Конспект логопедического занятия: В гости к лесовичку (лексическая тема Зима)

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме “Зима”

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте со всеми поздороваемся.
Логоритмическое упражнение «Зашагали ножки».
На доске появляется слайд № 1 «Лесная школа».
Логопед: Посмотрите к нам в гости пришли лесные жители и приглашают нас с вами к ним в гости. Да не просто в гости, а куда? Прочитайте.
Дети читают «Лесная школа».
Логопед: Ну что пойдем учиться в лесную школу?
Дети: Да.

Появляется слайд № 2.

Логопед: Тетушка Сова принесла на занятие буквы. Помогите зверятам назвать их.

Дети называют буквы на слайде.

Логопед: А какое слово можно составить из этих букв?
Дети: Зима.
Логопед: Какая 1-я буква?
Дети: З (слайд № 3)
Логопед: Какая 2-я буква?
Дети: И (слайд № 4)
Логопед: Какая 3-я буква?
Дети: М (слайд № 5)
Логопед: Какая 4-я буква?
Дети: А (слайд №6)
Логопед: Прочитайте, что у нас получилось.

Дети читают «Зима»

Логопед: Отгадайте-ка, ребятки, Тетушки Совы загадку!

Что за нелепый человек?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (снеговик)

Логопед показывает набор пособия «Снеговички-звуковички».

Логопед: Вот мои друзья Снеговички,
В разноцветных шапках и шарфах они.
Ребята эти не простые,
Они волшебные – звуковые.
Попробуйте отгадать – этот снеговик какой звук обозначает?

Дети поясняют, что снеговик в красном обозначает гласный звук, в синем – согласный твердый звук, в зеленом – согласный мягкий звук.

Логопед: Молодцы, ребята! А давайте составим из наших Снеговичков-звуковичков слово «ЗИМА».

Детьми проводится звуковой анализ слова, дается характеристика каждому звуку в слове, выставляется соответствующий снеговичок.

Логопед: Ребята, а что зима нам принесла? (холод, морозы, снега, лёд)
– Что зимою лежит на земле? (На земле лежит снег).
– Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Начните со слова «снег» (снег белый, пушистый, холодный, блестящий).

Логопед: Посмотрите, у тетушки Совы есть для нас новое задание. Давайте его прочитаем.

Дети читают «Составь рассказ о зиме».

Логопед: Давайте поможем зверятам.

Дети по мнемотаблице составляют рассказ:

Наступила зима. На небе темные тучи и падает на землю пушистый снег. Все вокруг засыпало белым снегом. Девочки и мальчики гуляют на улице. Они кормят птиц зимой зерном, семечками и хлебом.

Дети по мнемотаблице составляют рассказ:

Наступила зима. Падает пушистый снег. Много птиц улетели в теплые края. Но с нами остались зимовать синички, воробьи, вороны, снегири, клесты, голуби. Все вокруг занесло белым снегом. Поэтому птицами зимой нечего есть. И люди им в кормушки насыпают семечки, зерно и крошки хлеба.

Дети по мнемотаблице составляют рассказ:

Наступила зима. Все вокруг засыпало белым снегом. Мороз на окнах рисует узоры. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Скоро мы будем наряжать ёлку и Дед Мороз со снегурочкой принесут нам на праздник подарки.

Логопед: Молодцы, много вы рассказали зверятам о зиме. А чтобы узнать о ней еще больше, давайте-ка с вами отправимся в гости к Зимушке-зиме.

Массаж спины «Паровоз»

Дети встают друг за другом «паровозиком».

Паровоз кричит : «Ду-ду!
Я иду, иду, иду!» (поколачивание кулачками)
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так!
Так-так-так! Так-так-так!» (похлопывание ладошками)

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша первая станция.
Дети: Станция «Снежная».

Игра «Семейка слов»

Логопед: Давайте образуем семейку слов от слова «снег».

– Когда идет сильный снег, как мы это называем? (снегопад).
– Как можно назвать снег ласково? (снежок).
– Кого мы лепим из снега? (Снеговика).
– Каким станет парк, если его занесет снегом? (заснеженным).
– Ком из снега какой? (снежный).

Игра «Есть – нет»

Логопед кладет на ковер картинками вниз стопку карточек с изображением разного количества снежинок.

Логопед: Возьмите 1 карточку, рассмотрите ее и скажите, сколько снежинок на ней нарисовано. Ваш сосед говорит, что у него нет такого количества снежинок, но зато есть другое количество и так далее.
1 ребенок: У меня есть 2 снежинки.
2 ребенок: У меня нет двух снежинок, но есть пять снежинок.
3 ребенок: У меня нет пяти снежинок, но есть три снежинки.
4 ребенок: У меня нет трех снежинок, но зато есть шесть снежинок. И т. д.

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша вторая станция.
Дети: Станция «Вьюжная»

Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо? (вьюга)

Логопед: Эта картина называется «Вьюга». Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга?
Дети: метель, буран, сильный ветер со снегом.
Логопед: Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук «У» то тихо. То громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.

Игра «Вьюга»

Логопед: Давайте поиграем с вами во вьюгу. Вы будете говорить как вьюга – “У” – то громко, то тихо, в зависимости от того как я буду поднимать руку. Если я поднимаю руку вверх, то вы говорите громко, а если вниз, то – тихо.

Логопед: Намела вьюга много-много снега.

Игра «А что вчера?»

– Ребята, я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.

– Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.
– Сегодня снег падает, а вчера падал.
– Сегодня снег сверкает, а вчера сверкал.
– Сегодня снег тает, а вчера таял.
– Сегодня снег хрустит, а вчера хрустел.
– сегодня снег идёт, а вчера шёл.

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша третья станция.
Дети: Станция «Зимняя»

Игра «Зимние слова»

Логопед: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Зимние слова». Я буду называть слова, вы хлопайте в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой.

– Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи.

Молодцы! Вы были очень внимательными.

Игра «Исправь ошибку»

Сегодня зверята составляли с Тетушкой Совой Рассказы о зиме, только они все перепутали. Помогите Тетушке Сове исправить ошибки.

– Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы.

– Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню.

– Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах.

– Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.

Молодцы, вы исправили все ошибки.

