Конспект НОД с детьми старшей группы на тему: “Звуковая культура речи: дифференциация звуков “с” и “ш””.
Цель: развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Задачи: формировать умение дифференцировать и отчетливо произносить звуки « ш», «с» в словах, совершенствовать слуховое восприятие с помощью упражнений на определение позиции звука в слове, совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать фонематический слух, внимание, мышление; воспитывать сопереживание к сказочному герою, воспитывать умение слушать других.
Оборудование: конверт с письмом, картинки с изображением предметов со звуками «с» и «ш», кубики( 3 шт.) разного цвета, листы бумаги А4 разделенные пополам , цветные карандаши.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Это письмо от Чебурашки (отвечают дети). Давайте прочитаем письмо.
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Чебурашка, мне сорока принесла на хвосте, что вы умные и дружные ребята и умеете хорошо говорить. А вот я не знаю, где говорить звук «с», а где «ш»? И надо мной смеется старушка Шапокляк. Научите меня говорить правильно! Давайте поможем Чебурашке, и покажем как мы занимаемся. Садитесь на стульчики.
Воспитатель: Сначала давайте сделаем зарядку для язычка. Артикуляционная гимнастика:
«лягушка» – растянули губки в улыбке, «слоник» – собрали губки и вытянули в хоботок, чередуем 3 раза «лягушка», «слоник»; «иголочка»- высунули кончик язычка из ротика и сжали его в иголочку; «часики» – высунули кончик язычка и двигаем им вправо, влево. Повторили 3 раза ; «лошадка» -пощелкали язычками как лошадка. (Дети делают артикуляционную гимнастику вместе с воспитателем).
Воспитатель: Вспомним, что такое звук:
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
Сегодня мы с вами будем слушать, и говорить звуки «с» и «ш».
Звук [ш] согласный, потому что во рту воздух встречает преграду.
Ребята, давайте произнесем:
– как шипит змея? [ш-ш-ш]
– как воздух из шарика выходит? [ш-ш-ш]
Как льется вода? [ с -с-с ].
А теперь мы с вами произнесем эти звуки в слогах:
Са – са – са у Сони коса;
Со – со – со поломалось колесо;
Сы – сы – сы хвост красивый у лисы;
Ша – ша – ша мама моет малыша;
Шо – шо – шо говорю я хорошо;
Ши – ши – ши есть у мамы малыши.
(Дети выполняют вместе с воспитателем).
Игра «Покажи какой звук».
– А сейчас давайте поиграем в такую игру: вы будете слушать и показывать звуки. Напоминаю вам, что звук « ш» — это песня змеи, а « с» — песня воды. Формулирую задание: услышав тот или иной звук, вы должны выполнять соответствующее движение: на звук « ш» — зигзагообразное движение кистью руки от себя — ползет змея, на звук « с» — умываемся. Воспитатель произносит звуки ( ш… ш. с. ш. с. с. ш. с.. с. ш. с).
(Дети выполняют соответствующие движения).
Воспитатель называет слова со звуками « ш» и «с».
– А теперь я буду произносить слова, а показывать будут девочки, а мальчики проверяют:
сова, ослик, шары, сахар, кошка.
Слова для мальчиков: шляпа, осина, солнце, шерсть, мишка. (Дети выполняют задание).
Игра «Определи какой звук».
Воспитатель прикрепляет на доску картинку с изображением шара ( звук ш) и картинку с изображением собаки (звук с). Между ними располагает картинки с изображением предметов со звуками « ш» и « с». (Кошка, лягушонок, мышонок, мишка, неваляшка, лошадка, светофор, самолет, страус, сова, слон, свекла, лось, лиса, свинка, носорог). Объясняет задание: надо взять предмет, назвать его, вслушаться в название, определить какой знакомый звук есть в этом слове, и положить эту картинку к картинке с шариком или собакой. (Дети выполняют задание).
Физкультминутка
Выполняем движения согласно тексту.
