Конспект НОД по формированию грамматического строя речи

Журнал Педагог

Автор: Шуньгина Вера Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное учреждение Центр развития ребенка – “Детский сад № 8 “Лесная сказка”
Населённый пункт: г. Северодвинск
Наименование материала: конспект ООД
Тема: Конспект ООД по формированию грамматического строя речи в старшей группе по теме “Зима”
Дата публикации: 29.10.2019
Раздел: дошкольное образование

Конспект ООД по формированию грамматического строя речи в

старшей группе по теме “Зима”

Ц е л ь : формирование

Уточнить и расширить представления детей зиме

Совершенствовать грамматический строй речи:

Учить подбирать однокоренные слова

Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных

Упражнять в словообразовании суффиксальным способом

Закреплять умение согласовывать существительное с числительным,

Развивать у детей речевой слух и фонематическое восприятие

Развивать у детей зрительное внимание и восприятие, память, мелкую

физкультминутках, пальчиковых играх.

Воспитывать желание играть в дидактические игры.

Словарь: зима, снег, снежинка, снегопад, снеговик, подснежник, снежная,

вьюжная, морозная, студеная, холодно, морозно.

Материалы: мультимедийная презентация “Зима”, снежок, мячик, картинки

с зимним пейзажем, снежинки с играми.

Предварительная работа: коллективные и индивидуальные беседы с детьми

о зиме как сезоне, об особенностях погодных условий зимой; рассматривание

давайте узнаем от кого оно (открывает конверт). Здесь загадка и если мы

отгадаем ее, то узнаем кто автор письма. Слушайте.

Я тепла не потерплю:

Все поляны побелю,

Замету снежком дома,

Потому что я – (Зима).

Вот от кого это письмо. А еще зима прислала снежинки, а на них

интересные игры для вас. Будем играть? (Да)

Просмотр мультимедийной презентации о зиме.

Беседа по слайдам:

Что происходит зимой на улице? (Становится холодно, морозно, падает

длиннее) Молодцы, ребята!

Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»

вопрос “какой? какая? какое?”

Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …)

Снег какой? —(белый, пушистый, холодный, мягкий, искристый, хрустящий,

День какой? —(морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…)

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…)

О чем можно сказать:

Морозный что? — день, вечер, ветер…

Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…)

Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…)

Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…)

у п о т р ебл е н и и

существительных в родительном падеже (со «снежком»).

Снежный ком скорей

ловите, на вопрос ответ скажите: без чего не бывает зимы? (Без снега, без

мороза, без санок, без горок, безо льда и т.д.)

Молодцы! Продолжим играть.

Дидактическая игра “Интервью”

Расскажите какая зима? Если выпало много снега . (зима снежная),

если ветер дует. (зима ветреная), если вьюга кружит. (вьюжная зима), если

мороз трещит. (морозная зима), из-за стужи зиму называют. (студёной).

Ребята, смотрите, в конверте лежат картинки (каждому ребенку по

Дидактическая игра “Закончи предложение”

Воспитатель начинает, дети продолжают предложение: “Зимой снег

лежит. ” (на деревьях, на кустах, на земле, на крышах домов, на тропинках,

на полях, на фонарях, на машинах, на скамейках, на ступеньках, на заборах).

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег.

(обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь,

(покачались из стороны в сторону,

согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)

Зимой снег везде. Ребята, а вы обращали внимание, что слова “снег”,

“снежинка” чем-то похожи. Кто ответит, чем? (Есть общая одинаковая часть).

снегурочка, заснеженный, подснежник). Я вам открою тайну – эти слова –

родственники, они из одной семьи, потому что в них слышатся одинаковые

части “снег” или “снеж”.

А следующая наша игра

бросает мяч ребенку и называет слово, ребенок отвечает добавляя суффикс).

А как мы назовем большой сугроб? (Сугробище) А очень сильный

Ребята, а зимой бывает много снежинок? (Да). Давайте посчитаем их.

Слайд с анимацией, на котором по очереди появляются снежинки – 5

посчитаем их (5 сугробов).

Дидактическая игра “Добавь словечко”

Все дети любят лепить снеговика. Давайте поиграем в игру. Я буду

говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово “снеговик”.

Мы решили слепить. (снеговика).

Мы приделали нос – морковку нашему. (снеговику).

Мы показали соседям нашего. (снеговика).

Мы играли с нашим. (снеговиком).

Мы рассказали бабушке о. (снеговике).

Дидактическая игра «А что вчера»

Ребята, я буду Вам рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы

мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.

-Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.

