Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения для детей с ТНР

Портал педагога

Автор: Шуклина Ольга Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ№16 “Ласточка”
Населённый пункт: ст.Новорождественская
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Конспект занятия по формирования правильного звукопроизношения с использованием здоровьесберегающей технологии (формирование речевого дыхания) по дифференциации звуков ⁄П – Т⁄ «Корзинка с мячиками» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Дата публикации: 20.09.2018
Раздел: дошкольное образование

использованием здоровьесберегающей технологии (формирование речевого дыхания)

компенсирующей направленности для детей с ТНР

Коррекционно – образовательные задачи: Закрепить артикуляционные уклады звуков П,

Т. Учить дифференцировать звуки П — Т. Учить правильно употреблять в слогах, словах

и предложениях. Закрепить умение выделять звуки из начала и конца слова. Учить звуко-

буквенному анализу и синтезу. Закрепить умение употребления предлогов НА, ПОД —

договаривание и составление предложений.

фонематическое восприятие, направление воздушной струи, общую и мелкую моторику.

мотивацию к обучению.

Оборудование: Мячи: поролоновые, су-джок, резиновые массажные – красного и синего

цвета, надувные. Предметные картинки: тахта, батон, конфета, туфли, павлин, панамы, кот,

пауки; стол, полка, табурет, сервант, тахта, мяч. Корзина, набор игрушечной мебели.

I. Организационный момент.

Логопед демонстрирует детям корзинку, накрытую салфеткой.

– Хотите узнать, что лежит в моей корзинке? Отгадайте загадку.

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

II. Основная часть.

1. Припоминание картинок на звуки П, Т.

Логопед достает два мяча из корзины.

– Какой предмет нарисован на мячике?

– Саша, произнеси это слово и скажи, какой первый звук ты проговариваешь?

– Милена, какой предмет нарисован на втором мячике? Произнеси слово и определи

первый звук в этом слове.

– Это танк. Танк – звук Т.

– Наташа, вспомни картинки в названиях которых есть звук П и звук Т.

– Павлин – первый звук П. Туфли – первый звук Т.

– Правильно. Данил, вспомни картинки со звуками П и Т.

– Тыква – первый звук Т, паук – первый звук П.

2. Повторение звуков П, Т: произнесение, сопоставление, характеристика.

– Наташа, расскажи, как мы произносим звук П.

– Губы плотно закрываем и быстро выталкиваем звук.

– Наташа, звук П гласный или согласный?

– Согласный, потому что во рту есть преграда – это губы.

– Данил, какой фишкой мы обозначаем звук П?

– Синей фишкой, потому что звук твердый.

Аналогично проводится работа со звуком Т.

3. Упражнение для формирования правильного направления воздушной струи «Фокус».

Легкий мячик я возьму,

– Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается

желобок). Положи маленький легкий шарик на кончик носа. Сделай вдох через нос.

Сильно дуй через рот на поролоновый шарик, чтобы он полетел вверх.

4.Воспроизведение слоговых рядов:

– Кто правильно повторит ряд слогов, получит наклейку «Мячик». Слушайте внимательно,

повторяйте слоги красиво.

АП-АП-АТ АП-АТ-АТ АП-АТ-АП АТ-АТ-АП АТ-АП-АП АТ-АТ-АП

ПА-ПА-ТА ПА-ТА-ТА ПА-ТА-ПА ТА-ТА-ПА ТА-ПА-ПА ТА-ПА-ТА

5. Пальчиковая игра «Мячик» с шариком су-джок.

– В моей корзине есть еще вот такие шарики. Как они называются и для чего нужны?

– Это шарики су-джок. Они нужны для массажа рук.

– Повторяйте слова и выполняет действия с шариком.

Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

6. Игра «Эхо» — выделение последнего глухого согласного в словах.

Логопед бросает мяч ребенку и произносит слово, ребенок возвращает мяч,

произнося последний звук в этом слове.

7. Игра «Живые звуки» — звуковой анализ и синтез обратных слогов, преобразование и

составление схем, с использованием мячей с шипами – красного и синего цвета. Дети

работают в паре – у одного красный мяч (гласный звук), у второго – синий (согласный

звук). Пара получает задание – составить схему слога.

АП AT УТ УП АП ПА УТ ТУ AT ТА УП ПУ

8. Гимнастика для глаз. «Мой веселый, звонкий мяч»

– Посмотрите, какой яркий мяч. Сядьте прямо, держите голову ровно и проследите только

глазами за движением мяча.

Мой веселый, звонкий мяч,

Посмотреть влево – вправо.

Ты куда помчался вскачь?

Посмотреть влево – вправо.

Красный, синий, голубой,

Посмотреть вниз — вверх

Не угнаться за тобой.

Посмотреть влево – вправо.

Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, (повторить 2 раза)

9. Игра «Невидимые мячи». Различение звуков П—Т на слух.

Логопед предлагает детям имитировать движение – поймал мяч, если в слове

слышится звук Т, на звук П — выталкивающее движение вперед прогнутыми ладонями.

Бинт, тулуп, хвост, выступ, аист, артист, стоп, пианист, хоккеист.

10. Различение звуков П—Т в произношении по предметным картинкам на панно.

Логопед предлагает подобрать картинки и отнести к надувным мячам. Картинки, в

названиях которых есть звук П соотнести с мячом, на котором нарисована ПАЛКА.

Картинки, в названиях которых слышится звук Т соотнести с мячом, на котором

паук, батон, конфета, туфли, павлин, панамы, кот, стакан, попугай, тыква:

проговаривание слов по картинкам;

отбор картинок на звук П;

отбор картинок на звук Т.

III. Физкультминутка. Игра с мячиком с шипами.

Дети ритмично перебрасывают мяч из одной руки в другую. На последнее слово –

Вот какой веселый мячик

Так и скачет, так и скачет!

Мне б скорей его поймать,

Чтобы снова поиграть.

