Конспект НОД: Дифференциация звуков (Щ) – (СЬ)

Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [щ] и [сь]»

Конспект логопедического занятия по теме

«Дифференциация звуков [щ] и [сь]»

Цель: развитие умения различать звуки [щ] и [сь] в слогах и словах.

1) закрепить навык различия звуков [сь-щ] в слогах, в словах;

2) развивать умение определять количество слогов в слове;

3) развитие навыков слогового синтеза;

4) продолжать учить составлять предложения по опорным словам, анализировать эти предложения;

5) нахождение родственных слов, уточнение их значений.

содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся;

формировать положительную учебную мотивацию.

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, слоговые таблицы, полоски для составления схем предложений, рабочие тетради.

– Сядьте прямо, спинку держим ровненько, руки – на парту!

1. – К нам пришёл Гном из страны Звуков и Букв.

– Сегодня мы с вами познакомимся с девочкой Симой и её щенком!

– Как зовут девочку? Кто у нее есть? Назовите первые звуки в словах «Сима» и «щенок».

2. Самостоятельная формулировка темы урока.

Логопед :- Теперь скажите, какие звуки и буквы мы с вами будем вспоминать на уроке?

Дети :- Сегодня мы будем вспоминать звуки Сь и Щ.

II . Основная часть занятия

1.Уточнение произношения звука [сь].

– Посмотрим в зеркала! (слайд №4)
– При произнесении звука [СЬ]:

Язык – за нижними зубами.

Воздушная струя – холодная!

Горлышко – не работает.

– Звук [сь] гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

2. Сравнение звуков [сь-щ]. (слайд №5)

Звук [СЬ] – согласный, глухой, мягкий.

Язык – за нижними зубами.

Воздушная струя –холодная.

Горлышко – не работает.

Звук [Щ] – согласный, глухой, мягкий.

Язык – поднят вверх.

Воздушная струя – теплая, идет вверх толчками.

Горлышко – не работает.

– Чем отличаются звуки [с’] [щ]? Чем похожи эти звуки?

3. Закрепление навыка различения звуков [сь-щ] в слогах. (слайд №6)

– Сима и щенок приготовили для вас свои любимые слоги. Если вы прочитаете их правильно, Сима и щенок будут очень рады!

1.ща – ся; щё – сё; щу – сю; щи – си; ще – се;

2.ась – ащ; ось – ощ ; усь – ущ; ись – ищ; есь – ещ;

3.ща-ща-ся; ще-ще-се; щи-щи-си; що-що-сё ; щу-щу-сю;

4.ща-ся-ща; ще-се-ще; щи-си-щи; що-сё-що; щу-сю-щу.

4. Слоговой синтез. (слайд №7)

– Сима и щенок вышли на прогулку. Девочка взяла с собой книгу, чтобы почитать. Щенок дернул за поводок, Сима споткнулась и уронила книгу. А слова в книге рассыпались! Помогите Симе собрать слова – добавьте звуки [с’] и [щ]! Назовите слова, состоящие из одного слога, из двух слогов.

5. Речевая зарядка. (слайд №8)

3.«Подул холодный ветерок»

Произносим все вместе:

Ща-ща-ща – Сима нам несет леща;

Си-си-си – щенок, вещи унеси;

Щу-щу-щу – воду в ванну напущу;

Се-се-се – бантик синий на косе.

6. Закрепление навыка различения звуков [сь-щ] в словах. (слайд №10)

– Назови «лишнее слово» по наличию [щ] или [с‘].

Гуща, осень, щенок

Хвощ, осина, сеять

Пасека, ящик, овощи

Помощь, рысь, плащ

Учащиеся называю «лишнее слово» по наличию [щ] или [с‘].

7. Развитие навыков слогового анализа. (слайд №11)

Лишние слова – это:

Осень, хвощ, пасека, рысь, лещ.

Назовите слова, в которых один слог!

Назовите слово, в котором два слога!

А в каком слове три слога?

Составьте предложения с этими словами!

Выложите схемы ваших предложений!

Учащиеся записывают предложения и составляют схемы.

8. Работа над грамматическим строем речи. (слайд №12)

Щенок такой тщедушный был!
Его я щами всё кормил,
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал.
Ещё бы! Он счастливым рос.
Теперь мой щен не щен, а пёс –
Настоящий! (А. Барто)

– Каким рос щенок? Объясните значение этого слова. Найдите родственное слово к слову «щенок».

9. Подбор родственных слов. (слайд №13)

– Прочитайте еще одно стихотворение и все родственные слова к слову «счастливый»!

«Счастливо» – говорят нам на дорогу,

Желают нам счастливого пути,

Хотят нас осчастливить хоть немного

И от несчастий нас хотят спасти.

– Сима и щенок просят вас объяснить, как вы понимаете эти слова-родственники!

III . Заключительная часть занятия.

– Чему мы с вами сегодня научились?

Учились различать звуки [щ] [с‘];

Правильно повторяли слоги;

Подбирали слова к картинкам;

Находили «лишние слова»;

Составляли схемы предложений!

Находили родственные слова!

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Логопедическое занятие на тему “Дифференциация С’ – Щ” (в устной и письменной речи)

Цели:

  • учить дифференцировать согласные звуки [С’] и [Щ] с опорой на артикуляционный уклад; учить не смешивать в устной речи звуки и на письме буквы;
  • совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;
  • упражнять в словообразовании;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование:

  • памятка-алгоритм для описания артикуляции каждого из изучаемых звуков,
  • карточки со словами (буквы С, Щ пропущены),
  • цветные карандаши,
  • индивидуальное зеркало.

План:

1. Организационный момент. Выделение звуков [С’], [Щ] из слов сели, щели.

– Какими звуками отличаются эти слова?

Сообщение темы занятия.

2. Описание артикуляции звуков [С’], [Щ].