– Сегодня снег падает, а вчера …(падал)

-Сегодня снег сверкает, а вчера …(сверкал)

-Сегодня снег тает, а вчера…(таял)

Сегодня снег хрустит, а вчера…(хрустел)

Молодцы, ребята! Как много игр предложила нам Матушка Зима. Как

хорошо, что нам пришло такое замечательное письмо. Мы сегодня не только

понравились? Какое самое легкое задание было для вас? А какое задание

самое сложное? Я уверена, что со все трудности вы преодолеете, если будете

внимательными и любознательными. А еще Зима прислала для вас подарки

Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в старшей группе ДОУ. Тема “Город профессий”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

– Расширить и конкретизировать представления о профессиях людей (строитель, врач, учитель, пожарник, продавец, спасатель, повар, водитель, портной, лётчик и д.р.);

Уточнить и расширить словарный запас по данной теме;

– Учить образовывать сложные слова (лесоруб, рыболов);

– Упражнять в образовании новых слов с помощью суффикса – щик (крановщик, сварщик).

Развивать элементы логического мышления;

– Развивать мелкую моторику;

– Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы, диалога).

Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий;

– Учить работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе.

Тема: «Город профессий»

Разработчик Корепова Ольга Александровна,

воспитатель ГБОУ №297

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

– Расширить и конкретизировать представления о профессиях людей (строитель, врач, учитель, пожарник, продавец, спасатель, повар, водитель, портной, лётчик и д.р.) ;

– Уточнить и расширить словарный запас по данной теме;

– Учить образовывать сложные слова (лесоруб, рыболов);

– Упражнять в образовании новых слов с помощью суффикса – щик (крановщик, сварщик) .

– Развивать элементы логического мышления;

– Развивать мелкую моторику;

– Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы, диалога).

– Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий;

– Учить работать в коллективе.

Оборудование: предметные картинки по теме, картинки с предметами, ватман, клей, карандаши, мяч.

Ход образовательной деятельности:

– Добрый день, ребята. Давайте представим, что мы отправляемся в тайгу строить город. Нам предстоит сделать много дел: нарисовать план нашего города, построить дома, заасфальтировать улицы, посадить деревья. Нам понадобятся самые разные специалисты.

– Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о профессиях, чтобы лучше их запомнить и больше о них узнать.

Введение в тему

– Людей каких профессий вы пригласили бы в наш город?

(Дети: архитектора, продавца, врача…)

– Молодцы, правильно назвали!

Игра «Вспомни – назови»

– А теперь подойдите к столу. Здесь лежат картинки, изображающие людей разных профессий. Выбирайте любую и объясняйте, зачем человек этой профессии нужен в новом городе (ребенок берет одну картинку и объясняет).

Профессии: врач, повар, строитель, пожарный, учитель, водитель, спасатель, почтальон, портной, парикмахер, летчик, продавец, полицейский.

– Видите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы жить человеку.

Игра «Кому это нужно для работы»

( На доске перемешаны картинки. Воспитатель называет предметы, а ребенок называет профессию и объясняет выбор )

– Как вы думаете, человеку, какой профессии могут принадлежать эти предметы? Почему вы выбрали именно эту пару? ( Ответы детей )

– Выбор сделали. Давайте строить город. ( Дети подходят к столу, где лежит лист ватмана) С чего начнем?

( Дети: сначала архитектор создаёт план, а затем строители…)

– Давайте сегодня я буду архитектором! (На листе ватмана нужно нарисовать улицы и здания)

– Кто далее приступает к работе?

(Дети наклеивают здания и картинки, изображающие людей разных профессий и предметы).

– Мы построили новый город, в котором могут жить люди. Здесь есть все необходимое.

– Молодцы, хорошо потрудились! Давайте присядем, отдохнем и поиграем.

Игра «Преврати предмет в профессию»

– Сейчас я буду бросать вам мяч и называть слова, обозначающие предметы, а вы, возвращая мяч обратно, будете превращать их в названия профессий.

Слова: камень, сварка, стекло, кран, экскаватор

– Где работают люди этих профессий? (на стройке)

– Что они делают на стройке?

Игра « Как называется профессия?»

Человека, который рубит лес, как называют? (лесоруб)

Человека, который копает землю? (землекоп)

Человека, который водит экскурсию? (экскурсовод)

Человека, который разводит цветы? (цветовод)

Человека, который рыбу ловит? (рыболов)

Человека, который пчел разводит? (пчеловод)

Человека, который хлеб печёт? (хлебопёк)

Человека, который землю пашет? (землепашец)

Человека, который разводит сады? (садовод)

– Если бы не было профессий, мы могли построить город? Почему?

Вот вы сейчас побывали в роли строителей, садовника, учителя, швеи. Как вы думаете, кто из вас был главнее? Какая профессия самая важная, без которой мы не смогли бы ни за что на свете обойтись? (Подводим детей к мысли, что нет самых важных профессий – все профессии нужны и важны). – Существует много профессий, и все они нужны людям. Значит можно сказать, что все работы важны и нужны.

– А как мы назовем наш город?

– А вы бы хотели жить в таком городе?

– Очень приятно. Значит, мы потрудились на славу. Я благодарю всех за труд и активность.