IV. Упражнение в употреблении предлогов НА, ПОД.

Логопед выставляет игрушечную мебель и берет маленький мяч. Логопед

перемещает мячик по игрушечной комнате. Дети договаривают предложения:

Мячик закатился … (под кровать).

Мячик остался … (на столе).

Мячик забыли … (под диван).

Мячик упал … (на диван).

Логопед помещает на доске картинки и предлагает составить предложение по 2

опорным предметным картинкам с предлогами НА или ПОД по образцу.

Образец: Мячик – табурет – Мячик лежит под табуретом.

– Придумайте слова, которые начинаются на звуки П, Т.

– Вы сегодня молодцы: старательно выполняли задания и весело играли.

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения. Звук [д] в старшей группе с ОНР III уровня

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели рока:

  • Образовательная:Учить четко произносить звук Д, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец), обучать звуковому анализу слова ДОМ, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обучать составлению предложений по опорным картинкам.
  • Коррекционная: Развивать речевое и слуховое внимание, фонематический слух, восприятие, память, мелкую и общую моторику.
  • Воспитательная: Воспитывать внимание к собственной и чужой речи; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и навыки сотрудничества.

Оборудование: зеркала; предметные карточки с картинками (дом, удочка, ведро, гнездо, звезда, карандаш, дорога, ягода, одуванчик и т.д.), в названии которых есть звук Д, карточки для звукового анализа; цветовые символы; презентация к занятию.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Дети передают мяч по кругу и называют все виды одежды, которые они знают.

2. Артикуляционная гимнастика

Чтобы язычок был послушным, необходимо сделать упражнения:

– “Барабанщик” (Слайд 1)

3. Сообщение темы занятия. Сюрпризный момент.

– Сегодня к нам в гости пришла девочка Даша. (Слайд 2) Она такая непоседа и большая выдумщица. Она очень любит путешествовать со своим рюкзачком и картой. Сегодня она собирается в гости к своему другу Башмачку и приглашает нас с тобой в путешествие. С собой она принесла карту, по которой мы будем добираться к Башмачку. (Слайд 3)

Какой первый звук слышится в имени Даша? (Звук Д)

Дети повторяют хором, затем по отдельности звук Д.

– Сегодня Даша вместе снами будет изучать звук Д.

4. Анализ артикуляции звука Д.

– Произнесите звук: Д-Д-Д!

(дети произносят звук Д, наблюдая за артикуляцией в зеркале).

Д (так стучит дятел) – согласный, твердый, звонкий. При произношении звука Д – рот приоткрыт, зубы разомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам. Воздушная струя разрывает эту преграду. Голос включается. Звук произносится коротко, его нельзя петь.

5. Развитие фонематического слуха: выделения звука на слух.

– Начинаем наше путешествие. Нам нужно будет преодолеть много препятствий и правильно выполнить задание, чтобы добраться до дома Башмачка. Чтобы пройти через сад, нужно “Поймать звук”.

да-ду-да – хорошая погода
ду-да-ду – в лес пойду
ды-до-ды – там найду ягоды

6. Выделение звука Д из слов на картинках

Чтобы перебраться через мостик по карте, нужно определить “Где находится звук в словах” по картинка на слайде. (Слайд 3 )Дети произносят слово, определяют где находится звук Д (начале, середине, конце).

7. Звуковой анализ слова ДОМ

– Чтобы обойти шоколадное дерево, нужно помочь Даше сделать звуковой анализ слова ДОМ (1 ребенок у доски), остальные самостоятельно работают за столами. У каждого ребенка карточка, на которой изображены дом и схема (три пустых окошка), которую дети должны заполнить с помощью цветных квадратиков. (Слайд 5). А сейчас давайте проверим. правильно ли мы выполнили звуковой анализ. (Слайд 5А)

– Для того, чтобы перебраться через большую гору, необходимо набраться сил. Даша приглашает нас на зарядку.

Вот Дашина зарядка
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали.
Вы, надеюсь, не устали

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

8. Игра с мячом “Назови ласково”” по картинкам на панно:

– дом-домик, звезда-звездочка, ягода-ягодка, дуб-дубок.

9. Игра “Чего не стало?”

(8 картинок) – развитие зрительного внимания и памяти.

– Чтобы перепрыгнуть через кустик, нужно внимательно посмотреть и отгадать какого предмета не стало. (Слайд 6 – 7, 8 – 9, 9 – 10)

10. Составление предложений по опорным (индивидуальным) картинкам.

Логопед от имени Даши предлагает внимательно рассмотреть картинки, которые лежат на столах у каждого ребенка и просит самостоятельно составить полное предложения, используя как можно больше определений.

11. Итог занятия.

– Мы со всеми заданиями справились и добрались до домика Башмачка, который встретил нас у порога и очень рад встрече. (Слайд 11)

А сейчас расскажем Башмачку:

– С каким звуком познакомились?

– Характеристика звука Д.

– Назвать слова со звуком Д.

– Даша очень понравилась с нами путешествовать и выполнять задания. В следующий раз обещала взять с собой Башмачка. А сейчас Даша и Башмачок с нами прощаются до следующей встречи. (Слайд 12)

Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект на тему

В современных условиях развития общества перед логопедией стоят задачи поиска наиболее оптимальных методов обучения и воспитания детей с ТНР. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе -игровых. Учитывая особенности развития такого ребенка трудно удержать его на одном месте и добиться от него многократного повторения одного и того же звука до его автоматизации. И чтобы заинтересовать его, необходимо придумывать разнообразные способы привлечения внимания. Очень хорошо в этом случае помогает использование проблемно-поисковой технологии. Где во время занятия ребенок становится полноценным участником происходящего на занятии, а не простым слушателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_s_ispolzovaniem_problemno-poiskovoy_tehnologii.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

занятия по формированию правильного звукопроизношения с использованием проблемно-поисковой технологии в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (5-6 лет) по теме : «Путешествие на воздушном шаре. Звук Ш» учителя-логопеда МБДОУ № 11 «Родничок» г. Тихорецка.

