Конспект ндивидуального логопедического занятия по автоматизации звука (Р)

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях

Ольга Илюхина
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях

Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [р] в словах и предложениях.

– упражнять в определении позиции звука [р] в словах;

-развивать мелкую и артикуляционную моторику;

-развивать фонематический слух и восприятие;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

– воспитывать выдержку, усидчивость, аккуратность;

– воспитывать контроль за собственной речью.

Оборудование: массажер су-джок;картинный материал: руки, рыба, рысь, ручка, рама, ранец, горох, пирамида, корона, дорога, баран, конура, комар, мухомор, повар, веер, ковер;картинный материал: ракушка, самовар, ракетка, расческа, рамка, барабан, пирамида, робот, коробка, корона, марка, веер, ручка, рубин, фартук, краски, карандаши, ролики.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Здравствуй Соня, сегодня к нам на занятие пришла девочка, а зовут ее Иришка. Она не умеет красиво говорить звук [р]. Давай ей поможем научиться правильно произносить звук р. Но сначала нужно укрепить наш непослушный язычок, чтобы он стал сильным и смог правильно выговаривать этот трудный звук.

2. Артикуляционная гимнастика.

Мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Маятник туда, сюда

Делает вот так: «Раз – два»

«Вкусное варенье»

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

И края приподними.

Оближем верхнюю губу –

Варенье очень я люблю.

Всем на удивление

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять –

Гриб мне надо удержать.

На гармошке я играю.

Рот пошире открываю,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

3. Автоматизация звука [р] в словах.

Игра «Назови картинки».

-Иришка придумала и нарисовала предметы, в названиях которых есть звук [р]. Давай назовем их, не забывай четко произносить звук [р].

Картинный материал: руки, рыба, рысь, ручка, рама, ранец, горох, пирамида, корона, дорога, баран, конура, комар, мухомор, повар, веер, ковер.

– Ты очень хорошо справилась с этим заданием.

4. Пальчиковая гимнастика.

-Иришка очень любит играть в мяч. А ты хочешь с ней поиграть? Посмотри, какой ус нее необычный мяч. Ребенок выполняет упражнение с Су-джок мячом, в соответствии с текстом.

«С мячиком дружу».

Я мячом круги катаю,

Взад вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

5. Игра «Большой-маленький».

-Иришка предлагает тебе выполнить еще одно задание. Она будет называть большой предмет, а ты – маленький.

6. Игра «Вкусная еда».

-Иришка приготовила вкусную еду. Посмотри на картинки и скажи, из каких продуктов что получилось.

7. Игра «Что есть у Иры».

-У Иры есть очень много игрушек. Посмотри внимательно на картинки, и скажи, что есть у Иры.

8. Игра «Рифмушки».

-Иришка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворения.

• Как бы мне пошла корона,

Важно каркает… (ворона).

• Захотела кошка спать,

Вот и лезет на… (кровать).

• Научись держать в порядке,

Свои книжки и … (тетрадки).

• Юра тащит вкусный груз,

Замечательный … (арбуз).

• Им летом по горам,

В шубе бегает… (баран).

• Испугался кот собак,

Задом пятится как … (рак).

• Пришел домой художник наш,

Он взял тетрадь и … (карандаш).

• Роет землю серый крот,

Разоряет … (огород).

• В день рождения Петрушке,

Купили новые … (игрушки).

• Верен морю, как матрос,

Белокрылый… (альбатрос).

-Иришка немного устала, сейчас мы отдохнем и выполним несколько упражнений.

Раз – присели, два – привстали,

Три –согнулись и достали:

Ручкой правою – носок,

Ручкой левой – потолок,

А теперь давай мы вместе и попрыгаем на месте.

10. Игра «Наведи порядок»

-Иришка просит тебя помочь ей навести порядок в шкафу. На верхнюю полку положи картинки, где звук [р] находится в начале слова, на среднюю полку – где звук [р] находится в середине слова, а на нижнюю полку – где звук [р] в конце слова.

Картинный материал: ракушка, самовар, ракетка, расческа, рамка, барабан, пирамида, робот, коробка, корона, марка, веер, ручка, рубин, фартук, краски, карандаши, ролики.

11. Итог занятия.

-Соня, ты сегодня хорошо поработала на занятии, ясно и четко произносила звук [р]. Иришка очень довольна, что ты ей помогла научиться говорить звук [р]. И за это, она приготовила тебе сюрприз – свой портрет. Дома раскрась его цветными карандашами.

Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Составила: учитель – логопед МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» Ванина В. Г. 2015 пгт Бурея Цель: закрепить правильное произношение.

Конспект фронтального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в словах Конспект фронтального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в словах. Тема: «Как слон к белочке в гости ходил» Цели: 1. Закрепить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях, тексте» Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Уточнить характеристику и артикуляцию звука [р]. 2. Автоматизировать звук [р] в словах, предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах Цель: автоматизировать звук [Л] в словах. Коррекционно-обучающие задачи: уточнить характеристики звука [Л], закрепить правильное произношение.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях и тексте» Цель: формировать практические умения и навыки пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной).

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Ш] в предложениях Цель: Автоматизировать звука [ш] в предложениях. Задачи: Коррекционная: – автоматизировать правильный артикуляционный уклад при произношении.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах, фразе (старшая группа) Цели: • Автоматизация звук [л] в слогах, словах, фразе; • Выделение на слух слов со звуком [л]; • Воспроизведение слоговых рядов; • Развитие.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях Тема: Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях. Программное содержание Образовательные: – закрепить правильное произношение.

Конспект занятия по автоматизации звука [Л] в словах со стечением согласных и в предложениях «День рождения куклы Клавы» Конспект занятия по автоматизации звука Л в словах со стечением согласных и в предложениях «День рождения куклы Клавы». Цели: Автоматизация.

Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, в словах, в предложениях Автоматизация [Р] в слогах, в словах, в предложениях. «Цирковая программа» ЦЕЛИ: – Упражнять в правильном произнесении [Р] в слогах, в.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Р”.

Сомова А.В., учитель-логопед.

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

• Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях , чистоговорках;

• Уточнить артикуляцию звука [Р];

Дать развернутую характеристику звука Р;

Развивать фонематическую базу;

• Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;

• Закрепить зрительный образ буквы [Р];

Расширять словарный запас;

Корректировать лексико-грамматический строй речи.

• Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;

Формировать правильное речевое дыхание;

• Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

• формирование положительной установки на участие в занятии;

• формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Стимулировать речевую активность

Зонд для развития правильной воздушной струи

• мягкая игрушка “пес – Барбос”;

Картинка для выполнения артикуляционной гимнастики “приключения язычка”

Картинка с большой буквой Р;

• предметные картинки со звуком Р;

• картинка для игры “доскажи словечко”

1. Организационный момент

Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это пес Барбос. Он грустит, так как не умеет рычать и красиво говорить . Давай поможем ему выполнить все задания и упражнения. А у Барбоса есть язычок?( пес “показывает” язык). Тогда давай расскажем ему историю про язычок и его друзей.

2. Артикуляционная гимнастика

Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко(высовывание языка). Посмотрел наверх и вниз (“качели”), посмотрел по сторонам (“часики”), почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик (“парус”), подул ветерок (“дыхательные упражнения”) и кораблик приплыл к лягушке (“лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“слоник”). Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею (“змея”). Со змеей поиграл и дальше побежал. Язычок встретил ежика в лесу (“ежик”). Ежик с язычком поиграл и в норку убежал. Встретил язычок лошадку (“лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“расческа”). А вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы (“часики”) и решил отправиться домой. Сел на машинку, завел мотор и вернулся домой (“мотор”).

3. Игра “Отгадай – ка”

Логопед говорит загадки, после каждой отгадки выставляет соответствующую предметную картинку.

Растет в земле на грядке длинная, оранжевая, сладкая. (Морковь).

Читайте также:  Гласные звуки и буквы - конспект

Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,

Рыбные котлеты, салаты, винегреты? ( Повар)

Как под солнышком созреет –

Красный цвет тогда имеет.

Наш знакомый с давних пор,

Этот сладкий … (Помидор)

Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках-сережках.

Ей не скажешь слово “брысь”,

Потому что это… (Рысь)

Логопед просит сказать, какой звук слышится во всех словах (звук Р).

4. Сообщение темы занятия.

Ребенок смотрит в зеркало и произносит звук [р] (губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя создает вибрацию. Логопед предлагает дать характеристику данному звуку: Звук [р] согласный или гласный? (звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы).

А еще какой звук [р]? (Твердый, глухой, обозначается синим цветом). На письме звук Р обозначается буквой Р (картинка).