Как живёшь – Вот так (показать большие пальцы рук)
Как плывёшь – Вот так (движения, имитирующие плавание)
Как бежишь – Вот так (бег на месте)
Вдаль глядишь – Вот так (правая рука на уровне лба)
Ждёшь обед – Вот так (правую руку под щёку)
Машешь вслед – Вот так (помахать)
ночью спишь – Вот так (руки сложить под щёку ,наклон головы вправо)
Как шалишь – Вот так ( надуть щёки и кулачками нажать на них).
А теперь послушайте отрывок из стихотворения Э. Мошковской «Жадина»:
Пес шагал по переулку,
Он жевал большую булку.
Подошел Щеночек.
Сел пес стал гадать,
Дать или не дать?
Воспитатель ставит на свой стол 3 кубика одинакового цвета. Посмотрите, что я поставила? А теперь послушайте отрывок еще раз и назовите слова со звуком « ш» (шагал, большую, подошел). По мере называния детьми слов убирает один за другим кубики.
Ребята, мы с вами и Чебурашка научились слышать и произносить звуки «с» и « ш». Давайте вместе повторим скороговорки:
У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Села мышка в уголок, съела бублика кусок.
(Дети повторяют скороговорки вместе с воспитателем, затем индивидуально).
Воспитатель: Чебурашке очень понравилось с нами заниматься. А теперь, чтобы Старуха Шапокляк больше не дразнила Чебурашку, нарисуем для нее подарки. На альбомном листе бумаги, дети рисуют справа предметы на звук «ш», а слева на звук «с», закрашивают.
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали? Какие звуки мы учились правильно произносить? (звук «ш», « с »).
Верно, мы четко произносили звук «ш», «с» в речи.
Назовите слова со звуком «ш», « с».
– Какое у вас настроение? А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал, а в заключении Чебурашка хочет спеть нам свою песенку. Прослушивание песни Чебурашки.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме “Дифференциация звуков и букв С-Ш”
Разделы: Логопедия
- Коррекционно-образовательные:
- формировать умение различать звуки с — ш по акустическим и артикуляционным признакам;
- активизировать словарный запас по теме «Транспорт»;
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными с существительными в роде;
- составлять предложения с данными словосочетаниями.
- Коррекционно-развивающие:
- совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи;
- улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим
Оборудование: кукла, таблицы с буквами, автобус (игрушка), таблицы со стрелочками, игрушки на звук ш, с, на большом листе бумаги картинки: самолёт, мешки, сапоги, снег, шарф, усы, шапка, собака, подушка, шуба, носки, кувшин, слон, конверты для составления схем слов, карандаши, карточки с лов с пропущенными буквами (. апка, . ипы, ква. насо. , . анки, . ина, . уба, шала. . утки, . ова, . ода, . умка), картинки (шут, сук, мышка, маска, каска, кашка), сушки.
I. Организационный момент.
Стук в дверь. Приходит в гости кукла Саша.
Здравствуйте, дети! Я тоже хочу с вами заниматься.
– Меня зовут Фафа.
– Мы тебя не понимаем. Ты не умеешь красиво говорить?
– Я не умею произносить только некоторые звуки.
– Но как мы узнаем твоё имя?
– Я спрятала буквы своего имени среди этих букв. Найдите их и прочитайте имя.
II. Сообщение темы занятия.
– Как зовут нашу гостью? Саша.
– Скажите, какие согласные звуки вы слышите в имени Саша?
– Сегодня на занятии мы с вами будем учиться четко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки С и Ш и научим говорить Сашу.
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирайте транспорт со звуками С или Ш.
– Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать
Насосы быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш – ш – ш.
– Сели в автобус. Садитесь на стульчики.
Мы в автобусе сидим
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам с вами говорит: с-с-с.
1. Артикуляция звуков.
Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков С и Ш.
– Пока будем ехать в автобусе, давайте расскажем Саше как нужно произносить звуки.
Логопед: Произнесите звук С. Где находится язычок? (внизу). (Использование жеста, дети показывают положение языка). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (теплый).
Как ещё можно назвать звук С? (свистящий) Звук С – согласный, твёрдый, глухой.
Произнесите звук Ш. Где находится язычок? (вверху). Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой.
Как ещё можно назвать звук Ш? (шипящий)
Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка
2. Характеристика звуков. Дадим характеристику этим звукам.
Звук Ш тоже согласный, твёрдый, глухой.
