Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения для детей с ТНР

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения для детей с тяжелыми нарушениями речи
подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Тема: В гостях у Сони Свиристелочкиной

Цели: формирование правильного звукопроизношения звука «С»

– пополнять и расширять словарь через формирование «семанти¬ческого поля» слова «САД»;
– развивать вален¬тность слов;
– развивать умение понимать переносное значение слов.

– уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука «С»;
– упражнять в правильном произнесении звука «С» в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля;
– развивать навыки звуко-слогового анализа;
– продолжать учить составлять предложение по опорным словам, чертить схему предложения;
– развивать диафрагмальное дыхание, общую и мелкую моторику;
– развивать фонематический слух и восприятие;
– развивать навыки словоизменения;
– развивать связную речь;
– развивать логическое мышление при решении логических задач.

– воспитывать навыки самоконтроля за речью;
– воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: игрушка сорока, кукла, письмо, таблица акустико-артикуляционного образа звука, цветные фишки, схемы предложения, магнитофон, картинки по теме занятия.

Мультимедиа ресурсы: аудиозаписи – пение птиц, шум дождя, шорох листьев.

Ход занятия:

1. Организационный момент

(Дети входят в логопедический кабинет и слышат пение птиц).

Учитель-логопед: Ребята, что вы слышите?

Дети: Пение птиц.

Учитель-логопед: Кто же всех громче стрекочет?

Учитель-логопед: Вот и она к нам в гости сама пожаловала, да что-то с собой принесла. Да это какое-то сообщение.

(Логопед показывает игрушку – сороку).

Учитель-логопед: Хотите, я вам прочитаю его?

Учитель-логопед: Слушайте внимательно! «Я люблю гулять в своем старом саду. В саду много густых кустов смородины. Смородина спелая и сладкая. На высоком дереве поспевает сочная слива. Под сливой расцвели пестрые астры с красными лепестками. Жду Вас в гости. Свиристелочкина Соня».

Ребята вы хотите отправиться в гости к Соне?

Учитель-логопед: Какой звук встречается чаще всего в Сонином сообщении?

Учитель-логопед: Молодцы, ребята! А теперь в путь.

2. Логопедическая зарядка

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем …

Снова глазки открываем

Массаж лица и шеи

На лицо он к нам попал.

Капли убери со лба,

Хоть и теплая вода.

По щекам бегут ручьи,

Ты ладошкой их сотри.

3. Акустико-артикуляционный профиль звука

Учитель-логопед предлагает детям взять зеркала и внимательно рассмотреть, что делают органы речи – губы, зубы, язык, голосовые связки, воздушная струя, когда произносят звук «С».

4. Изолированное произнесение звука

Что-то стало прохладно, это осенний ветерок запел свою песенку «СССССССССС», он играет с осенними листочками и хочет показать нам дорогу к Сониному саду. Давайте поможем ветерку и тоже споем его песенку: «СССССССССС».

5. Характеристика звука «С»

Учитель-логопед предлагает детям дать характеристику звука «С»:

Учитель-логопед: Звук «С» — гласный или согласный?

Дети: Согласный, потому, что язычок создает преграду воздуху.

Учитель-логопед: Звук «С» — твердый или мягкий?

Дети: Звук «С» твердый, потому что он звучит твердо.

Учитель-логопед: Звук «С» — глухой или звонкий?

Дети: Глухой потому, что при произнесении звука горлышко не дрожит.

Учитель-логопед: Значит звук «С» — какой?

Дети: Звук «С» — согласный, твер¬дый, глухой.

Учитель-логопед: В каком домике будет жить этот звук? Каким цветом мы будем его обозначать?

Дети: В домике с синей крышей. Мы будем обозначать его синей фишкой. (На доске логопед выставляет соответствующий домик)

6. Соотношение звука с буквой

Учитель-логопед: Посмотрите, кто нас встречает! Это же Соня Свиристелочкина. У нее очень много разных предметов лежит на скамейке возле сада (сыр, сосиски, сарделька, месяц и т.д.). Назовите их. (Дети перечисляют предметы).

Учитель-логопед: Как вы думаете, на что похожи эти предметы?

Учитель-логопед: Правильно, все эти предметы похожи на букву «ЭС». Такой буквой обозначают звук на письме. (Педагог показывает букву «ЭС» детям).

Учитель-логопед: Скажите, пожалуйста, чем отличается звук от буквы?

Дети: Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим, пишем и читаем.

Учитель-логопед: Давайте в воздухе нарисуем букву «ЭС» (Дети выполняют задание педагога).

7. Автоматизация звука в слогах

Учитель-логопед: У Сони много интересного можно увидеть в саду (Дети за учителем-логопедом проговаривают чистоговорку, а педагог выставляет соответствующие картинки на доске)

С — течет вода из крана. Много струек у фонтана. С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с

На траве блестит роса. Нам пропели струйки — СА. Са-са са-са-са
Пьет жучок в саду росу. Произносим слоги — СУ. Су-су су-су-су
Вышло солнце — нет росы. Повторяем слоги — СЫ. Сы-сы сы-сы-сы
Рядом с садом есть шоссе. Мы сейчас услышим — СЭ. Сэ-сэ сэ-сэ-сэ
Где-то сдулось колесо. Пропоет фонтан нам — СО. Со-со со-со-со

8. Автоматизация звука «С» в словах через формирование семантического поля «САД», развитие валентности слов и функций словоизменения

А) выделение главного слова:

• По первым звукам слов отгадайте место, где любит гулять Соня? (смородина, астра, дом).
• Объясните, что обозначает слово «САД» (Сад – это участок земли, где выращивают фрукты, ягоды, цветы).

Б) звуко-слоговой анализ слова «САД»:

• Произнесите слово сад четко, проговаривая все звуки.
• Сколько слогов в слове сад? Почему?
• Сколько звуков в слове сад, назовите их по порядку.
• Дайте характеристику каждому звуку.
• Определите место звука «С» в слове сад.

В) однокоренные слова:

Учитель-логопед: В саду у Сони растет необычное дерево.(Логопед показывает картинку чудо-дерева и читает про него стихотворение:

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был он фруктовый,
Был он только словом.
Это слово, словно корень,
Разрастаться стало вскоре –
И плоды нам принесло,
Стало много разных слов.

