Конспект логопедического занятия: Заучивание стихотворения А.А. Фета Жаворонок

«Заучивание стихотворения В. Жуковского «Жаворонок». Конспект НОД в коррекционной подготовительной группе

Лена Касимова
«Заучивание стихотворения В. Жуковского «Жаворонок». Конспект НОД в коррекционной подготовительной группе

Образовательная область «Знакомство с книжной культурой»

Тема недели «Перелетные птицы» Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной коррекционной группы с использованием компьютерных технологий и техники моделирования по теме:

«Заучивание стихотворения В. Жуковского «Жаворонок».

Конспект составила воспитатель высшей категории

Касимова Елена Леонидовна

Участники: дети коррекционной подготовительной группы.

Занятие 30 минут.

-Закрепить знания детей о перелетных птицах (соловье, скворце, ласточке, зяблике) .

– Способствовать представлению детей о характерных признаках, особенностях перелётной птицы – жаворонка.

– Способствовать УМЕНИЮ ДЕТЕЙ РАБОТАТЬ В ПАРАХ.

– Способствовать выразительному чтению стихотворения наизусть.

– Способствовать УМЕНИЮ ДЕТЕЙ СКЛАДЫВАТЬ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ.

– Способствовать развитию поэтического вкуса; пониманию и воспроизведению образного языка; запоминанию стихотворения с помощью моделирования.

– Содействовать развитию общеречевых навыков (правильному звукопроизношению, чёткости дикции, интонационной выразительности).

– Содействовать преодолению речевого нарушения путём сочетания поэзии и музыки.

– Воспитывать доброе, бережное отношение к птицам, закладывать основы экологического мышления.

•Эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение стихотворения.

•Чтение стихотворений В. Жуковского – «Птичка»; чтение рассказов В. Бианки о птицах, сказки Г. Скребицкого «Весенняя песня»

•Беседа о перелётных птицах.

•Слушание музыки П. Чайковского «Жаворонок».

Материалы и оборудование к непосредственной образовательной деятельности.

•Картинки на магнитах с изображением жаворонка, соловья, скворца, ласточки, зяблика и соответствующие разрезные картинки.

•Иллюстрации на тему ранней весны.

•Фото с изображением рдеющего (краснеющего) леса, лазури (голубого цвета неба).

-Ватман с изображением дерева.

•Портрет поэта В. Жуковского.

•Ноутбук с записью пения перелетных птиц и жаворонка.

-Весенний венок и корзинка.

Методы и приемы: игровая ситуация, отгадывание загадки, беседа, рассказы воспитателя и детей, дидактическая игра «Собери картинку», прослушивание звукозаписи с голосами птиц, подвижная игра «Жаворонки летели», подведение итогов.

Примерный ход непосредственной образовательной деятельности

– Входит педагог, с весенней корзинкой в руках, надевает на голову венок и говорит:

– На голову венок я надеваю и угадайте в кого себя я превращаю.

Я РАСКРЫВАЮ ПОЧКИ, в зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна, зовут меня… (весна)

-Ребята, зима долго не хотела уступать мне свое место и, уходя, решила заколдовать перелетных птиц, чтобы они не могли порадовать нас своим чудесным пением.

-Расколдовать птиц смогут только смелые ребята, умеющие дружно работать в парах.

-Вы, возьметесь за это ответственное дело? (да)

-Я ничуть в этом не сомневалась.

-Тогда я попрошу вас разбиться на пары, подойти ко мне, взять по одному конверту на двоих и занять места за столами.

Работа в парах. Дети складывают разрезную картинку – птичку.

-Молодцы ребята. Узнали вы, что за птичка у вас получилась? (ответы детей)

– А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и спрятаться за ладошками. (восп-ль меняет разрезные картинки на картинки птиц по количеству детей в группе)

– Можете открывать глаза.

– Что изменилось? (разрезная картинка превратилась в птичку на магните,

на каждого ребенка, был один скворец стало два скворца и т. п.)

– Посмотрите, произошло чудо! Вы смогли расколдовать птиц.

– Давайте разместим их на нашем весеннем дереве.

– Сначала прилетят скворцы, за ними соловьи, следующими прилетят зяблики и последними на веточки сядут ласточки.

– Какое чудесное весеннее дерево у нас получилось!

– В благодарность за то, что вы разрушили колдовские чары зимы, птицы хотят порадовать вас своим пением. (прослушивание записи «пение перелетных птиц»)

– Ой, ребята, смотрите, к нам летит еще одна птичка. Узнаете ее?

