Конспект интегрированного логопедического занятия “Путешествие в страну Звукляндию” для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по теме
Материал представлен в виде конспекта интегрированного логопедического занятия по дифференциации звуков. В основу легли материалы М.Ф. Фомичевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_rechevogo_i_fizicheskogo_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция речевого и физического развития ребенка дошкольного возраста
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей в детском саду становиться особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в физическом развитии.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается, выраженная в разной степени, общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина.)
Работая в условиях логопедического пункта, я поняла, что дети посещающие детские сады общеразвивающего вида тоже нуждаются в комплексном воздействии на речь.
Имея возможность самой проводить физкультурные занятия с детьми, я увидела важность интеграции речевого и физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Поэтому, в целях повышения эффективности логопедического процесса, считаю важным показать взаимосвязь логопедических занятий и физкультурно – оздоровительных мероприятий, направленных на исправление речевых нарушений у детей.
В данной статье я попытаюсь обобщить накопленный опыт и представить его в виде конспекта интегрированного занятия по дифференциации звуков «Путешествие в страну Звукляндию».
Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе детского сада на логопедическом пункте.
Закрепить полученные навыки правильного произношения и дифференциации звуков путем интеграции речевого и физического развития ребенка.
- Закреплять у детей навык правильного произношения звуков с, з, ш, ж, л, р.
- Совершенствовать навык дифференциации звуков с – ш, з – ж, л – р (в изолированном произнесении, в слогах, в словах)
- Закреплять навык соотнесения картинки – символа со звуком.
- Закреплять основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, ползание)
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать ловкость, быстроту реакции, пространственные представления.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Картинки – символы на разные группы звуков в виде презентации.
Обручи, тоннель для лазания, палки, конусы, массажные мячи, гимнастические скамейки.
Мультимедийная установка, ноутбук.
– К нам в детский сад пришло письмо из волшебной страны Звукляндии. Давайте его прочитаем.
Дорогие, ребята! В нашей стране появился злой волшебник Звукоед. Он заколдовал все звуки, и они теперь не могут говорить. Помогите нам, пожалуйста!
– Ребята, звукам нужна помощь, давайте им поможем. Но прежде чем отправляться в путешествие нужно разогреть свои мышцы.
Массаж всего тела с помощью массажных мячей.
– А теперь отправляемся в страну Звукляндию.
(Звучит песня «Вместе весело шагать»)
Разминка (различные виды ходьбы и бега)
– Чтобы попасть в страну нужно переплыть широкую реку.
Комплекс ОРУ на гимнастических скамейках.
– Вот мы и прибыли в страну Звукляндию. Перед нами 1 задание.
«Помогите звукам вспомнить, как они звучат» (2 слайд)
– Посмотрите на первую картинку.
– Для чего нужен насос?
– Как свистит воздух, когда насос накачивает шину?
– Давайте вместе накачаем насосом шину.
(Движением руки дети накачивают шину, имитируя насос, и в то же время произносят звук)
– Что делают губы, когда мы свистим?
– Поднесите руку к подбородку и посвистите.
– Воздух теплый или холодный?
– Струя воздуха узкая или широкая?
– Где находится кончик языка?
– За нижними зубами.
– Откроем следующую картинку. Что это? (3 слайд)
– Что делает воздух, когда выходит из проколотой шины?
– Поднесите руку к подбородку и пошипите. Воздух теплый или холодный?
– Струя воздуха узкая или широкая?
– Где находится кончик языка?
– За верхними зубами.
– Откроем следующую картинку. Кто это? (4 слайд)
– Как звенит комар?
– Давайте поднесем руку к горлышку и проверим, горлышко молчит или поет.
– Где находится кончик языка?
– За нижними зубами.
– Откроем следующую картинку. Кто это? (5 слайд)
– Что делают губы, когда мы жужжим?
– Давайте поднесем руку к горлышку и проверим, горлышко молчит или поет.
– Где находится кончик языка, когда мы жужжим?
– За верхними зубами.
– Откроем следующую картинку. Что это? (6 слайд)
– Самолет летит и гудит. Как он гудит?
– Что делают губы, когда мы гудим?
– Где находится кончик языка, когда мы гудим?
– За верхними зубами.
– Откроем последнюю картинку. Кто это? (7 слайд)
– Где находится язык, когда мы рычим?
– За верхними зубами.
– Что делает язык, когда мы рычим
– Молодцы, ребята. Все звуки разгадали. Продолжим наше путешествие. Перед нами узенький мост через овраг. Нужно пройти по нему, не упав в овраг. (Ходьба по узенькому мостику)
– А теперь пролезаем в узкий тоннель. (Пролезание в тоннель)
– Перепрыгиваем через упавшее дерево (Прыжки через палку)
– Пройдем по кочкам. (Прыжки из обруча в обруч)
– Перед нами 2 задание. «Составь слоговые пары»
– Ребята, нашим звукам нужно подобрать пары. Посмотрите на эти картинки. Что это? (8 слайд)
– Давайте подберем им пары.
– Для чего нужен этот насос (появляется насос для велосипеда) (9 слайд)
– Насос для велосипеда накачивает воздух в шину и свистит. Как он свистит?
– Давайте накачаем велосипедную шину.
– Что нарисовано на этой картинке? (9 слайд)
– Проколотая шина для велосипеда.
– Какой звук мы слышим, когда из проколотой шины выходит воздух?
– Давайте вместе скажем, как выходит воздух из проколотой шины.
– Для чего нужен этот насос? (10 слайд)
– Насос для машины накачивает шину для машины и свистит. Как он свистит?
Давайте вместе накачаем шину для машины.
– Что нарисовано на этой картинке? (10 слайд)
– Проколотая шина для машины.
– Какой звук мы слышим, когда воздух выходит из проколотой шины для машины.
– Давайте вместе скажем, как выходит воздух из проколотой шины для машины.
– Для чего нужен этот насос? (11 слайд)
– Для спасательного круга.
– Насос для спасательного круга накачивает спасательный круг и свистит. Как он свистит?
– Давайте вместе накачаем спасательный круг.
– Что нарисовано на этой картинке. (11 слайд)
– Проколотый спасательный круг.
– Какой звук мы слышим, когда из проколотого спасательного круга выходит воздух?
– Давайте вместе скажем, какой звук мы слышим, когда воздух выходит из спасательного круга.
Закрепить этот этап. Спросить каждого ребенка про насосы и шины.
– Кто нарисован на этой картинке? (12 слайд)
– Кто нарисован на этой картинке? (12 слайд)
– Кто нарисован на этой картинке? (13 слайд)
– Кто нарисован на этой картинке? (13 слайд)
– Кто нарисован на этой картинке? (14 слайд)
– Кто нарисован на этой картинке? (14 слайд)
– Что нарисовано на этой картинке? (15 слайд)
– А это папа – тигр. Как он рычит? (15 слайд)
– А это мама – самолет. Как она гудит? (16 слайд)
– Кто нарисован на этой картинке? (16 слайд)
– А вот перед вами сынок – самолет. Как он гудит? (17 слайд)
– А это сынок – тигренок. Как он рычит? (17 слайд)
– Молодцы, ребята! Справились с заданием.
– А теперь немного поиграем с нашими звуками. Давайте разделимся на пары. 1 пара будет насосом и шиной, 2 пара будет комаром и жуком, 3 пара будет самолетом и тигром. Потом поменяемся парами.
Подвижная игра «Живые звуки».
– Перед нами 3 задание. «Подбери слова к звукам»
– Посмотрите на эту картинку. Что это? (18 слайд)
– Сейчас будут появляться разные картинки, а вы будите называть, что на ней нарисовано, и соотносить с насосом или с шиной. Если на картинке будет нарисован предмет, в названии которого есть звук «с», мы отнесем его к насосу, если звук «ш», мы отнесем его к шине.
