Конспект НОД для родителей по логопедии по автоматизации поставленных звуков в старшей группе

Конспект НОД по теме “Автоматизация звука С”
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Автоматизация звука С

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_individualnogo_zanyatiya_s.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Автоматизация звука «С» в слогах, словах и предложениях.

Цель : Правильное произнесение звука «С» в словах.

Упражнять в правильном произнесении звука «С» в слогах, словах и предложениях.

Закрепить умение определять наличие и место звука «С» в словах.

Упражнять в правильном употреблении обобщающих терминов.

Продолжать учить отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями.

Развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику.

словесные (рассказ, беседа, пояснение, объяснение, педагогическая оценка);

наглядные (наблюдене, рассматривание рисунков, показ образца задания и способа действия);

практические (подражательно – исполнительские упражнения, упражнения творческого характера, игра)

Тип занятия : индивидуальное занятие.

Мягкая игрушка заяц; комплект предметных картинок (со звуком «С» в названии и без него); набор парных картинок, приз – разрезная картинка с изображением фей; картинки, на которых изображены: мост, дерево, сундук, перекрёсток.

Логопед. Посмотри, кто сегодня пришёл к нам в гости. Это зайчик, его зовут Снуппи. Сейчас Снуппи расскажет нам интересную историю…

Меня зовут Снуппи. Я учусь в первом классе волшебной лесной школы. В нашей школе я самый лучший ученик, поэтому меня пригласили к себе в гости волшебные феи. Одну фею зовут Софи, у неё рыжие волосы и зелёное платье, а вторую зовут Люси, у неё тёмная кожа, тёмные волосы и жёлтое платье. Они очень добрые и весёлые. Мы прекрасно провели время. Я приглашаю тебя в увлекательное путешествие, а вот приз от волшебных фей. Его получит тот, кто сможет повторить все задания, которые мы, делали вместе с феями. Ты хочешь узнать, что это за приз? После каждого правильно выполненного задания ты будешь переворачивать один фрагмент. Когда все фрагменты будут перевёрнуты, ты увидишь, что подарили тебе феи. Ну что, давай начнём?!

Артикуляционная гимнастика в сочетании с мимическими упражнениями.

1.Каждое утро мы просыпались (потягиваемся, зеваем, улыбаемся) и веселились. Мы чистили зубки (упражнение «чистим зубки»); улыбались, как лягушки (упражнение улыбка); показывали зубки. У кого белее? (упражнение «заборчик»). В саду у нас была полянка (упражнение «лопата»), там мы прыгали (упражнение «месим тесто»), а потом на полянке мы проложили тропинку (упражнение «желобок»). Ещё на полянке была горка, мы любили с неё кататься (упражнение «горка»). Молодец, ты можешь перевернуть один фрагмент.

2.Часто все вместе мы ходили в поход. У нас была карта, которая указывала путь. Приходилось идти через старый деревянный мост. Доски на этом мосту были скрипучие.

Молодец! Переворачивай фрагмент приза.

Мы прошли мост, и подошли к дереву. Под ним лежал сундук, а в нём задание, которое нужно выполнить прежде, чем идти дальше.

Давай посмотрим, что в конверте?

Нужно убрать те картинки, в названии которых нет звука «С».

Отлично. Ещё один фрагмент переворачиваем.

Мы идём дальше и видим впереди три дороги. По какой дорожке нам нужно идти? Мы поймём это, если выполним следующее задание. Нужно разделить картинки со звуком «С» на три кучки: в первую кучку мы положим слова со звуком «С» в начале слова, во второй кучке будут слова со звуком «С» в середине слова, а в третьей кучке будут слова со звуком «С» в конце слова. Путь нам укажет та кучка, в которой будет больше всего слов-картинок.

Хорошо, ты снова можешь перевернуть фрагмент приза.

Мы смело двигаемся вперёд! Впереди нас ждёт не глубокая речка, но в ней холодная вода. Волшебные феи снова придумали, как нужно пройти через эту речушку не замочив ног. Нужно расставить камушки. Для этого нужно все картинки собрать парами так, чтобы слова в парах подходили друг другу:

лиса-собака; стакан-кастрюля; стол-стул; сова-сорока; автобус-самолёт; слива-абрикос

Задание выполнено! Теперь мы можем двигаться дальше. Переворачивай следующий фрагмент.

Мы ушли очень далеко. Вокруг была необыкновенная волшебная красота, но нужно возвращаться назад, ведь скоро стемнеет. Нам снова нужно идти через речку. Ты помнишь, как были расставлены камушки? Давай проверим. Закрой глаза, я переверну часть картинок, а тебе нужно будет их вспомнить и назвать.

Здорово! Снова переворачивай фрагмент.

