Конспект НОД по физической культуре в подготовительной логопедической группе

Конспект НОД по физической культуре: «Прогулка в лес» (подготовительная логопедическая группа)

Цель: развивать активность двигательную детей старшего возраста

Задачи:

1. задачи Образовательные:

– закреплять технику ходьбы и бега одному по колонной с соблюдением дистанции;

– закреплять технику бега и ходьбы по кругу со сменной поворота, врассыпную, поднимая высоко ноги, выбрасывая прямые ноги упражнять;

– вперед в прыжках из обруча в обруч;

– закреплять ползания технику по гимнастической скамейке с опорой на ладони; признаки закрепить весны.

2. Развивающие задачи:

– развивать качества физические: ловкость, быстроту, равновесие, гибкость, общую, силу выносливость;

– развивать координацию движений выполнении при общеразвивающих упражнений;

– содействовать развитию к творчеству и импровизации в двигательной деятельности в сочетании с музыкой характера различного, образно-

игровых представлений, выразительной движений передачи;

3. Формирующие задачи:

– Формировать навык пространстве в ориентировки быстрой сменой положения тела и вращениями, направления, неожиданными остановками;

– формировать умение своим управлять телом в движении, сохраняя равновесие;

– основ формирование здорового образа жизни.

4. Воспитывающие воспитывать:

– задачи потребность к ежедневным занятиям физическими воспитывать;

– упражнениями позитивные качества характера (находчивость, умение, смелость сопереживать, умение работать в коллективе, воли сила, целеустремленность).

Интеграция областей:

1). Физическая Познание

2). культура (Математика: порядковый счёт, ориентировка где, кто стоит)

3). Восприятие целостной картины Времена (мира года)

4). Коммуникация (отвечают: какое года время, лес)

5). Социализация (коммуникационная игра «Здоровье»)

Доминирующая область: физическая Виды.

культура деятельности:

Познавательная результаты:

Ходят и бегают в колонне по соблюдением с одному дистанции, с разным положением рук, четвереньках на ползают, прыгают на двух ногах из обруча в подлезают, обруч под дугу, ходят по верёвке с голове на мешочком, переживают состояние эмоционального комфорта от двигательной собственной деятельности и деятельности сверстников, анализ Оборудование.

упражнений и материалы:

Гимнастическая скамейка, мешки равновесия для (по 3 шт. на каждого ребенка, мат, обручи (5 шт.), подставки (1), дуги для деревьев (5 шт.), диски с фонограммами Вместе «песен весело шагать», «Красная шапочка», изображением с плакаты диких животных, ежей, медведей

часть Подготовительная.

Вход детей под музыку в Построение.

Равняйсь! Вольно! Смирно!

Воспитатель: Ребята поздоровайтесь с нашими Скажите. гостями, а для чего люди здороваются.

Желают: Дети друг другу здоровья.

Воспитатель: можно Как поздороваться, не произнося слов?

Дети: друг Пожать другу руку, кивнуть головой.

Скажите: Воспитатель, какое сейчас время года?

Весна: Дети.

Воспитатель: Назовите признаки весны.

детей Ответы: Тает снег, солнце стало птицы, ярче щебечут, дни стали длиннее, ручьи бегут.

Воспитатель: Какое время года весной? за наступит

Дети: Лето.

Воспитатель: А кто назвать сможет признаки летнего леса?

Дети: звонкий, Шумный, разноцветный, бурлящий.

Воспитатель: Ребята, вы что, знаете в лесу есть хозяин. Посмотрите на Появляется.(экран старичок – лесовичок).

Старичок – лесовичок. здравствуйте, Ребята. А вы любите чудеса? Хотите снова лесу? в оказаться Но путь будет нелегким. В лесу ждет вас много препятствий: нужно перебраться речку через, преодолеть овраг, перепрыгнуть через пробраться, репейник между кустов, перебраться через Сможете. болото вы справиться с такими препятствиями?

Дети: Да, Воспитатель.

сможем: Дети, мы с вами все это Сегодня. умеем я вам предлагаю совершить прогулку в лес летний, вспомнить, каким он был. Посмотреть с там мы кем можем встретиться. А все, что и увидим мы кого, мы покажем движениями. Прежде чем путь в отправиться, нам надо знать, сколько порядку.По нас номеров рассчитайсь. Налево. Посмотрите кто, внимательно стоит впереди вас? Кто Между сзади? кем стоит… Теперь можно путь в отправиться (проверили: осанку, равнение).

Разновидности бега и ходьбы

I. Звучит музыка «Вместе весело Ходьба»

1. шагать в шеренге по одному;

2. Какая красивая чтобы, трава не помять ее: руки на пояс ставь на марш носках

3. Шишек много под ногами. уколоться не Чтоб руки за спину ставь, ходьба на шагом – пятках марш

4. Солнце стало высоко. спешить Надо. Приготовились – медленно бегом марш.

5. пояс на Руки ставь, выбрасывая прямые ноги марш – вперед.

6. Приготовились .Руки на пояс ставь, марш – подскоки.

7. Сколько ромашек на лугу. Приготовились рассыпную в ходьба. Шагом марш.

8. Приготовились. пояс на Руки ставь – боковой галоп марш.

9. Высоко. Приготовились поднимая колени марш.

10. Приготовились.ходьба Обычная – шагом марш.

Этюд: Лесной упражнение (ручеек на релаксацию).

Удивились (руки в стороны, друг посмотрели на друга).

Поиграли с водой (пальчиковая Умылись)

налево в колонну по- два марш шагом.

Перестроение на ОРУ.

Основная часть:

упражнения Общеразвивающие

1. “Деревья” (8 раз).

Много деревьев в пятки.

И.п.: лесу вместе, носки врозь, руки туловища вдоль. Ветки деревьев смотрят в стороны, тянуться высоко вверх.

Вып.: встали на носки, стороны в руки, вверх, в стороны, опустили.

2. “Птицы”(8 Птицы).

раз сидят на деревьях, смотрят по сторонам.

И.п.: то же. поясе на Руки.

Вып.: плавные повороты головы прямо, вправо, влево, прямо.

3. “Дятел”(6 раз).

стучит Дятел по деревьям.

И.п.: стоя пятки вместе, врозь носки, руки на поясе.

Вып.: постукивание плечам по кулаками, по коленям, по полу, на пояс.

4. “Ветер”(по 6 каждую в раз сторону).

Поднялся сильный ветер.

И.п.: ширине на ноги плеч, руки вдоль туловища, вместе пальцы.

Вып: круговые вращения прямых вперёд рук, назад.

5. “Аист”(8 раз).

Аист болоту по ходит и ищет свою лягушку.

И.п.: ноги на плеч ширине, руки вместе.

Вып.: 3 прижимистых вперёд наклона, выпрямились, руки на пояс.

6. “Ежи”(8 вот).

И раз мы встретили колючего ежа, который нас увидел и испугался.

И.п.: лёжа на спине, руки прямые вдоль за голову.

Вып.: группировка – прямо.

7. “раз”(8 Медвежата).

А дальше на поляне играют медвежата.

И.п.: спине на легли, ноги прижаты к груди.

Вып.: туловища повороты вправо-влево.

8. “Старые медведи”(8 Старые).

раз медведи встряхивают свои лапы.

И.п.: присев – упор, отступление назад.

9. Лягушки(8 раз).

болота из Вылезли лягушки, и давай смеяться над пятки.

И.п.: медведями вместе, носки врозь, руки на Вып.

поясе.: приседания, произнося «ква-ква», прямая спина, руки на поясе.

10. “Ужи”(8 раз).

А вылезли дальше ужи и греются на солнышке.

И.п.: лёжа на Руки. животе на уровне плеч.

Вып.: подняли часть верхнюю туловища, опустили.

11. “Паучки”(6 раз).

А увидели потом удивительных паучков, которые бегали по тропинкам лесным.

И.п.: сидя, упор на руки и ноги

Передвигаемся.: Вып вперед, назад не опуская туловище.

12. “раз”(8 Зайчата).

Вышли на поляну, увидели зайчиков, прыгали которые на поляне.

И.п.: руки на поясе.

Вып.: сменой со прыжки ног (правую ногу вперед, вперед прыжки, назад).

Прыжки (ноги вместе, врозь ноги).

Упражнение на релаксацию.

Подул слабый работают (ветер пальцы рук).