И так со всеми звуками. (З-Ж 19 слайд, Л-Р 20 слайд)
– Молодцы! Справились с заданием.
– А теперь нужно выполнить последнее задание, чтобы помочь нашим звукам.
Задание на развитие фонематического восприятия.
– Я буду говорить разные звуки, а вы когда услышите звук «с», хлопните в ладоши. Также со звуками ш, ж, з, р, л.
– Теперь я буду говорить слова, а вы, если услышите в слове звук «с» хлопните в ладоши. Также со звуками ш, ж, з, р, л.
– А теперь послушайте, какое слово я хочу сказать.
Д О М, Н О С, С О К, Л У К, Ш У Б А, М Ы Л О, З У Б Ы.
– Молодцы, ребята все задания выполнили. Теперь звуки опять могут говорить.
– Звукам помогли друзья, отдохнуть теперь пора.
– Мы спокойно отдыхаем,
– Сном волшебным засыпаем.
Дети расслабляются под звучание спокойной музыки.
– Мы спокойно отдыхаем,
– Сном волшебным засыпаем.
– Хорошо нам отдыхать,
– Но пора уже вставать.
– Сон был волшебным, поэтому мы с вами оказались в детском саду.
«Путешествие в страну Звукляндию»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Данный сценарий непосредственно образовательной деятельности я разработала, для детей 6-7 лет, проводится по теме «Путешествие в страну Звукляндию». Целью НОД является обобщить и систематизировать знания детей о составе речи (предложение, слово, слог, звук). Закрепить умение определять количество предложений в тексте, графически изображать их; делить слова на слоги, ставить ударение; выделять звуки и подбирать слова на определенный звук, находящийся в начале, середине и конце слова. Продолжать формировать навык проведения звукобуквенного анализа слов. Упражнять в руку ребенка в штриховке предметов прямыми, волнистыми, овальными линиями. Совершенствовать навык слогового чтения.
К концу учебного года эта тема была очень актуальна, так как ориентирована на развитие устной речи детей, подготовку к обучению грамоте в начальной школе и предупреждение ошибок в чтении и письме.
Благодаря синтезу двух технологий Основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»/Научные руководители – академик РАО, доктор психол. наук Д.И. Фельдштейн , член-корр. РАО, доктор пед. наук, проф. Р.Н. Бунеев; научный редактор и составитель О.В.Чиндилова- М. :Баласс, 2017 и методического комплекса Т.А. Сидорчук «Я познаю мир» технологии ТРИЗ – РТВ – ОТСМ, Москва 2015, использования данного вида алгоритма планирования НОД реализуется системно – деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_doroge_k_azbukegramota_gubanova.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Губанова Светлана Васильевна
Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сборник материалов в 4-х ч. Часть 4. Образовательные программы для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста/Под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунееевой. – М.: Баласс, 2012. – 192 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Возрастная группа подготовительная (6-7лет)
Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием «Путешествие в страну Звукляндию»
Направление образования и развития (Образовательная область): «Обучение грамоте» По дороге к азбуке.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о составе речи (предложение, слово, слог, звук ).
Закрепить умение определять количество предложений в тексте, графически изображать их; делить слова на слоги, ставить ударение; выделять звуки и подбирать слова на определенный звук , находящийся в начале, середине и конце слова.
Продолжать формировать навык проведения звукобуквенного анализа слов .
Упражнять в руку ребенка в штриховке предметов прямыми, волнистыми, овальными линиями.
Совершенствовать навык слогового чтения.
Способствовать укреплению мелких мышц пальцев.
Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, точность движений во время штриховки, глазомер.
Воспитывать любовь к родному языку, доброжелательное, внимательное отношение к ответам других детей .
игровая, частично-поисковая, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, в малых группах.
Формы реализации детских видов деятельности: дидактические игры, решение проблемной ситуации, введение в воображаемую ситуацию.
пособие «По дороге к азбуке» 3 часть Р.Н. Бунеев, карточки с рядами букв, картинки на разные звуки, билеты с изображением букв, раздаточный материал на каждого ребенка – схемы, буквы.
Предварительная работа: д/и «Подбери словечко» – упражнять в умении подбирать слова на заданный звук в разных частях слова.
д/и «Зашифрованное слово» – закреплять умение детей читать слова, восстанавливать нарушенное изображение букв.
Словарная работа: азбука, шипящие звуки, свистящие звуки, дружные звуки.
I. Вводная часть
Дидактическая игра «Цепочка слов» на закрепление ранее пройденного материала. Игровые задачи: Упражнять в дифференциации изученных звуков.
Воспитатель называет первое слово «весна» и передаёт мяч ребёнку.
Дети выстраиваются полукругом. и придумывают слово на последний звук и передают мяч следующему ребёнку по кругу (например «весна» – «арбуз»)
Создание затруднения. Проблемная ситуация:
Педагог сообщает детям о том, что наши друзья Ёжик, Лисёнок и Мудрая Сова прислали письмо. И предлагает детям прочитать его. ( Ребята, мы обошли весь город Звуков и отправились в Страну Азбуку. Но в этой стране побывал Буквоед . Он зашел на «буквенную поляну» и собрал буквы, но не все. Некоторые успели спрятаться. И нам нужно их найти. Ребята помогите найти буквы )
После прослушивания письма педагог предлагает детям откликнутся на просьбу друзей.
Предлагает посовещаться и высказать свои варианты помощи в спасении букв.
Конспект занятия «Волшебное путешествия в страну Сошляндию»
Конспект логопедического занятия для подготовительной группы «Волшебное путешествие в страну Сошляндию»
логопедического занятия для подготовительной группы
«Волшебное путешествие в страну Сошляндию»
Тема: Дифференциация звуков С-Ш.
1. Дифференциация звуков С-Ш в словах.
2. Развитие фонематических процессов на материале слов со звуками С-Ш.
3. Воспитание умения точно выполнять сложные словесные инструкции.
1. Дифференциация звуков С-Ш изолированно, в слогах, словах, предложениях.
2. Развитие фонематического восприятия, анализа и фонематических представлений на материале слов со звуками С-Ш.
3. Развитие пространственных ориентировок
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Развитие внимания, воображения, памяти, мышления.
6. Воспитание умения дослушивать задания до конца.
7. Воспитание интереса к логопедическим занятиям.
1. Мультипликационные герои Машка и Симка.
2. Письмо от Машки и Симки.
3. Воздушный шар.
5. Схемы со звуками С и Ш.
6. Предметные картинки: капуста, сапоги, носки, стол, шар, мышь, слон, стол, сыр,ананас,карандаш и тд.
7. Сумочка для картинок.
8. Сундук, шоколад и суфле.
Речевой материал: звуки, слоги, слова, предложения.
План занятия
I. Организационный момент
II. Сообщение темы занятия
III. Дифференциация звуков С и Ш в слогах
IV. Дифференциация звуков С и Ш в словах
V. Динамическая пауза
VI. Дифференциация звуков С и Ш в предложениях
VII. Определение места звуков С и Ш в словах.
VIII. Фонематический анализ слов со звуками С и Ш
IX. Итог занятия
I. Организационный момент
Логопед: Ребята, нам от героев Машки и Симки пришло письмо, давайте его прочитаем.
(Логопед зачитывает письмо: Дорогие ребята! Мы хотим вас пригласить в увлекательное путешествие на воздушном шаре. Давным-давно волшебникиспрятали сундук с сокровищами в сказочной волшебной стране Сошляндии, и мы его очень хотим найти. Без вас нам не справиться. До этой страны добраться можно только на воздушном шаре. С уважением, ваши друзья).
Логопед: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие?
Настя: Да, я хочу отправиться в путешествие.
Артем: И я с удовольствием отправлюсь с Машей и Симкой на поиски сокровищ.
