашь барабан?
Реб-к: Мишка, на барабан (ребёнок даёт большой барабан большому мишке)
Пед-г: Повернитесь
Слушайте
Муз работник стучит в маленький барабан.
Пед-г: Что звучало?
Дети: Барабан
Пед-г: Какой барабан?
Слушайте
Муз работник стучит в маленький барабан 2-ой раз.
Пед-г: Какой?
Дети: Маленький барабан
Пед-г: Как звучал маленький барабан?
Дети: Тихо
Пед-г: Давайте посмотрим. (дети поворачиваются)
Пед-г: Где барабан?
Реб-к: Вот барабан
Пед-г: Возьми
Бей в барабан
Ребёнок тихо бьёт в барабан та – та – та
Пед-г: Кому дашь барабан?
Реб-к: Мишка, на барабан (ребёнок даёт маленький барабан маленькому мишке)
Пед-г: Повернитесь
Слушайте ещё.
Муз работник бьёт в бубен
Пед-г: Что звучало?
Дети: Бубен
Пед-г: Давайте посмотрим (дети поворачиваются к инструментам)
Пед-г: Где бубен?
Реб-к: Вот бубен
Пед-г: Возьми
Как играет бубен?
Реб-к: ПА – ПА – ПА (бьёт в бубен)
Пед-г: Кому дашь бубен?
Реб-к: Зайка, на бубен. (ребёнок даёт бубен зайке)
Пед-г: Повернитесь
Слушайте ещё
Муз работник играет на дудочке.
Пед-г: Что звучало?
Дети: Дудка
Пед-г: Давайте посмотрим (дети поворачиваются к инструментам)
Пед-г: Где дудка?
Реб-к: Вот дудка
Пед-г: Возьми
Как играет дудка?
Реб-к: ДУ – ДУ – ДУ
Пед-г: Кому дашь дудку?
Реб-к: Птица, на дудку (ребёнок даёт дудку птице)
Пед-г: Повернитесь
Слушайте ещё
Муз работник играет погремушкой.
Пед-г: Что звучало?
Дети: Погремушка
Пед-г: Давайте посмотрим (дети поворачиваются к инструментам)
Пед-г: Где погремушка?
Реб-к: Вот погремушка.
Пед-г: Возьми
Играй
Ребёнок играет погремушкой.
Пед-г: Кому дашь погремушку?
Реб-к: Кукла, на погремушку (ребёнок даёт погремушку кукле)
Затем ребёнок даёт вторую погремушку маленькой кукле.
Пед-г: Дети, игрушки хотят с вами дружить.
Педагог показывает жест «дружить», одной рукой сжимает другую.
Возьмите игрушки.
Дети выбирают игрушки и встают полукругом.
Пед-г: Будем танцевать
Дети под музыку выполняют танцевальные движения.
Муз работник играет песню «Кукла с мишкой бойко топают»
Пед-г: Ты игрушка покружись
Дети поднимают игрушки вверх и кружатся.
Пед-г: И со мною подружись.
Дети прижимают игрушку к себе.
Пед-г: Дети, игрушки с вами подружились.
Идите гулять с игрушками.
Дети под музыку уходят из зала.
Приложение

  • 000ad4e0-c263f711
    Размер файла: 4 MB Загрузок: 1

Коррекционно-направленная музыкальная деятельность детей после кохлеарной имплантации

Описание материала: Данная методическая разработка адресована музыкальным руководителям и воспитателям детских садов и центров дошкольного развития. Статья включает в себя теоретическое обоснование и практические материалы по коррекционно-направленному музыкальному развитию слабослышащих детей дошкольного возраста.
Цель: Коррекция индивидуальных особенностей развития детей с помощью музыкальной деятельности.

Важнейшим в развитии и становлении личности человека является период дошкольного детства, так как именно он наполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. В современной педагогике и психологии возраст от трёх до шести лет рассматривается как самоценное явление со своими закономерностями, и, в большинстве случаев, субъективно переживается как счастливая, беззаботная, полная открытий и приключений жизнь. При этом отдельного внимания в системе воспитания и образования требуют дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с нарушениями слуха. В связи с модернизацией российского образования в пространстве дошкольных учреждений всё актуальнее становится проблема перехода к инклюзивному образованию. В инклюзивном образовании заложена необходимость изменения образовательной ситуации, создание новых форм и способов организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. В наших силах создать особые условия для их успешности и помочь наметить маршруты развития на последующих этапах жизненного пути. Одним из возможных решений вышеизложенной проблемы является коррекционно-направленная музыкальная деятельность — психолого-педагогически ориентированная форма художественной деятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей с нарушениями слуха средствами музыкального искусства.
Основными задачами музыкальной деятельности со слабослышащими детьми являются коррекция и компенсация недостатков их развития. Основным направлением работы на музыкальных занятиях необходимо избрать развитие тактильно-вибрационного чувства и остаточного слуха, которые в свою очередь способствуют становлению речи, значение которой для развития ребенка неоспоримо. Кроме того, именно музыкальная практика положительно влияет на формирование правильных, ритмичных, движений, координации, на вокально-интонационное развитие голоса и ритмико-интонационную структура речи. Не стоит забывать и об эстетическом воспитании, обогащении духовного мира ребенка, способности музыки воздействовать на его нравственное, эстетическое воспитание, развитие памяти, воображения, активизировать познавательную активность.
Интересно, что по сравнению с речью неречевые звуки имеют ряд преимуществ, а именно: они обладают большей интенсивностью и мощностью, разнообразны по своей частотной характеристике, они не требуют большого словарного запаса для их обозначения и знакомства с содержанием понятия. При использовании неречевых звучаний слуховая функция совершенствуется в следующих направлениях: во-первых, происходит расширение частотного и динамического диапазона слухового восприятия, за счёт целенаправленного вслушивания улучшается острота слуха. Во-вторых, у ребёнка совершенствуются способности дифференцированного восприятия источников, направления и других характеристик звучания. Благодаря этому фактору мы имеем возможность проводить работу по выработке у детей умения различать ритм (длинные и короткие звуки), метр (сильные и слабые), штрих (слитные и прерывистые). Неречевые звучания обогащают представления о мире звуков, развивают музыкальную память, совершенствуют слухо-мышечную чувствительность за счёт выполнения музыкально-ритмических упражнений, учат определять характер музыки и других звучаний.
В продолжение данной работы приводим некоторые примеры музыкальных игр, используемых в нашей инклюзивной практике с детьми после кохлеарной имплантации. Упражнения предназначены для среднего дошкольного возраста.
Игра на слуховой анализ «Угадай веточку» (в контексте музыкального занятия).
Педагог: – Cегодня мы с вами отправимся гулять по осеннему лесу! Чтобы нам не заблудиться, возьмём с собой кого-нибудь из местных жителей. Отгадайте-ка загадку:
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу! (Белочка)
/появляется Белочка (игрушка) и «поёт» песенку/:
Белочка по ветке скачет вверх и вниз,