Мы возвращаемся домой. Вот уже виднеется мост. Ах! Что же случилось, на нём нет ни одной доски. Как же мы пойдём? И тогда феи предложили нам пройти по волшебному мосту, который состоит из слов. Но только все слова должны содержать звук «С». Мы справились с заданием, а ты?

Теперь мы сможем переправиться.

Мы переправились на другой берег. Отлично!

Переворачивай ещё один фрагмент.

Для того чтобы вернуться домой бысто, Феи произнесли волшебные слова. Повторяй за мной: солоре-санта-соре сиро-анто-сениро

В один момент мы очутились дома. Наш поход благополучно завершился. Было здорово. А ты переворачивай последний фрагмент.

Самое время разобраться, что за приз тебе приготовили волшебные феи. Смотри, что получилось.

Скажи, кто изображён на картинке? Как ты думаешь, кто из них Софи, а кто Люси. Вспомни, Снуппи их тебе описывал в начале занятия.

Ты молодец. Можешь забрать с собой приз, ведь ты его заслужила.

Наше занятие подошло к концу. Спасибо тебе, Снуппи за интересное приключение. Скажи, о ком ещё ты узнала на сегодняшнем занятии? А ещё ты закрепляла произнесение очень важного звука. Какого?

Конспект подгрупповой логопедической НОД по автоматизации звука Р на материале слогов, слов и предложений для детей старшего дошкольного возраста.

МБДОУ «Детский сад № 81 «Островок» г.Смоленска

Конспект подгрупповой логопедической НОД по автоматизации звука Р на материале слогов, слов и предложений

для детей старшего дошкольного возраста.

учителем-логопедом, Шуршаковой Е.Ю.

Конспект логопедической НОД по автоматизации звука Р на материале слогов,

слов и предложений.

Цель: Закрепить чёткое и правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

Закрепить умение находить звук [Р]” в словах.

Упражнять в составлении простых распространенных предложений.

Упражнять в дифференциация звуков р-л, р-в (в зависимости от специфики замены у конкретного ребенка)

Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Развитие силы голоса.

Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.

Закреплять понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Развивать внимание, память, мышление.

Координировать речь с движениями.

Развивать навыки сотрудничества друг с другом и со взрослым.

Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать друг друга.

Оборудование: письма от «Секретных героев-Растишки», предметные картинки к загадкам, предметные картинки к игре «Робот ищет слова со звуком Р», картинка «Робот», сюжетные картинки к игре «Составь предложение», “Звуковая цепочка” , мяч, «Волшебная палочка»-указка.

Время реализации занятия 25-30 мин.

Предварительная работа: постановка и автоматизация звука Р на материале слогов, слов и предложений.

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Перед вашим приходом ко мне в гости приходили герои мультика и оставили в этой комнате для вас какой-то сюрприз и письма с инструкциями, как этот сюрприз обнаружить. Вы готовы открыть все письма с инструкциями и отыскать сюрприз?

– Тогда посмотрите на первое письмо!

II. Основная часть

1. «Артикуляционная разминка», совмещенная с разминкой моторики рук.

-Ребята, на первом конверте нарисован ротик, а это значит, что нам необходимо размять наши щечки, губки, язычок и ручки, чтобы открыть конверт!

(Выполнение артикуляционных упражнений, сочетающихся с упражнениями для мелкой моторики рук и элементами самомассажа )

– Выполнили! Открывайте конверт! (В конверте следующий конверт с изображением знаков вопроса).

– Ребята, чтобы открыть конверт, нам необходимо справиться с загадками наших героев.

«Ночью сильно нас кусает

И звенит, когда летает» (Комар)

«В продукте этом много дыр,

Молочный, очень вкусный…» (Сыр)

Выбирай себе любой» (Шар воздушный)

– Ребята, какой звук есть во всех эти словах?

– Звук Р будет помогать нам выполнять задания и открывать конверты. Вы справились с загадками, открывайте конверт (На следующем конверте картинка Волшебная палочка»).

4. «Волшебные слова»

– Ребята, у меня в руках волшебная палочка. Я буду произносить волшебные заклинания! Слушайте внимательно! Тот, кого я коснусь волшебной палочкой, должен повторить заклинания! Лишь повторив все заклинания, мы сможем открыть конверт!

Молодцы! Открывайте конверт!(На следующем конверте картинка – Ручки)

5. «Поймай звук Р»

– Ребята, сейчас нам нужно будет поймать звук Р! Как только вы услышите звук Р, хлопайте в ладоши!