Птицы полетели (кисти работают рук).

Рыбы плавают в лесном работают (озере: правая, левая, обе руки).

направляющему. К Направо сомкнись.

Обход налево. Шагом Основные!

марш движения:

1. Посмотрите перед нами речка: препятствие лесная протекает. Нужно перебраться речку через и мы знаем как:

Ходьба приставным канату по шагом с мешком на голове.(3 раза)

2. А на пути болото встало. Прыгаем по кочкам.

Прыжки из обруча в Руки. обруч на поясе.(3 раза)

3. А сколько вокруг Бег.

кустарников змейкой, огибая кустарники.(3 раза)

А колючий вот репейник.

Подлезание под дугу.(3 нашем)

На раза пути-пещера. Пойдём и через Ходьба.

неё в полуприседе.(3 раза)

Подвижная игра “лисички и Белочки” (2 раза).

Старичок-лесовичок. Ребята, я для незаметно вас всё видел, как вы препятствия преодолевали. Давай теперь поиграем. Игра Белочки «называется и лисички». Вспомним правила игры.выбирают Водящего считалкой. По сигналу «раз, два, дети» три убегают. Водящий старается забрать можно как больше лент у детей. Дети, у водящий которых забрал ленты, садятся.

Игра на Воздух “внимание, огонь, земля” (2 раза).

Вспоминаем игры правило.”Воздух” – дети поднимают руки Огонь. “вверх”- дети вращают руки перед Земля.”собой” – дети опускают руки вниз.

Темно: Воспитатель стало в лесу. Вот и день прячутся, закончился звери в свои норки. Послушаем, птицы как поют свою вечернюю песню (закрывают дети глаза, слушают пение птиц).нам и Теперь пора возвращаться домой.

Тихо лесными с попрощаемся жителями и будем возвращаться домой.

Старичок:

Рефлексия – Лесовичок: Ребята, мне очень как, понравилось вы занимались. Поэтому я дарю вам цветки прекрасные. Цветки не простые, это цветки Почему. здоровья они так называются? Что делать нужно, чтобы быть здоровыми?

Дети:быть, закаляться добрым, заниматься физкультурой, правильно правильно, питаться одеваться (по погоде), уметь дружить.

читают Дети по- одному:

1 ребенок: Если хочешь здоровым быть.

2 ребенок: Быстрым, ловким, сильным, ребенок.

3 смелым: Никогда не унывай.

4 ребенок: Бегай, играй и прыгай.

5 ребенок:Если будем мы стараться.

6 Спортом: ребенок будем заниматься.

7 ребенок: Со здоровьем ребенок.

8 подружиться: Не составит нам труда.

Все Будем: дети сильными тогда.

Воспитатель: Ребята, пожелаем давайте всем людям, живущим на нашей Земля планете здоровья. «Будьте здоровы».

Все Будьте: дети здоровы

Заключительная часть:

За что мы сегодня можем себя похвалить? Чем занимались: /детей ответы/, какими мы были: /дружными, смелыми, Под/. добрыми музыку ” Вместе весело шагать” уходят дети в группу.

Страничка инструктора по физической культуре Шипицыной Татьяны Александровны

«Гимнастика, физические упражнения,

ходьба должны прочно войти в повседневный быт

каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,

полноценную и радостную жизнь»

Я очень рада, что вы посетили мою страничку! Опубликованный мной материал будет интересен педагогам ДОУ, а также родителям, которые хотят видеть своих детей крепкими и здоровыми!

Предметно – пространственная развивающая среда физкультурного зала

Методическое портфолио

Образовательная деятельность в подготовительной к школе группе “Морское путешествие” -видео

Методическая копилка

Презентации

Музыкально-ритмическая гимнастика как средство здоровьесбережения

Фитбол гимнастика часть 1, часть 2

Взаимодействие с педагогами МБДОУ

Семинар – практикум “Подвижные игры с нестандартным оборудованием”

Образовательная деятельность и развлечения

ОД в подготовительной к школе группе “Морское путешествие” – видео

Участие в мероприятиях

Для вас, родители!

Теоретическое представление собственного педагогического опыта

Взаимодействие с семьями неорганизованных детей

Мои достижения

Свои отклики и пожелания вы можете оставить на странице официального сайта МБДОУ «Д/с №10 «Умка» в разделе «Напишите нам”

Конспект НОД по физической культуре в подготовительной логопедической группе

  • > Главная
  • > Получить Свидетельство
  • > Конкурсы
  • > Олимпиады
  • > Публикации
  • > Оплата

№ 5192 Конспект НОД по физической культуре в подготовительной группе “Метание мешочков на дальность правой и левой рукой”

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 города Шимановска»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре

В подготовительной группе:

«Метание мешочков на дальность правой и левой рукой»

Подготовила:

Кивал Наталия Анатольевна

Конспект НОД по физической культуре в подготовительной группе.

Тема: Метание мешочков на дальность левой и правой рукой.

Цель: укрепление и сохранение здоровья детей, через физкультурное занятие.

Задачи:

Обучающие: обучать метанию мешочков на дальность правой и левой рукой, в горизонтальную цель.

Развивающие: развивать силу основных мышечных групп, способствовать растяжению и укреплению мышц и связок.

Воспитательные: воспитывать у детей ответственное отношение к правилам при выполнении физических упражнений.

Оборудование:

Обручи по количеству детей, мешочки (по одному на ребенка), корзины или обручи для метания мешочков в горизонтальную цель.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Ответы детей : по утрам делать зарядку, закалятся, правильно питать, гулять, заниматься физкультурой и т. д.)

А чтобы всегда быть здоровым я предлагаю вам выполнить различные физические упражнения, движения, поиграть в игры. Всё это поможет вам укрепить ваше здоровье. Согласны?

I. Вводная часть. Занимательная разминка.

Построение. Приветствие. Ходьба на носочках, руки на поясе. Ходьба на пятках, руки согнуты в локтях. Ходьба с упражнениями для рук: руки вперед; руки вверх; руки в стороны, сжимая пальцы рук в кулаки на каждый шаг. Ходьба пятки вместе, носки врозь. Ходьба пятки врозь, носки вместе (косолапить). Боковой галоп правым и левым боком. Ходьба гусиным шагом (руки на колени). Бег с заданием: по сигналам свистка педагога: один сигнал — бег в другую строну, два — поворот вокруг себя на 360° и продолжение бега, три — поворот вокруг себя на 360°, присесть на корточки, встать и продолжать бежать. Заключительная ходьба.

Упражнение на восстановление дыхания. Вдох носом, руки вверх – на выдохе опускаем руки и говорим «Ах!».

Речевка :

Выходи на тренировку.

Каждый весел и здоров

И к занятию готов!

II.Основная часть.

1.ОРУ с обручами

1. И.п. – стоя, обруч надеть на талию, держится двумя руками. 1-2 — поднять обруч вверх, смотреть на него. 3-4 – И.п. (8 раз)

2. И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки с обручем вытянуты вперед, держать как руль. Скручивающие движения рук в одну и другую сторону. (повторить 4 раз в каждую сторону)

3. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, обруч одет на талию, держится двумя руками, руки напряжены. 1- поворот туловища влево, 2- И.п. 3- поворот туловища вправо, 4- И.п. (6 раз в каждую сторону)

4. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, обруч удерживается двумя руками сзади.1- наклон туловища вперед, руки поднимаем вверх. 2- И.п. (8 раз)

5. И.п. – стоя, обруч перед грудью, хват с боков. 1-4 — надевать обруч на себя снизу вверх, чередуя ноги. (6-8 раз)

6. И.п. – сидя, обруч лежит на полу, ноги согнуты в коленях, расставлены за границами обруча, руки в упоре сзади. 1- приподнять ноги и одновременно поставить их в обруч. 2- И.п. (8 раз)

7. И.п. – сидя по-турецки, обруч перед собой, хват с боков. Встать без помощи рук. (6-8 раз)

8. И.п. — стоя в обруче, ноги вместе. Прыжки: ноги врозь за обруч, ноги вместе в обруч . (10 прыжков в чередовании с ходьбой по обручу, повторить 3 раза)

9. И.п. — стоя в обруче. Ходьба по обручу пальцами, ходьба по обручу пятками.

2.Основные виды движений.

Метание мешочков на дальность правой и левой руками.

Метание мешочков на дальность.