Вот из сада вам рассада,
А еще посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень всем нам интересно,
Погулять в саду словесном.
Какое слово стало разрастаться?

Учитель-логопед: «САД» — это слово корень. Чтобы попасть в Сонин сад, надо подобрать однокоренные слова этому слову. Какие слова могут вырасти из этого слова?

(Дети вспоминают и перечисляют слова из стихотворения: сад, рассада, садовод, садовник, посадки)

Учитель-логопед: Ребята, вы знаете, что означает слово садовник?

(Предполагаемые ответы детей.)

Учитель-логопед: Садовник – это человек занимающийся уходом за садом. А кого мы можем назвать садоводом? (Предполагаемые ответы детей.)

Учитель-логопед: Садовод – это человек разводящий сады.

Учитель-логопед: Ну, вот мы и попали в Сонин сад. Посмотрите внимательно, что посадила Соня в саду?

Дети: Соня посадила смородину, абрикосы, подсолнухи, ананасы, сливы, рассаду, астры.

Учитель-логопед: Сливы, абрикосы, смородина, астры, рассада, подсолнухи какие? (подбор признаков к существительным)

Дети: Абрикосы спелые, смородина сладкая, подсолнухи высокие, астры красные и т.д.

Учитель-логопед: К словам, обозначающим признак предметов, подберите слова противоположные по смыслу (слова-антонимы): сырой песок, сладкая смородина, просторный сад, высокий куст, густой кустарник, старый сад.

Дети: Сухой песок, кислая смородина, тесный сад, редкий кустарник, молодой сад, низкий куст.

9. Автоматизация звука «С» в предложениях и тексте

Анализ словесного состава предложения

Учитель-логопед: Составьте предложение из данных слов: ПОСАДИЛА, САД, СОНЯ, РАССАДА, В. (Дети выполняют задание.)

Выложите схему предложения: СОНЯ ПОСАДИЛА В САДУ РАССАДУ. (Схема предложения появляется по щелчку)

Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Назовите последнее слово в предложении? Какое маленькое слово-предлог в этом предложении? В каких словах звук «С» стоит в начале слова, в каких — в середине.

Работа с текстом:

Учитель-логопед: Мне очень нравится Сонин сад. Я про него придумала рассказ. Послушайте его внимательно, а потом перескажите, опираясь на картинки и стрелочки:

За домом стоит сад. В саду много кустов. На кустах поспела смородина. Над смородиной летают осы. Ос Соня не боится. Соня собрала миску спелой смородины и сделала сливовый сок.

(Дети пересказывают, опираясь на картинки, рассказ педагога.)

Учитель-логопед: Соня очень расстраивается и часто говорит:

Вот досада, так досада: Не растёт в саду рассада!

«Это потому, что голова у тебя садовая!» — стрекочет сорока.

Учитель-логопед: Как вы понимаете это выражение «ГОЛОВА САДОВАЯ»? Уж не выросла ли она в саду? (Предполагаемые ответы детей.)

Другими словами можно сказать, что Соня «рассеянная», «невнимательная», «забывчивая» девочка.

10. Итог

Учитель-логопед: Было вам интересно гулять по Сониному словесному саду? Какой звук мы чаще встречали у Сони в саду?

Учитель-логопед: Давайте вспомним, какой же звук «С»?

Дети: Звук «С» — согласный, твер¬дый, глухой.

Учитель-логопед: Какие новые слова и словосочетания, связанные со словом «САД», вы запомнили? (Дети вспоминают однокоренные слова к слову сад.)

Учитель-логопед: Молодцы! Вы хорошо сегодня потрудились и многое узнали.

А теперь нам пора возвращаться в свой детский сад.

(Звучит спокойная музыка, дети выполняю движения по тексту.)

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем
Сном чудесным засыпаем…
Снова глазки открываем
В детский сад всех приглашаем.

(Педагог благодарит детей и прощается с ними до следующей встречи.)

1. З.А. Репина, Т.В. Васильева, А.Д. Ведерникова, В.Г. Горская, В.Н. Пискунова Поле речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург: ТОО «Грик» 1997г. – 180с.
2. Комарова Л.А. Автоматизация звука «С» в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 32 с.
3. Баскакина И. В. Логопедические игры. Свистелочка. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука С / И. В. Баскакина, М. И. Лынская.- М.: Айрис-пресс, 2007. — 32 с.
4. Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей пособие для педагогов и родителей М.; Издательство «ГНОМ и Д», 2008.
5. Аудиозаписи – пение птиц, шум дождя, шорох листьев.

Кадочникова Наталия Олеговна,
учитель-логопед

Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения для детей с ТНР

Автор: Петропуло Любовь Евгеньевна

Организация: МАДОУ №28

Населенный пункт: Мурманская область, г. Мончегорск

Коррекционно-образовательные задачи: продолжать учить давать характеристику звукам, сравнивать их; правильно произносить их в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях; пересказывать небольшой текст; согласовывать прилагательные с существительными; корректировать смысл предложений;

Коррекционно-развивающие задачи: развивать умение определять позицию звука в слове, делить слова на слоги; составлять слова из слогов, выкладывать слова из букв; совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

Воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества, инициативность

Оборудование: мяч, символы, буквы, картинки, полоска с 3-мя секциями, кружочки, корзинки, игрушка Буратино, ключики.

Ход:

1.Организационный момент: «Сядет тот, кто соберёт звуки в слово: л-а-п-ы, п-а-р-у-с, р-а-д-у-г-а, м-а-л-ы-ш, л-а-с-к-а, к-р-ы-ш-а. Повторите, какие сегодня были слова. Вы догадались, какие звуки мы сегодня будем повторять?

2. – Давайте растянем «ниточку» на звук Л. (характеристика звука, его артикуляция). Чем запишем звук Л?

– Давайте растянем «ниточку» на звук Р. (характеристика звука, его артикуляция) Чем запишем звук Р?

– Чем похожи эти звуки? Чем отличаются?

К нам в гости пришёл Буратино. Он принёс для вас интересные игры и задания со звуками Л и Р. За правильно выполненное задание он будет дарить ключик. В конце занятия мы узнаем тайну этих ключиков.