«Звуковая дорожка»: М,П,М,Р,Л,Р,Ж,Н,Р,АП,АР,ОЛ,ОР,ШО,РО,ПА,ОР,ЛАК,РАК,ЛУК,РОГА,ЛАПА,РАБОТА,УМ,СУП,СЫР

– Молодцы! Открывайте конверт!(На следующем конверте картинка – Робот)

6. «Робот ищет слова со звуком Р»

– Ребята, мы должны помочь роботу, лишь тогда сможем открыть конверт. Робот ищет предметы, в названии которых есть звук Р. Определите, есть ли в названии вашей картинки звук Р и подскажите роботу, нужна ему эта картинка или нет.

Молодцы! Открывайте конверт.(На следующем конверте картинка – «Здоровающиеся люди»)

– Ребята, посмотрите на картинку, что делают люди, изображенные на ней?

– А что они говорят, при встрече?

– Давайте вспомним, какой стих мы знаем про слово «Здравствуй». Вставайте за своими стульчиками, повторяйте движения и слова.

«Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, сапожки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, лягушки! Ква, ква, ква!

Здравствуйте, кукушки! Ку, ку, ку!

Здравствуй, звонкий каблучок! Цок, цок, цок!

И малышка светлячок! Ссссссс!

Здравствуй, теплый ветерок! Уууууууууу!

Поезд длинный у перрона! Чух, чух, чух!

Добрый день ручным часам! Тик, так, тик, так!

Добрым, теским голосам!

(Пение с изменением силы голоса гласного звука_а)

Молодцы! Открываем конверт.(На конверте изображение мячика).

8. «Исправь Екатерину Юрьевну»

– Ребята, в какую игру с мячиком мы с вами играем чаще всего?

– Исправь Екатерину Юрьевну.

– Видимо, герои, спрятавшие сюрприз, хотят посмотреть, как играть в эту игру! Ловите мяч, слушайте внимательно и исправляйте слова, которые я произнесла неправильно.

Молодцы !Открывайте конверт.(На следующем конверте нарисованы картинки).

9. «Составь предложение».

– Ребята, чтобы открыть последний конверт и узнать, где же наш сюрприз, нам нужно составить предложения по картинкам.

Рыбак ловит рыбу.

Три мышки едят сыр.

Мальчик моет руки.

Ракета отправляется на луну.

Дедушка косит траву.

Молодцы! Открывайте последний конверт(В конверте картинка-избушка).

– Ребята, видимо, герои спрятали для вас что-то в избушке! Посмотрим, что там спрятано! (Учитель-логопед достает корзинку с значками и раздает значки ребятам)

– Ребята, какой звук помогал нам открывать конверты? произносим ли мы этот звук в разных словах? Важно ли уметь его произносить? Вы большие молодцы! Отправляемся в группу!

Конспект открытого занятия на автоматизацию звука [Р]

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Робиком».

  • закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
  • упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
  • закрепить зрительный образ буквы [Р].

  • развивать мимическую мускулатуру детей;
  • развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

  • формирование положительной установки на участие в занятии;
  • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

  • плоскостные фигурки робота Робика и Коли;
  • рисунок с изображением зонта;
  • карточки с изображением эмоций (робот);
  • звуковые дорожки;
  • таблица с буквами;
  • игра « Горная тропа» (игровое поле кубиком и фишками);
  • мольберт;
  • таблица – домик с изображением графических схем, показывающих место автоматизированного звука в слове;
  • карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова).

1. Организационный момент
Здравствуйте меня зовут Робик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. У меня появился друг Коля вместе с которым я познаю мир. Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. На мольберт вывешиваются картинки эмоций с роботом.

А сейчас я хочу научиться правильно говорить. В нашем языке много разных звуков,и мне очень хочется произносить их чётко и правильно. Я приглашаю и тебя в этот удивительный мир звуков.

Пальчиковая гимнастика «Робот»

К нам пришёл сегодня робот.(ритмично сжимать и разжимать кулачки).
Две руки, две ноги, голова на месте(стучат по столу кулачками, ногами по полу, повороты головой, руки на ушках)
В мире звуков поиграть хочет с нами вместе.(ритмично сжимать и разжимать кулачки, затем
складывают руки в замок, переплетая пальцы).

Сегодня мы повторим звук [ Р]. Как правильно образуется звук [ Р ]:

  • губы находятся в положении следующего гласного;
  • зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
  • кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
  • посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
  • под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;

  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  • голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Для того что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка.

«Двери открываются», «Блинчик», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Фокус», «Маляр», «Пулемётчик».

2. Изолированное произнесение звука «Р».

На моей планете мы роботы очень любим рисовать звуковые дорожки.
Проведи линию по дорожке не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р).

3. Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия.

«Найди букву».
Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].

4. Автоматизация звука в слогах.

Друзья решили отправиться в поход и стали собирать нужные вещи. Помоги Робику и Коле починить зонт на случай дождя.

«Почини зонтик». Соедини на рисунке буквы Р только с гласными буквами. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук [Р].
Рисунок зонтика.

5. Развитие фонематического слуха.