Пальчиковая гимнастика с пением «Ёжик колкий».
Педагог: – А это кто тут под листочками спрятался?
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёжик)
/Педагог достаёт из корзинки с осенними листьями игрушечного Ёжика, показывает детям и предлагает им изобразить «ёжика» своими ручками/
Ёжик, ёжик колкий, Пальцы обеих рук сжаты в «замок»,
Где твои иголки?
Вот они! Пальцы выпрямляются и сгибаются два раза,
на третий раз – задерживаются в выпрямленном состоянии («торчат, как иголки у ежа»)

Ёжик, ёжик колкий,
Убери иголки!
Раз, два, три! Пальцы сгибаются и выпрямляются два раза, затем возвращаются в исходное положение («спрятали иголки»).

Портал о слухе

Пишем о проблемах слуха и их лечении

19 июня 2018 , Надежда Поминова

Занятия с детьми после кохлеарной имплантации

Интервью со специалистами Центра реабилитации в Ватутинках, в котором они рассказывают о занятиях с детьми после кохлеарной имплантации: каких результатов можно достичь, от чего зависит успех занятий, какие занятия важны для детей младшего возраста и старшеклассников.

Ирина Валерьевна Бабердина

Период речевого развития после кохлеарной имплантации проходит возраст шести лет. То есть, с того момента, когда ребёнка имплантировали, мы начинаем считать возраст речевой. То есть он проходит период новорождённого ребёнка. Мы ставим звуки, практически вызываем звуки, мы ставим голос, потому что как такового голоса нет у ребёнка, здесь даже проблема в том, что он не может произнести правильно гласные. Это очень много работы, мы ставим гласные звуки, потом более усложняем, ставим согласные звуки, и это всё занимает очень большой срок.

Один из факторов — это взаимодействие с семьёй, то есть, родители присутствуют на занятиях, получают рекомендации и дальше, уезжая домой, они продолжают работу по нашим рекомендациям самостоятельно либо приглашают специалистов.

Наталья Татарникова

Мы работаем не только с ребёнком, мы работаем с семьёй. Мы учим маму, как учить её ребёнка. Особенно в условиях нашего центра мы организуем сопровождение этой семьи. Они приезжают к нам каждые три месяца, мы смотрим ребёнка, определяем, чем ему нужно заниматься в данный момент, учим маму, показываем, как это делать, отправляем её домой, надеемся, что она будет выполнять рекомендации и, когда вернётся снова, будем отслеживать динамику и подсказывать, что ей делать дальше. Потому что самое важное для любого ребёнка, не только с особенностями, — это семья и семейное воспитание и в нашем случае слухоречевой эффективной среды.

Екатерина Соколова

Ребёнок после кохлеарной имплантации — это всё тот же ребёнок, который начал слышать в момент подключения импланта, то есть его слуховой возраст мы можем отсчитывать с нуля. Такому ребёнку необходимо создавать постоянную слухоречевую среду, и это самое важное направление в работе как сурдопедагога, так и конечно же родителей.

Помимо самого слуха необходимо развивать и все остальные направления: это и речевые навыки, и двигательные навыки, и моторные, развивать высшие психические функции. В целом формировать гармоничную целостную личность. Одним словом, его нужно развивать так, как и любого другого ребёнка, просто прикладывая какие-то дополнительные усилия, создавая специальные условия для формирования у него представлений о мире звуков и запуска механизма речи.

Прежде всего занятия по развитию слухового восприятия начинаются с выработки условно-двигательной реакции на звук. Малышу предлагаются камешки, рядом ставится какая-нибудь коробочка, и за спиной ребёнка мы даём какой-то звук музыкальным инструментом. Если ребёнок слышит, то кидает камешек в коробочку, не слышит — не кидает. Этому мы обучаем детей на первых этапах.

Наталья Татарникова

Девочку зовут Алина, нам сейчас три года с небольшим. Эту девочку я веду с первого дня, как её подключили, как ей надели имплант, на следующий же день она приехала к нам. На занятии вы видели уже третий курс реабилитации.

В начале, когда она приезжала, естественно, мы только-только начинали работать, мы пытались вызывать интерес к звукам, мы пытались посмотреть, что мы слышим, как мы слышим.

На данном этапе очень радостно отметить, что, спустя всего полтора года мы заговорили, сейчас мы работаем уже над простой фразовой речью. На занятии мы с вами посмотрели, как мы слышим после серии настроек, потому что вчера были проведены настройки. Мы увидели, что слышим мы очень неплохо, все звуки мы берём, слышим, различаем и так далее. Также смотрели различение электронного голоса животных, то есть этому мы тоже обязательно учим детей, чтобы не только они слышали, как педагог, как мама говорит, а ещё умели различить звук из компьютера, из телевизора, вот эти вещи. И пытались строить простую фразу: что делает лошадь, лошадка кушает и тому подобное.