1. Игра «Хлопни на Л, топни на Р» (М, Л, С, Р, Ж, Л; Ра, Ма, Лу, Со, Лэ, Ры; мак, лось, рак, ком, шары, мотор, лоб, майка, юла)

Игра «Повторялки» с мячом (кла-кра-кла, плу- пру-плу, мро-мро-мло, акл-акр-акл,, шлы-шры –шлы, сра-сла-сла)

Дети получают ключик.

2. «Подари картинки звукам» (распределение картинок, проверка и оценка выполненному заданию)

– определите место звука Л в словах;

– разделите слова со звуком Р на слоги.

Читайте также:  Конспект НОД в старшей/подготовительной группе на тему 'Осень'

Дети получают ключик.

3. Игра «Волшебник». Волшебник вас заколдовал и вы видите верхние картинки красным цветом (согласование прил. с сущ.) Что же получилось? (красная лодка, красный ландыш….) А нижние картинки вы видите белым цветом. Что же получилось?

Дети получают ключик.

4. Нужно исправить эти ошибки.

Ватрушка съела старушку.

Рубашка стирает Рому.

Стол поставили на лампу.

На белке сидит ёлка.

Травинка ползет по муравью.

Динамическая пауза :Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

На болоте две лягушки,

Две зеленые подружки.

Рано утром умывались,

Вправо – влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет

Всем друзьям – физкультпривет!

5. Игра «Собери слово» (из слогов на доске выложить слова: лама, рука, розы). Дети получают ключик.

6. Загадать загадки:

Грызть дрова – простое дело! Я опилочек поела.

Сок древесный попила! Кто такая я? (пила)

– Выложите на столе буквами слово «пила» (после выполнения задания дети сравнивают со словом на доске).

– Выложите кружочками звуковую схему (дети выкладывают, но проверяют правильность выполнения задания у соседа).

В жаркой Африке гуляет,
Длинной шеей удивляет,
Сам высокий, будто шкаф,
Жёлтый, в пятнышках …
(Жираф)

Дети выполняют те же самые задания.

Дети получают ключик.

7. – Прочитайте по порядку предложения, которые написаны у каждого на листке (дети читают по одному предложению).

У Ромы кролик Гела.

Гела белый и весёлый.

Он сидит в клетке.

У Гелы длинные уши.

Рома кормит кролика травой.

Гела любит Рому.

Беседа по тексту: – О ком этот рассказ?

– Кто такой Рома и Гела?

– Что есть у Гелы?

– Рома кормит кролика чем?

– Кого любит Гела?

– Как можно назвать этот рассказ?

Повторное чтение по-одному предложению и пересказ текста.

Дети получают ключик.

– Все задания мы выполнили, и ключики у Буратино закончились. Давайте раскроем их секрет.

Логопед переворачивает ключики, и дети читают слово «Молодцы». Логопед предлагает Буратино погостить в кабинете и порадоваться успехам ребят.

– Мы сегодня повторяли какие звуки ?

– Какие задания выполняли?

– Что вам больше всего понравилось?

– Чтобы закрепить знания о звуках Л и Р, я даю вам задание на вечер. Разложить продукты. Соединить слова со звуком Л, с холодильником, на котором буква Л, а слова со звуком Р, с холодильником на котором буква Р (на листах бумаги).

  1. Белякова С. П. Теория и методика формирования речи детей дошкольного возраста. – Тверь: Тв Гу, 2009.
  2. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками: – М., Сфера, 2008 г.-64с.
  3. Большакова Э. Н. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М., Сфера, 2005.

Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект на тему

В современных условиях развития общества перед логопедией стоят задачи поиска наиболее оптимальных методов обучения и воспитания детей с ТНР. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе -игровых. Учитывая особенности развития такого ребенка трудно удержать его на одном месте и добиться от него многократного повторения одного и того же звука до его автоматизации. И чтобы заинтересовать его, необходимо придумывать разнообразные способы привлечения внимания. Очень хорошо в этом случае помогает использование проблемно-поисковой технологии. Где во время занятия ребенок становится полноценным участником происходящего на занятии, а не простым слушателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_s_ispolzovaniem_problemno-poiskovoy_tehnologii.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

занятия по формированию правильного звукопроизношения с использованием проблемно-поисковой технологии в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (5-6 лет) по теме : «Путешествие на воздушном шаре. Звук Ш» учителя-логопеда МБДОУ № 11 «Родничок» г. Тихорецка.

-Познакомить детей со звуком Ш и его характеристикой с опорой на артикуляцию.

– формировать правильное произношение звука в слогах и словах.

-закрепить понятия «согласный звук», «глухой звук», «твердый звук».

-совершенствование навыков слогового и звукового анализа слов.

-развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.

-развитие фонематических представлений.

-развитие слухового восприятия, памяти, мышления.

– воспитание навыков сотрудничества и взаимопонимания.

ОБОРУДОВАНИЕ: плоскостное изображение принцессы Шурши, инд.зеркала по числу детей, мешочек с изображениями артикуляционных упражнений, плоскостные изображения бревен с наклеенными предметными картинками со звуком ш( душ, камыш, малыш, карандаш, мышь, ключ, бочка, машина), массажеры су-джок по числу детей, плоскостные изображения 5 ключей, мышки Маши, слоговой домик с окошками, три корзинки со схемами для звукового анализа.

1.Орг.момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционально-положительного фона)

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Каждый день всегда, везде;

На занятиях, в игре

Верно, четко говорим,

Никуда мы не спешим!

К нам в детский сад пришло письмо . Посмотрите на этот конверт, от кого оно? От принцессы Шурши из волшебной страны Шотландии.

-А какой первый звук мы слышим в этом имени? ( звук Ш)

Правильно! Это самый любимый звук в той стране, где живет принцесса Шурша. Она пишет, что злой волшебник запер ее в высокой башне с пятью замками, а ключи потерял. Шурша в своем письме просит нас о помощи . Поможем ей? (Да)

Чтобы помочь ей, мы должны научиться правильно произносить ее любимый звук и найти все ключи.