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М., 1956.- 160 с;
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. – 140 с;
  4. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е «Развитие речи детей 6 -7 лет» «Просвещение». Росмэн 2007. -86 с;
  5. Зрожевская А Л. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание. 1986. № 12.- 132 с;
  6. Максаков А.И., Туманова ГЛ. Учите играя. 2-е изд. М., 1983.- 180 с;
  7. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. науч. тр. / Под ред. Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. М., 1987.-216 с;
  8. Развитие речи детей дошкольного возраста. 3-е изд. / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984.-206 с;
  9. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1990.-186 с;
  10. Сохин ФЛ. Осознание речи дошкольниками: Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М., 1978. -217с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Одежда, обувь и головные уборы». Развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.Упражнять в об.

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи “Формирование грамма.

: «Поход в зоопарк»Цель: Развити.

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Социально-коммуникативное развитие-Воспитывать культуру взаимоотношений.-Создать у детей эмоциональную отзы.

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные- Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.- Закреплят.

У детей с той или иной речевой патологией, как правило, понижена способность, воспринимать различия грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходи.

Занятие по развитию грамматического строя речив старшей группе.Тема «Транспорт» Цель: Систематизировать знания о транспорте. Образовательные задачи: Закрепить знания детей о.

Конспект занятия по развитию грамматического строя речи

«Вокруг света»

Занятие по развитию грамматического строя речи

в старшей группе для детей с ТНР

Цель: Систематизировать знания о транспорте.

Образовательные задачи:

  1. Закрепить знания детей о транспорте;
  2. Уточнить понятия: транспорт, наземный, подземный, водный, воздушный;
  3. Упражнять в подборе прилагательных к существительным;
  4. Учить образовывать приставочные глаголы;
  5. Учить составлять из слов предложения;
  6. Обогащать и активизировать словарь по теме;

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать общую и мелкую моторику рук.
  2. Обращать внимание детей на правильное звукопроизношение.
  3. Способствовать развитию мышления, памяти, внимания.
  4. Способствовать развитию ориентировки в пространстве.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к развивающим играм.
  2. Воспитывать у детей умение слушать ответы товарища, не перебивать.
  3. Способствовать проявлению речевой инициативы у малоактивных детей.

Материалы:

  • Игрушки: 2 мотоцикла, 2 машины, 2 самолёта, 2 вертолёта, 2 катера, 2 поезда.
  • Мольберт.
  • Рисунок с изображением гаража, моста, перекрёстка, стоянки.
  • Маленькая плоскостная машина.
  • Лото «Транспорт» с карточками на липучках.

Пропедевтическая работа, связь с другими видами деятельности:

  • Беседа о профессиях, связанных с транспортными средствами.
  • Знакомство со стихами о транспорте.
  • Отгадывание и заучивание загадок о транспорте.
  • Беседы о правилах поведения на дорогах города.
  • Аппликация и рисование по теме транспорт.
  • Экскурсия к перекрёстку.
  • Рассматривание иллюстраций с транспортом.

Ход занятия

Организационный момент:

– Сядет на место тот, кто стоит перед Катей, за Данилой, справа от Валеры, слева от Андрея и т.д.

Дети по очереди садятся на свои места.

Основная часть:

– Ребята, вы любите путешествовать?

– Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?

Если дети затрудняются вспомнить какой-либо вид транспорта, задаются наводящие вопросы.

– На чем мы будем путешествовать по реке, морю?

– Как нам добраться до страны, которая находится очень далеко?

– Правильно, на всём этом транспорте можно путешествовать, ездить отдыхать, быстро передвигаться из одного места в другое.

– А, вы знаете, что все виды транспорта делятся на четыре группы:

Одновременно с называнием, выставляются карточки из серии «Лото – транспорт»

– Ребята, как вы думаете, почему они именно так называются?

– Правильно. Наземный транспорт, тот, что ездит по земле; подземный – под землёй; водный – ходит по воде; воздушный – по воздуху.

– А теперь давайте поиграем в «Лото».

Игра «Лото – транспорт»

– По очереди подходите, берите карточки и ставьте их на соответствующее поле.

Дети по очереди подходят к столу у доски, берут любую карточку и располагают её на соответствующем поле.

Объясняют свой выбор.

– Молодцы. Все карточки расставлены правильно. А теперь я буду убирать по одной карточке, а вы называйте, чего не стало.

Игра «Назови, чего не стало»

– Мы с вами хорошо играли, а теперь пора отдохнуть. Я вам предлагаю отправиться в путешествие на автобусе.

Физкультминутка «Автобус»

Мы в автобус дружно сели, Садятся на корточки

И в окошко посмотрели. Смотрят по сторонам.

Наш шофер педаль нажал – Правой ногой нажимают.

И автобус побежал. Разбегаются по группе.

Стихотворение читается ещё раз. При повторном чтении дети бегут к стульчикам.

