Конспект логопедического занятия во 2 классе на тему: Слово и Слог

Логопедическое занятия для 2 класса. Звукобуквенный анализ. Деление слов на слоги
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Конспект логопедического занятия для обучающихся второго класса, испытывающих проблемы в усвоении программы по русскому языку и чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Логопедическое занятия для 2 класса. Звукобуквенный анализ. Деление слов на слоги54 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятия для 2 класса

Звукобуквенный анализ. Деление слов на слоги

Оборудование: карточки с таблицами, карточки со словами, картинки, мяч, тетради, листочки в клетку.

1. Начало занятия

Откройте тетради, запишите число. Какое сейчас время года?(весна) Какой по счёту месяц весны?(первый) Какой по счёту месяц года?(третий) Сколько букв и звуков в слове «март»? Сколько слогов?

2. Работа с таблицей

Задание 1: дается 5 минут на нахождение и запись в тетрадь слов, находящихся в таблице (Приложение А).

Чтение найденных слов по цепочке. Объяснение значений непонятных слов.

Задание 2: Разделите слова на слоги и поставьте ударение. Надпишите над словами количество букв и звуков.

3. Физ. минутка с мячом

Я бросаю мяч и говорю слог со звонким согласным. Вы возвращаете мне мяч, меняя согласный на парный глухой.

4. Графический диктант «Собака» (Приложение Б)

5. Работа с картинками

У меня на доске написаны слова:

Почему я написала их в квадратных скобках? Рядом со словами прикрепите картинки. Запишите в тетради названия картинок. Разделите слова на слоги. Поставьте ударение. Над словами напишите количество букв и звуков.

Положите правую руку на левое плечо, а левую – руку на лоб. Покажите левой рукой на окно, а правой – на потолок. Закройте левой рукой правый глаз, а правой – правое ухо.

7. Работа с карточками (Приложение В)

Слова из таблицы: пас, клуб, колбаса, палуба, вол, лук, лак, куб, раб, бар, бра, бас, клоп, сало, раса, полк, палка, полка, луна, кубик, акула.

  • 2 клетки вправо
  • 1 клетка вверх
  • 1 клетка вправо
  • 1 клетка вверх
  • 1 клетка вправо
  • 4 клетки вниз
  • 3 клетки вправо
  • 1 клетка вверх
  • 1 клетка вправо
  • 5 клеток вниз
  • 2 клетки влево
  • 1 клетка вверх
  • 2 клетки влево
  • 1 клетка вниз
  • 2 клетки влево
  • 4 клетки вверх
  • 2 клетки влево
  • 2 клетки вверх

Разделите слова на слоги. Составьте и запишите из последних слогов слов новые слова.

Сало, ступа, вата.____________________________________________

Веточка, море, оперетта. _____________________________________

Купи, перо, снежок. _________________________________________

Драма, грабли, машина. ______________________________________

Муза, вода, машина. _________________________________________

Много, чучело, носок. _______________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательное коррекционное логопедическое занятие с использованием приёмов сказкотерапии и пескотерапии., картинного наглядного и речевого материала. Доступные и интересные упражнения на развит.

Цель: учить переносить слова, учитывая правила переносаЗадачи: формировать навык переноса слов, общеинтеллектуальные умения – развитие образного и вербально-логического мышления (деление на груп.

Ударные и безударные слоги.Наблюдение над значением слова.

Цели: Образовательная : -учить сопоставлять количество гласных звуков и слогов в слове -делить слова для переноса -п.

Лексическая тема: ВеснаЦель: закрепление навыка звукового анализа и синтеза.Задачи:Коррекционные:1. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.2. Определять место звуков и букв в словах.3. Закрепля.

урок русского языка в 1 классе.

Презентация к уроку русского языка в 1 классе на тему “Деление слов на слоги. Ударение” (Повторение).

фронтального логопедического занятия во 2 классе на тему: “Слоговой анализ и синтез слов ”
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Конспект логопедического занятия для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_slogovoy_analiz_i_sintez.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

фронтального логопедического занятия

на тему: “Слоговой анализ и синтез слов “

Учитель-логопед: Копылова Нина Павловна

1. Учить детей делить слова на слоги, определять порядок слогов в слове.

2. Обучать слоговому анализу и синтезу слов I и II класса, дать понятие о слогообразующей роли гласных.

3 . Учить детей составлять схемы слов.

4 . Учить составлять предложения из заданных слов.

5 .Развивать познавательную деятельность учащихся за счет расширения активного и пассивного словаря.

6 . Развивать монологическую речь

7 . Развивать фонематическое восприятие и память.