Читайте также:

Екатерина Соколова

Со старшими школьниками мы проводим следующие мероприятия. Например, работа с текстами. Ребёнку предъявляется текст на слух с последующим разбором незнакомых и малознакомых слов. Далее мы работаем над смысловой частью, над причинно-следственными связями, также мы проводим работу над расширением представлений об окружающем мире. Проводятся индивидуальные и групповые тематические занятия с такими темами, как «Моя страна Россия», «Моя будущая профессия», либо занятие, посвящённое Дню космонавтики.

Также мы проводим занятия по развитию лексико-грамматического строя речи. Как известно, многие школьники с нарушениями слуха допускают ошибки в неправильном употреблении либо в пропуске предлогов. Допускаются ошибки в падежных окончаниях, неправильно согласовываются части речи в предложениях, поэтому такие занятия тоже очень важны для наших детей.

Наталья Татарникова

Но, конечно, самый счастливый момент, как в случае с Алиной, когда она приезжает спустя… её не было больше трёх месяцев, и я слышу, что мы говорим. В прошлый раз мы ещё ничего не говорили, мы только-только приехали второй раз, она начала понимать звуки вокруг. Я видела, что пассивный словарь набрался потихоньку, мы уже различаем бытовые шумы, голоса, выполняем инструкции, но мы не говорили. А сейчас она приехала, и мы строим простые фразы в речи, и это для нас самое дорогое, что есть на работе.

Цикл занятий по логоритмике с использованием авторского речевого материала

Занятие по логоритмике № 1

с использованием здоровьесберегающих технологий

(авторский подход Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда).

ТЕМА: Гласные звуки «А», «О», «И», «У», «Ы».

Путешествие в город (транспорт).

ЦЕЛИ: Закрепить с детьми навыки правильного произношения гласных звуков.

Развивать умение дифференцировать эти звуки.

Расширить и закрепить словарь детей по лексической теме «Транспорт».

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать у детей дыхание, голос, артикуляцию.

Развивать мелкую моторику, общую моторику посредством степ-аэробики, воско-терапии.

Нормализовать мышечный тонус через фитбол-аэробику.

Развивать у детей чувство темпа и ритма.

Развивать мимические движения.

Воспитывать музыкальный слух, положительный эмоциональный настрой.

Воспитывать интерес к занятию.

Воспитывать свободу движений.

1. ВВОДНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

На лошадке ехали,

До угла доехали,

На машине ехали,

До реки доехали.

Тррр! Стоп! Разворот!

На реке – пароход!

До горы доехали.

Пароход не везет –

Надо сесть в самолет.

В нем мотор гудит:

2. РАЗВИТИЕ РУЧНОГО И АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА.

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами.

у-у-у (руки в стороны)

Этим поездом домой Приезжает папа мой.

Этот поезд жду с утра.

(имитируют езду на поезде)

Нажал водитель на педаль,

И побежал троллейбус вдаль,

Троллейбус набирает ход.

Водитель песенку поет!

В небо синее пилот

а-а-а (изобразить пропеллер руками)

3. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

– упражнение «Паровоз маневрирует»

Как по рельсам покатаюсь, плотно к зубкам прижимаюсь.

– упражнение «Заведем мотоцикл»

Ды-ды-ды….. (постепенное усиление звука)

– упражнение «Машина буксует»

4. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСА, ТЕМПА, РИТМА

– упражнение «Долго – кратко»

а-а-а-а у-у-у-у и-и-и-и о-о-о-о ы-ы-ы-ы

– распевание гласных звуков – проводит музыкальный работник)

– игра на металлофоне (погремушка)

– Паровоз, паровоз, что в подарок нам привез? Какой паровоз?

5. НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

Самомассаж биологически активных точек и фитбол-аэробика

Ехать в поезде тепло:

Приседание на фитболах с поворотом вправо – влево

Поглядим-ка мы в окно!Наклоны вперед, с сопровождением руки, удерживаясь на фитболеСкоро будет зима,

И наступят холода!

упражнение «Горка»Да-да-да! Скоро будут холода!сидя на фитболе, потереть ладони друг о другаДа-да-да!

Превратиться в лед вода!

провести большими пальцами рук по шее сверху внизДу-ду-ду!

Не подскользнуться бы на льду!

указательными пальцами массировать крылья носаДу-ду-ду!

На прогулке я пойду.

растереть ладонями ушиДы-ды-ды!

В лесу встречаются следы.

приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лбаДи-ди-ди! Ну, зима, погоди!хлопки в ладоши, погрозить пальцем

6. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТЕП-АЭРОБИКИ

– А сейчас полетим на самолете.

Руки в стороны – в полет шаги на степ и со степа вперед

Отправляем самолет и назад

Правое крыло вперед, выпады в сторону на правую и

Левое крыло вперед! левую ногу, руки в стороны

Полетел наш самолет!

– Кто управляет самолетом?

– Чтобы нам быть сильными, мужественными, как пилоты, нужно делать специальную зарядку. (звуки «А», «О», «И», «У», «Ы»)

7. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

· Игра «Пропеллер», «Заводные машинки»

· Игра «Сядем мы в вертолет»

Сядем мы в вертолет, взявшись за руки,

Вверх полет, Вниз полет.

один – стоит, другой – приседает, затем – наоборот

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

взявшись за руки,

качаются вправо – влево,

Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает.

К берегу пристала лодка,

Мы на берег прыгнем ловко.

