Конспект непосредственной образовательной деятельности (логоритмика)

Конспект непосредственной образовательной деятельности (логоритмика) «Лесные звери»

1. Упражнять в координации рук и ног и чередовании музыкальных фигур;
2. Развитие физиологического дыхания;
3. Выделение начального согласного звука в слове, словарная работа;
4. Развитие интонационной выразительности речи, выработка четкой артикуляции;
5. Закреплять навык звукового анализа слова;
6. Продолжать развивать фонематический слух;
7. Закреплять лексико-грамматические категории мн.ч. И.п. существительных;
8. Закреплять навык чтения;
9. Вырабатывать диафрагмальный тип дыхания с элементами релаксации;
10. Упражнять в координации речи с движением.
11. Воспитание умения вести себя в среде сверстников, побуждать к совместным действиям в созданных ситуациях.

Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Коммуникация», «Физическая культура».

Оборудование и материалы: телеграмма, следы животных, елочки, буквы М, Н, П, картинки на звуки М, Н, П, мячик – снежок, 4 обруча, предметные картинки, снежинки на ниточках, схемы слов, музыкальные инструменты.

Предварительная работа с детьми и подготовка воспитателя: разучивание танца на вход в музыкальный зал.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Мотивационно-побудительный блок.

Действия учителя-логопеда и музыкального руководителя:

Вход под музыку и исполнение танца.

– Ребята, кто-то нам прислал телеграмму, давайте, прочитаем, что в ней написано.

«Ребята, нам нужна ваша помощь. Баба Яга забрала наши приглашения на Новый год, и мы теперь не сможем попасть на праздник.

– Поможем найти приглашения для лесных зверей?

Организационно-поисковый блок.

– Чтобы их найти, нам нужно будет выполнить правильно все задания. Лесные звери живут в волшебной стране, а чтобы мы в ней очутиться, давайте пойдем по их следам.

Деятельность детей: построились в ряд друг за другом.

Действия учителя-логопеда и музыкального руководителя:

Игра на развитие интонационной выразительности речи.

Ранним утром на рассвете
Шур-шур-шур
То ли аист, то ли ветер,
Шур-шур-шур
Пролетел среди берез
А-А
Новость свежую принес
А-А
И по лесу слухи, слухи
Дз-Дз
Полетели, словно мухи
Дз-Дз
Покатился лесом гул
Гу–гу-гу
И спросонок лес вздохнул
Фу–фу
И посыпалась роса
Динь, динь, динь!
Зазвучали голоса
А–а-а-а!

Проговаривают вслед за учителем-логопедом, одновременно играя на музыкальных инструментах.

– Вот мы и очутились в волшебной стране. Посмотрите, как много елочек стоит. А на каждой елочке висит буква. Ребята, возьмите каждый картинку, и положите под ту елочку, с какого звука начинается ваша картинка.

Дети берут картинки и кладут под ту елочка, с какого звука начинается картинка.

– Расступились наши елочки.

– Ой, снежный ком к нам катиться, наверно он хочет с нами поиграть. Вставайте в кружок, и мы поиграем в игру «Один-много». Я буду кидать вам снежок и называть один предмет, а вы будете возвращать и называть много предметов (дерево – деревья, ветка – ветки, елка – елки и т.д.).

Дети ловят мяч и называют слова во множественном числе.

– А теперь давайте, из снега слепим снеговика.

Раз — рука, два — рука.
(Вытянуть вперед одну руку, потом — другую)
Лепим мы снеговика.
(Имитировать лепку снежков)
Три-четыре, три-четыре,
(Погладить ладонями шею)
Нарисуем рот пошире.
Пять — найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз.
(Кулачками растереть крылья носа)
Шесть — наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас.
(Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб)
Семь и восемь, семь и восемь —
Мы плясать его попросим.

Дети повторяют движения за учителем-логопедом.

– Нам нужно идти дальше, впереди нас ждут еще задания. Игра «Найди свой домик».

– Посмотрите, перед вами 4 обруча. Возьмите каждый картинку и объединитесь по группам, каждая группа в свой домик (обобщающие слова).

Дети берут картинку, и объединяются друг с другом по группам в обручи.

– Как подул Дед Мороз —
В воздухе морозном,
Полетели, закружились
Ледяные звезды.

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, на-блюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.

Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

– Посмотрите, на снегу лежат замороженные картинки. Чтобы их разморозить, нужно к каждой картинке подобрать правильную схему слова.

Дети берут картинки и подбирают к ней соответствующую схему слова.

– Вот и разморозились наши картинки. А под снежным покрывалом лежат приглашения для зверей. Давайте прочитаем для кого (чтение слов).

Дети читают приглашения.

– Мы с вами выполнили правильно все задания, и лесные звери теперь попадут на праздник. Молодцы!

Действия учителя-логопеда и музыкального руководителя:

Танец «Если нравиться тебе, то делай так» (координация речи с движением).

Дети повторяют движения за учителем-логопедом и поют.

– Ребята, теперь нам нужно вернуться из волшебной страны в детский сад. А для этого мы сейчас закроем глазки, вдохнем через носик и медленно выдохнем через ротик.

Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания.

Звучит музыка для релаксации.

Дети ложатся на коврик, вытянув руки вдоль туловища.

– Есть у нас игра такая,
Очень легкая, простая.

Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно:
Расслабление – приятно.

Рефлексивно-корригирующий блок.

– Вот мы и вернулись с вами в наш родной детский сад. Понравилось вам, ребята, наше волшебное путешествие? Какое задание вам показалось самым сложным?

Дети отвечают на вопросы.

Камалова Е.В., учитель-логопед I кв.категории,
Лаврик О.П., музыкальный руководитель,
МБДОУ комбинированного вида № 31 «Красная шапочка»
г. Набережные Челны Республика Татарстан

Конспект непосредственной образовательной деятельности (логоритмика)

Аннотация: “Прогулка в осеннем лесу”. Для подготовительной логопедической группы

Статья:

Тема: «Прогулка в осеннем лесу»

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие. Музыка»

Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и координации двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

  • уточнить артикуляцию — положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
  • развивать фонематическое восприятие и фонематические представления;
  • расширить лексический запас по теме «Осень в лесу»;
  • развивать слуховое внимание и зрительную память;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развить мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.

Упражнения на развитие чувства ритма, мелкой моторики, разучивание танцевально-ритмических движений, распевки, игра на шумовых инструментах.

Упражнения на развитие фонематических процессов.