8 .Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление.

9. Воспитывать языковую наблюдательность, любовь к родному языку.

10 . Формировать навыки правильного чтения и письма.

11 . Предупреждать общую и функциональную неграмотность.

12. Воспитывать интерес к занятию, умение использовать полученные знания на уроках.

II. Повторение пройденного материала

III.Сообщение темы занятия.

1)Дидактическая игра «Кто где живет?»

2)Работа со схемами слов

3)Работа в тетрадях со схемами слов

4)Работа у доски

5)Дидактическая игра «Магазин игрушек»

VI. Итог занятия .

Сядет тот, кто назовет любое слово.

Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?

– Правильно, из предложений.

– А из чего состоит предложение?

– Из чего состоит слово?

– Правильно, из слогов.

На прошлом занятии мы с вами учились делить слова на слоги, какие же способы деления слов на слоги вы знаете?

Сегодня на нашем занятии мы также будем работать со словами: делить слова на слоги, группировать слова по количеству слогов, составлять с ними предложения.

Вывешивается наборное полотно на нем слоги МОН, ЛИ, НО, КИ, ХАЛ, ВА.

(Дети читают слоги хором.)

Что за ЛИ? Что за МОН?

Никакого в звуках смысла!

А как скажут «лимон» –

Сразу станет кисло-кисло!

Что за КИ? Что за НО?

Людям вовсе не известно!

А как скажут «кино»-

Сразу станет интересно!

Что за ХАЛ? Что за ВА?

Вот еще одна загадка.

А как скажут «халва»-

Сразу станет сладко-сладко!

– Ребята, какой вывод можно сделать, прослушав это стихотворение?

(Предположительные ответы детей)

– Правильно, все слова состоят из слогов и по одному слогу мы не можем понять, что это за слово. Слова могу состоять из одного, двух, трех и более слогов.

– Дети, посмотрите вот на доске три домика, в которых живут животные. В домик с одним окошком мы поселим животное, в названии которого только 1 звук, в домике с двумя окошками мы

поселим животное, в названии которого 2 звука. В третьем домике будут жить животные, в названии которых 3 звука.

– Вы научились делить слова на слоги, а теперь будем работать со схемами слов. У каждого из вас есть набор полосок. Длинная полоска обозначает слово, а короткая – часть слова – слог.

– Сколько слов в слове Ваза?

– Сколько коротких полосок надо положить?

– А теперь, представьте, что нашу вазу мы наполним цветами.

(Аналогичная работа проводится со словами роза, ромашка, пион, лилия, тюльпан.)

Мы пришли в зимний лес! Сколько здесь вокруг чудес:

Слева елка стоит,

Справа березка на нас глядит,

Снежинки в небе кружатся,

как красивы они!

В лесу тишина и покой, а нам пора уже домой!

На доске вывешиваются схемы

______ _________ _________

____ ___ ___ __ __ __

и слова для справок: пила, курица, бобы, перо, таз, робот, лиса, телефон, слон, тигр.

-А теперь, ребята, следующее задание: к этим схемам вы должны подобрать слова и составить схемы этих слов в тетрадях.

Задание: сопоставить в этих словах количество гласных с количеством слогов и сделать вывод о слогообразующей роли гласных: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

– Ребята, посмотрите на слова, записанные на доске, и выполните следующие задания:

а) записать слова, составленные из данных слогов:

а) записать слова, составленные из данных слогов;

б) составить схемы слов;

в) составить предложения с данными словами.

(Один ребёнок работает у доски, остальные записывают в тетрадях.)

– Дети, давайте закрепим умение делить слова на слоги и поиграем в игру

Задание: купить игрушку, в названии которой 1, 2, или 3 слога.

(Индивидуальные ответы детей).

– Давайте вспомним, как называются части слов?

-Как узнать, сколько в слове слогов?

– Какую роль играют гласные при делении слов на слоги?

– Чем слог отличается от слова?

– Какие игры и задания вам больше всего понравились и запомнились?

– Молодцы, ребята, вы сегодня активно поработали на уроке.

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Слоговой анализ и синтез слов»

Коровинская Мария
Конспект логопедического занятия во 2 классе «Слоговой анализ и синтез слов»

Тема : Слоговой анализ и синтез слов.

Цели деятельности педагога: Развивать и совершенствовать навыки звукобуквенного и языкового анализа и синтеза.

Предметные:

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза. Определение места звуков и букв в слогах, словах. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Формирование фонематического анализа, синтеза, представлений. Закрепление навыков слогового анализа и синтеза

Личностные:

Формирование уважительного отношения к иному мнению;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.