сначала приседают, потом прыгают

· Работа с воском

– удерживание воскового шарика между разными пальцами

– катание «шарика», «валика»

7. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

· Игра «Угадай настроение»

– Какое настроение у шофера? (веселое)

– Как вы думаете, почему? (дети фантазируют)

– Какое настроение лучшее на свете? и т.д.

· Игра «Машины и пешеходы» (сначала под музыку выезжают машины, потом под музыку гуляют пешеходы)

– Машины устали и спят в гараже.

И люди устали, заснули уже. (колыбельная)

9. ВЫХОД ИЗ РЕЛАКСАЦИИ

– Будем глазки открывать, просыпаться и вставать.

– Мы отправимся в группу на разных видах транспорта.

На лошадке ехали,

До угла доехали,

На машине ехали,

До реки доехали.

Тррр! Стоп! Разворот!

На реке – пароход!

До горы доехали.

Пароход не везет –

Надо сесть в самолет.

В нем мотор гудит:

Занятие по логоритмике № 2

с использованием здоровьесберегающих технологий

(авторский подход Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда).

ТЕМА: Автоматизация звука «Л». Прогулка на весеннюю полянку.

ЦЕЛИ: Закрепить с детьми произношение звука «Л» в предложениях.

Закрепить словарь на основе лексической темы «Весна».

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать у детей дыхание, голос, артикуляцию, мимические движения через степ-аэробику, фитбол-аэробику, воско-терапию.

Нормализовать мышечный тонус через релаксацию.

Развивать у детей чувство темпа и ритма.

Воспитывать у ребенка чувство прекрасного, положительный эмоциональный настрой.

Дети под музыку входят в зал

– Хотите отправиться со мной на весеннюю полянку? Тогда вперед!

1. ВВОДНОЕ УПРАЖНЕНИЕ с элементами фитбол-аэробики.

По дороге тихо, плавно,

аккуратно мы идем.

Шаг за шагом, шаг за шагом

До полянки мы дойдем.

Маршируют по залу, выполняя силовые упражнения для мышц рук, используя фитбол как гирю

Мы его по бревнышку перейдем

А на том берегу отдохнем «Ох!»

Ходьба по гимнастической скамейке с фитболом в руках над головой.

Отдохнули и вперед опять

Вон полянку уж видать!

Шаг за шагом пошагали,

Но нисколько не устали.

Сесть на фитболы

Поскакали, поскакали, поскакали! Прискакали! Стой! (наклон вперед) Ой!

Прыжки на фитболах по залу

Дети, давайте погуляем,

подышим весенним воздухом.

Дыхательные упражнения на фитболе

2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

На полянке погуляли, но нисколько не устали.

Позевали, улыбнулись, сладко потянулись.

Будем мы сейчас играть, язычок тренировать:

– язычок наш отдыхает;

лег спокойно, загорает;

солнце светит высоко – язычку лежать легко;

– ветерок вдруг налетает, язык в змейку играет

– на качелях язык качается, то вверх поднимается,

то вниз опускается упражнение на закрепление верхнего положения языка

– вот солнышко выглянуло опять,

Язык от радости начал петь и танцевать ла-ла-ла

3. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

– Ушки вы свои потрите, звук «Л» услышите – ловите!

ЛА – ПО – ТУ – НА – ЛО – ЛУ – НУ – ЛА

– Какой звук вы ловили?

4. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТЕП-АЭРОБИКИ

Прошла пора вьюг и метелей,

подъем и спуск со степа

сед на степ, упор на руки сзади,

Солнце больше греет,

вперед, поочередный мах правой и левой ноги

Когда это бывает?

прыжки на степ и со степа

5. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ И ЧУВСТВО РИТМА

– Подуем на весенние листья.

– Дуйте ласково, спокойно, чтобы не было им больно!

– Давайте еще полюбуемся природой, погуляем.

– Ой, что это за чудо такое? (металлофон)

– Песенку споем, поиграем на металлофоне: «Над лугами…» (подвижная игра)

6. НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА ЧЕРЕЗ РЕЛАКСАЦИЮ

– Детки вы навеселились?

Все устали …… полежите,

Детки глазки закрывают,

7. ВЫХОД ИЗ РЕЛАКСАЦИИ

– Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

Дети медленно встают, щечки моют, шейку трут

Кверху поднимаются, опускаются.

8. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

· работа с воском

– выполнение круговых движений восковым шариком, расположенным между ладонями

– свободное постукивание пальцами по восковому шарику поочередно

· Чтобы пальчики размять, нужно с ними поиграть

Вяжем, вяжем мы шнурок, стараемся очень

У кого длиннее? У кого короче?

· А сейчас выложим весенние листочки.

Листочки радуются солнцу, а как мы радуемся?

Солнышко зашло за тучки. Какое настроение? Изобразите.

Скажите по секрету, какое настроение лучше всего на свете?

Понравилось ли вам на полянке, друзья?

Ну, а теперь в обратный путь пора.

По дороге тихо, плавно, аккуратно мы идем.

Шаг за шагом, шаг за шагом, мы до садика дойдем.

Занятие по логоритмике № 3

с использованием здоровьесберегающих технологий

(авторский подход Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда).

ТЕМА: Путешествие в осенний лес. Вводное занятие.

ЦЕЛИ: Расширить, закрепить словарь по лексической теме «Осень».

Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе.

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать у детей дыхание, голос, артикуляцию.

Развивать мелкую моторику и общую моторику через использование степ-аэробики, воско-терапии, самомассажа биологически активных точек.

Нормализовать мышечный тонус через использование фитбол-аэробики, релаксации.

Развивать у детей чувство темпа и ритма.

Развивать мимические движения.

Воспитывать музыкальный слух.

Воспитывать положительный эмоциональный настрой.

Воспитывать интерес к занятию.

1. ВВОДНОЕ УПРАЖНЕНИЕ под музыку.