Наши слова состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова)

Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)

Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)

Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)

Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)

6. Игра “Что пропало?”

Логопед выкладывает картинки (горох, ворона, рак, перо, топор). Ребенок четко произносит названия картинок. После логопед просит ребенка закрыть глаза и сказать, какой картинки не стало (игра проводится 3 раза).

7. Звуковой анализ и синтез.

Логопед предлагает ребенку составить схему слова “рак”.

Сколько звуков в слове рак? (три звука). Какой звук первый? (звук Р), какой звук второй? (звук А), какой звук третий? (звук К).

Логопед просит слово суп обозначить цветовыми символами звуков.

8. Игра “Доскажи словечко”

Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой можно найти недостающие слова.

Он высокий словно шкаф,

А зовут его . (жираф).

Удивленно смотрит Люда

Вот так чудо- огород,

мы стоим разинув …(рот).

В сильный холод января

Ёжика спасет …(нора).

На крылечке у ворот

9. Игра “исправь предложение”

А теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, пес Барбос непременно научится красиво говорить и рычать. Исправь предложения:

Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)

Короля носит корона (Корону носит король)

Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)

Нора роет крота (Крот роет нору).

10. Подведение итогов занятия.

Логопед предлагает ребенку вспомнить, о каком звуке говорили на занятии и дать ему характеристику. Логопед оценивает работу ребенка.

Как рад Барбос. Теперь и он умеет рычать как взрослый пес!

конспект занятия Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [р] в слогах и словах

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [р] в слогах и словах.

Уточнить артикуляцию и правильное изолированное про­изнесение звука [р]. Учить правильно произносить звук [р] в прямых слогах и в словах с этими слогами.

Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, развитие фонематического восприятия. Овладение грамматическими категориями словоизменения. Развитие пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук.

Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям, стремления овладеть правильной речью.

Зеркало, игрушка тигр, профиль артикуляции звука [р], картинка-лабиринт, картинка «Слоговая ромашка» и зелёный листик из бумаги, предметные картинки, картинка лабиринт с машиной (Гальская «Волшебный карандаш»), «портрет тигра», игра «Логический поезд».

Сегодня к нам на занятие придёт гость, отгадай загадку и узнаешь, кто это.

Он пушистый, полосатый, да к тому ж еще усатый.

Озорной, ну как котенок, а зовут его . (Тигренок)

Вот он и сам. Тигренок умеет рычать: р-р-р, это его любимый звук. И мы с тобой сегодня будем учиться говорить звук [р] красиво и правильно в слогах и словах. А тигрёнок нам поможет. Он приготовил тебе много разных заданий.

1.Сначала надо подготовиться. Помнишь ли ты, что необходимо делать, чтобы чётко говорить? (чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить).

Сделаем зарядку для пальчиков. «Пальцы – дружная семья».

Пальцы – дружная семья.

Друг без друга им нельзя. / Ритмично сжимать и разжи­мать кулачки/

Вот – большой, а это средний, / Поочередно поднимать пальцы обеих рук вверх/

Безымянный и последний,

Чтобы пальцы дружно жили

Будем их соединять и движенья выполнять. /Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем/

Мы рога козы покажем, / Выдвинуть вперед указатель­ный палец и мизинец. Остальные пальчики загнуть в кулачок. Под­нять «рога» к голове/

И рога оленя даже. / Широко раздвинуть пальцы обеих рук, скрестить ладошки и поднять «ветвистые рога» к голове/

И про зайку не забудем,

— Ушками водить мы будем. / Выдвинуть вперед указатель­ные и средние пальцы обеих рук. Поднять «ушки» к голове и поше­велить ими/

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить! / Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем/

2. Развитие артикуляционной моторики. Теперь надо подготовить наш язычок. Чтобы язычок стал сильным и ловким, надо заниматься упражнениями.

Язычок на спортплощадке занимается зарядкой.

Хотя это нелегко, потянулся высоко. Опустился низко, к подбородку близко.

Ловко сделал мостик, вниз он спрятал хвостик. (катушка)

Поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом.

Язычок остановился, в гриб на ножке превратился.

А теперь язык как мячик за зубами сверху скачет.(барабан)

Язычок у нас гимнаст, завернулся вверх сейчас. (парус)

А теперь он развернулся, лёг и в трубочку свернулся.