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша четвертая станция.
Дети: Станция «Новогодняя»

Огадайте-ка, ребятки, вы еще одну загадку.
На дворе снежок идёт,
Значит, праздник … (Новый год)

Игра «Подбери признак»

Логопед: Давайте поиграем с вами в игру «Подбери признак». Вам необходимо как можно больше подобрать признаков к слову «праздник».

Праздник (Какой?) – веселый, семейный, зимний, радостный и т. д.

Молодцы! Вот вам еще одна загадка.

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная! (елка)

Игра «Семейка слов»

Логопед: Давайте попробуем вспомнить слова из одной семейки с этим словом.

Как вы назовете маленькую елку? (елочка)
Как называется лес, в котором растут елки? (ельник)
Какие шишки у елки? (еловые)
Как называют большую елку? (ель)

Игра «Наряди елку»

Предлагаю вам нарядить ёлку. (Выставляется искусственная ёлочка). Чтобы нарядить елку вам нужно выиграть елочную игрушку. А выиграет тот, кто назовет мне зимнюю примету или расскажет пословицу или поговорку о зиме.

Дети говорят примету, пословицу, поговорку о зиме, берут елочное украшение и вешают его на елку.

Логопед: Вот и елка у нас наряжена. А что принято делать вокруг елки?
Дети: Водить хоровод, играть в разные игры.
Логопед: Давайте и мы с вами поиграем в игру «Елочки-пенечки».

Музыкальная игра вокруг елки «Елочки-пенечки».

Логопед: Ребята, пока мы с вами играли, нам кто-то прислал письмо. Прочитайте от кого оно.
Дети: Письмо от Деда Мороза.
Логопед: Давайте я помогу вам его прочитать.

Ну, ребята, удивили,
Не напрасно вас учили!
Проявили вы усидчивость,
Терпение, старание,
А так же прилежание
И хорошее воспитание.
Приготовил вам подарки,
Отыщите их под елкой вашей яркой!
Дети вместе с логопедом ищут под елкой подарки.

Конспект открытого логопедического занятия на тему путешествие в зимнем лесу

Конспект подгруппового логопедического занятия комбинированного типа с учащимися 4 класса (VII вид).

Тип занятия:
А) по структуре: занятие обобщающего типа;
Б) по назначению: комбинированное.

Фонетическая тема: Автоматизация звука С в разных позициях.
Лексическая тема: Путешествие в зимнем лесу.
Грамматическая тема: Согласование существительных с прилагательными в единственном и множественном числе.

Задачи:
– коррекционно-образовательные:
Закрепление представлений о зиме, ее приметах.
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима».
Закрепление произношения звука С в разных позициях.
Совершенствование грамматического строя речи: формирование согласования существительных с прилагательными в единственном и во множественном числе женского, мужского и среднего рода.
Работа над однокоренными словами.
Совершение синтаксической стороны речи: составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ, на представления.
-коррекционно-развивающие:
Развитие связной речи.
Развитие артикуляторной моторики.
Развитие плавного и длительного выдоха, правильного речевого дыхания.
Развитие фонематических представлений, фонематического анализа.
Развитие общей моторики, координация речи с движением.
Развитие пространственной ориентировки.
-коррекционно-воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
Развитие самостоятельности, самоконтроля.
Воспитание умения слушать логопеда и действовать в соответствии с инструкцией.

Материал и оборудование:
-Индивидуальные зеркала;
-снежинки из тонкой бумаги
-презентация, выполненная в Power Paint;
-картинный материал (с изображением зимы, зимних месяцев);
-элементы декорирования (елочки, снежинки, березка, сугробы);
-карточки с заданием.

Краткое содержание деятельности учителя-логопеда
Краткое содержание деятельности учащихся

Организационный момент:
Слайд №1
– Здравствуйте ребята!
-К нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них и улыбнитесь!
А) ортопедическая минутка (правильная поза, подножка, держатель для спины);
Слайд №2
Логопед проверяет посадку учащихся, помогает закрепить ноги, одевает утяжелители на руки тому, кому даны рекомендации ортопедом.
Б) релаксация (карточка «Готовлюсь к занятию):
Принимаю удобную позу.
Закрываю глаза и расслабляюсь.
Мысленно говорю себе: «Я могу говорить хорошо» (3-4 раза).
Открываю глаза. Сосредотачиваюсь.
Слайд №3

Учащиеся приветствуют гостей.

Учащиеся занимают места, проверяют свою посадку.

Учащиеся настраиваются на урок, используя карточки «Готовлюсь к занятию».

Введение в тему урока.
– Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах. Передают волшебные краски этого времени года в своих работах режиссеры и мультипликаторы. Композиторы посвящают зиме свои произведения. О ней сочиняют песни и слагают стихи.
Слайд №4. Видео.
– Природа в это время года особенная, она какая-то торжественная, величавая, волшебная, сияющая чистотой и свежестью. Перед нами сегодня стоит непростая задача, составить небольшой текст на тему «Зима-волшебница в лесу». Как, по-вашему, это будет текст-описание или повествование?
– Какие части речи нам понадобятся, чтобы описать природу?

– Значит, нам надо вспомнить и подобрать как можно больше прилагательных, существительных и глаголов. А от какой части речи зависят имена прилагательные?

Слайд №5
– Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Но пойдем мы не за ягодами, не за грибами, не за цветами, а за чудесами, ведь зимой лес – настоящая сказка! О красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.

Учащиеся внимательно слушают учителя.

Смотрят небольшой видеоматериал.

Слушают внимательно учителя.

– Это будет текст-описание.

– Для того, чтоб составить текст-описание нам понадобятся имена прилагательные, имена существительные и глаголы.

– Имена прилагательные связаны с именами существительными. От рода, числа, падежа имен существительных зависят род, число, падеж имен прилагательных.
-К одному существительному может относиться несколько слов, обозначающих признак этого предмета.

Повторение ранее изученного.

– Чтобы язычок у нас хорошо работал на занятии, был послушным, четко проговаривал все слова – выполним гимнастику.
Слайд № 6
Артикуляторная гимнастика. Развитие подвижности органов артикуляторного аппарата, укрепление мышечной системы языка, губ, щёк.
Улыбка («Лягушка», «Забор»: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
«Трубочка» («Слон», «Хоботок»)
Чередование улыбка – трубочка («Лягушка и слоник», «Улыбка – хоботок»)
Опускание и поднимание нижней челюсти.
«Лопата» («Блинчики»)
«Наказать непослушный язычок» («Месим тесто»)
«Горка» («Киска сердится», «Мостик»)
«Качели»
«Пощелкивание язычком» («Лошадка»)
Логопед контролирует правильность выполнения учащимися упражнений.
Самомассаж лица и аурикулотерапия.
Логопед вместе с детьми выполняет необходимые движения.