Эта птица смогла прогнать зиму в сказке Г. Скребицкого «Весенняя песня», которую мы с вами недавно читали. Как ее зовут? (жаворонок)

– Кто из вас попробует описать жаворонка? (рассказ ребенка)

Жаворонок – небольшая птичка, чуть больше воробья, и похожа на него пестрым оперением. Обычно жаворонок поет над полем, лугом. Он поют налету, кругами поднимаясь все выше и выше, пока не исчезнет из глаз. Но голос его звонкий, сильный – слышен далеко.

– Хотите послушать как он поет? (запись пения жаворонка).

– Вот об этой птичке очень красивое стихотворение написал В. А. Жуковский.

Педагог знакомит детей с портретом поэта В. Жуковского.

Жуковский писал для взрослых, но есть у него и несколько произведений, написанных специально для детей. Это хорошо знакомые вам сказочки «Мальчик с пальчик» и «Кот в сапогах».

Динамическая пауза. Подвижная игра «Жаворонок».

– Ребята, а давайте представим, что мы тоже стали птичками. И поиграем в игру «Жаворонок».

Жаворонки летели (бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями)

Все люди глядели.

Жаворонки садились (приседают, сложив руки за спиной)

Все люди дивились

Сели, посидели (делают ритмичны наклоны)

Взвились, полетели (бегут по кругу, взмахивая руками)

И на место сели.

– Молодцы, поиграли, отдохнули, и за дело.

– Садитесь поудобнее, я вам прочитаю новое произведение В. А. Жуковского. Оно называется «Жаворонок» и его мы сегодня будем заучивать наизусть.

– Чтение стихотворения воспитателем

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

Беседа о прочитанном. Словарная работа.

– Понравилось вам стихотворение?

– О каком времени года здесь говорится?

Жаворонок приносит весну. Он вестник тепла, солнца.

– Все ли вам понятно в этом стихотворении?

– В этом стихотворении встречались трудные слова.

– Как вы поняли фразу «темный лес зардел»? (зарумянился, покраснел, осветившись солнцем) – показ фото.

– Как вы считаете, что такое «лазурь»? (нежно голубой цвет неба) – показ фото.

Повторное чтение стихотворения.

– давайте я прочитаю стихотворение еще раз с использованием мнемотаблицы, вы послушаете и попробуете себя представить утром, в поле. И над вами поет жаворонок.

Читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

– Давайте встанем на ноги и немного отдохнем.

Жаворонки летели,

На деревья сели,

– А сейчас попробуйте рассказать стихотворение вместе со мной.

– Кто может рассказать самостоятельно?

– Как вам кажется, легче запомнить стихотворение с мнемотаблицей или без нее? (ответы детей)

– Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

За это я хочу подарить вам раскраски – загадки.

– Волшебный венок я снимаю и снова в воспитателя себя я превращаю.

– Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня вы беседовали на занятии?

– Что интересного узнали о жаворонке?

– Кто написал стихотворение «Жаворонок»?

– Что вам больше всего понравилось на занятии?

– Что помогло скорому запоминанию стихотворения?

– Кому было трудно запомнить стихотворение?

•Самостоятельное повторение стихотворения детьми во время свободной деятельности с помощью мнемотаблицы и без неё.

•Использование мнемотаблиц для описательных рассказов, стихов, сказок.

•Самостоятельное изготовление детьми мнемотаблиц к собственным рассказам.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема: Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза» с элементами мнемотехники.

Конспект НОД в старшей группе «Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием мнемотаблиц» Цель: 1) сформировать умение заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц. 2) сформировать умение детей эмоционально воспринимать стихотворение;.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Весна» Колпакова Наталья Владимировна. Вторая младшая группа. Тема: Заучивание стихотворения А. Плещеева «Весна». Программные задачи: Образовательные:.

Конспект по развитию речи в старшей группе. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» Цель. Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…». Оборудование:.

Конспект занятия по худ. литературе «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Огонек»» во второй младшей группе Технологическая карта организованной учебной деятельностиОбразовательная область: Социум Раздел: Художественная литература Тема: Заучивание.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе Заучивание стихотворения «Воробушки» Цель: Познакомить детей с новым произведением кубанского писателя В. Нестеренко «Воробушки». Вызывать радость от восприятия стихотворения,.

Читайте также:  Конспект открытого логопедического занятия ‘Проделки деда Буквоеда’

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение и заучивание стихотворения С. А. Есенина «Черемуха» Программное содержание: 1. Образовательные задачи: • Помочь детям понять содержание стихотворного текста о цветении черемухи, приходе весны;.