Язычок у нас устал и немножко полежал. (лопатка)

1. Для того чтобы красиво зарычать надо вспомнить, где должен находится язычок, в каком положении губы и зубы. Посмотрим на картинку (профиль артикуляции звука [р]).

Ротик свой мы открываем, язычок приподнимаем, в бугорочки упираем,

Краешки к зубам прижмем, да и сильно дуть начнем

Язычок наш задрожит, никуда не убежит.

А теперь порычим как тигры: р-р-р-р-р. Молодец. А теперь ты сам порычишь. Не забывай, что рот приоткрыт.

2. Тигрёнок очень любит кататься на машине и участвовать в соревнованиях. Он предлагает тебе задание: помочь водителю спортивной машины проехать по дороге от старта до финиша. Дорога, по которой едет машина, трудная. Поэтому будь внимательным, проведи сначала пальчиком по дорожке, а затем — карандашом, повторяя: «р-р-р-р-р». Молодец.

3. Тигрёнок принёс тебе свой любимый цветок – ромашку. На ней нарисованы буквы. Чтобы увидеть какая буква находится в серединке надо сдуть листик с цветка. В серединке буква Р, а на лепестках: А, О, У, Ы, Э. С этой ромашкой тигрёнок поёт свои песенки, чтобы рычать ещё лучше, послушай их: ра, ро, ру, ры, рэ. Попробуй и ты спеть эти песенки, проводи пальчиком от серединки к лепесткам и произноси слоги-песенки. Чтобы потренироваться, надо произнести песенки несколько раз. Вот тебе кубик «Посчитай-ка», подбрось его, какая цифра выпадет, столько раз и надо «пропеть» каждую песенку. Молодец. Очень хорошо у тебя получилось.

4. Физминутка. Давай немного поиграем, вставай из-за стола.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

А четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за столик тихо сесть.

5. Теперь ты сможешь выполнить следующее задание тигрёнка, пройти по лабиринту. Начинается лабиринт с картинки со звёздочкой, пройди вместе с тигрёнком по лабиринту по стрелкам и называй картинки и направление стрелок: вверх, вниз, вправо или влево. Названия всех картинок в этом лабиринте начинаются с любимого звука тигрёнка [р]. В конце лабиринта под весёлым экраном спрятан друг тигрёнка. Ты узнаешь, кто это, когда дойдёшь до конца лабиринта (гном). Есть ли в лабиринте незнакомые тебе картинки? (рубанок – это столярный инструмент, для обработки дерева). Гномы – маленький народ и все у них маленькое. Проведи тигрёнка по лабиринту к выходу и все картинки назови ласково, чтобы они превратились в маленькие картиночки. Звук [р] надо произносить чётко. Очень хорошо.

Теперь поиграем в игру «Эхо». Послушай слова, запомни их и повтори в том же порядке вместе с тигрёнком, выделяя звук [р].

Молодец. А запомнил ли ты названия картинок в лабиринте? Сейчас мы с тигрёнком проверим это, поиграем с тобой в игру «Прятки». Закрой глаза, а я спрячу какую-нибудь картинку под весёлым экраном. Ты откроешь глаза и постараешься вспомнить название картинки (3-4 раза). Молодец. Все картинки запомнил.

6. Тебе понравились задания тигрёнка? Надо его поблагодарить, подарить ему подарки-картинки с его любимым звуком. Ты помнишь, какой это звук? Правильно, звук [р]. Тигрёнок поедет домой на поезде. Посмотри на картинки, назови их и подари тигрёнку те, в названии которых есть звук [р]. Составь картинки-вагоны за паровозом.

Молодец. Мы хорошо потрудились. Ты сегодня научился красиво и правильно говорить звук [р] в слогах и словах.

Тигрёнок тоже приготовил тебе подарок, свой портрет. Но у него не было карандашей и портрет не цветной. Ты можешь раскрасить его дома.

Индивидуальное занятие по автоматизации звука “р”.

Индивидуальное занятие по автоматизации звука “р” для ребёнка подготовительной группы.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное занятие по автоматизации звука “р”.»

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Р”.

Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Читайте также:  Использование ИКТ в работе учителя-логопеда детского сада

1. Коррекционно-образовательные:

– Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;

-Уточнить артикуляцию звука [Р];

-Дать развернутую характеристику звука Р;

-Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;

-Закрепить зрительный образ буквы [Р];

-Расширять словарный запас;

-Корректировать лексико-грамматический строй речи.