– Ребята пока мы с вами отдыхали, на наших столах появились игрушки различного транспорта. (На стол каждого ребёнка во время физкультурной минутки ставится игрушка любого вида транспорта)

Назовите ваш транспорт и расскажите, какой он?

Игра: «Назови какой, какая?»

Дети отвечают, используя как можно больше прилагательных.

– Молодцы! Теперь я всё знаю о вашем транспорте. А сейчас мне бы хотелось проверить вашу внимательность. Давайте поиграем в

игру «Четвертый – лишний».

Автобус, трамвай, самолет, автомобиль.

Катер, лодка, мотоцикл, пароход.

Троллейбус, велосипед, метро, трамвай.

– Вы правильно отвечали, и я вам покажу сейчас свой сюрприз.

На мольберт выставляется карта с изображением гаража, моста, перекрёстка, стоянки.

– У меня есть маленькая машинка, которая любит ездить по этому городу.

Хотите вместе с ней прокатиться?

Помогайте мне, я буду показывать, а вы рассказывайте.

  • Машина из гаража. (выезжает)
  • Вокруг гаража. (объезжает)
  • Машина с моста. (съезжает)
  • Машина перекрёсток. (переезжает)
  • Машина от стоянки. (отъезжает)
  • Машина в гараж. (въезжает)

А теперь пора поиграть нашим пальчикам.

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Различный транспорт перевозит Дети поочерёдно соединять все пальчики с большим пальцем.

Людей и грузы каждый час

По городам и в деревнях,

И под землёй, и на морях,

В пустыне, даже в небесах.

Ребята, я приготовила для вас различные предложения, но слова в них перепутались. Поможете мне разобраться?

Игра «Составь предложение»

Машина, ехать, дорога.

Самолёт, небо, летит, высоко.

Большой, волны, корабль, плывёт.

Едет, тропинка, велосипедист.

Дети составляют предложения.

Заключительная часть:

Ребята мы сегодня с вами поиграли в разные игры, узнали много нового. А в какие игры вам понравилось играть больше всего?

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Весна» в подготовительной группе.

Автор: Кононова Светлана Николаевна

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Весна» в подготовительной группе.

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»; совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, существительных мн. ч. в род. падеже; поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом; совершенствование навыка анализа предложения.

Ход занятия:

Игра «Что за окном?» (посмотрим, что интересного мы увидели в окно)

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла . (Весна)

– Вы, ждали весну? Вот она и пришла. Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной всё вокруг оживает.

– А какие месяцы Весна с собой привела?

– Назовите по порядку весенние месяцы?

– Назовите первые признаки наступившей весны? Предполагаемые ответы детей:

– Днём стало пригревать солнце.

– Стало теплее, день стал длиннее.

– Снег потемнел, стал таять.

– Появились первые проталины.

– Слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны.

– Побежали, зазвенели ручьи.

– Возвращаются перелётные птицы.

Давайте сядем поудобнее и поговорим о весне.

Да, ребята к нам уже пришла весна. Весна — замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Послушайте, какие замечательные строки написаны о весне.

Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна…

Скоро в дверь к нам постучится

Настоящая весна! Алферов

-А вы знаете стихотворение про весну? (Ночь и день. Соловьева)

-Зима никак не хочет уходить от нас. Ребята, для того чтобы прогнать зиму, мне нужна ваша помощь. Вы хотите стать помощниками Весны?

Игра «Помощники Весны»

Положите на рисунок подснежника Ваши снежные кусочки бумаги так, чтобы цветка не было видно из-под снежного сугроба. Покажите получившийся снежный сугроб детям. Предложите помочь весне, растопить снежный сугроб и увидеть, что спрятано под сугробом снега. Чтобы помочь весне, надо подобрать весенние слова.( Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая.)Одно слово весеннее сказано – убираем один комочек снега. Задача – помочь весне растопить снег полностью. А под снегом детей ждет сюрприз – первые весенние цветы – подснежники.

Молодцы, помогли Весне растопить снег, и я думаю, что Весна скоро полностью вступит в свои права.

Игра «Весенняя поляна»(с мячом)

-Представьте, что мы находятся на весенней поляне, где все весеннее.

-Я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».

Н – р: день-весенний день.(солнце, погода, лес, трава, небо, месяцы, гроза, дождь, цветы,настроение )

-Давайте красивые подснежники возьмем и к самой Весне пойдем (плакат на доске.) Садитесь поудобнее.

А Весна приготовила для вас шкатулку с весенними словами.

Игра «Шкатулка весенних слов» (картинки)

Послушайте загадки, если отгадаете – картинку увидаете.

· (солнышко)Солнышко, какое? (весеннее, яркое, веселое, теплое , весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, большое, радостное, нежное , жгучее, щедрое, утреннее, вечернее, желтое, золотистое, огненное, огромное, рыжее, благодатное, ликующее, нежное, приветливое ).Что делает солнышко? (светит, пригревает, ласкает) .