Данные звуки произносим с опорой на индивидуальное зеркало, с артикуляцией утрированной, используя памятку-алгоритм (ребёнок описывает положение губ, зубов и языка).

[С’] – губы в улыбке, зубы видны и сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка находится за нижними резцами; средняя часть спинки становится более выгнутой, чем при произнесении звука твёрдого С.

[Щ] – губы выдвинуты вперёд и слегка округлены, зубы видны и сближены, широкий кончик языка приподнят к верхним зубам.

3. Характеристика звуков [С’], [Щ].

Установление сходства и различия в характеристике звуков.

Звуки [С’], [Щ] – согласные, т. к. при произнесении звуков встречается преграда для выхода воздушной струи; оба звука глухие, т. к. голосовые связки разомкнуты и голос не звучит; оба звука мягкие.

Важно: звук [Щ] мягкий всегда.

Звук [С’] – свистящий;

Звук [Щ] – шипящий.

4. Работа с условными обозначениями. Условные обозначения записаны на доске.

“Будь внимателен, смотри –
Если стрелка вверх – шуми,
Стрелка вниз – свисти!”

– Под нижним положением стрелки зашифрован звук [С’], под верхним положением стрелки зашифрован звук [Щ].

Ребёнок расшифровывает условные знаки и называет звуки, следя за положением стрелки и ощущая положение языка.

– А теперь попробуем прочитать слоговые цепочки:

5. Актуализация опорных знаний по теме.

На фланелеграфе появляется сюжетная картинка “Носильщик несёт вещи” (из серии “Профессии”)

– Запишем отгадку в тетрадь и сделаем звуко – буквенный анализ этого слова по предложенной схеме:

  • поставь ударение в слове;
  • сосчитай количество гласных и раздели на слоги слово;
  • дай характеристику каждому звуку;
  • сколько звонких и сколько глухих согласных в слове;
  • сколько твёрдых и сколько мягких согласных в слове;
  • сколько в этом слове букв и сколько звуков;

6. Упражнение на дифференциацию [С’] – [Щ] в словах.

Ребёнок получает карточку с напечатанными словами (буквы С, Щ пропущены) и инструкцией:

– Вставь пропущенные буквы С или Щ в слова карандашами разного цвета, подчеркни на каждой строчке “лишнее слово” и объясни свой выбор “лишнего” слова:

Пи – а, пен – ия, по – елить, пи – ьмо;

Сви – тя – ий, – или – а, но – иль – ик, та – ил – я;

Вью – ий – я, – теколь – ик, – урил – я, негну – ий – я;

7. Упражнение в словообразовании существительных с помощью суффикса

– ищ. На доске написаны слова: нос, сапог, усы, волосы, голос, сила.

– Приглашаю посетить страну Великанов. Эти люди необычные. Они имеют крупные черты лица, носят одежду и обувь огромного размера, обладают громким голосом и необычной силой. Рассмотрев картину с изображением Великана попробуем рассказать о нём с помощью новых слов. Записанные на доске слова нужно изменить так, чтобы они приобрели увеличительное значение, даже немного пренебрежительное.

8. Автоматизация звуков [C’], [Щ] в предложении. Следим за правильным произнесением смешиваемых звуков. Спряжение глаголов по образцу:

Я тащу сети. Мы тащим сети. Ты тащишь сети. Вы тащите сети. Он тащит сети. Она тащит сети. Они тащат сети.

– Проспрягать в прошедшем времени:

Повесь синий плащ в шкаф.

9. Графический диктант предложений. Работа в тетради.

В этом задании слова не пишем, каждое слово как – бы зашифровываем буквенными обозначениями С или Щ. Если в слове не встречаются Сь, Щ, то ставим прочерк, а предлоги зашифровываем значком V.

У Сени ящик. В тетради будет следующая запись: V C щ.

В сетях лещи. Сима варит щи. У Васи клещи. Возле посёлка роща. В роще осины. На осинах щеглы.

“Дифференциация звуков [С] и [Сь]. Буква С” НОД в подг. группе

сб., 03.11.2018

Гурина Ирина Алексеевна

МАДОУ детский сад № 162 города Тюмени

Конспект НОД (занятия) по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе

“Дифференциация звуков [С] и [Сь]. Буква С”

Цели:

Коррекционно-образовательные:

– совершенствовать умение дифференцировать звуки [С] и [Сь];

– учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

– познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и Сь, её графическим изображением.

Коррекционно-развивающие:

– развивать фонематический слух; зрительную, слуховую память и внимание; артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные:

– формировать навыки сотрудничества, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Ноутбук. Раздаточный материал на каждого ребенка: индивидуальные зеркала, фишки, схемы для определения места звука в слове, предметные картинки, наборы букв из наждачной бумаги и флиса, шнурки, индивидуальные тетради.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед встречает детей в кабинете, организует приветствие, предлагает детям встать в круг и хором повторить:

– Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Логопед: Сейчас вы сядете за столы, спинки прямые.

Послушайте, пожалуйста, слова и постарайтесь услышать первый звук в этих словах. Стол, сова, собака, санки

А сейчас я ещё раз повторю эти слова, а вы скажите, с какого одинакового звука они начинаются ? (Ответы детей)

Теперь я произнесу другие слова, а вы так же выделите первый звук в них: сено, синица, серый. (Ответы детей)

Логопед: Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [С] и [Сь] и познакомимся с буквой, их обозначающей

Артикуляционная гимнастика.

-Чтобы правильно произнести звук [С] и [Сь], нужно сделать гимнастику для языка. Возьмите зеркала, слушайте сказку и выполняйте упражнения.

На основе А. С. Анищенкова “Артикуляционная гимнастика”
Этот маленький дружок
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Серенькая кошка. (Упражнение ” Кошечка сердится”.)