-Познакомить детей со звуком Ш и его характеристикой с опорой на артикуляцию.

– формировать правильное произношение звука в слогах и словах.

-закрепить понятия «согласный звук», «глухой звук», «твердый звук».

-совершенствование навыков слогового и звукового анализа слов.

-развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.

-развитие фонематических представлений.

-развитие слухового восприятия, памяти, мышления.

– воспитание навыков сотрудничества и взаимопонимания.

ОБОРУДОВАНИЕ: плоскостное изображение принцессы Шурши, инд.зеркала по числу детей, мешочек с изображениями артикуляционных упражнений, плоскостные изображения бревен с наклеенными предметными картинками со звуком ш( душ, камыш, малыш, карандаш, мышь, ключ, бочка, машина), массажеры су-джок по числу детей, плоскостные изображения 5 ключей, мышки Маши, слоговой домик с окошками, три корзинки со схемами для звукового анализа.

1.Орг.момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционально-положительного фона)

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Каждый день всегда, везде;

На занятиях, в игре

Верно, четко говорим,

Никуда мы не спешим!

К нам в детский сад пришло письмо . Посмотрите на этот конверт, от кого оно? От принцессы Шурши из волшебной страны Шотландии.

-А какой первый звук мы слышим в этом имени? ( звук Ш)

Правильно! Это самый любимый звук в той стране, где живет принцесса Шурша. Она пишет, что злой волшебник запер ее в высокой башне с пятью замками, а ключи потерял. Шурша в своем письме просит нас о помощи . Поможем ей? (Да)

Чтобы помочь ей, мы должны научиться правильно произносить ее любимый звук и найти все ключи.

На чем же мы можем добраться до далекой страны? ( На поезде, на машине, на воздушном шаре).

2. Артикуляционная гимнастика. Характеристика звука с опорой на артикуляцию. (Развитие артикуляционной моторики. Знакомство со звуком)

-Правильно! Полетим туда на воздушном шаре. Для этого нужно чтобы наши язычки были сильными. А для этого что нужно сделать? (Гимнастику для язычка)

-Давайте, поиграем. Достанем зеркала. В этом мешочке лежат картинки с заданиями. Какую картинку достанем, то упражнение и выполним.

« Наказать непослушный язычок», «Приклей конфетку», «Грибок», «Кто дальше загонит мяч?», «Гармошка», «Фокус».

Молодцы! Теперь надуем наши шарики ш- ш – щ – ш. Что делают наши губы, когда мы произносим звук ш? Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?( Они круглые как бублик.)

-Что делает наш язычок, когда мы произносим звук ш? (Поднимается вверх)

-Откройте рот, покажите ,где у вас находится язык, когда мы произносим звук ш?

-А какой воздух- теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук ш?

Когда мы говорим ш губы округлены. Слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхними зубами. Выходит струя теплого воздуха.

-А что делает голос, когда мы произносим ш: спит или песни поет?

Приложите все руку к шее, скажем ш-ш-ш-ш. В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожат.

Ребята, звук ш согласный или гласный? ( Звук ш согласный)

Звонкий или глухой?(Глухой). Твердый или мягкий ? Да, верно, звук ш-твердый, глухой, согласный звук.

Давайте, поднесем ладошки ко рту и надуем наши шарики, на которых мы полетим на помощь к принцессе Шурше.

(Ш-ш-ш-ш-ш-ш-). Полетели! Все дети хором произносят :

« На большом воздушном шаре

Наклонились, покружились, приземлились.»

Вот мы и прилетели на место, теперь нужно искать ключи.

3. Упражнение «Мостик» (Развитие фонематического слуха)

Смотрите,ребята! Речка. Чтобы построить мостик, надо положить бревнышки с картинками . в которых есть звук ш. (Дети выбирают картинки, в названиях которых есть звук ш и выкладывают импровизированный мостик.)

В самом конце дети находят первый ключ.

« На большом воздушном шаре

Наклонились, покружились, приземлились»

4. Пальчиковая гимнастика с массажерами су-джок (Формирование правильного произношения звука ш в слогах. Развитие мелкой моторики)

Посмотрите, кто это здесь? (Ежик). И кажется у него есть ключ, но отдаст он нам его, если мы расскажем про него историю.(Взяли в руки массажеры су-джок и повторяем все хором и катаем шарики между ладонями)

Шел ежик неспеша.

Вышли пышки хороши.

5. Упражнение «Слоговой домик»( Совершенствование слогового анализа слов. Формирование правильного произношения звука в словах)

Идем дальше. Смотрите на нашем пути стоит домик. В домике том три этажа и рядом предметные картинки с изображением предметов со звуком ш (мышь, шуба, душ, ландыш). Все предметы непростые в домике живут , песенку поют ш-ш-ш-ш-.

На 1 этаже -живут слова с одним слогом, на втором этаже-с двумя слогами, на третьем-с тремя слогами. Надо каждой картинке найти свое окошко. (После этого задания дети находят второй ключ)

Логопед: Вот мы и второй ключ нашли.

6. Физкультминутка «Ложка-это ложка» (Координация речи с движением)

« На большом воздушном шаре

Наклонились, покружились, приземлились». Повторяем все вместе.

Ложка-это ложка (Шагаем на месте)

Ложкой суп едят (Хлопаем в ладоши)

Кошка-это кошка (Шагают на месте)

У кошки семь котят (Хлопаем в ладоши)

Тряпка-это тряпка (Шагаем на месте)

Тряпкой вытру стол. (Прыжки на месте)

Шапка-это шапка (Шагаем на месте)

Оделся и пошел.(Прыжки на месте)

Вот и нашли мы третий ключ.

« На большом воздушном шаре

Наклонились, покружились, приземлились»

7. Игра « Корзинки кошки Маши» ( совершенствование навыков звукового анализа слов)

Идем дальше! И на пути нам встречается кошка Маша с тремя корзинками. Нужно определить место звука ш в словах и разложить по корзинкам (предлагаются корзинки для звукового анализа-дети определяют место звука ш в слове ( в начале, в середине или в конце ) и кладут картинку в соответствующую корзинку.