А) имитация метания мешочка из-за головы:

И.п.- левая нога впереди, мешочек в правой руке. Отвести правую руку с мешочком за голову и сымитировать метание (повторить 3-4 раза).

И.п.- правая нога впереди, мешочек в левой руке. Отвести левую руку с мешочком за голову и сымитировать метание (повторить 3-4 раза).

Б) метание мешочков на дальность правой и левой рукой (выполняются 5-10 раз фронтально).

Метание мешочков в горизонтальную цель.

Впереди на расстоянии 5-6 м от шеренги детей расположить корзины (2-3 шт.).

Дети метают мешочки поочередно левой и правой рукой в горизонтальную цель (корзины) 5-10 раз.

3.Веселый тренинг.

Игра «Колобок». « Что за странный колобок в окошке появился: Постоял совсем чуток, взял и развалился!»

Лягте на спину, а затем сядьте, обнимая ноги руками, и уберите голову в колени.

Прижмите колени к плечам и посмотрите на свои пятки.

«Вот вы все и колобки! Раз, два, три, четыре, пять — развалились вы опять». Вытяните ноги и лягте на спину. Для мышц шеи, спины, живота; гибкости.

4.Подвижная игра.

«Вдвоем в одном обруче» (проводится с музыкальным сопровождением).

Обручи лежат на полу по кругу. В каждом обруче — двое детей. Воспитатель дает задание: легкий бег (или подскоки, или боковой галоп и т.д.) и включает музыку. Дети выполняют движения около обручей по большому кругу до тех пор, пока играет музыка. Как только музыка перестает играть, дети должны бегом занять любой обруч попарно. Тот, кто не успел, становится проигравшим. Игра повторяется 2-3 раза.

III.Заключительная часть.

Малоподвижная игра «Тик-так».

Дети становятся в круг, они — «цифры». Выбирается водящий, он — «стрелка для часов», ему завязывают глаза, он находится в центре круга. Играющие хором произносят слова и выполняют движения в соответствии с текстом.

Тик-так, тик-так. Ходьба на месте.

Мы всегда шагаем так:

Шаг влево, шаг вправо, Шаг влево, шаг вправо.

Стрелка, стрелка покружись — Водящий вытягивает руку вперед,

Час который, покажи. поворачивается вокруг себя.

После слова «покажи» — останавливается.

Тот ребенок, на которого указывает рука водящего, произносит: «Тик-так». Водящий должен угадать имя сказавшего «Тик-так».

Читайте также:  Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков (с), (с’), (з), (з’)

Игра повторяется 2 раза.

Воспитатель : Ну как настроение, хорошее? Давайте улыбнёмся друг другу, улыбаясь, мы дарим здоровье и радость. Хочу вас всех похвалить, вы хорошо делали упражнения для мышц рук, ног, спины. Были ловкие и выносливые. Выполняйте физические упражнения ежедневно и будете здоровы!

Конспект НОД по физической культуре в подготовительной логопедической группе

Автор: Домнина Ирина Николаевна

Организация: ГБОУ Гимназия № 1593 СП № 1

Населенный пункт: г. Москва

1. Совершенствовать умения детей в ходьбе и беге.

2. Способствовать развитию мышц плечевого пояса, туловища, ног.

3. Совершенствовать навыки скольжения по гимнастической скамейке на животе.

4. Продолжать совершенствовать умения детей прыгать через гимнастическую палку, пролезать под перекладиной.

5. Совершенствовать боковые перекаты.

6. Учить проползать на животе под дугами.

7. Развивать внимание, ловкость, умение ориентироваться в пространстве.

8. Воспитывать дружбу и взаимовыручку.

Оборудование: гимнастическая скамейка, наклонная доска, маты, обручи, гимнастические палки, канат.

Инструктор: – Ребята, вы любите сказки?

А вы смотрели сказку «Король Лев»?

Да, правильно. В Африке есть саванна – это то место, где живет царь зверей.

Представьте себе, что мы отправляемся в Африку, чтобы ступить на сказочную тропу царя зверей. У него там много препятствий. Он должен уметь прыгать, бегать, лазать. И мы тоже постараемся все препятствия преодолеть.

1 часть. Вводная.

Инструктор: – Равняйсь! Смирно! На 1-3 рассчитайсь! В обход по залу шагом марш!

Ходьба спортивная, высоко поднимая бедро, ходьба на носках, ходьба на пятках, в полуприседе, полный присед, на высоких четвереньках. Бег

обычный, бег с захлестыванием голени, бег, высоко поднимая бедро, бег на носках, бег с выносом прямых ног вперед, назад, в стороны. Спортивная ходьба. Упражнения на восстановление дыхания.

2 часть. Основная.

Комплекс общеразвивающих упражнений.

1) И. п. – основная стойка. 1 – руки в стороны. 2 – руки вверх, подняться на носки. 3 – руки в стороны. 4 – И. п. – 8 раз.

2) И. п. – основная стойка. 1 – поднять плечи. 2 – пустить – 10 раз.

3) И. п. – руки на поясе, ноги на ширине плеч. 1 – наклон вправо. 2 – наклон влево – 8 раз.

4) Круговые вращения туловищем – 8 раз.

5) Наклон вперед. И. п. – основная стойка. 1 – коснуться носков ног. 2 – И. п.

6) И. п. – сидя, руки вверх, ноги вытянуть вперед. 1 – коснуться носков ног. 2 – И. п

7) И. п – упор руками сзади, ноги вытянуть вперед. 1-2 – согнуть ноги в коленях, 3-4 – оторвать ягодицы, сделать плоский мостик.

8) И. п. – лежа на спине. Упражнение «Велосипед» – одна нога прямая, другая согнутая.

9) И. п. – основная стойка. 1 – ноги в стороны. 2 – вместе.

10) Упражнение на восстановление дыхания. 1 – руки через стороны вверх – вдох. 2 – руки через стороны вниз – выдох.

Физк. рук-ль: – Ребята, в зоопарке томятся зверята. Давайте на каникулы их тоже отправим в любимую родную Африку.

Сейчас мы будем грузить по трапу зверят в пароход.

– Грузим ужей (лежа на животе, хват руками с боков скамейки);

– грузим медвежат коал (средние четвереньки, скамейка между ног);

– грузим лемурчиков (высокие четвереньки);

– грузим обезьян (высокие четвереньки, прыжки через скамейку).

Всех погрузили, а теперь сами садимся на корабль (ходьба по трапу приставным шагом в правую сторону). Сомкнулись, «поплыли» (ходьба и бег противоходом, змейкой) Остановка. Разошлись по «палубе». Перестроение в три колонны.

Физк. рук-ль – боцман. Он делает боцманский обход.

– А сейчас сделаем разминку, чтобы быть готовыми к преодолению препятствий. В путь!

Перестроение в колонну друг за другом. Медленный бег. Ходьба.

1. Подлезание под перекладиной.

2. Прыжок через гимнастическую палку.

3. Прыжки в плоские обручи.

4. Ходьба по канату.

5. Боковые перекаты по матам.

6. Прыжок в высоту.

Способ организации – поточный (2-3 р.)

Инструктор: – Возвращаемся на корабль. Разбежались по палубе.

Переход на игру.

Подвижная игра «Мы – веселые ребята».

Малоподвижная игра «Посмотри – повтори».

Инструктор: – Встали прямо! Закрыли глазки –

Вот и всё! Выход из сказки!

3 часть. Заключительная.

Легкий бег – 2 мин 55 с

Анализ занятия, итог.

Инструктор: – Что мы делали сегодня на занятии?

Направления коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у детей с ОНР дошкольного возраста

Наталья Кристева
Направления коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у детей с ОНР дошкольного возраста

Кристева Наталья Павловна

учитель-логопед МДОУ № 43,

Россия, Московская область, г. Подольск

Аннотация: В статье представлена авторская методика коррекционной работы по формированию коммуникативных речевых навыков у дошкольников с ОНР III-IV уровня. Спецификой данной методики является использование наряду с традиционными методами логопедической работы при ОНР функциональных тренировок как наиболее доступного вида психотерапии для дошкольников

Ключевые слова: формирование коммуникативных речевых навыков у детей с ОНР, функциональные тренировки при общем недоразвитии речи

Сложная полифункциональная коммуникативная деятельность является важнейшим условием нормального психического развития детей (А. Г. Ананьев, А. А. Бодалёв, Р. С. Буре, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.). Общение рассматривается как взаимодействие двух и более людей с целью налаживания взаимоотношений и достижения общего результата (М. И. Лисина).При этом функциями общения являются: организация совместной деятельности людей; формирование и развитие межличностных отношений; познание людьми друг друга и окружающего, что позволяет раскрыть общественную и духовную сущность человека в материальном и духовном общении. В процессе коммуникативной деятельности дети познают окружающий мир, осваивают общественно-исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями. Поэтому в терминологии возрастной и специальной психологии появился термин «коммуникативная деятельность» аналогичный термину «общение» [5].