II. Сообщение темы занятия
Логопед: Я вам расскажу по секрету, что в пути мы с вами будем часто встречаться со звуками С и Ш, которые придумали для нас испытания. Вспомните, пожалуйста, как правильно нужно произносить эти звуки.
Артем: С-С-С, губы растянуты в улыбке, язык кончиком упирается в нижние зубы. Воздушная струя холодная.
Настя: Ш-Ш-Ш, губы округлены и вытянуты вперед, язык держим вверху в виде «Чашечки». Воздушная струя тёплая.
Логопед: Молодцы! В пути нужно быть очень внимательными. И если все задания будут выполнены правильно, то мы вместе с нашими друзьями найдем сокровища.
Ну а добраться до нашего воздушного шара мы можем на велосипедах. Проверьте, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты. Подкачаем их насосом: с-с-с.
Логопед: Хорошо! Слышите, что-то шипит.
Настя: Это выходит воздух.
Артем: Значит, в шине есть дырочка.
Логопед: Как воздух шипит, когда выходит из шины?
Настя: Он шипит так: Ш-Ш-Ш.
Артем: И у меня испорчена шина: Ш-Ш-Ш.
Логопед: Заклеим дырочки и еще раз накачаем шины.
Логопед: В путь! Нас ждут друзья.
III. Дифференциация звуков С и Ш в слогах
Логопед: Ехать в тишине скучно. Давайте споем необычную песенку. Повторяйте за мной.
СО-СО-ША ША-ШУ СА-ША-ША
СУ-СА-СЫ ШО-ШУ ШО-ШУ-ШУ
IV. Дифференциация звуков С и Ш в словах
Логопед: Вот, и наши друзья уже нас ожидают. Но почему они еще не на своих местах? Они запутались, кто на каком месте должен располагаться. Настя, ты летишь вместе с Симкой, а Артем с Машей. Слушайте внимательно. Машино место находится справа от шара, а место Симки слева от шара. Пожалуйста, помогите нашим друзьям.
Настя: Вот наш воздушный шар. Это место стоит слева от шара. Значит, это место Симки.
Артем: Место Машки справа от шара. Это место стоит справа, поэтому оно для Машки.
Логопед: Правильно!
Логопед: Правильно, но прежде, чем мы доберемся с вами до волшебной страны Сошляндии, ответьте пожалуйста мне на такой вопрос, что нам может помочь в поисках нашего клада?
Логопед: Верно, чтобы отыскать клад, нам нужно найти карту. Злые Эльфы украли карту и отправились в волшебную страну Сошляндию. Но, случилась беда. В тот день, когда они отправились на поиски клада, была очень плохая погода и они попали в аварию. Эльфы потерпели крушение и упали вниз, а карту от удара разорвало на отдельные частички, их разбросало по волшебному острову Сушу. Нам необходимо найти частички карты и правильно собрать их, чтобы потом составить карту и узнать, где спрятаны сокровища.
Логопед: В путь друзья!
Мы приземлились на острове Сушу. Именно с этого острова мы и начнем разыскивать наши частички карты. Кто будет собирать частички со звуком Ш, а кто со звуком С?
Артем: Я думаю, что частички со звуком Ш должна собирать Машка, потому что в ее имени есть этот звук.
Настя: Со звуком С будет собирать Симка, в ее имени есть звук С.
Логопед: Ну, что, вперед!
(на пути встречаются картинки шкаф, шапка, кошка, мишка, ландыш, карандаш, сапоги, сова, маска, капуста, ананас, нос)
Логопед: Молодцы, вы помогли Машке и Симке справится с первым испытанием. Давайте все частички попробуем сложить
Ой, что-то пошло не так, у нас не хватает нескольких частичек, без них мы не сможем найти клад. Давайте отправимся в волшебную страну, может там нам удастся отыскать недостающую часть карты.
Логопед: Только, для начала, давайте вспомним, как называется волшебная страна?
Настя: Сошляндия
Логопед: Умничка, Настя, полетели в страну Сошляндия!
V. Динамическая пауза
Логопед: Вот, мы и прилетели в страну Сошляндия. Смотрите, здесь есть подсказка, письмо от волшебников, значит это они спрятали недостающие частички карты от злых Эльфов.
Чтение письма волшебников
«Частички карты находится в пещере горы. Дорога до пещеры волшебная. Здесь в зарослях раздаются разные таинственные слова, которые пытаются сбить с пути. Будьте внимательны! Если услышите в слове звук С – приседаете, а если звук Ш – идете, высоко поднимая ноги.
Сторож, миска, каша, слон, шар, носки, сыр, стол, мышка, сапог, карандаш.
VI. Дифференциация звуков С и Ш в предложениях
Логопед: Молодцы! Вот мы дошли и до пещеры. Смотрите, вход в пещеру закрыт очень большим камнем. Чтобы сдвинуть его с места, нам надо произнести два заклинание. Повторяйте за мной:
ШУ-ШУ-СУ – Мы на острове СУШУ.
Настя: ШУ-ШУ-СУ – Мы на острове СУШУ.
Артем: ШУ-ШУ-СУ – Мы на острове СУШУ.
Логопед: СА-ША-ША – Как пещера хороша.
Настя: СА-ША-ША – Как пещера хороша.
Артем: СА-ША-ША – Как пещера хороша.
VII. Определение места звуков С и Ш в словах
Логопед: Молодцы! Теперь сдвинем камень. Смотрите, а вот и наши недостающие частички. Теперь нам нужно правильно сложить все частички в одну карту. Вам нужно назвать частичку и определить какой в этом слове звук С или Ш и его место в слове (начало, середина, конец).
Настя: Это шар. В этом слове есть звук Ш, который находится в начале слова.
Артем: Это мышка. В этом слове мы слышим звук Ш. Он находится в середине слова.
Настя: Это маска. В этом слове мы слышим звук С. Он находится в середине слова.
Артем: Это сова. В этом слове есть звук С, который находится в начале слова.
Настя: Это ландыш. В этом слове есть звук Ш. Он находится в конце слова.
Артем: Это автобус. В этом слове есть звук С. Он находится в конце слова.
VIII. Фонематический анализ слов со звуками С и Ш
Логопед: Молодцы! У нас получилось составить нашу карту, которая нам укажет, где спрятан клад. Мы находимся рядом с ним.
Логопед: Смотрите! Это сундучок! Что за сокровища в нем спрятаны?
Артем: В сундучке спрятаны шоколад и суфле.
Настя: Это сладости!
Логопед: Как вы думаете, для кого какие сладости?
Настя: Я думаю, что шоколад для Машки, потому что в словах Маша и шоколад есть звук Ш.
Артем: А суфле, наверное, для Симки, потому что в слове суфле, как и в слове Симка есть звук С.
Логопед: Вы правильно решили, молодцы!
IX. Итог занятия
Логопед: Ребята, что вам больше всего понравилось во время нашего волшебного путешествия?
Настя: Мне понравилось собирать частички на острове СУШУ.
Артем: А мне понравилось добираться до пещеры и складывать частички в одну карту.
Логопед: Вспомните, какие частички встречались со звуком С?
Настя: Я запомнила:ананас,маска миска,сыр,стол.
Артем: Я запомнил: слон,сова, сапоги, носки, сторож.
Логопед: А какие картинки со звуком Ш?
Настя: Я запомнила: мишка, шар, шкаф, ландыш.
Артем: Я запомнил: камыш,кошка, карандаш.
Логопед: Машка и Симка очень рады, что вы отправилась сегодня с ними в путешествие. Они очень благодарны за помощь и решили отдать вам найденный клад. Без вашей помощи они бы никогда не смогли их отыскать. Вы помогли Симке и Машке справиться с очень сложными заданиями. Молодцы!Спасибо!