Ручки растираем (Учащиеся потирают ладони)
И разогреваем (хлопают в ладоши)
И лицо теплом своим
Нежно умываем (проводят по лицу сверху вниз)
Пальчики сгребают все плохие мысли (граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем
Сверху вниз мы быстро (растирают ушки)
Их вперед сгибаем,
Тянем вниз за мочки.
А потом руками
Растираем щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Тянем подбородок и его щипаем,
А потом по шейке ручками стекаем.

Читайте также:  Школьный логопункт, положение о логопункте

Логопед контролирует правильность выполнения.
– Молодцы!

Развитие плавного и длительного выдоха, речевого дыхания, закрепление правильной артикуляции звука С.
– Очень важно в морозном лесу правильно дышать. Итак, вспоминаем, как мы должны правильно дышать? Положим ручки на животики. Вдох через нос, в животики надуваем как шарики, выдох медленный и плавный через рот.

Упражнение со снежинками.
-Щеки не надуваем, вытягиваем губы трубочкой и дуем на снежинку, чтоб заставить ее кружиться.

Затем логопед вместе с детьми выполняет упражнение «Холодный ветерок» и «Вьюга».
Упражнение «Вьюга».
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Вьюга старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою-Ягой.
Вьюга воет: «з-з-з-з».
Стихает вьюга: «с-с-с-с».

Логопед вместе с детьми повторяет правильный артикуляторный уклад при произнесении звука [c]: положение губ, языка.

Автоматизация звука С на материале чистоговорок.
-Под ногами хрустит снежок и рассказывает нам:
Иско-иско-иско – зимой солнце низко,
Аска-аска-аска – вокруг из снега сказка,
Исто-исто-исто – снег все спрятал, чисто.

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «Зима»

подгруппового логопедического занятия

для учащихся с ЗПР 1-го класса

Лексическая тема «Зима»

Составитель : Степанова Александра Владимировна,

Лексическая тема: «Зима»

Тип урока: комбинированный урок «открытия новых знаний (ОНЗ) и формирования нового умения»

Цель: создание условий для расширения представлений об окружающей действительности по теме Зима; обогащение словарного запаса; развитие познавательной сферы мышления, памяти, внимания.

Образовательные задачи урока:

Закреплять и расширять представления о зиме.

Коррекционно – развивающие задачи:

способствовать развитию речи учащихся;

обогащение словарного запаса (слова: маскировка, спячка, метель, снегопад, кормушка, варежки, рукавички)

развивать у обучающихся зрительное и слуховое восприятие;

развивать мелкую моторику рук;

развивать артикуляционную моторику;

способствовать развитию мыслительных операций: анализа-синтеза, сравнения, обобщения;

способствовать развитию произвольной саморегуляции.

Воспитательные задачи:

воспитывать положительное отношение к учебной деятельности;

формировать навыки учебного взаимодействия: работы в парах ( отвечать по заданию учителя, слушать ответы товарища);

повышать мотивацию учения, отрабатывать навыки самооценки и взаимной оценки;

способствовать формированию разносторонне развитой личности.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

проявлять интерес к освоению новых знаний и умений;

интерес к способу решения и общему способу действия;

оценивать свою активность в деятельности;

применять правила делового сотрудничества, желание оказать поддержку и помощь одноклассникам;

формирование временных представлений;

развитие умения взаимодействовать с другими людьми, делиться впечатлениями;

МетапредметныеУУД:

Познавательные УУД:

добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза.

Регулятивные УУД:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

формирование умения принимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

формирование умения организовать учебное пространство, быть организованным в учебной деятельности.

выполнение последовательности необходимых операций;

сравнение способа действия и результата с заданным эталоном;

умение анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.

Коммуникативные УУД:

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости

формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества

формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык

Применяемые ресурсы:

Карточки символы «Дерево успеха»

Компьютер с презентацией

Элементы для аппликации

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

I.Организационно-мотивационный момент

Цель: создание положительного настроя на обучение, доброжелательного отношения друг к другу

Мотивирование на позитивный настрой

– Сегодня у нас необычный урок, посмотрите, к нам пришли гости.

– Поздоровайтесь с ними.

– Давайте улыбнемся друг другу и подарим частичку хорошего настроения окружающим

II .Актуализация знаний по теме.

– Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили об осени, о том, как животные готовятся к зиме.

– Ребята, а какой сейчас месяц?

– Какое время года скоро наступит?

– Назовите зимние месяцы

Приближается долгожданная зима.

Рассматривание календаря времен года.

– Декабрь, январь, февраль

III . Практическая деятельность.

Коррекционно-развивающий блок

Наш язычок, как и все дети любит играть. Давайте поиграем.

«Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычку тоже захотелось поиграть

1.Язычок боится мороза – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).
2. Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).
3. Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.
4. Похлопай язычком – лопатой как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6 раз).
5. Ручки заморозим и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс-с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согреваем их.

Дети садятся перед зеркалом

Выполняют упражнения артикуляционной гимнастики

Учебно-познавательная деятельность .

Ребята, скажите, а какие признаки зимы мы можем с вами назвать?

Ребята, а давайте сейчас покажем, как мы греемся зимой от мороза:

Ой, мороз, мороз, мороз-

Забирается под шубки

Все, как следует, потри:

Щеки, носик, уши, губы

Пар пошел даже от шубы.

(ответы по слайдам презентации)

-Все вокруг покрылось снегом. Метут метели. Частые снегопады.

-Солнышко светит мало, не греет. День стал короче.

– Животные в лесу надели зимние шубки.

Для тепла и маскировки. Некоторые животные впали в спячку.

– Животным трудно добыть пропитание.

– Зимующим птицам стало холодно и голодно. Они прилетают поближе к жилью человека. Люди делают для птиц кормушки.