На чем же мы можем добраться до далекой страны? ( На поезде, на машине, на воздушном шаре).

2. Артикуляционная гимнастика. Характеристика звука с опорой на артикуляцию. (Развитие артикуляционной моторики. Знакомство со звуком)

-Правильно! Полетим туда на воздушном шаре. Для этого нужно чтобы наши язычки были сильными. А для этого что нужно сделать? (Гимнастику для язычка)

-Давайте, поиграем. Достанем зеркала. В этом мешочке лежат картинки с заданиями. Какую картинку достанем, то упражнение и выполним.

« Наказать непослушный язычок», «Приклей конфетку», «Грибок», «Кто дальше загонит мяч?», «Гармошка», «Фокус».

Молодцы! Теперь надуем наши шарики ш- ш – щ – ш. Что делают наши губы, когда мы произносим звук ш? Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?( Они круглые как бублик.)

-Что делает наш язычок, когда мы произносим звук ш? (Поднимается вверх)

-Откройте рот, покажите ,где у вас находится язык, когда мы произносим звук ш?

-А какой воздух- теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук ш?

Когда мы говорим ш губы округлены. Слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхними зубами. Выходит струя теплого воздуха.

-А что делает голос, когда мы произносим ш: спит или песни поет?

Приложите все руку к шее, скажем ш-ш-ш-ш. В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожат.

Ребята, звук ш согласный или гласный? ( Звук ш согласный)

Звонкий или глухой?(Глухой). Твердый или мягкий ? Да, верно, звук ш-твердый, глухой, согласный звук.

Давайте, поднесем ладошки ко рту и надуем наши шарики, на которых мы полетим на помощь к принцессе Шурше.

(Ш-ш-ш-ш-ш-ш-). Полетели! Все дети хором произносят :

« На большом воздушном шаре

Наклонились, покружились, приземлились.»

Вот мы и прилетели на место, теперь нужно искать ключи.

3. Упражнение «Мостик» (Развитие фонематического слуха)

Смотрите,ребята! Речка. Чтобы построить мостик, надо положить бревнышки с картинками . в которых есть звук ш. (Дети выбирают картинки, в названиях которых есть звук ш и выкладывают импровизированный мостик.)

В самом конце дети находят первый ключ.

« На большом воздушном шаре

Наклонились, покружились, приземлились»

4. Пальчиковая гимнастика с массажерами су-джок (Формирование правильного произношения звука ш в слогах. Развитие мелкой моторики)

Посмотрите, кто это здесь? (Ежик). И кажется у него есть ключ, но отдаст он нам его, если мы расскажем про него историю.(Взяли в руки массажеры су-джок и повторяем все хором и катаем шарики между ладонями)

Шел ежик неспеша.

Вышли пышки хороши.

5. Упражнение «Слоговой домик»( Совершенствование слогового анализа слов. Формирование правильного произношения звука в словах)

Идем дальше. Смотрите на нашем пути стоит домик. В домике том три этажа и рядом предметные картинки с изображением предметов со звуком ш (мышь, шуба, душ, ландыш). Все предметы непростые в домике живут , песенку поют ш-ш-ш-ш-.

На 1 этаже -живут слова с одним слогом, на втором этаже-с двумя слогами, на третьем-с тремя слогами. Надо каждой картинке найти свое окошко. (После этого задания дети находят второй ключ)

Логопед: Вот мы и второй ключ нашли.

6. Физкультминутка «Ложка-это ложка» (Координация речи с движением)

« На большом воздушном шаре

Наклонились, покружились, приземлились». Повторяем все вместе.

Ложка-это ложка (Шагаем на месте)

Ложкой суп едят (Хлопаем в ладоши)

Кошка-это кошка (Шагают на месте)

У кошки семь котят (Хлопаем в ладоши)

Тряпка-это тряпка (Шагаем на месте)

Тряпкой вытру стол. (Прыжки на месте)

Шапка-это шапка (Шагаем на месте)

Оделся и пошел.(Прыжки на месте)

Вот и нашли мы третий ключ.

« На большом воздушном шаре

Наклонились, покружились, приземлились»

7. Игра « Корзинки кошки Маши» ( совершенствование навыков звукового анализа слов)

Идем дальше! И на пути нам встречается кошка Маша с тремя корзинками. Нужно определить место звука ш в словах и разложить по корзинкам (предлагаются корзинки для звукового анализа-дети определяют место звука ш в слове ( в начале, в середине или в конце ) и кладут картинку в соответствующую корзинку.

Вот и 4 ключ мы получили!

8. Игра «Закончи предложение» (Закрепление правильного произношения звука в словах)

« На большом воздушном шаре

Наклонились, покружились, приземлились»

На дороге попадается конверт с заданием. Послушайте, что здесь написано. Надо добавить в каждое предложение слово со звуком ш., которое подходит по смыслу.

Под полом скребется .. . . .(мышь)

В коляске спит . . . . .(малыш)

В лесу расцвел. . . . . .(ландыш)

Греется на солнце маленький. . . . .(уж)

Петя взял цветной . . . . . (карандаш)

Со стола упал. . . . . .(нож)

У нас сломался. . . . . (душ)

Около озера растет. . . . (камыш)

Итог занятия. (Рефлексия)

Вот мы и нашли все ключи и спасли принцессу Шуршу и ее звук ш. Вспомним , какой это звук? (Звук Ш. согласный, твердый, глухой)

Как мы спасали принцессу? (Выполняли задания Злого волшебника-летали на воздушном шаре, помогали героям, которых встречали на своем пути.)

Шурша благодарит нас за спасение и дарит нам сушки. Вы ребята-молодцы, очень хорошо работали на занятии!

Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Занятие №3

Тема: совершенствование навыка произношения звука – с – в речи детей

Цель:

коррекционно-образовательная: учить детей правильно произносить звук – с- в слогах, словах, связной речи; активизация словаря детей по теме: «Осень»; учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы); согласование существительных с глаголами единственного, множественного числа настоящего и прошедшего времени;

коррекционно-развивающая: развивать фонематический слух, восприятие, навык звукового анализа и синтеза; работать над развитием связной речи, учить составлять сложные предложения; развивать мыслительные процессы, мелкую моторику рук

воспитательная: приучать детей к усидчивости, активности на занятии, уважению взрослых и сверстников

демонстрационный материал: картины с изображением лета и осени;

раздаточный материал: картинки со звуком –с-; карточки «Дождик», ручки

1. Организационный момент: «Сядет тот, кто правильно изменит слова по образцу» (на доске картина «Осень»)

Лист падает – листья …падают, птица улетает – птицы … улетают, дождь идет – дожди … идут и т.д.

