Конспект Мягкий знак на конце и в середине слова

Конспект урока по теме “Правописание мягкого знака в середине и на конце слов”

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (876 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Обучающие: формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные: формировать умение общаться и слушать.

Развивающие: развитие умения анализировать, обобщать.

Ход урока

Орг. момент.

– Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

Цели урока (психологическая минутка)

– Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справиться со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

– У вас на столе лежат солнышко и туча. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

– Всё ваше хорошее настроение, я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками. Слайд 2

– Ответьте, чем оканчиваются слова день и ночь (мягким знаком).

– Вы сами назвали тему нашего сегодняшнего урока.

Мягкий знак в середине и конце слова.

– Значит, что мы будем изучать сегодня на уроке? (слова с мягким знаком в середине и на конце слова).

3. Чистописание. Слайд 3

Учитель:

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

– Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)

– Запишите её красиво в своих тетрадях.

– Сели ровно, сделали наклон тетради, пишем.

– Прочтите на доске пословицу, объясните её смысл, запишите её в тетрадь. Осень – перемен восемь. Слайд 4

– Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая.

Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак!

– В стихотворении встретились 2 слова угол, уголь

– Произнесите эти слова

– Произнесите только звуки на конце этих слов

– Сравните эти звуки

– Почему [л’] мягкий звук?

4. Повторение раннее изученных правил. Слайд 5

– Назовите, пожалуйста, какое сейчас время года (осень)

– Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

– Запишите названия этих месяцев в тетрадь.

– Как вы обозначили мягкий согласный в конце слова? (мягким знаком)

5. Изучение новой темы.

– Прочитайте ещё раз тему нашего урока

Мягкий знак в середине и конце слова.

– Ребята, ь знак пишется не только в конце слов, но и в середине.

Откройте учебник на ст. 87, упр. 152

Физминутка.

Вот заинька маленький.
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул десять раз.

– Прочитайте новое словарное слово в учебнике.

Запись в тетрадь.

Пальто – 6 б, 5 зв. Слайд 6

– Где встретился мягкий знак?

– Сколько букв в этом слове?

– Сколько звуков в этом слове?

– Почему букв больше, чем звуков? (ь знак звука не обозначает)

6. Самостоятельная работа. Слайд 7

– Прочитайте слова на слайде (учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки)

– Запишите эти слова в 2 столбика.

– В 1 столбик слова с мягким знаком на конце, во 2 с мягким знаком в середине.

Проверка. Слайд 8

– Какое слово лишнее? (девочка)

– Почему? (чк – чн пишутся без мягкого знака)

Физминутка “Надуваем шарик”

(надуваем – большой, перестали – маленький)

7. Закрепление. Слайд 9, 10

– Сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

Игор* поймал на речке пят* окун*ков.

На улице началас* сил*ная метел*.

– Скажите где вы написали мягкий знак? Почему?

8. Итог урока.

– Что вам понравилось на уроке?

– Какой секрет русского языка вы узнали сегодня на уроке?

– Поднимите руки кому было легко, а кому трудно?

– Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

– Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

Конспект урока: Закрепление правописания мягкого знака на конце и в середине слова 2 класс

Цели и задачи урока:

– Совершенствование умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком;

– Продолжить формирование умения вычленять из речи и записывать слова с мягким знаком;

– Закрепить знания учащихся о правописании сочетаний с шипящими;

– Развитие умения составлять предложения, выделять в предложении главные члены, восстанавливать деформированные предложения;

– Обогащение словарного запаса учащихся;

– Содействовать развитию интереса посредством игровых ситуаций;

– Развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность;

– Воспитывать трудолюбие, взаимовыручку, интерес к русскому языку.

Оборудование:

– Иллюстрации с изображением животных;

– Карточки для работы в парах и группах;

– Диск с детскими песнями для проведения физ. Минутки.

– Карточки со словарными словами.

Ход урока
1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

2. Постановка целей и задач урока.