2. Коррекционно-развивающие:

-Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;

-Формировать правильное речевое дыхание;

– Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

3. Коррекционно-воспитательные:

-формирование положительной установки на участие в занятии;

-формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

-стимулировать речевую активность.

Оборудование: зеркало, мягкая игрушка “медведь-Рома», картинки с артикуляционной гимнастикой, схема артикуляции звука «р», картинка с буквой Р для раскрашивания, синий карандаш, предметные картинки со звуком Р (бобёр-бобры, рысь, муравей, сорока, барсук), картинка леса, звуковая линеечка, фишка для обозначения места звука в слове, разноцветные фишки для составления схемы слова (синяя, красная, зелёная), картинка с наложенными контурами всех животных и птиц, нужных для игры «Доскажи словечко», сюжетные картинки для игры «Исправь предложение» (бобры строят дома, сорока сидит на ветке, рысь в зоопарке, муравей на травинке).

Ход занятия.

1. Организационный момент:

– К нам на занятие пришёл медведь, зовут его Рома. Он очень любит рычать. Мы с тобой составим ему компанию, будем рычать вместе с ним. Чтобы красиво порычать, надо сделать гимнастику для язычка.

2. Артикуляционная гимнастика.

1. «Заборчик». 2. «Окошко». 3. «Кружочек». 4. «Лопаточка». 5. «Иголочка». 6. «Чашечка». 7. «Лошадка». 8. «Грибок». 9. «Качели». 10. «Чистим верхние зубки».

3. Игра “Отгадай – ка”.

Рома принёс тебе загадки. Слушай, отгадывай.

(После каждой отгадки выставляется соответствующая предметная картинка).

Строят дом без топора (бобры).

-Ах, чистюля! Ах, кокетка!

Аккуратней птицы нет.

На груди всегда салфетка —

И на завтрак, и в обед (сорока).

-Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках-сережках.

Ей не скажешь слово “брысь”,

Потому что это… (рысь).

-Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке (муравьи).

– Я ещё раз назову все отгадки, а ты скажи, какой звук будет встречаться во всех словах-отгадках (ребёнок называет звук «р»).

– Где можно встретить всех животных и птицу? (в лесу). (Выкладывается картинка леса).

4. Сообщение темы занятия.

– Сегодня у нас на занятии будет главным звук «р». Расскажи, что делает язычок, губы и зубы, чтобы звук «р» получился правильно? (губы широко раскрыты, между зубами остаётся щель, язык находится за верхними зубами). (Показывается схема артикуляции звука «р»).

– Скажи, звук «р» гласный или согласный? (согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы). Твёрдый или мягкий? (твёрдый). Можно обозначить синим цветом. Звонкий или глухой? (звонкий). На письме обозначается буквой «р» (картинка-контур). Раскрась её синим цветом.

5. Развитие навыков фонематического анализа.

-Все слова состоят из звуков. Я назову слово, ты определишь, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова).

(Называются слова-отгадки: бобёр, сорока, рысь, муравьи. Ребёнок, используя схему слова, определяет место звука в слове, выкладывая фишку).

6. Физкультминутка.

Вставай на ноги, будем играть.

Ра-ра-ра- марширует детвора, (ребенок марширует)

Ру-ру-ру- встанем рано поутру, (тянется на носочках вверх)

Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро, (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры- надуваем мы шары, (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор- подметаем двор, (Имитировать подметание)

Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)

6. Игра “Что пропало?”.

Рома принёс картинки. Посмотри, какие. Назови (бобёр, рысь, сорока, муравей, барсук).

-Теперь ты закрываешь глаза, Рома убирает одну картинку, ты называешь, кого не стало (ребёнок называет, какого животного или птицы не стало, чётко произнося звук «р». Игра проводится 4-5 раз).

7. Звуковой анализ и синтез.

– Назови первый звук в слове «рысь» («р»), второй («ы»), третий («сь»). Сколько звуков в слове в слове? (три звука).

-Выбери кружочки, чтобы выложить схему слова. Звук «р» какой твёрдый согласный или мягкий? (твёрдый). Значит подойдёт какой кружочек? (синий). Звук «ы» гласный или согласный? (гласный). Какой кружочек подойдёт? (красный). Звук «сь» мягкий согласный или твёрдый? (мягкий). Значит каким будет последний кружочек? (зелёным).

8. Игра “Доскажи словечко”.

