Конспект логопедического занятия с учащимися 1-2 класса по теме ‘Дифференциация звуков и букв Т-Ц’

Конспекты логопедических занятий.

Логопедическое занятие по теме “Дифференциация звуков д-т в слогах, словах, предложениях”.

Пупкова Н.А., учитель-логопед, Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 3”, г. Салехард, ЯНАО.

Тема. Дифференциация звуков д-т в слогах, словах, предложениях.

Цель: уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков д, т.

  • учить детей дифференцировать звуки, обогащать словарь детей;
  • развивать навыки слогового анализа и синтеза;
  • закреплять знания языковых норм; способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков);
  • учить устанавливать причинно-следственные связи.

  • Карточки с артикуляционной гимнастикой; буквы т, д.
  • Предметные картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус, уточка, удочка.
  • Карточки со словами: уточка, удочка.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать.

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем проговаривать все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

– Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать

“Лягушка и слоненок”

-Молодцы вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.

3. Развитие фонематического восприятия

Рассмотрите предметные картинки и назовите их.

«Уточка-удочка»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

-Сколько звуков в этих словах? 6 звуков

– Это очень похожие слова уточка-удочка.

-А чем они различаются? (второй звук т , в слове уточка)

– В слове удочка второй звук д

-Какой второй звук в слове уточка? Т

-А какой второй звук в слове удочка? Д

-На доску вывешивается слова, уточка-удочка посмотрите, поменяли

одну букву, а изменилась все слово.

– Сегодня мы будем учиться различать эти звуки т, д и буквы тэ, дэ для

того чтобы на письме их не путать.

  1. Сравнительная характеристика звуков.

– Дайте характеристику нашим звукам

Произнесите звуки т и д. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково)

Как произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух “взрывом” разрушает эту преграду. Звуки согласные.

Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука д? ( Дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом) А теперь произнесите звук т и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (не дрожит) Значит, звук произносится без голоса.

-Какой вывод можем сделать?

Вывод Звук д произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой д на письме и при чтении, А звук т произносится без голоса он глухой и определяется буквой т на письме и при чтении.

Т-согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д- согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

5. Соотнесение звука и буквы.

– Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами)

Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы. тэ, дэ.

-А скажите если поставить согласный и гласный звук вместе, то, что они образуют? (Слог)

6. Дифференциация звуков в слогах

Рассмотрите схему и составьте и прочитайте слоги.

Запишите слоги парами по звонкости – глухости запись на доске.

Укажите в них наличие звуков изучаемых на занятии.

«Схема Т-Д.»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

-А что образуется из слогов? (Слова)

– Откройте тетради 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число

  1. Дифференциация звуков в словах

– Сейчас поиграем в игру “Что где находится?” (Приложение 1)

– Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять букву,

с которыми мы сегодня работаем.

Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки,

-Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? Капуста. В слове капуста слышу звук т, он согласный, глухой, значит, пишу букву тэ, выделяю букву тэ, рисую колокольчик без язычка.

-Что находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове?

-Что находится над домом? Какой звук слышим в этом слове? дыня

-Что находится слева от дома? Какой звук слышим в этом слове?

-Что находится между карандашом и стулом? Дом

-Что находится под тарелкой? ведро

-Молодцы справились с этим заданием хорошо.

-Скажите, слова связанные между собой по смыслу образуют, что?

  1. Дифференциация звуков в предложении.

– Составьте из предложенных слов предложения и подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.

У, дом, в, дедушки.

Около, деревни, пруд.

Летом, Тёма, был, у, дедушки.

Прочитайте, что у вас получилось.

-Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши

Буквы выделите, их как мы это делали в словах.

Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что?

Давайте попробуем поставить, наши предложения так чтобы

У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у

– Придумайте продолжение нашему рассказу.

Он ходил летом на рыбалку. В пруду водилось много рыбы. Тёма любит отдыхать летом в деревне.

Дедушка подарил Тёме удочку. Мальчик каждое утро ходил на рыбалку. Рыбу он отдавал коту Ваське. Мальчик очень любит рыбалку.

– Как можно озаглавить наш текст.

-Какие звуки учились различать на занятии? Т, д.

-Дайте краткую характеристику этих звуков?

Т-согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д- согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

Конспект логопедического занятия по теме “Дифференциация звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях”

Разделы: Логопедия

Цели занятия:

  • Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ц].
  • Дифференцировать звуки [С] – [Ц] в слогах, словах и предложениях, выделять звуки в начале, середине и конце слова.
  • Уточнять и обогащать словарь детей, упражнять в подборе родственных слов.
  • Упражнять детей в умении работать с таблицами.
  • Упражнять в умении составлять предложения.
  • Развивать речевой слух, психические процессы: память, внимание, мышление.
  • Воспитывать умение работать сообща.