– Люди тоже надели теплую одежду: теплые куртки и штанишки, шапки, варежки, шарфы, потому что на улице стало холодно

Пощипывают щечки, нос, ушки, губки

Трут щечки, нос, ушки, губки.

Л2.1; Л4.3; Л2.2; П3.4

IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Странная звездочка с неба упала.

Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)

– А вы знаете, почему зимой идет снег?

– Зимой холодно, капельки воды замерзают в облаках и превращаются в снежинки.

Давайте рассмотрим снежинки, найдите две одинаковые снежинки?

Смотрите ребята, к нам тоже прилетели снежинки. Давайте подуем на них, и они станцуют. (звучит музыка)

Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковка – нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла.

Найдите отличия (слайд)

Давайте и мы с вами сделаем снеговика.

– Посмотрите, из каких частей состоит снеговик?

– Что у него на носу?

– Из чего у него руки?

– Давайте и мы с вами сделаем снеговика

– Находят одинаковые снежинки

Дуют на снежинки на ниточке

Находят отличия на картинке

Выполняют совместную аппликацию

Л4.3; Л2.2; Л4.4; П3.4; П3.5; Р1.1; Р1.5; К2.1; К2.4

V этап. Рефлексивная деятельность.

12. Итог занятия

– Ну как, вам понравилось делать снеговика?

– Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

– Что мы делали на занятии?

– Оцените свое настроение:

Выберите картинку (солнышко, облачко или тучку)

– Оцените как вы справились с заданиями:

выберите самую большую снежинку, если вы все сделали правильно. Среднюю снежинку, если встретились с трудностями. Самую маленькую снежинку, если сделали много ошибок.

Отвечают на вопросы, выбирают карточку символ своего настроения ( солнышко, облачко или тучку) ,

успеха своей учебной деятельности (снежинку)

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи и нарушением опорно-двигательного аппарата
Лексическая тема: «Зима»

Цели: Формирование лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков.

  • Закреплять представления о зиме и её приметах.
  • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в образовании множественного числа существительных; в образовании относительных прилагательных; в подборе слов-действий и слов-признаков к слову-предмету; в составлении простых предложений.
  • Учить согласовывать слово с движением.
  • Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, графо-моторные навыки.
  • Воспитывать умение слушать товарищей, отвечать на вопросы полным предложением.

Словарь: зима, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод;

морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

метёт, дует, завывает, падает, кружися, летит, морозит, воет, чистят, сгребают, скользят, скрипят, сверкает.

Оборудование: Игрушки (кукла Лилу – попуас), предметные картинки, простые карандандаши, цветные карандаши, раздаточные карточки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о зиме, отгадывание загадок на зимнюю тематику, беседы по картинам с зимними пейзажами.

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня на занятии у нас гость – девочка Лилу из жаркой Африки. Там никогда не бывает зимы и снега. Давайте ей расскажем о зиме и картинки покажем, а потом и в игры поиграем. Лилу принесла нам письмо, но не может понять о чём в нём написано.

2. Игра «Письмо от Матушки-Зимы»

Логопед: Это Матушка-Зима прислала вам письмо и просит рассказать:

Что и почему зимой бывает;

Знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?

Зиму-зимушку встречай и скорее отвечай:

День какой? (Короткий.) А ночь какая? (Длинная.) Что всегда зимой бывает? (Снег.)

Кто на ветках не поёт? (Птицы.) Почему снег идёт? (Мороз.)

И у деревьев голый вид? (Листья облетели.)

До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук.)

Чем покрылась река? (Льдом.) И какие облака? (Снежные, тяжёлые.)

Как люди одеваются? (Люди одевают тёплую зимнюю одежду и обувь.)

Как дети развлекаются? (Дети катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговика и играют в снежки.)

3. Игра «Верно или нет?» (демонстрационная таблица)

Дети подходят к доске и рассматривают картинку.

Логопед: Про картинку дай ответ: всё здесь верно или нет?

Кто здесь расстроен, кто боится, кто удивлён, кто веселится?

Ответы детей: Девочка веселится – она катается на коньках.

Мальчик веселится – он катает снежный ком и лепит снеговика.

Медведь зимой спит, а не собирает цветы. (Не бывает.) и т.д.

4. Физминутка «Зимушка»

Логопед с детьми проговаривают текст и выполняют движения.

Логопед: Давайте представим, что мы вышли на заснеженную дорожку и погреемся.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

И себя похлопаем.

5. Игра «Зимние забавы с зимними словами»

Логопед: Все предметы зимними скорее называй,

С этими словами в игры поиграй.

Игра «Один – много»

Игра «Назови ласково»

Игра «Чего не стало»

Игра «Спрячь слоги в ладошки».

Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Логопед произносит слова (лексический материал по теме «Зима»), а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.

6. Игра «Обведи сугробы» (раздаточные карточки)

Логопед: Ребята, посмотрите, какие сугробы намела метель. Давайте их обведём.

Без отрыва линию веди

Все сугробы быстро обведи.

(Дети голубым карандашом проводят линию.)

7. Игра «Снежная страничка»

Логопед: Рассмотрите картинку на доске. И назовите все снежные картинки и объясните.

Почему вы выбрали эту картинку.

Предметы из снега найди

И указкой обведи.

(Снежок, снеговик, снежная (горка),

Снегурочка, снеговая. (туча)…)

8. Игра «Какой бывает снег?» (раздаточные карточки)

Логопед: Расскажите Лилу о снеге.

Какой бывает снег? Скажи не торопясь.

И за каждый признак треугольничек раскрась.

Дети получают карточки и называют слова-признаки, а затем на своей карточке раскрашивают треугольник цветным карандашом.

Слова-признаки: лёгкий, белый, пушистый, сверкающий, блестящий, рыхлый, плотный, липкий, рассыпчатый…

9. Игра «Шагаем – действия называем» (раздаточные карточки к заданию 7, 8)

Дети называют слова-действия и обводят стрелочку синим карандашом.

Логопед: Что делает снег? Попробуй сказать,

Все стрелочки-действия прошагать.

Слова-действия: идёт, летит, сыпет, ложится, падает, кружится, скрипит, тает, липнет, лепится…

10. Игра «Дорисуй снежинку» (раздаточные карточки)

Логопед: Растаяли снежинки – дорисуй картинки.

Дети рисуют снежинки и считают сколько снежинок они дорисовали.

11. Игра «Снежная крепость» (демонстрационная таблица)

Логопед просит рассмотреть таблицу на доске. Провести путь по которому Ваня должен выйти из лабиринта. Дети проводят путь указкой и проговаривают слова(приставочные глаголы к слову шёл):

Логопед: Строил Ваня крепость, так старался,

Что в снежном лабиринте оказался.

Помоги ему немножко – к выходу веди дорожку.

Ваня направо вы(шел), налево по(шёл), повернул направо и вдоль стены про(шёл), долго вперед шёл, через проём в стене про(шёл), налево шёл, шёл, шёл. И из лабиринта вышел.

12. Игра «Закончи предложение» (демонстрационная таблица)

Логопед: Закончи предложение одним из этих слов.

Будет твой рассказ о снеге и зиме готов.

На улице.
Мы ждали .
Белый цвет у .
Мы рады .
Мы любуемся .
Мы думаем о .

13. Игра «Расскажи и дорисуй»

Логопед: Послушайте рассказ о том как Петя лепил снеговика. Давайте рассказ перескажем и снеговика дорисуем.

Рассказ: «Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом – средний, а затем – маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа – морковку, вместо рта – веточку. Снеговик получился красивый».

Логопед: Чтоб снеговика слепить, нужно очень точным быть.

Комков ты контур обводи и с пунктира не сходи.

Самый маленький комок нарисуй-ка сам, дружок!

Читайте также:  Звук и буква Ц - конспект

Дорисуй глаза и нос и про ротик не забудь!

14. Итог занятия

Логопед подводит итог занятия. И просит детей рассказать, что они запомнили на занятии и какая игра им понравилась больше других.

Сделаны задания без ошибки?
Молодец, раскрашивай улыбку!

  1. Киселёва Г. А. «Книжка-учишка», Издательство «Книголюб», 2007.
  2. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов», Изд.: Мозаика-Синтез, 2010.

Конспект логопедического занятия по теме [Зима]

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зима»

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласктельными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто отгадает мои загадки

Странная звездочка Что за нелепый человек

С неба упала Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

По городу идет: Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит, (лед)

Всех ущипнет за нос.

Наступили холода, Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь – (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

2. Беседа о времени года

– Как вы думаете, какое сейчас время года?

– Как вы догадались?

– Какой день зимой?

– Что можно сказать о снеге?

– Какой бывает лед?

– Перечислите зимние месяцы.

3. Упражнение «Снежинки»

– Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

– Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

4. «Что бывает зимой?»

– Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.

– Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?

– Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.

Логопед просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления и назвать их.

5. Дидактическая игра «Подбери слова»

– зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

6. Игра «Назови ласково» с мячом

– Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок Сосулька – сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка – горочка

Лёд- ледок Холод- холодок

Зима- зимушка Санки- саночки

7. Составление предложений о зиме по картине

Логопед помещает на наборное полотно картину.

– Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

– Верно. На прошлом занятии мы рассматривали эту картину и рассказывали о ней. Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.

– Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети.

Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями.

– Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.

8. Упражнение «Что изменилось?»

Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением зимы.

– Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.

9. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп

10. Упражнение «Где это бывает?»

– Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.

Логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на.

– Где лежит снежинка?
– Где висит сосулька?
– Где замерз лед?
– Где катаются дети?
– Где слепили снеговика?
– Где стоят санки?

11. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

– Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпча­тый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

б) О чем можно сказать:

Морозный что? — день, вечер, ветер…

Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…).

Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…).

Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…).

Конспект занятия в старшей группе “Экскурсия по Москве”

  • Рабочая программа ДО “Скоро в школу” (1)
  • Консультации для педагогов (2)
  • конспекты по развитию речи (1)
  • Конспекты по лего-конструированию (3)
  • конспекты по квест-играм (4)
  • Конспекты по патриотическому воспитанию (3)
  • Конспекты по ФЭМП (2)
  • Конспекты по безопасности жизнедеятельности (4)
  • Работа с родителями (2)
  • Проекты (2)
  • Конспекты по Формированию целостной картины мира (3)
  • Презентации к занятиям (5)
  • Планирование (5)
  • Картотеки (1)

Конспект занятия в старшей группе “Экскурсия по Москве”

Конспект НОД по образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по Москве»

дать представление о плане и карте местности;

закрепить знания детей о достопримечательностях города Москвы, истории создания Московского Кремля;

развивать речь, мышление, кругозор;

воспитывать интерес к истории Отечества.

Мультимедийный проектор, экран, компьютер;

Презентация “Достопримечательности Москвы. Московский Кремль“;

Музыкальное сопровождение – подбор песен о Москве;

Репродукции картин русских художников

Карта Москвы и метрополитена.

Чтение и заучивание стихов и пословиц о Москве;

Беседы о городе Москва;

Пополнение мини-музея Москвы в группе;

Настольно-печатные игры по теме

Мы с вами сегодня поговорим о Родине.

А кто вспомнит и расскажет стихотворение о Родине.

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою.

Глубже морей, оно выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок и я!

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окном

И на щечке родинка –

Это тоже Родина.

Воспитатель: А что мы называем словом «Родина»?

Дети: это страна, где мы родились или наши родные и т.д.

Воспитатель:

– А как называется наша страна?

-А какая наша страна Россия?

– Как называется мы с вами граждане России?

– А какой главный город в России?

– А почему он главный город?

– Кто-нибудь из вас был в Москве?

– А хотите там побывать?

– Тогда отправляемся в столицу. А на чём мы можем добраться туда очень быстро?

– Да в Москву поедем на автобусе. Получите свои билеты. Проходите на свои места.

Воспитатель

– Добрый день уважаемые пассажиры. Просьба всем пристегнуться. Звучит песня «А я иду, шагаю по Москве»

Воспитатель-стюардесса:

-Прослушайте информацию о Москве. В старину люди говорили : «Град Москва – всей Руси глава». Это значит – много на Руси древних и прекрасных городов, а столица одна. А как всё начиналось? Князь Юрий Долгорукий основал небольшое поселение, в него вошло несколько деревень, расположенных по берегам реки Москвы. Поэтому и называлось поселение Москва. Жители занимались ремеслами, выгодно торговали. Ведь находилась Москва на пересечении больших дорог. Товары везли и по воде и по суше. Москва быстро росла и развивалась. Сегодня Москва – один из самых больших и красивых городов нашей страны. И со всех стран мира едут туристы в Москву, любуются архитектурой города. О Москве слагали былины, сказки, пословицы, поговорки, песни. Её называют: «Матушка- Москва», «Москва белокаменная», «Москва златоглавая», «Золотая Москва», «Дорогая столица», «сердце нашей Родины». А какие поговорки вы знаете о Москве?

– Москва – столицей народ гордится.

– Москва – всем городам мать.

– Кто в Москве не бывал – красоты не видал.

– Москва, что гранит – никто не победит.

– За Москву – мать не страшно умирать.

На чем можно путешествовать по городу? (Дети перечисляют виды городского транспорта). Итак, мы отправляемся в путешествие по Москве на автобусе, занимайте места! Вы узнаете много интересного о нашем городе, познакомитесь с его достопримечательностями. Знают ли вы, что такое “достопримечательность”?

Слайд №3. “Памятник Юрию Долгорукому”.

Воспитатель: Посмотрите: мы проезжаем памятник Юрию Долгорукому. Чем известен этот человек? (Этот князь основал Москву). Город Москва был основан более восьмисот пятидесяти лет назад на берегах двух рек. Кто скажет, каких? (Москвы-реки и Неглинной).

Слайд №4 «Большой театр» (звучит музыка Чайковского из балета «Щелкунчик»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что за здание мы проезжаем? (Большой Театр). Чем знаменит этот театр? (Он прославился на весь мир своими оперными и балетными постановками: «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и другими). Я вам советую обязательно побывать на спектакле.

Слайд№5 «МГУ» Слайд №6 «Воробьевы горы»

Воспитатель: Мы проезжаем красивое высотное здание со шпилем. Кто знает, что это за здание? (Университет, поступить в который мечтают почти все выпускники школ). Находится университет на Воробьевых горах, где есть смотровая площадка, с которой открывается великолепная панорама Москвы.

Слайд №7 «Лужники» (спортивный марш)

Воспитатель: Недалеко от университета расположен самый главный стадион Москвы. Для чего построили стадион? Здесь проходят спортивные соревнования, матчи, тренируются спортсмены. Я приглашаю юных спортсменов на физминутку.

Воспитатель: Поторопитесь: наш автобус отправляется, экскурсия продолжается.

Слайд №8″Поклонная гора” (звучит музыка «Священная война»)

Воспитатель: В Москве есть такие места, которые мы посещаем с особым волнением. Одно из таких мест – это Мемориальный комплекс “Поклонная гора”, возведённый в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне. Здесь находится музей Великой отечественной войны, храм, знаменитая статуя Победы, а также фонтаны слез.

Слайд №10 “Храм Христа Спасителя” (колокольный звон)

Воспитатель: Наш автобус движется дальше. Посмотрите, какое красивое и величественное сооружение. Это храм Христа Спасителя, знаменитый тем, что возведен в наши дни вместо снесенного когда-то собора. Долгие годы на этом месте находился бассейн под открытым небом.

Слайд №11. “Третьяковская галерея”

Воспитатель: Москва – культурный центр России. Ни в каком другом городе нет столько музеев, театров, художественных галерей. Мы проезжаем Третьяковскую галерею. Названа в честь коллекционера картин Третьякова. В ней собраны картины самых знаменитых русских художников. Я предлагаю здесь сделать остановку и посетить некоторые залы музея.

(на стендах представлены репродукции картин русских художников Васнецова «Аленушка», «Три богатыря», Шишкина «Утро в сосновом лесу», Левитана «Золотая осень»). Воспитатель предлагает вспомнить автора картины и название.

Воспитатель: Садимся в автобус и отправляемся в самое сердце Москвы. Вы уже, наверное, догадались, куда?

Слайд № 12 Памятник Пушкину

Мы проезжаем мимо памятника великому русскому поэту, который родился в Москве, любил ее всем сердцем и посвятил ей немало поэтических строк:

«”Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва. как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось! “.

Слайд №13. Красная площадь «Московский Кремль»(Гимн Москвы)

Воспитатель: Наконец мы подъезжаем к главной достопримечательности Москвы – Московскому Кремлю. Именно Кремль является символом России. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится наша страна, работает наше правительство во главе с президентом. А в Большом Кремлёвском дворце проходят концерты и новогодние елки для ребят.

Воспитатель: Ребята, вы наверняка слышали такую поговорку: “Москва не сразу строилась“? Московский кремль не всегда имел такой вид, он многократно перестраивался. Кто знает историю Кремля? Я вам ее сейчас напомню. Давным-давно, более 850 лет назад, из богатого города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости. Понравился князю удобный для обороны холм – место слияния двух рек: лесной речки Неглинной и большой Москвы-реки. Пусть, думал Юрий Долгорукий, небольшая крепость в лесу сторожит дальние земли Суздаля. Обнесли воины холм земляным валом – забором, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров. Шли годы. Все чаще и чаще стали появляться в Кремле каменные строения. При князе Дмитрии Донском поднялись стены и башни из белого камня. И прозвали люди Москву “белокаменной. Иван III решил перестроить Кремль, и был построен новый Кремль. Постепенно Кремль становился таким, каким мы привыкли его видеть.

Читайте также:  Использование нетрадиционных методов в логопедической работе

Воспитатель: Дальше наша экскурсия будет пешеходной. Давайте выйдем из автобуса и получше рассмотрим Кремль.

Слайд №18. “Соборная площадь. Колокольня Ивана Великого”

Воспитатель: На территории Кремля расположена самая древняя площадь Москвы – Соборная. Над ней возвышается колокольня Ивана Великого. А рядом – еще два исторических памятника, прославивших Москву. Слайд №19. “Царь-колокол”, Слайд №20 “Царь-пушка”

Воспитатель: Знаете ли вы, сколько всего кремлевских башен? (20)

Слайд №21 №22 “Тайницкая и Царская башни”

(Тайницкая башня самая старая, в ней было два тайника: тайник-колодец и тайник – подземный ход к речному берегу, самая молодая Царская башня).

Слайд № 23 ” Башни Троицкая и Кутафья”

(Самая высокая Троицкая башня – восемьдесят метров. Самая маленькая Кутафья).

Слайд №24″Спасская башня” (бой курантов)

Воспитатель: А эту башню узнаёте? Конечно, это Спасская башня с огромными часами, по которым вся страна сверяет время. Как называются эти часы? (Куранты)

Воспитатель: Как вы думаете, почему площадь, на которой находится Кремль, назвали Красной? (Ответы детей) Слайд №25 «Красная площадь». Красная площадь – главная площадь Москвы. Красная площадь – значит красивая. Давным-давно русские люди все красивое называли словом «красное», например, красное солнышко, красна девица. Вот и самую красивую площадь в Москве называют «Красной», но сначала ее называли торговой. Сейчас на этой площади проходят военные парады, праздники

Наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы познакомились только с малой частью достопримечательностей Москвы. Что вам понравилось больше всего? Куда бы вы хотели поехать с родителями в ближайший выходной?

Руки в стороны – в полет

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед,

Полетел наш самолет.

Руки ставим все вразлет.

Мах крылом туда-сюда

Раз и два, раз и два

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите.

Раз и два, раз и два

Опустите руки вниз

Вот мы и вернулись в свой город.

Воспитатель: Ребята, а в каком городе мы побывали? Кто основал Москву? А что означает слово Москва?

Воспитатель: Во все времена граждане нашей страны восхищались Москвой, любили ее. И неважно, что мы с вами не живем в Москве, а любим ее, как все россияне. Потому что Москва – это наша столица.

Занятие в старшей группе «Путешествие по Москве»

Людмила Виткова
Занятие в старшей группе «Путешествие по Москве»

Занятие в старшей группе: «Путешествие по Москве».

Цель: создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России.

Программное содержание:

1) Дать представление о карте России

2) Обогатить и углубить знания детей о стране и столице России

3) Расширить знания детей о достопримечательностях города Москвы

4) Закрепить понятия «Родина, Отечество, столица, россияне»

5) воспитывать патриотические и гражданские чувства

Материал: карта России, символика России, презентация «Достопримечательности Москвы», игра «Четвёртый лишний», аудиозапись «Песня о Родине» Исаака Дунаевского.

Предварительная работа: заучивание стихотворений о Москве, выставка рисунков «Москва – Красная площадь», рассматривание иллюстраций с видами Москвы, прослушивание песен о Москве.

Дети стоят в кругу. Ребята, давайте начнём наше занятие с утреннего приветствия:

Станем рядышком по кругу,

Скажем: «Здравствуйте друг другу».

Нам здороваться ни лень:

Всем: «Привет! и Добрый день».

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся!

Все: Доброе утро!

Раздаётся стук в дверь. Воспитателю вручают бандероль, а в ней карта России и российская символика.

-Ребята, что это за карта? (Это карта нашей родины. Это карта России.)

Прослушайте «Песню о Родине» Исаака Дунаевского и Лебедева – Кумача.

-Ребята, где мы все живём (Мы живём в России).

-Что же такое Россия? (Россия-это страна.)

-Как ещё можно назвать страну? (Родина, Отчизна, Отечество.)

-А как называются люди, которые живут вРоссии? (В России живут россияне.)

-Маша, ты кто? (Я россиянка)

-Кирилл, ты кто? (Я россиянин)

Что можно рассказать о России, глядя на карту (Россия огромная, красивая, большая, великая. В ней много полей, рек, озёр, морей.)

-А знаете, что обозначает эта красная линия? Это, граница нашей Родины, нашего государства.

-А что означают кружочки на карте? (это города.)

-Скажите как называется город- сердце нашей Родины? (Это город- Москва. Москва – столица России.)

-А вы бы хотели побывать в Москве?

– На каком виде транспорта можно быстро добраться до Москвы?

-Отгадайте мою загадку. На экране телевизора будет отгадка.

Он гудит и чертит мелом,

Он рисует белым-белым

На бумаге голубой.

Сам рисует, сам поёт.

Что же это? Самолёт.

-Правильно это самолёт. Пройдите в салон, займите места. Чтобы наш самолёт взлетел, надо ответить на несколько вопросов. Готовы?

-Какая символика есть у нашей страны? (Герб, флаг России.)

-Сколько полос у Российского флага? Какие это цвета? (У Российского флага три цвета: белый, синий, красный).

Белый цвет- это цвет мира, он говорит о том, что наша страна миролюбива.

Синий цвет – верность, народ любит свою страну и защищает её.

Красный –цвет силы.

-Кто расскажет о Российском флаге стихотворение?

Ребёнок. Владимир Степанов. Российский флаг.

Белый цвет – берёзка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска- солнечный рассвет.

-На гербе России двуглавый орёл на красном щите.

-Даша, расскажи о российском гербе.

Ребёнок. Владимир Степанов. Российский герб.

У России величавой на гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток,

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый, он и гордый,

Он России – дух свободный.

-Вы справились с заданиями и наш самолёт готовится к взлёту. Пристегните ремни, мы взлетаем. У-У-У (произносят дети с повышением голоса).Дети имитируют голосом звук самолёта. Пока мы летим Лиза, Ярослав и Кирилл расскажут нам стихотворения о Москве.

Ребенок. Такой большой старинный город.

Гордится им моя страна.

Всем городам он голова,

Столица Родины – Москва.

Ребенок. Валерий Брюсов. Стародавняя Москва.

Вся в дворцах и вся в садах.

Ты стоишь, Москва святая,

На своих семи холмах.

Ребенок. Михаил Лермонтов. Бородино.

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

– Ребята, а чем Москва отличается от нашего города? (Наш город меньше, чем Москва. В Москве работает правительство, президент.)

-А кто у нас президент? (Наш президент Владимир Владимирович Путин.)

-Где работает наше правительство и президент? (Они работают в Кремле.)

-Наконец наш самолёт идёт на посадку. На улице нас ждёт экскурсия по Москве.

-Вот мы и в Москве,а все экскурсии начинаются с Красной площади. Я – ваш экскурсовод Людмила. (Бейджик). Красная площадь – главная площадь Москвы и всей страны. Давным-давно красная площадь была торговым местом,на ней стояли торговые ряды, сюда приходили москвичи, узнавали новости, здесь оглашались царские указы.

Фото на экране. (Слайд № 1)

-Подумайте, почему площадь называется красной?

-В старину всё самое красивое и дорогое называлось словом красное. Красна – девица, красна – изба. А в Москве Красная – площадь, самая красивая, самая любимая. В наше время на красной площади проходят различные праздники, парад Победы 9 мая, красочные фейерверки. Маша, расскажи нам стихотворение о Москве.

Ребенок. Ирина Токмакова. Красная площадь.

Мы с детства запомнили эти слова,

И нету прекрасней и проще,

Для города имени — город Москва,

Для площади — Красная площадь.

На свете немало других площадей,

Героев на свете немало.

Но сколько здесь было отважных людей,

Пожалуй, нигде не бывало.

Ребенок. Владимир Степанов. Красная площадь.

Москва – это Красная площадь.

Москва – это башня Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

-На красной площади расположены самые важные государственные здания, музеи и храмы. Украшает площадь Храм Василия Блаженного, который сооружён в честь Покрова Богородицы, поэтому его ещё называют Покровский собор. Он кажется кружевной пирамидой, несмотря на массивность, он выглядит лёгким, ажурным, устремлённым ввысь. (Слайд №2)

– Перед вами Кремль. Что же такое Кремль?(Слайд №3)

В древние времена на Москву часто нападали враги, и чтобы защититься от них, построили крепость – Кремль. Сначала стены Кремля были деревянными, затем их сделали из белого известняка-белокаменные. И только спустя много лет возвели красные зубчатые стены и стройные башни, всего сторожевых башен 20, и каждая имеет свое название. На экране появляются фото. Я вам назову несколько:

Набатная – на ней висел огромный колокол;(Слайд №4)

Боровицкая – вокруг нее был дремучий бор (лес); (Слайд №5)

Арсенальная – там был оружейный склад; (Слайд № 6)

Никольская – над ее воротами была размещена икона Николая Чудотворца. (Слайд №7)

А самая главная башня – Спасская (повторите, Спасская, на ней находятся главные часы страны, по которым сверяет время вся страна. (Слайд № 8)

– Как называются часы на Спасской башне (Часы на Спасской башне называются куранты.)

-Ребята, а вам знакома Спасская башня? Посмотрите внимательно, что вы можете рассказать о ней? (В новогоднюю ночь бьют часы 12 раз, а мы загадываем желания).

(весь рассказ сопровождается слайд-показом с видами Кремля и каждой названной башней).

Расскажи, Маша, стихотворение.

На Красной площади столицы,

Вливаюсь я в поток людской.

И чувствую я крылья птицы,

Когда курантов слышу бой.

Анечка тоже расскажет стихотворение.

Аня. Сергей Михалков. Кремлёвские звёзды.

Кремлёвские звёзды над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят.

И лучше той Родины нет!

– Ребята, давайте с вами отдохнём, подойдите ко мне.

Становись скорее в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Физ. минутка. «Кремлёвские звёзды».

Много звёзд на небе – руки вверх, потянуться.

Много на земле – руки вниз, присесть.

Светятся, сияют звёзды на Кремле, -руки перед собой, имитация блеска звёзд.

– Теперь можем продолжить нашу экскурсию. Туристы со всего мира приезжают посмотреть на Кремль, здесь находятся две удивительные достопримечательности – это Царь-Пушка и Царь-Колокол.

Царь-пушка отлита из бронзы на Московском Пушечном дворе. Пушка предназначена для защиты Спасских ворот, но из нее никогда никого не стреляли. (Слайд №9)

Царь-колокол является самым большим колоколом в мире. Когда мастера – литейщики выплавили этот огромный колокол, в то время случился в Кремле пожар. Сгорели все Кремлевские постройки, и огонь уже подбирался к колоколу. Испугались мастера, что от огня колокол может расплавиться, и стали поливать его водой. И от разницы температур от колокола откололся кусок. Царь-Колокол так ни разу и не зазвонил. Вот сколько интересного можно увидеть на территории Кремля. (Слайд №10)

(весь рассказ сопровождается слайд-показом с видами достопримечательностей) .

Наша экскурсия продолжается и у входа вАлександровский парк находится Могила неизвестного солдата. (Слайд №11) Это памятник всем павшим воинам и тем солдатам, чьи имена остались неизвестны. Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен. Вечный огонь на Могиле неизвестного солдата, полыхающий у Кремлёвской стены,-память о тех, кто отстоял Москву, защитил Родину. Сейчас Серёжа расскажет стихотворение.

Сергей. Михаил Исаковский. Куда б ни шёл, ни ехал ты.

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак,

Учёный иль пастух, —

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

-Спасибо, Серёжа. Не хочется расставаться с Москвой, но нам пора возвращаться домой.

-Вы устали? Давайте поиграем.

Интерактивная игра «Четвёртый лишний».

-Посмотрите на экран,это достопримечательности Москвы, с которыми мы познакомились сегодня. Назовите их по порядку и найдите лишнее фото, не относящееся к Москве. (Фото связаны с достопримечательностями Москвы и достопримечательностями нашего города Шахты).

-Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, получите шкатулку с сюрпризом, но она не простая и откроется, когда мы вернёмся в наш город. Сейчас мы полетим на самолете, станьте в круг и возьмитесь за руки.

Игра «Самолётики».

Мы летаем высоко (руки вверх,

Мы летаем низко (присели, руки вниз)

Мы летаем далеко (разошлись,

Мы летаем близко (сошлись близко друг к другу).

На посадку! (присели)

Вот и наш город. Чтобы открыть шкатулку надо из предложенных букв составить слова. Первую букву положу я, а вы последующие. (Дети подходят к столам, на которых разложены буквы и составляют слова Родина, Россия).

Игра по Синквейну.

– Вы справились с заданием. Сейчас мы поиграем. Я говорю вам словоРодина.

А вы мне какая она? (любимая, единственная)

Что делает Родина? (воспитывает, растит, любит)

Составьте предложение из слов :любить, дети, Родина. (Дети любят Родину.)

Наша Родина это – (Россия).

-Открываем сундучок, а здесь разноцветные звёзды, если вам понравилось путешествие, возьмите красную звезду, если нет, то синюю.

-Россия очень большая страна, в ней много городов, мы побывали в Москве. Подумайте, в какой город мы можем отправиться в следующий раз.

Ссылка на основную публикацию