Чем похожи эти звуки? (Они оба согласные, Твёрдые.)
Чем эти звуки отличаются друг от друга? (Произношением)
Какая разница в произношении звуков С и Ш?
3. Дифференциация С-Ш на слух и в произношении:
Первая остановка «Чистоговоркино»
Повторяйте за мной.
Язык вверх — ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша,
Язык вниз — са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Язык вверх — ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз — са-са-са, глазки, спинка и коса.
са—ша—са шо—со—шо
ус—уш—ус аш—ос—уш
Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо тебе пишу.
Са-са-са — в лесу бегает лиса.
Со-со-со — у Вовы колесо.
4. Дифференциация звуков С и Ш в словах.
Поехали дальше. Смотрите в окно автобуса. Если вы увидите предметы в названии которых есть звук Ш опускайте пальчики вниз, если увидите предметы в со звуком С – поднимайте вверх.
Показываю картинки в окошечке (лиса, карандаш, краски, шуба, бабушка, бусы, чашка, сумка, санки, автобус, груша, уши, коляска, шляпа, сундук, душ).
– Говорите, что вы видите.
5. Дидактическая игра «Измени слово»:
Следующая остановка «Заменяй-ка».
– Замените звук С на звук Ш.
Саша уже научилась правильно произносить звук С и произносит его во всех словах где есть звук Ш. Исправьте Сашу.
Конспект НОД по дифференциации звуков [С]-[Ш] в старшей группе
Ольга Котельникова
Конспект НОД по дифференциации звуков [С]-[Ш] в старшей группе
Задачи: 1. Образовательные:
– уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].
– учить дифференциацировать звуки [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.
– развивать подвижность артикуляционного аппарата;
– уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;
– развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;
– развивать речевое дыхание;
– развитие мелкой моторики рук;
– формировать положительную мотивацию к занятиям;
– воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
-игрушки со звуками [С], [Ш] в названиях;
Ход занятия:
Ребята, сегодня у нас необычный день. Нас приглашает Маша к себе поиграть с ней. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки. Покажите, какие там большие деревья. Дети поднимают руки. Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками. Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками. Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Дети расслабляются. Снова подул ветер. Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются. Молодцы, присаживайтесь.
Ребята, у Маши очень много игрушек и самые любимые она хранит в своем сундучке. Маша нам сегодня разрешила поиграть с ее игрушками. Давайте посмотрим, что она туда положила. Это зеркальца. Давайте поставим перед собой зеркало и поиграем в игру 1.«Веселый язычок».
Маша всем улыбнулась (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
Поцеловать она всех потянулась (губы тянутся вперёд).
Решила покатать всех на качелях.
Мы тоже улыбнемся Маше. (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
Поцелуем Машу. (губы тянутся вперёд).
Давайте вспомним, как шумели деревья от ветерка?
(Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с)
2. Дифференциация изолированных звуков.
– Как произносится звук [ с ]? (губы улыбаются язык спрятался за нижними зубами, и выходит холодный воздух). Как произносится звук [ ш ]? (губы улыбаются, язык прячется за верхними зубками и выходит теплый воздух). Давайте проверим, приложим ладошку к губам.
Ребята, давайте поиграем в лбимую игру Маши «Топай-хлопай». Когда услышишь звук [ с ], надо топать ногой, и хлопать в ладоши, когда услышишь звук [ ш ].
Ш, с, с, ш, с, ш, ш, ш, с, ш.
3. Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.
Ребята, в корзиночке есть мячик. С мячиком Маша играет в игру «Дружные звуки». Давайте мы тоже поиграем. (Дети встают каждый у своего места. Педагог кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч обратно педагогу.) са — ша са — са — ша со — ша са — ша — ша су — шу са — ша — са сы- ши ша — ша — са ша — са ша — са — са шо — со ша — са — ша шу — су ши — си
4. Дифференциация [С], [Ш] в словах.
Дети садятся на места. Педагог: Давайте посмотрим, что еще есть в Машином сундучке. «Ой! Что же здесь случилось? Маша приготовила для вас игрушки со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давайте поможем Маше вернуть игрушки на место.