2. Упражнение для развития дыхания: «Осенние листья» – дети с ладошки сдувают листья

3. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Часики», «Качели», «Сердитая киска», «Почистим зубки», «Лошадка», «Блинчик»

4. Логопед предлагает детям вспомнить песенку водички (– с – с – с -).

«Кто внимательный?» Нужно хлопнуть в ладоши, если услышал звук – с – среди других звуков, в слогах, словах:

Са, ко, му , ас, то, сы …

сад, дом, кот, лес, усы, дуб, лиса …

5. Д/и «Звук потерялся» – добавить звук –с- и назвать слово:

…уп – суп, …ова – сова, …ок – сок, …ом – сом, …умка – сумка, …обака – собака, …апоги – сапоги, …амолет – самолет, …орока – сорока …

Ос – ос – со – во дворе много ос,

Са – са – са – вот летит оса,

Су – су –су – я боюсь осу,

Сы – сы – сы – убегаю от осы

7. По картинкам дети называют слова и составляют предложения:

ЛИСА В лесу живет хитрая лиса.

СОК Соня любит апельсиновый сок.

БУСЫ У Насти красивые бусы.

САМОЛЕТ Над лесом летит самолет.

Физминутка «Как живешь?»

Как живешь? – Вот так! (показывают большой палец)

Как плывешь? – Вот так! (показывают, как плывут)

Как бежишь? – Вот так! (бегут на месте)

Вдаль глядишь? – Вот так! (прикладывают ладонь к глазам)

Ждешь обед? – Вот так! (рука под щеку)

Машешь вслед? – Вот так! (машут рукой)

Ночью спишь? – Вот так! (ладони под щекой)

А шалишь? – Вот так! (прыгают на месте)

8. На доске две картины с изображением лета и осени. Дети сравнивают два времени года и подбирают слова по смыслу.

Летом было тепло, а осенью стало … холодно.

Летом небо было голубое, а осенью стало … серое.

Летом на деревьях листья были зеленые, а осенью стали … желтые.

Летом ветер дул теплый, а осенью … холодный.

Летом птиц было много, а осенью стало … мало.

Летом дожди идут редко, а осенью … часто.

9. У детей карточки с изображением тучки. Логопед предлагает рисовать прямые линии для того, чтобы помочь каждой капельке попасть в лужу.

10. Итог занятия.

Занятие №4

Тема: автоматизация звука – с – в речи у детей

Цель:

коррекционно-образовательная: автоматизировать в речи детей звук – с -, закрепить его произношение в стечении согласных; составлять описательные рассказы с помощью мнемотаблицы; учить образовывать относительные прилагательные;

коррекционно-развивающая: работать над развитием фонематических процессов, развивать связную речь, мышление, память, внимание; учить ориентировке на плоскости листа.

воспитательная: самостоятельно осуществлять контроль за произношением звука – с -, оценивать его качество; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

демонстрационный материал: мнемотаблица для составления рассказа об осени

раздаточный материал: картинки со звуком –с-; листы тонированной бумаги; набор контурных изображений осенних листьев;

1. Орг. момент « Сядет тот, кто добавит слово по смыслу»

Капуста, морковка, лук …

Береза, елка, дуб …

Яблоко, апельсин, груша

2. Упражнение для развития дыхания: «Мыльные пузыри»3. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Часики», «Качели», «Сердитая киска», «Почистим зубки», «Лошадка», «Блинчик», «Чашечка», «Иголочка»4. Перед детьми лежит картинка с изображением крана. Логопед просит детей показать, как течет вода (дети произносят звук – с – , проверяют правильную артикуляцию).

По образцу повторить слогоряд:

Са – со – ис су – ас – сы ус – са – со

5. Д/игра «Да – нет» На доске логопед выставляет картинки. Если в названии картинки есть звук – с -, дети говорят «да», если отсутствует, то говорят «нет».

Лист, рябина, стакан, кошка, смородина, лошадь, скамейка, капуста, лимон, стол, редиска, дом, миска.

По картинкам со звуком – с – дети составляют предложения, предварительно подбирая для этого пару:

Стол – капуста, миска – редиска, лист – скамейка, стакан – смородина

Физминутка: «Листики осенние»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим,

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова побежал,

И листочки все поднял.

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели

(дети выполняют движения по группе – сидят, кружатся, садятся)

6. Составление описательного рассказа на тему: «Осень»

Каждый ребенок получает карточку – фрагмент мнемотаблицы. Дети поочередно составляют предложения, выставляют их на доску по порядку и получается рассказ.

Наступила осень. На деревьях пожелтели листья. Их сдувает ветер, они кружатся и ложатся на землю. Стало холодно, часто идут дожди. Птицы улетают в теплые края. Дети идут в школу. Люди в садах и огородах собирают урожай.

7. Логопед показывает детям контурные изображения листьев и предлагает назвать, какие деревья летят с листьев:

с клена (какой?) – кленовый лист

с березы (какой?) – березовый лист

с дуба (какой?) – дубовый лист

с рябины (какой ?) – рябиновый лист

с тополя (какой?) – тополиный лист

8. Дети раскладывают осенние листья на тонированном листе бумаги по инструкции логопеда:

в правый верхний угол – кленовый лист, в середину листа – тополиный, в левый нижний угол – дубовый, в правый нижний угол – березовый, в левый верхний угол – рябиновый лист. «Посмотрите внимательно и запомните, как лежат листья. Налетел ветер, закружились листья, перемешались. Теперь вспоминайте, где какой лист лежал, разложите их по местам и назовите».

Календарно-тематический план НОД по развитию звукопроизношения и обучению грамоте детей с ТНР в подготовительной к школе группе

Содержимое публикации

МДОУ детский сад комбинированного вида № 131

Утверждаю: заведующий Насатюк Т. К.