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама» Задачи: Развивать произвольное запоминание, используя текст стихотворения. Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, любовь к маме.

Конспект занятия в средней группе детского сада «Заучивание стихотворения В. Берестова «Новогоднее происшествие» Заучивание стихотворения В. Берестова «Новогоднее происшествие» (средняя группа) Программное содержание: Уточнить понимание содержание произведения,.

Заучивание стихотворения Л. Гержидович «Белкин гриб». Конспект НОД в средней группе Образовательные задачи: Способствовать умению детей последовательно запоминать и рассказывать стихотворение, используя мнемотехнику, соотносить.

Заучивание стихотворения А. Фета “Ласточки пропали” в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Занятие по развитию речи в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
zauchivanie_stihotvoreniya_a.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали»

Воспитатель Щулькина О. Ю.

Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали».

Задачи: 1. Познакомить детей с новым стихотворением, закрепить приметы осени, обогащать словарь («заря», «валится»), показать красоту поэтических образов.

2. Развивать речь детей, образное мышление, внимание, память, чувство рифмы, умение аргументировать свой ответ.

3. Воспитывать эстетический вкус, любовь к русской поэзии.

Предварительная работа: поместить портрет поэта в книжный уголок, чтение стихотворений об осени других русских поэтов (А. Плещеева, А. С. Пушкина) , наблюдение на прогулке примет осени, рассматривание репродукции И. Левитана «Осень (Октябрь)», слушание произведений П. Чайковского «Времена года», А. Вивальди «Времена года».

Материалы: репродукция И. Левитана «Осень (Октябрь)», музыка П. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь», бумага и карандаши для каждого ребёнка для зарисовки опорной схемы для заучивания стихотворения, шарики с отверстиями и верёвка для игры «Собери бусы».

Беседа с детьми о приметах осени: назовите известные вам приметы осени. Дети называют приметы осени, опираясь на опыт своих наблюдений во время прогулок.

Воспитатель: Дети, вам нравится осень? Почему? (Дети делятся своими впечатлениями).

Воспитатель: Где можно встретиться с красотой осени? (на природе, в музыке, на картинах художников, в стихотворениях).

Воспитатель: Стихи каких русских поэтов об осени вам известны? (А. С. Пушкин «Унылая пора», А. Плещеев «Осень»).

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением об осени. Написал его русский поэт Афанасий Фет (на доске выставляется портрет поэта).

Воспитатель читает детям стихотворение А. Фета «Ласточки пропали», фоном звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь».

Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Беседа по содержанию стихотворения: Понравилось вам стихотворение? О чём оно? Какое оно по настроению? Какие приметы осени отмечены в стихотворении? Как об этом писал А. Фет? (воспитатель уточняет ответы детей, цитируя соответствующие строки стихотворения). Как вы думаете, как назвал своё стихотворение Афанасий Фет? (дети высказывают аргументированные варианты ответов). Затем воспитатель озвучивает название стихотворения – «Ласточки пропали».

Воспитатель повторно читает стихотворение . Какие незнакомые, непонятные слова вам встретились? («зарёй», «валится»).

Проводится словарная работа с терминами «заря», «валится» (посредством словарного исследования дети уточняют смысл этих слов, находят синонимы: «заря» – «восход» или «закат»; «валится» – «опадает»). Далее детям предлагается порассуждать, о какой заре идёт речь в стихотворении – утренней или вечерней с аргументацией ответа.

Затем детям предлагается словесная игра «Доскажи словечко» (воспитатель не читает строчку стихотворения не до конца, последнее слово досказывают дети.).

Далее детям предлагается игра «Собери бусы» (у каждого ребёнка шарик – «бусинка», которую он нанизывает на верёвку, произнося соответствующую строку стихотворения).

Воспитатель: А теперь давайте попробуем рассказать стихи руками . На каждую строчку стихотворения дети придумывают движение или жест. Затем, один ребёнок показывает стихотворение руками, другой его озвучивает (2-3 пары детей).

Затем детям предлагается нарисовать стихотворение (опорная схема) и рассказать его с опорой на эту схему.

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались на занятии? Как называется стихотворение, которое вы выучили? Кто автор этого стихотворения? Как мы учились запоминать стихотворение? Всё это вам пригодится в школе, когда будете учить стихи. Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было труднее всего? Однако, несмотря на трудности, все успешно справились с заучиванием стихотворения. Я благодарю вас за плодотворную работу и думаю, что рассказав это стихотворение дома родителям, вы очень их порадуете.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОО «Чтение художественной литературы»Тема дня: «Игра и игрушки» Конспект НОД: «Заучивание стихотворения А.Барто «Мячик»»Возрастная группа: 2-ая младшая.