Метапредметные:

Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные:

Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать полученную информацию. Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формы и методы изучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: доска, карточки с заданиями, предметные картинки.

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Александровна

Прозвенел звонок весёлый.

Мы сейчас не отдыхаем,

А работать начинаем!

Актуализация знаний.

– Сегодня у нас занятие – сказка и помогать будем героям этой сказки. А какая это сказка – догадайтесь! (Звучит песенка Винни-Пуха «Хорошо живёт на свете Винни-Пух»).

-Догадались, как называется эта сказка?

Назовите главных героев этой сказки (Винни-Пух,Пятачок, Кролик,Сова, Ослик)

Наши герои очень любили ходить в гости, но везде их ждали необычные испытания и трудности. Будем помогать героям преодолевать их.

Постановка цели и задачи урока

Сегодня будем учиться делить слова на слоги, определять количество и последовательность слогов в словах, а так же записывать слова состоящие из нескольких слогов, четко их проговаривая, а в этом нам помогут Винни-Пух и его друзья.

Работа по теме урока

Отгадайте, какую картину нарисовал нам Винни-Пух?

Узнаем её название, если правильно назовем и запишем:

• первый звук в названии предмета, изображенного на картинке (предъявляется картинка с изображением очков, запишем на доске соответствующую букву; О

• первый звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением весов); В

• второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением дома); О

• последний звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением плаща); Щ

• второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением кита). И

– Прочитаем составленное слово. (ОВОЩИ.)

Предъявляется картинка с изображением овощей.

Задание: В слове «овощи» определите количество гласных и соответственно слогов. Повторяем правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников».

2. Определение количества слогов в слове.

Игра «Кто быстрее соберёт?»

На доске предметные картинки: репа, морковь, помидор, тыква, капуста, огурец, свёкла. Один ученик выбирает картинки, в названии которых два слога, а другой – картинки с трехсложными словами. Кто быстрее и правильнее выберет картинки, тот победил. Проводится коллективная проверка.

Задание «Найди первый слог»

-Прочитайте названия овощей.

-Выделите в каждом слове первый слог и запишите в тетрадь.

На доске предъявляется запись слов:

ПОМИДОР, РЕДИСКА, КАПУСТА

Игра «Живые слова».

Наши друзья уже заскучали. Дело в том, что они находятся посреди Унылой Поляны, где нет ни цветочка, ни живой души. Давайте оживим Унылую Поляну и поиграем в игру. (Вызываю по 3 ребенка, каждый ребенок – слог. Называю, кто первый, второй, третий слог. Слоги называю в беспорядке. Остальные отгадывают слова).

Слова: БЕРЕЗА, СОЛОВЕЙ, РОМАШКА, КУЗНЕЧИК.

Стала наша полянка вовсе не унылой! (Вывешиваю на полянку картинки березы, соловья, ромашки и кузнечика).

Поднялось настроение у Винни Пуха и Пяточка. Так они обрадовались, что захлопали в ладоши. А мы прохлопаем слова, которыми заселили полянку, выделив громко ударный слог.

БЕ- РЕ- ЗА СО- ЛО- ВЕЙ РО-МАШ-КА КУЗ- НЕ- ЧИК Молодцы, ребята! Друзьям пора

– Прежде, чем работать дальше, давайте немного отдохнём

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

Работа по теме урока

Игра «Цепочка слогов».

Составление слов из слогов по правилу: последний слог в слове будет первым в следующем:

Вот уже виден дом Кролика. Да что-то неважное у него настроение. Вот беда – ключ от дома потерял. Помогите ему найти ключ – распутайте цепочку слов.

(Слова составляем устно).

ША БА КА КА КА РЫ РАН МЫШ

Сколько слогов в каждом слове?

Ключик нашелся, спасибо вам, ребята! Погостив у Кролика, Винни Пух и Пятачок отправились дальше.

Составление слов по первому заданному слогу.

Видят друзья высокое дерево, а на ветке – старая знакомая, Сова. Днем Сова ничего не видит, поэтому не может найти свое дупло. Дупло высоко.

Поможем Сове? Закончите слова, в которых первый слог ЛО, каждое слово станет подставкой на ветке для Совы.

Дети придумывают слова, Сова постепенно поднимается вверх к дуплу. Слова:

Ло шадь, Ло пата, Ло си, Ло жка, Ло коны и т. д.

Вот и дом Совы! Друзья идут дальше.

И вот перед ними озеро. Кого же видят они на берегу?