Читайте также:  Оригами в развитии ребенка с ОВЗ

Светит солнышко с утра

– В гости к тётушке пора! ( Упражнение “Дятел”. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков “дддд” и “тттт”)

Тетушка Щёчка
Племянника ждёт,
Блинчики с маком
К обеду печёт. ( Упражнение ” Блинчик”)

На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка –
Цок, цок, цок, цок, цок,. ( Упражнение ” Лошадка”)

Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает. ( Упражнение ” Вкусное варенье”)

Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Пя – пя – пя – пя – пя – пя
Отдыхаем все, друзья! ( Упражнение “Непослушный язычок”)

Логопед: Молодцы!

Упражнения в правильном произношении звуков [С] – [Сь].

– А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь , покажите зубы, чтобы они были похожи на заборчик.Между зубами оставьте маленькую щель , кончик языка положите за нижние зубы , спинку языка поднимите вверх , чтобы она была похожа на горку.

Произнесём ССССС. (Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель.)

Произнесём СьСьСьСь. (Дети произносят звук хором, по одному.)

Подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите – горячий или холодный?

Характеристика звука

Логопед: – Дайте характеристику звуку [С].

Дети: Звук [С] – согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Игра «Будь внимательным»

Логопед: – Если услышите звук [С] в словах поднимите синий квадрат, а звук [Сь] – зеленый. (Лиса, сентябрь, солнце, лист, лось, синица, собака, аист).

Динамическая пауза

Самолёт (Логопед: – Какой звук слышим в начале слова Самолёт?)
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны — в полёт (Руки разводим)
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд, (Правая рука вперёд)
Левое крыло вперёд. (Левая рука вперёд)
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Имитация полёта самолёта)

Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.

Определение места звуков [С] – [Сь] в слове.

Логопед: – Сейчас мы будем определять место звуков [С] и [Сь] в словах. Перед вами лежат “Звуковые” вагончики и фишки. На доске вы видите картинки. Нужно самостоятельно определить какой звук в слове [С] или [Сь] и в какой части слова он находится и положить нужную фишку (синюю или зелёную) в нужное окошко вагончика. (На доске поочерёдно логопед помещает картинки: Аист, сом, рысь, синица.

Знакомство с буквой С.

Логопед: -Вспомните, чем отличается звук от буквы?

– Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [С] и [Сь]. Это буква С (называем как звук). Рассмотрите букву С. На что она похожа?

Буква С возникла вдруг.

Прорисовываем в воздухе букву С, выкладываем из шнурков.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в парах: Логопед: – А сейчас возьмите карточки с буквами С ( из наждачной бумаги и флиса) и потрогайте ладошками, обведите пальцами и ощупайте эту букву. Поменяйтесь буквами с соседом и снова потрогайте букву. Какая это буква? Молодцы!

Работа в тетрадях. Штриховка буквы С и прописывание (простыми карандашами) по образцу.

Дидактическая игра: “Придумай слово”

Логопед кидает мяч детям называет слоги -са, -сы, -со, -си, -су. Дети придумывают слова с этими слогами

Итог занятия

Логопед: – С какими звуками мы работали сегодня на занятии? Чем обозначается звук на письме? С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие задания было интересно выполнять.

Оценивание деятельности учащихся.

Список используемой литературы:

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. – 245 с.

  1. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.-М.: «Мозаика – Синтез», 2006.-96с.

“Свидетельство о публикации в СМИ” Серия А № 0005337

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Материал на различение шипящих и свистящих звуков ш – ж, ш – с, ж – з, ч- с, ч-ц, ч-щ, щ-с (сь)

Различение звуков ш—ж

• Предложите ребенку повторить слоги: ша—жа, шо—жо, шу—жу, ши—жи, ше—же, аша—ажа, ашо—ажо, ашу—ежу, аши—ажи, аше—аже.

• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [ш] и [ж] в начале и середине слова: шайба—жаба, жук—шуба, ужи—уши, кошка—ежик и др. Предложите ребенку назвать эти предметы в указанном порядке, чередуя произнесение слов со звуками [ш] и [ж]. Обратите внимание на правильность произнесения звуков.

• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:

жа-жа-жа — прилетели два чижа,

жа-жа-жа—у нас нет ножа,

шу-шу-шу—я значок ношу,

шу-шу-шу—свежим воздухом дышу,

жу-жу-жу—я жука в руке держу,

ше-ше-ше—живем мы в шалаше,

же-же-же — света нет на этаже,

ша-ша-ша— поймали мы мыша,

жи-жи-жи—у нас живут чижи.

• Предложите ребенку повторить чистоговорки, пословицы, поговорки; отгадать загадки, выучите с ним стихотворение.

У кошки лежат ложки в лукошке.

Обожгли мошки об огонь ножки.

Кто ходит больше, тот живет дольше.

Лежа хлеба не добудешь.

Шуба лежит, а шкура дрожит.

Нам нужны иголки для шитья.

А кому для житья?

Шагаешь — впереди лежит.

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Различение звуков ш—с

• Предложите ребенку повторить слоги: ша —са, шо — со, шу — су, ши — си, ше —се, аш —ас, ош —ос, уш —ус, иш — ис, еш —ес, аша —аса, ашо —асо, ашу—асу,аши—аси, аше —асе, оша —оса, ошо —осо, ошу —осу, оши —оси, оше — осе, уша — уса.

• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [с] и [ш] в начале, середине и в конце слова: санки —школа, кукушка —колесо, нос —мышь; солнышко, сушки, старушка, шесть. Предложите ребенку назвать эти предметы в указанном порядке, то есть чередуя произнесение слов со звуками [с] и [ш]. Обратите внимание на правильность произношения звуков.

• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:

ша-ша-ша —купаем голыша,

аш-аш-аш—в лесу стоит шалаш,

ас-ас-ас — мы пьем холодный квас,

шо-шо-шо—поют дети хорошо,

со-со-со—на дороге колесо,

ош-ош-ош —Буратино дали грош,

шу-шу-шу—я письмо пишу,

ос-ос-ос — починили пылесос, с

уш-уш-уш — в саду много груш,

ус-ус-ус — на ленте много бус,

си-си-си—мы ехали в такси,

ыш-ыш-ыш—крепко спит малыш,

ше-ше-ше — собака в шалаше,

се-се-се—машина на шоссе,

ис-ис-ис—хорошо поет Борис.

• Предложите ребенку ответить на вопросы:

кто водит машину? (Шофер.)

Кто шьет сапоги? (Сапожник.)

Кто водит электропоезда? (Машинист.)

Кто прыгает с самолета на парашюте? (Парашютист.)

Кто играет в шахматы (в шашки)? (Шахматист, шашист.)

• Попросите ребенка повторить чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, отгадать загадки, выучите с ним стихи:

Мишки собирают шишки.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

Слишком много ножек у сороконожек.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Палкой Саша шишки сшиб.

Купили Саше сушку?

Купили Саше сушку.

Шишки на сосне, шашки на столе.

В шалаше шесть шалунов.

Без косы и сена не накосишь.

Маслом кашу не испортишь.

Знай, кошка, свое лукошко.

Кошке игрушки, а мышке слезки.

Как постелешь, так и поспишь.

Суши сено, пока солнце светит.

Скажешь—не воротишь, напишешь—не сотрешь, отрубишь—не приставишь.

Сидит на крыше всех выше.

Не смотрел в окошко —

Был один Антошка,

Посмотрел в окошко —

Там второй Антошка!

Что это за окошко?

Куда смотрел Антошка?

Сидит на ложке, свесивши ножки.

В тесной избушке Ткут холст старушки.

А в угол спать ходит.

Паровоз Без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел?

Прямо по морю пошел!

Самого не видно,

Не куст, а с листочками,

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Шишки-мышки

Жили-были на сосне две серьезных шишки;

Жили-были под сосной две веселых мышки.

И кричали мышки: «Эй, спускайтесь, шишки!

Вы же знаете о нас только понаслышке!»

Удивлялись шишки: «Глупенькие мышки!

Чем же плохо нам висеть здесь, на нашей вышке?

Лучше мы вас пригласим,

Пудель

Не спеша идет старушка.

Рядом с ней шагают стружки.

Да, охапка черных стружек,

Только это лишь снаружи.

А попробуй тронь старушку:

Вот тогда узнают люди,

Черепаха

• Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.

Старшая сестра

У Саши есть сестра Наташа. Наташа старше Саши на шесть лет. Она учится в шестом классе. В свободное время Наташа

катает Сашу на санках, играет с ним в шашки, помогает строить ему самолеты. В воскресенье Наташа водит Сашу в кино. Саша любит свою старшую сестру Наташу.

Вопросы: как зовут Сашину сестру? На сколько лет Наташа старше Саши? В каком классе учится Наташа? Как проводят свободное время Наташа и Саша? Куда водит Наташа Сашу в воскресенье? Кого любит Саша?

Различение звуков ж—з

• Предложите ребенку повторить слоги: жа —за, жо —зо, жу — зу, жи — зи, же — зе, ажа —аза, ажо —азо, ажу —азу, ажи — ази, аже — азе, ожа — оза, ожо — озо.

• Подберите картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [ж] и [з] ([з’]) в начале и середине слова: журнал—звездочка, козленок—медвежонок; зеленые желуди. Предложите ребенку назвать предметы в указанном порядке, то есть чередуя произнесение слов со звуком [ж] и звуком [з] ([з’]). Обратите внимание на правильность произнесения звуков.

• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:

жа-жа-жа—иголки у ежа,

жа-жа-жа — на льдине два моржа,

жу-жу-жу—в садик я хожу,

зу-зу-зу—купаемся в тазу,

жу-жу-жу—по лесу брожу,

же-же-же—мы выросли уже,

зу-зу-зу—мы живем внизу,

зе-зе-зе—дай воды козе,

жи-жи-жи — ползают ужи,

зи-зи-зи—на повороте тормози,

зы-зы-зы—спрятались мы от грозы.

• Предложите ребенку ответить на вопросы:

как называют человека, который разводит животных? (Животновод.)

Как называют человека, который работает на железной дороге? (Железнодорожник.)

• Предложите ребенку повторить чистоговорки, поговорки, отгадайте загадки. Выучите с ним стихотворение:

Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

Читайте также:  Конспект занятия: Автоматизация звука (Л) на материале лексической темы 'Птицы'

Железный замок заржавел, заржавел железный замок.

На живом все заживет.

Конь бежит, земля дрожит.

Зимой на земле лежал,

Весной в реку побежал.

Говорит без языка,

Никто его не видит,

Кто его раздевает —

От жалости слезы проливает.

Я с трудом Его поймала.

Быть хозяйкой Нелегко!

• Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.

Ежик и змея

Жил в лесу ежик с ежихой и ежатами. Летом они ловили мошек, жуков и букашек. На зиму ежик заготовлял еду и прятал ее под старую корягу. Однажды в жилище к ежу заползла ядовитая змея. Ежик решил прогнать змею. Змея попыталась укусить ежика, но ежик ловко схватил ее за горло и загрыз.

Вопросы: с кем жил в лесу ежик? Что делали ежик, ежиха и ежата летом? Что заготовлял ежик на зиму? Куда заползла змея? Что решил сделать ежик? Кого хотела укусить змея? Что сделал ежик со змеей?

Различение звуков ч—щ

• Предложите ребенку повторить слоги: ча—ща, чу—щу, чи—щи, че—ще, ач—ащ, уч—ущ, ич — ищ, еч—ещ, ача—аща, ачу—ащу, ачи—ащи, аче—аще, уча—уща.

• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [ч’] и [щ’] в начале, середине и в конце слова: Чебурашка — щит, щепка —чемодан, ящик—ключи, меч —плащ; почтовый ящик. Предложите ребенку назвать эти предметы в указанном порядке, то есть чередуя произнесение слов со звуками [ч’] и [щ’]. Обратите внимание на правильность их произношения.

• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:

ча-ча-ча—Кате вызвали врача,

чи-чи-чи—огонь горит в печи,

ща-ща-ща—тащи скорей леща,

чу-чу-чу—я на коне скачу,

ач-ач-ач—девочка, не плачь,

щу-щу-щу—трещоткой я трещу,

ащ-ащ-ащ—у Коли новый плащ,

че-че-че — ворона на плече,

еч-еч-еч—надо сад беречь,

ще-ще-ще — нам тепло в плаще,

ещ-ещ-ещ—укусил нас клещ.

• Предложите ребенку ответить на вопросы: кто чинит часы? (Часовщик.)

Кто точит ножи и ножницы? (Точильщик.)

Кто чистит обувь? (Чистильщик.)

Различение звуков ч—с (сь)

• Попросите ребенка повторить слоги: ча —са, чо — со, чу—су, чи—си, че—се, ач—ас, оч—ос, уч—ус, ич—ис, еч—ес, ача—аса, ачо—асо, ачу—асу, ачи—оси, аче—асе, оча—оса, очу—осу.

• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть одновременно и звук [ч], и звук [с] ([с’]), например: часы, сачок, ласточка, песочница, косичка, расческа, синичка. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность произношения этих звуков, на чистоту произнесения слов.

• Предложите ребенку повторить шутки-чистоговорки:

ча-ча-ча —не горит свеча,

че-че-че — грач на каланче,

са-са-са—у норы лиса,

се-се-се—мы едем по шоссе,

чо-чо-чо — вывихнул плечо,

ач-ач-ач — спит на сосне грач,

со-со-со — сломали колесо,

ас-ас-ас — продается квас,

чу-чу-чу—я по столу стучу,

оч-оч-оч — наступила ночь,

су-су-су—сова кричит в лесу,

ос-ос-ос —на веранде много ос,

чи-чи-чи—на дубу грачи,

ич-ич-ич—разбили мы кирпич,

си-си-си — свет скорей гаси,

ис-ис-ис — купила мама рис.

• Предложите ребенку ответить на вопросы:

кто носит почту? (Почтальон.)

Кто выращивает цветы? (Садовник.)

Кто чистит трубы? (Трубочист.)

• Попросите ребенка повторить скороговорку, пословицы, поговорки, отгадать загадки. Выучите с ним стихи:

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Слышу, лиса, про твои чудеса.

Чистые сапоги быстрее ходят.

У врача лечись, у умного учись.

Час от часу не легче.

Хочешь есть калачи —так не сиди на печи.

Нет в ней ни сучочка.

Ключик, ключик, родничок,

Чей-то круглый кулачок Звонко бьет со дна.

Ухнул филин — и молчок.

Ночь в лесу давно.

Только светит светлячок

Всем, кому темно.

Интересней нет усов,

Чем у часиков-часов.

Посмотри —один короче,

А другой длинней чуть-чуть,

Друг за другом дни и ночи

Совершают долгий путь.

• Прочтите ребенку рассказ и предложите сначала ответить на вопросы, а затем пересказать его.

Часовщик

К часовщику принесли старые часы. Часовщик осмотрел их, затем смазал механизм часов маслом, почистил циферблат щеточкой. Пинцетом он вынул испорченную пружину и заменил ее новой. После ремонта часы точно показывали время.

Вопросы: к кому принесли часы? Что сделал часовщик с механизмом часов и циферблатом? Что сделал часовщик с испорченной пружиной? Как показывали часы время после ремонта?

Различение звуков ч—ц

• Предложите ребенку повторить слоги: ча—ца, чо—цо, чу—цу, чи —ци, че —це, ач —ац, оч —оц, уч —уц, ич —иц, еч—ец, ача—аца, ачо —ацо, ачу—ацу, ачи—аци, аче —аце, оча — оца, очо — оцо.

• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть одновременно и звук [ч’], и звук [ц], например, волчица, цепочка, учительница. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность произношения звуков и слов.

• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:

ча-ча-ча — каша горяча,

цу-цу-цу—зерен дай птенцу,

ца-ца-ца—мы видели скворца,

чи-чи-чи — играют скрипачи,

чо-чо-чо—я ушиб плечо,

цы-цы-цы —в сумке огурцы,

цо-цо-цо — новое кольцо,

еч-еч-еч — затопили печь,

ец-ец-ец—Андрей у нас борец.

• Предложите ребенку ответить на вопросы:

кто учит детей в школе? (Учительница.)

Кто ухаживает за птицей? (Птичница.)

• Предложите ребенку повторить чистоговорку, скороговорку, отгадать загадки. Выучите с ним стихи:

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

Ученица-озорница получила единицу.

Два братца через дорожку живут,

А никогда не видятся.

Под одной шляпкой стоят.

Пчела

Свой рабочий день пчела.

Облетела все цветы,

Чтобы мед отведал ты.

Одуванчик

В беленькое платьице —

Различение звуков щ—с (сь)

• Предложите ребенку повторить слоги: ща—са, щу—су, щи—си, ще—се, ща—ся, щу—сю, ащ—ас, ощ—ос, ущ—ус, ищ —ис, ещ—ос, ащ—ась, ощ—ось, ущ—усь, ищ—цсь, ещ—есь, аща—аса, аща—ася, ащу—асю, ащи—аси.

• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [щ’] и [с] ([с’]) в начале, середине и в конце слова: щетка—селедка, беседка—прищепка, гусь—лещ. Предложите ребенку назвать эти предметы в указанном порядке, то есть чередуя произнесение слов со звуками [щ’] и [с] ([с’]). Обратите внимание на правильность их произношения.

• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:

ща-ща-ща — не боимся мы клеща,

щи-щи-щи — собери щавель на щи,

си-си-си —вещи выноси,

ся-ся-ся — поймали карася,

ащ-ащ-ащ — носим мы весною плащ,

щу-щу-щу—щуку я тащу,

ас-ас-ас — идем мы в первый класс,

сю-сю-сю — мы съели кашу всю,

ще-ще-ще — сметаны нет в борще,

ещ-ещ-ещ—попался в сети лещ,

се-се-се— прищемили хвост лисе,

есь-есь-есь — обед мы съели весь.

• Предложите ребенку ответить на вопросы:

кто вставляет стекла? (Стекольщик.)

Кто помогает носить вещи на вокзале? (Носильщик.)

• Предложите ребенку повторить пословицы, поговорку. Выучите с ним загадки, стихотворение:

Всякому овощу свое время.

Всякой вещи свое место.

Лес рубят—щепки летят.

Глазищи, усищи, когтищи, хвостище,

А моется всех чище.

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

. Под лавкой скулит

Он очень грустит,

Он совсем одинок;

С Наташей гулять,

Он лает и скачет,

Щенка не узнать.

Дифференциация звуков С-Ш.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Сь, Щ.

1. Сформировать у учащихся умение различать согласные Сь, Щ в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя4

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, предметные картинки: щука, сельдь, гуси, щенок, плащ; карточки с текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1.Выделение звуков из качала слов по предметным картинкам.

Кто изображен на картинках? Как называются эти рыбы? Выделите первые звуки в названиях этих рыб. Охарактеризуйте звуки.

2.Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.

3.Сопоставление звуков с их графическим изображением, Мнемонический прием.

Хватать, глотать умеют щуки Шел конь подковами звеня,

Другой не нужно им науки Как буква С следы коня.

III. Закрепление материала.

Дифференциация Сь, Щ.

1.В слогах.

а) Прочесть слоги по слоговой таблице.

ся-щасящщась
сё-щосещщось
сю-щусющщусь
си-щисещщесь

б) Повторите слоги, запомните, назовите их.

в) Запишите слоги в два столбика разными пастами:

ся, ща, щу, си, се, щё, ащ, ась, ущ, усь, ася, аща.

Прочтите слоги, .записанные в первой столбик, во второй.

2.Дифференциация Сь, Щ в словах.

а) Игра «Буква потерялась».

Гу. ёнок, по. ёлок, . етина, . ука, ле. о. сина, о. ень, . авель, о. ёл, . енок, гу. и.

б) Запись слов в два столбика разными пастами:

Поселок, щавель, пищит, сито, щетка, щеголь, присели, щеки, прощение, осенний, осел.

Прочитайте слова обоих столбиков.

в) Вставить пропущенные буквы С или Щ.

По…екотал, …яду, тре. ит, тря. ина, …ётка, по. еял, мор…ины.

3.Дифференциация Сь, Щ в предложениях.

а) Закончи предложения, используя картинки.

В сети попала . (ЩУКА).

На лугу пасутся . (ГУСИ).

В корзине пищит. (ЩЕНОК).

Сеня надел новый . (ПЛАЩ).

Прочтите предложения, найдите н назовите главные и второстепенные члены предложения.

б) Диктант (слуховой).

Щука хотела поймать леща. Она стала мутить воду. А тут рыбак закинул сеть. Щука не видела её в мутной воде. Она попала в сеть.

4.Дифференциация Сь, Щ в связной речи.

Работа с карточками.

Прочтите про себя текст, обратите внимание на то, каких букв больше в тексте Щ или С.

Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.

«Я знаю верное средство, – щебечет щегол, – надо положить щенка, на щебень кверху лапами и щекотать пока не пройдет..»

«Глупости? – прервал его мышонок Мыша, – Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет!»

«Да, это средство верное, но помогает, только мышам, – серьезно сказал, поросенок Персик, – А щенкам надо вот что. Поймать щуку, – открыть щенку рот и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет»

«Ага, и голову вместе с зубом оторвет! – хохотнула крыса Дылда. – Нет, вот я знаю средство – это да. Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке как. »

«Зубы надо чистить? – не выдержал ежонок. – Зубной щеткой. Вот это самое верное средство».

Каких букв больше встретилось в тексте С или Щ?

Ответьте на вопросы:

Что случилось со щенком?

Как друзьяхотели помочь ему?

Чье средство оказалось самым верным?

А теперь прочтите сказку по ролям.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 54.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Сь; Щ.

Цели:

1. Закрепить у учашдчея умение различать согласные Сь, Щ;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:магнитофонная запись, сигнальные карточки, перфокарты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

Читайте также:  Открытое занятие в подготовительной логопедической группе

С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки. В чем разница артикуляций этих звуков? В чем разница написания этих букв?

Игра «Сквозная буква»:

III. Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация Сь-Щ в слогах.

а) Запишите слоги в две строчки, в первую – с буквой С, во вторую – с буквой Щ.

СЕ, ЩА, ЩУ, СИ, АСЬ, ОСЬ, АЩА, АЩ, УЩ,

ЫЩ, ИЩ, СЮ, СЯ, АСЯ, АЩУ, АЩУ, АСИ

Прочтете записанные слоги.

б) Прослушайте слоги, запомните нх повторите.

2. Дифференциация Сь-Щ а словах.

а) Работа с сигнальными карточками: по магнитофонной записи.

Щи, борщ, сито, щегол, осень, чаща, сесть, присед, товарищ, сосиски, красить, сесть, прощение, ящик, клещи, щенок, поселок.

б) Запись слов, их графический разбор:

Сельди, посеял, чаща, щётка, ищет, сентябрь, село, роща, щипать, посёлок.

Прочтите слова, назовите количество слогов.

в) Дополните слово.

ЩИ (ищи, пищит, щипцы)

СЕЛ (осели, подсел, насел)

УСЬ-УСЬ-УСЬ – на лугу пасется гусь.