Оборудование: соговые таблицы (демонстрационные), зеркала (индивидуальные), грамматические карточки, предметные картинки, карточки со слогами, карточки со схемой слова (начало, середина, конец слова), карточки с буквами.

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовёт одно слово со звуком [С] и одно слово со звуком [Ц].

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

б) «Киска сердится»

Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

в) «Почистим зубы»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние передние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

г) «Заморозим подбородок»

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
(Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал.)

3. Уточнение артикуляции звуков.

– Произнесём звук [С]. Какое положение принимают губы при произнесении звука [С]? (При звуке [Ц]?)
– В каком положении верхние и нижние зубы? (При звуке Ц?)
– Как работает язык? Где он находится? (При звуке [Ц]?)
– Приложите ладони тыльной стороной к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?
– Если поднести ладони ко рту и произносить звук [С], мы ощущаем холод или тепло? (При звуке [Ц]?)

(При работе используются индивидуальные зеркала.)

Вывод: звуки [С] и [Ц] согласные, глухие.

4. Игра «Повторяй за мной» (воспроизведение слоговых рядов)

Игра проводится устно. Логопед называет слоговой ряд, ребёнок отвечает (стоя, с закрытыми глазами). Затем называются чистоговорки, дети повторяют хором.

АС-АС-АЦ УЦ-УЦ-УС УС-УС-УЦ
ЦИ-ЦИ-СИ СУ-СУ-ЦУ СО-ЦО-ЦО
АЦ-АЦ-АС СЕ-ЦЕ-СЕ ЦА-ЦА-СА

ЦА-ЦА-ЦА – Нигде нет продавца.
СА-СА-СА – В лесу бегает лиса.
СО-СО-СО – У Вовы колесо.
ЦО-ЦО-ЦО – Выйти на крыльцо.

5. «Прочитай слово»

Детям предлагаются две таблицы. Дети читают, составляют слова и по очереди называют их.

(ЦА – пуговица, цари, курица, овца, умница, птица, хлебница, царапина; СА – самолёт, полоса, сало, крыса, лиса, коса, самокат, роса)

6. Игра «Отгадай загадку»

Детям раздаются карточки со схемой слова и карточки с буквами [С], [Ц].

– Я загадаю загадки, а вы их отгадайте. В словах-отгадках выделите звуки [С] и [Ц] и покажите место их расположения в слове с помощью предложенных вам карточек и букв.

1) Согнута в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на крюку. (Коса.)

2) Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ту-у». (Пылесос.)

3) Летом – в огороде, свежие, зелёные,
А зимою – в бочке, жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы.)

4) Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)

5) На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его… (Скворец.)

6) Все следы находит точно,
Охраняет склады ночью.
Уши чуткие и нос –
Это друг наш верный… (пёс.)

7) Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыплёнок.)

8) Белая бочка, нет в ней
Ни сучочка. (Яйцо.)

7. Физминутка

Раз – подняться, подтянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

8. Грамматические карточки

Детям раздаются карточки, на которых написаны однокоренные слова двух групп (свет, цвет). Логопед показывает первую карточку-корень. Дети должны по очереди выкладывать карточки с однокоренными словами, называя слово и объясняя его значение. Когда заканчиваются карточки на этот корень, берётся второе слово-корень. Игра продолжается до последней карточки. Тот, у кого останется карточка, считается проигравшим.

СВЕТ – освещать, светлый, световой, засветить, освещение, свеча, рассветает, просвещать.
ЦВЕТ – цветущий, цветник, расцветать, цветочный, цветной, отцветать, цветок, цветастый.

9. Игра «Добавь нужный слог»

Детям предлагаются две таблицы. Нужно составить слово, правильно подобрав слог. Записать получившиеся слова.

(Лицо, колесо, яйцо, просо, кольцо; село, цена, целый, серебро, серый, сено, цепи)

В конце работы проводится проверка. Дети по цепочке читают записанные ими слова и по ходу чтения показывают карточку с нужным слогом (СО или ЦО, СЕ или ЦЕ).

10. Пальчиковая гимнастика «Игра на музыкальных инструментах»

Дети, сидя за партами, напевают мотив знакомой песни с помощью слогов (например, са-са-са-са…). При этом пальцами имитируют игру на музыкальных инструментах (фортепиано, дудочка, барабан, гармошка и другие).

11. Игра «Составь предложение»

Каждому ребёнку даются две карточки с картинками. Они составляют по ним одно предложение, называют его и записывают в тетрадях.

ОСЫ – ЦВЕТЫ ЯЙЦО – ПТЕНЦЫ
СУМКА – ОГУРЦЫ СОВА – ЦАПЛЯ
КУРИЦА – ЦЫПЛЁНОК КОЛЬЦО – БУСЫ

12. Итог

– О каких звуках мы говорили на занятии?
– Что вы можете сказать о них?
– Что вам больше всего понравилось?

Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса с диагнозом ФФНР «Дифференциация звуков [т’ ] — [ц ] и букв т-ц»

Елена Разенкова
Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса с диагнозом ФФНР «Дифференциация звуков [т’ ] — [ц ] и букв т-ц»

Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса, имеющих диагноз ФФНР

Тема : Дифференциация звуков [ть ] – [ц ] и букв «т-ц»

Цель: дифференциация звуков [ть ] – [ц ] и букв «т-ц» в слогах, словах и предложениях.

Задачи :

1) – уточнить сравнение артикуляции звуков[ ть – ц ];

– развивать фонематическую дифференциацию звуков[ ть – ц ] в изолированной позиции; в слогах, словах и предложениях;

-уточнить написание букв, обозначающих звуки[ ть – ц ]

2) развивать звуковой анализ слов

3) совершенствовать навыки словоизменения

4) развивать зрительный гнозис учашихся.

5) развивать связную речь учащихся.

Содержание :

1 Организационный момент

Реб. каждому из вас Почтальон Печкин принёс конверт. Откройте и посмотрите что вам прислали (3 предметных картинки)

– Назовите, что нарисовано на картинках.

(учащиеся по очереди называют свои предметы).

А теперь произведём словоизменения.

1. Назовём ласково. (карандаш- карандашик)

2. Один- много (карандаш-карандащи)

3.»Жадина» (Это мой карандаш)

4. У меня нет (У меня нет карандаша)

5. Я тебе подарю (Я Мише дарю карандаш)

2 Введение в тему.

На доске появляются наложенные изображения

(цифра, цыплёнок, телефон, овца, цветок)

– Посмотрите на доску, назовите предметы, которые здесь спрятались.

– Найдите лишнее слово (телефон, т. к все слова начинаются со звука [ц], а это слово со звука [ть]

– Итак сегодня наша тема занятия «Дифференциация звуков [ть-ц].»

Скажите какими буквами обозначаются эти звуки (т-ц)

Запишем в тетрадях т-ц.

Давайте произнесём и послушаем эти звуки.

Похожи ли эти звуки? Чем?

Но нам надо научиться их различать. Давайте дадим характеристику звукам.

[ть]- согл., глух. ,мяг., (взрывной переднеязычный)короткий

[ц]-согл., глух. ,твердый. (Свистящий)долгий

3 Дифференциация [ ть – ц ] в слогах (устно)

Реб., я буду вам называть слоги со звуками[ть-ц], если вы услышите звук [ть] поднимите букву «т», если слышите звук[ц]-, то поднимаете букву «ц»

(Логопед называет слоги : тя- тё, ти-ци, атя-аца, отя-оца, ци, ти, ать, оц, уть, ить)

– Запишем несколько слогов в тетрадях.

(тя- ца, цо-тё, цу-тю, цы- ти) Подчеркнём букву «т»- зелёным карандашом, а букву «ц»- синим.

4 Дифференциация [ ть – ц ]в словах

(учащиеся записывают слова схемами в тетрадях)

(Слова: цыплёнок, теперь, телефон, телевизор, царь, царица, куница, птица, птенец, целый,терпеть,тень)

5 Физкультминутка.

Игра «Гномики и великаны»

Дети делятся на 2 команды, 3 чел- команда звука «ть», 3 человека команда звука «ц». У каждого ребёнка таблица с соответствующей буквой.

У-логопед читает стихотворный текст или называет слова, а учащиеся «вырастают» ,поднимая соотв. букву или приседают, что говорит о том, что звука нет в слове.

6 Звуковой анализ + дифференциация [ ть – ц ]

На доске появляются картинки, дети выкладывают звуковую схему слова.

7 Посм., на доску и вставьте пропущенные буквы «т» или «ц»(устно)

Посм. на доску в левом столбике написано начало предложения, а в правом- конец. Вам надо составить правильные предложения, подобрав подходящую по смыслу концовку.

Врачи делают операцию темнице

Овощи созревают больнице

Узник сидит в цирке

Клоун выступает в театре

Певец поёт в темнице

(Учащиеся записывают предложения в тетрадь)

Над какими звуками мы сегодня работали?

Назовите основные отличия звука ть от звука ц.

Конспект фронтальной коррекционной деятельности для детей с ФФНР «Дифференциация звуков [Д]-[Д’], буква Д» Конспект фронтальной коррекционной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР Автор-составитель: Людмила Владимировна.

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР. Тема занятия: «Дифференциация звуков Ж-Ш». Цель занятия: закрепление.

Конспект урока по русскому языку для учащихся второго класса коррекционной школы 8 вида «Дифференциация букв и звуков[в]-[ф]» Государственное бюджетное образовательное учреждение «Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Логопедическое индивидуальное занятие «Моя дружная семья. Дифференциация звуков [Л]-[Р]» Цель: Закреплять у детей умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Задачи: Автоматизировать у.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Л], [Р]» Групповое занятие в подготовительной группе для детей с фонетическим недоразвитием речи. Тема :Дифференциация звуков :л-р, ль-рь, ль-рь.