Игра « Поймай звук».

Робик и Коля хочет предложить тебе игру. Поймай звук.
Я буду называть картинки, а ты если услышишь звук [Р], возьми эту картинку в руки, или хлопни в ладоши.
На столе выкладываются 8-10 картинок.

6. Автоматизация звука «Р» в словах.

«Собери рюкзак для друзей».
С собой им надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [Р]. Назови их, не забудь правильно произносить звук [Р].
Карточки

7. Связная речь. Автоматизация звука в предложении.

«Увиденное в дороге».

Робик и Коля много увидели в дороге. Выбери картинку и составь с ней предложение. На мольберте выставлены картинки.

Физкультминутка «Робот»

Стоит робот на дороге, движения выполняются соответственно тексту
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.

8. Автоматизация звука «Р» в словах и чистоговорках.

В путешествии друзьям пришлось подняться на вершину высокой горы. Для этого им пришлось преодолеть «Горную тропу» помоги им справиться с заданием назови все картинки встречающиеся на пути.

Игроки подбрасывают кубик и определяют кто ходит первым. Первый игрок делает столько «шагов», сколько выпало точек на кубике. Попав на соответствующий кружок, он называет картинки над и под кружком и голосом выделяет звук [р] в названии предметов. Если в каждом слове есть звук [р], игрок может сделать ещё один – призовой ход. Если только в одном слове есть звук [р], игрок остаётся на том же кружке, где и был, а ход переходит к другому игроку. Если не в одном слове нет звука [р], он возвращается назад, на старт, и начинает игру заново.

Игра «Горная тропа».

Чистоговорки повторяют вместе два игрока на соответствующих картинках.

Старт
Ра-ра-ра- начинается игра ( на старте).
Ро- ро- ро мы поедем далеко ( картинка автобус и роза).
Ру-ру-ру вижу кенгуру (картинка кенгуру и рубашка).
Ры –ры ры – добрались до осы ( картинка оса, воробей).

Финиш
РА-ра-ра интересная игра ( на финише).

9. Определение место звука в слове.

В путешествии они познакомились с Карлсоном и подружились. Карлсон попросил друзей выполнить задание. Но оно для них оказалось тяжёлым. Помоги им пожалуйста справиться. Ребёнку показывают таблицу дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» – по 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребёнок должен разложить все картинки по своим «квартирам». Затем логопед просить назвать все картинки, в которых звук в начале слова; в середине слова; в конце слова. Назови, что изображено на карточках.

Карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор).

10. Развитие слухового внимания и памяти.

Вечером перед сном друзья решили учится сочинять стихи. Попробуй и ты. Доскажи слово и повтори предложение целиком. Детям предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко». На мольберт вывешивается картинка (подсказка).

Он высокий словно шкаф,
А зовут его . (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого…(верблюда)

Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув …(рот).

В сильный холод в январе
Ёжик спит в своей …(норе).

На крылечке у ворот
Замяукал рыжий…..(кот).

11. Домашнее задание: выучить стихотворение « Робот»

Нет руля и нету шин,
Но я – родственник машин.
Хоть с квадратной головой,
Я почти как вы, живой:
Я стою и я хожу
Кто захочет, с тем дружу.
Пусть немного твердолобый,
Но я очень добрый робот.

12. Подведение итогов.

Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил наших гостей. Наши гости тебе благодарны. Теперь следи за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Логопедическое занятие “НОД. Звуки В, Вь, буква В”

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Солнышко» комбинированного вида

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе логопедической группе по образовательной области «Коммуникация»

Тема. Звуки В, Вь, буква В.

Козловская Галина Дмитриевна

Тема НОД. Звуки В, Вь, буква В.

Интеграция (НОД): («Коммуникация»), («Здоровье»), («Социализация»)

закрепить приемы работы по развитию фонематического восприятия на основе использования элементарных и сложных форм фонематического анализа в ходе различных видов деятельности со звуками В, Вь; («Коммуникация»)

способствовать развитию и нормализации эмоционально – волевой сферы через активизацию двигательных кинестезий, упражнений на развитие просодических компонентов речи; («Здоровье»)

стремиться к формированию коммуникативных качеств личности через использование различных способов деятельности детей; («Социализация»)

продемонстрировать результаты совместной работы с родителями по подготовке детей к школе. (“Социализация”)

Материалы и оборудование: панно с изображением солнышка и солнечных зайчиков, внеречевая опора «Согласные звуки», картинки – символы для произнесения изолированных звуков В, Вь, звуковички В, Вь, звуковые пеналы, султанчики, ветродуйчики, мини – бассейны с песком, картинки в контурном изображении в зашумленном виде, цветные карандаши(красный, зеленый, синий), ребусы, ключик с буквой В, звездочки, символы умников и умниц.