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну волшебных звуков»
в мир волшебных звуков»
Михальченко Наталья Сергеевна
Цель:
- обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках;
- совершенствование навыков звукового анализа, одно-, двухсложных слов;
- развивать фонематических слух;
- учить дифференцировать мягкость и твердость согласных звуков, находить и определять позицию звука в слове (в начале, середине, конце);
- продолжать учить образовывать существит. с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
- учить образовывать существительные женского рода;
- закрепить знания о лексической теме: «Профессии»;
- воспитывать звуковую культуру речи.
Оборудование: пазл букв, лепестки ромашки, бубен с колокольчиком, мяч, фишки для звукового анализа, кирпичи с крышей, карточки с профессиями, бутылочки, стакан с водой, листочки, индивидуальные зеркала, шляпа и сундук, медальки с изображением умников и умниц, сюрприз (подарки).
Ход занятия
1.Организационный момент:
ЛОГОПЕД: Здравствуйте, ребята! День сегодня необычный, удивить хочу я вас. В путешествие большое мы отправимся сейчас. Но, сначала ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки. А, теперь подарите свои улыбки друг другу. Ребята, мы с вами поздоровались, но теперь нужно познакомиться с нашими гостями. Для этого я, предлагаю вам поиграть в игру, которая называется: «Назови свое имя ласково» (выполнение упр. с мячом).
ЛОГОПЕД: Я, буду бросать вам мяч, а вы будете отвечать свое имя ласково : «Катится веселый мячик быстро, быстро по рукам. У кого веселый мячик, тот ответит сейчас нам. Мячик маленький поймай. Да словечком приласкай (ответы детей – Дашечка, Вероничка, Егорушка, Димочка…).
ЛОГОПЕД: Отлично, с гостями познакомились. Ребята, у меня есть волшебная палочка, которая поможет нам, превратится в умниц и умников. И я вас сейчас заколдую в умников и умниц для путешествия в страну волшебных звуков (взмах волшебной палочкой, и вручение медалей — умниц и умников).
ЛОГОПЕД: Теперь время отправится в путь. Для этого мы с вами в превратимся в «Паровоз». Выполняется упражнение на развитие слухового внимания, пространственной ориентации «Паровоз»: дети становятся в одну колонну, делая круговые движения руками, подражают вращению колес, одновременно дети произносят : « чух- чух- чух…» Под звучание медленной или быстрой музыки поезд движется то быстрее, то медленнее; по сигналу останавливается.
ЛОГОПЕД: Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в стране волшебных звуков, а вот «умная» поляна. Это поляна с волшебными звуками, которые мы с вами попытаемся найти. Попробуем? (Да). А, сейчас послушайте меня внимательно: (логопед читает загадку) «Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса — значит, к нам пришла… » (дети договаривают хором: весна).
ЛОГОПЕД: Догадались, о каком времени года мы будем говорить?
ЛОГОПЕД: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова… Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой… Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны. (отв. детей: Принеси весна с собой: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д).
ЛОГОПЕД: Хорошо. На землю, скоро вернется красавица весна. Давайте, ощутим её прикосновение. (Проводится массаж лица : « Солнышко»).
ЛОГОПЕД: Ребята, а какой ветерок весной? (Дети : Весной- ветер ласковый и нежный, теплый).
ЛОГОПЕД: Давайте выполним упражнение « Ветерок» .
Выполняется упражнение на дыхание « Ветерок» , вдох производится носом, выдох ртом- без напряжения:
- У Весны ветер ласковый и нежный, теплый – ф-ф-ф-ф-ф ( стакан наполнен водой, в нем трубочка- дуть в трубочку с силой, произнося звук ф);
- У Лета- жаркий, согревающий – х-х-х-х (поднять руку вверх, и на выдохе произнести звук- х);
- У Осени – прохладный – с-с-с-с ( дуть на листочек);
- У Зимы — холодный, студеный – в-в-в-в-в взять маленькие бутылочки, можно из под «растишки»- дуть, произнося –в).
- Основная часть:
ЛОГОПЕД: Замечательно! Дети, посмотрите, кого мы встретили на полянке? (волка, ежа, медведя, змею).
А, какие звуки мы можем услышать в лесу от волка? (У-У-У-), от ежа (Ф-Ф-Ф-Ф), змеи (Ш-Ш-Ш-Ш), медведя (Э-Э-Э-Э).
ЛОГОПЕД: Скажите, какие мы с вами назвали звуки? (гласные и согласные). Давайте, вспомним стихотворение про звуки:
«Воздух свободно идет через рот, нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет – звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой (О-О-О-О),
Могут в кроватке баюкать ребенка (А-А-А-А),
Но не желают свистеть и ворчать!
А согласные – могут шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь!
С-С-С-С- змеиный слышен свист,
Ш-Ш-Ш-Ш- шуршит опавший лист,
Ж-Ж-Ж-Ж- жуки в саду жужжат,
Р-Р-Р-Р- моторы тарахтят».
ЛОГОПЕД: Хорошо! Ребята, посмотрите, что это разбросано здесь? Давайте, соберем все листочки и увидим, что это! (собирают пазл букв: С- Ш) Ребят, что это у нас получилось? (Буквы). Почему это буквы? (потому, что буквы мы видим, пишем и читаем). А, какие это звуки? (С- согласный, твердый и глухой; Ш — согласный, твердый, глухой). Правильно!
ЛОГОПЕД: Дети, посмотрите, а вот большая ромашка. Предлагаю, вам погадать на ней. Возьмите, каждый из вас по два лепестка ромашки, посмотрите, какие картинки изображены на них, и определите, какие звуки спрятались на лепестках. Когда, определите звуки, положите лепесток со звуком [С] — в сундук, а со звуком [Ш]- в шляпу.
ЛОГОПЕД: А, теперь давайте еще и скороговорку вспомним с этими звуками: « Шептать бабушке на ушко смешной стишок».
Физминутка
Выполняется логоритмическое упражнение: под звучание бубна — топаем ножками, а под колокольчик — стоим спокойно. Под звучание бубна и колокольчика — хлопаем ладошками по коленкам (можно менять ритм звучания инструмента и последовательность).
ЛОГОПЕД: С этим заданием вы справились. Ребята, а вы наверное уже знаете — кем хотите стать? (Ответы детей). Молодцы, значит, вы с легкостью сможете ответить на мои вопросы про разные профессии? (Да). Скажите, мне ребята, кто рисует картины? (картины рисует художник), кто чинит сапоги? (сапоги чинит сапожник), кто убирает двор? (двор убирает дворник), кто кует металл? (металл кует кузнец), кто продает товары? (продает продавец).
ЛОГОПЕД: Хорошо. Теперь, я предлагаю вам стать строителями. Посмотрите, вот есть кирпичики с картинками, но их нужно положить к правильной крыше. Возьмите по одному кирпичику: определите с каким звуком картинка, и где спрятался этот звук: в начале, середине или в конце слова и положите этот кирпичик к правильной крыше.
ЛОГОПЕД: Молодцы! Вы, замечательные строители! А вот профессии, которые потеряли свои предметы. Помогите, продавцу и парикмахеру найти те, предметы, которые понадобятся им для работы. Поможете? (Да). Дети выполняют упражнение «Что кому?»).
ЛОГОПЕД: Отлично! Ребята, скажите, а если профессия у папы: художник, то маму как мы назовем? – художница.
— мужчина писатель, а женщина- писательница;
-мужчина продавец, женщина- продавщица;
-мужчина летчик, женщина- летчица;
— мужчина портной, женщина- портниха;
— мужчина скрипач, женщина- скрипачка;
— мужчина певец, женщина- певица.
ЛОГОПЕД: Дети, скажите, а если вот, например, профессия врач — значит женщина- врачиха? (Нет, такой профессии).
ЛОГОПЕД: Вы, правы ребята, такой профессии нет. Есть профессии, которые называются одинаково и у мужчин, и у женщин. Ребята, какие знаете вы профессии, которые одинаково называются и у мужчин, и у женщин? (ответы детей: врач, фотограф, секретарь, инженер, строитель, режиссер, судья).