– Сегодня я приглашаю вас в осенний лес.

По дороге тихо, плавно,

Ходьба по канату по кругу

аккуратно мы идем.

Шаг за шагом, шаг за шагом

До полянки мы дойдем.

Мы его по бревнышку перейдем

А на том берегу отдохнем «Ох!» дети наклоняются вперед, Отдохнули и вперед опять расслабляются

Вон лесок уже видать!

Шаг за шагом пошагали,

Мы нисколько не устали.

Прибежали! Стой! (наклон вперед) Ой!

2. РАЗВИТИЕ РУЧНОГО И АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА.

На полянке погуляли, но нисколько не устали.

Будем мы сейчас играть, пальцы и язык тренировать.

– Хоть и осень, а выглянуло солнце, и показало свои лучи (кулак – пальцы, «Улыбка»)

– Но вот налетел ветер, нагнал тучи (пальцы в кулаке, вращение кулаком, губы трубочкой – поддувание)

– Птицы улетают в теплые края (движения кистями рук, «Лопаточка»)

– Мы молодцы, не боимся холода и ветра! (пальцы сжаты в кулак, большой палей вытянут вверх)

3. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

– оскалить зубы, а затем высунуть язык

4. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСА, ТЕМПА, РИТМА под музыку

– Давайте, ребята, отдохнем, полежим на полянке, вдохнем воздух через нос. А сейчас медленно выдыхаем через рот (левая рука на животе, на выдохе – живот втягиваем) – 3 раза

– Медленно поднимаемся. Скажите, какой воздух?

– Ой, что это? (музыка дождя)

– Капля – раз, (прыжок на носках, руки на поясе)

– Очень медленно сперва (4 прыжка)

– А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом! (8 прыжков)

– Мы зонты свои раскрыли (руки развести в стороны)

– От дождя себя укрыли (руки полукругом над головой)

– с нарастанием темпа

5. НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

Самомассаж биологически активных точек

· Растираем ушные раковины между большими и указательными пальцами, а затем ладонями (5 раз)

· Сжимание зубов верхней и нижней челюсти (10 раз крепко сжать зубы, проделать 10 постукиваний зубами)

· 10 раздуваний щек в среднем темпе

· Выполнение упражнения «Умывание лица» раскрытыми ладонями (двумя раскрытыми ладонями проделывать легкое растирание обеих половин лица, ладони двигаются вверх и вниз, захватывая щеки и виски)

· Ноги слегка расставлены в стороны, раскрытыми ладонями обеих рук проделать короткие удары-хлопки по лбу, щекам, шее, животу, бедрам (по 3 хлопка)

6. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТЕП-АЭРОБИКИ

– Дети, какие звери живут в лесу?

– Степ-аэробика «Два бельчонка»

В лесной глуши на елке шаги на степ и со степа, выполняя

Жили-были два бельчонка. силовые упражнения руками

Жили дружно, не тужили, сед на полу, ноги вытянуты вперед,

И с зарядкою дружили. упор на руки сзади, поочередные махи

Встали рано, поутру, прыжки на степ и со степа

За ушки лапками хватались выпады в правую и левую стороны

И вправо, влево наклонялись.

7. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

· Кого только не встретишь в осеннем лесу (под музыку) – птицу, зайца, волка

· Работа с воском

– упражнение «Лепешка» (дети катают шарик, затем кладут его на доску, прижимая его сверху)

– упражнение «Орешки» (удерживание воскового шарика между разными пальцами)

8. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ, СВОБОДЫ ДВИЖЕНИЙ

– Покружитесь, потанцуйте на осенней полянке. (быстрая музыка сменяет медленную, дети в это время выполняют произвольные движения)

– Какое у вас настроение?

9. НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ФИТБОЛА, РЕЛАКСАЦИИ (музыка для рекласации)

– Детки, вы навеселились?

Все устали …. Посидите

1. ВЫХОД ИЗ РЕЛАКСАЦИИ

– Хорошо вы отдохнули,

Дети медленно встают,

Кверху поднимаются, опускаются.

– Вам понравилась прогулка? Но пора нам в детский сад. (Ходьба под музыку)

Большие ноги шли по дороге,

Маленькие ножки топали по дорожке,

Занятие по логоритмике № 4

с использованием здоровьесберегающих технологий

(авторский подход Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда).

ТЕМА: Звук «С». В магазине.

ЦЕЛИ: Закрепить навык четкого и правильного произношения звука «с» в слогах, словах, фразах.

Расширить, уточнить, закрепить словарь по теме «Продукты».

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать у детей дыхание, голос, артикуляцию.

Развивать мелкую моторику, общую моторику через степ-аэробику, воско-терапию, фитбол-аэробику с использованием самомассажа биологически активных точек.

Нормализовать мышечный тонус.

Развивать у детей чувство темпа и ритма.

Развивать мимические движения.

Воспитывать музыкальный слух, положительный эмоциональный настрой.

Воспитывать интерес к занятию.

Воспитывать свободу движений.

1. ВВОДНОЕ УПРАЖНЕНИЕ с элементами фитбол-аэробики.

Сегодня мы отправимся в магазин.

Мы на карусели сели,

Дети садятся на фитболы и,

прыгая, заводят круг.

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает

Дети сидят на фитболах,

К берегу пристала лодка, Мы на берег спрыгнем ловко.

Сидя на фитболах, дети выполняют упражнения для органов дыхания (упражнение «Радуга»

По извилистой дорожке

К магазину мы пойдем.

И с дороги не сойти

Марш с фитболами

2. РАЗВИТИЕ РУЧНОГО И АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА.