Методические приемы: ритуал начала занятий, дид.упражнения, руководство рассматриванием и анализ предметных и картинок, рассказ – рассуждение с использованием наглядной внеречевой опоры, работа со звуковыми схемами, игровая мотивация, дид. игры, динамическая пауза, разгадывание ребусов, объяснение логопеда.

Предварительная работа: заучивание заклички, игры на формирование направленной воздушной струи, игры с песком, разгадывание ребусов.

Логика непосредственно – образовательной деятельности.

I .Организационный момент.

1.Закличка с элементами психогимнастики ( В кругу).

Логопед. С наступлением весны в старину люди часто закликали солнышко в гости.

Что значит «закликать»? (звать, приглашать)

Давайте мы позовем солнышко в гости.

Дети. «Здравствуй, солнышко – колоколышко!

Приходи к нам в гости!

Нам рано вставать,

Нам весну встречать!»

Открывается панно, на котором изображено солнышко с солнечными зайчиками. (Количество солнечных зайчиков соответствует количеству воспитанников, участвующих в НОД. Их можно снимать с картины.) На солнечных зайчиках с обратной стороны приклеены предметные картинки (1 группа: вата, вода, сова, диван корова, водолаз; 2 группа: пуговица, вилка, виноград) и напечатаны слова(похитил, ветер, звуки). (Приложение 1.)

Логопед. Солнышко хочет нам о чем-то сообщить. Каждому оставило свой

приветик – солнечный зайчик. Рассмотрите его.

2.Дид. упражнение «Узнай, о чем хочет сообщить солнечный зайчик ?»

Логопед. Чтобы узнать, о чем солнышко хочет сообщить, сначала нужно

разделиться на три группы.

(Деление на группы можно провести на основе дифференцированного подхода: воспитанники, умеющие читать; по социальному принципу: мальчики – девочки; по интересам).

Каждая группа должна выполнить задание:

прочитать слова на обратной стороне картинок и составить предложение из этих слов; ( Ветер похитил звуки.)

назвать слова по картинкам, подумать, какой одинаковый звук спрятался в словах: вата, вода, сова, диван корова, водолаз? (Звук В)

назвать слова по картинкам, определить, какой одинаковый звук спрятался в словах: пуговица, вилка, виноград? (Звук Вь)

II . Знакомство со звуками В, Вь.

Логопед. Ветер похитил звуки В и Вь из страны красивой и правильной речи

Златоустии и букву В из Азбуки. Он обиделся, что не позвали его в

гости. Ведь он помогает произносить нам звуки.

Участвуя в поединке знатоков «Умницы и умники», мы сможем вернуть звуки и букву.

Каждый правильный, оригинальный и умный ответ оценивается красной звездочкой, за хороший ответ – синяя звездочка, серая звездочка означает, что надо постараться.

1.Характеристика звуков В и ВЬ по акустико- артикуляторным признакам.

а. Расскажем о звуках В и Вь.

Нам поможет «Помогалочка».(Приложение 2)

Слегка дотроньтесь верхними зубами до нижней губы. Произнесите звук В.

Как его фамилия?

(Звук В – мешалка, он не может петь. Петь ему мешают верхние зубы, поэтому он – согласный. Его фамилия Согласный.)

Приложите тыльную сторону ладони к горлышку.

Спит или звенит голосок?(Звенит звоночек.)

Звонкий или глухой звук? (Звонкий)

Как вы думаете, какой характер у звука В? Мягкий или твердый? (Твердый)

Какой костюмчик носит? (Синий)

Назовите Ф. И. О. звука В.(Согласный, звонкий, твердый)

Произнесите на ушко друг другу его братца. (Звук Вь)

Какой он носит костюмчик? (Звук Вь носит костюмчик зеленого цвета.)

б. Игра «Раз, два! Повернись и в звук превратись!»

Девочки превращаются в звук Вь, а мальчики – в звук В.

На столе у детей костюмчики гласных и согласных твердых – мягких, звонких – глухих звуков. Каждому отыскать свой костюмчик и положить в зеленый или синий обруч.

2. Игра «Ветрилки – вопилки».

Играют две команды.

Взять в руки султанчики (1 команда) и ветродуйчики (2 команда), под счет 1-2 начать дуть. Следить, чтобы плечи не поднимались.

Затем четко, без ошибок повторить вопилку и ветрилку. Сначала произносит вся команда, а потом представитель от команды.

1команда мальчиков (Произнести тихо.)

Ву – ву – ву, ву – ву – ву,

– Васильков букет нарву.

2 команда девочек (Сообщить так, чтобы все услышали.)

Ви – ви – ви, ви – ви – ви,

– Только много их не рви.

Ветерок хочет поиграть с вами в прятки.

а. Пассивно-активная гимнастика «Пальчиковый бассейн».