Ослик Иа-Иа стоит грустный – грустный, ему необходимо перебраться на другой берег. Давайте построим для него мостик. А для этого нам необходимо выполнить задания

-Слоги решили пошалить и забрались не в свои слова. Давайте найдём лишний слог в каждом слове и запишем слова правильно.

На доске предъявляется запись слов:

(чеснок, репа, тыква, перец, огурец, свекла)

Что общего во всех этих словах? (Это овощи).

Мост построен. Друзья увидели дорогу к школе и решили пойти учиться. Но в школу без экзаменов нельзя.

Итоги урока

Тест – контрольное задание.

Дети, отвечают на вопросы, поднимают карточки + или –

1. В слове столько слогов, сколько в нем согласных букв.

2. В слове столько слогов, сколько в нем гласных букв.

3. Слог обязательно содержит гласную букву.

4. Слог не бывает без согласных букв.

5. Слог может состоять из одной буквы.

6. В слове ДОМ 3 слога.

7. В слове ПАРК 1 слог.

Рефлексия

Ребята, а сейчас оцените свою деятельность на уроке

У вас нас столе лежат карточки трёх цветов —

-Возьмите зелёный лепесток, если вы считаете, что вы активно участвовали в уроке.

– -Если вы были мало активны, но урок вам понравился возьмите желтый

– Если вы ничего не поняли и вам было неинтересно возьмите красный

Фотоотчет «Индивидуальное занятие «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить.

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация [с] — [ш]» План-конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса на тему «Дифференциация С-Ш» Цель: учить детей различению изучаемых звуков на.

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Слоговой анализ и синтез слов» Конспект логопедического занятия в 3 классе Тема: “Слоговой анализ и синтез слов” Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза. Задачи:.

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Звуко-буквенный анализ слов сложной слоговой структуры» Конспект группового логопедического занятия Звуко-буквенный анализ слов сложной слоговой структуры Цель: развивать навык звуко-буквенного.

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Словосочетание. Управление» Тема: «Словосочетание» Цель: составление словосочетаний в родительном, винительном, дательном и творительном падежах без предлогов Задачи:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуко-буквенный анализ и синтез слов» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Звуко-буквенный анализ и синтез слова Подготовила: учитель-логопед.

Конспект занятия для детей старшей группы с ТНР Тема: Звуко-буквенный анализ слов Тема:Звуко-буквенный анализ слов. Транспонирование. Цель: Развитие фонематического восприятия. Задачи: 1. Учить детей транспонировать слова,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги. Воспитатель Хдошоянц Л. Т. ГБДОУ.

Опыт работы «Фонетический анализ и синтез слов» Развитие фонетического анализа и синтеза Учитывая сложность форм фонетического анализа и синтеза слов логопедическая работа начинается в.

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса с ОНР “Слоговой состав слова”

Цель: формирование навыка составления слов из слогов вразбивку, развитие слогового анализа и синтеза, связной речи, слуховой и зрительной памяти, общей и мелкой моторики

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса с ОНР “Слоговой состав слова”»

Учитель-логопед Каткова Татьяна Борисовна

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса с ОНР

Тема: Слоговой состав слова.

Цель: формирование навыка составления слов из слогов вразбивку, развитие слогового анализа и синтеза, связной речи, слуховой и зрительной памяти, общей и мелкой моторики

Развивать умение слышать и выделять гласные звуки из слов и делить слова на слоги;

Научить выделять слоги из слов, определять лишний слог в слове;

Закрепить полученные знания в письменной речи.

Развивать зрительно – моторную координацию и пространственную ориентировку; Развивать слуховое восприятие.

Воспитывать умение слушать и слышать речь логопеда и товарищей;

Воспитывать взаимопомощь при выполнении различных видов деятельности.

Содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся, соблюдение охранительного педагогического режима.

Напечатанные на карточках слова с лишними слогами;

Карточки к самостоятельному заданию по количеству детей;

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для вас,

Все вошли спокойно в класс,

Встали вы у парт красиво,

2.Упражнение «Проверили осанку…»

3. Даосский комплекс «Шесть целительных звуков»

4. Тихо сели, спинки прямо.
Будем слушать, рассуждать

и друг другу помогать.

II. Постановка цели занятия

Закрепление знаний о слоге, слове, делении слов на слоги.

-Послушайте стихотворение «Петя и слова»:

Вот с какими он словами прибежал однажды к маме:

– Если руки мыли ВЫ ,

– Если руки моем МЫ,

– Если руки моешь ТЫ,

– Значит, руки… (ВЫМЫТЫ).

-Что у вас получилось? (слово).