ЛОГОПЕД: Молодцы! Вероника, скажи какая профессия у твоей мамы? (Моя мама занята хозяйством — работает дома, ее называют домохозяйка).
ЛОГОПЕД: Какие умники! А, мамам вы любите помогать маме? Ребята, давайте подумаем вместе, чем вы можете помочь маме, что вы умеете делать? Я начну фразу , а вы продолжите:
— Я умею пол (подметать);
— Я умею белье (гладить);
— Я умею посуду (мыть);
— Я умею цветы (поливать);
-Я помогаю стол (накрывать);
— Я помогаю крошки со стола (сметать);
— Я помогаю комнату (убирать).
-Я умею постель (застилать).
ЛОГОПЕД: Да уж! Все умеете делать, настоящие мамины помощники! Теперь можно и отдохнуть!
Пальчиковая гимнастика: «Профессии»
Повар варит кашу (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет (Махи руками)
Доктор лечит Машу (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует (Хлопки)
Дровосеки рубят (Махи с наклонами )
Строят мастера (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет (Поднимание плеч)
Наша детвора?).
ЛОГОПЕД: Отлично! Мы с вами немного отдохнули, а у нас еще одно задание, которое мы с вами выполним за партами. Давайте сядем за парты, перед вами карточки с изображением профессий. Вам необходимо сделать звуковую схему слова (выполняют звуковой анализ слов, определяют место звука в слове, сколько слогов в слове).
ЛОГОПЕД: Ребята, какое время года мы с вами звали в гости скорей? (Весну). А ведь мы с вами, знаем зарядку про весеннюю прогулку нашего язычка? ( Да). Давайте ее выполним!
Выполнение артикуляционной гимнастики.
- Заключительная часть:
ЛОГОПЕД: Ребята, какие вы молодцы. Язычок наш отправился домой, пора и нам с вами возвращаться в сад. Вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось? Какое задание было для вас сложным? Какие звуки были на лепестках ромашки? Какие профессии называются одинаково у женщин и у мужчин?
ЛОГОПЕД: Вы, сегодня отлично поработали! И заслужили сюрприз, который ждет нас в нашем саду. Давайте вернемся быстрее к нам сад.
«Путешествие в мир волшебных звуков»
Конспект сюжетно – динамического занятия по логопедии в старшей речевой группе.
Автор: Бордунова Антонина Викторовна, учитель-логопед, Дошкольное учебное заведение N37 «Журавлик», Крым, Евпатория.
Название занятия: логопедия. Старшая речевая группа.
Тема занятия: Лексическая тема «Зима»
Вид занятия: сюжетно – динамическое.
Тип занятия: закрепление, совершенствование знаний, умений, навыков.
Развивающая:
Цель:
Коррекционная:
– автоматизация гласных звуков в речи: проговаривание звуков, слогов, слов, предложений, стихов и песенки с данными звуками;
– развитие фонематического восприятия;
-закрепление навыков звукового и слухового анализа;
-совершенствование грамматического строя речи;
а) умение изменять существительные по падежам; правильно употреблять предлоги;
б) умение правильно согласовывать слова в предложениях;
– пополнение словарного запаса прилагательными, глаголами;
-развитие связной речи;
а) заучивание стихотворений;
б) составление описательных рассказов;
– развитие общей моторики, эмоционально- волевой сферы;
-Развитие психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления.
Воспитательная: Воспитывать у дошкольников ценностное
отношение к живой природе, формировать навыки экологической культуры.
Обучающая: Закрепить и расшить знания детей о типичных явлениях природы, особенностях существования флоры и фауны в зимний период. Упражнять в умении соотносить символические изображения гласных звуков с их артикуляцией. Добиваться четкого произношения поставленных звуков. Активизировать словарь в соответствии с лексической темой «Зима».
Формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее грамматически правильно, выразительно ее использовать.
Форма организации детей: подгрупповое занятие.
Активный словарь: пурга, сугроб, пороша, каток.
Оборудование: Аудиозапись музыки П. Чайковского «Времена года», «Зима», принцесса Гласа, Еж, гномики-гласики (из бумаги), магнитная доска, символические изображения артикуляционного уклада гласных звуков, гелевые красные шары, мешочек, листик осенний, солнышко, снежинка (из бумаги), колокольчик, тучка из белых шаров, волшебная палочка, сюрпризный момент.
Опора на предыдущие знания, умения и навыки детей: Работа над различными схемами для обучения детей составлению описательных рассказов о зиме и зимующих птицах, явлениях природы.
Место проведения: музыкальный зал.
Дети заходят в зал, здороваются с гостями.
(Звучит весёлая музыка)
Ход занятия.
Логопед: Вот и настал новый день.
Я вижу, настроение у вас замечательное.
Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе. А предстоит нам отправиться в мир волшебных звуков.
Логопед предлагает провести упражнение на дыхание.
Давайте выпрямим спины, расправим плечи, сделаем глубокий вдох – вдохнём свежесть зимнего утра, а потом сделаем выдох – выдохнем все неприятности и огорчения. (2 раза)
Логопед: Дети, вы готовы, все вместе отправится на прогулку
в зимний лес?
Встаньте поближе друг к другу, возьмитесь за руки и закройте глаза.
(звучит легкая музыка П.И. Чайковского «Времена года» «Зима»).
Логопед: Мы в лес, словно в сказку
Поедем, друзья
Возьмём с собой знанья:
Без них нам нельзя!
Глазки закрывайте
Немного помечтайте
Ветерок нас подхватил
В зимний лес переместил.
Логопед: Теперь откройте глаза.
Мы оказались в сказочном необычном лесу.
Как красиво на зимней поляне –
Снег сегодня белый-белый
От него кругом светло.
Скажите, какой бывает снег?
Дети: (белый, пушистый, серебристый, чистый, воздушный, искристый, холодный).
Логопед: Прислушайтесь дети, кто-то плачет.
Давайте поближе подойдём и узнаем
Кто это?
Ребенок: Это принцесса Гласа.
Ребенок: Принцесса Гласа как ты тут оказалась?
Ребенок: Почему ты плачешь?
Ребенок: Что случилось?
Принц. Гласа: Здравствуйте ребята! Мне нужна ваша помощь.
Гласики – мои друзья
Маленькие гномы.
Им, конечно, знаю я
Не сидится дома.
Трудно им порой вставать
Утром на зарядку.
Хотите все секреты знать?
Найдите их ребятки!
Они ушли в лес без разрешения и потерялись в зимнем, холодном лесу.
Но где мне их искать?
Куда они могли деться?
Логопед: Принцесса, ты возвращайся домой, а мы поищем друзей,
как найдём, сразу сообщим.
Логопед: Давайте пойдём по зимней поляне и поищем гномиков-гласиков.
(звучит музыка)
Ребенок: Ой! А чьи это ножки торчат из сугроба?
Дети: Это гномики-гласики – гласные звуки.
Ребенок: Их припорошило снегом.
Логопед: Я думаю мы нашли пропажу.
(просит кого-то из детей сообщить принцессе)
Логопед: Настя, передай принцессе по мобильной связи, что нашлись её друзья, и мы ждём ее на зимней поляне.
Логопед: А пока принцесса будет добираться к нам, предлагаю назвать имена гномиков-гласиков.
(демонстрация символов артикуляции звуков)
Дети: А – О – У – И
Логопед: Как, одним словом назовём эти звуки?
Назовите их признаки.
Дети: Мы их называем – гласные.
Во рту нет преграды, когда мы их произносим.
Логопед: Верно, а давайте вспомним стихотворение
о гласных звуках.
Ребенок: Воздух свободно идет через рот.
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный.
В.Берестов.