это стихотворение рекомендуется использовать на занятиях по формированию коммуникативных качеств дошкольников.

Цель: учить детей запоминать и воспроизводить стихотворение Е. Трутневой «Осень» с опорой на мнемотаблицу.

Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» с использованием мнемотаблицы.

консультация для педагогов.

Побудить детей к заучиванию стихотворения “Звёедочка- малютка” Н.Садовского.

Конспект по речевому развитию дошкольников заучивание стихотворения по теме Весна.

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по разучиванию стихотворения с презентацией

Обсыпает ветки
Новым серебром. (Слайд 3)
(Дети смотрят на фотографию зимней берёзки.)
V. Беседа по первичному восприятию текста.
Как называется стихотворение, которое вы сейчас услышали? (Белая берёза.)
Кто его написал? (Сергей Есенин.)
Как называется профессия человека, который пишет стихи? (Поэт, писатель.)
Какой вы представили себе берёзку? (Белой, кудрявой, красивой…)
Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали стихотворение? (Тишины, спокойствия, светлой грусти.)
VI. Анализ стихотворения. Словарная работа.
Мы с вами сейчас сказали, что поэт пишет стихи. Про людей каких профессий мы можем сказать, что они тоже пишут? (Учителя, художники)
Совершенно верно! Но ведь художники пишут не слова, а картину?
(Если дети затрудняются, то говорю) – А ещё мы можем сказать про художника, что он не рисует картину, а пишет. А давайте сейчас попробуем записать это стихотворение картинками. Посмотрите на берёзу и скажите, как назвал её Есенин? Какая она? (Белая) (Слайд 4.)
Почему, как Вы считаете? (Кора белая)
Правильно. Берёза – единственное дерево в мире, у которого белая кора.
А ещё, почему берёза белая, как вы считаете? (Снегом засыпана, поэтому белая)
Давайте проговорим 1 строчку стихотворения.
(Белая берёза под моим окном.)
Молодцы.
Вторая строчка звучит так. Принакрылась снегом, точно серебром. Как вы понимаете слово принакрылась? Аня, подойти ко мне.
(Аня выходит, логопед выполняет действия и просит детей озвучивать, то, что она делает.)
Я приготовила покрывало. Давайте поиграем.
Закрылась. Как это? Давайте изобразим. Закрылась спереди.
Укрылась- закрылась снегом со всех сторон, вот как это дерево, даже щёлочки не видно.
Накрылась — закрылась сверху снегом, вот как это дерево.
Принакрылась – слегка накрылась.
Садись Аня, спасибо.
Что такое серебро? Какого оно цвета? (Серебро-это драгоценный металл серо-голубого цвета.)
Как вы думаете, почему поэт сравнивает снег с серебром.
Какой снег бывает зимой? (Снег искрится, переливается, сверкает, блестит.)
Повтори. Прошу повторить двоих детей.
(Слайд 5)
Давайте повторим 2 строчку стиха.
(Принакрылась снегом, точно серебром.)
Послушайте дальше:
На пушистых ветках снежною каймой.
Что бывает пушистым? Давайте посмотрим на картинки. (Слайд 6)
Что изображено? (Шапка, кот пушистый.)
Чего много у кота? (Волосков, шерстинок) А у шапки? (Пушинок) А почему Сергей Есенин говорит, что берёза пушистая? Посмотрите на картинку.
(Слайд 7)
А чего у берёзы много? (Много маленьких, тоненьких веточек)
А что такое кайма?
Давайте посмотрим на картинки. (Слайд 8)
Кайма – это край одежды, или обоев на стене.
Раз это край, то он обычно отличается по рисунку или по ткани. У меня на фотографии вы видите разные виды каймы. Чаще мы говорим ласково – каёмка, каёмочка.
Повторим 3 строчку.
(На пушистых ветках снежною каймой.)
Распустились кисти белой бахромой.
Какие бывают кисти? Давайте посмотрим. Обратите внимание.
Это какие кисти? (Слайд 9)
(Кисти художника)
А это? (Кисти(гроздья) ягод)
Кисти рук. (Часть тела человека)
А что такое бахрома?
Бахрома-это тесёмка, один край у которой свисает в виде ниточек, или кусочков ткани.
Давайте повторим следующую строчку.
(Распустились кисти белой бахромой.) (Слайд 10)