дата ___________________________подпись____________________номер приказа__________________

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАЗВИТИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

У ДЕТЕЙ С ОНР В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

2018-2019 учебный год

Учитель – логопед Силакова С. В.

Комсомольск – на – Амуре

2018 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ОНР В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Коррекционное обучение начинается с середины сентября и заканчивается в мае. Предусмотрено проведение двух фронтальных занятий в неделю. Условно обучение делится на три периода.

Первый период обучения (с 15сентября по 30 ноября).

Задачи первого периода обучения:

1.Воспитание внимания к слого-звуковой стороне речи, формиро­вание фонематического восприятия:

уточнение правильного произношения звуков: у, а, о, и,э,ы,м, мь, н, нь, п, пь, т, тъ, к,, кь, х, хь с, сь, з, зь, л, ль, й;

развитие артикуляционной моторики;

различение на слух изученных гласных и согласных звуков;

дифференциация звуков: а-у, ы-ии согласных по твер­дости-мягкости:м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, х-хь, с-сь, з-зь, л-ль, ль-й;

позвонкости-глухости:с-з;по месту и способу образования: к-х.

выделение гласного звука из начала в ударной позиции (звуки у, а, и, э);

выделение гласного звука из начала, середины и кон­ца слова в ударной позиции (звук о);

выделение гласного звука из середины, конца слова в ударной позиции (звук ы)

выделение гласного звука из начала слова в безудар­ной позиции (звук и);

выделение согласного звука из состава слова;

формирование умения характеризовать звук;

усвоение звуко-слоговой структуры двух-трехсложных слов;

анализ и синтез обратных и прямых слогов; составле­ние схем слогов; слов типаТом;

формирование умения подбирать к схеме слово;

деление слов на слоги; слоговый анализ двух-трех-сложных слов; слогообразующая роль гласных зву­ков; составление слоговых схем слов;

воспитание умения находить в слове ударный слог, ударный гласный звук;

использование ребусов и кроссвордов с целью форми­рования навыков звукового анализа слова;

формирование понятий: речь, предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой), ударение.

2.Развитие просодической стороны речи.

знакомство с буквами: У, А, И, П Э, Т, К, М, О, Х, Ы, Л, Й, С, Н, Я, З;

звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов, односложных слов с использованием разрезной азбуки, печатания;

формирование навыка чтения обратных и прямых сло­гов, плавного слогового сознательного чтения слов;

составление схемы предложения из двух, трех, четырех слов без предлога и с предлогом. Работа со схемой пред­ложения;

раздельное написание предлогов;

развитие графических навыков;

ознакомление с написанием большой буквы в именах лю­дей и с правилом написания предложения.

4. Развитие психических процессов: слухового и зрительно­го восприятия, памяти, внимания; формирование мыс­лительных операций (навыков анализа, синтеза, сравне­ния, обобщения).

Второй период обучения

(с 1 декабря по 31 марта)

Задачи второго периода обучения:

1..Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формиро­вание фонематического восприятия:

— уточнение правильного произношения звуков: б, бъ, в, вь, д, дь, г, гъ, ш, ж, р, рь, ч, ц;

— развитие артикуляционной моторики;
— различение этих звуков на слух;

дифференциация согласных звуков по твердости-мяг­кости:б-бъ, в-вь, д-дь, г-гь, р-рь; позвонкости-глухости:п-б, т-д, к-г, ш-ж,по месту и способу образования:с-ш, з-ж, р-л, ч-ть, ч-сь, с-ц, ч-сь

формирование умения характеризовать звук;

выделение звуков из состава слова;

анализ и синтез слогов: обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных и слов типа уха, сани, мышка, пижама, клумба, составление звуко-слоговых схем;

преобразование слогов и слов;

формирование умения соотносить слово и схему;

закрепление навыков звукового анализа в решении кроссвордов и отгадывании ребусов.

2.Развитие просодической стороны речи.

-знакомство с буквами: Б, В, Д, Г, Ш, Е, Ж, Ё, Р, Ь, Ч, Ю, Ц;

—дифференциацияа-я, о-ё, т-д, к-г, п-б, с-з, с-ш, ш-ж, з-ж, р-л, ч-ть, с-ц.

_ звуко-буквенный анализ и синтез обратных, прямых, закрытых слогов и слогов со стечением согласных, од­носложных, двусложных и трехсложных слов и пред­ложений из двух, трех, четырех слов с использовани­ем разрезной азбуки и печатания;

преобразование слогов и слов;

составление схемы предложения из четырех слов с предлогом, чтение схемы предложения;

формирование навыка чтения обратных, прямых, закрытых слогов и слогов со стечением согласных, плав­ного слогового, сознательного чтения слов, предложе­ний, текстов;

формирование умения отвечать на вопросы о прочи­танном, ставить вопросы, пересказывать прочитан­ное;

ознакомление с правилом письма предложения, с пра­вописанием ши, жи, парных звонких и глухих соглас­ных в конце слова и развитие графических навыков;

ознакомление с правописанием чу, ча; парных звонких и глухих согласных в конце слова, без­ударных гласных;

обозначение мягкости согласных буквой Ь.

4.Развитие психических процессов: слухового и зрительно­го восприятия, памяти, внимания, формирование мыс­лительных операций (анализа, синтеза, сравнения» обоб­щения).

Третий период обучения

(с 1 апреля по 31 мая)

Задачи третьего периода обучения

Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия:

развитие артикуляционной моторики;

уточнение правильного произношения звуков: Ф, Фь, Щ;

различение этих звуков на слух;

дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости: ф-фь; по звонкости-глухости: в-ф; по мес­ту и способу образования

формирование умения характеризовать звук;

выделение звуков из состава слова;

анализ и синтез слогов (обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных) и слов различного звуко-слогового состава;

преобразование слогов и слов;

совершенствование навыка звукового анализа при решении кроссвордов и отгадывании ребусов.

Развитие просодической стороны речи.