Вот и 4 ключ мы получили!

8. Игра «Закончи предложение» (Закрепление правильного произношения звука в словах)

« На большом воздушном шаре

Наклонились, покружились, приземлились»

На дороге попадается конверт с заданием. Послушайте, что здесь написано. Надо добавить в каждое предложение слово со звуком ш., которое подходит по смыслу.

Под полом скребется .. . . .(мышь)

В коляске спит . . . . .(малыш)

В лесу расцвел. . . . . .(ландыш)

Греется на солнце маленький. . . . .(уж)

Петя взял цветной . . . . . (карандаш)

Со стола упал. . . . . .(нож)

У нас сломался. . . . . (душ)

Около озера растет. . . . (камыш)

Итог занятия. (Рефлексия)

Вот мы и нашли все ключи и спасли принцессу Шуршу и ее звук ш. Вспомним , какой это звук? (Звук Ш. согласный, твердый, глухой)

Как мы спасали принцессу? (Выполняли задания Злого волшебника-летали на воздушном шаре, помогали героям, которых встречали на своем пути.)

Шурша благодарит нас за спасение и дарит нам сушки. Вы ребята-молодцы, очень хорошо работали на занятии!

Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Автор: Чурикова Ольга Николаевна, учитель-логопед МАДОУ №21 «Ивушка» г. Губкин Белгородской области

Описание материала: Предлагаю вниманию коллег данный конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы (5-6 лет) по устранению нарушений при произношении звука –с -.

Конспект состоит из четырёх занятий.

Данный материал пригодится в работе не только логопедам, а также воспитателям и родителям. Этот конспект логопедического занятия поможет приучить детей прислушиваться к собственной речи, исправить дефектно произносимый звук –с -, способствует развитию психических функций и обогащению словаря по теме: «Овощи-фрукты».

Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей с тяжелыми нарушениями речи

Занятие №1

Тема: постановка звука – с –

Цель:

коррекционно-образовательная: научить детей правильной артикуляции звука – с-, закрепить изолированное произношение, в слогах; учить подбирать слова-признаки для описания овощей и фруктов;

коррекционно-развивающая: развивать речедвигательные навыки, фонематический слух и восприятие; расширять пассивный и активный словарь детей по теме «Овощи-фрукты»; работать над развитием логического мышления и сенсомоторных навыков;

воспитательная: воспитывать активность, внимательность на занятии, желание заниматься, слушать логопеда и своих товарищей.

демонстрационный материал: корзина с овощами и фруктами, картинки с изображением овощей и фруктов;

раздаточный материал: карточки для д/игры «Картинки-половинки», цветные карандаши;

1. Организационный момент: «Сядет тот, кто добавит последний звук в слово: апельси-н, огуре –ц, кабачо-к, баклажа-н, горо-х, пере-ц, лимо-н …

2. Упражнение для развития дыхания «Сдуй с ладошки ватку» (губы в улыбке, пошлепать по язычку губами, произнося при этом –пя-пя-пя-; подуть на язычок и сдуть ватку).

3. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Часики», «Качели», «Сердитая киска», «Почистим зубки»

4. Логопед предлагает детям улыбнуться, язычок у нижних зубов, подуть «холодным ветерком» и послушать звук – с -. Несколько раз они повторяют «песенку водички».

5. Д/у «Умывайся!» Дети складывают ладошки перед лицом, произносят звук – с -, имитируют умывание. Задание усложняется тем, что дети слушают согласные звуки, которые произносит логопед, но умываются только тогда, когда слышат звук – с -; м – к – с – д – в – с – ч – с – л – …

6. По образцу логопеда дети повторяют слогоряд:

ас – ос ус – ис са-со су-сы са – ис – су сы – ос – ус

7. Д/и «Убери лишнюю картинку». На магнитную доску логопед выставляет по три картинки, а дети убирают ту, в названии которой нет звука – с -.

* редиска, помидор, капуста

* горох, ананас, абрикос

* чеснок, слива, яблоко

Физминутка «Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим (имитация ладонями рубящих движений)

Мы морковку трем, трем (сжатыми кулачками «трут» морковь)

Мы капусту солим, солим (перетирания пальцев рук)

Мы капусту жмем, жмем (ритмичные сжимания пальцев рук)

8. Д/и «О чем я говорю?»

В корзине лежат овощи и фрукты, дети их рассматривают и называют. Логопед предлагает послушать слова и догадаться, о чем говорит:

*красный, круглый, спелый, мягкий … (помидор)

*длинный, зелёный, свежий, хрустящий … (огурец)

*круглый, желтый, горький … (лук)

Затем дети самостоятельно подбирают слова описания овощей и фруктов:

*морковь (какая?) оранжевая, длинная, сладкая, твердая …

*яблоко (какое?) спелое, круглое, сладкое, румяное …

*капуста (какая?) зеленая, круглая, хрустящая …

Логопед закрепляет у детей обобщающие понятия «овощи – фрукты».

У детей карточки с половинкой овоща или фрукта. Они должны узнать изображение, дорисовать и раскрасить.

10. Итог занятия

Занятие №2

Тема: закрепление правильного произношения звука –с-

Цель:

коррекционно-образовательная: учить выделять в речи звук – с-, правильно его произносить изолированно, в слогах и словах; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные

коррекционно-развивающая: развивать слуховое восприятие, связную речь, графические навыки, психические процессы: мышление, память, внимание; учить отгадывать загадки, обосновывать свой ответ

воспитательная: воспитывать интерес к логопедическим занятиям, умение доводить начатое до конца

демонстрационный материал: плакат с изображением овощей и фруктов

раздаточный материал: предметные картинки для речевой работы, карточки с контурным изображением овощей и фруктов для точечной штриховки, ручки

1. Организационный момент: «Сядет тот, кто назовет большие, а затем маленькие овощи и фрукты: огурец – огурчик, яблоко – яблочко, помидор – помидорчик, лук – лучок, перец – перчик …

2. Упражнение для развития дыхания «Ветрячок» (дети складывают губы трубочкой и дуют, не надувая щек)

3. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Часики», «Качели», «Сердитая киска», «Почистим зубки», «Лошадка»

4. Логопед предлагает детям вспомнить, какой звук мы слышим, когда открываем кран и течет вода –с-; Как правильно произносить этот звук? (губы в улыбке, язычок лежит у нижних зубов, дует «холодный ветерок»).