-Это мешок, а это сумка. Какой из наших звуков есть в слове меШок? А в слове Сумка? В мешок кладем игрушки, в названии которых есть звук [ ш ]. В сумку кладем игрушки, в названии которых есть звук [ с ]. (игрушки: кошка, матрешка, петушок, мышка, машина, бусы, собачка, слон, лиса,поросенок).
-Какие картинки вы положили в сумку? Ответьте полным предложением: «Я положил в сумку собачку». А какие картинки положили в мешок? Молодцы, вы все картинки разложили правильно.
Вот какую игру интересную придумала Маша для нас. Маша хочет, чтобы мы научили играть ее в нашу игру. Научим?
Я предлагаю игру «Найди домик»
Возьмите карточки с рамками и фишками. Следующее задание: надо определить место звука в слове. Далее дети делают отметки в ячейках с помощью фишек, анализируя слова со звуком ш и с: лошадка, матрешка, .Слайд №2.
5. Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках.
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь Маша хочет поиграть в игру, которая называется «Эхо». Маша будет говорить чистоговорки, а вы как эхо повторять за ней.
– Са-са-са – у Маши две косы.
– Су-су-су – заплету косу.
– Ша-ша-ша – Маша моет малыша.
– Ши-ши-ши – на поляне малыши.
– Са-са-са – в сказке были чудеса.
– Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Ребята, а кто хочет поиграть сам ведущим?
Шашки на столе, шишки на сосне. Шапкой Сашка шишки сшиб. Пошел Паша пешком – Понес мешок с песком. Наша большая пушистая кошка сидит на окошке. А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка. Кешка в спешке скушал пешку. Старушки насушили сушки.
6. Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте.
Ребята, вам понравилось играть у Маши? Давайте вспомним:
-Чего у Маши очень много? У Маши много Игрушек.
-Что делает Маша с игрушками? Маша играет с игрушками.
-Как Маша играет с машиной? На машине она катает лису.
-В какую игру играет с кошкой и мышкой? С кошкой и мышкой играет в игру «Кошки-мышки».
-Маша любит играть с игрушками? Маша очень любит играть с игрушками.
А кто самостоятельно хочет рассказать про Машу наш рассказ.
Педагог: «Ну вот ребята, мы с вами и побывали у Маши. Пора нам возвращаться домой. (Под музыку дети идут по кругу). Вот мы и дома.
Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего? Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звук
Конспект занятия по дифференциации звуков [Б]-[П] в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе Тема: «Дифференциация звуков Б-П» Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: – различение.
Конспект НОД по дифференциации звуков [ж] — [з] Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Вид НОД: Воспитание звуковой культуры речи. Тема: Дифференциация звуков «ж» – «з».
Конспект группового занятия по дифференциации звуков [Р] и [Л]. Цель: дифференцировать звуки [Р] и [Л] изолированно, в слогах, словах. Задачи: образовательные: повторение и закрепление артикуляции звуков.
Конспект индивидуально-коррекционного занятия по дифференциации звуков [К]-[Г], [Т]-[Д] Звуки «К-Г» 1. Различение звуков на слух (по акустическим признакам): «К» – капли дождя стучат по крыше; «Г» – горошины падают в банку. (Показываю.
Конспект индивидуально-коррекционного занятия по дифференциации звуков [р]-[л] 1. Различение звуков на слух (по акустическим признакам): «Р» – тигр рычит (язык поднят наверх и там пляшет); «Л» – самолёт летит высоко.
Конспект индивидуально-коррекционного занятия по дифференциации звуков [С]-[Ц] 1. Различение звуков на слух (по акустическим признакам): «с» – воздух выходит из насоса и свистит; «ц» – а теперь просвисти отрывистыми.
Конспект НОД по дифференциации звуков [Ш] и [ Ж] «Белоснежка и гномы спешат на помощь!» в старшей группе Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении слов содержащих звук –Ж и Ж Развивать фонематический слух Автоматизировать и дифференцировать.
«Ежик». Конспект ООД по дифференциации звуков [Р]-[Р’] Коррекционно – развивающие задачи: 1. Сравнение, различение и правильное произношение звуков Р-Р’ в речи. 2. Дифференциация звуков по признаку.
