Дошкольный портал Наши деточки для воспитателей, педагогов и родителей
Конспект логопедического занятия с элементами логоритмики «Навстречу к победе» (подготовительная группа)
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Активизировать словарь:
• небо, звездное небо; звезда, планета; Солнце, Земля, Луна, Марс, Венера; космос, космический корабль, кос¬мический полет, космонавт, скафандр, неве-сомость, притяжение.
• Объяснить, что представляет собой Солнечная сис¬тема;
• Ввести понятия «спут¬ник», орбита, созвездия;
Обучение грамоте:
• развивать фонематический слух, дыхание и артикуляцию,
• закреплять умение согласовывать местоимение с существительным, прилагательное с существительным, различение одушевленных и неодушевленных слов.
• Звуковая культура речи:
• учить детей четко и громко произносить слова и отвечать на конкретно поставленные вопросы.
Развивающие:
• развивать двигательную сферу ребенка в сочетании со словом и музы¬кой;
• развивать тактильные чувства и зрительное восприятие;
• развивать воображение, творческое мы¬шление, внимание, память;
Воспитательные:
• воспитывать развитие чувства ритма, внимания, умения перевопло¬щаться, проявлять свои художественно-творческие способности;
• формировать навыки выражения своего мнения;
• формировать интерес к явлениям, выходящим за пределы жизненного опыта детей.
Цели:
продолжать формировать патриотические чувства – вызвать у детей чувство гордости за героев Великой Отечественной Войны, чувство сопереживания за людей пострадавших в войне, чувство сопричастности к народным торжествам в честь праздника; – воспитывать соревновательный дух, умение поддерживать друзей; – вызвать эмоциональный подъем, бодрое настроение
Задачи образовательные: формировать и расширять словарь, развивать функцию словоизменения, автоматизировать свистящие звуки в речи.
• Коррекционные: развивать координацию движений рук и ног, работать над правильной осанкой, пространственной организацией, регулировать мышечный тонус.
Развивать музыкальный, динамический слух, темп, ритм речи нижнедиафрагмальное дыхание; работать над профилактикой заикания, мелкую и артикуляционную моторику, мимические движения, фонематический слух и восприятие, внимание разной модальности.
• Воспитательные: воспитывать уважение к защитникам нашего Отечества, чувство эмпатии.
Оборудование: музыкальное сопровождение, магнитофон, записи звуков, оформление зала, карта – схема, костюмы у детей, ведущего, иллюстрации солдат разных видов войск, орудий, боевых машин. Военная форма, резиновые коврики, ворота – 2 штуки, воздушные шары – 4 штуки.
Музыкальный репертуар: «Военный марш», песня «Будем в Армии служить», музыка Ю.Чичкова, слова В.Малкова. Танец «Яблочко», музыка Р.Глиэра. Игра «Летчики», музыка А.Жилинского, слова В.Викторова. Релаксационная музыка.
Активный словарь: оружие, боевые машины, род войск, моряки, бескозырка, тельняшка, корабль, летчик, парашют, шлем, вертолет, фуражка, кокарда, китель, артиллерист, пушки, танк, танкист, пограничник, автомат, пистолет, кобура, десантник, парашют, ракетчик, защищают, управляют, прыгают ухаживают, драит, моет, чистит, протирает, красит, смелые, ловкие, сильные, умные.
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофонная запись, космическая музыка, стульчики, ленты (модель Солнечной системы), слайды звездного неба, лунных ландшафтов, планет Солнечной системы, с видами Земли из космоса, мяч, тканевые мешочки, «шершавые» буквы, набор звезд, задания с созвездиями, шкатулка, предметные картинки по космосу, карандаши, звезды из картона желтого, белого, голубого цветов на каждого ребенка, шоколадки Марс.
Ход занятия:
1.Ритмическая разминка.
Под военный марш дети маршируют, заходят в зал.
2.Организационный момент.
3.Введение в тему.
-Какие вы сегодня красивые, нарядные солдаты, моряки.
-Скажите, о чем мы будем говорить? Кем мы будем сегодня? (Ответы детей.)
Угадайте загадку и узнаете, куда мы сегодня отправимся.
Стоит черепаха – стальная рубаха,
Враг в овраг – да еще где враг.
(Танк)
-Правильно, танк. А куда можно отправиться на танке? (ответы детей)
4. Основная часть
Построение танка из мягких модулей
Ходьба под музыку (переключение с одного вида ходьбы на другой)
– Сейчас мы отправимся в Армию. А зачем люди идут служить в Армию? (ответы детей). Пройдет немного времени и вы ребята пойдёте тоже служить в Армию.Вы хотите в Армию сейчас?