· (небо)Небо, какое? (голубое, чистое, ясное , яркое, , весеннее, высокое) .

· (сосулька)Сосульки, какие? (Веселая, звонкая, длинные, прозрачные, блестящие).Что делают сосульки? Капают, тают.

· (снег)Весной снег, какой? (Рыхлый, серый, темный, талый, грязный). Что делает снег? (темнеет, оседает, тает)

· (ручей) Какие ручьи? (Весёлые, звонкие, прозрачный, журчащий ,быстрые , бурливые, бурные, бурлящие, говорливые, звенящие, стремительные, шумные, шумливые, кипучие, чистые, мутные, серебристые, светлые, студеные, хрустальные, холодные, весенние. ). Что ручьи делают? (Бегут, журчат , звенят , шумят, сливаются в речку. )

· (травка) какая? — молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная Трава (что делает?) — пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вянет, желтеет, радует. ;

-Ребята, когда появляется солнышко, что происходит со снегом? (тает)

Правильно, тает, бегут веселые ручейки, а с крыш капает…. (капель).

Но что-то я не слышу звона капели. Давайте ее разбудим.

-Я буду говорить, что происходит весной, и если так бывает- вы звонко хлопаете в ладоши. Но если так не бывает, то молчите.

дидактическая игра “Бывает – не бывает”

· Весной ярко светит солнышко.

· Весной на деревьях распускаются желтые листочки.

· Весной тает снег.

· Весной в лесу собирают грибы.

· Весной люди снимают теплую одежду и одевают более легкую.

· Весной идет дождь.

· Прилетают насекомые с юга

· Весной журчат грачи

Картинка –небылица «Что весной не бывает?»

Словесная игра «Исправь ошибку».

-Я буду называть приметы весны, а вы найдите ошибку в моем предложении и исправьте.

· Весна наступила потому, что прилетели птицы.

· Солнце светит потому, что тает снег.

· Снег тает потому, что бегут ручьи.

· Тепло потому, что все ожило.

· Солнце вышло потому, что стало тепло.

· Солнце светит потому, что звенит капель

· Подснежник расцвела первыми.

-Как много вы знаете о весне! А знаете ли вы, чем весна отличается от зимы?

Игра «Я начну, а ты продолжи».

· Зимой солнце морозит, а весной. греет,

· Зима ушла, а весна . пришла,

· Зима холодная, а весна . тёплая,

· Зимой надевают шубы, а весной . куртки,

· Зимой сугробы высокие, а весной . низкие.

· Зимой снег чистый, а весной — .

· Зимой солнце тусклое, а весной — .

· Зимой дни холодные, а весной — .

· Зимой погода часто пасмурная, а весной — .

· Зимой медведь спит, а весной – (просыпается)

· Зимой снег выпадает, а весной (тает)

· Зимой заяц белый, а весной (серый)

· Зимой дни короткие, а весной (длинные)

· Зимой деревья спят, а весной (просыпаются)

-А сейчас, ребята, я предлагаю вам вместе отдохнуть.

Физкультминутка «Заботливое солнышко».

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик. Дети ритмично скрещивают руки над головой.

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи. Плавно покачивают руки вверху.

Потом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки. Ритмично потирают щечки.

И весной на носик ставит

Точки, точки, точки. Ритмично постукивают пальцем по носу.

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это. Прыжки на месте, руки на поясе.

-Ребята, как вы уже говорили, перелетные птицы возвращаются к нам с юга весной. Назовите их(картинки). Чтобы птицы быстрее вернулись домой, нужно назвать их ласково.

Игра «Назови ласково» (с птицами) .

– Какие изменения в жизни животных происходят весной? ( Медведица выходит из берлоги, у зайчихи появляются зайчата).

Игра «Чей хвост? Чьи Уши?» -называют притяжательные прилагательные(лисий, медвежий)

– Ребята, весна наступила, солнышко пригрело и на полянках появляются первые весенние цветы. А кто мне может сказать, как они называются? Подснежники.

-А почему их так называют? Потому, что они первыми появляются из под снега.

-Ребята, а еще какие весенние цветы вы знаете? Мать и мачеха, мимоза.

Физкультминутка «Весна пришла»

– Ребята, давайте мы тоже выйдем на весеннюю улицу и на весну полюбуемся.

Солнце, солнце, высоко (На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей. (Бег по кругу)

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните. (Ходьба по кругу)

Вот веселый воробей

В лужице купается, (Руки перекрещены за спиной, прыжки на 2 ногах по кругу)

Чистит свои перышки (Легкое поглаживание рук)

И отряхается. (Потрясти кистями)

А теперь полетели и на место тихо сели.

Игра «Народные заклички»игра с шелковой лентой.

– Весна прекрасное время года, когда природа просыпается от зимнего сна.