Логопедическое занятие для учащихся 5 классов коррекционной школы VIII вида «Дифференциация букв Ш-Ж и звуков [Ш]-[Ж]» Тема: «Дифференциация букв Ж-Ш и звуков [ш-ж] в слогах, словах и фразовой речи». Цели: 1. Закреплять знания о согласных звуках и буквах.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков Ш — Ж» ТЕМА: Дифференциация звуков Ш – Ж. ЗАДАЧИ: – учить детей дифференцировать звуки Ш – Ж по глухости-звонкости в слогах, словах и предложениях;.

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш] и букв С-Ш» План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв С-Ш». Тема: «Дифференциация звуков С-Ш». Ребенок:.

Подгрупповое логопедическое занятие «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» Логопедическое занятие «Вернем весне память» Цель: продолжать формировать правильное произношение звуков с, ш, автоматизировать их. Продолжать.

Подгрупповое логопедическое занятие Тема: Подводный мир. Дифференциация звуков [Р]-[Л ]в словах и предложениях Цель :Расширять и обобщать представления детей об обитателях подводного мира, закреплять звукопроизношение звуков Р]-[Л ]в словах и предложениях,.

Тема: Дифференциация Ч-Т План – конспект открытого логопедического занятия с группой учащихся второго класса

ТЕМА: Дифференциация Ч-Т*

План – конспект открытого логопедического занятия с группой учащихся второго класса

(нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи)

Образовательные: уточнить артикуляцию звуков [ч’], [т’], развивать фонематический слух, операции звукобуквенного анализа, упражнять в правильном соотнесении звуков с буквами при письме и чтении слов, словосочетаний, предложений; словообразовании; обогащать и активизировать словарь; уточнить представление об основных единицах языка – слоге, слове, словосочетании, предложении, тексте; закрепление орфографических правил.

Коррекционно – развивающие: развивать слуховую и зрительную память, мыслительные операции (анализ, аналогии, обобщения, сравнения).

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к родному языку и логопедическим занятиям.

Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки с буквами ч, т у каждого; аудиокассета “Звуки леса”; мяч, ряды слов (задание №6), отпечатанные по числу учащихся; изображение поляны с ромашками, изображения насекомых (пчела, жучок, кузнечик, бабочка) с написанными на обратной стороне названиями игр; задания на установление простых аналогий, отпечатанные по числу учащихся, конверты с набором слов для составления предложений.

1. Оргмомент. Проверка готовности к занятию. Назвать учебные принадлежности со звуком [ч’] (ручка, учебник); со звуком [т’] (тетрадь, стержень).

2. Сообщение темы. Почему я просила назвать слова именно со звуками [ч’], [т’]?

На доске и в тетрадях записываем число и тему “Различай ч – т”. Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, а куда – вы сами догадаетесь, когда послушаете эти звуки (прослушивание аудиокассеты “Звуки леса” 1-2 мин.).

Где мы оказались? (в лесу). Как вы догадались? Мы слушали звуки.

Это были речевые или неречевые звуки? Почему вы так думаете?

3. Уточнение артикуляции звуков. Иногда неречевые звуки очень похожи на звуки нашей речи. Песня птицы может напомнить какой-то звук: [т’-т’-т’]. Подвиньте к себе зеркала и приготовьтесь правильно повторить звук [т’]: улыбнитесь, сблизьте зубы, расслабьте язык, опустите его кончик к нижним зубам, прижмите середину языка вверху, а края языка к верхним коренным зубам. Резко выдыхаем воздух, чтобы язык отскочил от нёба. Дать характеристику звуку [т‘]: согласный, глухой, мягкий (имеет твёрдую пару [т]). Ребята, вы не забыли, что мы с вами в лесу? Как нужно вести себя здесь?

Есть один знак, который об этом напомнит (поднести к губам вертикально указательный палец, произнести [ч’]). Посмотрите в зеркало, приготовьтесь повторить этот звук: губы слегка выдвинуть вперёд, округлить, зубы сблизить, язык расслабить. Широкий кончик языка поднять к бугоркам за зубами, но не прижимать.

Серединку языка опустить, чтобы образовалось углубление, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Выдохнуть воздух. Дать характеристику звуку [ч’]: согласный, глухой, всегда мягкий.

Вывод: звуки [ч‘] и [т‘] близки по звучанию. Когда мы их произносим, органы речи занимают похожее положение. Но это разные звуки, и на письме они обозначаются разными буквами.

4. Соотнесение звуков с буквами. Показать букву, соответствующую звукам в слогах: ча, тя, те, че, чу, чи, тю, ти, ать, ач, уть, уч.

5. Повторение рядов слогов с перекидыванием мяча.

У каждой птицы в лесу – своя песенка. Попробуем повторить за ними: те – те – че,

че – че – те, те – че – те, чи – ти – ти, чи – ти – чи и др.