– повторить слоги: ас, ос, ус, ис, са, со, су, сы

– Д/и «Добавь слог в слово»

СА о-са, ли-са, ко-са, колба-са СЫ ко-сы, ве-сы, бу-сы, воло-сы

5. «Закончи предложение»

На доске картинки со звуком –с-. Логопед начинает предложение, а дети заканчивают словом (сова, сад, сумка, самолет, лиса, колесо, посуда, суп, косынка, лес, нос, ананас, колбаса)

Высоко летит …самолет.

На столе чистая … посуда.

Дети пошли гулять в … лес. и т. д.

Физминутка

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька – для кота,

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для улитка,

Эта долька – для чижа,

Ну, а волку – кожура!

(сначала дети сжимают руки, показывают круглый апельсин, а потом поочередно загибают пальцы)

6. На занятие к детям пришел Незнайка и предложил детям отгадать загадки об овощах и фруктах:

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я . (Капуста)

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

7. Незнайка принес с собой плакат с изображением овощей и фруктов. Он не знает, как правильно называть сок и просит помочь ему. Дети называют, какой сок в стакане:

сок из яблок – яблочный сок, сок из апельсинов – апельсиновый сок, сок из моркови – морковный, сок из клубники – клубничный, сок из персиков – персиковый, сок из вишни – вишневый, сок из ананаса – ананасовый …

7. Логопед предлагает детям сделать для Незнайки подарок: выполнить точечную штриховку контурного изображения огурца или апельсина.

Конспект НОД по коррекции звукопроизношения детей 5-7 лет «Автоматизация звука «Р» в семантическом поле слова «Мороз»»

Конспект НОД по коррекции звукопроизношения

Тема: «Автоматизация звука «Р» в семантическом поле слова «Мороз»».

Цель: создание условий для автоматизации навыка произношения звука «Р» в слогах, словах, предложениях, связной речи.

  • Продолжать формировать многогранный (артикуляционно-кинестетический и акустический) образ звука «Р».
  • Закреплять умение произносить звук «Р» в слогах, словах, предложениях, связной речи семантического поля слова «МОРОЗ».
  • Закреплять навык анализа артикуляционно-акустического образа звука «Р» с использованием моделирования.
  • Формирование и расширение семантического поля слова «МОРОЗ», развитие валентностей слов
  • Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук детей во время динамических пауз.
  • Развитие статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики.
  • Развитие фонематического слуха посредством упражнений авторской специализированной компьютерной логопедической программы «Сказочная страна».
  • Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова «МОРОЗ» и развитие валентностей слов.
  • Развитие мышления при подборе синонимов, антонимов, анализе аккустических признаков звука.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Развитие памяти при заучивании стихотворения.
  • Развитие лексико-грамматического строя речи при составлении предложений детьми.
  • Расширение экологических знаний детей.
  • Воспитывать интерес к свойствам лексики: синонимическим и антонимическим отношениям.

Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь-III»

Авторская специализированная логопедическая программа «Сказочная страна»

Схемы артикуляционного и акустического анализа

Макет «Дерево родных слов» с карточками – рисунками однокоренных слов

Игра «Путаница» с карточками к словам-антонимам

Карточки, изображающие символы слов-синонимов и слов-антонимов

Сюжетная картина «Морж и кенгуру»

подбор речевого материала и изготовление карточек, разучивание стихотворений и упражнений к пальчиковой гимнастике и динамической паузе, чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок о морозе.

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй! Давай послушаем одну историю, которая произошла недавно:

Вот Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня:

– Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

Давай скажем также грозно, как Мороз. (Логопед произносит первые две строчки стихотворения, ребенок – две последние строчки).

2. Объявление темы занятия.

Логопед: Ты так хорошо изобразил Мороз, что в кабинете стало очень холодно. К нам пришел дедушка, он так замерз, что даже забыл, как произносится звук Р. Как же ему помочь?

Ребенок: Давайте научим его говорить звук Р.

Логопед: Давай. Расскажи, как ты это будешь делать. (Предлагаем ребенку карточки- символы для составления плана работы над звуком. Ребенок, выбирая карточки составляет планирует свою работу)

Ребенок: Сначала научим выполнять артикуляционную гимнастику, затем расскажем, как правильно произносить звук Р, какой звук Р, поиграем в игры с компьютером, поиграем в игры “слова-родственники”, “слова-друзья”, “путаница”, придумаем предложения, выучим стихи.

Логопед: Мне кажется, наши язычки тоже никто не разбудил. Что нам нужно сделать, чтобы они проснулись и стали хорошо произносить звук «Р»?

Ребенок: Выполнить артикуляционную гимнастику.

Логопед: Ребята, выберите упражнения, которые нам необходимы для подготовки язычка к произношению звука «Р».

Дети выбирают карточки, с изображением необходимых артикуляционных упражнений и объясняют свой выбор.

3. Подготовительная работа.

