Конспект логопедического занятия: Работа над словосочетанием

Логопедическое занятие слово предложени словосочетание

Логопедическое занятие ” Слово, словосочетание предложение ”
Курдюмова Галина Викторовна, учитель-логопед,
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 4» («КГКСКОУ СКОШ 7 вида 4»)
Тема. Слово, словосочетание предложение.
Класс: 3 класс
Цель.
(Базовый уровень) Повторит понятие о слове, предложении, тексте. Научится различать устное произношение слова от его графического изображения в структуре предложения.
(Повышенный уровень)Получит возможность слышать, различать понятия словосочетание, предложение и слово, выделять их признаки.
Задачи:
дать обучающимся понятие слово, словосочетание, предложение;
учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью;
формировать умения выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме, выделять существенные признаки, обобщать;
развивать зрительный и слуховой вербальный анализ;
воспитывать языковую наблюдательность, любовь к родному языку.
Оборудование: классная доска, мел, отрывки текстов Л. Толстого, А. Плещеева, стихотворение А. Шибаева «Слова…», «Внимание. » Из книги Волиной В.В. «Весёлая грамматика», индивидуальные учебно-дидактические карточки, Су – Джок (ёжик+кольцо) на каждого ученика, ручка, цветные карандаши.Ход занятия
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Все за парты тихо сели.
На меня все посмотрели.

II. Знакомство с темой. Объяснение нового материала.
1. Беседа о речи. Д/игра «Назови лишнее слово».
Логопед:
***
Слова, слова, слова…
Всему название дано – и зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз – над нами, и под нами,
И всё, что в памяти у нас, – означено словами
(А. Шибаев)
Учебно-дидактическая карточка (Удк).
(Удк. Задание 1)
***
– Назовите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.
мак, ромашка, роза, лук.
помидор, слива, баклажан, перец.
молоко, сметана, каша, сыр.
курица, коза, корова, овца.
портфель, чемодан, кошелёк, книга.
часы, очки, весы, термометр.
бабочка, линейка, весы, ножницы.
василий, фёдор, семён, иванов.
– Назовите гласные звуки в «лишнем» слове. Определите количество слогов. Произнесите слово по слогам. какое задание вы выполняли?
Ученик:
– лук, сли/ва, ка/ша, ку/ри/ца, кни/га, оч/ки, ба/боч/ка, и/ва/нов.
2. Сообщение темы занятия. Целеполагание.
Логопед:
– Тема нашего занятия: «Слово, словосочетание, предложение».
– Сегодня вы, ребята, вспомните и поделитесь своими знаниями о слове, предложении и словосочетании. Научитесь различать эти понятия и выделять их признаки.
3. Д/игра «Найди слова». (Удк. Задание 2)
Логопед:
– В ряду букв найдите «спрятавшиеся» слова.
потерялвдлоарнипстрыпевамчзакладкудунекирукявыропшлератбмюновыйпрвинапсавоькюжтученикждлоенистрокепвлаонтчбюыэжпдлсегодняпваыквцмяутьбюжпотерялУченик:
– потерял закладку
новый ученик
сегодня потерял
Логопед:
***
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нём ходят парою слова, но не равны у них права,
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто тут главный – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт
К зависимому слову,
И никогда – наоборот,
Запомни как основу. (Из книги Волиной В.В. «Весёлая грамматика»)
***
Правило!
Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, объединённых по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово зависит от другого.
4. Физминутка. «Вы, наверное, устали?»
Логопед предлагает ученику провести в группе физминутку.
(Выполнение действий по тексту)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали
Раз-два-три.
Ручками похлопали
Раз-два-три.
Покрутились, повертелись
Раз-два-три. И за парты все уселись
Раз-два-три.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
Раз-два-три-четыре-пять.
Открываем, поморгаем
Раз-два-три.
И работать продолжаем.
(Раз-два-три)
5. Дифференциация понятий «слово», «Словосочетание», «предложение».
(Удк. Задание 3)
Логопед:
– Прочитайте запись в карточке под цифрами 1,2,3.
1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять
2. потерял закладку, сегодня потерял
3. Новый ученик сегодня потерял закладку.
Логопед:
– Прочитайте строчку под номером один. Что записано? (Слова.) Выражает ли эта группа слов законченную мысль? Это предложение?
– Прочитайте строчку под номером два. Что записано в этой строчке? (Словосочетание.) Это предложение? Почему? Выражает ли эта группа слов законченную мысль?
– Прочитайте строчку под номером три. Что записано на этой строчке? (Предложение.)
Рядом со строкой напишите определение: слова или словосочетание, или предложение.
Правило!
Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Предложение может состоять из группы слов или одного слова.
Логопед:
– Повторите предложение. О ком говорится в предложении?
Ученик:
– Об ученике.
Логопед:
– Что говорится об ученике?
Ученик:
– Ученик потерял закладку.
Логопед:
– Назовите 1-ое слово предложения?
Ученик:
– Новый.
Логопед:
– Почему это слово написано с заглавной буквы?
Ученик:
– Первое слово в предложении всегда пишется с заглавной буквы.
Логопед:
– Какой знак препинания обозначает конец предложения?
Ученик:
– Точка.
6. Гимнастика для глаз.
Логопед:
– Следим за движущимся предметом только глазами. Не вращаем головой.
7. Динамическая пауза Су-джок.
1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну. 2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
8. Д/игра «Сыщики».
Логопед:
– Внимательно прочитайте запись под цифрой 4. Найдите предложения, подсчитайте, и запишите их количество в ячейку.
(Удк. Задание 4)
Ранней осенью. Наступила осень. Цветы увяли. Головки цветов. Кудрявая травка. Гнёзда птиц. Пожелтела трава. Замолкли птицы. Идут дожди.
(Удк. Задание 5)
– Внимательно прочитайте запись под цифрой 5. Найдите все словосочетания, подсчитайте, и запишите их количество в ячейку.
Совёнок громко пищал. Громко пищать. Игра началась. Интересная игра. Подарить брату. Брат подарил. Тёмная туча. Повисла тёмная туча.
Логопед:
– Чем отличается словосочетание от предложения?
Правило!
Словосочетание называет предмет, а предложение содержит сообщение о том, что есть в действительности, характеризуется смысловой и интонационной законченностью.
9. Развитие слухового вербального анализа текста. Определение количества предложений в тексте. (Удк. Задание 6)
Логопед:
– Определите по интонации количество предложений в тексте. Объясните, как по интонации узнать, закончилось ли предложение?
у
– Интонация конца предложения, пауза.
Текст 1.
По двору бежал кот. В зубах у кота была мышь. (2)
Текст 2.
У утки Тинки утята. Тинка учит их плавать. Утёнок Тишка самый храбрый. Он первый бросился в воду. (4)
Текст 3.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была только на дне. Галка стала кидать в кувшин камушки. Вода поднялась. Теперь можно было пить.
(По Л. Толстому) (6)
Текст 4.
Осень наступила. Высохли цветы.
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь на полях.

(А. Плещеев) (5)
10. Определение количества предложений в тексте.
Логопед:
(Удк. Задание 7)
– Послушайте предложения, определите, сколько слов в каждом предложении. Запишите цифру в скобках.
(Сначала обучающимся предлагаются предложения без предлогов, а затем – с предлогами.)
Таня рисовала простым карандашом. (4) Скучные получились картинки. (3) Взяла Таня цветные карандаши. (4) Шиповник расцвел алыми цветами. (4) Засияла река. (2) Зашумели зелёные камыши. (3) Ужи повернули жёлтые шейки. (4)
Тишина в лесу. (3) Легко скользят по снегу лыжи. (5) В воздухе пушистые снежинки. (4) На вершинах сосен мохнатые шапки. (5)
(Удк. Задание 8)
– А теперь, расставьте точки и запишите количество слов в каждом предложении в скобках.
Наши котята ещё очень маленькие. (5) Они ещё слепые. (3) Котята постоянно ищут мать. (4) Кошка кормит их своим молоком. (5) Скоро котята подрастут. (3) Они откроют глазки. (3) Кошка будет приучать их ловить мышей. (6)
Пришла осень. (2) Опустели поля и леса. (4) Стаи птиц устремились к югу. (5) С каждым днём солнце всё меньше дарит своё тепло. (9)
III. Итог занятия.
Логопед:
– Ребята, понравилось вам занятие? Витя, какое задание тебе понравилось! (А тебе, Катя…?) Женя, чем интересны были задания? Какое задание было самым сложным? Чему сегодня научились?
Ученик:
– Мы научились различать слова, словосочетания, предложения, и выделять их признаки.
Логопед:
– Ребята, оцените свою работу на уроке.
Самооценочные лесенки: «Поставь знак «!» на той ступеньке, где оценка совпадает с твоей».
221742019685
Я работал на уроке:
2235835103505
На уроке мне было:
311340511430Моё настроение:
Учебно-дидактическая карточка
Фамилия и имя учени__________________________________________класс________________
1. Назови лишнее слово, и объясните, почему оно лишнее. Выпиши его. Выдели в лишнем слове гласные цветом. Раздели вертикальной чёрточкой это слово на слоги.
мак, ромашка, роза, лук.
помидор, слива, баклажан, перец.
молоко, сметана, каша, сыр.
курица, коза, корова, овца.
портфель, чемодан, кошелёк, книга.
часы, очки, весы, термометр.
бабочка, линейка, весы, ножницы.
василий, фёдор, семён, иванов. ____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
2. В ряду букв найди и выпиши «спрятавшиеся» слова.
потерялвдлоарнипстрыпевамчзакладкудунекирукявыроп________________________________________________________________________
шлератбмюновыйпрвинапсавоькюжтученикждлоенистро________________________________________________________________________
кепвлаонтчбюыэжпдлсегодняпваыквцмяутьбюжпотерял________________________________________________________________________
3. Определи, в какой строке спрятались слова, словосочетания и предложение?
1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять
2. потерял закладку, сегодня потерял
3. Новый ученик сегодня потерял закладку. ____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
4. Найди все предложения, посчитай и запиши их количество в ячейку.
Ранней осенью. Наступила осень. Цветы увяли. Головки цветов. Кудрявая травка. Гнёзда птиц. Пожелтела трава. Замолкли птицы. Идут дожди.
5. Найди все словосочетания, посчитай, и запишите их количество в ячейку.
Совёнок громко пищал. Громко пищать. Игра началась. Интересная игра. Подарить брату. Брат подарил. Тёмная туча. Повисла тёмная туча.
6. Определи по интонации количество предложений в тексте. Запиши их количество в скобках.
Текст 1.
По двору бежал кот в зубах у кота была мышь (……………)
Текст 2.
У утки Тинки утята Тинка учит их плавать утёнок Тишка самый храбрый он первый бросился в воду (……………)Текст 3.
Хотела галка пить на дворе стоял кувшин с водой в кувшине вода была только на дне галка стала кидать в кувшин камушки вода поднялась теперь можно было пить (……………)(По Л. Толстому)
Текст 4.
Осень наступила высохли цветы
и глядят уныло голые кусты
вянет и желтеет травка на лугах
только зеленеет озимь на полях (……………) (А. Плещеев)
7. Определи на слух, сколько слов в каждом предложении. Запиши цифру в скобках. Расставь точки в предложениях.
Таня рисовала простым карандашом скучные получились картинки взяла Таня цветные карандаши шиповник расцвел алыми цветами засияла река зашумели зелёные камыши ужи повернули жёлтые шейки
(1)…………) (2)…………) (3)…………) (4)…………) (5)…………) (6)…………) (7)…………)
Тишина в лесу легко скользят по снегу лыжи в воздухе пушистые снежинки на вершинах сосен мохнатые шапки
(1)…………) (2)…………) (3)…………) (4)…………)
8. Расставь точки в предложениях, и запиши количество слов в каждом предложении в скобках.
Наши котята ещё очень маленькие они ещё слепые котята постоянно ищут мать кошка кормит их своим молоком скоро котята подрастут они откроют глазки кошка будет приучать их ловить мышей
(1)…………) (2)…………) (3)…………) (4)…………) (5)…………) (6)…………) (7)…………)
Пришла осень опустели поля и леса стаи птиц устремились к югу с каждым днём солнце всё меньше дарит своё тепло
(1)…………) (2)…………) (3)…………) (4)…………)
3437024144722
Моё настроение

Читайте также:  Конспект НОД в подготовительной логопедической группе на тему: Что такое дружба

  • logopedicheskoe_zanyatie_slovo_predlozheni_slovosochetanie
    Размер файла: 99 kB Загрузок: 6

Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект логопедического занятия “Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения” предназначен для групповой работы. Цель: развивать навыки составления предложений из трех слов, навыки грамматического оформления предложений и их распространения с помощью добавления определений.

Задачи: 1. научить детей правильно составлять предложения из трех слов;

2. научить распространять предложения;

3. научить составлять предложения по образцу;

4. научить составлять собственные предложения;

5. развивать внимание, логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».

Цель: развивать навыки составления предложений из трех слов, навыки грамматического оформления предложений и их распространения с помощью добавления определений.

Задачи: 1. научить детей правильно составлять предложения из трех слов;

2. научить распространять предложения;

3. научить составлять предложения по образцу;

4. научить составлять собственные предложения;

5. развивать внимание, логическое мышление.

Оборудование: Предметные и сюжетные картинки.

I Организационный момент.

II Сообщение темы.

– Мы работали с предложениями, которые состояли только из двух слов. Но в предложении может быть три, четыре, пять и более слов. Сегодня мы будем учиться составлять предложения из трех слов.

III Изучение темы.

1. «Составление предложений из трёх слов по сюжетным картинкам».

-Рассмотрите внимательно картинку. (На доску выставляется картинка, на которой изображена девочка, читающая книгу). Девочка читает. Кто это? (Девочка). Что она делает? (читает). Что читает девочка? (Книгу). Девочка читает книгу.

– Какое слово прибавилось в предложении? (Книгу). Сколько стало слов в предложении? (Три).

Далее выставляются следующие картинки. Работа проводится аналогично.

2. «Составление предложений из трех слов по двум предметным картинкам».

-Рассмотрите внимательно картинки. (На доску выставляются две предметные картинки , например: мальчик и рыба). Давайте попробуем составить предложение, подобрав к картинке слово, обозначающее действие:

Мальчик ловит рыбу.

Далее выставляются следующие картинки. Работа проводится аналогично.

3. «Составление предложений из трех слов каждым ребёнком».

Каждому ребенку раздаётся по одной сюжетной картинке и предлагается самостоятельно составить по ней предложение из трех слов.

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем,

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

5. «Усложнение предложений. Составление предложений из четырёх слов с добавлением определения».

– А теперь давайте усложним эти предложения. Например: Девочка поливает цветы. Какие цветы? (Красивые)./ или: Какая девочка? (Маленькая).

Далее выставляются следующие картинки. Работа проводится аналогично.

6. Упражнение «Собери предложение из слов».

– А теперь я буду называть вам слова, а вы внимательно их послушайте и соберите из них предложения.

Пример: Мячик, Таня, ловит, большой.– Таня ловит большой мячик.

-Свитер, мама, связала, красивый. ( Мама связала красивый свитер)

-Рыбу, рыбаки, поймали, крупную. (Рыбаки поймали крупную рыбу)

-Книжку, Катя, читает, интересную. (Катя читает интересную книжку)

-Стрекозу, Рита , увидела, большую. (Рита увидела большую стрекозу)

-Булку, Вова, купил, вкусную. (Вова купил вкусную булку)

-Карандашами, дети, рисуют, цветными. (Дети рисуют цветными карандашами)

-Дерево, буря, сломала, старое. (Буря сломала старое дерево).

-Вы сегодня молодцы! Очень хорошо занимались. Теперь встанут и пойдут в группу дети с последнего ряда, затем со второго ряда, потом с первого ряда.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вашему вниманию представлен конспект подгруппового логопедического занятия “Автоматизация звука “Р” в словах и предложениях”. Данное занятие было проведено в логопункте детского сада с детьми старшего.

Автоматизация звука Ш.

В конспекте использован речевой материал для автоматизации звука “С” в словах и предложениях, включены задания на развитие фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики, зрительной памяти, .

Автоматизация звуков [р -рь] в словах, фразе, связной речи по лексической теме “Зимующие птицы”.

Подгрупповое занятие для детей старшей группы, реализующей адаптированную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи “В гости с Шушей&quot.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [щ] в словах и предложениях с использованием лексического материала по теме “Профессии”.

Цель: формировать умение произносить звук «Р» в словах. Задачи: упражнять в правильном произнесении звука «Р»;формировать умение правильно произносить звук «Р&raquo.

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Словосочетание. Управление»

Анастасия Викторова
Конспект логопедического занятия во 2 классе «Словосочетание. Управление»

Тема: «Словосочетание»

Цель: составление словосочетаний в родительном, винительном, дательном и творительном падежах без предлогов

Задачи:

дать понятие о «словосочетании», учить выделять главное и зависимое слово

учить различать словосочетание и предложение

учить составлять словосочетания в разных падежах без предлогов

учить согласовывать слова в падеже

активизация словарного запаса по теме «Профессии» и «Инструменты»

развивать зрительный и слуховой вербальный анализ

закрепление навыка письма слов, словосочетаний

воспитывать интерес к занятиям

Оборудование: раздаточный материал – учебно-дидактические карточки, картинки профессий и инструментов, доска, мел, примеры словосочетаний для доски

Ход занятия:

I. Организационный момент. Проблемная ситуация «Найди слова»

Логопед: Чтобы узнать тему нашего занятия, в ряду букв найдите «спрятавшиеся» слова.

Ответы детей: – потерял закладку, новый ученик, сегодня потерял

Сколько слов вы выделили? Два. Можно ли назвать эти два слова целым предложением? Нельзя, потому что они не выражают законченную мысль. Это словосочетания. Значит, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии? (о словосочетании)

II. Знакомство с темой. Объяснение нового материала.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Давайте найдём главное слово. Поставим крестик. Какое слово зависимое. Зададим вопрос. Поставим стрелочку.

Запах цветов. Что можете сказать о зависимом слове данного словосочетания? (стоит в родительном падеже,т. к. отвечает на вопрос чего?)

Правило! Словосочетание – это сочетание двух слов, объединённых по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово зависит от другого. Словосочетание – это два слова, одно из которых главное, а другое зависимое.

1. Образуйте словосочетания, ставя зависимое слово в нужном падеже. Укажите главное и зависимое слово.

Физминутка. «Вы, наверное, устали?»

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали Раз-два-три.

Ручками похлопали Раз-два-три.

Покрутились, повертелись Раз-два-три.

И за парты все уселись Раз-два-три.

Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем

Раз-два-три-четыре-пять. Открываем, поморгаем

Раз-два-три. И работать продолжаем. (Раз-два-три)

2. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение».

– Прочитайте запись в карточке под цифрами 1,2,3.

1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять

2. потерял закладку, сегодня потерял

3. Новый ученик сегодня потерял закладку.

– Прочитайте строчку под номером один. Что записано? (Слова.) Выражает ли эта группа слов законченную мысль? Это предложение?

– Прочитайте строчку под номером два. Что записано в этой строчке? (Словосочетание.) Это предложение? Почему? Выражает ли эта группа слов законченную мысль?

– Прочитайте строчку под номером три. Что записано на этой строчке? (Предложение.)

3. Дидактическая игра «Сыщики».

– Внимательно прочитайте запись под цифрой 3. Найдите все словосочетания, подсчитайте, и запишите их количество в ячейку.

Совёнок громко пищал. Громко пищать. Игра началась. Интересная игра. Подарить брату. Брат подарил. Тёмная туча. Повисла тёмная туча.

– Чем отличается словосочетание от предложения?

4. Дид. игра «Кому нужны инструменты?»

Ответить по схеме: (картинка) нужна/ен Кому? (картинка). Соедините и назовите предложение

Образец: Мастерок нужен каменщику, Кисточки художнику, Ложки повару, Письма почтальону, Лекарства врачу, Кирпич строителю

5. Работа со словосочетанием Ш (раздаточный материал)

Слова с вопросами (картинки со словами-действиями в первом столбике, картинки с инструментами во втором столбике):

Забивают (чем) … Рубят (чем) … Пилят (чем) … Вытаскивают (чем) … Режут (чем) …

Чтение и добавление слов по вопросам устно разными способами: логопед называет слова из 1 столбика, а дети – второго. Логопед называет слова из второго столбика, а дети из первого.

А теперь запишем словосочетания в тетрадь с обязательной записью вопроса в скобке, с выделением окончаний.

III. Итог занятия. Рефлексия

– Ребята, понравилось вам занятие? Какое задание было самым сложным? Чему сегодня научились?

Логопед: Ребята, оцените свою работу на уроке. На какой вопрос отвечает зависимое слово? Чем выражено главное слово? Чем выражено зависимое слово?

Самооценочные лесенки: «Поставь знак «!» на той ступеньке, где оценка совпадает с твоей» (плохо, удовлетворительно, хорошо, отлично)

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Дифференциация звуков [б] — [п] в слогах, словах, предложениях» Конспект логопедического занятия 3 класс: Дифференциация звуков [б] – [п] в слогах, словах, предложениях. Цель: формирование умения различать.

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Звуко-буквенный анализ слов сложной слоговой структуры» Конспект группового логопедического занятия Звуко-буквенный анализ слов сложной слоговой структуры Цель: развивать навык звуко-буквенного.

Конспект занятия психолога в 1 классе «Знакомство» Конспект занятия. Тема: «Все мы такие разные…» Цель занятия: знакомство с учениками и с зайцем Марфушей; развитие понимания собственной.

Сценарий итогового логопедического занятия для детей подготовительной группы логопедического пункта «Волшебное приключение» 1 сл. Не далеко и не близко, Не высоко и не низко, Жили-были звуки, В одной логонауке. По утру они вставали, Сразу дружно повторяли. Так.

Статья психолога «Управление эмоциями и чувствами» Управление эмоциями — это необходимый навык для каждого цивилизованного человека. Некоторые, сталкиваясь с разрушительным эффектом эмоций.

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи в 1 классе Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи в 1А классе, вариант 2.2.

Конспект занятия «Звуки [С], [С’]. Буквы С, с» в 1 классе Класс, учебник: 1 класс, учебник В. Г. Горецкого «Азбука» Тема: Звуки [с], [с’]. Буквы С,с. Оборудование: лента букв, касса букв, наборное.

Управление персоналом в образовательной организации АНО ВПО «Европейский Университет «Бизнес Треугольник» РЕФЕРАТ по программе профессиональной подготовки (ПП__ДО) «Менеджмент в образовании».

Презентация «Управление процессом введения Гос доо пмр» Слайд 1 титульник Здравствуйте уважаемые коллеги! Прежде чем мы окунёмся в вопрос алгоритма введения ГОС ДО, я вам хочу напомнить, что для.

Управление своими эмоциями Притча. Один мудрец, выступая перед слушателями, рассказал им анекдот. Вся аудитория содрогнулась от смеха. Через несколько минут он снова.

Разработка логопедического занятия. Конспект логопедического занятия на тему “Предложение”.

Конспект логопедического занятия.

Тема урока: «Предложение» Задачи: Образовательные: уточнить понятия слово, словосочетание, предложение, текст. Коррекционно-развивающие: совершенствовать умение распространять простое предложение, работать с деформированным предложением, составлять предложения по опорным словам и схемам; расширять словарный запас, внимание, память, мышление; совершенствовать временные представления. Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русскому языку. Тип урока: обобщающий. Форма проведения: фронтальная или подгрупповая с использованием компьютера и интерактивной доски .

План урока

1. Организационный момент.

2. Постановка темы и цели урока.

3. Уточнение и закрепление временных представлений.

4. Работа со словами.

5. Работа со словосочетаниями.

6. Работа с предложением.

7. Работа с текстом.

8. Подведение итогов.

Ход занятия.

1. Оргмомент. Сядет первым тот ученик, который назовёт мне дату и день недели .

2. Постановка темы и цели урока. Ребята, посмотрите на слайд № 1 и прочитайте тему нашего урока. Посмотрите на картинки и скажите, с чем будет связана тема урока. 3 . Уточнение и закрепление временных представлений. Слайд № 2. Вспомните все времена года и восстановите их последовательность. Запомним последовательность времён года, выполнив пальчиковую гимнастику.

Круглый год! Круглый год! (Сжимают в кулак пальцы правой руки и вращают большим пальцем).

За зимой весна идёт, а за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим –

Идёт за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идёт, спешит зима.

(Поочерёдно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года. Повторяют другой рукой.)

4. Работа со словами. Наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Называя времена года, вы называли слова. Слайд № 3 Назовите слова-предметы и вопросы, на которые они отвечают. Слайд № 4 Прочти слова и скажи, что они обозначают. Подбери к ним антонимы. К какому времени года относятся слова каждого столбика. Слайд № 5 Прочти слова и скажи, что они обозначают. Подбери к ним антонимы. К какому времени года относятся слова каждого столбика. 5.Работа со словосочетаниями. Слайд № 6 Прочитайте слова, которые записаны красным цветом. Что это? Дайте определение словосочетанию. Приведите свои примеры, используя слайд № 3 Слайд № 6 Вставить словосочетания в предложения. Прочитайте. Что вы прочитали? 6.Работа с предложением. Дайте определение предложению. Физкультминутка. И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью. 1-2 подняться на носки, локти отвести назад, 3-4 – и.п. И.п.о.с. – руки на пояс. 1- 2- наклониться вперёд, коснуться пола, 3-4 – и.п. И.п.о.с. 1-2 – присед на полной стопе (спина прямая), руки вперёд,3-4 – и.п. Слайд № 7 Прочитайте предложение. Сколько слов в предложении? О чём это предложение? Что говорится о снежинках? Эти два слова являются главными членами предложения. Помните, ребята, что чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаём. Добавляйте по слову в предложение, пока оно не увеличится до 7 слов. Когда начинается Новый год? Это предложение было тоже о зиме . 7. Работа с текстом. Слайд № 8 Какое следующее время года? Посмотрите на слайд и скажите, что это? Объясните, что такое текст? Всё ли здесь правильно? Что нужно сделать? Обозначьте начало и конец предложений и запишите в тетрадь. Слайд № 8 Теперь посмотрите на слайд и скажите, что нужно сделать. Правильно. Вспомните, как графически обозначается каждый член предложения. Составьте предложения. Слайд № 9 Следующее время года? Вспомните, что нужно сделать, чтобы правильно составить рассыпавшееся предложение. Составьте и прочитайте. Подберите заглавие к полученному тексту. Следующее время года? Слайд №10 Составьте 2-3 предложения на следующую тему, используя опорные слова. 8. Итог. Слайд №11 Подведём итог, выполнив задание. Назовите праздники и соотнесите их со временами года. Составьте предложение про каждый праздник . Что такое предложение? Текст? Что было сложным на занятии, а что далось легко?

«Предложение и словосочетание».

Данная разработка предназначена для обучающихся 2 класса, имеющих логопедическое заключение: Нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико – фонематическим недоразвитием речи. Цель данного занятия – закрепить у обучающихся умение составлять предложения, находить в нём главные слова, отличать предложение от словосочетания, а таже расширить и обогатить словарный запас обучающихся.

Просмотр содержимого документа
««Предложение и словосочетание».»

«Предложение и словосочетание».

Класс: 2 ФФНР, дисграфия

Автор: Сиднева Е.В.

Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками/ Е.В. Мазанова.- 2-е изд., испр.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. ‑ 128с.

Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

Цель: Создать условия для формирования умения составлять предложения, находить в нём главные слова, отличать предложение от словосочетания.

1. Формировать умение отличать предложение от словосочетания, выделять в предложении главные слова.

2. Формировать умение правильно оформлять предложение в письменной речи; употребление прописной буквы в начале предложения, точки.

3. Формировать умение работать со словарём.

Развитие зрительного и слухового восприятия.

Развитие связной речи.

Обогащение словарного запаса по теме «Февраль».

Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми связью слов в предложении, различными синтаксическими конструкциями.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитание интереса к занятиям, инициативность, самостоятельность.

Личностные результаты обучения:

1. Освоит личностный смысл учения, желание учиться.

2. Приобретёт способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1. Научится принимать и сохранять учебную задачу.

2. Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

3. Следовать режиму организации учебной деятельности.

4. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

5. Оценивать своё задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении задания.

Познавательные учебные действия:

1. Сможет отвечать на простые и сложные вопросы учителя, сам задавать вопросы.

2. Наблюдать и делать простые самостоятельные выводы.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные универсальные действия:

1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события и обосновывать.

2. Сотрудничать в совместном решении проблемы.

3. Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Материально – техническое оснащение: индивидуальные карточки с заданиями, слова на карточках для урока – снежень, лютый, високосный год,

февраль – картины природы, «Февральская лазурь» И. Грабарь, толковый словарь, проектор.

I. Мотивационно – целевой этап.

Он пойдёт, конечно, впрок.

Постарайтесь всё понять

Без ошибок все писать.

От улыбки станет всем светлей. Это слова известной песни. Улыбнитесь друг другу, тем самым Вы подарите частичку своего тепла (слайд 1)

– Послушайте меня! Ваша задача заключается в следующем: тот, кто услышит предложение, сядет за парту!

– Зима уступает место весне.

-Сядьте красиво и приготовьтесь меня слушать.

II. Ориентировочный этап.

– Посмотрите на доску.

– Что у меня написано на доске?

– Как Вы думаете, что я попрошу Вас сделать?

– Какое задание я приготовила для Вас?

Среди букв спряталось слово, которое будет обозначать тему нашего урока.

– Какое слово Вы нашли? (предложение)

– Что Вы можете сказать об этом?

– Тема урока: Предложение.

– Давайте вспомним, что же такое предложение по плану – алгоритму.

1.Что выражает предложение?

2. Из чего состоит?

3. Как связаны между собой?

– Как Вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить с Вами на занятии? ( о предложении)

Игра (работа с сигнальными карточками).

Если это предложение, то поднимаем вверх карточку, если нет, то карточку не поднимаем!

– Солнце в феврале….

+ Самый веселый праздник в феврале — Масленица.

+ Февраль – это самый короткий зимний месяц.

– В феврале определить погоду на ближайшие дни помогут…

– Молодцы! Карточки уберите на край парты.

– А теперь, посмотрите на доску, найдите предложение. Докажите.

– Докажите, почему второе – это не предложение. Докажите.

В феврале дуют сильные ветры

– Молодцы, предложение выражает законченную мысль.

– В предложении есть главные слова – предмет и его действие.

– А что же случится с предложением, если из него убрать главный предмет? Изменится смысл предложения.

– А что же такое словосочетание? Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически.

– Как Вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

– Сегодня мы будет закреплять умение отличать предложение от словосочетания.

III. Поисково-исследовательский этап.

– Посмотрите на карточки, которые лежат у Вас на партах. Прочитайте то, что у вас написано на карточках.

– В феврале много инея на деревьях — будет много меда (слайд 2,3)

– Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.

– Что Вы прочитали?

– На что похожи эти предложения? На народные приметы.

– Народ на Руси был очень наблюдательный.

– Для чего человеку знать приметы?

– О каком месяце шла речь в пословицах?

– Откройте тетради и запишите число.

– Февраль – самый необычный зимний месяц. Как Вы думаете, почему?

– Это последний зимний месяц (слайд 4,5)

– Что в нём необычного?

Это самый короткий месяц в году и, именно, от него зависит, станет ли год високосным. Високосный год – год в котором не 28 , а 29 дней. Не 365 дней в году, а 366. И бывает такой год раз в четыре года.

В народе февраль ещё называют – снежень, лютый.

– Как вы думаете, почему его так называли?

– Где можно найти ответ на этот вопрос?

– К каким источникам обратиться? (слайд 6)

– Я заранее посмотрела и нашла информацию в словаре.

– Снежень – месяц снега.

– Лютый – холодный, часты морозы.

– Давайте попробуем изобразить вьюгу! Дети рисуют в воздухе лежачие восьмёрки и следят за рукой глазами.

Параллельно учитель – логопед сопровождает свои действия и действия детей стихами:

Ты февраль, февраль, февраль

Весне дорогу уступай.

Через год ты приходи

И ветрами пошали!

– А как согреться в мороз? Игра «Нос – ухо» (взять левой рукой правое ухо, и правой рукой левое ухо, затем быстро поменять руки).

– Молодцы! А теперь продолжаем работать.

– Ребята, как будут называться ветры, которые дуют в феврале?

– Солнце, которое светит в феврале?

– Есть ещё картина, которая называется февральская лазурь.

– Вот она, посмотрите на неё (слайд 7)

Автор картины И. Грабарь.

– Что обозначает слово лазурь?

– Лазурный цвет – это голубой цвет, это чистое безоблачное небо – посмотрите в окно.

– Сейчас Вы попробуете составить предложения из данных слов (работа в парах). Работают две группы. Возьмите карточки в руки прочитайте про себя то, что написано на карточках.

– Прочитайте вслух (каждая группа читает свои слова на карточках.)

марту, февраль, дорогу, уступает.

сосульки, в, февраля, конце, длинные, свисают.

– Попробуйте устно составить предложения.

– Прочитайте получившиеся предложения.

– Назовите главные слова. Запишите каждый своё предложение в тетрадь.

– Какие правила необходимо помнить, при записи предложения в тетрадь?

– В каждом предложении всегда есть главные слова. Найдите их. Подчеркните.

– Какой линией подчеркнуть слово – предмет? Слово – действие.

V. Рефлексивно-оценочный этап.

– Наше солнышко ярче засветило (слайд 8)

– Ему очень понравилось, как Вы работали на уроке! Вы были активны, любознательны и внимательны.

– Сегодня на занятии мы повторили, что такое предложение, познакомились с февральскими приметами. Составляли предложения из слов, записывали их и находили главные слова.

– Посмотрите на лесенку успеха. На какую ступеньку Вы сегодня поднялись?

Конспект логопедического занятия: Работа над словосочетанием

Автор: учитель – логопед

Конева Ольга Александровна

Муниципальное образовательное автономное учреждение психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Диалог» г. Шимановска»

ЦЕЛИ:

  • Учить использованию прилагательного ЖЁЛТЫЙ в речи, согласованию его с существительными в роде, числе и падеже;
  • Закреплять представления о ЖЁЛТОМ цвете;
  • Закреплять знания пространственных отношений, выраженных предлогами -НА, -ПОД;
  • Активизировать лексический запас по темам: “Овощи”, “Фрукты”;
  • Закреплять умение отвечать на вопросы по тексту с опорой на сюжетную картинку.
  • Развивать фонематический слух через игру “Подбери парочку”;
  • Развивать слуховое восприятие через подбор слов в рифму в игре “Доскажи словечко”;
  • Развивать зрительное восприятие через игру “Перепутанные вещи”;
  • Развивать артикуляционную моторику через выполнение артикуляционной гимнастики;
  • Развивать мелкую моторику через составление разрезной картинки по образцу и выполнение пальчиковой гимнастики.
  • Воспитывать длительный плавный выдох.

ОБОРУДОВАНИЕ: Картинки с наложенными изображениями и предметные картинки к ним; предметные картинки желтого цвета; полоски из фольги; стихотворение “Урожай”; разрезные и целые картинки с фруктами из картона; султанчики для дыхательной гимнастики; зеркала; текст “Желтая сказка”(Автор: Нищева Н.В.).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

2. Объявление темы:

– Сегодня на занятии мы совершим путешествие в “Жёлтую сказку”.

3. Развитие зрительного восприятия:

– Первая наша игра “Перепутанные вещи”. Каждому из вас я раздам по картинке, где все вещи перепутались. Вы должны определить, какие предметы нарисованы на вашей картинке, а я потом проверю, кто назвал больше предметов и определю, кто выиграл.

(После того как ребенок называет перепутанные предметы с его картинки, я показываю все эти предметы на отдельных картинках, чтобы показать правильность ответов.)

4. Развитие зрительно-пространственной ориентировки:

– Следующая наша игра “Волшебная полоска”.

(Каждому ребенку раздается по 2-е предметные картинки с изображениями желтого цвета, на одной картинке предмет женского рода, а на другой – мужского рода, выдается полоска из цветной фольги.)

– Послушайте правила этой игры. Под полоску положите предмет, про который можно сказать – желтый, а на полоску положите предмет, про который можно сказать – желтая.

(Далее дети называют свои картинки так: у меня на полоске желтая кукуруза, у меня под полоской желтый подсолнух.)

5. Развитие слухового восприятия:

– Скажите, какое сейчас время года. Что делают осенью в огороде? Сейчас мы будем слушать стихотворение “Урожай” и играть в игру “Доскажи словечко”. Я буду рассказывать стихотворение, а вы добавлять пропущенные слова.

Поздним летом в огороде собирается народ.

Зрел все лето урожай. Что собрали – отгадай!

Где весною было пусто,

летом выросла . (капуста)

Солнышко светило, чтоб

ярче зеленел . (укроп)

Собираем мы в лукошко

очень крупную . (картошку)

От дождя земля намокла,

вылезай, толстушка . (свекла)

Из земли за чуб плутовку

тянем, сочную . (морковку)

Надо поклониться низко,

чтобы вытащить . (редиску)

Помогает деду внук –

собирает с грядок . (лук)

Просит дедушка Федюшку:

– Собери еще . (петрушку)

Вот зеленый толстячок,

крупный, гладкий . (кабачок)

6. Развитие артикуляционной моторики.

– Возьмите зеркала. Будем играть с нашим язычком.

– “Улыбка” – “Заборчик” (чередование 3 раза)

– “Маляр”, “Качели”, “Часики” (каждое упражнение по 10 секунд)

– “Хомячок”, “Надуй и лопни шарик” (каждое упражнение по 10 секунд)

7. Развитие дыхания и голоса.

– Возьмите султанчики, вдыхаем воздух носом и выдыхаем ртом на султанчик. Выдох длительный, плавный, щеки не раздуваются. На выдохе говорим сочетание – ФУ.

(Можно разнообразить упражнение вдохом ртом.)

8. Физ. минутка:

– Локти поставьте на стол, выполняем упражнение “Пошли пальчики гулять”;

Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки.)

Пошли пальчики гулять, (Шевелят пальчиками.)

Этот пальчик рыл песок, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Этот делал пирожок,

Этот о горки катался,

Этот в травке валялся,

Этот умницей был.

9. Развитие фонематического слуха.

– Сейчас мы будем играть в игру “Подбери парочку”.

(Каждому ребенку раздаётся по 1-ой картинке, ещё 4-е картинки лежат на середине стола.)

– Назовите свои картинки. Назовите картинки, которые лежат по середине стола. Вы должны определить первый звук в названии вашей картинки и найти среди картинок ту, которая начинается с того же звука, что и ваша и взять ее себе. Обе эти картинки должны начинаться с одинакового звука. (После выполнения задания дети объясняют свой выбор.)

10. Развитие мелкой моторики. Работа над словосочетанием. Развитие грамматического строя речи. Согласование прилагательных с существительными.

(Каждому ребенку выдается картинка с изображением какого-либо фрукта и конверт с разрезной картинкой этого фрукта, все фрукты желтого цвета.)

– Что вы видите на картинках? (фрукты)

– Вы должны сложить изображения фруктов из кусочков цветного картона, которые лежат в конвертах.

– Что вы сложили? (лимон, яблоко, банан, грущу)

– Какого цвета эти фрукты? /(желтые)

– Пусть каждый из вас назовет свой фрукт так: желтый лимон, желтое яблоко .

11. Работа над текстом. Развитие слухового внимания.

– Сказка, в которую мы попали сегодня, называется “Желтая сказка”. Садитесь как вам удобно и слушайте.

Однажды девочка пошла на полянку за цветами. Солнце было ЖЁЛТОЕ, веселое, теплое. Кое-где из земли вылезли травинки, но цветов еще не было, девочка посмотрела и сказала:

– Солнышко, солнышко, ведь уже весна, я надела свое ЖЁЛТОЕ пальто с ЖЁЛТЫМ капюшоном, почему же нет ни одного цветка?

– Сейчас будут, – ответило солнце и кинуло на солнечный пригорок вместе со своими лучами пригоршню ЖЁЛТЫХ цветов. Лепестки этих цветов топорщились, как ЖЁЛТЫЕ лучи.

– Знаешь, как они называются? – спросило солнце у девочки.

– Знаю, – ответила девочка. – Одуванчики! Солнышко улыбнулось.

– A вот и нет! Они называются мать-и-мачеха. Это самые первые весенние цветы. Даже листьев у них нет. Только сами цветы теплятся на пригорке.

– Они злые, эти цветы? – спросила девочка. – Ведь в сказках все мачехи злые.

– Нет, – ответило солнце. – Мать-и-мачеха – добрый цветок. Просто листья у него такие: одна сторона тёплая, мягкая, как руки твоей мамы. А другая – холодая и блестящая.

– Как у мачехи из злых сказок, – подсказала девочка.

Солнце засмеялось и кинуло на пригорок еще одну горсть ЖЁЛТЫХ цветов.

– Побеседуем о “Желтой сказке” (с опорой на картинку).

– Куда пошла девочка? (на полянку)

– Что она надела? (жёлтое пальто с желтым капюшоном)

– Что она увидела в небе? (солнышко)

– Каким было солнышко? (желтым)

– Что подарило солнышко девочке? (цветы)

– Какими они были? (желтыми)

12. Итог занятия.

– Какие игры были сегодня на занятии? (“Перепутанные вещи”, ‘Волшебная полоска”, “Доскажи словечко”, ‘Подбери парочку” и другие).

– Путешествовали в сказку, как эта сказка называлась?

– Что вам больше всего понравилось?

– В какие игры вы хотели бы поиграть еще?

  1. Нищева Н. В. “Разноцветные сказки” ;
  2. Т. А.Ткаченко «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа»

Читайте также:  Открытое логопедическое занятие в старшей группе на тему Ярмарка
Ссылка на основную публикацию