6. Чтение рядов слов с заданием. Сейчас мы отправимся на лесную полянку, а пойдёем мы по тропинке, такой же длинной, как цепочка слов, которые будем читать. Читаем целыми словами и стараемся их запомнить:

ночь – ночи – чижи – жить – жечь – речь – речи – мячи – мять – мыть – рыть – чары – часть.

Закрыть карточку. Вспомнить название птиц, части суток. Объяснить значение предпоследнего слова. Почему в словах “ночь” и “речь” пишется “ь”?

стихи – тихий – чихал – читал – учите – стучи – чисто – часто – части – вести – гости – горсть.

Назвать слово, которое отвечает на вопрос какой?

7. Обобщение по фонетическому и семантическому сходству.

Мы вышли на лесную полянку (изображение на доске). А вот и лесные жители. Угадайте, кто они:

а) С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка – зелёная спинка.

б) Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком и поделится медком.

в) От цветка к цветку порхает, утомится – отдыхает.

г) Я коровка не простая, не даю я молока.

От цветка к цветку летаю, в точках спинка и бока.

К ромашкам прикрепляем изображения кузнечика, пчелы, бабочки и жучка. Повторяем слова ещё раз. Что общего у них? (можно назвать одним словом, у всех слов есть звук [ч’]).

8. Словообразование. Соотнесение звука и буквы. Лесные жители предлагают нам поиграть. Каждый из них принёс игру.

Первая игра у насекомого, название которого самое длинное слово (кузнечик). Правильно определивший слово ученик переворачивает картинку и читает название игры: “Не перепутай буквы!” Кузнечик просит назвать детенышей птиц и животных и записать эти слова. Но сначала покажем буквы (ч или т):

у зайца – (зайчата) у волка – (волчата)

у белки – (бельчата) у сороки – (сорочата)

у кошки – (котята) у утки – (утята)

Какую букву будем писать после ч? Почему? Какие птицы и животные (из тех, что назвали) не живут в лесу?

9. Простые аналогии. Соотнесение звука и буквы.

Следующая игра у насекомого, в названии которого звук [ч’] второй по счёту (пчела). Прочитать название с обратной стороны картинки: “Какое слово подойдёт?” Речевой материал отпечатан по числу учащихся

летать стрекотать, ловить, прыгать

птица стебель, растение, земля

Прочитайте два слова слева. Как они связаны между собой? Прочитайте слово справа. Свяжите его по смыслу с одним из слов внизу как первое со вторым.

Записать в тетради эту пару слов:

кузнечик – прыгать, одуванчик – растение.

На полянке, словно в сказке, дружно выросли ромашки

(медленно встаём из положения сидя).

Как подует ветерок – наклонится стебелёк

(наклоны в стороны, руки вверх).

Наклонится до земли, и не раз, а целых три (наклоны вниз).

По сторонам оглянется и к солнышку потянется (руки на пояс – повороты, руки вверх – потянуться).

11. Составление словосочетаний.

Третья игра у насекомого, в названии которого [ч’] третий по счету (жучок).

Читаем название: “Слово потерялось”. Угадайте его:

тёмная, грозовая, большая … что это? (туча) туча какая?

Назовите только одно слово со звуком [т’].

Записать “тёмная туча”. Мы получили словосочетание – два слова, связанные между собой. Найти главное слово, поставить от него вопрос к зависимому.

Аналогично составляем словосочетания: чистая, глубокая, прозрачная. что это? (речка) речка какая? Подобрать слово со звуком [ч‘].

12. Составление предложений. Работа с текстом.

Последняя игра у бабочки (“Собери предложение”).

Из чего можно “собрать” предложение? Что выражает предложение?

Как показать на письме его начало и конец? У каждого ученика

на столе конверт с набором слов для составления предложения

Составьте предложение, выложив слова на парте,

вставьте в слова пропущенные буквы. После проверки

учителем предложения записываются в тетрадь.

Задание выполняется под музыкальное сопровождение.

1) После но_и солне_ные лу_и согрели землю.

2) Лесные п_ицы на_али свою перекли_ку.

3) Вот засту_ал на берёзе _ёрный дя_ел.

4)Забавная песня _е_вицы похожа на дразнилку.

5) А какой мелоди_ный голосок у пено_ки!

6) П_ицы спешат накорми_ь голодных п_енцов. пеночка

7) До ве_ера будет зву_ать _удесный п_и_ий хор. Приготовьтесь читать свои предложения по порядку. На доску прикрепляем цифры. Учащиеся читают предложения, сверяя номер на доске с номером конверта.

Что у нас получилось? (текст).

Из чего состоит текст? (из предложений).

Связаны ли предложения в тексте по смыслу?

О чём говорится в этом тексте? (о птицах).

Тема текста – о птицах. Что говорится о птицах? (что они поют весь день).

Это главная мысль текста. Она должна быть в названии рассказа. Озаглавить текст. В случае затруднений найти заголовок в предложении №7.

13. Подведение итогов.

О каких звуках и буквах говорили на занятии? Теперь вы умеете различать их в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Какие задания вам понравились больше других?

Дидактический материал к занятиям

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ч –Т

1. Читай целыми словами:

а) пять – петь – печь – печи – лечи – лети – сети – дети – дачи – дать – дуть – чуть

б) ночь – ночи – чижи – жить – жечь – речь – речи – мячи – мять – мыть – рыть – чары

в) стихи – тихий – чихал – читал – учите – стучи – чисто – часто – части – вести – гости

2 Пара к паре. Прочитай первую пару слов. Как они связаны между собой? Прочитай слово справа над чертой. Свяжи его по смыслу с одним из слов внизу так, как слова первой пары.

летать стрекотать, ловить, прыгать

птица стебель, растение, земля

ночь осень, месяц, октябрь

вспомнить болтать, молчать, петь

врач ученик, учитель, учебник

мычать плавать, нырять, крякать

3. Прочитайте слова парами, вставляя буквы ч, т:

а) *ашка – *яжкий б) *ёрка – *ёрный в) ка*ить – то*ить

*айка – лен*яйка пя*ёрка – пе*ёнка но*ёвка – пу*ёвка

ов*ина – пау*ина вну*ата – у*ята по*ерял – по*есал

*улан – *юльпан ко*ёнок – зай*онок Пе*ька – пе*ка

*есный – *естный про*ёр – про*ёл *ижик – *ише

зай*ик – зон*ик ле*ил – ле*ел *ёрный – *ёмный

*еремок – *еренок *еснота – *ернота ка*ели – хо*ели

4. Спишите, добавляя слоги че или те :

а) __сто, __рвяк, __нёк, __пло, __репаха, __мно, __рпел, __рпал, __лефон,

б)__чёт, __ловек, у__бник, ме__ли, ве__рний, хо__ли, ко__льная, ка__ли, ле__ли, по__рнел, по__мнел, по__рял, вы__ркнул

5. Прочитайте слова, вставляя буквы ч, т. Спишите, распределяя их в два столбика.

п_ицы, зая_ий, о_ец, о_ередь, кус_ик, зон_ик, клю_ик, пе_енье, _итал, с_ихи,

_ишина, ум_ался, при_ина.

6. Прочитайте слова, вставляя ч или т.

п_и_ий, у_и_ель, _е_ерев, _ер_ил, мес_е_ко, ап_е_ка, _ис_юля, _яну_ка, _ер_ёж,

ме_та_ель, _е_ёт, отве_а_ь, мы_и_е, выклю_а_ель.

7. Прочитайте слова, добавляя ч или т. На какой вопрос они отвечают?

а) _ирикает, стреко_ет, сту_ит, мол_ит, жур_ит, шеп_ет, грохо_ет, шелес_ит.

б) рас_ёт, цве_ёт, те_ёт, пле_ёт, ка_ается, _янется, ле_ит, пря_ется, ска_ет.

8. Прочитайте словосочетания, вставляя ч или т:

а) _истая _етрадь, _ёплые лу_и, _ёрная ту_а, солне_ный зай_ик,

б) выу_ил с_ихи, по_ерял у_ебник, реши_е зада_у, шелес_ит лис_ьями, ле_ят упус_ил добы_у, но_ная _ишина, ве_ерний _ай.

9. Прочийте текст, вставляя ч, т. Озаглавьте его. Определите границы предложений.

Ар_ём и Ви_я решили пой_и на ре_ку маль_ики нарыли _ервя_ков они взяли удо_ки и тронулись в пу_ь вот и ре_ка Ви_я закинул удо_ку клюёт маль_ик по_янул удо_ку из воды на крю_ке вер_елся карась.

10. Составьте рассказ по вопросам, используя слова в скобках.

Лучи.

1. Куда ушли лучи солнышка? (в дальний путь)

2. Что они понесли листьям, цветам и травам? (тепло и свет)

3. Где лопнули почки и бутоны? (на вишнях и черемухе)

5. Куда заглянул маленький лучик? (во двор)

6. Кто там гулял? (Петя и Тёма)

7. Что сделал лучик? (стал играть с детьми)

11. Прочитайте пословицы, вставляя пропущенные буквы:

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков [Т – Д]

Конспект логопедического занятия со следующими задачами: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звуков [т], [д]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этих звуков; установить связь между артикуляционным укладом и акустическими характеристиками этих звуков в рамках развития фонематического слуха; развитие фонематического слуха при дифференциации звуков; развитие общей моторики.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков [Т – Д]»

индивидуального логопедического занятия

Тема: «Дифференциация букв и звуков [Т – Д]

Цель: выработка умения дифференцировать буквы и звуки [Т – Д].

Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звуков [т], [д], соотнести с соответствующими графемами; учить дифференцировать звуки; учить составлять предложения по заданным словам; активизация словаря.

Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звуков [т], [д]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этих звуков; установить связь между артикуляционным укладом и акустическими характеристиками этих звуков в рамках развития фонематического слуха; развитие фонематического слуха при дифференциации звуков; развитие общей моторики.

Коррекционно-воспитательные: воспитание речевой культуры общения.

Зеркало (настенное); таблица с обозначением акустической характеристики звуков; элементы букв Т и Д; элементы слов и предлогов для составления предложений; доска; мел.

Этап и деятельность логопеда

Предположительные ответы ребенка

I. Организационный момент.

– Как твое настроение?

-Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.

– Приготовь тетрадь, пенал.

II. Артикуляционная гимнастика.

– Сели ровно, плечи расправили.

– Зафиксировали спинку и положили руки на парту, чтобы они не мешали.

1. «Удивились – рассердились» (чередуем 5 раз).

2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем 5 раз).

3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем 5 раз).

4. «Построили заборчик – сломали заборчик»(чередуем 5 раз).

2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звуков [т – д]:

1. – Сделаем упражнение «Дворник»: широко открыли ротик и кончиком языка поглаживаемнижние зубки изнутри (под счет до 10 по 5 подходов).

2. – А теперь («Дворник») будем поглаживать язычком верхние зубки точно также в разные стороны (10 раз по 5 подходов).

– Молодец, отдохни, проглоти слюнки.

3. – А сейчас сделаем упражнение «Маляр»: широко открыли рот, кончиком языка поглаживаем «небушко» (верхнее небо) от верхних зубов как можно дальше к горлышку и обратно, так чтобы «небушку» было щекотно (10 раз по 5 подходов).

III. Подведение к теме занятия.

– Послушай и отгадай загадки:

1. Кто у постели больного сидит

И как лечится, он всем говорит?

Кто болен – он капли

Тому, кто здоров –

2. Удивительный вагон!

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

3. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду,

Пока он не уйдет.

4. Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

– Назови все отгадки и выдели первые звуки в этих словах.

– Правильно. Сегодня будем работать со звуками [т] и [д], и учиться их отличать.

– Придумай самостоятельно слова с этими звуками.

– Объясни значения слов:

IV. Характеристика звуков [Т – Д].

– Произносим звук [т] и смотрим на себя в зеркало.

– Когда мы произносим звук [т], в каком положении находятся губки?

– Правильно, в «улыбке».

– А теперь снова произнесем звук [т] и постараемся почувствовать, где язычок.

– В каком положении язычок, когда мы произносим звук [т]?

– А теперь приложи руку к горлышку, и постарайся почувствовать, голосовые связки вибрируют или нет при звуке [т].

– А если голосовые складки не вибрируют, какой это звук? Звонкий или глухой?

– Дай характеристику звука [т], смотри на таблицу (с характеристикой звуков).

– А когда произносим звук [д], в каком положении губки?

– В каком положении язычок, когда мы произносим звук [т]?

– Голосовые складки вибрируют или нет?

– Молодец, а если голосовые складки вибрируют, какой это звук? Звонкий или глухой?

– А теперь дай характеристику звука [д], также смотри на таблицу.

– Чем похожи звуки [т – д]?

– А еще, чем, похожи?

– А чем же отличаются?

V. Упражнение на развитие фонематического слуха:

– Приготовь свои ушки и ладошки.

Дифференциация звуков в слогах:

Я буду говорить слоги, ты должен очень внимательно меня слушать, если услышишь среди слогов слог со звуком [т], хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [д] – поднимешь руку; если же не услышишь ни того, ни другого звука – сидишь спокойно.

– Приготовились: хлопок – на звук [т]; ручка на звук[д].

Слоги: за, но, ду, ка, ты, зы, до, лу, зу, та, зэ, да, по, то, сы.

Дифференциация звуков в словах:

А теперь среди слов, точно также: если услышишь в слове звук [т], хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [д] – поднимешь руку; если же не услышишь ни того, ни другого звука – сидишь спокойно.

Слова: Слон, петух, дом, ручка, щенок, ток, снеговик, дорога, стол, барабан, зайка, аист, дача, игра, собака, лиса, коза, нота, зонт, шапка, дата.

Дифференциация звуков в словосочетаниях:

– Я сейчас буду говорить словосочетания, а ты, если услышишь звук [т] среди слов, хлопнешь в ладоши, а, если услышишь звук [д] – поднимешь руку. Приготовились: на звук [т] – хлопаем, на звук [д] – поднимаем руку.

Словосочетания: дорогой костюм, журчанье реки, чистая вода, смешанный лес, новые карандаши, длинный забор, золотое кольцо, том книги, алые розы, читаю книгу, высокий дом.

– Молодец, очень внимательный.

– Давай немного отдохнем.

– Сначала посмотри на меня и послушай, я говорю и показываю движения, а потом сделаем вместе:

Ветер северный подул

Поднять руки вверх – «изобразить» ветер, а потом подуть на пальцы.

И на землю опустились.

Пошевелить руками в разные стороны и медленно положить их на стол.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап – кап – кап, кап – кап – кап». –

Постучать указательным пальцем по ладошке.

Град по ним заколотил

Листья все насквозь пробил. –

Постучать кулаком по ладошке.

Снег потом припорошил. –

Плавные движения кистями рук.

Ладони крепко прижать к столу.

VII. Составление букв Т и Д из отдельных элементов.

– Составь буквы Т и Д из элементов, которые я тебе дала.

– Как выполнишь задание, поднимешь руку, поставишь на локоток.

VIII. Составление предложений из отдельных элементов (слов и предлогов):

– Составь предложения из элементов (слов и предлогов), которые я тебе дала.

– Прочитай, какие предложения у тебя получились.

– Найди в предложениях слова со звуком [т]. Назови эти слова.

– Сколько всего слов со звуком [т] ты нашел?

– Найди в предложениях слова со звуком [д].

– Назови эти слова.

– Сколько слов со звуком [д] у тебя получилось?

– Каких слов больше со звуком [т] или со звуком [д]?

– Давай запишем эти слова в тетрадь.

– Отступаем четыре клетки вниз, записываем по середине число.

– Я на доске, а ты в тетради записываешь слова под диктовку с новой строки.

– Называй слово, и вместе пишем.

– С какими звуками мы сегодня работали?

– Дай характеристику звука [т].

– Дай характеристику звука [д].

– Чем эти звуки похожи?

– Что тебе сегодня на уроке не понравилось?

учитель-логопед Торбочкина Екатерина Евгеньевна Конспект занятия: “Дифференциация звуков С-Ц”. (2 класс)
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Занятие является заключительным по теме:”Дифференциация звуков С-Ц.( 2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
differntsiatsiya_zvukov_s-ts_1.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков С-Ц. (2 класс)

Цель: выработать четкую дифференциацию звуков С-Ц и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами.

  • учить дифференцировать звуки С-Ц в словах, словосочетаниях и предложениях;
  • совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие;
  • активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;
  • развивать связную речь; зрительное внимание и память.

Оборудование: демонстрационные картинки , компьютер.

I. Организационный момент

– Здравствуйте, дети. Садитесь.
– Отгадайте загадки:

На шесте – дворец. Доброе, хорошее

Во дворце – певец. На людей глядит,

А зовут его… (скворец). А людям на себя

Глядеть не велит. (Солнце)

Учитель-логопед вывешивает на доску картинки с изображениями отгадок.

– Подчеркните в отгадках буквы С, Ц

С – одной чертой, Ц – двумя чертами

Вы догадались, что тема нашего сегодняшнего занятия – различение звуков С-Ц.

II. Основная часть

  1. Дадим характеристику звукам С-Ц.
    – Звук С – согласный, твердый, глухой.
    – Звук Ц – согласный, твердый, глухой.

2. Прослушайте слова и запишите первые буквы этих слов.

Сабля, целый, цирк, сухо, циркуль, сыпать, сало, цапля.

3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите какими звуками отличаются эти пары слов.

4. К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите предложения. Подчеркните С – одной чертой, Ц – двумя чертами.

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

6. Работа у доски. Закончите предложения, вставив пропущенные слова. Запишите предложения. Определите положение звуков С-Ц – в начале, середине, конце слова.

Сахар хранится в ….
Сегодня ярко светит ….
Поезд подходит к ….
Во дворе лает ….
В году двенадцать ….
На грядке вырос ….
Лист в книге называется ….
По дороге едет ….

7. Вставьте в слова пропущенные буквы С-Ц. Один из учеников выполняет задание на компьютере.

Увидела ли-и-а зай-а. Подкрала-ь к нему. Зая- заметил ли-и-у и в ку-ты. Ли-и-а за ним.

Зая- за ку-т, и ли-и-а за ку-т. Куда зая-, туда и ли-и-а. –елый день гоняла-ь ли-и-а за зай-

ем, так и не поймала. Молоде- зая-.

III. Итог занятия

– Какие звуки мы сегодня различали?
– Какие слова вы запомнили со звуками С – Ц? Назовите их.
– Какие задания вам понравились?
– Благодарю всех за работу, до свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие является заключительным по теме:”Дифференциация звуков К – Г”(2 класс).

Занятие “Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях” (2класс) является заключительным по этой теме.

Конспект логопедического занятия “Буквы А – Я” ( 2 класс) является одним из уроков в системе работе над дисграфий, связанной с нарушением языкового анализа и синтеза.

Занятие используется в работе с учащимися 2 класса.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»Цели:1. Коррекционно-образовательные:• различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, сло.

Логопедическое занятие на различение согласных звуков.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия для воспитанников коррекционной школы
Ссылка на основную публикацию