Опосредованная артикуляционная гимнастика с использованием стихов выполняется перед зеркалом, стихи читает логопед, делая паузу на каждое упражнение 5-8 секунд)

«Язычок наш, просыпайся! (лопаточка)

И скорее улыбайся! (улыбаемся)

И не надо удивляться (губы в трубочку)

Поскорей же умываться (облизать губы)

И нагнулись (блинчик)

И еще раз и вверх и вниз:

кто быстрей – получит приз! (качели)

Мы рубашку одеваем (спрятать язык за верхнюю губу)

Рукав правый, рукав левый (упираемся кончиком языка в правую щеку, левую)

И про брюки не забудь (за нижнюю губу)

Пояс надо застегнуть (провести языком от одного угла рта к другому)

Занавески надо бы открыть (язык за верхние резцы)

И кровать бы застелить (за нижние)

Теперь можно пообедать (покусать язык)

Солим мы еду немножко (покусать кончик языка)

Ну, а сахар – можно ложкой (чашечка)

Мы наелись – улыбнулись (улыбнуться),

хорошенько облизнулись (облизать губы)…

Ждут гулять скорей друзья –

нам опаздывать нельзя (маляр)

Но на улице – мороз (постучать языком за верхними зубами произнося за «д-д-

Дует ветер, мерзнет нос (подуть в трубочку или в пузырек)

Ты теплее одевайся,

Логопед: На улице язычок увидел:

«сосульку» (Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении 8 сек).

«санки-ледянки» (Сделать язык «чашечкой»)

«Саночки». (Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов).

«Ураганный ветер открывает и закрывает форточку.» (Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка).

4. Анализ артикуляционно-аккустического образа звука «Р»

Логопед: Молодец! Гимнастику делать мы дедушку научили. Что теперь нужно сделать? (ребенок называет пункт своего плана.

Ребенок: Расскажем, как правильно говорить звук Р (рассказывает по схеме).

Ребенок: Чтобы правильно сказать звук «Р» надо открыть рот, язык поднять наверх, за верхние зубы, кончик языка дрожит; воздушная струя сильная, теплая.

Теперь надо рассказать о звуке Р. Какой он. Согласный, звонкий, твердый. Обозначаем синим цветом. ( Ребенок дает характеристику звука по схеме акустического анализа звука).

Логопед: Давай предложим дедушке произнести звук. (логопед говорит за дедушку). получилось?

Ребенок: Да. Все правильно. Теперь надо поиграть в игры. Давайте начнем с компьютерных игр.

5. Изолированное произношение звука «Р»

Работа с АПК «Видимая речь-III» «Фонологические упражнения. Точность воспроизведения фонемы. «Соломинка».

Логопед: Теперь потренируемся с дедушкой с помощью компьютера. Поможем девочке выпить сок. Правильно произноси звук «Р», тогда сок поднимется по соломинке и девочка выпьет его. Если будешь произносить звук неправильно, сок по соломинке подниматься не будет.

Ребенок 4-5 раз выполняет упражнение. (В случае затруднения логопед напоминает артикуляцию звука, предлагает ребенку воспользоваться зеркалом для контроля правильного положения органов артикуляции, подключает тактильно-вибрационный контроль, подражание артикуляции логопеда.)

6. Закрепление произношения звука «Р» в слоге.

Работа с АПК «Видимая речь-III» «Базовые навыки. Включение голоса. «Медведь».

Логопед: Мишка любит кататься на машинке – это у него хорошо получается, при этом его машина очень громко поет «песенку мотора». А поет она по-разному и «ра-ра», и «ро-ро», и «ры-ры-ры», и «ру-ру-ру». Если будешь произносить слоги подряд, то машина поедет быстро, а если будешь выдерживать паузу, то машина будет ехать медленно. Давай сейчас вместе с мишкой поедем на машине. Произноси за мной (логопед произносит слоговые дорожки с заданным темпом, ребенок воспроизводит их):

ра – ра – ра-ра-ра; ра – ра – ра-ра-ра;

ро – ро – ро-ро-ро; ро – ро – ро-ро-ро;

ру-ру-ру – ру – ру; ру-ру-ру –ру – ру;

ры-ры-ры – ры – ры; ры-ры-ры –ры – ры.

Как хорошо у нас получилось петь «песенку мотора», ты доехал до конца пути и получил приз.

7. Развитие фонематического слуха

Работа с авторской специализированной логопедической программой «Сказочная страна»

Логопед: Мы приехали в «Сказочную страну». Какой герой сказки нуждается в нашей помощи?

Логопед: Помоги Русалочке найти слова на звук «Р». Назови картинки и нажми мышкой на те, в названии которых слышишь звук «Р». Если ты найдешь верно, картинка будет закрыта буквой Р. Правильно произноси звук «Р».

Ребенок выбирает картинки, в названии которых слышит звук «Р». Картинки закрываются буквой.

8. Закрепление произношения звука «Р» в словах семантического поля слова «МОРОЗ»

1. Выделение главного слова. Решение словесно-логической задачи.

Логопед: Отгадай загадку:

– Сердит, – закрыв лицо рукой, сказал прохожий глухо.

– Ударил как! – ворчал другой, поглаживая ухо.

Шла мимо бабушка с клюкой, в платок упрятав нос, она сказала:

– Ишь какой! Кусается, как пес.

И я скорей лицо прикрыл воротником пальто.

В тот день и впрямь сердитым был – вы догадались – кто!

Логопед показывает картинку.

2. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Приготовь ладошку, говори слово и веди пальчиком от начала левой ладошки к кончикам пальцев. Определи, место звука «Р» в слове «Мороз» (в начале, середине или в конце слова)?

Ребенок: В слове «мороз» звук «Р» стоит в середине.

3. Подбор родственных слов.

Игра «Дерево родных слов»

Логопед: Я поставлю картинку с Морозом в корень нашего дерева, а ты назови слова, в которых тоже слышится слово «мороз». Помогут тебе в этом карточки.

Называй слова и размещай карточки на кроне дерева. Правильно произноси звук «Р».

Ребенок: Морозилка, мороженое.

Логопед: Если на улице мороз, то день какой?

Логопед: Когда у человека поднимается температура, его пробирает дрожь, то говорят как?

Логопед: Вот этот знак обозначает слова, которые говорят по-разному, но думают об одном и том же, о морозе.

Давай подберем их. Как еще можно назвать мороз?