Вносятся мини – бассейны с песком. Играют 2 команды.

Там что-то спрятано.

Нужно отыскать, выполнив задания:

изобразить щепотью на песке наматывание ниточки на клубок;

написать гласные буквы А, У, О, И, Ы, Э разными пальцами.

На дне бассейнов обнаруживается пакет с картинками в контурном изображении предметов .(Количество картинок соответствует количеству воспитанников)

б. Дидактическое упражнение «Узнай, какой звук В или Вь спрятался в слове?»

Узнать предмет в контурном изображении в зашумленном виде. Определить, какой названный звук спрятался в слове. Закрасить костюмчик соответствующим цветом в нужной клеточке (начало, середина, конец слова).

Слова: корова, ваза, вилка, дерево, телевизор, звезда;

вилка, пуговица, буквы, волк, ваза, корова.

(Внизу картинок – полоска, разделенная на три части (начало, середина, конец.

4.Динамическая пауза (Под музыку)

Изобразить, как ветер качает деревья в лесу и они стонут;

как птицы летят и машут крыльями, чувствуя, как ветерок пробегает по их крыльям. (Дети при этом произносят звуки В и Вь).

Давайте превратимся в птиц и полетаем.

Вспомнить птиц, в названии которых есть звуки В или Вь. (Воробей, ворона, сова)

5. Звуковой анализ слова «Сова».

Открыть звуковые пеналы и выложить схему слова. В названии этой птицы звук В находится в середине.

(Звуковые пеналы – это пеналы, в которых есть фишки красного цвета для обозначения гласных звуков, синие со звоночком – для твердых звонких согласных звуков, синие без звоночка – для обозначения твердых глухих, зеленые со звоночком – для мягких звонких согласных, зеленые без звоночка – для обозначения мягких глухих согласных. При проведении фонемного анализа схема звукового состава слова заполняется цветными фишками.

Сильные дети работают на конторках, один – у мольберта, остальные – на местах.)

Дети должны разделить слово на слоги, выложить слоги звуками, произнести слово по звукам, назвать гласные и согласные звуки).

7. Работа с ребусами.

Узнать, какие слова спрятались в О?

Обратите внимание, как я спросила: « Спрятались в О»? Так и будете отвечать: « В О и далее называете буквы».

Выставляются картинки вола и волка.

Чем отличается вол от волка?

( Волк – дикое животное, а вол – домашнее).

Составить предложения со словами вол и волк по схемам.

1  ______ _______ . 2  ______ ________ _______.

Разгадать следующие ребусы.

III . Знакомство с буквой В.

Разгадывая ребусы, вы произносили заклинание, чтобы появилась буква –ключ В.

Прочитайте еще раз заклинание: «ВОЛ – ВОЛК – ВОСК – ВОРОТА».

Найдите ключик с обратной стороны стола и указательным пальчиком обведите букву В под счет: «1, 2, 3!»

(На боковой ножке стола находится ключ – буква В)

IV . Подведение итога занятия.

Вы открыли дверь, в которой томились звуки В и Вь. (Появляются звуковички В и Вь (Приложение 3). Они все слышали и благодарят за участие в поединке умников и умниц. Так держать! Вы – молодцы! Посчитайте звездочки. Это был честный поединок. Фотографии умников и умниц вы увидите в своей логопедической тетради.

1. Ванюхина Г.А. Речецветик. – г. Екатеринбург: Старсо, 1993. – 136 с.

2.Успенская Л.П., Успенский М. Б.Учитесь правильно говорить. Кн. Для учащихся. В2 ч. Ч.2. –2 – изд. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.» ,1995. – 319с.

3. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. II период обучения – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 160с.

Портал педагога

Автор: Кочкина Алла Асхатовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 210
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект
Тема: итоговая НОД в старшей логопедической группе детей с ОНР
Дата публикации: 22.08.2016
Раздел: дошкольное образование

ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

ЦЕЛИ НОД:
 Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».  Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “КОММУНИКАЦИЯ”
 Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;  Совершенствование грамматического строя речи;  Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового анализа слов;  Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ПОЗНАНИЕ”
 Совершенствование навыков и умений работать со схемой;  Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ЗДОРОВЬЕ”
 Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)  Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
:  Наглядный (пособия, картинки);  Словесный (совместная речевая деятельность);  Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);  Практический (выполнение заданий, упражнений).
Орг. момент:
– Ребята, сегодня я получила письмо от Белоснежки. Злая ведьма заколдовала ее друзей – гномов и превратила их в лесные цветы. Белоснежка просит нас помочь ей. Одна она не справится с чарами злой ведьмы. Поможем расколдовать гномов? (На доске прикреплены цветы разного цвета. С обратной стороны каждого цветка нарисован ГНОМ. Дети выполняют задание, логопед переворачивает цветок – появляется гном.)
Задание 1.(Первый гном.)