– Все рады весне, ждали ее с нетерпением. Раньше люди звали весну в гости и говорили такие слова:

Весна-красна! В гости просим. Приди скорей.

Принеси теплое солнышко, певчих птичек, травки зеленой, цветов ярких».

– А что бы вы хотели попросить у весны.

Дети передают друг другу жёлтую атласную ленточку.

– У нас с вами получилось свое солнышко, солнышко-дружбы.

-Молодцы, а теперь мы с вами нарисуем весну и ее приметы, признаки. Возьмите каждый себе необходимые материалы, вспомните, все о чем, мы с вами говорили, придумайте картинку и приступайте к работе.

– Замечательные у вас получились рисунки, давайте соберем все рисунки вместе и сделаем книгу своими руками, а назовем мы ее «Весна идет – весне дорогу».

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи

Автор: учитель – логопед Хисматуллина Зиля Хизбулловна

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Непоседы».

Город Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ

Тема: «Весна пришла»

Цель: Формировать представления детей о весне, обогащать кругозор и активизировать словарь детей.

Коррекционно-образовательные задачи:

Расширить словарь детей по лексической теме, упражнять в подборе глаголов, закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными, продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением и совершенствовать навыки деления слов на слоги.

Коррекционно-развивающие задачи:

Совершенствовать фонематическое восприятие, развивать мелкую и общую моторику, память, внимание, мышление и художественно-эстетический вкус.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе и друг другу.

Оборудование:

Слайдовое сопровождение на тему: «Весна пришла», экран, мячи Су-джок, дидактическое пособие «Солнышко», прищепки, картинки по лексической теме.

Предварительная работа:

Беседа о временах года, рассматривание иллюстраций, наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов и рассказов о весне.

Ход НОД

1.Организационный момент

(На столе лежит дидактическое пособие «Солнышко», обращаю на неё внимание).

Логопед: Ребята, кто заглянул к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: Да, ребята, только что-то тут не то.

– Как вы думаете? (пропали лучики).

– Солнышко по секрету мне сказало, что лучи его находятся в волшебной корзиночке. Выполнив одно важное задание, вы сможете их вернуть (ответы).

Логопед читает:

Чтобы солнце засияло,

Нам собрать лучи все надо.

Ты заданье выполняй,

Лучи солнца собирай!

Чтобы лучики зажглись,

Друг другу улыбнись! (мимическая гимнастика).

Давайте, поприветствуем солнышко, друг друга и гостей:

Здравствуй, солнце золотое, (дети раскрывают ладони в сторону солнца).

Здравствуй, небо голубое (поднимают руки вверх)

Здравствуй, все мои друзья! (касаются ладонями друг друга)

Логопед:

А теперь слушайте важное задание, о котором я вам говорила: если вы отгадаете загадку, наше солнышко снова засияет золотыми лучами.

Когда это бывает? (весной.)

– Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: О весне.

2. Основная часть

1) Презентация

Логопед: Давайте вспомним, что же происходит в природе с приходом весны? ( Слайды «Весна пришла!»)

Вопросы по слайдам:

  1. Что можно сказать о снеге? Что делает снег весной? (падает, кружится, блестит, тает).
  2. Что происходит с сосульками весной? (тают, капают, падают).
  3. Что делают почки весной? (наливаются, набухают, раскрываются, появляются первые листочки).
  4. Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, выводят птенцов).
  5. Что делают звери весной (просыпаются из зимней спячки, появляются детеныши).

Логопед: Все рады весне и ждут её с нетерпением. Раньше весну зазывали, в гости приглашали…

Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!

Давайте вместе скажем закличку о весне, чтобы она скорее к нам пришла.

2) Фонематическая зарядка

Логопед: Ребята, а теперь встаньте возле стульчиков и внимательно слушайте условие игры. Я назову слово, а вы хлопните в ладоши, если оно относится к весне, а если нет – присядете на корточки.

Слова: сосулька, зима, карандаш, мороз, луч, самолет, почки, птицы, солнышко, капель.

-Поделим слова на части – слоги? Из скольких частей состоит слово: луч, тепло, солнышко.

Логопед: Весной оживает вся природа: прилетают птицы, раскрываются почки, просыпаются звери. Какие звери просыпаются весной? (Предполагаемые ответы детей). А теперь послушайте сказку и повторяйте движения.

3) Су-джок терапия « Путешествие Ежика»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож

(дети катают Су-джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

Очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

Нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

На ежа похожи (дети катают Су-джок между ладонями).

Логопед: Ребята, давайте поиграем в весенние слова. Я называю слово, а вы подбираете признак к заданному слову.