В колонну становись! Подготовка к строевой ходьбе!
Ровным кругом, друг за другом, Выше ноги поднимаем,
Врассыпную мы пойдем,
Дружно, весело шагаем,
Змейкой, шагом и бегом.
– Ну, вот мы с вами и в Армии. Давайте попробуем прожить один день солдата и будем стараться быть похожими на солдат!
– Покажем, чем занимаются солдаты в казарме по утрам
Развитие интонационной выразительности
Подъем, мы зарядку проведем. Руки вверх поднялись, пальцы рук напряглись, к небу, к солнцу потянись. Влево наклонись, вправо наклонись.
Сбрось с себя ночную лень (расслабление рук), просыпаться нам не лень. Дети проговаривают фразу хором, садятся.
Шея не напряжена, а расслаблена. « Тя- тя, дя- дя». (Повороты головы). Надо, надо умываться по утрам и вечерам (трут лоб, глаза, подбородок, уши).
Улыбнулись, зубы показали, щеткой чистить их мы стали. Чик – щик, тик – щик
( имитация).
-Как вы понимаете, ребята, чтобы победить любого врага надо обладать мужеством, силой, отвагой, ловкостью. Сейчас на страже Родины стоят солдаты, готовые в любую минуту защитить нашу страну от врага! Многие из вас тоже пойдут служить, возможно, кто-то выберет профессию военного. Сейчас вам предстоит в заданиях проявить свои лучшие качества!
Д/и «Кем мечтают стать мальчишки?» (военные про¬фессии).
-Теперь потренируем ваше внимание и память.
Игра « Шкатулка» (положить в шкатулку слова, относящиеся к военной теме)
-Я положу в шкатулку танк. Я положу в шкатулку танк, ружьё (следующий повторяет это слово и называет своё и т.д.)
-Перед боем солдаты много тренируются. А как они тренируются? Что они делают?
Д/и «Кто что делает?» (перечисление глаголов)
Солдат – охраняет Пехотинец – прыгает Артиллерист – стреляет
Зенитчик – стреляет Моряк – плавает Лётчик – летает
Капитан – приказывает Радист – передает Разведчик – наблюдает
Продолжаем тренироваться, следующее задание кто быстрее соединит картинку с название профессии военного.
Д /и «Что кому нужно?» (соедини картинку с названием)
МОРЯК ТАНК
СОЛДАТ САМОЛЁТ
ТАНКИСТ ПАРАШЮТ
ПОГРАНИЧНИК ПОДВОДНАЯ ЛОДКА
ДЕСАНТНИК АВТОМАТ
МОРЯК РАДИОУСТАНОВКА
РАКЕТЧИК РАКЕТА
СВЯЗИСТ ЛОШАДЬ
АРТИЛЛЕРИСТ ПУШКА
КАВАЛЕРИСТ ВОЕННЫЕ КОРАБЛЬ
ЛЁТЧИК ПОГРАНИЧНАЯ СОБАКА
Как вы думае¬те, каким должен быть солдат?
Д/ и «Каким должен быть солдат» (ответы детей).
-Солдат должен быть сильным, выносливым – ведь его ожидают трудности и опасности. Солдат должен быть умным, потому что ему надо перехитрить врага. Поэтому, перед тем как отправиться на войну, солдаты долго тре¬нируются, проходят разные испытания. Среди них есть испытание на сообразительность. Сейчас я хочу устро¬ить такое испытание вам.
Игра «Наблюдатели» (исправь ошибки художника)
5. Физ. минутка
Дети идут по кругу по коврикам под музыку. Далее, стоят в кругу, выполняют упражнения с пропеванием:
Наши солдаты готовятся к рекордам, будут заниматься спортом.
Штангу поднимают, мышцы напрягают,
Штангу опускают, мышцы рук расслабляют.
На носочках приседают и по камушкам шагают,
А потом встают обратно, расслабленье так приятно.
-Молодцы! Солдаты, ровняйтесь, смирно. Носом вдыхаем, песню запеваем.
Пение песни «Будем в Армии служить».
-Мы немного освоились в Армии. Но солдаты не только служат, но и отдыхают. И, представьте себе, во время отдыха они тоже любят поиграть. Вот и мы с вами и поиграем.
ИГРА « Шершавые буквы» (угадать букву наощупь в мешочке, и назвать любое слово, относящее к нашей теме, которое начинается на этот звук.)
-Нужно показать теперь, какие вы умные, мудрые. Кто знает пословицы, поговорки, говорящие о военной чести?
Смелый в бою не дрогнет.