Сегодня мы с вами повторим все о правописании мягкого знака на конце и в середине слов.

Откройте тетради, запишите число.

3. Чистописание.

Игра: «Лишняя буква».

На лепестках ромашки расположены буквы: я, е, ё, и, ь, ю

Вот ромашка непростая,

А чудесная какая.

Букву лишнюю найдите.

Всем нам чудо покажите.

– Какая буква лишняя? (Ь)

– Почему? (Не обозначает звука).-

– Какое общее свойство есть у всех остальных букв? (Обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать звук(и)).

Напишите красиво букву «мягкий знак» .

Я тетрадочку открою.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

4. Работа в парах.

У вас на столах – карточка для работы в парах. Положите её перед собой.

Вставьте пропущенные буквы и укажите «лишнее» слово.

  1. Маш… на, пруж…на, ш…шка, лос…
  2. Руч…ка, ч…шка, кон…, ч…гун.
  3. Туч…, тюлен…, реч…ка, снеж…нка.

Проверка выполнения работы. Доказательства, объяснение.

«Лишние» слова – лось, конь, тюлень.

На доске появляются иллюстрации с изображением лося, коня, тюленя.

Запишите названия этих животных.

– Какие общие признаки можете назвать?

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

– Как вы думаете, куда нужно отправиться, чтобы увидеть всех этих животных?

Сегодня мы отправимся в зоопарк.

Появляется вывеска «Зоопарк».

Здесь нас встречает мудрый северный олень.

С какой орфограммой встретитесь при написании этого слова? (Ответы детей).

Олень дает вам задание:

– Измените слова так, чтобы они называли один предмет(образуйте от данных слов единственное число).

Медведи – …, гуси – …, лебеди – …, тюлени – …, кони – …, голуби –…, рыси – … .

4. Физ. Минутка.

Звучит музыка. Двое учеников проводят у доски разминку. Под песню «В каждом маленьком ребенке…» выполняют танцевальные движения.

5. Подошли к водоему.

Здесь нас встречает дельфин.

– Как вы думаете. Какое задание мог приготовить для вас дельфин и почему?

Я буду диктовать слова, а вы определите: нужен там мягкий знак или нет и распределите по столбикам.

Пальто, мелкий, льдина, кольцо, палка, бантик, письмо, стрелка.

Проверка выполнения задания.

У другого водоема – тюлень.

Тюлень – прекрасный ныряльщик. Вместо ног – ласты. Выныривает тюлень, наберет воздуху – и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, тюлень пробивает лед головой. Иначе задохнуться можно. Питается тюлень рыбой.

Что узнали об этом животном?

Запись предложения под диктовку. Один ученик у доски.

Тюлень любит свежую рыбу.

Другой ученик – выделение основы предложения.

Назовите слово, в котором звуков меньше, чем букв. Объясните выбор.

6. Что случилось в зоопарке?

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили.

Вернем животных на свои места.

Задание по рядам.

1) Выпишите названия зверей.

2) Выпишите названия птиц.

3) Выпишите названия рыб.

Олень, карась, голубь, конь, пескарь, снегирь, журавль, окунь, рысь.

7. Резерв. Задание в группах.

Составьте предложения из слов.

1. В, окунь, живет, пруду, нашем.

2. Сидит, на, снегирь, рябине.

3. Плывет, крупный, вот, карась.

4. Олень, на, вышел, большой, поляну.

5. На, медведь, впадает, зиму, в, спячку.

Проверка: выставление карточек на доске, прочитывание предложений.

Какое слово на изучаемую орфограмму встретилось в предложении?

Каждая группа записывает свое предложение в тетрадь.

8. Обобщение. Итог урока.

Наше путешествие по зоопарку заканчивается.

Какие буквы обозначают мягкость согласного звука?

Конспект урока русского языка в 4 классе для детей с ОВЗ «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине»

Татьяна Халтуева
Конспект урока русского языка в 4 классе для детей с ОВЗ «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине»

Русский язык в 4 классе

Тема урока: Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине.