Беседа о деревьях, грибах, насекомых, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

Методы и приемы:

  • Практические: двигательные упражнения, динамические упражнения, дидактические игры, упражнения на развитие фонематического слуха и внимания;
  • Наглядные: муляжи деревьев, нарезные осенние листочки;
  • Словесные: беседы.
  • Игровые: музыкально-ритмическая игра «Передай гриб», пальчиковая игра «Мы шмели…»

Словарная работа: расширение словаря по теме «Осень в лесу». Оборудование: Музыкальный центр, шумовые инструменты, предметные картинки,

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети от группы по листочкам нашли дорогу в музыкальный зал, звучит фонограмма Г. Свиридова «Весна и осень»

Л.- Посмотрите, куда мы попали? А здесь прохладно.

– Холодно — надо согреться.

2. Динамическое упражнение «Согревалка»

(ф-ма немецкой народной мелодии):

Мы ногами топ-топ-топ. И ребята тоже.
Мы руками хлоп-хлоп-хлоп. И ребята тоже.
Головою круть-круть. И ребята тоже.
Постучали в грудь-грудь. И ребята тоже.
Пяточками топ-топ-топ. И ребята тоже.
По коленкам шлеп-шлеп. И ребята тоже.
Мы конфетку ам-ам. И ребята тоже.
И погладим по бокам. И ребята тоже.
А теперь животик. И ребята тоже.
Улыбнулся ротик. И ребята тоже.

3. Артикуляционная гимнастика. (ф-ма «Рондо Венециано»)

Л. — Посмотрите какое озеро, вода в нем такая прозрачная, чистая, зеркальная… Давайте посмотрим в него и согреем наши язычки.

4. Музыкальная чистоговорка «Эхо» (Т. С. Овчинникова)

5. Танцевально –ритмическое упражнение на развитие общей моторики

«Ай, заинька» (в исп. гр. «Иван Купала»)

По завершению разминки звучит колокольчик (3 раза)

Л.- Мне кажется, что звенит возле дуба.

– Посмотрите, сколько здесь деревьев.

– Как узнали что это дуб?

– Позовем: кто там? (громко и тихо)

– Ой, сколько листьев! В листочках кто-то шевелится. Давайте, поищем там.

7. Дыхательная гимнастика.

Дыхательное упражнение (упражнение делаем не больше 5 раз, выдох производим продолжительностью на счет 7).

Из-под листьев появляется Старичок – Лесовичок.

Он сердится, потому что мы расшумелись. Покажем ему, как мы любим лес.

8. Игра с Лесовичком «Назвать ласково»

Береза, ель, ива, клен, дуб, тополь, сосна, шишка, ветка, лист, иголка, лес, корень, осина.

М.Р. – Пора пальчики размять, со шмелями поиграть.

9. Пальчиковая гимнастика «Шмели» (Десанка Максимович)

Мы, шмели, вместе шли,
Вещи нужные нашли:
Шишки, жёлудь, пух утиный
И обрывки паутины,
Полгнезда, перо дрозда,
Две ореховых скорлупки
И листок, сухой и хрупкий,
А в траве у старой ёлки,
Прошлогодние иголки.
Мы, шмели, вдвоём идём,
Эти вещи продаём.
Пух утиный для подушки,
Попросили две лягушки.
Полгнезда отдали мышке.
Крот забрал перо и шишки,
Паутину — паучок.
Иглы — ежик старичок.
И остались две скорлупки,
Желудь и листочек хрупкий.
Мы, шмели, идём опять
Вещи новые искать..

Л. — А я тоже кое – что нашла…

10. Слоговые упражнения «Осиновый лист»

– считаем осиновые листики

Один осиновый лист, два…, пять осиновых листьев.

Л. — Ну вот, похоже, Лесовичок еще сердится на нас немного, давайте покажем ему какие мы работники хорошие. Поможем весело собрать урожай грибов.

11. Музыкально – ритмическое упражнение «Передай грибы»

(ф-ма «Летка-енька»)

12. Ритмическое упражнение «Кто в лесу живет».

(изобразить того, кого в лесу встретим)

М.Р. – Перестали птицы петь, листья опадают.

Тихо песенку поет, осень золотая…

Вот и вернулись домой. Прогулка была долгой. Давайте отдохнем и послушаем песенку осени.

13. Релаксация. «В доме моем тишина…» со звучащими жестами.

(исп. Т. Боровик «В доме моем тишина»)

Вы очень понравились Лесовичку, и он приготовил для вас угощение.

Конспект занятия по логоритмике в средней группе комбинированной направленности

Конспект занятия по логоритмике

для детей средней группы (4-5 лет)

Тема: «Прогулка в лес»

– Развитие артикуляционной моторики;

– Развитие длительного речевого выдоха;

– Развитие фонематического восприятия,

– Формирование и развитие слухового и зрительного внимания;

– Развитие мимических мышц лица;

– Развитие просодической стороны речи, темпа и ритма.

– Активизация словаря по теме;

– Формирование двигательно – образных навыков: умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве;

– Развитие координации движений и моторных функций, чувство ритма;

– Воспитание творческой активности, закреплять умение перевоплощаться.

Ход занятия

Этап занятия

Логопед

Дети

Вводная часть

Упражнение для развития общей моторики

Ребята сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес.

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти

Нам ребята не найти.

На носочки зайка встал

По дорожке зашагал.

Он на пяточках шагал

Носик к верху поднимал.

Ловко прыгает и скачет

По дороге славный зайчик.

По лесной сухой дорожке

Топ-топ-топ топочут ножки

Ходит, бродит вдоль дорожки

Весь в иголках серый ежик.

Если подкрадется волк

Превратился еж в клубок.

По извилистой дорожке

К речке синей мы пришли

Постарайтесь так пройти

Чтоб с дорожки не сойти

Как лисички мы пойдем

ходьба по залу под марш

ходьба на носках

ходьба на пятках

прыжки на 2 ногах

Присесть, обхватив колени,

Ходьба по извилистой дорожке

Имитация ходьбы лисички

(ходьба между цветочков)

Основная часть

Упражнение на развитие мышечного тонуса

Упражнение на развитие мелкой моторики

Массаж спины «Дождь»

Упражнение на развитие темпа и ритма

Упражнение на развитие мимических мышц лица

Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки»

Упражнения на развитие артикуляции

Упражнение на развитие силы голоса

Упражнение на развитие дыхания

Упражнение на развитии слухового внимания

Мы оказались в лесу. Давайте посмотрим, как тут красиво!