Российский воин похвалы достоин.
Герой-за родину горой.
Русский боец-всем молодец.
А готовы ли вы к трудным препятствиям?
Мы пришли на поле боя. Будем метко стрелять, быстро бегать по линии огня, донесём до командира важный пакет.
Игра “Меткий стрелок”.
Две команды кидают мешочки в корзины. Выигрывает команда, у которой больше попаданий.
Игра “ Донеси пакет”.
Две команды и два командира. Играющие бегут по полосе препятствий (дуги, кубики, лавочки…) и отдают командиру важное донесение. Побеждает команда, которая первой вручит донесение командиру.
Но для армии необходима связь, это надо, чтобы передать во время команду, и тут на помощь бойцам приходят наши связисты.
Д/и «Радисты» (отстукивание заданного ритма).
Сначала отстукивает взрослый (карандашом) – затем дети повторяют.
Например: ││ стукнуть 2 раза, пауза -││, еще 2 раза.
│ ││, │││││ , ││││ │.
Молодцы! Все солдаты продемонстрировали свою силу, ловкость, быстроту! Вы поддерживали своих сверстников, а значит, проявили себя как настоящие друзья! Я желаю всем вам жить в мире и дружбе, любить и уважать своих родных, друзей, окружающих. Старайтесь мирно преодолевать все препятствия, которые встречаются на пути! Помните, жить в мире, это значит жить счастливо!
Пусть светит солнце в мирном небе
И не зовёт труба в поход.
Чтоб только на ученьях солдат
В атаку шёл вперёд.
Пусть вместо взрывов гром весенний
Природу будит ото сна,
А наши дети спят спокойно
Сегодня, завтра и всегда!
Ну что, пора возвращаться домой?
В колонну становись!
Ровным кругом, друг за другом,
Выше ноги поднимаем,
Врассыпную мы пойдем,
Дружно, весело шагаем,
Змейкой, шагом и бегом.
6.Подведение итогов занятия
От того, что вы такие красивые, смелые, ловкие, умные, вам вручаются ордена Славы.
Развитие лексической стороны речи детей в игре
Игры на развитие лексической стороны речи
«Переезжаем на новую квартиру»
Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.
1.Предметные картинки (парные): чашка-стакан, кружка-чашка, масленка-сахарница, чайник-кофейник, кастрюля-сковородка, платок-косынка, шапка-шляпа, платье-сарафан, свитер-безрукавка, брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки, перчатки-варежки, туфли-босоножки, тапочки- сандалии, ранец- портфель, люстра-настольная лампа.
2.Коробочки для складывания картинок.
Ход игры: играют 6 детей. Воспитатель вручает каждому ребёнку 2-3 пары картинок, например: чашка-стакан, платок-косынка, ранец-портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Передавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны – многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».
Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребёнок ошибается (предъявляет чайник), картинка остается у него. К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки. Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребёнку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным – называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым.
Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.
Игровое действие. Разыгрывание фантов.
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».
Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.
Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».
Цель игры: дифференциация сходных понятий.
Ход игры. В начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие – овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребёнок верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как всё картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.
Игра «Фрукты-ягоды» проводится так же, только перед игрой уточняются данные понятия и выбираются другие картинки-символы: кустик для ягод и дерево для фруктов.
Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».
Ход игры. Создаётся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещён свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.
Лото «В мире растений»
Цель игры: Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.
Описание игры. Лото состоит из шести больших карт, в середине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу растений в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к какому-нибудь одному родовому понятию, например, цветы или деревья. Кроме больших карт есть маленькие карточки с такими же предметными картинками.
Ход игры. Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов – названий растений.
«Летает, а не птица»
Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».
Ход игры. Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Если ответ правильный, ведущий дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев.
В тёмной темнице Красные лапки
Красны девицы. Щиплют за пятки
Без нитки, без спицы (Гусь)
Явился в жёлтой шубке Чёрный, проворный,
Прощайте, две скорлупки. Кричит «крак»,
(Цыплёнок) Червякам враг. (Грач)
Летела птица, Не зверь, не птица,
Не перната, не крылата, А нос, как спица.
Носик долгий, (Комар)
Кто её убьёт, Спал цветок и вдруг проснулся:
Человечью кровь Больше спать не захотел.
Прольёт. Шевельнулся, встрепенулся,
(Комар) Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Много мастеров Верещанья, белобока.
Срубили избу без углов. А зовут её …. (сорока).
Маленький мальчишка Жу-жу, жу-жу,
В серомярмячишке Я на ветке сижу,
По дворам шныряет, Букву Ж все твержу,
Крохи собирает, Зная твердо букву эту,
В поле ночует, Я жужжу весной и летом.