1. Закрепить знания учащихся в правописании слов с мягким знаком на конце и в середине слова.

2. Используя игровые приемы, развивать мышление, внимание.

3. Воспитание мотивации к учению.

Наглядность и оборудование: предметные картины, кроссворд, таблицы, карточки для индивидуальной работы, компьютер.

Ход урока:I. Организационная часть.

Начинаем наш урок.

Мы сюда пришли учиться

Не лениться, а трудиться

– Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

– У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

– Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.

– Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

II. Сообщение темы урока.

Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает.

Как согласную читать (мягкий знак)

-Какую тему изучаем?

-Где может стоять ь?

-Мы сегодня продолжим изучение темы «Мягкий знак на конце и в начале слова»

III. Обобщение и систематизация учебного материала.

1. Игра «Какое слово исчезло

На уроке русского языка мы учимся писать красиво. Чтобы узнать какие буквы будем писать, нужно выполнить задание.

гроза ветер луна солнце

дождь пыль ночь … (день)

Читайте также:  Ранняя профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

а)Какое слово пропущено?

б) Что общего между словами нижнего ряда?

2. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять, – загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать. – сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, – загибаем пальчики, начиная с большого

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.

Минутка чистописания: нь

3. Что вы знаете о мягком знаке?

а)Мягкий знак-хитрый знак

Не назвать его никак

Он не произносится,

Но в слово часть просится.

4. Что обозначает мягкий знак (мягкость согласного)

Зрительная гимнастика по Аветисову

5. Измените слово так, чтобы получился на конце мягкий согласный. «Чудесное превращение»

6. Мягкий знак пригласил гостей, в названиях которых пишется ь.

Прилетел гусь. Просит правильно написать слова.

Письмо под диктовку.

Гусь, лось, коньки, карась, мальчик, день, письмо, пальто.

Индивидуальная работа Ксюша, Миша, Катя карточки с пропущенной буквой.

Гус., лос., кон. ки, карас., мал. чик,

а) Прочитайте слова.

б)Подчеркните ь вместе с согласной буквой.

в)Прочитайте слова с ь на конце.

Прочитайте слова с ь в середине слова.

7. Пришли Машенька и Дашенька (игра с мячом)

Спрячьте ь в середину слова.

8. Прилетел снегирь.

а) Упражнение на мышление. (картинки)

Назови лишний предмет.

Портфель, коньки, кольца, книга. (нет мягкого знака)

б)Работа с учебником.

Выполнение упр. 6, стр. 25.

9. Просит нас отдохнуть.

Три медведя шли домой.

Папа был большой-большой.

Мама с ним поменьше ростом,

А сынок малютка просто,

Очень маленький он был,

С погремушкою ходил.

С погремушкою ходил.

10. Заполни кроссворд (у каждого на парте)

Индивидуальная работа Ксюша, Миша, Катя (готовые слова которые необходимо вставить лось, олень, лошадь, медведь)

а) Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко.

Рога раскинув широко. (лось)

Пасется весь день

Кто же это? (олень)

в)Домашнее животное (лошадь)

г) Кто в лесу густом живет

Летом ест клубнику, мед,

А зимой сосет он лапу. (медведь)

11. Пришла Мальвина.

Мальвина принесла пять больших тюльпанов.

а)Что принесла Мальвина?

б) В каких словах пишется ь?

Индивидуальная работа Миша, Ксюша, Катя, Валя (предложение составить правильно и списать в тетрадь)

в) Напишите предложение в тетрадь. (Вика, Сема самостоятельно)

г)Подчеркните ь вместе с согласной буквой.

11. Задание от лебедя.

Какие слова подходят к данной схеме?

12. Кто пришел к ь?

а) Назовите слова сь на конце.

б)Назовите слова сь в середине.

III. Заключительная часть.

1. Задание от самого Ь. Задание на дом. Упр. 7, стр. 26.

а)Что понравилось? Изменилось ли ваше настроение?