ЩА-ЩА-ЩА – мы несем домой леща.

АЩ-АЩ-АЩ – мы наденем плащ.

3. Дифференциация СЬ-Щ в предложениях.

Предложения для анализа и записи:

Запишите предложения, разберите их графически.

На площади всегда много народа.

Костер освещал ряды сосен.

Пляшет синяя волна.

Трещит сердитый мороз.

1 предложение – Как вы написали слово НА в первом предложении? Почему, написали это слово отдельно?

2 предложение – Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ОСВЕЩАЛ после буквы В и почему?

3 предложение – Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ВОЛНА послу буквы В, почему?

4 предложение – Какую букву написали в слове МОРОЗ на конце и почему?

Логопедическая физминутка.

4. Дифференциация Сь-Щ в связной речи.

Работа с перфокартами. Вставить в слова пословиц пропущенные буквы.

Весна да о…снь – на дворе погод во…емь.

…емь раз отмерь, один раз отрежь.

…ядем рядком, да поговорим ладком.

По …екрету в. ему свету

Ранняя птичка носик прочи…ает, а поздняя глаза продирает.

Грибы и…ут – по лесу ры…ут.

Не откладывай дела в долгий я…ик.

Прочтите пословицы, объясните их значение.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 55

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Звуки Щ – Ч – С* – Ш

№ 1 Звук Щ

  1. Слова: щавель, щадить, щебет, щегол, щетина, щека, щеколда, щель, щенок, щепка, щеголь, щепотка, щетка, щелкать, щелка, щи, щипать, щит, щука, щупать, щуплый, площадь, роща, ущелье, пещера, ящерица, щипцы, клещи, ящик, пищать, угощать, ищейка, овощи, прощение, гонщик, идущий, кипящий, сварщик, на ощупь.
  2. Счет 1-10 – щеколда, щепка, ущелье, пещера, ящерица.
  3. Употребление увеличительных суффиксов по образцу: Кулак – кулачище, сила – силище, рука – … , сапог – … , голос – … , ремень – … , топор – … , нога – … , глаза – … , нос – … , карман – … .
  4. Деление перечисленных слов на слоги.

№ 2 Звук Щ

  1. Слова: мощность, дощатый, превращаться, прощать, прощение, вращение, сварщик, защитник, факельщик, трещина, гонщик, щупальцы, прищепка, помещение, сгущенный, освещение, счастье, счетный, считать.
  2. Запомни и повтори: трещина, прощение, защитник.
  3. Словосочетания: хищная щука, поющий щегол, пищащий щенок, тощий лещ, мощеная площадь, сгущенное молоко, дощатые полы, сытная пища.
  4. Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Они, Она): Возвращаться из экскурсии в пещеры.

Восхищаться праздничной площадью.

5. Заучивание скороговорок, выделение слов со звуком «Щ»:

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Ты нас, мама, не ищи: щиплем щавель мы на щи.

Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу.

Щенок жалобно пищит – тащит он тяжелый щит.

№ 4 Звук Щ

Щуку тощую с реки притащили рыбаки.

Щука хищная страшней, чем страшилище Кощей.

Мы ей дали овощей и погуще жирных щей.

Щука шлепнула хвостом, словно щелкнула хлыстом,

И таким ударом крепким расщепила стол на щепки.

Притащили мы в грозу щуку тощую в тазу.

Щекотали щуку щепкой, прищемили хвост прищепкой.

Мыли щуке щеки щеткой, довели ее щекоткой.

Щука – щетку за щетину, отщипнула половину,

Расшвыряла часть вещей, пролила кастрюлю щей,

А потом как даст «леща»! мы помчались, трепеща,

Не щеколду дверь закрыли, щели щебнем завалили,

Удивились сообща: сколько слов на букву «Щ»!

№ 5 Звуки Щ-Ч

  1. Слова-паронимы: плач – плащ, челка – щелка, четки – щетки, помочь – помощь, печать – пищать, горячий – горящий, чадит – щадит, лечи – лещи, точу – тащу, чур – щур.
  2. Выделение звуков «Щ», «Ч» из слов и проговаривание их:

щенок, плечи, клещи, почка, щетки, свечки, калачи, печник, пещера, щетина, щеглята, почерк, птичница, защита.

3. Изменить слова:

Лев рычит, рычит, рычит. Лев какой? РЫЧАЩИЙ.

Пес ворчит, ворчит, ворчит. Пес какой? ВОРЧАЩИЙ.

Бык мычит, мычит, мычит. Бык какой? МЫЧАЩИЙ.

Молоток стучит, стучит. Молоток какой? СТУЧАЩИЙ.

Колокол звучит, звучит. Колокол какой? ЗВУЧАЩИЙ.

Молчать – МОЛЧАЩИЙ, бренчать – БРЕНЧАЩИЙ

№ 6 Звуки Щ-Ч

  1. Слова: чащоба, чаща, чище, чищенный, чистильщик, очищение, щелчок, щелочь, щипчики, счетчик, счастливчик, очищать, точильщик, часовщик.
  2. «Назови ласково»: щука – щучка, щека – … , вещь – … , ящик – … , щенок – … , плащ – … , чулок – … , доска – … , щель – … , щипцы – … , щетка – … , червяк – … . лещ – … .
  3. Измени по образцу: кулак – кулачок – кулачище, мужик – мужичок- мужичище, чердак – чердачок – чердачище, черпак – черпачок – черпачище, каблук – каблучок – каблучище, червяк – … – … , чеснок – … – … , кирпич – … – … , комок – … – … .
  4. Словосочетания: почтовый ящик, ночной хищник, горячие щи, врачебная помощь, копченый лещ, поющие чижи, горящая лампочка, палящие лучи, чужая вещь, журчащий ручей.