Речевые нарушения и обусловленные ими вторичные отклонения оказывают негативное влияние на формирование коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста, т. к. речи принадлежит важная роль в структуре социокультурной коммуникации. Для анализа закономерностей овладения языком в специальной педагогике введено понятие «коммуникативной компетенции», которая позволяет человеку использовать для общения грамматически правильные выражения и формы, наиболее соответствующие нормам вербального поведения в конкретных актах взаимодействия (О. В. Громова, Ю. В. Вятлева, И. Ю. Кодратенко, Е. Л. Черкасова, Г. В. Чиркина). По мнению этих и других исследователей, общение оказывает большое влияние на социально-личностное развитие ребенка и рассматривается как специфический вид человеческой деятельности. Смена его форм связана с изменениями потребностей ребенка, ведущего вида деятельности и роли взрослого на каждом возрастном этапе.Структурными компонентами общения являются: мотивы, предмет, коммуникативный акт и средства общения (Л. И. Божович Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина). Поэтому в процессе модернизации дошкольного образования необходима разработка содержательно-методического сопровождения коррекционно-педагогической работы, направленной на решение задач социально-коммуникативного развития ребёнка, в основу которого положено адекватное взаимодействие с окружающими сверстниками и взрослыми [6]. Поэтому эта проблема требует комплексного подхода к организации коррекционно-воспитательной работы в условиях ДОО с учётом общих, специфических и индивидуальных особенностей детей с ОНР. Изучение коммуникативного аспекта речи наиболее широко представлено в работах психолингвистического направления, так как осуществляется путём изучения эволюционной динамики родного языка (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалёв).

В научной литературе практически нет данных о том, с какого возраста и при каких условиях ребёнок способен оценивать свой процесс понимания и процесс понимания своего партнёра, а также с какого возраста ребёнок способен узнавать причины коммуникативных неудач и преодолевать их.

К началу дошкольного возраста ребёнок в норме уже способен реализовывать различные коммуникативные действия и соответствующие им формы речевых высказываний. В этом возрасте начинается усвоение более сложных типов коммуникации, таких как рассказывание или совместное планирование. Также в возрасте от 3 до 6 лет происходит переход от одиночных или параллельно разворачивающихся игр к объединённым и корпоративным формам игры, которые тесно связаны с развитием совместного планирования (М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской).

В области коррекционной педагогики, и в частности, в логопедии подчёркивается, что специфика формирования коммуникативной функции речи и коммуникативной деятельности детей с ОНР проявляется не только в особенностях их поведения, но и связана с трудностями мотивационного плана, что проявляется в том, что потребность в общении не является ведущей (Власенко И. Т., 1990; Мастюкова Е. М., 1992; Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., 1985); смещением иерархии целей общения (Грибова О. Е., 1995) и несформированностью основных форм коммуникации диалога и монолога (Глухов В. П. 2004; Усольцева Н. К., 1996 и др.).

Недостаточность коммуникативной сферы у детей с ОНР наиболее ярко проявляется в общении со сверстниками. Из-за отсутствия адекватных форм вербального общения в процессе коммуникации у детей с ОНР происходят многочисленные конфликты, а именно демонстративные действия [3].

Речевое нарушение и связанные с ним вторичные отклонения в развитии психических процессов и эмоционально-волевой сферы, а также своеобразие диалога детей затрудняют переход к связной контекстной речи и определяют несформированность монолога [2]. Поэтому специфика протекания коммуникативной деятельности детей с ОНР вызывает необходимость у педагогов поиска методов и средств воздействия на коммуникативное поведение.

В отечественной логопедии не представлены методики по выявлению нарушений коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР. Наиболее приемлемой для изучения устной речи является динамико-контекстуальная методика Т. Слама-Казаку. С её помощью осуществляется динамическое изучение языка через речевую деятельность, то есть прослеживается коммуникация в реальных условиях. Это попеременный обмен репликами, последовательное построение высказывания; модификации, обусловленные изменением ситуации или реакцией партнёра.

В современной логопедии и психологии существует ряд средств и методов, с помощью которых возможно развитие коммуникативных навыков дошкольников с ОНР III-IV уровня [8]. К средствам относятся игровая и сценическая деятельности, продуктивные виды деятельности, игрушка. К методам можно отнести коллективный разбор конфликтов, обсуждение речевых коммуникативных ситуаций, мини-сказок или пьес, работа с родителями, активность самих детей в процесс общения, описанных в работах В. К. Воробьёвой, В. П. Глухова, С. А. Мироновой, Н. А. Никашиной, Т. А. Сидорчук, Т. А. Ткаченко, А. В. Ястребовой и многих других.

В. К Воробьёвой разработана методика с использованием картинно-графического плана для поэтапного формирования умений и навыков связной речи. Т. А. Ткаченко предлагает формировать навыки описательного рассказа с использованием моделей и схем. В работах В. П. Глухова, Т. А. Сидорчук. А. В. Ястребовой нашло отражение изложение методов обучения творческому рассказыванию путём коррекционно-развивающего обучения связной речи детей с ОНР, разработаны приёмы формирования полноценной речевой деятельности.

Нами была разработана методика формирования коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В обучающем эксперименте приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III-IV уровня. Обучение было организовано в 2 этапа. Первый этап включал помимо традиционных логопедических занятий по коррекции звуковой стороны речи, развитие словаря и связной речи и обучение детей диалогической речи. Выбор фонетического, грамматического и лексического материала группировался вокруг типовой коммуникативной ситуации с учётом коммуникативной потребности детей, их сферы общения и цели коррекционного обучения.

В основу экспериментального обучения была положена игровая технология развития диалогического взаимодействия дошкольников с речевыми нарушениями, разработанная Соловьёвой Л. Г. [2, 8], дополненная нами функциональными тренировками, которые используются в коррекции заикания [1].

Функциональные тренировки — это специальные упражнения, в процессе которых дети обучаются навыкам импровизации и композиции, что позволяет осуществить переход к спонтанной речи, когда необходимо отстоять своё мнение и выступить без подготовки на определённую тему. Выполняя такие речевые упражнения, дети не могут осуществлять контроль за техникой речи, поэтому к началу функциональных тренировок составляющие навыка должны быть достаточно автоматизированы. Функциональные тренировки закрепляют прочность усвоенных ранее навыков, поэтому для детей с общим недоразвитием речи целесообразно проводить их на втором году обучения. Функциональная тренировка воздействует на работу организма в целом, а не только его отдельных частей.

Психолого-педагогический анализ деятельности общения детей с общим недоразвитием речи позволил получить достаточно объективные данные, отражающие специфику коммуникативного поведения исследуемой категории детей. После реализации в течение двух лет коррекционной программы, направленной на развитие коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР III-IV уровня с использованием различных видов логопедической и игровой деятельности,было проведено контрольное экспериментальное исследование в двух группах: в экспериментальной группе, где была реализована программа, и в контрольной группе, где проводились традиционные занятия. Для диагностики были использованы те же методики, только с другим стимульным и дидактическим материалом. Рассмотрим результаты контрольного исследования в обеих группах и определим результативность проведенной работы.

На контрольном этапе исследования было выявлено, что уровень коммуникативных навыков в экспериментальной группе повысился на 40%, что свидетельствует об эффективности групповых и командных игровых ситуаций, в ходе которых дошкольники с общим недоразвитием речи учились понимать и воспринимать позиции своих ровесников, уважать чужое мнение и интересы в любом виде деятельности, в любых формах общения

В контрольной группе, общий уровень сформированности коммуникативных навыковостался на прежнем уровне: средний уровень 60%, низкий уровень 40%. Небольшие положительные результаты в этой группе детей с ОНР III-IV уровня наблюдались только в совместной игре с воспитателем. Необходимо отметить, что познавательный компонент в контрольной группе снизился на 20%, что свидетельствует об отсутствии интереса дошкольников к беседе о книге, о главных героях.