б)Где может стоять ь?

Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Цель урока: Создание условия для.

Конспект урока русского языка во 2 классе Краткосрочный план урока русского языка № 31 Раздел: Моя семья и друзья. Лексическая тема: Правила дружбы. Школа: №4 Дата: 25.10. 2018г.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 6 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе «Связь слов в предложении» Тема: Связь слов в предложении. Цель: развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически. Задачи:.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Образование и правописание сложных слов» Технологическая карта урока русского языка_2 класс УМК «Перспективная начальная школа» Автор: Жук Оксана Львовна Тема: Образование и правописание.

Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Однокоренные слова». УМК «Школа России» Тема урока: «Однокоренные слова» Цели урока: совершенствовать умение находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.

Урок русского языка во втором классе по УМК «Гармония» «Имена существительные с шипящими на конце» Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 19 с углубленным изучением отдельных предметов г. Иркутска Киселева Светлана Александровна 1КК Урок.

конспект урока русского языка “Правописание мягкого знака на конце и в середине слова”
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока русского языка для 2 класса (1-4).

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_dlya_2_klassa.docx50.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса (1-4)

Правописание мягкого знака
в середине и на конце слова.

Обучающие : развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные : формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Развивающие : формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

  1. наглядные,
  2. частично-поисковые;
  3. практические;
  4. проблемные.
  1. карточки в форме солнышка и тучки;
  2. карточки для словарной работы;
  3. карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.
  4. карточки со схемами позиций мягкого знака;
  5. наглядность значений слова «соль»

– У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

– Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

II. Цели урока (психологическая минутка).

– Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

– У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

– Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.

– Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.

Мягкий знак в середине и в конце слова.

– Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?

– Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.

– Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака.

– Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?

– Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)

– Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)

– Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)

– Где может стоять второй знак (в конце слова)

– Итак, сначала все пропишем в воздухе.

– А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради. (дети пишут)

– А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет)

– Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)

– Верно, а теперь посмотрите в свои тетради – верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.

– Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

– Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая . Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?

– у неё нет собственного звука,

– но может влиять на звук, стоящий перед ней,

– не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.

– Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

– Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).

– Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)

– Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово – скажешь)

– Давайте эти слова запишем на второй строчке.

уголь ск_збть – скбжеш ь

IV. Словарная работа:

– Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить)

– Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)

– Почему (проверяем по словарю).

– Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).

– Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.

– А слова с мягким знаком в середине? Назовите.

– Запишем эти слова в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?

У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.

– Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных карточек).

– Какие слова отвечают на вопрос Кто?

– Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий)

Аналогичная работа со словами из второго столбика.

– Какой вывод мы можем сделать?

Мягкий знак пишется в словах отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко.

– Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее? (девочка)

– Почему? (без мягкого знака чк-чн – мягкий знак не пишется)

– Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.

– Давайте восстановим это правило полностью.

В сочетаниях чк, чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется.

Вот заинька маленький.

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд.

Он подпрыгнул десять раз.

– Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (заинька, прыгать, десять, маленький)

– Почему в этих словах пишется мягкий знак?

– А чем отличаются эти слова? (обозначают предмет, признак и действие)

Вывод: Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах действия.

VI. Звуко-буквенный анализ слова.

– Итак, соль нашего урока, нашего дня – научиться писать слова с мягким знаком.

– А почему говорят «Соль дела, соль урока»?

– Верно, это значит – самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.

Звуко-буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски.

Соль – 1 слог, 2 согл., 1 гл.

[ с ] – согл., тверд., глух., парн.

[ л ] – согл., мягк., зв., непарн.

– Почему букв здесь больше, чем звуков?

Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.

Физминутка (вправо, влево, вверх, вниз)

VII. Работа с предложением.

– Ребята, а просто слово «соль» – что оно может обозначает? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)

– Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд – про ноту; второй – про полезное ископаемое, а третий – про пищевую добавку.

– Проверяем. (выборочно нескольких учеников). Хорошо.