Логопед: Раньше мороз называли «стужа», «стынь». Давай запомним эти слова, поиграем в игру «Поймай слово». Я кидаю тебе слово, а ты лови и повторяй его. Теперь подкидывай и лови слова сам. (Ребенок имитирует бросок вверх и ловлю в кулачок, произнося слова «стужа», «стынь» многократно»). Сложи слова в «Копилку новых слов», называя их. (Ребенок «кладет слово» в копилку и называет его).

5. Развитие общей моторики.

Логопед: Давай расскажем вместе стихотворение «Ты, мороз, мороз, мороз…», а чтобы не замерзнуть – покажем его:

Ой, мороз, мороз, мороз. (Руки к щекам, наклоны туловища в стороны)

Не показывай свой нос, (грозим пальцем)

Уходи скорей домой,(отталкивающие движения руками)

Стужу уводи с собой.(имитируем «ведем кого-то за собой»)

А мы саночки возьмем.(Наклон вперед)

Сядем в саночки-самокаточки. (приседания)

6. Подбор слов-антонимов.

Логопед: Здесь соединены слова, которые говорят «наоборот». Отгадайте их.

Ребенок распутывает «путаницу» и называет слова-антонимы.

Ребенок: Жара – мороз греет – морозит

Печка – морозилка растаяло – замерзло

7. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Логопед: Давай потренируем наши пальчики:

Ребенок вместе с логопедом рассказывает стихотворение и выполняет движения пальчикам рук в соответствии с его содержанием

Мы во двор пойдем играть (указательный и средний пальцы обеих рук шагают по столу)

Раз, два, три, четыре, пять,(Загибать пальчики по одному.)

Будем мы снежки лепить.(Имитировать лепку снежков.)

Птичек крошками кормить,(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки будем мы кататься.(Вести указательным пальцем правой руки по левой ладони)

А еще в снегу валяться. (Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.)

Все в снегу домой придем,(Отряхивать ладошки.)

Съедим суп и спать пойдем. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

9. Закрепление произношения звука «Р» в предложении

Введение слова «Мороз» в различные ситуации

Логопед: Придумай предложения по картинкам. Вспомни рассказы, стихи и загадки, которые вы читали с воспитателем. Правильно произноси звук «Р».

Ребенок: «Мороз разукрасил окно. Мороз щиплет мальчику нос. Ударили морозы. Идут морозы за морозами, один другого злее. Мороз укутал елочку снегом. Мороз заморозил окно.»

Заучивание стихотворения «Морж» Б. Заходера

Логопед: Посмотри на картину. Кто на ней нарисован?

Ребенок: На картине нарисованы морж и кенгуру.

Логопед: Где они живут?

Ребенок: Морж живет на севере, а кенгуру на юге – в Австралии.

Логопед: Морж и кенгуру встретились в зоопарке. Послушай стихотворение «Морж» Б. Заходера и ты узнаешь, о чем они говорят.

Морж спросил у кенгуру:

– Как выносишь ты жару?

– От мороза я дрожу. –

Кенгуру сказал моржу.

Логопед: Давай выучим это стихотворение.

Стихотворение повторяется ребенком построчно, затем рассказывается вместе с логопедом по ролям, со сменой ролей, и, наконец, самостоятельно ребенком.

Логопед: Теперь дедушка научился говорить звук Р-Р-Р? Давай проверим, пусть он покажет, как замерз от мороза? Б-р-р-р. Правильно он сказал?

Логопед: Чему ты сегодня научился?

Ребенок: Правильно говорить звук «Р», «Б- р-р-р-р» вместе с дедушкой.

Логопед: Что нового узнал?

Ребенок: Родственные слова к слову «мороз» морозный, морозит, слова, которые говорят о морозе по-другому: стужа, стынь, выучил стихотворение «Морж и кенгуру».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. – Москва: Просвещение, 1979.

Ванюхина Г.А. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. – Екатеринбург: Старсо, 1993.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Издательство: Детство-Пресс, 2009.

Репина З.А., Васильева Т.В, Ведерникова А.Д. Поле речевых чудес. – Екатеринбург: УИФ «Наука», 1996.

Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения для детей с ТНР

Автор: учитель – логопед Шуршова Юлия Геннадьевна

МБДОУ детский сад № 79 “Орлёнок”, город Брянск

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

– активизировать и закреплять словарный запас по темам;

– развитие навыков словоизменения и словообразования;

– развитие лексико-грамматических навыков, упражнение в употреблении относительных и сложных прилагательных.

– совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие:

– совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления,

– развитие общей, мелкой и мимической моторики, эмоционально-волевой сферы через использование элементов психогимнастики, координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать желание активно работать на занятии.

– воспитывать чувства любви, заботы о природе и окружающем нас мире.

I. Оргмомент.

– Ребята, у нас сегодня необычное занятие оно будет проходить в зале и на нем будут присутствовать ваши родители….

– А теперь подойдите ко мне поближе и посмотрите на меня…

– Скажите какое сейчас время года, какие весенние месяцы вы знаете

– Назовите приметы весны, что сначала…

– Весной все живое просыпается, прилетают птицы, появляются первые листочки….

Психогимнастика

– Давайте представим, что все мы – первые весенние листочки. Все мы разные по форме, выросли на разных деревьях. А также у весенних листочков может быть разное настроение: веселое, грустное, сердитое. Листочки могут быть мечтательными, восторженными или удивленными. Давайте изобразим разные эмоции весенних листочков.

– Некоторые листочки радуются весне. Давайте изобразим веселье и радость!

– А другие смеются глядя как играют солнечные зайчики.

– Кто-то грустит когда идет дождик. Давайте изобразим грусть.

– А кто-то сердится на ветер, который сильно дует и может оторвать его с родной ветки.

– Кто-то удивился, когда на веточку села птичка. Давайте изобразим удивление.

(предъявляется соответствующая пиктограмма).

– Молодцы, ребята, замечательно передали эмоции весенних листочков.