Коноплю ворует. (Жук)
На полянке возле ёлок, На шесте дворец,
Дом построен из иголок. Во дворце певец,
За травой не виден он, А зовут его… (скворец).
А жильцов в нём миллион. (Муравейник.)
Цель: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.
Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т.д.) Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок).
«Кто как голос подаёт»
Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.
Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г Сапгира.
Ветер весеннюю песню донёс
Песню пролаял охотничий пёс,
Волк эту песню провыл на опушке,
Дружно проквакали песню лягушки.
Бык эту песню, как мог, промычал.
А соловей эту песню пропел.
Ведущий спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.
Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.
Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо – налево, вверх-вниз, под – над, далеко – близко, высоко – низко, внутри – снаружи, дальше – ближе).Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий – близкий, верхний – нижний, правый – левый, завязать – развязать, намочить – высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.
«Кто больше знает»
Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.
Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.
Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет.
Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит: – У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?
– Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.
– Правильно, – подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше. Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.
Дидактическая задача. Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.
Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.
«Большой» – предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.
«Красивый» – «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».
«Мокрый» – «сырой, влажный» и т.д.
Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.
Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?» Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д. «Штопать – носки, чулки, варежки, шарф». «Завязывать – шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать – шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, будёновку». «Надеть пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки» и т.д.
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.
Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.
Игровое действие. Соревнование – кто быстрее соберёт в портфель все необходимое для школы.
Ход игры. На столе лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др. После краткой беседы о том, что дети подготовительной группы скоро пойдут в школу, и что они будут сами собирать в портфели все необходимое для учебы, они начинают игру выходят к столу двое играющих; по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот и выиграл. Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей.
В игре закрепляется название и назначение всех предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то. Что не только быстро надо всё складывать, но и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнил эти правила в игре.
Дидактическая задача: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.
Игровые правила. В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.
Игровые действия. Имитация движения, будто в кузовок опускают предмет, кто ошибется, назвав предмет с другим окончанием, платит фант, который затем отыгрывается.
Ход игры. Играющие усаживаются за столом. Воспитатель ставит на стол корзинку, затем спрашивает:
– Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на -ок. Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок. Грибок, коробок и т.д. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу, и передаёт своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на -ок, и передаёт кузовок дальше.
«Найди лишнюю картинку»
Подбирается серия рисунков, среди которых трое рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый – лишний.
Предложите ребёнку первые четыре рисунка и попросите лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?»
«Назови три предмета»
Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов.
Игровые правила. Назвать три предмета одним общим словом. Кто ошибется, платит фант.
Ход игры. Дети, говорит воспитатель, мы уже играли в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я назову одно слово, например, мебель, а тот, кому я брошу мяч, назовёт три слова, которые можно назвать одним словом мебель. Какие предметы можно назвать, одним словом мебель?
– Стол, стул, кровать.
-«Цветы»- произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василёк».
В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, Воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды». Более сложным вариантом игры будет такой, когда воспитатель во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят
Родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые. Такой вариант предлагается в том случае, если дети часто играли в различные игры на классификацию предметов.
Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом».Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Ряд картинок для игры:
1. Рубашка, туфли, брюки, пиджак.
2. Яблоко, крыжовник, смородина, малина.
3. Телевизор, Шкаф, стул, кровать.
4. Кукушка, сова бабочка, сорока.
5. Тарелка, хлеб, кастрюля, ложка.
6. Ромашка, береза, ель, тополь.
7. Помидор, огурец, морковь, слива.
8. Шапка, берет, шляпа, носок.
9. Топор, пила, ручка, рубанок.
10. Медведь, лиса, мишка плюшевый, заяц.
Цель: развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.
Ход игры. Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
Собирают сыр с кустов.
С зайцами пасут коров.
На лугу доят волов.
В пляс пускается медведь.
Тыквы стали песни петь.
Косят косари леса.
На снегу лежит роса.
Верно ли, что как-то раз
От дождя нас зонтик спас?
Что луна нам ночью светит?
Что конфет не любят дети? Л.Станчев
«Найди лишнее слово»
Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Ход игры. Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним. Читайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено.
Перечень серий слов:
1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
2. Храбрый, злой, смелый, отважный.
3. Яблоко, слива, огурец, груша.
4. Молоко, творог, сметана, хлеб.
5. Чс, минута, лето, секунда.
6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
7. Платье, свитер, шапка, рубашка.
8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь.
9. Береза, дуб, сосна, земляника.
10. Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.