– А теперь давайте запишем такое предложение «Ол ь га спела ноту сол ь .» (комментирует один ученик)

Вывод: Одно слово – много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать.

VIII. Работа в парах.

– А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

– У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы – решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.

1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке

2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_

Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово.

Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно – ставят +, не всё – исправляют ошибки) – на доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга парами:

Игорь поймал на речке пять окуньков.

На улице началась сильная метель.

– Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему?

– А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?

Физминутка «Надуваем шарик»

(надуваем – большой, перестали – маленький)

– В каких словах встретился мягкий знак? (большой, маленький)

– Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)

– Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

– А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (когда и зачем пишется мягкий знак)

– Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

– Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

– Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

– Спасибо всем. Урок закончен.

Конспект урока математики по традиционной программе
для 3 класса (1-4) по теме:
« Умножение числа «3» и соответствующие случаи деления»
с межпредметной связью с экологией (природоведением).

  • закрепить знание таблицы умножения числа 3 и соответствующие случаи деления;
  • познакомить с экологическими проблемами города;
  • развивать навыки устного счёта, умения решать задачи.

Оборудование: иллюстрация «сказочного леса», изображения листьев- половинок с примерами на деление и умножение, большой конверт с задачей, маленький конверт с заданием и карточки с примерами для работы в парах, плакат с зашифрованным рисунком, набор фрагментов рисунка для заполнения плаката.

Х о д у р о к а :

На доске вверху расположена картинка – небольшая иллюстрация «сказочного» леса. Ниже с помощью магнитов произвольно закреплены части листа – на верхней половине записан пример на умножение, а на отделённой второй половине – два соответствующих примера на деление – всего 7 комплектов (см. рисунок).

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем знакомиться с таблицей умножения числа 3. наш урок будет не совсем обычный. Посмотрите все в окно. Какое время года сейчас? (осень)

– Правильно, осень. Так вот, у нас в классе сегодня тоже будет осень. Посмотрите на доску – там висят осенние листики, но не просто листики – злой и холодный осенний ветер разорвал их на половинки. Вам надо собрать эти листики вновь. Для этого надо подобрать к каждой верхней половинке, где написан пример на умножение, соответствующий ему примеры деления. А для этого надо вспомнить, как из умножения получается деление. Попробуем.

Дети открывают тетради (число заранее записано). К доске по желанию приглашаются ученики, которые находят нужные половинки листов, переставляют их в нужное место, объясняют, вписывают ответы в окошки, класс записывает в тетрадь только случаи деления.

2. Тропинка – решение примеров.

– Ну что ж, ребята, вы собрали все листья в целые, навели порядок в лесу. Что же мы видим? Вам открылась неведомая лесная тропинка, по которой надо пройти. Но чтобы идти по ней, вам надо уметь решать примеры, которые там записаны. Каждый человек, который верно решить пример, выходит к доске, вписывает число и остаётся рядом с ней.

Дети решают примеры, расположенные вдоль как бы извилистой лесной тропинки (нарисована на доске), которая ведёт к изображения Бабы-Яги и загадочному конверту под ней. Дети, ответы которых оказываются верными, записывают ответы в окошки и остаются стоять около доски (9 человек).

– Прекрасно. А теперь посмотрите – наша тропинка закончилась. А кто же наши ребята, которые помогли нам пройти дорогу? А это те, кто знает таблицу умножения лучше всех в классе. Посмотрите на них. Молодцы! Садитесь на свои места.

– Итак, мы попали в сказочный лес. Кто же встречает нас там? Баба-Яга. А что же она хочет? Посмотрите – у неё таинственный конверт. А что же внутри?

– А там для вас приготовлена непростая задача. Что же там написано? (Чтение задачи)

3. Межпредметная связь с введением основ экологии. Решение задачи.