Конспект занятия по дифференциации звуков [Б]-[Б’] Цель: * Дифференциация звуков Б-БЬ; * Упражнение в выделении первого звука в слове; * Закрепление умения выделять последний слог в слове.
Конспект занятия по автоматизации и дифференциации звуков [р]-[л] Конспект занятия в подготовительной группе. «Путешествие веселого Язычка». Цель: закрепление правильного произношения звуков в речи. Задачи:.
Конспект НОД ‘Дифференциация звуков С-Ш’
Павленкова Татьяна Николаевна – Учитель – логопед МБДОУ ГБОУ Школа №41 дошкольных групп по адресу: г. Москва, ул. 2-я Рейсовая, 9
Дата поступления работы на конкурс: 29.08.2017г.
Дифференциация звуков Ш-Ж
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе с логопедическим профилем
– учить детей различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам;
– формировать навыки словообразования;
– учить составлять предложения по сюжетной картине с добавлением новых слов, распространяя предложение.
– учить детей дифференцировать звуки на материале слогов, слов и предложений;
– развивать фонематические процессы;
– развивать навыки звукобуквенного анализа.
– продолжать учить составлять схемы предложений.
– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Повторить вслед за логопедом слоги: ЖА-ША-ЖА, ЖУ-ШУ-ЖУ, ШИ-ШИ-ЖА-ЖУ и т.д.
II . Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
1. Развитие мимических мышц. Выполнение действий по тексту.
Мы умеем удивляться.
Мы умеем огорчаться.
Мы умеем сердиться.
Мы умеем веселиться.
2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика. «Игрушки».
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино
И веселый Чиполино.
И котенок, и слоненок,
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
3. Развитие артикуляционной моторики. Сказка «Веселый язычок».
III . Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы. Как жужжит жук? – Ж-ж-ж-ж. Как шипит змея? –
Ш-ш-ш. Эти два звука мы будем учиться различать.
2. Акустика – артикуляционный образ звуков. Сравнительная характеристика (работа с карточками).
Звук Ш – согласный, всегда твердый, глухой, шипящий, губы округлены, язык в форме чашечки, по середине языка идет теплая воздушная струя, направленная вверх.
Звук Ж – согласный, всегда твердый, звонкий, шипящий, губы округлены, язык в форме чашечки, по середине языка идет теплая воздушная струя, направленная вверх.
IV . Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.
1. Игра «Скажи наоборот». Песенка «Змеи» – песенка «Жука».
Слоги: Ша-ша-ша – жа-жа-жа, ша-шо-шу – жа-жо-жу, и т.д.
Слова: шитье – житье, нашивка – наживка, Леша – лежа, уши – ужи, шаль – жаль,
Машут – мажут, шар – жар, шутка – жутко, шалить – жалить.
2. Игра «Подарим картинки «Змее» и «Жуку».
3. Игра «Подарим скороговорки «Змее» и «Жуку».
Тише, мыши, не шумите,
Нашу Машу не будите.
Кошка в окошке подушку шьет,
Мышка в сапожках избушку метет.
Шишки у мишки, у мишки шишки.
У плюшевого мишки еловые шишки.
Мышонку шепчет мышь:
– Ты все шумишь, шумишь!
Мышонок шепчет мыши:
– Шуметь я буду тише.
Жук жужжит: «Жу-жу-жу,
Я на ветке сижу!
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу»
Ежику нужен жук на ужин.
Шьет своим ежатам ежик восемь кожаных сапожек:
Каждому на ножки ежиные сапожки.
V . Физкультминутка. «Ушки слушают, глазки обманывают».
(Дети выполняют движения согласно тексту, логопед пытается их «запутать»)
Мы сегодня рано встали и зарядку делать стали,
Руки вверх, руки вниз, влево-вправо повернись,
Руки в стороны, в кулачок, разжимаем и на бочок,
Левая вверх, правая вверх, в стороны, накрест,
VI .Развитие фонематического слуха. Игра «Кто больше услышит звуков?»
VII . Звуко-буквенный анализ и синтез слова ШИНА.
1. Составление звуковой схемы слова ШИНА (работа с карточками)
2. Выкладывание из букв слова ШИНА.