4) Игра «Подбери слово»

– Как можно назвать весну? Какая она, опишите ее (ранняя, красивая, теплая, долгожданная, веселая, поздняя…)

– День какой? (солнечный, ясный…)

– Весной солнце какое? (яркое, лучистое, теплое, ласковое…)

– Настроение весной, какое? (радостное, весёлое, счастливое. )

3. Итог НОД

Рефлексия

– А сейчас у вас какое настроение? Вам понравилась наша сегодняшняя встреча? Что вам понравилось? Что запомнилось? (ответы детей)

Логопед:

– Нашему Солнышку, мне и нашим гостям тоже понравилось, как вы дружно отвечали и все лучики собрали! Это яркое, веселое и лучистое Солнышко останется вместе с нами и будет нам дарить радость и тепло! Чтобы солнышку было веселее, мы нарисуем ему хорошее настроение и яркие лучи!

План-конспект НОД

по формированию лексико-грамматического строя речи

в старшей логопедической группе

Тема: «Весна пришла»

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Формировать представления детей о весне, обогащать кругозор и активизировать словарь детей.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • расширить словарь детей по лексической теме;
  • упражнять в подборе глаголов, согласовании существительных с прилагательными;
  • продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями;
  • совершенствовать навыки деления слов на части.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствовать фонематическое восприятие;
  • развивать мелкую и общую моторику, память, внимание, мышление, художественно-эстетический вкус.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе и друг другу.

Оборудование: слайдовое сопровождение на тему: «Весна пришла!», экран, мячи Су-джок, дидактическое пособие «Солнышко», прищепки, картинки по лексической теме.

Предварительная работа:

Беседа о временах года, рассматривание иллюстраций, наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов и рассказов о весне.

Ход НОД

1. Организационный момент (мимическая гимнастика, мотивация).

2. Основная часть.

– Слайдовое сопровождение «Весна пришла!»

Цель: активизация словаря детей по лексической теме, совершенствование знаний в согласовании глаголов с существительными.

– Дидактическая игра «Поймай слово» (фонематическая зарядка).

Цель: совершенствование фонематического восприятия, развитие общей моторики.

– Су-джок терапия « Путешествия Ежика».

Цель: развитие мелкой моторики, стимулирование речевых зон коры головного мозга

– Игра «Подбери слово».

Цель: совершенствование знаний детей в правильном поборе прилагательных к существительным и в согласовании слов.

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи

№ 4648 Конспект занятия по развитию грамматического строя речи в старшей группе на тему “Поможем Лесовичку”.

МБДОУ№ 168 «Детский сад комбинированного вида»

Конспект занятия по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема «Поможем Лесовичку»

Воспитатель Сазонова В.В.

Занятие по формированию грамматического строя речи у детей 5-6 лет

«Поможем Лесовичку»

— совершенствовать грамматический строй речи старших дошкольников;

— формировать умение образовывать глаголы приставочным способом от глагола лететь;

— совершенствовать умения составлять предложение с предлогами на, над, за, перед, между, около, подбирать антонимы к глаголам, согласовывать существительные с числительными в роде, числе;

— обогащать активный словарь глаголами; развивать зрительное восприятие;

— воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательность.

Материал и оборудование: костюм Лесовичка для взрослого, карточки на клейкой основе с изображением птиц, макеты деревьев: летнего (с зелёными листьями) и зимнего (покрытого снегом), мяч, куб со схемами предлогов, макет окна, мольберт.

Силуэты птиц (радостной и грустной), по количеству детей: конверты с силуэтами разных птиц (от 1 до 5) на прищепках, конверт с головоломкой с изображением птицы, лента с птицей-оригами, макет дерева, бумажная птица, фишки — «зёрнышки», аудиозапись песни «Старичок Лесовичок» (сл. и муз. А. Перескокова).

Воспитатель. Здравствуйте, ребята.

Воспитатель Живёт в лесу Лесовичок,

Очень мудрый старичок,

Он командует всем лесом

С величайшим интересом.

Все дедулю уважают:

Белки шишки собирают,

Зайцы овощи сажают,

Пчёлки мёдик добывают,

Волки домик охраняют.

Так бежит за годом год,

Лесовик в лесу живёт.

Е. Бессараб (перераб.)

Под песню «Старичок Лесовичок» (сл. и муз. А. Перескокова) входит Лесовичок.

Лесовичок. Вспомнили вы про меня, ребята, и я сразу пришёл к вам в гости. Здравствуйте.

Дети. Здравствуй, Лесовичок.

Воспитатель Что случилось, почему ты такой пе-чальный?

Лесовичок. Ребята, беда… У нас в лесу пропали все птицы.

Воспитатель Разве могли все птицы пропасть? Что случилось, как вы думаете, ребята?

Дети. Улетели в тёплые края. Остались зимующие.

Лесовичок. И зимующих нигде нет! Ох, наверное, эти озорницы решили поиграть со мной в прятки: каждая птица оставила задание, выполнив которое, её можно найти. Но я уже слишком стар, мне с ними играть тяжело.

Воспитатель Ребята, давайте поможем Лесо-вичку.

Игра «Птицы перелётные и зимующие»

Цель: активизация представлений детей о перелётных и зимующих птицах.