– Этот гном очень любит солнышко. Любит загорать, греться на солнце. Но посмотрите, сегодня солнце какое-то печальное, совсем не улыбается…Чего не хватает у солнца?( Не хватает лучей.) – Давайте соберем все солнечные лучи, и солнце вновь заулыбается. (На каждом лучике по три п/картинки. Назвать картинки и подобрать обобщающее слово. Например: апельсин, груша, яблоко – ФРУКТЫ и т.д.) – Молодцы! Теперь нам будет светло и тепло, и мы легко справимся с другими заданиями. (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.) -Вот мы и расколдовали первого гнома!
Задание 2. (Второй гном.)
– Этот гном лесной чудак! Он все делает не так! – Его любимая игра «Наоборот». Давайте сыграем в эту игру и расколдуем второго гномика. Высоко – низко холодно – … ленивый – … Далеко – … весело – …. открыть – … Чистый – … много – …. прилетел – … (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Задание 3. (Третий гном)

Этот гном немного жадный! Но, уж очень он забавный! Его любимые слова: Мой, мои, моё, моя!
Д/и
«Чей? Чья? Чьи?» (лужа, проталина, туча, ветка, ручей, жук, стрекоза..) (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Задание 4. (Четвертый гном)
Этот гном – счетовод! Он ведет веселый счет! Всё, что видит, он считает. Ничего не пропускает!
Д/и
«Сосчитай от 1 до 5». Картинки те же, что и в задании №3. (Отвечают 2 – 3 ребенка). – А еще этот гном умеет считать слоги в словах. А вы умеете?
Д/и
«Рассели птиц на полянки». (1 слог – полянка с одним одуванчиком, 2 слога – полянка с двумя одуванчиками…) грач скворец соловей
лебедь кукушка

аист журавль – А какие птицы прилетели на полянки? (Перелетные птицы.) – А какие еще бывают птицы? (Зимующие, домашние) – Молодцы! Еще одного гнома расколдовали! (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Физминутка.
«Кукушка» К нам кукушка в огород Прилетела и поет! Ты глаза не открывай, Кто позвал тебя, узнай!
Задание 5. (Пятый гном.)
У него своя игра – Ищет родственные слова! – А к какому слову будем подбирать слова-родственники, отгадайте! Зимой лежал, Весной побежал! (Снег) – А как снег смог побежать? (ответы детей) ( На столе картинки: снег – снежок, снегопад, снеговик, снегоход, снегирь, Снегурочка; вода – водопад, водолаз, водяной, подводная лодка, подводник. У доски работают два ребенка. Надо правильно подобрать слова-родственники к слову
снег
и к слову
вода.
) Самостоятельно выбирают нужные картинки из общего количества. Затем все вместе проверяем. -Какие ты подобрал слова-родственники. (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Задание 6. (Шестой гном)
-Чтобы расколдовать этого гнома, надо составить слово по первым звукам картинок и выполнить звуковой анализ .(
Д
омино –
о
бруч –
м
ак.) Д – О – М Здесь можно быстро закрепить: Дом из кирпича – кирпичный, Дом из дерева – …. Дом из глины – …
Дом из соломы – … Дом из камня – … Дом из шоколада – … Звуковой анализ слова ДОМ. (У доски по одному звуку 3 ребенка по очереди.) -Сколько всего звуков? -Сколько гласных звуков? – Сколько слогов? – Назовите гласный звук? – Назовите твердые согласные? – Назовите звонкие согласные? -Вспомните, как называется дом (жилище) медведя? – Берлога. – Берлога чья? – Медвежья берлога. – Логово чьё? – Волчье логово. – Дупло чьё? – Беличье дупло. – Нора чья? – Лисья нора. (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Физминутка
«У оленя дом большой..» (музыкальная)
Задание 7. (Седьмой гном.)
– Ребята, а вы заметили, что все наши задания так или иначе связаны с одним временем года. Вы догадались, о каком времени года я говорю? ( О весне.) – Правильно! Проталины, лужи, подснежники, перелетные птицы…Это все весенние приметы. – Какие весенние приметы, вы знаете? ( Ответы детей.) – Составить рассказ о весне по схеме. (Рассказы 2 – 3 детей.) (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.) Итог: – Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились, выполнили задания и расколдовали всех гномов. Белоснежка очень рада и приготовила для вас подарки и угощение. Спасибо!

Конспект занятия «Звук В»

Цель: сформировать навык произношения [В] в обратных слогах, в конце слов.

Задачи:

  • закрепить произношение слов, в которых звук находится в начале слова, в прямых слогах;
  • использовать приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке;
  • использовать задания, направляющие ребенка на самостоятельный поиск слов, содержащий [в];
  • развивать творческое мышление;
  • поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: магнитная доска или интерактивная доска, бумажные фигурки с магнитами.