Вопросы: почему в слове ШИНА после Ш мы слышим звук Ы, а печатаем И? (буква Ш не дружит с буквой Ы, а дружит с буквой И).
VIII . Составление схемы предложения БАБУШКА ВЯЖЕТ. Распространение предложения с добавлением других слов.
БАБУШКА ВЯЖЕТ НОСКИ.
БАБУШКА ВЯЖЕТ ШЕРСТЯНЫЕ НОСКИ.
БАБУШКА ВЯЖЕТ ТЕПЛЫЕ ШЕРСТЯНЫЕ НОСКИ.
БАБУШКА ВЯЖЕТ ТЕПЛЫЕ ШЕРСТЯНЫЕ НОСКИ ДЛЯ ВНУЧКИ.
Назовите слово-предмет, слово-действие, слово-признак, дополнительное слово.
IX . Итог занятия, оценка работы детей.
Какие звуки мы сегодня учились различать? Почему звук Ш – глухой, а звук Ж – звонкий?
Урок в лесной школе.
Декорация. Пеньки, школьная доска, дверь из двух елочек, большой пень-стол для учителя. У ежа учителя портфель-очки.
Под знакомую «Польку» звери гурьбой идут через дверь, с окончанием музыки садятся за свои парты. Входит еж-учитель.
Еж: Здравствуйте, дети, садитесь.
Еж: Начинаем наш урок, повторять мы будем счет.
Зая, заинька, скажи, сколько будет два плюс три.
Заяц: Ой, не знаю, ой, боюсь! Почему-то весь трясусь! (трясет лапками, дрожит)
Еж: Отвечать ты должен смело, а робеть – плохое дело!
Два плюс три будет пять – это надо твердо знать! (заяц садится)
Еж: А теперь, ответь, лиса, сколько будет два плюс два?
Лиса перелистывает тетрадь и как бы подсматривает.
Еж: Не подсматривай, лиса! Ты куда косишь глаза?
Надо четко отвечать, не подсматривать в тетрадь.
Сядь, подумай обо всем и ответишь мне потом.
Еж: Мишка косолапый, встань, отвечай скорее нам,
Сколько будет три плюс три.
Медведь стучит лапой по голове, как бы думая, протяжно с ревом.
Логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков [с] – [ш].
Цель: совершенствовать умение детей различать и правильно произносить звуки (с) – (ш) изолированно, в слогах, словах, в предложениях, воспитывать умение определять звуки в словах, сравнивать их между собой, подбирать слова с заданным звуком. Воспитывать умение подбирать признаки и действия к предмету. Развивать фонематическое процессы (представление, восприятие, воспроизведение), слуховую память, логическое мышление, чувство ритма, воспитывать активность.
Оборудование: предметные картинки, лепестки слоги, мозаика, говорящие деревья, листочки-слова, листочки-признаки, листочки-действия, мяч, карточки со словами для индивидуальной работы, цветочек с синими и зелеными лепестками.
1. Организационный момент.
Л – д: – Дети, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.
Дети: – Доброе утро, все дети!
2. Диференциация звуков (с) – (ш) в изолированном звучании.
Л – д: В наш класс пришел новый гость! Давайте отгадаем, кто это?
Светит, сверкает, всех согревает? (Солнышко)
Как вы здороваетесь с солнцем?
Дети, а вот в эту щель к нам залетел еще один гость. Давайте отгадает кто он.
Все вокруг сдувает (ветер)
А теперь представим, что нежные лучики солнышка касаются нашего лица. Мы закрываем глаза и нежно, тихо, плавно тянем первый звук слова солнышко: ссссссс .
Но вот вдруг в щелочку залетел ветерок, солнышко скрылось, нам стало холодно, мы подняли ручки вверх и плавно, тихо сказали звук ветра: шшшш .
а) Игра: «Солнышко – ветерок»
б) Игра: «Подбери звук»
Л – д: – Вспомним дети быстро,
Как пшениченька шумит? (Шшшшш . )
Как в роще ручей журчит? (Ссс . )
Как оса в саду жужжит? (Сссс . )
Как шумят у птицы крылья? (Шшш . )
В море синем паруса (шшшш . )
И пшениченька шумит (шшшш . )
И листочек шелестит (шшшш . )
И оса кусается (сссс . )
Вот мы немного пошумели, произнося звук (ш) и посвистели произнося звук (с).