знакомство с буквами Ф, Щ, Ъ

дифференциация У-Ю, Щ-Ч-Ть, Щ-С-Ть, В-Ф;

звуко-буквенный анализ и синтез слов различного звуко-слогового состава и предложений из 2, 3( 4 слов с использованием разрезной азбуки и печата­ния;

преобразование слогов и слов;

формирование умения отвечать на вопросы о прочитанном, ставить вопросы, пересказывать прочитан­ное;

развитие графических навыков;

закрепление правила письма предложения;

ознакомление с правописанием щу, ща; парных звонких и глухих согласных в конце слова, без­ударных гласных;

значение разделительной функции Ъ.

Развитие психических процессов: слухового и зрительно­го восприятия, памяти, внимания, формирование мыс­лительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обоб­щения).

Первый период обученияс 15 сентября по 30 ноября

Дифференциация

Формирование фонематического восприятия

Обучение грамоте (работа с разрезной азбу­кой, письмо, чтение)

«Путешествие в страну игрушек» НОД во 2 младшей группе

Иваненко Елена Алексеевна

МА ДОУ Голышмановский ЦРР -дс №4 “Ёлочка”

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», «Познавательное развитие», «Социализация» на тему «Путешествие в страну игрушек» для детей младшего дошкольного возраста.

Цель: создание социальных ситуаций развития детей в процессе формирования активной речи ребенка, включенной в общение.

Задачи:

Образовательные: формировать умение детей отвечать на вопросы; устанавливать отношения между понятиями «один», «много», расширять словарный запас; развивать связную речь.

Развивающие: закреплять с детьми правильное произношение звуков (у) и (п) в словах; развивать умении договаривать фразы из знакомых произведений; развивать зрительно-слуховое внимание, мелкую моторику рук.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к предметам социальной действительности, через игрушки.
Предварительная работа: беседы с детьми; чтение и разучивание стихотворений: разгадывание загадок: сюжетно – ролевые игры.

Методы и приемы: беседа, использование художественного слова, рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование:
магнитофон, мольберт, столы с расставленными на них игрушками, музыкальными инструментами, иллюстрации к произведениям А. Барто.
Словарная работа: закрепление обобщающего понятия «Игрушки» и введение обобщающего понятия «Оркестр».

Ход НОД:
1. Вводная часть

а) Беседа с детьми.
– Ребята, вы ходили когда-нибудь с папой и мамой в магазин? (да)
– А какие бывают магазины? (хлебный, обувной, хозяйственный,

магазин «Игрушек»)
– А какой магазин вам больше всего нравится? (магазин, где продают

игрушки)
– Почему вам нравится магазин «Игрушек»?

(Стук в дверь, воспитатель открывает дверь и получает письмо. Читает письмо детям.
«Здравствуйте, дорогие ребята!

Приглашаем вас в страну игрушек. Вас ждут веселые игры и развлечения. «Игрушки»

-Ребята, кто хочет попасть в страну «Игрушек»? ( все хотим)
-На каком транспорте мы можем отправиться? (на поезде,

велосипеде, корабле, автобусе))
б )Воспитатель загадывает загадку:
Хоть тяжелый он на вид,
В небо без труда взлетит.
И отправится в полет,
Быстрокрылый …(самолет).

В) Дыхательное упражнение.
Воспитатель: Но прежде, чем отправиться в путь, надо подготовиться к

полету – восстановить дыхание, для этого давайте подуем на

самолетики, чтобы они улетели высоко в небо, а мы полетим вслед за

ними (вдоль веревочки привязаны на ниточках бумажные разных

цветов самолетики и дети дуют на них).

Г) Чтение стихотворения А. Барто «Самолет» (воспитатель и дети)
Воспитатель: – Представим, что я буду большим самолетом, вы –

маленькие самолетики. Заводим моторчики, расправляем крылья,

полетели…
Воспитатель: у-у-у…
Дети отвечают: у-у-у… (воспитатель с детьми «летят» по группе и

останавливаются на первой остановке).


2.Оснавная часть
1 –я остановка «Игрушки».
а)Беседа с детьми.
-Посмотрите, дети, что вы видите? (мячи, куклы, машины и др.)
-Как можно назвать все это одним словом?(игрушки).
Давайте рассмотрим их все вместе.
– Сколько игрушек? (воспитатель спрашивает детей, например, сколько

мячей, сколько кукол и т.д.) (один мяч, много кукол, одна пирамидка и т.д.)
Зачем нужны игрушки? (играть с ними)
-Как можно в них играть?(дети рассказывают, что машину можно катать , ремонтировать и т. д., мяч – кидать, ловить, отбивать от пола и т.д.и другие игрушки).

Б) Индивидуальная работа.
(Воспитатель обращает внимание детей на игрушки, которые

начинаются с одного и того же звука, например, пирамидка, поросенок,

петух). Просит детей хором и индивидуально повторить слова, выделяя

первый звук).
-Ребята, а игрушки умеют разговаривать?(нет)

Давайте послушаем.
(воспитатель берет музыкальную игрушки, включает и дети слушают.

Например, с лисичкой дети играют в прятки, а зайчик загадывает загадку.)


в) Проводится игра «Что изменилось?».
-Ребята, пора нам отправляться дальше в путь. Заводите моторчики,

расправляйте крылья, полетели…у-у-у…
2 -я остановка «Музыкальная».
Воспитатель:
-На этой остановке нас ждут интересные игрушки. А какие?
Я вам, ребята, загадаю музыкальные загадки, слушайте внимательно

(воспитатель поочередно включает запись звучащих музыкальных

инструментов, а дети отгадывают, что звучит – это погремушка,

бубен, колокольчик, барабан, дудочка).
На столе лежат и другие игрушки, какие не назвали?
-Как называются эти игрушки? (музыкальные инструменты).
– Ребята, когда играют музыкальные инструменты вместе, дружно – это

называется – оркестр.
(воспитатель предлагает детям поиграть на музыкальных

инструментах под музыку «Польки».
-Продолжим наше путешествие, дети, заводите моторчики самолетов,

-Внимание, внимание! Наши самолеты подлетают к

остановке «Книжный мир».

а) беседа с детьми.
-Посмотрите, ребята, как много книг!
-Где они лежат? (на полке)
-Книги любят тишину, сказочные герои хотят послушать ваши ответы и

стихи.
– Книги бывают разные по размеру: толстые и тонкие, маленькие и

большие, с картинками. Это книги –загадки, стихи, сказки, потешки

(воспитатель показывает книги).
-А вы любите читать книги?(да)
-Вы знаете много стихов и потешек, давайте расскажем.