– Сколько слогов в слове «вымыты»?
– Как вы это узнали?
– Какое правило вы знаете?

Сколько в слове гласных,
Столько и слогов –
Это знает каждый из учеников.

2. Развитие слухового внимания: определить количество слогов в слове, поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов.

ДОМ, КОРОВА, ЛИМОН, КАРТА, ВОЛК, ХОЛОДОК, МОРОЗ, ЛИЛИПУТ

3. Массаж рук карандашом.

4. Игра «Шифровальщики» – нарисовать в тетради слоговые схемы слов: собака, арбуз, молоко, стол.

5. Работа в группах.

На столе лежат карточки с заданием. В карточке написан только первый слог слова. Дописать слова, чтобы получилось новое слово. Каждому слогу записать по два слога

6. Физминутка «Любопытная Варвара»

7. Игра «Потерянные буквы»

-Потерялась буква О

-Потерялась буква И

8. Работа в группах

Составление слов и слогов, данных в беспорядке:

У КА ЛИТ ( улитка)

ТА КОН ФЕ (конфета)

ГА ЗИН МА (магазин)

РО ВО НА (ворона)

9. Зрительная гимнастика «Душистые цветы»

На горе мы видим дом, Поднять глаза вверх

Много зелени кругом Круговые движения глазами.

Вот деревья, вот кусты, Посмотреть влево – вправо

Вот – душистые цветы Посмотреть вперёд

10. Упражнения в словообразовании.

Игра «Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает».

Слово спряталось куда – то.
Слово спряталось и ждет:
-«Пусть найдут меня ребята,
-Ну–ка, кто меня найдет?»

Записаны «заколдованные слова», в каждом слове лишний слог. Нужно «расколдовать» слова, в подарок – вкусное слово, которое получилось.

11. Работа со слогами

-Рыдают слоги в каждой строчке.
– От наших слов – одни кусочки.
-Что необходимо сделать, чтобы не рыдали слоги?

-Составьте из слогов слова:

– Назовите одним словом. (цветы)

– Назовите одним словом. Как можно назвать фрукты другим словом (плоды).

Образование относительных прилагательных:

абрикос – абрикосовый; мандарин – мандариновый; апельсин – апельсиновый; виноград – виноградный; яблоня – яблочный.

– Что общего у цветов и фруктов? (В числе прочих сходств необходимо выделить запах).

– Какой у них запах? (приятный) Как можно назвать приятный запах иначе? (аромат).

Чтение слова, выделение гласных, деление на слоги.

Встаньте прямо, улыбнитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам спокойно встать
И немного подышать.

III. Итог занятия

1. Игра со слогами

– Возьмите у первого слога первый слог, у второго слова – второй слог.

Лупа + мина = луна

Чайник + щука = чайка

Коза + конфета = кофе

Зина + мама = зима

Жаба + кора = жара

Метель + пушок = мешок

Котёнок + роса = коса

Ворона + мода = вода

Папа + макет = пакет

IV. Рефлексия. Оценка деятельности учащихся.

– Молодцы! Наше занятие подходит к концу. Наденем шапку Мудреца!

Логопедическое занятие по теме “Слоговой анализ и синтез слов” (2-й класс)

Класс: 2

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Задачи:

  • закрепление знаний детей о слоге, о гласных и их роли в слогоразделе;
  • закрепление навыков определения количества слогов и ударного слога в словах;
  • активизация словарного запаса учащихся;
  • развитие внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия.

Оборудование: магнитная доска, карточки со слогами и деформированными словами, предметные картинки.

1. Оргмомент

Учитель-логопед приветствует детей и предлагает сесть тем, в чьём полном имени 2 слога (дети садятся); 3 слога; 4 слога.

2. Сообщение темы занятия

– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Это слоги. Они приготовили нам свои вопросы и задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите по одной карточке со слогом, а когда выполните все задания, сможете составить из них пароль.

3. Викторина «Слог и слово»

– Ответьте на вопросы:

  • В одном слоге – один звук. Какой он – гласный или согласный?
  • В слове два звука. Сколько в нём может быть слогов?
  • В слове есть согласные и один гласный. Сколько в нём слогов?
  • Какое слово длиннее: карандаш или карандашик?
  • В слове кот – 3 звука, и в слове мяу – 3 звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Почему?

4. Игра «Собери слова из слогов»

На доску прикрепляются карточки с деформированными словами.

– Переставьте слоги так, чтобы получилось слово:

КА-НЕЙ-ЛИ РИ-КУ-ЦА МИН-ВИ-ТА НИ-ПЯТ-ЦА
ЧИК-НЕ-КУЗ ТА-НУ-МИ КЕ-РА-ТА БОЧ-КА-БА

Угаданные слова записываются в тетрадь, ставится ударение.