– Ступа Бабы-Яги работает, как реактивный двигатель, на топливе. И за 1 час полёта ступа загрязняет столько воздуха, сколько могут очистить за день 7 зелёных деревьев. Сколько понадобится деревьев, чтобы очистить воздух после 3 часов полёта Бабы-Яги?

– Ну что, ребята, сможете решить эту сложную задачку? (Да!)

Совместная запись условия задачи. Решение проходит самостоятельно.

Проверка решения задачи. Ответ: 21 дерево за целый день.

– Правильно, ребята, целое 21 дерево. А представьте теперь, сколько машин ездит у нас по городу с грязными, чадящими двигателями. Смогут ли очистить небольшие рощицы деревьев в городе всю эту грязь? (нет)

– Верно, нет. Поэтому помогайте нашим городским деревьям и сами не загрязняйте окружающую природу.

4. Зашифрованный плакат . Решение примеров на деление и умножение.

– А теперь посмотрим на наш конверт повнимательнее. Похоже, там есть ещё что-то. (достаётся ещё один маленький конверт – в нём письмо и карточки с примерами).

– Оказывается, вы помогли лесу – нашли тропинку, прогнали Бабу-Ягу, (решили задачу) и теперь благодарный лес желает вас наградить. Чем?

– А чтобы это узнать, вам надо расставить фрагменты этого плаката на свои места (открывается плакат на доске) – зашифрованный рисунок.

– Чтобы расшифровать рисунок, вам придётся показать, как вы умеете дружно работать вместе, вдвоём, т.е. в парах (раздаются фрагменты и карточки с примерами).

– Но есть одна сложность – фрагментов рисунка намного больше, чем надо, есть много лишних. У каждой пары – три фрагмента.

– Ваша задача – найти именно тот, который подходит к нашему плакату. Как? Решите все примеры со своей карточки и сложите ответы примеров. Полученное вами число и покажет, какой фрагмент вам следует выбрать.

– Итак, та пара, которая выполнит задание, прикрепляет свой найденный фрагмент на наш плакат. Когда все закончат работу, мы увидим, что же лес предложил нам в награду. Начинаем!

Дети начинают работать, решают примеры. По мере продвижения работы учитель прикрепляет на плакат предлагаемые детьми фрагменты. В конце работы на плакате (если большинство фрагментов выбрано верно) появляется изображение большой цифры 5.

Примеры на карточках (на карточках ответов нет).

Конспект урока по теме: “Мягкий знак на конце и в середине слова”

Раздел долгосрочного планирования: «Моя семья и друзья»

Лексическая тема: «Профессии родителей»

Школа: КГУ НИСЦ РО «Восток» для одаренных детей

Дата: 1 четверть, 21 урок

ФИО учителя: Сахарова Галина Николаевна

Класс: 2

Тема урока: Мягкий знак на конце и в середине слова.

Цели обучения

2.1.4.1 участвовать в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения других

2.2.3.1 формулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

2.3.1.2 создавать небольшие тексты (рассказ) на основе особенностей художественного стиля (с помощью учителя)

Цели урока

Все учащиеся смогут:

– Узнать, какую роль выполняет мягкий знак на конце и в середине слова.

Большинство учащихся смогут:

– Определить сколько звуков и букв в словах. Привести примеры слов с мягким знаком в середине и на конце слова. Сравнить значения слов и объяснить, как буква ь изменила их смысл.

Некоторые учащиеся смогут:

Составить загадку о профессиях, где отгадкой будет слово с ь знаком.

Основные термины и словосочетания:

Мягкий знак, звуки и буквы, загадка.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопрос для обсуждения:

Есть ли в мире самая важная профессия?

Воспитание ценностей

Воспитание у детей уважения друг к другу; сотрудничество в группе; труд и творчество; открытость.

Межпредметная связь

Познание мира, художественная литература

Предыдущие знания

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов с двойными согласными, ударные и безударные гласные.

Ход урока:

Организационный момент

Создание положительного эмоционального настроя.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • Желаю
  • успеха
  • большого
  • во всем
  • и везде!
  • Здравствуй! (Удачи!) – касаются всей ладонью.