Логопед: Я вижу гномики – гласики замерзли от холода, да и мы тоже.
Физ. Минутка «Снеговик» (показываю символ)
Давай дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок,
Он превратился в толстый ком,
И вырос ком снеговиком,
Его улыбка так чиста
Два глаза, шляпа, нос, метла,
Но солнце припечет слегка
Увы, и нет снеговика.
Логопед: А теперь можно и поиграть.
Д/игра : «Пропал голосок»
(дети поочередно подходят к доске и без голоса произносят звуки А-О-У-И
а остальные угадывают, какой звук изображали губы).
Логопед: Дети, гласикам очень понравилось играть с нами, они просят еще поиграть.
Д/игра: «Сигнальщики»
(детям раздают символические изображения артикуляционного уклада
гласных звуков).
Логопед произносит слова: дом, мак, кит, нос, рак, лук.
(дети поднимают соответствующие символы).
В зал входит принцесса Гласа.
Логопед: А вот и принцесса Гласа.
Принц. Гласа: Друзья мои , я вам очень благодарна за вашу помощь. Без вас я не нашла
бы гномиков- гласиков.
Логопед: Как вы считаете?
Правильно ли поступили гномики-гласики , сбежав без разрешения взрослых
из звукового города?
Дети: Без разрешения взрослых , одним на прогулку выходить нельзя.
Логопед: Что могло случиться в зимнем лесу?
Дети: Они могли замерзнуть в сугробе, заблудиться, их могли напугать дикие звери.
Логопед: Я думаю гномики – гласики запомнили правило поведения, без взрослых гулять
нельзя.
Предлагаю подарить нашим новым друзьям песенку о них.
Гласные тянутся песенкой звонкой
Могут заплакать и застонать
Могут качать в колыбели Аленку,
Могут, как эхо в лесу, закричать
Могут летать высоко в синеву.
А-а-а, у-у-у, а-а-а, у-у-у.
В. Берестов.
Принц. Гласа: Ой! Ребята я совсем забыла, когда шла по лесу, нашла мешочек с адресом
вашего детского сада. Видимо кто-то обронил его.
(вручает находку логопеду, благодарит и прощается)
Логопед: А мы, продолжим наше путешествие по красочному зимнему лесу.
Но сначала заглянем в мешочек и узнаем, что в нем?
Да тут письмо, но то кого?
Нам предлагают отгадать загадку.
Спят зимой под елкой
Острые иголки,
А весна придет –
Он червячка найдет.
Дети: Ежик!
Логопед: Да – это письмо от ежика!
Но письмо не на листе,
А на высохшем листке.
Ежик пишет нам письмо,
Любопытное оно…
Надоело ежу спать,
Хочет с нами поиграть.
Пишет: « В гости приходите,
Меня зимою разбудите.
Помогите мне друзья,
Ведь зимы не видел я!
(ежик спит в норе на подстилке из листьев)
Логопед: Интересно, но где же мы будем его искать?
(поделкой раздается храп). Слышите? Кто-то храпит.
(подходят к норке, логопед предлагает детям разбудить ежа)
Дети: Ежик, просыпайся!
Логопед: Не слышит, видимо, очень крепко спит.
(звонит в колокольчик, еж, выглядывает из норки)
Еж: Здравствуйте! Спасибо, что разбудили. А вы кто?
Пока я спал, видел волшебный сон.
На меня с неба сыпалось что-то белое, пушистое, искристое, что бы это могло
быть?
– А какое сейчас время года?
– Почему все вокруг бело?
Дети: Сейчас время года – зима.
Еж: Зима?! А какая она? После лета приходит осень- время, когда мне нужно ложиться
спать. Просыпаюсь весной. А что происходит, пока я сплю, я не знаю.
Логопед: Ежик, дети постараются тебе все о зиме рассказать, но чтобы узнать
больше о времени года, ты будешь говорить о лете, дети о зиме.
Договорились?
Еж: Договорились.
Летом земля покрыта травой. А зимой?
Дети: Зимой земля покрыта белым снегом.
Еж: Летом медведи резвятся на поляне. А зимой?
Дети: Зимой медведи спят в берлоге.
Еж: Летом ласточки весело щебечут. А зимой?
Дети: Ласточки, птицы перелетные, они улетают в теплые края.
Логопед: Молодцы ребята, справились с заданием.
Зимой холодно, все вокруг покрыто белым пушистым снегом.
А теперь, будьте внимательны.
Д/игра: «Доскажи словечко»
Я буду начинать строчку стихотворения, вы заканчивать в рифму.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…(снег)
А с небес летят пушинки –
Серебристые…(снежинки)
На поселок, на лужок
Сыплет беленький…(снежок)
Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик)
Рядом снежная фигурка –
А зовут ее…(снегурка)
На снегу – то посмотри
Словно в сказке как во сне,
Землю всю окутал…(снег)
Вы запомнили, какие слова добавляли в стихотворение? Назовите их.
На какое слово они все похожи?
Дети: Все слова похожи на слово «снег»
Логопед: Как эти слова можно еще назвать?
Дети: их можно назвать родственные.
Логопед: Что-то от снежных слов, холодно стало.
Ваши пальцы замерзли? Давайте их согреем!
Пальчиковая гимнастика «Зима» (символ)
Наши ручки замерзают
Поиграем – ка немножко, да похлопаем в ладошки.
Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп!
Что бы пальчики согреть, сильно надо потереть.
Пальчики мы согреваем, их сжимаем, разжимаем.
Логопед: Располагайтесь, как вам удобно на снежных подушечках. Посмотрите, какая
красота, сколько снежинок вокруг. И каждая из них волшебная.
Подниму любую, послушаю, что она мне на ухо говорит.
Эта снежинка предлагает поиграть в игру.
Д/игра: «Зима – лето» ( на внимание)
Логопед: Я буду говорить предложения, если они о лете, вы улыбнитесь и поднимите
вверх солнышко, а если о зиме – удивитесь и поднимите снежинку.
И ты, ежик, возьми снежинку, будешь показывать ее когда услышишь
предложение о зиме.
Дети пошли на речку купаться.
Малыши дружно лепят снеговика.
На поляне весело стрекочут кузнечики.
Ира и Артем взяли санки и побежали кататься с горки.
Пошел дождь, и над рекой появилась радуга.
На улице морозно, дует холодный ветер.
Молодцы! Солнышки и снежинки поднимали правильно.
И ты, ежик, тоже молодец!
Еж: Ребята, а я вам тоже приготовил задание.
Д/игра: «Слово на ладошке»
Я буду задавать вопрос и каждый правильный ответ прятать в «лапки».
Еж: Летом сильно греет что…?
Дети: Солнце.
Еж: Зимой реки и озера какие…?
Дети: Замерзшие.
Еж: Зимой снег…что делает…?
Дети: Идет, сыплется, кружит.
Еж: Зимой намело снежные …что?
Дети: Сугробы.
Еж: Зимой скользко…где?
Дети: На дороге, на тротуаре, накатке.
Еж: Как интересно мне с вами было! Я теперь много узнал о зиме, хоть никогда ее
раньше не видел. И все – таки ежу зимой спать положено.
Ой! Что – то начало клонить ко сну, пойду досыпать.
До свиданья!
Дети : До свиданья ежик, встретимся летом!
Логопед: Дети! Нам тоже пора возвращаться в детский сад, закрыли глазки…
Вот тучка зимняя плывет,
Нам снежок она несет.
Ну – ка! нас развесели!
Снег волшебный подари!
Снег волшебный подарила,
И в снежки все превратила.
Вот мы и дома, но нас ждет здесь сюрприз!
Сюрпризный момент, угощенье «Сладкие снежки»
Презентация «Технология организации логопедического обследования в ДОУ»
Автор: учитель-логопед Панькова О. Г.