3.Артикуляционная и акустическая характеристика звуков (с) и (ш).
Л – д: – Давайте еще раз вспомним звук солнца (с). Звук ветра (ш).
Помогите мне вспомнить, как мы произносим звук (с).
Кончик языка – за нижними зубами.
Посередине языка проходит холодный воздух.
Горлышко – отдыхает, спит.
Губы – круглые как калачик.
Язык – круглый как чашечка.
Кончик языка за верхними зубами.
Посередине языка через щелку проходит теплый воздух.
Л – д: – Дети, какие отличия в произношении этих звуков?
Чем похожи эти звуки?
Как мы обозначаем эти звуки? Почему?
4. Развитие фонематического слуха.
а) Игра «Шаг вперед, шаг назад».
Л – д: – Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Мы должны дойти вот до тех волшебных цветочков. А первым в цветочки дойдет самый внимательный, кто правильно научился различать слоги со звуками [с-ш]
На слог со звуком (с) делаем два шага вперед, на слог со звуком (ш) – шаг назад.
(Са, со, су, сы, ши и т.п.)
в) Игра «Сорви лепесток».
Л – д: – Вот и наш цветочек. Давайте рассмотрим какого цвета лепестки в цветочке? (Синие и зеленые).
Сейчас я вам расскажу стишок. Если вы услышите слово со звуком (с) сорвете синий лепесточков, а если слово со звуком (ш) – зеленый.
Из тоненьких ниточек,
Шьет шубку паучок,
А рубашки из листочков,
А юбки из травки.
Зовет мышку в щелочку,
Прыг – скок, прыг – скок,
Не поймаешь паучок.
Л – д: – Давайте еще раз вспомним лепестком какого цвета мы обозначали звук (с) – синим,
Звук (ш) – зеленым.
5. Дифференциация звуков (с), (ш) в слогах.
а) Игра «Найди лепесточков картинка»
Л – д: – Над цветком ветер пролетел и ромашка лепесточков свой потеряла. Пока лепесточков к вам летит к нему слово найдите.
К лепесткам слогов (са, со, су, си, шу, ши)
Найдите лепестки слова
Са – сани Ша – шапка
Со – сова Шо – шорты
Это – серп Ши – шило
Сы – сыр Ша – шарф
Л – д: – Серая мышка, по мозаике гуляла и все слоги хвостиком посметала.
Сейчас мы попробуем составить на мозаике.
Звук (с) – синяя фишка, звук (ш) – зеленая фишка,
Громкие звуки – красная фишка.
я – са аш – ас аша – аса шпа – спа
что – со ош – ос ошо – осо шпу – вспу
6. Диференциация звуков (с), (ш) в словах.
а) Самостоятельная работа.
Л – д: – Каждый из вас получит карточку с предметными картинками. Вы должны определить, какой звук спрятался в названиях этих картинок (с) или (ш) и соответственно у каждого слова нарисовать зеленый или синий кружочек.
Следующая задача-определить звуки (с) или (ш) в слове и в соответствующей картинке обозначить синий или зеленый кружочек
Разделите слова на слоги и поселите слова в избушке.
сом колосок ананас
в) Игра «Выбивалочка».
Л – д: – Сейчас мы с вами поиграем в выбивалочку.
Я вам бросаю мяч и называю слово со звуком (с) или (ш). А вы должны вернуть мяч меняя звук (с) на звук (ш), или наоборот.
кашка – каска каша – касса
нас – наш вам – ваш
с) Игра «Подпиши картинку».
Дети, лягте удобно на коврик. Представьте, что вы легли на большой лист. Почувствуйте, как ваша голова, руки, спинка, ножки удобно на нем разместились. Представьте, что листочек несет вас на очень высокое дерево, вы чувствуете дыхание легкого ветра (шшшш . ), ваше лицо греют лучи теплого солнышка (ссс . ). Вы на вершине очень высокого дерева желаний. Помечтайте, пофантазируйте немного. И вот вы снова на листочке возвращаетесь. Откройте глаза и продолжим работать.
8. Диференциация звуков (с), (ш) в предложениях.