Актуализация знаний

1 мин

Учитель (У):

Столько есть профессий разных,

Все их нам не перечесть:

Есть врачи и водолазы,

Токари, шахтеры есть.

Учит в школе нас учитель,

А портной костюмы шьет.

Строит новый дом строитель,

Капитан корабль ведет.

Главное — не ошибиться,

Выбирая, кем же стать?

Или на Луну летать.

Целеполагание

На слайд выведены слова: слесарь, альпинист, водитель

егерь, модельер, библиотекарь

У:

– Каким одним словом можно заменить эти слова? (Профессии)

В каждом слове встречается одна и та же буква. Назовите ее. В какой части слова она находится?

– Посмотрите на доску. Что вы видите? (диаграмма)

Мы с вами проводили опрос в классе «Ваша будущая профессия», вот результаты.

– Проанализируйте диаграмму. (ответы детей)

– В названии какой профессии встречается ь знак? (Учитель) Измените слово, чтоб ь знак встал посередине. (Учительница)

– Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

– Какие цели поставим себе на урок? Какие задания будем выполнять?

– Что вы уже знаете о ь знаке?

Освоение нового

Беседа

У:

– Что повлияло на выбор ваших будущих профессий? (ответы детей)

– Сегодня к нам в гости пришла мама Димы, она хочет рассказать о своей профессии.

Мама:

– Будьте внимательны, в моей загадке встретятся слова с мягким знаком.

Кто, когда придёте в садик,

по головке вас погладит?

С кем вы день свой проведёте,

если мама на работе?

Кто прочтёт стихи и сказки,

даст вам пластилин и краски,

рисовать, лепить научит,

ложки раздавать поручит?

Выдумщица кто, затейница, мечтательница?

Это ваша дорогая. (воспитательница)!
– Какие слова вы услышали с ь знаком? Где в этих словах стоит ь знак?

У:

– Вам встречалось много слов с ь знаком. Кто может сделать вывод о месте его расположения?

Групповая работа

– расскажите друг другу, кем работают ваши мама или папа. И коротко о том, какую работу они выполняют.

– Каким способом можно выполнить эту работу быстро и эффективно? (Работать в группах)

– Кто может рассказать о профессии родителя своего товарища?

У:

Физминутка «Профессии»

Мы в профессии играли (ходьба на месте)

Вмиг мы лётчиками стали! (прямые руки в стороны)

В самолёте полетали (покружиться вокруг себя)

И шофёрами вдруг стали! (ходьба на месте)

Руль теперь в руках у нас, (держим руль)

Быстро едем, просто класс! (бег вокруг себя с рулем)

А теперь на стройке мы (ходьба на месте)

Кладём ровно кирпичи. (руки перед собой согнуты в локтях)

Раз – кирпич и два, и три – (поднимаем руки вверх)

Строим дом мы, посмотри! (соединить прямые руки над головой)

Вот закончена игра,

И за парты нам пора.

У:

– ь знак встречается не только в названиях профессий, но и в других словах. Приведите примеры.

– А какие функции выполняет ь знак, мы можем узнать, выполнив задание.

Задание 1 (для всех)

Измените смысл слова, используя ь знак.

Брат-брать, мел-мель, ел-ель, шест-шесть, полка-полька.

– Для чего же служит буква ь знак?

Задание 2 П (для большинства)

Определи сколько звуков и букв в словах, запиши по образцу. Сделайте вывод.

Деньки – 6 б., 5 зв.

Огонь, огоньки, конь, коньки.

– На предыдущих занятиях я наблюдала за детьми и выделила группу учащихся, они быстро справляются с заданием, которое я сейчас вам предложу. А детям данной группы будет другое задание

Задание 2 (для некоторых)

Придумайте для ребят загадки – описание, где отгадкой будет название профессии с ь знаком на конце или середине слова.

У:

– Понравилось ли вам такое задание?