Физминутка. Давайте первую половину стихотворения нарисуем движениями. Проговаривайте и показывайте каждое слово, придумывая свои движения. (Слайд 11)

Продолжаем. Слушаем стихотворение дальше.
И стоит берёза в сонной тишине.
Что может стоять? (Дерево, стол, стул)
Кто может стоять? (Солдат, караульный, постовой) (Слайд 12)
Где можно встретить сонную тишину? (В спальне, когда все спят)
Давайте повторим эту строчку.
(И стоит берёза в сонной тишине.) (Слайд 12)
И горят снежинки в золотом огне.
Что может гореть? (Огонь, дом, дерево, костёр)
Как тогда получается, что горят снежинки? Что имел ввиду поэт? (Снежинки переливаются разными цветами.)
А почему снежинки искрятся красным цветом? (Потому что это утро или вечер.)
Заря – это яркое освещение горизонта перед восходом или перед закатом солнца.
А что называет Есенин золотым огнём, как вы думаете? (Свет солнца.)
Давайте повторим эту строчку.(Слайд 13)
(И горят снежинки в золотом огне.)
А заря, лениво обходя кругом.
Как заря обходит всё вокруг?
А вы знаете самое ленивое животное? Самое ленивое животное – ленивец, он очень мало двигается, и спускается с дерева всего лишь раз в неделю. Ленивец живёт в жарких странах. Посмотрите, как он выглядит. (Слайд 14)
Что обходит человек на фотографии? (Лужу)
Заря лениво обходит? Что это значит? (Медленно, тихо.)
Давайте повторим эту строчку.
(А заря, лениво обходя кругом.)
Обсыпает ветки новым серебром.
Давайте посмотрим на картинки. (Слайд 15) Что здесь делают с песком? Да, но песок обратно рассыпается на землю. А если мы хотим покрыть полностью какой-то предмет, то говорим, обсыпать. Посмотрите, как обсыпали торт кокосовой стружкой.
А как сказать наоборот слово новый?
Посмотрите нам игрушки. (Слайд 16) Какой мишка новый? А какой старый? Как догадались?
Давайте проговорим последнюю строчку:
(Обсыпает ветки новым серебром.) (Слайд 17)
VII. Физминутка. Давайте покажем эту часть стиха движениями. (Слайд 18)

VIII. Рассказывание стихотворения детьми.

Посмотрите, какая таблица с рисунками у нас получилась. Кто попробует рассказать это стихотворение по нашей нарисованной таблице? Слушаем 3-4 человек.
IX. Рефлексия. Как называлось стихотворение, которое мы сегодня учили? Кто его написал?
(«Белая берёза». Сергей Есенин)

Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством поэта Фета

Разработала старший воспитатель МБДОУ детского сада № 14 г. Мценска Орловской области Платонова Валентина Григорьевна

В ходе деятельности дошкольники знакомятся с творчеством поэта-земляка А.А.Фета, который воспевал русскую природу, свой родной Мценский край.

Программные задачи:
1. Познакомить дошкольников с творчеством знаменитого поэта Мценского края Афанасия Афанасьевича Фета.
2. Развивать поэтический слух детей.
3. Развивать связную речь; провести словарную работу над словами и их значением: земляк, бурмитские зерна, денница…
4. Формировать эстетический вкус у воспитанников средствами изобразительного искусства.
5. Воспитывать гордость за родную сторону, взрастивших прекрасных поэтов, знаменитых на весь мир.

Материал: портрет А.А.Фета, картина Грабаря «Голубая лазурь», картинка рыбки, …., белая гуашь, листочки с нарисованной березой.

Предварительная работа: разучивание стихотворения «Осень» А.Фета.