Поворачиваем голову вправо, влево. А теперь подняли голову вверх, опустили, смотрим под ноги – вниз, и опять вверх, вниз.

Одновременно поднимание и опускание обоих плеч под спокойную музыку на четыре счета.

Заходи в осенний лес.

Много здесь вокруг чудес.

Вот березки золотые стоят

Вот осинки листвой шелестят

Под листвою у маслят –

Только шапочки блестят.

В лесу так много грибов разных, давайте их поищем.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы идём грибы искать

Этот пальчик в лес пошёл

Этот пальчик гриб нашёл

Этот пальчик чистить стал

Этот пальчик всё съел

От того и потолстел

Кажется, дождик начинается.

Тучки закрыли солнышко, и закапал дождь.

Надо нам расходиться по домам.

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят.

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин.

У дождя есть своя песенка. Дождик капает и поёт, капельки капают то медленно «кап-кап-кап» (пальчиком правой руки ударяем в ладошку левой руки), то быстро «кап-кап-кап» (в быстром темпе, на другой руке).

А теперь давайте мы споём песенку дождя по рисунку. Большая капелька означает, что надо петь медленно, а маленькие – быстро. Послушайте, как я пропою эту песенку.

КАП-кап-кап-кап КАП – КАП – кап-кап

Набежали серые тучи.

Вдруг небо стало светлеть.

Яркое солнышко выглянуло

Прищуримся и посмотрим на солнышко вот так: оба глаза (глазодвигательная гимнастика 4 -5 раз)

Солнышко с тучками в прятки играло.

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, чёрные тучки.

Лёгких – две штучки,

Тяжёлых – три штучки.

Тучки попрятались, тучек не стало.

Солнце на небе во всю засияло.

Артикуляционная гимнастика, стоя перед зеркалом.

Теплые лучики солнышка улыбаются нам в окно.

– Покажите, какое солнышко круглое.

– Сыграем солнышку на дудочке.

– Положите язычок на крылечко, пусть он погреется на солнышке. Давайте пошлепаем его: – пя-пя-пя.

Читайте также:  Комплексы артикуляционной гимнастики на разные звуки

Дети мы сейчас в лесу – дружно покричим АУ!

Никто не отзывается

Лишь эхо откликается.

По лесу ходили, грибы собирали

Кричим в лесу: АУ! АУ! (грибники)

А нам в ответ: ау, ау. (эхо)

Раз, два, три за руки возьмись

И в кружочек становись.

Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

– дует лёгкий ветерок

– и качает так листок

– дует сильный ветерок

– и качает так листок .

– А сейчас мы поиграем в игру, где надо быть очень внимательными.

Если вы услышите команду: гриб – вы должны остановиться поднять руки над головой и соединить их, сделать шляпку гриба. (показ логопедом позы)

Если услышите команду: дерево – вы должны встать прямо, поднять руки вверх. (показ логопедом позы)

А когда услышите команду: кочка – вы приседаете, обхватив колени, опустив голову. (показ логопедом позы)

Дети выполняют движения

Повороты влево – вправо

Поднять руки вверх с поворотом влево;

Поднять руки вверх с поворотом влево;

Присели руки над головой

Загибают каждый пальчик.

Указательный и средний палец правой руки “шагают” по левой ладони

Загибают каждый пальчик

Показывают большой палец.

Дети встают друг за другом «паровозиком»

Хлопки ладонями по спине

Поглаживание спины ладошками

Дети, смотря на рисунок пропевают «песенку дождя»

Удивились и подняли брови вверх

Обрадуйтесь и улыбнитесь

Прищуривают глаза – открывают широко

Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз

Закрыть глаза ладонями Поморгать глазами

Упр. «Окошко»- 3-4 раза.

Упр. «улыбка» -3-4 раза

Упр. «дудочка» – 3-4 раза.

Упр. «блинчик» – 3-4 раза.

половина детей «грибники», другая половина – «эхо»

Дуют легко ф-ф-ф-ф

ф-ф-ф-ф (плавные движения руками с небольшой амплитудой

Конспект НОД по логоритмике в старшей группе
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Конспект занятия по логоритмике.Будет полезен как логопедам,так и дефектологам,воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
конспект по логоритмике с интересными заданиями,играми29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми с ОВЗ по логопедической ритмике в подготовительной группе

Тема: «В гостях у Федоры Егоровны».

Составила учитель – логопед Тимкова Галина Викторовна

Программное содержание: развивать подвижность мимической и артикуляционной мускулатуры, силу голоса, общую и мелкую моторику; развивать слуховое внимание и фонематический слух, выразительность речи; обогащать словарный запас по лексической теме «Посуда», совершенствовать навыки словообразования (существительные при помощи суффикса –ниц); воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательности друг к другу.

Оборудование: мольберт, карточки артикуляционная гимнастика, предметные картинки с изображением посуды и расколдованных героев, экран, мыльные пузыри, замок, посуда – сахарница, салфетница, гимнастическое бревно.

Раздаточный материал: деревянные палочки, фломастеры, трафареты чашек,

Методы и приемы: игровая ситуация, дидактическая игра «Четвертый лишний», пальчиковая игра «Замок», ритмическая игра, решение проблемной ситуации, словесная игра «Назови правильно», слушание музыки, игра на развитие силы воздушной струи «Мыльные пузыри».

Предварительная работа: чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание предметов посуды, игра «Лото», разучивание стихотворений «Замок», «Я пускаю пузыри».

Словарная работа: активизация словарного запаса по лексической теме «По

суда», образование существительных при помощи суффикса – ниц: салфетница, сухарница.

Образовательные области : Речевое, Познание, Социально- коммуникативное, Физическое, Художественно – эстетическое .

Дети заходят в физкультурный зал.

1. Организационный момент

Логопед : Ребята, к нам пришло письмо. Я вам его сейчас прочитаю:

«Ребята, приглашаю вас в гости. Мне нужна ваша помощь. Федора Егоровна»

Давайте отправимся в гости к Федоре Егоровне. Чтобы легче было нам идти, сделаем разминку.

2. Вводные упражнения

Логопед читает текст, дети выполняют соответствующие движения:

Руки в стороны раскинем, кулачки зажмем,

Руки накрест перед грудью не спеша сведем.

Ох, устали руки наши, опустили и помашем.

Сейчас я буду маленький, к коленям я прижмусь.

Потом я вырасту большой, до лампы дотянусь.