5. Упражнение «Вставь недостающий слог»

Детям предлагаются таблички со словами, в которых пропущен один слог ЛО или КА.

– Угадайте пропущенный слог и запишите угаданные слова в 2 столбика.

ВО-__-СЫ ПО-__-ЖУ ЗО-__-ТОЙ СОБА-__
МО-__-КО МУЗЫ-__ ВЕСЕ-__ МО-__-ДОЙ
ИЗБУШ-__ СОРО-__

После записи слов проводится проверка.

– В какое слово можно вставить и ЛО, и КА? (ПО-__-ЖУ)

6. Игра «Кто быстрее соберёт?»

На доске предметные картинки: аист, колбаса, лимон, медведь, кастрюля, самолёт, апельсин, огурец, лошадь, робот. Один ученик выбирает картинки, в названии которых два слога, а другой – картинки с трехсложными словами. Кто быстрее и правильнее выберет картинки, тот победил. Проводится коллективная проверка.

7. Графический диктант

Коварный Буквоежка очень любит согласные. Ваша задача – спрятать согласные от Буквоежки, записать слова, используя только гласные и поставить ударения. Например, корова – _ о _ о _ а .

Предъявляются картинки: ботинки, автобус, кубики, пирамидка, бабочка, телефон. После выполнения задания – проверка.

– Вспомните, какое слово мы записали первым? Вторым? И т.д.

8. Игра «Найди лишний слог»

– Слоги решили похулиганить и забрались не в свои слова. Давайте найдём лишний слог в каждом слове и запишем слова правильно.

Детям предъявляются таблички:

САМОХАР ПЕРАЧЕНЬЕ
ВАСУРЕНЬЕ КАРЫКАО
ПИНОРОЖКИ ГРУКРЫШИ
СУГРОХАРИ КОНРАФЕТЫ

(Сахар, варенье, пирожки, сухари, печенье, какао, груши, конфеты)
Что общего во всех этих словах? (Это продукты).

9. Итог занятия

После выполнения всех заданий детьми собраны таблички со слогами: РЕ, БЯ, ТА, МО, ЛОД, ЦЫ (не по порядку).

– Давайте узнаем, что же хотели сообщить нам слоги в своём послании. Расставьте слоги так, чтобы получилась правильная запись.

Задание выполняется, записывается в тетрадь.

– Слоги довольны вашей работой и надеются, что вы всегда будете с ними дружить. Понравилось вам наше сегодняшнее занятие? Что особенно запомнилось?

Конспект логопедического занятия по теме: “Слог”.

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Конспект подгруппового логопедического занятия

Форма занятия : групповое (7 учащихся)

Общее время – 45мин

Цель: совершенствовать навык слогового анализа, закрепить правило о слогообразующей роли гласных.

Задачи : продолжать упражнять в различении речевых единиц « звук-слог-слово», уточнить, что слог-это часть слова, не заключающая в себе смысла, повторить правило о слогообразующей роли гласных, совершенствовать навык слогового анализа с опорой на гласные , слогового синтеза, продолжать упражнять в грамматически правильном построении предложений, в правильном оформлении его на письме, активизировать словарь по теме «деревья», упражнять в правильном употреблении падежных форм имен существительных, отработать умение формулировать задание, формировать навык свободного и адекватного использование учебной терминологии, развитие мелкой моторики.

Оборудование: ручки, рабочие тетради, слоговые таблицы Зайцева, наглядный материал по теме «деревья», музыкальная запись пальчиковой гимнастики и физминутки, презентация к уроку.

– Здравствуйте, дети! Рада вас видеть! Приготовьтесь внимательно слушать и правильно говорить! Давайте организуем себя на активный интересный урок хорошей песней. Звучит песня «Начинаем заниматься» слова и музыка Е. Железновой

2. Сообщение темы занятия.

Логопед обращает внимание учащихся на доску и экран.

-Посмотрите, пожалуйста, на доску и экран и сформулируйте тему урока самостоятельно. На экране записана тема урока «Слог», на доске картинки с изображением деревьев. (Слайд 1)

– Итак, сегодня будем говорить о деревьях, и продолжать учиться делить слова на слоги, не путать звук, слог и слово.

3. Основная часть занятия. Тренировочные задания и упражнения.

Посмотрите еще раз на доску и скажите как, одним словом можно назвать все эти предметы.