-На этой картинке спрятаны слова-рифмы-отгадки (картинка с наложенными контурами-отгадками). Я читаю тебе стишок-загадку, ты находишь и называешь отгадку.

– Не нужны им топоры

Строят домики. (бобры).

-И кому не скажешь «брысь»?

Это хищная… (рысь).

Кто построил. (муравей).

-Вон летит она высоко.

Что за птица там. (сорока).

9. Игра “исправь предложение”.

Рома запутал предложения. Помоги ему сказать их правильно.

1.Дома строят бобров (Бобры строят дома).

2.Ветка сидит на сороке и громко стрекочет (Сорока сидит на ветке и громко стрекочет).

3.Зоопарк живёт в рыси (Рысь живёт в зоопарке).

4.Травинка забралась на муравья (Муравей забрался на травинку).

10. Подведение итогов занятия.

О каком звуке мы сегодня говорили? (О звуке «р»). Расскажи, какой звук «р»? (согласный, твёрдый, звонкий).

– Медведь Рома очень рад, что ты сегодня с ним красиво рычал всё занятие!

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

Конспект ндивидуального логопедического занятия по автоматизации звука (Р)

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • Уточнить артикуляцию звука [Р];
  • Дать развернутую характеристику звука Р;
  • Развивать фонематическую базу;
  • Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
  • Закрепить зрительный образ буквы [Р];
  • Расширять словарный запас;
  • Корректировать лексико-грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
  • Формировать правильное речевое дыхание;
  • Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование положительной установки на участие в занятии;
  • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Стимулировать речевую активность

Оборудование:

  • Зеркало;
  • Доска;
  • Зонд для развития правильной воздушной струи
  • мягкая игрушка “пес – Барбос”;
  • Картинка для выполнения артикуляционной гимнастики “приключения язычка”
  • Картинка с большой буквой Р;
  • предметные картинки со звуком Р;
  • картинка для игры “доскажи словечко”
  • Схема слова

1. Организационный момент

Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это пес Барбос. Он грустит, так как не умеет рычать и красиво говорить. Давай поможем ему выполнить все задания и упражнения. А у Барбоса есть язычок? (пес “показывает” язык). Тогда давай расскажем ему историю про язычок и его друзей.

2. Артикуляционная гимнастика

Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко (высовывание языка). Посмотрел наверх и вниз (“качели”), посмотрел по сторонам (“часики”), почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик (“парус”), подул ветерок (“дыхательные упражнения”) и кораблик приплыл к лягушке (“лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“слоник”). Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею (“змея”). Со змеей поиграл и дальше побежал. Язычок встретил ежика в лесу (“ежик”). Ежик с язычком поиграл и в норку убежал. Встретил язычок лошадку (“лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“расческа”). А вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы (“часики”) и решил отправиться домой. Сел на машинку, завел мотор и вернулся домой (“мотор”).

3. Игра “Отгадай – ка” Логопед говорит загадки, после каждой отгадки выставляет соответствующую предметную картинку.

Растет в земле на грядке длинная, оранжевая, сладкая. (Морковь).

Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,

Рыбные котлеты, салаты, винегреты? (Повар)

Как под солнышком созреет –

Красный цвет тогда имеет.

Наш знакомый с давних пор,

Этот сладкий … (Помидор)

Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках-сережках.

Ей не скажешь слово “брысь”,

Потому что это… (Рысь)

Логопед просит сказать, какой звук слышится во всех словах (звук Р).

4. Сообщение темы занятия.

Ребенок смотрит в зеркало и произносит звук [р] (губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя создает вибрацию. Логопед предлагает дать характеристику данному звуку: Звук [р] согласный или гласный? (звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы).

А еще какой звук [р]? (Твердый, глухой, обозначается синим цветом). На письме звук Р обозначается буквой Р (картинка).

Наши слова состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова)

Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)

Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)

Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)

Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)

6. Игра “Что пропало? ”

Логопед выкладывает картинки (горох, ворона, рак, перо, топор). Ребенок четко произносит названия картинок. После логопед просит ребенка закрыть глаза и сказать, какой картинки не стало (игра проводится 3 раза).

7. Звуковой анализ и синтез.

Логопед предлагает ребенку составить схему слова “рак”.

Сколько звуков в слове рак? (три звука). Какой звук первый? (звук Р), какой звук второй? (звук А), какой звук третий? (звук К).