Сын орловского помещика Афанасий Афанасьевич Фет (показываю портрет поэта, написанный И.Е.Репиным), по его собственным словам, с детства был «жаден до стихов». Он разыскивал их, учил наизусть, сам очень рано стал писать. Родился А.А.Фет в деревне Новоселки Мценского края в 1820 году.
• Где родился русский поэт А.А.Фет?
• Кем он нам приходится? (земляком).
• Как вы думаете, что означает слово «земляк»?
«Когда отцу русского поэта А.Фета по наследству досталось Козюлькино – это так называется деревня, тот своим местопребыванием выбрал обращенный к Зуше склон. Он очистил его от леса и, насыпав большую искусственную площадку, поставил здесь жилые дома и службы усадьбы. Сейчас найти это место не так просто. Минувшая война стерла с лица земли все, что могло бы напоминать о некогда богатой усадьбе. Но протекающая рядом река и красивые дубравы радуют взор и зовут к общению с фетовскими стихами:
«Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало…»
• Как вы думаете, о какой реке идет речь?
В своих чудесных стихах Афанасий Афанасьевич воспевал шелестящие рощи, яблоневые сады, росы и звезды Отчизны.
«Сколько раз в течение нескольких годов случалось мне каждое утро неторопливым шагом спускаться от флигеля в сад и через поле к реке Зуше, которую приходилось переезжать по косому броду…», – писал А.А.Фет.
Этим местам поэт посвятил такие проникновенные слова:
«Пойду навстречу к ним знакомою тропою,
Какою нежною, янтарною зарею
Сияют небеса, нетленные, как рай,
Далеко выгнулся земли померкшей край,
Прохлада вечера и дышит, и не дышит,
И колос, зреющий, едва-едва колышет…»

• Чему посвящал свои стихи Мценский поэт? (Родине, природе).
А.А.Фет любил путешествовать по родному краю. В Спасском-Лутовиново часто встречался с И.С.Тургеневым. В мценском селе Черемошны поэт написал стихотворение «Осень».
• Кто может прочесть его стихотворение «Осень».
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,

На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью втер злится
Да стучит в окно…

Афанасий Афанасьевич не писал специально для детей, но его стихотворения, такие проникновенные и лирические сами западают в душу тому, кто их читает.
Много своих произведений поэт посвятил и такому прекрасному времени года, как… Как вы думаете, какому времени года посвящал свои стихи наш великий земляк-поэт? (размышления детей) Весне.
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

А. А.Фет, как очень наблюдательный человек, тонко замечал весенние явления природы.
• Какие явления природы весной вы можете назвать?
Да, именно дождь. И он весеннему дождю посвятил свое прекрасное стихотворение. Послушайте.
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в солнечной пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Жизнь живого мира природы также не стояла в стороне от его поэтических строк. Например, он в стихотворной форме так описывает рыбку в своем стихотворении «Рыбка», что кажется: вот она перед вами плещется в речных струях.

…Чиста холодная струя,
Слежу за поплавком,-
Шалунья рыбка, вижу я,
Играет с червяком.

Голубоватая спина,
Сама, как серебро,
Глаза – бурмитских два зерна,
Багряное перо.
(Бурмитские зерна – крупный жемчуг).
• Как вы думаете, что описал в своем стихотворении «Рыбка» поэт? (Рыбалку).
• А вы любите с папами ходить на рыбалку? (Ответы детей).

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она…
Люблю игру денницы (утренняя заря)
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу с ветвей.
• Подумайте и скажите, что же это за «краса на ветвях», о которой писал Фет?
• Дети нарисуйте на своих деревьях «красу», о которой говорил в своем стихотворении А.А.Фет. (Дети дорисовывают иней на ветвях березы).
А как здорово он описывал в своих стихах жизнь крестьянских детей, их зимние развлечения:
Мама! Глянь-ка из окошка –
Знать вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз…
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама, не откажешь,
А сама, наверно, скажешь
«Ну, скорей гулять!»
Поэт известен как автор интересных воспоминаний, рассказов. В своих воспоминаниях он тепло и подробно пишет о Мценске, о тех местах, где родился, куда любил приезжать, чтобы черпать свои наблюдения, легшие в такие напевные, полюбившиеся народу, прошедшие проверку временем стихи.
Послушайте, какие строчки в своем сочинении о А.А.Фете написала ученица Мценского района:
«Красавица Зуша неторопливо несет в нашем краю свои воды. Так и кажется: вот сюда, на этот берег, выходил великий поэт. И еще подумалось – не будь нашей природы, в общем-то, не очень затейливой, скорее строгой, как это и присуще срединной России, и, возможно, не было бы А.А.Фета. Того, которого знает весь мир».
В это неброское, но милое сердцу «деревенское захолустье» сегодня едут и едут люди. Из ближних и дальних областей страны, из-за рубежей Отчизны.

И в его имении, от которого не осталось уже и следа, до сих пор проводится ежегодный Фетовский праздник.

Подведение итога занятия
• О каком поэте Мценского края мы сегодня вели разговор?
• Что вам больше всего запомнилось из нашего занятия?
• Появилась ли у вас гордость за то, что наша Мценская сторона воспитала таких знаменитых на весь мир поэтов и писателей, как А.А.Фет, Е.А.Благинина, И.С.Тургенев?
• Есть ли у вас какие вопросы ко мне?