Этапы логопедического обследования:
1 этап — ориентировочный
2 этап – диагностический
3 этап – аналитический
4 этап – прогностический
5 этап – информирование воспитателей и родителей.
Задачи 1 этапа:
• Сбор анамнестических данных;
• Выяснение запроса родителей;
• Выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребѐнка.
Виды деятельности:
• Изучение медицинской и педагогической документации;
• Изучение работ ребѐнка;
• Беседа с родителями
Изучение медицинской и педагогической документации.
К медицинской документации относятся:
• медицинская карта ребѐнка;
• Выписки специалистов;
• Заключения специалистов.
К педагогической документации относятся:
• Педагогическая характеристика;
• Логопедическая характеристика;
• Психологическая характеристика.
Изучение работ ребѐнка.
К данному виду документации относятся:
– Рисунки;
– Творческие поделки.
Беседа с родителями.
– Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб родителей на речь ребѐнка.
– Заполнение анкеты родителями (матерью или отцом);
– Рекомендации для родителей.
II. Диагностический этап.
Взаимодействие логопеда и ребѐнка направлено на выяснение :
– Какие языковые средства сформированы к моменту обследования;
– Какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;
– Характер несформированностиязыковых средств.
Кроме этого мы должны рассмотреть:
– В каких видах речевой деятельности проявляются недостатки;
– Какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.
Методы логопедического обследования:
– Педагогический эксперимент;
– Беседа с ребѐнком;
– Наблюдение за ребѐнком;
– Игра.
Характер дидактического материала.
В каждом конкретном случае будет зависеть:
– От возраста ребѐнка;
– От уровня развития речи;
– От уровня психического развития ребѐнка;
– От уровня обученностиребѐнка.
4 принципа и подхода последовательности проведения логопедического обследования:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
2. От общего к частному;
3. От сложного к простому;
4. От продуктивных видов речевой деятельности к рецептивным.
5. Исследование объѐма и характера употребления языковых и речевых единиц.
Направления обследования:
– Состояние связной речи;
– Состояние словарного запаса;
– Состояние грамматического строя речи;
– Состояние звукопроизношения;
– Обследование слоговой структуры слова;
– Состояние артикуляционного аппарата;
– Обследование фонематического восприятия;
III. Аналитический этап.
Задачей аналитического этапа является интерпритация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчѐтным документом логопеда, независимо от его места работы.
В речевой карте, как правило, представлены разделы:
– Паспортная часть, в том числе и возраст ребѐнка на момент обследования;
– Анамнестические данные;
– Данные о физическом и психическом здоровье ребѐнка;
– Раздел, посвящѐнный характеристике речи;
– Логопедическое заключение.
На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребѐнка, основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы.
Формы реализации индивидуальных маршрутов:
– Индивидуальные занятия по индивидуальному плану;
– Групповые занятия по определѐнной коррекционной программе;
– Подгрупповые занятия;
– Интегрированные занятия при взаимодействии со специалистами ДОУ;
– Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов ДОУ.
Логопедическое заключение, направления коррекционной работы и еѐ организационные формы должны быть донесены до родителей и обсуждены с нимина 5 этапе обследования.
V. Информационный этап.
Информирование родителей –деликатный и сложный этап обследования ребѐнка.
Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребѐнка.
Требования к информированию родителей
– Беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии;
– Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребѐнку;
– Беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью найти союзников в лице родителей.
В заключении:
Улыбнитесь на прощанье ребёнку и его родителям.
Пусть у них всё будет хорошо.
И у вас тоже.
Литература для проведения логопедического обследования.
Технология логопедического обследования Дифференциальная диагностика форм речевой патологии. – презентация
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЛев Алеев
Похожие презентации
Презентация на тему: ” Технология логопедического обследования Дифференциальная диагностика форм речевой патологии.” — Транскрипт:
1 Технология логопедического обследования Дифференциальная диагностика форм речевой патологии
2 Этапы обследования Ориентировочный. Диагностический. Аналитический. Прогностический. Информирование родителей.
3 Ориентировочный этап Задачи: Сбор анамнестических данных; Выяснение запроса родителей; Выявление предварительных данных о индивидуально- типологических особенностях ребенка.
4 Ориентировочный этап Виды деятельности: – Изучение медицинской и педагогической документации; – Изучение работ ребенка; – Беседа с родителями.
5 Ориентировочный этап: выявляемые данные Этиология Наследование Внутриутробное развитие Родовой период Раннее детство
6 Ориентировочный этап: выявляемые данные Проблемы в обучении Проблемы взаимоотношений Проблемы адаптации Проблемы в поведении
7 Ориентировочный этап: выявляемые данные
8 Ориентировочный этап Выводы: Наличие органического или функционального нарушения; Направления обследования; Уровень предъявляемого речевого материала; Набор методик и тестов; Способ предъявления материала; Дозирование нагрузки; Способы установления контакта.
9 Диагностический этап Задачи: Выявить, какие языковые средства сформированы к моменту обследования; Обнаружить, какие языковые средства не сформированы к моменту обследования; Определить характер несформированности языковых средств; Установить, в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорение, аудирование, чтение, письмо); Проанализировать, какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.
10 Диагностический этап Виды деятельности: – Педагогический эксперимент; – Беседа с ребенком; – Наблюдение за ребенком; – Игра.
11 Диагностический этап Принципы: Принцип индивидуального и дифференцированного подхода; От общего к частному; От сложного к простому; От продуктивных видов речевой деятельности к рецептивным; От активного владения к пассивному (от употребления к пониманию).
12 Диагностический этап: технология обследования речи дошкольников Обследование диалогической связной речи и коммуникативных навыков Особенности коммуникативного поведения Специфика использования лингвистических и паралингвистических средств Обследование монологической связной речи Специфика построения текста Специфика использования языковых средств Общая характеристика речи Направления углубленного исследования при наличии показаний Лексический запас Грамматический строй Звукопроизн ошение Слоговая структура Обследование фонематического восприятия Двигательные функции и строение артикуляционного аппарата
13 Диагностический этап: технология обследования речи школьников Обследование процесса письма Обследование процесса чтения Обследование устной речи по показаниям Обследование психических процессов, оптико- пространственных представлений и графо- моторных навыков по показаниям Текстов ая компетенция Словарн ый запас Граммат ический строй Фонема тическо е восприятие и звуко- буквенный анализ Слогова я структур а слова Звукопроизношение Строение и функции артикуляционного аппарата
14 Диагностический этап: обследование связной речи Виды связной речи: Диалогическая Монологическая (обследуется после 4,5 лет)
15 Диагностический этап: обследование диалогической речи Проводится в процессе беседы Оценивается:Контактность Адекватностьповедения Инициатива Богатство и адекватность использования вербальных средств Богатство и адекватность использования невербальных средств
16 Диагностический этап: обследование монологической речи Виды работы: Составление описательного и /или повествовательного текста; Пересказ описательного и/или повествовательного текста (ответы на вопросы); Сокращение (компрессия) текста; Соотнесения текста и картинки или объекта. Виды помощи: Наличие наглядных опор; Стимуляция активности; Наводящие вопросы; Организующая помощь.
17 Диагностический этап: обследование монологической речи Оценивается Темп Особенностиголосоведения Паралингвистические средства Звуковая сторона речи Словарный запас Грамматическое оформление Качества текста
18 Параметры анализа связного высказывания Качества текста Вид задания: составление связного рассказа (с опорой/без опоры, повествования, описания); Самостоятельность выполнения задания (составил самостоятельно; требовалась стимуляции в виде поощрения (другая); составил по вопросам; не смог составить); Степень развернутости (примерное количество предложений); Тематичность (рассказ соответствует избранной (предложенной) теме; тема раскрыта полностью; наличие неоправданных отступлений от темы; тема раскрыта не полностью); Связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи (союзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.); в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями; Последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность; предложения (или части) в рассказе расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой.