(Дети читают стихи и потешки, изученные ранее).
Воспитатель: писательница А.Барто сочинила стихи об игрушках.
б)Игра «Доскажи словечко»

(педагог начинает, а дети продолжают, показывая картинку,

соответствующую стихотворению).
«Зайку бросила хозяйка……
Дети, как поступила хозяйка? (ответы детей)
« Идет бычок качается…
«Наша Таня громко плачет…
«Уронили Мишку на пол»…
Педагог: как вы думаете, дети, кто оторвал Мишке лапу?

дети предлагают свои варианты ответа)

-Как поступили с Мишкой? (плохо)
-Как мы можем помочь Мишке? (пожалеть его)
-Давайте пожалеем Мишку, какие добрые слова мы ему скажем?
ты, Мишка, добрый, хороший, косолапый мы тебя любим).
-Ребята, игрушки надо беречь, относиться к ним бережно: не ломать,

не кидать, а после игры прибирать.
Слышится рычание медведя: р-р-р.
-Кто это рычит?
_Это Мишенька вас зовет и говорит: «Меня ребята пожалели, сказали мне добрые, ласковые слова и я хочу им подарить в стране «Игрушек» –подарки. Это картинки-раскраски игрушки, пусть дети раскрашивают их.
Дети благодарят Мишку, говорят «Спасибо».

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Заводите свои моторчики, расправляйте крылья самолетов, полетели… у-у-

Воспитатель: Мы вернулись в детский сад,
Здесь игрушечки стоят,
Куклы, мишки, пароходы дожидаются ребят.

3. Заключительная часть.

-Ребята, вам понравилось путешествие?

-Вспомните и скажите, на каких станциях мы побывали?

-Что вам больше всего запомнилось?

-Как вы, ребята, будете относиться к игрушкам?

Интернет- ресурсы по теме:

“Свидетельство о публикации в СМИ” Серия А № 0004533

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Конспект индивидуального занятия для ребенка с ОНР по теме «Игрушки»

Виктория Цай
Конспект индивидуального занятия для ребенка с ОНР по теме «Игрушки»

Конспект индивидуального занятия для ребенка с ОНР

Тема: Игрушки

1. Систематизировать знания об игрушках через беседу; формировать обобщающее понятие «игрушки» посредством беседы и дидактических упражнений; совершенствовать умение описывать предмет посредством игры «Узнай по описанию», «Опиши игрушку», указывать его существенные признаки через игру «Опиши игрушку», узнавать предмет по писанию «Узнай по описанию»;

2. Развивать речь, обогащать словарный запас по теме посредством беседы и с использованием дидактических упражнений, развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику с использованием пальчиковой гимнастики и в работе тетради;

3. Воспитывать желание беречь свои игрушки через беседу.

Оборудование: пирамидка, неваляшка, машинка, матрешка, кукла, мяч, тетрадь.

Ход НОД

Здравствуй Матвей! Сегодня утром, почтальон принес мне посылку. Хочешь посмотреть, что там? (да)

Педагог достает игрушки.

– Как можно назвать одним словом?

– Правильно! Сегодня мы с тобой будем говорить об игрушках, поиграем в разнообразные игры.

II. Артикуляционная гимнастика

Его бьют, а он не плачет, только еще выше скачет.

Изобрази с помощью щек, губ какой мяч бывает.

Каким стал, попавший под колесо машины

Покажи, как ты огорчился, увидев разорванный мяч.

Изобрази, как ты обрадовался, когда родители купили тебе новый разноцветный мяч.

Упражнение «Закати мяч в ворота» (с помощью воздушной струи)

III. Развитие речи

Педагог показывает на игрушки.

– Что это? (игрушки)

– Почему эти предметы называют «игрушки»? (мы с ними играем)

– Как нужно играть с игрушками? (аккуратно)

– Назови игрушки с которыми ты любишь играть?

– Какая любимая игрушка у тебя в группе?

– Какая любимая игрушка у тебя дома?

– В какие игрушки любят играть мальчики (девочки?

2. Игра «Узнай по описание»

Он резиновый, круглы, может быть большой и маленький, может быть разных цветов. (Мяч)

Она пластмассовая, состоит из двух шаров, лежать не может. (Неволяшка)

Сделана из пластмассы, есть кабина, кузов и 4 колеса. Какая это игрушка? (машинка)

Она деревянная, по форме похожа на грушу, игрушка – одна, а фигурок в ней много. (Матрешка)

3. Игра «Назови ласково»

Давай поиграем в игру «Назови ласково».

Например: мяч – мячик

Слова: кукла, матрешка, машина, шар, мишка.

4. Игра «Опиши игрушку»

Составление рассказа описания.

Давай поиграем еще в одну игру, будем учиться описывать тгрушки.

«Это мяч. Он красного цвета. Мяч имеет круглую форму. Он большой. Мяч изготовлен из резины, он резиновый»

Теперь попробуй описать другой мяч. (Меньшего размера, пластмассовый и зеленого цвета)

Физминутка «Игрушки»

На большом диване вряд

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

(Загибают пальчики)

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять

(Разгибают пальчики)

Помогаем нашей Кате

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Мы игрушки сосчитать.

IV. Развитие элементарных математических представлений

«Помоги Андрюше»

Сегодня мы поможем одному мальчику. Его зовут Андрюшка. Послушай внимательно стихотворение про него и постарайся запомнить, сколько игрушек у Андрюшки.

В два ряда игрушки.

Рядом с мартышкой –

Сколько игрушек

Расставил Андрюшка? (6)

V. Итог. Работа в тетради.

– Посмотри, у тебя на столе тетрадь. Открой ее.

– Что там нарисовано? (пирамидка, мяч)

– Как назовем одним словом эти предметы?

Обведи по точкам игрушки.

– Что нам принес почтальон?

– Как назовем одним словом эти предметы?

– Как нужно обращаться с игрушками?

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении звука [ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдостимягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Фрукты» .

Ссылка на основную публикацию