а) Л – д: – У каждого из вас есть листочек на котором написано слово. Прочитайте слово, которое на нем написано.
(Шоколад, пшеница, шарф, сарафан)
Подберите к своим словам листочки со словами-признаками и листочки со словами-действиями.
(Вкусный, шелковая, высокая, шерстяной, широкий),
(Кусать, сплела, висит, выросла, одевать)
Кусать вкусный шоколад.
Сплела шерстяной шарф.
Выросла высокая пшеница.
Надевать широкий сарафан.
б) Игра «Дополни предложение».
Л – д: – Серая мышка
По книге гуляла
И последние слова
Дополните предложения, подобрав правильное слово
Конспект занятия “дифференциация звуков с-ш”
Данная методическая разработка используется, как для подгрупповых, так и для индивидуальных видов занятий.В занятии идет закрепления и актуализация знаний по теме “Игрушки ” которая вызывает у детей интерес и желание заниматься.Занятие рассчитано на детей старшей логопедической группы с диагнозом ОНР 3 уровня длительностью 20-25 минут.Данное занятие обобщает комплекс коррекционных приемов :артикуляционная гимнастика,формирование фонематического слуха и восприятия,развитие грамматического строя речи.
Просмотр содержимого документа
«конспект занятия “дифференциация звуков с-ш”»
«Дифференциация звуков С-Ш»
Тема: «Магазин игрушек»
Цели: 1. Закрепить артикуляцию звуков [c-ш], упражнять в умении различать звуки с -ш в словах, фразах и предложениях.
2. Формировать фонематический слух и восприятие.
3. Актуализация и пополнение словарного запаса по теме «Игрушки».
4. Совершенствование грамматического строя речи.
5.Формировать навык и умения, согласовывать местоимение и существительное.
6.Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: картинки с изображением игрушек – полки, зеркало, мяч.
Надо хлеба нам купить
Иль подарок подарить, –
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин и заходим
Ответ детей: в магазин.
2. Основная часть:
Сегодня мы с тобой отправимся в магазин игрушек, но для того, чтобы туда попасть, надо правильно и четко проговорить названия игрушек . Для этого требуется выполнить первое задание: артикуляционная гимнастика, сейчас мы вспомним и покажем ее : (Упражнения: «Лягушка», «Чашечка», «Грибок», «Лошадка», «Гармошка», «Фокус»).
3. Посмотри внимательно, перед тобой полки, они пустые, сейчас мы поставим туда игрушки: на 1 – где слышен звук [c], на 2 – где слышен звук [ш] ( мишка, слон, машина, пушка, самосвал, матрешка, самолет, солдат)
4. Молодец! А теперь давай про наши игрушки пропоем песенку:
Ши – ши – ши – как игрушки хороши,
Шо – шо – шо – мы играем хорошо,
Си – си – си – ты игрушки в дом неси,
Са – са – са – происходят чудеса.
5. Игра «Исправь ошибки ». Послушай внимательно предложения, найди в них смысловые ошибки и правильно их скажи.
Игрушки купили Соню. Кукла любит играть с Шурой. Саша разбил мяч окном. Машина играла с Семеном.
6..Игра с мячом «Скажи наоборот». Мяч поймай – слоги повторяй.
Са – са – ша ша – ша – са
Сы – ши – сы ши – сы – ши
Ас – ас – аш аш – аш – ас
Ос – ос – ош ош – ош – ос
Ус – уш – ус уш – ус – уш
Логопед: «Я буду читать стихи, а вы будете выполнять движения, подражая животным:
На полочке нашей смешные игрушки:
Смешные ежи (бег мелкими шажками по кругу),
Смешные лягушки (прыжки),
Смешные медведи (ходят, как медведи),
Смешные олени (руки к голове, пальцы рук раздвинуты),
Смешные моржи (двигаются боком),
Смешные тюлени (бегут боком).
7. Задание, направленное на умение подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью.
Посмотри внимательно на полки с игрушками, назови игрушки, про которые можно сказать: «Он мой…», «Она моя…», «Они мои…».
– С какими звуками мы сегодня занимались?
– Вспомни и назови игрушки, в которых есть звуки [c] и [ш]