-Хлопните в ладоши, когда услышите деревья. Логопед произносит слова – береза, клен, каштан, смородина, сосна, подберезовик, опята, ель, дуб, осина, облепиха, клюква, лиственница.

-А теперь проверим, какие деревья знаете вы?

Давайте поиграем со словом деревья.

Закончите предложения словом «деревья» (слайд 2)правильно изменив его окончание.

У наших ребят в саду растут что?

А у меня в саду нет чего?

Ребята подойдут к чему?

Они будут довольны чем?

Всем ребятам во дворе они расскажут о чем?

Что происходило с окончанием слова?

А почему мы изменяли окончание?

Ребята, из чего состоит наша речь?

– Правильно! Из чего состоят предложения?

– Из чего состоят слова?

Давайте в этом убедимся. Какое слово получится, если соединить слоги: бе-ре-за, то-поль, ли-па, ка-штан и т. д?

Мы убедились в том, что слова состоят из слогов.

– А что такое слог?

Хлопнуть в ладоши когда услышите слог? Логопед произносит слоги и слова, учащиеся внимательно слушают и хлопают на услышанный слог. Рябина, осина, на би, тополь, поль клен, дуб, ду, па, вен.

– Какое задание вы сейчас выполняли?

– А как вы узнавали слоги?

Давайте вспомним, как образуются слоги?

Давайте рассмотрим слого-звуковые схемы. Логопед вывешивает слого-звуковые схемы на доску.

-Вы согласны с тем, что слог – это сочетание согласного и гласного звука? Составьте слоги, соответствующие схеме.

-Вы согласны с тем, что слог – это сочетание гласного и согласного звука? Составьте слоги, соответствующие схеме.

-Вы согласны с тем, что слог – это сочетание нескольких согласных и одной гласной? Составьте слоги, соответствующие схеме.

-Вы согласны с тем, что слог – это сочетание только согласных звуков?

-Давайте проверим наши знания и выполним следующее задание. На экране сделана следующая запись : ка, каштан, шт.(слайд 3)

Найти и прочитать слог.

Найти и прочитать слово.

Найти и прочитать буквы.

Теперь я вижу, что вы хорошо различаете звук (буквы), слог, слово. Молодцы!

– Ребята скажите, какие звуки нам помогают определять количество слогов в слове?

-Какие звуки мы называем гласными?

– Сколько всего гласных букв?

-Так что же зависит от количества гласных?

Задание: прослушать слова, выделить только гласные. Логопед диктует слова – корни, ствол, кора, ветки, листочки, почки, плод).

А теперь проверьте себя (слайд 4)

– Как можно назвать все это одним словом?

Давайте поиграем в игру «Один-много». Я буду называть части деревьев в ед. числе, а Вы во мн. числе.

– Так для чего мы учимся выделять гласные звуки в словах?

-Что зависит от количества гласных?

– Ребята давайте еще раз рассмотрим наши деревья и попробуем их узнать и назвать.

-Что нам поможет правильно назвать дерево?

-Давайте немного отдохнем и потанцуем с нашими деревьями. Звучит музыка В.Лазарева «Танец деревьев».

Пока мы с Вами танцевали, деревья подарили нам свои листочки, давайте узнаем и назовем листья.

-Узнайте дерево по описанию, назовите, разделите слово на слоги, зачертите слоговую схему, надпишите гласные.

-цветущая, пахучая, медоносная

-стройная, белоствольная, кудрявая

-могучий, толстый, крепкий

-зеленая, пушистая, колючая

-высокий, раскидистый с резным, узорчатым листом

Логопед обращает внимание детей на экран.

-Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Плоды) (слайд5)

-Давайте вспомним, на каком дереве растет каждый плод и составим предложение.

-Но прежде, прочтите запись сделанную на экране (шишки, расти, на, елка).(слайд 6, 7,8)

-Можно ли эту запись считать предложением?

-Почему? Что такое предложение, из чего состоит предложение? Как пишутся слова в предложении?

-Свяжите слова, составьте предложение.

-Сколько слов в этом предложении?

Назовите первое, второе, третье, четвертое.

– На каком месте по счету стоит самое маленькое слово?

– Какое слово напишем с большой буквы? Почему?

– После, какого слова поставим точку? Почему?

Записать предложение разделить каждое слово на слоги, доказать правильность выполнения.

– Предлагаю Вам немного отдохнуть и сделать пальчиковый массаж, а поможет нам в этом наша елочка (пальчиковый массаж «дом на елке под музыку).

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:

Раз два, три, четыре, пять.

-Составьте предложение с каждым плодом. Запишите свои предложения в тетрадь, разделите слова на слоги, подчеркните гласные.

6. Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу, давайте сделаем вывод.

Закончите фразы: (Слайд 10)

Сегодня я научился …..

Мне было интересно…..

Знания, полученные на уроке я перенесу…

Я встретил трудности…..

Я выполнял задания и это пригодится мне…..

Урок дал мне для жизни……

7. Спасибо за урок, молодцы!

Ребята стоят в кругу в центре класса, исполняют песню «Начинаем заниматься». После песни рассаживаются на места.

Один учащийся формулирует тему урока, ставит учебные задачи.

-Сегодня на уроке мы вспомним, что такое слог, будем продолжать учиться делить слова на слоги, а также будем говорить о деревьях.

Ученик встает и отвечает:

-Это все деревья.

Дети слушают и хлопают в ладоши, когда услышат деревья.

Учаиеся называют деревья.

Ребята с места заканчивают предложение, правильно изменив окончание слова «деревья».

Первый ученик отвечает – деревья

Второй ученик – деревьев

Третийученик – к деревьям

Четвертый ученик – деревьями

Пятый ученик – о деревьях

Окончание слова постоянно изменялось.

-Потому что слова в предложении мы всегда связываем по смыслу и грамматически.

Ученики произносят составленные из слогов слова: береза, тополь, липа, каштан и т.д.

Слог – это часть слова, не имеющая смысла.

Ребята слушают и хлопают на услышанный слог.

-Хлопали когда услышим слог.

Слог не имеет смысла, а слово имеет.

Ученики с места отвечают, составляют и называют слоги: па, ло, ды, зи и т.д. Доказывают правильность выполнения задания.

Ученики называют слоги: ом, эв, ук, ош и т.д.

Ученики называют слоги: сми, отр, пин, чне, акм, стро и т.д.

Нет, согласные без гласной слога не образуют. А один гласный может образовать отдельный слог.

Первый ученик – ка. Доказывает правильность ответа.

Второй ученик – каштан . Доказывает правильность ответа.

Третий ученик – шт. Доказывает правильность ответа.

Гласные звуки помогают определить количество слогов в слове. Даже есть такое правило – сколько в слове гласных, столько и слогов.

Гласные – это такие звуки, которые мы можем петь, тянуть и воздушная струя не встречает преграду.

– Гласных букв всего 10. Читают гласные по таблице В.Зайцева.

– От количества гласных зависит количество слогов.

Учащиеся выделяют и записывают только гласные (самостоятельная работа в тетрадях).

– Корни, ствол, кора и. т.д. – это части деревьев.

-Для того, чтобы правильно определять количество слогов в слове.

Листья и плоды. Ребята по одному называют изображенные на картинках деревья, рассматривая плоды и их листья.

Ребята выходят на середину класса, танцуют.

Ребята берут по одному листочку и правильно их называют.

Например – это лист липы, лист липовый и т.д.

Рассаживаются на места.

Ребята по одному отгадывают дерево, делят на слоги, изображают слоговую схему, надписывают гласные (работают в тетрадях).

-Это плоды деревьев. Ребята по очереди называют плоды деревьев изображенные на картинке ( желуди, крылатки, шишки, яблоки, орехи, ягода).

Нет, это отдельные слова, не связанные между собой по смыслу и грамматически.

– Предложение – это мысль выраженная словами. Предложение состоит из слов и слова в нем связаны по смыслу и грамматически.

-Шишки растут на елке.

-Шишки, потому что это начало предложения.

-елке, потому что это конец предложения.

Ученик выходит к доске записывает предложение, подчеркивает опасные места, делит слова на слоги, подчеркивает гласные, слоги обозначает дугой.

Дети, сидя на местах под музыку выполняют пальчиковый массаж.

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка)

На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). “Улей” прижат к “ёлке”

Дети заглядывают в “улей”.

Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга.

Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки

Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят ими (пчёлки летают)

Ученики по одному составляют предложение, записывают в тетрадь, делят слова на слоги, подчеркивают гласные, закрепляют правило о слогообразующей роли гласных.

– Сегодня на уроке мы вспомнили, что такое слог, учились отличать слог от слова и букв, учились делить слова на слоги, повторили правило о роли гласных, вспомнили названия деревьев.

Делить слова на слоги, вспомнил правило о роли гласных в определении слогов в слове, научился отличать слоги от слов и букв, повторили слова-антонимы и синонимы.

На уроках русского языка, в жизни.

Делить слова на слоги, знаю правило о роли гласных в определении слогов в слове.

Читайте также:  Общий план методической работы учителя-логопеда на учебный год
Ссылка на основную публикацию