II. 1. Просмотр презентации «Мир весной». Сообщение темы.

– Ребята давайте присядем на стулья и посмотрим на экран, я для вас приготовила небольшой фильм и предлагаю его вам посмотреть (просмотр презентации, чтение стихотворения).

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною».

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то.

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

“Весна!” — читаешь в каждом взоре;

И вот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят – кто больше всех

Природы любит обновленье!

– Ребята, что мы сейчас с вами видели на экране? (деревья, лес, животные, птицы, цветы)

– Я предлагаю вам сегодня поговорить об окружающем нас мире весной…

2. Дидактическая игра «Назови дерево».

Дифференциация лиственных и хвойных деревьев.

– На всех деревьях весной появляется листочки. Как называются деревья на которых растут листья? (лиственные)

– А какие еще бывают деревья? (хвойные). Почему их называют хвойные? Они меняются весной? Всегда зеленые (вечнозеленые)

– Ребята давайте назовем лиственные деревья. (Береза, липа, осина, клен, тополь, ива, рябина).

3. Д/игра «Части дерева».

– А давайте вспомним из чего состоят деревья, назовём части дерева. (Называют и показывают: корни, ствол, кора, ветки, листья, крона, плоды (сережки, семена, желуди, шишки, орехи, ягоды).

– А теперь посмотрите на экран, давайте проверим…Вы называли корни,…… Вот и получилось дерево.

– Молодцы вы хорошо знаете из чего состоят деревья.

4. Упражнение «Подбери слово»

– Весна чудесное время года, и весной хочется говорить только красивые слова…

– Давайте подберем как можно больше красивых слов, и скажем весна какая….

5. Д/игра «Скажи со словом «весенний» (с мячом).

– Ребята давайте с вами немного поиграем, встаньте со стульчиков и сделайте полукруг, ко мне лицом. Я буду бросать кому-то из вас мяч и говорить слово, а вы повторяете мое слово, но со словом «весенний» и возвращаете мне мяч.

6. «Исключи лишнее»

– Приходу весны радуются все существа на земле, в том числе и птицы, которые возвращаются к нам из жарких стран.

– Давайте подойдем сюда и посмотрим какие птицы прилетели к нам из жарких стран. Давайте перечислим их…

– Как вы думаете какая птица здесь лишняя и почему?

– Почему их называют перелетными (зимующими)…

7. «Семья зверей»

– Также весне радуются и животные, они весной ищут себе пары и заводят детенышей…

– Давайте попробуем помочь создать свою семью этим животным…

(медведь, заяц, волк, еж, лиса, лось)

8. Физминутка

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Дети идут по кругу друг за другом.

Идут, громко топая.

Передвигаются в глубоком приседе.

Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

Скачут, сделав «ушки» из ладоней.

Идут на четвереньках.

9. Упражнение «Где это бывает?» (предлоги НА, В)

– Давайте посмотрим на экран….кто мне скажет…

– Где растут цветы?

– Где набухли почки?

– Где сидит соловей? (На ветке.)

– Какое маленькое слово вы чаще всего называли? (НА)

– Мы говорим маленькое слово НА – когда предмет находится сверху другого предмета (слайд). Это маленькое слово мы будем обозначать вот такой схемой (выставляется модель предлога).

– Хорошо! смотрим дальше…

– Где сидит скворец?

– Какое маленькое слово вы чаще всего называли? (В)

– Мы говорим маленькое слово В – когда предмет находится внутри другого предмета (слайд). Это маленькое слово мы будем обозначать вот такой схемой (выставляется модель предлога).

10. Составление предложений с предлогами НА и В по 2 опорным предметным картинкам с использованием моделей предлогов.

– Следующее задание «Подружи картинки»…

– Возьмите конверт, который лежит у вас на столе и достаньте все, что в нем лежит…

– Подружить эти картинки нам поможет маленькое слово на или в

– У каждого из вас две схемы обозначающие маленькие слова на и в…вы должны выбрать нужную схему, которая сможет подружить эти две картинки и положить между ними….

– А теперь каждый из вас назовет, что у него получилось….

а) контурные рамки:

б) А теперь задание посложнее мы будем составлять предложения в которых будут использоваться еще и модели обозначающие действия….

– Давайте вспомним их… (стоит, идет, сидит)….

– Молодцы посмотрите на экран давайте составлять предложения….

– Кто хочет попробовать, что получилось? (Медведь идет в лес)

– А здесь что? Кто мне скажет?

– Мне кажется это предложение не закончено, подумайте как его можно закончить.

– Молодец! Может у кого-то есть другой вариант, каким словом можно закончить это предложение?

– Хорошо….так что дальше….а в этом предложении нет ни начала ни конца….давайте попробуем придумать и назвать что получится….

(Предложения: волк стоит на бревне, роза стоит в вазе, заяц сидит на пеньке, грач сидит на дереве, птенец сидит в гнезде….)

11. Видео

– Поздней весной появляется и распускается много цветов. А вам хотелось бы посмотреть как распускаются цветы? Я приготовила для вас необычный фильм, снятый специальными видео камерами, которые запечатлели чудесный процесс распускания цветов.

– А где цветы растут в городах? (на клумбах)

– Давайте мы с вами сделаем большую клумбу из разных цветов.

– Но перед этим давайте разомнем наши ручки и пальчики…

Пальчиковая гимнастика «Наши яркие цветки»

– А теперь возьмите большой конверт в нем у каждого из вас разрезная картинка с изображением цветка, у каждого свой. Вы должны собрать эти картинки (собирают разрезные картинки).

– Хорошо, а теперь назовите то цветок, который у вас получился. Вот у нас и получилась прекрасная клумба. Для чего люди в городах делают клумбы?

– Молодцы! Занятие наше подходит к концу, давайте вспомним…

III. Итог занятия.

– … о чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии?

Оценка деятельности детей на занятии.

– Все дети сегодня хорошо занимались, отвечали, справились с заданиями. Занятие окончено.

Читайте также:  Логопедическая зарядка по теме Игрушки
Ссылка на основную публикацию