Упражнение «Подуй на чай» (положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на кончик языка, размахивание руками)

Упражнение «Ой, как вкусно» (рот открыт, губы в улыбке, широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, обе руки вправо-влево)

Упражнение «Блинчик» (рот полуоткрыт, широкий язык лежит на нижней губе, ладони вперед)

3. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

– кончик языка за нижними зубами

– выдох на кончик языка с-с-с

Повтори: са-са-са, со-со-со, сы-сы-сы, ас-ас-ас, ос-ос-ос, ус-ус-ус, ыс-ыс-ыс

4. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

– В магазине много продуктов. Найдите продукты, в названии которых есть звук «с».

5. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСА, ТЕМПА, РИТМА

Сумку мы с собой берем

И на улицу идем.

Мы проходим вдоль витрин

И заходим в магазин.

Открываем двери с-с-с

У метро стеклянный дом.

Покупаем в доме том:

Помидоры и капусту,

Лук и перец очень вкусный

– Как называется магазин? (овощной)

Ну, а в этом магазине

Крендель, булки на витрине,

С отрубями хлеб лечебный.

Магазин зовется…. (хлебный).

В магазин везут продукты:

Сыр, сметану и творог,

Три бидона молока.

Очень любят дети наши

Йогурты и простоквашу.

Это им полезно очень.

Магазин же наш …. (молочный)

– Какие продукты вы запомнили?

Сметана сме-та-на (распевание)

Игра на металлофоне:

ПРОМСОСИСКА ЛИМОНАД ЖИРОМЯСОКОМБИНАТ

ЭНИКИ БЕНИКИ СЫР КОЛБАСА ЭНИКИ БЕНИКИ БАЦ

6. НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

Самомассаж биологически активных точек

Игра «Веселый магазин»

Открываем магазин, продаем продукты.

Покупает лиса овощи и фрукты.

– Сколько стоит кабачок?

– Дайте два кабачка.

– Дайте два пятачка.

В магазин пришли с работы

Покупать у продавца

Два соленых огурца.

– Две копейки – огурец!

– Дайте нам по огурцу!

7. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОСКО-ТЕРАПИИ, СТЕП-АЭРОБИКИ

Однажды хозяйка из магазина пришла,

ходьба по степу

Хозяйка с собою домой принесла: Картошку, морковку, петрушку, горох Капусту и свеклу.

выпады в правую и левую стороны

И суп овощной оказался не плох!

Прыжки на степ и со степа

– Работа с воском

Упражнение «Кружочки» (слепить восковые кружочки, разложить на столе)

Раз – кружок, два – кружок,

Раз – шажок, два – шажок.

Наши пальчики шагают,

На кружочки наступают.

(поочередно нажимать каждым пальцем на соответствующий кружок)

8. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

– Какое настроение у покупателя в магазине? Почему?

Конспект НОД по логопедии с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, сказкотерапии, музыкотерапии и логоритмики Тема: «Путешествие с Колобком по весеннему лесу»

Конспект НОД по логопедии с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, сказкотерапии, музыкотерапии и логоритмики

Тема: «Путешествие с Колобком по весеннему лесу»
Цель: Развитие коммуникативной функции речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы с использованием элементов сказкотерапии и логоритмики.
Задачи:
 Знакомство детей с устным народным творчеством, русским бытом, расширение и активизация словаря по сказке «Колобок», «Овощи – Фрукты».
 Совершенствование грамматического строя речи.
 Активизация речевой деятельности, совершенствование диалогической речи, развитие связной речи, фонематических представлений.
 Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, общей, тонкой и артикуляционной моторики, общих речевых навыков, творческого воображения, фантазии.
 Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, преодоление нерешительности перед публичным выступлением и умения оценивать поступки.
 Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Методические приемы: Организация детей, загадывание загадок, вопросов, беседа, логоритмические упражнения, физкультминутка, подвижные игры использование музыкальных композиций, показ демонстрационного материала, использование раздаточного материала, использование физического инвентаря, сюрпризный момент, поощрение.
Материал: Шапочки персонажей сказки, две корзины, муляжи овощей и фруктов, три обруча, картинки с песенками Волка, картинки на звуки (А), (У), (И), части целой картинки «Колобок».
Аудиозаписи: Музыкальные композиции «В гостях у сказки», «Песенка о колобке», «Танец с музыкальными инструментами», «Звуки природы».
Предварительная работа с детьми: Чтение русской народной сказки «Колобок» раздача ролей, разучивание стихов и песен.
Ход НОД:

Конспект НОД по логопедии с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, сказкотерапии, музыкотерапии и логоритмики

Тема: «Путешествие с Колобком по весеннему лесу»

Цель: Развитие коммуникативной функции речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы с использованием элементов сказкотерапии и логоритмики.

Знакомство детей с устным народным творчеством, русским бытом, расширение и активизация словаря по сказке «Колобок», «Овощи – Фрукты».

Совершенствование грамматического строя речи.

Активизация речевой деятельности, совершенствование диалогической речи, развитие связной речи, фонематических представлений.

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, общей, тонкой и артикуляционной моторики, общих речевых навыков, творческого воображения, фантазии.

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, преодоление нерешительности перед публичным выступлением и умения оценивать поступки.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Методические приемы: Организация детей, загадывание загадок, вопросов, беседа, логоритмические упражнения, физкультминутка, подвижные игры использование музыкальных композиций, показ демонстрационного материала, использование раздаточного материала, использование физического инвентаря, сюрпризный момент, поощрение.

Материал: Шапочки персонажей сказки, две корзины, муляжи овощей и фруктов, три обруча, картинки с песенками Волка, картинки на звуки (А), (У), (И), части целой картинки «Колобок».

Аудиозаписи: Музыкальные композиции «В гостях у сказки», «Песенка о колобке», «Танец с музыкальными инструментами», «Звуки природы».

Предварительная работа с детьми: Чтение русской народной сказки «Колобок» раздача ролей, разучивание стихов и песен.

1 часть. Вводная.