Автор Греф Н. Г. «Заучивание стихотворения В. Жуковского «Жаворонок». Конспект НОД в подготовительной логопедической группе

Надежда Греф
Автор Греф Н. Г. «Заучивание стихотворения В. Жуковского «Жаворонок». Конспект НОД в подготовительной логопедической группе

ГБДОУ №113 Невского района

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы с использованием компьютерных технологий и техники моделирования по теме:

«Заучивание стихотворения В. Жуковского «Жаворонок».

Конспект составила воспитатель высшей категории

Греф Надежда Григорьевна

Участники: дети логопедической подготовительной группы.

Занятие 30 минут.

Образовательная область «Художественная литература»:

•Способствовать выразительному чтению стихотворения наизусть; развитию поэтического вкуса; пониманию и воспроизведению

образного языка; запоминанию стихотворения с помощью моделирования.

Образовательная область «Коммуникация»:

•Содействовать развитию общеречевых навыков (правильному звукопроизношению, чёткости дикции, интонационной выразительности).

•Способствовать представлению детей о характерных признаках, особенностях перелётной птицы – жаворонка.

Образовательная область «Социализация»:

•Воспитывать доброе, бережное отношение к птицам, закладывать основы экологического мышления.

Образовательная область «Музыка»:

•Содействовать преодолению речевого нарушения путём сочетания поэзии и музыки.

•Эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение стихотворения.

•Чтение стихотворений В. Жуковского – «Птичка», «Знать солнышко утомлено», «Котик и козлик»; чтение рассказов В. Бианки о птицах.

•Беседа о перелётных птицах.

•Слушание музыки П. Чайковского «Жаворонок».

Материалы и оборудование к непосредственной образовательной деятельности.

•Картинки с изображением жаворонка.

•Иллюстрации на тему ранней весны.

•Фото с изображением рдеющего (краснеющего) леса.

•Портреты поэта В. Жуковского, композитора М. Глинки.

•Кассета с записью пения жаворонка.

•Диск с музыкой М. Глинки.

•Телевизор с дисководом.

•Диск с записью видеозанятия «Жаворонок».

Примерный ход непосредственной образовательной деятельности

•Педагог включает запись пения жаворонка и загадывает загадку о жаворонке с целью активизации внимания.

•Воспитатель представляет детям пейзаж ранней весны с целью уточнения времени прилёта жаворонка.

•Задаёт вопросы о внешнем виде жаворонка, способах охоты, устройства гнезда, мест зимовки для закрепления знаний о поведении и повадках жаворонка.

•Педагог знакомит детей с портретами поэта В. Жуковского и композитора М. Глинки для соотношения искусства поэзии с искусством музыки.

•Речь с движением «Летят перелётные птицы» (для снятия мышечного напряжения, развития речи и общей моторики).

•Воспитатель предлагает детям послушать и запомнить стихотворение с помощью мнемотаблицы и ставит диск с записью видеозанятия.

•После просмотра воспитатель совместно с детьми повторяет стихотворение по мнемотаблице; стимулирует каждого ребёнка самостоятельно рассказать стихотворение.

•Педагог вместе с детьми радуется скорому запоминанию стихотворения, отмечает детей с наиболее точным изложением стихотворения.

•Дети делятся чувствами, возникшими, при слушании стихотворения под музыку и рассказывают, что помогло им быстрее запомнить стихотворение.

•Самостоятельное повторение стихотворения детьми во время свободной деятельности с помощью мнемотаблицы и без неё.

•Использование мнемотаблиц для описательных рассказов, стихов, сказок.

•Самостоятельное изготовление детьми мнемотаблиц к собственным рассказам.

Автоматизация звуков в стихотворении.

•Предложить родителям совершить экскурсию в весенний еловый бор для рассматривания рдеющих плодов ели.

Презентация к родительскому собранию на тему «Вырастим толерантного дошкольника» Материал для родителей. В презентации представлен материал по основным вопросам воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. Материал.

Презентация «Насекомые» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию к лексической теме «Насекомые». Время не стоит на месте, вот и.

Конспект НОД по развитию речи детей подготовительной к школе группы на тему «Заучивание стихотворения “Ласточки пропали” А.Фета»

НОД по развитию речи

детей подготовительной к школе группы

«Заучивание стихотворения “Ласточки пропали” А.Фета»

Программное содержание: помочь детям запомнить новое стихотворение.

1. Познакомить детей с новым стихотворением, закрепить приметы осени, обогащать словарь («заря», «валится»), показать красоту поэтических образов.