Ход игры. Ведущий произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.
Предложения для игры:
2. Петя кормит кур.
3. Врач лечит больного ребёнка.
4. Мама купила Наташе красивую куклу.
5. Сильный спортсмен легко поднял тяжёлую штангу.
«Зачем нам эти вещи»
Цель: научить использовать в речи сложноподчинённые предложения цели.
Ход игры. Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и другие игрушки. Дети должны выбрать себе любой предмет, но объяснить, для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз чтобы: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».
Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.
Ход игры. Предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:
Игры на развитие лексической стороны речи
Работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи. Для этого необходимо и важно использовать на занятиях игры на развитие лексической стороны речи.
Просмотр содержимого документа
«Игры на развитие лексической стороны речи»
Игры на развитие лексической стороны речи:
Подготовил учитель-логопед Новикова Е.В,
Угадай игрушку
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
Кто больше увидит и назовёт
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход.
Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.
Назови как можно больше предметов
Цель: активизировать бытовой словарь, развивать внимание.
Ход.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения).
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.
Олины помощники
Цель: обогащать словарь глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход.
– К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
– Что это? (Это ноги)
– Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)
Разноцветный сундучок
Цель: учить детей подбирать признак предмета.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено. Затем указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»
«Садовник и цветы»
Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)
Ход.
Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.
Содержание этой игры можно легко изменить: «»Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.
«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
– Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
– Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
– Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)
Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.
Материал. Элементы костюма животных (шапочка)
Ход.
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.
«Буратино-путешественник»
Цель. Ориентироваться в значении глаголов.
Материал. Кукла Буратино.
Ход.
Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.
– Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.
– Зевают, отдыхают, спят…
– Пляшут, поют, кружатся…
Был Буратино в детском саду, когда дети:
– приходят, здороваются… (Когда это бывает?)
– лепят снежную бабу, катаются на санках
«Прятки»
Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)
Материал. Мелкие игрушки.
Ход.
Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»
Так дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.
Цель. Расширение объема словаря.
Оборудование. «Почтовый ящик», конверты (по количеству детей на занятии), предметные картинки по изучаемой теме (например, «Животные»), письма с заданиями, двойной комплект наклеек (к примеру, апельсин, банан, яблоко, виноград).
Содержание. Детям сообщается, что утром пришла почта и каждому игроку нужно получить свой конверт, а в конверте — письмо от наших друзей-животных и фотография. На спинках детских стульев прикреплены наклейки (по одной на каждом): апельсин, банан, яблоко, виноград. Взрослый поясняет, что наклейка обозначает название улицы (Апельсиновая, Банановая, Яблочная, Виноградная). Выбирается почтальон, который вынимает конверт из ящика, называет улицу по изображению на конверте (улица Апельсиновая) и отдает письмо по адресу. Ребенок, на спинке стула которого наклеен апельсин («проживающий на Апельсиновой улице»), открывает конверт, достает предметную картинку по теме «Животные» и называет, кто (что) на ней изображено.
Конверты с «адресами»-наклейками и картинки на спинках детских стульев используются неоднократно при изучении различных лексических тем как игровые атрибуты. Изображения время от времени меняются: василек, ромашка, лилия, одуванчик: улицы Васильковая, Ромашковая, Лилейная, Одуванчиковая; сосна, дуб, клен, береза: улицы Сосновая, Дубовая, Кленовая, Березовая.
Игра «Я собрал в огороде. »
Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.
Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде. огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду. », «Я положил в шкаф. », «Я видел на улице. », «В лесу живет. », «На кухне есть. » и т.д.
Игра с мячом «Ассоциации»
Цели. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.
Оборудование. Набор картинок по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый — грузовик; колючий — еж, мягкий — снег, высокий — человек, стеклянный — стакан.
Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный речевой материал: глубокая — тарелка; голубая — кастрюля; маленькое — блюдце; прозрачный — кувшин.
Цели. Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.
Содержание. Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.
Дидактические игры и лексические упражнения на развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры и лексические упражнения на развитие словаря
у детей старшего дошкольного возраста.
1. Дидактическая игра Лото «Времена года»
Материал к игре: 4 карточки формата А4 с изображением времени года, на каждой карточке по 8 пустых окошек для заполнения и 32 карточки 7´7 с рисунками, которые относятся к какому-либо времени года.
- Обогащать речь детей, учить отвечать на вопрос полными предложениями.
- Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.
- Закреплять знания детей о временах года.
Игровые задачи: Посмотри внимательно на карточку с картинкой, которую показывает ведущий, и определи, к какому времени года она относится. Заполни пустые окошки на своей карточке и объясни, почему ты решил, что эта карточка, которую показал ведущий, относится к тому времени года, что у тебя на карточке.
Игровые правила: Кто быстрее всех и правильно закроет все пустые окошки на своей карточке, тот и выиграл.
Ход игры: В игру играют 4 ребенка + ведущий. Ведущий показывает карточку и спрашивает, к какому времени года можно отнести данную картинку и почему, ребёнок, считающий, что картинка, которую показывает ведущий, его, должен доказать свое мнение полным ответом и закрыть пустое окошко картинкой. Выигрывает тот ребёнок, который первый закрывает полностью свою карточку.
2. Дидактическая игра «Назови одним словом»
Материал к игре: Карточки с изображение предметов одного родового понятия (обувь, школьные принадлежности, деревья, дикие животные и т.п.)
- Обогащать речь детей, учить отвечать на вопрос полными предложениями.
- Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.
- Продолжать учить детей употреблять существительные с обобщающим значением.
Игровые задачи: Посмотрите внимательно на карточку, подумайте и назовите предметы, изображенные на карточке, одним словом.
Игровые правила: Играть будем все вместе, если знаете правильный ответ, не выкрикивайте, а дождитесь, когда вас спросят, не подсказывайте, тем, кто затрудняется с ответом, пусть этот ребенок сам подумает и ответит.
Ход игры: Ведущий показывает карточку, ребенок называет одним словом, что (кто) на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы. Например, ведущий спрашивает: «Кто изображен на этой карточке? (синица, снегирь, воробей, голубь, клест) Как можно их назвать одним словом? (птицы)».
3. Лексическое упражнение «Кто как разговаривает?»
Материал к упр.: Карточки с изображением животных.
- Обогащать речь детей глаголами.
- Учить отвечать на вопрос полными предложениями.
Игровые задачи: Я буду показывать вам картинку с изображением животного, а вы должны назвать животное и сказать, как разговаривает это животное.
Ход упр.: Педагог показывает картинки детям, Дети называют животное, изображенное на картинке и говорят, как это животное подает голос.
4. Лексическое упражнение «Чей? Чья? Чьё?»
Материал к упр.: Мяч
- Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Игровые задачи: я буду бросать вам мяч, называть слово и спрашивать «чей?», «Чья?» или «чье?», а вы должны будете правильно подобрать прилагательное. Например, я бросаю мяч Пете, говорю ему слово шарф и спрашиваю «чей?», он должен ответить, например, папин.
Ход упр.: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.
Шарф (чей?) — мамин, Шляпка (чья?) — бабушкина, Поднос (чей?) – дедушкин,
Книга (чья?) – бабушкина, Тапочек (чей?) – дедушкин.
5. Лексическое упражнение «Слова –родственники»
Материал к упр.: Мяч
- Упражнять детей в подборе однокоренных слов.
Игровые задачи: Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы должны придумать однокоренное слово.
Ход упр.: Воспитатель называет слово и бросает мяч ребенку, а ребенок называет однокоренное слово и бросает мяч обратно.
Игры для развития лексической стороны речи (обогащение словарного запаса)
Игры для старшей подготовительной группы детей
Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и которой воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.
Игры для развития лексической стороны речи (обогащение словарного запаса)
Цель: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.
Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т.д.) Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок).
«Кто как голос подаёт»
Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.
Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г Сапгира.
Ветер весеннюю песню донёс
Песню пролаял охотничий пёс,
Волк эту песню провыл на опушке,
Дружно проквакали песню лягушки.
Бык эту песню, как мог, промычал.
А соловей эту песню пропел.
Ведущий спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.
Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.
Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо – налево, вверх-вниз, под – над, далеко – близко, высоко – низко, внутри – снаружи, дальше – ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий – близкий, верхний – нижний, правый – левый, завязать – развязать, намочить – высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.
Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.
Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.
Игровое действие.Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет.
Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит:
– У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?
– Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.
– Правильно, – подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать, как можно больше. Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.
Цель: Тренировать в употреблении в речи синонимов
Вкусный … аппетитный, лакомый
Пища … кушанье, снедь, еда, яства
Гостеприимный … радушный, хлебосольный
Цель: Тренировать в разъяснении фразеологизмов
Не в своей тарелке – в плохом настроении, плохо себя чувствует.
Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга.
Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдёмся.
Мутить воду – сбивать с толку, вводить в заблуждение.
Цель: Упражнять в названии действия предмета.
Я могу (что делать): обувать, обуваться, разуваться, носить, ремонтировать, промокать, покупать, продавать;
Завязывать, развязывать (шнурки, застёгивать, расстёгивать (молнию, чистить.
Цель: Упражнять в названии имён существительных в единственном числе.
Один – ботинок, туфель, сапог, галош, валенок, шлёпанец, чешек…
«Многозначные слова»
Цель: Познакомить со словами, объяснить значение слов, составить с ними предложения.
Иголки бывают разные: швейная иголка, машинная иголка, вязальная иголка, у шприца, у ёлки, у сосны, иголки у ежа, иголки у кактуса.
Какие щётки вы знаете? Назовите их.
Этой щёткой чищу зубы. Этой щёткой – башмаки, этой щёткой – чищу брюки, все три щетки мне нужны.
Для педагога
Автор: Мушкет Анастасия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 26 Василеостровского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дата публикации: 20.02.2019
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитатель-Мушкет Анастасия Викторовна.
На сегодняшний день в исследованиях различных авторов достаточно
словаря происходит достаточно быстро в количественном отношении, так и в
Первый год жизни ребенка, по сути, является подготовительным этапом к
возникновением лепета, в котором уже можно различить некие повторяющиеся
звуковые сочетания, которые связаны зачастую с действиями малыша. Обычно
лепет сочетается с выразительной жестикуляцией.
Ближе к концу первого года он уже понимает порядка 10-20 слов, которые
произносят взрослые, хотя сам малыш произносит одно или же несколько слов,
которые сходны по звучанию со словами взрослых. С возникновением первых
слов начинается уже новый этап в его психическом развитии. Период между
младенчеством и ранним детством характеризуется кризисом первого года.
Выготский называл «автономной» [2]. Она в значительной степени отличается
от речи взрослых, как по звуковой форме (фонетическому строению), так и по
звучанию напоминать «взрослые», а порой сильно отличаться от них. Также в
речи встречаются слова-искажения, слова-обрывки слов, слова, не похожие на
соответствующие слова взрослых, тем не менее, сохраняющие их ритмический
и фонетический рисунок и звукоподражательные слова.
Речь малыша к концу второго года жизни, несмотря на то, что становится
основным средством общения, все еще далека от совершенства. В этом возрасте
относительно совместных действий. В 2-3 года появляется понимание речи-
рассказа. Легче воспринимаются и понимаются рассказы, которые касаются
окружающих ребенка явлений и вещей.
На протяжении третьего года жизни у ребенка происходит интенсивное
накопление словаря. У детей отмечается большая склонность к подражанию,
что выступает благоприятным фактором для развития у него активной речи. В
словарей, и если в 2 года словарный запас у ребенка составляет порядка 250-300
слов, то в 3 года – уже порядка 800-1000 слов. В этом возрасте наблюдается
малознакомых; сокращение слов; перестановка в слове звуков; пропуски в слове
звуков. Порой дети, дабы избежать стечения согласных звуков, самостоятельно
добавляют дополнительные согласные, которые со временем исчезают из их
речи. Активный словарь в этом возрасте достигает 1000-1500 слов.
Активный словарь к четырем годам достигает уже порядка 2000 слов. В
нем уменьшается количество пропусков, перестановок, сокращений, появляется
образование слов по аналогии. Также у детей отмечается заметное улучшение
произношения, речь становится более отчетливой. Они правильно называют и
монологической речи. Все чаще и чаще инициатива к общению исходит от
ребенка. Но в основном речь детей все еще носит ситуативный характер, она
недостаточно точна в грамматическом и словарном отношениях [6].
Речевая активность детей к пяти годам значительно возрастает, а запас
слов достигает 3000 слов. Все чаще и чаще они задают вопросы взрослым.
словаря, употребления предложений с более сложной структурой. В активном
словаре возникают обобщающие слова. Дети правильно называют широкий
круг предметов из домашнего обихода. Одновременно с процессом накопления
Практически не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Хотя они
все еще могут возникать в некоторых трудных или малознакомых словах [1].
Словарный запас шестилетнего дошкольника включает в себя все части
речи и составляет порядка 4000 слов. По мере роста словаря развивается и
понимание содержания слов, а наряду с освоением содержательной стороны
речи, они постепенно овладевают ее образными элементами. Так, если младшие
обозначают предметы ближайшего окружения, их действие или состояние, то в
старшем дошкольном возрасте уже возникает стремление использовать в своей
Ближе к концу шестого года дошкольник достигает достаточно высокого
уровня речевого развития. Он правильно произносит все звуки из родного
языка, ясно и отчетливо произносит слова, имеет достаточный для свободного
Лексические упражнения по развитию речи (старшая группа)
Олеся Сэротэтто
Лексические упражнения по развитию речи (старшая группа)
Лексические и грамматические игры и упражнения.
Отредактированно: Сэротэтто О. Н.
Цель: Проверить насколько богат лексический словарь детей
Дети сидят на стульях полукругом напротив воспитателя.
Упражнение 1 «Скажи какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Оборудование : Сенсорная коробочка
Взрослый достает из коробки предметы, называет их, ребенок называет признаки, отвечает на вопросы какой? Какая? Какие?
Дети справились с заданием, воспитатель просит детей посмотреть под их стульями есть ли посторонние предметы. Два человека увидели под своими стульями солнце и платье. С помощью этого упражнения дети будут учиться подбирать к существительному как можно больше прилагательных.
«Укрась слово»
Дети делятся на две команды. Каждой команде даётся слово и за определённое время нужно набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Получает дощечку та команда, которая набрала больше прилагательных.
Солнце: яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т. д.Платье: красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т. д.
«Кто больше увидит и назовет»
С помощь. Этого предложения дети смогут выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
По группе разложены игрушки: кукла под ней карточка с цифрой 1, зайчик (цифра 2, кошка (цифра 3).
Взрослый предлагает детям найти игрушку, которая обозначена цифрой 1. Нашли. Рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы).
Затем нашли зайчика. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши,одним словом можно сказать: заяц длинно…ухий (длинноухий). А хвост у зайца. (короткий, значит, он короткохвостый. Увидели кошку. Она гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы даются дощечки для прокладывания дорожки.
Физминутка: Танец с куклами.
Дети уселись на стульях перед воспитателем, с помощью следкющего задания дети вспомнят как подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Упражнение «Кто что умеет делать»
Картинки с домашними животными разложены по группе так, что не видно лицевую сторону.
Ребенок выбирает картинку, подходит,открывает и рассказывает о ней по примеру: кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком.
«Кто назовет больше действий»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.
-Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)
За каждый правильный ответ ребенку дается дощечка для тропинки.
«Где что можно делать». Картинки времена года.
Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
– Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе, ловить рыбу.)
«Кто больше слов скажет»
Работа с книгой со сказками
Цель: называть качества, признаки и действия сказочных героев, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
«Найди точное слово»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
– Узнай,о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» (Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме).
– Дополни другими словами то,что я начну: снег белый, холодный. (еще какой). Сахар сладкий, а лимон. (кислый). Весной погода теплая, а зимой. (холодная).
-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
Перед детьми стоят игрушки «Дикие и животные жарких стран». И по очереди дети
-Вспомни, кто из животных как передвигается. Кто из животных как голос подает.
Я эту игру обыграла с помощь игрового упражнения «Чего не стало».
Не забывать что за каждый ответ ребенок получает дощечку и прокладывает дорожку к коробочке, которую нужно будет открыть по окончанию занятия.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения» Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. Задачи: Развивать умение подбирать антонимы;Развивать.
Конспект ООД по развитию речи «Путешествие по дорогам Доброты». Старшая группа Задачи:1 Закреплять представления детей о добрых делах. .2 Понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. 3 Упражнять в грамотном.
Конспект занятия по развитию речи «Весна-красна идет» старшая группа Разработала: Пеховкина Илона Сергеевна, МДОУ детский сад № 14, г. Ростов Конспект открытого занятия «Весна – красна идет!» для детей старшей.
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия в старшей группе «Лексические упражнения» Цель: развитие фонематического восприятия. Задачи: 1. Воспитательные. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, желание помогать.
Лексические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста Запомни и назови. Дидактическая задача: учить определять значения слов, развивать память, фонематический слух детей. Оборудование: стихи,.
НОД по развитию речи «Когда это бывает?» Старшая группа НОД Развитие речи «Когда это бывает?», старшая группа Тематическая неделя: Зимушка – зима. Образовательные области: Развитие речи, Познавательное.
НОД в подготовительной группе по развитию речи «Лексические игры» НОД в подготовительной группе по развитию речи “Лексические игры” Ход занятия Воспитатель знакомит детей со стихотворением А. Фета “Мама.
План-конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи» (старшая группа) Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения Задачи: Образовательные • Совершенствовать навыки коммуникативного общения, слогового.
Проект по развитию речи «Времена года» (старшая группа) ГБОУ№1130 Дошкольное отделение Проект. По развитию речи. Времена года. Старшая группа. Воспитатель: Тагиева С. А..
Занятие по развитию речи «Школа юного актёра» (старшая группа) Тема: «Школа юного актера» Конспект занятия по развитию речи: «Школа юного актёра» Цель: Расширение представлений детей о театре и театрализованной.