Играет музыкальная композиция «В гостях у сказки»

(слова: Юлий Ким, музыка: Владимир Дашкевич)

Логопед: Здравствуйте дети. А вы любите сказки? Сегодня мы сыграем с вами свою сказку о Колобке. А пока я превращу вас в сказочных героев

(на детей надевают шапочки персонажей сказки Колобок)

День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое,

Мы отправимся сейчас.

– Но отправимся мы не одни, а со сказочным персонажем, а с каким вы должны отгадать.

(логопед загадывает загадку)

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол,

И от бабушки ушел.

У него румяный бок.

Вы, узнали? (Колобок)

(Появляется колобок под музыку из мультфильма «Колобок»)

Колобок: Здравствуйте, дети, я Колобок

(дети приветствуют колобка)

Логопед: Ребята, на какую геометрическую фигуру походит наш колобок? Какого цвета? Сколько у него глаз?

(Ответы детей)

Колобок: Какие вы, ребята, молодцы, умные, сообразительные, я хочу пригласить вас в весенний лес, для того чтобы попасть туда, нужно выполнить все мои задания.

– Ребята, давайте, образуем круг «Доброты»

Логоритмика «Круг Доброты»

Мы построим с вами круг

Слева – друг и справа – друг

Никуда не выходи

Ты из круга «Доброты!»

Мы пойдем сегодня в лес,

Там полным-полно чудес

Ушки, глазки навостри

Ничего не пропусти.

Чтоб не сбиться нам с пути,

С другом мы должны пойти!

(Движения выполняются под музыку)

Зашагали ножки

По весенней дорожке,

Будем по лесу шагать

И природу созерцать. (дети шагают)

Выше голову, друзья, небо наблюдаем. (поднимают голову)

Солнце, тучки и тепло, погоду угадаем?

Логопед:– Какая погода? (хмурая, холодная, ненастная, солнечная, жаркая)

– Тучи быстро бегут по небу, кто их гонит? (ветер)

– Я ветер. Вы – мои тучи.

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

(дети бегут по кругу)

Логопед:– Солнышко взошло, разогнало тучи.

– Солнышко протянуло к нам свои лучики

(восстановления дыхания вдох-выдох)

Логопед:– Закройте глаза.

(Звучит музыка)

– Мы очутились в лесу. Как здесь красиво!

2 часть. Основная.

Колобок: Ой, а кто это?

(из-за куста выходит ребенок в костюме Зайца)

Заяц: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: А вот и не съешь! Зайцы колобков не едят, а любят фрукты и овощи.

Логопед: Дети, соберите для зайчишки корзину с фруктами и корзину с овощами.

Игра «Помоги зайчишке»

Колобок: Чтобы зубы были крепки, жуйте овощи все детки!

Логопед: И покатился Колобок дальше.

(ребята идут змейкой за Колобком)

– Побежал он по дороге, волку серому под ноги.

(на полянке, на пне сидит ребенок в костюме Волка)

Волк: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Логопед: Постой, Волк, не ешь Колобка, хочешь, дети твои песенки пропоют? Мы можем пропеть их громко и тихо.

(По беззвучной артикуляции дети поют звуки А, У, И тихо и громко)

Колобок: а еще мы с ребятами можем разложить картинки со словами под этими буквами.

Игра «Разложи картинки по домикам»

(картинки с гласными А, У, И в начале слова: аист, иглы, абрикос, удочка, апельсин, игрушка, укроп, автобус, утка, ананас, утюг, улитка, индюк, арбуз)

Ну, что не съешь меня? Отпустишь?

Волк: Не трону я тебя, уж больно мне понравилось с вами играть.

Логопед: Покатился Колобок дальше и увидел в лесу медведя

(на встречу ребятам и колобку в вперевалочку идет ребенок в костюме Медведя)

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не спеши, успеешь скушать.

Хочешь считалочку послушать?

Медведь: Ну, давай, от чего ж не послушать.

Колобок: – А я хочу предложить вам, ребята, поиграть!

Логоритмика «Мишка»

За стеклянными дверями (ритмично хлопают)

Стоит мишка с пирогами (протягивают вперёд обе руки)

Здравствуй, Мишенька, дружок, (кланяются)

Сколько стоит пирожок?

Пирожок-то стоит три, (движения тремя пальцами – показывают три пальца)

А водить-то будешь ты (указательный жест)

(Медведь рычит и бежит за детьми. Дети убегают)

Укатился Колобок, замелькал румяный бок.

А медведь вслед побежал, но куда там, не догнал.

А навстречу, ой, ой, ой, шла лиса тропой лесной.

(появляется ребенок в костюме Лисы)

Как пригож ты, Колобок, как румян и весел!

Говорят, что ты, дружок, знаешь много песен.

Я хочу с тобой дружить, тебя в подарок получить.

Логопед: Нам всем колобок тоже очень понравился. Давайте, все вместе сделаем портрет Колобка.

(Дети из частей целой картинки составляют портрет Колобка)

Логопед: Каким получился наш Колобок?

Дети: Красивым, веселым, румяным.

Логопед: А теперь я предлагаю потанцевать с нашим колобком, под аккомпанемент шумовых музыкальных инструментов.

(под песенку о Колобке ребята выполняют движения с музыкальными инструментами)

3 часть. Заключительная.

Логопед: Молодцы, ребята! У вас все получилось. Но время нашего сегодняшнего путешествия подошло к концу, нам пора прощаться, а колобку домой, к бабушке и дедушке возвращаться

(дети прощаются с Колобком)

Логопед:– Ответьте мне, друзья, понравилось ли вам наше путешествие?

– Что больше всего понравилось и запомнилось?

– Мы обязательно еще не раз отправимся путешествовать.

– А сейчас попрощаемся с нашими гостями и скажем всем «До новых встреч!».