Логопед просит слово суп обозначить цветовыми символами звуков.

Читайте также:  Планирование логопеда - Программа по коррекции речевых нарушений у детей с ОНР

8. Игра “Доскажи словечко”

Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой можно найти недостающие слова.

Он высокий словно шкаф,

А зовут его. (жираф).

Удивленно смотрит Люда

На горбатого… (верблюда)

Вот так чудо- огород,

мы стоим разинув … (рот).

В сильный холод января

Ёжика спасет … (нора).

На крылечке у ворот

Замяукал рыжий… (кот).

9. Игра “исправь предложение”

А теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, пес Барбос непременно научится красиво говорить и рычать. Исправь предложения:

Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)

Короля носит корона (Корону носит король)

Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)

Нора роет крота (Крот роет нору).

10. Подведение итогов занятия.

Логопед предлагает ребенку вспомнить, о каком звуке говорили на занятии и дать ему характеристику. Логопед оценивает работу ребенка.

Как рад Барбос. Теперь и он умеет рычать как взрослый пес!

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме “Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях”

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.
  • Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Обучать правильному согласованию существительных с числительными.

Оборудование: индивидуальное зеркало; предметные картинки; карточки со слогами, словами; компьютерная программа для развития речи, формирования правильного произношения «Учимся говорить правильно».

Ход занятия

I. Организационный момент

– Назови картинки (роза, ромашка). С какого звука начинаются эти названия цветов?

– Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях.

II. Артикуляционная гимнастика

– Артикуляционную гимнастику мы начинаем с упражнения «Улыбка», «Заборчик». У нас хорошее настроение и мы улыбаемся.

– Давай вспомним, какие упражнения помогли тебе научиться правильно произносить звук [Р].

Выполнение упражнений перед зеркалом.

«Чистим зубы» – улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубы.

«Грибок» – широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы ножка грибка натянулась.

«Маляр» – рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Громкий барабан» – улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося “д-д-д”.

III. Основная часть

1. А теперь давай покажем, как мы научились правильно выговаривать звук [Р]. Заведем “моторчик”.

Анализ артикуляции звука по плану:

а) положение губ;
б) положение языка: кончика, спинки, корня, боковых краев;
в) участие голосовых складок.

Рот приоткрыт. Губы принимают положение следующего звука.

Кончик языка поднят к альвеолам за верхними резцами.

Средняя часть спинки языка прогибается и принимает форму ложечки. Корень языка поднят. Боковые края его прилегают к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик вибрирует у альвеол.

На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

– Гласный или согласный звук? (согласный, так как мешает «петь» язык)

– Звонкий или глухой звук? (звонкий, так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Какую букву пишем? (Р)

Обобщение ответа: звук [Р] согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

2. Развитие фонематического слуха.

– Сейчас я буду называть слоги, а ты должна хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [Р]: МА, РА, ПУ, РА, ЛО, РУ, ЛО, РО, ТЫ, ЛЫ, РЫ, БА , РУ, ПО.

– Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [Р]: рыба, губы, игра, радио, лампа, забор, ракета, ветер, лапа, рысь, кошка, норы, укол, дыра.

3. Компьютерная игра: «Услышь звук [Р]»

– А теперь пойдем к компьютеру. Задание: Щелкни самолет и из него вылетит шарик. Поймай этот шарик, если услышишь звук [Р].

4. Чтение слоговых рядов.

АР-АР-АР КРА-КРО-КРЫ УРА-УРА-УРА
ОР-ОР-ОР ТРА-ТРО-ТРЫ УРУ-УРУ-УРУ
РА-РА-РА БРА-БРО-БРЫ РА-РО-РУ

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Игра «А у меня много»

– Ты получишь карточку, если определишь, где находится звук [Р] в слове. Логопед показывает картинки с изображением предметов во множественном числе, ребенок называет слово и определяет место звука в слове. (У ребенка картинки с изображением предметов во множественном числе, у логопеда – в единственном).

Логопед: – Я сорвала одну ромашку.

Ребенок: – А я сорвала три ромашки.

Л: У меня есть радио.

Р: А у меня есть три радио.

Л: У меня есть красная рубашка.

Р: А у меня есть четыре красные рубашки.

Л: У моей бабушки одна корова.

Р: А у моей бабушки три коровы.

Л: Я съела одну грушу.

Р: А я съела четыре груши.