Эй, ребята, не зевать! Будем звуки повторять,

Будем звуки повторять, будем весело играть.

Руки так: а—-А! ( руки поднимают медленно вверх, соединяя ладони

И вот так: о—-О! ( постепенно опускают руки в И. п.)

Выше, выше: и—-И! ( поднимают руки перед собой вверх, ладонями вниз)

Ниже, ниже: у—-У! ( опускают руки вниз в И. п.)

Руки так: э—-Э! ( соединяют руки перед собой, округляя их в локтях)

И вот так: о—-О! ( сцепив пальцы «замочком», поднимают руки вверх)

Вместе, вместе: и—-И! (опускают сцепленные руки вниз, слегка

Отдохнули: у—-У! ( расцепляют руки, опускают в И. п.)

Ты голову подними, носом глубоко вдохни.

Опусти теперь на грудь (медленно), выдох сделать не забудь.

Мы походим на носочках, мы идем на пяточках (2 раза)

Все проверили осанку и свели лопаточки.

(дети выходят в коридор, идут в сторону музыкального зала)

Мы по узкому мосточку, качаясь, идем ( проходят по доске)

По широкой дорожке мы прямо пройдем.

(дети заходят в музыкальный зал)

Логопед: А вот и дом Федоры Егоровны. Но на двери висит замок. Давайте мы присядем и подождем хозяйку. А чтобы не скучать, сделаем гимнастику.

3. Артикуляционная гимнастика

Логопед показывает карточки, читает стихотворения, дети выполняют упражнения.

«Хоботок» – Подражаю я слону, губы хоботом тяну.

Даже если я устану, все равно не перестану.

Буду долго так держать, свои губы укреплять.

«Бублик» – Бублик мы изобразили – плавно губы округлили.

Их теперь нельзя смыкать, бублик надо удержать.

«Лопата» – Язык лопатой положи и спокойно подержи.

Язык надо расслаблять и под счет его держать:

Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

«Качели» – На качелях я качаюсь: вверх – вниз, вверх – вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

«Вкусное варенье» – Ох, и вкусное варенье! Жаль осталось на губе.

Язычок приподними и остатки оближи.

«Маляр» – Красить потолок пора, пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем, язык к небу поднимаем.

Поведем вперед – назад, наш маляр работе рад.

«Чашечка» – Язык широкий положи, его края приподними –

Получилась чашечка, круглая она.

В роте ты занеси и края к зубам прижми.

4. Развитие слухового внимания.

В доме раздается шум: льется вода, брякают ложки, крышки кастрюль, звенят стаканы.

Логопед: Ребята, что-то в доме происходит! Как вы думаете, что это за звуки? (ответы детей)

Появляется Федора Егоровна (с корзинкой): Здравствуйте, ребята. Зовут меня Федора Егоровна. Вы знаете, из какой я сказки? Давно вы пришли? А я шла с базара, да ключ от дома потеряла. Вернулась, думала, найду, но не нашла. Как в дом попасть, не знаю?

5. Развитие мелкой моторики.

Логопед: Мы сейчас Вам поможем открыть замок.

Дети рассказывают стихотворение «Замок», сопровождая его движениями.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали и открыли.

Федора: Вот и открылся замок. Спасибо вам, ребята!

Логопед: Федора Егоровна, пока Вас не было, в доме Вашем странные звуки раздавались. Что это?

Федора: Знаю. Это мои друзья. С ними произошло несчастье. Дело в том, что злая колдунья заколдовала моих друзей, заколдовала их в посуду: в чашки, вилки, чайник, часы.

Логопед: Все ли друзья у Федоры Егоровны были превращены в посуду? (часы)

Федора: Сейчас я вас познакомлю со своими друзьями. (Федора заходит в дом, выносит фотографии заколдованных героев из мультфильма «Красавица и чудовище»: часы, подсвечник, чайник, чашка).

6. Развитие мимической мускулатуры.

Федора: Ребята, они стесняются, поэтому передали вам свои фотографии.

Логопед: Какие интересные фотографии, на них разные выражения лиц, посмотрите. Как думаете, какое здесь выражение? Попробуйте сделать так же.

Логопед показывает картинки с различными мимическими выражениями, а дети выполняют упражнения для развития мимических мышц: удивились, рассердились, испугались, улыбнулись, обрадовались, заволновались).

Логопед: Федора Егоровна, а как можно расколдовать Ваших друзей?

Федора: Колдунья сказала, что расколдовать могут только дети. Поэтому я вас в гости и позвала. Чтобы расколдовать моих друзей, надо выполнить три задания.

7. Работа над словарным запасом.

Задание № 1: Назовите предметы посуды (дети называют посуду).

Задание № 2: Скажите, как называется посуда для:

сахара – сахарница, конфет – конфетница,

сухарей – сухарница, салфеток – салфетница.

Задание № 3: Вы должны правильно произнести заклинание:

Та – та – та ( И. П. – руки спрятаны за спиной)

Та – та – топ ( та – отвести правую руку в сторону,

та – отвести левую руку в сторону,

топ – убрать руки за спину, одновременно топнуть

Опа, опа ( руки на пояс, прыжок, вправо, прыжок влево.)

Хлоп, хлоп, хлоп ( громкие хлопки влево, вправо, над головой.)

Сначала дети отхлопывают ритм, затем выполняют его с движениями (звучит загадочная музыка).

Федора: Молодцы, ребята, вы были внимательными и сделали все правильно. Слышите, заклинанье исчезло, вы расколдовали моих друзей. Сейчас я вас познакомлю.

Федора Егоровна заходит в дом, выносит картинки с изображениями друзей.

Логопед: Ребята, а вы сможете догадаться, кто во что был заколдован? (дети соотносят картинки и отвечают)

8. Развитие внимания.

Федора: А вы умеете с посудой обращаться? Сейчас мы проверим. Игра называется «Запретное движение».

Мы посуду моем имитируют мытье посуды

Мы посуду расставляем имитируют движение

Мы посуду бьем запретное движение

Мы посуду вытираем имитируют вытирание посуды

Мы посудой любуемся руки вытянуты вперед, смотрят на

Федора: Молодцы, все были внимательны!

Федора Егоровна уходит в дом.

9. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса.

Логопед: С посудой вы умеете обращаться. Давайте представим, как двигаются чайники, вилки и чашки. Сейчас вы чайники (вилки, чашки).

(дети под соответствующую музыку двигаются по залу. Под музыку в узком регистре – вперевалочку – чайники., в среднем регистре – дробным шагом – чашки, в высоком регистре – с высоким подниманием колена – вилки.)