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Роль родителей в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений. Родительское собрание

Наталья Симина
Роль родителей в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений. Родительское собрание

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 44»

141532, Московская область,

тел. 8(4962) 6-37-303 Солнечногорский район,

mdou44@mail.ru д. Радумля, мкрн. Механического завода № 1

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Подготовила и провела:

учитель-логопед Симина Н. В.

1. Характеристика речевого дефекта

2. Роль семьи в преодоление речевых нарушений

3. Организация коррекционной работы

4. Автоматизация звуков

5. Работа по домашним тетрадям

6. Индивидуальные беседы

Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования занесены в речевые карты.

По результатам диагностики на логопункт зачислено 22 ребенка с заключениями: ФНР- 5 человек, ФФНР-11 человек и ОНР- 6 человек (продолжают обучение). Список озвучить.

Что же выявило обследование речи?

Конечно, у всех категорий детей присутствует нарушение звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, причем один звук может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками. Нестойкое употребление звука, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях — взаимно заменяет их.

Для детей с ФФНР – помимо нарушения звукопроизношения характерны такие особенности, как недоразвитие фонематического восприятия (несформированность процессов дифференциации звуков речи, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки).

У многих детей в той или иной степени наблюдается нарушение грамматического строя речи, недостаточный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями. В большей мере это относится к детям с ОНР.

Диагностическим показателем речи детей является нарушение слоговой структуры, которое по-разному видоизменяет слоговой состав слов.

Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка.

Сроки же преодоления речевых недостатков зависят:

от степени сложности дефекта;

от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

от регулярности проведения занятий;

от участия родителей в коррекционном процессе.

Организация коррекционной работы Логопункта

Дети с ФНР зачисляются на логопункт сроком от 3 до 6 месяцев.

Дети с ФФНР – срок коррекционной работы 1 год.

Дети ОНР- 2-3 года.

Основными формами коррекционной работы с детьми, зачисленными на логопункт, являются индивидуальные и подгрупповые занятия.

Продолжительность занятий для детей шестого, седьмого года жизни (старшего дошкольного возраста) составляет 20-25 минут.

Периодичность проведения занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести речевых нарушений,особых образовательных потребностей воспитанников и составляет от 1 до 3-х занятий в неделю:

ОНР-3 раза в неделю

ФФНР- 2 раза в неделю

ФНР-1 раз в неделю

На этапе автоматизации звуков особое внимание следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.

Нарушение звукопроизношения (фонетическое нарушение) может проявляться как в пропуске звука («ука», так и в его замене другим, часто более простым, звуком («лука», или искаженное произношение. В первом случае автоматизация звука проходит несколько легче – т. к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные связи уже существуют и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый динамический стереотип правильного произношения. Поэтому автоматизация идёт дольше.

У ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. Надо подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Рассказать, что когда он родился, то сразу не встал и не побежал, а учился держать голову, сидеть, стоять и потом только ходить и бегать. Часто при этом падал, ошибался, но ведь научился! Так и сейчас пришло время научиться «красиво» говорить. Ребенку необходимо внушить веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится. Стоит присмотреться к своему малышу и его интересам. И, проводя занятия в виде игры, попытаться вовлечь его в этот процесс.

Любое умение, опыт приобретается путем проб и ошибок. Как же помочь родителям научиться «правильно» указывать на ошибки детей? Да, знание ошибок полезно и часто необходимо. Но указывать на них нужно с особой осторожностью. Это касается особенно исправления звуковых и речевых ошибок, так как поставленный звук ребенок может произнести сразу не во всех случаях. Не стоит замечать каждую ошибку сиюминутно, требуя исправления. Порой можно ее исправить в параллельном режиме, давая ребенку правильный образец.

В некоторых случаях вводят игровую систему штрафов и за неправильно произнесенное слово, его необходимо повторить правильно 3 (5) раз. Хорошо определить в доме «место правильной речи», где ребенок должен стараться произносить поставленные звуки правильно, и постепенно расширять его.

Особое внимание родители должны уделять выполнению тренировочных заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

Существуют определенные правила работы в домашних тетрадях. Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой на несколько дней (выходные) для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они могут быть новые, поэтому должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание.

Как заниматься по логопедической тетради дома

Заниматься с ребёнком дома желательно ежедневно!

Домашние задания выполняются не в один приём, а разбиваются на части (по10-20 минут работы).

Перед началом любой работы следует внимательно прочитать задание, обсудить и проговорить с ребёнком его выполнение.

В течение недели нужно повторять то, что ребенку было особенно трудно!

Упражнения по автоматизации звуков (чистоговорки, считалки, стихи и т. д.) повторяются каждый день, сидя перед зеркалом (на начальном этапе). Ребенок смотрит на себя в зеркало и следит за своими губами, языком во время проговаривания звуков, слогов, слов, предложений. При неправильном произношении взрослый просит повторить правильно.

Очень важно учить ребенка слышать свою речь «слушать себя», особенно во время занятий. Если ребенок не прислушивается к себе, взрослый корректно его поправляет.

В течение недели родители следят только за правильностью произношения тех звуков, которые исправил (поставил) логопед (см. речевой профиль).

Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Повторюсь, упражнения в идеале должны быть ежедневными. Если же ребёнок пользуется новым звуком только на занятии с логопедом, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи», когда во время занятия все звуки произносятся отлично, а как только малыш выходит за порог – как будто никогда ничему и не учился! То есть сложился стереотип – «в кабинете говорю хорошо, а в жизни как привык». Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, предложениях, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленныхзвуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Для занятий нам потребуется: папка, тетрадь 48 листов, деревянные шпатели 10 штук, носовые платки.

Читайте также:  Игровые упражнения в коррекционно-логопедической работе по развитию связной речи
Ссылка на основную публикацию