Детям предлагают карточки на клейкой основе с изображениями птиц. Необходимо назвать их и рассадить на деревья: перелётных на то, где зеленеют листья (летнее), зимующих — на покрытое снегом (зимнее).

Лесовичок. Молодцы! Чтобы найти остальных птиц, нам необходимо помочь им взлететь.

Дыхательная гимнастика «Птицы»

Цель: формирование плавной воздушной струи, выработка речевого дыхания.

Каждый ребёнок держит ленту с птицей-оригами. Предлагается подуть на неё, чтобы она взлетела.

И.п. — стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища;

1 — поднять руку с лентой вверх — вдох;

2 — задержать дыхание на один счёт;

3 — следя, чтобы щёки не надувались, сделать протяжный выдох [п-ф-ф-ф-с-с-с-с] на птицу так, чтобы она «взлетела»;

4 — опустить руку, расслабиться, ленту с птицей взять в другую руку. (Повторить 2—3 раза.)

Лесовичок. Как хорошо наши птицы взлетели!

Игра «Куда птица полетела?»

Цель: формирование умения составлять предложение с предлогами на, под, за, перед, между, около.

Детям предлагается рассказать, куда полетела или села птица, глядя на куб со схемами предлогов. Дети по очереди бросают куб и, глядя на схему-подсказку, которая выпадет, составляют предложение с предлогами:

— Птица села на дерево.

— Птица летит около дерева.

— Птица летит между деревьями.

— Птица спряталась за деревом. И т.д.

Лесовичок. Молодцы, справились с заданием.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: формирование умения подбирать антонимы к глаголам.

Лесовичок называет действие и по очереди бросает мяч детям, стоящим в кругу. Тот, кто поймал мяч, называет глагол-антоним:

Ругать — … (хвалить). И т.д.

Скачет шустрый воробей,

(Прыгают на месте.)

Ему на месте не сидится,

(Прыгают на левой ноге на месте.)

(Прыгают на правой ноге на месте.)

Завертелся, как волчок.

(Кружатся на месте.)

Вот присел он на минутку,

Почесал он клювом грудку,

(Встают, наклоны головы вправо-влево.)

И с дорожки на плетень,

(Прыгают на левой ноге на месте.)

(Прыгают на правой ноге на месте.)

(Прыгают на двух ногах на месте.)

А. Барто (перераб.)

Игра «Доскажи словечко»

Цель: формирование у детей старшей группы умения образовывать глаголы приставочным способом от глагола лететь.

Перед каждым ребёнком стоит макет дерева и бумажная птица, дети слышат начало предложения, продолжая его, произносят глагол и выполняют действие с птицей.

Сидела птица на земле.

И вдруг птица с земли — … (взлетела).

К дереву — … (подлетела).

Вокруг дерева — … (облетела).

До дерева — … (долетела).

На ветку дерева — … (прилетела).

С ветки на ветку — … (перелетела).

Опять вокруг дерева — … (облетела).

От дерева — … (отлетела).

Чего-то испугалась и — … (улетела).

Лесовичок. Молодцы, ребята! Справились с заданием!

Цель: формирование умения согласовывать существительные с числительными.

На мольберте расположен макет окна. У детей на столах лежат конверты с силуэтами разных птиц (от 1 до 5) на прищепках. Детям поочерёдно предлагают назвать и сосчитать птиц, которые лежат в конверте, а затем расположить их в окне.

Дети прикрепляют карточки с изображением птиц к макету окна и определяют их количество. Например: «Я вижу за окном пять ворон, двух синиц, трёх дятлов, одного голубя». И т.д.

Цель: снятие нарастающего утомления глаз, укрепление глазных мышц и устранение напряжения.

Небо синее вокруг.

Стая птиц летит на юг.

(Круговые движения глазами в одну сторону.)

Чтоб скорей им прилетать,

Будем крыльями махать.

(Круговые движения глазами в другую сторону.)

Взмахнули правым крылом,

Взмахнули левым крылом,

Взмахнули правым крылом,

(Из левого угла в правый угол.)

Взмахнули левым крылом.

(Из правого угла в левый угол.)

Игра «Сложи птицу»

Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук.

На столах лежат конверты с головоломками, которые детям предлагается сложить. У каждого ребёнка открывается изображение птицы.

Лесовичок. Спасибо вам, ребята. Вы помогли мне вернуть в наш лес птиц. Пойду их угощу, чтобы больше не прятались от меня. Всем до свидания, приходите в гости.

Воспитатель Молодцы, ребята. Вам понравилось помогать Лесовичку? Какое задание вам понравилось больше всего? А что не понравилось? (Детям предлагают «покормить птиц»: если занятие понравилось, положить фишку — «зёрнышко» к силуэту радостной птички, не понравилось — к силуэту грустной.)

Читайте также:  Конспект фронтального логопедического занятия: Чайная посуда
Ссылка на основную публикацию