Так в контрольной и экспериментальной группах были выявлены особенности коммуникативной функции речи до и после коррекционной работы. Как видно из таблицы, в экспериментальной группе наблюдается значительная положительная динамика в формировании коммуникативных навыков.

Критерий Эксперимен тальная группа до обучения Эксперимен тальная группа после обучения Контрольная группа до обучения Контрольная группа после обучения

1. Речевой негативизм 11 чел. 0 12 чел. 2 чел.

2. Положительная мотивация речевой деятельности 2 чел 15 чел. 3 чел. 8 чел.

3. Нарушения регуляторных процессов 9 чел. 1 чел. 8 чел. 6 чел.

4. Тревожность 7 чел. 1 чел. 6 чел. 4 чел.

5. Подавленность 3 чел. 0 5 чел. 4 чел.

6. Страх речи 12 чел. 0 10 чел. 8 чел.

Также экспериментальное изучение коммуникативной деятельности детей с ОНР старшего дошкольного возраста показало, что она значительно отличается от процесса общения их нормально развивающихся сверстников, как по уровню своего развития, так и по основным качественным показателям.

Комплекс нарушений речевого и когнитивного порядка препятствует организации коммуникативного поведения ребёнка с ОНР, затрудняет его речевой контакт со взрослым, и способствует изоляции от коллектива сверстников, что убеждает в необходимости разработки специальной методики, направленной на коррекцию основных структурных компонентов коммуникации. Основу данного методического подхода составила ориентация на активную речевую практику в процессе организации их совместной деятельности, формирование стойкой мотивации общения и адекватных форм коммуникативного поведения, влияющих на выбор средств общения, порождение продукта коммуникативной деятельности, способы и результаты его интерпретации.

Результаты контрольного эксперимента, направленные на изучение эффективности предложенной системы выявили, что по основным параметрам общения дошкольники с ОНР приблизились к возрастной норме, у них отмечалась сформированность всех компонентов сложной структуры деятельности общения. Предложенная программа комплексного развития коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с ОНР, позволяет решить целый круг задач, связанных с речевым и умственным развитием детей с ОНР дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1. Арутюнян (Андронова) Л. З. Как лечить заикание. – М. – 1993. – 160с.

2. Глухов В. П. Методика формирования монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. – М., 1996 – 112 с.

3. Грибова О. Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией. // Дефектология, 1995. – № 6. – с. 16 – 19.

4. Коммуникативно-речевая деятельность детейс отклонениями в развитии: диагностика и коррекция /Под ред. Г. В. Чиркиной, Л. Г. Соловьёвой. – Архангельский Поморский университет, 2009. – 403с.

5. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза и общение. – М., 1998. – 143с.

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.

7. Соловьева Л. Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями. – Дефектология, – № 4. – 2007.

Читайте также:  Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики пальцев рук

8. Чиркина Г. В. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М. : Просвещение, 2012.

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой Доклад из опыта работы на тему: «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой». Общение – одна.

Использование игр по развитию мелкой моторики в процессе коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста с ОНР Развитие мелкой моторики является одной из наиболее важных частей коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста,.

Формирование коммуникативных навыков и умений детей дошкольного возраста через LEGO-конструирование Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир, но и выражает к нему свое отношение. Задача педагога – сделать.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Одну из основных задач, которую на сегодняшний день пытаются решить коррекционные педагоги – это оптимизация коррекционно-развивающей работы.

Информация из опыта работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков к здоровому образу жизни Формирование основ здорового образа жизни у детей младшей группы «Семицветик» ведется согласно рабочей программы. ОО «Физическое развитие».

Инновационные подходы к формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Инновационные подходы к формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Мы живем в современном.

Организация работы с детьми и родителями по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Целью данной работы является формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников, повышения у них уровня межличностного общения,.

План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».

Сообщение на методическое объединение «Организация и система коррекционной работы по формированию навыков культуры поведения» ГБОУ с. Малый Толкай Сообщение на методическое объединение: «Организация и система коррекционной работы по формированию навыков.

Методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии по теме

В данной работе представлены методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
metodicheskie_rekomendacii.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Портнова Елена Александровна, учитель – логопед, СП ГБЩУ СОШ №2 детский сад «Буратино» Самарской области п.г.т. Усть – Кинельский

Методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Актуальность выбранной темы продиктована стратегической задачей развития дошкольного образования в настоящее время, которая заключается в обновлении содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов. Определяющей тенденцией модернизации системы специального обучения является интеграция детей с отклонениями в развитии в нормально развивающуюся среду, что требует создания условий для подготовки этих детей к жизни в обществе.

Жизнь в изменяющихся условиях поликультурного общества требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы, выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству. Взаимодействие ребёнка с окружающими людьми является важным фактором его социального и личностного становления.

Проблема речевой коммуникации является одной из основных в психологии, лингвистике, психолингвистике, педагогике и дефектологии, так как речевое общение является главным видом человеческой деятельности, основным условием развития речи и мышления ребёнка, формирует его отношение к окружающим, создаёт специфические способы социального контакта.

Наиболее благоприятным периодом развития и совершенствования речевого общения является дошкольный возраст (Выготский Л. С., Божович Л. И.).

В работе с детьми, имеющими первичное нарушение – недоразвитие речи разной степени выраженности – основной задачей выступает формирование языковых средств. В то же время следствием недостающего развития языковых средств является нарушение речевой коммуникации с окружающими (Левина Р. Е.).

Неосознанные представления детей с недоразвитием речи о тактиках речевого поведения и речевого взаимодействия значительно шире, чем их реальное использование.

Общие закономерности речевого общения усваиваются детьми по мере развития диалога, в процессе которого собеседниками осуществляется выбор речевых тактик, основанный на правилах речевого общения. Средством обучения тактике общения служат функциональные опоры.

Обеспечение единства воспитательного и коррекционного процессов логично предполагает совершенствование общей педагогической культуры учителя-логопеда. Соответственно, повышаются требования к личности педагога, к тактикам его речевого поведения.

Таким образом, весь процесс коррекционного обучения в детском саду должен иметь чёткую коммуникативную направленность. Важно, чтобы логопед планировал усвоение детьми элементов языковой системы в непосредственном общении, чтобы дети научились применять отработанные речевые действия в аналогичных и новых ситуациях, креативно использовать усвоенные умения и навыки в разных видах деятельности.

Цель данной работы – разработка методических рекомендаций для воспитателей по формированию вербально-коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

– проанализировать научно-теоретическую литературу по данной проблеме;

– разработать методику исследования вербально-коммуникативных умений

у старших дошкольников;

– провести мониторинг дошкольников по данной проблеме и дать анализ их результатов;

– определить этапы и разработать содержание коррекционной работы, направленной на содержание вербально-коммуникативных умений воспитанников.

Сроки логопедической работы: один год.

Мониторинг. Выявление состояния вербальной коммуникации воспитанников происходит в процессе сравнительного анализа речевого поведения и речевой деятельности детей. В основу исследования вербально – коммуникативных умений положены следующие критерии:

Коммуникативные умения можно считать сформированными, если воспитанник:

  1. понимает необходимость и важность общения в жизни, проявляет осознанный интерес к нему как к процессу межличностного взаимодействия;
  2. активен, самостоятелен как субъект в процессе общения, общается в полную меру своих возможностей для решения коммуникативных задач;
  3. умеет поддерживать общение с помощью вербальных и невербальных средств;
  4. умеет найти адекватные речевые действия;
  5. умеет реализовывать определённую коммуникативную стратегию с помощью оптимальных речевых тактик;
  6. учитывает компоненты ситуации общения, её изменение;
  7. требователен и ответственен к себе и к партнёрам по общению, оказывает им помощь и прислушивается к их советам;
  8. критически относится к результатам общения, правильно оценивает замечания своих товарищей и личный вклад каждого из них в процесс общения;
  9. умеет прогнозировать результат общения.

Была создана экспериментальная группа дошкольников, обследуемая на наличие или отсутствие данных критерий, результаты которых были обработаны и переведены в процентные соотношения. Показатель вербально-коммуникативных умений составляет 36%, что свидетельствует о трудностях осуществления вербальной коммуникации. В результате этого ребенок не может полноценно адаптироваться и развиваться.