№ 7 Звуки Щ-Ч

  1. Словосочетания: щепотка чая, щебечущий щегол, чищенные овощи, пучок щавеля, куча щебенки, чистый плащ, почтовое извещение, плачущий человек, ученый щенок, чугунный щит, точный подсчет, сухощавый человек, чистое полотенце, овощная начинка, сочные овощи, хлопочущий чистильщик.
  2. Счет 1-10 – кричащий щеночек, чистая дощечка, копченая щука, сочный овощ, скучающий учащийся.
  3. Запомни и повтори: Чудесное угощение – копченая щука – чистое помещение – почтовый ящик. Прочный щит – молочная пища – овощная пища- колючая щетка. Чистая дощечка – скучающий ученик – птичий щебет – сочные овощи.

№ 8 Звуки Щ-Ч

1. Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они):

Чистить щеткой щенка.

Чистить сочные овощи для угощения.

Чистить копченую щуку для угощения.

  1. Предложения: Лена ищет в ящике перчатки. В пирожки положили начинку из овощей. Чаще и чище чистите зубы. Вычищенные вещи сложили в чемодан. Дрова громко трещат в печке. Луна освещает чащу. Тягач тащит вагончик. Щеглы ищут личинок.
  2. Вставить пропущенные слова в предложения: Внучка приготовила угощение для бабушки – чудесный торт с кремом из … молока. К столу подали … картофель и … щуку. На десерт были … яблоки. Бабушка купила внучке кофточку из … шерсти. Телега громыхала по … мостовой. В комнате стоял стол с … ножками. СЛОВА: сгущенный, копченый, моченый, мощеный, крученый, точеный, печеный.

№ 12 Звуки Щ-СЬ

  1. Выделение звуков «Щ», «СЬ» из слов: щука, сети, мощеный, трещина, сила, семена, щипать, гусеница, лисята, лощина, селедка, овощи, щебетать, гуща, носилки, песенка, морщинка, щеглы, пищал, ящик, карась, помощь, щепка.
  2. Слова-паронимы: лес- лещ, сели – щели, пласт – плащ, писать – пищать, роса – роща, плюс – плющ, весь – вещь, хвост – хвощ.
  3. Изменить по образцу: свистеть – свищу, рыскать – рыщу, пищать – пищу, плескать – плещу, таскать – … , грустить – … , блестеть – … , искать – … , пускать – … , чистить – … , полоскать – … .
  4. Закончи слово слогом ЩА или СЯ: ро(ща), Ва(ся), Лю(ся), гу(ща), бабу(ся).

Закончи слово слогом ЩИ или СИ: ве(щи), ло(си), ле(щи), гу(си), кле(щи), пла(щи).

№ 13 Звуки Щ-СЬ

  1. Дифференциация «Щ» – «СЬ» «Четвертый лишний»:

Сирень, васильки, плющ, листья – плющ.

Щегол, гусь, снегирь, синица – щегол.

Стекло, овощ, слива, апельсин – овощ.

Ящерица, щука, щенок, гусенок – гусенок.

Щипцы, клещи, сеялка, ящик – сеялка.

  1. Слова: вещество, существо, сообщение, носильщик, стекольщик, совещание, посещение, просвещение, спящий, блестящий, висящий, отстающий, строящий, пастбище.
  2. Изменить по образцу: коса – косища, сила – силища, слива – … , собака – … , сумка – … , сито – … , хвост – … , стакан – … , стул – … , усы – … , носы – … , волосы – … , голоса – … .

№ 14 Звуки Щ-СЬ

  1. Словосочетания: вкусный лещ, щедрый лес, вырастил плющ, стали пищать, осиновая роща, блестящая роса, весь сплющился, Симины вещи, свекольный борщ, тающий снег, серое вещество, щипаный селезень, сильный носильщик.
  2. Закончи слово: ры. ло. ле., помо. ве. пла., плю., пове. хво., укра. ово., бою. бор., мо. купаю.. .
  3. Вставить недостающее слово:

Стекла вставляет … (стекольщик). Вещи носит … (носильщик). Одежду кроит … (закройщик). На складе работает … (кладовщик). На подъёмном кране работает … (крановщик). Крышу кроет … (кровельщик). Кирпичи кладет … (каменщик). В бане работает … (банщик).

№ 15 Звуки Щ-СЬ

  1. Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Посвящать песенку возвращающейся весне.

Посещать весеннюю рощу.

Любоваться весенней рощей.

Восхищаться веселым щебетаньем птиц.

На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

Всякой вещи своё место.

Не учи козу – сама с возу стащит.

Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз.

Друзья узнаются в несчастье.

№ 16 Звуки Щ-Ш

  1. Заучивание стихотворения «Щегол»:

Целый день поет щегол в клетке на окошке,

Третий год ему пошел, а он боится кошки.

А Маша не боится ни кошки, ни щегла,

Щеглу дала напиться, а кошку прогнала.

  1. Признаки и действия: Щегол (какой?) краснощекий, шустрый, щебечущий, шумный. (Что делает?) Щебечет, строит жилище, ищет пищу, ловит мошек, летает и т.д.
  2. Распространение предложений: Ранней весной возвращаются щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу краснощекие щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу краснощекие щеглы и начинают строить жилища.

№ 17 Звуки Ш-Щ

  1. Слова-паронимы: чаща- чаша, щелк – шелк, пищу – пишу, прощу – прошу, пищи – пиши, погощу – погашу, по роще – пороша, помещать – помешать, укрощать – украшать, защита –зашито, вещать – вешать, навещать – навешать.
  2. Вставить звуки «Щ», «Ш»: .ар, .апка, .уба, ланды., кало.и, ко.ка, рома.ка, .ель, .епка, .енок, .ука, пла., ово.и, ви.ня, ве.и.
  3. Запомни и повтори: шагающий экскаватор, шумящий камыш, пишущая машинка, шуршащая мышь.
  4. Счет 1-10 – с этими же словами.
  5. Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Угощать хищных зверей.

Ссылка на основную публикацию