2. Развивать речь детей, образное мышление, внимание, память, чувство рифмы, умение аргументировать свой ответ.

3. Воспитывать эстетический вкус, любовь к русской поэзии.

Предварительная работа: поместить портрет поэта в книжный уголок, чтение стихотворений об осени других русских поэтов (А. Плещеева, А. С. Пушкина), наблюдение на прогулке примет осени, рассматривание репродукции И. Левитана «Осень (Октябрь)», слушание произведений П. Чайковского «Времена года», А. Вивальди «Времена года».

Материалы: портрет А. А. Фета, репродукция картины И. Левитана «Осень (Октябрь)», музыка П. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь», бумага и карандаши для каждого ребёнка для зарисовки опорной схемы для заучивания стихотворения, шарики с отверстиями и верёвка для игры «Собери бусы», аудиозапись «Пение ласточки и горлицы».

Методические приемы: аналитическая беседа, словарная работа, беседа по впечатлениям, выразительное чтение, просмотр презентации, наблюдение, словесная игра, рисование опорной схемы, прослушивание аудиозаписи.

Последующая работа в группе по закреплению материала: дидактическая игра «Назови лишнее слово».

Взаимодействие с родителями: разместить в родительском уголке, на официальном сайте МАДОУ № 31 в разделе «Для вас, родители» в рубрике «О самом важном с 1 года до 7», в папке «6-7 лет» текст стихотворения, его опорную схему (Приложение 1), аудиозаписи для прослушивания; предложить родителям познакомиться на сайте детского сада с консультацией «Как учить стихи с ребенком».

Воспитатель включает аудиозапись пения ласточек, чтобы привлечь внимание детей к себе, заставить их удивиться. Задает вопрос: чье пение услышали дети? Можно ли сейчас услышать птичьи песни? Уточняет высказывания детей о пении ласточки, о перелетных птицах.

2. Беседа с детьми о приметах осени: назовите известные вам приметы осени. Дети называют приметы осени, опираясь на опыт своих наблюдений во время прогулок.

Воспитатель: Дети, вам нравится осень? Почему? (Дети делятся своими впечатлениями).

Воспитатель: Где можно встретиться с красотой осени? (на природе, в музыке, на картинах художников, в стихотворениях).

Воспитатель: Стихи каких русских поэтов об осени вам известны? (А. С. Пушкин «Унылая пора», А. Плещеев «Осень»).

3. Обращение к теме занятия:

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением об осени. Написал его русский поэт Афанасий Фет (на доске выставляется портрет поэта).

4. Чтение стихотворения и прослушивание аудиозаписи:

Воспитатель читает детям стихотворение А. Фета «Ласточки пропали», фоном звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь».

Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно…

5.Беседа по содержанию стихотворения:

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? О чём оно? Какое оно по настроению? Какие приметы осени отмечены в стихотворении? Как об этом писал А. Фет? (воспитатель уточняет ответы детей, цитируя соответствующие строки стихотворения). Как вы думаете, как назвал своё стихотворение Афанасий Фет? (дети высказывают аргументированные варианты ответов). Затем воспитатель озвучивает название стихотворения – «Ласточки пропали».

6. Повторное чтение стихотворения

Воспитатель: Какие незнакомые, непонятные слова вам встретились? («зарёй», «валится»).

7. Словарная работа с терминами «заря», «валится» (посредством словарного исследования дети уточняют смысл этих слов, находят синонимы: «заря» – «восход» или «закат»; «валится» – «опадает»). Далее детям предлагается порассуждать, о какой заре идёт речь в стихотворении – утренней или вечерней – с аргументацией ответа.

8. Словесная игра «Доскажи словечко»

Воспитатель читает строчку стихотворения не до конца, последнее слово досказывают дети.

9 Рисование опорной схемы стихотворения:

Затем детям предлагается нарисовать стихотворение (опорная схема) и рассказать его с опорой на эту схему.

10. Итог занятия:

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались на занятии? Как называется стихотворение, которое вы выучили? Кто автор этого стихотворения? Как мы учились запоминать стихотворение? Всё это вам пригодится в школе, когда будете учить стихи. Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было труднее всего? Однако, несмотря на трудности, все успешно справились с заучиванием стихотворения. Я благодарю вас за плодотворную работу и думаю, что рассказав это стихотворение дома родителям, вы очень их порадуете.

Читайте также:  Формирование коммуникативных навыков посредством мимики, пантомимики
Ссылка на основную публикацию