Ход проведения занятия.

I. Организационный момент.

— Ребята, вы любите сказки?
— Хотели бы вы сами быть сказочниками?

Логопед надевает шляпу феи, берет в руки волшебную палочку, взмахивает ей:

— Крибле! Крабле! Бумс! Вы сказочники! А теперь за дело.

II. Закрепление изученного.

1. Артикуляционная гимнастика.

— Жили-были звуки В и В’. Какие это звуки? Гласные или согласные? Звонкие или глухие?

Звуки были дружные. Они очень любили вкусное варенье.
Давайте покажем, как они его ели. Упражнение «Вкусное варенье».

2. Пальчиковая гимнастика.

Они жили в небольшом городке, в маленьком домике.
На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома – пальцы левой и правой рук соприкасаются.

Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладошками к себе, средние пальчики упираются друг в дружку, большие пальчики — направлены вверх («ворота»).

Мы ворота открываем, Ладошки — параллельно друг дружке.

В этот домик приглашаем. «Дом» показать двумя ручками, крышу домика – пальчики левой и правой рук касаются.

3. Повторение произношения [В] в прямых слогах.

Прилетел в детский сад (появляется фигурка воробья) … .
Дети: воробей!

— Правильно! Воробей. И принес (изображение свитка в клювике) письмо.

Посмотрим, о чем же здесь говорится. Братья очень любили путешествовать. Отправились они в страну Вообразилию к своим двоюродным братьям [Ф и [Ф’] на (картинка) паровозе.

Сели в (картинка) вагон и поехали. Долго ли, коротко ли – приехали они на (картинка) вокзал в страну Вообразилию. Вышли они из вагона, пошли по городским улицам и брат [В’] потерял брата [В].

Дети называют то, что изображено на картинках.
— Ребята, звук [В’] просит нас о помощи. Поможет найти потерявшегося брата.

III. Автоматизация звуков в слогах.

Что нужно сделать, чтобы он нашелся? Нужно его чаще произносить.
Ва-ва-ва- авав-ава-ава.
Ву-ву-ву уву-уву-уву.
Вы-вы-вы ывы-ывы-ывы.
Во-во-во ово-ово-ово.

IV. Автоматизация звуков в словах.

Ва-ва-ва закружилась голова.
Ву-ву-ву брата своего зову.
Во-во-во не пойму я ничего.
Ов-ов-ов не найти ничьих следов.
Овы-овы-овы плакать оба уж готовы.
— Вот как тяжело братьям пришлось.

— Колокольчик наш волшебный нам найти поможет путь,
Только нужно для начала чуточку его встряхнуть.
А потом не унывать и команды выполнять.
Поверни направо (голову поворачивают вправо),

А потом налево (голову – влево).
Прямо перед вами замок королевы (руки вверх).
Мы шагаем дружно (шагают на месте),
Торопиться нужно (бег на месте),

Станут наши мышцы крепче и упруже.
Открываем мы ворота (руки в стороны),
Вот рукой нам машет кто-то (машут руками).
Мы терялись и нашлись. Встретились и обнялись (обнять себя руками).

VI. Игра «Подскажи словечко».

— Сказка наша подошла к счастливому концу. Братья нашли друг друга и решили поиграть в игру.
• Тянет-тянет на перрон
Паровоз один … вагон.

• Сел в гостиной мальчуган
На огромнейший … диван.

• На дворе растет трава,
На траве лежат … дрова.

• Страшны очень и вертлявы
В джунглях ползают … удавы.

• И туристу и бродяге
Трудно преодолевать … овраги.

VII. Игра «Что звучит вокруг нас?»

— Посмотрите, сколько предметов в этой комнате, все они имеют названия – это слова, которые звучат. Я, например, нашла слово «звонок». Послушайте, как оно звучит: зва-нок].

Логопед обращается к кому-нибудь из детей с просьбой повторить это слово так, чтобы все звуки слышались очень ясно. Затем просит его найти еще какое-нибудь слово со звуком В, которое спряталось в комнате и произнести его так, чтобы были слышны звуки.

Далее он предлагает повторить найденное ребенком слово следующему игроку и так далее.

В ходе игры воспитатель следит за четкостью произнесения слов детьми. Если ребенок затрудняется, нужно дать ему подсказку. Слова, которые ребенок может найти в группе: василек, волк, рукав, голова, ванна, ваза, повар, варежка, отворот, поворот, ворона, воробей.

VIII. Итог занятия.

— О каком звуке мы сегодня говорили?
— Какой он?
— Какое доброе дело мы сделали?

Читайте также:  Домашние задания по лексической теме Зима, признаки зимы
Ссылка на основную публикацию