Результаты эксперимента показали необходимость проведения коррекционно-логопедической работы по формированию вербально-коммуникативных навыков.

При составлении методических рекомендаций были использованы методы и приемы, описанные в работах Черкасовой Е.Л.

Данная коррекционно-логопедическая работа позволяет решить следующие задачи:

– осуществить коммуникативный подход в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, что позволяет ввести ребенка в речевую ситуацию и воспитать умение ориентироваться в условиях общения, то есть представлять собеседника, задачи общения.

– сформировать речевую мотивацию, и как следствие – коммуникативно-речевую активность дошкольников, что в целом направлено на развитие мотивации обучения.

– воспитать у детей умение сотрудничать в выработке и реализации общей коммуникативной цели.

– научить выбрать оптимальные речевые действия и тактики оперативного реагирования на ситуацию, используя при этом адекватные языковые средства и обеспечивая обратную связь.

Формирование речевой коммуникации включает три этапа.

На 1-ом этапе у детей формируется так называемое коммуникативное ядро, которое составляет языковые знания и первичные умения общения. Приоритетными на этом этапе являются умения воспринимать на слух речевые конструкции, понимать их и адекватно вербально реагировать. В это время целесообразно проводить работу, направленную на формирование простых вопросно-ответных комплексов.

На 2-ом этапе осуществляется обогащение коммуникативного ядра за счет упрочившегося благодаря упражнениям способа действия, овладения новыми средствами общения (фонетическими, лексическими. грамматическими), применения полученных знаний в учебных условиях общения. В результате многократного повторения конкретного умения возникают речевые навыки. Дошкольники учатся высказываться не только об увиденном или услышанном, но и о прочитанном. Речевые навыки объединяют грамматические, лексические и фонетические навыки, которые обеспечивают порождение синтаксической конструкции, ее лексическое «наполнение» и звуковую форму выражения. Речевое взаимодействие на этом этапе нацелено на создание и закрепление несложных видов диалога.

На 3-ем этапе осуществляется систематизация приобретенных ранее знаний, умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, заключающее в формировании вторичных умений, то есть умений совершать комплексные действия, основанные уже не на знаниях, а на навыках. К этим коммуникативным умениям можно отнести умения дошкольников самостоятельно решать вербально-коммуникативные задачи в различных ситуациях общения.

Перед занятием необходимо установить с детьми контакт. Например:

– «Здравствуйте! Рада вас всех видеть. Нас ждёт сегодня необычное занятие…»

– «Здравствуйте! Настроились на серьёзную работу. Нам сегодня предстоит… Похожую работу мы уже выполняли, и вы с ней справились хорошо. Давайте закрепим наш успех!»

Следует подчеркнуть, что прямое или косвенное осуждение ребёнка отрицательно сказывается на психологическом климате в группе, на совместной деятельности не только с этим ребенком, но и с другими воспитанниками. Можно привести следующие примеры учебно-речевых ситуаций, которые отражают речевую тактику логопеда при подаче новой информации:

– «Скажите, вы читали книгу (автор, название)? А я её прочитала. Вот она. Если хотите узнать, о чём она, спрашивайте. Я вам расскажу».

– «Ребята, вы любите путешествовать? Я тоже. К сожалению, я не могу побывать везде, где хочется. Но есть передачи «Вокруг света», «В поисках приключений». Вы смотрите их? Нравится? Да, они часто бывают очень интересными. А давайте мы совершим путешествие тоже куда-нибудь. Например, в любой город России. Вот карта. Куда поедем? Я буду гидом. Вы знаете, кто такой гид? Вы будете туристами. Если хотите узнать больше, останавливайте мой рассказ и спрашивайте.»

Конечно, последняя ситуация требует широкой эрудиции логопеда, достаточных знаний, владения интересными сведениями о жизни разных народов и т. д.

«Секреты» общения отрабатываются с помощью упражнений.

Упражнение проводится в кругу. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встаёт в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, здороваясь и называя его (Здравствуй, Вова!). В ответ ребёнок, которого назвали, возвращает мяч также со словами приветствия и обращения.

Таким образом, дети начинают знакомиться с правилами общения и начинают использовать элементарный диалог, включающий этикетную тактику приветствия.

Два друга давно не виделись. Даётся задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки.

«Розовое слово «привет»

Логопед читает рассказ Джанни Родари «Розовое слово «привет». «Один мальчик растерял все хорошие слова. Остались у него только плохие. Тогда мама отвела его к доктору. Тот сказал: «Открой рот, высуни язык, посмотри вверх, посмотри на кончик своего носа, надуй щёки». Потом велел мальчику пойти поискать хорошие слова. Сначала мальчик нашёл слово «у-у-уф» – нехорошее слово, затем слово «отстань», тоже плохое. Наконец, он обнаружил розовое слово «привет». Положил его в карман и отнёс домой и после этого научился говорить хорошие слова и стал хорошим, добрым мальчиком».

Вначале дети по вопросам логопеда анализируют ситуацию, а затем учатся составлять диалоги, участвуя в инсценировке.

Девочка упала, разбила коленку, ей больно. Найдите ласковые слова, чтобы успокоить её.

Чтобы успокоить Царевну Несмеяну, дети придумывают слова, описывающие её хорошие качества (ты добрая, хорошая, умная, честная), учатся делать комплименты, рассказывают смешные истории.

«Что можно сделать для друга?»

Логопед предлагает детям подумать и сказать, что можно сделать для друга. Дети отвечают, что друга можно развеселить, утешить, сделать ему подарок,

помочь, поиграть с ним и т. д.

Игра проводится в кругу с мячом. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова.

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко, старушка поскользнулась и упала.

– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

– Это твоя бабушка?

– Нет, – ответил мальчик.

– Мама? – удивилась подруга.

– Ну, тётя или знакомая?

– Да нет же, нет! – ответил мальчик. Это просто старушка.

Далее логопед проводит беседу о том, кто совершил хороший поступок, как мальчик помог старушке, почему он поступил так.

Учитель предлагает детям ситуации, связанные с отсутствием ключа, и просит изобразить их с помощью мимики и жестов:

  1. Мальчик потерял ключ от квартиры. Он очень расстроен, но вот ключ нашёлся.
  2. Ребёнок дома один. Ему скучно, грустно. Но вот мама пришла с работы.

Дети аргументируют, почему именно это настроение присуще мальчику в конкретный момент.

Одному ребёнку предлагается повторить с разной интонацией предложение «Я получил четыре», а другому, в соответствии с настроением друга, адекватно отреагировать.

Формирование умения учитывать позицию другого человека происходит также при анализе ситуаций психологического дискомфорта, агрессии.

Во введении в проблемную ситуацию указывается, что Незнайка приходит в грустном настроении. Он рассказывает о ссоре со своими друзьями и говорит, что лучше останется один, чем попросит прощения. Обиделся Незнайка на то, что друзья не дали ему в игре первый ход сделать, а ему очень хотелось.

– Из-за чего поссорились друзья?

– Правильно ли поступил Незнайка, поссорившись с друзьями из-за очерёдности хода в игре?

– Правильно ли поступили друзья Незнайки, не уступив ему в игре первый ход?

– Что чувствовал Незнайка, когда друзья отказали ему в первом ходе?

– Как бы вы поступили на месте его друзей?

– Хорошо ли будет чувствовать себя Незнайка, оставшись один, без друзей?

– Как помирить друзей?

Дети, обсуждая проблему, приходят при помощи логопеда к общему выводу «Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки».

После применения методических рекомендаций по формированию вербально-коммуникативных навыков последовал контрольный мониторинг, который показал следующие результаты: 52%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что своевременная поэтапная коррекционно-логопедическая работа, направленная на формирование вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников способствует эффективной социализации и обучению в целом. Сознательно воздействуя на сферу коммуникации, способствуя становлению или перестройке складывающихся отношений и взаимодействия дошкольников, педагог сможет эффективнее управлять процессом обучения, активизировать учебную деятельность детей.