Л: У нас есть один самовар.

Р: А у нас есть три самовара.

Л: Мне подарили одну розу.

Р: А мне подарили пять роз.

7. Звуковой анализ слова (РОЗА)

– Сколько слогов в этом слове?

– Назови первый слог

– Сколько в этом слоге звуков?

– Назови их по порядку

– Назови второй слог

– Сколько в этом слоге звуков?

– Назови их по порядку

– Назови только гласные в этом слове

– Назови только согласные в этом слове

IV. Итог

– Какой звук мы сегодня учились правильно говорить в словах?

– Произнеси этот звук правильно.

Домашнее задание на карточке.

  • Проговаривать слоги и слова со звуком [Р]
  • Проговаривать чистоговорки:
    В огороде старика репка выросла крепка.
    Белые бараны били в барабаны.
  • Произвести звуковой анализ слова (РОБОТ)

Виды дидактических пособий, применяемых при выполнении артикуляционной гимнастики

Возрастная специфика проведения артикуляционной гимнастики

Младшая группаСредняя группаСтаршая группаПодготовительная группаМладшие школьники
Минимальный объем артикуля­ционных упраж­ненийМалый объем ар­тикуляционных упражненийПолный объем артикуляционных упражненийМаксимальный объем артикуляци­онных упражнений
Только общераз­вивающие уп­ражненияПреобладают об­щеразвивающие упражненияПреобладают специфические упражненияПреобладают специфические упраж­нения
Динамические артикуляционные упражненияДинамические и отдельные стати­ческие артикуля­ционные упраж­ненияДинамические и статические ар­тикуляционные упражненияДинамические и статические артику­ляционные упражнения
Допускаются не­точности при вы­полненииДопускаются не­точности при вы­полненииСтремятся к точ­ному выполне­ниюТочное выполнение
Стимуляция ес­тественного по­явления звуковПодготовка арти­куляционного аппарата к есте­ственному появ­лению звуковВызывание зву­ковКоррекция нарушений звукороизно­шения

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, используют разнообразные дидактические пособия:

1. Картотека всевозможных видов артикуляционных упражнений на каждую группу звуков. Выполняется в виде карточки с подробным описанием артикуляционного упражнения и методических рекомендаций к нему, а также с графическим изображением картинки-символа артикуляционного упражнения. Возможно добавление стихотворного материала. Например, при постановки свистящих звуков карточки с артикуляционными упражнениями «Заборчик», «Горка», «Трубочка», «Лопатка» и .т.д.

2. Карточки-планшеты, на которых символами обозначены артикуляционные упражнения. Такие планшеты изготовляются для отработки артикуляционных упражнений на продвинутом этапе на каждую группу звуков.

3. Артикуляционный веер. Дидактическая цель данного пособия аналогична «карточкам-планшетам», меняется лишь форма предъявления.

4. Артикуляционный кубик. Дидактическая цель аналогична. Артикуляционные упражнения представлены символами на гранях кубика. Манипулируя с кубиком, дети выполняют артикуляционные упражнения.

5. «Сказки о веселом Язычке» – представляют историю в стихотворной форме или прозе, по ходу изложения которой, детям необходимо выполнять называемые упражнения. Для детей младшего дошкольного возраста предъявляемый текст дополнительно иллюстрируется символами артикуляционных упражнений или сюжетными картинками.

6. Дидактические куклы. Представляют собой куклу-перчатку с подвижным органом артикуляции – языком. Это могут быть лягушки, бегемотики, дети и.т.д. Подвижный орган – язык – предназначен для демонстрации артикуляционного упражнения и положения языка при постановке звука.

7. Макеты органов артикуляции позволяют моделировать положение языка при выполнении артикуляционной гимнастики либо, при постановки звуков.

8. Полочки, бусинки, ложки, шпатели, логопедические зонды помогающие придать языку нужное положение

Картотека артикуляционной гимнастики

Макеты органов артикуляции

Артикуляционный веер Артикуляционные кубики

Карточка-планшет

Дидактическая кукла

Рекомендуемая литература:

1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 2007.

2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб., 2001.

3. Батяева С.В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М., 2009.

4. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М., 2000.

5. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М., 2007.

6. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб., 2004.

7. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – М., 2005.

8. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. – М., 2004.

9. Краузе Е. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. – СПб., 2009.

Дата добавления: 2014-01-13 ; Просмотров: 5428 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию