Итоговое занятие «Умники и умницы» в подготовительной к школе группе
Данное занятие я провела в конце обучения детей в логопедической группе. Целью такого занятия было показать достижения детей родителям и педагогам. Думаю, что конспект этого занятия поможет молодым логопедам организовать и провести подобные занятия.
Тема: «Звук-Слог-Слово-Предложение»
– Активизация словаря, развитие связной речи.
– Закрепление навыка чёткого произношения поставленных звуков в словах, фразах, стихах.
– Развитие фонематического восприятия, памяти, речемыслительной деятельности
– Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания.
– Закрепить умение подбирать слова противоположные по значению и деление слов на части.
– Формирование звукобуквенного анализа и синтеза.
– Совершенствование навыка письма и чтения.
– Снятие мышечного напряжения, преодоление двигательной неловкости.
– Развитие общей и мелкой моторики.
Телевизор, DVD, мультимедиа, наборное полотно, предметные картинки, модели артикуляции согласных и гласных звуков, пуфики, мольберт, карандаши, карточки с буквами, бочонки со слогами, корзина, схема кроссворда «Доброта», песня из мультфильма «Фунтик», комплекс № 5 ФМК.
Послушайте загадку: «Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает. Когда это бывает?» (Летом) Представьте, что сейчас лето, наши руки и лица греет ласковое солнышко.
Дети имитируют расслабление.
Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек.
Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно.
Дети показывают расслабление и удовольствие.
2. Сообщение темы занятия.
Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочный лес. В лесу что-то произошло и мы должны помочь. Вы готовы?
А поможет нам попасть в волшебный лес телевизор.
На телевизоре слушаем и смотрим задание. Необходимо отгадать кроссворд и узнать главное слово.
3. – Лети, лети лепесток…..волшебный дождь нам отыщи.
Игра «Волшебный дождь». Звуковой анализ и синтез слогов. Определение первого звука в слове и выбор модели артикуляции звука.
Когда все картинки выставлены и определены модели, ребёнок, прочитавший полученное слово «Радуга» вписывает в схему кроссворда.
4. – Лети, лети лепесток…..нам зайчонка отыщи.
Игра «Скажи наоборот». Деление слов на слоги.
Ребёнок называет слово-антоним, делит его на слоги, перепрыгивает через пуфики столько раз, сколько в слове слогов. Слово (волк)- второе слово кроссворда.
грустный-…(весёлый), мокрый-…(сухой),
слабый-…(сильный), старый-…(молодой),
больной-…(здоровый), добрый-…(злой).
– Ребята, а кого боится заяц? (Волка)
5. – Лети, лети лепесток….и к Незнайке попади.
Игра «Шифровальщик». Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти.
Детям предлагается «расшифровать» слова по моделям артикуляции звуков.
– Ребята, что нужно знать, для того чтобы писать и читать?
Слово (буквы)- третье слово кроссворда.
6. — Лети, лети лепесток…к Винни-Пуху попади.
Игра «Слово рассыпалось». Составление слов из слогов.
На столе бочонки со слогами. Расставляя в нужном порядке слоги, детям надо составить слова. Слово (кролик)- четвёртое слово кроссворда.
ца, ов – овца ран, ба — баран
ка, кош- кошка лик, кро — кролик
за, ко – коза
– Ребята, у кого Вини-Пух объелся мёда?
7. — Лети, лети лепесток… в дом к Мальвине попади.
Упражнение «Деформированные слова». Звуко-буквенный анализ и синтез.
Ребята получают карточки с деформированными словами. Они должны написать не менее двух вариантов преобразованных слов.
АОРН — рано, нора РАФШ — шарф, фарш
НКИО — кино, кони АИЛС — лиса, сила
ОКТ — кот, ток ОНС – нос, сон
– Ребята, кто из учеников Мальвины мог всё перепутать?
– Буратино — пятое слово кроссворда.
Встаньте дружно, потянитесь!
Пошагайте, покрутитесь.
Руки вправо, руки влево,
А потом присядьте смело.
Снова встаньте, потянитесь
И друг другу улыбнитесь.
9. — Лети, лети лепесток… в царство рыбок попади.
Составить предложение (слова: на, кот, рыбка, смотрит, аквариум, в).
– Кто попал в царство рыбок?
Слово «кот» — шестое слово кроссворда.
10. — Лети, лети лепесток… в дом знаний попади.
Навык связного говорения.
Чтение стихов о доме знаний.
Слово «школа» — последнее слово кроссворда.
Дети все вместе читают ключевое слово кроссворда — «доброта».
11. Итог занятия.
– Все молодцы. С заданием справились.
– Какие игры понравились? Почему?
– Какое задание было самое трудное? Почему?
Вручение призов и подарков.
Музыкальный подарок — песня «Доброта».
Самонова Н. В., учитель – логопед
МБДОУ детский сад компенсирующего вида №1
г. Курганинск, Краснодарский край
Конспект логопедического занятия Звук-слог-слово-предложение
- Главная
- Этапы развития речи в норме
- Причины и виды нарушений речи
- Исправление звукопроизношения
- Артикуляционная гимнастика
- Родителям: работа над звукопроизношением
- Лингвистический материал
- Формирование лексико-грамматических операций
- Предупреждение и преодоление нарушений письма
- Авторские находки
- Проекты
- Презентации
- Конспекты занятий
- ПУБЛИКАЦИИ КОЛЛЕГ
- Развитие фонематических процессов
- Отзывы и предложения
- Заикание. Как поставить развернутое заключение
Конспект организации игровой деятельности с детьми подготовительной логопедической группы
Автор: Азаренко Ю лия Степановна,
учитель-логопед ГБДОУ №24 Приморского района г. Санкт-Петербурга
Тема: Звук – буква – слог – слово – предложение – рассказ
Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания детей о звуках, их акустических, артикуляционных признаках.
- Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.
- Закреплять навыки составления слогов из звуков, слов из слогов, предложений из слов, связного высказывания из предложений.
- Учить детей распростронять предложения с помощью дополнительных слов.
- Учить детей находить смысловые ошибки в предложении исправлять их.
- Развитие слухового внимания, памяти.
- Формирование навыка сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: Предметы для извлечения звуков (ножницы, бумага, шуршащий пакет, колокольчик и.пр, игровой модуль «телевизор», различные варианты фишек для обозначения звуков (крышки от бутылок, магниты, элементы конструктора и пр., мозайка, карандаши, палочки – для составления букв, игрушки для составления загадок по отгадыванию слов по первым звукам, геометрические формы на магнитах, Картинаки с изображением простых действий (девочка ест суп, моет посуду, собака сторожит дом и т.д.), 2 серии сюжетных картинок, медали «Я умник!»
Ход игровой деятельности:
1. Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ветерка и т.д. (Дать детям послушать запись звуков природы, бытовых звуков).
Предложить детям самим попробовать создать различные звуки из любых предложенных предметов: ножницы и бумага, стакан с водой и т. д.
Ведущий игры – ребёнок.
2. Среди всех этих многообразных звуков есть те, которые передают нам информацию, с помощью которой общаются люди: это звуки речи.
Какие бывают звуки речи? (обсуждение: гласные и согласные. Согласные бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Как и с помощью чего можно определить, какой звук мы слышим.).
Игра «Испорченный телевизор». В предложенном телевизоре не работает звук. Ребёнок водящий беззвучно произносит гласные звуки, другие дети пытаются его отгадать по артикуляции. (Можно усложнить игру, предложив ребёнку произносить звук с заданной интонацией).
3.Ребята, а вы умеете правильно определять и обозначать, какие звуки вы слышите? Давайте проверим! Детям предлагается выполнить звуковую схему слов (на картинках) с помощью различных форм обозначений: фишки, цветная мозаика, цветные губки, магниты, крышки и т.д. Слова-картинки для разбора дети выбирают сами.
4.Отгадайте загадку: 33 сестрички, ростом невелички. Если знаешь их секрет, то на всё найдёшь ответ! (буквы)
Каждый звук обозначает какую-то букву. А вы знаете буквы? Составление букв из различных подручных материалов на ковре. (карандаши, пазлы, мозайка и т.д.) Задания задают сами дети.
5.Динамическая пауза: Делим слова на слоги: можно отхлопывать, топать, прыгать необходимое число раз. Действие и слова предлагают сами дети.
6. Что можно составить из слогов? (слова). Игра: Слова вокруг нас – поиск слов с заданным звуком и определение места этого звука в данном слове (звуки задают сами дети). Можно свободно перемещаться по группе.
7.Игра «Составь слово по первым звукам». Дети сами друг для друга составляют загадки, используя предложенные предметы(игрушки)
ЛУК – (игрушки и предметы: Лампа, Утка, Кошка)
8.А что можно составить из слов? Зачем нам нужны слова? (чтобы общаться, составлять предложения).
Упражнение «Укрась предложение». Детям предлагается простое предложение, они пытаются его «украсить» с помощью дополнительных слов. Считают слова в предложении.
Дети гуляют в парке.
Дети гуляют в городском парке.
Дети с радостью гуляют в городском парке.
Весной дети с радостью гуляют в городском парке.
9.»Нелепицы» .Дети, глядя на предложенные картинки, придумывают сами предложения со смысловыми ошибками, исправляют их.
Дом сторожит собаку.
Суп ест девочку.
Стена висит на часах. и т. д..
10. Что же такое рассказ? Зачем он нам нужен? (обсуждение)
Детям предлагается разделиться на две команды. Каждой команде нужно составить рассказ по серии сюжетных картинок, выложив правильно последовательность происходящих действий.
Когда мы были маленькими, мы могли лишь только слышать разные звуки, потом научились сами произносить какие-то звуки, потом научились говорить слова, а теперь умеем составлять предложения и рассказы! В мире звуков и слов мы теперь можем всё! Можем общаться с другими людьми, писать, сочинять сказки, рассказы и т.д.
Конспект подгруппового логопедического занятия “Автоматизация звука [Р] в слогах,словах, предложения”.
Данное занятие посвящено закреплению правильной артикуляции звука [Р] в слогах, словах, предложения.
Содержимое разработки
Тема: Автоматизация звука [ р ] в слогах, словах, предложениях.
Цель: закрепление правильной артикуляции звуков [ р ] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
образовательная – закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях; совершенствование навыка звукового анализа слова.
развивающая – развивать фонематический слуха, развивать тонкую и общую моторику, развивать зрительное внимание, память , восприятие, речевого дыхания.
воспитывающая – формировать аккуратность к работе, самостоятельности, ответственности, усидчивости, умение помогать друг другу.
Оборудование: индивидуальное зеркало, предметные картинки, слоговые таблицы, массажер «Су-джок», магнитафон.
Ход занятия
Организационный момент:
– приветствие (здравствуйте ребята!)
– чтобы начать наше занятие, мы с вами должны разбудить наши язычки. Давайте, сделаем гимнастику для язычка!
1) Артикуляционные упражнения (выполнять перед зеркалом)
– Качели – улыбнуться, открыть рот, на счет «раз» – опустить кончик языка вниз, на счет «два» – поднять язычок вверх.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели
Даже солнышка коснулись
А потом назад вернулись.
– Часики – улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому.
Влево – вправо кончик ходит,
Будто место не находит.
– Лошадка – улыбнуться, широко открыть рот, щелкнуть языком громко и энергично.
Рот широко открываю
К небу язык прижимаю
Прыгает вниз язычок
И раздается щелчок.
– Грибок – улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к небу.
Под березой, у дорожки
Гриб растет на толстой ножке
Мимо мы пройти не сможем,
Гриб в лукошко мы положим.
– молодцы ребята, а теперь немного мы подышим
2) Дыхательные упражнения
– вдох через нос, выдох через рот;
– надуть щеки и удержать набранный воздух ( 5 сек.);
– медленный вдох через нос и на плавном долгом выдохе через рот припеваем гласные звуки [а, и, о, у];
– легко дуть на листок, лежащий на ладони (листок положить на ладонь, поднести к губам и сдуть длительным, плавным выдохом).
– Молодцы ребята, какой вы листопад устроили.
3) Разминка для пальчиков
– Пальцы опускаем на стол по порядку – от мизинца к большому – на каждый слог стиха. После каждой строчки – смена рук.
В музыке король
Ноты как пароль
«До, ре, ми, фа, соль,
До, ре, ми , фа, соль,
– по очереди
Основная часть
Характеристика звука [ р ]
– ребята посмотрите на картинки;
– назовите что изображено? (роза, ромашка – приложение 2);
– с какого звука начинаются эти названия цветков? (р);
– сегодня ребята мы с вами будем продолжать учиться правильно произносить звук [ р ] в словах, слогах и предложениях;
– ребята давайте охарактеризуем звук [ р ]
согласный (т.к. мешает «петь» язык)
звонкий (т.к. в горле работает «голосовой моторчик»)
бывает твердым и мягким
– запись в тетрадь
Автоматизация звука [ р ] в слогах. Работа по слоговым таблицам.
– ребята а теперь повторим за мной слоги, хором, дружно:
– раздаются слоговые таблицы и ученики начинают по очереди читать розданные слоговые таблицы: ( приложение1)
-Развитие фонематического слуха
– сейчас я буду называть слоги, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите слог со звуком [ р ]:
МА, РА, ПУ, РА, ЛО, РУ, ЛО, РО, ТЫ, ЛЫ, РЫ, ПО.
Автоматизация звука [ р ] в словах. Повторение чистоговорок.
– внимательно послушайте меня
Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
Начинается игра.
Я прошу со слогом ра
Повторить за мной слова.( читаю)
Ира, Юра, пара, мера, фара, работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, буран, гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Продолжаем мы игру.(читаю)
Рубашка, рубанок (и т.д.), ручей, рука, рубин, парус, рукав, рубить, рубаха, ручной, ружье, румяный, рукавица, беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, орудие, кукуруза.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
Много слов со слогом ро.(читаю)
Рот, Рома, роза, роща, перо, урок, герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны.
– чтобы вам не было скучно, отгадайте загадки (приложение 3):
Летом в огороде-
А зимою в банке-
А ну, кто съест меня ребятки?
– а теперь сделаем звуковой анализ слов -отгадок
– выкладываем звуковую схему слова при помощи разноцветных шариков Су – Джок. Проговариваем слово по слогам и нажимаем ладошкой на шарик, проговаривая каждый слог.
«Звук. Слог. Слово. Предложение» конспект логопедического занятия «В стране звуков и букв»
Наталия Бакланова
«Звук. Слог. Слово. Предложение» конспект логопедического занятия «В стране звуков и букв»
Конспект логопедическое занятие: «В стране звуков и букв»по тема: «Звук – слог – слово – предложение» для детей подготовительной к школе группе с тяжёлыми нарушениями речи.
Цель: Обобщить знания детей по теме звук – слог – слово – предложение. Разгадать кроссворд, найти ключевое слово.
Задачи: Активизировать словарь
Развивать связную речь.
Формировать звукобуквенный анализ и синтез.
Совершенствовать навык письма и чтения.
Воспитывать дружеское отношение в коллективе.
План занятия
1. Организационный момент
2. Игра «Разноцветный сундучок»
3. Игра «Скажи наоборот»
4. Игра «Слово рассыпалось»
5. Игра «Кто здесь лишний?»
6. Игра «Шёл прошлогодний снег»
7. Игра «Кто Больше назовёт слов?»
8. Отгадывание загадки.
9. Нахождение ключевого слова кроссворда.
10. Итог занятия.
Доска, мел, сундучок, ребус, карточки в форме лепестков ромашки, предметные картинки, пуфики, наборное полотно, снежинки, буквы, схемы кроссворда «Доброта», магнитофон, песня А. Беликова «Снег».
Ход деятельности
На демонстрационной доске – графическая схема кроссворда. По мере отгадывания слов кроссворда дети самостоятельно вписывают их в схему.
Логопед: Ребята перед нами, кроссворд, нам необходимо разгадать его и найти ключевое слово, которое нам понадобиться в дальнейшем в жизни. Давайте же заведём лопасти нашего вертолёта, и отправимся в наше увлёкательное путешествие.
Пальчиковая гимнастика – «Вертолёт»
Вверх взлетает вертолёт,
Будь внимательным, пилот!
Четыре пальца левой руки, кроме большого пальца, сжаты в кулак. Большой палец поднят вверх и выполняет круговые движения.
Вертолёт лети, лети,
Лопасти быстрей крути.
(Упражнение выполнять сначала левой рукой, затем правой рукой, а потом двумя руками вместе.)
2. Игра «Разноцветный сундучок» (определение первого звука в слове).
Картинки: мишка, огурцы, лягушка, апельсин, подсолнух.
Логопед: Я картинку положила
В разноцветный сундучок
Ну-ка, дети загляните,
Выньте картинку, назовите.
Дети достают картинки из сундука, чётко, правильно произнося звуки в словах, называет её и определяет первый слог в слове. Картинка ставится на наборное полотно. Когда все картинки выставлены, логопед предлагает, найти слово, в котором первый звук твёрдый. Это и будет первое слова кроссворда.
Дети вписывают отгадку (подсолнух) в схему кроссворда.
3. Игра «Скажи наоборот» (деление слов на слоги).
Дети называют слова-антонимы, делят его на слоги, перепрыгивая через пуфик столько раз, сколько в слове слогов.
широкий – (узкий) горячий –(холодный)
сухой –(мокрый) чистый –(грязный)
старый –(молодой) весёлый –(грустный)
высокий –(низкий) день –(ночь)
Отгадав загадку, находят второе слово кроссворда.
Подходить к дому стало –
С неба солнце украла. (Ночь)
Дети вписывают отгадку (ночь) в схему кроссворда.
4. Игра «Шифровальщик» (звуковой анализ и синтез слогов).
Детям предлагается «расшифровать» слово по первым звукам других слов: Барабан, арбуз, ножницы, кошка, аист – слово (банка) – третье слово кроссворда.
Дети вписывают слово (банка) в схему кроссворда.
5. Игра «Слово рассыпалось» (составление слов из слогов).
На наборное полотно выставляются карточки со слогами. Расставляя в нужном порядке слоги, дети составляют слово. Самое длинное слово – четвёртое слово кроссворда
ши, ма, на – машина жик, ё – ёжик
тух, пе, – петух ра, пи, да, ми – пирамида
Дети вписывают отгадку (пирамида) в схему кроссворда.
6. Игра «Кто здесь лишний» (послоговое чтение).
На карточках с одной стороны – картинка, с другой – название, написанное печатными буквами. Карточки расположены на полу в форме ромашки шрифтом вверх. Ребёнок «отрывает» лепесток ромашки, читает слово, затем переворачивает лепесток и сравнивает прочитанное с изображением на ней. Из «оторванных» лепестков рядом выкладывается другая ромашка иллюстрациями вверх. Дети определяют лишнее слово. Это слово (слон) – пятое слово кроссворда. Слова,написанные на лепестке ромашки: (Корова, лошадь, собака, кошка, коза, слон.)
Дети вписывают слово (слон) в схему кроссворда.
7. Игра «Шёл прошлогодний снег» (анализ предложения)
Дети стоят на ковре с закрытыми глазами. Звучит музыка. Тихо падают «снежинки» (на одной снежинки – задание). Дети находят снежинку с заданием.
Задание: прочитать предложение, составленное на наборном полотне, и ответить на вопросы. Предложение: Кот сидит под столом.
– Сколько слов в предложении?
– Какое первое слово? второе? третье? четвёртое?
– Какое короткое слово в предложении?
– О каком домашнем животном говорится в предложении?
Слово (кот) – шестое слово кроссворда.
Дети вписывают слово (кот) в схему кроссворда.
8. Отгадывание загадки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила (зима)
Логопед: Какое время года загадано в загадке?
Слово (зима) – седьмое слово кроссворда.
Дети вписывают слово (зима) в схему кроссворда.
Логопед: Пришла зима со своими морозами, засыпала всю землю снегом, зиме на радость, осени – на удивление. Вспомните и назовите пословицы, поговорки, загадки о зиме. Кто больше всех назовёт, тот и впишет последнее слово кроссворда.
Речевой материал к занятию (который даётся на предыдущем занятии).
Пословицы, поговорки о зиме.
1. Декабрь – стужайло на всю зиму землю студит.
2. Холодная зима — жаркое лето.
3. На морозе и старик вприпрыжку идет.
4. Новый год — к весне поворот.
5. Зима снежная — лето дождливое.
6. В феврале зима с весной встречаются впервой.
7. Февраль — месяц лютый,спрашивает: «Как обутый?»
8. Зимою вьюги — летом ненастье.
9. Не было бы снегу, не было бы и следу
10. Много снега — много хлеба.
11. Снег на полях — хлеб в закромах.
12. Лето — собериха, зима — поедиха.
1.Дел у меня немало:
Всю землю укрываю,
Я белым одеялом.
В лед реки убираю,
Зовут меня. (зима).
2. Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады. (Мороз.)
3. Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось.
С неба на землю свалилось. (Снег.)
4. Зимой лежал, а весной в реку побежал. (Снег.)
5. С неба звезды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется черная земля.
Много, много звездочек, тонких, как стекло,
Звездочки холодные, а земле — тепло. (Снежинки.)
6. С неба — звездой, в ладошке — водой. (Снежинки.)
7. Бел, да не сахар, ног нет, да идет. (Снег.)
8. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег.)
9. Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (Вьюга.)
10. Гуляю в поле, летаю на воле.
Кручу, верчу, знать никого не хочу. (Метель, вьюга.)
11. Какой это мастер на стекла нанес.
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз.)
12. Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит, и стоять не велит. (Мороз.)
13. Кто поляны белит белым.
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины, (Мороз.)
14. Кто поляны белит белым.
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Мороз.)
15. На дворе горой, а в избе водой. (Лед.)
16. Без досок, без топоров.
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло, —
Скользко, весело, светло. (Лед.)
17. Рыбам в зиму жить тепло,
Крыша — тонкое стекло. (Лед.)
18. Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
19. Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан. (Иней).
20. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она, потечет. (Сосулька.)
21. Детки сели на карниз
И растут все время вниз. (Сосулька.)
22. Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосульки.)
9. В конце досуга дети вместе читают ключевое слово кроссворда – (доброта)
1 П О Д С О Л Н У Х
4 П И Р А М И Д А
Это полезное слово (доброта) мы возьмём с собой в школу.
10. Подведение итога занятия, оценка результатов.
«Звук [ж]. Буква ж». Конспект логопедического занятия. Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ж], выделять, различать этот звук в звучащей речи; познакомить с буквой Ж. Задачи:.
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [Ф]» Цель: формирование правильного произношения звука Ф в словах и слогах Задачи: Развивающие: -Развитие артикуляционного уклада; -Формирование.
Конспект логопедического занятия на тему: звук [ы] Цели: 1. Уточнить произношение звука [ы] 2. Дифференцировать звуки [ы] от других звуков. 3. Развитие фонематического восприятия, слухового.
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) 1 Доминирующая образовательная область Речевое развитие 2 Вид деятельности детей Игровая,.
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Цель: Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж]. Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш].
Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Слово. Слог» Цель: дать понятие о слоговом составе слова; формировать умение выполнять слоговой анализ, развивать мышление, память. Ход занятия:.
Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» Конспект подгруппового логопедического занятия “Дифференциация звуков [с-ш]” Цель: Дифференциация и закрепление правильного.
Конспект логопедического занятия «Звук и буква А» Цель: формирование навыков звукового анализа и синтеза с целью профилактики нарушений чтения и письма у детей. Коррекционно-образовательные.
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ФФНР «В стране букв и звуков». Цель: Показать готовность детей к обучению в школе. Задачи: Образовательные: – дифференцировать понятия: звук, слог, слово, предложение;.
Занятие «Звук», «Буква», «Слог», «Слово»
Тема: «Звук» «Буква» Слог», «Слово»
педагог Чулкова Н.А.
Цель: Повторение пройденного материала на обобщающем занятии по пройденным гласным и согласным звукам и буквам.
1.Закреплять знания о гласных и согласных звуках, воспроизводить на слух звуковую цепочку
2.Закреплять представление о понятиях «Звуки» и Буквы» «Слово»
Развивающие:
1. Развивать мыслительную деятельность при отгадывании загадок и уметь выделять заданный звук в словах и определять его место в словах.
2. Развивать зрительное восприятие и узнавание на основе гласных букв.
3. Развивать логическое мышление, выполняя задания.
Воспитательные
1.Воспитывать доброжелательность, взаимовыручку, отзывчивость.
2. Воспитывать умение работать самостоятельно
Оборудование:
- Демонстрационный материал – картинки отгадки, карточки с нарисованными гласными буквами, проектор, ноутбук
- Раздаточный материал – на каждого ребёнка простой и красный карандаш, подставки под карандаши, слоги для чтения и составления слова, карточки для игры «Зачеркни лишнюю букву», клей карандаш,
Ход занятия
I .Здравствуйте мои хорошие! Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте дружно поздороваемся.
Всё у нас получится!
Пусть это занятие принесёт нам и нашим гостям радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
Сейчас Вы спокойно сядьте на коврик. Внимательно слушайте и запоминайте сказку о звуках (Слушают сказку о звуках)
II . Ребята, вы прослушали сказку о звуках. Сейчас мы будем путешествовать по стране звуков и букв. Ой! Что это такое -буря поднимается ( в записи вой ветра) Нас буря подняла и куда – то понесла (кружимся) Мы летим высоко-высоко над облаками. Буря стихла мы сели на свои места. Мы очутились в славном городе, который называется – дети читают – ЗВУКОГРАД
1.Первый город на нашем пути Звукоград.
Какой огромный замок висит на воротах этого города. Попробуем открыть его.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок)
Кто открыть его бы смог? Потянули (руки тянутся в стороны)
Покрутили ( круговые движения пальцев от себя)
Постучали (Основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли (разомкнули пальцы)
Как вы думаете, кто живёт в этом городе? (звуки)
Какие бывают звуки? (звуки бывают разные: звуки природы, музыки и звуки речи: гласные и согласные)
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
Какие звуки называются гласными (Звуки, которые не встречают во рту преграды, поются, тянутся)
Давайте поиграем со звуками:
Игра с мячом «Верни мне гласный звук»
Мяч лови и мяч бросай
Гласный в слове называй (лук, сыр, дом, шар, мир, кот, дым, кит, мышь, сон, сук, рис, мак, рак, слон, прут, сок)
Какие звуки называются согласными ? (Звуки, которые во рту встречают преграды, их петь нельзя, они не поются)
Чтобы попасть в другой город, надо выполнить несколько заданий: отгадать загадки, а отгадками будут картинки, разложенные на столе. Определите, на какой звук начинается слово, и выберите нужную букву. (Дети отгадывают загадку, определяют звук и находят карточку с определённой буквой). Задание может выполняться стоя у доски.
Круглый, полосатый,
С огорода взятый,
Алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)
Поймал трёх (окуней )
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке.
Ниточка в реке.
Обменяет ей река
Окунька на червяка. (удочка)
Бежит свинка,
Стальная спинка,
Льняной хвостик,
Всех одевает, а себя никогда. (иголка)
Папа как положено
Нам купил мороженое
В летнем баре у кино
Мы слыхали от совы,
Что нету слов на букву ( Ы)
Картинки и буквы выставляются на доску.
А, О, У, Э, И, Ы – Какие это звуки? Почему они называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем?
2. А сейчас посмотрите на меня. “Узнайте звук, который я произнесла без голоса”. (дети должны узнать звук из ряда звуков по беззвучной артикуляции и произнести его).
3. Поиграем в игру “Слушай внимательно” – надо повторить звуковую цепочку.
3. Ребята определите “Какой звук стоит первым в словах?”
Все задания о звуках мы с вами выполнили.
Физминутка: Белый снег пушистый»
III . Зимняя метель привела нас с вами в Город (дети читают) Буквоград
Кто же здесь живёт? (буквы)
Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем)
1. Следующее задание для “внимательных глазок”.
“Зачеркните лишние буквы” – (возьмите карточки, на которых нарисованы знакомые гласные и согласные буквы и зачеркните лишние).
2.Найдите каждой букве пару и соедините их линией” (можно работать у доски и индивидуаль- но) – задание на внимание.
Мы также с вами знаем, что гласные дружат с согласными, согласные с гласными. Когда они дружат, получается, что? (слог)
Прочитайте слоги на ваших карточках. (ра, ко, ма, зи…)
Прочитайте слоги на ваших карточках (ра, ко, за, ну)
IV . Сами не заметили, как оказались вы славном городе
(читают) Называется этот город – Словоград
Кто же здесь живёт? (слова) Из чего состоят слова? (из слогов) А можно ли слово измерить? Чем? (хлопками, -слогами)
1. Игра Собери Слово» Составьте слово и прочитайте его (можно работать у доски и индивидуаль- но) – задание на внимание.
2. Придумай слово из одного слога, из двух, из трёх..
3 . Игра « Собери Слово»
Буквы рассыпались. Вам нужно собрать их так, чтобы получилось слово ЙМКАА
– превратите слово майка в слово лайка; Райка. Гайка, Зайка.
4. Весёлые загадки:
С буквой Н – он детям ночью снится
С буквой К – в жару даёт напиться (сон – сок)
С буквой Г – вас громом напугает
А без Г – на клумбе расцветает ( гроза – роза)
С буквой У – на мне сидят,
С буквой О – за мной едят (стул – стол)
С буквой Г я по небу лечу,
С буквой В – детишек я лечу (грач – врач)
С буквой К – плюёт на червяка,
А без К на кончике крючка (рыбак – рыба)
Где всегда прячется ЛЕВ: справа или слева от вас? ( Слева)
V . Рефлексия.
Сегодня мы с вами побывали в трёх городах: ЗВУКОГРАД, БУКВОГРАД и СЛОВОГРАД. Если вам было интересно, вы справились со всеми заданиями, тогда нарисуйте на снежинке «Улыбочку». Если было не интересно, трудно, тогда нарисуйте «Грусть». Покажите, пожалуйста, ваши снежинки. Они у всех весёлые. Я очень рада, довольна всеми вами. Отгадайте загадку : Зимой и летом – одним цветом (ёлка).
Все весёлые снежинки мы повесим на ёлочку, пусть и ей будет весело. Ведь Новый год только начался.
1. Прокошева О.В. “Система занятий по подготовке к обучению грамоте” часть 1 “Хочу читать”; часть 2 “Могу читать” Мурманск, 1998г.
2.Ткаченко Т.А. “Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте” Москва “ЭГСИ” 1999г.
Конспект логопедического занятия Тема: “Предложение. Слово”.
Конспект логопедического занятия Тема. Предложение. Слово.
Цели: закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст». Развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов; развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки; формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания. Уточнить представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела, закрепить ориентирование в пространстве. Воспитывать умение слушать себя и окружающих; воспитывать личную ответственность за выполнение работы.
Оборудование: игрушка Дракончик, конверт с написанными заданиями для детей, компьютер, предметные и сюжетные картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Повтори:
СА-са-са- вот летит оса.
Со-со-со – у Сони колесо.
Ос-ос-ос – у Сани пёс.
Су-су-су –в лесу увидели лесу.
II. Артикуляционная гимнастика и дыхательная гимнастика.
– Ребята, сегодня мы с вами будем выполнять гимнастику для нашего язычка, чтобы он правильно произносил звуки. Поставьте зеркала перед собой на парте.
1. Вкусное варенье.
2. Иголочка.
3. Лопаточка.
4. Наказать непослушный язычок.
5. Чашечка.
Упражнение на дыхание- «Султанчики».
III. Работа над темой.
– Ребята, нам прислал письмо Дракончик! А в конверте письмо с заданиями.
– Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)
– Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
– Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)
– Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Дракончик? (Письменной речью.)
– Да, если бы не письменная речь Дракончик смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)
– Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать.
Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной?
? Составьте слово из букв.
М,И,Р
К,о,т
– Если переставить буквы, какое новое слово получится?
Составление предложений по картинке:
– Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения.
Листья опадают.
Часто идут дожди.
Птицы улетают на юг.
Люди загорают на пляже.
Дети пошли в школу.
– Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Люди загорают на пляже.)
– Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», – о лете.)
Составление графических схем предложений.
– Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)
– Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой – «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)
– Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)
– Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
– Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)
– Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)
– Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)
– Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)
– Давайте, вспомним, как можно записать предложение не зная букв. Каждое предложение можно записать, обозначить его с помощью схемы. Так легче определить, сколько слов в предложении и сколько мы сказали предложений.
Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы.
– Ребята, Дракончик приготовил для вас еще задание! Составьте графические схемы этих предложений.
– Проверим, кто правильно составил графические схемы предложений.
VI. Физминутка
Дракоша. (презентация)
VII. Определение границ предложений в тексте.
– Ребята, выполним ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения.
Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.
VI I. Определение частей тела у Буратины.
– Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку. Знать строение своего тела, значит, знать самих себя.
– Ребята, а какая часть тела у человека самая «умная»? (Голова).
Быть у каждого должна очень умной” голова.
– Какие части тела человека вы можете ещё назвать и показать?
Есть на пальцах наших ногти, На руках — запястья, локти.
Темя, плечи, лоб и грудь И лопатки не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп.
Есть колени и спина, Но она всего одна.
Есть у нас на голове Уха два и мочки две.
Брови, скулы, и виски, И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой. Это человек такой.
– Назовите одним словом: голова, спина, нос, рот – это что? (Части тела).
– Туловище имеет руки и ноги.
– Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/.
– А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.
– А, чего нет у животных – лица.
– А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека? /ладонь, пальцы, ногти, локти, руки/.
– Покажите правую руку, топните левой ногой, поверните голову вправо.
? Образование существительных множественного числа.
Игра с мячом: «Один – много».
– А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много.
Ухо – уши, шея-, глаз -, волос -, голова -, лоб-, рот -, нос -, щека -, палец -, локоть -, бровь – ….
? Согласование существительного с числительным.
Игра «Подумай и ответь». Поможем Дракоше и Буратино
– Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/
– Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/
– Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/
– Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/
? Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и с помощью суффикса «ИЩ».
не нос – а … /носище/, а у другого /носик/.
не рот – а … /ротище/, а у другого /ротик/.
руки, ноги, лоб, глаз, волосы)
? Употребление антонимов. Игра: «Скажи наоборот»
лицо грустное – /веселое/
волосы темные – /светлые/
волосы длинные- /короткие/
волосы прямые – /кудрявые/
нос большой – /маленький/
толстый -/худой/
высокий- /низкий/
? Многозначность слов.
– Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.
Нос – у самолета, у корабля, у чайника;
Ручка – у двери, у сумки, авторучка;
Глазок – в двери, у картошки;
Горлышко – у бутылки, у ребенка;
Спинка – у стула;
Кисти – малярная, кисть винограда;
Язычок – у ботинка, пирожное;
Ножки – у стула, у гриба.
VIII. Развитие неречевых процессов.
Нарисуй по клеточкам вторую половинку человечка.
XI. Итог занятия
Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия Тема: “Предложение. Слово”. »
Конспект логопедического занятия
Тема. Предложение. Слово.
Цели: закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст». Развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов; развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки; формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания. Уточнить представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела, закрепить ориентирование в пространстве. Воспитывать умение слушать себя и окружающих; воспитывать личную ответственность за выполнение работы.
Оборудование: игрушка Дракончик, конверт с написанными заданиями для детей, компьютер, предметные и сюжетные картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
СА-са-са- вот летит оса.
Со-со-со – у Сони колесо.
Ос-ос-ос – у Сани пёс.
Су-су-су –в лесу увидели лесу.
II. Артикуляционная гимнастика и дыхательная гимнастика.
– Ребята, сегодня мы с вами будем выполнять гимнастику для нашего язычка, чтобы он правильно произносил звуки. Поставьте зеркала перед собой на парте.
1. Вкусное варенье.
4. Наказать непослушный язычок.
Упражнение на дыхание- «Султанчики».
III. Работа над темой.
– Ребята, нам прислал письмо Дракончик! А в конверте письмо с заданиями.
– Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)
– Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
– Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)
– Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Дракончик? (Письменной речью.)
– Да, если бы не письменная речь Дракончик смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)
– Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать.
Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной?
Составьте слово из букв.
– Если переставить буквы, какое новое слово получится?
Составление предложений по картинке:
– Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения.
Часто идут дожди.
Птицы улетают на юг.
Люди загорают на пляже.
Дети пошли в школу.
– Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Люди загорают на пляже.)
– Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», – о лете.)
Составление графических схем предложений.
– Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)
– Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой – «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)
– Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)
– Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
– Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)
– Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)
– Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)
– Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)
– Давайте, вспомним, как можно записать предложение не зная букв. Каждое предложение можно записать, обозначить его с помощью схемы. Так легче определить, сколько слов в предложении и сколько мы сказали предложений.
Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы.
– Ребята, Дракончик приготовил для вас еще задание! Составьте графические схемы этих предложений.
– Проверим, кто правильно составил графические схемы предложений.
VI. Физминутка
VII. Определение границ предложений в тексте.
– Ребята, выполним ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения.
Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.
VI I. Определение частей тела у Буратины.
– Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку. Знать строение своего тела, значит, знать самих себя.
– Ребята, а какая часть тела у человека самая «умная»? (Голова).
Быть у каждого должна очень умной” голова.
– Какие части тела человека вы можете ещё назвать и показать?
Есть на пальцах наших ногти, На руках — запястья, локти.
Темя, плечи, лоб и грудь И лопатки не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп.
Есть колени и спина, Но она всего одна.
Есть у нас на голове Уха два и мочки две.
Брови, скулы, и виски, И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой. Это человек такой.
– Назовите одним словом: голова, спина, нос, рот – это что? (Части тела).
– Туловище имеет руки и ноги.
– Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/.
– А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.
– А, чего нет у животных – лица.
– А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека? /ладонь, пальцы, ногти, локти, руки/.
– Покажите правую руку, топните левой ногой, поверните голову вправо.
Образование существительных множественного числа.
Игра с мячом: «Один – много».
– А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много.
Ухо – уши, шея-, глаз -, волос -, голова -, лоб-, рот -, нос -, щека -, палец -, локоть -, бровь – ….
Согласование существительного с числительным.
Игра «Подумай и ответь». Поможем Дракоше и Буратино
– Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/
– Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/
– Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/
– Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/
Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и с помощью суффикса «ИЩ».
не нос – а … /носище/, а у другого /носик/.
не рот – а … /ротище/, а у другого /ротик/.
руки, ноги, лоб, глаз, волосы)
Употребление антонимов. Игра: «Скажи наоборот»
лицо грустное – /веселое/
волосы темные – /светлые/
волосы длинные- /короткие/
волосы прямые – /кудрявые/
нос большой – /маленький/
Многозначность слов.
– Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.
Конспект НОД по логопедической ритмике «Музыка весны»
Представляем вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с ТНР.
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с ТНР »Музыка весны».
Цель: коррекция речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.
- Активизировать словарный запас по теме «Весна»;
- Развивать подражательность, диафрагмальное дыхание, координацию и переключаемость движений;
- Работать над развитием способности согласовывать движения с музыкой.
- Работать над развитием артикуляционной моторики, мелкой и общей моторики;
- Продолжать работу по развитию чувства темпа и ритма;
- Развивать ориентировку в пространстве, память, слуховое внимание, способность к расслаблению (релаксации).
Оборудование: тазы с водой, бумажные кораблики, разрезные картинки по теме «Первоцветы», магнитная доска, металлофоны,
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Звучит инструментальная обработка «Музыка весны» А.Вивальди, дети входят в зал.
На ковёр все проходите,
Мне улыбки покажите.
Чтоб плясать было удобно,
Чтобы двигаться свободно,
По полянке разойдёмся…
И снова улыбнёмся!
2. Дети выполняют коммуникативное упражнение «Музыка, здравствуй!» муз. и сл.М.Л.Лазарева (Лазарев М.Л. «Здравствуй!»: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста.- М.:Академия здоровья, 1997. – с.128)
– Здравствуйте, девочки!
– Здравствуйте!
– Здравствуйте, мальчики!
– Здравствуйте!
– Здравствуйте, взрослые!
– Здравствуйте!
– Здравствуйте, здравствуйте, все!
Логопед: Дети, послушайте загадку (Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: Детство – Пресс, 2003.) и скажите, о каком времени года в ней говорится.
Почему зелёный листик
Вверх стремится там и тут?
Почему на ветках птички
Звонко песенки поют?
Почему в лесу зверятам
Стало нынче не до сна?
Потому что, потому что
По земле идёт … (весна)
3. Упражнение на согласование речи с движением.
Логопед: Ребята, а вы хотите посмотреть, что происходит в лесу весной?
В лес весенний мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Дети идут, высоко поднимая колени)
Топают ножки по прямой дорожке.
И поскачут ножки прямо по дорожке.
(Дети двигаются на подскоках)
Скакали, скакали и встали. Стоп!
(Дети останавливаются по сигналу)
По узенькой дорожке пойдут тихонько ножки.
(Дети идут, приставляя пятку одной ноги к носку другой)
Друг за другом побежали,
И нисколько не устали.
(Нищева Н.В.)
Логопед: На лесной полянке остановимся. Как приятно греет весеннее солнышко.
4. Упражнение на развитие речевого дыхания «Солнышко». (Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение.: М. – Корона – век, 2008.)
Маленькое солнышко я держу в ладошках.
А большое солнышко вижу за окошком.
Маленькое солнышко спит в моих ладошках.
А большое солнышко ляжет за окошком.
Маленькое солнышко мне в ладошки светит.
А большое солнышко светит всей планете.
Логопед: Старается солнышко, греет. Вот уже на деревьях тает снег и с веток свисают ледяные сосульки.
5. Упражнение на развитие чувства ритма «Кап — кап» муз.и сл. Е.Макшанцевой (Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей/ Авт.-сост. О.В.Клезович. – Минск: Аверсэв, 2005. – с.34)
На доске изображения сосулек – две короткие, одна длинная.
Кап – кап – кап, кап – кап – кап!
Что там за оконцем?
Кап – кап – кап, кап – кап – кап!
Что блестит на солнце?
Кап – кап – кап, кап – кап – кап –
Капают капели.
То весна к нам пришла,
Птицы прилетели!
Логопед: Сыграйте песенку сосулек на металлофоне.
6. Развитие речи с движением.
Все со мной в кружок вставайте,
И движенья повторяйте.
То – то славно, ребята,
Зиму гоним долой!
Загребаем лопатой,
Выметаем метлой!
Все работают с нами,
Где уж тут усидишь!
Мы сбиваем снежками
Льдинки звонкие с крыш!
И зиме холоднющей
Громко скажем мы: «Кыш!» (притоптывают ногой)
Дружно хором попросим:
«Просыпайся, Весна!»
Домик птичкам построим:
Им сейчас не до сна! (стучат кулачками)
В пляс пошли наши ножки –
Эй, гармонь, заиграй! (играют на гармошке)
Ручеёк у дорожки,
Веселей запевай! (хлопают)
7. Развитие слухового восприятия: слушание журчания ручья в записи. (аудиозапись из серии «Звуки природы»)
Логопед: Зажурчал ручеёк, значит, услышала нас Весна!
Ожила вокруг природа,
Пробудившись ото сна.
С голубого небосвода
В гости к нам спешит Весна!
Под музыку заходит Весна:
– Я раскрываю почки в зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня Весна!
Логопед: Здравствуй, милая Весна, мы тебя долго ждали и приготовили в подарок песню.
8. Дети исполняют песню «Весна» муз.и сл. Л.Самохваловой (Музыкальный руководитель – 2012 — №1 – с.56)
Весна: А я тоже приготовила вам подарок. По весенним ручейкам весело играть с корабликами.
(Весна достаёт из корзинки бумажный кораблик).
9. Игра «Кораблик»
Кораблик «поплыл»: дети передают его друг другу под медленную музыку. Под быструю музыку пробежались, опять передают кораблик, снова побежали. («Русская народная мелодия» аудиозапись из серии «Танцевальные народные мелодии»)
10. Упражнение на развитие физиологического типа дыхания.
Логопед: Давайте подуем на наши кораблики, чтобы они поплыли по ручейку. Вдохнём, не поднимая плечи. Дуем на кораблики. (Дети выполняют).
Весна: А теперь мы с вами перешагнём через ручеёк и попадём на полянку. Проверим, все ли пришли, никто не заблудился в лесу?
11. Игра на развитие слухового внимания и тембрового восприятия «Узнай по голосу» муз. и сл. Е.Тиличеевой (Музыка в детском саду: средняя группа)
Дети поют, стоя в кругу.
– Саша, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя: «Ау!»
Ну – ка, глазки закрывай, не робей,
Кто зовёт тебя, узнай поскорей.
Водящий стоит в центре круга и по голосу угадывает зовущих его детей.
12. Активизация словарного запаса по теме «Первоцветы». Развитие мелкой моторики рук.
Логопед: А на полянке кое – где растаял снег и на проталинках появились первые весенние цветы.
Весна: Ребята, какие первые цветы вы знаете? Посмотрите и назовите эти цветы.
На стене картинки с изображением первых цветов: мать-и-мачеха, подснежник, ветреница, купальница, медуница, крокусы, ландыш, тюльпан.
Весна: А теперь я предлагаю вам собрать разрезные картинки с изображением цветов.
Дети садятся на ковёр и собирают разрезные картинки «Цветы».
Весна: А вы знаете, какой цветок появляется самым первым? Ну конечно, мать-и-мачеха.
13. Пальчиковая гимнастика «Мать-и-мачеха» (Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – СПб.: «Детство – Пресс», 2005. – с.11) Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикатов.
Золотые лепестки, хрупкий стебелёк.
Распустился у реки солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зелёных лепестках –
Круглые комочки.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Весна: набежала злая тучка, закрылись наши цветочки. А вы, ребята, не боитесь тучки?
Логопед: Нет, Весна, наши дети тучи не боятся. Они весело танцуют под первым весенним дождём.
14. Развитие движений, чувства ритма. Музыкально – ритмическая композиция «Виноватая тучка» муз.Д. Тухманова, сл. Ю.Энтина (движения по выбору музыкального руководителя)
Вот и солнце закатилось,
Славно мы повеселились!
В путь – дорогу вам пора,
Прощаться надо, детвора!
15. Заключительная часть.
Логопед: Спасибо тебе, Весна! Замечательно мы погуляли. Хорошо в лесу весной, но нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и послушайте звуки весеннего леса.
Дети закрывают глаза и в свободных позах слушают «музыку весны» — пение птиц, журчание ручейка, жужжание мошек и т.д. – аудиозаписи из серии «Звуки природы». Весна уходит.
Логопед: Молодцы, вы сегодня очень старались! Вам понравилось занятие? Вспомните, что мы видели в весеннем лесу?
Список использованной литературы:
Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – СПб.: «Детство – Пресс», 2005.
Лазарев М.Л. «Здравствуй!»: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста.- М.:Академия здоровья, 1997.
Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение.: М. – Корона – век, 2008.
Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей/ Авт.-сост. О.В.Клезович. – Минск: Аверсэв, 2005.
Музыкальный руководитель – 2012 — №1
Музыка в детском саду: средняя группа. – М., 1992.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: Детство – Пресс, 2003.
Авторы:
1. Кузьмичёва Татьяна Николаевна,
учитель-логопед первой квалификационной категории,
МДОУ детский сад №9 п. Кильдинстрой Мурманской области.
2. Вавкина Наталья Анатольевна,
музыкальный руководитель первой квалификационной категории,
МДОУ детский сад №9 п. Кильдинстрой Мурманской области.