  1. Божович Е. Д. «Учителю о языковой компетенции школьника», -М.: 2002г.
  2. Воробьёва В. К. «О принципах логопедической работы над формированием связной контекстной речи у моторных алаликов», – М.: МГПИ, 1978г.
  3. Выготсткий Л. С. «Мышление и речь», – М.: «Лабиринт», 1999г.
  4. Левина Р. Е. «Нарушения речевой коммуникации у детей, страдающих заиканием», – М., 1975г.
  5. Пассов Е. И. «Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению», – М.: «Рус. яз.», 1989г.
  6. Садовникова Е. Н., Рау Е. Ю. «Вариант логопсиходиагностического анализа группы заикающихся дошкольников»,2001

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основной целью методических рекомендаций по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста является привлечение родителей к развитию связной речи у детей старшего дошкольного во.

Проблема подготовки детей к овладению грамоты в старшем дошкольной возрасте является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике.

Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»В материале прописана актуальность, описание проекта, прилагается к.

Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»В материале прописана актуальность, описание проекта, прилагается к.

Формирование контроля за произношением у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Метод наглядного моделирования ускоряет процесс овладения детьми связной речью, делает её более содержательной, помогает обобщить и систематизировать все полученные ранее знания и облегчает процесс ра.

Построение системы работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР требует совершенствования традиционных приемов и методов диагностики и коррекции нарушений связной речи, взаимоде.

Статья «Психолого-педагогические рекомендации по формированию коммуникативных умений у дошкольников с ОНР»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Получив данные об уровне развития коммуникативных навыков, пришли к выводу, что необходимо с детьми проводить планомерную работу с привлечение всех специалистов. Предложены методы, которые способствуют формированию коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР.

Реализация данных методов возможна только в тесной взаимосвязи работы всех специалистов педагогического процесса. В повседневной жизни, во взаимодействии ребенка с педагогами, родителями и сверстниками постоянно должно осуществляться формирование навыков общения этих детей.

Педагог, работающий с данной категорией детей, должен знать специфику данного нарушения, методы диагностики и коррекции. На занятиях постоянно должна вестись работа по формированию навыков общения у детей. Кроме специально организованных занятий развитие данных навыков должно происходить даже на прогулке и во время режимных моментов. Необходимо постоянно подталкивать детей к осуществлению речевых действий [4].

Родители должны помнить о том, что их дети, обучаясь в дошкольном учреждении даже самого высокого класса, нуждаются в помощи и дома [19].

Во-первых, таким детям постоянно нужна ситуация создания мотивации. Необходимо заинтересовывать ребенка для осуществления любой деятельности, в том числе и речевой.

Во-вторых, взрослые должны относиться к любому ребенку как к личности, имеющей свое мнение, желания и права.

В-третьих, дабы не вызывать у ребенка речевого негативизма ни в коем случае нельзя наказывать, ругать детей за те ошибки, которые возникают из-за нарушения. Необходимо поддерживать ребенка, помогать ему, так как всеобщими усилиями можно добиться положительных результатов во всем развитии дошкольника. В Приложении 7 разработаны памятки и рекомендации для взрослых для выработки правильного общения с дошкольником

В-четвертых, необходимо постоянно вызывать эмоциональные реакции таких детей путем демонстрации своих. Пусть это выглядит где-то наиграно, но это принесет лишь положительные результаты для ребенка. Родители должны чаще обыгрывать какие-либо ситуации с детьми, сказочные истории и т.д. Лучше всего использовать те ситуации, которые приятны ребенку.

Главным направлением работы являются формирование основных компонентов структуры коммуникативной деятельности, которые включают в себя[18]:

– активность ребенка в общении;

– использование вербальных средств общения;

– использование невербальных средств общения;

– эмоциональные проявления ребенка во время общения.

Активность ребенка в общении предполагает развитие следующих умений и навыков:

– легко входить в контакт с детьми и взрослыми;

– вступать в общение со сверстниками по собственной инициативе и по инициативе другого ребенка, а не только по требованию взрослого;

– вступать в общение со взрослыми по собственной инициативе и по инициативе взрослого;

– задавать вопросы, связанные с содержанием деятельности;

– строить общение с учетом ситуации и требований окружающих.

Использование вербальных средств общения проявляется в том, что ребенок:

– выражает свои мысли ясно, последовательно;

– при построении ответов на вопросы использует распространенный ответ;

– при самостоятельном формулировании вопроса адекватно использует вопросительные слова;

– пользуется формами речевого этикета (приветствия, прощания, просьбы и т.д.) адекватно ситуации.

Использование вербальных средств общения (мимика, жесты, интонация, дистанция) предполагает выразительное применение их ребенком в соответствии с конкретной ситуацией.

Эмоциональными проявлениями ребенка во время общения являются:

– преобладание положительных или отрицательных эмоций при общении со сверстниками;

– преобладание положительных или отрицательных эмоций при общении со взрослыми;

– достаточная эмоциональность ребенка во время общения, адекватность сложившейся ситуации.

Для развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста с ОНР предпочтение отдается подгрупповой форме работы [33].

В коллективной игровой деятельности происходит проигрывание и разрешение проблемных ситуаций, осознание и выражение чувств. Игра, является средством, основным условием является установление значимых взаимоотношений с каждым ребенком[28].

Педагог стремится создать атмосферу доверия, безопасности, позволяющую выражать самые сокровенные эмоции, а также проявлять стремления к самостоятельности, независимости, одобрению. Устойчивое уважение и принятие помогают ребенку понять себя и выразить проблемы доступным для него языком, посредством игры, рисунка, сказки, не опасаясь последствий. Только безусловное принятие, когда отсутствует формула: «Я принимаю тебя только тогда, когда ты будешь вести себя так то и так то», – позволяет ребенку полностью раскрыться и поделиться своим внутренним миром. В атмосфере, лишенной критике, осуждения, дети становятся способными открыто встретиться со своими переживаниями, проблемами, выразить их и освободиться [21].

Основным способом овладения коммуникативными умениями являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:

– осознание необходимости общения,

– потребность использования речи,

– формируется речевое поведение.

Игра является индикатором процесса адаптации и нарушений во взаимоотношениях с другими людьми.

В процессе работы должны использоваться игры, направленные на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие. Такие игры способствуют возникновению эмоциональных связей и чувства общности, требуют от детей сопереживания другому, дают им возможность помочь и поддержать сверстника [28].

В Приложении 3 и 4 приведены игры и упражнения, нацеленные на взаимопомощь в игре, самораскрытие, на формирование коммуникативных умений. Такие игры способствуют концентрации не на себе, а чувствах другого, преодолевают замкнутость ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Коррекционный процесс, организованный средствами разнообразных игр (подвижных, театрализованных, игр-драматизаций и др.) обогащает детей новыми знаниями и умениями, формирует диалогическую и монологическую речь, а также способствует социализации ребенка. Игры требуют от ребенка не только точного словесного, но и интонационного и эмоционального отражения позиции изображаемого героя, а также умения переходить от монологической речи к диалогу. Помогает выражать свое отношение к разыгрываемым событиям как речевыми, так и неречевыми средствами, организовывать свое поведение в соответствии с общепринятыми социальными нормами, а также позволяют детям активно осуществлять эмоциональные и социальные контакты друг с другом и окружающими людьми.

Основной единицей организации работы являются ситуация. С помощью ситуации [11, с.56-60]:

1. устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается,

2. мотивируется общение,

3. презентуется (преподносится) речевой материал,

4. приобретаются речевые навыки,

5. развивается активность детей и самостоятельность общения.

Итак, кроме игр моделируются ситуации, в которых дети могут проявить помощь не только в воображаемой игровой ситуации, но и в контексте реальной жизни. Дети очень любят помогать маленьким, чувствуют себя при этом взрослыми и сильными. Такая забота о других, участие в нуждах сверстника, помощь слабому и радость за него порождают чувство причастности к другому и способствуют развитию сопереживания.

В Приложении 5 представлен ряд игровых ситуаций, которые целесообразно включать в структуру любого занятия. Игровые упражнения по формированию коммуникативных способностей детей с общим недоразвитием речи посредством формирования потребности в общении и представлений о правилах и способах эффективного общения проводятся на всех логопедических занятиях в течение года, выступая, с одной стороны, в качестве «разминки», средства включения детей в работу, а с другой — как средство их развития.

Много места отводится активной речевой практике, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с бытом и жизнью детей. Играя, соревнуясь, выполняя задания, дети [8]:

– преодолевают речевую замкнутость,

– обогащают речевой опыт,

– исправляют речевые ошибки,

– учатся выражать свои мысли,

– используют речь как средство коммуникации и общения.

Основной формой устной экспрессивной речи, одним из важных средств коммуникации является диалогическая форма общения. Вопросно-ответная форма диалога является простой, так как вопрос направляет и программирует ответ, выделяет то, что должно быть сообщено в ответе.

В процессе диалога детям предлагается ряд последовательно усложняющихся вопросов, стимулируются развернутые ответы («Скажи об этом подробнее»), а также предоставляется ребенку возможность самому задавать вопросы педагогу.

Система специальных упражнений включает упражнения в диалоге в стандартных и нестандартных ситуациях: диалог на улице, на остановке, в поликлинике и т.д. Если темы речевых упражнений близки и понятны детям, они вызывают потребность в коммуникации [17].

Самым обычным для детей способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы и пр.). Именно поэтому общим правилом для первоначальных игр было запрещение разговоров. Таким образом, исключали возможность возникновения споров, ссор и других конфликтных ситуаций.

На занятиях с детьми важно использовать следующие средства эмоционального стимулирования:

– эмоциональное поглаживание и др.

Формирование культуры речевого общения у дошкольника — одна из важнейших задач воспитания.

Любая мама хочет, чтоб ее ребенок правильно себя вел в разных жизненных ситуациях, был вежливым, учтивым, владел основами культуры речи, знал множество речевых этикетных формул. Культурное поведение облегчает создание доброжелательной, спокойной атмосферы общения с людьми и уменьшает возможность возникновения конфликтов.

Большое внимание важно уделять обучению детей речевому этикету (т.е. своду правил и рекомендаций о грамотном речевом поведении). Взрослые на своем примере общения показывают образец владения правилами речевого этикета. В Приложении 7 разработаны рекомендации для совершенствования общения между взрослыми, но и для совершенствования коммуникативных умений детей.

Детям объясняется смысл каждой формулы общения (Здороваться — это желать здоровья и т.д.). Они должны знать, что за каждой ситуацией общения закреплены определенные формулы (слова типа “здравствуйте”, “будьте добры”, “извините”) и установлены варианты их использования в зависимости от того, где или с кем ты общаешься. Например, приветствия “Доброе утро!”, “Добрый день!”, “Добрый вечер!” являются соответственно утренними, лисиными и вечерними. В сравнении с формулой “Здравствуйте!” у них есть даже некоторое преимущество. В приветствиях “Добрый день!”, “Добрый вечер!”, “Доброе утро!” не содержится обращения на “ты” или “Вы”, поэтому к ним охотно прибегают, когда сомневаются, как следует обращаться к данному человеку. Не решаясь выбрать “Здравствуй!”, человек предпочитает менее определенные, но как раз этим-то и удобные формулы типа “Добрый день!”.

Итак, с детьми закрепляются следующие речевые формулы:

1) формулы приветствия ( Здравствуй(те)! Доброе утро! Привет! Рад вас видеть! и др.).

2) формулы прощания (До свидания! До скорой встречи! Всего хорошего! Будьте счастливы! Пока! и др.).

3) формулы знакомства (Как вас (тебя) зовут? Как ваше (твое) имя? Я хочу с вами познакомиться! Будем знакомы! и др.).

4) формулы извинения (Извините, пожалуйста. Пожалуйста! Я прошу прощения (за то, что. ). Я виноват перед вами . Я приношу свои извинения … Не сердитесь, пожалуйста).

5) формулы просьбы (Пожалуйста, . Будьте добры, . Если вам не трудно . Сделайте одолжение, . и др.) [14;13].

Задача педагога состоит в том, чтобы научить ребенка в любой ситуации, иногда вопреки тому, что он видит и слышит, придерживаться норм культурного поведения и речевого этикета.

С детьми проводятся беседы по отдельным темам:

“Говорим по телефону”,

“Едем на автобусе”,

“Делаем покупки в магазине”,

Например, обучая ребенка вежливо разговаривать по телефону, обыгрывается ситуация разговора с бабушкой, с другом; звонят в магазин, кинотеатр, детский сад, причем в разных ситуациях.

Ребенка учат, что следует говорить, если позвонил близкий человек, друг, незнакомый человек [9].

Практически во всех видах деятельности по развитию коммуникативных умений проводятся беседы. Примерные темы для бесед указаны в Приложении 6. В процессе организации любого вида деятельности педагог направляет и координирует действия детей, задавая наводящие вопросы. Он помогает формулировать краткие, но точные ответы. Беседы проводятся при ведущей роли педагога, который придерживался обсуждаемой темы и доводит обсуждение до логического завершения [25, с.18-35].

Для успешной организации и проведения коррекционной работы по развитию коммуникативного потенциала детей необходимо:

1. Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение, а как средство обучения и коррекции.

2. Использование подражательности, свойственной детям дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Постепенное усложнение упражнений: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.

4. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время.

5. Большая повторяемость речевого материала; применение его в новых ситуациях.

6. Индивидуальная и дифференцированная работа на занятиях. Задание, как правило, должен выполнять каждый ребенок в соответствии со своими возможностями и с использованием необходимой помощи педагога.

7. Обязательная эмоциональная положительная оценка педагогом малейших достижений ребенка.

8. Использование разнообразных средств, способствующих формированию коммуникативной деятельности детей: диалог, создание определённых сюжетных ситуаций, организация самостоятельной деятельности детей, игровые ситуации, театрализованные игры и др.

Главной задачей должно стать формирование чувства общности, сопричастности к своему детскому коллективу, желания видеть в сверстнике, прежде всего друга и партнера [17].

Таким образом, систематическая работа по развитию коммуникативных способностей детей с общим недоразвитием речи посредством формирования потребности в общении и представлений о правилах и способах эффективного общения позволяет совершенствовать психомоторные функции, учить детей контролировать свои телесные проявления, понимать язык телодвижения, эмоций, что способствует улучшению их взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 270 с.

Белобрыкина, О.А. Речь и общение / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 239 с.

Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. – Москва-Воронеж: Изд-во “Инст-т практической психологии”, НПО “МОДЭК”, 1996. – 256 с.

Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.

Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до 7 лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М.: ИНТОР, 1996. – 248 с.

Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И.С. Гринченко. – М.: Сфера, 2002. – 80 с.

Даргевичене, Л.И. Особенности личных взаимоотношений между учащимися младших классов вспомогательной школы: автореф. дис. . канд. пед. наук / Л.И. Даргевичене. – М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1971. – 16 с.

Детская психология / Под ред. Я.П. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Изд-во “Университетское”, 1988. – 400 с.

Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 84 с.

Запорожец, А.В. Актуальные педагогические и психологические проблемы дошкольного воспитания / А.В.Запорожец. – М.: Просвещение, 1970. – 128 с.

Защиринская, О.В. Межличностное общение умственно отсталых детей – сирот дошкольного возраста / О.В. Защиринская // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, Психология, социология, педагогика. – 2008. – Вып. 4. – С. 185-201.

Злобина, Е.Г. Общение как фактор развития личности / Е.Г. Злобина. – Киев: “Наукова думка”, 1981. – 115 с.

Коломинский, Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы / Н.Л. Коломинский. – Киев: Радянська школа, 1978. – 183 с.

Комаров, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями / С.В. Комаров // Логопед. – 2004. – № 2. – С. 76-82.

Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1995. – С. 13-25.

Липакова, В.И. Особенности вербальных средств общения детей с умеренной умственной отсталостью / В.И. Липакова // Логопед в детском саду. – 2005. – № 4. – С. 42-46.

Липакова, В.И. Формирование речевой коммуникации у детей с умеренной умственной отсталостью / В.И. Липакова // Логопед в детском саду. – 2007. – № 8. – С. 18-21.

Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / И.М. Лисина. – М., Воронеж, 1997. – 386 с.

Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Автореф. дис. . канд. пед. наук / Л.Р. Мунирова. – М., 1993. – 22 с.

Намазбаева, Ж.И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы: автореф. дис. канд. психол. наук / Ж.И. Намазбаева. – М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1986. – 34 с.

Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.

Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 148 с.

Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.

Процко, Т.А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью / Т.А. Процко. – Мн.: БГПУ, 2007. – 38 с.

Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 336 с.

Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 384 с.

Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.М. Шипицына. – СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 336 с.

Ссылка на основную публикацию