19 Параметры анализа связного высказывания Грамматическое оформление Тип предложения (отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами, использует разнообразные виды предложения адекватно замыслу); Развернутость предложения (длина в среднем); Наличие аграмматизма: степень выраженности (отсутствие грамматических форм, использование отдельных грамматических форм (каких?), грубый, негрубый, отдельные, неустойчивые ошибки); уровень проявления (словоизменение, словообразование, синтаксис).
20 Параметры анализа связного высказывания Словарный запас соответствует возрастной норме; ниже возрастной нормы; ограничен лепетными словами; ограничен бытовой лексикой, соотношение активного и пассивного словаря; трудности актуализации словаря – с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу; представленность в словарном запасе различных морфологических категорий – существительных, глаголов, прилагательных, наречий (преимущественно представлена конкретная бытовая лексика, преимущественно использует глагольную лексику, незначительный объем прилагательных, наречий и др.); использует однообразную лексику.
21 Параметры анализа связного высказывания Звуковая сторона речи Звукопроизношение сформировано (не сформировано); Состояние слоговой структуры слова (с какими слоговыми структурами не справляется: многосложными, со стеченьями согласных, малознакомыми), характер ошибок.
22 Параметры анализа связного высказывания Паралингвистические средства Речь выразительная (невыразительная); интонационно оформленная, монотонная, наличие затруднений в использовании вопросительной интонации, выделении логического ударения, паузации; Наличие слов с неправильно интонационно выделяемым ударным слогом. Особенности голосоведения Особенности голоса (хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, мало модулированный, без особенностей); Атака голоса (мягкая, твердая, придыхательная); Речевое дыхание: без особенностей, поверхностное, короткий речевой выдох, несовпадение вдоха и логических пауз, короткий судорожный вдох, речь на вдохе. Темп: Речь скандированная, темп ускорен, замедлен, без особенностей. Наличие слов с неправильно интонационно выделяемым ударным слогом. Наличие продолжительных пауз хезитации. Наличие заикания.
23 Диагностический этап: обследование словарного запаса Цели и задачи обследования Выявить своеобразие словарного запаса ребенка (количественный и качественный состав, соотношение активного и пассивного словаря, адекватность использования словарных единиц); Определить характер затруднений в использовании словарных единиц ( трудности актуализации, смешение слов по звуковому сходству, использование слов в ситуативно-связанном значении, использование слов в расширенно недифференцированном значении, несформированность переносного значения и др.); Выяснить характер организации лексикона (соответствие социальным и возрастным нормативам, уровень сформированности парадигматических и синтагматических отношений).
24 Диагностический этап: обследование словарного запаса Материал для обследования: Реальные объекты Предметные и сюжетные картинки Вербальный материал ( для дошкольников предъявляется в устной форме, для школьников, владеющих чтением может предъявляться в письменном виде).
25 Диагностический этап: обследование грамматического строя Цели и задачи: Выявить своеобразие грамматического строя речи ребенка (количественный и качественный состав, соотношение активной и пассивной грамматики, адекватность использования грамматических форм и конструкций); Определить характер затруднений в использовании грамматических форм и конструкций ( трудности актуализации, гипергенерализация, трудности линейного развертывания, отсутствие грамматических единиц и конструкций и др.); Выяснить уровень обучаемости системных грамматическим единицам (уровень сформированности языковой способности).
26 Диагностический этап: обследование грамматического строя Материал для обследования: Реальные объекты Предметные и сюжетные картинки Вербальный материал ( для дошкольников предъявляется в устной форме, для школьников, владеющих чтением может предъявляться в письменном виде). Действия
27 Диагностический этап: обследование звуковой стороны речи: Цели и задачи обследования: Выявление правильно произносимых ребенком звуков и дефектно произносимых; определение характера дефекта, особенностей проявления; Определение уровня владения слоговыми структурами; наличие трудностей в воспроизведении алгоритмических структур и их характер; Выяснение уровня сформированности фонематического восприятия; характер затруднений.
28 Диагностический этап: обследование звуковой стороны речи: Материал для обследования: Реальные объекты Предметные и сюжетные картинки Вербальный материал ( отраженное и сопряженное проговаривание) Игровая деятельность, свободная беседа.
29 Диагностический этап: обследование строения и двигательных функций артикуляционного аппарата: Цели и задачи обследования: Выявление отклонений в строении артикуляционного аппарата, обуславливающих дефекты звукопроизношения; Определение недостатков двигательных функций артикуляционного аппарата (нарушения тонуса, ограничения движений, трудности переключения, др.); Выяснение состояния двигательных функций мимических мышц.
30 Аналитический этап Цели и задачи интерпретация полученных данных; Заполнение речевой карты; Формулировка заключения
31 Аналитический этап Форма патологии Недостатки строения артикуляционного аппарата Нарушения двигательных функций артикуляционного аппарата Недостатки двигательных функций мимических мышц Дислалия функциональная Нет Дислалия механическая Да, кроме расщелин и расщеплений Нет Ринолалия открытая Да, наличие расщелин и расщеплений, дефекты строения мягкого неба Нет, кроме изолированного пареза мягкого неба Нет Дизартрия НетДа, разнообразные нарушения, могут быть выражены в различной степени тяжести Да Алалия моторная НетДа, преимущественно в виде оральной апраксии Нет
32 Аналитический этап Форма патологии Дефекты звукопроизно -шения Несформиро- ванность фонематичес- кого восприятия Лексико- грамматичес- кое недоразвитие Недостатки связной речи Недостатки ритмико- мелодической стороны речи и/или тембра Дислалия функциональ- ная Всегда Может быть Нет Дислалия механическая Всегда Может быть Нет Ринолалия открытая Всегда Может быть Часто Дизартрия Всегда Может быть Всегда Алалия моторная В самостоя- тельной речи Всегда
33 Аналитический этап Только для первичной формы речевой патологии Форма патологии Дефекты звукопроизношения Несформированность фонематического восприятия Лексико- грамматическое недоразвитие Недостатки связной речи Фонетическое недоразвитие Всегда Нет Фонетико- фонематическое недоразвитие Всегда Нет Фонематическое недоразвитие Нет Всегда Нет Общее недоразвитие речи Всегда
34 Прогностический этап Цели и задачи Определить прогноз дальнейшего развития ребенка; Выяснить основные направления коррекционной работы с ним; Решить вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.
35 Аналитический этап Организационные формы реализации образовательных маршрутов: Индивидуальные занятия по индивидуальной программе в условиях специализированного учреждения; Групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе в условиях специализированного учреждения; Групповые занятия в сочетании с индивидуальными занятиями (сочетание стандартной образовательной коррекционной программы и индивидуальной программы); Занятия в условиях интеграции (дифференцированное обучение по общеобразовательным программам в условиях общеобразовательного учреждения) в сочетании с индивидуальными занятиями по индивидуальной программе; Занятия со специалистами в домашних условиях; Занятия с родителями при консультативной поддержке специалистов; Занятия с длительным отрывом от родителей (стационарное лечение, санатории, группы круглосуточного пребывания, интернаты и т.п.).
36 Информирование родителей Беседа должна строиться на доступном для понимания родителей уровне; Беседа должна быть построена с учетом родительского чувства любви к ребенку; Беседа должна быть построена в конструктивном направлении: надо отвечать на вопрос «Что делать», а не «Кто виноват»; Логопед должен деликатно сообщить родителям всю информацию, которая была получена в процессе обследования, какой бы неожиданной и неприятной для родителей она бы ни была, подкрепляя свои слова примерами из обследования; Необходимо попросить родителей записать те неотложные действия и мероприятия, которые они должны осуществить в ближайшее время; Вопрос о дальнейшем обучении ребенка, выяснение формы организации коррекционной помощи решается совместно с родителями; В заключение беседы решается вопрос о необходимости повторных обследований и их периодичности.