ДЗ:

Дома составить загадку-описание, где отгадкой будет слово с ь знаком на конце или середине.

Итог урока

У:

– О чем сегодня говорили на уроке?

– Можете ли вы дать ответ на вопрос «Какая профессия самая важная?» (рассуждение детей)

– А как вы освоили языковую тему, мы узнаем, после заполнения итоговой таблицы.

У детей на парте лежат карточки с таблицей:

Знаю, какую роль выполняет мягкий знак на конце и в середине слова

Определяю сколько звуков и букв в словах

Привожу примеры слов с мягким знаком в середине и на конце слова

Сравниваю значения слов и объясняю, как буква ь изменила их смысл

Могу составить загадку, рассказ о профессиях, используя слова с ь знаком

– У кого из вас все ДА?

– У кого есть НЕТ? Что вы себе можете порекомендовать?

– Кто может поделиться своими знаниями?

В течение урока учитель заполняет карту формативного оценивания, после чего, на следующем занятии выстраивает урок, согласно данным результатам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: “Мягкий знак на конце и в середине слова”»

Раздел долгосрочного планирования: «Моя семья и друзья»

Лексическая тема: «Профессии родителей»

Школа: КГУ НИСЦ РО «Восток» для одаренных детей

ФИО учителя: Сахарова Галина Николаевна

Тема урока: Мягкий знак на конце и в середине слова.

2.1.4.1 участвовать в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения других

2.2.3.1 формулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

2.3.1.2 создавать небольшие тексты (рассказ) на основе особенностей художественного стиля (с помощью учителя)

Все учащиеся смогут:

– Узнать, какую роль выполняет мягкий знак на конце и в середине слова.

Большинство учащихся смогут:

– Определить сколько звуков и букв в словах. Привести примеры слов с мягким знаком в середине и на конце слова. Сравнить значения слов и объяснить, как буква ь изменила их смысл.

Некоторые учащиеся смогут:

Составить загадку о профессиях, где отгадкой будет слово с ь знаком.

Основные термины и словосочетания:

Мягкий знак, звуки и буквы, загадка.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопрос для обсуждения:

Есть ли в мире самая важная профессия?

Воспитание у детей уважения друг к другу; сотрудничество в группе; труд и творчество; открытость.

Познание мира, художественная литература

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов с двойными согласными, ударные и безударные гласные.

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на уроке

Создание положительного эмоционального настроя.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

Здравствуй! (Удачи!) – касаются всей ладонью.

Конспект открытого урока по русскому языку на тему “Правописание мягкого знака в середине и на конце слова”

Описание разработки

Цели:

Обучающие; развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Коррекционно-развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности; развитие мелкой моторики рук, пальц.

Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Используемые методы:

1. Карточки для словарной работы;

2. Карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании;

3. Карточки в виде тучки и солнышка;

4. Наглядность значений слова «соль».

Ход урока. I.

Орг. момент.

– У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

– Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

II. Цели урока (психологическая минутка).

– Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка? ,

– У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

– Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.

– Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.

Мягкий знак в середине и в конце слова.

– Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?

– Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.

– Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

III. Чистописание:

Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака.

– Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?

– Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)

– Вспомним, как пишется мягкий знак, (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)

– Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)

– Где может стоять второй знак (в конце слова)

– Итак, сначала все пропишем в воздухе.

– А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради, (дети пишут)

– А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет)

– Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)

– Верно, а теперь посмотрите в свои тетради – верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.

– Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

– Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?

– у неё нет собственного звука,

– но может влиять на звук, стоящий перед ней,

– не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.

– Вот как сказал про мягкий знак писатель Л. Измайлов:

Мягкий знак – хитрый знак Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

– Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).

– Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)

– Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово – скажешь)

– Давайте эти слова запишем на второй строчке.

уголь сказать – скажешь

IV. Словарная работа:

– Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить)

– Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)

– Почему (проверяем по словарю).

– Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).

– Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.

– А слова с мягким знаком в середине? Назовите.

Ссылка на основную публикацию