10. Упражнение на выработку силы воздушной струи.

Логопед: Ребята, когда мама моет посуду, чтобы посуда была чище, она добавляет порошок, мыло, Ферри. Образуется пена, пузыри. Я предлагаю вам попускать мыльные пузыри (дети под музыку пускают мыльные пузыри).

11. Упражнение для развития координации слова с движением.

Логопед: Давайте вспомним и расскажем стихотворение о мыльных пузырях.

Мама! Мама! Посмотри! просительно

Я пускаю пузыри. повествовательно

Желтый, красный, голубой. с перечислением

В каждом я и ты со мной. повествовательно

Посмотри – ка, посмотри! восклицательно – просительно

Ой, а где же пузыри? удивительно – вопросительно

Лопнули! Как жалко! жалобно

12. Упражнение для развития фонематического слуха.

Логопед предлагает детям сесть на стулья рядом с пианино.

Послушайте, так свистит чайник: С——- (показ картинки – чайник). А так кипит масло на сковородке: Ш ———– (показ картинки – сковородка). Я буду произносить звуки, а вы должны поднять соответствующую картинку:

С Ш Ш С С С Ш С Ш Ш С

Дети выполняют задание.

Логопед: А сейчас я буду показывать картинки. Если покажу сковородку, вы должны произнести звук «Ш», а если чайник – звук «С».

Логопед: Я предлагаю вам послушать песню «Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд».

– О чем эта песня? (сначала дети слушают песню, затем слушают и одновременно отхлопывают).

– Как можно изобразить пузатый чайник? (дети встают, правая рука на пояс;, левая поднята вверх слегка согнута в локте, кисть руки – ладонью вниз,; надув живот. В такой позе дети поют песню).

14. Упражнение для развития мелкой моторики, чувства ритма.

Из дома выходит Федора Егоровна.

Федора: Ребята, у меня есть к вам просьба. Я за посудой ухаживаю, мою ее чисто – чисто, она у меня белая – белая. Хорошо, если бы вы мне ее украсили. Стала бы она наряднее.

Логопед: Поможем Федоре Егоровне? Только одно условие – рисовать мы будем под музыку. Музыку надо слушать внимательно.

Дети садятся за столы. Логопед на мольберте наносит декоративные элементы в соответствии с ритмом музыки. Дети под музыку в воздухе прорисовывают точки, ломаную линию. Затем украшают чашки.

Логопед: Посмотрите, Федора Егоровна, как дети постарались.

Федора Егоровна: Какая посуда стала красивая, нарядная. Спасибо вам всем за то, что вы помогли моим друзьям и мне. За то, что были внимательными, я вас хочу угостить чаем.

Дети пьют чай с печеньем.

1.Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду.- М.: учебная литература, 1997.

2. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. – СПб.:Детство-пресс, 2002.

3.Репина З.А., Буйко В.И., Уроки логопедии.- Екатеринбург: Литур, 2005

4.Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001

Конспект занятия с использованием элементов логоритмики «Мир диких животных».

Содержимое публикации

Конспект занятия с использованием элементов логоритмики «Мир диких животных».

Учитель – логопед МБДОУ №31 города Апатиты

Козелецкая Виктория Викторовна

Цель: закрепление лексической темы «Дикие животные», с элементами логоритмики.

Развивать слуховое и зрительное внимание.

Развивать пространственную ориентацию движений, общую и мелкую моторики.

Расширять и активизировать словарь по лексической теме.

Развивать умение координировать речь с движением.

Развивать звуко-слоговой анализ слов.

Закреплять согласование существительных с предлогами.

Упражнять в образовании названий детёнышей животных и их родителей, уменьшительно-ласкательных форм, в отработке понятия «Один-много».

Развивать фонематический слух

Материал для занятия:
Ноутбук, аудиозаписи, картинный материал по теме «Дикие животные», пазлы «Дикие животные», шарики Су-Джок.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Давайте мы друг друга поприветствуем при помощи игры.

«Здравствуйте!»

Логоритмическая игра с пением (Музыка и слова С. Коротаевой)

Ручки, ручки, просыпайтесь,
Здравствуйте!Потирают ладошку о ладошку.
Ласковые ручки наши,
Здравствуйте! Гладят по два раза ладошкой по прав , потом по левой руке.
Пальчики сердитые,
Здравствуйте! Соединяют растопыренные пальцы и ударяют поочерёдно мизинец с мизинцем и т.д.
И ладошки, наши крошки,
Здравствуйте!Ритмично хлопают в ладоши перед собой.
Наши ушки, наши щёчки,
Здравствуйте! Потирают ушки, гладят щёчки.
Наши локоны и кудри,
Здравствуйте! Гладят себя по голове.
Вы друг другу улыбнитесь,
Здравствуйте!Улыбаются сначала соседу слева, потом справа.
И головкой поклонитесь,
Здравствуйте! Выполняют поклон головой.

«Знакомство с дикими животными и их детёнышами»

Дети сегодня мы с вами познакомимся с жителями леса. Давайте рассмотрим картинки с семьями животных, назовём пап, мам и их детёнышей.
Медведь, медведица, медвежонок.
Лис, лиса, лисёнок.
Волк, волчица, волчонок.
Ёж, ежиха, ежонок.
Кабан, кабаниха, кабанёнок.
Лось, лосиха, лосёнок.
Олень, олениха, оленёнок.
Заяц, зайчиха, зайчонок.

Дети сейчас мы послушаем голоса животных, а вы будете отгадывать, кому из лесных зверей они принадлежат.
Включаем аудиозапись, по очереди звучат голоса животных, дети угадывают.

А теперь мы с вами прохлопаем в ладоши по слогам названия животных, которых вы угадали: мед-ведь, ли- сич-ка, бел-ка, волк, е-жо-нок, ка-бан, о-лень.

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели (Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие.)
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочередно.)
Всем тепло, уютно в нем.

Ребята, посмотрите на картинке животные куда-то спрятались. Давайте их отыщем. (Следим за правильным употреблением предлогов в речи).
Медведь спит в берлоге, белка сидит на дереве, заяц сидит под елкой, лиса выглядывает из-за сугроба, волк идёт по тропинке…и т.д.

Игра “Четвертый лишний”.

Ребята сейчас я вам буду называть слова, а одно из них лишнее. Подумайте какое это слово и объясните свой выбор.
– лиса, кошка, заяц, медведь.
– белка, медведь, жираф, заяц.
– корова, лошадь, лиса, овца.

«Собери картинку»
Каждому ребёнку раздаётся пазл- картинка с животным, после того как все дети соберут свои картинки, каждый ребёнок по очереди говорит какое животное у него получилось и называет первый звук в названии этого животного, «Назови ласково», «Один много».

Игровой массаж шариком Су-Джок.

Всем детям раздаются шарики Су-Джок, они его катают в ладошках и одновременно проговаривают стишок: «Ёжик, ёжик бежит по дорожке и массирует наши ладошки». Повторить массаж 2-3 раза.

Итог непосредственной образовательной деятельности.
Ребята о ком мы сегодня с вами говорили? Что нового вы для себя узнали? Что было интересно? Понравилось ли вам наше путешествие к диким животным?

Конспект непрерывной непосредственно- образовательной деятельности по логопедической ритмике с детьми старшей группы на тему: «Посуда»

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 24.04.2016 2016-04-24

Статья просмотрена: 209 раз

Библиографическое описание:

Хамитова, З. В. Конспект непрерывной непосредственно- образовательной деятельности по логопедической ритмике с детьми старшей группы на тему: «Посуда» / З. В. Хамитова, Е. И. Ангелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1205-1208. — URL: https://moluch.ru/archive/113/28814/ (дата обращения: 07.01.2021).

Тема: «Посуда»

Цель: Дети получат возможность продемонстрировать практические умения и навыки, расширят кругозор.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

– закреплять и обобщать знания детей о посуде; активизировать словарный запас детей поданной теме;

– закреплять умение детей отвечать полными предложениями на вопросы. Коррекционно-развивающие:

– развивать дальнейшее развитие слухового внимания и памяти;

– развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, выполнять движения под музыку, развивать чувство ритма, умение петь напевно, развивать творческие способности, артистизм.

– развивать умение расслаблять мышцы тела, правильно распределять мышечную нагрузку тела.

Коррекционно-воспитательные:

– Совершенствовать умение играть, заниматься вместе, устанавливать дружеские отношения со сверстниками;

– воспитывать эмоциональную отзывчивость и эстетические чувства. Предварительная работа:

Непосредственно-образовательная деятельность педагогов сдетьми:

– Разучивание песни «Каравай» музыка и слова народные,

– Слушание записи звуков живой природы «Звон капели», «Пение птиц весной», «Журчание ручья»

– Чтение стихотворения о бабушке Федоре.

– Рассматривание иллюстраций, картин, открыток о сказке

Интеграция образовательных областей:

«Физическая культура»: танцевально-ритмические движения; упражнения в основных движениях; подвижные игры, игровые упражнения.

«Здоровье»: физкультминутки длительностью 1–3 минуты;

«Социализация»: развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия; расширять представления ребенка о себе как члене коллектива;

«Познание»: развивать обобщенные представления о посуде; формировать основы грамотного поведения; бережно относиться посуде.

«Коммуникация»: обогащать содержание общения детей со взрослыми и сверстниками; содействовать налаживанию диалогического общения детей со сверстниками в совместных играх и на занятиях, учить пользоваться разнообразными средствами общения (словесными, мимическими, пантомимическими) с учетом конкретной ситуации; обеспечивать количественный рост и качественное совершенствование словаря; активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы, учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении предметов, действий, качеств. Совершенствовать слуховое восприятие, правильное произношение, интонационную выразительность речи;

«Чтение художественной литературы»: расширять представления о поведение, учить эмоционально и выразительно передавать содержание небольших прозаических текстов и читать наизусть короткие стихотворения, участвовать в драматизации известных литературных произведений;

«Музыка»: продолжать работу над развитием интонационно-мелодического слушания музыки; формировать легкость, пружинность и ловкость исполнения основных естественных движений, продолжать развивать чувство музыкального ритма, ориентировку в пространстве; учить петь выразительно, музыкально, интонационно чисто; продолжать развивать творческие способности.

Методы:

Наглядные: иллюстрации,

Словесные: речевые упражнения, вопросы, образец педагога,

Практические: подвижные, пальчиковые игры и упражнения.

Технологии:

Здоровье сберегающие технологии: ритмические, подвижные упражнения, пальчиковая гимнастика, развитие речевого дыхания, массаж кистей рук.

Игровые технологии:

Информационно- коммуникативные технологии: использование.

Развивающие технологии влогопедии:

– технология развития мелкой моторики:

– технология развития фонематического слуха: голоса звуков живой природы;

– технология развития лексико-грамматических компонентов речи -технология развитие связной речи.

Средства обучения:

предметные картинки по теме «Посуда»;

схемы передвижения (круг, зигзаг- змейка),

диск с записью спокойной музыкальной мелодии.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Организационный момент.

Дети входят в музыкальный зал под марш, образуют полукруг.

—Посмотрите сегодня к нам пришли гости, давайте мы с вами поприветствуем их. (Упражнение «Здравствуй»)

— Всю неделю вы были старательными, послушными, любознательными. Именно с такими замечательными детьми мне хочется отправиться в гости. А вы хотите побывать в гостях?

От бабушки Федоры пришла телеграмма, она приглашает нас на свой день рождения. Отправимся в гости?

Ритмическая разминка.

— У нас замечательное настроение!

Мы шагаем, мы шагаем.

Выше ноги поднимаем! (Дети вместе с логопедом идут по кругу. На громкий аккорд делают хлопок. Хлопки чередуются — над головой, впереди себя.)

Музыкально-ритмическое упражнение, регулирующее мышечный тонус.

— Дети, вы знаете, что не принято ходить в гости с пустыми руками? Что принято брать на день рождения?

Дети: На день рождения берут подарок.

— Молодцы, правильно! Предлагаю подарить бабушке Федоре картинку. Только вот ни кисточек, ни красок, ни карандашей у нас нет. Как быть?

— Молодцы! Какие вы сообразительные, у вас очень интересные идеи! А я предлагаю нарисовать картину, используя наши тела. Изобразим летний день; ярко светит ласковое солнце, по небу плывут пушистые облака, легкий ветерок колышет ветви деревьев. Красиво получится?

— Закройте глазки, представьте то, о чем я говорила- ласковое солнышко, пушистые облака.

Звучит музыка, дети изображают солнце, облака и деревья. «Солнце»-дети встают в круг друг за другом, левую руку кладут на плечо соседу, стоящему спереди(получается кольцо), а правую руку вытягивают в сторону (получаются лучики); «облака»- дети кладут руки друг на другу на плечи (получается овальное облака), слегка раскачивается; «деревья»-дети стоят в кругу (либо врассыпную), руки подняты вверх, плавные движения рук вправо- влево.

В упражнении «Деревья» меняется темп музыки: легкий ветерок медленно раскачивается деревья, сильный ветер быстро раскачивается деревья.

— Замечательный подарок получился!

Развитие пространственных представлений.

— Подарок готов, можно отправляться в путь поедем на автобусе. В автобус сядет тот, кто назовет предметы посуды.

Ребенок первый назвавший предмет посуды, становится «водителем», все остальные- «пассажиры». «Автобус» движется по схемам: чередуется передвижение по кругу и «змейкой», (логопед «превращается» в бабушку Федору)

Когда закончится музыка, дети останавливаются.

Упражнение «Найди свою пару» (внимание)

— Здравствуйте гости дорогие! Молодцы, приехали к бабушке на день рождения! Подарок я ваш видела, о нем мне само солнышко рассказало да легкие облака. Спасибо, детки!

Дети: Пожалуйста, бабушка. Поздравляем с днем рождения!

— Будем чай пить. Пора на стол накрывать! Поможете мне?

Дети делятся на пары: один ребенок — «Чашка» (правая рука на поясе, левая вдоль туловища), другой блюдце (руки в стороны). Под музыку дети легко бегают по залу. Когда музыка стихнет, «чашки» останавливаются, а «блюдца» находят свои «чашки». (2 раза)

— Спасибо, стол накрыли! А самовар уже пыхтит да вас поиграть приглашает.

Бабушка Федора отхлопывает и проговаривает «песенку самовара», а дети по очереди повторяют предложенный ритмический рисунок.

— Песенку слушают все, а повторяет только Арсен: (дети меняются)

Упражнение на развитие мелкой и общей моторики.

Будем печь праздничный пирог. Приготовим тесто. Просеиваем муку, насыпаем её в миску; наливаем молоко, насыпаем соль, сахар, перемешиваем. (Дети имитируют под музыку)

Тесто готово. Месим тесто. (движения пальцами обеих рук.)

Раскатываем тесто превращаемся в скалочки: вокруг себя обернись, в скалку превратись. (дети ложатся на пол, руки вытянуты вдоль туловища, ноги вытянуты вперед, катаются по полу вправо-влево — «раскатывают» тесто)

— Раскатали тесто, а теперь вокруг себя обернись и в ребенка превратись! Молодцы, теперь готовим пирог.(имитируют)

—Готово! Стряхнем муку с ладошек.

Упражнение на развитие физиологического и речевого дыхания.

Ароматное тесто получилось! Понюхаем и восхитимся.

Плавный вдох носом (плечи не поднимать: на выдохе неторопливо произносим «А-а-а-х». 4–5 раз)

Игра «С чем пирог?»

— Пока пирог печется, поиграем в веселую игру. Согласны? Под спокойную музыку дети врассыпную передвигаются по залу. Бабушка Федора говорит с чем пирог. Если съедобной поглаживают животики, несъедобный -закрывают рот.

— Пирог с капустой.

— Пирог с гвоздями.

— Пирог с малиной.

— Пирог с лягушками.

— Пирог с творогом.

— Молодцы, замечательно поиграли! А теперь попробуйте показать мимикой, понравился ли вам пирог с яблоками. Говорит нельзя, только показывать.

— А теперь покажите, вкусный ли пирог с песком?

— Ой, ребятушки, пока мы с вами забавлялись, пирог уже испекся. Это не просто пирог, а настоящий каравай.

Ребенок: — Бабушка Федора, а мы знаем народный хоровод «Каравай».

—Какие молодцы, исполните его для меня?

Дети: — Конечно, исполним!

Как на праздник на Федорин,

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины!

(Встают на носочки, поднимают руки вверх)

Вот такой нижины!

Вот такой ужины!

Вот такой ширины!

Вот такой славненький

Вот такой вкусненький!

Релаксация.

— Спасибо, дорогие мои дети, порадовали бабушку. Вам пора домой собираться. Закрывайте глаза, я сейчас вас мигом отправлю.

Дети кружатся, закрыв глаза. Снимаю фартук и платок и при этом говорю: «Вокруг себя обернись, в детский сад возвратись».

— Здравствуйте, мои хорошие! Очень рада вашему возвращению! Вы очень устали. Сейчас отдохнем, а потом вы мне расскажете о своем путешествии.

Звучит музыка. Освещение приглушенное. Дети принимают позу покоя, лежа на ковре.

Haступает волшебный сон. (Пауза)

Наши ручки отдыхают.

Отдыхают, засыпают. (Пауза)

Наши ножки отдыхают,

Отдыхают, засыпают(Пауза),

Дышится легко, ровно, глубоко. (2 раза)

Губки чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется. (Пауза)

Дышится легко, ровно, глубоко. (2р)

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

Их повыше поднимаем.

Тихонечко сесть на ковер.

Подведение итогов занятия.

Дети и логопед сидят на ковре.

Дети, вы где побывали?

— Вам понравилось путешествовать?

— Очень рада за вас! Я поняла, что вы были внимательными, послушными, ловкимииумелыми. А теперь на прощание мы нашим гостям подарим музыкальные пожелания: ясного солнышко, любви, здоровья, большой зарплаты и конечно, доброты. А теперь все дружно попрощаемся.

Заключительная спокойная ходьба.

Похожие статьи

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей.

Для развития силы рук и мелкой моторики помогают игры: «Сдуй игрушку» — дети сдувают надувные игрушки

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через.

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития. »

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Практикум для воспитателей «Живой песок» как средство.

Упражнение «Пекарь». Направлено на развитие детской моторики. Дети лепят «пекут» из живого песка куличики, пончики, тортики.

Развивающая и терапевтическая роль живого песка огромна: ‒ развитие мелкой моторики. ‒ развитие тактильного восприятия.

Технология развития мелкой моторики у детей младшего.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие.

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координацию, зрительную и

Хотелось бы привести пример самых распространенных упражнений и игр по развитию мелкой моторики.

Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики.

* Игры и упражнения по развитию мелкой моторики руки на занятиях по физической культуре в подготовительной группе.

Технология развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, игра, предмет, упражнение, ребенок, развитие, движение, кончик пальцев

Технология развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств.

Выход один: развитие мелкой моторики рук ребенка, т. е. пальчиков.

Сегодня они у нас на слуху: «из рук вон (плохо)», «все из рук валится», «с легкой руки», «руки опускаются», «правая рука (кого, чья)», «руки не доходят», «легкая рука».

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Самой актуальной темой для разговора во все времена была тема здоровья человека.

Немаловажную роль в воспитании основ здорового образа жизни у ребенка – дошкольника отводится ДОУ. В ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом, психическом здоровье ребёнка и его эмоциональном благополучии. Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребёнка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они должны пронизывать всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы для всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Можно выделить три вида здоровьесберегающих образовательных технологий:

  1. организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  2. психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
  3. учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Приведем некоторые варианты здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы педагогами и воспитателями в своей работе с детьми:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, ритмопластика, логоритмика, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика, упражнения на расслабление по контрасту с напряжением);
  1. Технологии обучения здоровому образу жизни (игротренинги и игротерапия, самомассаж, точечный самомассаж);
  1. Коррекционные технологии (арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая гимнастика).

Эти, как и многие другие рекреативно-оздоровительные технологии способствуют физической и духовной реабилитации детей, максимальному развитию инициативы, самостоятельности, снимают физическое, психическое и интеллектуальное напряжение и стимулируют социальную активность.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное, неосложненное развитие.

Здоровье наших воспитанников определяет здоровье нации в будущем. И это ответственность и родителей, и персонала учебных учреждений. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе (хотя уже есть предпосылки к этой тенденции), но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из главных задач развития страны. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. При воспитании детей требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в группах не вызывает ни у кого сомнения.

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровье – это состояние физического и социального благополучия человека.

Здоровьесберегающий процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения детей.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья детей.

Основные составляющие этой системы:

Организация рационального двигательного режима воспитанников.

Непрерывный мониторинг состояния здоровья детей и своевременная помощь в коррекции возникающих отклонений.

Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей.

При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать основные принципы.

Принципы здоровьесберегающих технологий в образовании – основные идеи, на которых базируются здоровьесберегающие педагогические технологии. К ним относится обобщающая группа принципов (Г.К. Зайцев):

-сохранения здоровья и увеличения его резервов;

-приоритета действенной заботы о здоровье субъектов педагогического процесса – детей и педагогов;

– целостного представления о здоровье;

– непрерывности и преемственности;

– комплексного использования технологий в педагогическом процессе.

Варианты использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Дыхательная гимнастика – это система упражнений на развитие речевого дыхания.

Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

– насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;

-повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;

– нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;

-развитие силы, плавности и длительности выдоха.

Оборудование для развития дыхания, является частью предметно-развивающей среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры…).

В работе с детьми используем дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос).

Проводится в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. минутках.

Используется в процессе образовательной деятельности, в хорошо проветриваемом помещении через час после приема пищи.

Дыхательная гимнастика (С.А. Исаева)

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.

Носиком дышу, Дышу свободно, Глубоко и тихо, Как угодно. Выполню задание, Задержу дыхание . Раз, два, три, четыре — Снова дышим: Глубже, шире.

2. Дыхательная медитация.

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи, варенье и т. д.).

Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает. Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.

Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).

Поднять голову вверх, вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).

Поднять голову вверх, вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).

Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции. Осуществляется в процессе образовательной деятельности.

Варианты артикуляционной гимнастики

Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.

Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у!

А колеса стучат,

А колеса говорят:

Ускорять речитатив до максимального темпа, сопровождая его ходьбой на месте, переходящей в бег. Затем перейти на медленный темп, а в конце остановиться со звуком «пх» и расслабить все тело.

Я могу дышать, как паровоз, чух, чух, чух.

Я пыхчу, пыхчу под стук колес, чух, чух, чух.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух.

Развивать дыхание хочу, чух, чух, чух.

После глубокого вдоха поется любой слог, например, бе-бе-бе. Важно стараться петь на одном дыхании и делать вдох лишь тогда, когда воздух полностью закончится.

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.

«На пригорке возле горки жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка. »

Воспитатель может использовать любую другую скороговорку.

Логоритмика. Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А., Ю.А. Флоренская). Проводится как часть образовательной деятельности.

Динамические паузы использование физкультминуток во время проведения образовательной деятельности способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.

– упражнения для кистей рук,

– упражнения для глаз,

– упражнения для ушных раковин,

– дыхательные и звуковые упражнения,

– упражнения для снятия общего утомления,

– игровые имитационные упражнения,

– общеразвивающие упражнения под стихотворный текст,

– упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением.

Предлагаемые варианты физкультминуток способствуют смене позы и характера деятельности путём двигательной активности, снимают утомление, помогают детям с ОВЗ свободно и раскрепощено выражать свои эмоции, желания, чувства, восстанавливают эмоционально-положительное состояние ребёнка.

Выполняя предложенные упражнения, дошкольники учатся снимать мышечное напряжение, овладевать навыками контроля за двигательной и эмоциональной сферами, испытывают разнообразные мышечные ощущения (путем подражательного повторения движений и действий ведущего); учатся направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, различать и сравнивать их.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует:

– повышению работоспособности, выносливости детей;

– развитию психических процессов;

– формированию, развитию двигательных умений и навыков;

– развитию общей и мелкой моторики;

– и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

  1. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология XXI века. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. М., АРКТИ 2010.
  2. Дробышева, Е. А. Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство [Текст] / Е. А. Дробышева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – №4. – С. 42-45.
  3. Еромыгина, М. В. Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ [Текст] / М. В. Еромыгина // Дошкольная педагогика. – 2014. – №3. – С. 46-49.
  4. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. Под. Ред. З.И. Бересневой. М., Творческий центр 2011.
  5. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка [Текст]: учеб. пособие / Лэндрет Г., Хоумер Л., Гловер Д., Свини Д.; пер. с англ. Л. Р. Мошинской ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : НПО “МОДЭК”, 2001. – 320 с.
  6. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М. 2010.
  7. Кислица Н.Т. Средства физического воспитания для оздоровления и реабилитации детей дошкольного и школьного возраста. Елец 2009.
  8. Кузнецова М.Н. Неспецифическая профилактика респираторных заболеваний у детей. М.. АРКТИ 2011.
  9. Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М., 2011.
  10. Науменко Ю.В. Моделирование здоровьеформирующего образования // Вопросы образования, – 2007. – № 2. – С.140–160.
  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”.
Ссылка на основную публикацию